Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самостоятельно делаем бампер из стекловолокна: пошаговая инструкция. Как сделать бампер для машины своими руками

Многие автовладельцы стремятся придать своему автомобилю индивидуальность. Сделать это можно разными способами. Кто-то наносит на кузов авторские рисунки, а кто-то ставит на машину бампер из стекловолокна, сделанный своими руками. Многим автолюбителям будет интересно узнать, как сделать эту деталь у себя в гараже и что нужно для того, чтобы её правильно покрасить.

Преимущества стекловолоконного бампера

Бампер, изготовленный из современного материала, автовладельцы ценят за следующие качества:

  • малый вес, особенно по сравнению со сталью (этот момент особенно важен для спортивных автомобилей, владельцы которых всячески стараются уменьшить массу машины);
  • стекловолокну можно придать практически любую желаемую форму, что позволит выделить тюнингованный автомобиль из общей массы аналогичных моделей.

Процесс изготовления бампера из стекловолокна

Чтобы сделать изделие самостоятельно, потребуются не только комплектующие, но и грамотное руководство по изготовлению этого элемента тюнинга.

Что потребуется, чтобы склеить изделие

Большинство инструментов опытный автолюбитель найдёт у себя в гараже. Затем следует свериться с приведённым ниже списком и приобрести недостающие материалы и оборудование. Вам необходимы:

  • смола эпоксидная - 400 мл (при отсутствии эпоксидки можно воспользоваться смолой полиэфирной);
  • упаковка стеклоткани (оптимальный вариант - «Стекломат 300» и «Стекломат 600»);
  • гелькоут-отвердитель (берётся из расчёта 1 кубик на 200 мл смолы);
  • болгарка;
  • защитные перчатки, респиратор, очки;
  • пластилин промышленный - 5 кг;
  • скотч малярный - 5 рулонов;
  • шпатель;
  • валик резиновый;
  • бумага наждачная;
  • полироль тефлоновая.

Фотогалерея: материалы для работы

Тефлоновая полироль предотвратит прилипание старого бампера к мартице Скотч малярный понадобится для оклейки бампера Промышленный пластилин нужен для моделирования формы изделия
Гелькоут-отвердитель нужен для проклеивания стекловолокна Стеклоткань - основа для изготовления нового бампера Cмола эпоксидная нужна на заключительном этапе работ: она окончательной обработки детали

Главное, о чём не следует забывать, это техника безопасности. Ни в коем случае нельзя работать со стекловолокном без респиратора и перчаток!

Последовательность операций по созданию детали с нуля

Разобраться, как правильно клеить бампер, поможет приведённый ниже алгоритм:

  1. Штатный бампер снимается с машины. Участки, пришедшие в негодность, аккуратно срезаются с помощью болгарки (в эту категорию обычно входит нижняя кромка и проёмы противотуманных фар).
  2. На участки поверхности бампера, которые планируется изменить, наклеиваются полосы малярного скотча, затем на скотч наносится тонкий слой тёплого промышленного пластилина.
  3. Далее наносится второй слой уже холодного пластилина, который тщательно придавливается и разравнивается с помощью шпателя (для этих целей можно использовать и резиновый валик).
  4. На верхнюю часть обмазанного пластилином бампера вновь наклеивается малярный скотч (именно по нему будет производиться сверка формы бампера и проверка линий).
  5. Теперь на слой скотча маркером наносится ряд параллельных линий, находящихся на расстоянии 10 см друг от друга (это необходимо для того, чтобы будущую форму одной стороны бампера можно было без проблем перенести на другую сторону, причём сделать это с максимальной точностью).
  6. Профиль из скотча, полученный таким образом, переносится на вторую сторону бампера.
  7. Затем скотч и разметка аналогичным образом наносятся на нижний край бампера, после чего в пластилине аккуратно прорезаются отверстия под противотуманные фары.
  8. Полученная модель устанавливается в рабочее положение, производится оценка её симметричности и правильности расположения отверстий.
  9. Теперь на основе доработанного бампера необходимо изготовить матрицу, по которой и будет создан новый бампер. Вся подготовленная поверхность покрывается тефлоновой полиролью минимум в 3 слоя (это не позволит старому бамперу прилипнуть к матрице). Затем на полироль наносится слой гелькоута-отвердителя, который иногда смешивается с алюминиевой пудрой.
  10. На следующем этапе для укрепления бампера на него наносится несколько слоёв эпоксидной смолы, на которую укладывается слой стеклоткани. При этом необходимо следить за тем, чтобы под тканью не оставалось воздушных пузырей.
  11. Как только ткань затвердеет, поверхность обрабатывается наждачной бумагой для удаления всех торчащих волокон.
  12. Старый бампер аккуратно извлекается из матрицы. Пластилин, оставшийся на ней, необходимо тщательно смыть или керосином, или уайт-спиритом.
  13. Полученная матрица изнутри смазывается вначале промышленным воском, затем гелькоутом-отвердителем, после чего накладывается первый слой стеклоткани. Он прокатывается резиновым валиком для устранения пузырей. Далее укладывается второй слой, затем третий (причём для третьего слоя рекомендуется использовать «Стекломат 600»).
  14. Полученной конструкции необходимо дать затвердеть в течение суток. После этого готовый стеклопластиковый бампер аккуратно извлекается из матрицы и обрабатывается мелкой наждачной бумагой. Теперь он готов к покраске.

Видео: изготовление самодельного бампера из стекловолокна

Процедура покраски силового бампера из стеклопластика

Теперь переходим к процессу окрашивания изготовленного бампера.

Расходные материалы и инструменты

Для окраски нового бампера необходимо приобрести следующие «расходники»:

  • шпаклёвка полиэфирная, универсальная;
  • шпаклёвка-порозаполнитель, жидкая;
  • шпатель стальной, средних размеров;
  • бумага наждачная (оптимальный вариант - Р80);
  • жидкость грунтовочная;
  • краска автомобильная, быстросохнущая;
  • лак автомобильный;
  • маркер;
  • пульверизатор;
  • масляный пистолет.

Что сделать, чтобы аккуратно покрасить деталь своими руками

Пошаговая инструкция по покраске изделия поможет вам добиться идеального результата:

  1. Перед нанесением первого слоя шпаклёвки необходимо выявить все неровности бампера. Сделать это можно как на ощупь (для этого требуется большой опыт), так и с помощью контрастного освещения, используя несколько источников света, падающего на бампер под разными углами.
  2. При обнаружении неровностей они тщательно зашлифовываются, затем вновь проводится проверка контрастным освещением. Только после этого наносится первый слой шпаклёвки.
  3. Теперь необходимо дать шпаклёвке затвердеть (сколько это займёт времени - зависит от её марки и состава). После этого слой вновь зашлифовывается и проверяется на свет. Если на поверхности проявились царапины, раковины и иные дефекты, они заравниваются шпаклёвкой, а после её затвердевания - зашлифовываются.
  4. С помощью масляного пистолета на поверхность бампера наносится слой порозаполнителя для дополнительного выравнивания дефектов.
  5. После высыхания поверхность зачищается наждачной бумагой Р500, затем на бампер с помощью пульверизатора наносится слой грунтовки.
  6. Как только высохнет грунт, начинается окрашивание изделия быстросохнущей краской выбранного оттенка. Окрашивание производится с помощью пульверизатора.
  7. Теперь необходимо дождаться, когда краска высохнет (время высыхания зависит от марки краски). Полностью сухая поверхность имеет матовый оттенок.
  8. Наконец, на сухую краску пульверизатором наносится минимум два слоя автомобильного лака для придания блеска.

Собственноручно изготовить стеклопластиковый бампер - непростое мероприятие. Не менее сложной задачей является и его качественная покраска. Тем не менее многие продвинутые автолюбители успешно с этим справляются, подчас вызывая удивление даже у квалифицированных специалистов. Так что мешает попробовать и вам? Ведь делать что-либо своими руками не только интересно, но и выгодно.

Мужские руки не для скуки, особенно у автомобилистов. Им всегда хочется улучшить, сделать красивее и презентабельнее свою «ласточку». Что же, если руки на месте, то почему бы не заняться усовершенствованием своего автомобиля. А к тому же, если не дай бог был поврежден бампер, в неравной борьбе с нашими дорогами или другой машиной. Тогда ему точно прямой путь в гараж, где ему вернут прежний вид или даже сделают красивый тюнинг.
Наша статья будет посвящена тому, как сделать бампер из стеклоткани (стекловолокна) своими руками. Процесс это сложный и длительный, поэтому тот, кто хочет сделать это быстро пусть оставит надежды, так как технологический процесс и аккуратность потребуют своего. В противном случае, лучше вообще отказаться от затеи сделать бампер из стеклоткани своими руками. Благо в крупных городах имеются автоателье, которые могут взяться за такую работу, сделать все по вашему вкусу.

Итак, у нас имеется бампер, который нам предстоит заменить на стеклопластиковый, с некоторыми доработками.

Бампер, в итоге, должен стать вот таким. Так скажем это скетч, эскиз, дизайнерский проект. Именно такой проект должен возникнуть у каждого в начале работы над бампером.

Все работы будут проводиться в гараже. Снимаем наш бампер с машины. Заводской (штатный) бампер послужит хорошей основой для дальнейшей модернизации.

«Болгаркой» срезаются пришедшие в негодность проемы для «противотуманок» и нижняя поврежденная кромка бампера.
Вся поверхность бампера оклеивается малярным скотчем, в который втирается теплый пластилин.

Затем вываливается масса холодного пластилина, который приминается руками или шпателем, или другим приспособлением, и выравнивается. Иногда для получения матрицы используют и монтажную пену. Ее наносят на бампер, а затем обрабатывают, срезая лишнее. Но по нашему мнению, с пеной работать сложнее.

Пластилином накрывается те области, которые в дальнейшем подвергнуться изменениям. Верхняя часть бампера обклеивается скотчем. Далее на нем мы произведем маркировку линий и сверку форм бампера.
Затем бампер переворачивается «вверх ногами» и вылепливается нижний фланец формы. То есть, наша задача восстановить все то, что было, а также привнести немного своего, чего бы нам хотелось увидеть в нашем новом бампере из стеклоткани.

Малярным скотчем делается шаблон этой же формы и переноситься на другой край бампера.

Затем на скотче маркируются линии, расположенными на расстоянии 10-15 см. Это делается для того, чтобы форма готовой стороны бампера была в точности перенесена на другую его сторону. Конфигурация сечений делается с помощью специальных линеек с подвижными спицами, или простым картоном -лекалами.

Полученный профиль переноситься на другую сторону бампера, и выравнивается в соответствии с ним (на фото видно, что появились корректирующие канавки, в соответствии с размерами противоположной стороны бампера. По ним будет выведен новый профиль формы бампера. Снят слой лишнего пластилина.)

Здесь необходимо терпение и точность.
Далее, с помощью малярного скотча, снимается шаблон нижнего края бампера, с готовой стороны, и прикладываем к другой стороне, точно сопрягая по нижнему краю бампера.

Используя шаблон вылепливаются отверстия под противотуманки. Поставив бампер в правильное положения оцениваете точность расположения отверстий и общую симметричность бампера.

И заключительный этап – это скругление острых углов, которые использовались для сопряжения поверхностей.

Модель готова для формования матрицы бампера из стеклопластика. Матрицу изготавливают для того, чтобы по ней сделать бампер. Если мы изготовим бампер сразу, используя данный доработанный бампер, то наверняка не угадаем с посадочными местами, так как стеклоткань будущего бампера будет несколько отличаться от оригинала, будет незначительно больше. В итоге, наш бампер не встанет на место, и мы не добьемся желаемого результата. Итак, вначале делаем матрицу, а затем в нее закладываем наш будущий бампер из стеклопластика, но обо всем по порядку.

Изготовление матрицы для бампера из стеклопластика (стекловолокна, стеклоткани)

При изготовлении матрицы одной из главных технологических поверхностей является фланец. Фланец является своеобразной съемной деталью, применяемой для облегчения закладки и выемки стеклопластикового бампера из матрицы. Для изготовления фланца, выполняется дополнительный скос на концах бампера, шириной 5-7 см. Он является продолжением бампера на его концах и расположен под углом порядка 30 градусов наружу относительно формы матрицы.

На матрицу наносят три слоя тефлоновой полироли. Она предотвратит прилипание бампера к матрице. Можно применить также и воск. Далее первым слоем при формировании формы применяют матричный гелькоут с алюминиевой пудрой, который по своему составу фактически является смолой, но как правило при затвердевании получается более равномерным, чем смола. Также он имеет глянцевый вид. Для последующих слоев берут полиэфирную смолу. Эта смесь доводится до состояния густой сметаны, наносится тонкими слоями. Сверху укладывают еще и стеклоткань.

Используется стекломат марки 300. Укладывают первый слой стекломата (стеклоткани).
Воздушные пузыри на стекловолокне аккуратно прокалываются, воздух выпускается, форма выкладывается по бамперу. Можно попробовать выдавить воздух в края стеклоткани. Далее ждем пока состав затвердеет. Шкуркой обрабатывают всю поверхность стекломата, чтобы убрать торчащие иглы стекловолокна. После этого по той же технологии, в два слоя, накладывается стекломат марки 600, а также полоски из этого же материала по периметру матрицы, для укрепления кромок.

Бампер переворачиваем, убираем бруски из пластилина, фланцы промываются керосином и покрываются разделителем (воском) в три слоя. Сделать это надо аккуратно. После укладываются полоски по краям бампера. Эти полоски будут съемные и вместе с матрицей будут формировать наш будущий бампер из стеклопластика.

Стеклопластик и бампер может деформироваться под нагрузкой и «плыть» от температур и низкой жесткости. Поэтому, чтобы сохранить форму матрицы с стеклотканью, используют конструкции из металла или дерева. Такая конструкция выполняет роль подставки во время затвердевания состава.

В данном случае нарезано четыре доски и собраны так, чтобы матрица стояла на месте. Дерево пропитывается смолой и приформовывается к матрице полосками стекловолокна. Так она стоит несколько дней.
Перед съемкой матрицы намечаются точки соединения ее фрагментов. В нашем случае имеются съемные полоски по краям матрицы бампера.

Обычно во фланцах сверлятся отверстия под болты М8, а можно и под саморезы. А затем края ровняют болгаркой, при этом соединение матрицы и планок разрезается, детали разъединятся. Очень неприятная операция, поскольку стеклоткань может попасть туда куда не надо (глаза, кожа). Обязательно используйте СИЗ.
О качестве нанесения разделительного слоя можно судить по тому, как детали матрицы отделяются от модели. Намазанный без пропусков тефлоновый автовоск дает отличные результаты. Наформованный вокруг модели стеклопластик утягивается и поэтому снимать модель очень трудно. Помогает только пластилин, который не жалко ковырять.

Пластилин и куски автовоска снимаются с матрицы керосином, уайт-спиритом, после оставшийся пластилин разогреваем феном и вытираем тряпкой. Лицевую часть (внутри) слегка обрабатываем наждачкой, только небольшие недоработки. Матрица для бампера из стеклопластика готова.

Изготовление бампера из стеклопластика своими руками

И вот только теперь мы приступаем непосредственно к изготовлению бампера из стеклопластика своими руками. Матрица получилась хорошая, теперь необходимо доделать ниши для противотуманных фар.
Для начала подбирается оптика. Отверстие для фар переносится на картон.

Конус ниши и размер отверстия должен соответствовать размерам противотуманных фар. Для этого лепится пластилиновый холмик с картонным шаблоном сверху. Шаблон с одной стороны переносим на другую и выравниваем.

Матрица намазывается воском, а затем гелькоутом, состоящего из полиэфирной смолы и алюминиевой пудры.

Первый слой гелькоута самый важный. Затем идет формирование первого слоя стеклопластика. Опять используется стекломат 300. Острые углы матрицы обмазываются стеклянной пудрой. Здесь главное добиться отсутствия воздушных пузырей. Выдавливаем их или прокалываем ткань, чтобы выпустить воздух.
Второй и третий слои наносятся из стекломата марки 600, с помощью валиков.

На следующие утро удаляем саморезы из матрицы. Отделяем планки на концах бампера

Вытаскиваем стеклопластиковый бампер из матрицы. Отделение деталей довольно кропотливый процесс. Торопиться здесь нет необходимости. В щели между деталью и матрицей пойдут в дело деревянные клинышки и щепочки.

В какой-то момент бампер отделится от матрицы. Затем можно заформовать и второй экземпляр, на всякий случай. Матрицу тщательно намазываем разделителем и сушим. Вся технология повторяется.
Бампер зашкуривают и подрезают. Рядом готов и второй экземпляр.

Затем бампер шпаклюют и выравнивают, готовя к покраске.

Бампер сначала подгоняют под место на автомобиле, примеряют, а затем красят.

Вот так нелегко, но верно, можно изготовить стеклопластиковый бампер своими руками.

Руки мужчин всегда стремятся к улучшению своего любимого «стального коня», хотят сделать его самым красивым и презентабельным. В этом случае обычный путь — прямо в автомастерскую. Но почему бы не придать индивидуальности своему автомобилю? Начать модернизацию автомобиля можно, к примеру, с бампера, тем более, если он был повреждён в неравной схватке с нашими бездорожьями. Узнаем, как изготовить бампер из стекловолокна своими руками и придать своей «любимице» неповторимый вид.

Материалы для изготовления бампера

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Весь технологический процесс изготовления бампера своими руками из стекловолокна можно разделить условно на три этапа:

  • сначала нужно изготовить матрицу;
  • затем по матрице изготавливается сам бампер;
  • на завершающем этапе осуществляется покраска готового изделия.

Для реализации вышеперечисленных этапов потребуются следующие инструменты и материалы:

Матрица: первая ступень на пути к новому бамперу

Весь технологический процесс изготовления бампера начинается с создания матрицы. Необходима она для того, чтобы на ее основе сконструировать другой бампер, поэтому все должно быть сделано очень качественно.

В противном случае, существует большая вероятность того, что посадочные места будут недоработанными. Ведь стекловолокна будущей конструкции будут значительно отличаться от заводского бампера, как размерами, так и конфигурацией. В конечном итоге новый бампер не сможет встать на положенное место, а надежды автовладельца не будут оправданы. Есть два способа изготовления матрицы:

  1. Слепок со старого бампера.
  2. Матрица из монтажной пены.

Способ формирования матрицы по слепку со старого бампера

Такой вариант подойдёт именно для тех автовладельцев, которые решили сделать бампер своими руками без помощи профессионалов.

  1. Для начала необходимо снять с автомобиля заводской бампер, так как он выступит в качестве хорошей основы для последующей модернизации. Затем с помощью болгарки необходимо срезать все испорченные проёмы для противотуманных фар, а также нижнюю кромку бампера, если он также пришла в негодность.

    Демонтированный бампер, подготовленный к созданию матрицы

  2. Наиболее оптимальным материалом для конструирования матрицы бампера считается технический пластилин, так как при нагревании полиэфиров он не поплывёт и не среагирует на полиэфирную смолу. Поверхность получившейся конструкции аккуратно оклеивается ремонтным скотчем, в который перед этим надо втереть тёплый технический пластилин.

    Первый этап нанесения технического пластилина

    Далее, на скотч наносится холодная масса пластилина, которая впоследствии плотно приминается к основанию руками или строительным шпателем, а потом тщательно выравнивается. Техническим пластилином покрывается та область, которую в дальнейшем будут подвергать изменениям.

    Формирование матрицы

    Верхнюю часть автомобильного бампера необходимо также обклеить ремонтным скотчем. На ней производится маркировка линий, по которой происходит сверка формы конструкции. Необходимо будет перевернуть бампер «кверху ногами» и вылепить нижнюю часть формы. То есть, целью этого этапа является восстановление изначального вида и модернизация, добавление некоторых изменений, которые хотелось бы увидеть по окончанию изготовления нового бампера из стекловолокна.

    Формирование нижнего фланца

  3. С помощью малярного скотча делаем шаблон этой формы автомобильного бампера и переносим её на другую сторону конструкции.

    Сформированная из технического пластилина вторая половина матрицы

    После всех проделанных манипуляций можно приступать к окончательной доводке лицевой стороны бампера: подгонять все пропорции, разъемы, линии и отверстия бампера; утончать кривизну и изгибы поверхности, а также её контур; выравнивать углы сопряжения, так как они должны быть острыми и чёткими.

  4. На скотче необходимо отметить специальные линии, расположенные друг от друга на расстоянии не более 10 см для того, чтобы макет получившейся стороны автомобильного бампера был абсолютно идентичен его другой стороне. Конфигурацию сечений можно осуществлять при помощи специальной линейки с подвижными спицами, но если таковой не имеется в наличии, то её можно заменить обычным лекалом из картона.

    Корректирующая разметка

  5. Получившийся профиль нужно перенести на противоположную часть бампера и выровнять в соответствии с его конфигурацией.

    Отмеченная на матрице корректирующая разметка

    На изображении видно, что на конструкции появились выправляющие канавки, скорректированные по размерам другой стороны автомобильного бампера. По ним будет осуществляться конструирование новой задуманной конструкции. Для осуществления этого процесса необходимо запастись терпением и быть максимально внимательным.

  6. Следующим шагом является снятие шаблона нижней части автомобильного бампера с помощью строительного скотча, а затем сопряжение его с нижним краем бампера противоположной стороны. Следуя шаблону, вылепливаются разъёмы для противотуманных фар.
  7. Далее бампер необходимо поставить в правильное положение, благодаря которому можно оценить, насколько точно расположены отверстия и общую симметрию двух сторон бампера.
  8. На заключительном этапе формирования матрицы производится округление острых углов получившейся конструкции, которые прежде использовались при сопряжении двух поверхностей бампера. Получившаяся модель матрицы готова к изготовлению нового бампера из стекловолокна для автомобиля своими руками.

    Заключительный этап формирования матрицы

Матрицу желательно делать разъемной (из нескольких частей), чтобы избежать деформации при снятии готовой формы с основы.
Похожим способом изготавливается матрица из гелькоута и армирующего состава.

Способ формирования матрицы из монтажной пены

Зачастую при изготовлении матрицы автовладельцы прибегают к использованию монтажной пены. Сначала её нужно нанести на повреждённый автомобильный бампер, а затем обработать, срезая излишки. Такие манипуляции проделывать достаточно сложно: специалисты не рекомендуют использовать пену «новоиспечённым» мастерам, так срезать её нужно очень быстро. А в таком оперативном темпе можно удалить и лишнее, но, в отличие от технического пластилина, нарастить обратно не получится. Преимущество такой матрицы — ей можно придать абсолютно любую форму.

Изготовление автомобильного бампера с помощью готовой матрицы

После того, как изготовление матрицы для бампера закончено, можно приступить к изготовлению самого бампера. Это процесс сам по себе напоминает предыдущие этапы формирования новой конструкции:

  1. Для начала необходимо тщательно смазать готовую матрицу разделительным воском, а затем прокрасить гельгрунтом (перед осуществлением следующего шага нужно дождаться, пока гельгрунт полностью просохнет) либо оклеить матрицу малярным скотчем.

    Оклеенная скотчем матрица

  2. Далее на получившуюся основу наносится смола (полиэфирная сохнет быстрее эпоксидной). Смолу с отвердителем лучше смешивать небольшими порциями, для экономного расхода. Следом укладываются слои стекловолокна (достаточно будет нанести 2-3 слоя плотностью 150 граммов на 0,5 метра).

    Промазанный смолой первый слой стеклоткани

  3. Ждем, пока затвердеет смола, и снимаем с матрицы готовый бампер.

    Заготовка для бампера, снятая с матрицы

  4. Для придания большей жесткости наращиваем слои более плотной стеклоткани изнутри.

    Наращивание слоев на заготовке бампера

  5. На заключительном этапе обрезаются все излишки стекловолокна, и получившийся бампер шлифуется с помощью наждачных пластин.

    Шлифовка готового бампера

Устанавливаем бампер непосредственно на автомобиль. Стоит внимательно проследить за тем, как он садится, и не образовываются ли перекосы. Если обновлённый бампер устраивает Вас в полном объёме, то можно приступить и к его окончательной доводке, тщательно зачистив с помощью нулевой наждачной пластины все неровности и шероховатости конструкции. Затем на всю поверхность надо нанести грунтовку перед покраской и подождать, пока она просохнет. После её высыхания бампер можно смело красить в необходимый цвет.
Возможно также изготовление стекловолоконного бампера на матрице, уже установленной на автомобиль.

Рано или поздно перед мастером встает вопрос: делать или не делать матрицу, а если делать, то какую. Я знаю людей, утверждающих, что можно сделать чистовую матрицу по пластилиновой модели. А кто-то (и я в том числе) бывает, совсем не делает матрицу. Но без матрицы невозможно изготовить два одинаковых изделия из стеклопластика и уж тем более тираж. Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)

Поэтому я решил делать промежуточную черновую матрицу, а в случае необходимости, с очередного законченного изделия можно будет снять чистовую.

Если черновая матрица не просто одноразовая скорлупа для одного оттиска, а рассчитана на изготовление нескольких деталей, то ее придется делать по всем правилам.

01. Фланец- ключевое понятие при конструировании работающей матрицы. Форма детали часто имеет подвороты внутрь, или вообще замкнутую круговую поверхность. Поверхность сложной формы делят на фрагменты, ограничивая и одновременно соединяя их фланцами в единую, но разборную конструкцию. Наш бампер- простая, расширяющаяся в направлении кузова корка. Единственный «тормоз» при съеме детали-это боковые внутренние подвороты по краям бампера (перед колесами). Значит эти куски матрицы должны быть съемными. Для опалубки фланца черновой матрицы я вылепливаю пластилиновый брусок шириной 50-70мм и прилепляю на ребро по контуру намеченного разъема на бампере.

02.Теперь можно намазать разделитель- три слоя автомобильной тефлоновой полироли с промежуточной просушкой.

03.Первый слой полиэфирной смолы, наносимый на модель, копирует ее поверхность и служит лицевой, рабочей поверхностью матрицы. Рабочая поверхность черновой матрицы, рассчитанной на несколько (а тем более десяток) съемов должна быть однородной, по возможности без раковин и выступающих стекловолокон. Надежную и прочную рабочую пленку гарантирует фирменный матричный гелькоут, но в целях экономии средств и других причин некоторые мастера используют простую полиэфирную смолу смешанную с аллюминиевой пудрой. Я развожу смолу с «серебрянкой» до состояния густой сметаны и быстро намазываю на всю поверхность модели. При этом, очень важно не класть слишком толстый слой на вогнутых поверхностях (и особенно в углах) потому, что утяжки могут поднять или даже разорвать пленку смолы во время полимеризации.

04. Пока гелькоут полимеризуется, можно готовиться к формованию. Для первого слоя я нарезаю стекломат марки 300. Тонкие волокна и небольшая толщина позволяют быстро пропитывать и без пузырей укладывать стекломат на сложную форму. Раньше, когда стекломат был недоступен, мне приходилось использовать тонкую стеклоткань, выкраивая ее под рельеф модели. Да и сейчас еще многие пользуются стеклотканью для изготовления стеклопластика. По застывшему гелькоуту я прокладываю первый слой стекломата.

05. На затвердевшем первом слое стеклопластика можно обнаружить прозрачные пятна воздушных пузырей. Обычно их осторожно вскрывают ножом или зачищают наждачной бумагой. Наждачкой же зачищают всю поверхность стеклопластика, чтобы убрать торчащие иглы волокон и улучшить сцепление материала между слоями.

06. Первый слой тонкого стекловолокна с полиэфирной смолой сгладил рельеф модели и теперь можно набирать основную толщину матрицы более толстым материалом. На черновых матрицах я обычно сразу использую стекломат марки 600, но наношу его не более двух слоев за одну формовку. Всего я положу на всю поверхность три слоя мата 600 и еще полосу мата 600 по периметру матрицы для усиления кромок. Общая толщина матрицы на краях будет около 4мм.

07. Изрядно потяжелевший от стеклопластика бампер мы переворачиваем для формовки недостающих фрагментов. Первым делом убираем пластилиновые бруски опалубки фланцев разъемов боковых подворотов бампера. Промытые керосином фланцы и подвороты бампера трижды покрываем разделителем с промежуточной сушкой.

08. Хотя эта деталь и кажется простой для формовки, делать ее нужно аккуратно. Наспех набросанный стекломат может деформироваться, сжимая в углу плоскости навстречу друг другу.

09. Стеклопластик, при всех его преимуществах, имеет существенный недостаток- деформируется под нагрузкой и «плывет» при повышенных температурах. Поэтому для сохранения формы детали из стеклопластика часто применяют усиливающие конструкции из металла, в крайнем случае из древесины. Городить стальной подрамник для черновой матрицы я считаю нецелесообразным, а вот подклеить каркас из досок не помешает. Мы нарезали четыре доски и собрали их таким образом, чтобы потом матрица могла бы устойчиво на них стоять.

10. Дерево хорошо пропитывается полиэфирной смолой и приклеить подрамник из досок к матрице не сложно. Места подклейки на матрице зачистили наждачной бумагой и приформовали к ней доски полосками стекломата. Свежезаформованной матрице я даю постоять несколько дней.

11. Перед съемом составной матрицы надо не забыть наметить точки сборки ее фрагментов. Для больших кусков матрицы или многотиражной чистовой матрицы во фланцах сразу сверлят отверстия под болт (примерно М8). В нашем случае я ограничился отверстиями под саморез.

12. Если бы меня спросили, что я больше всего не люблю делать со стеклопластиком, я бы ответил- резать его, особенно болгаркой. Стеклянная пыль проникает во все щели на одежде, и потом долго неприятно о себе напоминает. А о другом способе выровнять края детали я не слышал, так что пилите…

13. По тому, как отходят детали матрицы от твердых поверхностей модели можно судить о качестве нанесения разделительного слоя. Просушенный и намазанный без пропусков тефлоновый автовоск дает хорошие результаты. Мягкие пластилиновые фрагменты модели почти всегда разрушаются.

14. Матрицу труднее снимать с модели, чем потом доставать из этой матрицы склеенную в ней деталь. Наформованный вокруг модели стеклопластик, утягиваясь, плотно сжимает модель и доставляет немало трудностей при съеме. Спасает только податливый мягкий пластилин, который не жалко ковырять и сминать.

15. Куски пластилина и остатки автовоска вычищаются из матрицы керосином, уайтспиритом или при помощи фена- расплавленный пластилин легко вытирается тряпкой. Очищенную от пластилина и воска лицевую поверхность матрицы мы слегка выравниваем наждачной бумагой. На мой взгляд, не стоит пытаться исправлять большие неровности в матрице, так- подровнять ребра, сточить торчащие крошки. Я считаю, что удобнее и быстрее подготовить сам бампер перед покраской, чем пытаться доработать поверхности в «негативе».

Кажется, пришло время порадоваться, ведь теперь у нас есть матрица, по которой можно сравнительно быстро сделать бампер.

Статьи о тюнинге: «Экспресс стайлинг» часть 2, автор: Михаил Романов, публиковалась в журнале «Тюнинг Автомобилей» №03, 2008,

Желание облагораживания окружающего пространства присуще любому человеку. Одним из способов модернизации автомобиля является тюнинг. Услуги профессионалов в специализированных ателье доступны редким счастливчикам. О том как сделать бампер своими руками, приводится информация в данной статье.

Как самому освоить процесс изготовления бампера: описание процесса

1. Подготовка исходника

1.1. Выбор основы.

При проектировании каркасного образца используется метод наложения на заводскую конструкцию. Для этой цели можно применить свой старый автомобильный бампер, имеющий повреждения, или купить на рынке или с рук.

Основное требование к основанию - идеальная посадка на автомобиль.

Сначала необходимо принять меры к тому, чтобы отремонтировать узел. После чего совершенствуют конструкцию до намеченного результата посредством крепления разных накладок.

1. 2. Доработка б/у авто-бампера

Мелкие трещины и выбоины не являются помехой. Их укрепляют при помощи саморезов и предварительно раскроенных прямоугольных металлических латок, каждая из которых имеет размер 2х5 см. На концах каждой из сторон сверлят по 1 отверстию, за которые осколки автомобильного бампера собираются в единое целое. Монтаж частей производится с внешней стороны бампера.

Наступает череда армирования. Для этого смешивают смолу с отвердителем. Ее количество, в зависимости от температуры окружающей среды, рассчитывают по таблице, приведенной в руководстве по использованию. Наносят приготовленный состав на куски стекломата №450, заранее порезанные ножницами. Обкладывают ими внутреннюю поверхность бампера.

Вместо стекломата можно использовать стеклоткань.

1.3. Контроль работы.

На поверхность автомобильного бампера, изготавливаемого своими руками, накладывают слой автошпатлевки, например, состав Novol. После - производят примерку на автомобиль и снова проверяют соответствие размеров у симметричных сторон изделия.

2. Конструирование модели

2.1. Формирование пространственной формы.

После примерки, болгаркой на ней вырезают разного рода пазы и просверливают отверстия. При необходимости, под определенные геометрические формы подкладывают деревянные бруски, куски фанеры, коробки. Для проектирования округлых элементов хорошо подходит ламинат.

2.2. Черновая доводка модели.

С целью предотвращения склеивания со стекловолокном разного рода вспомогательных накладок, вставляемых для формообразования, в некоторых местах используют разделитель Mold Release. Его наносят тонким слоем, излишек - сразу убирают. Для подсыхания необходимо подождать 1 час. После проведения работ по разделению элементов конструкции, прообраз матрицы щедро покрывают слоем автомобильной шпатлевки и дают ей высохнуть.

2.3. Отделка модели.

Как правило, после двух-трех циклов обработки, когда воображаемая форма наконец-то будет достигнута, изделие еще раз шпаклюют и покрывают грависпреем слоем в 1,5 мм. Лучшим вариантом является нанесение полиэфирного грунта при помощи пистолета.

Не далее, чем через 1,5-2 часа после покрытия, поверхность с полиэфирным грунтом необходимо обработать наждачной бумагой (Р100).
После использования Р100 наступает черед работать с наждачной бумагой, имеющей меньшую величину зерна: №240, №400, №600, №1500. Их предварительно смачивают водой.

После выравнивания, модель обклеивают слоем бумаги, смоченным клеем ПВА. Его цель - изолировать вспученные зерна стирола от автошпатлевки, которая с ним вступает в химическую реакцию.

3. Изготовление матрицы

3.1. Фабрикация бортов.

Для того чтобы сформовать матрицу, необходимо представить процесс выемки готового изделия из емкости. Чем сложнее пространственная форма, тем труднее ее достать.

С целью создания плоскостей для опоры, а также сохранения края изделия от сколов и трещин, предусматривают отгибы для выхода излишков стеклоткани. Удобнее, если они расположены под углом в 90 градусов к зеркалу матрицы.

3.2. Нанесение разделителя.

С тем чтобы предотвратить слипание модели с матрицей, а также для разъединения слоев, применяются средства, называемые разделителями, например, Yellow wax. Его тщательно наносят, дают 20 минут подсохнуть и полируют фланелевой ветошью. Все действия повторяют 3 раза.

3. 3. Покрытие поверхности матричным гелем.

Для формирования основания матрицы при помощи пистолета или кисти накладывают слой гелькоута, например, Cray Welly. Перед употреблением его смешивают с отвердителем. Как правило, для требуемой толщины 0,6-0,8 мм, достаточно 2 раза обработать поверхность из краскопульта.

3.4. Формирование слоев матрицы.

Последовательно, начиная с более грубого ряда и заканчивая легким, слои стекломата наносят один на другой. Согласно конструкторским расчетам, планируемая толщина матрицы должна превышать штатный размер бампера, равный 3 мм, в 2 раза, то есть иметь параметр 6 мм.

План накладывания рядов представлен следующей схемой (в скобках указывается количество рядов): №100 (1), №225 (1), №450 (3 и 4), №600 (5 и 6). Рекомендуется каждые 2 слоя прокатывать валиком, чтобы выдавить воздушные пробки. После завершения двух наслоений нужно выдержать 24 часа для подсыхания, затем - произвести зачистку поверхности шкуркой №Р40. Затем всё повторяется с 3 и 4 слоями, а затем с 5 и 6, то есть: укладка. выдержка и зачистка.

Выдерживают еще 24 часа и разбирают форму. Для облегчения процесса извлечения матрицы, соединение простукивают резиновым молотком, при необходимости, подкладывают клинья. От острых краев и выступающих обрывков стекловолокна избавляются при помощи болгарки. Внутреннюю поверхность очищают от следов наждачной пыли при помощи ацетона.

Образец шлифуют и полируют наждачной бумагой (№1000, №1500, №2000), смоченными в воде. Окончанием обработки образца является полировка войлочным кругом.

Критерием хорошо проделанной работы является зеркальная поверхность матрицы, с отсутствующими на ней царапинами, потертостями, непредвиденными углублениями.

4. Изготовления автомобильного бампера самостоятельно: процесс производства

Для тиражирования изделия на поверхность матрицы наносят 6-7 слоев разделителя. После этого накладывают 1-2 слоя стекломата №450 и 1 ряд - №600.

Пространственной модели требуется 24 часа, чтобы она подсохла. Затем ее примеряют на автомобиль. Деталь грунтуют и красят, а затем крепят с помощью концевых отверстий, просверленных на концах П-образных металлических элементов.

На этом изложение процесса о том, как сделать бампер своими руками, заканчивается.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари