Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Усадьба высокие горы как добраться. Усадьба высокие горки усачевых-найдено вых на земляном валу

Прогулка, взывающая к чувствам и ощущениям, нежели к желанию глубоко расследовать исторические детали



Всего 52 фото

Уже бесчисленное количество раз проезжаю по Садовому кольцу в районе Земляного Вала, а мимолетный взгляд постоянно останавливается на этом впечатляющем знаковом главном здании усадьбы Усачевых-Найденовых, что на высоком берегу Яузы. Как будто внутренний некто настойчиво обращает мое внимание на эту красоту и явные пробелы в конкретных исторических сведениях об этой московской усадьбе. Много лет уж живу в Москве, а побывать в этом удивительном городском усадебном парке так и не довелось. И, только понемногу начав исследовать русские московские и подмосковные усадьбы, их историю я, наконец, насладившись фото работами многих авторов снимавших здесь, я решил, что пора!

Об усадьбе Усачевых-Найденовых (усадьба Высокие Горы) выложено огромное количество исторических материалов и проведена масса исследований любителями-энтузиастами. Поэтому я не ставлю перед собой особой задачи еще и еще раз переписывать довольно известные факты. Напротив - мы с Вами просто прогуляемся по одной из самых интересных и удивительным образом сохранившихся городских усадеб Старой Москвы. А в процессе этой прогулки я буду разбавлять визуальный ряд уместными, на мой взгляд, комментариями и информацией, которая может потребоваться по ходу.

Для тех, кто все же захочет после прогулки углубиться в детективные хитросплетения исторических фактов, домыслов и городских легенд касаемо этого места, я приведу в конце своего поста наиболее авторитетные, подробные и интересные источники об этой усадьбе. И если этой публикацией я смогу возбудить в Вас романтические ощущения и желание узнать больше о своем родном городе и народе - задача, поставленная мной, будет исполнена.

Поскольку материала набралось много, а ЖЖ в последнее время сильно ограничил, как я понял, объем выкладываемой информации по количеству фоток, я разделил рассказ об усадьбе на две логичные части. В первой части мы ознакомимся собственно со строениями усадьбы, а во второй - прогуляемся по замечательному и чудом уцелевшему усадебному парку Старой Москвы.

Кроме того, множество существующих фотографий этой усадьбы в основном сняты золотой осенью, летом и зимой, а здесь перед вами - самый канун майских праздников - парковая зелень только начинает пробиваться и открываться солнечному свету, проявляя миру свою изумрудную растительную ткань, символизируя ростки новой жизни и возрождение Старой и Новой Москвы.

Проще всего до усадьбы добраться, выйдя из станции метро Чкаловская прямо к Садовому и повернув налево пройти 2-3 минуты по внешней части Садового кольца понемногу спускаясь к Яузе. Однако я все же решил пройтись от Таганки по внешней стороне Садового кольца, чтобы сполна насладиться видом этого замечательного архитектурного сооружения на высокой горе, что над Яузой.

Кстати - вот один не совсем профильный общей теме снимок с Яузского моста в сторону Котельнической набережной, который тем ни менее, постепенно начинает погружать в исторический контекст древней Москвы. С трепетным вожделением проявляются не знакомые предвкушающие ощущения и впечатления из коллективного бессознательного Великого Города. Я вот так и почувствовал в это мгновение, что иду к цели по какому то чувственному наитию, что Москва вот вот откроет передо мной частицу своих тайн и былых сокровенных переживаний ее жителей…Когда то именно в этом направлении открывался захватывающий вид на Москву с Высоких Гор.
02.

После моста через Яузу поднимаюсь по Земляному валу. И, вот эта усадьба прямо парит передо мной. Действительно «Высокие Горы»! Красота! Несмотря на жесткий контровой свет снимаю главное здание усадьбы. По Садовому льется сплошная лавина автомобилей. Что бы попытаться снять объект с минимумом элементов снующего городского трафика надо еще потренировать свое терпение) Машины пролетают совсем рядом со зданием усадьбы, а когда то перед ним был обширный палисадник, уничтоженный при реконструкции Садового кольца.
03.

Чтобы попасть на внутреннюю сторону Садового к усадьбе, нужно пройти еще немного и далее по подземному переходу. По дороге к нему встречаю группу городских туристов с колоритным экскурсоводом. Немного позже окажется. что все они направляются туда же, куда и я…
04.


05.

На небольшом крыльце усадьбе бросается в глаза табличка с QR-кодом, приглашающая поинтересоваться усадьбой в интернете.
06.

Вот мы и во дворе усадьбы. Здесь все же стоит немного остановиться и рассказать кто, где, когда и откуда…)

Если кратко, то первыми значимыми владельцами усадьбы были успешные купцы-чаеторговца братья Усачевы. В июле 1828 года они выкупили первый земельный участок под усадьбу у купчихи Степаниды Невежиной на высоком берегу Яузы. Впоследствии братья докупали еще землю у соседей для расширения своих владений и строительства своей городской усадьбы как символа своего купеческого успеха. Усачевы строили не купеческий дом, а изначально полноценную уникальную дворянскую усадьбу и для этих целей был приглашен известный и востребованный в то время швейцарский архитектор Доменико Жилярди.
07.

Именно Жилярди совместно с известным в то время русским архитектором Григорьевым восстановил множество городских зданий после сожжения Москвы в 1812 году, таких как Колокольня Ивана Великого в Кремле, Московский Университет на Моховой, Екатерининский институт, Вдовий дом на Кудринской площади, усадьба Гагариных на Поварской 25а, дом Лунина на Никитском бульваре, 12, Конный двор и Музыкальный салон в усадьбе Кузьминки, а также многих других. Так, что купцы Усачевы денег не жалели…

Жилярди с увлечением взялся за новый масштабный проект, тем более его не ограничивали в фантазиях и можно сказать, что Доменико творил здесь от всей души.

На территории усадьбы в настоящее время находится реабилитационный центр спортивной медицины (МНЦПСМ). Когда то я здесь оказался по причине растянутых мышечных связок от занятий спортом, учась в институте. Но, ничего из интерьеров главного здания я уже решительно не помню)
08.

Поскольку усадьба является памятником федерального значения, внешний фасад главного здания и его сторона, что рядом со входом на территорию усадьбы, тщательно отреставрированы. Однако мы увидим, что еще не все сделано для того, чтобы здание главного дома выглядело блестяще целиком.
09.

Впечатляют знакомые скульптурные изображения стерегущих львов скульптора Замараева на замковых камнях окон здания. Это определенно популярный образ для «тогдашней» классической ампирной Москвы.
10.

Вход на территорию совершенно свободный. Повсюду суетились рабочие бригады, наводя весенний порядок в усадьбе после долгой зимы.
11.


12.

Усадьба строилась Жилярди с 1829 по 1831 гг. Несмотря на то, что Усачевы всячески старались построить именно дворянскую усадьбу, пытаясь выйти из рамок своих купеческих комплексов, все же, внутри двора ощущается усачевская рачительность и практичность. Ансамбль большого двора состоит из внушительного Каретного сарая и больших протяженных Конюшен напротив главного здания усадьбы.

А вот та самая экскурсионная группа, что я встретил на Садовом.
13.


14.

Вход в главное здание устроен со двора. Так было принято с конца XVIII века, чтобы не нарушать строгости композиции главных городских фасадов города. Внутренний же фасад самого главного здания усадьбы определенно не впечатляет. Очевидно, он еще и неоднократно перестраивался впоследствии и во многом утерял свой первоначальный архитектурный образ. Однако восхитительное художественное чугунное литье изящного парадного крыльца с кованым козырьком и стильные воздушные чугунные фонарные столбы сразу же заставляют забыть обо всем на свете.
15.

Особый шарм придают парадному входу эти чугунные стерегущие львы и крылатые грифоны, отлитые как и все скульптурные изображения усадьбы в парижских мастерских (по некоторым сведениям Джованни Витали) и привезенные в Москву по спецзаказу.
16.


17.


18.

Фигуры львов обычно использовали для символической охраны жилища и эти царственные животные очевидно должны были создавать соответствующий величавый и достойный контекст у гостей хозяев усадьбы. Фигуры львов хорошо сохранились, даже выражение их покорных морд создают какую то особую спокойную и умиротворенную атмосферу вокруг.
19.


20.


21.

Особенно впечатляют крылатые грифоны - мифические существа, стилизованные под сфинксов. Грифоны, по свидетельству Геродота, действительно, когда то существовали в пустынях Персии, где охраняли золото и строили из него свои гнезда. Из за связи грифонов с золотом они и стали, в частности, символом ростовщичества. Очевидно, поэтому купцы и использовали фигуры этих древних мифических существ для охраны и процветания своего купеческого и во многом ростовщического дела.
22.


23.

В середине XIX века владение перешло к Хлудовым, а на рубеже XIX-XX вв. - к Найденовым.
24.

Пройдемся немного по внутреннему двору усадьбы. В просторном сквере установлены многочисленные зеленые деревянные скамьи, здесь удобно отдохнуть и поразмышлять в тени свежей шелестящей на ветру зелени.
25.

Каретный сарай находится сразу же слева после главного входа, если миновать приоткрытые и уже изношенные временем чугунные ворота. У самых ворот построена приличная просторная сторожка в виде миниатюрного одно этажного особнячка.
26.

Это как раз и есть Каретный сарай. Во многом он смотрится гораздо выигрышней и впечатляюще, чем даже фасад главного здания усадьбы со двора.
27.


28.


29.


30.


31.

В правой части внутреннего двора - внушительная каменная ограда с чугунными литыми решетками за которой располагается усадебный парк. Однако мы туда не пойдем, а продолжим пока осмотр замечательных строений усадьбы.
32.


33.


34.


35.

Это Конюшенный двор. Конюшни очень большие. Скорее это даже не конюшни, а одно-двухэтажный ампирный дворец с мезонином.
36.


37.

Справа от конюшен и смежно к ним по границе с парком вглубь усадебной территории идут хозяйственные корпуса и складские здания.
38.

Еще одно здание в глубине усадебной территории. Ничего особенного из себя оно не представляет, потому, как отделано крашеными алюминиевыми панелями, что резко диссонирует с общей усадебной атмосферой.
39.

Очевидно, эти строения, когда то являлись известными всей Москве богатыми оранжереями. Один из братьев Усачевых - Петр Николаевич был увлеченным садоводом и с наслаждением спроектировал этот регулярный террасный парк с просторными оранжереями и зверинцем. Москвичу с удовольствием туда ходили.

В начале июня 1865 г., Д.И.Менделеев был командирован от Санкт-Петербургского университета в Москву, на Международную мануфактурную выставку. В поезде вместе с ним ехал его приятель Н.П.Ильин, профессор Технологического института. Узнав от случайных попутчиков о продаже в Клинском уезде имения Боблово, Менделеев и Ильин осмотрели его и уже 14 июня оформили купчую на совместное владение имением. В августе в Боблово была проведена межевая съемка, согласно которой общая площадь имения равнялась 667 десятинам. По условиям купчей на долю Менделеева пришлось 397 десятин земли и дом с садом.


Сельцо Боблово находится в 25 километрах от г. Клин, Московской области, в здоровой, красивой холмистой местности с зелеными лугами и полями, перелесками, лесами, преимущественно лиственными.

Эти привольные места издавна привлекали к себе многих известных наших деятелей. Здесь жили: академик [М. И.] Веревкин, писатель и переводчик времен Екатерины II, романист Загоскин, писатель Фонвизин, здесь, в усадьбе Яковлева, воспитывались писательница Татьяна Пассек и ее двоюродный брат А.И.Герцен.
Сельцо Боблово стоит на реке Лутосня, а через Бобловскую усадьбу протекал Белореченский ручей. Усадьба была расположена на высокой Бобловской горе (около 130 м над уровнем моря), по которой раскинулся старинный тенистый парк. (...) При крепостном праве Бобловым владел мингрельский князь Дадьан (Дадиани. – авт.), которому оно было пожаловано правительством как выморочное. В год освобождения крестьян Дадьан умер, и имение перешло к земельному скупщику – спекулянту Богенгардту. У него и купили Боблово Д.И. [Менделеев] с Ильиным.

Проездом в Москву на Всеобщую выставку они и заезжали осмотреть Боблово. Здесь Д.И. нашел то, что искал: здоровое и красивое местоположение, достаточный простор, чтобы развернуть хозяйство, близость к уездному городу Клин и к Москве, удобное сообщение с Петербургом. Но цена имения была не под силу ни Менделееву, ни Ильину в отдельности. Поэтому они купили Боблово вместе и полюбовно разделили. [...]

Купив Боблово, Д.И. не сделал ошибки. Боблово стало играть огромную роль в жизни Менделеевых. Оно давало такие здоровые условия для отдыха, для воспитания детей, доставляло столько удовольствия всей семье , что Д.И. не жалел для Боблова ни денег, ни трудов, ни забот.”

(Из биографии Менделеева)

Менделеев сразу окунулся в хозяйственные заботы: покупал сельскохозяйственный инвентарь, зерно, семена, планировал обустройство и развитие бобловского имения. 3 апреля 1866 г. Менделеев выступил на заседании Вольного экономического общества, членом которого он состоял, с подробнейшей программой сельскохозяйственных опытов по изучению влияния почвенно-климатических условий, действия удобрений и агротехнических приемов на урожайность основных сельскохозяйственных культур России – зерновых. В программе, рассчитанной на три года, было заявлено о проведении аналогичных опытов еще в трех губерниях – Петербургской, Смоленской и Симбирской, но только Менделеев в Боблово осуществил ее во всей полноте: здесь четко соблюдались все пункты программы – системы делянок, вариации удобрений и способов обработки почвы, севооборот; учитывались и такие факторы, как “направление делянок с юга на север, что полезно для равномерности развития растений в бороздах”, “точность разбивки поля” и др. При проведении опытов регистрировались метеоусловия и “отделка почвы”, изучались ее механические свойства, проводились анализы химического состава почв и урожая. Отчеты о полученных результатах обсуждались на заседаниях и печатались в Трудах Вольного экономического общества. Программа исследований, предложенная Менделеевым, по обширности поставленных задач и научному подходу к их решению долгие годы оставалась образцовым научным экспериментом.

К 1870 г. Менделеев перестроил старый дадиановский дом и организовал хозяйство – “целое”, в котором рационально сочетались полеводство, скотоводство, садоводство и огородничество, в том числе и парниковое. В июле его жена, Феозва Никитична, пишет родственникам: “Часто приезжают соседи и даже незнакомые, чтобы взглянуть на наше хозяйство, устройство и постройки”. Посмотреть в самом деле стоило: в несколько лет Менделеев поднял рентабельность заброшенной усадьбы и доказал возможность ведения прибыльного хозяйства в нечерноземной зоне. Спустя пять лет прежде запущенное хозяйство давало в сезон до 1000 рублей (примерно треть годовой профессорской зарплаты), и в дальнейшем прибыль возрастала. На результаты своих трудов в Боблово Менделеев опирался в экономических работах , посвященных развитию сельского хозяйства страны. В первой главе “Заветных мыслей”, написанной в 1903 г., он ссылается на личный опыт как на источник его экономических взглядов: “В самую эпоху освобождения крестьян, то есть в начале 60-х годов, когда земля сильно подешевела и господствовало убеждение в невозможности выгодно вести помещичье хозяйство, я купил в Московской губернии, в Клинском уезде, около 400 десятин земли, главная масса которой была занята лесом и лугами, но где было около 60 десятин пахотной земли, отчасти обрабатываемой, но без выгод, отчасти запущенной, как запущены были земли почти всех окружающих помещиков. Меня, тогда еще молодого, глубоко занимала мысль о возможности выгодно вести хозяйство при помощи улучшений и вкладов в землю свободного труда и капитала. Тогда я мог поступать последовательно , сил было много, и хотя капиталов было мало, но все же они были вкладываемы охотно и с интересом, а знаний и требований рациональности было достаточно для того времени. Мне предрекали великий неуспех, тщету усилий, но меня это не смущало, а, напротив того, только возбуждало. Лет 6 или 7 затрачено мною на эту деятельность, и в такой короткий срок, при сравнительно малых денежных затратах был получен результат несомненной выгодности... Успех хозяйства виден был потому, что такие профессора , как И.А.Стебут и Людоговский, привозили студентов Петровской с.-х. академии осматривать мое хозяйство”.

Шли годы. Налаженное хозяйство развивалось уже под присмотром управляющих; к середине 1880-х гг. по проекту Менделеева построен новый просторный дом. Боблово постепенно становится “родовым гнездом” большого семейства Менделеевых: в старом доме гостят приглашенные на лето родственники, по соседству с главной усадьбой поселились сестра Дмитрия Ивановича Мария Ивановна Попова с мужем и семью детьми и племянница Анна Яковлевна Смирнова с семьей. “Менделеевская молодежь” устраивала летом спектакли в приспособленном под “театр” сенном сарае. Ставились пьесы Шекспира, Пушкина, Грибоедова, Чехова, устраивались вечера с “живыми картинами”, шарадами и декламацией. Для спектаклей готовились специальные декорации и шились костюмы. К юго-западу от Боблова находилось имение Шахматово, купленное по совету Менделеева его другом, известным ученым-ботаником и ректором Санкт-Петербургского университета А.Н.Бекетовым и известное в истории русской культуры как место, связанное с жизнью Александра Блока, внука Бекетова. С 1898 г. Блок присоединился к бобловскому театральному кружку и стал главным исполнителем мужских ролей в любительских спектаклях. “Театр” просуществовал до 1903 г.: в этом году Александр Блок и Любовь Менделеева стали мужем и женой.

Со временем Менделеев стал проводить в Боблово гораздо меньше времени: длительные командировки, перемена места работы (в 1890 г. он вышел в отставку в университете и принял заведование Главной палатой мер и весов), множество общественных и правительственных поручений, требующих присутствия в Петербурге, не позволяли ему подолгу отдыхать.

“Отец также уезжал отдохнуть летом недели на две – на месяц в свою усадьбу, близ деревни Боблово тогдашнего Клинского уезда Московской губернии, где по собственному оригинальному плану им был выстроен дом с большими верандами, просторным кабинетом, библиотекой и лабораторией , – вспоминал его сын Иван. – Он любил отдохнуть в прекрасном, полном цветами, сиренью, жасмином и редкими растениями саду, разведенном под присмотром моей матери нашим артистом-садовником Ефимом Христонычем (Хрисанфовичем) Лавровым, рязанским крестьянином, накопившим за свою жизнь, посвященную садоводству, удивительные познания по практической ботанике и фитокультуре. Но отдыхал здесь отец только наполовину, потому что тотчас засаживался за труд и по обыкновению безудержно в него втягивался. Действительно, бобловское имение было для Менделеева не только экспериментальной базой для разработки и изучения способов рационального ведения сельского хозяйства, не только источником значительного дополнительного дохода для семьи, не только местом отдыха. Анализ трудов ученого и архивных документов показывает, что бобловское имение являлось для него своего рода творческой лабораторией , поскольку его научная деятельность в Боблово была не менее насыщенной и многогранной, чем в Петербурге.

В период летних вакаций в Боблово Менделеев написал многие страницы и главы своих фундаментальных работ. Уезжая из Петербурга, он брал с собой лабораторные тетради и необходимую литературу для завершения проводимых исследований. В бобловском кабинете на втором этаже были написаны главы из отчета “Об упругости газов” (1874), из монографии “Исследование водных растворов по удельному весу” (1884) и из книги “Заветные мысли” (1903-1904), статьи “Письма о заводах” (1885), “Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца” (1888), “Оправдание протекционизма” (1897), “Общеобразовательные гимназии” (1901) и другие работы.

Для Менделеева Боблово – это еще и природная лаборатория для изучения научных и прикладных вопросов естествознания, свидетельства чему можно найти в различных трудах ученого. Так, в отчете об исследовании упругости газов (1875) он описал применение в Боблово сконструированного им дифференциального барометра для нивелирования (измерения высот); в предисловии к переводной монографии Г.Мона “Метеорология или учение о погоде” (1876) он пишет о необходимости исследовать скорость движения облаков, что и делает позже в Боблово, используя “вращающийся зеркальный шар”. В 1878 г. Менделеев опробовал способ транспортировки зерна током воздуха; в 1884 вместе с сыном Володей проводил испытания различных конструкций воздушных винтов и построил ветряной двигатель для орошения земель (в Боблово вода подавалась из пруда в резервуар для полива огорода) – подобный двигатель демонстрировался на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.

Менделеев владел имением до конца жизни. До 1917 г. Боблово принадлежало его семье, позднее Иван Дмитриевич Менделеев организовал на базе имения коммуну и Товарищество по обработке земли. К настоящему времени от образцового имения мало что сохранилось. Сгорели дома, утрачены все элементы целого хозяйства, не видно с бобловского холма “простым глазом 20, а с помощью зрительной трубы 35 церквей”. Эти места в советское время по разным причинам не застраивались. Однако сегодня приходят тревожные известия о начале частного строительства прямо на территории менделеевской усадьбы в непосредственной близости (всего несколько метров) от фундамента дома, где жил ученый. Обращения научной общественности ничего пока не дали. Юридически вопрос, действительно, сложен – территория усадьбы не была в свое время оформлена как охраняемая зона. Однако пока еще не поздно сохранить хотя бы часть мемориала. Если, конечно, научное сообщество проявит солидарность и настойчивость.

Просветительское же значение этого исторического памятника трудно переоценить. Это будет прежде всего зримая и осязаемая иллюстрация различных аспектов феномена Менделеева: во-первых, энциклопедического характера его творчества, во-вторых , глубины и широты конкретных направлений его деятельности и, в-третьих, его таланта трудиться, что составляло его жизнь и мировоззрение, согласно которому только в труде и только трудом может быть достигнуто благосостояние каждого и всей страны в целом.


"Можно с уверенностью сказать, что в отечественной кинологии до революции лучшим экспертом по легавым была М.Д.Менделеева."

Мария Дмитриевна Менделеева-Кузьмина (1886 – 1952)

Видный кинолог и эксперт. Член Общества Любителей Породистых Собак (ОЛПС) с 1914 года. Любитель и заводчик английских сеттеров.

Родилась в Петербурге в семье великого русского ученого Д.И.Менделеева. В 1905 г. окончила гимназию Эмилии Карловны Шаффе. С детства серьезно изучала отечественную и зарубежную охотничью литературу и образцовые труды по кровному собаководству.

С 1904 года начинает самостоятельно охотиться, причем впоследствии довела умение стрелять до совершенства – била без промаха. Закончив Высшие женские сельскохозяйственные (Стебутовские) курсы, набиралась личного опыта в судейской практике, начала публиковаться в солидных охотничьих изданиях.

Только в 1911 г. в журнале "Наша охота" было напечатано семь крупных материалов М.Д.Менделеевой. Мнения Менделеевой как кинолога подкреплялись исключительным знанием физиологии и поведенческих реакций легавых собак, состояния селекционного дела в стране и за рубежом и путей его улучшения, этических требований к ружейному охотнику.

Самое непосредственное участие Менделеева принимала в послереволюционном восстановлении кровного собаководства. В 30-е годы М.Д.Менделеева публикует в сборнике "Полвека работы с легавой собакой" (Л., 1938 г.) большую статью о полевых испытаниях до революции. Мария Дмитриевна писала, что полевое дело до революции клонилось к английскому образцу, что следует благодарить людей , которые, любя собак и не жалея денег, "приобретали лучшее в самом источнике", что при полевых испытаниях легавых следует ценить чутье, стойку, поиск, манеру поиска, стиль и красоту работы, потяжку, подводку и отход от стойки.


Таблица 1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЭЛЕМЕНТОВ, ОПУБЛИКОВАННАЯ МЕНДЕЛЕЕВЫМ В 1869
(ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ)


Ti = 50

Zr = 90

? = 180

V = 51

Nb = 94

Ta = 182

Cr = 52

Mo = 96

W = 186

Mn = 55

Rh = 104,4

Pt = 197,4

Fe = 56

Ru = 104,4

Ir = 198

Ni =

Co = 59

Pd = 106,6

Os = 199

H = 1

Cu = 63,4

Ag = 108

Be = 9,4

Mg = 24

Zn = 65,2

Cd = 112

B = 11

Al = 27,4

? = 68

Ur = 116

Au = 197?

C = 12

Si = 28

? = 70

Sn = 118

N = 14

P = 31

As = 75

Sb = 122

Bi = 210?

O = 16

S = 32

Se = 79,4

Te = 128?

F = 19

Cl = 35,5

Br = 80

I = 127

Li = 7

Na = 23

K = 39

Rb = 85,4

Cs = 133

Tl = 204

Ca = 40

Sr = 87,6
Ba = 137
Pb = 207

? = 45

Ce = 92

?Er = 56

La = 94

?Yt = 60

Di = 95

?In = 75,6

Th = 118


В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.


По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.


От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.


Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.


Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых—Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».


В парке усадьбы Усачевых-Найденовых — грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.

Самый центр Москвы, шумное и пыльное Садовое кольцо. И трудно даже поверить, что среди этого городского ада есть уголок, где в тишине аллей старого парка на высоком берегу реки Яузы стоят удивительные скульптуры, а две уютные беседки и грот заставляют вспомнить о чем-то романтичном. А старый дом с колоннами, портиками и с пологим пандусом от одного из входов с вазонами и львами совершенно заставляет забыть, что на дворе уже давно XXI век, и дело происходит в большом мегаполисе.

Усадьба "Высокие горы" - одна из жемчужин Москвы, чудом сохранившая почти все, что принято относить к барской жизни: уютный и красивый особняк, хозяйственные постройки, обширный садово-парковый комплекс. В настоящее время посетителей около входа в усадьбу встречают две таблички: первая сообщает о том, что здесь располагается Московский научно-практический центр спортивной медицины, а вторая, самая главная, рассказывает о том, что перед нами памятник архитектуры, городская усадьба Усачевых-Найденовых, построенная по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1829-1836 годах.

Географ Н.Н. Михайлов пишет: "Когда-то по берегам Яузы среди ремесленных слобод тянулись загородные угодья, поставлявшие ко двору клубнику и яблоки". Вот среди этого природного великолепия и было начато в 1829 году строительство усадебного комплекса для чаеторговцев Василия Николаевича и Петра Николаевича Усачевых архитектором Доменико Жилярди. "Высокие горы" - это яркий образец старинных усадеб русского классицизма. А учитывая еще то, что Петр Николаевич Усачев был еще и страстным садоводом-любителем, то и парк был выполнен со знанием дела и с большим вкусом.

После Усачевых усадьбой владел . Вот как о доме на берегу Яузы упоминается в "Энциклопедии купеческих родов": "Дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец".

А последними владельцами усадьбы стали купцы Найденовы. Главный владелец этой роскошной усадьбы - Николай Александрович Найденов - личность незаурядная, оставившая свой яркий след в истории московского краеведения. Именно ему мы обязаны сейчас тем, что можем видеть старую Москву и многие ее исчезнувшие постройки на фотографиях, заботливо собранных в знаменитые Найденовские альбомы. До революции усадьбой "Высокие горы" владели родственники Найденова, затем она отчего-то полюбилась московскому здравоохранению, и в ней постоянно располагаются то туберкулезный диспансер, то всякие медицинские центры. Здесь же снимались многие кинофильмы. Самые знаменитые: "Звезда пленительного счастья" и "Покровские ворота".

В прошлые выходные я побывала на экскурсии в Центральных Хлудовских банях и была просто поражена их красивейшими интерьерами. Оказалось, что создатель этих бань купец первой гильдии Герасим Иванович Хлудов в Москве жил в прекраснейшей усадьбе Высокие горки на берегу Яузы. Мне удалось прогуляться по территории его бывшего имения в самом начале золотой осени. Находится оно недалеко от метро «Курская» по адресу Земляной Вал д.53.

Мой отзыв о посещении Китайских бань и много фотографий красивейших интерьеров

С одной стороны ворот мы видим, как бурлит городская жизнь, и проносятся по проспекту десятки машин, но стоит пройти внутрь, и мы попадаем в совсем другую Москву, тихую и неторопливую.


Кстати попасть на территорию приусадебного парка можно абсолютно свободно, сейчас в здании размещается восстановительны й медицинский центр для спортсменов. Посторонних никто не выгоняет, здесь гуляют как жители близлежащих районов, так и любители старой Москвы, нередки в парке и экскурсионные группы.

Место для усадьбы было выбрано очень удачное: на пригорке возле Яузы с видом на Кремль. Владельцев имения было очень много, но настоящий расцвет усадебного комплекса Высокие горки пришелся на XIX век. При князе Н.С. Гагарине знаменитый архитектор Д. Жилярди спроектировал и начал строительство замечательного архитектурного ансамбля, включающего барский дом, конюшни, хозяйственные постройки и увеселительные павильоны. В 20-е гг. XIX века усадьбой владели чаеторговцы братья Усачевы. Они также приглашали Д. Жилярди и его коллегу архитектора А.Г. Григорьева для обустройства имения. Один из братьев – Петр Николаевич увлекался садоводством. Он создал в Высоких горках регулярный парк с оранжереями, в которых выращивались экзотические растения.


Усачевы были настолько популярны в округе, что расположенный неподалеку Высокояузский мост стали называть «усачевским». После смерти владельцев с 1848 г. великолепный усадебный комплекс стал приходить в упадок. Тут то его и купил знаменитый благотворитель, купец первой гильдии и владелец миллионов Герасим Иванович Хлудов. У него уже был дом на другом берегу Яузы и он часто любовался усадьбой Высокие горы, поэтому приобрел ее сразу же, как представилась такая возможность. Случилось это в 1854 г., после чего Хлудов с новыми силами принялся обустраивать усадьбу уже по своему вкусу. В быту были сделаны такие усовершенствован ия, как подключение дома к Мытищинскому водопроводу и оснащение его современной системой отопления. В парке появился птичник и зверинец. Особой страстью владельца усадьбы было коллекционирован ие предметов искусства. Хлудов собрал внушительную коллекцию произведений таких художников, как В. Перов, П. Федотов, В. Тропинин и И. Айвазовский. В доме была обустроена настоящая картинная галерея. Но и сама усадьба пользовалась популярностью у людей искусства, в качестве натуры, с которой они писали свои замечательные картины, или места, откуда хорошо были видны московские улочки. Так, например, А. Боголюбов нарисовал здесь свою картину «Вид на Москву из Хлудовского сада». В Высокие горы на приемы приезжали банкиры, чиновники и другие государственные деятели. Об усадьбе писали восторженные отзывы. Однако в 1885 г. Герасим Иванович Хлудов скончался. Имение досталось в наследство дочерям купца. Одна из них, Александра, выкупила усадьбу у сестер. Сама она здесь не жила, но всячески поддерживала и следила за состоянием имения. Так как по мужу она носила фамилию Найденова, то эта фамилия, вместе с Усачевыми стала стойко ассоциироваться с Высокими горками. Сейчас на воротах висит табличка, указывающая на то, что это бывшее имение Усачевых-Найдено вых. Очень странно, что фамилия Хлудовы, которые действительно сильно преобразили Высокие горки, даже не упоминается. После революции в усадьбе размещался туберкулезный санаторий, а сейчас центр реабилитации спортсменов. Возможно, это способствовало довольно хорошей сохранности архитектурных объектов. В парке Высокие горки снимали такие фильмы, как «Покровские ворота», «Интердевочка» и «Гостья из будущего».


Высокие горки были последней крупной работой в России известного архитектора Д. Жилярди. До этого он работал над усадьбой Кузьминки, поэтому можно легко заметить сходство стилей павильонов этих двух усадеб. Также и здесь, и там мы видим львов и грифонов, чугунные ворота и многие другие схожие элементы декора.


В Высоких горках главный дом, каретный сарай и конюшня образуют единый внутренний двор.


Крыльцо главного дома украшают характерные для работ Жилярди статуи грифонов и сфинксов.


За конным двором размещались сады и оранжереи.


Затем идут хозяйственные постройки.




За кладовыми проходила уютная липовая аллея.


Здесь сохранились четыре скульптуры «Времена года».


Я вспомнила, что очень похожие статуи я видела на экскурсии в Тимирязевском парке. Оказалось, что не случайно, я заметила их сходство: скульптуры эти отливались на Демидовских заводах в XVIII веке, а потом долго путешествовали из одного имения в другое. Так, одни попали в исторический парк Тимирязевской академии, а другие в усадьбу Усачевых-Найденовых.


Раньше аллею украшал фонтан и чайный домик. Сейчас они, к сожалению, утрачены. Зато сохранились две беседки-ротонды на крутом холме.


У главного дома мы видим грот, который засветился в конце фильма «Покровские ворота», когда главные герои отплясывали в этом чудесном парке.


Рядом пандус, плавно поднимающий гостей к парадному входу в усадьбу. usadba-visokii-gorki-11-of-27


Интересно, что при Хлудовых имение примыкало к усадьбе Найденовых, на месте которой сейчас стоит центр Сахарова. После свадьбы Александры Герасимовны Хлудовой и Александра Александровича Найденова эти два усадьбы объединились. К сожалению, дом Найденовых был разрушен и сейчас на его месте мы ничего, кроме клумбы не увидим.


Много тайн и легенд связано с усадьбой Высокие горки, некоторые из них только предстоит разгадать. Я же рекомендую ее, как отличное место для прогулок в самом центре Москвы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари