Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кому на руси живется хорошо кратко. Кому на руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо» — произведение, являющееся апогеем в писательской деятельности Некрасова. Работа над поэмой была реализована спустя 3 года после такого знаменательного события как отмена крепостного права. Именно оно определило проблематику книги, посредством которой автор выразил весь быт народа, потрясенного данной ему свободой. Ниже мы приводим краткое содержание рассматриваемого текста по главам и его , чтобы вам, дорогие читатели, было легче ориентироваться в этом непростом, философском, но невероятно интересном и удивительном произведении.

Пролог

Повествование начинается со встречи семи мужчин из деревень с говорящими названиями (например, Дырявина, Горелова, Разутова и т. д.), которые задаются вопросом о том, кому счастливо на земле русской живется. Каждый из них выдвигает свою версию, тем самым завязывается спор. Тем временем уже наступает вечер, мужики решают сходить за водкой, разжечь костер и продолжают выяснять, кто же из них прав.

Вскоре вопрос заводит мужчин в тупик, они начинают драку, а в это время Пахом ловит маленького птенчика, следом прилетает мама птенца и просит отпустить, обещая взамен рассказать о том, где можно взять скатерть-самобранку. Крестьяне сделали все, как пеночка поведала, и перед ними развернулась скатерть со всеми яствами. Решили они за пиром, что пока ответа на вопрос не найдут, не успокоятся. И пошли они в дорогу – искать счастливца на горемычной родине.

Глава I. Поп

Крестьяне начинают поиск счастливого человека. Идут они по степям, полям, мимо прудов и рек, встречают людей разных: от бедных до богатых.

Встречают солдат, задают им свой вопрос, а в ответ получают, что «солдаты шилом бреются, Солдаты дымом греются - Какое счастье тут? ». Проходят мимо попа и ему этот же вопрос задают. Он утверждает, что счастье не заключается в роскоши, спокойствии и благополучии. Говорит, что этих благ у него нет, что сын грамоту освоить не может, что постоянно видит плачи у гробов – какое уж тут благополучие? Поп объясняет, что раньше он по свадьбам богатым ходил, на этом и зарабатывал, а теперь это исчезло. Закончил тем, что настолько трудно бывает, что придешь в семью крестьян кормильца хоронить, а взять у них нечего. Поп речь закончил, поклонился и дальше побрел, а мужики в смятении оказались.

Глава II. Сельская ярморка

Жаркий день. Мужики идут и меж собой разговаривают, отмечают, что пусто вокруг. Встречают на реке моющего лошадь паломника и узнают, куда народ с села ушел, а тот отвечает, что все на ярмарке в Кузьминской деревне. Идут туда крестьяне и видят, как народ гуляет.

Замечают старика, просящего у народа две гривны. Внучке на подарок не хватает. Видят и барина, которые покупает внучке нищего сапожки. Все можно отыскать на ярмарке этой: продукты, книги, украшения.

Глава III. Пьяная ночь

Семь мужиков путь продолжают, ведь ответ на вопрос все еще не найден. Слышат они рассуждение разные крестьян опьяненных.

Внимание семи крестьян обращает на себя Павлуша Веретенников, который записывает в блокнот все услышанные от крестьян истории, поговорки и песни. Завершив работу, парень стал порицать народ за пьянство и развязное поведение, в ответ услышал, что наступит грусть и печальным будет честный люд, если пить перестанет.

Глава IV. Счастливые

Не успокаиваются мужики и поиски продолжают. Так, заманивают они народ, крича: «Выходи счастливые! Мы водочки нальем! ». Собрался вокруг честный люд, стали узнавать, кто счастливым является. В итоге понимают, что счастье для простого мужика в том, чтобы хоть изредка был он полностью сыт, и Бог в трудное время помог, остальное сладится.

Далее мужикам советуют найти Ермилу Гирина, перед этим рассказав им историю о том, как всем народом Ермиле на мельницу деньги собирали, как каждую копеечку он потом вернул, как был честен с ними. Путешественники решают идти к Гирину, но узнают, что он в остроге. Далее рассказ об этом человеке прерывается.

Глава V. Помещик

Путешественники на своем пути встречают помещика Оболта Оболдуева, который поначалу принял их за воров и стал угрожать пистолетом, но потом завел рассказ о своем роде.

Стал вспоминать он богатые пиры, грезить о прислуге, и своей власти, но теперь такая жизнь невозможна. Жалуется помещик на наступившие томительные годы, что не может он по такому распорядку жить, а народ тем временем сопереживает.

Часть вторая

Последыш. Глава (I; II; III)

Бредут мужики дальше, не отступают от стремления счастливого найти. Выходят они на берег Волги и видят перед собой сенокосный луг. Замечают три лодки, в которых семья барина уселась. Смотрят на них и удивляются: крепостное право отменили уже, а у них все так, будто не было реформы.

Седой старик Утятин, узнав про волю крестьян, обещал лишить средств своих сыновей, а те, чтобы этого не случилось, придумали нехитрый план: упросили крестьян себя за крепостных выдавать, а взамен после смерти барина им лучшие луга отдадут. Узнав о том, что люди остаются во власти Утятина, он сразу подобрел и оживился. Все свою роль приняли, но Агап Петров не сумел свое недовольство скрыть и помещику нажаловался, за это был к порке приговорен. Разыграли крестьяне с ним сценку, но после такого унижения Агап напился и помер.

Так барин устроил пир, где расхваливал крепостную зависимость, после герой лег в лодку испустил дух. Народ радуется, что князь помер, крестьяне стали исполнения обещаний ждать, однако лугов так никто и не подарил.

Часть третья

Крестьянка: Пролог и главы 1-8

Продолжая поиски человека, познавшего счастье человеческое, 7 мужиков решили искать такового среди женщин. Их направляют к одной бабе по имени Корчагина Матрена Тимофеевна. От нее крестьяне узнают очень печальную и тяжелую судьбу героини. Из рассказа мужики понимают, что только в отчем доме она сумела познать счастье, а выйдя замуж, обрекла себя на трудную жизнь, ибо новые родственники ее невзлюбили. Настоящие любовные чувства недолго царили между Матреной и ее возлюбленным: он уехал на заработки, а жену оставил на хозяйство. Матрена не знает усталости, день и ночь работает, чтобы содержать свою семью и сыночка Демушку- лучик надежды и радости в ее тяжкой женской доле. За ним смотрит дел Савелий – единственный человек, который в новой семье ее поддерживал. Его участь не легче: когда-то он вместе с товарищами убил управляющего из-за того, что тот разорил их деревню. За убийство мужик пошел на каторгу, откуда явился больным и немощным. Родня упрекала его за это.

Однажды с ним приключается беда: мальчика съедают свиньи. Дед недосмотрел за ним. Настоящий удар для женщины! Не может забыть она сыночка своего, хоть и другие дети уже появились. Однажды она даже принимает порку, выручая сына. Он уступил овцу голодной волчице из жалости, и его, восьмилетнего мальчишку, хотели прилюдно пороть.

А тут новая беда! Мужа забирают в рекруты, и некому заступиться. Тогда идет Матрёна к чиновнику просить за супруга, ведь он для семьи единственный кормилец. Находит она его жену, и госпожа помогает крестьянке – семейство оставили в покое. За этот инцидент прозвали героиню счастливицей.

Теперь Матрена Тимофеевна, как и в прежние времена, жертвует собой ради растущих деток. Нелегка жизнь у «счастливицы». Постоянная борьба за свою семью, мужа и детей «помотала» Матрену Корчагину. В итоге она восклицает: «Не дело - между бабами счастливую искать!».

Пир на весь мир

Действие происходит на берегу Волги, возле села Вахлачина. Организовывается здесь великий пир, где останавливаются 7 мужиков, ищущих счастливого человека.

Встречаются здесь самые разнообразные герои, которые повествуют о своих судьбах. У каждого за плечами тяжелый груз жизненных событий, который, словно незаживающий шрам, дает о себе знать. Они придаются рассуждениям о том, что такое жизнь, каков путь обычного крестьянина и чем народ жив.

Эпилог. Гриша Добросклонов

Значительным героем данного фрагмента является Гриша Добросклонов. Его насыщенную историю также читатель узнает из главы «пир на весь мир». Рассматриваемую главу писатель завершает рассуждениями героя о судьбе народа, о том, что будет с ним дальше. И все эти мысли стали выливаться в песни о народе и Руси, опору которой он видел в единении людей, потому что оно заключает в себе великую силу, которой не страшны самые большие невзгоды.

Это и есть счастливый человек, ведь он живет ради высокой и чистой цели – облегчить тяжелую долю соотечественников. Хоть судьба готовит ему ссылку, изгнание, чахотку, он все равно готов принять эту ношу ради исполнения мечты – благоденствия родины.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Кому на Руси жить хорошо краткое содержание по главам

Итак, в первой части работы Некрасова Кому на Руси жить хорошо мы знакомимся с прологом. В прологе мы встречаем мужиков. Это семь человек, которые встретились на дороге, а пришли они из разных деревень. Каждый из них имеет имя и имеет свое мнение по поводу того, кому же на Руси живется хорошо и далее крестьяне рассуждают. Роману кажется, что хорошо жить помещикам, Демьян видит счастье в том, чтобы быть чиновником. Луке же кажется, что лучше всего живется попам. Пахом говорит, что лучше жить на Руси министрам, а Братья Губины утверждают, что замечательно живется купцам, ну а Пров говорит, что лучше всех себя чувствуют цари.

И вот в споре они не заметили, как наступила ночь. Решили ночевать в лесу, продолжив свой спор. От их криков все звери бегут, вылетел с гнезда и птенец, которого поймал один из мужиков. Птичка мать просит отдать птенца, исполнив в ответ желание каждого. Далее птица рассказывает где найти скатерть — самобранку. Усевшись пировать, они решают не идти домой, пока не ответят на вопрос, кому же именно хорошо живется.

Глава 1

Встречают мужики попа, которого спрашивают, как ему живется и доволен ли он жизнью. Поп ответил, что если счастье для них богатство и почет, то это не про попов. Поп сегодня не пользуется почетом, доходы мизерные, ведь дворяне и помещики уехали в столицу, а у простых смертных много не взять. При этом попа вызывают к себе в любое время года и в любую погоду.

Глава 2

Мужики проходят несколько сельских поселений, но людей почти нигде не видно, ведь все они на ярмарке. Туда и направились мужики. Там было очень много народу, и каждый чем-то торговал. Много не только лавок, но и злачных мест, где можно напиться. Мужики встретили старика, который пропил деньги, а внучке ботинки не купил. Веретенников, которого все знают, как певца, покупает ботинки и дает их деду.

Глава 3

Ярмарка закончилась и все бредут пьяные домой. Пошли и мужики, где по дороге слышны споры. Встретили они и Веретенникова, который говорит, что крестьяне много пьют, вот только те говорят, что пьют с горя, а водка для них как отдушина. По дороге встретилась мужикам и женщина, у которой очень ревнивый муж. Вспомнились тут им их жены, захотелось быстрее найти ответ на вопрос кому живется сладко на Руси и вернуться домой.

Глава 4

Мужики с помощью скатерти — самобранки получают ведро водки и угощают всех тех, кто докажет, что он счастлив. Каждый подходил и делился своим видением счастья. Кому-то наливали водку, кого-то прогоняли и тут мужики услышали рассказ о писаре Ермиле Гирине, которого все знали и даже выручили, когда судейские потребовали выплатить деньги за мельницу. Народ скинулся, но Ермила все вернул и никогда чужого не присвоил. Единожды выгородил младшего брата из рекрутов, после чего долго каялся, а потом ушел с должности бурмистра. Мужики решают найти этого Ермилу, но по пути встречается им барин.

Глава 5

Мужики расспрашивают помещика Обол-Оболдуева, как тому живется. Тому жилось хорошо ранее, но не сейчас, когда есть земли, но нет крестьян. Сам же он работать не может, может только гулять и веселиться. За долги распродано все имущество. Мужики только сочувствуют и решают искать счастливых среди бедных.

Часть вторая

Идя по дороге, видят мужики поле, где идет сенокос. Им тоже захотелось покосить, а далее они видят, как приплывает к берегу старик, что дает распоряжения, которые тут же выполняют. Как выяснилось, это князь Утятин, которого схватил удар, когда он узнал, что крепостного права нет. Боясь лишится наследства, сыновья подговорили людей играть роль крестьян за вознаграждение, и те и разыгрывали спектакли. Один Агап не собирался скрывать и все рассказал. Случился второй удар. Когда князь пришел в себя, он приказал крепостного наказать, того просят кричать в сарае, за что наливают вина. Агап умирает, ведь вино отравленное. Народ наблюдает, как князь завтракает и еле сдерживает смех. Один не удержался и засмеялся, его приказывают высечь, но неравнодушная женщина говорит, что это сын — дурачок. Вскоре у князя третий удар и тот умирает, однако счастья не пришло, ведь сыновья и крестьяне стали вести войну. Луга, как обещали Усятины, никто не получил.

Часть третья

Чтобы понять, кто счастлив, направляются мужики к крестьянке в соседнюю деревню, где процветает голод и воровство. Крестьянку находят, но она не хочет разговаривать, ведь нужно работать. Тогда мужики предлагают помощь, а Матрена делится своей жизнью.

Жилось ей замечательно в родительском доме. Она развлекалась и бед не знала и тут ее отец выдает замуж за Филиппа Корчагина.
Теперь она в доме свекрови. Там ей плохо живется, даже однажды поколотили. Там рождается ребенок, однако женщину стали часто бранить, и хотя изредка отец свекра становится на ее защиту, лучше жить не становится.

Сам старик доживает свою жизнь в горнице. Побывал он и на каторге за убийство немца, который не давал житья жителям деревни. Старик часто разговаривал с Матреной о своей жизни, рассказывая о богатырстве русском.

Дальше она рассказывает, как свекор запретил брать сына с собой в поле, оставался он со стариком, который уснул и проглядел ребенка. Его съели свиньи. Женщина позже простила старика, сама же сильно переживала смерть ребенка. Были и другие дети у женщины. Одного из сыновей обвинили в том, что тот не уследил овцу и отдал ее волку. Мать взяла вину на себя и ее наказали.

Дальше она рассказывает о голодном годе. Тогда она была беременна, а ее мужа собрались забрать в солдаты. Предвидя тяжкие времена, она направляется к губернаторше и на встрече теряет сознание. Очнувшись, она поняла, что родила. Ее выхаживает губернаторша, а также дает распоряжение освободить мужа от службы. Крестьянка идет домой и постоянно молится за здоровье губернаторши.

И тут она подводит итоги о том, что среди женщин они не найдут счастливых, так как все они давно уже потеряли ключ к счастью.

Часть четвертая

По поводу смерти князя, Клим устраивает гулянку в деревне. Все крестьяне собрались погулять на пиру, где спорят, как правильнее распорядится лугами. Тут же на пиру поют песни.

В одной из веселых песен вспомнили о былых временах, о старых порядках. Рассказали о слуге Якове и его племяннике, которому приглянулась Ариша, вот только она нравилась и барину, поэтому он отправил Гришу в солдаты, Яков спился, а когда тот приступил вновь к работе, то повесился на глазах у барина в лесу. Барин не может найти дорогу из леса и ему помогает охотник. Позже барин признал вину свою и попросил его казнить. Далее поются и другие песни, где рассказываются о разных жизненных ситуациях.

Тут мужики спор завели о том, кому среди разбойников, крестьян или помещиков лучше жить и мы знакомимся с еще одной историей.

Затеяли разговор и о грешности, кто грешнее и тут пошел рассказ о двух грешниках. Кудеяр, что убивал и грабил людей и пан Глухов, что был падок на женщин и был пьяницей. Кудеяров должен был спилить дерево тем самым ножом, которым убивал и тогда бог простил бы его грехи. Но в тот момент проезжал пан, которого и убил Кудеяров, ведь последний жестоко убивал мужиков. Тут же дерево падает и Кудеяру были прощены грехи.

Пошел далее разговор о том, что тяжелее всего грех крестьянский. Рассказали о том, как адмиралу за его заслуги пожаловали восемь тысяч крестьянских душ. Тот написал вольные всем и отдал ларец своему слуге. После смерти наследник донимал слугу и забрал у него ларец, все сжигая. И тут все согласились с тем, что такой грех больше всего.
Дальше мужики увидели, как ехал солдат в Петербург. Его просят спеть песни, и он спел о том, насколько тяжела его судьба и как несправедливо сделали ему начисление пенсии, посчитав его кровоточащие раны незначительными. Мужики скидываются по копейке и собирают солдату рубль.

Эпилог

Тут произведение подходит к концу и мы знакомимся с эпилогом, где сын дьяка учится в семинарии. Он умный, добрый, любит трудиться, он честный и любит сочинять стихи, мечтая улучшить жизнь народа. Вот и сейчас сочинил песню под названием Рать подымается неисчислимая! Сила в ней скажется несокрушимая. И этой песне он хочет научить всех крестьян. Он пел и жаль, что странники уже ушли далеко и не слышали песни парня, ведь им сразу стало бы понятно, что наконец-то отыскали они счастливого человека, и направились бы домой.

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • грешники в произведении некрасова кому хорошо жить на руси

Краткое содержание Кому на Руси жить хорошо

Над произведением «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал несколько лет, отдав поэме все силы своей души.

В произведении мы видим путешествие семерых странников в поэме. Они пытаются найти человека, который бы жил счастливо. Одному из них, кажется, что счастлив чиновник, другим - поп, купец, помещик или царь. Странники хотят найти на земле Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Им важно докопаться до сути того, что же такое счастье. Все семеро мужиков - спорщики, они часто друг на друга, но именно спор и толкает их вперед. В поисках счастья.

Они любовно относятся к окружающей природе. Наблюдают за травами, кустами, цветами, понимают голоса животных и птиц. У каждого из них свой взгляд на вещи, свой характер. Между тем все они вместе представляют собой что-то общее, неразлучное.

Некрасов в поэме показывает все стороны народной жизни. Он описывает жизнь и нищих, и солдат, и ремесленников, и ямщиков. Мы видим нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию.

Но и в рабстве у народа России остается живой душа. Некрасов показывает русский народ трудолюбивым, отзывчивым к чужому страданию, с чувством собственного достоинства, удалым и веселым. Он показывает людей, которые полны жажды социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.

Важное место в поэме занимает Савелий. Он наделен чертами богатыря. Его могучая удаль проявляется уже в том, что в одиночку ходил на медведя. Он презирает рабскую покорность и стоит за народные интересы. В этом образе есть что-то былинное. В образе внучки Савелия — Некрасов е воплотил свой эстетический идеал, все положительные черты, присущие русской женщине, он пронесла через страдания и жизненные испытания. Некрасов посвятить образу Матрены целую третью часть поэмы. Она исповедуется перед странниками, рассказывает и о своих счастливых минутах в жизни, и о тяжелой женской доле. С шести лет она пасла скот, работала в поле, пряла, хлопотала по дому. А дальше — рабский труд в замужестве и воспитание детей. Но, несмотря на тяжелую жизнь, она осталась благородна и непокорна.

А вот образ совершенного человека Некрасов представляет в лице Гриши Добросклонова. Добросклонов молод. Он — разночинец по происхождению, сын батрачки. Ему пришлось пережить голодное детство. Потом он учился в семинарии. Жизнь связала его с трудом, нуждами своих земляков. Он выручает крестьян своим трудом, а мужики помогают ему в пропитании. Гриша знает всю крестьянскую работу — косит, жнет, сеет. Он — выразитель чаяний простого народа. Григория не пугают и предстоящие испытания, так как он видит, что сам народ пробуждается к борьбе и эта мысль наполняет его душу радостью.

Год написания:

1877

Время прочтения:

Описание произведения:

Широко известную поэму Кому на Руси жить хорошо написал в 1877 году русский писатель Николай Некрасов . На ее создание ушло много лет - Некрасов трудился над поэмой с 1863-1877 год. Интересно, что некоторые идеи и мысли возникали у Некрасова еще в 50-х годах. Он думал запечатлеть в поэме Кому на Руси жить хорошо максимально все, что знал о народе и слышал из уст людей.

Ниже читайте краткое содержание поэмы Кому на Руси жить хорошо.

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков - недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор - который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем - словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье - в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали - так, что рука не поднимается взять медные пятаки - жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, - теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар - но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово - один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом - несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, солёную - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Ещё одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, - они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков - недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живется весело и вольготно. Каждый из нихпо-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать верст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костер и за водкой продолжают спор - который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем - словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье - в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали - так, что рука не поднимается взять медные пятаки - жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, - теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почет, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари