Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Автоматическое включение ближнего света. Ультразвуковой датчик движения

12 марта 2014 в 09:47

Моя реализация автоматического включения света в туалете (и без Arduino)

  • DIY или Сделай сам

Всем привет!
На Хабре появляются и появляются статьи о реализации Умного дома. Самой главной проблемой (ну или только для меня) получается включение/выключение света в санузле. Вроде и вещь не хитрая - а сколько есть вариантов. Прочитав статьи, в том числе, и , я подумал «А ведь все могло быть проще».

Этот червячок точил меня около полугода. И вот, когда стало свободнее с работой, я созрел.
Скажу, что и программированием, и радиоконструированием я люблю заняться еще со школы. Микроконтроллеры подарили настоящую радость - все и сразу. А Arduino тут нет не потому, что я его ненавижу он для этой задачи избыточен, или потому, что хочу быть не как все, просто я до него еще не добрался (или он до меня).
Вернемся к нашим баранам (ну или к нашему свету, или к нашему туалету). Лично для меня нарисовать в голове ТЗ (да-да, нарисовать, это когда еще даже сформулировать не можешь, не то, что на бумагу записать) гораздо сложнее, чем его потом реализовать. После недель раздумий вот что примерно у меня получилось:

  • свет должен включаться когда я открываю дверь (захожу например);
  • свет должен включаться когда я закрываю дверь (зашел в санузел с открытой дверью и закрыл за собой);
  • свет должен включаться когда я захожу не трогая дверь (заглянул руки помыть);
  • автовыключение света через определенное время;
  • свет не должен выключаться когда я внутри и даже не шевелюсь.
Вроде как все логично и просто, но ни в одной из встреченных статей я не нашел красивого решения. Самое простое - это датчик движения. Он включает свет когда кто-то есть и выключает через некоторое время. Для моих целей ему не хватает в пару лишь геркона - следить, открыта дверь или закрыта.
Не понимаю, почему до сих пор производители до этого не дошли. Или дошли, а не дошло до меня?
Алгоритм прост:
  • если сработал датчик движения - включить свет;
  • если изменилось состояние геркона (дверь открылась/закрылась) - включить свет;
  • если сработал датчик движения при закрытой двери (геркон замкнут) - не выключать свет пока дверь не откроют;
  • ну и выключить свет через какое-то время.
Вот теперь ТЗ понятно, мне необходимы:
  • датчик движения;
  • геркон;
  • МК для управления этим бардаком.
Был куплен самый дешевый ДД (инфракрасный), какой-то геркон, ATTiny2313.

Разбираем датчик движения, видим внутри:


плата управления с инфракрасным приемником и зеркалом посередине и:


БП и реле. Мне повезло, в ДД есть все, что нужно: реле, транзистор для согласования, остальная обвязка (даже диод). При срабатывании датчика выдается сигнал TTL, достаточно его перехватить, а сигнал с моего МК передать вместо него.
В ISIS нарисовал схему (если делать, то красиво)

Схема


в BASCOM-AVR написал программулину:

Код

$regfile = «attiny2313.dat»
$crystal = 4000000
$hwstack = 40
$swstack = 16
$framesize = 32

Config Porta = Output
Config Portb = Output
Config Portd = Output
Config Portd.2 = Input
Config Portd.3 = Input
Config Int0 = Rising
Config Int1 = Change
Enable Interrupts
Enable Int0
Enable Int1
Config Debounce = 300
On Int0 Dd
On Int1 Gerkon
Dim Timecount As Integer
Dim Timelock As Bit

Timecount = 0
Timelock = 0
Portb.0 = 0
Portb.1 = 0

Do
If Timecount < 200 Then
Portb.0 = 1
Else
Portb.0 = 0
End If
If Timelock = 0 Then
Timecount = Timecount + 1
End If
If Timecount > 250 Then
Timecount = 250
End If
Waitms 100
Loop

Dd:
Disable Interrupts
Timecount = 0
If Pind.3 = 1 Then
Timelock = 1
End If
Enable Interrupts
Return

Gerkon:
Disable Interrupts
Timecount = 0
If Pind.4 = 0 Then
Timelock = 0
End If
Enable Interrupts
Return


Сделал эмуляцию, вроде как все работает (после отладки, конечно). Собрал макет и проверил (собирать такие макетки не так сложно, главное начать):


Режем в ДД дороги и подключаем согласно воспаленному воображению принципиальной схеме:


Проверил - заработало. Автоматическое отключение примерно через 1 мин 20 сек (не почему-то, просто сразу так получилось, а меня устроило), остальная работа согласно заранее придуманной логике.
Тут сделаю отступление. Дело в том, что я паяю с тех времен, когда в ходу были транзисторы МП39 и МП42. Спаяно и написано было немало. Когда разработанная мною схема (а тем более программа) начинает работать с первого раза - я чувствую дискомфорт, так редко это со мной бывает. На тестирование была убита пара часов, багов не нашел, продолжало работать.
Собрал в рабочий вариант (ЛУТ не пригодился):

При помощи скотча и чьей-то матери все это заизолировал и закрепил в корпусе. В итоге полученный экземпляр внешне не отличается от исходного, не изменилась даже схема подключения (разве что добавилась пара проводов для геркона):

Главное - после каждого шага проверять работоспособность, плавали - знаем.
Монтаж и прочие банальности упущу.
Жена восприняла без энтузиазма и назвала «херней» (ерунда, еще оценит - а куда ей деваться).
Бюджет:
- ДД - 250 р. (дешевле не нашел),
- геркон - 38 р.,
- ATTiny2313 - 140 р. (цена конская, но ведь хотелось еще вчера).

За конструктивную критику заранее спасибо.

Многие люди, попавшие в незнакомое помещение, проводят уйму времени, в поиске выключателя освещения прощупывая каждый участок стены возле входной двери. И очень повезёт, если на выключателе установлена подсветка, но об этом беспокоятся не все производители. Помимо этого, в здании не всегда ровные полы, а это уже опасно. Ещё совсем недавно для решения данной проблемы просто оставляли дежурную подсветку, особенно в местах большого скопления народа: подъезды, лестницы и автостоянки.

Но прогресс не стоит на месте и в современных реалиях постоянной экономии электроэнергии целесообразно использовать приборы контроля освещённости , которые позволяют производить включение источников света только в случае, если это действительно необходимо. То есть в момент, когда человек попадает в освещаемую зону. Для этой цели и были созданы специальные устройства контроля движения для включения освещения.

Разновидности датчиков контроля движения

Под датчиком движения , исходя из его названия, подразумевается прибор, обнаруживающий передвижение любых объектов в зоне непосредственного действия. Благодаря развитию и усовершенствованию различных технических устройств, такие приборы получились довольно компактными и недорогими. При этом их применение целесообразно в строениях определённого типа.

  1. В подвальных помещениях, гаражных боксах и кладовых, где отыскать и выключать на ощупь достаточно непросто, а освещённость от естественных источников света туда не проникает.
  2. В помещениях проходного типа, где существует постоянное, но кратковременное перемещение людей: лестничная клетка, подъезд или коридор.
  3. В постройках, где свет должен включаться заблаговременно до непосредственного появления людей.
  4. Для улучшения комфорта, датчик движения для включения света используют в санузлах , при этом такое устройство, может, помимо осветительного прибора, включать вытяжную систему.
  5. Такой прибор приобрёл широкую популярность в охранных системах.

При этом по принципу работы все приборы контроля движения подразделяются на определённые группы.

Системы фиксации движения в зависимости от способа получения сигналов от объектов также подразделяются на несколько видов.

  1. Активный прибор сам излучает и регистрирует отражённый от объекта сигнал. Такие устройства конструктивно состоят из приёмника и излучателя. Но по этой причине значительно усложняется конструкция прибора, а соответственно и цена.
  2. Пассивное устройство регистрирует собственное излучение объектов. Конструктивно такое устройство намного проще и, естественно, дешевле. Но пассивные приборы имеют высокий уровень ложных срабатываний.

Ультразвуковой датчик движения

Такие устройства получили наибольшее применение в парковочных и охранных системах для автотранспорта. При этом такие приборы имеют следующие преимущества:

  • цена, которая доступна людям со средним уровнем доходов;
  • устойчивость прибора к воздействию внешних факторов окружающей среды;
  • приём отражённого сигнала от любого объекта.

Естественно, применение таких датчиков, возможно, и для включения осветительных приборов, но это нецелесообразно по ряду недостатков ультразвука:

  • ультразвуковая частота хорошо слышна домашним животным;
  • ограниченность в дальности действия прибора;
  • датчик срабатывает от резких движений, поэтому медленно движущиеся объекты выпадают из его поля действия.

Микроволновый датчик контроля движения

По аналогии с ультразвуковым устройством такой прибор является активным. Проще говоря, им излучается волна, которая принимается после отражения от объекта. Единственным отличием такого устройства является использование не звуковых, а электромагнитных волн.

Микроволновые устройства контроля движения излучают радиоволны, отражающиеся от всех предметов в зоне действия прибора. Если движимых объектов обнаружено не будет, то отражённый сигнал вернётся без изменения частоты. При появлении любого движения происходит сдвиг частоты, которая приводит к срабатыванию датчика.

Благодаря ряду преимуществ микроволновых приборов они получили максимальное распространение в системах охраны:

  • микроволновый датчик имеет небольшие размеры, благодаря которым он практически незаметен;
  • устройство обладает большим радиусом действия;
  • микроволновое устройство фиксации движений может функционировать даже за ограждениями из непроводящего материала;
  • прибор обладает большой точностью и улавливает даже незначительное движение в зоне действия датчика.

Микроволновые датчики движения для контроля освещённости применяются крайне редко по ряду определённых недостатков:

  • микроволновые устройства обладают достаточно высокой ценой по сравнению с другими аналогами;
  • из-за высокой чувствительности прибора могут происходить ложные срабатывания.

Микроволновые лучи с высокой плотностью мощности очень пагубно влияют на человеческое здоровье. По этой причине вблизи прибора большого радиуса действия не желательно длительное нахождение живых организмов.

Инфракрасный датчик движения – лучший выбор для включения света

Ни для кого не секрет, что абсолютно все объекты имеют излучение инфракрасного спектра , которое улавливается датчиком регистрации движения посредствам пироэлектрических элементов, реагирующих на изменение температуры.

Если в зоне действия ИК датчика не происходит никаких изменений, то потенциал, вырабатываемый на выходе прибора имеет постоянную величину. При появлении какого-либо движения объектов, излучающих ИК лучи, изменяется величина выходного потенциала, что приводит к срабатыванию датчика.

Инфракрасные датчики получили наибольшее применение в качестве приборов для автоматического включения света в различных помещениях, что обусловлено их преимуществом по сравнению с другими аналогами:

  • инфракрасный датчик – пассивное устройство, которое ничего не излучает , поэтому и не наносит вреда человеку или животным;
  • такие устройства имеют дополнительные регулировки, как угла зоны действия, так и порога срабатывания;
  • такие приборы можно использовать как в помещении, так и на улице;
  • цена ИК датчиков доступна широкому кругу потребителей.

Но, как и другие электрические устройства, ИК датчики, имеют ряд недостатков:

  • из-за теплового излучения обогревательных приборов могут возникать ложные срабатывания датчика;
  • устройство может нормально функционировать только в определённом диапазоне температур;
  • объекты, имеющие покрытие, не проводящее инфракрасные лучи, не будут фиксироваться датчиком.

Инфракрасные устройства контроля движения для включения света – это оптимальный выбор для контроля осветительных приборов из существующего разнообразия подобных устройств.

Особенности технических характеристик приборов

Датчик контроля движения подразделяется на двухполюсный и трёхполюсный прибор. При этом первые работают только с лампой накаливания и имеют последовательную схему подключения источников света. В свою очередь, трёхполюсная модель - универсальная и может использоваться с любыми видами электрических ламп.

Все датчики движения можно распределить по зоне действия прибора. Проще говоря, устройство будет правильно срабатывать на определённом расстоянии от продвигающегося объекта. В зависимости от конструктивных особенностей прибора, расстояние устойчивого срабатывания может колебаться от 2 до 15 метров.

Ещё одной немаловажной характеристикой таких устройств является угол обнаружения объектов в горизонтальной плоскости. В большинстве случаев данный параметр зависит от модели датчика и может изменяться от 60 до 360 градусов. В свою очередь, по вертикали такое устройство срабатывает в диапазоне 15-20 градусов.

Очень важным показателем устройств фиксации движения считается мощность подключаемой нагрузки к прибору. Если суммарные показатели мощности превысят допустимые показатели датчика, то понадобится устанавливать промежуточное реле или распределить нагрузку между двух приборов.

Если требуется подключение люминесцентных или энергосберегающих ламп , то нужно учитывать реактивные мощностные показатели таких источников света. В большинстве случаев реактивная мощность должна быть меньше активной в 2 раза, чем прописана в документации на датчик.

Очень важно чтобы датчик контроля движения не выключался в тот же момент когда объект выйдет из зоны действия последнего. Широкий диапазон задержки отключения света в первую очередь обусловлен тем, что человеку зачастую нужно пройти расстояние при свете, которое больше зоны действия датчика. Очень часто такую задержку используют в приборах, установленных в подъездах и на лестничных клетках.

Что касается параметров электрического питания прибора – это стандартная сеть переменного тока. При этом сам датчик потребляет всего 1 Вт мощности , что очень экономично. Современный датчик движения для контроля включения света может оценивать степень освещённости на улице или в помещении с помощью сенсорных устройств. Это необходимо для предотвращения срабатывания датчика, когда на улице светло. По конструктивным особенностям прибора все датчики движения для включения осветительных приборов подразделяются по следующим типам:

  • наружные – установка которых производится с помощью специальных кронштейнов со стеновой угловой или поворотной конструкцией;
  • встроенные – монтаж которых происходит в специальных коробах под выключатели света или в потолке под прибором освещения в специально обустроенном для этого отверстии.

Часто датчики изготавливаются таким образом, что их невозможно отличить от стандартного светильника или совмещаются с обычным выключателем, что позволяет выполнять сразу несколько функций – слежение за движением объектов и контроль освещённости в помещении, что очень удобно.

По условиям, в которых будет использоваться прибор, все датчики движения можно подразделить на уличные с повышенной степенью защиты и используемые в помещениях. При этом, если уличную конструкцию в помещении устанавливать можно , то датчик, предназначенный для использования в помещении, не выдержит воздействий природных факторов и просто выйдет из строя.

Прежде чем устанавливать такое устройство слежения нужно чётко разбить помещение на зоны , где будут смонтированы датчики. Для этого составляется диаграмма направленности прибора, что позволяет добиться постоянно включённого освещения, пока человек перемещается по помещению. При составлении плана размещения приборов контроля движения важно придерживаться определённых правил.

  1. На системы контроля движения не должен падать прямой свет от осветительных приборов.
  2. В зоне действия устройства недопустимо наличие перегородок из стекла , так как ИК лучи отражаются от него.
  3. В области работы устройства слежения не должны находиться громоздкие объекты, которые в значительной степени затрудняют обзор.
  4. Система отопления или кондиционер также мешают работе датчика движения, так как он реагирует на тёплые потоки воздуха любых устройств.
  5. В строениях с большой площадью рационально устанавливать потолочные приборы , которые имеют круговую зону действия. При этом сам прибор должен размещаться точно по геометрическому центру помещения.

Использование датчиков движения для контроля освещённости даёт возможность не только экономить электричество, но и улучшить комфорт использования осветительных приборов. Среди многообразия устройств фиксации движения объектов для управления освещённостью подходят только ИК датчики. Такие устройства можно использовать в любых помещениях и на улице, причём их установка не вызывает особых сложностей и вполне под силу своими руками.

Найдите органы управления фарами. Место расположения будет разниться в зависимости от марки автомобиля, но существует несколько общепринятых мест размещения элементов управления. Обратите внимание на приборную панель или рычаг управления возле рулевого колеса.

  • Некоторые производители помещают отдельную панель управления фарами непосредственно под торпедой слева от водителя. Чаще всего такое исполнение встречается в больших авто с большей площадью торпеды. Найдите небольшую панель с поворотной ручкой. Стандартные символы индикатора фонарей должны располагаться на разном расстоянии по кругу.
  • Другие производители размещают элементы управления фарами на рычагах, прикрепленных к основанию рулевого колеса. Рычаг может располагаться слева или справа от руля, а поворотная ручка управления фарами будет находиться ближе к краю рычага. Такая ручка управления фарами будет иметь стандартные символы.

Найдите положение «ВЫКЛ». По умолчанию элемент управления фарами установлен в положение «ВЫКЛ». Обратите внимание на символ, обозначающий это положение, а также на его положение на ручке, чтобы в нужное время вы смогли отключить фары.

  • Положение «ВЫКЛ» обычно располагается в крайней левой стороне или в нижней части поворотной ручки. В качестве символа используется открытый или незаштрихованный круг.
  • Сегодня многие транспортные средства оснащаются «габаритными огнями», которые автоматически включаются при включении двигателя и выключении основных фар. Если при выключенных передних фарах вы все равно видите свет в передней части автомобиля, то это должны быть габаритные огни.
  • Всегда отключайте фары перед отключением двигателя. Если они останутся включенными при выключенном двигателе, то произойдет разрядка аккумулятора, после чего вы не сможете завести двигатель. Если вы забудете выключить фары и полностью разрядите аккумулятор, то завести машину вы сможете лишь толчком или от чужого аккумулятора.
  • Переключите ручку на правильный символ. Зажмите поворотную ручку управления между большим и указательным пальцами и поворачивайте до нужного положения. Положения обозначены разными символами, при этом вы должны ощущать щелчки при переключении разных положений.

  • Практическая проверка. При наличии сомнений проверьте опытным путем, как ваш автомобиль реагирует на переключение ручки в разные положения.

    • Если у вас есть помощник, попросите его или ее постоять перед машиной. Откройте окно, чтобы вы могли слышать помощника, затем переключайте поворотную ручку в разные положения. После каждого положения делайте паузу и спрашивайте помощника о том, какой свет включен.
    • Если у вас нет помощника, то припаркуйтесь возле гаража, стены или другого строения. Затем переводите поворотную ручку в разные положения и смотрите, как свет будет отражаться на поверхности перед вами. Вы сможете определить все положения по яркости отражаемого света.
  • Правильное использование света. Фары следует включать при низкой видимости. Если вы не можете рассмотреть участок дороги на расстоянии 150-300 метров перед вами, то пора включить фары.

    • Ночью фары всегда должны быть включены. При плотном движении используйте ближний свет, а в остальных случаях – дальний свет.
    • Также включайте фары на рассвете и в сумерках. Даже несмотря на некоторое естественное освещение, темные тени от зданий и других сооружений могут помешать увидеть другие транспортные средства. В эти часы необходимо включать как минимум ближний свет.
    • Включайте противотуманные фары в плохую погоду: дождь, снегопад, туман или пыльные бури. Не включайте дальний свет, поскольку в таких условиях отражение и яркость дальнего света фар может ослепить других водителей.
  • Датчики движения сделали человеческую жизнь намного легче. Их устанавливают в различные приборы, в том числе — в осветительные. Так, человеку нет необходимости теперь искать выключатель в темноте. Благодаря установленному датчику движения свет автоматически включится.

    Освещение появляется благодаря передаче на пульт управления сигнала о том, что в помещении есть движение. Итак, рассмотрим принцип работы устройства, какие бывают, а также проанализируем основные модели, представленные на рынке.

    Стоит отметить, что сам датчик устанавливается не в цоколе, а на стене. Угол его обзора составляет до 120 градусов.

    В зоне видимости датчика фиксируется уровень излучения. В состоянии покоя датчик «хранит молчание». Когда в зону видимости попадает какой-нибудь объект, на выходе происходит изменение напряжения. В зависимости от вида датчика, способ передачи сигнала варьируется.

    Череда импульсов о появлении объекта передается на центральный пульт управления. В зависимости от уровня чувствительности свет на объекте включается в течение 3−10 секунд. Чтобы освещение появлялось довольно быстро, монтаж датчика движения осуществляется на входе в помещение .

    Виды датчиков движения

    Сегодня на рынке представлено довольно много видов датчиков движения. В зависимости от существующих задач на объекте, бюджета и внешних условий, необходимо устанавливать тот или иной датчик движения для включения света. Так, можно установить ультразвуковой, инфракрасный или микроволновый датчик.

    Ультразвуковой датчик работает по принципу отражения волн от предметов, которые его окружают. Считается, что это самое надежное устройство , представленное на рынке, при этом цена на него наиболее привлекательна. Такое устройство позволяет экономить электроэнергию, оно просто в эксплуатации и довольно функционально. При необходимости можно подключить датчик к микрофону или монитору, чтобы осуществлять наблюдение за объектом. Единственным недостатком этого датчика является сложность установки.

    Инфракрасный датчик работает по типу термометра. При попадании объекта, чья температура тела выше, чем в помещении, сигнал передается на пульт управления. В течение 3−10 секунд свет включается автоматически. Главным недостатком такого датчика является реакция на смену температуры . Поэтому он плохо подходит для помещений, где есть отопительные приборы. Не рекомендуется устанавливать его перед дверью. Однако именно такие датчики, как правило, используют в жилых помещениях. Это обусловлено возможностью настройки диапазона температур, чтобы свет не включался на домашних животных.

    Микроволновый датчик работает по типу локатора. Так, прибор периодически отправляет сигналы определенного диапазона. Когда сигнал возвращается, датчик срабатывает. Сегодня это наиболее продвинутый датчик, представленный на рынке. Его чувствительность максимальная, а угол обзора достигает 120 градусов. Однако стоимость такого датчика довольно высокая, поэтому их устанавливают в офисных помещениях или в производственных цехах.

    Также датчики движения для включения света бывают уличного и внутреннего исполнения . Если комнатный датчик работает при температуре 0−45 градусов Цельсия, то уличные могут выдерживать морозы до -50 градусов. При установке сигнализаторов важно учитывать диапазон действия устройства. Чаще всего устанавливаются приборы, действующие на 100−500 метров, но есть профессиональные модели, радиус действий которых приближается к одному километру. Отметим, что многие датчики работают только с осветительными приборами определенного типа. Важно учитывать этот нюанс при монтаже.

    Напомним, что основной целью датчиков движения для включения света является экономия электроэнергии.

    При установке их на большом коммерческом объекте экономия электроэнергии составляет от 25 до 40%.

    Выбор датчика движения для включения света

    Конечно, можно приобрести любой тип датчика движения. Но при выборе обязательно необходимо отталкиваться от запланированного бюджета и технических возможностей объекта. Существует несколько правил при монтаже датчиков движения.

    Так, многие специалисты рекомендуют устанавливать параллельно датчику движения обыкновенный выключатель . Дело в том, что если необходимо долгое время пребывать в помещении, то для того, чтобы свет горел, придется постоянно двигаться. В противном случае после определенного времени он будет отключаться, если используется не инфракрасный датчик движения.

    Чтобы прибор не срабатывал на домашних животных, его стоит устанавливать на расстоянии 1 метр от пола . Если важно, чтобы угол обзора был максимальным, датчик устанавливают на потолке.

    В квартиру можно установить самые простые датчики — ультразвуковые. Но, для темных и холодных подвалов рекомендуются инфракрасные приборы. Они максимально подходят для таких объектов. Что касается микроволновых, то они универсальны, хотя из-за высокой стоимости их установка чаще осуществляется на больших промышленных объектах.

    Производители

    Сегодня на рынке представлено несколько основных производителей. Но большинство из них имеют заводы на территории КНР. Однако, есть несколько отечественных производителей, которые собирают из китайских комплектующих датчики в России. Стоимость таких моделей немного выше, но это полностью окупается повышенным сроком гарантии.

    Важно отметить, что цена за прибор напрямую зависит от дальности центрального склада поставщика или производителя. Так, на Дальнем Востоке китайские модели значительно дешевле отечественных. В Москве можно найти датчики российского производства, которые будут стоить меньше импортных. Наиболее надежными и простыми в монтаже датчиками являются модели торговых марок Ultralight, Theben и Sen. Последнее время на рынке очень популярными стали Camelion LX-03A.

    Несмотря на то что технические характеристики, по сути, везде одинаковые в техническом паспорте, отечественные модели уличного исполнения более морозоустойчивы . Гарантия, как правило, составляет от 6 месяцев до 1 года.

    Установка датчиков движения

    Теоретически очень просто установить датчик, который будет реагировать на звук или движения. Нужно соединить провода устройства с проводкой. Для того, чтобы все смотрелось эстетично, применяют специальную распределительную коробку. При установке необходимо следовать нескольким правилам.

    Во-первых, стоит сразу придумать место установки, так как переместить датчик на другое место после его монтажа будет довольно сложно и трудозатратно. Во-вторых, выключатель должен работать отдельно от датчика движения. В противном случае могут возникнуть сложности, если датчик сломается. В-третьих, важно понимать заранее, прибор какого диапазона понадобится на заданном объекте. Важно, чтобы на датчик не попадали прямые солнечные лучи. В противном случае он быстро сломается.

    Однако, чтобы все было установлено правильно, рекомендуется обратиться к специалисту. Если датчик приобретать непосредственно в монтажной компании, то можно сэкономить на установке. Чем больше стоимость заказа, тем больше скидка. В отдельных случаях монтаж может оказаться бесплатным.

    С учетом недавних изменений в правилах дорожного движения на территории РФ водитель обязан включить ближний свет фар как при езде в темное, так и светлое время суток. В противном случае сотрудники ГИБДД имеют право оштрафовать водителя.

    Хотя сумма штрафа не самая большая, при этом сама факт того, что автомобиль могут задержать за нарушение ПДД, после чего за такое правонарушение водитель будет оштрафован на определенную сумму, по целому ряду причин неприемлем для большинства ответственных автолюбителей.

    Естественно, в сложившейся ситуации многие автовладельцы столкнулись с тем, что человеческий фактор на практике оказался главной причиной, по которой автомобиль без включенного света останавливают и штрафуют. Простыми словами, нередко водители попросту забывают включить фары.

    Чтобы избежать подобных ошибок, оптимальным вариантом является включение ближнего света при запуске двигателя, то есть автоматически. Однако далеко не все ТС имеют подобную функцию, которая реализована штатно. В этой статье мы рассмотрим, как доработать автомобиль, чтобы фары включались одновременно с запуском .

    Читайте в этой статье

    Автоматическое включение фар: схема, доступные варианты, преимущества

    Вполне логично, что именно автоматическое включение ближнего света является той самой опцией, которая позволяет не опасаться ситуации, когда перед поездкой водитель забыл включить свет. При этом на многих импортных авто устройство автоматического включения есть, но его срабатывание происходит только с учетом определенных условий (изменение освещения, сигнал от датчика дождя и т.д.)

    Однако по ПДД в РФ свет должен быть включен постоянно, независимо от того, темно на улице или светло. Некоторые владельцы, чтобы не забыть включить свет, вынуждены в светлое время суток оставлять машину на парковке с включенными фарами, тем самым .

    Как видно, проблема весьма актуальна. Чтобы решить задачу, наиболее рациональным выходом из сложившейся ситуации становится такая система автоматического включения ближнего света, которая будет работать независимо от степени освещенности и других условий, а также срабатывать без участия водителя.

    Другими словами, фары должны включаться параллельно запуску ДВС. Также можно реализовать отключение света после того, как двигатель глушится. Кстати, для автомобилей, которые не имеют даже штатного датчика света (отечественные авто, старые или бюджетные новые иномарки), срабатывающего в случае изменения освещенности, постоянно включенный ближний свет позволит повысить безопасность при езде по тоннелям, под мостами и т.д.

    Итак, спрос на подобные системы привел к тому, что различные предприятия, которые специализируются на выпуске электрооборудования, стали изготавливать готовые решения для авто (например, Skybrake M5, АвтоСвет AS, Фараон и т.д.) Также можно отметить и большое количество схем и устройств, которые энтузиасты и опытные автолюбители создают самостоятельно.

    Если желания ставить на машину самодельные устройства нет, тогда заводские решения окажутся наилучшим вариантом. Однако функционал может быть несколько ограничен. Главное, как в первом, так и во втором случае подобные решения позволяют реализовать автоматическое включение света фар, свет включается синхронно в момент включения зажигания или пуска двигателя.

    При этом еще раз отметим, что разные схемы отличаются функциональностью. Например, можно сделать так, чтобы днем горели только фары, а в темное время суток подключались габариты и т.д.

    Схемы автоматического включения фар при запуске двигателя

    Давайте рассмотрим несколько наиболее популярных решений. Основной задачей для автовключения света фар является подача на него питания. Это питание можно взять от зажигания. Однако следует помнить, что в авто зачастую есть и другие устройства, запитанные на замок зажигания. С этим могут возникнуть сложности.

    Например, если магнитола включается после первого поворота ключа в замке, фары также могут срабатывать именно в этот момент. Такие аспекты нужно отдельно учитывать. Получается, двигатель заглушен, а ближний свет уже горит.

    Чтобы избежать подобных нюансов, оптимальной считается такая схема, посредством которой подача происходит через кнопку (реле) в момент замыкании контактной группы в замке зажигания при запуске ДВС. Отключение фар, соответственно, произойдет при размыкании цепи и остановке мотора.

    Отметим, многие водители считают, что подобная схема приводит к тому, что нагрузки на электроцепь возрастают. На практике правильно выполненное подключение сводит к минимуму или исключает такие нагрузки.

    Чтобы реализовать автоматическое включение осветительных приборов по самой простой схеме своими руками, необходимо приобрести:

    • штатное реле (пятиконтактное),
    • проводку и диоды;

    Более сложной и одновременно более удобной является схема, когда, простыми словами, фары запитываются на стояночный тормоз или датчик давления масла. Для успешного внедрения такого решения потребуется иметь 2 транзистора, проводку, реле и микросхему типа К561ТП1 или похожую.

    Давайте начнем с первой схемы. При установке наилучшим образом подойдет кнопка выключения печки, которая расположена на блоке выключателей. Все работы сводятся к тому, чтобы снять выключатель габаритов, затем разъединяются провод «+» и колодка клавиш, через которую реализовано включение ближнего света фар.

    Само подключение производится при помощи двойного провода, который соединяется с реле. В провод «+», который идет на выключатель печки, осуществляется врезка еще одного провода, который тоже подключается к реле. Далее к реле протягивается провод, через который подается питание на сами фары. Еще один провод «массы» кидается на корпус. На этом подключение закончено.

    Остается только все соединения или перепаять, или же все «скрутки» тщательно заизолировать. В результате получается система включения ближнего света в момент включения зажигания.

    К минусам можно отнести то, что в зимний период нагрузка на АКБ в момент пуска будет выше, машина будет прогреваться с включенными фарами и дополнительно расходовать топливо и т.д.

    • Чтобы избавиться от недостатков, можно задействовать следующую схему. Доработки позволят отключить свет после остановки ТС, причем независимо от включения самого зажигания. Для этого подключение выполняется к стояночному тормозу или к . Как уже было сказано выше, в основе лежит микросхема, а соединение осуществляется через «ручник» или датчик давления масла.

    В случае с датчиком, после отключения ДВС давление в падает. Это приводит к тому, что контакты датчика давления масла разомкнутся, на конденсатор подается питание, через транзисторы напряжение идет на реле и фары выключаются.

    Также после остановки ДВС питание с датчика подается на лампу-диод, которую устанавливают на панели приборов. Также конденсатор в схеме управления фарами начнет разряжаться и питание на реле не подается.

    Хотя данная схема позволяет «обойти» замок зажигания, она также не лишена некоторых минусов. Если давление в системе смазки будет «плавающим» или понижаться, срабатывание датчика возможно при езде на нейтральной передаче или на холостых. Свет фар в таком случае будет моргать.

    Еще добавим, что включение фар можно сделать как автоматическим, так и ручным. Данная возможность реализуется путем создания параллельного подключения и выбора нужного сопротивления на самой микросхеме. Кстати, решение подключаться к датчику давления масла не популярное, так как схема сложная, нужна дополнительная проводка, повышаются требования к качеству соединений.

    • Проще реализовать подключение к стояночному тормозу. Для этого к общему списку деталей нужно добавить дополнительное реле, которое запитывается на кнопку стояночного тормоза.

    Такой способ позволяет добиться следующего:

    1. как только водитель начинает поднимать ручник, происходит отключение света фар;
    2. если же ручник начать опускать, фары сразу включаются;

    Как видно, изготовленные самостоятельно решения могут иметь больше плюсов, чем штатные. Функциональность также расширяется, стоимость зачастую получается более привлекательной. Другими словами, собрать недорогую схему автоматического включения ближнего света фар вполне реально.

    При этом важно понимать, что для сборки схемы своими руками необходим определенный опыт и навыки. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться за помощью к профессиональному автоэлектрику. Если же работы выполняются самостоятельно, точки врезки оптимально располагать во внутрисалонном пространстве, а не под капотом. Такой подход позволит избежать окисления контактов, снижает риски увлажнения и короткого замыкания и т.п.

    Если же говорить о том, что лучше, паять или делать скрутку проводов, правильно сделанная скрутка в ряде случаев окажется лучше пайки применительно к автомобилю. Дело в том, что ТС подвержено различным вибрациям, а пайка менее устойчива к вибрационным нагрузкам.

    Что касается реле, проводов, предохранителей и т.д., реле нужно надежно закреплять, проводку необходимо прокладывать так, чтобы провода не лежали в «натяг». В местах перегибов проводов и в точках, где провод касается металлических частей кузова, должна присутствовать дополнительная изолирующая термоусадка. В противном случае провод может перетереться и начать замыкать.

    Также настоятельно не рекомендуется вместо реле обходиться обычными перемычками, подключаться в обход предохранителей и т.д. Игнорирование данных рекомендаций может не только стать причиной неполадок оборудования, но и замыканий или пожаров.

    Читайте также

    Как работает кнопка запуска мотора. Доступные варианты и решения для самостоятельной установки кнопки стартера. Как самому установить кнопку запуска ДВС.

  • Почему в автомобиле отключается головное устройство (магнитола) при запуске двигателя. Основные причины отключения автомагнитолы, возможные неисправности.


  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Салат с кукурузой и мясом: рецепт
    Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
    Мыс крестовый лиинахамари