Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характеристика эмоциональных состояний. Эмоционально-психическое состояние человека

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.
С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:
1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство;
3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.
Три аспекта целостного определения эмоций:
а) внутреннее переживание;
б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).
Классификация эмоциональных явлений (Грановская):
1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.
3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой.
Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. ОСНОВНЫЕ эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:
1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия),
3) Гнев (агрессия, озлобление),
4) Страх (тревога, испуг),
5) Удивление (любопытство),
6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:

стенические - повышающие жизнедеятельность организма и

астенические - понижающие их.

Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию.

Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием.

Есть набор неизменных реакций, соответствующих каждому эмоциональному состоянию. У всех людей эмоции изменяются в строго определенном порядке. Эта закономерность применима для всех без исключения людей, одна и та же и неизменна по виду для всех.

Последовательность эмоциональных состояний человека выглядит следующим образом:
1. Зона активной жизни:

a) Энтузиазм.

b) Веселье.

c) Сильный интерес.

2. Зона консерватизма:

a) Консерватизм.

Средний интерес, умеренный интерес.

Удовлетворенность, довольный, слабый интерес.

Отсутствие интереса.

Монотонность, однообразие.

3. Зона антогонизма:

a) Антагонизм, открытая враждебность.

Враждебность, вражда, сильная неприязнь.

4. Зона гнева:

a)Гнев (злость, ярость).

Ненависть.

Негодование.

5. Зона страха:

a) Отсутствие эмоций.

b) Скрытая враждебность.

Отчаяние.

Оцепенение.

d) Сочувствие.

d) Задабривание, потребность умилостивить (примирение).

6. Зона горя и апатии:

a) Горе (печаль).

b) Заглаживание вины, искупление вины.

c) Жертва.

d) Апатия.

Вкратце основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление),
4) Страх (тревога, испуг),
5) Удивление (любопытство),
6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.

Человек познает и отражает окружающий мир при помощи своего восприятия, памяти, способности мыслить, анализировать. Все это называют познавательными психическими процессами.

Существуют и иные процессы, которые активизируют человека на преобразование окружающей его действительности и регулируют его поведение. К ним относятся внимание, воля и эмоции (эмоциональные состояния).

Эмоциональные состояния личности представляют собой психические состояния, возникающие в процессе повседневной жизни человека, и определяющие процессы информационно-энергетического обмена, а также отношение к ним человека.

Причём, эмоции гораздо сильнее воздействуют и управляют человеком, чем кажется. Ведь даже отсутствие всяких эмоций – это тоже эмоциональное состояние, также влияющее на поведение индивидуума.

Эмоции – это переживание человека своих связей с окружающим миром. Они необходимы для жизни и человеческой активности. Эмоциональные процессы и состояния являются мотивом к деятельности человека и влияют на поведение личности. Также они отражают внутреннее отношение человека к происходящим и значимым для него событиям и объектам.

Кроме того, они обеспечивают определенную селективность восприятия, а именно, выделяют из окружающего мира те события и объекты, которые особенно значимы для человека в данный момент. Выделяют и усиливают эмоционально. В то же время, другие события и объекты, не имеющие такого воздействия на индивидуума, отделяются, как-бы уходят в тень.

Эмоциональные состояния богаты и многообразны. Человек может испытывать радость, злость, любить и ненавидеть. Вообще принято объединять их в четыре большие группы :

Чувства удовольствия, все приятные, радостные переживания;

Чувства неудовольствия, все негативные, неприятные переживания;

Амбивалентные (двойственные) состояния;

Ощущения неопределенности по отношению к окружающей действительности.
Рассмотрим коротко основные виды эмоциональных состояний:

Страх

Это психическое, эмоциональное состояние испытываемое индивидуумом при настоящей или мнимой опасности. Человек, который испытывает страх, всегда меняет свое поведение. Возникает состояние депрессии, ощущение беспокойства. Человек желает избежать опасности и в зависимости от силы этого желания, определяется линия его поведения.

Гнев

Это психическое состояние, которое может возникать вследствие определенных отрицательных раздражителей. Это могут быть моральные раздражители - оскорбление, или физические - ранение, удар. Чувство гнева часто является ответной реакцией и связано с желанием причинить вред и страдания другому человеку.

Радость

Конечно, радость относится к положительным эмоциям. В эту группу входят также жизнерадостность, приятное самочувствие.

Психологи выделяют два вида этого эмоционального ощущения. К первому виду относят собственно радость - глубокое внутреннее состояние радости. Ко второму ее внешнюю форму, которая выражается смехом, улыбкой, веселостью. Это необходимая эмоция для любого человека. Радость способствует нормализации работы всего организма. Человек ощущает себя счастливым, бодрым, уверенным в себе.

Печаль, грусть, скорбь

Это негативные эмоциональные состояния являются противоположными радости. Чаще всего возникают при эмоциональной неудовлетворенности, отсутствии успешности, при потере близких и друзей. Они появляются при возникновении препятствий движении к важной жизненной цели.

Высшие моральные чувства

Эти чувства возникают при анализе им своих поступков и других людей. Они появляются при оценке обстоятельств, при готовности совершить какой-то нравственный поступок.

К основным моральным чувствам относят чувство долга. Оно основано на переживании, человеком общественных потребностей и понимании необходимости их выполнения.
Кроме того, к моральным чувствам относят доброжелательность, сочувствие к окружающим, а также негодование по поводу происходящей несправедливости или совершенного аморального поступка.

Огромное место в жизни каждого человека занимает чувство любви. Оно способно делать людей лучше, облагораживает их мысли и поступки. Кроме того, эмоциональное состояние влюбленности и любви объединяет в себе сочувствие, переживание любящих, а также чувство долга в отношении друг друга. Одними из составляющих любви являются ощущение радости от существования любимого человека, нежность друг к другу.

Человеку, находящемуся на высокой ступени нравственности свойство чувство ответственности. Именно оно определяет самосознание личности, отношение к окружающим людям, коллективу, а также к обществу в целом.

Формирование необходимых нравственных качеств и устоев, чувства ответственности являются важнейшей проблемой воспитания человека, формирования личности будущего. Ведь в большинстве случаев от наличия в каждом человеке ответственности, зависят успехи целого народа в осуществлении экономического строительства и сфере социальных отношений.

Интеллект индивидуума, эстетическое воспитание, нравственные качества способствуют самоощущению, развитию активной жизненной позиции каждого гражданина. Они формируют систему его взглядов, отношение человеку к происходящим событиям в общественной жизни, материальным, духовным ценностям общества, а также к другим людям и к самому себе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный

университет

Кафедра практическая психология

ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Преподаватель: Антошкина Ю.М.

Выполнил студент Каменева Ксения ТСБ-1

Санкт-Петербург 2014

Введение

1.1 Определение эмоции

1.2 Источники эмоции

1.4 Как понять эмоции

Заключение

Введение

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы вокруг него, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства, или как их иначе называют, эмоции.

Радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев - всё это различные эмоциональные процессы. Они выражают отношение человека к действительности.

Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные предметы для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чем полнее предмет удовлетворяет ту или иную потребность, тем более сильное положительное чувство он вызывает у человека.

1. Эмоции и эмоциональная система

Теория дифференциальных эмоций исходит из того, что признает необходимость изучения отдельных эмоций. Однако наличие целого десятка фундаментальных эмоций, которые в сочетании с драйвами и когнитивными процессами образуют неисчислимое множество аффективно-когнитивных структур, чрезвычайно затрудняет изучение человеческой мотивации. Изард К. Психология эмоций. С. 43

1.1 Определение эмоции

Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложные процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно-переживательный аспекты. Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы. Лицевые нервы, мышечная ткань и проприоцепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе. Предполагается, что эмоция - это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию.

На нервно-мышечном, или экспрессивном, уровне эмоция проявляется прежде всего в виде мимический активности, а также пантомимическими, висцерально-эндокринными и иногда голосовыми реакциями.

На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для индивида. Переживание эмоции может вызвать в сознании процесс, совершенно независимый от когнитивных процессов.

Эмоция - не просто организмическая реакция. Её нельзя рассматривать только как действие, совершаемое в ответ на некое стимулирующее событие или ситуацию, она сама по себе является стимулом, или причиной, наших поступков. Это утверждение кажется особенно справедливым в отношении эмоции интереса, которая играет необыкновенно важную роль в нашей повседневной жизни, побуждая нас к той или иной активности. Как бы то ни было, всякая активированная эмоция - неважно, порождена она сенсорной информацией (например, болевым ощущением) или когнитивными процессами (оценкой, атрибуцией) или явилась ответом на некое событие, - сама оказывает побудительное, организующее влияние на наши мысли и поступки. Там же.

Настроение - самое длительное или "хроническое" эмоциональное состояние, окрашивающиеся все поведение. Настроение отличает от эмоций меньшая интенсивность, меньшая устойчивость, меньшее когнитивное содержание. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Известно, что одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение. С другой стороны, у лиц с заниженной самооценкой выраженнее склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным, связанная с ожиданием неблагоприятных исходов. Она может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, приводящих к отказу от удовлетворения данной потребности. Однако источник, определяющий то или иное настроение, далеко не всегда осознается. Грановская Р. Элементы практической психологии. С. 214

1.2 Источники эмоции

Источники эмоции можно описать в терминах нервных, аффективных и когнитивных процессов. На нейронном уровне происхождения эмоции может быть объяснено как результат деятельности определенных медиаторов и структур мозга, с помощью которых происходит оценка поступающей информации. На аффективном уровне активацию эмоции можно объяснить в терминах сенсорно-перцептивных процессов, а на когнитивном - в терминах отдельных мыслительных процессов. Помимо когнитивных существуют некогнитивные (нейронные, аффективные) источники эмоций. Изард К. Психология эмоций. С. 45

Эмоция может быть вызвана непосредственно нейрохимическими и аффективными процессами без участия когнитивных. Между специфической эмоцией и сопровождающим её специфическим переживанием существует генетически обусловленная взаимосвязь, а их раздельное существование в сознание является приобретенным. Из этого следует, что мимическая экспрессия и реакция человека на собственную эмоцию играют важную роль в протекании и регуляции эмоционального процесса.

1.3 Основные физиологические признаки эмоциональных состояний

1. внешние: изменение моторной активности (экспрессия или замедление вплоть до затаивания) ; выразительная мимика; изменения кожного покрова (покраснение или побледнение) ; внешнее проявления изменений ритма дыхания; проявления работы секторных желез(слезы, пот, специфические запахи); иногда непроизвольные извержения выделительной системы.

2. внутренние: изменение ритм дыхания (задыхание от волнения, тяжелое или порывистое дыхание, учащение или задержка дыхания); изменение пульса (сердце замирает или учащенно бьется) ; повышение кровного давления; усиление мышечного тонуса; усиление работы эндокринных механизмов (особо важна роль адреналина и норадреналина); отток крови от поверхности тела (для уменьшения кровопотерь при возможных наружных травмах) и некоторых внутренних органов (например, от пищеварительного тракта) и усиление кровоснабжения мышц (для обеспечения их интенсивной работы).

1.4 Как понять эмоции

Почему возникает эмоция?

На биологическом уровне эмоция возникает как ощущение, вызываемое процессами, протекающими в нервной и мышечной системах. Если искать причины эмоции на когнитивном уровне, тогда в качестве активаторов эмоции следует рассматривать такие перцептивно-когнитивные процессы, как оценка и атрибуция. Нельзя забывать, что эмоция активируется одновременно и нейрохимическими, и нервно-мышечными, и аффективными, и когнитивными процессами. Изард К. Психология эмоций. С. 50

Каковы функции эмоций?

Функции конкретной эмоции можно анализировать на трёх уровнях. Во-первых, эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например направляет потом крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движениями, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева. Во-вторых, эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение. Сигнальные аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений. Там же.

Как мы научаемся управлять эмоциями, регулировать свои эмоциональные проявления?

Это основной вопрос, встающий при изучении эмоционального развития человека. В процессе взросления мы достигаем много в этой области, однако проблема регуляции эмоций остаётся для нас актуальной всю жизнь. В критических ситуациях, в ситуациях хронического стресса, когда неприятные события обрушиваются на человека одно за другим, его способность управлять своими эмоциями значительно снижается.

Лазарус одним из первых отметил опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и, прежде всего, процессов оценки как стрессового стимула (или стрессора), так и ситуации в целом, а также процессов психологической зашиты, предполагающих защитную переработку угрожающей информации (Лазарус, 1970).

В эксперименте Лазаруса в качестве стрессора использовался документальный фильм о серии грубых ритуальных хирургических операций на мужских половых органах во время обряда инициации у одного из племен аборигенов Австралии. Во время сцен, изображающих сами ритуальные операции, наблюдалось выраженное повышение активности автономной нервной системы, измеряемой на основе электропроводимости кожи (КГР), а также признаки поведенческого стресса.

Исходя из посылки о том, что стрессовая реакция зависит от оценки воздействующей ситуации как угрожающей, Лазарус предположил, что при изменении основания при оценке степени приносимого вреда можно устранить или уменьшить стрессовые реакции. Первое звуковое сопровождение носило травмирующий характер, так как оно подчеркивало вредные аспекты событий, второе носило отрицающий характер (где отрицался какой-либо вред изображаемого события -- «отрицание»), третье -носило характер беспристрастного повествования («интеллектуализация»). Затем сравнивались степень угрозы и физиологические индикаторы стресса, порождаемого этим фильмом при немом варианте и при трех различных звуковых сопровождениях. Было обнаружено, что травмирующее звуковое сопровождение значительно увеличивало проявление стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма, в то время как остальные два сопровождения - «отрицание» и «интеллектуализация» - значительно снижали интенсивность стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма. эмоция эмоциональный изард дифференциальный

Во время сцен, изображающих сами несчастные случаи, у большинства зрителей наблюдались три ясно выраженных момента повышения активности автономной нервной системы. При отрицающем сопровождении подчеркивалась нереальность показанных событий, а во второй версии зрителя просили заметить, например, насколько ясно и убедительно мастер излагает рабочим правила техники безопасности.

В своих последующих работах Лазарус усложняет свою модель, говоря о переоценках и двух принципиально разных видах или этапах оценки. Первичная оценка, по Лазарусу, относится к тому, в какой степени стимул «задевает» благополучие индивида, включая «картину мира» и систему отношений индивида. Вторичная оценка, по Лазарусу, относится к возможности индивида совершать необходимые для него реальные или воображаемые действия по отношению к стимулу, то есть к тому, в какой степени индивид способен снизить опасность и вред угрожающего стимула или усилить контакт с привлекательным стимулом.

Релевантность цели относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация затрагивает цели индивида и его образ жизни. Если ее нет -- нет и эмоции. Конгруэнтность ими неконгруэнтность цели относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация соответствует или не coответствует желаниям, то есть облегчает или затрудняет достижение целей индивида и поддержание его образа жизни. Если облегчает, то можно говорить о конгруэнтности, а если мешает, то о неконгруэнтности. Тип Я-включенности относится к различным аспектам личной и социальной идентичности (ценности, идеалы, самооценка, представление о других людях и их благополучии и т.п.). Чувство вины возникает при пренебрежительном отношении к моральным ценностям, а ощущение счастья -- при всеохватывающем чувстве безопасности и благополучия.

В своих более поздних работах Лазарус называет свою модель когнитивно-мотивационной теорией отношений (Lazarus, 1991; Lazarus, Folkman, 19866). По его мнению, теория эмоций должна определять не только стратегию изучения и определения эмоциональных явлений и их классификацию, но и интегрировать биологические универсалии и социокультурные факторы, объясняя одновременно множество взаимозависимых причинно-следственных процессов и переменных. В то же время теория эмоций должна давать специфическое описание отдельных эмоций, соответствующее общим закономерностям.

В названии «когнитивно-мотивационная теория отношений» последнее слово для Лазаруса означает, что эмоции всегда представляют взаимодействия индивида и его окружения, включая восприятие и оценку вредности (для негативных эмоций) или пользы (для положительных эмоций), а не просто воздействие внешнего стрессора или проявление интрапсихических процессов. «Мотивационная» -- означает, что эмоции представляют реакции на возможность достижения - не достижения жизненных целей и выражают некоторую черту индивида или диспозиционную переменную в виде иерархии целей, но в то же время вызываются требованиями и возможностями окружающей индивида среды, что делает и эту сторону эмоций «интерактивной».

В то же время попытки Лазаруса найти физиологические критерии отделения эмоциональных явлений от неэмоциональных оказались не очень успешными, также как и попытки отделить рефлекторно обусловленные ощущения боли и удовольствия от собственно эмоций (Lazarus, 1991).

2. «Фундаментальные» эмоции, выделенные К.Э.Изардом

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Рогов Е.И. Эмоции и воля, 2001, С. 72

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или неопределённой.

Удивление - не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. Удивление недолговечно, но ещё более важную роль играет то обстоятельство, что в миг удивленья наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Адаптивные функции гнева более очевидны в эволюционной перспективе, нежели в повседневной жизни. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придаёт индивиду ощущение силы и храбрости.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или чего-либо. Там же. С. 74

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств. Последние проявляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам или эстетическим критериям. Эмоция презрения связана с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающиеся в осознание несоответствия собственных промыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Переживания стыда сопровождается нежданным и обострённым самосознанием. Сила этого самосознания такова, что забирает все ресурсы, лишает человека способности к когнитивной деятельности, мешает осмыслению ситуации и повышает вероятность неадекватных реакций на нее.

3. Аффект

Самой мощной эмоциональной реакцией человека является аффект. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает как реакция на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе - всё это переживается как бы после того, что уже случилось.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Если эмоция может быть названа «душевными волнением», то аффект - шквал, буря. Охваченный страстью, ужасом, растерянностью, восторгом, приступом безудержного смеха или отчаянием, человек по-разному воспринимает мир, владеет собой выражает свои чувства. Аффект говорит об очень большой силе переживания. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступление любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства и т.д. Там же. С.76

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При этом изменяется внимание и восприятие. Человек может удерживать в поле своего внимания только те объекты, которые связаны с переживанием, как бы образуют общий комплекс. Всё остальное осознаётся недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Кроме того, изменяется мышление: человека трудно сосредоточиться и предвидеть результаты своих поступков, поэтому целесообразное поведение становится невозможным. Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость поля сознания.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень её организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Такое состояние вызвано сильным возбуждением определённых центров промежуточного мозга и коры больших полушарий мозга. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Так как эти способы (оцепенение, бегство, агрессия) сложились в процессе биологической эволюции, то оправдывают она себя только в соответствующих биологических условиях.

Чрезвычайно сильно возбуждение, выйдя за предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением - возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже обмороком. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже в полной потере памяти о событиях.

3.1 Главные участки нервной системы

Кора головного мозга в обычных ситуациях оказывает регулирующие влияние на подкорку, в основном тормозящее. Благодаря этому сдерживаются внешние проявления чувств. В экстремальных ситуациях, когда кора перевозбуждена (чрезмерно сильные раздражители, переутомление, наркотические воздействия), ее регуляторная функция нарушается. В результате иррадиации (от лат. - сиять, испускать лучи) перевозбуждаются подкорковые центры и обычная сдержанность пропадает, человек теряет над собой контроль (аффективные состояния). Иногда наблюдается и обратных эффект, когда в результате сильных потрясений наступает запредельное торможение корковых систем и человек "отключается" от внешнего мира. Тем самым мозговые центры предохраняются от возможного разрушения.

Значительная роль подкорковых центров мозга доказана случаями (в клинике и в экспериментах), когда даже при повреждении или исключении из работы значительных участков коры эмоциональные процессы у человека все равно сохранялись. Прямое раздражение этих центров (без опосредования влиянием коры) вызывает сильнейшие отрицательные или положительные эмоции. Работа центров страдания и наслаждения выступает мощным, а может быть и главным, подкрепляющим фактором при выработке условных рефлексов, а следовательно, и временных связей в коре мозга, являющихся основой восприятия, мышления, памяти, воображения, формирования навыков, привычек, установок, стереотипов.

Важную роль в психической регуляции в целом и в эмоциональной регуляции в частности играет особое подкорковое образование сетевидной формы - ретикулярная формация. Она не является специфическим органом, управляющим какой-либо областью психической жизни, но активно участвует в работе психики, выполняя функции своеобразного фильтра и активатора. Поступающие в нее по проводящим путям сенсорных систем (анализаторов) нервные импульсы в зависимости от значимости вызвавшего их сигнала либо задерживаются, либо пропускают в кору, оставляя часть своей энергии в ретикулярной формации. Таким образом, выступая своеобразным аккумулятором энергии, ретикулярная формация способна "по команде" коры посылать накопленную энергию в интенсивно работающие в данный момент участки мозга и тем самым понижать или повышать активность мозга в целом и его отдельных частей, усиливать, ослаблять или тормозить ответы (в том числе эмоциональные отклики) на соответствующие раздражители.

Заключение

Возникновение эмоций и чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе говоря, эмоции носят социальный характер. В основе чувств и эмоций лежат, прежде всего, потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми.

Слово «чувство» - многозначно. Когда говорят «органы чувств», то имеют в виду орган слуха или орган зрения. В словосочетаниях «чувство любви» или «чувство радости» слово «чувство» приобретает другое значение. В терминах «чувство юмора» или «чувство красоты» присутствует еще один смысловой оттенок, обозначающий сложную психическую реакцию.

Значение в жизни и деятельности человека чувств и эмоций очень велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве, повседневной жизни. Чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.

Список использованной литературы

1. Бреслав Г.М. Психология Эмоций. М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2004. 544 с.

2. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003. 655 с.

3. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003. 464 с.

4. Никандров В.В. Психология: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 912 с.

5. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Владос, 2001. 240 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность эмоций. Понятие и классификация эмоций. Теории эмоций. Анатомические и физиологические основы эмоций. Функции эмоций. Эмоции человека и эмоции животного. Происхождение эмоций - от животного к человеку. Мотивация человека и животного.

    реферат , добавлен 04.10.2004

    Определение эмоций и чувств. Основные функции и качества чувств и эмоций. Мимическое выражение эмоций. Пантомимика, выражение эмоций голосом. Эмоциональные состояния. Аффективное состояние и аффект. Стресс. Значение эмоций и чувств.

    реферат , добавлен 14.03.2004

    Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Понятие эмоций, их формы и функции. Эмоциональные состояния: чувства, аффекты, страсть. Теории эмоций Ч. Дарвина, У. Джемса и К. Ланге, У. Кеннона. Личность и воспитание эмоций. Методики определения эмоциональной сферы личности. Управление эмоциями.

    реферат , добавлен 04.11.2008

    Классификация видов эмоций и чувств, характеристика их функций. Многообразие эмоциональных состояний и механизм управления ими. Основные положения структурной теории эмоций Пейпеца, соматической теории Джемса-Ланге, потребностно-информационной теории.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2013

    Физиологические механизмы проявления эмоций. Лимбическая система и эмоции. Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций. Роль миндалевидного тела в проявлениях эмоций. Положительные эмоции. Висцеральные функции.

    реферат , добавлен 24.10.2008

    Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций и чувств. Основные классификации эмоций.

    реферат , добавлен 12.09.2006

    Сущность эмоций и их роль в жизни человека. Психологические теории эмоций. Эмоциональные выражения как основные виды эмоций. Функции эмоций в жизнедеятельности человека. Отражение психической деятельности человека. Информационная теория эмоций.

    реферат , добавлен 06.01.2015

    Теории изучения эмоциональных процессов и состояний, их классификация. Настроение, собственно эмоции и чувства. Аффект как разновидность эмоций. Причины возникновения и этапы стресса. Электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Эмоции - психологический процесс средней интенсивности. Отличительные черты и формулы эмоций. Особенности и характеристики эмоциональных переживаний. Мимические проявления эмоций. Психологические теории эмоций. Критерии оценки эмоционального отклика.

Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее – астеническими.

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других – плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.

Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало.

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

Моральные чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.

Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и поступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарности, солидарности и др. побуждают человека совершать высоконравственные поступки по отношению к другим людям. В чувствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не допускать их повторения.

В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственных действий. Удивление, любопытство, любознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество – чувства, которые побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.

К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у человека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в общественной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой сатирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.

Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичевание недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой характер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебрежительного и неуважительного отношения к объекту.

Юмор – самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыносимой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные моменты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех сквозь слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмора стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает какие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии. Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказался другой ящик, а в нем другой ящик, и т.д. Когда он наконец добрался до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было написано: «Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)». Гейне это позабавило, настроение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, открыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была прикреплена записка: «Дорогой друг! Этот камень свалился с моего сердца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих».

Эстетические чувства возникают в процессе восприятия природы и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комического. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства личность одобряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Прекратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, занимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств.

Воспитание чувств начинается с развития способности управлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Конечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает косвенное устранение его посредством аутогенной тренировки.

Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывавшем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещением вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может возникнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чувства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить своего обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После многократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокойным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари