Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государство есть политическая организация обладающая аппаратом егэ. Государство, как политическая организация общества

Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества на определённой территории.

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государство Индия». В приведенном примере под государством понимается целая страна вместе со своим народом, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII - XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Признаки государства:

Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.


Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждений. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.

Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет - это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества - государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции , государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Родовым понятием для всех вариантов понимания государства является понятие публичной политической власти.

В обществе существуют различные виды личной и социальной власти - власть главы семьи, власть господина над рабом или слугой, экономическая власть собственников средств производства, духовная власть (авторитет) церкви и т.д. Все названные виды представляют собой либо индивидуальную, либо корпоративную, групповую власть. Она существует в силу личной зависимости подвластных, не распространяется на всех членов общества, не осуществляется именем народа, не претендует на всеобщность, не является публичной.

Власть же публичная распространяется по территориальному принципу, ей подчиняются все, кто находится на определенной «подвластной» территории. Эти «все» представляют собой подвластный народ, население, совокупность абстрактных субъектов (подданных или граждан). Для публичной власти неважно, связаны подвластные кровнородственными, этническими узами или нет. Публичной власти на ее территории подчиняются все, включая иностранцев (за редким исключением).

Власть политическая - это власть, осуществляющая управление народом в интересах благополучия общества в целом и регулирующая общественные отношения в целях достижения или поддержания стабильности и порядка.

Публичная политическая власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занимающихся управлением и составляющих аппарат власти. Этот аппарат подчиняет все слои общества, социальные группы своей воле (воле правителя, парламентского большинства, политической элиты и т.д.), управляет на основе организованного принуждения вплоть до возможности физического насилия в отношении социальных групп и отдельных людей. Аппарат публичной политической власти существует и функционирует за счет налогов с населения, которые устанавливаются и взимаются либо по праву - когда налогоплательщики являются свободными собственниками, либо произвольно, силой - когда они несвободны. В последнем случае это уже не налоги в собственном смысле, а дань или подати.

Аппарат публичной политической власти предназначен для того, чтобы действовать во всеобщих интересах. Но аппарат и, прежде всего его руководители выражают интересы общества так, как они их понимают; точнее, при демократии аппарат выражает реальные интересы большинства социальных групп, а при авторитаризме правители сами определяют, в чем состоят интересы и потребности общества. В силу относительной независимости аппарата власти от общества корпоративные интересы аппарата и отдельных правителей могут и не совпадать с интересами большинства других социальных групп. Аппарат власти и правители всегда стремятся выдавать свои интересы за интересы общества в целом, а их интересы в первую очередь заключаются в сохранении и упрочении власти, в сохранении власти именно в их руках.

В широком смысле аппарат публичной политической власти включает в себя законодателя (им может быть и парламент, и единоличный правитель), правительственно-административные и финансовые органы, полицию, вооруженные силы, суд, карательные учреждения. Все высшие полномочия публичной политической власти могут быть соединены в одном лице или органе власти, но могут быть и разделены. В узком смысле аппарат власти, или аппарат управления, - это совокупность органов власти и должностных лиц, исключая выборных членов законодательного собрания (органов народного представительства) и судей.

Аппарат публичной политической власти обладает монополией на принуждение вплоть до насилия на всей подвластной территории и в отношении всего населения. Никакая другая социальная власть не может конкурировать с публичной политической властью и применять силу без ее разрешения. Это означает суверенитет публичной политической власти, т.е. ее верховенство на подвластной территории и независимость от организаций власти, действующих за пределами этой территории. Только аппарат публичной политической власти может издавать законы и другие общеобязательные акты. Все приказы этой власти обязательны для исполнения. государство суверенитет власть налог

Таким образом, публичная политическая власть характеризуется следующими формальными признаками:

  • - объединяет подвластных (народ, население страны) по территориальному признаку, создает территориальную организацию подвластных, политическую ассоциацию, интегрируемую публично-властными отношениями и институтами;
  • - осуществляется специальным аппаратом, не совпадающим со всеми членами общества и существующим за счет налогов, организацией, управляющей обществом на основе принуждения вплоть до насилия;
  • - обладает суверенитетом и прерогативой законотворчества.

Организация публичной политической власти и ее функционирование могут быть регламентированы законами. При этом реальные политические публично-властные отношения могут более или менее существенно отклоняться оттого, что установлено законом. Власть может осуществляться по закону и независимо от закона.

Наконец, публичная политическая власть может быть разной по содержанию, а именно возможны два принципиально противоположных типа: либо власть ограничена свободой подвластных и предназначена для защиты их свободы, либо она существует в обществе, где нет свободы, и является неограниченной. Таким образом, различаются правовой тип организации и осуществления политической власти (государственность) и силовой тип (от старого деспотизма до современного тоталитаризма).

Если хотя бы часть подвластных свободна по отношению к власти, то это значит, что они политически свободны и участвуют в государственно-правовом общении, обладают правами по отношению к аппарату власти, а поэтому участвуют в формировании и осуществлении публичной политической власти. Противоположный тип, деспотия - это такая организация власти, при которой подданные несвободны, не имеют никаких прав. Власть такого типа формирует и регулирует все отношения между подвластными, создает и общественный порядок, и само общество.

В современной науке общепризнана взаимосвязь государства и права, необходимость правовой основы власти в государстве. Но если считать, что право и закон тождественны, то государственной можно считать любую организацию публичной политической власти, так как и деспотическая власть опирается на законы. Если же исходить из различения права и закона и либертарного понимания права, то следует признать, что государственной властью является лишь такая публичная политическая власть, при которой хотя бы часть подвластных, часть членов общества обладает свободой.

На такой основе строятся разные концепции государства, т.е. в разных концепциях сфера публично-властных политических явлений, описываемая как государство, оказывается более или менее широкой. В рамках позитивистского типа понимания права и государства известны социологическая и легистская концепции государства. В рамках непозитивистского, юридического типа правопонимания в современной науке развивается либертарная концепция объясняющая государство как правовой тип организации и осуществления публичной политической власти.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Книга: Политология / Дзюбко

4.4. Политическая организация общества. государство - центральная организация

Общество на любом этапе своего развития выступает как совокупность взаимосвязанных организаций. Оно организуется во всех сферах жизни. Политическая система, охватывающая политическую сферу и придает ей определенной логической завершенности связей, характеризуется также системой организаций. Все политические организации функционируют автономно. Растет их дифференциация. Однако это не означает, что они существуют сами по себе. Эволюция современного развития представляет двуединый процесс: дифференциацию и взаимозависимость политических институтов и организаций. Все они в своей совокупности взаимосвязей создают политическую организацию общества.

Политическая организация общества - это совокупность взаимосвязанных и взаємовпливових государственных, партийных организаций, общественных объединений, созданные и действующие с целью формирования и функционирования системы властвования и упорядоченности политики или имеют влияние на нее.

Определяющее место в политической организации общества занимает государство как форма организации общественной жизни. Без государства нет политической организации и политической системы общества в целом. Государство и власть ее-и ось, на которой возникает, держится и функционирует политическая система. Вокруг государства формируются другие организационные структуры. Вне связи с государством они не имеют политических свойств. А потому государство является фундаментальной, базовой организационной структурой в политической организации общества и всей его политической системе.

Место государства как определяющего элемента политической организации общества определяется ее назначением в обществе. Она выступает как:

> политическая организация гражданского общества;

> носитель власти в обществе;

> представитель всего населения на данной географической территории;

> форма политического господства, что выражается в принятии властных решений, касающихся всего общества и обязательные для исполнения всем населением;

> источник всего политического в обществе, его стержневой элемент;

> выразитель общего интереса;

> инструмент реализации общей воли в обществе;

> творец общих целей в обществе;

> основной стабилизатор общественной жизни;

> главный субъект политического суверенитета.

Следовательно, государство имеет сложный механизм, а функционирование ее многогранное.

Все мы живем в государстве, ощущаем на себе ее влияние, подчиняемся ее власти, пользуемся услугами государственных органов, поэтому, казалось бы, определение государства для каждого должно быть простым делом. Однако политическая литература еще с древних времен приводит множество определений государства. И это не случайно, поскольку государство - очень сложное политическое явление и вместить в понятие такую багатоскладність слишком трудно. Многовариантность определения государства обусловлена также и тем, что, развиваясь, она приобретает новые черты и углубляет содержание своего функционирования.

Так, еще за Аристотеля общественную жизнь служил государству, а само государство рассматривалось как объединение для управления обществом. Благо государства было первобытным относительно блага индивида, человека, который «по природе своей есть существо политическое» (Аристотель).

Идеи Аристотеля о государстве привлекали Н. Макиавелли и Ж. Бодена. Н. Макиавелли рассматривал государство как воплощение сильной светской централизованной власти. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими сторонами жизнедеятельности общества. Определение правового принципа государства и важнейшей идеи - идеи государственного суверенитета - было прогрессивным явлением того времени.

Марксистско-ленинская концепция государства опиралась на классовое насилие, которое рассматривалось как сущность политических и правовых явлений. Политическая идеология классового насилия не была произведением марксової воображения. Известно, что еще с древних времен политическая мысль различает две стороны государства - организованное насилие и общее благо (то, что сейчас называют общественным, или общим, благоденствием). Абсолютизация одной из сторон подводила того или иного мыслителя к теории, согласно которой с сущностью государства является или насилие, или такой способ организации социума, который обеспечивает общее благо. На основе этого формировались или теория насилия, или учение о благе жизни.

Марксистская теория государства как органа насилия исторически понятна, поскольку учение о классовой борьбе как метатеория представлений о государстве формировалось в период становления индустриального общества. В то время социальная структура имела ярко выраженный классовый характер. Классовые антагонизмы порождали революционные выступления пролетариата, а государство олицетворяло и отстаивала интересы преимущественно экономически господствующего класса.

Однако в условиях индустриального общества марксистская «теория насилия» непригодна для анализа государственности. Это объясняется тем, что современное общество является сложной социальной структурой, где насилие все больше отходит на задний план в результате сужения социальных противоречий, а на передний выступает общесоциальная деятельность государства.

Вокруг проблемы государства и общества и сегодня в мировой политологии ведутся острые дискуссии. За анализом американских политологов Г. Бенжаміната Г. Дюваля, сложилось пять авторитетных концепций государства:

1. Государство - это «действующая» или «властная сила. Соответственно до этого она принимает решение и делает политику в обществе.

2. Государство - это воплощение определенных «организационных принципов», которые предоставляют структурной согласованности и целостности различным институтам управления. Это концепция государства как організова ного целого, структурно оформленного государственного аппарата.

3. Государство - воплощение реально существующих социальных отношений, участия в осуществлении власти в обществе со стороны различных социальных сил. Государство рассматривается как воплощение воли правящего класса.

4. Государство - это система управления в обществе. Она является воплощением законов как de jure, так и de facto. Государство - это машина, которая устраняет конфликты, регулирует социальные отношения, управляет обществом.

5. Государство является воплощением доминантной системы идей и нормативного порядка в обществе. Государство и общество по сути неразрывны.

Какие бы дискуссии в отношении гражданского общества и государства не велись, ясно одно: даже наиболее развитое и свободное гражданское общество не имеет таких механизмов саморегуляции, которые свели бы на нет роль государства. Государство - это тот институт, который вносит, упорядочивает и регулирует общественные процессы, координирует и согласовывает интересы различных социальных групп и политических сил, создает правовую основу сложной системы связей в обществе. Ограниченность возможностей саморегуляции гражданского общества вызывает необходимость государства, которое, не вмешиваясь во все его сферы, должно стать мощным рычагом выполнения властных функций. Ничего более совершенного человечество еще не создало. Именно поэтому этот рычаг должен быть гуманным (приоритет прав человека по отношению к правам государства), демократическим (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы), моральным (идеи равенства и справедливости); иметь ограниченный характер (разделение властей, создание сдержек и противовесов).

Современная общая теория государства, сложившаяся после Второй мировой войны в Западной Европе, рассматривает основы государственности в правах народов. Она связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворчих и позазаконотворчих требований определенной степени свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов признано и зафиксировано в принципах и нормах международного права.

С позиций международного права государство является правовой формой организации и функционирования политической власти. Этот подход изменяет содержание устоявшейся теории, согласно которой государство характеризовалась наличием следующих основных признаков: 1) народа (населения); 2) территория; 3) публичной государственной власти, опирающейся на материальные условия ее осуществления.

1. Субстанціональний элемент государства: наличие народа как этнической общности, что политически определяется. Любой этнос, осознающий себя как историческая на этой территории нация, имеет право создать свою суверенную или автономную организацию публичной власти. Это право признается международным правом.

2. Территориальный элемент государства: наличие страны, географической среды, с которым исторически связана нация как субъект права на политическое самоопределение. Эта территория является для нации родиной. Право на родину является первичным относительно других факторов, которые определяют границы территории, на которой происходит политическое самоопределение нации.

3. Институциональный элемент: государство является главным субъектом политической власти и политических отношений. Она есть главный ин-туціональний, организационный элемент политических взаимоотношений, наиболее организованная политическая форма общества. Государство - организация публичной политической власти, ограничена правами человека. Иначе говоря, государство есть организация, призванная обеспечить свободное совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Если государство не тоталитарное, она должна представлять общую волю, а не интересы и потребности отдельной социальной группы, предотвращать конфликты, а если они возникли, решать их на основе консенсуса.

Заметим, что в связи с общей теорией государства организация политической власти, которая открыто презирает, пренебрегает правами человека (например, не признает права на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, осуществляет террор против народа своей страны), не является государством в современном понимании этого понятия. Более того, общая теория государства признает право на гражданское неповиновение, вплоть до насильственного сопротивления нелегитимному режиму политической власти. Следовательно, осуществление государственной власти связано с ее легальностью и легитимностью, то есть ее юридической обоснованности, с одной стороны, и справедливостью, признанием, поддержкой со стороны населения - с другой. Острота этой проблемы в современной Украине объясняется еще и условиями формирования в некоторых сферах номенклатурно-мафиозного капитализма, неподільністю в ряде случаев коммерческих, административных, а то и криминальных структур, противодействием со стороны местной номенклатуры или центральной власти, ее некомпетентностью и другими факторами.

Политическая легализация (от лат. legalis - законный) - это установление, признание и поддержка власти законом, прежде всего конституцией, нормами, которые в зависимости от типа власти могут существенно меняться.

Легализация государственной власти может быть иллюзорной. Это происходит в случае нарушения демократических процедур принятия конституции, других актов конституционного значения, а также за несоответствия этих процедур возможностям народа осуществить учредительную власть при принятии основного закона. Если закон противоречит загальногуманним ценностям, он не соответствует праву.

Так, конституции, законы могут приниматься, изменяться, отменяться в любой способ. Например, во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки созданы в результате военных переворотов военные и революционные совета декретували отличие конституций (иногда приостанавливали их действие), а часто без каких-либо процедур провозглашали новые временные конституции. В Ираке с 1970 p., в ОАЭ - с 1971 г. сохраняют силу закона временные конституции. В Саудовской Аравии, Непале монархи собственноручно "дарили конституцию своему верному народу". В Бразилии конституция заменялась институциональными актами, в Эфиопии - прокламациями. Конституция СССР 1936 г. содержала демократические положения о правах граждан, не выполнялись, а Конституция СССР 1977 г., формально принималась демократическим способом, не отражала потребностей реальной практики.

Следовательно, легализация как провозглашение установление государственной власти требует приведения ее в реальное состояние. Это отражает такое понятие, как легитимация государственной власти.

Феномен политической легитимности власти является олицетворением культурного и человеческого измерения. Смысл этого феномена заключается в принятии власти населением, в признании ее права на управление и в согласии подчиняться ей. Процесс политической легитимации власти предполагает ее "вбудованість" в культуру, что может как принимать, так и отвергать ту или иную систему власти. Культурную, творческую, социальную функции может выполнять только легальная власть опирается на закон и действует в его пределах.

Политическая легитимация (от лат. legitimus - законный) - понятие не юридическое, а больше фактическое: это состояние, выражающее оправданность, целесообразность и другие измерения соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям граждан, социальных общностей, общества в целом.

Признание государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и установок на основе рациональной оценки, политического опыта и внутренних стимулов, с политическими представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью норм социальной справедливости, прав человека. Нелегитимная власть - это власть, опирающаяся на насилие, другие формы принуждения, в том числе психическое воздействие.

Политическая легитимация государственной власти придает ей соответствующего авторитета в обществе. Большинство населения добровольно и вполне сознательно подчиняется ей. Это делает власть стабильной и устойчивой. Однако простое арифметическое большинство не может служить основой подлинной легитимации, ведь за гитлеровского режима большинство немцев приняли политику территориальных притязаний и "очищения расы".

Решающим критерием политической легитимации власти является соответствие ее общечеловеческим ценностям.

Политическая легитимация государственной власти может предусматривать и предусматривает ее легализацию. Однако следует помнить, что легитимация иногда противоречит формальной легализации. Это происходит тогда, когда принятые законы не соответствуют нормам справедливости, загальнодемократичним ценностям большинства населения. В этом случае легитимации или нет (например, население негативно относится к установленным властью тоталитарных порядков), или в ходе революционных событий, национально-освободительных движений происходит легитимация другой, антигосударственной, повстанческой, переддержавної власти, что сложилась в освобожденных районах и впоследствии превращается в государственную власть.

Возможна также псевдолегітимація, когда под влиянием пропаганды, разжигания вражды, использование лидером личной харизмы при запрете оппозиции и свободной прессы, сокрытии правдивой информации и других действиях большинство населения поддерживает государственную власть, что удовлетворяет некоторые текущие интересы его в ущерб коренным чаяниям.

Политическая легализация и легитимация власти тесно взаимосвязаны. Начиная от Г. Вебера, различают три "чистых" типа легитимации власти. Это традиционная, харизматическая и рациональная легитимации.

1. Традиционная легитимация - это господство, основанное на традиционном авторитете, основанной на уважении к обычаям, вере в их преемственность и опирается на стереотипы сознания и поведения.

Так, традиции играют ведущую роль в укреплении монархической власти в мусульманских государствах Персидского залива - Кувейте, Саудовской Аравии, Бахрейне и др., а также в Непале, Бутане, Брунее.

2. Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере в особые качества вождя или отдельной группы лиц, в их исключительную миссию в развитии государства. Примером может быть вера в "доброго царя", в "великого вождя всех народов". Харизматичная государственная идеология связана с именами И. Сталина, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена, Хо Ши Мина и др.

3. Рациональная легитимация - господство, опирающееся на рациональную оценку, убеждение в разумности существующих порядков, законов, правил, принятых в демократических государствах. Рациональная легитимация современных условиях является основной для

создание демократического правового государства.

Очень редко бывает так, что используется только одна форма легитимации власти в государстве, чаще они действуют в комплексе. Так, в демократической Великобритании главным является способ рациональной легитимации. Однако деятельность премьер-министров В. Чер-чілля и М. Тэтчер имела элементы харизмы, а традиции играли важную роль в деятельности парламента и кабинета. В значительной степени роль Шарля де Голля, президента французского государства, связанная с его деятельностью лидера Движения Сопротивления в борьбе против фашизма во время Второй мировой войны. Власть

В. Ленина и И. Сталина в СССР была освящена идеологическими факторами. Следовательно, утверждение рациональной легитимации требует определенного времени.

Политическая легализация и политическая легитимация государственной власти связаны с понятием политического, государственного суверенитета.

Суверенитет присущ современному государству. К свойств государственного суверенитета относятся: полновластия, верховенство власти на географической территории, где расположено государство; единство и неделимость территории, или территориальная целостность; неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела другого государства; обеспечение правовой системы. Свой суверенитет государство обеспечивает всеми способами, даже силовым, если этого требуют обстоятельства.

Характерной особенностью государства является наличие инструментов силового обеспечения политики. Содержание войска и судебно-репрессивного аппарата - это то, что особенно отличает государство от других политических организаций. Ни одна политическая организация не способна объявить и вести войну. Это может сделать только государство. Насилие - метод, который присущ исключительно государству, то есть является ее монополией. Ни одна другая организация по своей природе не должна применять насилие. Формы насилия государственно узаконенные. Монополия на легитимное насилие со стороны государства имеет пределы, определенные законом.

Сила и могущество государства, как и власть ее, в современных условиях оказываются не в способности применять силу, а в заботе о членах общества, создании условий для их безопасности и самореализации. Злоупотребление властью, лишение прав и свобод является следствием неоправданной концентрации государственной власти, некомпетентности в использовании политической силы, непонимание властных прерогатив государства.

Как суверенное, независимое образование государство выполняет свои функции управления обществом.

Существенными признаками функций государства являются следующие:

1) стойка предметная деятельность государства в той или иной сфере жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;

3) направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) осуществление власти в определенных формах (чаще всего в право вых) и с помощью особых методов, присущих исключительно государственной власти.

Функции государства многоплановы, их формирование осуществляется в процессе становления, укрепления и развития государства. Очередность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом. Содержание функций меняется с развитием государства и общества. Особой специфичности функции государства приобретают в период радикальных социальных изменений, переходных этапов, революционных потрясений.

Функции государства можно классифицировать по различным критериям:

> принципу разделения властей - законодательная, управленческая, судебная;

> сторонами действия государства - внутренние и внешние;

> сферами влияния государства - экономическая, социальная, культурная, духовная, правовая и т.д.;

> регулированием процессов - саморегулирование, самоорганизация, самоуправление, самодеятельность и т.п.;

> загальнополітичними подходами - обеспечение народовластия; общесоциальная деятельность;

> объему влияния - национальные, поддержание мирового порядка;

> масштабностью значение - основные и неосновные.

Основными государственными функциями управления обществом являются: управление сферами социального, экономического, духовного жизни, процессами, изменениями, развитием, что в них происходят; регулирование национальных и международных отношений; гарантирование соблюдения общеобязательных норм в обществе; обеспечение общественного порядка и национальной безопасности; миротворчество внутри страны и участие в мировом миробудівництві. Для осуществления своих функций государство поддерживает свое собственное воспроизводство, жизнедеятельность и ново-созидание.

Государство является внутренней структурой органов, которые выполняют роль главной системы, управляет делами общества и обеспечивает государственное функционирования. Речь идет именно об главную систему, поскольку свой аппарат управления имеют также партии и общественные организации. Государственный аппарат выполняет функции общенационального значения.

Система государственных органов в своей совокупности образует государственный механизм. К такой системе относятся: органы власти, органы государственного управления, суды, прокуратура, органы, обслуживающие деятельность армии, милиции, государственной безопасности. Все государственные органы наделяются властными полномочиями, олицетворенные в их компетенцию (совокупность прав и обязанностей).

Каждое государство определенным образом сложившаяся, территориально организована и имеет определенные способы властвования. К ним прежде всего относится форма государства как определенная упорядоченность организации и осуществления государственной власти. ее элементами являются: государственное правления - способ организации высшей государственной власти;

государственное устройство - разделение государства на определенные составные части и распределение власти между этими частями;

государственный режим - совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Исторически сложились две формы государственного правления, а именно: монархия и республика.

Монархия - это форма государственного правления, при которой власть полностью, частично или номинально принадлежит одному лицу (король, царь, император, шах) и передается по наследству.

Как форма правления монархия возникла в период рабовладения, а в средние века стала основной формой правления. Полного развития и изменений определяющих качеств монархия приобрела за Нового времени. Исторически известны следующие виды монархий: абсолютная (неограниченная), дуалистическая и парламентская (конституционная).

Абсолютная монархия является такой формой государственного правления, когда вся власть сосредоточена в руках монарха, который единолично решает все вопросы власти.

Дуалистическая монархия - форма государственного правления, при которой властные функции делятся между монархом и парламентом.

Парламентская монархия - система всевластия парламента, монарх выполняет лишь представительские функции.

Второй исторически известной формой государственного правления является республика.

Республика - это такая организация государственной власти, которая осуществляется выборным коллегиальным органом, который избирается на определенный срок всем населением или его частью. Различают республику президентскую и парламентскую. Есть разные подходы к оценке республиканских форм государственного правления. Преимущества парламентской формы заключаются в том, что ее рассматривают как более стабильную и системную форму правления, что предотвращает распространение авторитаризма и других форм диктатуры. Преимущества президентской республики видят в том, что она более стабильно обеспечивает функционирование свободной власти, гарантом которой является президент. Рассмотрим содержание каждой из них. Президентская республика - это такая форма правления, когда глава государства (президент) единолично или с последующим одобрением парламентом формирует состав правительства, которым руководит собственноручно.

Типичным примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Согласно Конституции США, принятой 17 сентября 1787 p., к которой с тех пор внесено 26 поправок, президент одновременно является и главой правительства, и государства. Он избирается гражданами страны на четыре года. Президент формирует правительство. Кандидатуры на ключевые должности утверждают законодательные собрания. Конгресс США состоит из двух палат: верхняя - сенат и нижняя - палата представителей. Особенностью устройства этой страны является то, что правительство формируется президентом внепарламентским путем. Президент не может распустить парламент. Правительство не несет ответственности перед ним. Президент осуществляет контроль над федеральной администрацией. Властные функции фактически делятся между президентом и Конгрессом, между палатами внутри Конгресса, между постоянными комитетами в пределах палат.

Своеобразные отношения американского президента с партией, которая выдвинула его. Он не является лидером партии в европейском понимании. Формальный глава партии, президент не является им юридически. Подразумевается, что президент США должен быть вне партий, их противоречиями, интересами, конфликтами. Однако это не означает, что президент пренебрегает партиями. Поскольку выдвижение кандидатуры на должность президента зависит от партии, то президент стремится сохранять с ее руководителями и членами добрые отношения, но в основном президент апеллирует к электорату.

Парламентская форма правления - это форма, при которой состав и политика правительства формируются исключительно парламентом, правительство подотчетно только ему, а президент влияния на парламент не имеет.

Парламентская форма правления существует в Великобритании, где исполнительная власть имеет сильные позиции. Партия, победившая на выборах в парламент, становится правящей. Она и формирует правительство. Широкими полномочиями наделяется премьер-министр. Правительство также имеет большие полномочия.

В Великобритании премьер-министр получает мандат от электората. Он сосредоточивает в своих руках функции руководства партией и кабинетом министров, несет ответственность перед парламентом. В случае вынесения вотума недоверия или при других чрезвычайных обстоятельствах премьер-министр может распустить парламент.

Типичным образцом парламентской республики является также ФРГ, где вся полнота законодательной власти принадлежит парламенту (бундестага). Президент фактически выполняет представительские функции, его права уже. Бундестаг формирует правительство, избирает его главу - канцлера. Правительство формируется из числа депутатов бундестага, представляющие партийные фракции парламентского большинства. Беспартийные специалисты очень редко входят в состав кабинетов.

Классические формы правления - парламентская республика, президентская республика, конституционная монархия - все активнее вытесняются смешанными или просто искаженными формами. Сущность последних заключается в разной степени сочетание признаков "чистого" парламентаризма, "чистой" президен-туры и "парламентской" монархии. Так или иначе ведущими формами правления в республиканском типе стали парламентско-президентская и президентско-парламентская республика, а в монархическом - конституционная и парламентская (в отличие от монархий абсолютистского, монократичного или теократического характера).

Для парламентско-президентской и президентско-парламентской формы правления характерен определенный дуализм. Он заключается в том, что руководящие исполнительные функции являются прерогативой и президента, и кабинета министров, который ответственен перед парламентом.

Примером может служить Франция. Здесь президент - ключевая фигура. Он разрабатывает политическую и экономическую стратегию развития страны. Президент опирается на сильный бюрократический аппарат. Особенностью такой формы является то, что здесь возможен конфликт между президентом как главой государства и правительством.

Любая из названных форм правления осуществляется на территории страны, которая определенным образом организована. Государственно-политическое устройство предусматривает административную организацию территории. Таким образом, формируется механизм отношений по вертикали - между центральными и местными органами государственной власти. Исторически известны такие формы территориально-административной организации: унитаризм, федерализм, конфедералізм.

Государственный строй - это административно и национально организована территория государства, а также система отношений центральных и региональных органов.

Унитарное государство является единым государственным образованием. Основные признаки унитарной формы государственного образования следующие: единая конституция, нормы которой без каких-либо изменений применяются на всей территории страны; единая система высших органов государственной власти; единая управленческая система сверху вниз, что подвластна правительству; единая правовая система; деление территории на административно-территориальные единицы, которые не имеют политической самостоятельности. Подчеркивая "единственная" в каждой черте, заметим, что степень централизации в разных странах может быть разным. Он зависит прежде всего от политического режима, господствующего в стране. Так, в последнее время во многих высокоразвитых странах (Великобритании, Франции и др.) наблюдается тенденция к децентрализации власти, повышения роли местных органов, развития самодеятельных начал в решении многих местных проблем.

Федерация - это форма государственного устройства страны, которая образовалась на основе объединения в союз государственно-политических утвопень (штатов, республик, провинций, кантонов, земель), которые имеют юридически определенный объем самостоятельности в различных сферах общественной жизни.

Основными признаками федеративной формы государственного устройства являются: территория в политико-административном отношении не является одним целым; наличие государственных образований, имеющих определенную политическую и юридическую самостоятельность и в целом составляют территорию государства; субъекты федерации наделены учредительной властью, то есть им предоставлено право принимать собственные конституции; субъекты федерации имеют право издавать законодательные акты в рамках установленной компетенции; субъект федерации имеет свою правовую и судебную систему; наличие двойного гражданства; двухпалатная структура федерального парламента.

Среди государств с федеративной формой устройства (США, ФРГ, Канада, Мексика, Россия, Бразилия, Аргентина, Австрия, Индия, Австралия и др. В таких государствах, как Россия и Индия, сочетаются территориально-политический и территориально-национальный принципы. В однонациональные странах царит территориально-политический принцип государственного устройства.

Федерации могут быть построены на договоре и на конституционной основе.

Договорная федерация - такие объединения государств, которые согласно договору делегировали ряд своих полномочий центральной федеральной власти и при желании в любой момент могут расторгнуть этот договор.

Конституционная федерация - форма объединения, при которой конституционно определяются полномочия центра и местных государственно-политических образований, осуществляется разделение власти между ними.

Конституционная федерация не предусматривает права выхода субъектов федерации из нее. В случае когда стремление к выходу реализуется силовыми методами, такие действия приводят к распаду, развалу федерации и другим негативным последствиям. Примером этого является распад СССР, Югославии, Чехословакии. В этих странах политико-территориальное деление был связан с национально-территориальным.

Федерация как форма государственного устройства всегда была предметом дискуссии по вопросам суверенитета федерации и субъектов федерации. Проблема заключается в степени, объеме делимости суверенитета. Федеративное правительство сосредотачивает в своих руках деятельность, связанную с обороной, безопасностью государства, ее внешними отношениями, финансами, организацией труда, социальной защитой населения и т.д. Местная власть наделена компетенцией на организацию местной жизни. Верховенство при распределении компетенции (прав и обязанностей) остается за федеративными конституцией и законодательством. Конституционное и иное законодательство на местах должно соответствовать федеральному.

Более сложной формой федерации является конфедерация. Конфедерация - государственно-правовое объединение, союз суверенных государств, созданный с целью координации действий для достижения некоторых определенных в данный исторический момент целей. Чаще всего это внешнеполитические, военные цели. В противовес федерации конфедерация не имеет центра, который принимает обязательные властные решения в отношении субъектов федерации. Примером конфедерации является Швейцария. Конфедерация - менее устойчивая форма государственного устройства. Конфедерации либо распадаются, либо превращаются в федерацию. Даже Швейцария, где конфедераційна форма существует с XIII в., в XX - начале XXI в. все больше тяготеет к федерации.

За любого устройства государство достигает высоких темпов своего развития там, где оптимально сочетаются и взаимодействуют принципы демократии, правового и социального содержания государства. Политичность государственной организации предопределяет в значительной мере политичность права, что олицетворяется в законе. Именно в законе закрепляется факт выбранной политики.

Современные мировые преобразования вызвали к жизни необходимость пересмотра соотношения государства и права, которое в течение десятилетий было идеологическим оправданием тоталитарного режима во многих странах мира. Так, право рассматривалось как продукт, инструмент, основное орудие государства, с помощью которого она совершала принуждение, стремясь обеспечить порядок в стране. Право в соответствии с социалистической нормативіст-ской концепции права представляло собой систему установленных и санкционированных государством норм, направленных на регулирование общественных отношений. Итак, схема подхода была такой: государство - первичная, право - вторичное, то есть право - результат созидания самого государства, его волеизъявления.

Преодоление тоталитаризма вызвало к жизни новые подходы к пониманию соотношения права и государства. Сущность их заключается в том, что право - первично, а государство - вторична. Право имеет не государственное происхождение, а социальное, поскольку связано с деятельностью людей. Источником права являются люди. Именно человек с его потребностями и интересами, образом жизни является источником и носителем права. Итак, право имеет социальное, человеческое, а не государственное происхождение. Это продукт нормальной человеческой деятельности. Поэтому если рассматривать только во взаимосвязи с государством и считать его продуктом государственной деятельности, то историческим результатом такого процесса будет огосударствление, обюрокрачивания человека как винтик большой государственной машины. В связи с таким подходом пересматривается место и роль отраслей права. Основное место отводится прежде всего частному (в том числе гражданском) праву, а другие отрасли играют вспомогательную относительно частного права роль и направлены на его обеспечение и реализацию.

Право олицетворяется в законодательстве государства.

Процесс создания правового государства связан с осознанием стремление граждан к свободе, к обузданию дер-дарства-монстра, до примата права над государством, к обеспечению прав и свобод. Немцы в понятии "правогосударственность" (это слово означает по-немецки "правовое государство") делают акцент на негативном отношении к революционных идей в отношении государства, на признании эволюционного пути развития общества, на доминировании конституционных основ "правовой государственности".

Мировая цивилизация накопила большой опыт теории и практики правового государства. По выражению бывшего французского президента Ф. Миттерана, правовое государство представляет собой освященную европейской культурой систему демократических ценностей и юридических основ. История украинского народа по этому поводу должен засвидетельствовать миру одну из своих страниц.

Созидания украинского государства прошло чрезвычайно сложный исторический путь. После распада Киевской Руси и захвата польско-литовскими феодалами Галицко-Волынского княжества процесс развития украинской государственности на долгое время было прервано. Лишь во второй половине XVII в. часть украинских земель, заселенных украинцами, было объединено в государство под управлением Богдана Хмельницкого. Для того чтобы утвердиться в сложной международной обстановке того времени, новообразованное государство заключила военно-политический союз с Россией. Впоследствии соглашение было нарушено со стороны российского царизма. Украину лишили государственной самостоятельности и превращена в "малороссийской провинции". Ликвидировав на-родоправну, демократическую казацкую республику - Запорожскую Сечь, которая была слишком резким контрастом российском абсолютизма, Екатерина II перевезла гетманскую символику в Петербург. В те времена общественно-политическая мысль в Украине вынашивала проекты независимого государства. Украинский гетман в эмиграции Пилип Орлик разработал первую в Украине демократическую конституцию "Пакты и Конституция прав и вольностей Войска Запорожского", ее текст был объявлен 5 мая 1710 г. на Торжествах по поводу избрания Пилипа Орлика гетманом. Конституция проникнута либеральным и демократическим духом, Что ставит ее в ряд самых интересных достопримечательностей европейской политической мысли того времени.

Конституция Пилипа Орлика определяла границы Украинского государства, предусматривала установление национального суверенитета, обеспечения прав человека, признание нерушимости составляющих и факторов правового общества, а именно: единства и взаимодействия законодательной (выборный Генеральный Совет), исполнительной (гетман, действия которого ограничены законом, генеральная старшина и избранные представители от каждого полка) и судебной власти, подотчетной и подконтрольной. Установлюв





Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста