Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе. Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Зима белоснежная Развитие речи тема зима

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ "ЗИМА" И "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.

ГЛАГОЛЫ: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
Снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный…
Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная…
Мороз…, лед…, метель…, снежинка…

ЗНАТЬ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ:
Декабрь, январь, февраль.
Декабрь за ноябрем и перед январем.
Январь - …
Февраль - …

ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…).
Зима приносит…(снегопады, морозы…).
Вода замерзла на…(реках, озерах…).
Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .

НАЗЫВАТЬ ЛАСКОВО:
Зима – зимушка, мороз – морозец, снег – снежок, лед – ледок, сугроб – сугробик, метель – метелица…

СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО ПЛАНУ:
Как ты заметил наступление зимы?
Назови её первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Повадки зверей и птиц.
Зимние забавы и развлечения.

"ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, снег, снежинка, снежок, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежная баба, лед, каток, коньки, санки, лыжи, горка, забавы, елка, каникулы, гирлянда, мишура, шары, звезда, конфетти, подарки, праздник, радость, веселье, игры, карнавал, хоровод, маски, календарь, хлопушки, шишки, сугроб, снежный ком, хоккей, клюшка, шайба, соревнование.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, разноцветный, веселый, трескучий, праздничный, новогодний, узорный, хрустящий, пушистый, ледяной, грустный, серебристый, пестрый.

ГЛАГОЛЫ:идет, наступает, кружится, рисует на окнах, покрывает, танцуют, веселятся, радуются, зажглись, вспыхнут, кидают, бросают, спускаются, скрипит, бегают, обгоняют, падать, отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет.

ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ:
Елка (какая?)……
Праздник (какой?)…..
Елочные игрушки (какие?)…..

КОМУ ЧТО НУЖНО:
Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота…
Лыжнику - …
Фигуристу - …
Горке - …
Снеговику - …



СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПОЛЕЗНАЯ ПРОГУЛКА.

"В городском парке зимой много снега. Снег лежит на земле, на скамейках, на ветках деревьев. Ребята пошли в парк. они построили там снежную крепость и стали играть в снежки. Один снежок попал в кормушку. Мальчики заметили, что там пусто. Они достали из карманов семечки и насыпали их в кормушку. А с другого дерева на ребят смотрели две белочки. Для них мальчики приготовили орешки. Весёлая и полезная получилась прогулка".

* ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Где лежит снег?
- Куда пошли ребята?
- Что они построили?
- Как стали играть ребята?
- Куда попал снежок?
- Что заметили мальчики?
- Чем накормили птиц?
- Что приготовили мальчики для белочек?
- Какая прогулка получилась у ребят?

ТЁПЛАЯ КОРМУШКА.

"Была зима. Ваня шёл из детского сада. он нёс в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришёл Ваня домой - нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: "Вот какая тёплая кормушка для птиц получилось".

* ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Откуда шёл Ваня?
- Что он нёс?
- Чего не заметил Ваня?
- Кто клевал пряник?
- Что подумал Ваня?

* Назови, каких ты знаешь зимующих птиц.

Наиля Глухова
Занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе

Занятие по развитию речи

Тема «Зимушка-зима »

Программное содержание :

Образовательные задачи : обобщение знаний детей по теме «Зима» ; совершенствование умения составлять рассказ с использованием схемы (упражнять детей в умении строить сложноподчиненные предложения с подчинительными целевыми союзами чтобы (чтоб, для того чтобы) ; совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными, упражнять в употреблении множественного числа существительных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Развивающие задачи : развивать связную речь , развивать зрительное , слуховое внимание, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи : формировать коммуникативные способности (взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность) .

Интеграция областей : речевое развитие , социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие , физическое развитие и художественно-эстетическое развитие .

Предварительная работа : наблюдение примет зимы в природе, рассматривание иллюстраций о зиме, целевые прогулки. Чтение художественной литературы : сказок «Зимовье» , «Заюшкина избушка» , стихотворений «Здравствуй гостья-зима!» , «Белая береза» , разучивание загадок, стихов. Рисование по теме «Зима» , «Дети гуляют зимой на участке» , лепка «Снеговик» , дидактические игры «Назови ласково» , «Узнай по описанию» .

Материал : письмо от Зимы, видеозапись «Загадки от Деда Мороза» , видеофизкультминутка «Снеговик» , мнемотаблицы «Зима» , «Весна» , предметные картинки по темам «Одежда» , «Обувь» , «Головные уборы» , картинки «Зима» для звукового анализа на каждого ребёнка, фишки.

Словарная работа : декабрь, январь, февраль, оттепель, день короче ночи, снежная, вьюжная, серебристая.

Методические приёмы : загадывание загадки, письмо от Зимы, беседа о зиме, видеозагадки о зиме, игры «Четвёртый лишний» , «Один-много» , «Назови ласково» , видеофизминутка, игра «Закончи предложение» , рассказ по мнемотаблице «Зима» , звуковой анализ слова «Зима» , составление предложений о зиме, сюрпризный момент, итог.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Воспитатель : Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями и в этот зимний день подарим им своими улыбками радость и тепло.

Воспитатель : А хотите угадать загадку?

Дети : Да!

Воспитатель : Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прикатила…

Дети : Зима!

Воспитатель : Молодцы! Я не случайно загадала вам именно эту загадку. Сегодня в детский сад пришло письмо от Зимы. Послушайте, что она пишет : «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы все ждёте весну, но вы так мало знаете обо мне, что я решила не уходить и остаться ещё на три месяца. Если вы хотите, чтобы весна всё-таки наступила, тогда расскажите о зиме всё, что вы знаете».

Воспитатель : Ну что, дети, расскажем о зиме всё, что мы знаем?

Дети : Да!

Воспитатель : Присаживайтесь за столы, следите, чтобы спинки были прямые, ноги вместе.

2. Основная часть.

Воспитатель : Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети : Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль

Воспитатель : Зима какая?

Дети : Зима бывает холодная, белая, хмурая, ветреная, морозная, мягкая, пушистая, сказочная, длинная, красивая и т. д.

Воспитатель : Какие приметы зимы вам знакомы?

Дети : Выпадает снег, солнышко мало греет, день короче ночи, бушуют метели, иногда бывает оттепель, появляются сугробы.

Воспитатель : В какие игры вы любите играть зимой?

Дети : Зимой дети лепят снежную бабу, катаются на санках, с горки, катаются на коньках, ходят на лыжах, играют в хоккей, лепят снежки.

Воспитатель : Какие зимние праздники вы знаете?

Воспитатель : Какой самый любимый праздник зимой у детей и взрослых?

Дети : Самый любимый праздник – Новый год.

Воспитатель : Кто является главными героями на новогоднем празднике?

Дети : Дед Мороз и Снегурочка.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас я хочу вам предложить разгадать загадки от Деда Мороза.

(Видео загадки от Деда Мороза)

Воспитатель : Молодцы! Загадки разгадали, а теперь давайте с вами поиграем. Игра «Один-много» .

Воспитатель : Я вам буду называть один предмет, а вы мне много : снежинка – снежинки; сугроб – сугробы; метель – метели; сосулька – сосульки; снегирь – снегири; мороз – морозы.

Воспитатель : Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на доску и скажите, что изображено на этих картинках. Как можно назвать эти предметы одним словом? Что здесь лишнее? Почему?

Игра «Четвертый лишний»

Сарафан, юбка, шорты, шуба

Сандалии, туфли, тапочки, валенки

Панама, платок, кепка, шапка

Воспитатель : Молодцы, а теперь назовите зимние слова ласково.

Игра «Назови ласково»

Снег – снежок холод - холодок

зима – зимушка ёлка - ёлочка

сугроб – сугробчик снеговик – снеговичок

Воспитатель : Молодцы, дети. Посмотрите, дети, весёлый Снеговик предлагает нам поразмяться. Внимательно на него смотрите и повторяйте все его движения.

(Видеофизминутка со Снеговиком)

Воспитатель : Поразмялись? Молодцы! Продолжим. Я сейчас начну предложение, а вы закончите.

Игра «Закончи предложение»

1. Всё вокруг белым-бело, потому что (наступила зима; ночью шёл снег, идёт снег и т. д.)

2. Я люблю зиму , потому что (можно играть в снежки; наступает Новый год; можно лепить снежную бабу и т. д.)

3. Зимой надо одеваться теплее, чтобы (не заболеть; не замёрзнуть; не простудиться и т. д.)

4. На улице гололёд, поэтому (надо быть осторожным; не надо бегать и т. д.)

Воспитатель : Вы очень много знаете о зиме. Давайте теперь расскажем о зиме по таблице.

(Рассказ 2 детей по мнемотаблице "Зима") .

Воспитатель : Молодцы, но это ещё не всё. Сейчас я предлагаю вам разобрать слово «зима» по звукам.

(Дети проводят звуковой анализ слова «Зима» ).

3. Заключительная часть

Воспитатель : Какие вы молодцы! Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

Дети : Рассказали приметы зимы, какая она бывает, какую одежду надевают люди зимой, в какие игры играют, какой самый волшебный праздник бывает зимой. Воспитатель : Вот и зиме понравился ваш рассказ о ней, теперь она точно уступит дорогу весне, а вам в подарок она прислала вот такую таблицу о весне.

МБДОУ Детский сад «Солнышко» С.Кожевниково

Интегрируемые образовательные области:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Художественное творчество
  • Социализация
  • Чтение художественной литературы
  • Музыка

Виды деятельности:

  • Игровая
  • Познавательная
  • Музыкально-художественная
  • Продуктивная

Программные задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о зиме.
  • Развивать умение отгадывать загадки.
  • Расширять словарный запас прилагательных.
  • Упражнять в согласовании слов в предложении.
  • Учить самостоятельно составлять описание игрушек.
  • Совершенствовать здоровье сберегающие технологии. (Пальчиковая гимнастика, тактильная игра-массаж, психогимнастика) .

Развивающие:

  • Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.
  • Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
  • Подводить детей к созданию выразительности с помощью нестандартного способа изображения снега.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: снежинка, пушистая, узорчатая, воздушная, холодный, белый, снежок.

Предварительная работа:

Наблюдения, игры со снегом, игры с игрушками зверей, рассматривание картин о зиме, чтение и разучивание стихов о зиме, разучивание игры, пальчиковой гимнастики, разгадывание загадок.

Демонстрационный материал:

Пластиковые снежинки, волшебный сундучок с игрушками зверей, индивидуальные листы с заданиями, вата, клей, снег в ведре, сугробы из такни, ёлочки, аудиозапись «Зимняя мелодия» .

Ход занятия:

Вход под легкую музыку.

Приветствие «Здравствуйте» . (Установление эмоционального контакта) .

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок.

Здравствуйте ребятишки - девчонки и мальчишки. Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую. Ребята, я знаю, что все дети любят отгадывать загадки. И я вам сейчас хочу загадать загадку. «Дел немало у меня. Я белым одеялом всю землю укрываю. Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима) И сегодня я предлагаю вам ребята совершить прогулку в сказочный зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной? – Да!!! А как же мы в лес попадем? Не пешком же мы пойдем?! Пусть санки нас домчат туда. Начнем собираться в дорогу, зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться. (Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку» ) .

Обуваем ножки в новые сапожки,

Шапку на головку и завяжем ловко,

На руки перчатки, в добрый путь ребятки. (Под музыку с бубенцами поехали) .

Дети, мы уже не в зале, в лес волшебный мы попали, тишина кругом стоит. Ребята, что вы видите на полянке? - Ёлочки. Какие они? - Пушистые, зеленые, большие и маленькие. Сколько их? Какого они цвета? Ребята мы с вами находимся в сказочном лесу, и именно здесь происходит много чудес! Белые мохнатые

Лёгкие снежинки

Тихо с неба падают

Будто бы пушинки

Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? Туча. Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой? – Снег. Воспитатель дергает, летят снежинки. Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это? - Снежинки. Рассмотрите их, какие они? - Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.

А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они? - Легкие. Как вы догадались, что они легкие? – Почувствовали руками. Ребята, а что снежинки умеют делать? – Летать, кружиться, падать, таить. Вот и свершилось ребята первое чудо. (Снежинки прилетели из тучи) . Давайте покружимся все как снежинки. (Игровое упражнение «Снежок» на развитие положительных эмоций, воображения) .

Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку! Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети берут снег в ладошку. Рассмотрим, какой он? – Белый, легкий, мягкий. А что можно сделать из снега? - Из него можно лепить. А что можно слепить? - Снежные комочки, снеговика. А сейчас сдавите снег в кулачке, что произошло? - Течет вода, вы ощущаете холод рукой, конечно, ведь зима любит холод, мороз. Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.

Слышится рычание. А вот ребята свершилось еще одно чудо. Вы слышите, кто это рычит? Он большой и косолапый, любит лапу он сосать, а зимою крепко спать. – Конечно это медведь. Мы его разбудили, поздоровались. Рассмотрите медведя, какой он? – Коричневый, большой, неуклюжий, лохматый, любит лапу он сосать. Молодцы, вот видишь мишка, мы про тебя все знаем.

Медведь: Я очень люблю, когда про меня читают стихи.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи про мишку?

Медведь: Молодцы, ребята, мне очень понравились стихи про меня.

Воспитатель: Ребята, а медведь для вас еще приготовил сюрприз. Вот, сундучок. Ой, какой красивы. Давайте посмотрим, что приготовил нам мишка. (Игра «Чудесный сундучок» ) . (Игрушки лиса, заяц, волк)

Вот чудесный сундучок

Всем ребяткам он дружок,

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Аня, открой-ка сундучок, достань любую игрушку и расскажи нам о ней.

Это ЗАЙКА - У него белая пушистая шубка, длинные ушки, короткий хвостик. Живет в лесу под кустом. Он умеет быстро бегать, любит морковку.

Ребята, а где живут все эти животные? – В лесу. Значит это какие животные? – Дикие.

Ребята, здесь в волшебном сундучке что-то еще лежит. Да это же картина. Посмотрите, какая красивая картина. Что на ней нарисовано? – Ёлочки, туча, сугроб. Какое здесь время года изображено? – Зима. Но на картине не хватает снега. Сейчас мы попробуем это исправить. Показ равномерного приклеивания снега.

На полянку, на лужок тихо падает снежок

Легкие пушинки, белые снежинки. Посмотрите и на Ёлочку упали снежинки, будет ей тепло, и под Ёлочку упали пушистые снежинки, тихо падают и падают, всю землю укрыли снежным одеялом, не холодно теперь земле, не страшны морозы Ёлочке. Но прежде чем вы приступите к аппликации, давайте разогреем наши пальчики. Пальчиковая игра-массаж «Пальчик-мальчик» . А сейчас давайте наклеим снег на своих картинах. (Аппликация нестандартным методом снега на развитие положительных эмоций, воображения) . Молодцы, сколько снега наклеили, у всех получилась зимняя картина!

Рефлексия:

А теперь ребята с лесом нам пора расстаться

В детский сад всем возвращаться

Скажем громко, полон лес и загадок и чудес

Звонко бубенцы звенят

Все мы едим в детский сад.

И вот вернулись мы в детский сад. Ребята, скажите, где мы были сегодня? Кого встретили? Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?

КОНСПЕКТ

Занятия в старшей группе

Речевое развитие. Развитие речи.

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.
  2. Обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаков.
  3. Развивать связную речь (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»).

Развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, речевой слух.
  2. Развивать личностные качества: активность, любознательность.
  3. Развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Предварительная работа:

Наблюдения за погодой, снежными хлопьями; зимние игры.

Оборудование:

Снежинки; сюжетные картинки; игрушка - снеговик; фонограмма «Времена года»;

Словарная работа:

Зима – зимушка, снежинка, серебристая, белоснежная, снежки, снеговик; морозная, снежная, ветреная.

Ход занятия:

Беседа о времени года.

Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить на занятии?

Сегодня мы с вами поговорим о зиме и зимних забавах, а сначала давайте вспомним

Что вы можете рассказать о зиме, после какого времени года она наступает?

Как мы определяем, что наступила зима?

Мы все очень любим зиму, она приносит много игр и развлечений.

Дети встают перед стульчиками. Предлагаю детям поиграть в дидактическую игру «Ласковое слово». На стульчик присаживается тот, кто назовет мне лаковое слово.

(Проводится игра: снег-снежок, горка- горочка, Холод – холодок, Елка – елочка

Санки – саночки, Мороз – морозец»-

Предлагаю детям произнести чистоговорки. Для закрепления свистящих звуков З-С.

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – за окном морозы.

ЗИ -ЗИ -ЗИ – саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза.

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ –озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО - зимой солнце низко.

АСКА-АСКА-АСКА – вокруг из снега сказка.

ИСТО-ИСТО-ИСТО – снег все спрятал чисто.

Ребята, послушайте стихотворение:

Ай да зимушка – зима

Как украсила дома!

Побелила всё вокруг,

На всех крышах белый пух.

Будут горки во дворе,

На забаву детворе.

Любят зиму, ребятишки?

Дети – Да!

– И девчонки? И мальчишки?

Дети – Да!

Я хочу послушать, что вы знаете о зиме. Скажите, какая погода может быть зимой? Предлагаю варианты:

Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Холод – (холодная)

Дидактическая игра «Да и нет»

Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет:

Перед вами лежат круги красного и зелёного цвета, если я буду говорить правильно то мы поднимаем красный цвет, а если нет то зелёный, давайте потренируемся

Зимой идет снег. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. Зимой катаются на санках. Зимой катаются на лыжах.

Зимой собирают грибы.

Физкультминутка.

Дети, все в кружок вставайте,

Игру скорее начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

– Ну и вновь у нас игра. Поиграем, дети?

Дети – Да!

Игра «Доскажи словечко».

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)

А за что же мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.

Составление предложений по сюжетным картинам.

(дети рассматривают картины, составляют предложения, помогаю при затруднении)

Воспитатель: А теперь я покажу Вам, как составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Вы внимательно послушаете и тоже попробуете составить рассказ сами.

Однажды в зимний день дети вышли на прогулку. Настроение у детей было радостное. Всем нашлось дело по душе. Маша, Саша и Петя стали кормить птиц ягодами рябины, хлебными крошками и семечками. На кормушку прилетели синички, снегири и воробьи.

Таня и Ваня катались на санках с горки. А мальчика Никита и Максим катались на лыжах по лыжне. Остальные ребята лепили снеговика. Света прикрепила снеговику метлу, а Кирилл надел ему на голову ведро. Жалко, что зимой нельзя долго гулять и нужно заходить обратно в группу.

Дыхательные упражнения.

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)

А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок) .

Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие) . Молодцы, а теперь еще раз посмотрите на свои снежинки…

Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).

Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).

Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).

Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Глазки закрываем (Закрыть ладошками глаза). Глазки отдыхают.

Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Загадки о зимних развлечениях:

Дождались зимы друзья:

По реке бегут, скользя.

Лёд срезают, как ножу,

Выполняя виражи. (Коньки)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе…

Кто помог мне в этом… (Лыжи.)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки)

В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый. (Снегокат)

Круглый маленький комочек я из снега соберу,

Брошу в друга, брошу в брата,

Мы играем, все в снегу. (Снежки)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Молодцы, ребята! Как вы хорошо и внимательно умеете слушать и отгадывать загадки.

Что мы сегодня с вами делали? А что вам понравилось? (ответы детей, обобщаю, делаю вывод).


" Зима ".

Задачи :

Активизация словаря по теме " Зима "

Закрепление изученного ранее материала по теме " Зима "

Учить образовывать единственное и множественное число имён существительных

Учить подбирать слова антонимы и синонимы

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Посредством мотивации улучшить активность детей на занятии .

Оборудование : кукла Снежная Королева, волшебный мешочек, карточки с изображением предметов.

1. Вводная часть : Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.

^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? Какое время года сейчас? (ответы детей) .

Самое время для чисто говорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.

Проговаривание с детьми чисто говорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Воспитатель : Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

(ответ- зима )

я тоже так думаю! Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он! Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить. за каждый правильный ответ я буду давать снежинку, а в конце самых умных она наградит.

2. Оснавная часть :

Воспитатель : Сейчас мы посмотрим какие задания есть в сундучке у зимы (один ребенок достаёт из мешочка карточку с заданием) .

Первое задание. Ответьте на вопросы :

Когда наступает зима ? (после осени)

Как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)

Какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)

Какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)

Что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)

Как зимой одеты люди? (тепло)

Как ведут себя птицы, животные зимой?

Какие вы знаете зимние забавы детей?

Назовите зимние месяцы.

(за каждый ответ детям даётся по одной снежинке)

Следующий ребёнок достаёт вторую карточку с заданием.

Второе задание. «Подбирай, называй, запоминай»

(К существительному нужно подобрать прилагательное, например : зима- холодная , снежная, морозная, долгая и т. д.)

- зима (холодная , снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)

Снег (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий, )

Снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие, первые, белые серебряные, редкие, ажурные, пушистые, искрящие, летящие, тающие, волшебные.. )

Лёд (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)

Погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная,)

(К существительному нужно подобрать глагол, например : человек – идет, танцует, пишет … снежинки

Снежинки (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят)

Лед (леденеет, трещит, блестит,

Мороз (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает)

Снег (блестит, хрустит, идет, снежит)

(К прилагательному нужно подобрать существительное, например : морозный -день, вечер.)

Морозный (день, вечер)

Зимний (месяц, день)

Зимнее (утро, пальто)

Зимние (дни, шапки, куртки)

(раздаются жетоны)

Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.
(Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима
(Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.
затем левую руку в сторону.)
Все снежинки закружила
И на землю опустила.
(Покружиться и присесть.)

Следующий ребёнок достает третью карточку с заданием из мешочка.

Третье задание. «Из чего-какой?» ( например : стул из дерева-деревянный)

Горка из снега (снежная)

Дорожка изо льда (ледяная)

Погода с морозом (морозная)

Погода с ветром (ветреная)

(раздаются снежинки)

Дети достают четвёртую карточку из мешочка.

Четвёртое задание. «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой - (холодные)

Летом день длинный, а зимой - (короткий)

Летом солнце греет, а зимой - (не греет)

Весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)

Одни сосульки длинные, а другие – (короткие)

Снег мягкий, а лёд - (твердый)

(раздаются снежинки)

Дети достают пятую карточку с заданием.

Пятое задание. «Назови предмет.»

Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены : коньки,велосипед,ледянка,лыжи,ролики,скакалка,санки,мяч,снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице .

Дети достают следующую карточку с заданием.

Шестое задание. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?

Например : снеговик, горка, крепость, каток, снежные лабиринты, животных, птиц

Седьмое задание. Назови ласково

(нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например : снеговик - снеговичок)

Снег – (снежок)

Солнце – (солнышко)

Лёд – (ледок)

- зима – (зимушка)

3. Заключительный этап

Воспитатель : Волшебный сундучок пуст, все задания закончились. Вы молодцы, хорошо поработали, а сейчас давайте посчитаем у кого сколько фишек. (дети считают фишки, Снежная Королева раздаёт медали тем, кто набрал больше фишек).

Воспитатель : А теперь давайте прощаться с нашей гостьей. Будем ждать её с новыми заданиями. (дети прощаются) .

МДОБУ « Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия » с. Кемля

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему " Зима ".

Выполнила: Зотова Н.А.

2017 г.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари