Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто делает харакири себе. Чем харакири отличается от сэппуку

Ритуальные убийства известны многим народам мира: рабов и наложниц убивали вместе с их повелителем, чтобы они служили ему в загробной жизни, пленников приносили в жертву богам. Но помимо убийств существовали и самоубийства - добровольное решение по какой-либо причине уйти из жизни. Например, в Древнем было распространено отравление и падение на меч, но наиболее известные ритуальные самоубийства - это японские харакири и сеппуку.

Вконтакте

В буквальном переводе это значит «вспарывать живот» . Это ритуальный суицид, обряд, принятый среди самурайского сословия. Харакири могло быть:

  1. добровольно-принудительным: назначалось в виде наказания. Самурай, приговоренный к смерти, мог добровольно покончить с собой таким способом, чтобы сохранить честь семьи;
  2. добровольным: применялось исключительно по своей воле. Обычно самураи принимали такое решение, если оказывалась затронута их честь или честь феодала-начальника (даймё).

Само действие отличается достаточно сложным порядком и является привилегированным вариантом смерти только для самурая. Простые крестьяне не имели права проводить ритуал. Проведение харакири должно было не только убить человека, но и продемонстрировать его непоколебимость, силу и твердость духа.

Многие знают только термин харакири, но существует также слово «сеппуку» или «сэппуку» , которое также обозначает ритуальное самоубийство. Оба слова пишутся одинаковыми иероглифами, а вся разница заключена в оттенках:

Считается, что харакири - это более «бытовое» название действия с уничижительным, принижающим оттенком. Иными словами, харакири - простое вспарывание живота, а сеппуку - это ритуальное возвышенное действие. Однако Википедия говорит, что сами японцы, произнося в разговоре «харакири», не пытаются принизить действие.

Откуда пошло

Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.

Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:

  1. «Хара китанай» — «Грязный живот» или «Низкие стремления»;
  2. «Хара-но най хито» — «Человек без живота» или «Человек без души»;
  3. «Хара-но курой хито» — «Человек с черным животом» или «Человек с черной, жестокой душой»;
  4. «Харагитанай» — «Грязный живот» или «Подлый человек»;
  5. «Харадацу» — «Подняться к животу» или «Рассердиться»;
  6. «Хара о ваттэ ханасимасё» — «Давайте поговорим, открыв животы» или «С чистыми помыслами».

Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота - это открытие всех помыслов.

Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:

В древней ритуальное вспарывание живота не было распространено: вместо них применяли сожжение и повешение. Первое сеппуку совершил в 1156 году феодал Минамото но-Тамэтомо: из-за проигранной войны с кланом Тайра самурай вспорол живот, не желая попасть в плен. Так он сохранил воинскую честь.

Впоследствии необходимость сеппуку была прописана в самурайском кодексе чести - Бусидо. Там говорилось, что самурай должен постоянно думать о смерти и умереть, если была задета его честь или честь господина, если проигран бой или нанесена смертельная рана, если в проигранном бою убит его господин. Сделать это он должен спокойно, с достоинством, до конца сохраняя присутствие духа и твердость намерения. Иными словами, при любой странной ситуации самурай всегда мог совершить самоубийство и остаться в памяти людей, как достойный и благодетельный воин.

Как проводят

Основной задачей харакири является разрезание живота . Для этого готовили односторонний короткий ритуальный меч – кусунгобу. Его длина составляла примерно 30 см. Это было вспомогательное в бою оружие для добивание врага или отрезания голов.

Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.

Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:

Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.

Отрубать голову тоже было непросто : требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем. После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.

Некоторые особенности

Далеко не все могли спокойно пережить такую болезненную процедуру молча и с честью, а потому правила были дополнены:

Вывод

Среди ритуальных самоубийств наиболее известным является харакири - японский вариант суицида. Он был распространен в Средние века и имел большое значение для представителей самурайского сословия. Среди самых последних самоубийц выделают нескольких военных деятелей, умерших после поражения во Второй мировой войне (в том числе «отца камикадзе» Такадзиро Ониси), писателя Юкио Мисима и дзюдоиста Исао Инокума, умершего в 2001 году. Смерть многих из них вызвала некоторое одобрение в японском обществе, поскольку эти люди умерли, как подобает самураям.

Япония для непосвященного человека представляется далекой страной, в которой до сих пор по улицам ходят самураи , на стол подаются только суши и все без исключения делают себе харакири. Думать так — не совсем правильно, а говорить об этом, значит показаться невеждой. Однако на самом деле все далеко не так. Япония — это страна, где дольше всех следовали давним традициям, а некоторые из ритуалов продолжают оставаться актуальным и сегодня. Японские ритуалы для светского человека могут показаться очень жестокими и бесчеловечными, но если вникнуть в суть гражданско-общественных отношений, понять происходящие процессы в жизни японского общества, многое станет понятнее. Это в полной мере относится и к харакири, явлению в японской жизни и культуре, о котором мы очень мало знаем. Нам нравится это слово, однако его смысл далеко не тот, который мы вкладываем в него.

Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?

Харакири — разговорное слово в японском языке, которое означает буквально «резать живот». Хотя если вдаваться в анализ слова и разложить его по полочкам, появляется несколько иной смысл. Иероглиф «хара» на японском языке означает душа, смысл или означает намерение. Стоит ли говорить о том, что у многих народов особое ритуальное отношение к душе. Так для японцев живот является именно тем местом, где храниться человеческая душа и намерение ее освободить таким способом становится понятным. Вот с этого момента начинает вырисовываться картина, которая дает объяснение многим вещам. Назовем вещи своими именами. То, с чем принято у нас ассоциировать харакири – это самоубийство, совершаемое любым человеком из добровольных морально-этических побуждений. В Японии это выражение имеет другой оттенок, больше социальный. В японском обществе, когда хотят сказать, что кто-то совершил самоубийство, вспоров себе живот, говорят харакири.

В японской истории и в литературе такого выражения никогда не встретишь. Здесь о подобных вещах говорят в ином ракурсе. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам называется сэппуку. В чем разница, если оба слова пишутся одинаковыми иероглифами. Отличия в том, что харакири – это японское чтение иероглифов, а сэппуку – это китайское чтение того же набора иероглифов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же, т.е. способ самоубийства, только в каждом отдельном случае имеется своя трактовка выражения и смысл.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;
  • Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
  • В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы. Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание. Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Для того, чтобы акт самоубийства был проведен по всем правилам, за состоянием самоубийцы наблюдал специальный человек — кайсяку, готовый в любую минуту отсечь самураю голову и прекратить его страдания.

Этическая сторона харакири и сэппуку

В японских традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, было принято верить в многократное перерождение души человека, поэтому было важным достойно уйти из жизни. Для харакири не требовалось особых условий. Достаточно было самураю просто самому принять решение и совершить акт самоубийства в соответствии с традициями. Сэппуку наоборот, требовал создания для проведения ритуала особых условий. Тщательно выбиралось место проведения ритуала. На церемонии обязательно присутствовали представители власти. Церемонию проводило специально обученное лицо в присутствии кайсяку.

Если самурай погибал в бою, смысла в церемонии не было. Совсем другое дело, когда проступки или недостойное поведение самурая выпадали на мирное время. Тогда проведение церемонии сэппуку было обязательным. Именно сэппуку, а не харакири. Поводов у самурая совершать акт самоубийства было предостаточно. К наиболее частым причинам для проведения обряда можно отнести следующие факты:

  • «смерть во след», т.е. самоубийство самурая следом за погибшим господином или сюзереном;
  • самоубийство ввиду осознания собственной ответственности за наступившие негативные последствия;
  • добровольная смерть ввиду собственных убеждений;
  • самоубийство из-за невозможности реализовать собственную ярость по отношению к врагу;
  • харакири ввиду собственной финансовой или социально-бытовой несостоятельности.

Нередко в Японии совершались акты коллективного самоубийства. Харакири часто делали влюбленные пары, совместная жизнь которых была невозможна в силу кастовых предрассудков. В тяжелой обстановке, во время голода, военных действий и большого семейного позора родители и дети делали коллективный акт самоубийства.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Современное отношение к харакири и к сэппуку

Со временем ранее закрытое от внешнего мира японское общество стало трансформироваться. Менялось и отношение к смерти. Несмотря на то, что в обществе сохранилось почтительное отношение к самураям, сэппуку и харакири стало исключительно прерогативой знатных особ. Бедные дворяне предпочитали вместо самоубийства искать другие выходы из ситуаций. Длительный мирный период, который воцарился в Японии, начиная со второй половины XVIII века, послужил поводом к тому, что некоторые ритуалы из жизни самураев стали носить чисто символический характер.

Кодекс чести бусидо оставался обязательным для чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Особое место отводилось в них и сэппуку, о котором можно было еще услышать в период Второй Мировой войны. Сотни японских офицеров перед сдачей в плен делали себе сэппуку. Вопиющим фактом считается массовое сэппуку, которое было совершенно офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрекся от престола. Случаи харакири среди простых японских солдат были не такими массовыми, как среди офицерского сословия. Сказывалось простое происхождение военнослужащих и естественное желание выжить, перенеся ужасы и тяготы войны.

Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и сегодня нередки случаи, когда потомки самураев сводят счеты с жизнью подобным способом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Многие любители Японии и ее культуры часто задаются вопросом: «Есть ли между харакири и сеппуку разница?». Действительно, слово «харакири» наиболее известно в Еропе, а поэтому является привычным обычному человеку, еще 70% европейцев знают значение этого слова, еще 20% когда-нибудь слышали его, но не используют в речи, а остальные 10% не считают нужным вникать в культуру другой страны. Для интересующихся попробуем разобраться, есть ли какие-то отличия и в чем они заключаются.
На самом деле, никакой разницы в этих двух терминах нет, разве что в произношении и употреблении. И харакири, и сеппуку обозначают «ритуальное самоубийство», даже на письме они обозначаются одинаково, только у первого сначала идет символ живота, а только потом глагол «резать», в сеппуку же наоборот. Стоит сказать, что слово «харакири» японцы до сих пор считают чуть ли не ругательным, уничижительным и просторечным, а поэтому не используют его. В России помимо или вместо термина «харакири» употребляется слово «харакари», но любой японовед скажет, что это лишь изощрения русского языка.
Более того, в древности этим якобы «деревенским» словом «харакири» называли самоубийство, произошедшее не по правилам рыцарского кодекса, то есть без уважения к нему. Настоящее сеппуку тщательно готовилось и казалось чуть ли не страшным театральным представлением.

Ритуал.

Само действо проходило на публике и поражало своим хладнокровием и стремлением человека к «благородной» смерти. Именно по этой причине рыцарь готовился к харакири (будем называть так, ибо вспарывание живота и в Африке вспарывание живота) заранее: он омывался, надевал свое лучшее белое кимоно, вкушал любимую еду, а когда почувствовал, что насладился прикрасами земной жизни, садился перед зрителями на коврик и перед ним клали меч на ткани или тарелке. На него стоит обратить особое внимание, так как у самоубийцы был выбор, каким предметом себя убивать, это для нас нет никакой разницы, а японцы относились к этому очень серьезно, так как считалось, что с помощью этого ритуала они очистятся перед Небом и людьми. Традиционно харакири совершалось специальным кинжалом Кусунгобу, в редких случаях для этого дела использовался меч Вакидзаси.
Но на выборе средства самоубиения процесс не заканчивался, все проходило достаточно медленно, ведь у самурая оставалось еще время на предсмертное стихотворение, в нем он писал о смерти, философствовал, описывал то, что ему было дорого при жизни. Читать эти стихотворения можно лишь без мыслей о том, что человек с собой сделал после того, как дописал последнее слово.
Самурай мог выбрать себе помощника, коим являлся близкий друг или родственник, который бы сразу же отрубил ему голову, спасая человека от мучений. Причем друзья преследовали еще одну цель помимо спасения товарища, таким образом они могли показать уровень своего мастерства в фехтовании.
Позднее обряд харакири с поля боя, где пораженный воин, сильно расстроившись по поводу проигрыша, решал убить себя, а победитель благородно соглашался отрубить ему голову, в судебную практику, то есть судья мог назначить провинившемуся японцу приговор в виде сеппуку.
Исходя из всего вышесказанного, стоит ответить на вопрос, заданный в начале: между харакири и сеппуку разница небольшая, она исходит из разных способов прочтения одного словосочетания «ритуальное самоубийство», китайский способ предполагает благородное прочтение, а японское бытовое, низменное, то есть харакири. Если переводить два этих слова на уровень фразеологизмов, то харакири будет значить «отдать концы», а сеппуку «отойти в мир иной».

Бусидо – кодекс чести самураев.

Самоубийство через вонзание кинжала в живот тесно связано с бусидо, кодексом чести самураев. Считалось, что с помощью смерти рыцарь избегает позора и нежелательного плена, который также отражается на репутации того или иного воина. После того, как сеппуку распространилось, провинившимся рыцарям разрешали убить себя самим, а не лишиться головы, как обычный смертный. Тут и прослеживается тонкая грань между сеппуку и харакири, первое обозначает благородное самоубийство, а второе позорную казнь, следовательно, это четкое разделение зародилось еще в самом начале, когда ритуал только практиковался и вливался в жизнь, было это около 1156 года.
Не стоит думать, что резали себя исключительно все мужчины-японцы, от обычных людей этого никто не ждал, ибо совершать этот ритуал разрешалось только тем, кто находился в сообществе самураев, это объясняется благоговейным отношением к процессу. Но и не каждый воин мог покончить жизнь самоубийством, даже если он очень захочет искупить свои грехи таким способом, он обязательно должен попросить разрешения у хозяина.
Рыцари имели право потребовать назначения сеппуку своим врагам, итаким образом они могли выместить на человеке свой гнев или обиду, а остальные бы просто подумали, что благородный японец хочет, чтобы душа неправедного спаслась и переродилась.
Еще в кодексе самураев значится, что главная цель самоубийства – показать Небесам благие намерения, вот, к примеру, в бою погиб вассал, его подчиненный может сделать себе харакири, дабы показать свою преданность господину и др.

Женщина и сеппуку.

Женщины также имели право на самоубийство, только они совершали его более тихо, без лишних приготовлений, и, тем более, зрителей. Каждая из них всегда носила с собой кинжал для самообороны кайкен, с помощью него они могли перерезать себе шейную артерию. Единственная важная деталь – нужно было склониться набок, это ассоциировалось у японцев с увядшим цветком.

Разница харакири и сеппуку.
Стоит подвести итог всему сказанному и кратко изложить разницу двух родственных понятий.
Харакири является бытовым, разговорным и даже принижающим термином, обозначающим самоубийство посредством вспарывания живота, им пользуются, в основном, непосвященные в кодекс японского рыцарства европейцы. Сеппуку же можно назвать более благозвучным и благородным названием для самих японцев.
Европеизированным словом обычно называют само вспарывание живота (живот у японцев – центр, откуда вытекает вся энергия), а сеппукой ритуал, к которому японец тщательно готовился.
Написание этих слов сходно, но в сеппуку «резать» стоит на первом месте, а «живот» на втором, в харакири же наоборот.
Сеппуку для самурая – достойный отход от жизни, харакири же наоборот – позор не только для него, но и для всей семьи.
К счастью или, быть может, сожалению для японцев, в 1968 году ритуал отменили, однако случаи похожих самоубийств случаются до сих пор, ведь японцы, такой народ, желающий даже умереть красиво, поэтому и проживают они каждый день так, будто он последний.

Многие считают сеппуку более гуманной разновидностью харакири, так как в первом случае в церемонии участвовал помощник (кайшакунин ), который отсекал самураю голову после того, как тот надрезал себе живот.

На самом деле оба термина имеют одинаковое значение - способ убить себя путем разрезания живота (даже если смертельный удар был нанесен помощником). Чтобы лучше понять, в чем разница между этими понятиями, необходимо проследить историю возникновения ритуала и ознакомится со спецификой произношения японских иероглифов.

Описание и история ритуала

Часто называемый харакири на Западе, сеппуку это способ ритуального самоубийства, который возник в феодальной Японии XII века. В 1156 году землевладелец из древнего рода Минамото, проиграв битву, вспорол себе живот, чтобы избежать плена и сохранить честь. С тех пор подобный способ ухода из жизни распространился в среде воинов и был закреплен в кодексе Бусидо.

До XIV века обряд выполнялся в знак верности господину и как способ умереть с почетом. Помимо этого, воин мог совершить самоубийство как акт протеста или чтобы выразить скорбь в случае гибели почитаемого предводителя. Начиная с периода Камакура (с 1192 по 1333 год) ритуал самоубийства описывается в письменных источниках как способ искупления, возможность извиниться за свои ошибки и доказать свою честность.

Самоубийца вспарывал себе живот коротким мечом, рассекал желудок и затем поворачивал лезвие вверх, нанося смертельную рану. Некоторые войны умирали медленно, особенно если обряд проходил прямо на поле сражения. Другие использовали специально выбранного помощника, который отрубал голову катаной сразу после удара самурая. Перед смертью воин пил сакэ и произносил короткое предсмертное стихотворение.

Практиковалась и женская версия обряда, называвшаяся «джигай». Жена война перерезала себе горло с помощью специального ножа «танто».

В эпоху Эдо, начиная с XIV века, к ритуальному самоубийству стали приговаривать совершивших преступления самураев. Войны первыми наносили себе удар мечем, чтобы с честью уйти из жизни, несмотря на то, что в итоге их обезглавливал палач. В 1873 году такая практика была отменена.

Церемония обычно проходила в присутствии свидетеля (кенши), направленного органом, вынесшим смертный приговор. Осужденный сидел на двух татами, а сзади стоял кайшакунин с катаной, роль которого чаще всего выполнял близкий друг или родственник. Перед осужденным был поставлен маленький стол с коротким мечом. Через мгновение после того, как воин пронзал себя, палач отрубал ему голову. Иногда помощник наносил удар мечем в тот момент, когда воин только тянулся, чтобы схватить меч. Этого жеста было достаточно, чтобы смерть война бала названа достойной.

Сравнение терминов

Японские иероглифы имеют два способа прочтения: китайско-японское «онное» и японское «кунное». В написании «сеппуку» (切腹) используются те же символы, что и в написании «харакири» (腹切り), но в разном порядке. Произношение этих иероглифов отличается, в зависимости от способа прочтения.

Транскрипция и значение «харакири»

«Харакири» (腹切り) состоит из символа «腹», означающего желудок и произносящегося как «хара». «Хара» это «кунное» чтение, японское звучание иероглифа «腹».

Сочетание «切り» произносится как «кири», это инфинитивная форма глагола «киру», означающего «разрезать». «Киру» также является «кунным» чтением символа «切». Вместе эти иероглифы переводятся как «желудок разрезать».

Транскрипция и значение «сеппуку»

В произношении «сеппуку» (切腹) используется китайско-японское, «онное» чтение. Символ «切» звучит как «сетсу» (разрезать), а символ «腹» звучит как «хуку» (желудок). Вместе эти иероглифы переводятся как «разрезать желудок».

Использование в языке

Изначально японцы не имели письменности и использовали китайские иероглифы, если возникала необходимость что-либо записать. Для общения они использовали собственный разговорный язык.

В процессе формирования письменности японцы заимствовали китайские иероглифы вместе с их произношением и переработали их, с учетом особенностей родной речи.

Поскольку «сеппуку» это «онное» чтение, этот термин использовался в случаях, когда предпочтение отдавалось китайско-японскому языку, а именно в письменных документах и официальной речи. Поэтому сеппуку это официальное название ритуального самоубийства.

«Харакири» это «кунное» чтение, поэтому этот термин используется только в разговорной речи и подразумевает сам процесс вспарывания живота, без акцента на его ритуальном значении.

Можно провести аналогию, если бы в современной России существовал приговор «гильотинирование», на улице можно было услышать: «ему отрубили голову» . Но судья не сказал бы: «Я приговариваю отрубить ему голову» . Во всех официальных заявлениях использовалось бы слово «гильотинирование» .

Европейцам больше полюбился термин «харакири», возможно, потому что он звучит более красиво, тем не менее, чтобы проявить уважение к традициям, лучше использовать формальное «сеппуку».

Из недостоверных источников в интернете можно узнать, что «харакири» не используется в японском языке, так как считается просторечным, грубым и ругательным. Такие выводы были сделаны из-за того, что «сеппуку» подразумевает церемонию, проведенную по правилам кодекса Бусидо, а «харакири» означает просто «разрезать желудок мечом». На самом деле японцы не вкладывают в слово «харакири» какого-либо уничижающего значения.

Выводы

  1. Харакири означает убийство себя посредством рассечения желудка и используется только в устной речи. Этим термином японцы называют сам процесс вспарывания живота мечем.
  2. Термином «сеппуку» обозначается торжественный ритуал, проведенный по всем правилам кодекса самураев. Слово является книжным и принадлежит к более высокому стилю речи.
  3. Слово «харакири» популярно на Западе, так как оно более благозвучно и привычно для западного человека.

Харакири и сеппуку – что это? Разница между харакири и сеппуку, чем они отличаются

Сеппуку – древний японский самурайский ритуал самоубийства, совершавшийся по определенным правилам.

Сеппуку самурай делал, если был обесчещен, допустил гибель хозяина – дайме, либо по приговору. Совершая сэппуку, самурай показывал свое пренебрежение смертью, храбрость и верность своему сюзерену.

Харакири – слово, которое японцы используют в разговорной речи. Сеппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами, только поменянными местами. Если сэппуку предполагал четкое следование правилам, то харакири означает простое самоубийство без ритуала, вспарывание живота. Другими словами – харакири делали простолюдины, а сэппуку – самураи , хотя по сути это практически одно и то же.

Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.

При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать – крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.

При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором. Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.

Фото сеппуку

Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.

Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия , но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.

Жанр Самураи

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари