Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образец синтаксического разбора сложного предложения. В предложениях с обособленными членами речи

Порядок синтаксического разбора простого предложения

1. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).

2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

3. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

4. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

5. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.


Образцы разбора

1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Грамматическая основа - костер светит мой , выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане , выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в .

Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка.

2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

Грамматическая основа - сады пахнут . Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые , выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января , выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в , и обстоятельство образа действия хорошо , выраженное наречием.

Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.

Способы подчеркивания членов предложения

При разборе предложения по членам используются стандартные подчеркивания: одна черта для подлежащего, две черты для сказуемого, пунктирная линия для дополнения, волнистая линия для определения, чередование точек и тире для обстоятельства.

В некоторых школах главный член односоставного предложения подчеркивают тремя чертами, однако более распространенным является такое подчеркивание, при котором главный член назывного предложения отмечается как подлежащее, а главные члены других односоставных предложений - как сказуемые.

При подчеркивании второстепенных членов предложения целесообразно руководствоваться следующими принципами.

Обособленный член предложения подчеркивается как единый член.

Соответственно необособленные члены должны быть подчеркнуты максимально дробно в соответствии с задаваемыми к ним вопросами.

Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения

Как известно из морфологии, служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бывают связаны определенные проблемы.

Союзы не являются членами предложения и при соединении однородных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения.

Во-первы х, это сравнительные союзы в составе сравнительных оборотов, например: Гладь залива была как зеркало .

Во-вторых , это союзы в составе обособленных членов предложения, например: Останавливаясь часто и надолго , мы добрались до места только на третьи сутки .

Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены предложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определенное значение.

Поэтому принято подчеркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится. При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разделены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата . В этом случае ошибкой будет подчеркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчеркивание должно быть следующим: вместо старшего брата .

Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчеркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позвонит !

Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчеркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь.

Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых частиц.

Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их кружком, а предлоги - треугольником. Такое выделение не является общепринятым.

Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчеркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчеркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».

Описание осложняющих членов предложения

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение, поскольку и прямая речь, и вставное предложение имеет собственную цель высказывания и интонацию, которая может не совпадать с целью высказывания и интонацией самого предложения.

Так, например , предложение Он с возмущением спросил: «Долго вы еще будете копаться?!» следует разбирать следующим образом: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено прямой речью. Прямая речь представляет собой предложение вопросительное, восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.

Причастный оборот осложняет предложение только в том случае, если он обособлен. При этом в описании следует указывать на осложнение не причастным оборотом, а обособленным определением; в скобках возможно, но не обязательно указание на то, что оно выражено причастным оборотом.

Сравнительный оборот может быть любым членом предложения - сказуемым (Этот парк как лес ), обстоятельством (Дождь лил как из ведра ), дополнением (Петя рисует лучше, чем Антон ), определением (Он почти такой же, как его брат ). При этом сравнительный оборот может быть как обособленным, так и необособленным. Осложнение вызывает только обособленный сравнительный оборот, причем, как и в случае с причастным оборотом, необходимо указывать на осложнение обособленным обстоятельством, дополнением или определением.

Как осложняющие структуру предложения описываются также однородные члены, вводные слова и предложения, обращения.

Некоторую сложность представляют предложения с однородными сказуемыми. В школьной и довузовской практике считается, что двусоставное предложение, в котором подлежащее употреблено с несколькими сказуемыми, является простым предложением, осложненным однородными сказуемыми. В односоставном же предложении столько частей, сколько в нем сказуемых, за исключением случаев, когда в структуре сказуемого представлены однородные части.

Например: Я обиделся и не захотел ему отвечать - простое двусоставное предложение с однородными сказуемыми.

Мне стало обидно и не захотелось ему отвечать - сложное предложение.

Мне стало грустно и одиноко - простое односоставное (безличное) предложение с однородными частями сказуемого.

Односоставные предложения

При разборе односоставных предложений учащиеся часто допускают различные ошибки.

Первый тип ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений.

Как уже было сказано, определенно-личное предложение мы диагностируем по форме главного члена: сказуемое в нем выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы :

Иду, иду, а до леса никак не дойду.

Особенность глагольных форм с морфологическим признаком 1 и 2 лица заключается в том, что каждая из этих форм может «обслуживать» одно-единственное подлежащее: форма с окончанием -у (ид-у ) - местоимение я, форма с окончание -ешь/-ишь (ид-ешь ) - местоимение ты, форма с -ем/-им (ид-ем ) - местоимение мы, форма с -ете/-ите (ид-ете ) - местоимение вы. Формы 1 и 2 лица повелительного наклонения также однозначно указывают на лицо, являющееся производителем действия.

Поскольку морфологический признак лица представлен у глагола только в указанных формах, предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения считаются двусоставными неполными, например:

Шел, шел, но до леса так и не дошел.

В этом предложении форма сказуемого никак не указывает на производителя действия.

Даже если из предыдущего контекста ясно, что производителем действия является говорящий (говорящие) или слушающий (слушающие), предложения или части сложного предложения без подлежащего со сказуемым в прошедшем времени или в условном наклонении должны быть охарактеризованы как двусоставные неполные, поскольку информация о производителе действия извлекается не из самого предложения, а из предшествующего контекста, что, собственно говоря, и является показателем неполноты предложения или его части; смотрите, например , вторую часть сложного предложения:

Я бы тебе помог, если бы знал как.

В неопределённо-личных предложениях, как уже было сказано, главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:

Тебе звонят / звонили / пусть звонят / звонили бы.

Не являются неопределенно-личными такие предложения без подлежащего со сказуемым в указанных формах, в котором производитель действия известен из предыдущего контекста; смотрите, например , второе предложение в следующем контексте:

Мы вышли из лесу и попытались сориентироваться на местности. Потом пошли по тропинке вправо.

Такие предложения также являются двусоставными неполными.

Таким образом, при характеризации предложения как односоставного определенно-личного необходимо помнить об ограничениях на форму сказуемого, при диагностировании предложения как неопределенно-личного необходимо учитывать также и значение - указание на то, что производитель действия неизвестен.

К обобщенно-личным односоставным предложения относят не все односоставные предложения, сообщающие о действии, которое может быть приписано всем и каждому, а только те из них, в которых сказуемое выражено формой 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или формой 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:

Лес рубят - щепки летят.

Однако в обобщенно-личном значении могут употребляться и определенно-личные предложения с главным членом в форме 1 лица и безличные предложения: Что имеем - не храним, потерявши - плачем; Волков бояться - в лес не ходить . Тем не менее такие предложения не принято характеризовать как обобщенно-личные.

Наибольшие сложности связаны с разбором безличного предложения.

Значительную сложность представляет определение состава главных членов в предложениях типа Нам было очень весело кататься с этой горки , т. е. в предложениях, имеющих в своем составе связку, именную часть и инфинитив. Есть две традиции в разборе таких предложений.

Существует мнение, что при характеристике таких предложений как безличных или как двусоставных важна не последовательность компонентов (инфинитив в начале предложения или после связки и именной части), а значение именной части сказуемого.

Так, если в именной части употреблено наречие со значением состояния, которое испытывает производитель действия (весело, грустно, жарко, холодно и др.), то это односоставное безличное предложение:

Было весело кататься с этой горки.
Кататься с этой горки было весело.

Если же в именной части употреблено слово со значением положительной или отрицательной оценки (хорошо, плохо, вредно, полезно и др.), то перед нами двусоставное предложение с подлежащим, выраженным инфинитивом:

Ему было вредно курить.
Курить ему было вредно.

Согласно другой лингвистической традиции, характеристика предложения такого типа зависит от порядка слов в нем, а не от значения слова в именной части. Если инфинитив стоит до связки и именной части, то он, при относительно свободном порядке слов в русском языке, обозначает предмет сообщения и является подлежащим:

Курить ему было вредно.

Если же инфинитив следует за связкой и именной частью, то перед нами безличное предложение:

Ему было вредно курить.

В отношении безличных предложений необходимо также отметить следующее: не безличными, а двусоставными неполными принято считать части сложного предложения, позиция подлежащего в которых замещена придаточным изъяснительным или прямой речью, например :

Было слышно, как скрипнула калитк а (сравните: Это было слышно ).

«Я пропал», - пронеслось у меня в голове (сравните: Это пронеслось у меня в голове ).

Такие предложения без придаточной части или прямой речи теряют всякий смысл, не употребляются, что и является критерием неполноты предложения. Так, предложения *Было слышно или *Пронеслось у меня в голове не могут быть поняты и не употребляются.

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;

б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ]. (М. Булгаков) - , и .

в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена ] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - , и ; [Становилось жарко ], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было ], и [им пришлось стоять ] (В. Распутин) - , и .

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит ] (Н. Языков [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит ], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)

То , то ; Не то [светало ], не то [темнело ] (Ю. Герман) - Не то , не то (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются ], а [люди могут обмануться ] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они , конечно, не знают меня], да \я-то их знаю ] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал ], зато [находило на него временами дикое упрямство ] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась ], только [чуть-чуть шевелились брови ] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март ], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)

4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [ Cm не то что жесток , но [он слишком де ятельного характера ] (Л. Толстой) - не то что , но ; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели , заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только , но и .

5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком ], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось , правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Схема разбора сложносочинённого предложения

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Образец разбора сложносочинённого предложения

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, крупный дождь ] (Л. Толстой).

То , то .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).

И , и .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.

Слова и словосочетания - это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь. Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения.

Правила разбора словосочетаний

Анализ определенного словосочетания, взятого из контекста, является относительно простым в разделе синтаксиса русского языка. Для того чтобы его произвести, определяют, какое из слов выступает главным, а какое - зависимым, и определяют, к какой части речи каждое из них относится. Далее необходимо определить синтаксическую связь между этими словами. Всего их выделяют три:

  • Согласование - это своего рода подчинительная связь, при которой род, число и падеж для всех элементов словосочетания определяет главное слово. Например: отдаляющийся поезд, летящая комета, светящее солнце.
  • Управление также является одним из видов подчинительной связи, оно может быть сильным (когда падежная связь слов необходима) и слабым (когда падеж зависимого слова не предопределен). Например: поливать цветы - поливать из лейки; освобождение города - освобождение армией.
  • Примыкание - это также подчинительный вид связи, однако он относится лишь к неизменяемым и не склоняемым по падежам словам. Зависимость такие слова выражают лишь смыслом. Например: езда верхом, непривычно грустный, очень страшно.

Пример синтаксического разбора словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетания должен выглядеть примерно так: «красиво говорит»; главное слово - «говорит», зависимое - «красиво». Эту связь определяют посредством вопроса: говорит (как?) красиво. Слово «говорит» использовано в настоящем времени в единственном числе и третьем лице. Слово «красиво» - это наречие, а потому в данном словосочетании выражается синтаксическая связь - примыкание.

Схема синтаксического разбора простого предложения

Синтаксический разбор предложения немного похож на анализ словосочетания. Состоит он из нескольких этапов, которые позволят изучить структуру и отношение всех составляющих его компонентов:

  1. В первую очередь определяют цель высказывания отдельно взятого предложения, все они делятся на три вида: повествовательные, вопросительные и восклицательные, или побудительные. Для каждого из них характерен свой знак. Так, в конце повествовательного предложения, рассказывающего о каком-либо событии, стоит точка; после вопроса, естественно, - вопросительный знак, а в конце побудительного - восклицательный.
  2. Далее следует выделить грамматическую основу предложения - подлежащее и сказуемое.
  3. Следующий этап - описание строения предложения. Оно может быть односоставное с одним из главных членов или двусоставное с полной грамматической основой. В первом случае дополнительно нужно указать, каким именно предложение является по характеру грамматической основы: глагольным или назывным. А далее определить, есть ли в структуре высказывания второстепенные члены, и указать, распространенное оно или нет. На этом этапе также следует указать, осложненное ли предложение. Осложнениями считают однородные члены, обращения, обороты и вводные слова.
  4. Далее синтаксический разбор предложения предусматривает разбор всех слов по их принадлежности к частям речи, роду, числу и падежу.
  5. Завершающий этап - объяснение поставленных в предложении знаков препинания.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Теория теорией, но без практики нельзя закрепить ни одной темы. Именно поэтому в школьной программе много времени уделяется синтаксическим разборам словосочетаний и предложений. И для тренировки можно брать самые простые предложения. Например: "Девушка лежала на пляже и слушала прибой".

  1. Предложение повествовательное и невосклицательное.
  2. Главные члены предложения: девушка - подлежащее, лежала, слушала - сказуемые.
  3. Данное предложение двусоставное, полное и распространенное. В качестве осложнений выступают однородные сказуемые.
  4. Разбор всех слов предложения:
  • «девушка» - выступает в роли подлежащего и является существительным женского рода в единственном числе и именительном падеже;
  • «лежала» - в предложении является сказуемым, относится к глаголам, имеет женский род, единственное число и прошедшее время;
  • «на» - это предлог, служит для связи слов;
  • «пляже» - отвечает на вопрос «где?» и является обстоятельством, в предложении выражено существительным мужского рода в предложном падеже и единственном числе;
  • «и» - союз, служит для соединения слов;
  • «слушала» - второе сказуемое, глагол женского рода в прошедшем времени и единственном числе;
  • «прибой» - в предложении является дополнением, относится к имени существительному, имеет мужской род, единственное число и употреблено в винительном падеже.

Обозначение частей предложения на письме

При синтаксическом разборе словосочетаний и предложений используются условные подчеркивания, которые обозначают принадлежность слов к тому или иному члену предложения. Так, например, подлежащее подчеркивают одной линией, сказуемое - двумя, определение обозначают волнистой линией, дополнение - пунктиром, обстоятельство - пунктиром с точкой. Для того чтобы правильно определить, какой именно член предложения перед нами, следует поставить к нему вопрос от одной из частей грамматической основы. К примеру, на вопросы имени прилагательного отвечает определение, дополнение определяется вопросами косвенных падежей, обстоятельство указывает на место, время и причину и отвечает на вопросы: "где?" "откуда?" и "почему?"

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора сложного предложения немного отличается от вышеприведенных примеров, а потому не должен вызвать особых трудностей. Однако все должно быть по порядку, и поэтому учитель усложняет задачу лишь после того, как дети научились разбирать простые предложения. Для проведения анализа предлагается сложное высказывание, которое имеет несколько грамматических основ. И здесь следует придерживаться такой схемы:

  1. Сначала определяют цель высказывания и эмоциональную окраску.
  2. Далее выделяют грамматические основы в предложении.
  3. Следующий шаг - определение связи, которая может осуществляться при помощи союза или без него.
  4. Далее следует указать, посредством какой связи соединены две грамматических основы в предложении. Это могут быть интонация, а также сочинительные или подчинительные союзы. И тут же сделать вывод, каким является предложение: сложносочиненным, сложноподчиненным или бессоюзным.
  5. Следующий этап разбора - это синтаксический анализ предложения по его частям. Производят его по схеме для простого предложения.
  6. В заключение анализа следует построить схему предложения, на которой будет видна связь всех его частей.

Связь частей сложного предложения

Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:

  • Сложносочиненные предложения, соединенные посредством союзов а, и, или, то, но . Как правило, обе части в таком высказывании равноправны. Например: "Солнце светило, а облака плыли".
  • Сложноподчиненные предложения, в которых используются такие союзы и союзные слова: чтобы, как, если, где, куда, так как, хотя и другие. В таких предложениях всегда одна часть зависит от другой. Например: "Солнечные лучи заполнят комнату, как только пройдет туча".

1. Вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы.

3. Выделяем главную и придаточные части. Определяем тип подчинения (последовательное, однородное, неоднородное, комбинированное).

5. Объясняем постановку знаков препинания в предложении.

Отецтолковал мне , (о чем?) что вся степная птицапрячется по низким ложбинкам, (каким?) где трававыше и гуще .

1) Повествовательное, невосклицательное.

2) Первая грамматическая основа отец () толковал (гл. прош. вр., изъявит. н., м.р., ед. ч.). Вторая грамматическая основа птица (сущ., Им. п.) прячется (гл. наст. вр., изъявит. н., ж.р., ед. ч.). Третья грамматическая основа трава (сущ., Им. п.) выше и гуще (кр. прил.).

3) В предложении 3 грамматические основы, следовательно, оно сложное. Первая часть предложения – главная. 1-я и 2-я части соединены подчинительным союзом что . 2-я и 3-я соединены союзным словом где . Придаточное 1-ой степени является изъявительным, 2-ой степени – определительным. Это СПП с последовательным подчинением.

, что (), (где ).

5) Придаточные предложения выделены запятыми.

Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, части которого объединены в одно целое. Части БСП соединены только интонацией и соотношением форм времени и вида глаголов. В таких предложениях отсутствуют союзы и союзные слова.

Знаки препинания в БСП

1. Запятая ставится, если между частями БСП наблюдаются отношения перечисления событий, действия происходят одновременно или одно за другим (запятая = союзы И, ИЛИ):

2. Точка с запятой ставится, если:

Между частями предложения наблюдаются отношения перечисления или одновременности;

Части предложений распространены и имеют внутри запятые.

3. Двоеточие ставится, если:

а) вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части (двоеточие = союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК):

б) вторая часть предложения раскрывает содержание первой части (двоеточие = А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ):

в) вторая часть дополняет содержание первой (двоеточие = И УВИДЕЛ, ЧТО…; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО….):

4. Тире ставится, если:

а) в частях предложения отражена быстрая смена событий или неожиданный результат:

б) в первой части предложения обозначено время или условие того, о чём говорится во второй части (тире = союзы КОГДА, ТО…; ЕСЛИ, ТО…):

д) вторая часть предложения заключает в себе следствие, вывод из первой части (тире = союз ТАК ЧТО):

Синтаксический разбор БСП

1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы предложения.

3.Устанавливаем смысловые отношения между частями предложения. Объясняем постановку знаков препинания.

4. Строим графическую схему предложения.

Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды .

1) Невосклицательное, повествовательное.

2) В первой части предложения грамматическая основа ландыши созрели . Подлежащее ландыши созрели

Во второй части грамматическая основа висели ягоды . Подлежащее ягоды (сущ., Им.п.), простое глагольное сказуемое висели (гл. изъявит. н., прош. вр., мн. ч.).

3) В предложении 2 грамматические основы, поэтому оно сложное. Во второй части предложения раскрывается следствие того, о чём говорится в первом: Ландыши созрели, поэтому меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды . Между частями предложения ставится тире, поэтому предложение бессоюзное.

4) Схема предложения: - .

Главные члены предложения

Понятие

Главные члены предложения – это члены предложения, составляющие грамматическую основу предложения . В грамматической основе должен быть минимум один главный член, тогда предложение называют односоставным. К ним главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

Цель : повторить ранее пройденный учебный материал поСПП сразличными видами придаточных.

Задачи :

1. совершенствовать орфографические ипунктуационные навыки; развивать аналитические умения всинтаксическом разборе СПП;
2. развивать исовершенствовать умения инавыки уч-ся посоставлению схем СПП исинтаксического разбора данных предложений;
3. воспитывать у учащихся чувства патриотизма кРодине иуважения кокружающим людям

Форма работы: фронтальная, групповая (домашнее задание)

Оборудование : учебник « Русский язык» ( Э. Д. Сулейменова , З. К. Сабитова , Алматы « Атамра» , 2009), карточки, компьютер (презентация)

Ход урока:

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. (Бахтияр рассказывает стихотворение)

Нимало несвете невиданных стран
Чудесных, богатых, красивых,
Нодорог сердцу лишь ты, Казахстан,
Давший мне жизнь исилы!
Ведь здесь проживает особый народ-
Соткрытой ищедрой душою
Ивдни изобилия, ивгоды невзгод
Мывместе, мырядом стобою.
Мне дорог воздух вольных степей,
Как символ свободы пьянящей!
Тыстал независим, мой Казахстан,
Как внебе орел парящий!
Так пусть твой богатый игордый народ
Незнает нивойн, нинапастей!
Пусть вмире, согласие идружбе живет
Икаждый пусть будет счастлив!!!

Спасибо, Бахтияр, запожелание. Иявам, ребята, предлагаю пожелать что-нибудь друг другу, т. к. выявляетесь нетолько одноклассниками, ноещё идрузьями. (Пожелания уч-ся друг другу)

Спасибо! Вот стакими хорошими пожеланиями ихорошим настроением мыначнём урок.

ІІ. 1) Настрой учащихся наработу

Ияподобрала девиз, под которым мысвами сегодня будем работать:

Ошибок непугайся,
Сошибками справляйся,
Найти верный путь всегда готовым будь.

Так как при изучении нового материала, атакже при повторении мычастенько делаем ошибки, будем стараться ихнесовершать.

Укаждого настоле лежит листочек, накотором выделены элементы нашего урока, напротяжении всей нашей работы япопрошу вас ставить минусы напротив тех заданий, где увас будут ошибки илиже где увас возникнут вопросы. Договорились?

Задачи нашего урока заключаются в том, что мы закрепим весь пройденный материал, связанный со СПП, и будем развивать наши навыки в устном и письменном анализе данных предложений.

2) Орфографическая разминка

Нам нужно немного размяться, и поэтому вначале проведём с вами небольшую орфографическую разминку. Запишем число, классная работа. Кто желает выйти к доске?

1) невежда (неуч, малограмотный), неверие (безбожие, безверие, отрицание), невзгода (беда), невежа (грубый, невоспитанный), недуг (болезнь), недотёпа (неуклюжий, неловкий), небрежность (безалаберность), ненастье (непогода, распогодье), ненависть (вражда, отвращение), неряха (беззаботный, грязный), незнайка () - не употребляются без не

2) несчастье (беда, горе) - счастье; непорядок (беспорядок) - порядок; нездоровье (болезнь) - здоровье; невежливость (грубость) - вежливость; недоверие (подозрительность) - доверие; неодобрение (порицание) - одобрение; независимость (свобода) - зависимость; невнимательность (небрежность) - внимательность; необразованность (глупость) - образованность

Почему я разделила эти сущ.на 2 группы? (разные правила). Прокомментируйте.

Подобрать ко второй группе сущ.синонимы.

Что мы сейчас вспомнили с вами? (правописание не с сущ., а также синонимы)

3) Проверка домашнего задания

А теперь проверим ваше дом.задание. Вы должны были подготовить на сегодняшнее занятие презентацию (анализ СПП с любым типом придаточного), и работали вы в парах. И так начнём, кто желает?

Вопросы учителя к презентации:

1. Может ли один и тот же союз использоваться в разных типах придаточных? Как вы будете определять тип придаточных? Умеете ли вы задавать вопросы?

2. Чем придаточное определительное отличается от придаточного изъяснительного?

4) Повторение придаточных предложений (уст.раб.)

Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаёте вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.

Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (изъян.)

Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд. (цели)

Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (определ.)

У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком умным. (уступки)

У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской. (следствия)

Если бы знал все последствия, не полез бы в воду. (условия)

Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (места)

Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (времени)

А сейчас на повторении выполним цифровой диктант (взаимопроверка).

1. Это СПП с двумя придаточными.
да - 1 нет - 0
2. , (потому что, (сколько),). Эта схема данного предложения: Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько не смотрел, она всё поднималась.
3. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Это СПП с параллельным подчинением.
да - 1 нет - 0
4. Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются. Это СПП с придаточным уступки.
да - 1 нет - 0
5. Это СПП с придаточным условия.
да - 1 нет - 0
6.Решено было идти завтра, если дождь перестанет. Придаточное предложение расположено после главного.
да - 1 нет - 0
7. В русском языке существует 3 вида подчинения.
да - 1 нет - 0

Есть ли, ребята, у вас вопросы по вашим ошибкам? Что вам нужно дома еще повторить?

А сейчас я вам зачитаю текст и попрошу вас определить его основную мысль:

Кочевник, встретив в пустыне умирающего от жажды странника, никогда не проедет на своём верблюде мимо. Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. И уйдёт дальше, чтобы, скорее всего, никогда более не встретиться. Тысячи подобных случаев уложились в степной закон: «Если ты встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Это выражение бескорыстной доброты благороднее морали встречавшихся мне в детстве сказок, где герой помогает выброшенной на берег рыбе, а когда его лодку опрокинул шторм, спасённая им когда-то рыба чудесным образом помогает ему.
(Олжас Сулейменов «Мысли разных лет»)

(Основная мысль текста: доброта, милосердие, понимание без каких-либо корыстных целей)

Спасибо! Все согласны или же у кого-то есть своё мнение?

А теперь основную мысль сформулируйте в письменной форме в виде СПП с любым придаточным и определите его тип.

5) Повторение синтаксического разбора сложного предложения
А сейчас мы с вами вспомним синтаксический разбор сложного предложения. Желающий к доске:
Ещё земли печален вид, а воздух уже весною дышит. (Повест., невоскл., ССП с против.союзом: 1. двусост., распр.; 2. двусост., распр.)
[ ===== _________], а [_________ ========].

Теперь кто мне скажет порядок разбора любого предложения.

На странице учебника 161 имеете порядок разбора СПП, прочитайте, пожалуйста, и скажите, что мы должны уметь определять у СПП?
- Я возьму предложение из текста, которого я вам зачитывала, и сделаем его синтаксический разбор у доски:
Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. (Повест., невоскл., СПП с придат.определ.: 1. двусост., распр., осл.однор.сказ.; 2. двусост., распр.)
[ _____ ======, ====, ======], (где ===== _________).

Чем отличается схема ССП от схемы СПП?

Теперь проанализируем предложение с более сложной структурой:
И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (Повест., невоскл., СПП с придаточ.определит., с однородным подчинением: 1. односост., распр.; 2. односост., распр.; 3. двусост., распр.)
[ _____ ], (которого =====), (кого ________ =====).

6) Закрепление

Тестирование

1. При синтаксическом разборе вначале анализируется предложение:
А) по эмоциональной окраске (по интонации)
Б) по цели высказывания

Г) тип придаточного предложения

2. У СПП мы должны уметь определять:
А) эмоциональную окраску
Б) цель высказывания
В) типы союзов (соединительные, противительные, разделительные)
Г) тип придаточного предложения, а также тип подчинения
Д) по наличию грамматической основы (простое или сложное)

3. Перечислите типы подчинения придаточных в СПП:
А) повествовательное, восклицательное, вопросительное
Б) восклицательное, невосклицательное
В) параллельное , однородное , комбинированное , последовательное
Г) изъяснительное, определительное, обстоятельственное
Д) разделительное, противительное, соединительное

4. На сколько групп делятся все СПП:
А) 2 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 8

5. Укажите предложение, в котором придаточное предложение относится к одному слову в главном:
А) А он уже строил планы перехода через перевал, точно бы могло это свершиться буквально с наступлением нового дня. (Айтм.)
Б) Ведь известно, что только человек обставляет так торжественно свою смерть. (Купр.)
В) Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала - он её переделывает. (Франс)
Г) Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (Алимж.)
Д) Однажды, когда я пришёл в избушку на курьих ножках, мне сразу бросилось в глаза удручённое настроение духа её обитательниц. (Купр.)

6. Определите вид придаточного предложение: Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (Шол. )
А) изъяснительное
Б) определительное
В) места
Г) цели
Д) сравнительное

7. Определите вид придаточного предложения: Но насыпь в том месте была так высока, что слониха не решилась спуститься вниз. (Алимб.)
А) изъяснительное
Б) причины
В) цели
Г) образа действия
Д) уступки

8. Укажите СПП с придаточным определительным:
А) Он попрощался с нею, твёрдо веря в то, что расстаются они ненадолго.
Б) Мы любим щедрость русских зим, что превращают волшебством своим бесцветный пар в хрусталь и самоцветы. (Рылен.)
В) Они выехали на покос, когда ухе на лугу была чуть не половина хутора. (Шол.)
Г) Если бы вы знали, что это был за чудный человек. (Купр.)
Д) Она вспомнила, что-то же самое умиротворённое выражение она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. (Купр.)

9. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (М.Г.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

10. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: Слон не знал и не думал о том, кто сорвал эти плоды и сложил их на его пути, не знал, что лесные люди подкармливают его, чтобы у вожака хватило сил дойти до глубины зелёной мглы. (Алимж.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

Взаимопроверка (ответы на слайде)

ІІІ. Итог урока

Ученики пишут эссе на тему «Что я повторил на уроке?»

Например: Этот урок мне очень понравился, Я быстро усвоила новую тему, так как новая тема нам была предоставлена в лёгкой, доступной форме. Я пришла к выводу, что суффикс, как добрый человек, может изменить значение слова, придать слову уменьшительно-ласкательный оттенок. Мы можем называть маму не просто маму, а мамочка, солнце - солнышко, сестра - сестричка и т. д.

Посмотрите на карточки свои, и скажите, что вам нужно дома повторить?

Д/З составить синквейн со словом «Родина», упр.362 (закон.предл.)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари