Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект по русскому языку «Главный помощник в общении - родной язык» (2 класс). Конспект урока по русскому языку Главный помощник в общении - родной язык (2 класс Перспектива) Главный помощник в общении родной язык

Урок 15. Главный помощник в общении -
родной язык

Цели: показать необходимость владения языком для успешного общения; обосновать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; повторить алфавит .

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

Составьте из данных букв слова. (Комната, хорошо.)

OШОРОХ АТАНМОК

Что такое комната? (Отдельное помещение в доме.)

Когда может употребляться слово хорошо? (С помощью этого слова оценивают поведение, поступки, действия.)

Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или с чем-либо соглашаются. Например: хорошо, я приду.

Слово хорошо может обозначать угрозу. Например: ну, хорошо же! Отметку «4» называют хорошо. Что можете сказать о написании слова хорошо? (В слове имеется сочетание ОРО.)

Запишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно. (Варианты детей.)

III. Самоопределение к деятельности

(Знакомство с отрывком из произведения Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». См. дополнительный материй) к уроку (мет. стр.45-46)

Читают до приговора, затем заслушивают мнения детей: что бы они сделали, зачитывают приговор.)

Сделайте вывод. (Ответы детей.)

В учебнике на с. 30 прочитайте сообщение профессора Самоварова. (Надо изучить все богатства родного языка, чтобь уметь грамотно использовать их в своей речи. Язык - это главный помощник в речевом общении.)

Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Язык - главны помощник в речевом общении. Будем изучать богатства роб ного языка.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 33 (с. 30)

Запишите любое из высказываний о языке. Предложим свой вариант.

Язык -одежда всех мыслей.

Не может быть мысли без языка и языка без мысли.

Долг языка - говорить добро.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 23 (с. 16)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 24 (с. 16)

Игра «Кто быстрее»

Попробуйте придумать названия зверей или птиц на разим* буквы алфавита.

А - аист, Б - белка, В - ...

2. Работа по учебнику

Упр. 32 (с. 29)

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Помочь Дяде Фёдору грамотно написать письмо.

- Что Дядя Федор забыл написать в конце письма? (От кого это письмо.)

Рефлексия

Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 33)

VIII Подведение итогов урока

Мы будем помнить каждый миг:

Наш лучший друг - родной язык!

Домашнее задание

Составить и записать небольшой рассказ с любым из данных заглавий: «Мой родной язык», «Почему язык, как Родина, родной», "Как красив родной язык!».

Какой тип текста получился?

Транскрипт

2 Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспектива», Сборника рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива»: 1 4 кл / Сост. Л.Г.Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф.Климанова и др. и авторской программы по русскому языку Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной (система учебников «Перспектива» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М: Просвещение, 2011.), учебного плана школы на учебный год. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (136 ч) Мир общения (14 ч) Речевое общение. Текст Коммуникативно-речевые умения и навыки. Умение учитывать условия речевого общения, знание адресата, понимать цель и тему речевого высказывания, поддерживать общение с помощью вопросов и вспомогательных средств (жесты, мимика), которые показывают, как партнер воспринимает услышанное; обращать внимание на смысловую сторону речи и словесную форму ее выражения. Умение различать словесные и несловесные (вспомогательные) средства общения. Понимание того, что язык главное средство речевого общения. Наблюдение за коммуникативно-речевыми ситуациями на основе реального общения, образно-символических моделей и художественных текстов. Понимание ролевых отношений и цели общения на примере общения литературных героев (Айболит и лиса, заяц, дядя Федор и кот Матроскин и др.) и в парах (ученик ученик, ученик учитель, дети родители и т. д.). Умение устанавливать доброжелательные отношения с партнером на основе взаимопонимания и уважения. Наблюдение за развитием ситуации, манерой общения собеседников; выявление отношения собеседников к предмету общения: дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное и того, как характеризует это отношение собеседника: сердечный, жестокий, вежливый, грубый, приветливый и т. д. Наблюдение за целевыми установками высказывания (сообщить, спросить, побудить к действию, выразить чувство) в предложениях, различных по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); оформление восклицательных предложений. Умение слушать и говорить, роль этих процессов в речевом общении. Взаимосвязь устной речи с несловесными средствами общения (мимика, жесты, поза, интонация, пауза). Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях, базирующихся на знании языка. Понимание недостатков собственного произношения, желание их устранить. Умение слушать речь собеседника, т. е. проводить ее элементарный анализ (с помощью учителя), улавливать основную мысль, выраженную в речи, задавать вопросы, осмысливать общую идею высказывания. Умение говорить выразительно, понятно, логично, четко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии. Умение решать в процессе общения речевые задачи: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, утвердить, воодушевить). Воспроизведение, пересказ услышанного с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания. Пересказ содержания прочитанного 2

3 произведения (полно и кратко), составление описания любимой игрушки, предметов живой и неживой природы. Умение находить нужные слова, связывая их в предложения и тексты, устранять шаблонные фразы и выражения, передавать свое отношение к услышанному. Умение исключать из речи слова со значением неодобрения (кривляка, худосочный, здоровенный и др.). Совершенствование монологической речи. Составление рассказа по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. Обогащение речи детей синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами, поговорками, пословицами. Понимание роли слова в художественном тексте. Текст. Письменная форма общения. Понимание того, что письмо и чтение это письменная форма общения. Представление о тексте (связь предложений в тексте, его заглавие, главная мысль, опорные слова, основные части начало, середина, конец), план текста. Текстописание, текст-рассуждение, текст-повествование (знакомство). Художественный и научный тексты (элементарное сравнение с помощью учителя). Составление и запись небольших текстов делового характера: записки, телеграммы, объявления и др. Изложение текста-повествования по самостоятельному или коллективному плану, по серии рисунков, вопросов. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание различных типов текста. Умение контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом. Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами графики и орфографии. Речевой этикет. Совершенствование умения выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравить, пригласить друзей, правильно обратиться к собеседнику и вести разговор по телефону. Правила речевого этикета в общественных местах, формирование культуры общения во всех сферах жизни ребенка. Язык главный помощник в общении (32 ч) Русский язык культурная ценность народов России. Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Элементарные сведения из истории языка. Слово и его значение. Лексическое значение слова, его связь со звуко-буквенной формой; антонимы и синонимы, сопоставление значений слов на основе их моделей. Употребление слов в переносном значении, многозначность слов. Происхождение имен, фамилий; легенды о происхождении географических названий. Мотивированные названия слов (подснежник, подберезовик и т. д.). Работа со словарями (толковым, словарями синонимов, антонимов). Состав слова (15 ч) Состав слова. Словообразование. Основа и окончание. Роль окончания в слове. Закрепление понятий «корень слова», «приставка», «суффикс». Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова (их сравнение). Разбор слов по составу. Корень главная значимая часть слова (включает общее значение всех однокоренных слов). 3

4 Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков и непроизносимых согласных звуков в корне слова. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов: река реченька, снег снежок, бег бежать. Приставка значимая часть слова; ее роль в словообразовании (функциональный аспект). Правописание букв гласных и согласных звуков в приставках: о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-, в-, с-, вы-, пере-. Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Суффикс как значимая часть слова; его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин и др.). Правописание суффиксов -ик, -ек. Сложные слова слова с двумя корнями (знакомство). Наблюдение за образованием новых слов. Части речи (67ч) Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи (на наглядно-образных моделях). Классификация слов по частям речи (общее значение и вопросы как средство его выделения). Имя существительное (24 ч) Имя существительное. Общее значение, вопросы. Отнесение слов типа белизна, бег, счастье, мысль, туман к категории существительных на основе вопроса и общего значения предметности. Имена существительные одушевленные и неодушевленные как группы слов, имеющих свои общие признаки и вопросы. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных. Род, число имен существительных. Правописание родовых окончаний имен существительных (море, озеро). Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мед, молоко) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли). Изменение имен существительных по числам и вопросам (по падежам). Понятие о склонении существительных. Распознавание падежей. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (мышь, рожь) и его отсутствие в конце существительных мужского рода (ключ, мяч). Образование имен существительных с помощью суффиксов. Роль имен существительных в предложении и речи. 4

5 Имя прилагательное (16 ч) Имя прилагательное. Общее значение, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Суффиксы имен прилагательных (наблюдение). Роль имен прилагательных в предложении и речи. Глагол (23 ч) Глагол. Общее значение, вопросы. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Правописание мягкого знака (ь) после ч в глаголах неопределенной формы. Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам. Правописание не с глаголами. Роль глагола в предложении и речи. Многозначность глаголов, прямое и переносное значение, выбор глагола для точной передачи мысли в речи. Местоимение (3ч) Местоимение. Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имен существительных личными местоимениями). Имя числительное. Общее представление. Упражнение в правильном употреблении форм имен числительных в речи. Предлог. Общее знакомство с предлогами. Правило написания предлогов с другими словами. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях. Повторение (7 ч) Предложение. Словосочетание. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные, невосклицательные). Точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Связь слов в предложении. Умение ставить вопросы и определять, какие второстепенные члены предложения относятся к подлежащему, а какие к сказуемому. Однородные члены предложения (знакомство). Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами. Личностные результаты Планируемые результаты 5

6 испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях; осознавать свою этническую и национальную принадлежность; относиться с уважением к представителям других народов; уважительно относиться к иному мнению; понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; соблюдать правила поведения на уроке и в классе; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми; конструктивно разрешать проблемные ситуации; оценивать свои успехи в освоении языка. Обучающийся получит возможность: сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»; эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе; сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности; осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями. Метапредметные результаты ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации; понимать цели и задачи учебной деятельности; находить ответы на проблемные вопросы; пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»); самостоятельно оценивать свои достижения или промахи; пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисуноксхема частей речи); пользоваться справочной литературой (словарями); развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям; 6

7 развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. делать самостоятельные выводы; находить выход из проблемных ситуаций; определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий; выступать в разных ролевых функциях (учитель ученик), предусмотренных заданиями; Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства; относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа; анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат; понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами; различать диалогическую и монологическую речь; составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение; пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; писать изложения по составленному плану; составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях; говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии; 7

8 делать полный и краткий пересказ текста; устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному; исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.); совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику; соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ. Главный помощник в общении родной язык Фонетика, графика, орфография проводить звукобуквенный анализ слов; определять ударение в словах; делить слова на слоги и на части для переноса; находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи ши, ча ща, чу щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм; верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных; правильно писать «не» с глаголами; использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм; писать под диктовку тексты (55 65 слов), включающие слова с изученными орфограммами. верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю; формировать представление о единообразии написания слова, морфем; писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч. Лексика различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова; сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы); 8

9 распознавать в тексте синонимы и антонимы; находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях; сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей; объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности. понимать различие основной функции имён и личных местоимений; объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов; различать мотивированные и немотивированные названия. Состав слова (морфемика) разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание; выделять в слове основу и окончание; составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; различать однокоренные слова и разные формы одного слова; объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс; образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами; правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река реченька, снег снежок, бег бежать); образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу. Морфология определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях. Имя существительное 9

10 различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; определять число имён существительных; определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи; определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму; изменять имена существительные по падежам. верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода; сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце; образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний; разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж). Местоимение сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения; употреблять личные местоимения в речи. устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения. Глагол распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять времена глаголов; образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; определять число глаголов; верно писать частицу «не» с глаголами; писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы. 10

11 обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи. Имя прилагательное находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять связь имени прилагательного с именем существительным; верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм. делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного; объяснять роль имён прилагательных в речи; использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях. Синтаксис Словосочетание объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции быть средством номинации или средством выражения законченной мысли; составлять словосочетания по заданным моделям; находить словосочетания в предложении. Предложение определять тип предложения по цели высказывания и по интонации; находить главные члены предложения подлежащее и сказуемое; находить второстепенные члены предложения (без их разграничения); устанавливать связь между членами предложения по вопросам; находить в предложении однородные члены. верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. 11

12 Текст отличать текст от простого набора предложений; устанавливать связь между предложениями в тексте; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; выделять в тексте вступление, основную часть и заключение; составлять план текста; распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение). различать художественные и научные тексты; составлять тексты разных типов. 12

13 Календарно-тематическое планирование /п тема Кол-во Вид дата часов контроля план факт I четверть (33 ч) Учебник «Русский язык» ч. 1, рабочая тетрадь «Русский язык» ч.1 Мир общения. Повторяем узнаём новое (14 ч) 1 Речевое общение. Диалог. Собеседники. Признаки и типы текста. 5 Р Диалог. Собеседники (продолжение). Признаки предложения, типы Р предложений. 3 Диалог. Собеседники (продолжение). Диалог и спор. Р Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение).виды общения Р Собеседники. Диалог (закрепление) Р Культура устной и письменной речи. 2 Р Культура устной и письменной речи. Р К/р 1 Входная контрольная работа К Анализ контрольной работы. Текст. Типы текстов Текст. Типы текстов Текст. Части текста. План текста Текст. Научный и художественные тексты. ОНЗ Текст. Типы текстов. Научный и художественные тексты Проверочная работа по теме «Предложение. Текст» по рубрике «Проверь себя» 13 1 ОК Учебник с Язык главный помощник в общении (32 ч) 1 ОНЗ Работа над ошибками. Язык главный помощник в общении. Основные единицы языка.

14 16 Звуки и буквы. 1 Р Слог. Ударение. 1 Р Девять правил орфографии. Прописная буква в именах собственных 1 ОНЗ Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова 2 Р Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова Р Проверяемые и непроверяемые парные по глухости-звонкости согласные 2 Р в корне слова 22 Проверяемые и непроверяемые парные по глухости-звонкости согласные Р в корне слова 23 Непроизносимые согласные 2 Р Непроизносимые согласные Р Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки 1 Р Развитие речи. Обучающее изложение 1 1 ОК Удвоенные согласные 1 Р Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн 1 Р Перенос слова 1 Р к/р 2 1 ОК Контрольная работа за 1-ю четверть по теме «Слово и его значение» 31 Работа над ошибками. Что рассказало слово 4 ОНЗ Что рассказало слово. Р Что рассказало слово. Закрепление Р II четверть (31 ч) 34 Синонимы 2 Р Синонимы Р Обучающее сочинение 1 «Осень. Изменения в природе» Р/р 1 ОК Работа над ошибками. Антонимы 1 Р Омонимы 1 Р Многозначные слова 1 Р

15 40 Слово и его значение. Слова-заместители. 1 Р Словосочетание. 1 ОНЗ Предложение 1 Р Главные члены предложения 1 Р Предложения с однородными членами 2 ОНЗ Предложения с однородными членами Р К/ р 3 Списывание 1 1 ОК Состав слова (15 ч) 47 Анализ к/работы. Состав слова. Корень Корень ОНЗ Корень Р Корневые орфограммы Р Письменные ответы на вопросы. Р/р ОК Приставка 2 ОНЗ Приставка Р Суффикс 2 ОНЗ Суффикс Р Окончание и основа 2 ОНЗ Окончание и основа Р К/р 4 Контрольная работа за 2-ю четверть 1 ОК Работа над ошибками. Как образуются слова 3 ОНЗ Как образуются слова. Проверочная работа по теме «Состав слова» ОК Работа над ошибками. Как образуются слова (закрепление) Р Части речи (67 ч) 62 Части речи 1 Р Имя существительное. Повторяем, что знаем 24 Р Собственные и нарицательные имена существительные. 1 Р III четверть (41 ч) 15

16 65 Одушевленные и неодушевленные имена существительные 1 Р Обучающее сочинение 2 по картине А.А.Пластова «Первый снег» Р/р Число имён существительных 2 ОНЗ Число имён существительных Род имен существительных 5 ОНЗ Род имен существительных Р Род имен существительных Р Род имен существительных. Обучающее изложение 4 Р/р 1 ОК Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского 2 ОНЗ рода. 74 К/р 5 по теме «Имя существительное» 1 ОК Работа над ошибками. Р Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. 76 Изменение имён существительных по падежам 8 ОНЗ Изменение имён существительных по падежам Р Изменение имён существительных по падежам. Именительный падеж ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Винительный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам (склонение) 2 ОНЗ Изменение имён существительных по падежам (склонение) Р К/р 6 теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных 1 ОК женского рода после шипящих» 87 Работа над ошибками. Местоимение 3 ОНЗ Местоимение Р

17 89 Местоимение Р Глагол 23 ОНЗ Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. 7 ОНЗ Изменение глаголов по временам. Р Глаголы настоящего времени ОНЗ Глаголы прошедшего времени. Р Глаголы прошедшего времени. О Глаголы будущего времени. ОНЗ Глаголы будущего времени. Р К/р 7 за 3-ю четверть по теме «Части речи» 1 ОК Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола. 2 ОНЗ Неопределённая форма глагола. Р Изменение глаголов по числам. 2 ОНЗ К/р 8 Списывание 2 1 ОК Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам. Р IV четверть 104 Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 3 ОНЗ Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Р Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Р Обучающее сочинение 3 «Первая зелень» Р/р ОК Не с глаголами 2 ОНЗ Не с глаголами Р Глагол (обобщение) Р К/р 9 Контрольный диктант по теме «Глагол» ОК Работа над ошибками. Глагол (закрепление) Имя прилагательное 16 ОНЗ Имя прилагательное как часть речи 3 Р Имя прилагательное - часть речи Р

18 116 Имя прилагательное - часть речи Р Изменение имен прилагательных по родам 2 ОНЗ Изменение имен прилагательных по родам. Р Изменение имен прилагательных по числам. 2 ОНЗ Изменение имен прилагательных по числам. Р К/р 10 Контрольное списывание 1 ОК Изменение имен прилагательных по падежам Изменение имен прилагательных по падежам Изменение имен прилагательных по падежам Изменение имен прилагательных по падежам Имя прилагательное (закрепление) Р/р Обучающее изложение 5. 1 ОК К/р 11 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Работа над ошибками. Предлог как часть речи Повторение (7ч) 130 Повторение. Слово. Предложение. Текст К/р 12 Итоговая контрольная работа Повторение. Слово. Предложение. Текст Повторение изученных орфограмм Повторение. Правила правописания Повторение. Состав слова Повторение. Части речи. Обобщающий урок. Игра «По океану речи»

19 График контрольных работ /п название темы Вид деятельности ресурсы дата календарь факт 1 Административная контрольная работа Диктант с грамматическим заданием КИМы Контрольная работа за 1-ю четверть Диктант с грамматическим заданием Текст «Прогулка в по теме «Слово и его значение» рощу» 3 Списывание 1 по теме «Текст» Списать текст, вставить пропущенные Текст «Осенний лес» буквы. 4 Контрольная работа за 2-ю четверть Диктант с грамматическим заданием Текст «Зимний вечер» Контрольная работа по теме «Имя существительноецам» Диктант с грамматическим заданием Текст «Помоги пти Контрольная работа по теме «Мягкий Диктант с грамматическим заданием Текст «На охоте» знак (ь) на конце имён существительных женского рода после шипящих» 7 Контрольная работа за 3-ю четверть Диктант с грамматическим заданием КИМы по теме 8 Контрольное списывание 2 по теме Редактирование текста Текст «Школа» «Предложения с однородными членами» Уч. упр. 146 с.80 9 Контрольный диктант по теме «Глагол» Диктант с грамматическим заданием Текст «После грозы» Списывание 3 по теме «Предложения Списать текст, вставить пропущен- КИМы с однородными членами» ные буквы и знаки препинания. 11 Контрольная работа по теме «Имя Диктант с грамматическим заданием Текст «Синички» прилагательное» 12 Итоговая контрольная работа Диктант с грамматическим заданием Текст «Весна в лесу»

20 Согласовано: Протоколом заседания ШМО от 2018 г. Руководитель МО Завалишина Т.А г. Зам директора по УВР Дутова И.И г. 20


Рабочая программа по русскому языку 3 «А» класс Учебных недель 34 Количество часов в неделю 5 Количество часов в год - 170 Составитель: Ткаченко С.В. учитель начальных классов высшей категории Рассмотрено

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс Принято на заседании

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. И реализуется с использованием

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 73» г. Рязани Рабочая программа Наименование учебного предмета Уровень образования, класс Уровень общего образования Учитель Срок реализации

Русский язык 3б класс 169 часов декабрь 2018 Тема 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь отражение культуры человека. Для чего нужен язык? Назначение языка и

Календарно-тематический план по русскому языку уро ка Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания образования Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты Контроль Средства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 38 г.шахты Ростовской области» РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей МБОУ СОШ 38 г.шахты

Пояснительная записка Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс. п/п Раздел программы Тема Элементы содержания 1 Развитие речи Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании

I. Пояснительная записка. Нормативные документы. Рабочая программа в 3 классе разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, 273; Приказа Министерства

РУССКИЙ ЯЗЫК (5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, 170 ЧАСОВ ЗА ГОД) Планируемые предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о

Тематическое планирование п/п Кол-во часов Дата Средства обучения Характеристика основных видов деятельности обучающихся. Разделы программы и темы уроков по факт кал Наша речь и наш язык ч. Различать язык

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Признаки текста: смысловое единство предложений, заглавие, тема, план текста Знакомство с учебником

Календарно-тематический план по русскому языку в 3а классе, 2018-2019 уч.год уро ка Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания образования Требования к уровню подготовки обучающихся Вид (формы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 46 с углубленным изучением отдельных предметов УТВЕРЖДЕНО: Приказ 12-ш46-13-657/18 от «31» августа 2018 года По

П/п 3класс Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в рамках ОС «Школа 2100» на 2015-2016 учебный год 170 часов Тема урока Дата Элемент содержания Требования к уровню подготовки

«Рассмотрено» И.О. Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Рудых Е.Н. Протокол 1 от.31.08.2018г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР В.Ю. Шаманова 2018 г._ «Утверждено» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В.Высоцкая Приказ

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс. Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета " Русский язык" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на 2016 2017 учебный год составлена на основе требований Федерального

«Рассмотрено» ИО Руководителя МО МБОУ СОШ 73 Рудых Е.Н. Протокол 1 от_31.08.2018 «Согласовано» Заместитель директора по УВР В.Ю. Шаманова 2018 г._ «Утверждено» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В.Высоцкая приказ

Планируемые результаты Личностные результаты Обучающийся научится: испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.верх-коён» Искитимского района Новосибирской области Принято решением методического объединения учителей протокол

П/п Тема урока Ко л- во час ов Тип урока Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива» 175 часов (5 часов в неделю)

Приложение ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в -м классе () 0 0. Слово Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)» Повторяем гласные звуки и буквы Гласные

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс 170 ч. Дата урока (номер учебной недели) Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля НАША РЕЧЬ (3 Ч) Виды речи () 1 Знакомство

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5 класса соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и

Урок а 1 Собеседники. Диалог 2 Собеседники. Диалог 3 Собеседники. Диалог 4 Собеседники. Диалог. Входящее ное списывание. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс Тема урока Контроль

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа 59» «РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО Успенская Е.А. Заместитель директора

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрены и рекомендованы УТВЕРЖДАЮ методическим советом Директор школы И.Ю. Хурцилава Протокол

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2Б КЛАССА УМК «ШКОЛА РОССИИ» 1.Планируемые результаты. Результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих умений: Предметными результатами

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, ООП начального общего образования МБОУ

Урока Раздел: НАША РЕЧЬ (3 Ч) - 3 ч Тема урока. Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. 2. Родной язык, его значение в жизни людей. Требования к речи. 3. Диалог и монолог. Речь

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планируемые результаты по учебному предмету «Русский язык» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного

Тематическое планирование по русскому языку 3 класс. Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Последовательность предложений в текст. Знакомство с учебником

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пригородная средняя общеобразовательная школа» «УТВЕРЖДАЮ»: Директор /Смирнова О. Н./ Приказ от 2015г. Приложение к рабочей программе по русскому языку для

Тематическое планирование уроков русского языка (5 часов в неделю - 170 часов) Тема урока НАША РЕЧЬ (3 ч) Виды речи (2 ч) 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь? 2. Что можно узнать о человеке по

2 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» во 2 классе Предметные результаты По окончании 2 классаобучающиеся научатся: различать, сравнивать, кратко характеризовать: - парные и

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Чистопольского муниципального района РТ Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании ШМО зам. директора и

Рабочая программа: «Русский язык» 3 класс г. Москва 2015-2016 уч. г. РУССКИЙ ЯЗЫК. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3 класс. Данная рабочая программа составлена на основе федерального стандарта и авторской программы

Календарно-тематическое планирование 4 класс п/п Тема урока Основное содержание по теме Примечания 1 четверть (45 часов) Повторяем узнаем новое (22 часа) 1 Речевое общение. Речь устная и письменная. Понятие

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Т. В. Селезнева Протокол 1 от 30. 08. 17 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР В. Ю. Шаманова 2017 г. «Утверждено» Директор МБОУ СОШ 73 Е. В. Высоцкая

Планируемые предметные результаты освоения учащимися программы по русскому языку Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - начальные представления о нормах русского

Утверждена приказом 89-ОД от 30.08.2017 Рабочая программа по предмету «Русский язык», 4 кл. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена в соответствии с Примерной

Кодификатор по русскому языку 2 класс Планируемый результат Проверяемые умения Код 1.Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика» 1 Звуки и буквы Определять качественную характеристику 1.1 звуков и обозначать

Русский язык 4 класс. Пояснительная записка. Данная программа разана на основе программно методического комплекса «Школа России». В связи с тем, что при обучении в предыдущих классах использовался комплект

Календарно-тематическое планирование 2 класс Тема урока Дата по п/п плану 1 Знакомство с учебником. Виды речи. Язык, речь, их значение в 03.09 жизни людей. 2 Виды речевой деятельности. Наша речь. 04.09

Аннотация к рабочей программе "Русский язык" для уровня начального общего образования с 1-4 класс. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов: - Федерального

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку во 2 г классе (базовый уровень) Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе: 1. федерального государственного образовательного

Урока Наименование разделов, тем I четверть НАША РЕЧЬ (3 ч) 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс). Виды речи 2 Наша речь. Что можно узнать о человеке по его Плановые сроки прохождения 03.09

Рабочая программа по русскому языку на базовом уровне для 2А класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «Школа России» 3 класс Тема раздела Кол-во Содержание часов Язык и речь 2 Наша речь. Виды речи. Наш язык. Текст. Предложение. 14 Текст. Типы

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ 73 по УВР МБОУ СОШ 73 И.о. Рудых Е.Н. В. Ю. Шаманова Е. В. Высоцкая Протокол 1 от 30. 08. 2018г. 2018 г.

П,п Тема урока Колво часо в Повторение фонетики и графики. Контрольное списывание по теме «Повторение» 2 Что такое графика. Фонетический разбор слова Повторение фонетики. Слог и ударение 3 Повторение изученных

Аннотация к рабочей программе по русскому языку Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Урока Наименование разделов, тем Плановые сроки прохождения НАША РЕЧЬ 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс). 03.09 Виды речи 2 Наша речь. Что можно узнать о человеке по его 04.09 речи? 3 Диалог

Урока Тема урока Наша речь (4 ч) Кол-во часов Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? 3 Как отличить диалог от монолога? 4 Проверка знаний Текст (5ч) 5 Что такое

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОС «Начальная школа XXI века» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - осознание языка как основного средства

Повторение (ч) Наша речь и наш язык. (ч) Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Волшебные слова русской речи: словаприветствия, слова-прощания, словапросьбы, слова-извинения и др. Нормы

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Раздел «Мир общения. Повторяем - узнаём новое»

Уроки 1-16

Целевые установки уроков

Личностные:

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

Метапредметные:

Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;

Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы - в соответствии с культурными нормами;

Соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Предметные:

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;

Понимать речевые задачи общения: сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Различать диалогическую и монологическую речь;

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

Пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

Писать изложения по составленному плану;

Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;

Делать полный и краткий пересказ текста;

Устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному.


Культура устной и письменной речи.

Уроки 5-7

Это важно!

В 3 классе начинается знакомство с коммуникативной обусловленностью выбора речевых средств. Как известно, часто нельзя говорить о правильности или неправильности выбора определённого слова или интонации (тона речи, громкости голоса) без учёта того, с кем, где и с какой целью мы говорим. Выбор слов также обусловлен ситуацией общения: мы должны представлять, в каком случае надо сказать: «С какой целью вы посетили нас?», а когда уместнее будет фраза «Зачем ты пришёл?». В 3 классе эта работа только начинается и ограничивается выбором нужной интонации и слов речевого этикета.

Ход урока 5

Актуализация темы урока

Вопрос учителя: «Какую цель люди ставят перед собой при общении?» (Передать информацию, попросить о чём-то, воздействовать на чувства собеседника.) Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Подумайте, а какой должна быть устная и письменная речь людей, чтобы можно было осуществить поставленную цель?» Выслушиваются ответы учащихся, затем дети отвечают на вопросы Совёнка (с. 13).

Для обсуждения предлагаются различные ситуации: орфоэпически неверное произношение слов, например, в предложении «В нашем магазине продаются портфели» или «У нас в огороде растут свекла и щавель»; орфографически неверное написания слов, например, в записке: «Я учю русский язык четыре чиса»; неверная форма обращения, например, к директору школы: «Привет, Сан Саныч! Как живёшь?»

Учитель: «Знают ли эти люди русский язык? (Знают.) Но они не владеют культурой устной и письменной речи. Что вы можете сказать о людях, которые так говорят или пишут?»

Основной этап урока

Выработка умения «читать» схемы и определение основных целей и правил общения (упр. 18). Анализ рисунка-схемы. Формирование представления детей о речи как целенаправленном процессе. Ответы на вопросы с использованием опорных слов и словосочетаний сначала должны быть устными.

Определение выбора речевых средств в зависимости от ситуации общения. При этом учащиеся устно обрисовывают ситуацию общения. Например: «Я говорю со своими друзьями (как?) тихо (когда? при каких условиях?) ..., громко (когда? для чего?) ..., с насмешкой (при каких условиях? зачем?) ...». Для письменного ответа можно выбрать какой-то один вариант, но обязательно с комментарием. Например: «Я говорю со своими друзьями громко, если они находятся далеко от меня или если я хочу обратить на себя внимание».

Работа над интонацией, соответствующей ситуации общения, может быть проведена в форме игры«Мы артисты» . Учитель предлагает произнести одни и те же фразы от лица разных литературных героев: «Когда ты вернёшься? Я хочу, чтобы ты пришёл (пришла) завтра пораньше». Например, при обращении: а) мачехи к Золушке; б) принца к Золушке; в) Настеньки к отцу (из сказки «Аленький цветочек» C. Аксакова); г) старухи к старику (из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина). Дети должны осознать, что общение с разными целями предполагает выбор разной интонации.

Словарная работа («Твой словарик», с. 14).

Разграничение понятий «устная речь» и «письменная речь» при работе в паре (РТ, упр. 13) или по вопросам учителя.

Работа над выработкой вежливой, уважительной по отношению к собеседнику манеры общения. Обогащение словаря учащихся словами речевого этикета (РТ, упр. 21).

Знакомство с пунктуационными правилами выделения слов речевого этикета при чтении сообщения Самоварова (с. 14). Запись предложений, составленных учащимися при работе в парах (упр. 19). Обратить внимание на постановку запятых!

Конкурс«Кто знает больше вежливых слов?» . Названные учащимися слова речевого этикета записываются на доске и в тетрадях.

Сопоставление вежливой и грубой речи (РТ, упр. 19).

Работа с текстом Л. Толстого: определение манеры поведения героев, поиск вежливых слов и слов, выражающих отношение героев друг к другу (РТ, упр. 22). Работа по вопросам учителя: «С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются?»

Резервное задание (работа в парах): составление устных диалогов на одну из выбранных тем (приглашение в гости, разговор о прошедшем выходном дне, о самом интересном событии и т. п.). Обязательное требование - использовать слова речевого этикета, слова, передающие доброжелательное отношение к собеседнику.

Определение и объяснение орфограмм в выписанных словах: здравствуй, Алёша, прости, пожалуйста, не смогу, спасибо, поздравление, до свидания, Саша.

Итог урока

Учитель: «С какими целями общаются люди? Чем устная речь отличается от письменной? Каким должен быть разговор двух людей? Какие новые слова речевого этикета узнали на уроке?»

Домашнее задание

Записать вежливые слова и подчеркнуть в них орфограммы или выполнить упр. 20.

Ход урока 6

Актуализация темы урока

Учитель: «В каких двух формах может существовать речь? (Устная и письменная.) Сегодня мы будем говорить о требованиях к устной речи. Как бы вы их определили?» Выслушиваются ответы учащихся.

Основной этап урока

Определение требований к устной речи после самостоятельного чтения текста С. Михалкова (упр. 21). Предложения в конце упражнения дописываются и проверяются.

Работа над техникой речи - дикцией. Учитель: «Какие специальные произведения придуманы людьми для отработки дикции?» (Скороговорки.) Выполнение в парах упр. 16 из РТ или работа со скороговорками, записанными учителем на доске. Может быть проведён конкурс«Лучший скороговорщик».

Нахождение нелитературных форм слов или исковерканных слов в тексте упр. 22 (предложения записываются в исправленном виде) и РТ, упр. 14 (с заменой «псевдослов» словами литературного языка).

Работа в области культуры речи - со словами, в которых сочетания согласных могут произноситься не так, как пишутся (РТ, упр. 17 и 18). Обратить внимание учащихся на то, что на месте буквосочетания жж в современном языке чаще произносится твёрдый долгий звук [ж], мягкий долгий звук пока ещё возможен как вариант наряду с твёрдым произношением этого буквосочетания в словах дрожж и, вожж и. Важно добиться запоминания слов, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]. Слова с буквосочетанием чн должны быть обязательно записаны с частичной транскрипцией (скучн о - [шн], нарочн о - [шн], конечн о - [шн], яичн ица - [шн], скучн ый - [шн], научн ый - [чн], конечн ый - [чн]).

Итог урока

Учитель: «С какими нормами культуры речи мы познакомились на уроке?»

Домашнее задание

Составить и записать предложения со словами из РТ, упр. 17.

Раздел «Язык - главный помощник в общении».

Что же помогает человеку в его общении с другими людьми? На что ему опираться? Секрет удачного общения в обаянии. Что же это такое? раздумья о тех, кто удачливее в контактах, кто легче привлекает к себе симпатии и уважение собеседников.

«Обаяние»-понятие весьма неоднозначное. Есть, например, «обаяние молодости» , о котором сам молодой человек либо девушка даже не задумываются. Блеск глаз, живость движений, непосредственность реакций, некоторая наивность и горячность суждений - вот и все необходимое для того, чтобы иные люди воспринимали юного знакомого или знакомую как обаятельное существо, которому простительны даже дерзкие речи и необдуманные поступки. Есть обаяние эффектной внешности . Обаяние юмора и обаяние серьезности.Обаяние интеллигенции и обаяние неудержимой силы

Не каждому дано быть всесторонне обаятельным. Обаятельный рассказчик тоже большая редкость. Существует даже термин «фасцинация», переводимый как «завораживание». Среди способов фасцинации выделяют, прежде всего, особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым), особый голос(богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), особый ритм речи (подобный хорошему музыкальному ритму- то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий). Весьма важен смысловой зачин рассказа- этим можно сразу завоевать внимание слушающих.

Обладая хорошим умом, человек может быть обаятельным рассказчиком даже при невзрачной внешности, скрипучем голосе, несовершенной дикции и однообразной ритмике речи. Ну, а если вдобавок ему доступна вся палитра внешних средств фасцинаций?.. Тогда это подлинный дар.

Почти у каждого человека есть возможность стать обаятельным собеседником. Для этого необходимо «всего лишь» одно: умение слушать. Хорошо слушает тот, кто понимает собеседника. Мы не всегда умеем понять другого, но всегда должны настроить себя так, чтобы хотеть этого. Если вы способны к этому - и притом не только с начальством или авторитетным лицом, но даже с набедокурившим подростком, - значит, окружение считает вас обаятельным собеседником. Или, по меньшей мере, у вас есть шансы им стать. Справедливое, терпеливое и доброжелательное отношение к другому - вот он, «секрет» обаяния, который не надо искать в лабораторных колбах.

У обаяния есть свои правила. Обаятельный от природы человек их безусловно соблюдает, но делает он это безусловно несознательно, на уровне интуиции. Можно же сознательно научиться развить в себе обаяние, используя следующие подсказки.

Подсолнухи тянутся к солнцу, повора­чиваясь за ним по ходу движения светила по небоскло­ну? Если вы хотите, чтобы люди тянулись к вам с иск­ренним дружелюбием,- не жалейте для них тепла и света своей души, проявляйте к ним сердечный интерес, не ограничивайтесь при встрече формальным вопросом «Как дела?».


Каждый сделавший доброе дело втайне мечтает, чтобы оно не осталось незамеченным. Искренняя по­хвала поможет ему ощутить чувство собственной зна­чимости и не останавливаться на достигнутом. Научи­тесь замечать доброе у окружающих и не стесняйтесь говорить об этом вслух. Добрых дел будет гораздо больше.

Можно экономить на покупках, но никогда не следует скупиться на искреннюю похвалу, если человек этого достоин.

Знаменитый клоун Карандаш ездил по арене на ос­лике, перед носом которого висела привязанная морков­ка. Ослику очень хотелось полакомиться морковкой, но он никак не мог достать ее и поэтому бежал вперед, полагая, что вот-вот удастся откусить кусочек. Путе­шествие Карандаша всякий раз заканчивалось тем, что он отдавал ослику вожделенную морковку.

Используйте прием Карандаша. Если вы хотите че­го-то добиться от человека, постарайтесь сделать так, чтобы он сам захотел этого, а задача, которую вы ста­вите перед ним, казалась ему интересной и нетрудной.

Если с человеком случилась неприятность или он чем-то недоволен, ему нужно выговориться. Если вы в чем-то провинились, дайте вашему критику возмож­ность высказать о вас все, что он думает, не перебивай­те и не спорьте. На ваших глазах он станет мягче. Если вы еще и согласитесь с его доводами, он наверня­ка проявит готовность простить вас. Не забывайте, что повинную голову меч не сечет. Кипящий чайник будет кипеть до тех пор, пока в нем не выкипит вода или его не уберут с огня. Оба варианта неплохи. Но второй оптимальнее. Если вы уберете огонь, признаете свою вину - чайник прекратит кипение гораздо раньше.

Известный физик Ландау заметил однажды: «Пом­ните, ваша биография интересует только вашу жену».Если вы хотите прослыть хорошим собеседником, не распространяйтесь о своих делах и заслугах, а, всяче­ски поощряйте людей рассказывать о самих себе. Не ведите с математиком бесед о сахарной свекле, если, конечно, это не хобби математика. Даже если вы не очень сильны в интегралах, но они представляют боль­шой интерес для собеседника, дайте ему возможность рассказать вам о них.

Когда о ком-то говорят «Он скучный», это означает, что человек может говорить о чем угодно, только не об интересах и увлечениях своих собеседников.

Не будьте скучными!

Любой приказ унижает. Ибо предполагает, что тот, кто его отдает, умнее исполнителя. Каким бы замеча­тельным человеком вы ни были, прежде всего вы ду­маете о себе, а уж потом о других. Судьба человечества порой волнует вас меньше, чем собственное больное горло. А тот, кто отдает приказ, не думает о вашем больном горле и потому не вызывает у вас добрых чувств и стремления выполнить приказ хорошо. Но как только начальник подумает и позаботится о вашем гор­ле, он превратится в вашего доброжелателя и друга, и вы готовы будете для него на все.

Никогда не забывайте, что в споре так или иначе вы критикуете позицию оппонента, тем самым унижая его и демонстрируя свое превосходство. Быть в роли униженного не нравится никому, включая и вас. Заме­тив чужую ошибку, не всплескивайте руками и не на­дувайтесь всезнайкой - индюком. Сообщите об этом в косвенной форме, предварительно выразив сомнение в собственной правоте. Дайте человеку возможность са­мому заметить и исправить свой промах. Если он ис­правил ошибку, не замечайте того, что ранее он был не прав, подчеркните, что новый результат относится исключительно к его заслугам. В итоге вы добьетесь правильного результата и не лишитесь доброго распо­ложения к себе.

Если вы просите человека что-то сделать для вас и заранее даете понять, что сомневаетесь в качествен­ном исполнении, ждите провала. Выразите уверенность, что все будет выполнено на должном уровне,- шансы, что так и случится, резко возрастут.

Научитесь ставить себя на место других. Это по­может смотреть на вещи глазами окружающих, и чу­жие ошибки уже не покажутся вам чересчур большими, ибо при данных обстоятельствах и вы могли бы совер­шить их. Не забывайте, что в сочувствии нуждается не только ребенок, разбивший о порог коленку, но и любой взрослый человек.

Каждый, кто сделал для вас доброе дело, имел пол­ное право его не делать. Но раз он все - таки сделал, то заслуживает искренней благодарности. Поблагода­рив кого-то, вы тем самым подчеркиваете благородст­во совершенного им поступка и стимулируете к новым добрым делам.

Не пользуйтесь объективными «рычагами власти», ибо рано или поздно обстоятельства меняются и эти рычаги могут оказаться в других руках; тогда вы не получите ничего, кроме мести.

Будьте снисходительны к чужим недостаткам, не придирайтесь и не пытайтесь переделать ни собствен­ную жену, ни своего подчиненного. Создайте такую обстановку, чтобы они сами захотели исправить свои недостатки и были заинтересованы в этом намного боль­ше вас

Не забывайте про дни рождения своих друзей и знакомых. Возможно, в этом случае вам не придется отмечать свой день ангела в одиночестве.

Научитесь признавать собственную неправоту. Это быстро снимает напряжение и не вызывает у окружающих отрицательной реакции по отношению к вам. Тот, кто признает свои ошибки, избавляет себя от критики и недовольства.

Можно не утруждать себя запоминанием всех этих правил. Достаточно применять лишь одно: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали с вами.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари