Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Новые сведения о племени майя. Загадки цивилизации майя

Народы майя населяли территории:

  • на западе - от мексиканского штата Табаско,
  • на востоке -до западных окраин Гондураса и Сальвадора.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная - полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды -карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы -жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. - Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. - Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. - Средний формативный
  • 300 г. до н.э. - 150 г. н.э. - Поздний формативный
  • 150-300 гг. - Протоклассический
  • 300-600 гг. - Раннеклассический
  • 600-900 гг. - Позднеклассический
  • 900-1200 гг. - Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. - Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид - приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период - I (III) -X вв. н. э.- время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями - сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Несмотря на меняющуюся структуру социальных отношений, власть в городах-государствах передавалась по племенной схеме, что находило свое выражение в пышном культе обожествленных царских предков, кроме того, власть могла принадлежать и женщинам. Поскольку акрополи и города майя носили «генетический» характер и ассоциировались только с конкретными представителями того или иного рода, это явилось причиной периодического запустения отдельных акрополей и окончательного «оставления» городов майя в X в., когда вторгшиеся захватчики уничтожили представителей элиты, связанных кровным родством с захороненными в пределах акрополей (пирамидах) предками. Без такой связи акрополь утрачивал значение символа власти.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. - узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,- обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

  • жрецов-идеологов,
  • жрецов-астрономов,
  • «видящих» и
  • прорицателей.

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В свободное от сева и сбора урожая время, общинники участвовали в общественных работах и военных компаниях. Только в постклассическом периоде стала выделяться особая прослойка полупрофессиональных воинов-хольканов, которые требовали от общины «услуг и подношений».

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

К X в. в Центральном районе начинаются активные миграции, при этом резко, в 3-6 раз сокращается население. Городские центры приходят в запустение, политическая жизнь замирает. Строительство почти не ведется. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве - культ царских предков утрачивает первоочередное значение, тогда как обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

В горной Гватемале с наступлением постклассического периода распространяется «майя-тольтекский стиль». Очевидно, проникшие науакультурные группы были, как и на Юкатане, ассимилированы местным населением. В результате образовалась конфедерация 4 племен майя - какчикелей, киче, цутихиль и рабиналь, подчинившая в XIII-XIV вв. различные майя- и науаязычные племена горной Гватемалы. В результате междоусобиц конфедерация вскоре распалась, почти одновременно с вторжением ацтеков и появлением в начале XVI в. испанцев.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы - индюков. Функцию кошки выполняла носуха - разновидность енота.

В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Для повышения урожайности участок одновременно засевали маисом и бобовыми, что создавало эффект удобрения почвы. Вблизи жилища высаживались фруктовые деревья, перец-чиле, являющийся важным компонентом пищевого рациона индейцев.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур - какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей - 292 г. н. э.- обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Сохранились лишь 4 рукописи майя -«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»), относящиеся к постклассическому периоду, очевидно, переписанные с более древних образцов. Регулярное переписывание книг, вероятно, издревле практиковалось в регионе и было связано со сложностями хранения рукописей в условиях влажного жаркого климата.

Дрезденская рукопись представляет собой полосу «индейской бумаги» длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенной в 39 страниц. Она была создана ранее XIII в. на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию в дар императору Карлу V, от которого она попала в Вену, где в 1739 г. у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской Королевской библиотеки.

Парижская рукопись - полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Мадридская рукопись была написана не ранее XV в. Она состоит из двух фрагментов без начала и конца «индейской бумаги» высотой 13 см, общей длиной 7,15 м, сложенных в 56 страниц. Первая часть была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 г. Поскольку было высказано предположение, что она некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, то отсюда ее название - «кодекс Кортеса», или кортезианская. Второй фрагмент в 1869 г. был приобретен Брассер-де-Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван ортоланским. Соединенные вместе куски стали называться Мадридской рукописью, она хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Тексты на керамических сосудах майя называют «глиняными книгами». В текстах отражены практически все стороны жизни древнего общества-от быта до сложных религиозных представлений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период: активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. При строительстве использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни, украшенные лепниной. Техника строительства могла быть разной - от каменной кладки до бетонообразной массы и даже кирпичей. Здания раскрашивались, чаще красным цветом.

Выделяются два основных типа построек - дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50-60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение - иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора -штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

К монументальной скульптуре относятся и стелы майя - плоские, высотой около 2 м монолиты, покрывавшиеся резьбой или росписями. Наиболее высокие стелы достигают 10 м. Стелы как правило ассоциированы с алтарями - круглыми или прямоугольными камнями, устанавливавшимися перед стелами. Стелы с алтарями являлись усовершенствованием ольмекских монументов и служили для передачи трехуровневого пространства мироздания: алтарь символизировал нижний уровень - переход между мирами, средний уровень занимало изображение событий, происходящих с конкретным персонажем, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. В случае отсутствия алтаря изображаемый на нем сюжет компенсировался появлением на стеле нижнего, «пещерного», уровня, или рельефной ниши, внутри которой и помещалось основное изображение. В некоторых городах большое распространение получили грубо закругленные плоские алтари, клавшиеся на землю перед стелой, или же каменные фигурные изображения рептилий, как например, в Копане.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий, погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке (фреска), либо по сухому грунту. Основная тема росписей - массовые сцены сражений, празднеств и т. д. Наиболее известны росписи Бонампака - здания из трех помещений, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвященной победе в военных действиях. К изобразительному искусству майя следует отнести полихромную роспись на керамике, отличающуюся большим сюжетным разнообразием, а также рисунки в «кодексах».

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение - это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета -пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием -традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события - войны рабиналя с киче - накладываются на мифологическую основу - сказание о похищении богини вод-супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

Одной из самых известных среди древних цивилизаций является империя майя. До сих пор для ученых цивилизация майя таит в себе много неизведанного. Исследователи склоняются к тому, что цивилизация майя зародилась в 1 тысячелетии до нашей эры. Их наследием является необычная письменность и красивейшие архитектурные сооружения, развитая математика, астрономия, предметы искусства и, конечно же, знаменитый невероятно точный календарь.

Руины Чичен Ицы

Общество

По предварительным расчетам численность майя составляла более 3 млн. человек, которые были расселены в тропической зоне современной Мексики, Гватемалы, Белиза, западных районов Гондураса и Сальвадора.

Города этой древней цивилизации были построены из камней и известняка, также население занималось сельским хозяйством. На сегодняшний день потомками майя называют индейцев проживающих в Центральной Америки и Мексике.

Основные города

На основании археологических данных можно утверждать, что майя приносили в жертву людей. С точки зрения их мировоззрения, жертвоприношение для жертвы являлось возможностью коротким путем попасть в рай. Хотя сейчас и ребенку известно, что таким образом в Рай не попасть, нужно делать добрые дела, а не убивать.

Особенности цивилизации

Племя майя и интересные факты, которые заставляют задуматься об уровне развития этого народа.

Бани. Археологи нашли много каменных сооружений предназначенных для того, чтобы париться. Интересно, что бани были не только для знати, но и для народа. Древние бани работали по тому же принципу, что и современные, на раскаленные камни лилась вода, паром индейцы очищали свой организм.

Мореплаватели. Найденный учеными в кодексе майя позволяет судить о том, что они плавали по морю, также есть предположение, что в Америку они попали из Азии.

Медицина. У племен майя была хорошо развита медицина, искуснейшие врачи делали довольно сложные операции, их хирургические инструменты были изготовлены из стекла вулканического происхождения, а швы накладывались из человеческих волос. Успехов достигла и стоматология, сохранились даже древние протезы и пломбы на зубах. Медики в качестве наркоза использовали галлюциногены.

Дороги. У племени была целая дорожная система с жёстким, ровным покрытием.

Дворец в Паленке

Архитектура. Майя строили впечатляющие сооружения и абсолютно ровные дороги, не используя при этом металлические инструменты.

Мода. В моде был удлиненный, овал головы, считавшийся признаком благородности. Такая форма головы достигалась благодаря тому, что с раннего детства ребенку на голову привязывались деревянные дощечки. Эта жестокая операция проводилась только знатным членам общества. Еще одним признаком красоты являлось косоглазие, которое достигалось благодаря подвешенному каучуковому шарику над уровнем глаз младенца. Кроме того, модники предпочитали сточить зубы так, чтобы они были острыми, а потом покрыть их смолой, пока они не приобретут черного цвета. Однако так себя «украшать» могли позволить только представители знати.

Спорт. Члены племени майя строили специальные корты, на которых устраивали игры с мячом. По мнению ученых у них существовало несколько таких игр, причем они были довольно жёсткими и напоминали современный футбол, регби и баскетбол. Насколько развит был спорт можно судить о наличии у них прототипа спортивной формы состоящей из защитных элементов напоминающих шлем, налокотники и наколенники.

Образец письменности

Письменность. Майя является единственным племенем в Америке, у которого была своя письменностью. Письменность основывалась на глифах, представленных в виде знаков-рисунков. На сегодняшний день ученые по-прежнему бьются над прочтением текстов, уже расшифровано около 90% знаков.

Астрономия и календарь

Календарь. У племени был свой очень точный календарь, причем не один, а целых три:

  • Хааб состоящий из 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней, год составлял 360 дней;
  • Цолькин состоящий из 20 месяцев, в каждом из которых было по 13 дней, год составлял 260 дней;
  • единый календарь, который включал в себя оба календаря, вместе с данными о созвездиях и движениях планет.

Обсерватории. Майя обладали обширными астрономическими познаниями, о чем свидетельствует наличие обсерваторий, одна из которых представляет собой сооружение Эль-Караколь в городе Чичен-Ица с куполовидной крышей, высотой 15 м, огромным количеством окон.

Астрономическая обсерватория в городе Эль-Караколь в городие Чичен-Ица

Исчезновение

Несмотря на большое количество неизвестных фактов наиболее таинственным для историков остается вопрос: что привело к упадку развитую цивилизацию в процветающей империи? Причем первые признаки распада цивилизации, по мнению исследователей, начались примерно в 9 веке нашей эры.

Выражался упадок это в том, что в южных частях расселения племен стало наблюдаться стремительное сокращение численности населения, стали портиться системы водопроводов и орошения. Население стало массово покидать обжитый регион, остановилось градостроительство, что привело к тому, что величественная, развитая территория стала превращаться в разрозненные, воюющие между собой племена. Собственно это привело к тому, что прибывшие на Юкатану завоеватели — испанцы смогли полностью и очень быстро взять под контроль весь регион.

Место расположения города Тайясаль, современный город Флорес

Некоторые племена сопротивлялись довольно долго — последний независимый город Тайясаль (север Гватемалы) был захвачен испанцами в 1697 году, хотя завоевать его хотел еще Кортес в 1541 году. Кортес, как и другие испанские завоеватели не могли захватить этот город, так как он был расположен на острове и являл собой неприступную крепость. Захватив город, испанцы построили на месте Тайясаля город Флорес, который скрыл под своими зданиями прежнюю, индейскую архитектуру.

МАОУ Наро-Фоминская средняя общеобразовательная

школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов

Тема: «Племя Майя. Загадки древней цивилизации»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

Кравченко Егора

3 «В» класс

Руководитель: Коняхина С.А.

г. Наро-Фоминск

2013 г.

План

Введение......................................................................................... 4

    Племя майя. Кто они?.......................................................... 5

    Быт и социальное устройство индейцев майя................ 8

    Математика Майя................................................................ 12

    Что представляет собой календарь племени майя.......... 14

    Архитектура цивилизации майя........................................ 16

    Древние рукописи племени майя...................................... 19

Заключение................................................................................... 22

Библиография............................................................................... 23

Приложение ……………………………………………………. 24

Введение

Вот и прошел 2012 год, а соответственно весь мир «пережил» 21 декабря 2012 года. Об этом дне «шумели» все телеканалы, говорили и обсуждали по радио и, естественно, меня заинтересовала эта дата, а точнее, что с ней было связано - предрекаемый некими майя «конец света».

Так кто же эти люди, что напустили страха своими предсказаниями на весь мир, чем они интересны и почему спустя многие годы современное человечество прислушивается к их пророчествам?

При работе над этой темой, я поставил перед собой цель познакомиться с цивилизацией Майя, понять, в чем ее уникальность и отличить правду от вымысла в предсказаниях Майя. Добиться этой цели мне помогло изучение быта, культуры и достижений индейцев Майя.

1. Племя майя. Кто они?

Около 10000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, южная Мексика, Гондурас, Сальвадор.


В течение последующих 6000 лет местное население перешло от полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому земледельческому образу жизни. Они научились выращивать кукурузу и бобы, с помощью разнообразных каменных приспособлений измельчали зерно и готовили еду. Постепенно возникали поселки. Примерно в 1500 году до н. э. началось повсеместное строительство поселков сельского типа, послужившие сигналом о начале так называемого «доклассического периода», с которого начинается отсчет столетий славной цивилизации майя.

Свое начало она берет в ранний доклассический период истории (2000 г до н.э.). Именно тогда строится город Куэйо. В течении следующего тысячелетия появляются также Копане, Ламанай и Кахаль Печ – самые древние из найденных городов майя. Индейцы строили в своих городах храмы, дворцы, жилые помещение и даже подземные кладовые. В следующие пятьсот лет территория,заселяемая майя, значительно разрастается. У них начинает развиваться торговля. Значительные перемены происходят в науке и искусстве. И уже в 400 году до нашей эры майя создают свой первый календарь. В обществе начинают происходить изменения, оно становиться иерархичным. В это же время происходит основание города Теотиукана - места, где человек становиться богом. Долгое время этот город является культурным и духовным центром Месоамерики. Он оказывает значительное влияние на развитие всей цивилизации майя. Индейцы тщательно спроектировали Теотиукан. Он имел правильную сеть улиц, пересекающихся строго под прямым углом с центральным проспектом.

На период с 600 по 900 года нашей эры припадает расцвет цивилизации майя. Индейцы строят города численностью до десяти тысяч человек, что значительно превышает численность городов Европы того времени. Более того, города того времени соединены сетью дорог.


Но в последующий полувековой период истории происходит что-то загадочное, что приводит к упадку высокоразвитых городов майя. Однако еще большей загадкой для ученых является внезапное исчезновении цивилизации майя . Примерно в районе 830 года нашей эры, все города индейцев были оставлены, а люди, жившие в этих городах - ушли в джунгли и деградировали до более низких по уровню развития племен. При этом, все жреческие учения исчезли или трансформировались, утеряв при этом свою научную ценность. Цивилизация прекращает свое развитие, начинает идти на спад. У ученых нет единого мнения на этот счет. Произошла ли экологическая катастрофа, сразила ли людей болезнь или пришли завоеватели. Неизвестная причина приводит к значительному сокращению численности населения. Уже с десятого века нашей эры майя перестают возводить каменные сооружения.

В шестнадцатом веке испанцы начинают завоевание территории, на которой проживали оставшиеся майя. Народ противится завоевателям. Но спустя 170 лет борьбы, испанцы полностью подчиняют себе все земли.

По завершению колониального периода истории в 1821 году, Мексика получает полную независимость от Испании. Племена майя, проживающие на этой территории начинают масштабное пятидесятилетнее восстание против авторитарности правительства Мексики. Но оно оказывается подавленным.

На сегодняшний день индейцы майя и ацтеки составляют 30 % населения Мексики.


Но путь развития этих цивилизации перестал быть самобытным с момента вторжения испанских колонизаторов. Племя майя хоть и поддерживает своеобразную самобытность в культуре, образе жизни и одежды, уже никогда не образует могущественную высокоразвитую цивилизацию.

Вот так зародилась, развивалась и разрушилась величайшая из мировых цивилизаций. Но она оставила после себя множество тайн и загадок. В частности, волнующее многих предвещание конца света или перехода человечества из одной эры в другую.

2. Быт и социальное устройство индейцев Майя

Человек являлся ценным членом общества, пронося через всю жизнь то, чему его обучали в детстве. Вот как описывают людей племени майя современные историки: средний мужчина имеет рост 1,5–1,6 метра, а женщины в среднем на 10–15 сантиметров ниже. Цвет кожи коричневый, с медным отливом, глаза черные или темно-карие, волосы черные.

У народа майя существовали свои представления о красоте, например, одним из признаков красоты у них считалось косоглазие, для чего к волосам ребенка прикреплялась бусинка, которая должна была свисать между глазами и тем самым способствовать появлению желанного эффекта.


Другим достоинством был высокий плоский лоб, являвшийся признаком ума и высокого положения. Этого тоже можно было добиться искусственным путем: обычно к черепу ребенка при помощи материи крепилась небольшая дощечка, которая деформировала череп именно так, как это было нужно родителям малыша.

По достижении определенного возраста, когда юноши и девушки уже могли считаться взрослыми, и те и другие подпиливали себе зубы. Острые зубы считались признаком красоты. При этом те, у кого была возможность, инкрустировали свои зубы нефритом или бирюзой.

Майя не нуждались и в прочной одежде: теплый климат не способствовал развитию этого вида ремесел. Мужчины носили простые набедренные повязки и нечто вроде плаща, называвшегося «пати» и накидывавшегося на плечи. Обладателями мокасин из оленьей шкуры были весьма немногие. Женщины же носили два предмета одежды: куб – длинный кусок ткани с нанесенным рисунком и отверстиями для головы и рук, и подобный же предмет, служивший в качестве нижнего белья. И мужчины, и женщины использовали в прохладную погоду «манта» – квадратный кусок плотной ткани, в остальное время служивший одеялом. Его же, кстати, вешали и вместо двери в дом. Некоторые исследователи считают, что одежда из хлопка была привилегией властных сословий, остальные обходились пальмовыми волокнами. Майя было известно множество природных красителей, практически все традиционные европейские и еще несколько из местных видов растений, так что одежда отличалась буйством красок, естественно, у тех, кто мог себе это позволить.

Скудость одежды с успехом заменяло обилие украшений, которые носили и мужчины, и женщины. Украшения изготовлялись из любого подручного материала: костей, камней, дерева, перьев и носились в губах, носу, ушах.

Богатые соплеменники могли позволить себе украшения из металла и нефрита. Свои тела майя покрывали краской: воины – черной и красной, жрецы – голубой (так же, как и жертвы), подростки – черной, рабов же раскрашивали в черно-белую полоску.

Одним из главных занятий древних Майя было сельское хозяйство. Фермерство было очень развито, им занималось подавляющее большинство жителей. Преимущественно фермеры выращивали на своих наделах бобовые и зерновые культуры, овощи, фрукты. Самый распространенный злак на майянских полях – кукуруза. Но помимо нее сажали еще и какао, батат, помидоры, папайю, авокадо и другие культуры.

Для улучшения плодородия почвы применялась технология «мильпа» или обрезно-огневая. Суть ее в том, что ранней весной индейцы скашивали траву и кустарники, а потом все это высушивали и поджигали. На удобренных золой землях делали лунки, куда и высаживались семена. Чтобы замедлить падение плодородия почвы, применяли севооборот. Различные культуры каждый год меняли местами, вследствие чего можно было один и тот же участок засевать много лет. Когда же урожайность падала, переходили на новое место.

На горных склонах использовали террасное земледелие. Майя строили каменные перемычки, которые засыпали землей. Такие террасы позволяли получать хорошие урожаи в сильно пересеченной местности, где обычное земледелие невозможно или сильно затруднено.

Растения выращивали не только для личного питания, но также на корм скоту, для изготовления одежды, получения красок, в лекарственных целях. Растительная медицина вообще была очень хорошо развита у Майя. Домашних животных Майя имели очень немного, в основном это были собаки. Тяглового скота они не имели совсем. Зато имелось немало домашней птицы, преимущественно уток и индеек. Птица давало не только мясо, но и перья для украшения одежды.

Помимо названного, источником пропитания Майя были также рыболовство, охота на диких животных и бортничество. Впрочем, Майя добывали мед не только у диких пчел, но разводили и домашних.

Главный продукт питания – кукуруза. Из нее готовили множество разнообразных блюд. Из кукурузной муки делали лепешки и разнообразную выпечку.

В племенах Майя существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей. Женщины вели домашнее хозяйство, шили одежду, мололи зерно. Дети с малых лет помогали родителям. В семье Майя не бездельничал никто.
Согласно археологическим изысканиям, стало известно, что за всю историю существования этой древней цивилизации народ майя никогда не был сплоченным. Так же как и во многих других древних государствах, общество было поделено на касты. К высшим кастам принадлежали правители, жрецы и крупные землевладельцы, к низшим - простые труженики.

В культуре майя религия играла важнейшую роль, т.к. пронизывала все сферы жизни. Жрецы пользовались огромным влиянием среди знати и народа, потому что, руководя церемониями и ритуалами, они провоцировали паранормальные явления, приписывая это различным богам. Боги олицетворяли силы природы, звезды и дождь, необходимый для выживания.

Среди богов, в честь которых устраивали праздники, которым каялись и приносили себя в жертву, выделяются следующие: Чаак, бог Дождя и Молний; Хунаб Ку, бог Создатель; Ицамна, сеньор Небес; Иш-Чель, богиня Луны и родов; Ик, бог Ветра; Эк-Чуах, покровитель какао и бог войны; Ах Пуч, бог Смерти, которого так же называли Юм Кимиль или Кисин. Майя верили в то, что до них боги неоднократно разрушали и создавали Вселенную, в которой люди изменялись, чтобы стать лучше и, наконец, достигли мира своей эпохи, где люди, созданные из кукурузной муки, должны были поддерживать милость богов дарами и жертвоприношениями, чтобы те, в свою очередь, поддерживали существование космоса.

По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей. На семьи правителей, возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств, будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании.

3. Математика Майя

Майя использовали в математике двадцатиричную систему счисления. Почему именно 20 стало основой их счета - установить уже невозможно. Но на помощь приходит простая логика. Она подсказывает, что для древних майя сам человек стал идеальной математической моделью, которую они и взяли за единицу счета. Действительно, что может быть естественней и проще числа пальцев на руках и ногах?

Между прочим, такому объяснению есть подтверждение. Слово «виналь» (так на языке майя назывался двадцатидневный месяц) связан с со словами «двадцать» и «человек». По-видимому, говоря «один человек», древние майя механически представляли себе число 20 (если, конечно, в это время речь шла о каких-то количественных единицах). Известно, что подавляющее большинство народов мира пользуются сейчас так называемой арабской цифровой системой, созданной в Индии в V веке н.э. В соответствии с этой системой цифры стоят друг за другом от первого порядка к последующим, а именно: единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. Древние майя тоже пришли к использованию позиционного принципа. Однако, в отличие от европейцев, им не у кого было заимствовать этот принцип. Они сами додумались до него, причем почти на тысячу лет раньше! Только запись цифр они вели не горизонтально (в строчку), а вертикально, снизу вверх, как бы возводя некую этажерку из цифр.

Нумерация майя базировалась на трех символах. Точка обозначала единицу, линия - пятерку и стилизованно представленная улитка использовалась для обозначения нуля или номера 20.Таким образом, цифры от 1 до 4 обозначались точками, цифра 5 - линией, число 6 - линией с точкой, число 18 - тремя линиями и тремя точками над ними и так далее.

Примечательно, что знак для нуля майя ввели в расчеты на много столетий раньше, чем это сделали европейцы. Изобретение этого знака в столь отдаленные времена поднимает математический гений майя на поразительные вершины. Это означало величайший прогресс в области абстрактного мышления.

Какие же вычисления производили майя? Из сообщений испанцев мы знаем, что арифметические расчеты производили купцы. Но, прежде всего, математические действия с применением многозначных чисел связаны с астрономическими вычислениями, которые лежали в основе календаря.

Так, начав с конкретного (один человек - двадцать пальцев), древние майя поднялись на вершину абстрактного мышления, создав двадцатеричную систему счета и оперируя с бесконечно большими величинами!

Интересно отметить, что майя были знакомы с ними не только теоретически. Например, стелы из священного города Копана, сплошь украшенные датами. На одной из них жрецы записали начальную дату летоисчисления рода человеческого - 5041738 год до нашей эры!

4. Что представляет собой календарь племени Майя

Один из главных секретов майя связан с их знаменитым календарем. Он создан на основе астрономических исследований, и удивительная точность его прогнозов подтверждается современными учеными. Древние жрецы майя , одновременно выполнявшие функции астрономов, из специальных каменных обсерваторий вели свои наблюдения за небом, причем они преследовали весьма приземленные цели, составляя свой знаменитый календарь майя . Астрономические расчеты были нужны для успешного земледелия племени: так, от положения планет зависело планирование сельскохозяйственных работ.

Но также астрономия помогала решать и более глобальные задачи. Посредством этой науки можно рассчитать жизненные циклы Земли, что и делали жрецы майя.

По календарю майя , отчет эпохи, в которую мы живем, идет с начала IV века до н.э., и она должна была закончиться в 2012 г. Жрецы предложили теорию, согласно которой, человечество существует в течение четырех «Солнц», и эпоха современная – это «Пятое Солнце». По убеждению предсказателей майя , конец каждой эпохи должен сопровождаться природными катаклизмами невиданной мощи, по этой причине у нас сложилось мнение о конце света в 2012 году . Существует догадка, что современный цикл был назван майя «Солнцем движения». Считается, что они предполагали, будто движение нашей планеты (а точнее, ее земной коры), может стать фактором конца света или наступлением нового цикла земли.

Структура календаря поистине оригинальна и значительно отличается от всех других известных календарных систем! Календарь древнейшего Южно–Американского племени майя представляет собой сложнейший и интереснейший инструмент фиксации течения календарного времени, в основе которого лежит галактический цикл.

Это был особый календарь, который соединял в себе не только лунный и солнечный циклы, но и учитывал период и скорость обращения Солнечной системы вокруг центра Галактики.

Собственно говоря, истории известно как минимум две календарные системы этого древнего народа. Одна - хааб. Это гражданский, бытовой календарь, год которого состоял из 365–ти дней: 18 месяцев по 20 дней; 5 дней в конце года (по одной версии - с 11 по 15 июля, по другой - с 18 по 22 декабря) назывались днями без имени и автоматически прибавлялись к основному количеству дней.

Именно по календарю хааб 16 июля (по другой версии - 23 декабря) принято считать началом нового года у майя. По древней легенде в этот день гигантская комета поразила Солнечную систему - с этого момента пошёл отсчёт цивилизации майя.

Вторая календарная система, именуемая «цолькин», имела ритуальное назначение.

По этому календарю жили только жрецы, называющие себя посланцами Галактики или звёздными путниками (обычные люди к нему даже не прикасались). Измерение времени по этому календарю и принято называть галактическим циклом. Год «цолькин» состоял из 260–ти дней и делился на 13 месяцев по 20 дней. 13 и 20 - это два особо чтимых у майя числа.

5. Архитектура цивилизации майя

Что касается жилищ, то в то время как рядовые общинники ютились в маленьких хижинах с оштукатуренными стенами и крышами, крытыми тростником, жрецы и представители правящей верхушки размещались в каменных зданиях, самое лучшее из которых принадлежало верховному жрецу. Его дворец также был построен из камня.
Центральные районы городов были заселены жрецами и другими представителями высших каст, чьи особняки располагались вокруг храма. Окраины города были местом жительства бедного люда. Характерно, что все городские колодцы были сосредоточены в центральных районах около домов сановников и жрецов.

Наиболее значимой постройкой, располагавшейся в центре каждого города, была ступенчатая пирамида, выполнявшая роль усыпальницы для знатных людей.


Пирамиды строились в основном из песчаника, известняка или туфа, и обрабатывались примитивным инструментом из камня – каменным долотом. Что характерно, уже в то время массивные толстые стены покрывались слоем известковой штукатурки, декоративной мозаикой, а так же художественной росписью. Нельзя оставить без внимания и построенную легендарную пирамиду в честь могущественного бога Кулькана, часто именуемую Храмом Кулькана, или же «Пернатым Змеем».

В
ысотой 25 метров, строение ориентировано строго по сторонам света. В день весеннего и осеннего равноденствия, на ступенях пирамиды, наблюдается занимательный визуальный эффект: изображение священного змея, состоящее из света и тени, скользит по ступеням к основанию пирамиды. Данное явление наблюдается в течение 3-х часов.

Одним из значимых памятников архитектуры, дошедшим до наших времен, является Священный Колодец, или как его еще называют – Колодец Жертв. Шириной 60м и глубиной около 30 м, он являлся алтарем жертвоприношения. У племен майя существовала легенда, что красивые девушки, могут выпросить у богов урожайный год, и когда возникала необходимость в дожде, девушки бросались в колодец.

Строения майя состоят из множества каменных плит, что требовало навыков обработки камня и ваяния. Предполагается, что майя изобрели сборные конструкции. Майя не знали металлов, пригодных для изготовления инструментов, во всех строительных работах использовалось каменное долото. Они единственные применяли известковый раствор в строительстве. Найдены остатки игровых полей для своего рода баскетбола, где игроки забрасывали каучуковый мяч в укрепленные каменные кольца. Искусство, непосредственно связанное с архитектурой, ваяние, представлено различными каменными скульптурами знати, богов. Для обработки каменных изображений также служил камень.

Отдельно стоит остановиться и на изучении фресок племени Майя. Побывавшие на родине майя часто изумляются поразительному сходству современных обитателей Юкатана с изображениями их далеких предков...

Столица Юкатана, Мерида. Жизнь этого города связана с майя. Здесь говорят на языке, произошедшем из языка древних майя. Его жители не похожи на другие народы Латинской Америки. Их лица удивительно напоминают лица статуй майя.

Кажется, что все они только что сошли с фресок и барельефов древних храмов и дворцов Паленке, Бонампака, Ушмаля, Чичен-Ицы… Горбатый, почти полукруглый нос, острый, но не выступающий вперед подбородок, чуть-чуть раскосые черные глаза. И только лоб не такой опрокинутый и заваленный назад, каким его изображали художники и скульпторы древности.

6. Древние рукописи племени Майя

Когда в 16 веке испанские священники появились на Юкатане, они находили сотни книг и сжигали их. Один из видов летописи древнего народа был потерян почти навсегда...Что же осталось нам из письменного наследия древних майя? К счастью, от костров испанской инквизиции чудом уцелели четыре рукописи майя. На длинной полосе коричневой бумаги, сделанной из луба фикуса и сложенной складками наподобие веера, волосяной кисточкой нанесены таинственные знаки и непонятные рисунки. Путь и обстоятельства перемещения этих книг из родных мест в Европу неизвестны. Достоверно известно лишь место их нынешнего нахождения.

Одна рукопись из 74 страниц хранится в Дрездене (так называемый «Дрезденский кодекс»). Длина её составляет 3,56 метров, размер страницы - 20,5 х 9 см.

Из существующих кодексов майя этот считается самым прекрасным и самым древним. Он выделяется изысканностью линий и удивительным цветом.

Другая рукопись, состоящая из 112 страниц, хранится в Мадриде («Мадридский кодекс»). Длина её - 6 метров. Она тоже сложена складками, однако, у неё нет начала и конца.

В еще худшем состоянии фрагмент рукописи на 24 страницах, найденный в архивах парижской библиотеки. «Парижский кодекс» имеет длину 1,45 метров, содержит текст из 1600 иероглифов и многочисленные изображения божеств.

Четвертая рукопись - так называемый «Кодекс Гролье» - очень плохо сохранилась и содержит лишь отрывочные тексты.

В качестве главного персонажа всех рукописей выступает бог Чак, изображенный с длинным носом и острыми клыками. В руках это божество держит орудия для обработки земли, используемые индейцами: палку-копалку, топор и факел. Характерно, что Чак, как бог плодородия и земледелия, в большинстве случаев изображался на фоне дождя.

В произведениях искусства майя мотивы дождя и подсечно-огневого земледелия встречаются часто. Так, на одном из каменных рельефов, найденном в древнем городище Тикаль, высечен жрец, костюм которого украшен изображением лягушки (любое земноводное считалось у этого народа символом дождя и плодородия). При этом жрец одной рукой упирается на усовершенствованную палку-копалку, а другую поднял к небесам, как бы вознося молитву. На стелах Тикаля также можно встретить сцены ритуального сева, совершаемого правителем, который, стоя на коленях, бросает в землю горсть зерен. Голова правителя увенчана венком из листьев маиса. Каждая земледельческая культура у майя имела свое божество.

Нет сомнений, что по содержанию все известные рукописи майя - это жреческие требники, указывающие, в какой день и каким богам нужно делать жертвоприношения. В основе кодексов - астрологические и календарные таблицы, по которым жрецы предсказывали часы появления на небе планет.

Конечно, если бы акты средневекового вандализма не приобрели столь широкого размаха, сохранилось бы гораздо большее число рукописей. Но костры не испепелили память и душу индейцев. Многое из того, что было записано в сожженных книгах, осталось в устной традиции и оттуда перекочевало в новые книги.

Майя – индейская народность, которая до того как была завоевана испанцами Центральная Америка жила в культурно-географической области, называемой Мезоамерикой.

Цивилизация майя — города-государства, появившиеся в 1-м тысячелетии н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса, Гватемалы. Создана иероглифическая письменность, дворцовая и храмовая архитектура, изобразительное искусство и т. д. После завоевания тольтеками в IX - X вв. центром государства становится город , с конца XII века - город Майяпан. Цивилизация майя была уничтожена в XVI веке испанскими завоевателями. Сохранились развалины более 100 городов, наиболее крупные - Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль.

Не утихают споры о происхождении цивилизации майя, их культуре и истории возникновения. Таинственные города-призраки, возведенные только с применением мускульной силы в джунглях Южной Мексики, манят к себе археологов и разных искателей приключений.

Что нам известно. Загадки майя

Поселения майя занимали огромные территории юга нынешней Южной Америки и сопредельных стран Центральной Америки. Пространства, которые населяют современные потомки майя, включают в себя полуостров Юкатан, Гватемалу, Британский Гондурас, западные области Гондураса и Сальвадора, отдельные районы мексиканских штатов Чьяпас и Табаско.

Цивилизация майя была самой развитой и длительно существовавшей в Южной Америке. Полуостров Юкатан являлся ее центром. Этот народ в течении полутора веков вызывает неподдельный интерес историков и исследователей.

Культура этой великой цивилизации породила множество вопросов, многие из которых по сей день остаются без ответа, к примеру джунгли Южной Мексики – не совсем пригодное для жизни место, но майя решили обосноваться именно там. Почему? Загадка.

Цивилизация майя, использовала понятие нуля намного раньше арабов и индусов, создала сложную иероглифическую систему письменности, превосходила современные ей цивилизации по точности астрологических расчетов, обладала сложной системой календарей, воздвигала удивительные храмы, пирамиды и дворцы, достигла своего небывалого расцвета, живя практически в каменном веке.

До Х века н. э. майя не знали таких достижений, как выплавка металла (кроме железа), разведение вьючных и тягловых животных, плужное земледелие, колесо.

С цивилизацией майя связана еще одна из самых загадочных тайн. Этот народ по неизвестным причинам покинул свои обжитые земли и вдруг переселился на далекий неосвоенный север. Города опустели, их поглотили заросли джунглей, великолепные дворцы стали разрушаться от времени и выросших в их разломах деревьев. Загадка тем более неясна, что на момент переселения эта империя находились на пике своего расцвета.

Красным выделена территория, которую занимала цивилизация майя

Так кто же они, майя?

Как выглядели майя

Рост индейцев майя в среднем составлял примерно 150 см. Голову юкатанского младенца сразу после рождения зажимали между двумя дощечками так, чтобы с течением времени черепные кости вследствие деформации стали плоскими. Плоский череп, длинные волосы, уложенные в прическу, безволосая передняя часть головы, в проколотые через хрящ ноздри вставляли янтарь, браслеты из раковин морских устриц – так выглядел индеец майя. К этому можно добавить раскрашенные тела и лица, при этом цвет краски имел большое значение. Красный носили воины, черный – неженатые юноши, желтый – пленники, синий – жрецы. К своеобразному представлению о красоте добавлялись подпиленные треугольником зубы, подчас украшенные инкрустацией из камней. Удивительно, но майя считали признаком красоты косоглазие. Именно потому младенцу к волосам прикреплялась ниточка со смоляным или восковым шариком для того, чтобы он скашивал на него глаза. Еще одна отличительная черта майя это татуировка. Ее отсутствие считали неприличным.

Возникновение цивилизации майя

Существует мнение, что предки майя появились на мексиканских нагорьях (зоны Чьяпаса и Гватемалы) в первой половине III тыс. до н. э., к которой имеют отношение первые ростки культуры майя. Об этом могут говорить обнаруженные археологами изделия из керамики, каменные наконечники для метательного оружия, грубая утварь в виде обожженных глиняных сосудов и массивные глиняные статуэтки.

С середины II тыс. до н. э. на территории майя появляются крупные поселения, начинает развиваться сельское хозяйство. Майя строят в джунглях хижины из дерева и глины. Высокие крыши их жилищ делались из пальмовых листьев.

Так, с 1500 года до н. э. начинается так называемый доклассический период, который дал стартовый отсчет исторического существования самой развитой цивилизации Древней Америки – майя. И длиться он с 1500 года до н. э. по 250 год н. э. За это время люди приобрели сельскохозяйственный опыт, начали строить поселки сельского типа.

История

Выделяют несколько периодов этой древней цивилизации:
Ранний доклассический период (2000-900 гг. до н. э.)
Средний доклассический период (899-400 гг. до н. э.)
Поздний доклассический период (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.)
Ранний классический период (250-600 гг. н. э.)
Поздний классический период (600-900 гг. н. э.)
Упадок цивилизации майя
Постклассический период (900-1521 гг.)
Колониальный период (1521-1821 гг.)
Постколониальный период
Майя сегодня

Астрология

Астрология майя, использующая в качестве основной опоры зодиакальный круг, была способом предсказать будущее. Также инструментами служили знания о движениях небесных тел, среди которых особенное место отводилось Луне: убывающий или растущий спутник Земли показывал, насколько удачен тот или иной период времени для определенного рода начинаний.

Натальная астрология майя, предсказывавшая характер ребенка, его поведение и наклонности во взрослой жизни, тесно связана с календарем цолькин, каждый день которого мог определять характер. К примеру, появившиеся на свет в день Имиш, по представлениям майя, вели распутную жизнь пренебрегая общественными устоями, тогда как младенцы дня Чуэн становились хорошими мастерами и ремесленниками. Судьба, определенная астрологией была предопределена, однако жрецы имели возможность ее изменить, связав судьбу человека со днем принесения в храм.

Культура майя

Следует заметить, что у культуры древних народов Мезоамерики имеются некоторые сходные черты. Это дает основание предположить обмен между этими народами определенными достижениями их культур, что привело к некой их однородности, что, в свою очередь, показывает на то, что существовала культура-праматерь, от которой и могли пойти корни майянской культуры.

Главными свидетельствами этой культуры-родоначальницы служат иероглифическая письменность, книги, сложенные гармошкой, использование бобов какао вместо денег, ритуальная игра в мяч, культовый герой – Пернатый змей и культовые обряды, одним из которых было . Так, культура великой цивилизации майя, начиная с древних времен, подверглась воздействию других культур.

В доклассическом периоде культура майя несет отпечаток ольмекской цивилизации (отсюда монументальные скульптуры, знание математики, календари). Известно, что ольмеки смогли создать календарь, превосходивший по точности европейский.

Письменность

Самые ранние надписи датируются III столетием до н. э. Письмо непрерывно использовали до прибытия в XVI столетии н. э. испанских конкистадоров, а в некоторых наиболее изолированных районах, к примеру, в Тайясале, какое-то время после этого.

Письменность майя представляла из себя систему из словесных и слоговых знаков. Термин «иероглифы» в отношении письменности майя применили европейские исследователи XVIII и XIX века, которые, не могли понять знаков, и находили их похожими на египетскую иероглифику.

В ранней колониальной эпохе еще были люди, которые знали письменность майя. Имеются сведения что, некоторые прибывшие на Юкатан испанские священники успели ее изучить. Но в скором времени епископ Юкатана Диего де Ланда в рамках кампании по искоренению языческих обычаев, велел собрать и уничтожить все тексты майя, в результате чего, это привело к утрате значительной части рукописей.

Только 4 кодекса майя пережили конкистадоров. Более полные тексты были обнаружены в посуде в могилах майя, а также на монументах и стелах в городах, заброшенных или разрушенных после того как прибыли испанцы. Знание письменности было полностью утрачено к концу XVI столетия. Интерес к ней возник только в XIX столетии, после того как были опубликованы сообщения о разрушенных городах майя.

Оружие

Оружие майя не было особенным достижением технической мысли. В течении многих столетий существования цивилизации майя оно притерпело незначительные изменения. По большей части усовершенствовалось военное искусство, чем само оружие.

В боях майя сражались копьями разной длины (с рост человека и более), дротиками и плоскими дубинками-мечами, края которых были усажены плотными рядами вделанных обсидиановых лезвий. К концу периода Нового Царства (XV - XVI вв.) у майя появились металлические боевые топоры (из сплава меди с золотом) и лук со стрелами, позаимствованные у ацтеков. В качестве защиты рядовые войны майя носили пухлые простеганные ватные панцири. Знать использовала доспехи, плетенные из гибких ветвей и защищалась ивовыми (реже - из черепашьего панциря) большими или малыми щитами круглой или квадратной формы. Маленький щит (размерами с кулак) при этом применялся не только для обороны, но и как ударное оружие.

Обсерватория Эль-Караколь, Чичен-Ица — Мексика

Расцвет цивилизации майя

По окончании власти ольмеков берет свое начало расцвет южных торговых городов майя. В этот период возникают крупные центры майянской цивилизации – Эль-Мирадор, Тикаль, Накбе, Вашактун. Майя создают систему календарей (солнечный, лунный и ритуальный), при помощи которой фиксировали важные исторические моменты, а также делали астрологические прогнозы.

Особенное внимание обращает на себя юго-восточный город Копан. Он, начиная с V века н. э., на протяжении 400 лет управлялся одной династией, основателем которой был правитель Яш-Кук-Мо, пришедший к власти в 426 году н. э.

626 год — на престол взошел правитель Дым-Ягуар, который был царственным потомком Пакаля. Он правил в течение 67 лет, был долгожителем. Его называли Великим Подстрекателем. Может быть, при помощи территориальных войн этот правитель в значительной степени расширил владения Копана, что поспособствовало его процветанию. К этой эпохе относятся появление множества стел, восхвалявших правителей и их заслуги; развитие иероглифической письменности, создание великолепных храмов со скульптурными изображениями богов.

Майя сегодня

В наше время на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе проживает около 6,1 миллиона Майя. В Гватемале около 40% населения относятся к Майя, в Белизе - примерно 10%. Сегодня религия Майя представляет из себя смесь из христианства и традиционных верований Майя. Каждая община Майя имеет в наши дни своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований могут выступать домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы Майя идентифицируют себя посредством особых элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других Майя.

Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских Майя, живущая в Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, которая украшена традиционными сюжетами Майя. Христианство смогло оказать на представителей этой группы поверхностное влияние. Но туризм и, в первую очередь, технический и экономический прогресс постепенно начинают стирать самобытность группы. Все больше и больше Майя носят современные одежды, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые из майя живут между тем от доходов за счет туризма, так как все большее количество людей хотят познакомиться с миром и культурой древних Майя.

Храм Креста, Храм Солнца на территории древнего города Паленке

Цивилизация майя — интересные факты

Не существует никаких доказательств, что у майя могли быть летательные аппараты или автомобили, однако сложная система дорог с твердым покрытием у них точно была. Они владели передовыми астрономическими знаниями о движении небесных тел. Может быть, самым удивительным доказательством этого может служить здание с крышей-куполом под названием Эль-Караколь находящееся на полуострове Юкатан.

Археологические раскопки могут свидетельствовать о том, что майя в действительности практиковали человеческие жертвоприношения, и для жертв это считалось милостью.

Они верили в то, что до рая надо еще добраться: вначале необходимо пройти через 13 кругов преисподней, и только потом человек получит вечное блаженство. И путь этот до такой степени трудный, что получается добраться не всем душам. Однако был и «прямая дорога в рай»: его могли получить умершие при родах женщины, жертвы войн, самоубийцы, погибшие при игре в мяч и ритуальные жертвы.

Согласно одному их толкований кодексов, майя пришли из того места, которое сейчас скрылось под водой, их даже принимали за детей Атлантиды. Атлантида - это, конечно, сильно сказано. Но ученым, сравнительно не так давно, удалось обнаружить то, что может быть останками древних городов майя на океанском дне. Возраст городов и причину катаклизма определить невозможно.

Майя пользовались тремя календарями. Гражданский календарь, или Хааб, состоял из 18-ти месяцев по 20 дней в каждом - в общей сложности в нем было 360 дней. Для церемониальных целей использовали Цолькин, в который входило 20 месяцев по 13 дней в каждом, а весь цикл, таким образом, составлял 260 дней. Вместе они составляли единый сложный и длинный календарь, который содержал сведения о движении планет и созвездий.

В календаре не было ни начала, ни конца - время для майя шло по кругу, все повторялось вновь и вновь. Такого понятия, как «конец года», для них не существовало - лишь ритм планетарных циклов.

Майя изобрели спорт. Одно точно - майя обожали игру в мяч. Задолго до того, как европейцы начали одеваться в шкуры, майя уже сделали у себя дома корт для игры в мяч и придумали правила игры. Их игра, как видно, была жестким сочетанием футбола, баскетбола и регби.

Обнаружено около 1 000 городов майя (на начало 1980-х годов), однако еще не все из них раскопаны или исследованы археологами. Также было найдено около 3 000 поселков.

Майя любили сауны. Немаловажным очистительным элементом для древних майя была потогонная ванна: на горячие камни лилась вода для создания пара. Такими ваннами пользовались все, от недавно родившей женщины, до короля.

Исчезновение цивилизации майя

Названа причина по которой могли исчезнуть майя. Историки из Венского технического университета выяснили причину упадка империи майя. Как выяснилось, технологии орошения, спасавшие урожай от засухи, могли сделать общество более уязвимым для природных катаклизмов. 2014 год — геологи из Америки предположили, что причиной вымирания майя могла стать экстремальная засуха, продлившаяся около 100 лет.

Существуют и другие версии, называющие возможные причины исчезновения цивилизации: крах местной системы земледелия, страшные эпидемии болезней (к примеру, желтой лихорадки), приход завоевателей из Мексики, социальные катаклизмы, насильственное взятие людей в плен тюльтекскими правителями Юкатана, и даже землетрясения и спад солнечной активности.

Судя по всему, майя были очень интересными людьми: они строили гигантские пирамиды, знали математику, астрономию и письменность. Но современным людям многое о них неизвестно. Например:

1. Майя считали человеческие жертвоприношения огромной честью

Археологические раскопки свидетельствуют, что майя действительно практиковали человеческие жертвоприношения, но для жертвы это считалось милостью.

Майя верили, что до рая надо ещё дойти: сначала придётся пройти через 13 кругов преисподней, и только потом человек получит вечное блаженство. И путешествие это такое трудное, что добираются не все души. Но был и прямой «билет в рай»: его получали умершие при родах женщины, жертвы войн, самоубийцы, погибшие при игре в мяч и ритуальные жертвы.

Так что стать жертвой считалось у майя высокой честью - этот человек был посланником к богам. Астрономы и математики использовали календари, чтобы точно знать, когда следует принести жертву и кто подходит на эту роль лучше всего. По этой причине жертвами почти всегда становились майя, а не жители соседних племён.

2. Майя предпочитали придумывать свои технологии

У майя не было двух вещей, которые имели почти все развитые цивилизации - колеса и металлических инструментов.

Но в их архитектуре были арки и гидравлические системы орошения, для которых нужно было знать геометрию. Ещё майя знали, как делать цемент. Но поскольку у них не было скота, который мог бы возить повозку, колесо, возможно, было им не нужно. А вместо металлических инструментов они использовали каменные. Тщательно заточенные каменные инструменты использовались для резьбы по камню, распила древесины и прочего.

У майя были и хирурги, на то время исполнявшие сложнейшие в мире операции с помощью инструментов из вулканического стекла. По сути, некоторые каменные инструменты майя были даже совершеннее современных металлических инструментов.

3. Вероятно, майя были мореплавателями

В Кодексе майя есть косвенные свидетельства того, что они были мореплавателями - подводные города. Возможно, майя даже приплыли в Америку из Азии.

Когда майя только-только появились как цивилизация, на континенте примерно в тех же местах существовала развитая цивилизация ольмеков, и майя, по всей видимости, взяли от них многое - шоколадные напитки, игру в мяч, ваяние по камню и почитание богов-животных.

Откуда на континенте взялись ольмеки, тоже непонятно. Но куда больше сбивает с толку то, куда они подевались: цивилизация оставила по себе мезоамериканские пирамиды, колоссальные каменные головы, приведшие к мысли, что сами ольмеки могли быть гигантами.

Их изображали, как людей с тяжёлыми веками, широкими носами и полными губами. Сторонники теории библейской миграции считают это признаком того, что ольмеки пришли из Африки. В Америке они жили около 13-ти столетий, а потом исчезли. Некоторые из самых ранних останков майя датируются семью тысячелетиями.

4. У майя не было космических кораблей, зато были действующие обсерватории

Нет никаких доказательств, что у майя были летательные аппараты или автомобили, но сложная система дорог с твёрдым покрытием у них точно была. Ещё майя владели передовыми астрономическими знаниями о движении небесных тел. Возможно, самым поразительным доказательством этого служит здание с крышей-куполом под названием Эль-Караколь на полуострове Юкатан.

Эль-Караколь больше известен как Обсерватория. Это башня около 15-ти метров высотой с многочисленными окнами, позволяющими наблюдать за равноденствиями и летним солнцестоянием. Здание ориентировано на орбиту Венеры - яркая планета имела для майя большое значение, и считается, что их священный календарь Цолькин тоже был построен на основании движения Венеры по небу. По календарю майя определяли время торжеств, посевов, жертвоприношений и войн.

5. Были ли майя знакомы с инопланетянами?

В наши дни достаточно популярна теория заговора, гласящая, что в древности инопланетяне побывали на Земле и поделились своими знаниями с людьми. Эрих фон Дэникен в 1960-х годах заработал миллионы долларов на книге о том, как люди из космоса управляют человечеством и как в давние времена они возвеличили человека от низменных животных инстинктов до возвышенной сферы сознания.


Учёные действительно не могут объяснить, как могли появиться рисунки Наска в Перу, настолько огромные, что их можно увидеть только с высоты птичьего полёта. Дэникен писал, что у древних майя были летательные аппараты, а добрые инопланетяне даже открыли им технологии комических полётов. Свои выводы он аргументирует рисунками на пирамидах майя, где изображены парящие над землёй мужчины в «круглых шлемах», со свисающими «кислородными трубками».

Правда, все эти «доказательства» нельзя назвать таковыми - очень уж притянуто за уши.

6. «Апокалипсис» Мела Гибсона - выдумка от начала до конца и никакого отношения к реальным майя не имеет

В «Апокалипсисе» мы видим дикарей, одетых в красочные перья, которые охотятся на свирепую дичь и друг друга. Гибсон уверил нас, что именно такими были майя. Что ж, он сделал красивый интересный фильм, но историю в школе он явно прогуливал.

Гибсоновские майя-варвары продают женщин в рабство, а мужчин-пленников приносят в жертву. Но нет никаких доказательств, что майя вообще практиковали рабство или хотя бы брали пленников (военное время не в счёт, разумеется). Бедные невинные индейцы из самого сердца джунглей у Гибсона знать не знали о великом городе майя, куда в итоге попали. Но в период расцвета цивилизации майя все жители окрестных лесов были под управлением города-государства, хотя и сохраняли при этом свою самостоятельность.

Однако Гибсон был прав в одном: когда в Мексику прибыли испанские конкистадоры, майя там жили, но уже не хотели вести войну или строить города - цивилизация приходила в упадок.

7. Майя могли быть выходцами из Атлантиды

Разобраться в истории и происхождении майя сложно. Спасибо суеверным испанским конкистадорам - они сожгли почти всю письменную историю, приняв библиотеку за странные колдовские символы.

Выжили только три документа: Мадрид, Дрезден и Париж, которые названы в честь городов, куда в итоге попали. На страницах этих кодексов описаны древние города, павшие от землетрясений, наводнений и пожаров. Эти города не расположены в материковой части Северной Америки - есть смутные намёки, что они были где-то в океане. Одно из толкований кодексов гласит, что майя пришли из того места, которое сейчас (и во время их расцвета) скрылось под водой, их даже принимали за детей Атлантиды.

Атлантида - это, конечно, сильно сказано. Но учёные недавно обнаружили то, что может быть останками древних городов майя на дне океана. Возраст городов и причину катаклизма определить невозможно.

8. Майя раньше всех узнали, что время не имеет ни начала, ни конца

У нас есть свой собственный календарь, который мы используем для измерения времени. Это даёт нам ощущение линейности времени.

Майя использовали целых три календаря. Гражданский календарь, или Хааб, включал в себя 18 месяцев по 20 дней в каждом - в общей сложности в нём было 360 дней. Для церемониальных целей использовался Цолькин, в котором было 20 месяцев по 13 дней в каждом, а весь цикл, таким образом, составлял 260 дней. Вместе они составляли единый сложный и длинный календарь, в котором содержались сведения о движении планет и созвездий.

В календарях не было ни начала, ни конца - время для майя шло по кругу, всё повторялось снова и снова. Такого понятия, как «конец года», для них не существовало - только ритм планетарных циклов.

9. Майя изобрели спорт

Одно бесспорно - майя обожали игру в мяч. Задолго до того, как европейцы догадались одеваться в шкуры, майя уже сделали у себя дома корт для игры в мяч и придумали правила игры. Их игра, по всей видимости, была жёстким сочетанием футбола, баскетбола и регби.

«Спортивная форма» состояла из шлема, наколенников и налокотников. Нужно было закинуть мяч из каучука в обруч, иногда подвешенный в более чем шести метрах над землёй. Для этого можно было пользоваться плечами, ногами или бёдрами. Штраф за проигрыш - проигравших приносили в жертву. Хотя, как мы уже говорили, жертвоприношение было билетом в рай, так что проигравших как таковых и не было.

10. Майя до сих пор существуют

Обычно люди твёрдо уверены, что все майя как народ исчезли - как будто все представители многомиллионной цивилизации вот так просто взяли и в одночасье умерли. На деле же численность современных майя - около шести миллионов человек, что делает их крупнейшим коренным племенем в Северной Америке.

По большей части майя не погибли, но по каким-то причинам им пришлось отказаться от своих огромных городов. Так как большая часть ранней истории майя утеряна, неизвестно, почему они вдруг перестали строить большие здания, проводить церемонии и заниматься наукой. Есть несколько версий: из-за долгой жестокой засухи могли сгореть посевы, или же майя стало слишком много, или случилась война и голод.

Всё, что действительно известно, так это то, что в 1524-м году майя стали образовывать небольшие сельскохозяйственные общины и отказались от городов. Их потомки по-прежнему живут рядом с нами, но вряд ли что-то помнят о прошлом своего народа. А если и помнят, то вряд ли расскажут.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари