Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Захоронение тко. XV(1)

Разберемся, что такое ТКО или ТБО?

Федеральный закон от 29.12.2014 №458 – ФЗ внес изменения в само понятие ТБО. Появился новый термин, ТКО. Что такое твердые коммунальные отходы? Это бытовые отходы жилых домов. А вот понятие ТБО шире, к нему также относится мусор, образовавшийся на предприятиях, схожий по составу с бытовыми ТКО. Понятие твердые коммунальные отходы включает в себя еще несколько групп отходов.

Все твёрдые коммунальные отходы можно разделить на две группы:

  1. Биологический мусор.
  2. Бытовые отработки, иными словами обычный мусор.

Таким образом, ТКО – самая разнообразная группа отходов. Из всего разнообразия можно выделить основные разновидности:


  • биологические остатки
  • синтетические ТКО
  • целлюлоза
  • нефтепродукты

Обращение с ТКО

Изменения в федеральном законе также коснулись вывоза отходов ТКО. Если раньше этим должны были заниматься управляющие компании, они же и устанавливали стоимость вывоза для жителей. То сейчас это обязанность региональных операторов. Установлена определенная схема вывоза. Мусор вывозят на близлежащие полигон ТКО.

Стоит понимать, что невозможно резко перейти со старой системы на новую. Это планируется сделать постепенно. Ориентиром служит 2017 год. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами прописаны в нормативных документах и постепенно дорабатываются.

Региональный оператор

Под этим термином понимается юридическое лицо, занимающееся обращением с ТКО на установленной территории. Для этого необходимо заключение договора на оказание услуг с управляющими компаниями или непосредственно с собственниками.

Оператор выбирается конкурсным путем. Договор с ним заключается на срок от 10 лет. Прежде плата за эту услугу рассчитывалась исходя из площади помещения, имеющегося у собственника. Сейчас же плата будет устанавливаться из расчета норматива твердых коммунальных отходов на человека.

Норматив накопления – средний объем ТКО за единицу времени, согласно ФЗ № 89.

Бесплатная юридическая консультация:


Утилизация ТКО

Существует несколько способов избавления от нежелательного мусора.

Захоронение

Наиболее финансово выгодный способ. Но вместе с тем он пагубно влияет на природу и нерационально занимает территорию. Складирование ТКО осуществляется на специальных свалках и полигонах, оборудованных необходимыми объектами.

Полигоны для захоронения должны находится за пределами жилых, рекреационных, водоохранных зон, лечебных учреждений, мест массового отдыха. Недопустимо захоронение радиоактивных, токсичных, то есть опасных отходов.

В процессе разложения отработок вырабатываются вредные пары. Они наносят ущерб состоянию почвенного покрова, близлежащим грунтовым и поверхностным водам, атмосфере, а также могут причинить вред человеку. При выделении газов велика вероятность их возгорания. В такой ситуации свалочный газ требует должного обращения, то есть нуждается в сборе и утилизации.

Преимуществом этого метода является его дешевизна. Но вместе с тем, для этого необходимы большие территории, которые в дальнейшем будут непригодны для хозяйственных работ и жизнедеятельности. Чтобы исправить ситуацию необходимо будет потратить большое количество времени и вложить в это много средств.

Бесплатная юридическая консультация:


Сжигание

Самый популярный способ. На выходе образуется зола, занимающая значительно меньше места, нежели первоначальные ТКО. Как правило, оставшаяся зола вывозится. Этот способ имеет недостатки. В процессе сжигания ТКО выделяется большое количество токсичных веществ.

Остатки веществ пагубно влияют на природу поблизости этого места.Чтобы избавится от этого недостатка, необходимо применять печи дожигания. Они осуществляют нейтрализацию вредных веществ. Современные мусоросжигательные печи имеют систему очистки и генератор электроэнергии.

Преимуществами этого метода являются небольшие финансовые затраты, уменьшение объема остатков. Кроме того, выделившееся в процессе сжигания тепло можно использовать для выработки электроэнергии и для отопления. Главным недостатком является токсичность.

Разновидностью сжигания является пиролиз – термическое разложение отработок в отсутствии воздуха. Он способствует сохранению окружающей среды.

Компостирование

Бесплатная юридическая консультация:


Благодаря компостированию утилизируется до 30% ТКО, это касается безопасных органических отходов. Для облегчения борьбы с ТКО необходима их систематическая сортировка. Все чаще в российских дворах можно увидеть контейнеры для определенных видов ТКО. Например, контейнеры для пластиковой тары, стеклобоя, бумаги.

Все более популяризируются мусоросборники для опасных ТКО:

  • использованных батареек
  • отслуживших градусников
  • старых ламп

Чтобы опасные бытовые отходы не успели нанести непоправимый вред среде, они подлежат сортировке.

Переработка вторсырья

ТКО являются востребованным вторсырьем, вторичное использование бытового мусора позволяет производить большое количество продукции, например бумажная продукция, стеклотара, разнообразные отработки из металла и пластика.

Переработка мусора во вторсырье позволяет не только уменьшить количество утилизируемых отходов, но и сэкономить природные ресурсы, количество которых с каждым годом все уменьшается.

Бесплатная юридическая консультация:


Виды мусора, подходящие для повторной переработки:

  • Лом черных и цветных металлов. Металлические остатки сортируются в процессе магнитной сепарации, прессуют, пакетируют и отправляют на предприятия литейного производства для переплавки.
  • Пластмассы. Повторное использование полимерных остатков проблематично ввиду степени их загрязнения. К тому же вторсырье не соответствует качественным требованиям. Перерабатывать полимеры во вторсырье более затратно, нежели производить первичное. Вторичная переработка осуществляется только в случае отсутствия жестких требований к полученному материалу.
  • Стеклотара. Используется для производства технического стекла, применяющегося в строительстве. Для этого стеклобой сортируют, очищают, сушат, измельчают и нагревают с последующей переплавкой.
  • Макулатура. После сбора бумажных отходов, в первую очередь сырье сортируют. После получают макулатурную массу и очищают ее. В дальнейшем массу могут подвергнуть обесцвечиванию и в конечном итоге отправляют на производство бумаги. Новая бумага производится при помощи обработанного вторсырья и первичного сырья в совокупности.
  • Древесина. Этот материал востребован в строительстве. Переработка позволяет сэкономить на затратах производства первичной продукции.
  • Отслужившая электроника. При переработке отслуживших электронных плат можно получить золото, серебро, палладий, а также, никель, железо, медь и стеклополимеры. Отсортированный металл затем отправляется в плавильную печь.
  • Нефтепродукты. Асфальт, битум, масла.

Каждому виду отходов соответствует своя технология переработки. Смешанные ТКО сортируют при помощи разнообразных видов сепарации.

ТКО в квитанции: из чего складывается тариф

Новая услуга с 2017 года - обращение с твердыми коммунальными отходами. Какая разница с ТКО и ТБО, какие изменения это влечет и что обязана делать УК

Сам термин «твердые коммунальные отходы» введен 1 января 2016 года. Впервые это отразилось в Жилищном Кодексе РФ, в ст. 154 указано, что ТКО - коммунальная услуга Затем стала разрабатываться правовая база, которая состоит на момент 2017 года из:

  • Правила обращения с ТКО,
  • изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг <. > №354,
  • также большое влияние на реформы в сфере ТКО оказывают экологические законы.

Ответственность за обращение с ТКО

Оказывает эту коммунальную услугу региональный оператор совместно с управляющей компанией. Обязанности разделяются следующим образом:

Бесплатная юридическая консультация:


  • УК обязана содержать контейнерные площадки, следить за чистотой и правильностью размещения;
  • Оператор собственно вывозит мусор на свалки или другие предусмотренные места сбора отходов.
  • Если МКД не имеет централизованной системы водоотведения, то вывоз жидких отходов остается на плечах управляющей домом организации.

ТКО в квитанции идет в отдельной графе, теперь они не входят в работы по содержанию общедомового имущества.

Что делает оператор, кроме как вывозит мусор? На него возлагается вся ответственность за полный цикл переработки: прием отходов (вывоз с площадок), транспортирование (перевоз до свалки и подобного), обработка и обезвреживание, а также захоронение (для этого есть отдельные нормативные акты).

Время перехода к новым порядкам

Вопрос стоит в том, когда региональный оператор по обращению с ТКО сможет начать свою работу. Чтобы заключить договор, требуется:

  • чтобы в регионе был сформирован единый тариф на обращение с ТКО, - тогда оплата ТКО будет прозрачнее;
  • заключить договор на вывоз ТКО между оператором и администрацией.
  • дом через УК заключает типовой договор по обращению с ТКО.

Способ заключения договора разнится:

Бесплатная юридическая консультация:


  • если управляет домом УК, то составляется договор управления МКД.
  • если домом управляет ТСЖ и проч., то составляется договор о предоставлении коммунальной услуги.
  • частые дома также могут заключать договор с оператором, непосредственно сами.

Но всегда это будет договор непосредственно с собственниками жилых помещений и прочего.

Нормы и требования

Обращение с ТКО регулируется правилами, нарушение которых влечет за собой расторжение контракта и штрафы. В вывозе мусора ТКО главное - то, как часто он вывозится. Согласитесь, что иметь во дворе заваленные контейнерные баки - то еще удовольствие.

Частота вывоза зависит от температуры окружающей среды и делится на холодное и теплое время года (среднесуточная температура должна быть ниже или выше 5°C соответственно):

Отклонения от сроков не должны превышать 72 часов за весь месяц (в сумме всех раз), а единожды допустимо задержать вывоз мусора на 24 часа в теплое время и 2 суток в холодное. За нарушение сроков есть наказания - снижение размера платы. Каждые 24 часа в одном расчетном периоде - это минус 3,3%.

ТКО в квитанции

  • идет отдельной строкой; плата за ТБО должна быть исключена из состава квитанции.
  • плата распределяется по количеству зарегистрированных в доме человек или размера жилого помещения (в зависимости от принятого в вашем субъекте метода).
  • цена также зависит от того, раздельный ли сбор ТКО организован для этого дома.

Отличие ТКО от ТБО

В чем же принципиальное отличие ТКО и ТБО, что власти ввели новую услугу и отменяют старую с 1 января 2019 года?

  • твердые бытовые отходы
  • твердые коммунальные отходы

Вообще, принципиальной разницы между ними нет. Это тот же мусор, который мы выносим на контейнерные площадки. Раньше определение говорило о том, что это только жилой мусор, который различался для жилых помещений. А теперь норматив учитывает скорость накопления и устанавливается не по принципу жилой/нежилой, а для разных потребителей по-разному. То есть, среднестатистическая семья и кафе на первом этаже дома будут накапливать мусор, очевидно, с разной скоростью. Поэтому первые будут платить меньше, а владелец кафе - больше.

Бесплатная юридическая консультация:


Читайте также

Подпишись на наши новости

за неделю от редакции «МойДом»

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Из ТБО в ТКО всего за год

В январе 2016 года вступит в силу изменение по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (ТБО). Если сейчас данный вид услуг относится к жилищным, то с первого января 2016 года сбором и транспортировкой ТБО займутся коммунальные предприятия. Такие перемены повлекут за собой существенные изменения начислений за предоставление данного вида услуг, а также порядка оплаты.

«Твёрдые коммунальные отходы» в новом законодательстве

Предстоящие перемены напрямую связаны с федеральным законом №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который приняли 29 декабря 2014 года. Документ содержит в себе кардинально новое отношение к работе с ТБО. В законе прописаны новые принципы обращения, хранения, обезвреживания и утилизации ТБО. Начало следующего года станет стартом для вступления в силу основных положений федерального закона, хотя некоторые нововведения уже реализованы.

Например, с 1 января 2015 года «мусорный вопрос» обзавелся новыми понятиями. Основными из них стали: «твердые коммунальные отходы» (ТКО), «норматив накопления ТКО», «оператор по обращению с ТКО», «региональный оператор по обращению с ТКО».

Бесплатная юридическая консультация:


Стоит отметить, что аббревиатура «ТБО», которая повсеместно используется, ушла в прошлое. Очень скоро понятие «твердых бытовых отходов» заменят на «твердые коммунальные отходы».

ТБО и ТКО: в чём разница?

В чем же разница между ТБО и ТКО, и какой смысл в этом нововведении? Главной отличительной чертой ТКО стало то, что хоть это все тот же мусор, который необходимо утилизировать, федеральное законодательство больше не различает ТКО для жилых и не жилых помещений, как было раньше с ТБО. Теперь твердые коммунальные отходы будут считаться по нормативам накопления за единицу времени, и будут устанавливаться для разных групп потребителей дифференцированно.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов может быть установлен как субъектом РФ, так и муниципалитетом, если на него будут возложены необходимые полномочия. Аналогичная ситуация с предельными тарифами за обращение с ТКО. Конечно, сами правила по коммерческому учету объема и массы ТКО остаются на Правительстве РФ.

Еще одним нововведением станет появление операторов по обращению с ТКО, а главное, появление регионального оператора. Теперь обслуживающим организациям (УО, ТСЖ, ЖСК) придется заключать соответствующие договора с региональными операторами, согласно требованиям Правительства РФ. Касательно собственником частных жилых домов, они смогут заключать договора напрямую с региональным оператором без привлечения третьих сторон.

С принятием закона появилась масса вопросов и не до конца понятных моментов, которые потребители так и не смогли разобрать. На данный момент на региональном уровне ведут работу по подготовке нормативно-правовой базы в этом вопросе, чтобы конкретизировать определенные положения закона. Так что остается еще немного подождать.

Бесплатная юридическая консультация:


© Единая общероссийская служба вывоза мусора и грузоперевозок.

Работаем в городах: Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа, Челябинск.

ТБО или ТКО? Новая кодировка мусорных платежей вызвала недоумение собственников челябинских квартир

В «Южноуральскую панораму» обратились жители домов управляющей компании «ДЕЗ Калининского района». По их словам, жильцам в последнее время стали начислять двойные платежи за вывоз мусора.

Чем вызван этот шаг, и почему возникли разночтения?

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский пообещал найти средства на реконструкцию старой школы в усть-катавском поселке Шубино. Но работы должны быть закончены к новому учебному году, и это может стать критерием эффективности муниципальных чиновников.

История о том, как мама троих детей променяла работу в офисе на рукоделие.

Бесплатная юридическая консультация:


Новый министр сельского хозяйства Челябинской области намерен продолжить курс на поддержку АПК, избегая революционных шагов.

В минувшие выходные в Челябинске (и одновременно с этим еще на других 800 площадках в 109 странах мира) прошел международный фестиваль по разработке компьютерных игр Global Game Jam.

«Южноуральская панорама Онлайн»

Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС0. от 10.11.2016 г.

выдано Федеральной службой в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)

Бесплатная юридическая консультация:


Учредитель: Государственное автономное учреждение Челябинской области «Редакция областной газеты «Южноуральская панорама»

Главный редактор: Трушников А.Н.

454091, г.Челябинск, ул. Васенко, д. 63

Тел. редакции

Все права защищены и охраняются законом.

Бесплатная юридическая консультация:


При полном или частичном копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Редакция не несет ответсвенности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18 +

© 2018 ГАУ ЧО Редакция областной газеты «Южноуральская панорама» Разработка сайта Цифровой элемент

Бесплатная юридическая консультация:


ТБО и ТКО одно и тоже?

С 1 января 2016 года во всей России, вводится новая система обращения с отходами производства и потребления – полномочия в этой сфере будут переданы от органов местного самоуправления на региональный уровень власти.

Федеральный закон № 458 от 29 декабря 2014 года определил, что на становление этой системы регионам дается год. Возвращено лицензирование компаний, работающих в сфере обращения с отходами – оно должно было начаться с 1 июля 2015 года, а с 1 января 2016 года в субъектах Федерации должен начать работу региональный оператор по обращению с коммунальными отходами, который на договорной основе будет привлекать к этой деятельности лицензированные компании.

Изменения коснулись и названия: если раньше мусор именовался ТБО – твердые бытовые отходы, то теперь ТКО – твердые коммунальные отходы.

Также в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги будет включена плата за обращение с ТКО для всех физических лиц (раньше не было механизма для взимания платы за вывоз мусора с владельцев частных домов) и экологический сбор – для юридических лиц, производителей, импортеров товаров.

Региональная власть должна будет устанавливать единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для региональных операторов, а также разработать территориальную схему обращения с отходами и программу, в рамках которой будет осуществляться государственное софинансирование.

Бесплатная юридическая консультация:


Проект региональной программы уже разработан, но с учётом изменений в законодательстве будет скорректирован».

Новая система, которую ещё предстоит создать, более прозрачна, с экономической точки зрения способна работать лучше, усиливает контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами.

Тко и тбо в чем разница

С первого января 2016 года сбор и транспортировка твердых бытовых отходов (ТБО) перестанет относиться к жилищным услугам, перейдя в разряд коммунальных. Соответственно, существенно изменится начисление за ее предоставление и порядок оплаты.

Все грядущие изменения связаны с принятием 29 декабря 2014 года федерального закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ». В документе отражены кардинально новые принципы организации работы по обращению, хранению, утилизации и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Основные положения федерального закона вступают в силу в начале следующего года, однако существует ряд нововведений, которые уже реализуются. Так, с 01 января 2015 года в «мусорном вопросе» вводятся новые понятия. К основным относятся: «твердые коммунальные отходы» (ТКО), «норматив накопления ТКО», «оператор по обращению с ТКО», «региональный оператор по обращению с ТКО».

Бесплатная юридическая консультация:


Таким образом, понятие «твердые бытовые отходы» в скором времени заменится «твердыми коммунальными отходами» - отходами, образующимися в жилых и нежилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами, а также товарами, которые утратили свои потребительские свойства в процессе потребления их физическими или юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Другими словами, ТКО - это все тот же мусор, нуждающийся в сборе и транспортировке, с не большой, но существенной разницей: теперь федеральное законодательство не разграничивает понятие «твердые коммунальные отходы» для жилых и нежилых помещений, как это было прежде. Но при этом, непосредственно нормативы накопления ТКО (среднее количество ТКО, образующееся в единицу времени) могут устанавливаться дифференцированно для различных категорий потребителей данной услуги и отдельно для каждого из субъектов Российской Федерации.

Норматив накопления ТКО может утверждаться как субъектом РФ, так и муниципалитетом, если таковые полномочия ему будут переданы самим субъектом РФ. Это же касается и определения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: они могут находиться как в компетенции правительства субъекта РФ, так и органов местного самоуправления. А вот сами определение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, расчета нормативов и случаев их применения находятся исключительно в компетенции Правительства РФ.

Введение в обиход понятий «оператор по обращению с ТКО» и «региональный оператор по обращению с ТКО» должно подготовить россиян к тому, что коммунальная услуга по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов будет прописываться отдельной строкой в квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Это услуга станет реализовываться через регионального оператора.

То есть с 01 января 2016 года управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, получая от населения плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО. Для этого именно обслуживающие организации (УО, ТСЖ, ЖСК) и заключают с регоператором соответствующий договор согласно требованиям, установленным Правительством РФ. Что касается собственников частного жилого дома или части жилого дома, то они заключают договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую.

Бесплатная юридическая консультация:


Причем региональный оператор по обращению с ТКО не имеет права отказать собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, так как с его стороны данный договор – публичный. В рамках соглашения региональный оператор по обращению с ТКО обязуется принимать отходы в объеме и в местах, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законом РФ. Со своей стороны собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора согласно утвержденному единому тарифу на услугу регоператора. Обратите внимание, при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку и утилизацию твердых коммунальных отходов.

Для реализации обновленного федерального закона «Об отходах производства и потребления» как на федеральном, так и региональном уровнях должен быть утвержден ряд нормативно-правовых актов, которые призваны конкретизировать отдельные положения закона. Ведь на сегодняшний день принятый документ вызывает только вопросы.

Что такое ТКО и как с ними обращаться?

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» - Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ. Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами, профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Бесплатная юридическая консультация:


Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов - твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

из Федерального закона № 89-ФЗ

Бесплатная юридическая консультация:


норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)». На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО, под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой - гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6–24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ. Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО - региональные операторы - будут иметь не только права, но и обязанности.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы, которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы - в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО, установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу, которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные - в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские - во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

из Федерального закона № 89-ФЗ

(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)

8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога». Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.

Подробную информацию о данных изменениях см.:

– Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/);

– Желябовская Д.С. Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 14–28 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/458-FZ_proekty/).

Подробнее об этом см.: Нельзикова Е.А. О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 36–45 (http://www.profiz.ru/eco/3_2015/licenz/).

Ранее подобный документ носил название «программа комплексного развития в области обращения с отходами».

Подробнее об этом см.: Ламихова М. Экологический сбор: что, где, когда? // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 39–48 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/eco_sbor/).

См. Ламихова М. Рекультивация земель или несанкционированное размещение отходов? // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 38–44 (http://www.profiz.ru/eco/12_2014/rekult/).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Мероприятие традиционно проходит под Патронатом ТПП РФ и проводится при организационном участии Центра экологической промышленной политики Минпромторга России, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, Ассоциации «ЕРБА», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Центра ЮНИДО, Ассоциаций «АПЭТ» и «РАТЭК».

Наше предприятие сдало декларацию о плате в срок до 10.03.2017, но в связи с некорректной работой Модуля природопользователя мы не смогли отобразить наличие на предприятии отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) и срок сдачи ее в уполномоченный орган. Позже, когда Модуль заработал, мы сделали уточненный расчет и подали его в Департамент Росприроднадзора 27.04.2017. Суммы платы остались прежними, и в расчете кроме одной новой строчки с данными об отчетности СМСП ничего не поменялось. Может ли Росприроднадзор оштрафовать нас за то, что уточненный расчет не был сдан в срок до 10.03.2017?

Нужно ли актуализировать сведения об объекте, оказывающем НВОС?

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ . Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами , профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Извлечение

Статья 1. Основные понятия
[…]
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
[…]

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия
[…]
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
[…]
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;
[…]
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)» . На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО , под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6-24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ . Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Обработка ТКО;

Обезвреживание ТКО;

Захоронение ТКО;

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы , которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

К СВЕДЕНИЮ

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО , утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО , установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу , которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО , региональные операторы , осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
[…]
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[…]

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога» . Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.

Использование продуктов народного хозяйства (питания, бытового назначения) имеют свойство изменять свою потребительскую ценность и переходить в разряд отходов. Что такое ТКО? Отходы - это понятие, которое не имеет четкого определения. Неизвестно, что же является отходами, а что можно утилизировать как вторичное сырье. Экологическое движение по использованию отходов в качестве вторичного ресурса предлагает сбор отходов подвергнуть сортировочной системе.

Управляющие компании регулируют свою деятельность согласно принятым на законодательном уровне постановлением о включении в плату за обращение с ТКО. Что это в квитанции, и как будет реализовываться данная услуга? В соответствии с нововведениями от 2016 года эта графа в квитанции появилась отдельной строкой за оплату услуг по обслуживанию многоквартирных домов. Эта графа определяет плату за вывоз отходов коммунального хозяйства.

Классификация отходов

Задаваясь вопросом, "Обращение с ТКО - что это в квитанции?", нужно разобраться во всем по порядку. Все складируемые отходы разделяются на классы по степени опасности воздействия на окружающую среду. Всего их пять, только последний из них (5-й) включает коммунальные или бытовые отходы. Остальные четыре класса - это отходы промышленные.

Твердые коммунальные отходы имеют такие источники образования:

  • жилые кварталы;
  • объекты муниципального хозяйства, общественного питания;
  • кладбища;
  • смет уличный, талый снег;
  • предприятия торговли, исключением являются промышленные торговые залы, такие как офисное оборудование, автозалы и т. д.;
  • предприятия бытового обслуживания.

Что такое ТКО, из чего состоит понятие? Отходы, подразделяются по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Твердые отходы образуются в коммунальном хозяйстве, при производстве продукции как побочные не использованные материалы или продукты выхода. - на химических заводах, металлургических комбинатах и там, где используются растворители и многие другие жидкие вещества. Газообразные отходы - это выбросы (продукты разложения) на промышленных предприятиях, образующиеся в процессе утилизации бытовых отходов.

Твердые коммунальные отходы

Ежегодно на полигоны отправляется тонны бытовых отходов.

До 2016 года отходы считались бытовыми и понимались как отходы от жилых районов. Что такое ТКО и ТБО? В чем разница? Ответить несложно. Это отходы, относящиеся к безопасным отходам, а их источники образования не отличаются. Реформирование оплаты услуг ЖКХ и разработка новых правил по наименованию и обращению с отходами внесла свои корректировки, которые отразились в коммунальных платежах.

Обращение с отходами

Деятельность по обращению с отходами состоит из набора операций, таких как сбор, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов. Эта деятельность регулируется постановлением от 2016 года № 458-ФЗ по обращению с отходами. Её осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами. В некоторых случаях данная услуга оказывается совместно с управляющей компанией.

Тарифы на обращение с ТКО определяет региональный оператор, который обслуживает территорию. Распределение и назначение на должность регионального оператора осуществляется по территориальному признаку.

Что же это в квитанции означает "обращение с ТКО"? При накоплении и сборе отходов производится их утилизация. Рассчитывать стоимость этих услуг и нормативы их накопления производит региональный оператор (согласно тарифам). Размер платы за услуги по обслуживанию многоквартирных домов уменьшается на сумму за утилизацию отходов оператором.

Управляющая компания, заключая договор с оператором по обращению с отходами, обеспечивает регулярный и постоянный сбор и вывоз отходов, с последующим обезвреживанием их и утилизацией. Эта же компания должна содержать в чистоте площадки возле контейнеров. Все-таки, что это за "обращение с ТКО" в квитанции? Это сумма по распределению платы за обслуживание многоквартирного дома (по количеству жильцов этого дома). Размер платы зависит от сортировки отходов, которая учитывается по отдельному тарифу.

Тарифы по обращению с ТКО

Регулирование деятельности по обращению с отходами включает в себя тарифную систему оплаты деятельности и разрабатывает систему тарифов по каждому пункту этой деятельности.

Накопление отходов является стартовой единицей для определения тарифов. Система тарифов предусмотрена на деятельность по услугам регионального оператора, обработки, обеззараживания и утилизации их. Регулируемые тарифы пересматриваются каждые полгода и разбиваются по территориальной схеме с дифференциацией их по видам, технологическим особенностям. Вывоз ТКО и его регулярность или кратность входит в составляющие тарифных начислений.

Сбор отходов

Организация сбора отходов предполагает оборудованную площадку и наличие контейнеров для сбора и накопления отходов.

Обращение с ТКО, что это в квитанции? Входит ли это в часть оплаты за использование контейнеров? Раздельный сбор отходов целесообразен в том случае, если после сортировки они будут использоваться как вторичное сырье (пластмассовые бутылки, стекло, бумага, крупногабаритные отходы).

Накопление отходов

После систематического складирования и накопления должно быть произведен вывоз ТКО. Отходы вывозятся на специальные свалки или какие-то другие предусмотренные для этих целей места. Это также является составной частью платы за обращение с ТКО в квитанции.

Не успели собственники разобраться с одной аббревиатурой, как возникла новое понятие. ТКО и ТБО: в чем разница? ТБО - это Обращение с ними до 2016 года не подвергалось коммерческому учету, который производится расчетным путем и исходя из их массы. Нормативы накопления определяются, исходя из количества жильцов многоквартирного дома. Рассчитывается в среднем масса отходов на одного жильца. Регулярный вывоз отходов с мест их накопления позволяет произвести адекватный учет их и рассчитать по тарифу норматив накопления. Измерительные приборы подвергаются сертификации. Для работы с ними необходимо иметь допуск.

Обработка отходов

Сортировка отходов, их сбор и подготовка к утилизации является обработкой для последующего их использования или захоронения. Сортировке подвергаются отходы, наиболее пригодные для использования в качестве вторичного сырья. Например, бумага, сохранившая свои потребительские качества, может стать пригодной для использования ее после переработки как сырья в бумажно-целлюлозном производстве.

Обеззараживание/обезвреживание и утилизация отходов

Обеззараживание производится методом сжигания, с целью извлечения из отходов черных и цветных металлов с последующей их рекультивацией. Твердые коммунальные отходы обладают свойствами, которые определяются морфологическим и фракционным их составом.

Этот состав имеет вариативные значения в разных климатических зонах и сезонный характер изменений. Эти параметры определяют влажность, теплоемкость и размеры отходов, которые учитываются для выбора способов их обезвреживания. Влажность способствует слипанию их между собой, а при их обезвреживании в топках - к стенкам барабана. Фракционные компоненты ТКО могут обладать абразивными свойствами и истирать друг друга при их уплотнении, к таким компонентам относится стекло, фарфор, металлические детали. Плотность отходов имеет сезонный характер, который определяет ее как наиболее выраженную летом. Масса же зависит от размеров населенного пункта.

На специализированных санкционированных свалках, которые называют полигонами для твердых коммунальных отходов.

Это инженерные конструкции, обеспечивающие захоронение отходов и создание условий для их безопасного хранения длительный период времени. Извлечение фильтрата в процессе утрамбовывания и спрессовывания их в условиях полигона производится в специальном фильтрационном отсеке.

Влияние отходов на окружающую среду

Загрязнение окружающей среды отходами является проблемой охраны окружающей среды. Для решения задач по обеспечению экологической безопасности человека и природной среды необходимо разрабатывать схемы, обеспечивающие безопасность по обращению с отходами. Теперь понятно, что в квитанции "обращение с ТКО" - это плата за экологическую, санитарно-эпидемическую безопасность, которая заключается в обслуживании, её гарантирующем.

Экологическая напряженность, создаваемая отходами, не решается нововведениями по обращению с ТКО с 2016 года, но создает предпосылки для создания безопасной окружающей среды в пределах города. Выполнение законодательно обоснованных требований при обустройстве мест для накопления и сбора отходов создает условия их безопасной транспортировки. Реформы включают обращение с ТКО в систему расчетов за коммунальные услуги. Это отражено в квитанции, а платежи поступают региональному оператору, который территориально обслуживает коммунальное хозяйство.

Когда приходят счета по оплате за коммунальные услуги, то у каждого человека возникает вполне законное желание разобраться, за что же конкретно взимается плата. Одной из статей расходов в квитанции является вывоз мусора. С 1 января 2019 года в счетах российских абонентов появится статья за обращение с ТКО (твердые коммунальные отходы). Это связано с тем, что схема платы за вывоз и утилизацию бытовых отходов станет немного другой.

Разновидности отходов

До недавнего времени все квартиросъемщики платили за вывоз ТБО (твердые бытовые отходы) и вопросов на этот счет не было ни у кого: мусор появляется у всех, его нужно куда-то вывозить и утилизировать. Но с принятием изменений в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» возникла путаница: появилось понятие ТКО (расшифровка: твердые коммунальные отходы), а работы по их вывозу и утилизации стали относиться к задачам коммунальных служб.

Эти изменения стали действовать с 2016 года. Однако полностью вступить в силу должны только к январю 2019 года. Поэтому сейчас не редкость такие ситуации, когда жители одного региона оплачивают свои счета, где есть строка об отходах ТКО, а жители другого до сих пор получают квитанции, в которых все осталось по-старому. К примеру, для жителей Краснодарского края, Астраханской области, Ивановской области схема оплаты уже изменена. Поэтому в настоящий момент существует два вида этого понятия:

  1. Твердые бытовые.
  2. Коммунальные бытовые.

Понятие ТБО

Это неотъемлемая часть жизнедеятельности мегаполисов, небольших населенных пунктов. Это тот самый мусор, который скапливается к вечеру в каждой квартире. К твердым коммунальным отходам относятся:

  1. : остатки пищи, растительных компонентов, кости.
  2. Синтетические: пластик, целлюлоза, текстиль, стекло, металлы и другое.

Биологические (органические) подлежат утилизации, потому что в процессе своего разложения они наносят ощутимый вред экологии: в процессе гниения они могут заражать воду, почву продуктами своего распада. А это может привести к возникновению ряда опасных заболеваний.

Распад синтетических остатков происходит намного дольше (некоторые вещества разлагаются более 100 лет). К тому же в своем составе они нередко содержат и довольно токсичные вещества: разнообразные красители, масла, которые со временем попадают в окружающую среду.

Коммунальные бытовые

Отходы этого типа - это все тот же мусор, который появляется в процессе деятельности человека и накапливается в помещениях. Но сюда же относятся и товары общего потребления, которые со временем утратили свою ценность, с точки зрения пользы. То есть сейчас официальное название бытового мусора - коммунальные отходы, а понятие «ТБО» теперь остается только в разговорной речи. В официальных документах оно больше применяться не будет.

Относится к ТКО: мусор, который образуется в результате осуществления своей деятельности юридическими лицами, частными предпринимателями, когда по своему компонентному составу он идентичен обычному бытовому утильсырью. При этом для организаций ТКО будет считаться только тот мусор, который появляется не в результате осуществления производственной деятельности или выполнения работ, услуг:

Более подробный перечень того, что входит в состав ТКО представлен в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), где каждому виду загрязнения присвоен свой код, согласно которому можно посмотреть его принадлежность к той или иной группе отходов.

Изменения в законе

До принятия этого закона, а также до вступления его в силу плата за вывоз и утилизацию бытового мусора напрямую зависела от назначения помещения, его размера. То есть раньше тариф рассчитывался исходя из того, какого вида было помещение: жилое или нежилое, какую площадь оно занимало.

Сейчас же стоимость услуги будет зависеть от того, какой статус имеет потребитель: частное ли он лицо, индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо. В зависимости от этого установлены определенные нормативы накопления мусора. В свою очередь, нормативы, по которым будет производиться расчет, теперь зависят и от отдельных видов потребителей:

  1. Для жителей многоквартирных домов.
  2. Жителям частных домов.
  3. Владельцам офисов и промышленных зданий.

Для чего это было сделано: предполагается, что у жильцов многоквартирных домов мусора может накопиться значительно меньше, нежели у собственников офиса, в котором ежедневно находится большое количество сотрудников. Поэтому и тариф для них будет различным.


После вступивших в силу изменений вывоз бытового мусора из юрисдикции управляющих компаний, которые раньше и устанавливали тариф для жильцов и собственников помещений, стал обязанностью региональных операторов. Была утверждена и схема вывоза мусора: он вывозится на ближайший полигон ТКО для последующей утилизации.

Это юридическое лицо, которое занимается вопросами, связанными со сбором и утилизацией бытовых отходов на определенной территории. Оператор выбирается на тендерной основе.

Заключение договора

Для того чтобы зафиксировать предоставление услуг именно этим оператором, необходимо заключить с ним договор. Кто имеет право на заключение такого соглашения:

Контракт на оказание услуги по вывозу мусора заключается сроком на 10 лет.

Последующая утилизация

На практике применяется несколько видов обработки бытового мусора: сбор, сортировка и непосредственно обеззараживание отходов (утилизация или повторная переработка). Сортировка нужна, чтобы извлечь из общего числа отходов те, что будут пригодны для использования во вторичном производстве (например, для той же целлюлозно-бумажной отрасли).

Методы утилизации:

  1. Захоронение.
  2. Сжигание.
  3. Компостирование.
  4. Использование в качестве вторичного сырья.

Захоронение на полигонах

Использование захоронения в качестве способа утилизации является самым экономически выгодным. Но этот метод имеет ряд недостатков:

  1. Полигон, на котором складируется мусор, занимает большие площади земли.
  2. Площадки, на которые будет свозиться мусор, должны быть далеко за пределами жилой зоны, заповедной зоны, мест отдыха.
  3. Отходы, содержащиеся на этих площадках, должны иметь низкий класс опасности.


При этом нужно учитывать, что даже малотоксичные отходы в процессе своего разложения будут оказывать негативное влияние на почву и грунтовые воды. Да и сам участок земли, на котором находился полигон, не может быть позже использован ни для каких хозяйственных нужд.

Сжигание бытового мусора

Сжигание - это не самый безвредный метод, т. к. в процессе горения будет выделяться множество вредных газов, способных отравить природу. Потребуются еще и специальные печи дожигания, в которых будет максимально нейтрализоваться выделение токсичных веществ из горящего мусора.

Из преимуществ сжигания можно отметить:

  1. Зола, которая образуется утилизации мусора, займет места гораздо меньше.
  2. Относительно низкая стоимость утилизации.
  3. Возможность использовать энергию тепла для производства электроэнергии или отопления.

Более щадящим для окружающей среды является пиролиз, при котором процесс горения осуществляется без доступа кислорода.

Метод компостирования

Он подходит только для органического мусора. В основе этого метода - разложение веществ под действием микроорганизмов. Из преимуществ этого метода - простота, финансовая доступность, возможность использования компоста в качестве удобрения (применяется в сельском хозяйстве). Из недостатков - неприятный запах, который неизбежно сопутствует процессу гниения.

Таким методом утилизируется примерно треть всего органического мусора. Но для того чтобы его можно было безопасно применять, мусор предварительно должен быть рассортирован. Для этого во многих дворах стали устанавливаться отдельные контейнеры для пластиковых бутылок, стекла, бумажных отходов. В некоторых местах устанавливаются отдельные контейнеры и для отходов, которые могут содержать опасные вещества (батарейки, лампы накаливания, старые градусники). Все это позволяет избежать возможного заражения окружающей среды опасными веществами.

Вторичное сырье

Использование коммунального (бытового) мусора в качестве вторсырья позволяет производить некоторую часть продукции, не затрачивая при этом природных ресурсов. Кроме того, это позволяет снизить количество утилизируемых отходов. В качестве вторсырья может послужить:

Для каждого вида вторсырья применяется своя технология переработки. За несоблюдение правил, касающихся санитарно-гигиенического состояния, предусмотрены штрафы.

Все эти изменения, принятые в законодательстве и касающиеся нормальной жизнедеятельности общества, призваны, чтобы снизить экологическую напряженность в стране. Ведь грязь, которая остается после человека и его деятельности - это зло. И с этим согласятся все - и взрослые, и дети. Чистые улицы и дворы - это не только красиво, с эстетической точки зрения, это еще и признак благополучия общества.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари