Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гештальт-терапия перлза - теория, техники, основные положения. Гештальт-терапия - основные положения, методы и техники, суть и упражнения

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн , желаю Вам психического здоровья.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.

Гештальт-терапия. Гештальт-группы

контрольная работа

2. Основные положения теории Ф. Перлза

Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапии впервые применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз.(1893-1970) в 40-е годы ХХ века ..

Гештальт-терапия появилась как своеобразный антипод психоанализу. При разработке идеологической базы гештальт-терапии Перлз попытался синтезировать некоторые постулаты экзистенциальной философии (экзистенциальный тупик, пустота, смерть и т.д.), а также телесноориентированной психотерапии Райха. Это соединение нашло свое выражение во взглядах Перлза на отсутствие пропасти между психической и физиологической деятельностью организма.

Постепенно Перлз пришел к пониманию человека, как части широкого поля жизнедеятельности, включающего в себя и организм и его среду. Перлз отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует.

Развитие этой точки зрения позволило ему создать оригинальную концепцию психического здоровья человека, в основе которой лежит его способность гибко, творчески контактировать со средой, и прерывать контакт с ней, когда это нужно, т.к. ритм контактирования и ухода от контакта определяется сменной актуальности потребностей индивида. В качестве модели смены потребностей Перле использовал закон фигуры и фона. Доминирующая потребность проявляется как фигура на фоне всего того, что есть в сознании. После ее удовлетворении (завершения гештальта), она уходит в фон, и ее место в качестве фигуры занимает новая актуальная потребность.

Одна из задач гештальт-терапии - используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окружение.

Перлз опирался на два основных закона гештальт-психологии: целое доминирует над частями, и отдельные элементы объединяются в целое. В 1940-1950 он предпринял попытку приложить основные положения гештальт-психологии. к исследованию динамики личностных изменений, переформулировал некоторые из принципов гештальт-психологии применительно к психотерапии, создав новое эффективное психотерапевтическое направление - гештальт-терапия.

Результатом его размышлений стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии».

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознавании (awareness) настоящего.

Такие ключевые понятия перлсовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, как важнее, чем почему, составляют основу и этапы осознавания. Перлс ввел и развил понятие континуума осознавания. Поддержание континуума (непрерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень простым. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.

Перлз так же говорил о внутренних противоположностях, которые не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. По мнению Перлза, эти противоположности не являются неприемлемыми, и, наоборот, помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюса своего Я, своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем, осознавать самих себя. Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили название Нападающего и Защищающегося.

Здоровые люди, которые могут четко сформировать гештальт и провести грань между собственным Я и окружающей средой, на возникающие трудности реагируют адекватно.

При возникновении невроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Среди реакций, препятствующих росту личности, Перлз выделяет четыре основные: реакцию слияния, ретрофлексию, интроекцию и проекцию.

При реакции слияния индивидуум не может дифференцировать себя от других, он не в состоянии четко определить, где оканчивается его Я и начинается Я другого человека. У таких людей граница собственного Я настолько размыта, что они с трудом отличают собственные чувства, мысли и желания от чужих. Слияние делает невозможным саморегулирующийся ритм контакта и отхода, что в свою очередь делает невозможным формирование гештальта. По своей сути реакция слияния - это невротический механизм избегания контакта.

Ретрофлексия означает «обращение назад на себя» (Perls, 1973). При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Если попытка удовлетворить свою потребность встречает сопротивление, то ретрофлексирующий индивидуум вместо того, чтобы направить энергию борьбы на изменение среды, направляет ее на себя. У ретрофлексирующего индивидуума формируется отношение к себе как к постороннему объекту. Происходит разделение Я как субъекта и Я как объекта. Разделяя себя таким образом, ретрофлексирующий человек становится и субъектом и объектом своих действий. Все усилия такого человека направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае - на коррекцию собственных эмоций и поведения.

Интроекция - тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. В результате граница между Я и средой переносится, перемещается вовнутрь Я. Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность.

Проекция противоположна интроекций. Граница между собственным Я и средой смещается в сторону среды. Проекция - это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Такой человек считает, что окружающий мир холоден и безразличен к нему, что именно он, этот мир, виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах.

Перлс считал, что каждый поступок - это гештальт, и более важно осознать, как совершается этот поступок, а не почему он совершается.

Таким образом, Ф. Перлз заложил основу современной гештальт-терапии. Фритц Перлз разрабатывал метод гештальт-терапии, прежде всего, для лечения неврозов и других болезненных нарушений, однако еще при его жизни гештальт-терапия вышла за рамки сугубо медицинской практики. Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем.

Биологическая концепция Ч. Ломброзо о прирождённом преступном типе и эволюция его идей

2.1 Жизнь и деятельность Ч. Ломброзо В общественном сознании криминальная антропология довольно прочно ассоциируется с именем Чезаре Ломброзо (1836--1909)...

История развития нейролингвистического программирования в Соединенных Штатах Америки (1972-2011)

Клиентоцентрированный подход К. Роджерса

В начале данной главы мы бы хотели сделать оговорку. В связи с тем, что большинство работ К. Роджерса написаны от первого лица, и мы не преследуем цель сделать анализ литературы, а только излагаем его концепцию...

Л.С. Выготский и его представления о личности

Личность - это не чисто психологическое понятие, и изучается она всеми общественными науками - философией, социологией, этикой, педагогикой и др. Пониманию природы личности способствуют литература, музыка, изобразительное искусство...

Маслоу А. – основатель концепции самоактуализации. Мотивация и личность

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение...

Особенности гендерной идентичности подростков

В работе Джин Бейкер Миллер «К новой психологии женщины», вышедшей в 1976 г., был предложен новый взгляд на психологию женщины, поставивший под сомнение основные концепции традиционных теорий...

Понятие экзистенциального вакуума в логотерапии Виктора Франкла

Виктор Франкл оказал огромное влияние на развитие экзистенциальной парадигмы в психологии и психотерапии. Логотерапия, созданная им, называется также «Третьей Венской Школой» и является своеобразным...

Психологические причины суицидального поведения у подростков

Существует точка зрения, согласно которой самоубийство является своеобразным "криком о помощи". Чаще всего такие суициды являются демонстративными. Люди не желают покидать этот мир...

Психологические типы личности по Э. Берну

В основе ТА лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель"...

Психология эмоций

Понятие «деятельность» фундаментальное понятие психологии. В самом общем смысле деятельность определяют как специфическую человеческую форму активности...

Все те внешние раздражители, которые вызывают стрессовую реакцию, носят название «стрессоров». Различают стрессоры физиологические и психологические. Физиологические стрессоры оказываю непосредственное влияние на ткани тела...

Теория поля Курта Левина

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он говорил: "Теория поля едва ли может быть названа теорией в обычном смысле. Скорее это набор принципов, подход...

Популярным на сегодняшний день направлением в психологическом консультировании является гештальт-терапия. Ее главным разработчиком является Фредерик и Лаура Перлз, а также Пол Гудман. В переводе гештальт-терапия обозначает «целостный образ» — это задача, которую перед собой ставят специалисты при работе с клиентами по основным положениям, техникам и теории г .

Для пояснения того, чем именно занимается гештальт-терапия, интернет-журнал сайт приведет притчу. Долгое время возле своей лачуги сидел бедный человек. Сидел он возле речки, вдоль которой проходил добрый человек. Однажды бедняк попросил доброго человека накормить его. На что добрый человек словил ему рыбы и накормил. В следующий раз ситуация повторилась. Доброму человеку надоело постоянно ловить рыбу, отчего он показал бедняку, как это нужно делать, чтобы в дальнейшем не просить о помощи.

Гештальт-терапия помогает человеку достичь целостного образа за счет и самоосознания. Здесь терапевт не является пассивным участником, он активно вовлекается в процесс, однако не с целью того, чтобы выполнить всю работу за клиента, а для того, чтобы помочь клиенту научиться достигать понимания.

Что такое гештальт-терапия?

Двумя основными проблемами, которые страдают многие современные люди, можно назвать: неспособность справиться с имеющимися проблемами, которые могут тянуться уже долгие годы, и неумение брать на себя ответственность. Гештальт-терапия решает обе данные проблемы. Что это такое? Это метод психологического консультирования, у которого имеются свои задачи и техники.

Главной задачей гештальт-терапии является устранение эмоциональных переживаний, зажимов и страхов, которые мешают в настоящем времени наслаждаться жизнью и достигать поставленных целей. Проводится это благодаря осознанию всех переживаний, которые блокируют человека на пути совершения нужных действий, разрешению проблем, которые могли беспокоить индивида годами, а также взятию ответственности на себя за собственные эмоции и чувства.

Специалист работает с человеком в состоянии «здесь и сейчас», что также является «фишкой» гештальт-терапии. Психотерапевта не волнуют проблемы, прошлое человека или пережитое. Он интересуется лишь тем, что в настоящий момент все еще беспокоит его клиента, оказывает на него влияние, воздействует. Эта проблема могла случиться в прошлом, однако эмоциональные переживания и мысли о ней до сих пор сказываются на поведении .

Прорабатываются лишь те чувства и переживания, которые человек испытывает до сих пор. При разборе случившейся в прошлом проблемы специалист не интересуется, что чувствовал индивид тогда, в прошлом, его волнует лишь то, что человек испытывает сейчас, когда возвращается мыслями к этому событию из прошлого.

Находясь «здесь и сейчас» человек может более спокойно рассказывать о проблеме, которая с ним случилась в прошлом, ведь она уже случилась, осталась в прошлом, сейчас человека она никак не задевает физически. Индивид в ходе работы со специалистом должен осознать, что говорит он о событиях, которые сейчас, в конкретный момент с ним не происходят. Сейчас рядом с человеком нет того врага, который в прошлом его унизил или оскорбил. Сейчас человек не находится в той ситуации, которая с ним случилась в прошлом. А значит, он находится в большей безопасности. Он может более спокойно говорить о том, что случилось. Более того, он осознает, что сейчас в его жизни все спокойно и хорошо, ничего угрожающего не существует.

На ситуацию из прошлого можно посмотреть с разных сторон. Чем больше человек осознает, что проблемы нет сейчас, она находится в прошлом, и он может из-за нее не волноваться так, как это было тогда, когда он непосредственно в ней находился, тем лучше он начинает видеть ее. Можно на нее посмотреть с разных сторон. При этом человеку ничто не угрожает.

В гештальт-терапии практикуется не только рассмотрение конкретной проблемы, которая волнует человека, но еще и гипотетические ситуации, которые еще не произошли или в принципе беспокоят человека. Здесь применяются различные техники, например, метод «пустого стула», когда человек представляет на пустом стуле оппонента, с которым желал бы поговорить, получить от него какой-то ответ, научиться с ним общаться.

Задач у гештальт-терапевта несколько:

  1. Помочь человеку сохранять осознанность и состояние «здесь и сейчас» при рассмотрении волнующей его ситуации, которая может пугать.
  2. Помочь человеку осознать, какие конкретно переживания он испытывает при рассмотрении ситуации.
  3. Разобраться в причинах, почему ситуация вызывает у человека те эмоции, которые он испытывает. На основе этого совместно с клиентом можно разработать план действий по тому, как больше не допускать этих переживаний, как справиться/устранить те чувства, которые уже имеются.
  4. Восстановить внутренний баланс, стать целостной личностью, которая должна жить «здесь и сейчас», а не в прошлом или в будущем.
  5. Помочь клиенту взять ответственность на себя за те переживания, которым он позволяет влиять на его решения и поступки в настоящем времени.

Теория гештальт-терапии

Разработчики гештальт-терапии не считали нужным создавать различные теории, поскольку создавали вполне практичную систему. Гештальт-терапия выступает как метод, когда главной задачей специалиста является сохранение сознания клиента в состоянии «здесь и сейчас» (чтобы он не улетал в прошлое или будущее). Также главный аспект ставится на способности индивида к творчеству.

Однако со временем разработанная методика стала рассматриваться многими психологами, которые подвели к ней множество теоретических баз:

  • Контакт-граница – та линия, на которой человек начинает контактировать с окружающей средой, при этом он может обособляться от мира.
  • Сопротивление – способ взаимодействия индивида с внешней средой. В настоящее время человек контактирует с миром так, как ему доступно, или так, как ему привычно. Если вследствие данного контакта возникают проблемы, значит, методы, которые человек использует, были уместны в прошлом, однако являются неэффективными в настоящем.
  • Осознание истинных своих потребностей. Нередко человек, не имея возможности удовлетворить основную свою потребность, прикрывает ее другой, пытается компенсировать ее чем-то другим. Однако это не позволяет человеку до конца оставаться счастливым, вот почему он продолжает компенсировать основную свою потребность, не будучи полностью удовлетворенным, поскольку даже не осознает ее.

Гештальт-терапия рассматривает индивида как целостную систему. Он не разделяет ее как специалисты в психоанализе, хотя и может рассматривать ее отдельные аспекты. Дело в том, что происходящее в одной сфере жизни человека непосредственно влияет на остальные его аспекты системы. Таким образом, если меняются чувства, то меняется и опыт, убеждения, мировоззрение, поведение и даже цели на будущую жизнь.

Гештальт-терапия не ставит своей целью устранять проблемы, с которыми люди пришли. Она ставит своей задачей устранение тех эмоциональных зажимов, которые мешают человеку в настоящем времени наслаждаться жизнью в полном объеме, а не лишь частично. Здесь акцентируется внимание на том, чтобы осознать настоящие переживания и проблемы, а не уходить в прошлое.

Основоположником уже сформировавшейся гештальт-терапии является Перлз. Он ставит своей главной задачей поддержание гомеостаза – баланса, к которому человек стремится в любую минуту своей жизни. Здесь нужно удовлетворение всех его потребностей, которые позволяют достичь данного уравновешенного состояния, любыми способами.

Гештальт-терапия базируется на 5 основных стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Фигурой является гештальт – некое целостное существо или сам человек, или его потребность. Фон – это ситуация, которая на данный момент является значимой и интересной для формирования гештальта. Если потребность удовлетворяется, тогда фон исчезает и появляется новый для формирования нового гештальта. Если потребность не удовлетворяется, тогда гештальт остается незавершенным, где человек и застревает. Здесь важно человеку научиться удовлетворять свои потребности, чтобы со временем не уйти в «зону фантазии», откуда и формируются надежды, неврозы и пр.
  2. Осознание и концентрация на настоящем моменте. Если человек способен осознавать собственные потребности в настоящем, то он должен искать методы их удовлетворения в том, что имеется на сегодняшний день. Если он уходит в фантазии, тогда возникают различные аномальные состояния, когда человек начинает ждать, надеяться, агрессировать из-за нереализации желаний и пр.
  3. Противоположности. Это разделение мира и человека на противоположности. Однако человек или мир не могут быть разделены. В гештальт-терапии все воспринимается как единое целое, как черное и белое в совокупности.
  4. Ответственность и зрелость. Здесь Перлз видел человека, который не ждет помощи извне, а пытается найти выход из любой ситуации, исходя исключительно из того, что он сам может для этого сделать.
  5. Функции защиты.

Техники гештальт-терапии

Техники в гештальт-терапии базируются на принципах и играх:

  1. Принципы:
  • «Здесь и сейчас». Осознание своих переживаний, которые присутствуют в настоящем времени, а не в прошлом.
  • «Я – ты». Осознание себя отдельно от других людей, чтобы быть способным с ними контактировать.
  • Субъективизация высказываний. Трансформация субъективных суждений в объективные.
  • Континуум сознания. Устранение контроля с целью простого наблюдения за собственными переживаниями, мыслями, которые происходят в настоящий момент, не подвергая их трактовке и оценке.
  1. Игры.

Зачем нужна гештальт-терапия в итоге?

К гештальт-терапии люди прибегают в случае, когда они желают избавиться от влияния прошлых проблем и возможных будущих событий, из-за которых возникают различные эмоции и мысли, мешающие полноценной настоящей жизни. Гештальт-терапия возвращает человека в настоящий момент, чтобы он наконец-то осознал, что прошлое и будущее его сейчас никак не задевают, поэтому он может сохранять спокойствие и направлять силы на удовлетворение своих потребностей и желаний.

В процессе гештальт-терапии важными становятся эксперименты (игры), в ходе которых человек воспроизводит различным образом волнующие его ситуации, отслеживая собственные эмоции и мысли, чтобы потом понять, как они влияют на его дальнейшее поведение и построение будущего. Только при наличии понимания можно что-то изменить в том направлении, которое выгодно самому человеку.

Также гештальт-терапия способствует выработке умения постоянно сохранять состояние «здесь и сейчас», чтобы не погружаться в воспоминания, которые пугают, или не фантазировать о будущем, которого может не произойти, а жить и искать ресурсы в настоящем моменте.

Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович

Принципы гештальт-терапии

Принципы гештальт-терапии

1. Принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным принципом в гештальт-терапии. Терапевт часто обращается к пациенту с просьбой определить то, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. Если в процессе работы появляется материал, связанный с какими-либо важными аспектами личности, усилия направляются на максимально возможный перенос этого материала в настоящее. Если пациент рассказывает о каких-то событиях прошлого, то его можно попросить перенести с помощью фантазии действие в настоящее и излагать события так, как если бы они разыгрывались в данный момент. В таких случаях нетрудно заметить, как много людей избегает контакта со своим настоящим и склонно углубляться в воспоминания о прошлом и в фантазии о будущем.

2. Принцип «я и ты» отражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Пациенты (и не только пациенты) свои высказывания, касающиеся других людей, зачастую направляют не по адресу, а «в сторону» или «в воздух», выявляя свои опасения и нежелание говорить прямо и искренне, избегая непосредственного контакта с другими людьми.

Боязливое избегание контакта, поверхностная и искаженная коммуникация с окружающими поддерживают чувство изоляции и одиночества пациента. Поэтому терапевт побуждает участников психотерапевтической группы предпринимать попытки к непосредственному контакту и общению, часто просит адресовать конкретные высказывания к конкретным лицам, которых они касаются, обращаться по имени. В первой фазе работы психотерапевтической группы терапевт организует для участников ситуации, направленные на установление контакта между отдельными лицами посредством серии коротких вербальных и невербальных упражнений в двойках и тройках.

3. Принцип субъективизации высказываний связан с семантическими аспектами ответственности и причастности пациента. Довольно часто люди говорят о собственном теле, чувствах, мыслях и поведении с определенной дистанции, объективизируя их. Например: «Что-то меня давит», «Что-то мешает мне это сделать» и т. п. Зачастую такой простой прием, как предложение заменить форму высказывания на более субъективную (например: «Я подавляю себя», «Я мешаю себе сделать это»), конфронтирует пациента с существенными для него проблемами избегания ответственности за себя. Обращение внимания на форму высказывания может помочь пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не пассивного объекта, с которым «делаются» разные вещи. Конечно, одного учета семантических аспектов высказываний для изменения этой фундаментальной позиции относительно самого себя недостаточно, тем более что при субъективизации высказываний часто принимается ответственность за деятельность, которую принято считать непроизвольной, например: мышление, воспоминания, фантазии, характер дыхания, тембр голоса и т. п. Однако применение этого принципа может помочь в начинании и проведении более глубоких поисков и экспериментов, направленных на повышение способности управлять собственным функционированием.

4. Непрерывность (континуум) осознания как основа терапевтической работы означает намеренную концентрацию на спонтанном потоке содержания переживаний, самоотчет в том, что и как происходит в данную минуту. Континуум осознания является неотъемлемой частью всех технических процедур, однако он применяется и автономно, часто приводит к неожиданным и значительным для пациента результатам. Это метод подведения индивида к собственному опыту и к отказу от нескончаемых вербализаций, выяснений и интерпретаций. Осознанность чувств, телесных ощущений и наблюдений представляет собой наиболее определенную часть нашего познания и создает основу для ориентации человека в себе и в своих связях с окружением.

Применение континуума осознания хорошо иллюстрирует следующий диалог.

Терапевт. Что ты сейчас осознаешь?

Пациент. Я осознаю, что говорю с тобой, вижу других людей в комнате, осознаю, что она вращается, чувствую напряжение в плечах, отдаю себе отчет в том, что меня охватывает беспокойство, когда об этом говорю.

Терапевт. Как ты переживаешь свое беспокойство?

Терапевт. Ты осознаешь, что делают твои глаза?

Пациент. Да, сейчас отдаю себе отчет в том, что мои глаза смотрят куда-то в сторону.

Терапевт. Можешь ли ответственно это объяснить?

Пациент. …Я стараюсь не смотреть на тебя.

Использование континуума осознания помогает перенести акцент в терапевтической работе с вопроса «почему?» на познание «что и как» происходит. Это является одним из существенных различий между гештальт-терапией и другими психотерапевтическими подходами, в которых поиск причины определенного поведения считается наиболее существенной частью терапевтической работы. Однако более пристальное наблюдение за многими продолжительными беседами и рефлексиями, направленными на попытку установить, почему кто-то поступает так, а не иначе, показывает, что даже получение разумных ответов на этот вопрос не приводит к переменам в самом поведении и часто эти беседы представляют собой не более чем бесплодные интеллектуальные упражнения. Польза, полученная в результате подобных психотерапевтических бесед, часто является результатом действия побочных факторов, имеющих второстепенное отношение к главной теме разговора, таких как атмосфера беседы, влияние терапевта или состояние облегчения после эмоционального отреагирования. Поэтому в гештальт-терапии стремятся к сосредоточению на особенностях и процессе конкретных действий, выполняемых пациентом («что и как»), поскольку их осознание и переживание создают более непосредственные предпосылки как для их понимания, так и для попытки управления ими.

Терапевт. Что ты сейчас чувствуешь?

Пациент. Я боюсь.

Терапевт. Как ты испытываешь свой страх, в чем это проявляется сейчас?

Пациент. Не могу отчетливо видеть тебя, мои ладони потеют.

Терапевт. Что еще ты сейчас делаешь?

Пациент. Представляю себе, что ты думаешь обо мне.

Терапевт. Как ты это себе представляешь?

Пациент. Я… ты думаешь, что я трус.

Терапевт. А сейчас?

Пациент. Твой образ совершенно расплывается, вижу как сквозь туман. У меня болит сердце.

Терапевт. Что сейчас себе представляешь?

Пациент. Не знаю… сейчас вижу своего отца. Да, он смотрит на меня и говорит. Он всегда так говорил: «Ты трус и останешься им».

Терапевт. Что ты сейчас чувствуешь?

Пациент. Какая-то путаница внутри, что-то мне мешает.

Терапевт. Попробуй отнестись ответственно к тому, что ты делаешь теперь.

Пациент. Это я сам мешаю себе сейчас, воздерживаюсь… не позволяю себе…

Терапевт. В чем ты пытаешься теперь мешать себе?

Пациент. Не знаю…

Терапевт. Уже несколько минут ты сжимаешь и разжимаешь пальцы.

Пациент. Не позволяю себе… сказать ему, что ненавижу его и боюсь.

Терапевт. А теперь?

Пациент. Я немного меньше напряжен, дышу легче. Сильно бьется сердце, как будто я к чему-то готовлюсь.

Терапевт. Что сейчас ты хотел бы сделать, сказать?

Пациент. Я хотел бы наконец что-то сказать ему, не быть трусом.

Терапевт. Что ты сознаешь теперь?

Пациент. Что говорю про себя эти слова.

Терапевт. Хочешь ли ты сказать это громко, так, как если бы твой отец сидел здесь и слушал, что ты ему говоришь?

Пациент. Да… отец… ты не имел права считать меня таким, это было не по-человечески, ужасно, я не могу тебе это простить, я ненавидел тебя (в глазах его появляются слезы, продолжает говорить с детским всхлипыванием) …столько зла ты мне сделал, но я… не переставал любить тебя.

Терапевт. Что теперь происходит?

Пациент. Я чувствую поток тепла, я весь горячий, растроган, больше не боюсь… То, что я сейчас делаю, это что-то важное, я хотел бы пойти дальше.

Нетрудно заметить, что основные шаги, предпринятые пациентом в драматически развивающейся терапевтической ситуации, являлись, главным образом следствием концентрации на поочередно осознаваемых содержательных элементах и действиях.

5. Кроме вышеизложенных основных принципов А. Левицкий (A. Levitski) и Ф. Перлз дают описание более конкретных принципов, точнее говоря предпочтительных форм поведения в терапевтической группе:

1) пациенты побуждаются к таким формам взаимоотношений, которые исключают сплетни или обсуждение кого-то из присутствующих без его участия;

2) часто используется прием привлечения внимания к пациенту, который манипулирует вопросами, желая скрытым путем спровоцировать определенные реакции окружающих под видом поиска информации. В этих случаях терапевт может предложить такому пациенту сказать прямо, что он конкретно хочет сообщить;

3) еще одной формой коммуникации, к которой иногда поощряются пациенты, является аутоэкспрессия – высказывание определенного содержания главным образом или исключительно с целью получения удовлетворения, вызванного самим фактом высказывания. Для многих пациентов это совершенно новый опыт, способствующий повышению уважения к себе и уменьшению зависимости от реакции окружения.

Из книги Гештальт, ведущий к просветлению автора Энрайт Джон

Глава 6 ЗАМЕТКИ О ПРАКТИКЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ Большая часть этой книги посвящена Гештальту как философии жизни, как отношению к жизненному опыту, а не как терапии, осуществляемой по отношению к другим. Однако, поскольку Гештальт используется и таким образом, в этой главе я

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Глава 6 Интеграция гештальт-терапии Гештальт-терапия, созданная Фредериком Перлзом в начале 1950-х гг., получила распространение в Соединенных Штатах и Канаде в 1960-1970-х гг. в связи с ростом «движения за актуализацию человеческого потенциала», где она становится в один ряд с

Из книги Проект НЛП: исходный код автора Волкер Вольфганг

Предыстория гештальт-терапии Фредерик (Фриц) Перлз (1893–1970) родился в Берлине в мелкобуржуазной еврейской семье. Получив медицинское образование, он специализировался по психиатрии. В 1926 г. работал в Институте военных мозговых травм в Берлине под руководством Курта

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Игры гештальт-терапии Эти процедуры называются также гештальт-экспериментами и представляют собой разнообразные упражнения, основанные на выполнении пациентом некоторых действий, предлагаемых терапевтом. Игры способствуют более непосредственной конфронтации со

Из книги ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ автора Наранхо Клаудио

Применение гештальт-терапии Гештальт-терапия традиционно рассматривается как наиболее эффективный метод лечения «чрезмерно нормативных, социально скованных, сдержанных индивидов» (то есть тревожных, фобических, депрессивных пациентов и лиц, склонных к

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Методы гештальт-терапии в системе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Гештальт-терапия – одна из основный ветвей гуманистической психологии – получает все более широкое признание благодаря не только своему мощному терапевтическому и

Из книги Техники психотерапии при ПТСР автора Дзеружинская Наталия Александровна

Фриц Перлз и развитие гештальт-терапии. Фридрих Соломон Перлз родился 8 июля 1893 года в Берлине. Он был третьим ребенком в ассимилировавшейся еврейской семье, принадлежащей к нижней части среднего класса. Его отец был разъездным продавцом вин и официально называл себя

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Ранняя форма классической гештальт-терапии Нью-йоркские неоаналитики, сконцентрированные вокруг Эриха Фромма и Карен Хорни (она также эмигрировала), очень позитивно приняли его "Эго, голод и агрессию". Несмотря на это, Америка вначале разочаровала Перлза в

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Поздняя форма гештальт-терапии В 1965-1969 годах успешность Перлза достигла своего апогея. Его называли "Великий Старец" из Эсалена. Проводимые им семинары на тему гештальт-терапии притягивали людей со всего мира. Его работы записывали на магнитофонные ленты и видеокассеты.

Из книги автора

Гештальт - принципы организации восприятия Вертхеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение - то есть как единое целое,

Из книги автора

ЧАСТЬ II. ТЕХНИКА Глава третья. Введение в Технику Гештальт-терапии Техника Гештальт-терапии разнообразна по используемым приемам - вербальным и невербальным, структурированным и неструктурированным, интроспективным и межличностным, направленным на внутренний мир и на

Из книги автора

КНИГА ВТОРАЯ РЕВИЗИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ Глава первая. Трансперсональный аспект Гештальта «Без осознания нет и знания.» Фритц ПерлсГештальт-терапия, как вообще экзистенциальные терапии, обычно воспринимается как гуманистический подход. Однако это не все: поскольку

Из книги автора

Дальнейшее развитие психоаналитической терапии: гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс В отличие от Анны Фрейд, Клейн, Уинникотта и Кохута, Фредерик (Фриц) и Лаура Перлс (Fritz & Laura Perls) считали, что их вклад в психологию личности лежит преимущественно в области практики

Из книги автора

Техники гештальт – терапии Техника 1. «Концентрация внимания на чувствах»Метод 1. «Обострение ощущения тела»Упражнение 1«Сейчас я осознаю, что лежу на кушетке. Сейчас я осознаю, что собираюсь осуществлять эксперимент на осознавание. Сейчас я осознаю, что колеблюсь,

Из книги автора

6. Переход в безмолвное пространство От интегративной гештальт-терапии к ноотерапии О чем невозможно говорить, о том следует молчать. Л. Витгенштейн Интегративная гештальт-терапия была создана Илларионом Петцольдом как продолжение гештальт-терапии, которое уделяет

Из книги автора

Официальное рождение гештальт-терапии Итак в 1951 году появляется основная книга, под названием «Gestalt-Therapy», составленная главным образом Полем Гудманом на основе письменных заметок Перлза. Эта книга была написана непонятным и туманным языком, и поэтому не имела особого

Содержание статьи:

Гештальт-терапия - это самостоятельное направление в практической психологии, занимается изучением и корректировкой эмоций. Направлена на исцеление неврозов, психозов и других расстройств психики, вызывающих конфликт личности со своим внутренним «я» и внешним миром, изменяет поведение, сообразуя его с внешними обстоятельствами.

Особенности гештальт-терапии как нового направления в психиатрии

Гештальт-терапию разработал и внедрил в практику в середине прошлого века немецкий психоаналитик Фриц Перлз (1893-1970). Это самостоятельное направление психотерапии, включающее элементы биоэнергетики, психоанализа и психодрамы, ценностное своим гуманистическим, экзистенциальным подходом к личности пациента.

Его суть можно кратко охарактеризовать «гештальт-молитвой» основателя нового метода в лечении психических расстройств:

«Я делаю свое дело, и ты делаешь свое дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты - это ты, и я - это я,
И если нам случилось найти друг друга - это прекрасно».


То есть я могу помочь тебе, но ты сам должен этого хотеть и верить в свои силы. И тогда встреча пациента и гештальт-терапевта будет полезной.

Следует отличать от гештальт-психологии, последняя как научное направление оперирует таким понятием, как гештальт (нем. - представление, образ). Эта первая часть названия, пожалуй, только их и роднит, хотя некоторые идеи все же заимствованы.

Считается, что гештальт-терапия базируется на женском начале в психотерапии, когда не следует бороться с возникшими проблемами чисто по-мужски - силой воли, а принять их, осознать и постепенно менять свое отношение к ним, исходя из убеждения: «Я маленький, а мир большой». Все эмоции нельзя считать плохими, к ним нужно относиться уважительно, разбираться в причине их возникновения и постепенно, без чрезмерных усилий, гасить.

Гештальт-терапия базируется на таком понятии, как аутентичность - подлинность чувств и переживаний, позволяющих жить в гармонии со своим внутренним миром. «Гармония чувств» должна преобладать над «гармонией разума», иными словами, доверяй больше своим чувствам, чем своему сознанию. Опирайся на свой внутренний «барометр» поведения, но не игнорируй встающие на твоем пути реалии.

К ним стоит прислушиваться, чтобы не вступить в разлад с внешним миром, что неизбежно скажется на психическом здоровье. Аутентичность проявляется в конгруэнтности, это когда слова не расходятся с делом, человек живет в полной гармонии со своими личностными ценностными установками.

Принципы гештальт-терапии


В основе лежит биологический подход. Человек трактуется как живой организм, которому присущи потребности и своя среда обитания. Все, что мешает ему жить, это уже нарушения, они должны подлежать корректировке.

Такое понимание базируется на принципах гештальт-терапии:

  • Жизнью управляет не разум, а эмоции, главное - это энергия потребностей человека.
  • Цели только тогда вполне достижимы, если личность сама вполне осознанно стремится к их достижению, воспринимает их как свои, а не чужие, навязанные извне. Только энергия личных желаний может привести к положительному результату. Волевые усилия, не воспринимаемые чувственно, подпитываемые только пониманием, что так нужно, это пустая трата своих сил.
  • Живой организм всегда стремится к саморегуляции, все его системы должны находиться в динамическом равновесии. Человек тоже стремится к постоянству своего внутреннего мира.
  • У каждого своя жизнь и свои заботы. Чрезмерная забота о другом вызывает у гештальт-терапевта вопрос: «С чем это связано, почему это так для вас важно?» Если, допустим, уход за кем-то не связан с удовлетворением собственных потребностей, для психотерапевта это сигнал, что у клиента разлад со своим «я», проблема с самореализацией в обществе.
  • Личность живет в том окружении, которого достойна. Слабого среда «заедает», сильный сам выбирает условия своей жизни. Гештальт-терапия рассматривает поведение человека в той или иной ситуации как внутренний конфликт организма, который ведет к резкой смене поведенческих реакций на полярно противоположные.
  • Личность рассматривается как цельный организм, в ней все взаимосвязано: тело, ум и эмоции.

Обратите внимание! Гештальт-терапия исходит из того, что жизнью человека управляют эмоции (энергия потребностей). Энергия организма тратится только на удовлетворение своих личных надобностей. Разум тут только вторичен.

Основные задачи гештальт-терапевтической практики


Все их можно охарактеризовать как терапевтические. Гештальт-терапевт старается распознать причины душевного разлада пациента и, исходя из принципиальных установок своего метода, назначает ему курс лечения. Психолог не воспитывает и далек от проповеди смысла жизни. Изучая негативные эмоции, которые даже специально могут внушаться, он нащупывает противоречия, вызывающие серьезные беспокойства, и работает с ними.

Пациент в ходе сеанса должен не думать, а чувствовать, а через чувства осознавать, что с ним сейчас происходит. Нередко используются разговоры с воображаемым персонажем. Так при помощи гештальт-терапевта клиент «проигрывает» свои чувства, выходит на осознание и решение своих проблем, обретает уверенность в себе, верный контакт с окружающей средой.

К основным задачам гештальт-терапевтической практики следует отнести:

  1. Работа с эмоциями . Истинное здоровье - это когда выражаются подлинные чувства, их блокировка недопустима, различные умозаключения, то есть «работа головой», только тормозит проявление настоящего эмоционального настроения личности.
  2. В настоящем кроются следы прошлого . Необходимо их распознать и работать с ними.
  3. Анализ . Негативные эмоции трактуются как «эмоциональный гной», который следует возвратить тому, кто его вызвал. Происходит это в игровой форме.
  4. Внимание к телу . Кратко это можно охарактеризовать известной фразой: «В здоровом теле - здоровый дух». Гештальт-терапевт не склонен верить рассказам клиента о своих переживаниях, только расспрос о его телесных ощущениях может дать достоверную информацию, что же на самом деле с ним происходит.

Главные цели гештальт-терапии: лечение психических расстройств посредством эмоций, пациент при помощи врача, анализируя свои негативные чувства, должен найти свою внутреннюю опору; обретение положительной жизненной энергии, чтобы в дальнейшем жить в ладах со своей совестью и окружающим миром.

Кому подходит гештальт-терапия


Подходит всем, кто в разладе с самим собой и испытывает трудности в общении, желает изменить свою жизнь и положение в обществе к лучшему. Одним словом, она нужна тем людям, которые не зацикливаются на своих проблемах и хотят их решить. Однако существуют некоторые нюансы, которые следует знать.

К гештальт-терапевту чаще обращаются женщины. Они более чувственны, а потому лучше идут на контакт с психологом, охотнее участвуют в ролевых играх. Высока вероятность, что они прислушаются к совету врача и смогут изменить свой взгляд на волнующие их проблемы.

Мужчины в силу своего характера более скрытны, говорить о своих чувствах на групповых сеансах не склонны. Хотя все во многом зависит от личности гештальт-терапевта, если он сумеет найти ненавязчивый подход к своему клиенту, тогда к нему пойдут и сдержанные в проявлении эмоций люди, чувствующие острую необходимость в коррекции своего эмоционального состояния по тем или иным причинам.

К детям у гештальт-терапевта особый подход. Проблемным для него является ребенок, который никогда не обижается на своих родителей. Значит, он скрывает свои настоящие чувства, постоянно живет в страхе, что если их проявит, родители будут недовольны, отношения с ними испортятся.

Допустим, матери, которая жалуется на свое чадо, что девочка не всегда ровно разговаривает с ней, может даже надерзить, психолог может ответить, что это хорошо. У вас нормальные отношения, потому что ребенок не скрывает своих эмоций, он уверен, что вы его любите. А вот если с отцом она постоянно вежлива, значит, отношения с ним складываются не искренне, и это вызывает беспокойство, тут есть над чем задуматься.

Основные техники и приемы гештальт-терапии


Совокупность профессиональных приемов - это и есть техники, используемые в гештальт-терапевтическом подходе. Применяются они в играх, когда клиент имеет возможность экспериментировать со своими чувствами. К таким относится техника гештальт-терапии «горячий стул» или «пустой стул».

Тут главная цель - достичь нужного уровня эмоционального «просветления», который приводит к интеграции личности, когда организм человека работает слаженно.

Приведем наглядный пример. Красивая походка - хорошая осанка (тело). Уверенность в себе - это внутреннее спокойствие (ноль-состояние) или внутренняя целенаправленность (эмоции), подкрепленная знанием (интеллектом). Все это вместе составляет интеграцию личности.

Основная задача терапевта как в групповой, так и индивидуальной работе с клиентом - это сконцентрировать его внимание на осознании того, что сейчас происходит, фокусировка на этом своей энергии, выработка новой модели своих поведенческих реакций и принятие ответственности за их реализацию.

Приемов конкретной работы много, перечислим лишь основные. К ним относятся:

  • Осознание . Джон Энрайт в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» сказал: «Мы не столько переносим свое чувство в мир, сколько всматриваемся или вслушиваемся в то, что там уже есть, и усиливаем это в восприятии». Однако необходимо, чтобы восприятие окружающего было вполне осознанным. На это настраивает своих клиентов гештальт-терапевт.
  • Концентрация энергии . Чтобы осознать свои проблемы, необходимо сфокусировать на них всю свою энергию, только тогда может прийти понимание, что же на самом деле происходит с тобой.
  • Принятие решения . Логически вытекает из предыдущего, когда нужно сделать необходимые выводы и сделать решающий шаг навстречу новым жизненным установкам.
  • Работа с полярностями . Имеются в виду крайности в поведении, совсем разные образы жизни, между которыми раздваивается душа клиента. Допустим, грубость и вежливость, следовать раз и навсегда установленному порядку или никакого режима, когда все допустимо. И тут важно понимать, что гештальт-терапия стремится к единству всех полярностей поведения, а не к отказу от одной в пользу другой. Поиск «золотой середины» тоже неприемлем, он считается слепком, неким подобием истинных чувств.
  • Монодрама . Суть монодрамы в том, что клиент разыгрывает роль всех персонажей, имеющих отношение к его проблеме, от которой он хочет избавиться.
  • Работа со снами . Перлз говорил, что в снах проявляется глубинная сущность человека. Расшифровав сновидение, можно узнать о личности многое.
  • Использование переноса . Когда клиент с помощью терапевта воспроизводит свой прошлый опыт общения и вновь переживает возникшие тогда чувства.
Что такое гештальт-терапия - смотрите на видео:


Гештальт-терапевтическая практика в лечении различных расстройств психики получила широкое распространение. Главное тут - целостный подход, который учитывает телесное, духовное и психическое состояние здоровья, социальную значимость личности. Обращаясь к чувствам и образам (гештальтам), психолог посредством игр помогает клиенту осознать, что же с ним происходит на самом деле, и принять верное решение, которое в корне должно изменить внутреннее состояние человека и его контакты с окружающей действительностью. В таком подходе заключается ценность метода гештальт-терапии.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Методы оценки риска VaR (Value at Risk)
Положение о научно-исследовательской практике магистрантов ургэу, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам магистратуры, реализующим фгос
Дефицит (профицит) торгового баланса страны (Trade balance)