Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Подсветка в интерьере квартиры. Дизайн освещения современной квартиры: профессиональный подход

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

В каждом доме вещью, которая объединяет абсолютно все помещения, но не уравнивает между собой, является освещение. Без осветительных приборов в современном мире уже не обойтись, ведь много чего мы делаем по дому вечером, когда о естественном освещении речи идти уже не может.

С помощью источников света в доме можно создать любую атмосферу: от праздничной до романтической. И в этом вопросе существуют определенные тонкости в оформлении светового обеспечения для каждого помещения в квартире. Об этом и многом другом вы узнаете из нашей статьи.

Варианты оформления

Вариант освещения комнаты

С помощью света можно до неузнаваемости изменить акценты любого помещения в квартире. При этом можно использовать различные подходы и дизайнерские решения. Например, современное освещение в доме все чаще направленно на подсветку определенной области помещения. Этот способ сегодня активно используется для зонирования комнат.
В современной квартире светодизайн и освещение может быть оформлено в четырех вариантах:

  • общее или фоновое освещение. В данной ситуации в качестве осветительного прибора выступает центральный светильник, например, люстра. Здесь свет получается рассеянным;
  • местное или локальное освещение. Такой способ подсветки позволяет создать дополнительное освещение конкретной области. В качестве объекта освещения в данной ситуации выступает предметы интерьера;
  • рабочее освещение. С помощью такой подсветки можно осветить рабочее место. Особенностью таких осветительных приборов является яркий свет направленного характера. В качестве объекта ориентации здесь будет выступать человеческий глаз. Подобный подход чаще всего можно встретить на кухне;
  • декоративная подсветка. Используется как локальная подсветка декоративных элементов интерьера (ваз, скульптур, ниш и т.д.).

Для создания подсветки в доме можно использовать такие виды осветительных приборов:

  • люстра. Всегда выступает в роли центрального источника света. В современной квартире от этого светильника все чаще отходят;
  • точечные светильники. Именно они в последнее время выступают заменой люстры. Могут играть роль как основного освещения, так и дополнительного. Очень часто используются в комбинации со светодиодными лентами;
  • светодиодная лента. Отличный источник света для создания скрытой подсветки. Особенно часто встречается в натяжных и гипсокартонных потолках.

Подсветка потолка

Кроме этого в качестве осветительных приборов могут выступать неоновые лампы, дюралайт и т.д. Но эти светильники в домашних условиях встречаются намного реже, чем вышеописанные виды.
В одной комнате можно использовать как один из вариантов освещения, так и комбинацию нескольких вариантов. Все зависит от того, какое предназначение имеет каждая конкретная комната в доме, и что вы чаще всего в ней делаете.

Нормы освещенности

Далеко не все знают, что для каждой отдельной комнаты в квартире существуют свои нормы освещения. Именно от того, насколько правильно реализованы нормы освещенности, будет завесить ваше комфортное пребывание дома.
В нормах, приведенных в нормативных документах по освещению (СНиП), за основу расчетов принимаются следующие параметры:

  • мощность светового потока;
  • количество светильников в комнате;
  • площадь освещаемого помещения.

Таблица норм освещенности

Именно на основании данных критериев рассчитываются нормы освещенности для каждой комнаты в квартире, указанных в таблице сверху.

Обратите внимание! Специалисты по данному вопросу вывели общее правило по организации уровня световых потоков в квартире. Согласно этому правилу, на каждые 5 м 2 следует использовать осветительные приборы с суммарной мощностью в 60-75 кВт.

Пользуясь этой нехитрой формулой можно самостоятельно рассчитать требуемый уровень освещенности для каждой комнаты, имеющийся в квартире.
Помимо этого существуют некоторые рекомендации, которые могут упростить эти расчеты:

  • для однокомнатной квартиры, которая имеет площадь 30-40 м2 нужно использовать не больше 8 осветительных приборов;
  • для двухкомнатной квартиры этот показатель следует увеличить до 9 светильников;
  • в трех- и четырехкомнатных квартирах следует установить целых 11 осветительных приборов.

Источники света

Освещение в современной квартире может быть организовано различными типами лампочек, выступающими в роли источника света. На данный момент времени используются следующие виды ламп:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • световые шнуры «дюралайт»;
  • светодиоды;
  • металлогалоидные и галогенные лампочки;
  • оптические волокна.

Типы лампочек

Каждый из вышеперечисленных вариантов источников света обладает своими достоинствами и недостатками. Например, лампы накаливая стали все реже появляться в современных домах. Это объясняется популярностью тенденций рационализации и экономии во многих сферах человеческой деятельности, а их потребление электричества остается на достаточно высоком уровне, в отличие от более современных источников света. Поэтому, даже несмотря на положительные характеристики светового потока, лампы накаливания постепенно отходят в прошлое.
Самыми популярными вариантами оформления света в квартире являются энергосберегающие лампы. Из них отдельно стоит выделить светодиодные и люминесцентные варианты. Именно они зачастую занимают места в современных осветительных приборах.
Люминесцентные лампочки по некоторым параметрам проигрывают светодиодным собратьям. Их проигрыш основывается на таких вот негативных моментах:

Светодиодная лампа

  • создают гул во время работы;
  • испускаемый свет имеет голубоватое свечение, а он не слишком комфортен для человеческого глаза;
  • необходимость использовать дополнительные приспособления для подключения;
  • наличие мерцающего эффекта;
  • определенная вредность для здоровья человека.

Все эти недостатки почти полностью отсутствуют в светодиодных лампочках.

Такие источники света признаны самыми энергоэффективными лампами с длительным сроком службы при постоянной работе. Кроме того они изучают свет разного спектра, что упрощает их подборку под определенное помещение в квартире. Светодиодная лампа отлично подходит для создания общего, местного и рабочего освещения.
В свою очередь металлогалоидные и галогенные источники света, из-за создания узконаправленного пучка света, в современных квартирах используются как зонированное или декоративное освещение. Дюралайт также больше подходит для декоративной подсветки любого помещения в доме.

Правила дизайнерского оформления

Дизайн, который сегодня используются в современных домах и квартирах, направлен на определенную степень усложнения. Причем любой элемент интерьера приобретает вычурность и объемность при дополнении его подсветкой. В современном мире освещение перестало играть чисто практическую и функциональную роль, а вошло в интерьер и стало его неотъемлемой частью.

Интерьер и подсветка

Подсветка в данном случае выступает в роли эффективного инструмента коррекции неудачной геометрии помещения, а также визуального перемещения аспектов на более выгодные элементы интерьера.
При использовании любых источников света в дизайнерском плане необходимо помнить следующие нюансы:

  • яркий свет способен визуально расширить имеющееся в комнате пространство. Таким образом, всего лишь с помощью пары светильников вы сможете расширить пространство даже в малогабаритной комнате, не прибегая к минимизации мебели;
  • увеличить эффект расширения пространства можно при использовании светоотражающих материалов при отделке стен и потолка;
  • если имеется необходимость в визуальном уменьшении пространства, тогда следует его затемнить с помощью менее ярких источников света и темных цветовых гамм в отделке;
  • визуальное увеличение высоты стен произойдет при направлении света с помощью отражателя вверх;
  • визуальное уменьшение высоты стен можно добиться при использовании напольных абажуров, образующих в комнате локальные тени.

Но помните, что главным аспектом, который позволит создать в любом помещении дома или квартиры законченный ансамбль мебели, освещения и отделки – гармоничное сочетание всех частей композиции.

Гармоничность во всем

Действительно, при оформлении внутреннего убранства дома помните, что все должно взаимодополнять и перетекать одно в другое. Чтобы не вызвать дисгармонию, для каждой комнаты необходимо подобрать один стиль в оформлении или сочетать взаимоодополняемые интерьеры. И совещание в данной ситуации может послужить тем элементом, которое соединит собой все предметы и стили отделки в единое целое.

Гармоничное сочетание

Отдельно стоит добавить, что все перечисленные выше нюансы оформления уровня света для каждого конкретного помещения должны быть обязательно приняты во внимание. Допускается лишь незначительное отклонение от норм в большую или меньшую сторону. Если отойти от принятых норм сильно далеко, то даже в красиво оформленном интерьере находиться длительное время будет дискомфортно и неприятно.
Незначительно увеличить число лампочек и осветительных приборов можно в тех помещениях, которые посещаются наиболее часто. А вот там, где вы бываете реже всего, можно установить меньшее количество лампочек и светильников. Так вы сможете больше сэкономить, не нанося вред своему комфорту.

Заключение

Из всего вышесказанного можно заключить, что подход к оформлению внутреннего помещения в доме должен быть продуманным по всем направлениям. Современное освещение в квартире должно создавать комфортные условия для отдыха и работы, а также приятного времяпрепровождения в кругу семьи. С помощью всего пары светильников можно визуально изменить восприятие пространства в комнате, сделав его более глубоким и выразительным. Но все должно оставаться в рамках существующих норм по освещенности.


Изготовление оригинального биокамина своими силами

Пересматриваем утилитарный подход к освещению в доме и квартире и их основным источникам – люстрам, бра, настольным лампам. Освещение помимо функциональных задач может также изменить эстетическое восприятие интерьера и обеспечить формирование необходимого эмоционального состояния человека.

Взаимосвязь между организацией жилого пространства и его освещением

Эмоциональная взаимосвязь и взаимосвязь дизайна светового прибора и интерьера, безусловно, есть. Поэтому планируя пространство необходимо задумываться не только о функциональности помещения, но и о влиянии освещения на его восприятие людьми. Ведь именно свет позволяет изменить восприятие интерьера.

К сожалению, чаще всего во главу угла ставится функциональность освещения с единственным требованием, чтобы «светильник ярко светил». А дизайнеры, в том числе с помощью , способны сформировать общий образ интерьера, привнести в него настроения и создать комфортную среду.

Стоит постараться объединить декор с функциональностью. Есть одна старая традиция — собираться всей семьёй за одним столом. Поэтому в центре столовой, гостиной или на кухне обязательно должна быть люстра. Кроме того, необходимо и дополнительное зональное освещение. Если говорить, например, об американской системе, то у них принято зональное освещение с многочисленными источниками локального света. Это позволяет подсветить отдельно ту или иную зону и сэкономить электроэнергию, однако не способствует объединению семьи.

Для нас же важнее, чтобы была душевная атмосфера, и потому люстры, потолочные светильники никогда не будут вытеснены общим техническим светом, так как люстра — самостоятельный элемент декора интерьера, яркий акцент, иногда и арт-объект, но всегда один из символов домашнего уюта.

Освещение позволяет управлять эмоциями людей

Свет и цвет тесно взаимосвязаны, при помощи изменения цвета можно управлять восприятием пространства. Цвет влияет на психологическое и физиологическое состояние человека, то есть организм настраивается на определённую атмосферу. Например, зелёный цвет успокаивает, а красный, наоборот, пробуждает внутренние силы, повышает активность.

Всем известно, что при холодном офисном освещении сотрудники выполняют работу гораздо эффективнее. То есть происходит воздействие на внутренние биоритмы человеческого организма, меняется его активность. Не стоит забывать, что влияние оказывает не только цвет, свет и световая «температура», но и световые сценарии, реализованные в интерьере. С помощью света мы можем сознательно создать то или иное настроение в помещении.

Например, для создания среды, комфортной для коммуникаций создается яркое равномерное освещение. Если необходимо вечером поработать и нужно сосредоточиться, то приглушаем общий свет и включаем настольную лампу. Чтобы в доме воцарилась праздничная атмосфера, расставляем световые акценты, используем гирлянды.

Декоративный свет может активно управлять нашим эмоциональным состоянием. При большую роль играет стиль интерьера. Важна и «температура» света. Работать лучше при дневном свете, а отдыхать — при тёплом. Например, хрусталь красиво играет в «холодных температурах» более 4000 К. К теплым относится «температура» в 2700 К. И это нужно учитывать.

Основные правила освещения жилых пространств

В любом жилом пространстве можно выделить три функциональных . Общее освещение , позволяющее осветить помещение целиком. Декоративное освещение , с помощью которого можно создать акценты, сделать интерьер более интересным. К декоративному освещению относятся торшеры, бра, светодиодная подсветка. Специальное освещение , выполняющее чёткую задачу: например, рабочее освещение письменного стола или кухонной поверхности. Вполне естественно, что необходимо все эти направления продумать и учесть.

Важна площадь освещения. Так, может показаться, что для комнаты в 18 м² достаточно светильника с тремя лампочками. Но простой математический подсчёт говорит о том, что люстра с лампочками накаливания даже в 100 Вт может осветить лишь площадь порядка 15 м². Поэтому необходимо учитывать светоотдачу выбранного прибора. Необходимо продумать комплекс освещения в целом, начиная с локального света для определённых зон и заканчивая функциональным и общим освещением.

Следует учитывать различные нюансы. Например, при использовании нежелательно, чтобы рожки люстры были направлены вверх. Что касается настольных или напольных светильников, тут необходимо разграничивать область их применения: одно дело — прибор для рабочей зоны и совсем другое — для зоны отдыха.

Рекомендуемая «температура» освещения для современных жилых помещений

На упаковке лампы производителем всегда указывается цветовая «температура». В жилых помещениях рекомендуют использовать источники света с тёплой «температурой», равной 2700-3000 К, что близко к спектру привычной нам лампы накаливания. Это касается и светодиодных, и галогенных, и компактных люминесцентных ламп. Источники с более высокой цветовой «температурой» могут доставлять дискомфорт излишней яркостью.

Также нужно обращать внимание не только на световую «температуру», но и на индекс цветопередачи Ra (см. ГОСТ Р54814-2011). Лампа накаливания имеет полный цветовой спектр, поэтому при ней мы видим все цвета без искажения (Ra = 100). Зачастую люди покупают энергосберегающие (люминесцентные) лампы с учётом световой «температуры», но без учёта цветопередачи. И в итоге получают неприятный для восприятия свет, серые оттенки; лицо в таком освещении приобретает землистый цвет — всё это результат использования лампы с низким коэффициентом цветопередачи. К сожалению, не все производители данный параметр указывают. Индекс Ra должен быть не меньше 80 — это значение, близкое к солнечному спектру.

Типы источников света

Лампа накаливания — это простой, доступный по цене источник. Его плюс — 100%-й индекс цветопередачи, недостатки: низкая световая отдача, показатель эффективности – не более 5м%.

Галогенная лампа накаливания . Достоинства: небольшая стоимость, более длительный срок службы, по сравнению с обычной лампой накаливания. Недостатки: требует наличие пускорегулирующего аппарата – трансформатора, который выпрямляет напряжение и понижает его до 12 В.

Компактная люминесцентная лампа (энергосберегающая). Достоинства: срок службы до 12 раз больше, а энергосбережение в 5 раз, чем у лампы накаливания. Недостатки: цветопередача колеблется между 80-90%, поэтому к ней применимы понятия «теплый» и «холодный» свет.

Светодиодная лампа . Её достоинства: длительный заявленный срок службы (до 50000 ч) и отличные показатели по энергосбережению. Недостатки: высокая стоимость и создание слепящего эффекта. Светоотдача светодиода большая, но площадь поверхности его маленькая, из-за чего при прямом взгляде на лампу свет режет глаза.

Выбор светодиодных светильников для интерьера

Существует простая формула расчёта мощности светодиодных ламп, эквивалентной мощности ламп накаливания: показатель потребляемой мощности умножают на 8-11 (в зависимости от значения энергоэффективности (КПД) лампы в целом). То есть светодиодный источник на 6 Вт ориентировочно светит, как 60-ваттная лампа накаливания: 6 Вт х 10 = 60 Вт. Но нужно учитывать и световой поток (его указывают в люменах). Это тот показатель, который влияет на конечную освещённость в помещении. Разные светодиодные лампы с одинаковой потребляемой мощностью дают разный световой поток. Чтобы не ошибиться, каким он будет у той или иной лампы, надо обращать внимание на величину в люменах.

Технические устройства для управления светом

Самое простое устройство для управления освещением — . Плавно регулировать яркость источников света помогают диммеры. Следует учесть, что не все источники имеют возможность диммирования – изменения яркости. На это надо обращать внимание при покупке, как осветительных приборов, так и источников света.

Помимо обычных выключателей существуют встраиваемые панельные системы с функцией программирования без подключения компьютера. К примеру, мы можем задиммировать в комнате световой прибор на необходимый уровень освещения, и сохранить в памяти панели эту настройку, присвоив данные значения определённой кнопке простым нажатием на неё. В дальнейшем при включении прибора он будет автоматически обеспечивать заданный уровень освещённости. В таких панелях может быть предусмотрено от 5 до 10 кнопок, позволяющих программировать как отдельные источники света, так и целые группы.

Компания PHILIPS выпустила недавно световой набор для домашнего использования под названием Hue, куда входят три светодиодные лампочки с цоколем Е27 и небольшой модем, через который лампочка соединяется со смартфоном. Установив бесплатное приложение, можно управлять освещением на расстоянии.

Появилось огромное количество осветительных приборов, которыми можно управлять через Wi-Fi с телефона. Нужно всего лишь приобрести специальный светильник, скачать и установить необходимое приложение.

Популярные новинки в интерьерном освещении

На первом месте идут медные абажуры (с блестящей или матовой поверхностью) как у современных, так и у классических светильников. Далее, комбинация цветов в арматуре, например золота и хрома, меди и хрома, гальванизированного золотого и матового сатинового. Теперь о проблеме сочетания элементов интерьера с осветительным прибором (скажем, ручки на мебели золотистые, а понравившийся светильник — хромовый) можно забыть.

Затем, контрастные провода. Иногда они не пластиковые, а тканевые, их можно назвать винтажными. Ещё одна «модная» тема — напольная лампа. Она меньше торшера, но больше настольной лампы. Набирают популярность светильники и с силиконовыми абажурами.

Стоит отметить и светильники в стиле лофт, предназначенные для свободных пространств, где много необработанных фактур, кирпича, бетона. Чаще это металлические приборы с открытым источником света. Для них не подходят светодиоды, и потому используют лампы накаливания.

Кроме того, в моде светильники, которые создают на стене или потолке некий узор, что выглядит очень эффектно. Еще один современный тренд — маленькие люстры вместо бра в спальне по бокам кровати.

Современные предпочтения в декоративном освещении

Все чаще покупатели стали интересоваться зональным освещением. Одна люстра в комнате — уже вчерашний день. Теперь люди покупают не только бра, но и торшеры, делают дополнительное внутреннее освещение технического характера. Появилось такое понятие, как архитектурный свет, — это гипсовые светильники, предполагающие прямо внутри стены. Такие приборы можно красить, оклеивать обоями, декорировать, что позволяет создавать световые зоны, интегрированные в интерьер в соответствии с его стилем.

Стоит упомянуть светильники, которые мы называем арт-объектами. В них сочетаются функциональность и декор. Это, например, зеркала, являющиеся одновременно и световыми приборами.

В связи с совершенствованием светодиодов и их доступностью у покупателей появилась возможность приобрести комплект необходимых элементов и самостоятельно собрать систему освещения. В Интернете есть множество роликов, демонстрирующих, как смастерить светильник из подручных материалов — из валенка, книги, старого зонтика и т. п. Сейчас это очень популярно.

Архитектурный свет

Сейчас в частном домостроении становится все более популярным архитектурный свет, ранее применяемый только для подсветки общественных зданий. Архитектурные системы освещения состоят из прожекторов, уличных светильников, светодиодных модулей, герметичной светодиодной ленты. Для начала необходимо иметь проект наружного освещения, созданный с учетом требований безопасности и степени защиты осветительных приборов от погодных факторов. Провода не должны быть видны на фасаде, поэтому их следует проложить до финишной отделки стен. Крепеж светильников тоже нужно сделать скрытым, чтобы он не портил экстерьер здания днем. Порой архитектурная подсветка способна удачно скрывать видимые дефекты дома и выгодно подчеркивать его достоинства.

Красота и уют интерьера во многом зависит от его правильного освещения. Любой дизайнерский проект начинается с этапа выбора осветительных приборов и проработки их расположения, так как в процессе оформления квартиры исправить эти детали будет уже сложно.

Понятие «световой дизайн» гораздо сложнее и многограннее, чем может показаться на первый взгляд. Он должен выставлять в выгодном свете достоинства помещения и скрывать его недостатки, делать его уютным и комфортным, подчеркивать индивидуальность хозяина.

Световой дизайн принято подразделять на три составляющие, каждой из которых отводится особая роль в создании стильного и гармоничного освещения интерьера.

  • Общий дизайн – является фоном, от которого стоит отталкиваться при проработке расположения других источников света.
  • Световая архитектура – подразделяется на внутреннюю, внешнюю и интерьерную. Определяет общую стилистику, делает световой дизайн более индивидуальным и выразительным.
  • Светодизайн – все то, что можно менять местами и перемещать. Наиболее пластичный элемент освещения, выражающий индивидуальность хозяина.

Обычно грамотный проект включает в себя все три элемента, ведь только их умелое сочетание способно создать интересный и стильный интерьер.

Красивый дизайн во многом зависит от освещения

Продумывать световой дизайн нужно осторожно

С помощью света можно выделить или скрыть элементы интерьера

Существует несколько видов освещения, каждое из которых имеет свои функции и правила выполнения:

Правильно подобранное освещение может изменить интерьер до неузнаваемости

Существует несколько видов освещения

Влияние освещения на эмоциональное состояние

От выбора светильников зависит не только внешний вид вашей квартиры, но и психическое и эмоциональное состояние ее обитателей. Ученые установили, что освещение, воздействующее на нас, обладает множеством свойств, которые могут приносить как пользу, так и вред.

    Желтый свет – классический вариант, от которого люди вряд ли когда-нибудь откажутся. Этот цвет создает атмосферу уюта и полезен для глаз.

    За счет белого освещения происходит повышение работоспособности человека. Но при слишком высокой резкости такого света наступает быстрое утомление.

    Красный заряжает энергией и бодростью, повышает давление.

    Оранжевый цвет провоцирует улучшение аппетита и увеличение пульса.

    Голубое сияние действует расслабляющее, а давление при этом понижается.

    Зеленое освещение используют в спальнях и детских комнатах. Оно успокаивает и расслабляет, а также очень комфортно для глаз.

    Фиолетовый и синий свет не используется для жилых помещений и комнат с длительным пребыванием. Эти цвета угнетают и действуют раздражающе.

Голубой свет поможет расслабится

У каждого цвета есть свое влияние на человека

От освещения может зависеть эмоциональное состояние

Как регулировать естественный свет

При прохождении через стекла и отражении от зеркал естественное освещение становится чересчур жестким и резким. Сгладить этот световой эффект можно с помощью полупрозрачных и ажурных преград – тюли и органзы. Рассеивая свет, они делают естественное освещение плавным и комфортным.

Еще один способ управления световым потоком, льющимся из окон – вертикальные жалюзи. Они делают его менее жестким, а при определенном повороте задают ему необходимое направление. С их помощью уровень освещенности помещения регулируется всего несколькими движениями рук.

Светом можно выделить нужные предметы в интерьере

В некоторых случаях можно обойтись и без естественного света

Принципы искусственного освещения

К освещенности любого пространства предъявляется множество санитарно-гигиенических требований, определенных различными ГОСТами и нормами. Изучать их можно долго и упорно, но удобнее будет ознакомиться лишь с наиболее важными из них.

Все значения в этой таблице являются лишь необходимым минимумом, верхних граничных значений никакие нормы не устанавливают.

Понятия КЕО и UGR знакомы далеко не каждому читателю. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и чем они отличаются друг от друга.

В спальне можно обойтись без сильных источников света. Достаточно будет нескольких светильников

Для каждого дизайна освещение стоит подбирать индивидуально

Существую некие нормы для освещения разных комнат

КЕО

Коэффициент естественной освещенности – это отношение естественной освещенности к общей. Параметр определяет долю естественного света, попадающего в пространство комнаты. Приведем простейший пример.

Пусть мы измерили освещенность посреди гостиной, и она составила 300 лк. Выйдем на открытый балкон смежный с этой комнатой, и измерим уровень освещенности там. Допустим, он составил 500 лк. Тогда КЕО будет рассчитываться как 300/500=0,6. Сравнивая этот показатель с табличным значением, приходим к выводу, что норме свет соответствует.

UGR

Коэффициент дискомфорта определяется международными стандартами и служит показателем жесткости света. Измеряется он в пределах от 1 до 100 и определяется поляризацией, когерентностью и спектром светового потока.

Говоря простыми словами, эта величина показывает, насколько мягок и благоприятен свет в комнате для человеческого глаза.

Освещением можно выделить некоторые предметы в интерьере

Если в комнате много естественного света, можно обойтись люстрой

Основные правила

Разобравшись с нормами, стоит поговорить и об основных правилах, которые отвечают уже не за отсутствие вреда здоровью человека, а за гармоничное эстетическое оформление интерьера.

    Световое оформление должно быть обязательно согласовано с цветом интерьера.

    Поток света визуально растягивает помещение, удлиняя его в сторону своего направления.

    Светлые помещения освещают равномерно, выполненные в темных тонах – каждую зону отдельно.

    В рабочей зоне идеальный свет – белый.

    Светлые предметы лучше подсвечивать цветным светом, а для ярких деталей выбирают светлое местное освещение.

    Насыщенных теней и отсутствия света в отдельных зонах лучше избегать.

Поток света визуально растягивает помещение, удлиняя его в сторону своего направления

В спальне можно обойтись люстрой и несколькими светильниками

Световое решение обязательно должно сочетаться с интерьером комнаты

Плюсы и минусы люстр

Наиболее распространенный вид светильников, который применяется в интерьере любой комнаты и стилистики – подвесные и потолочные люстры. В них используются разные типы ламп, они отличаются по стилю и конструкции, но наиболее важный параметр при выборе – это материал, из которого люстра изготовлена.

Материал

    Прочность, долговечность

    Легко поддается чистке

    Из-за большой массы люстра требует более прочного крепления к потолку

    Высокая стоимость

    Многообразие форм и расцветок

    Отсутствие деформаций

    Легкость чистки

    Хрупкость

    Экологичность

    Гармоничное сочетание с деревянной мебелью

    Требовательность к уходу

    Неустойчивость к воздействиям влаги

    Подверженность воздействию света

    Недолговечность

Хрусталь

    Роскошный презентабельный вид

    Создание игры света

    Высокая стоимость

    Хрупкость

    Минимальная стоимость

    Легкость

    Имеет свойство выгорать на свету

Текстиль

    Оригинальность

    Умеренная цена

    Недолговечность

    Маркость

    Неустойчивость к возгораниям

Люстры однозначно смотрятся достаточно стильно и обыгрывают общую стилистическую задумку интерьера, создавая вокруг себя атмосферу тепла и уюта, однако имеют они и минусы:

  • Затруднительный монтаж.
  • Сложности в уборке. Для того, чтобы хорошо почистить люстру, сначала придется выкручивать плафоны, а затем вкручивать их на место.
  • Высокая стоимость по сравнению с обычными светильниками.
  • Не подходят для комнат с низким потолком.
  • Маркость. Декоративные люстры, расположенные под потолком, собирают на себя много пыли из-за обилия подвесных элементов.

Не смотря на свою красоту они очень трудны в монтаже и уходе

Люстры смотрятся всегда очень стильно

Плюсы и минусы светильников

Последнее поколение светильников, пользующееся огромной популярностью – светодиодные или led-светильники. Их успех на рынке объясняется множеством преимуществ такого освещения:

    Долговечность. Срок службы более 50 тысяч часов.

    Энергосбережение.

    Экономичность.

    Высокий КПД.

    Возможность изменять цвет, яркость и температуру освещения.

    Компактные и гибкие модули, позволяющие реализовать множество дизайнерских задумок.

    Прочность.

    Экологичность.

    Безопасность. У таких светильников крайне низкий риск возгорания.

Относительно минусов светодиодного освещения стоит сказать следующее:

    Высокая стоимость может сначала напугать, однако она полностью компенсируется длительным сроком службы и экономичностью таких приборов.

    Необходим LED-драйвер для обеспечения питания прибора.

    Светодиоды имеют свойство терять яркость, и их свет становится более тусклым.

    Заменить перегоревший светодиод бывает проблематично.

С помощью светильников можно подсвечивать конкретные зоны

На данный момент очень популярны светодиодные светильники

Иногда светильники используют как элемент декора

Уличное освещение

Наружное освещение дома выполняется с декоративной, охранной или функциональной целью.

Функциональной подсветке принято уделять особое внимание в проекте, так как именно она отвечает за безопасное перемещение во дворе. Основными объектами являются садовые тропинки, ступени и крыльцо, а наиболее популярным решением – небольшие светильники на коротких ножках. Они отлично впишутся в любой ландшафтный дизайн и не займут много места, а в темное время суток отлично справятся со своей задачей.

Совет для самых экономных хозяев – использовать светильники на солнечных батареях, их выбор так же огромен.

Для экономии можно использовать светильники на солнечных батареях

Наружное освещение дома выполняется с декоративной, охранной или функциональной целью

Декоративная подсветка предназначена для того, чтобы с помощью света акцентировать внимание на самых привлекательных деталях вашего сада. Ее можно установить у фонтана, водоема, зоны отдыха или садовой скульптуры.

Правильно организованный световой дизайн интерьера способен творить настоящие чудеса, преобразовывая пространство, изменяя направление потока света и благотворно воздействуя на психику человека. Главное в погоне за стильным и современным проектом интерьера – соблюдать правила освещения и не забывать о собственном комфорте и здоровье.

Новые технологии предлагают новаторский подход, когда требуется эффектный дизайн освещения квартиры. Изящные плафоны и диоды на многоуровневых потолках вытесняют громоздкие люстры без намека на эстетику. Современное оформление освещенности городских квартир может соперничать с обликом оперного театра, ресторана или офиса преуспевающей компании с обложки журнала. При продуманном проекте в комнатах не останется темных уголков, даже без настольных ламп и торшеров, а расходы на электричество снизятся.

Освещение очень сильно влияет на зрительное восприятие пространства, от которого зависит комфорт и уют вашего дома

В проектировании жилья есть свои правила, которые в полной мере касаются и норм общего освещения. Важным условием комфорта остается степень освещенности. Она должна быть благоприятной для зрения и психологического состояния. Это разумный баланс количества осветительных приборов определенной мощности относительно площади рабочего пространства.

  • Хорошо освещенный кабинет держит разум в тонусе.
  • В гостиной при продуманном дизайне легко создать особую ауру, подчеркивающую стилистическое решение.
  • Если в экстравагантной ванной или спальне полумрак, то он неизбежно клонит в сон.
  • Грамотный подход в дизайне освещения прихожей сделает квартиру гостеприимной в восприятии визитеров.
  • В кухне с дополнительной подсветкой рабочей поверхности приятно готовить.
  • Мягкий свет в детской спальне не раздражает зрительные анализаторы малыша и дает возможность спокойно погрузиться в сон.

Для рабочего кабинета отлично подходят геометрические светильники с четкими линиями

Важно! Если допустить ошибки в проектировании, понадобятся дополнительные затраты на прокладывание скрытой электропроводки. Лучше сразу уменьшить или увеличить мощность, чем после ремонта сдирать обшивку из натурального дерева, камня и дорогих обоев.

Дополнительные источники света создают теплую атмосферу и делают пространство более мягким

Специалисты рекомендуют при стандартной планировке на каждые 5 «квадратов» площади пола использовать светильники суммарной мощностью 50-75 кВт. При высоких потолках можно и больше. Нормативы разработаны и выверены давно, но они адаптируются под современные технологии и дизайн освещения в квартире. Они помогают самостоятельно найти оптимальный режим, но суммарную мощность нужно разделить на общее количество светящихся точек.

Зеркала создают больше отражающих поверхностей, что значительно добавляет количество света в помещении и позволяет сократить число светильников и счета за электроэнергию

  • в 1-комнатной квартире до 30-40 кв.м. достаточно 7-8 осветительных приборов (3 потолочных, многорожковая люстра, 2-3 бра, настольная лампа и торшер);
  • в 2-комнатной достаточно 8-9 ламп;
  • в 3-комнатной – 10-11 точек;
  • если у вас 4-комнатная квартира, достаточно 11-12.

Люстра может использоваться для главного освещения

Современная квартира, в которой установлены натяжные потолки с точечной подсветкой и диодной лентой – другие нормы. Можно обойтись без люстры, но ее отсутствие компенсируют бра, мебельной подсветкой и другими видами локального (местного) освещения функциональных зон.

Мощность точечных светильников легко регулировать, они могут использоваться в качестве основного света или как фоновая подсветка

Общие правила дизайнерской концепции

  1. Правильный дизайн освещения в жилой комнате – понятие многогранное.
  2. Освещенность подбирается с учетом пользы для здоровья, она будет подчеркивать эстетику стилистики, заодно выполняя функциональные требования.
  3. Грамотное решение – альтернатива декору городской квартиры в минималистическом стиле, подчеркивающем тонкий вкус и яркую индивидуальность владельца.

Лампы с направленным светом применяются для подсветки конкретного места либо для корректировки площади помещения

Концепция подразумевает несколько составляющих.

1. Общее освещение (искусственное) Физиологически обоснованный фон, основа, которая представлена разными видами ламп.
2. Светодизайн интерьера Подобен подходу в выборе меблировки и текстиля для общей эстетики, отражает вкусы владельца, способ самовыражения через среду обитания. Предполагает перемещаемые объекты, высвечивающие объекты для обзора.
3. Световая архитектура Предполагает концепцию освещенности помещения, подразделяется на интерьерную, внутреннюю и внешнюю световую архитектуру в реализации стильного дизайна.
4. Естественная освещенность Важная составляющая, ее можно варьировать по времени суток, сезонности и расположению комнат. Лучи из окна приглушают жалюзи, рассеивает тюль и затеняют шторы. Его усиливают светлые стены, зеркальные и глянцевые поверхности, хромирование.
5. Направленный искусственный свет Вращающиеся проекторы и потолочные плафоны, настольные лампы, торшеры на штативе или гнущейся спиральной основе.
6. Декоративное дополнение Удобно пользоваться в рабочей зоне, для аквариумов, необычной мебели и экспозиций художественных произведений гостям.

Акцент на определенную зону комнаты легко сделать с помощью локального светильника

Важно! Различные осветительные приборы используются в организации современного дизайна освещения в комнате. Это “галогены”, лампы накаливания, люминесцентные трубки, точечные и ленточные диоды, оптоволоконные шнуры.

Освещение часто используется для разделения пространства, особенно это актуально маленьких квартир

Общее свет в каждой комнате – естественная составляющая, без нее невозможно рассматривать дизайнерскую концепцию. Цветовое решение стен компенсирует недостаток солнечных лучей или поглощает их избыток.

Управление освещением в дизайне квартиры подобно режиссуре и оформлению декораций, но для этого нужны определенные инструменты, которым пользуется любой режиссер-осветитель. Свет может быть:

  • естественным;
  • рассеянным;
  • отраженным;
  • усиленным;
  • смягченным.

Прозрачные плафоны не “съедают” свет в отличие от матовых, а для создание нужных эффектов можно использовать цветные абажуры

Типология освещения

  1. Многоуровневое освещение – альтернатива светодизайну без люстры. Учитывается зонирование и функциональность каждого участка, угла или зоны. Это возможность высветлить необходимые места и обойтись без затрат на общее освещение. Дополнительная регулировка используется для включения/выключения на основе «умных» опций и пульта (дисплея) дистанционного управления.
  2. Для поверхности стен применяются всевозможные бра. Экономично и удобно, когда требуется осветить зеркало, нишу гардероба, поворот длинного коридора или начало спуска с лестницы в частном доме.
  3. Нижний свет пока редко используется в жилых схемах, но это не прихоть или экстравагантное решение. Дополнительная проработка площади пола сбалансирует распределение лучей. Нередко монтируют светодиодную ленту или неоновую трубку у плинтуса. В ванной комнате и прихожей оригинально смотрится дорожка из стеклянной плитки с вставленными под них лампами, включаемыми, когда на них ступаешь.
  4. Для смены вектора по мере необходимости применимы поворотные, подвижные и перемещаемые лампы и диоды. Это трековые системы, поворотные бра и люстры с вращаемыми рожками, как на фото.

Для местного освещения удобно использовать управляемые светильники с приглушенным фоновым светом

Внимание!При удачном сочетании всех разновидностей получается компенсации недостатка света с минимальной нагрузкой на зрение.

Смешанное освещение из различного рода светильников буквально преображает комнату, превращая её в сияние огней

  • Плафоны для коррекции общего света располагают под потолком в центре комнаты (для равномерного рассеивания). Вместо люстры легко распределить подсветку на 4 стенах и многоуровневых потолках.
  • Рабочие зоны должны равномерно освещаться, нежелательно оставлять темные углы и глубокие теневые участки, даже если их редко посещают. Рабочий свет лучше комбинированный – белый с желтым спектром (уточняйте при покупке в магазине).
  • Для декоративного освещения подойдет цветная подсветка, например, светодиодной лентой или шнурами, которыми можно выкладывать надписи или фигуры на стенах.
  • Комнатным растениям для полноценного развития нужны специальные фитолампы, особенно если это обитатели тропиков и южных широт.
  • Аквариумные гидрофиты подсвечивают «белыми» или универсальными люминесцентными лампами на специальной крышке, в сочетании с диодами и лампами накаливания с мягким желтым светом. Они нагревают поверхность декоративной крышки, поэтому их помещают на расстоянии, а днище выстилают фольгой.
  • С помощью перфорированных плафонов бра и потолочных абажуров можно получить красивый ажурный теневой рисунок. Но отделку подбирайте гладкую и однотонную, чтобы фактура не искажала замысловатое изображение.
  • Местное или локальное свечение обязано выгодно подчеркивать определенные объекты и детали интерьера, в определенной мере усиливая или заменяя декор.
  • В рабочей зоне, где читают, готовят еду или занимаются у компьютера, нужна локальная подсветка. Интенсивность должна быть благоприятна для глаз, тот случай, когда не стоит экономить на здоровье.

Простой напольный светильник, но как подходит к окружающему интерьеру

Важно! При обустройстве любой точки помните о некотором количестве выделяемого тепла – облицовка не должна перегреваться до воспламенения. Учитывайте физиологические нормы – недостаток освещенности угнетает рабочую активность и расслабляет зрительный нерв.

Для натяжных потолков оптимально подходят встроенные светильники на светодиодных лампах

Многогранность современных решений в светодизайне

В любом помещении общее освещение должно грамотно сочетаться с рабочим и акцентным, локальным и комбинированным. У них есть свои подтипы и разновидности. Если общее должно, скажем так, избавлять от темноты в целом, то у остальных приборов функция – высвечивать отдельные элементы. Это достигается с помощью различных источников света в комнате, независимо от общего дизайна.

Светодиодное освещение в интерьере гостиной

Разновидности источников искусственного света:

  1. Светодиодные лампы – современная альтернатива классическим «лампочкам Ильича», применение которых сегодня дорого обходится.
  2. Лампы накаливания считают архаичными, но они дают минимальную нагрузку на зрение, а их спектр максимально имитирует солнечные лучи.
  3. Энергосберегающие – вполне экономичные лампы, но их частое мерцание утомляет зрение, предлагаются с «теплым» и «холодным» спектром.
  4. Люминесцентные чаще всего используются для торговых и промышленных площадей, но и в «студийках» без стен эти лампы находят достойное применение (имитация дневного света).
  5. Светоизлучающие шнуры «дюралайт» на основе светодиодов – отличный способ декорирования отдельных элементов интерьера и внешнего освещения, дополняя оригинальный дизайн света в квартире.
  6. Яркие галогены имеют разные оттенки света, эти лампы широко используются в декорировании пространства.

Светодиодные ленты позволяют организовать любые варианты декоративной подсветки потолка, стен и предметов мебели

При расчетах общей интенсивности учитывается решение натяжных потолков. Дизайн освещения в спальне и гостиной с помощью многоуровневых конструкций самодостаточен, за исключением добавления приборов для локальных зон.

Дизайн подсветки отдельных помещений: просто и сложно

Свет – это не только функционально, но и красиво. Именитые дизайнеры и архитекторы обязательно возьмут во внимание эту важную составляющую, взявшись за новый проект. Грамотный проект сделает пребывание в доме комфортным, поможет визуальной коррекции пространства.

У каждого светильника в комнате должно быть свое предназначение

Некоторые элементы можно затенить, другие – высветить и привлечь к ним максимум внимания, направленным светом задается определенный вектор, чтобы «отодвинуть» или «приблизить» объект в интерьере. Мягкий неоновый свет создает необычный эффект при включении со стороны изголовья кровати, задника мягкой мебели, плазменной панели или по периметру «парящего» потолка. При этом можно не пользоваться люстрой или другим «классическим» источником общего света.

Свет в прихожей обычно полностью искусственный, в квартире входная дверь удалена от всех окон. Можно ограничиться одной светящейся точкой у потолка, если это крохотное помещение. В прихожей, объединенной с коридором, делают 3-4 неярких светильника или бра по всему проходу. В декоративных целях можно светодиодной лентой оформить плинтус и потолочный карниз. Желательно снабдить подсветкой зеркало и внутреннее пространство шкафа для одежды. В длинном коридоре будет уместна светящаяся дорожка на полу, а в просторном помещении – натяжной потолок с красивым светодизайном.

Чтобы укоротить вытянутую прихожую, можно разместить встроенные светильники по потолку и направить свет вниз

Спальня – особенная комната, где уместна интимная атмосфера, которую, в наибольшей мере, создает игра света и тени. Оформление зависит от размеров спальни, стилистики интерьера и конфигурации мебели. В классическом варианте используется изящная потолочная люстра и 2 бра (по обе стороны кровати), в современном – многообразие натяжных потолков и диодной подсветки (у зеркала и изголовья кровати). Нередко сочетают потолок с эффектом «звездное небо» и перфорированные бра с ажурными отблесками на стене. Некоторым в спальне нравится полумрак. Но не обязательно ограничиваться этими идеями, решение зависит от стилистики и общей дизайнерской концепции, как на фото.

В спальне уместен приглушенный свет

В современной гостиной основной дизайн освещения квартиры отводится натяжным или многоуровневым потолкам. Если в классическом варианте обыгрывается цвет потолка и форма люстры, то новые решения в век высоких технологий ничем не ограничены. Купите относительной простой светильник, переключаемый с пульта дистанционного управления, или подбирайте комбинированное освещение с нижней подсветкой мебели.

В гостиной используют несколько типов светильников в соответствии со стилевым направлением помещения

Ванная комната и санузел – особое помещение, где можно поэкспериментировать с освещением, которое недопустимо в жилом помещении. Попробуйте постепенно включающиеся и гаснущие светильники, включение от хлопка и другое. Важно учесть, что это место с повышенной влажностью, проводка, светильники и плафоны должны быть максимально герметичные. Уместны диоды у зеркала и ванной. У дорогих джакузи это опция по умолчанию.

В ванной нужен достаточно яркий свет, но не резкий. Подойдут встроенные в потолок матовые светильники и пара приборов для подсветки зеркала

Свет в кухне предполагает несколько зон, имеющих экономичную локальную подсветку. Это рабочая плоскость, и место приема пищи, помимо общего света. Некоторым нравятся большие плафоны, спускающиеся с потолка к обеденному столу. В современной кухне можно сделать раму у потолка с направленными векторами лучей. Оригинально смотрится газовая плита с духовым шкафом, имеющим подсветку – можно с гостями наблюдать за процессом жарки курицы, вращаемой на гриле. Дополнительно уместны диоды у барной стойки и над мойкой.

На кухне направленная подсветка рабочих зон комбинируется с рассеянным светом над общим пространством

Мягкий свет в детской спальне – основа дизайна для этого помещения. Слишком яркие лучи резкие для зрения малыша, раздражают психику. А недостаток может провоцировать близорукость, если дети любят писать, читать и рисовать по вечерам. В местах, где делают уроки или занимаются у компьютера, обязательно организовать локальную подсветку. Оригинальный ночник на детскую тематику избавить от страха перед темнотой в ночные часы, но он не мешает сну, если разместить с противоположной стороны от глаз малыша.

В детской комнате нужен высокий уровень освещения, но без ярких лучей

В квартире-студии все зависит от локальных зон, но лучше, если это нашло отражение в дизайне потолочной конструкции. Изюминкой концепции может сталь любой акцент, но не забывайте, что у каждой функциональной зоны должна быть контролируемая мощность и интенсивность лучей. При большой площади уместны выключатели из разных точек на общий свет или пульт ДУ.

К основному общему свету добавляется дополнительная подсветка отдельных зон

Напоследок ещё один важный момент – как бы не было идеально организованно искусственное освещение, не стоит забывать о естественном свете, играющим весомую роль в дизайне жилого помещения

Предложенные примеры на фото помогут взять на вооружение идеи, применяемые профессионалами.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари