Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ежедневные молитвы во время рождественского поста. Какие молитвы читать в рождественский пост

Какие молитвы читать в Рождественский пост? Время поста – с 28 ноября 2018 года по 6 января 2019-го – это период не только воздержания в пище, но прежде всего духовного очищения. Посещение церкви, усердные молитвы, отказ от развлекательных мероприятий помогают создать особый эмоциональный настрой в эти дни.

Мы расскажем о том, как правильно молиться в Рождественский пост, и приведем молитвы во время Рождественского поста.

Какие молитвы читать в течение Рождественского поста?

Ежедневно, в том числе перед трапезой, нужно читать молитву «Отче наш».

«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас в искушение,
но избави нас от лукавого».

Можно дополнить молитву такими словами:

«Даруй мне, Господи, защиту от пресыщения и чревоугодия, позволь мне принять благостные дары Твои, дабы, вкусив их, укрепился я духом и телом и служил бы во славу Твою».

Молитва в Рождественский пост после трапезы.

«Благодарим Тебя, Христе Боже, за то, что напитал нас земными твоими благами; не избавляй же нас и от Царства Божия, но как среди учеников явился Ты, Спаситель, прииди к нам и спаси нас».

Вечерняя молитва во время Рождественского поста на каждый день

«Вечный и милостивый Боже, прости мне грехи, сотворенные мною делом, речью или мыслью. Дай, Господи, смиренной душе моей очищение от всякой скверны. Ниспошли мне, Господи, в ночи спокойный сон, дабы утром я вновь послужил пресвятому Твоему Имени. Избавь меня, Господи, от суеты и лихих помыслов. Яко есть сила и Царствие Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Как правильно молиться в Рождественский пост?

С чистой душой и сердцем, ведь молитва – это ваш искренний разговор со Всевышним! Старайтесь, чтобы ничто не отвлекало вас в это время. Также старайтесь как можно чаще читать Священное Писание.

В период Рождественского поста отмечается праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Приведем молитвы во время Рождественского поста, которые читаются в этот день.

Тропарь, глас 4–й
«Днесь благоволения Божия преображение и человеков спасения проповедание, в храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».

Кондак, глас 4–й
«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают ангели Божий; Сия есть селение небесное».

Величание
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое».

Продолжается Рождественский пост, и мы благодарим Бога, что снова готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя. Как говорит святой Феофан Затворник, в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас.

Сегодня, когда Церковь напоминает нам о необходимости поста и молитвы, хотелось бы сказать о том, что, хотя Рождественский пост и не такой строгий в смысле внешних требований, однако он требует рассудительного отношения.

Прежде всего, мы должны его соблюдать, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.

Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большое воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит Преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее.

Пост как духовное явление всегда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить о том, что в течение поста естественно возникают особенные искушения, и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Потому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен, поскольку прежде всего возбуждает в нас тщеславие, в котором все грехи, вместе взятые, и превозношение над другими людьми. То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и к другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти - раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.

Итак, самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения в этом невидимом мире связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать.

Мы знаем из Священного Писания, из истории Церкви о том, что пост может быть настолько безблагодатным, что может стать прямою противоположностью того, чем он должен быть. В книге Деяний святых Апостолов описывается, каким может быть пост, когда сорок с лишним иудеев заклялись не есть и не пить ничего, то есть хранить самое строжайшее воздержание, пока не убьют апостола Павла. Они были искренне убеждены, что делают дело Божие, и для того, чтобы поддержать в себе огонь ненависти к этому человеку, они хранили свой страшный пост.

И пост, и самоотвержение могут быть темными и гибельными. Мы знаем примеры такой ложной духовности в других религиях, когда аскеза, воздержание хранится именно для питания мнимой духовности, для поддержания чуждого огня в Душе человека. Точно такого же свойства может быть и самоотвержение, и человеческий героизм. Всем известно, что люди неверующие способны на большое самоотвержение и героизм, когда они вдохновляются какой-то ложной идеологией, и готовы даже отдать свою жизнь за нее. В любой ложной религии это самоотвержение, это воздержание и эта отдача себя могут достигать особенно страшных болезненных состояний. Но во всех трагических случаях, которые можно наблюдать и сегодня (скажем, в тоталитарных сектах, куда приходят молодые люди, ничего не знающие о Боге и готовые хранить любой строгий пост и жертвовать всем и всеми), мы видим одну особенность: если бы всем плененным ложной религией людям, не знающим Бога, но способным на гибельный героизм и самоотверженность, открылся истинный Бог, то они не были бы такими теплохладными, каковыми часто являемся мы с вами. Об этой опасности, как самой серьезной, которая грозит нам в последние времена, предупреждает Спаситель. И это будет в Церкви.

Задумаемся с вами об этом. Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это - теплохладность, это - внешнее формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей исповеди мы вспоминаем все в завершение поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе, - Его любви. Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.

Тот же святитель Феофан Затворник указывает и на удобство лечения гомеопатией. «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам или по тому, чем проявляется болезнь. Гомеопатиею можно лечиться, не видя доктора, - при посредстве переписки». А в наше время и при посредстве телефона.

До революции в Санкт-Петербурге было очень сильное общество гомеопатов. Они выпускали справочники, удобные для домашнего лечения. Этими справочниками мог пользоваться любой человек. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рекомендовал гомеопатию как доступное по своей дешевизне лечение для бедных людей.

Сейчас разрабатывается и предлагается множество новых методик для лечения болезней. Методик удобных именно для самостоятельного домашнего пользования. Кто-то занимается очищением организма, кто-то лечится монодиетой, кто-то пьет настойку сабельника, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то в восторге от ароматерапии. И отлично! Если вам помогает сабельник, пейте сабельник, если хорошо от гимнастики - делайте гимнастику. И если вам становится лучше, не забывайте благодарить Бога.

Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил, в основном, словом. Кстати, само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами с помощью Церкви.

Наше православие не должно быть препятствием ни к общению, ни к сотрудничеству с врачом. И откуда знать, может быть, приняв помощь и доверившись доктору, который не без воли Божией оказался рядом с нами в тяжелое для нас время, мы сами как-то повлияем на его судьбу, приведем его к вере. И такие случаи были. Мне знакомы верующие врачи, на церковность которых оказали влияние именно их пациенты.

Духовная составляющая

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду» (свят. Василий Великий).

Верующему человеку есть что добавить к искусству врача. Мы уже говорили о исповеди и причастии во время болезни. О молитве. Но есть и еще духовные средства.

Это, конечно, святая вода. Крещенская утром натощак и вода с молебна, который могут заказать ваши родственники. Например, с молебна великомученику и целителю Пантелеймону. Или врачам-бессребреникам Косьме и Дамиану. Воду с молебна в болезни можно пить и днем, и после еды. Некоторые употребляют воду, взятую на святых источниках. И она, если ее пить с благоговением, тоже приносит пользу.

Не забудьте про просфору. А есть и еще святыня, которую хранят православные нарочно на случай болезни,- артос. Кусочек благословленного хлеба, который раздают после Пасхи, в субботу Светлой Седмицы, в церкви. Крупицы артоса с богоявленской или крещенской водой потребляют, как и просфору - натощак. Употребляют в болезни и святое масло. Это масло освящается у святых икон или у мощей. Есть немало случаев, когда больные получали исцеление, помазываясь таким маслом. Его можно также принимать и внутрь. У одного молодого человека была болезнь щитовидной железы. Духовник дал ему святое масло, привезенное из Иерусалима. Больной ежедневно помазывал себе крестообразно горло с молитвами «Отче наш» и «Богородица Дева радуйся» и пошел на поправку. Докторов он тоже не избегал, но случай был тяжелый, и, как он считает, без иерусалимского маслица он вряд ли бы выздоровел. Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может оказать благотворное действие.

«Православный христианин обращается лицом к святым иконам - Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих - для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висели в воздухе, не зная, кому молимся».

Замечательные слова св. прав. Иоанна Кронштадтскоro! Духовной жизни необходимы и образ и действие.

Таким образом, иконой могут быть и святые храмы, монастыри и места подвигов угодников Божиих. Множество паломников едут ежегодно, чтобы увидеть святыню, помолиться на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угодникам Его молиться можно на всяком месте. Преп. Серафиму Саровскому молятся и в Москве, и на Камчатке, и в Америке, и в Китае, и в Антарктиде, но с каким теплым чувством вкушают сухарики, высушенные в котелке Преподобного, привезенные из Дивеева! Они как личное благословение святого.

У чудотворных икон, у святых мощей, в местах жизни святых угодников собирают и записывают случаи чудесной помощи. В иных местах таких записей собираются целые тома.

Приведу несколько свидетельств о чудесной помощи св. прав. Симеона Верхотурского.

Из письма полицмейстера г. Петропавловска Николая Алексеевича Протопопова от 14 ноября 1878 года: «У жены моей болели зубы, никакие лекарства не помогали, когда же она натерла десны и зубы землей, взятой из могилы угодника, болезнь прекратилась». Из сообщения девицы Мельниковой, полученного в 1880 году: «1874 года, 28 апреля я пошла в Верхотурье к мощам св. праведного Симеона. В то время у меня сильно заболела нога. Боль что дальше, то сильнее умножалась, и болезнь эту редко можно встретить; ногу я обвязывала полотенцем… и на двух костылях едва шла… Утром встала с великим трудом и пошла в село Меркушинское, сходила к вечерне и приготовилась к принятию Св. Таин, и Бог допустил - причастилась. Тут я весьма много пролила слез. Утром встала - у меня опухоль прошла, и нога ровно не была больна». Свидетельствуют и наши современники. Зайцев Владимир Александрович, житель г. Бузулука, услышав о св. прав. Симеоне Верхотурском, в 1997 году посетил Верхотурье и село Меркушино, попил воды из гробницы и, взяв с собой, пил ее в дороге. У него прошел остеохондроз, которым Владимир Александрович был болен с 1974 г., до этого он каждый день делал себе обезболивающие уколы.

Священник Михаил Кудрин рассказал, что у его младшей дочери Екатерины было сильное косоглазие. После молебна св. прав. Симеону Верхотурскому родители помазали ей глаза маслом из лампады над гробницей, а потом делали то же самое несколько раз, пока неожиданно не обнаружилось, что глазки уже не косят, а смотрят прямо.

Петрухина Нина Григорьевна из Москвы сообщила: «Появилась раковая опухоль, врачи хотели ее удалить. Я читала молитву святому Симеону Верхотурскому, помазывала лоб и больные места маслом, прикладывала землю к голове, один раз выпила воду (видимо, из гробнички). Через месяц пришел результат анализа: раковых клеток нет. Операцию отменили, но риск заболевания остался. Видимо, надо лечиться и молиться прав. Симеону…».

Встречаются болезни, которые не могут быть вылечены или облегчены лекарствами или усилиями медицины. Когда одни лишь духовные средства могут улучшить состояние.

Среди писем преп. Макария Оптинского есть ответ отцу больной дочери. «Я вам писал уже, что эта болезнь не подлежит физическим лекарствам, но надобно искать исцеления в вере, просить Бога и угодников Его о ниспослании ей исцеления от сей болезни». Преподобный советует дома отслужить молебен с акафистом святителю Митрофану Воронежскому, а потом побывать у его мощей: «Сколько было и бывает там исцелений молитвами святого угодника Божия прибегающим к нему, и Бог, молитвами его, исцелит и вашу дочь. Верующему все возможно».

Другой Оптинский старец, преп. Амвросий, больному, страдающему от головной боли и не ожидающему помощи от врача, советует съездить в Афонскую часовню, отслужить там молебен св. Великомученику Пантелеймону, взять масла из лампадки и мазать им голову на ночь. «При этом и дома обращайся почаще к целебному Пантелеймону и проси его помощи. Господь даст - и пройдет».

В трудных болезнях нередкая практика - обеты посетить то или иное святое место, съездить к мощам угодника. Оренбургский священник Филипп Ивановский, живший в середине XIX века, рассказывал о себе, что когда он учился в семинарии, после сильной простуды у него явилась некая непонятная болезнь нервно-психического характера. «Какая-то одурелость пришла на меня, соединенная с неимоверною, несносною тоскою, неверием и хульными мыслями». О своей болезни он не говорил ни врачу, ни товарищам, из опасения, что его отчислят из семинарии. «Все мое утешение, вся надежда и все врачевство заключались единственно в даваемых мною обетах по окончании курса сходить к некоторым чудотворным иконам и в Верхотурье». И что же? По окончании курса, когда обещания были исполнены, болезнь отступила. «Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне», - писал свт. Феофан Затворник. Случается видеть людей болезненных как бы неисцельно. Причем, это не всегда болезнь от рождения, от природы. Но что-то в природе характера человека есть такое, что болезнь, словно некая узда, необходима ему. Иной, заболев, вспоминает Бога, начинает вести церковную жизнь, борется со своими греховными привычками; но стоит ему выздороветь, как постепенно усилия его сходят на нет и Бог уже становится не так потребен.

Церковная жизнь, которую составляют молитва, пост, посещение воскресных и праздничных богослужений, регулярное участие в церковных Таинствах (то есть Исповедь и Причастие), любую болезнь делает более терпимой, облегчает. Особенно это заметно в отношении нервно-психических заболеваний. Даже тяжелых, наследственных.

Приходит на память случай, когда в церковь пришел молодой человек со странным заболеванием. Он угрюмо смотрел исподлобья, движения его были скованны и развязны одновременно. Он словно не владел своей моторикой. Плечи сведены вместе, голова опущена, речь похожа на карканье. Отрывистый, не всегда уместный хохот. Казалось, что это врожденное нездоровье невозможно преодолеть.

Но шло время. Молодой человек посещал церковные службы, он внимательно исповедовался, часто причащался. По мере сил участвовал в делах прихода. Постепенно изменился его внешний облик, выражение лица стало мягче, плечи расправились, речь сделалась внятной.

И было заметно, что в периоды, когда он по каким - либо причинам не мог посещать храм, болезнь его опять усиливалась. Когда же церковный ритм жизни прочно установился, юноша, можно сказать, просто расцвел. Дальнейшая его жизнь сложилась хорошо.

И это не единственный, не редкий случай, такие истории вам расскажут на любом приходе.

В Евангелии упоминается женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк. 13, 11). Причиной болезни был назван диавол: «связал сатана вот уже восемнадцать лет», а освобождение от «духа немощи» пришло от Спасителя. Так от Христа, от единения с Ним, вместе с церковной жизнью, с церковными Таинствами, приходит освобождение многим людям.

В канун Рождественского поста

Двадцать восьмого ноября начинается Рождественский пост. 40 дней продолжается он, до великого праздника Рождества Христова.

Рождественский постСвященное писание повествует нам о Рождестве Христовом так: повелел римский император Август объявить всенародную перепись и каждому записаться в том городе, из которого происходил его род. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария происходили из дома Давидова, потому и направились они из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Не нашлось места Иосифу Обручнику и Пресвятой Деве Марии ни в одной из гостиниц города - велик был город Давидов, многие приехали на перепись; в пещере, куда загоняли скот, укрылись они. Там и родила Пресвятая Дева Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Спеленала Его и положила в ясли... Первыми о том узнали пастухи, стерегли они стадо свое и предстал пред ними Ангел Господень, и небесный свет осиял их. "Не бойтесь, - возвестил им Ангел, - ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь". (Лк. 2, 10 - 11). "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение". (Лк. 2, 13 - 14)... Первыми поклонились Богомладенцу пастухи, следом за ними - волхвы, их привела ко Господу чудесная звезда, и принесли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку)...

Пришел на землю Христос - источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное...

Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий: в те дни, когда совершается полилейная служба благословляется рыба.

Душа постящегося человека подобна летящей птице, она свободно поднимается ко Господу, душа непостящегося - подобна птице с перебитыми крылами: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников - злых духов.

Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный Церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть.

Тот человек, который не чувствует Господа и говорит, что Бога нет, не лжет, ему можно поверить. Почему? Потому что он живет не по заповедям Христовым: совесть у него нечиста, нечиста и душа, она у него замарана грехами: гордостью, блудом, чревоугодием, сребролюбием, раздражением, злом, мы уже не говорим об убийствах - абортах, измене супругов, не хождении в церковь.., - в такой душе Бога нет и быть не может - грязный сосуд не может быть вместилищем Духа Святаго.

Мертвая душа Бога не чувствует, она не нуждается в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближним. И в такой душе живет злой дух, он требует себе пищи и ждет, чтобы исполняли его злую волю. И когда человек становится послушным рабом злых духов, душа его страдает, впадает в уныние, отчаяние и человек подумывает о самоубийстве. И что бы такой человек не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поставили царем, он ни в чем не может найти упокоение, ни чем не может насытиться. И только если он пойдет в Церковь, покается, вспомнит все грехи от самой юности, будет молится, постится, только тогда его душа может почувствовать Господа, успокоится, - душа нашла то, что она всю жизнь искала.

Христос сказал: "Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8). Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу: кто там обитает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца.

Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.

Рождественский пост радостный, он предваряет великий праздник Рождества Христова и потому нестрогий, благословляется рыба (кроме среды и пятницы). Этот пост продолжается 40 дней - от 28 ноября до 7 января. Строгий пост - в Рождественский Сочельник - канун Рождества Христова, благословляется вкушать коливо после вечерней звезды.

Зачем установлен Рождественский пост

Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий".

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

"Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".

По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: "Не хотят поститься добровольно - будут поститься недобровольно..."

Как питаться в Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8), - и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13,31-36).

Рождественский пост считается одним из самых важных постов для православных верующих, и начинается он ровно за сорок дней до празднования Рождества Христова. Рождественский пост - прекрасное время для того, чтобы очиститься духовно и подумать о своей жизни, своих поступках.

В то время, пока многие ждут наступления Нового года, православные христиане готовятся к празднику, куда более важному для них, - Рождеству Христову. Когда столы ломятся от угощений, по телевизору одна за другой идут развлекательные передачи, порой бывает сложно устоять и соблюсти пост по всем правилам. Но если все-таки терпения и смирения у вас будет в достатке, то праздник Рождества вы встретите с особым чувством удовлетворения.

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: КАЛЕНДАРЬ ПИТАНИЯ

Во время поста следует полностью исключить из своего рациона мясо, яйца и молочные продукты. Остальные, в зависимости от периода, употреблять можно.

С 28 НОЯБРЯ 2018 ПО 19 ДЕКАБРЯ 2018

  • понедельник
  • вторник, четверг, суббота, воскресенье — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба;
  • среда, пятница — сухоядение.
  • 4 декабря : в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы можно позволить себе красное вино в небольшом количестве.

С 20 ДЕКАБРЯ 2018 ПО 1 ЯНВАРЯ 2019

  • Понедельник — горячая растительная пища без растительного масла;
  • вторник, четверг — горячая растительная пища с растительным маслом; среда,
  • пятница — сухоядение;
  • суббота, воскресенье — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба.
  • 1 января : во вторник, после наступления светского праздника - Нового года, - можно позволить себе немного вина.

С 2 ЯНВАРЯ 2018 ПО 5 ЯНВАРЯ 2019

  • Понедельник, среда, пятница — сухоядение;
  • вторник, четверг — горячая растительная пища без растительного масла;
  • суббота, воскресенье — горячая растительная пища с растительным маслом.

6 ЯНВАРЯ 2019 - РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

6 января: в Сочельник следует соблюдать особенно строгий пост. Есть можно только после вечерни сочиво - сладкую кашу, как правило, из рисовой или пшеничной муки.

Что дает нам Рождественский пост?
Прежде всего, пост - это воздержание, ограничение себя, своих желаний. По сути, на время поста мы отсекаем все лишнее для того, чтобы обратить внимание на нечто более важное, оставить время для общения с Богом. Иоанн Златоуст говорил: «Истинный пост есть удаление от зла, обуздание от языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Это время, когда особенно ценны добрые дела, совершаемые по отношению к другим людям, терпеливость и доброта к близким. Пусть в этот период ваше сердце будет открыто

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: ТРАДИЦИИ

Зимний Рождественский пост установлен церковью, чтобы освятить последнюю часть года таинственным обновлением духовного единения с Богом. Рождественская Четыредесятница символизирует сорокадневный пост Моисея, который в результате получил на каменных скрижалях начертание слов Божиих. Христиане в этот период постятся, молятся, проходят очищение от грехов, чтобы с чистым сердцем, душой и телом подготовиться к праздничной встречи Рождества Христова.

Пост подразумевает не только ограничения в еде, но и определенный внутренний настрой, духовное очищение, иначе он превратится в диету. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, прощением обид, искоренением злых мыслей, воздержанием от соблазнов и пороков, отказом от развлекательных и зрелищных мероприятий.

Больным людям, беременным и кормящим женщинам, а также детям разрешено послабление поста. А потому, прежде чем поститься, обязательно посоветуйся со своим врачом, а также священником. Ведь пост состоит не в том, что мы едим, а в том, что мы можем пожертвовать ради веры и Бога, не нанося вреда своему здоровью.

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: КАК БЫЛ УСТАНОВЛЕН

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: ЗАЧЕМ УСТАНОВЛЕН

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет:

“Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: МОЛИТВЫ

Молитва в рождественский пост перед едой

Обращение к Богу перед едой призвано напомнить о духовной составляющей поста. Нужно прочитать хорошо известную всем молитву «Отче наш»:

Отче наш, сущий на небесах! Да светится имя твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и избави нас от долгов наших, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо сила и воля Твоя во веки веков. Аминь.

Тем, кому воздержание дается особенно тяжело, можно дополнить молитву такими словами:

Даруй мне, Господи, защиту от пресыщения и чревоугодия, позволь мне принять благостные дары Твои, дабы, вкусив их, укрепился я духом и телом и служил бы во славу Твою.

Молитва после еды

После еды читается благодарственная молитва. Несмотря на скромность постной пищи, необходимо поблагодарить Господа за то, что у вас есть возможность ее вкушать.

Благодарим Тебя, Христе Боже, за то, что напитал нас земными твоими благами; не избавляй же нас и от Царства Божия, но как среди учеников явился Ты, Спаситель, прииди к нам и спаси нас.

Ежедневная вечерняя молитва

Каждый вечер необходимо обращаться к небесным силам с просьбой укрепить на праведном пути и простить случайные и намеренные проступки, совершенные за прожитый день.

Вечный и милостивый Боже, прости мне грехи, сотворенные мною делом, речью или мыслью. Дай, Господи, смиренной душе моей очищение от всякой скверны. Ниспошли мне, Господи, в ночи спокойный сон, дабы утром я вновь послужил пресвятому Твоему Имени. Избавь меня, Господи, от суеты и лихих помыслов. Яко есть сила и Царствие Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ежегодно к великому празднику Рождества Христова верующие готовятся заранее, очищая душу и тело. Чтобы не разгневать Святых и избежать серьезных трудностей в жизни, необходимо не только соблюдать Рождественский пост, но и чтить его традиции и обычаи.

К прекрасному празднику Новому году люди начинают готовиться заранее. Все знают, что за ним последует великое религиозное событие - Рождество Христово. Этот день - один из самых важных для христианских верующих. Люди вспоминают о рождении чудесного Младенца Иисуса Христа. Сейчас его личность вызывает множество споров, но для прихожан православной церкви он всегда считался Спасителем, который умер за грехи человечества.

Главное правило важнейших православных праздников - соблюдение поста. Рождество не является исключением, и за 40 дней до праздника верующие начинают активно готовиться к нему. В этот период люди очищают не только тело, но и душу, и в этом помогает сильная молитва. Традиции являются неотъемлемой частью Рождественского поста, и необходимо им следовать.

Традиции и обычаи Рождественского поста

Цель Рождественского поста заключается в духовном и физическом очищении перед Рождеством. Поэтому в этот период необходимо полностью исключить из рациона пищу животного происхождения, а также заниматься богоугодными делами и ежедневно произносить молитвы.

Меню Рождественского поста довольно строгое. Помимо мясных продуктов, необходимо полностью исключить алкоголь и рыбу. Однако православная церковь разрешает употребление небольшого количества красного вина и рыбных блюд в праздничные дни.

Несмотря на ограничения в еде, в первый день поста верующие накрывали стол, но перед тем, как приступить к трапезе, произносили молитву и благодарили Бога за его щедрость и доброту.

В первый день Рождественского поста и в само Рождество христиане готовили кутью. В древние времена считалось, что это традиционное рождественское блюдо, которое обязательно должно присутствовать на столе. Однако в пост было разрешено подавать только «бедную» кутью, которая готовилась на воде.

Помимо кутьи, в последний день поста на стол обязательно подавали компот и блины, которые также готовились на воде. Было принято угощать колядующих, чтобы привлечь в дом достаток.

По выходным разрешено готовить пищу с растительным маслом, но желательно делать это как можно реже.

В этот период верующие посещают церковь чаще, чем обычно. Это одно из главных правил духовного очищения.

Чтобы привлечь богатство, во время Рождественского поста женщины и девушки ходили в гости друг к другу, где занимались рукоделием, пряли пряжу, при этом приговаривая:

«У ленивой хозяйки нет рубахи и денег не будет. Чем больше я напряду, тем больше богатства получу».

Считалось, что женщина, которая изготовит больше изделий из пряжи, будет самой богатой.

Во время поста было запрещено жениться и выходить замуж, поэтому пары старались сделать это до его наступления.

Канун Рождественского поста совпадает с датой памяти апостола Филиппа, поэтому пост также называют Филипповым. Считалось, что с этого дня волки подбираются близко к избам, поэтому люди с 27 ноября начинали строить и чинить заборы, чтобы уберечь себя и своих близких от хищников.

В первый день поста принято заниматься благотворительностью и угощать бездомных. Если следовать этой традиции, то следующий год станет удачным.

Согласно церковному обычаю, в канун Рождества нельзя есть весь день до появления первой звезды. Этот обычай связан с историей о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила о рождении чудесного Младенца.

Ежедневная молитва на Рождественский пост

Рождественский пост без молитвы - просто диета. Если вы хотите достигнуть единения с Богом и очистить свою душу от грехов, необходимо каждый день произносить молитву.

«Владыка Небесный, услышь же мою молитву. Очисти душу мою грешную, избавь меня от зла непростительного. Прошу Тебя, стань моим помощником и защитником, а я останусь вечным слугой Твоим. Помоги мне, Боже, да благослови меня. Аминь!».

Молитву необходимо произносить ежедневно в период Рождественского поста, желательно перед сном.

Молитва в первый день Рождественского поста

Первый день Рождественского поста считается одним из самых важных. Утром 28 ноября, сразу после пробуждения, произнесите:

«Пост Рождественский начинается, душа и тело мои очищаются. Молюсь Тебе, Всевышний, и прошу избавить меня от зла и помыслов недобрых. Дай мне силы выдержать испытания тяжелые. Да пошли мне благословение свое. Аминь».

Эта молитва придаст вам сил, чтобы вы могли соблюдать Рождественский пост в соответствии со всеми правилами.

Молитва перед едой

Пост подразумевает лишь ограничения в еде, но не голодание. Чтобы прием пищи был полезен не только для вашего тела, но и для души, перед началом трапезы произнесите:

«Благодарю Тебя, Боже, за подаренные блага. Пускай всегда мой стол будет таким же богатым, со всеми изысками. Благослови пищу нашу молитвами. Аминь».

Молитву необходимо произносить перед каждым приемом пищи. Во время Рождественского поста запрещено ругаться за столом и делиться негативными новостями и воспоминаниями, иначе ваши молитвенные обращения потеряют свою силу.

Молитва после еды

Молитва после еды необходима для того, чтобы отблагодарить Бога за еду на вашем столе. После завершения трапезы, не вставая из-за стола, произнесите:

«Господь Бог, Защитник и Спаситель наш. Благодарим тебя за то, что насытил нас. За стол богатый. За внимание Твое. Услышь слова наши да благослови нас. Аминь».

Никогда не выкидывайте еду, которая осталась на столе. Желательно оставить ее на потом или отдать бедным. Выкидывая пищу из дома, вы отпугиваете благополучие.

В Рождественский пост важно правильно спланировать рацион питания. Сильные ограничения в пище могут навредит вашему организму. Чтобы этого не случилось, узнайте рецепты постного меню. С их помощью вы сможете каждый день питаться вкусно и полезно без вреда для здоровья.

Об ограничениях в пище и допустимых послаблениях

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, что такое сухоядение? И какие посты являются строгими, а какие нет.

Ответ: Сухоядение - это вкушение пищи без елея, т.е. масла. Строгие посты - Великий и Успенский. Но о посте нужно думать только в том случае, если уже есть некоторый духовный опыт. Сегодня много людей, тянущихся к вере, решаются вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься, и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета. Пост имеет смысл как воздержание Христа ради и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях. И суть поста не в воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освободившиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом и у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет.

Вопрос: Верно ли утверждение, что каждый выбирает пост по силам? Я знаю человека, который стремлением строгого поста довел себя до больницы и подорвал здоровье. Это же уже как-то неправильно?

Ответ: В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Пост смягчается по отношению к больным, беременным, кормящим, путешествующим. В любом случае, желая соблюдать пост, и знать его меру для себя, посоветуйтесь с духовником, расскажите ему о своем духовном и физическом состоянии и испросите благословения на совершение поста.

Вопрос: Мне 12 лет, я слышала, что до 14 лет в среду и пятницу (да и во время любого другого поста, кроме среды и пятницы в Великий пост) можно вкушать молочную пищу. Так ли это?

Ответ: Вопрос о мере дисциплины поста устанавливается каждым верующим вместе со своим духовником. Эта дисциплина зависит от многих обстоятельств: от возраста, состояния здоровья, меры нашей зависимости от окружающих и многого другого. Действительно, во многих случаях учащимся средних и высших учебных заведений духовниками дается послабление на молочную пищу в среду и пятницу или в иных случаях и в многодневные посты. Но послабление это не может быть дано мною через Интернет, а должно быть решено Вами конкретно с Вашим духовником.

Вопрос: Мне нужно пройти ультразвуковое обследование желудка, съев так называемый «пробный завтрак» из двух яиц, — допустимо ли это в пост?

Ответ: Лекарства пищей в собственном смысле не являются. И если для медицинского обследования необходимо заполнение желудка белком яиц, то стоит заполнить желудок этим белком, воспринимая это в данном случае не как питание, а как необходимое лекарство.

Вопрос: Я занимаюсь бодибилдингом. Употребляю спортивное питание: протеин, аминокислоты. Сразу скажу — это не стероиды. Допустимо ли употреблять спортивное питание во время Поста?

Ответ: Если речь идет о постном питании, допустимо. А если о бифштексах с кровью, то, конечно, довольно странно было бы есть их в Великий Пяток.

Вопрос: Можно ли поститься только первую и последнюю неделю? И можно ли есть хлеб во время поста?

Ответ: В отношении второй части Вашего вопроса ответ несложен: хлеб есть можно, обычный, не ситные булки и не на масле приготовленный, не пирожки сдобные, — обычный простой хлеб.

Что касается соблюдения поста только в первую и последнюю неделю - если речь идет о человеке тяжко болящем, страдающем сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то, конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывает Устав церковный.

Вопрос: У меня есть подруга, глубоко верующая и строго соблюдающая все посты. Однако она тяжело больна, у нее тяжелая степень физического истощения, и врачи ей настоятельно рекомендуют хорошо питаться. Все ее родные и друзья пытаются убедить ее в том, что, отказываясь от мясной и молочной пищи, она фактически совершает самоубийство, и это страшный грех. Посоветуйте, что можно предпринять в такой ситуации.

Ответ: Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого или хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалось и смягчается. Поэтому, можно порекомендовать Вашей подруге не отказываться хотя бы от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют ей врачи, а вместо этого усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински ей не необходимы, но к которым она имеет пристрастие.

О других ограничениях

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли стричь волосы во время поста?

Ответ: Все хорошо в меру, поэтому, если волосы секутся или нет времени длинные волосы долго мыть и тщательно расчесывать, то конечно, лучше остричь. Но наводить какую-то особенную красоту ради привлечения лиц противоположного пола в пост, может быть, и не следовало бы.

Вопрос: То, что смотреть в пост телевизор и слушать радио нельзя вопросов не вызывает, а вот можно ли смотреть по ТВ только один краткий выпуск новостей в день?

Ответ: Уважаемый Андрей, был в жизни преподобного старца Силуана Афонского такой случай: один монах рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А Вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей», — ответил он. — «Почему так?» — «Потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». «Странно, говорит монах. — По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я, когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я литургию, молюсь ли у себя в келии, я от души прошу Бога за людей и за мир». — «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она, какие нужды есть у людей и жалеет их». — «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» — спросил монах. — «Газеты пишут не о людях, а о событиях и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все». Эти слова преподобного Силуана смело можно привести как ответ на Ваш вопрос.

О чтении в дни поста

Вопрос: В этом году я решила начать соблюдать пост. Не могли бы Вы сказать, какие молитвы и тексты из Библии нужно читать ежедневно во время поста?

Ответ: В отношении ежедневных чтений в пост я отослал бы Вас к сайту сайт, где регулярно появляются такие чтения, расположенные по дням поста, там же, или на сайте zavet.ru, или days.ru найти и те отрывки из Священного Писания, которые предлагаются нам Церковью к прочтению во время поста.

Есть еще такой хороший благочестивый обычай - для тех, кто не имеет навыка регулярно читать Новый Завет, делать это постом - одну главу Евангелия и две главы Апостола. Если Великим или Рождественским Постом начать это делать, то практически все Евангелие Вы за пост прочитаете.

«Пищевые» разногласия

Вопрос: Я живу в студенческом общежитии. С соседкой по комнате, мы всегда готовим еду на двоих. Раньше она тоже соблюдала пост, а в этом году решила, что не будет. Я чувствую, что у нас в отношениях стала появляться напряженность из-за вопросов «меню». Как в «пищевых» разногласиях не потерять терпимость друг к другу?

Ответ: Все же, пост соблюдать нужно. Однако ни в какой мере не следует навязывать ваше соблюдение поста живущей рядом с вами соседке. Проявляйте предельную терпимость по отношению к ее упрекам и замечаниям, ведь смысл поста и в том, чтобы стремиться выработать в себе добродетель терпения и неосуждения ближних. Поблагодарим Бога за то, что Он через пищевые ограничения дает нам повод к более серьезному упражнению души. Потому если соседка попросит вас по пути зайти в магазин и купить ей колбасы, то зайдите и купите, ничего страшного не случится. Но сами пост соблюдайте - в этом проявляется наша верность Христу.

Вопрос: Как поступить, если у моей мамы юбилей приходится на пост, а его в нашей семье соблюдаю я одна. Праздник будет шумный, родственников у меня очень много. Уйти тоже нельзя, обида будет серьезная. Веселиться в пост мне не хочется точно, но что делать, я не знаю.

Ответ: Юбилей юбилею рознь, и дни поста тоже бывают разные. В Великую Пятницу хоть столетний юбилей нельзя праздновать. Но в один из рядовых субботних или воскресных дней Великого Поста встретиться с мамой в день ее юбилея, порадоваться, (но не повеселиться), побыть с близкими, не надмеваясь над ними, но при этом соблюсти пост, вполне можно. Поэтому, времени еще много, постарайтесь разумным образом подготовиться, и, думая о пользе души своей мамы, поучаствовать в ее торжестве.

Как быть, если трудно?

Вопрос: В первый раз серьезно подошла к посту. Чувствую себя очень слабой, совершенно опустошенной и неспособной вести привычный активный образ жизни. Пытаюсь молиться, но и молитва толком не идет. С трудом стала вычитывать Правило. Такое впечатление, что кто-то высосал все силы. Посоветуйте, как быть?

Ответ: Совет тут можно дать один — не отступаться. А Вы как думали, что начнете первый раз поститься, и сразу Ваш великопостный путь будет усеян розами? Амброзией и нектаром покажутся картошка и рис? Косточки не будут болеть от земных поклонов и выстаивания великопостных богослужений? Греховный навык требует преодоления: например, бросает человек курить, думаете, просто ему это дается? Иные чуть ли об стенку головой не бьются. Знает человек, что недобрая это, греховная привычка, от которой надо избавиться Христа ради, и держится. В Евангелии что говорится — «по плодам их узнаете их», а не по тому состоянию, которое мы переживаем. Потерпим, помучаемся, понудим себя благочестивой жизнью, и Господь даст утешительный плод; если же будем приятность одну искать — известно, где кончается путь живущих прохладно.

Новый год и Рождество

Вопрос: Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год (в том числе и старый) в разные дни?

Ответ: Рождество Христово - это день рождения Христа. А новолетие - это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперед Рождества.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Партизанское движение в великой отечественной войне
Тайна Соломонии Сабуровой первой жены государя Василия III
Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если орг