Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сплошная седмица перед православным постом и ее правила. Подготовка к таинству святого причащения

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 17 — 23 февраля.
3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 4 — 10 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 28 апреля — 4 мая.
5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 16 — 22 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица - одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период - как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, - то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста - так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (34673) раз

Путь Церкви - это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели).

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны - в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны - дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны - не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки - с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) - в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня.

Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных.

Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Что же касается практики причащения Святых Христовых Таин в Троицкую сплошную седмицу, то они регулируются документом «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года. Там написано следующее: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

Примерно то же можно сказать и о других сплошных седмицах, включая Троицкую.

Будем же радоваться и веселиться, и праздновать день рождения Матери Церкви, и возвеличивать-славословить нашего Утешителя. Будем же с Божьей помощью копить силы на Петров пост, который в этом году начинается с 12 июня и продолжается ровно месяц до 12 июля. Этот пост нестрогий. Можно вкушать рыбу, кроме сред и пятниц. Но главное, конечно, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, посещать богослужения, усилить молитвенное правило, творить добрые дела. Ведь пост - это шажочек, с помощью которого мы приближаемся к Богу.

Во времена гонений христиане жили в постоянном духовном напряжении и всегда были готовы встретиться со Христом. Когда гонения прекращались, ослабевало духовное напряжение христиан, и они уже нуждались в более-менее длительной подготовке к принятию Таинств Церковных, будь то Крещение или Причащение Святых Христовых Таин .

В нашей Русской Православной Церкви на протяжении уже нескольких веков сложилась благочестивая традиция говения перед Причащением. Но далеко не все знают о том, что то первоапостольское святоотеческое ощущение необходимости частого причащения Святых Христовых Таин возродилось у нас в России только в конце XIX века, благодаря благочестивым пастырям, зовущим людей объединиться у Чаши Христовой.

На протяжении нескольких веков в нашем обществе сложилась довольно плачевная традиция редкого Причащения. Многие из наших предков считали своим христианским долгом один раз в году причаститься Святых Христовых Таин. Даже возникло такое отношение к Причащению, как исполнению христианского долга. В такой ситуации вполне естественна многодневная подготовка к Причащению. Человек за неделю старался посещать церковные богослужения, готовиться к исповеди, накануне шел в баню, омываясь телесно, в день Причастия одевал свою лучшую праздничную одежду, и таким образом шел в храм причащаться.

Редкое Причащение - не норма для жизни христианина. Человек-христианин опытно понимает и осознает необходимость как можно чаще подходить к Чаше Христовой, черпая те духовные и телесные силы, которые необходимы в борьбе с греховными устремлениями нашей падшей природы. Относительно подготовки к Причащению, я могу предложить Вам ту практику, которую я воспринял и руководствуюсь ей в своей пастырской деятельности. Готовясь причащаться Святых Христовых Таин, несомненно, христианин должен соблюдать молитвенное правило, стремиться к тому, чтобы прочитать молитвы ко Святому Причащению. Если человек достаточно уже церковный и не первый год живет жизнью православного христианина, необходимо стремиться к чтению канонов, предписанных Церковным Уставом. Разумеется, накануне Причастия следует воздержаться от супружеского общения. И самое основное, первая на что следует обратить внимание перед Причастием, - прощение обид и внутреннее незлобие. Если же этого нет, то Причащаться мы можем лишь во осуждение.

Относительно же телесного поста в питании я думаю, что можно поступить таким образом. Если человек - православный христианин, не первый год ходящий в церковь, - соблюдает все четыре поста , предписанных Церковным Уставом, старается соблюдать постные дни (среду и пятницу), то в таком случае в сплошные недели на Светлой седмице, на Святках, а также в сплошные седмицы других церковных периодов, можно причащаться без телесного поста не ограничивая себя в пище, соответственно соблюдая Евхаристический пост - невкушение чего-либо после 12 часов ночи.

"...не слышите ли, что Господь нам говорит - примите, ядите... - этим не только позволил нам, но повелел, чтобы мы часто приступали к Его спасительной Чаше, Его Трапезе..." проповедь архиепископа Марка Берлинского и Германского - О Святом Причащении (см. ниже)

К таинству Святого Причащения должно готовить себя заблаговременно в течении нескольких дней достодолжным образом (в помощь - наши разделы "Исповедь" , "Пост" и "Молитва") как духовно, так и телесно:

постом , сохранением своего тела в чистоте, чтением Священного Писания, внутренней сосредоточенностью на Божественном, а не на земном, отказом от развлечений, которые отвлекают ум от Бога, примирением со всеми людьми, неосуждением ближнего, сердечным сокрушением о своих грехах, усиленной молитвой , посещением по возможности всех церковных богослужений, расширением своего домашнего молитвенного правила (особенно тем, кто не имеет возможности посещать храм), воспоминанием о крестных страданиях ради нашего спасения Сына Божия, о Его славном Воскресении, о Его безмерной любви к нам, и наконец - благоговейным размышлением о непостижимом величии и благодатной силе.

Без исповеди нельзя подходить к Чаше Христовой. После исповеди священник благословляет на Причащение.

К таинству Исповеди Вы готовитесь размышлением (-ями) о своей прошлой жизни. Кое-что можно и записать, чтобы сказать на исповеди кратко. Но главное, это - совершенная искренность и желание изменить свою жизнь так, чтобы Христос стал Вашим другом, руководителем, Царем и Господом. Исповедоваться можно тогда, когда назреет в этом потребность. Но внимательному человеку будет трудно исповедоваться реже, чем раз в месяц. У нас ведь немало привычек, которые вдруг и сразу не изменишь. Так что некоторые грехи могут и повторятсья. Хотя цель в том, чтобы их не повторять, уничтожая дурные привычки и приобретая добрые навыки.

Исповедоваться обязательно надо перед Причастием - перед тем, как можно будет подойти к Чаше Христовой - ближайшее участие, принятие в себя Его целостной жизни для исцеления своей жизни - ПРИЧАСТИЕ.

Исповедоваться лучше всего - до или после (или даже во время) вечернего богослужения, или же – утром (живущим в другом городе), но непременно до начала Божественной Литургии . У нас богослужение по субботам и большим церковным праздникам начинается в 17:00 и заканчивается около 19:45, так называемая "Всенощная" - понятно, что сокращенная. Исповедь начинается в 16:30, а по окончании Всенощного бдения исповеди продолжаются, если есть еще исповедники.

КОГДА НЕ ПРИНЯТО ГОТОВИТЬСЯ К ПРИЧАСТИЮ:

Пост - это необходимое духовное делание, которое предваряет таинства Исповеди и Причастия. Потому в Православной церкви по традиции во время "сплошных седмиц" - это такие недели в течении года, в которые нет постных дней - не принято готовиться к Причастию.

Сплошные седмицы, в которые нет постных дней следующие:
- неделя после воскресения "О мытаре и фарисее",
- Масленица,
- Светлая седмица, первая неделя после Пасхи
- первая неделя после Троицы, за ней следует Петров пост
- Рождественские Святки, от праздника Рождества Христова до Крещенского Сочельника.

В это время только в особых обстоятельствах (например: перед тяжелой операцией) верующие по благословению духовного отца готовятся к таинству Причастия. В Пасхальный период существуют разные практики - тут тоже лучше индивидуально советоваться со священником.

ПОДГОТОВКА НАКАНУНЕ ПРИЧАСТИЯ:

Обычно ко Св. Причастию готовятся молитвенным "Правилом", каким именно - написано в Молитвослове. Перед Божественной литургией или накануне прочитать по молитвослову "Правило ко Святому Причащению ". Но врастать в молитвенное делание можно и постепенно, так что это отдельная тема, о которой кратко можно договориться и после исповеди.

К Причастию готовятся трехдневным постом (в дни, когда нет установленного церковью поста)без мяса и молочных продуктов, а по-строже: без рыбы; кто хочет еще по-строже: без елея, сиречь "постного масла" (без жареной картошки например). После исповеди накануне вечером еще можно подкрепиться легкой пищей, но - самое позднее - с полуночи уже ничего не вкушать: не есть, не пить, ни курить, никаких конфеток или жевачек...

УТРОМ - ПРИЧАЩЕНИЕ.

Самое первое, что мы на следующее утро принимаем в себя, глотая, это - святыня Христова, Причастие из Чаши в конце Литургии.

Вопрос: можно ли до Причастия чистить зубы?

Ответ: Не только можно, но и нужно. Однако, ведь никто не будет глотать зубную пасту или съедать зубную щетку, даже если голодно. Остается лишь не глотать воду, которой полощем рот. При неопытности, человек может случайно заглотить немножко - отцы советуют не смущаться в таком случае, но это не значит "пить". И все же бдительность и осторожность в этом отношении хороша.

Не должны приступать к таинству Причащения Тела и Крови Христовой взрослые, опоздавшие на богослужение. Младенцев причащают без исповеди до 7 лет и их приучают постепенно к продолжительным службам. До Литургии читаются молитвы, именуемые "Часы" (это два коротких богослужения, по 10 минут каждое, которые когда-то читались отдельно в течение дня в определенные часы). Теперь они читаются с 09:40 до 10:00. Если постоять на Часах (как часовой) и слушать всем сердцем, то это хорошее приготовление к дальнейшему. Тому, кто собирается причащаться, следует внимательно и благоговейно стоять всю Литургию , которая начинается в воскресенье в 10:00 (в будние дни в 09:00, в наших монастырях до 07:00).

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Начало Литургии. Возглас "Благословено Царство, Отца и Сына, и Святаго Духа..." - отверзается нашему сердцу самое Царство Христово.

Первая часть , Слово: поются два псалма и затем стихи "Блаженства..." евангельской проповеди Христовой (глава 5 из Евангелия от Матфея), во время которых выносится книга - Евангелие, Слово Божие. Совершается торжественный ВХОД с Евангелием в алтарь, во "Святая Святых". Читается Слово Божие: Послание Апостола, и само Евангелие. Чтений может быть несколько. А после евангельских чтений мы, как "по лесенке" восходя молитвенными прошениями (ектенья), прибываем ко второй части.

Вторая часть , Уже не слово, а реальность - "Слово плоть бысть" - перенесение Чаши и благословение даров: Совершается опять ВХОД, но не "малый" уже, а "великий". Великий вход с Чашей, в которой вино с водой, и Дискосом, на котором приготовленный хлеб. После поставления хлеба и вина на Престол в центре алтаря следует опять "лесенка" прошений. Так мы оставляем позади первые 50-60 минут Литургии. Приход поет "Символ веры" - о Боге-Троице и творении, о деле Христа-Спасителя, о Церкви. Последние слова: "Чаю (жду, ожидаю) воскресения мертвых, и жизни будущего века".

Дело Христово, Его жизнь - неделимы. Это жизнь вечная, открывающаяся нам во времени. Но время здесь превзойдено. Именно это и происходит на Литургии, вход в нашу вечность со Христом. Приглашают: "Станем добре, станем со страхом (т. е. трепетно, благоговейно), вонмем (т.е. будем внимать, внимательны), святое возношение в мире приносити". После возгласа "Благодарим Господа" мы приносим благодарение за "все явленные и неявленные благодеяния бывшие на нас" - и за величайшее благодеяние, это именно данное богослужение дарованное нам Христом, отдавшим всего Себя и всю Свою жизнь для того, чтобы и мы жили Его полнотой любви. Он принес Себя, мы же приносим себя Ему - и приготовленные Дары (хлеб и вино) становятся Его нераздельной жизнью через призывание Святаго Духа и благословение - открываются новые измерения жизни всеобъемлющей, вместе со всеми святыми.

Третья часть , восход ко святому Причащению : Конечно, вся Литургия есть "восход", но это последний этап. Он завершается тем, что причастник/-ца восходит по ступенькам (обычно их три) на "амвон", к самым алтарным дверям, к "Царским вратам", чтобы здесь у входа в рай, т.е. алтарь, принять внутрь себя весь рай, всего Христа, всецелое Царство Божие. Это обещанная Христом пища небесная, о которой Он когда-то сказал, что если мы не будем ее принимать, не будем "иметь в себе жизни" (Иоанн 6, 53) - разумеется, той жизни, которую принес Он и в которой Он. А наша временная жизнь так и утечет впустую.
Итак, после очередной "лесенки прошений" мы взошли к молитве, которую произнес Сам Христос - "Отче наш...". Об этой краткой молитовке, столь простой, написаны целые книги. После "Отче наш" провозглашается "Святая святым", и - после причастия священнослужителей в алтаре при закрытых дверях, как когда-то причастились со Христом Апостолы - отверзаются алтарные двери ("Царские врата") и выносится Чаша Христова для причащения верующих.

КАК ПОДХОДИТЬ К ЧАШЕ:

Верующие исповедовались, получили благословение, и подходят со сложенными на груди руками (перед самой Чашей не совершают крестного знамения, чтобы не толкнуть Чашу невзначай). Не надо стесняться открыть рот широко, так будет священнику проще вложить Святыню. Ни в коем случае не надо наклонять голову вниз, потому что снизу вверх подать Дары невозможно, лучше слегка закинуть голову, а человеку высокого роста согнуть колена, как бы присесть, тогда священник не будет обеспокоен тем, что может что-то выпасть. Принятую Святыню следует немедленно проглотить, а затем поцеловать край Чаши (как припали к ногам Воскресшего женщины-мироносицы, встретившие Спасителя в день воскресения утром рано в саду). Не крестясь, причастник отходит от Чаши. Он может, спустившись с амвона, обратиться к Чаше, поклониться и перекреститься с благодарностью, но стоя перед самой Чашей он не крестится. Внизу его ждет теплая "запивка" для омовения рта и уст. До вечера после Причастия не следует чистить зубы или плевать, храня уста (в том числе от лишних слов). На деле, Святое Причастие охватывает всего человека - мы Христовы.

Завершение Литургии: После этого момента, когда унесли Чашу в алтарь, следуют торжественные, победные песнопения, между которыми священнослужитель всех в храме благословляет Чашей - сперва в алтаре тихо произнеся слова "Благословен Бог наш" он выносит, поднимая Чашу, осеняет ею всех в храме со словами "всегда, ныне и присно, и во веки веков". Чаша уносится. Следует "за-амвонная молитва", которая так называется, потому что священник спускается с амвона. Обычно после "заамвонной молитвы" произносится проповедь. А после "отпуста" верующие приходят и целуют Крест (целуют на Кресте ноги Спасителя, а потом руку священника).

О крестном знамении: Совершая крестное знамение надо привыкнуть сперва сознательно и крепко сворачивать малый и безымянный палец, так чтобы кончики их касались ладони и не распускались: это число два говорит о том, что Христос - единая личность, но в двух природах - есть и Бог и Человек. Сын Божий стал Сыном Человеческим. Именно так Он открыл нам Бога-Троицу, Отца, Сына и Святого Духа. Лишь после Его сошествия с небес и явления на земле, и лишь от Него - Сына в двух природах - мы узнали о Троице, трех лицах с единой божественной природой. Так только, сложив два пальца, мы другими тремя, складывая средний указательный и большой, исповедуем Троицу единую и нераздельную. Так все пять пальцев - два и три - выражают нашу Православную веру в единого Бога и Христа.

Да благословит Вас Господь!
Жду Вас к исповеди!
Прот. Николай Артемов

Уважаемая посетительница нашего сайта, традиции подготовки к Причастию во время сплошных седмиц - на Светлой Седмице, на Святках, в другие установленные Церковью недели, когда отменяются посты по средам и пятницам, могут различаться в разных епархиях и даже в разных приходах. Однако по логике церковного устава, который предлагает нам время для покаяния и анализа наших личных грехов и время для радости об общем церковном торжестве, когда нам следует прекратить много думать о себе, вспомнить, что никогда не бываем полностью достойны Божественной милости, и просто с благодарностью Богу радоваться Его празднику.

Церковь, безусловно, предлагает каждую Божественную литургию как службу, на которой зовет своих чад к приобщению Святых Христовых Таин. Нет литургии, на которой нельзя было бы причащаться. Это внутренне противоречиво, это абсурдно, что может быть такого рода богослужение, которое, будучи литургией, при этом предполагает запрет на причащение. Другое дело, что в советское время, оправданно, сложилась практика, что священники многим не рекомендовали причащаться на святки и на Светлой неделе. Кому не рекомендовали? Тем людям, которые за церковную жизнь держались самым-самым краешком: приходили освятить куличи, могли прийти на ночное пасхальное или рождественское богослужение, и, видя, что другие идут, тоже шли причащаться. Такой стадный коллективизм был тогда для общества свойственен, и невольно привносился и в ограду Церкви. Конечно же, людям, ничего не понимающим, толком не готовившимся, может быть, в середине службы пришедшим вдруг идти причащаться было бы, скажем так, духовно неполезно.

Давайте подумаем, как же нам поступать теперь. Наверное, для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы, применительно к ситуации тех людей, о которых Вы спрашивали.

В жизни человека должна быть иерархия ценностей. Важно воспринимать Святки не как повод для того, чтобы по полной есть, пить, гулять и веселиться, а время для того, чтобы, во-первых, радоваться о Христе Родившемся, посещать богослужения, во-вторых - делиться этой радостью с нашими близкими в дружеском и родственном общении, а в-третьих, если такая возможность предоставляется, и дать некоторый отдых нашему телесному составу. Хорошо также сотворить некие дела милосердия: посетить больных, помочь какому-нибудь бедному монастырю. Ведь Святки - это именно святые дни.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари