Математические сказки о геометрических фигурах. Занимательная геометрия для дошкольников
История первая.
Полезный прямоугольник
Прямоугольник все
время завидовал Квадрату.
– Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если
поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким.
А если лягу на бок, то буду низким и толстым.
– А ты всегда остаешься одинаковым, –
продолжал он, обращаясь к Квадрату. – И стоя, и
сидя, и лежа!
– Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат.
– У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых:
то дылда-дылдой, а то блин-блином.
И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его
рост и ширина от этого не менялись.
А однажды случилось вот что. Один Человек
заблудился в лесу. Он шел наугад сквозь чащу и
встретился с Квадратом и Прямоугольником.
Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то
Человек обратился за помощью именно к нему.
– Можно, я заберусь на вас и погляжу, где мой
дом? – спросил он у Квадрата.
Человек залез сначала на одну сторону Квадрата.
Но ничего не увидел, потому что ему мешали
макушки деревьев.
Тогда Человек попросил Квадрат перевернуться и
залез на другую сторону. Но, как известно, все
стороны у Квадрата одинаковые. Поэтому и на сей
раз Человек ничего не увидел из-за деревьев.
– Гражданин Квадрат! – взмолился Человек. –
Помогите мне хотя бы через речку перебраться!
Квадрат подошел к речке и попытался дотянуться
до другого берега. Но... плюх! Плюхнулся в воду.
– Может, я смогу помочь вам? – предложил Человеку
скромный Прямоугольник.
Он встал во весь свой рост. Человек забрался на
него и оказался выше деревьев.
Вдалеке он увидел свой дом и наконец понял, куда
ему надо идти. Тогда Прямоугольник лег на бок и
стал мостом.
Человек перебрался по Прямоугольнику через
речку, помог ему подняться и, горячо
поблагодарив, отправился домой.
А Квадрат, который сушился на берегу после
вынужденного купания, сказал Прямоугольнику:
– Вы, оказывается, полезная фигура!
– Ну, что вы! – скромно улыбнулся Прямоугольник.
– Просто мои стороны разной длины: две – длинные,
а две – короткие. Иногда это бывает очень удобно.
История вторая.
Треугольник и Квадрат
Жил-был Треугольник.
Хотя, по правде сказать, он не столько жил,
сколько скучал. Вот так...
С ним по соседству скучал и Квадрат. После того,
как ему не удалось помочь Человеку выбраться из
леса, он уверовал в свою полную бесполезность.
Теперь Квадрат валялся в каком-то овраге и
чувствовал себя никому не нужным и ужасно
одиноким. Вот таким...
Скучал он, скучал и решил послать письмо
Треугольнику. «Дорогой Треугольник! Поодиночке
мы ни на что не годимся, – писал он. – А вместе мы
уже имеем смысл. Что вы об этом думаете?»
Треугольник ответил ему так: «Уважаемый Квадрат!
От скуки я разучился думать. Поэтому почти ничего
не думаю. Но мне кажется, что надо жить со
смыслом».
И стали они жить со смыслом, то есть вместе. И что
же получилось?
Белочка и геометрические фигуры
Наступила зима. Белочка нашла пустое дупло и решила жить в нем вместе с бельчатами. Но им было холодно в дупле, потому что оно было всегда открыто. В этом же лесу жили два мастера, фигуры Круг и Треугольник. Треугольник был злой и думал о себе, что он самый главный в лесу мастер, а Круг был добрый и веселый. Пошла белочка к фигурам и попросила их сделать для дупла двери. Треугольник сделал дверь треугольную, потому что считал, что самые лучшие двери – треугольные, а все остальные совсем никому не нужны. Поставила белочка треугольную дверь. Но она не закрывала дупло хорошо, так как оно было круглое. Ветер дул в щели, и бельчатам было холодно. Тогда белочка опять пошла к фигурам и попросила сделать другую дверь. Треугольник нахмурился и обиделся. А Круг сделал круглую дверь, которая подошла к дуплу, и всем было тепло. С тех пор Треугольник понял, что все фигуры важны.
Костина Таня, 6 лет.
Однажды Квадрат и
Прямоугольник отправились на прогулку и попали в
один двор. Там сидел мальчик и грустил. «Ты почему
грустишь?» - спросил его Прямоугольник. «Просто
у нас во дворе негде играть», - ответил мальчик.
И тогда Квадрат и Прямоугольник построили горку.
Мальчик обрадовался и стал кататься.
«Я понял! - сказал Прямоугольник. - Неважно,
какой ты внешне, главное - быть кому-нибудь
полезным!»
Богдан Муквич, 6 лет.
В стране Геометрии
(Музыкальная сказка)
- Ведущий
- Куб
- Человек
- Параллелепипед
- Пирамида
- Шар
Ведущий. Когда-то давным-давно, не в Тридевятом царстве, а в стране Геометрии, жили-были два друга: Куб и Параллелепипед. Они дружили, хотя и были очень разными и внешне, и по характеру. Куб все время ходил с очень важным, напыщенным видом и часто хвастался перед Параллелепипедом.
Куб. Какой я красивый, умный, у меня все грани квадратные, а ребра - гладкие, розовые и одинаковые. А ты, Параллелепипед, посмотри на себя, какой ты весь нескладный.
Ведущий.
Параллелепипед очень опечалился, потому что
хотел быть похожим на Куб, но у него ничего не
получалось.
Однажды они пошли гулять в лес и встретили там
встревоженного Человека.
Человек. Как я рад, что встретил вас! Я гулял по лесу и заблудился, никак не могу найти дорогу домой. Может, вы мне поможете?
Куб (выскакивает вперед и хвастливо говорит). Конечно, только я могу помочь тебе. Я самый умный, самый красивый! Посмотри, какие у меня грани квадратные. Становись на меня, и ты обязательно увидишь свой дом!
Ведущий. А грустный Параллелепипед стоял в сторонке и был очень расстроен тем, что он, как всегда, не у дел. Тем временем Человек забрался на Куб, посмотрел во все стороны, но ничего, кроме верхушек деревьев, не увидел. Тогда он обратился к Параллелепипеду.
Человек. Параллелепипед, может, ты мне поможешь? А то я ничего не вижу.
Ведущий. Параллелепипед с радостью предложил свою помощь. Человек вскарабкался на него и увидел за лесом, за речкой свой дом.
Человек. Спасибо вам, мои дорогие, теперь с вашей помощью я знаю, в какую сторону мне идти. До свидания!
Куб и Параллелепипед (хором). Постой, Человек, мы проводим тебя дальше, вдруг еще понадобится наша помощь.
Звучит музыка. На ее фоне, пока они идут, говорит ведущий.
Ведущий. Шли они, шли, и вдруг на их пути появилась река. Река была не очень широкая, но глубокая, с сильным течением.
Музыкальная
фонограмма бурлящей воды.
Человек остановился в нерешительности.
Человек. Как же мне перебраться на другой берег? Тут раньше был мостик, но, видно, течением его снесло.
Ведущий. Куб и тут выскочил вперед!
Куб. Посмотри, какие у меня ровные, гладкие ребра, какой я сильный! Я лягу между двух берегов, и ты пройдешь по моей грани на другой берег!
Ведущий. Не дождавшись ответа, Куб попытался дотянуться до другого берега и... плюх! Свалился в воду. Мокрого и несчастного достали его из воды. Теперь он уже не выглядел таким самоуверенным.
Параллелепипед (несмело). Человек, давай я попробую помочь тебе.
Ведущий. Он лег на два берега, и получился отличный мостик. Радости Человека не было предела.
Человек. Спасибо вам, дорогие мои, вы меня очень выручили.
Он попрощался со своими новыми друзьями и отправился домой.
Ведущий. Куб был очень задумчив и печален.
Куб. Наверное, я все сделал неправильно. Прости меня, Параллелепипед, я никогда больше не буду хвастать. Ты тоже очень умный, красивый, а главное, добрый. Давай дружить по-настоящему! А чтобы нам было весело, позовем гостей.
Ведущий. И они написали письмо Пирамиде и Шару: «Дорогие Пирамида и Шар! Приезжайте к нам в гости, вместе нам будет веселее, и мы будем дружно жить!» Шар и Пирамида не заставили себя долго ждать и приехали к ним в гости.
Под веселую музыку на сцену выходят Шар и Пирамида.
Куб. А давайте, все вместе построим дом!
Параллелепипед. Я буду фундаментом!
Куб. Я буду стенами, ведь у меня самые-самые... Ой, простите меня, это я по старой привычке!
Пирамида. А я буду крышей!
Шар. А я буду солнышком! Буду светить ярко, чтобы всем вам было тепло и уютно.
Ведущий. Вскоре в этом доме поселились дети, которым было светло, уютно и так весело, что они часто пели вот такую задорную песенку (запевает песенку, знакомую всем детям-участникам и зрителям).
Спонсор публикации статьи: компания "ЮК ТРИУМФ" предоставляет профессиональные юридические услуги. Воспользовавшись предложением компании "ЮК ТРИУМФ", Вы получите услуги опытных специалистов в таких вопросах, как признание отцовства в судебном порядке , раздел имущества в суде, составление брачного контракта, оспаривание завещания, и других случаях защиты Ваших интересов в области семейного права. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на сайте компании "ЮК ТРИУМФ", который располагается по адресу http://razdel-imushhestva.ru/
Тема: «Сказка о геометрических фигурах» (младшая группа)
Цель: совершенствовать умение сравнивать две неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, больше, меньше; умение различать знакомые геометрические фигуры: круг,квадрат, треугольник
Упражнять определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, за, в, под.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить правильно пользоваться приёмом приложения, раскладывать слева направо. Зрительно определять величину предметов, ориентировки в пространстве, правильно отвечать на вопросы.
Развивающие: Развивать внимание, мышление.
Воспитательные: Воспитывать чувство сопереживания, интерес к математике.
Словарная работа: высокое, низкое, больше меньше, поровну, столько сколько, часть круга.
Методические приёмы: сюрпризный момент, игровой, словесный, наглядный.
Материал: демонстрационный: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), три домика с разной формы окон (круглой, квадратной, треугольной), плоскостные изображения деревьев разной высоты (3-4 шт.), и кустов разной величины (2 шт.); плоскостные изображения зайцев большой и маленький, белка, лиса, круг разделённый на 4 части.
Раздаточный: карточки с двумя полосками, бельчата (по 4-5 шт.), грибочки (по4-5 шт.), круг разделенный на 4 части
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, мы с вами, отправимся в сказку. Жили – были геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Жили они вот в таких домиках (выставляю три домика. С круглым окошком, треугольным, и квадратным)
Воспитатель: Угадайте ребята, где чей дом? Маша, как ты думаешь, какая фигура живет в этом домике?
Маша: В этом домике живёт треугольник.
Воспитатель: Почему ты так решила?
Маша: Потому что, окно треугольной формы.
Аналогично выясняем про остальные домики
Воспитатель: Каждое утро геометрические фигуры любили играть вместе. (открываю окошки домиков, где находятся соответствующие фигуры, выставляю фигуры на доску. Последним открываю окошко круглой формы)
Ой, ребята, а круга в домике нет. Наверно он куда-то укатился. Интересно куда он мог пропасть, укатиться? Треугольник с квадратом очень огорчились, посмотрите, какие они стали грустными. Они просят вас, помочь им, найти их друга. Поможем им найти круг?
Дети : Поможем.
Воспитатель: Мы пойдём вот по этой широкой дорожке. Вперёд! В путь! Посмотрите, ребята мы попали в лес. (Помещаю на доску изображения деревьев). А в лесу, много деревьев, высоких и низких.
Воспитатель: Максим покажи самое высокое дерево?
Максим:( указывает на самое высокое дерево). Это дерево самое высокое.
Воспитатель: Таня покажи самое низкое дерево?
Таня:( находит и показывает самое низкое дерево.) Это дерево самое низкое.
Воспитатель: Пора нам идти дальше, квадрат и треугольник переживают за своего друга, хотят быстрее найти своего друга. Ой, посмотрите, кто это? (выставляю двух зайчиков, большой и маленький.
Дети: Зайчата.
Воспитатель: Одинаковые ли зайчата по величине?
Дети: Один зайчонок большой, а другой- маленький?
Воспитатель: Ой, зайчата, что- то хотят нам сказать. Они просят спрятать их от волка.
Квадрат и треугольник предлагают спрятать зайчат под большим и маленьким кустом.
Большого зайчика под каким кустом спрячем?
Дети: Большого зайчика спрячем под большим кустом..
Воспитатель: Ваня, спрячь большого зайчика. (Ребёнок закрывает изображение зайчика изображением большого куста).
Воспитатель: А маленького, зайчика под каким кустом спрячем?
Дети: Маленького под маленьким кустом.
Воспитатель: Саша, помоги спрятать маленького зайчонка. (Ребёнок закрывает изображение зайчика изображением маленького куста). Молодцы ребята, хорошо спрятали зайчат, теперь волк их не увидит.
Воспитатель: пора нам идти дальше, искать круг.
Шли друзья, шли и встретили белку. (выставляю на доску изображение белки и грибы)
Белка- мама собрала грибы, и просит помочь разделить грибы между маленькими бельчатами.
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель: Давайте поможем разделить. Положите на верхнюю полоску белочек. Сколько белочек?
Дети: Белочек много.
Воспитатель : Что нужно сделать, чтобы проверить, хватит ли всем бельчатам грибов?
Дети: Надо к каждому бельчонку приложить гриб. (на нижнюю полоску, под каждой белочкой выкладывают гриб).
Воспитатель: Что вы заметили?
Дети: Грибов меньше чем белочек?
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы грибов стало столько же сколько и белочек?
Дети: Нужно добавить ещё один гриб.
Раздаю детям ещё по одному грибочку. Дети добавляют гриб.
Воспитатель: Олеся, сколько теперь грибов?
Олеся: Грибов столько, сколько и грибов.
Воспитатель: Диана, как по другому, можно сказать о количестве грибов и белочек?
Диана: Грибов и белочек поровну.
Белочки поблагодарят, и предлагают поиграть в игру.
Физминутка «сколько ты услышишь звуков, столько выполни движений» (много и один)
Воспитатель: Пора нам идти дальше. Встретили лисичку. (выставляю изображение лисички
Воспитатель: Почему ты плачешь?
Я играла со своим новым другом, зовут его круг. Мы с ним бегали, прыгали, круг зацепился за пенёк и рассыпался на части. Помогите найти части круга. Ребята, квадрат и треугольник просят вас побыстрее найти части круга.
Дети: Определяют и называют местонахождения каждой части круга.
За деревом, под кустом, на пеньке, в дупле.
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы круг стал целым?
Дети: нужно из частей сложить круг.
Воспитатель: но квадрат и треугольник не умеют складывать, покажите, как надо сделать.
Дети составляют из частей круг.
Воспитатель: квадрат и треугольник очень обрадовались своему другу, говорят вам, большое спасибо за помощь. Посмотрите, какие они стали весёлыми. Теперь всем пора возвращаться домой. А чтобы веселее было идти, давайте споём песенку.
«Три друга».
В одном необычном городе, жили три необычных друга. Они жили в необычных домах, и мебель, и одежда, и посуда, и все прочее у них было необычное. И звали этих друзей КРУГ, КВАДРАТ и ТРЕУГОЛЬНИК. Поэтому у КРУГА было все необычно КРУГЛОЕ, у КВАДРАТА - КВАДРАТНОЕ и у ТРЕУГОЛЬНИКА - ТРЕУГОЛЬНОЕ. А песенки и сказки у них были КРУГЛО – КВАДРАТНО -ТРЕУГОЛЬНЫЕ.
Однажды три друга: КРУГ, КВАДРАТ и ТРЕУГОЛЬНИК пошли покататься с горки. Первым покатился ТРЕУГОЛЬНИК и, поехав, совсем немного остановился. Как не старался треугольник дальше скатываться, у него не получалось. Когда поехал КВАДРАТ, с ним случилось тоже самое. А круг укатился так далеко, что треугольник и квадрат не могли его увидеть, где он остановился.
Сидят они и думают, что же им помешало скатиться так же далеко, что и кругу. Квадрат обошел вокруг треугольника, треугольник вокруг квадрата и так посмотрят они друг на друга и так обойдут и там поглядят, ну ни чего подозрительного.
Тут подошел к ним КРУГ и тоже задумался, а что же им мешает прокатиться так же далеко, как и я.
Они сидели так долго, что не заметили, как, стало темнеть, и их тень падала на землю, прямо перед ними. И тогда они увидели свое очертание, то поняли, в чем было дело.
КРУГ был очень КРУГЛЫЙ и гладкий, и поэтому ему ничего не мешало перекатываться, а у КВАДРАТА и ТРЕУГОЛЬНИКА было много УГОЛКОВ и ПЛОСКИХ СТОРОН, которые всегда мешали и тормозили их движения.
После этого случая, друзья не ходили кататься на горку, а занимались или играли так, чтобы ни кому, ни где ничего не мешало.
«Подарок».
В соседнем доме жила одна веселая и дружная семья. Семья состояла из папы, мамы и маленькой девочки Анюты. Анюта очень любила что-нибудь строить. Она строила в своей комнате целые города, из книжек, карандашей, стульев, из различных коробок, вообще из всего, что попадало ей под руку.
В один прекрасный день Анюте исполнилось три годика. Мама и папа решили сделать ей подарок, и подарили ей большой набор кубиков.
Увидев яркие кубики, Анюта забыла про все на свете, ей не нужны были конфеты, праздничный пирог, она сидела и строила.
Анюта взяла кубик, поставила его возле себя и задумалась, а не построить ли ей город в своей маленькой комнате.
Так она и строила кубик на кубик, чтобы дома были больше и выше. А крышу Анюта решила сделать не простую, а КРУГЛУЮ. Но как только она ложила сверху кубика шарик, он скатывался и никак не хотел сидеть сверху.
Папа заглянул в комнату и увидел, обеспокоенную Анюту. Он понял, в чем причина беспокойства, объяснил, что КУБИК-КВАДРАТНЫЙ поэтому он не катается, а спокойно стоит так как его поставили или ложиться, а ШАРИК-КРУГЛЫЙ, он катается, поэтому и скатывается с кубика. И тогда папа предложил Анюте сделать крышу из конуса, он имеет ТРЕУГОЛЬНУЮ форму и похож на крышу дома и такой же устойчивый как КУБИК. После чего папа вышел из комнаты.
АЛЁНА Болтенко
Сказка про геометрические фигуры.
Совместная работа с Вороновой Соней 5 лет
преподаватель МБОУДОД «ДШИ №1» г. Каменска- Уральского
Болтенко Алёна Анатольевна
Описание материала : предлагаю вашему вниманию сказку про геометрические фигуры .
Назначение : материал предназначен для детей дошкольного возраста для воспитателей детских садов и родителей.
Цель : вызвать интерес к математике.
Задачи : Развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.
Формировать положительный настрой и желания учиться в школе.
Сказка про геометрические фигуры .
Жил - был мальчик Петя, который очень любил рисовать фигуры . В тетрадке он нарисовал необычный город из геометрических фигур . Дома были из овалов, магазины из треугольников, центры развлечений из кружков.
Однажды квадрат гулял по городу и ему на пути попался узкий мостик. На середине моста квадрат встретил Ромба. Квадрат попросил уступить ему дорогу. Ромб не согласился и квадрат не намерен был уступать.
Тут завязалась драка, квадрат чуть не упал в речку. К ним подошёл Круг и предложил не драться и расширить мост, ведь в городе много строительного материала. Все обрадовались и принялась за работу.
Теперь в городе был большой мост, на котором было не тесно никому!
Публикации по теме:
С помощью данной игры закрепляем знания о геометрических фигурах, называем и показываем их элементы (вершины, стороны, углы,классифицируем.
Конспект НОД «Геометрические фигуры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 191" КОНСПЕК НОД "Геометрические.
Конспект занятия «Геометрические фигуры» Конспект занятия во 2-ой младшей группы Тема: «Геометрические фигуры» Цель: Формирование элементарных математических представление у детей.
Конспект занятия подготовительной группы «Геометрические фигуры» Задачи: образовательные: закреплять умение выделять общий признак.
Заранее подготовленные пустые коробки из-под спичек склеить между собой при помощи клея по 5 штук. Если предполагается наполнять пеналы.
НОД «Геометрические фигуры» для детей 6–7 лет Тема: Геометрические фигуры Цель: закрепить и активизировать знания детей о геометрических фигурах. Задачи: Образовательные: - закрепить.
НОД в средней группе «Геометрические фигуры» Интеграция образовательных областей:«Познание» (формирование элементарных математических представлений, «Социализация», «Коммуникация»,.
НОД в средней группе «Веселые геометрические фигуры» Задачи: Развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур; формировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры;.