Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Каким предстает мир природы в лирике фета. "русская природа в лирике фета" - сочинение

Человек и природа в лирике А А Фета

В ЛИРИКЕ Ф.ТЮТЧЕВА

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЧНОМ

Билет 9

ДИКИЙ ПОМЕЩИК

Дикий помещик - герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось... мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всœем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. При этом он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелœело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

В философской лирике Тютчева утверждаются величие мироздания, единство природы и внутреннего мира человека (ʼʼмировой душиʼʼ), вечные мучительные раздумья над вопросами бытия: о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношении природы и человека, о внутренних противоре-чиях человеческой души. Далеко не всœегда эти вопросы находят разрешение, но они волнуют читателя, заставляют его думать и переживать. Тютчев (1803-1973) – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций (представлений) поразителœен:

Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета широко известны. Это удивительные стихи, отличающиеся особой музыкальностью. М. Е. Щедрин писал: ʼʼ...Романсы его распевает чуть ли не вся Россияʼʼ. Фет - певец любви и природы, влюбленный в красоту окружающего мира, еще Тургенев говорил об этом. Но его интересует не только пейзаж, но и внутренний мир человека, взаимоотношения его с природой.Все его творчество можно разделить на два периода: первый, когда природа в его стихах изображается как стихия, которая соотносится с духовным миром человека; второй период охарактеризован разладом. Человек и природа уже не могут находиться в гармонии, потому что человек хочет быть вечным и прекрасным, как природа, но обречен на борьбу и смерть.

В одном из своих циклов, который принято называть ʼʼСнегаʼʼ, Фет вводит читателя в мир русской природы (суровые, занесенные снегом равнины, тройка, летящая по этим просторам, и т. д.)

Свежесть, естественность, богатство эмоционального внутреннего мира человека в лирике Фета обусловлены русской действительностью середины XIX в. В стихотворении ʼʼПечальные березы...ʼʼ основным является образ березы, символизирующий именно русскую природу.

Предчувствие перемен взывало к новому человеку и новой человечности.

Оригинальность его стихотворений состоит по сути в том, что, одушевляя природу, он вместе с этим соединяет ее с внутренним миром человека:

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Природа (цветы спят) сливается с жизнью человеческой души (сердце цветет). ʼʼЦветущееʼʼ сердце в данном случае - символ этого слияния.

Фет воспринимает человека через то, что его окружает, и пытается говорить с ним на языке природы. Я давно хочу с тобою Говорить пахучей рифмой, Каждый цвет - уже намек, Ты поймешь мои признанья, Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья.

Фет дорожит мигом, его называли ʼʼпоэтом мгновенияʼʼ. Он умел запечатлевать неуловимые моменты жизни природы. Он сам писал об этом:

Лишь у тебя, поэт, крылатый сердца звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах...

Человек органично входит в природу, он неотделим от нее. Любимая - это сама весна, сама Красота. И чувство любви у Фета подчинœено природе: ʼʼРаспахни мне объятья свои, Густолистый развесистый лесʼʼ. В стихотворении ʼʼШепот, робкое дыханье...ʼʼ радость любви неотделима от радости, разлитой в природе. Элементы пейзажа органично соединœены с реалиями человеческой жизни и создают единую законченную картину. ʼʼШепот, робкое дыханьеʼʼ созвучны с ʼʼтрелями соловьяʼʼ, в ночных тенях происходит ʼʼряд волшебных изменений милого лицаʼʼ. В этом стихотворении нет ни одного глагола, и, тем не менее, поэт сумел передать всю остроту движения в природе, перечисляя лишь предметы и явления. Но всœе предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Ночь в данном стихотворении показана как смена мгновений, как поток событий, который разливается между человеком и природой. Последняя строка - ʼʼИ заря, заря...ʼʼ - звучит как высшее выражение чувства, это. свет любви. Особенностью стихотворений Фета является то, что любое состояние души или картины природы он рассматривает как часть одного бесконечного всœелœенского процесса.

Пейзажные зарисовки Фета сродни картинам импрессионистов. Это сходство состоит по сути в том, что значимость мгновения жизни как бы увеличивается в объёме, фиксируется и начинает восприниматься как чудо. Также в стихах Фета есть стремление необычно показать обыкновенные вещи (падение звезды, цветение цветов), субъективность мировосприятия. В картинах природы преобладают светлые, жизнерадостные тона и яркие краски. Поэт видит в природе то, чего не замечали другие: он любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину, то есть переживает с нейвсœе мгновения. В стихотворении ʼʼФантазияʼʼ (ʼʼМы одни, из сада в стекла окон светит месяц... Тусклы наши свечиʼʼ) прослеживается вера поэта в беспредельность жизни и природы, в гармоничное слияние с ней человека.

Вероятно, Фет видит в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.

С созерцанием природы связаны и философские размышления поэта. Набпюдая жизнь окружающего мира, он задумывается над важнейшими вопросами человеческого бытия. Через природу Фет" постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В стихотворении ʼʼУчись у них - у дуба, у березы...ʼʼ мы видим суровый зимний пейзаж, ʼʼжестокую поруʼʼ. Деревья стойко переносят ʼʼхолод, лютыйʼʼ,порывы ветра, злую метель: ʼʼΟʜᴎ стоят, молчатʼʼ, ʼʼ...молчи и ты!ʼʼ - обращается Фет к своему читателю, советуя нам так же стойко переносить всœе невзгоды судьбы. Как в жизни природы животворящая сила весны побеждает суровую зиму, так и в жизни человека горькие дни сменятся радостными и счастливыми:

Человек должен постоянно вглядываться в природу, учиться у нее й в то же время познавать себя и свои возможности. Лирический герой Фета всœегда стремится слиться с запредельным, постичь гармонию и красоту мира, и к этому он призывает нас, своих читателœей. Природа, в представлении Фета͵ - это мудрый советчик человека и лучший его наставник и учитель.

Гармония отношений человека и при- роды не перестает волновать нас и сейчас, в связи с этим стихи Фета всœегда будут актуальны и современны.

Человек и природа в лирике А А Фета - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Человек и природа в лирике А А Фета" 2017, 2018.

План сочинения
1. Вступление. Особенности пейзажа Фета.
2. Основная часть. Тема природы в творчестве поэта.
— Разнообразие картин природы у Фета.
— Конкретность и многоплановость пейзажа.
— Фет и .
— Импрессионизм Фета.
— Весенняя тема в лирике поэта.
— Зимняя тема в лирике поэта.
3. Заключение. Первый русский поэт-импрессионист.

«У г. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления…Поэзия его состоит из ряда картин природы…из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин…», – писал о поэте А.В. Дружинин . И действительно, пейзажи, созданные поэтом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека. Природа не связана у Фета с крестьянским трудом, как у Некрасова, с миром душевных переживаний – как у Лермонтова. Но вместе с тем восприятие ее поэтом живо, непосредственно и эмоционально. Пейзаж здесь – это всегда индивидуально-личностное восприятие, фиксирующее не только какое-то явление природы, но и настроение поэта. Природа у Фета – всегда объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Причем в центре внимания поэта – самые обыденные явления, а вовсе не эффектные, колоритные картины. И каждое мимолетное впечатление имеет для Фета собственную привлекательность. Он безотчетно радуется жизни, не задумываясь над ней. Ему свойственен какой-то простодушный взгляд на явления жизни, храрктерный для незамутненного сознания.
В произведениях поэта представлены все наши времена года: нежная весна – с пушистыми вербами, с первыми ландышами, с тонкими клейкими листочками распустившихся берез; жгучее, знойное лето – со сверкающим терпким воздухом, с синим полотном неба, с золотыми колосьями раскинувшихся вдали полей; прохладная, бодрящая осень – с пестрыми косогорами лесов, с птицами, потянувшимися вдаль; ослепительная русская зима – с ее неуемной метелью, свежестью снегов, замысловатыми узорами морозов на оконном стекле. Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы праздный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».
Природные образы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда:

Исследователи отмечали, что в произведениях поэта явления природы описываются «детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж…» . Во многих стихотворениях поэта описано конкретное время суток, зачастую это раннее весеннее утро или теплая весенняя или летняя ночь. Природа здесь соотнесена с чувствами человека:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

(«Еще майская ночь»)

Вообще, образ звезд часто встречается в произведениях Фета. К.Г. Паустовский считал поэта основоположником космической лирики. И здесь поэт сближается с Ф.И. Тютчевым. Вот стихотворение, которое очень любил П.И. Чайковский:

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Поэт здесь как будто остается один на один со Вселенной. Он смутно осознает свое одиночество и вместе с тем особую значительность, какую-то торжественность этой минуты:

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Он не просто ощущает свое родство с этой «бездной полуночной», – он переживает необычайное состояние погружения души в космическую глубину:

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

(«На стоге сена ночью южной…»)

Здесь ощущения человека, глядящего на небо, ассоциируются у поэта с ощущениями растворения души в космосе. Тютчевские мотивы, философские мысли звучат у Фета в таких стихотворениях, как «Осень», «Ласточки», «Есть ночи зимней блеск и сила…», «Я рад, когда с земного лона…».
Во многих пейзажах Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Как замечает Б.Я. Бухштаб, «поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом» . Вот, например, стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:

Ярким солнцем в саду пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник ;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, качается ельник.

В последней строфе его мы узнаем, что деревья лишь кажутся качающимися в неверных отблесках костра. Внешний мир как бы окрашивается душевными настроениями поэта. С этим связан антропоморфизм, одухотворение природы в лирике Фета. Так, роза у него «странно улыбнулась», «звезды молятся, пруд грезит», «тополь сонный дремлет». Мир природы у него очеловечивается, человек же, наоборот, является гармонической частью этого мира. Как отмечают исследователи, здесь сказывается явное влияние на творчество поэта лирики Гейне.
В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханью, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:

Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал.

(«Еще, еще! Ах, сердце слышит»)

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде – все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой. Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени…
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

(«Пчелы»)

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

(«Весенние мысли»)

Одновременно весенние стихотворения Фета – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

(«Я пришел к тебе с приветом»)

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью. Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:

Так дева в первый раз вздыхает,
О чем не ведая еще,
И в первый раз благоухает
Ее блестящее плечо.

(«Первый ландыш»)

Весна у поэта – это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».
Если весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, то зимняя – с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи – снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

(«Ночь светла»)

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла…

(«Никогда»)

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и , он умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной…
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.

(«Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов – в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу» .

1. Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983, с. 88–89.

2. Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 95.

3. Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 102.

4. Там же, с. 84.

5. См.: Бальмонт К. О поэзии Фета. М., 1934.

«У А. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления... Поэзия его состоит из ряда картин природы... из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей... Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин...» - писал о поэте А. В. Дружинин.

И действительно, картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека: «сонливое, скупое утро севера» и светлая, бодрая, морозная зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки...

Образы природы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных деталей и запоминающихся подробностей. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда («Под липой»).

Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы тайный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».

В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханию, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:

Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал.
(«Еще, еще! Ах, сердце слышит»)

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде - все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой.

Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени...
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(«Пчелы»)

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.
(«Весенние мысли»)

Одновременно весенние стихотворения Фета - это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
(«Я пришел к тебе с приветом»)

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью.

Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:

Так дева в первый раз вздыхает,
О чем не ведая еще,
И в первый раз благоухает
Ее блестящее плечо.
(«Первый ландыш»)

Весна у поэта - это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».

Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, зимняя же - с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи - снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.
(«Ночь светла»)

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла...
(«Никогда»)

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, Фет умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной...
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
(«Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов - в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета - это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».

Читайте также:
  1. Gt; во-вторых, когнитивной оценкой (cognitive appraisal), которую человек дает событию, требующему разрешения.
  2. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  3. Автономная область и автономный округ, их юр. природа как национально-государственных субъектов РФ.
  4. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
  5. Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина
  6. Акты реагирования прокурора на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

конецформыначалоформыАфанасий Афанасьевич Фет снискал славу в самом «музыкальном» роде словесного творчества – лирике; это – высокое и очень трудное искусство. Лирический поэт, как художник слова, имеет дело с особенным материалом, который можно назвать «звукосмыслом»: это то, что рождено единством «волшебных звуков, чувств и дум» (как эту область определил еще Александр Сергеевич Пушкин). Лирика – это словесный вид искусства, но вместе с тем органически связанный с музыкой: ведь музыка живет внутри самого человеческого слова, которое есть не только «смысл», но и «звук». Все слова человеческой речи – это океан звуков, это великая и таинственная стихия «музыки речи», над которой властен только лирический поэт: чем глубже изведал он тайны этой музыки, тем больше мощь, тем неотразимее магия сотканного им нового «смыслового звучания», каким является лирическое стихотворение.

Природа в лирике А. А. Фета.

Фет – без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна – с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени », с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле. Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса. Можно, конечно, сказать, что все это –естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но. Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин. В ранних стихах Фета основная тема – наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:



.Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

«Трепет жизни» – вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть «весь солнца лик», в душевных движениях конкретного человека – «все мирозданье». Он был убежден, что человек носит в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной» . Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства ». Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения – все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета. Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического «Я», объединяя мир настроением поэта. Особенная манера Фета – одушевлять всю природу чувствами этого лирического «Я». Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет («устал и цвет небес »), а с другой стороны – в тех же целях выражения лирической эмоции – живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства. Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, «где воздух, свет и думы заодно », где .в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Характерные эпитеты Фета, такие как «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации. Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, – у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка – « кроткий серафим », глаза ее –«как цветы волшебной сказки », георгины – «как живые одалиски », небеса – «нетленные как рай » и т. п. В стихотворении «Глубь небес опять ясна.» признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под «невестой» прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста – символы оживающей весенней природы. А в стихотворении «Пчелы» я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в «гвоздик душистой сирени». Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом «пышет все боле и боле ». Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять «на цветах ли, в ушах ли звенит ». У Фета «цветы глядят с тоской влюбленной », «звезды молятся », « грезит пруд » и «дремлет тополь сонный ». Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении «Сентябрьская роза», например, речь идет о розе и о женщине одновременно. Во многих стихах А. А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души. В стихотворении «Узник» человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря: Бывалое горе Уснуло в груди, Свобода и море Горят впереди. В другом стихотворении молодость – это «новый, ранний снег всегда и чист и свеж!» Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества – всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо. Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета «Вечерних огней» - природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом – чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета. У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А. К. Толстой: «Я, наконец, познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе.» Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения – «пахучая страсть», «устало все кругом: устал и цвет небес.» и т. п. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета «трепету природы» отвечает согласный «трепет души». Поэт зорко наблюдает «человечное» в природе и «природное» в человеке и полную гармонию человека и природы. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звездный цикл»: так много писал он о звездах. Вот одна из вершин «звездной лирики» Фета: На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Поэт не передает своих «диалогов со звездами» (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью – он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что: .Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась. Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. “Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант...”- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.



Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном».
Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета:
«зеленая ива повисла шатром»,
«весны душистой нега»,
«ароматные цветы» и т.д.
По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии» и т.д.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало литературный скандал. Однако это стихотворение Фета высоко оценили Тургенев, Дружинин и Достоевский.
В стихотворении два плана: первый – природа, второй – душевное состояние человека. Второй план частный, интимно-человеческий. Стихотворение безглагольное, в нем нет сказуемых, одни назывные предложения, одно восклицательное предложение. Фет в стихотворении изображает не столько предметы, явления, оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Глаголы передают движение. Здесь их нет, а ощущение движения есть. Каждое движение – картина. Перед нами любовное свидание до зари. Первая строфа – завязка. Вечер – она пришла на свидание; ночь – проходит в упоении любви; утро – слезы счастья и расставания. Мир природы и мир человека, чувство любви, чувство тончайшее, невыразимо сильное, о таком чувстве словами не скажешь. Так о любви до Фета никто не говорил.
Стихотворение написано в стиле импрессионизма (импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновениях, в случайных снимках памяти, предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и те складываются в цельную картину).
В этом стихотворении изображена не плотская любовь, а духовная, на что указывает и финал стихотворения, т.е. концовка, которая у Фета очень важна:
«И заря, заря!..» - эти слова звучат не в ряду с другими словами, а выделены. Заря у Фета – высшее выражение чувств, свет любви.
Эпитеты: «робкое дыханье», «волшебные изменения милого лица».
Олицетворения: «сонный ручей».
Стихотворение написано хореем. Женская рифма придает мелодичность и выразительность. Две первые строфы – полное бессоюзие, передающее динамику происходящего. И как бы завершая сцену свидания, в последней строфе тройное употребление союза «и» снимает напряжение и вводит спокойную ноту, передающую состояние души возлюбленных.
Свидетельством необыкновенной музыкальности стихов Фета является стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…». К особому эмоциональному восприятию стихотворения подготавливает чудесный живописный пейзаж, сотканный из ярких мазков и освещения. Все вокруг залито лунным светом, и оттого ночная пора и мир природы предстают в своем неожиданном сиянии. Это стихотворение Фета можно сравнивать с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй, правда у Фета вторая встреча могла и не быть реальной. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски:
И много лет прошло, томительных и скучных…
Последние четыре строки – это смысловое музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают лирического героя над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
В стихотворении Фета «Это утро, радость эта…» чередуются в вихре восторга отдельные слова. Эти слова – имена существительные, лишенные определений. Стихотворение-эксперимент. Единственное поясняющее слово, многократно (24 раза) возникающее на пространстве 18 коротких строк – «это» («эти», «этот»). Совершенно не живописное слово. Казалось бы, оно мало подходит для описания такого красочного явления, как весна. Но при чтении фетовской миниатюры возникает завораживающее, маническое, прямо проникающее в душу настроение. Зоркий глаз читателя может выявить в этом как будто сумбурном перечислительном ряду глубокую логику:
сначала взгляд, устремленный вверх (небо, птицы);
потом – вокруг (ивы, березы, долы);
наконец, взгляд, обращенный внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).
Читатель должен почувствовать весеннее душевное состояние, пережить его.
Афанасия Афанасьевича Фета можно назвать самым лиричным лириком XIX в. Фет - поэт субъективный, поэт неопределенных, недосказанных, смутных чувств, «получувств».
Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья».
Салтыков-Щедрин писал: «Стихи Фета дышат самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Профессор Московского университета, давний поклонник Фета, Петр Кудрявцев, замечал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед нами красоту мира, красоту жизни и любви».

Русская литература познала немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. И особое место занимает Афанасий Фет - поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни.

Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте. Как справедливо заметил Н.М. Любимов, «мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний».

В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца:

«Сядем здесь, у этой ивы,

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!»

Благодаря дарованию Фета, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома… Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе «несется запах медовой» и слышен «кузнечиков неугомонный звон»!

Необыкновенно точно, емко и, вместе с тем, динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение «Это утро, радость эта…» с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом - бессонная ночь, «мгла и жар постели». Так бывает только весной! Невероятно романтичное стихотворение «Шепот, робкое дыханье» переносит нас в тихую летнюю ночь. Журчание ручья и соловьиная песнь - музыка, сопровождающая встречу влюбленных. А «Чудная картина…» дарит спокойствие и легкую грусть: под лунным светом блестит снег, и вдаль уносятся сани.

Эта образность, это пристальное внимание к деталям, насыщенность эпитетами, определениями составляют особый стиль поэта. В теме природы раскрываются и другие особенности лирики Фета: его ассоциативность и музыкальность слога.

Казалось бы, простое детское стихотворение:

«Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет во дворе»

Но насколько ритмично, ярко передано нам настроение зимнего вечера. Звонкие согласные задают четкий ритм четверостишию, и вот в нашем воображении предстает картина: теплая комната, маленький мальчик, уснувший за игрой, уютное мурлыканье кота… а за окном - метель, холодно…

«В дымке - неведимке

Выплыл месяц вешний.

Цвет садовый дышит

Яблонью, черешней.

Так и льнет, целуя

Тайно и нескромно.

И тебе не грустно?

И тебе не томно?»

Не совсем понятно, почему должно быть грустно в такую тихую, томную ночь. И даже дочитав стихотворение до конца, нас не покидает ощущение некоторой недосказанности, как будто мы не узнали что-то очень важное. И нам остается только догадываться, фантазировать, мечтать.

Особое место в природной лирике А. Фета занимает тема весны. С приходом весны все вокруг меняется: природа будто просыпается после долгого сна, сбрасывает оковы зимы. И такое же пробуждение, обновление происходит и в душе лирического героя Фета. Но вместе с радостью душу наполняет непонятная тоска, грусть, смятение. И Фет стал первым поэтом, показавшим сложные, противоречивые чувства героя, смену его настроений, влияние природы на его душевное состояние.

Интересно стихотворение «Еще весны душистой нега…», в котором автор показывает самое начало весны, когда природа еще только - только начинает пробуждаться. Снег еще лежит, дороги скованы льдом, а солнце пригревает только в полдень. Но душа уже живет в предвкушении тепла, света, любви.

Читая «Весенние мысли», остается только восхищаться, насколько виртуозно Афанасий Фет владеет словом:

«Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед»

«Расторгающие лед берега» - и мы уже слышим треск ломающегося льда, видим бурлящие речные потоки и даже ощущаем терпкий, острый, волнующий запах, которым наполнен только мартовский ветер.

В стихотворениях о весне как нельзя более явно прослеживается неразрывная связь между природой и человеком. Практически все стихотворения, которые, казалось бы, написаны о природе, рассказывают и о любовных переживаниях. Фет часто раскрывает душу лирического героя через образы природы, поэтому можно говорить о символизме его стихов.

Афанасий Фет, воспевая красоту природы, показал и красоту душ человеческих. Его стихи, искренние, глубокие, чувственные до сих пор находят отклик в сердцах читателей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари