Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сообщение о последнем римском царе. Царский период (7 царей) в истории Рима

II. РИМ ВО ВРЕМЕНА ЦАРЕЙ. (По обыкновенной хронологии 753 – 509 годы до Р. X.)

(если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочитайте главу "Рим эпохи царей " из Учебной книги Древней истории Н. И. Кареева)

1. Сказание о первых четырех царях.

Ромул (753-716 до Р. Х.) и основание Рима

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

Римская легендарная история рассказывает о происхождении Рима так: царь Альбалонги Нумитор, потомок Энея и его сына Юла (II, 97), был свергнут с престола братом, Амулием; дочь Нумитора Илия или Рея Сильвия была сделана весталкою для того, чтобы не могла она выйти замуж и иметь детей. Но однажды, пошедши за водой, девственная жрица Весты была застигнута в священной пещере Марсом, который был у италийских народов богом не только войны, но и оплодотворения; когда она при разных знамениях и чудесах родила близнецов Ромула и Рема, Амулий велел утопить ее в Тибре. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка, или женщина из царской фамилии Сильвиев). Бог реки Тибра принял ее с любовью, и она сделалась его женою. Близнецы тоже были брошены в реку; но Тибр, бывший тогда в разливе, принес к подошве Палатинского холма колыбель, в которой они были пущены на воду; колыбель остановилась у берега под руминальской смоковницей близ священной пещеры Луперка. Там волчица бога Марса кормила малюток своим молоком, пока нашел их Фавстул, смотритель царских стад; он отдал их своей жене Акке Ларенции, и та выкормила их. Близнецы росли пастухами и выросли такие прекрасные и сильные, что все товарищи слушались их. По случаю ссоры между пастухами Амулия и Нумитора было узнано, кто они; услышав о своем происхождении, они возвратили своему деду Нумитору царскую власть в Альбалонге и решили основать новый город на одном из семи холмов у Тибра в той местности, где были спасены и выросли между пастухами. Их прежние товарищи, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Но по вопросу о том, на каком холме основать город и чьим именем назвать его, произошел спор между братьями; Рем хотел основать город на Авентинском холме, а Ромул – на Палатинском. Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Они пошли каждый на свой холм и,совершив священные обряды, молча ждали с товарищами своими небесных знамений всю ночь. Когда солнце уже восходило на краю неба, Рем увидел шесть коршунов, и тотчас же вслед за тем. Ромул увидел двенадцать коршунов; товарищи Ромула провозгласили, что дело решено богами в его пользу, и за ним было признано право основать город и дать ему имя. Он основал у левого берега Тибра город на Палатинском холме, где издавна имели жилища латинские пастухи и где совершали они сельские праздники в честь своих богов, дававших земле плодородие (стр. 19). По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал; провел и границу померия, священной полосы, которая по древнему обычаю, должна была оставаться между строениями города и его стеною; освятил померий. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая; за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Чтобы примирить с собою тень убитого брата, Ромул установил праздник Лемурий в честь усопших.

Легенды о происхождении Рима имеют тесную связь с праздниками и богослужением» римской старины: так например, днем основания Рима считалось 21 апреля, день праздника Палилий, совершавшегося в честь Палесы, богини-покровительницы городского округа Рима. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших, или изгнанных из родины; это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник); его совершали у подошвы Палатинского холма; он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости; без сомнения, он был остатком тех времен, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.

Похищение сабинянок

Рим был основан одними только мужчинами, продолжает легенда; соседние племена не хотели отдавать девушек за этих беглецов и с насмешкой отвергали их свадебные предложения; Ромул вздумал обманом и насилием добыть своим сподвижникам жен, которых не давали им по доброму согласию. Он устроил праздник Консуалий (стр. 30) и пригласил на него соседей. Они сошлись с женами и детьми; но в то время, как они беззаботно смотрели на военные игры, римляне по данному Ромулом знаку бросились на них и похитили девушек. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства; сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало помалу смягчили их гнев. Оскорбленные племена решили отмстить римлянам. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. Римляне разбили их порознь. Ромул убил ценинского царя Акрона, повесил его доспехи в храме Юпитера Феретрия и отпраздновал первый триумф в предзнаменование того, что Рим будет побеждать всех врагов своих. После того пошли на Рим сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма: Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке»; она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян; но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла; так она получила смерть за измену. С той поры утес, образующий западную сторону Капитолийского холма, стал называться Тарпейскою скалою; впоследствии с этой скалы были низвергаемы преступники. Сабиняне и римляне долго сражались с переменным счастием на болотистой низменности между Капитолийским и Палатинским холмами, где впоследствии был римский форум. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator), и бегущие римляне остановились. Битва на низменности закипела вновь, и победа колебалась, когда вдруг отворились ворота Рима; похищенные сабинянки с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражающимися, умоляя их прекратить битву. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом подвиге их, о том, что они примирили враждующие народы, Ромул установил праздник Матроналий и дал женщинам много почетных прав.

Похищение сабинянок. Картина Николя Пуссена, 1634–1635

Курии, на который делились римские полноправные граждане, были названы именами похищенных сабинянок, возведенных таким образом в сан родоначальниц римско‑сабинских патрициев; жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья; Ромул сверх того постановил, что при встрече с матроной мужчина должен уступать ей дорогу; что оскорбивший женщину, делом или неприличными словами подвергается наказанию; что если гражданин отсылает от себя жену, невиновную ни в нарушении верности, ни в намерении отравить его, ни в воровстве, то половина его имущества отдается жене, а другая храму Цереры. – Как в других эпизодах легенды об основании Рима, так и в рассказе о похищении сабинянок древние религиозные обычаи похищения невест и бракосочетания были соединены в одно целое с теми историческими фактами, что на Квиринальском и Капитолийском холмах существовало сабинское поселение, а на Палатинском холме было поселение, называвшееся Римом, и что эти два поселения слились в одно. Рассказ о похищении сабинянок проще всего объясняется, по замечанию Ине, обрядами римской свадьбы: «жених как будто силой уводил невесту из дома её родных; ее провожали в новое жилище трое юношей; жених переносил се через порог; когда причесывали волоса её, то делали пробор острием копья. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена».

Историческое значение легенды об основании Рима

В легендарных сказаниях об основании Рима, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково; по мнению одних, это были этруски , имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ; таким образом Рим произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность; вероятно брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что первоначально были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Смерть Ромула

Время правления двух царей было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников, смирил Фидены и победил могущественный город Вейи, дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии он был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить его, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Междуцарствие и Нума Помпилий (714-672 до Р. Х.)

Упрочить основанное на военной силе государство гражданским и религиозным благоустройством было, говорит легенда, главною заботою второго царя, Нумы Помпилия , мудрого и благочестивого сабинянина, уроженца Куреса, избранного народом после довольно долгого междуцарствия. Чтобы приучить народ к мирному, законному порядку и к почитанию богов, он избегал войны, так что храм Януса, стоявший при входе на площадь народных собраний, оставался заперт во все продолжение его царствования (стр. 28); такое счастье Рим испытал до самого правления Августа только один раз, в годы по окончании первой Пунической войны. Пользуясь мирным временем, Нума установил обряды богослужения и учредил коллегию жрецов, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил латинских и сабинских богов в одну религиозную систему, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен, установил те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые приобрели такое важное значение в государственной жизни Рима, организовал жреческое сословие, распределив его на разряды, учредил коллегии авгуров и религиозные братства.

Обряды богослужения, установленные Нумою, были просты сообразно простоте народного быта; но он хотел подчинить все стороны жизни строгим религиозным правилам. Он заповедал молиться богам при начатии всякого дела; малейшая ошибка в исполнении предписанных обрядов богослужения требовала новых обрядов для покрытия этой вины перед богами. Мы уже говорили о тех божествах, служение которым было учреждено Нумою; это были: Веста, на очаге которой поддерживался священный огонь чистыми руками служивших ей девушек весталок; вечный огонь на очаге Весты был символом невидимого пламени жизни государства; двулицый Янус, бог всякого начала; боги земледелия и поземельной собственности; сабинский бог войны и весны Марс и окружавшие его божества. Мы уже говорили и о жреческих коллегиях, совершавших богослужение и наблюдавших за исполнением обрядов подчиненными им священнослужителями (стр. 34 след.).

Законодательная деятельность Нумы не ограничивалась религиозными делами; он заботился также о введении благоустройства в гражданскую жизнь, в хозяйственный быт народа. Он роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и, чтобы пробудить чувство законности, упрочить порядок имущественных отношений, разграничил поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он старался о развитии торговли и ремесл, соединил ремесленников в корпорации, учредил собрания, жертвоприношения, праздники каждой корпорации, установил правила торговли на рынке. Чтобы поднять уважение к праву собственности, приучить народ к честности в торговых и всяких других делах, он ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес (Fides), построил храмы и установил праздники им.

Нимфа Эгерия

Руководительницею Нумы в этой благотворной законодательной деятельности была нимфа Эгерия, которая беседовала с ним по ночам в своей священной роще, открывала ему волю богов, и научила его смягчать громовержца Юпитера бескровными жертвами. Прежде Юпитеру приносили в жертву людей; теперь он стал довольствоваться жертвами, который были символами человеческих жертвоприношений: вместо людей стали приносить ему луковицы, волоса и сарделей. Простота богослужения, установленного Нумою, видна особенно из того, что почти все жертвы были бескровные.

Значение легенды о Ромуле и Нуме

Правление миролюбивого царя Нумы продолжалось сорок три года; народное сказание прославляет это время ненарушимого спокойствия, благоустройства, тихого счастия, как второй золотой век; справедливость, богобоязненность и радость владычествовали тогда в государстве. Когда скончался тихою смертью благочестивый царь, бывший примером всех добродетелей, народ печалился, как будто каждый лишился отца. В таком сиянии передала легенда черты второго царя Рима потомству. Нума и Ромул – олицетворения тех деятельностей, которыми положено было прочное основание будущему Риму: в Ромуле олицетворено мужество, в Нуме – уважение к богам; эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями; они были необходимы для Рима, из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Потому легенда и поставила в начале истории Рима военного царя Ромула и мирного царя, установителя богобоязненности, Нуму, сделала основателями государства представителей коренных сил его; она говорит, что Нума был учеником Пифагора; она не обращает внимания на хронологическую невозможность этого и тем сама показывает, что Нуму следует считать не действительным лицом, а только олицетворением религиозных и нравственных учреждений.

Тулл Гостилий (671-640 до Р. Х.)

После междуцарствия третьим царем Рима стал храбрый латинский воин Тулл Гостилий , пошедший путем Ромула и потому называемый в легенде родственником его. Латинские поселяне делали набеги на римскую землю, римляне на латинскую; из этого возникли неудовольствия, потом началась и война между Римом и Альбалонгою. Войска встретились в пяти милях от Рима и готовились вступить в битву, но вместо того согласились, чтобы спор был решен поединком трех братьев Горациев с тремя братьями Куриациями. Храбростью и военной хитростью одного из Горациев победа была доставлена Риму, и Альбалонга покорилась римлянам.

Легенда о бое Горациев с Куриациями

Войска стояли в боевом порядке, готовые к сражению, говорит легенда, но, желая избежать излишнего кровопролития, согласились, чтобы спор был решен поединком: которая сторона победит на поединке, та будет господствовать над другой. И в том и в другом войске находилось по три брата, которые были все три близнецы; она были родственниками между собою, были равны летами и силой Они были избраны решить поединком судьбу Альбалонги и Рима. Войска стояли зрителями поединка. Когда избранные воины сошлись, говорит Ливий, и заблистали мечи, все вздрогнули; а пока не видно было, на какую сторону склонится победа, все стояла молча, затаив дыхание. Начался рукопашный бой, показалась кровь; двое из римлян, один после другого, упали мертвые, а все три альбанца были ранены. Римлянин, который оставался жив один, не был ранен и употребил хитрость. Чтобы разделить своих противников, он обратился в бегство, рассчитывая, что они будут бежать за ним не с равной быстротой, потому что раны их были неодинаково тяжелы. Так это и вышло. Оглянувшись через несколько времени, он увидал, что они бегут за ним на больших расстояниях друг от друга, и что один уж недалеко от него. Он бросился на этого переднего очень быстро и убил его, прежде чем другие подоспели; убив первого, он бросился на второго, победил и его; тогда уже почти не осталось сомнения в том, чем кончится бой. Третий, который от слабости едва мог держать щит, не устоял против ободренного победой римлянина, был убит, и смерть его решила, что Альбалонга должна покориться Риму. Радостно пошло домой римское войско. Впереди шел Гораций, неся оружие побежденных противников. Когда он подходил к Риму, встретила его у Капенских ворот сестра, девушка, бывшая невестой одного из Куриациев. Увидев на плече брата пеструю военную одежду жениха, которую ткала для него сама, она стала рвать на себе волосы, произнося с воплями имя своего жениха. Брат вспыхнул досадой на то, что сестра плачет о его победе, печалится при великой всеобщей радости; он выхватил меч и пронзил сестру со словами: «иди к твоему жениху, забывшая отечество! так да погибнет каждая римлянка, которая будет печалиться о смерти врага!» Сенаторов и граждан привело в ужас это дело, но убивший сестру оказал великую услугу родине. Впрочем все‑таки его предали суду. Но закону следовало его наказать смертью. Но старик отец со слезами просил не сделать совершении бездетным его, который еще так недавно был богат прекрасными детьми; сжалившись над отцом, народ, к которому Гораций обратился с просьбой о пощаде, избавил его от смерти, но в наказание за убийство осудил его пройти с закрытой головой под ярмо, – так называлось положенное на два стоячие копья третье копье.

Клятва Горациев. Картина Ж.-Л. Давида, 1784

Поединок Горациев с Куриациями был одним из любимых преданий римлян. Старинные памятники в самом городе и за городом служили подтверждением этому сказанию. В Риме было ярмо сестры (Sororium tigillum), памятник древнейшего случая наказания за убийство по суду народа; был столб Горация (pila Horatia), на котором победитель повесил оружие побежденных; у Капенских ворот был надгробный памятник убитой сестры, – груда камней; на поле, где происходил поединок, были гробницы трех Куриациев и двух убитых Горациев: был ров, называвшийся Клуилиевым и считавшийся рвом, который был проведен кругом альбанского стана.

Разрушение Альбалонги

По договору, заключенному перед поединком, Альбалонга должна была теперь повиноваться Риму, и граждане её должны были ходить на войну вместе с римлянами под начальством римского царя. Но им, гражданам старейшего знаменитого города, тяжело было находиться в подчинении Риму, городу новому; их царь Меттий Фуфеций хотел коварством избавить Альбалонгу от обидного подчинения Риму. Он внушил гражданам Фиден и Вей идти войной на Рим. Тулл Гостилий пошел против них; вместе с римлянами шли и альбанцы под начальством своего царя. Когда началось сражение, Меттий Фуфеций отошел с своим войском на холм и смотрел, на чью сторону будет склоняться победа. Тулл Гостилий не смутился и закричал римлянам, что Меттий пошел в сторону по его приказанию, чтобы напасть сбоку на неприятеля. Благодаря этой находчивости царя, римляне не оробели и одержали победу. Неприятель обратился в бегство и потерпел большой урон. Тулл Гостилий совершил строгий суд над неверными союзниками. Он велел привязать Меттия Фуфеция к лошадям и разорвать по полам, погнав их в разные стороны, за то, что сердце его было предательски разделено между союзниками и врагами. Альбанцам он велел покинуть родной город и переселиться в Рим. При звуке труб, римляне разрушили Альбалонгу, оставив только храмы. На том месте, где стоял древний знаменитый город, остались теперь только храмы и груды развалин.

Легенда говорит, что альбанцы были поселены на Целийском холме, и что от переселения их число граждан Рима удвоилось, что поэтому Тулл Гостилий увеличил вдвое число всадников: прежде было три центурии, т. е. 300 человек всадников, теперь стало 600 человек. Многие знатные альбанские фамилии были приняты в число римских патрициев, как например: Юлии, Эмилии, Квинкции, Цецилии, Клелии; число сенаторов увеличилось и, сообразно тому, Тулл Гостилий построил для сената новое здание, Гостилиеву Курию.

Рим становится главой Латинского союза

Тулл потребовал, чтобы латины, признававшие Альбалонгу главою своего союза, признали теперь Рим получившим её права. Латины не согласились признать Рим главою своего союза, и Тулл начал войну с ними; она длилась много лет и кончилась тем, что был заключен договор, по которому Рим и латинские города вступили между собою в союз; обе стороны должны были иметь равные права; римляне могли свободно селиться в латинских городах, латины в Риме, браки между ними признавались полноправными. В пользу Рима кончилась и война с сабинянами, возникшая из-за того, что на празднике и ярмарке в роще сабинской богини Феронии были ограблены римские купцы. Но от продолжительных войн нравы римлян огрубели, религиозные постановления Нумы пришли в упадок; боги прогневались, царь для смягчения их стал совершать обряд, но не по должному порядку, и вместе с своим домом был сожжен молниею. Царствование его длилось 32 года.

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Древнеримские цари правили Римом на протяжении 244 лет, начиная с 753 года – даты основания города. Ромул управлял городом до 716 гг. до н.э. В первое время сюда прибывали преступники и те, кто скрывался от преследования в своих городах по тем или иным причинам. Основатель Рима принимал под свою опеку всех подряд. Вновь прибывшие получали свободу и гражданство вне зависимости от того, кем были. Народ буйствовал и пытался расширить территорию за счет близлежащих поселений.

Одна из авантюр, которую придумал древнеримский царь Ромул, закончилась вполне удачно. Результатом уловки стало появление в Риме девушек, которых так не хватало для рождения коренного населения города. На одном из праздников гостей-сабинян окружили, а в образовавшейся сумятице сумели отбить у безоружных мужчин сестер и дочерей, которых те не хотели отдавать в жены разбойникам.

Древнеримский царь Ромул и сам женился подобным образом на сабинянке. Как утверждают, ритуал похищения невест зародился именно в это время и именно в Риме. Похитители вели себя с девушками галантно, уверяя их о своих честных намерениях. Сабинянкам были даны определенные обещания, а именно:

  • отсутствие тяжелой работы даже по хозяйству, максимум – прядение шерсти;
  • всеобщее уважение от мужчин, в том числе запрет ругани в присутствии женщин и предоставление им права пройти первыми при встрече;
  • обретение законного потомства, воспитание детей и верность мужей.

Девушки не смогли устоять перед сладкими речами, и большинство из них вышло замуж. В результате на свет появились первые коренные римляне. Через год после неприятных событий сабиняне попытались вернуть своих женщин с оружием, но те встали между противоборствующими сторонами с детьми, и конфликт разрешился миром. По легенде, правитель сабинян Тит Татий и Ромул стали царствовать совместно, что продлилось недолго, всего 5-6 лет. Но данный факт не доказан.

Древнеримский царь Ромулостался единственным правителем двух народов,а в Риме появились и новые переселенцы, на этот раз – этруски, которым был выделен Эсквилинский холм. Сабиняне же разместились на двух холмах – Капиталийском и Квиринальском. Над каждой из трех территорий Ромул поставил предводителей, подчиняющихся древнеримскому царю. Он создал управляющий орган, напоминающий сенат, ввел должность ликтора (что-то наподобие сопровождающего охранника) и разделил население на плебеев (худших – безвестных неудачников) и патрициев (лучших – знатных, прославленных и богатых), определив каждой группе надлежащие права. Первые занимались сельским хозяйством и ремеслами, а вторые могли стать жрецами и управлять государственными делами.

Смерть Ромула связана с мифическим исчезновением. Возможно, его просто убили, а может быть он действительно вознесся на Олимп, как говорится в легендах. Но никто мертвым его не видел или просто об этом предпочитали молчать – свидетельств нет. По легенде, у первого древнеримского царя было двое детей – дочь и сын. Жена Ромула Герсилия поднялась в небо звездой, после того, как во время посещения места исчезновения мужа у нее загорелись волосы в результате соприкосновения с ними спустившейся звезды. Впрочем, это тоже одна из легенд.

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Мы не станем рассматривать вопрос о том, когда на Апеннинский полуостров ступила нога первого человека. Это случилось за несколько веков до нашей эры, и до сих пор никто в точности не может сказать, когда именно это произошло. Следует отметить, что история Древнего Рима продолжительное время считалась вымыслом, а знали о ней лишь по свидетельствам античных писателей, которые довольно-таки много фантазировали.

Но проводимые археологические раскопки, анализ и сопоставление событий говорят о том, что на самом деле из глубин веков кое-какие достоверные факты, все же, до нас дошли. Стоит учесть, что произошедшее в древности не документировалось, а приукрашать или нагнетать страсти везде и всегда любили. И хотя историческая подоплека под многими событиями имеется, годы правления древнеримских царей, а также их имена являются условными, а первые правители – и вовсе легендарными.

Федерико Бароччи. Бегство Энея из Трои

Начнем свой рассказ о царском периоде Древнего Рима с мифа о том, как после падения Трои Эней, сын Анхиса (потомка легендарного Троя) и Афродиты, считавшейся греческой богиней плодородия, любви и красоты, оказался у западных берегов нынешней Италии с горсткой своих соратников. Мнения историков разделились. Многие из них считают, что это не миф, а реальность, так как при раскопках были найдены фактические свидетельства культа Энея. Но не нам судить о том, насколько правдивыми являются события, тем более что скитания Энея в древнеримских и древнегреческих источниках описываются по-разному. Мы отдадим предпочтение латино-римским представлениям о происхождении первого древнеримского царя.

Клод Лоррен. Прибытие Энея в Италию

Поначалу, уставшие и оголодавшие путники, бежавшие из Трои после ее падения, принялись за разграбление италийских племен, в число которых входили латины. Их царь вышел навстречу врагам с оружием. Что произошло во время предварительных переговоров и устрашения друг друга – неизвестно, но результатом стал брачный союз царской дочери Лавинии и Энея. Возможно, что Латин, узнав о знатности происхождения пришельцев и их предводителя, а также о том, что им пришлось пережить, решил протянуть троянцам руку дружбы и даже одарил их землей для строительства города. После гибели латинского царя, Эней стал правителем переселенцев и коренных жителей. Он дал им единые права и стал называть всех латинами, что польстило аборигенам. Впоследствии его сын Асканий основал новый город – Альбу Лонгу, ставшую родиной первого древнеримского царя.

Возможные руины легендарной Альба-Лонги расположены в Альбано-Лациале

Эней и Лавиния, по преданию, считаются предками Ромула, подарившего нам вечный и неповторимый Рим. , ставших вместе с волчицей символом города, описана в одной из наших предыдущих статей.

Рубенс. Марс и Рея Сильвия

Стоит лишь отметить, что Рим был основан в соответствии с этрусскими обрядами. Остатки хижин начального поселения, а также части древнейшей стены, относящейся к 8 веку до н.э., и даже следы окружавшего ее рва, археологи смогли обнаружить в районе сравнительно недавно.

Итак, кто же эти семь царей и когда они правили Римом? Приведем их имена и принятую хронологию.

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Тарквиний Гордый, сын Луция Тарквиния Древнего, взошел на престол в результате предательства, вызванного собственной завистью и подстрекательством жены Туллии-младшей, после бесцеремонного убийства своего предшественника, да к тому же, тестя – Сервия Туллия. У власти тиран находился с 534 по 509г. до н.э. и стал последним древнеримским царем в истории Вечного города.

Его правление началось с репрессий, продолжилось тиранией, а закончилось изгнанием Тарквиния Гордого и его безвестной смертью. Сенат при нем собирался все реже, а назревающие государственные проблемы решались приближенными Луция, как правило, в свою пользу. Прозвище «Гордый» по отношению к тирану ассоциировалось, скорее, с понятиями «гордыня» и «высокомерие», нежели с достоинством.

Изгнание Тарквиния из Рима

Предыдущий древнеримский пытался избавиться от ненависти сыновей пятого по счету царя Тарквиния Приска, так как они считали Туллия выскочкой и самозванцем. Обезопасить себя он решил достаточно просто, выдав замуж за юношей своих дочерей. Но одна из них оказалась слишком честолюбивой в плохом смысле этого слова. В своих амбициях она сошлась с мужем сестры, после чего они решили избавиться от своих «половинок». После убийства обоих, парочка сошлась, чтобы продолжить свои преступные действия по пути к власти. В результате, Тарквиний Гордый приложил руку к убийству Сервия, который в то время был уже в преклонном возрасте, а его жена Туллия-младшая проехалась на колеснице по умирающему отцу.

Убийство Сервий Туллия

Седьмой древнеримский царь вел завоевательные и грабительские войны, пополнявшие бюджет Рима, что помогло достроить Капитолийский храм и городскую канализацию – Большую Клоаку. Но жестокие деяния Тарквиния Гордого, а также злоупотребления и прелюбодеяния его сыновей вызывали недовольства римлян. Последней каплей терпения стало надругательство одним из царских отпрысков над замужней, добродетельной Лукрецией, которая не стерпела позора и убила себя на глазах родственников.

Смерть Лукреции

Последующие события привели к мятежу и изгнанию древнеримского царя из города. Луций пытался вернуть власть силой, привлекая на свою сторону этрусков и латинян, но все это совместное войско было разгромлено римлянами, после чего горе-царь сбежал подальше от города, где вскоре умер.

Имена предыдущих шести древнеримских царей, о которых можно прочитать, пройдя по ссылкам:

По одной из легенд, разгневанные римляне сбросили тирана в Тибр, где впоследствии образовался

В предыдущих исследованиях мы говорили о постепенной трансформации республиканского Рима в империю, подчинившую себе сначала земли Италии, а затем распространившую влияние на всё Средиземноморье . Пришла пора вспомнить о становлении Рима и самом древнем периоде его государственной истории.

Древнеримским царством именуется период с 753 года до н.э. – даты, принятой за основание Рима, – до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления республики в 509 году до н.э., именуемый также «эпохой семи царей». В истории многих государств имеется так называемый «мифологический период», о котором известно слишком мало из-за древности событий, пересказанных много столетий спустя. Об эпохе семи царей мы можем судить лишь по источникам, созданным в годы Римской республики и даже куда более поздней империи. Однако, как нельзя представить себе античную Элладу без героического эпоса Гомера, рассказывающего нам о древнейших временах, так и царский период Древнего Рима является неотъемлемой частью его истории: неожиданное изменение общественно-политического устройства с монархии на республику стало сакральной легендой, объединяющей народ Рима все последующие столетия.

С чего всё начиналось

Апеннинский полуостров, расположенный в самом центре Средиземного моря, испокон веков привлекал людей своим удобным расположением и мягким климатом. Согласно греческим легендам, знаменитый Геракл посещал италийские земли, а историки говорят о микенской колонизации полуострова ещё в XIII веке до н.э. Считается, что первое государство на полуострове основала цивилизация этрусков, активно перенимавшая культуру соседей – греков и финикийцев. В конце концов, господствующую позицию в регионе заняли племена италийцев, в том числе латины.

Согласно римской мифологии, после событий знаменитой Троянской войны к побережью Апеннин пристали корабли бежавших троянцев во главе с героем Энеем. Отсюда берёт своё начало одна из легенд об основании Рима – уставшие от длительных скитаний троянцы обосновались в италийских землях по соседству с латинами, а один из местных царей даже выдал за Энея свою дочь. В результате столь выгодного марьяжа Эней становится следующим царём латинов, а равно и новых переселенцев. Его сын Асканий-Юл перенёс столицу объединённого государства в новый город Альба-Лонга (руины которого и по сей день можно увидеть к юго-востоку от Рима) и сплотил вокруг него Латинский союз.

Марс и Рея Сильвия. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 г.

В те далёкие времена война была делом самым обычным, практически бытовым, тем более – война за престол. Совершенно не удивительно, что четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим же младшим братом Амулием. Новоиспечённый правитель, желая обезопасить свою власть, убил племянника, а племянницу Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты. С точки зрения политики это был очень мудрый ход, поскольку весталки с одной стороны пользовались огромным уважением и обладали неприкосновенностью, а с другой – обязывались хранить девственную чистоту в течение тридцати лет. Нарушение обета целомудрия каралось весьма строго, вплоть до погребения заживо.

Далее, в полном соответствии с традициями античных мифов, юную Сильвию посетил бог Марс, меж ними вспыхнула бурная страсть, а спустя положенный срок у весталки родились близнецы – Ромул и Рем. В целом, в этой истории нет ничего необычного, поскольку боги Олимпа многократно спускались на Землю и вступали в связь со смертными женщинами. Но в данном случае следует помнить, что сам факт беременности весталки для древнего общества – ужасный скандал, а божественное отцовство ещё следовало доказать: не пригласишь же лично Марса на жреческий суд для дачи показаний?!

Впрочем, имелось и более существенное осложнение. Как мы помним, Рея Сильвия стала весталкой не по собственной воле, а по приказу своего дяди-узурпатора, дабы не оставить потомства, способного однажды свергнуть царя. Разгневанный Амулий приказал бросить близнецов в Тибр, рассчитывая таким образом покончить с потенциальными претендентами на престол. Последующее развитие этой истории может быть известно уважаемому читателю ещё со времён школьной программы: близнецы выжили, были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда братья выросли, они поквитались с Амулием и вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Старый царь отправил их основать новую колонию, в результате спора о наиболее подходящем для поселения месте Ромул убил Рема на Палатинском холме, построил там город Рим и стал первый его царём.

Как обычно и бывает при основании новых колоний (вспомним историю освоения европейцами Америки!), изначально население Рима составляли преступники и изгнанники из соседних италийских и греческих государств. Действительно, зачем человеку, имеющему доходное хозяйство на берегу тёплого моря, бросать прадедовскую ферму и отправляться на поиски счастья в новопостроенный город? Как мы уже говорили, война в те времена была делом самым обыденным, а потому разномастные и маргинальные обитатели юного Рима начали активно расширять свою сферу влияния за счёт соседей: сабинян, латинов и этрусков. Даже бывшая метрополия Альба-Лонга был захвачена и уничтожена молодым государством.

Рим многое перенял от своих соседей, в том числе и традицию царской власти. Однако в Риме полномочия монарха исходно были ограничены, трон изначально не передавался по наследству, а царя избирали. Такой полуреспубликанский уклад привёл впоследствии к возникновению бесконечных интриг, заговоров и свар, повлиявших в итоге на появление Римской республики.

Ромул

Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царём. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась ещё на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и бесстрашных мужей.


Ромул, победитель Акрона, приносит богатые дары в храм Юпитера. Художник Жан Огюст Энгр, 1812 г. Акрон был правителем сабинян во время войны из-за похищенных римлянами женщин-сабинянок

Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.

О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намёками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.

Нума Помпилий

Второй царь Древнеримского государства, выбранный патрициями за мудрость и набожность, правил с 715 по 673 гг. до н.э. Нума Помпилий родился в год основания Рима в семье сабинян, был женат на дочери сабинянского царя. По легенде (впрочем, практически все описываемые события можно считать мифом с весьма малой исторической составляющей), после смерти супруги в Альбанских горах он повстречал нимфу Эгерию, которая обучила его законотворчеству. Впоследствии его дочь Помпилия родила будущего царя Анка Марция.


Схема расселения италийских племён в эпоху семи царей

Успехи второго римского царя сложно переоценить: именно он «навёл порядок» в молодом государстве, стараясь приучить римлян не только к постоянным битвам, но и к мирной жизни. При Нуме Помпилии было создано описание всех земель, принадлежащих Риму, учреждены ремесленные цеха и календарь на 355 дней. Он же запретил человеческие жертвоприношения (к которым римляне всё равно прибегали в тяжкие времена, например во время второй Пунической войны), а в годы его правления Рим вообще не вёл завоевательных кампаний. Нума Помпилий скончался в возрасте 80 лет, был кремирован, а прах захоронен на Яникульском холме.

Тулл Гостилий

Третий царь Рима, Тулл Гостилий, выбранный патрициями, как и его предшественник, правил с 673 по 641 гг. до н.э. До своего избрания Тулл занимался земледелием, но со вступлением на престол в нём проснулись честолюбие и, возможно, «зов крови», поскольку он был внуком храбрейшего римского воина Гостия Гостилия. В результате войны с соседями Тулл Гостилий смог окончательно покорить Альба-Лонгу и победить сабинян, расширив территорию Рима и удвоив его население. Впоследствии Альба-Лонга была разрушена до основания. Однако если разрушение Альба-Лонги признаётся исторически достоверным фактом, то смерть Тулла Гостилия мифологизирована: увлёкшись войнами и забыв про служение богам, он прогневал Юпитера и был убит молнией.

Анк Марций

Четвёртый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.

Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний

Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города. Царь Анк Марций назначил его командиром кавалерии и сделал своим приближённым. После смерти царя Тарквиний смог убедить народ Рима в том, что именно он должен занять престол. При новом царе Рим продолжил войны с соседями и в скором времени стал центром Латинского союза. Тарквиний также покровительствовал развитию искусства, расширил Сенат, введя в его состав представителей бедных родов, замостил Форум, построил храм Юпитера Капитолийского, ныне более известный как просто Капитолий, и провёл первую римскую канализацию.

Сервий Туллий

Однако сыновья Анка Марция с детства затаили злобу на выбранного царя, поскольку считали, что трон должен был достаться им. По примеру Ромула и Рема, свергнувших незаконного царя, они сообща убили Тарквиния, вызвав возмущение как аристократии, так и плебеев. Сыновья Марция были изгнаны из Рима, а престол занял приёмный сын убитого царя – Сервий Туллий, ставший шестым царём Рима, правившим в 578–535 гг. до н.э. Сервий родился в Корникуле, разрушенном римскими войсками Тарквиния Древнего, его отец погиб в бою, а мать попала в плен к захватчикам и стала приближённой жены римского царя. Сервий был рабом в царском доме, но получил хорошее греческое образование, участвовал в военных походах Рима, и Тарквиний выдал за него свою вторую дочь. Тут надо обязательно заметить, что в столь древние времена институт рабства выглядел совершенно иначе, чем при поздней Римской республике или империи – личная зависимость не являлась чем-то позорным, рабы являлись скорее младшими членами семьи, а не «говорящими инструментами».


Этрусские воины. Современная иллюстрация

Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввёл представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.

Луций Тарквиний

Седьмой и последний царь Рима Луций Тарквиний, получивший прозвище «Гордый», был сыном царя Тарквиния Древнего. Когда его отца убили, он был ещё младенцем. Сервий Туллий, чтобы не повторить судьбу своего предшественника, всячески старался расположить Луция и его брата Аруна к себе и выдал за потомков Тарквиния своих дочерей. Однако Луций, в сговоре с Сенатом, сначала убил своего брата и его жену, а потом расправился с Сервием, объявив себя царём Рима.

Своё правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближённых.

В сфере внешней политики Тарквиний Гордый наломал немало дров, предпочитая метод кнута и совершенно позабыв о пряниках – латинские города оставались в сфере влияния Рима, но подавление любых попыток сабинян и этрусков проявить минимальную самостоятельность привело к росту недовольства. Жестокое правление, нежелание считаться с Сенатом и аристократическими семьями, злоупотребления властью и откровенное самодурство настроили против Тарквиния все слои общества. Последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян, стало то, что младший сын царя Тарквиний Секст воспылал страстью к Лукреции – жене патриция Тарквиния Коллатина и дочери консула Спурия Лукреция Триципитина, и, угрожая, совершил над ней насилие. Лукреция рассказала об этом мужу и заколола себя. Родственники Лукреции, Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола вынесли её тело на Форум и убедили граждан изгнать жестокого царя.


Лукреция и Тарквиний. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1609–1611 гг.

Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году, где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.

В Риме установилась республика, на ранних этапах принёсшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жёстко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царём Рима, должен быть убит без суда…

Включайся в дискуссию
Читайте также
Когда употребляются формы are, being?
Требования к специалисту и эксперту в сфере закупок
Обсудить определение функции, способы ее задания Обобщение темы числовые функции и их свойства