Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Успенский пост: история, смысл, питание.

Начинается этот пост с еще одного праздника - «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход». Успенский пост - это подготовка православных христиан к двум двунадесятым праздникам - Преображения Господня и Успения Божией Матери. Так называемые двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

На Руси Успенский пост также называли Спасовка, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки.

Даты Успенского поста

Успенский пост наступает ровно через месяц после Петрова поста. Успенский пост - самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда одинаково. Даты Успенского поста: с 14 по 27 августа.

Что можно есть в Успенский пост

Как говорит церковный Устав, Успенский пост - такой же строгий, как и Великий. Это значит, что с 14 по 27 августа православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продукты и от яиц. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается есть рыбку. Сам праздник Успения 28 августа - уже праздничный, непостный день. Если же он выпадает на среду или пятницу, разговение переносится на следующий день, а в день праздника в таком случае можно есть рыбу.

История Успенского поста

Успенский пост был установлен в память двух двунадесятых праздников. Первый - Преображение Господне. Второй - Успение Божией Матери. А начинается этот многодневный пост с еще одного праздника - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход».

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний».

Окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году.

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века - 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

«Медовый Спас»

«Медовый Спас» - это сугубо народное название одного из праздников Успенского поста. 14 августа православные христиане отмечают Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

На Руси церковный смысл праздника тесно перемешался с народными традициями. Эти традиции в основном связаны с земледельческим циклом. Август шел на убыль, крестьяне собирали урожай и были погружены в хлопоты о том, как сохранить плоды трудов целого года.

По обычаю, на «Медовый Спас» в храмах освящали мед из нового сбора. Кроме того, именно с этого дня (14 августа по новому стилю) мед начинали подавать к столу.

Хозяйки пекли на «Медовый Спас» медовые коврижки и пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

«Яблочный Спас» - народное название еще одного праздника, который приходится на период Успенского поста. 19 августа мы празднуем Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . В этот день для постящихся делается гастрономическое послабление: можно есть рыбу, приправлять пищу растительным маслом и подавать к столу немного вина.

В народе Преображение Господне связывали со сбором урожая винограда (на юге) и яблок. Начиная с 19 августа (по новому стилю) крестьяне начинали есть плоды нового урожая. В церкви приносили корзины, полные до краев яблоками, и священник освящал дары природы. Дома пекли яблочные пироги, варили варенье.

«Ореховый Спас»
Был на Руси и третий «Спас» - «Ореховый». Так простой народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или третий) спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. Еще его именовали «Хлебным».

Народные традиции Успенского поста

В народе в Успенский пост постились строго. У этого поста было три вершины - три праздника, которые простые люди называли «Спасами».

«Медовый Спас» (Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня) отмечали скромно. Этот день выпадал на период активных работ в поле. С 14 августа (по новому стилю) начинали собирать мак, поэтому почти вся праздничная выпечка делалась с маком. Еще собирали ягоды черемухи.
В народе верили, что на «Медовый Спас» заканчивается лето и начинается осень. Угощали свежим медом родственников, друзей и, вообще, всех желающих - в том числе нищих.

«Яблочный Спас» (Преображение Господне) приходился на пору сбора яблок. Корзины, полные до краев, несли в церкви, где священник освящал новый урожай. После этого можно было есть яблоки. Пекли яблочные пироги и коврижки, варили компоты и варенье.

Третий «Спас» (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа) на Руси называли по-разному: «Спас на полотне», а также «Холщовый», «Хлебный», «Ореховый». С этого дня верующим можно было есть орехи из нового урожая.
«Хлебным Спасом» называли праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы. В этот день пекли пироги из муки нового урожая и приговаривали: «Третий Спас - хлеба припас» или «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».

Как нужно поститься?

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь - тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема - детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», - это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

Через месяц после Петрова поста, 14 августа, начинается Успенский пост. Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери.

История

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: “Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост – ред.), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский – ред.), для зимы – зимний (Рождественский – ред.)”.

Святой Симеон Солунский пишет, что “Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас”.

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа.

Вальсамон об этом Соборе пишет: “Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября”.

Смысл

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.

Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.
Дорога к храму. Успение Пресвятой Богородицы.

Питание

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – “сварением пищи, но без елея”, то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, “если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август”.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим”.

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Впятницу, 14 августа, начнется Успенский пост. Ондлится две недели исчитается самым строгим постом после Великого.

Значение

История Успенского поста связана споследними днями земной жизни Богородицы. Попреданию, она заранее знала день своего ухода измира ипровела это время вмолитве иаскезе. « Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась ипостилась занас, хотя, будучи святой инепорочной, неимела нужды впосте,- пишет святой Симеон Солунский , подвижник XVвека. - Апотому имыдолжны поститься ивоспевать Ее, подражая житию Ее» .

Вжелании приблизиться кидеалу Богородицы, вподражании ееподвигу заключен основной смысл Успенского поста.

Сроки

Успенский пост продолжается две недели- с14 по27 августа. Оноткрывается праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). Этот праздник берет начало вдревнем Константинополе: вавгусте город нередко охватывали эпидемии болезней, и, чтобы избежать этого, стали носить поулицам крест, освящая имдома иулицы, апозавершении хода предлагали поклониться кресту горожанам. НаРуси этот день называют еще Медовым Спасом- 14 августа начинался сбор иосвящение меда, совершалось малое освящение воды.
Кконцу первой недели поста следует праздник Преображения Господня (19 августа). Онпосвящен евангельскому эпизоду, когда Христос взял ссобой для молитвы трех ближайших учеников- Петра, Иакова иИоанна- иявил имсвое Божественное величие. Вовремя молитвы лицо Христа « просияло, как солнце» , аодежды сделались « белыми, как свет» . Кнему явились ветхозаветные пророки Моисей иИлия, которые беседовали сним. Иисус запретил ученикам упоминать опроизошедшем досвоего воскресения. Внароде этот день называют Яблочным Спасом, освящая плоды нового урожая. Считается, что именно сэтого дня природа поворачивает наосень изиму.

Финал поста- праздник Успения Пресвятой Богородицы. Вгодовом церковном календаре это последнее крупное торжество (двунадесятый праздник), после которого 14 сентября начинается церковное новолетие.

Строгость

Успенский пост- один изсамых строгих вгоду, онподобен Великому посту. Устав предписывает воздерживаться нетолько отмяса имолочных продуктов, ноиотрыбы.
Впонедельник, среду ипятницу Успенского поста полагается сухоядение- вкушение пищи без ееотваривания. Повторникам ичетвергам варить пищу можно, нобез « елея» (масла). Всубботу ивоскресенье допустимы некоторые послабления: устав разрешает добавлять веду масло ивыпивать немного вина.

Церковь обязует воздерживаться отвинограда ияблок допраздника Преображения Господня. Вмонастырях древности намонахов, вкушавших виноград прежде праздника, налагалось наказание- имзапрещалось есть « отгрозди» доконца августа. Всам праздник Преображения разрешается есть рыбу.

Сострогостью предписано относиться икразвлечениям. Нельзя ходить вкино, театры, развлекательные заведения. Лучше ограничить себя впросмотрах развлекательных программ потелевизору ивпраздном сидении винтернете. Святитель Василий Великий пишет: « При телесном посте чрево постится отпищи ипития; при душевном посте душа воздерживается отзлых помыслов, дел ислов. Настоящий постник воздерживается отгнева, ярости, злобы имщения. Настоящий постник воздерживает язык отпразднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи ивсякого злоречия. Настоящий постник- тот, кто удаляется отвсякого зла» .

Настроение

Митрополит Антоний Сурожский призывал подходить кУспенскому посту срадостью. Онназывал дни поста временем,« когда мыотряхиваем ссебя все, что внас обветшало иомертвело, чтобы вновь обрести способность жить совсем простором, совсей глубинной интенсивностью» .

На фото: Успение Пресвятой Богородицы (икона Феофана Грека).

19.10.2015

Здравствуйте! В какой день в храме Живоначальной Троицы проходят беседы о крещении?

Спасибо.


19.04.2019

Успенский пост начинается через месяц после Петрова поста, 14 августа. Это самый маленький пост, но по строгости он уступает только Великому. Указания на Успенский пост встречаются уже в 450 г., в беседе Льва Великого: “Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)” . Во время Успенского поста христиане готовятся к празднику Успения, который очень почитался и почитается на Руси до сих пор. Огромное количество русских православных храмов, от маленьких сельских церквей до великолепных монастырских соборов, называются Успенскими. Первая русская церковь, построенная князем Владимиром (также она называется Десятинной), была освящена в честь Успения. Также Успенскими являются самые большие соборы в Кремле и в Троице-Сергиевой лавре.

История

По церковному преданию, после Вознесения Божья Матерь жила в окрестностях Иерусалима, навещая места, где проповедовал Её Сын. Однажды во время молитвы к ней явился Архангел Гавриил с вестью о том, что вскоре она будет вознесена Богом на небо. Пресвятая Дева, исполненная радости, стала готовиться к переходу в жизнь вечную. Большую часть времени Богородица проводила в посте и молитве, хотя по своей чистоте и святости она не нуждалась ни в исправлении, ни в очищении души. Об этом пишет святой Симеон Солунский: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

Медовый Спас

Успенский пост охватывает три Спаса, названных в честь Спасителя. Это сугубо народные названия определённых праздников. Церковные смыслы праздников тесно переплелись с народными традициями, связанными с земледельческим циклом. Начинается Успенский пост с Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня . Этот праздник восходит к давней византийской традиции, по которой в августе по улицам Константинополя крестным ходом несли Животворящий Крест Господень для исцеления многочисленных больных. В народе этот праздник также называется Медовым Спасом. В этот день начинается сбор и освящение мёда. Интересно, что на Медовый Спас также собирали мак, который охотно добавляли в праздничные блюда.

Яблочный спас

Второй Спас – Яблочный. В этот день, 19 августа, Церковь вспоминает Преображение Господне. С этого дня в пищу разрешались плоды нового урожая. На Преображение освящают яблоки, виноград (на юге) или любые другие фрукты. С этого дня начинается активная заготовка яблок на зиму, использование этих фруктов во всевозможных блюдах.

Ореховый Спас

Также есть и Ореховый Спас, который празднуется на следующий день после Успения, которое связывается с окончанием жатвы. В этот день собирали орехи, а также выпекали хлеб нового урожая, поэтому иногда Спас называли Хлебным. 29 августа празднуется Нерукотворный Образ Спасителя.

Во время поста люди стараются ограничить себя не только в пище, но и в развлечениях, желая побороть свои страсти. Больше времени уделяется чтению молитв, изучению Священного Писания и, конечно, добрым делам. В эти дни народ щедро угощает нищих и обездоленных освящёнными плодами, мёдом. Давайте и мы, братья и сёстры, радуясь последним дням лета, будем поститься и стараться не забывать о своей душе, о близких, которым нужна наша любовь и забота.

© Официальный сайт храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище, Московская городская епархия, Северо-Восточное Московское Викариатство, 2015 г.

Разрешено некоммерческое использование материалов сайта при условии размещения рядом явной ссылки на данный сайт.

Что известно простому мирянину об Успенском посте? - самый строгий после Великого, самый короткий... Август, Преображение, мёд, яблоки, и, наконец, светлый праздник Успения. Вот, пожалуй, и все наши познания. А между тем, Успенский пост был самым поздним из всех многодневных. Отцы Церкви много спорили о его продолжительности и строгости.

Откуда есть пошел Успенский пост

Об Успенском посте вместе с «ТД» размышляли настоятель подворья Данилова монастыря в Подмосковье игумен Пётр (Мещеринов) и преподаватель кафедры литургики ПСТГУ, редактор отдела богослужения и литургики ЦНЦ "Православная энциклопедия" Александр Анатольевич Ткаченко.

Игумен Пётр : Посты сейчас действительно воспринимаются большинством православных как нечто устоявшееся и незыблемое. Это так. Но в обоснование церковных дисциплинарных постов необходимо на что-то ссылаться. В Апостольских правилах указывается только Великий пост, а также пост среды и пятницы. Другие посты входили в жизнь Церкви «явочным порядком». Е.Е. Голубинский в «Истории Русской церкви» пишет, что когда Русь принимала Крещение, Успенского поста еще не было, и что он установился чуть ли не после монголо-татарского ига.

В допетровской Руси к постам всегда было отношение самое строгое. В народе во все времена посту уделялось самое значительное внимание, гораздо большее, чем прочим Божественным и церковным установлениям.

А. Ткаченко : Упоминания об Успенском посте появляются в источниках Х-XI веков, что очень странно, поскольку сам праздник Успения отмечался повсеместно уже в V веке. Да и традиция готовиться к великим праздникам, соблюдая пост, появилась очень рано. Средневековые византийские ученые предполагали, что традиция поста восходит к апостолам, и выдвигали разные теории, объяснявшие, почему об этом посте не всем христианам было известно и почему многие его вообще не соблюдали.

По одной теории, изначально существовал длинный пост, который начинался сразу после Пятидесятницы и заканчивался к Успению. Со временем было решено сократить его до размеров Петровского поста.

По другой теории, Успенский пост совпадал с постами язычников и еретиков, а потому был перенесен на другое время. Однако известно, что ряд праздников Церковь специально установила в дни языческих торжеств для воцерковления бывших язычников.

Вероятно, первоначально Успенский пост был местной традицией христиан Сирии и Палестины.ВХ веке эта практика стала известна в Малой Азии и Греции. На эту традицию обратили внимание византийские ученые.

Преподобный Никон Черногорец в XI веке пришел к выводу, что пост является древним установлением и должен продолжаться с 1 по 14 августа. Ответ патриарха Николая Грамматика (1085 г.) на вопрос афонских монахов об Успенском посте был более двусмысленным: с одной стороны, он также отмечал древность праздника, но при этом разрешал употребление мяса в праздник Преображения, так что позже его мнение цитировалось как сторонниками, так и противниками соблюдения Успенского поста.

Обсуждение необходимости Успенского поста имело место на патриаршем соборе 1168 г., однако однозначного решения о его необходимости принято не было. Известный византийский канонист Феодор Вальсамон в 55-м ответе александрийскому патриарху Марку писал, что со времен патриарха Николая Грамматика было принято поститься не менее 7 дней перед праздником Успения, но, если кто-то желал, то не запрещалось держать и больший пост. Дальше в Византийской империи произошли катастрофические события, связанные с захватом Константинополя крестоносцами, а когда империя была восстановлена, споры уже стали неактуальны, тем более что двухнедельный Успенский пост к тому времени был уже повсеместным обычаем. В XIV-XV веках правила об этом посте входят в богослужебные уставы, хотя конкретные предписания о пище в период Успенском посте варьировались до конца XVII века

Почему же Успенский пост такой строгий?

Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий (рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня)? С чем это может быть связано, и всегда ли так было?

А. Ткаченко : Успенский пост стал строгим постепенно. Связано это с тем, что правила о пище в дни этого поста формировались в период распространения т. н. Иерусалимского устава, который сам по себе более строгий, чем уставы студийской традиции, использовавшиеся в Русской Церкви до XV века.

Иг . Пётр: У меня есть свое личное мнение. Мне представляется, что здесь уже очевидно влияние латинского взгляда на Божию Матерь как на «соискупительницу». Если мы рассмотрим смысл поста, то это либо покаянное действие, выражение скорби и печали, либо же ожидание некоего духовного события, подготовка к нему. Важно, что это духовное событие - не какое-то отвлечённое воспоминание или празднование, а то, что касается непосредственно жизни людей. Скажем, в Ветхом завете, когда Моисей взошел на гору Синай, израильтяне постились в ожидании повелений Божиих - Его заповедей. Собственно Великий пост и показывает это: с одной стороны, он носит скорбно-покаянный характер: мы сраспинаемся и спогребаемся нашему Спасителю, - с другой стороны, мы встречаем Пасху и готовимся к принятию Святого Духа в Пятидесятницу (Пятидесятница объединена с Пасхой в единый богослужебный период, поэтому Великий Пост - это приготовление и к Пятидесятнице тоже).

Успенский пост из самого события Успения Божией Матери таких смыслов заимствовать не может. Как мы знаем из Предания, для Божией Матери это было событие радостное, которое Она ожидала многие годы, дабы перейти в вечность ко Христу. И нам не пристало особо скорбеть по поводу разрешения Пресвятой Богородицы от уз земной жизни. Что же касается второй стороны поста - приготовления к некоему особому духовному событию - то и здесь мы «впрямую» этого не видим. Хоть Успение и называют часто «Богородичной Пасхой», мне это представляется не совсем корректным. С богословской точки зрения Божия Матерь, несмотря на то, что Она - «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», все же умерла по естеству. Её кончину нельзя сравнивать с искупительной смертью Бога за нас.

Успение Богородицы не является «домостроительным» для нашего спасения и не относится непосредственно к каждому из нас, как, скажем, Крещение, Воскресение, Пятидесятница. Поэтому тут, собственно говоря, нет того «приготовления», которое составляет один из главных смыслов поста; а готовиться постом просто к встрече праздника, хоть и великого и любимого всеми - это будет, говоря словами латинского богословия, «сверхдолжными заслугами».

Строгость Успенского поста можно объяснить тем, что кончина Божией Матери подспудно приравнивается к крестной смерти Спасителя, что вызвано, как мне представляется, латинским влиянием - переносом неких, скажем так, «соискупительных» восприятий со Спасителя на Божию Матерь. Это, кстати, очень хорошо видно в неканоническом и полном грубейших богословских несообразностей чине погребения Божией Матери, где Она почти уравнивается со Христом.

А. Ткаченко : Успенский пост заимствован из католической традиции мне представляется ошибочным, поскольку у католиков пост перед праздником Успения никогда не превышал одного дня. В отношении богородичных праздников общая тенденция заимствований - с Востока на Запад, а не наоборот.

Пост в жизни современного христианина

Иг. Петр: Мне кажется, что многим людям, которые уже прошли период неофитства, довольно тяжело поститься строго по Уставу. По опыту исповеди, лично я могу свидетельствовать, что поститься в полной мере людям тяжело. Большинство испрашивает различные послабления на пост.

Безусловно, послабления бывают, особенно в армии. Однако это была не полная отмена поста, не пренебрежение им, а именно послабление.

Это вполне соответствует каноническому церковному праву, так как послабление в посте разрешено путешествующим, больным, беременным и т. д. Ну и воинам, конечно, потому что они, по меньшей мере, находятся в путешествии.

Успенский пост и посевной календарь

На Успенский пост приходятся 2 Спаса - Медовый и Яблочный. В эти дни традиционно освещаются, соответственно, мед и яблоки. Было бы интересно попытаться найти связь между Успенским постом и русским посевным календарем.

Иг . Петр : Гораздо более тяжелым для крестьян был Петровский пост, потому что именно он совпадал с голодным временем, когда все зимнее уже съедено, а летнее еще не выросло, а молочного и мясного нельзя. И хотя наш народ к посту имел особое прилежание, это было настоящим подвигом. Полагаю, Успенский пост воспринимался на Руси легче, чем Петровский.

А. Ткаченко : Церковный календарь формировался независимо от сельскохозяйственного, т.к. в разных местностях плоды созревают в разное время. Обычай освящения «плодов земли» в храмах очень древний, засвидетельствованный в литургических памятниках, начиная с III века.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари