Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эссе по истории егэ. Эссе по истории на максимум: пошаговая инструкция

Методическая разработка «Историческое сочинение по заданному периоду правления»

Пояснительная записка.
В 2016 г. в ЕГЭ по истории, как известно, произошли кардинальные изменения:усложнены прежние задания, добавлены новые задания. Особую трудность у учеников вызывают задания высокой сложности с собственной развернутой аргументацией, в том числе, сочинение по заданному периоду из истории Российского государства. Учителя, ученики задались вопросом: как написать сочинение? В первый год всегда трудно, пока нет каких-то «внятных> разработок, подсказок. Я разработала алгоритм написания сочинения, опираясь на критерии оценивания из демо-версии. К тому же, можно позаимствовать наработки из прежнего задания - сочинение об исторической личности. Ниже представлен алгоритм для сочинения и образец сочинения по периоду правления Ярослава Мудрого.

Алгоритм написания задания «Историческое сочинение по периоду»

Критерии оценивания

К1. Указаны события, явления, процессы - 2 балла
К2. Две исторические личности и их роль в событиях - 2 балла
К3. Причинно-следственные связи между событиями - 2 балла
К4. Историческая оценка периода – 1 балл
К5. Исторические термины, понятия – 1 балл
К6. Фактические ошибки – 2 балла
К7. Форма, стиль изложения – 1 балл
К1 + К4 = должно быть не менее 4 баллов, чтобы оценивались К6 и К7! (всего – 11 балл.)

Данный период относится к эпохе…
В данный период происходили важные процессы, явления (формирование Древнерусского государства, феодальной раздробленности, объединение и собирание русских земель, Бунташный век, Дворцовые перевороты…).
В данный период великим (выдающимся, примечательным) правителем в Российском государстве был … (1-ая историческая личность).
В данный период великим (выдающимся, примечательным) государственным деятелем (политиком, ученым-исследователем) в Российском государстве был … (2-ая историческая личность).
Правителю (князю, императору) удалось осуществить множество преобразований, серьезно повлиявших на жизнь Российского государства и общества.
По причине процесса/явления правитель предпринимает:

Во внутренней политике:

1. реформы органов власти, гос. и местного управления,
2. крестьянская реформа,
3. реформа просвещения, поощрение научным исследованиям, книгоиздательству,
4. активное правотворчество, кодификация законов,
5. реформирование и реорганизация армии,
6. социально-экономические преобразования, налоговая реформа...

Во внешней политике:

1. дипломатия, культурные, торговые, экономические связи с иностранными гос-вами,
2. династические браки,
3. расширение территориальных границ,
4. военные походы, войны, отражение внешней агрессии, иностранной интервенции.
Роль этого правителя/деятеля огромна, велика, неизгладима (неоднозначна).

Результаты деятельности:

1. благодаря реформам в области управления был создан более совершенный гос. аппарат власти, реформы способствовали укреплению и централизации гос. власти.
2. наблюдался рост, развитие экономики, выросли экономические показатели, специализация регионов, развитие торговли, развивались товарно-денежные отношения.
3. сильный толчок развитию науки, искусства, культуры, образования, открытие новых учебных и воспитательных учреждений.
4. повысился международный авторитет Росси, Россия вошла в число ведущих европейских держав.
5. значительно расширилась территория Российского государства, приобретены новые земли...

К3. Причинно-следственные связи между событиями, процессами, явлениями

Причинами процесса (крещения, раздробленности, восстания, поражения-победы в войне, революции…) стали … .
По причине … была развязана война с … . Итогом, следствием войны стало … .
По причине … и острой необходимости были осуществлены следующие реформы… . Вследствие этого произошло … .

К4. Историческая оценка периода с опорой на исторические факты и мнения историков

Данный период является важным, переломным, значимым в истории Российского государства…
Известные историки (такие, как Соловьев, Ключевский, Ломоносов, Татищев...) оценивают данное правление как сложный, неоднозначный период, который повлиял на дальнейшие события и всю последующую историю страны. С одной стороны укрепил/ослабил государство, но с другой стороны...

Сочинение по периоду 1019-1054 гг.
Данный период правления относится к эпохе расцвета Древнерусского государства. Правителем государства в эти годы был выдающийся князь Ярослав Мудрый, который внес огромный вклад в развитие и процветание русского государства. Он активно проводил преобразовательную реформаторскую деятельность, серьезно повлиявшую на жизнь государства и общества.
Приход князя к власти был непростым. Междоусобица между сыновьями-наследниками князя Владимира растянулась на много лет. В борьбе за киевский престол главным соперником новгородского князя Ярослава был брат Святополк, прозванный Окаянным за жестокую расправу со своими братьями - Борисом и Глебом. Ярослав вышел победителем из этой распри и стал мудро править в течении многих лет.
Так, под его началом впервые был создан 1й свод законов - «Русская правда» в 1051 г. Причиной создания свода стала необходимость упорядочить, систематизировать существовавшие ранее многочисленные обычаи, правила (некоторые из них были довольно варварскими, например, обычай кровной мести, который был заменен на более гуманный, - штраф).
С целью укрепления власти была проведена реформа органов управления: были введены должности посадника и наместника. Во внешней политике князь Ярослав старался расширить международные связи Руси с иностранными государствами, чему немало способствовали династические браки родственников с западными правителями. Так, своих дочерей он выдал замуж за королей Норвегии и Франции, а сам, как известно, взял в жены дочь короля Швеции Ингегерду. Тем самым, повысился международный авторитет Руси, расширились связи и контакты с Западными державами. Не забывал князь и о защите своих границ, активно отражал военную угрозу в лице набегов степных кочевников- печенегов. Под его руководством печенеги были разбиты окончательно.
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить первого русского митрополита. В 1051 г. Киевским митрополитом стал выдающийся писатель и деятель Илларион. Он является автором религиозно-публицистического характера «Слово о Законе и благодати божьей». Роль этого государственного и религиозного деятеля велика. Он способствовал укреплению позиций русской церкви, распространению грамотности и воспитанию в гуманных обычаях.
Ярослав, прозванный Мудрым, действительно являлся образованной разносторонней личностью своего времени. Он покровительствовал культуре и образованию, при нем распространялось христианство, росла грамотность, книгоиздательство, библиотеки. Были возведены прекрасные храмы – Софийские соборы в Киеве и Новгороде (1037 г., 1045 г.), Киево-Печерский монастырь. Возводились новые города - Ярославль, Юрьев.
Роль этого правителя в истории Древнерусского государства велика. Благодаря его реформам Русь повысила авторитет на международной арене. Реформы власти способствовали централизации и её укреплению. Этот правитель дал сильный толчок развитию культуры, искусству, летописанию, образованию. Были заложены основы русского законодательства.
Многие историки, такие как Ключевский, Соловьев, оценивают это период как значимую эпоху в истории нашего государства. На эти годы приходится расцвет и могущество Древнерусского государства. В эти годы Русь окрепла, приобрела запас духа, стойкости, мудрости и смогла запасти силы, чтобы встретить эпоху раздробленности и новых испытаний.

Всем привет! На связи Андрей Пучков.

Провел очередной свободный вебинар для всех желающих, на котором объяснил основные принципы того, как писать эссе по истории. Это задание теста ЕГЭ за номером 25 вызывает традиционные трудности абитуриентов. Ребят к ЕГЭ я готовлю давно, уже 9 лет как, и поэтому увидел еще самые ранние варианты этого задания.

В то время историческое сочинение представляло собой исторический портрет. В настоящее время задание это стало более адекватным и представляет собой написание эссе по одному из четырех исторических периодов, которые предложены выпускнику.

Как пишут историческое сочинение все?

Обычно учащиеся думают, что историческое сочинение — это что-то вроде итогового сочинения по литературе, в котором ты высказываешь свое мнение. Как раз на обозначенном вебинаре ребята протранслировали такое понимание.

То есть все пишут по обычной схеме: введение, основная часть, заключение. В результате максимум, что они набирают — это 4-5 баллов из 11 возможных... Да, да, ребят, за историческое эссе в тесте дается сегодня 11 первичных баллов. Это пятая часть всей работы.

Почему «школьный» метод написания такого сочинения оценивается экспертами в 4-5 баллов? Потому что такая работа совсем не отвечает критериям оценивания. Их Вы можете найти в самом демотесте, который можно скачать с сайта ФИПИ. Именно поэтому то, как пишут сочинение все — нас не устраивает — нам ведь нужны максимальные баллы!

Вот как надо писать эссе по истории

Как только я объяснил на вебинаре, что эссе по истории к ЕГЭ 2018 надо выполнять по заранее составленному плану, так сразу обрушились вопросы. В одном из них участница спрашивала, а есть ли какие-то клише написания эссе? Грубо говоря, есть ли какой-то шаблон его выполнения?

Друзья мои — если вы начинаете писать эссе по шаблону, забудьте о высоких баллах. Сначала надо учиться писать эссе по плану, а не по шаблону. Он же применяется только в том случае, если ученик не может справиться самостоятельно. Тогда преподаватель может сделать такой образец, с пропущенными частями текста. Такой образец пишется самим преподавателем под конкретного ученика, с учетом его ошибок и его непонимания. Ведь один может не понимать, что такое исторический процесс. Другой будет путать исторические события с историческими явлениями.

Такой образец может включать в себя как сам текст эссе, так и заранее составленный преподавателем план. В частности такой метод мы используем на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории .

В целом же на вебинаре была предложена следующая схема выполнения задания 25:

  • Составляем план по образцу под данный исторический период: то есть прописываем исторические процессы и события, которые их составляли.
  • Далее пишем сам текст эссе с опорой на этот план.
  • Пишем вывод, в котором используем либо свое мнение о периоде, либо позиции разных историков.

Образец прекрасно выполненного эссе вы можете

Помните, что надо постоянно тренироваться, что выполнять задание 25 на максимальные баллы. Более того, нужно, чтобы постоянно Вас поправлял опытный преподаватель. Ребята на наших курсах уже пишут эссе по более расширенной методике. И пишут на 11 баллов из 11 на реальном ЕГЭ.

Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. - октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.

В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.

Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.

Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное - это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения , написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Период истории России: 1928 - 1940 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: "Краткая характеристика периода". Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: "Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация - это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни - 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало "холодильной технике" (не "холодильники в каждый дом", это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: "Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с "чистки" самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: "Оценка значимости данного периода для истории страны".

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации "Народная воля". Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг - отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение - 11.

К1. Указание событий, явлений

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

К5. Использование исторической терминологии

1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок

2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

Что поможет написать сочинение хорошо :

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность ()
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний ().
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры ().

Эссе по историческому периоду – это последнее задание в экзамене по истории. Ученику на выбор дается 3 исторических периода, по одному из которых следует написать лаконичный и понятный текст согласно требованиям. Требования достаточно просты, однако истерия по поводу сложности ЕГЭ с каждым годом вводит в преддепрессивное состояние все больше выпускников школ. И, несмотря на простоту экзамена, каждый абитуриент рано или поздно поднимает руки к небу и вопрошает в отчаянии:

Как же, Господи? Как писать эссе в ЕГЭ по истории?

Очень просто.

И плясать нам надо от требований, указанных в самом ЕГЭ. В демонстрационном варианте ЕГЭ 2018, представленном на сайте ФИПИ сказано следующее:

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Собираем требование в единую схему и получаем следующее:

где стрелка — это причинно-следственные связи.

Начинать писать сочинение следует с составления именно такой схемы. Часто бывает так, что исторический период кажется хорошо знакомым, а вот четко 2х исторических персоналий с событиями и результатами деятельности выделить не получается.

Поэтому сначала схема – потом текст.

Возьмём следующий период – 1019-1054 и составим по нему схему.

Это период правления Ярослава Мудрого и он будет первым персонажем нашего сочинения. Вторым персонажем мы возьмём митрополита Иллариона .

Теперь следует вспомнить события, связанные с этими историческими личностями. Важно брать не просто яркие события, а те, из которых можно выделить какое-либо следствие. У Ярослава пусть это будет принятие Русской правды , первого свода законов. Можно взять запасное событие – разгром печенегов .

У Иллариона мы возьмём тот факт, что он становится первым русским митрополитом и, как запасной вариант, написание «Слова о Законе и Благодати»

Дальше проводим следствие из этих событий. Следствием принятия Русской правды можем назвать успешную борьбу с родовыми традициями кровной мести и получение государством некоторого правового и легитимного статуса . Следствием разгрома печенегов будет избавление от серьезной внешней угрозы и строительство храма святой Софии киевской .

Теперь Илларион. Следствие из «русского митрополита» – становление независимого русского православного духовенства . Следствие из «Слова» – богатый вклад в религиозно-философскую культуру нашей замечательной страны.

Историческое сочинение – одно из сложнейших заданий, особенно в ЕГЭ. За такое задание есть возможность получить достаточно высокий балл, который положительно отразится при поступлении, поэтому тем, кто будет сдавать единый государственный экзамен по истории, необходимо научиться правильно его выполнять.

Прежде всего, нужно учитывать требования и критерии , которые приводятся в ЕГЭ.

  1. Указать не меньше 2-х важных событий, процессов или явлений, относящихся к определенному периоду (это могут быть: война, революция, битва, политические действия, принятие какого-либо закона, развал или образование государства и т.п.).
  2. Назвать и охарактеризовать деятельность не менее двух исторических личностей в указанных явлениях, событиях или процессах, опираясь на исторические факты (в данном случае требуется конкретизировать действия этих личностей, которые в значительной степени как-либо повлияли на ход событий в истории указанного периода: проведение политики, принятие закона, присоединение территории и т.д.).
  3. Указать две и более причинно-следственные связи, характеризующие причины из-за которых возникли события, процессы или явления, произошедшие в определенный период (например, революция началась по причине нерешенных национальных конфликтов и т.п.). В данном случае предлагается использовать в тексте следующие или похожие конструкции:
    • ситуация была обусловлена рядом причин…
    • привело к этому…
    • на это событие было оказано большое влияние со стороны…
    • причины события следующие…
    • в результате данного процесса произошли изменения в…
    • это событие явилось началом…
  4. Оценить влияние явлений, событий или процессов, используя исторические факты, мнения историков и исторический контекст (например: « в результате нашествия монголов на русские земли, часть территории России попала в экономическую и политическую зависимость от Золотой Орды, продолжающейся более двухсот лет и оказавшей, по утверждению историка Карамзина, значительное влияние на российскую власть» ).

Также важным критерием при написании исторического сочинения является сам текст. Он должен содержать связное и последовательное изложение и представлять собой полноценную работу.

Пример исторического сочинения

Рассмотрим пример исторического сочинения по всем требованиям и критериям, приведенным в ЕГЭ, в эссе по истории за период правления Ярослава Мудрого , основываясь на исторических фактах, собранных из различных проверенных источников.

Эссе по истории 1019-1054 гг

1019-1054гг. называют периодом Древнерусского государства . Следует отметить основные процессы этого времени:

  • 1) политику дальнейшего просвещения и христианизации, которая была начата отцом Ярославом;
  • 2) начало создания на российской территории «Русской правды» – самого первого письменного свода законов Древней Руси.

Эти процессы тесно связаны с деятельностью великого киевского князь Ярослава Мудрого и митрополита Илариона.

Ярослав Мудрый внес большой вклад в развитие Киевской Руси . В 1036 году он разбил печенеги , в результате чего были обеспечены мир в государстве и спокойствие народа, оформляется церковь по всем государственным законам и устанавливается налог в ее пользу – десятина; в Чернигове, Новгороде, Полоцке и Переяславле создаются епископские кафедры.

В период правления царя Ярослава Киев был самым крупным центром христианского мира, в городе насчитывалось четыреста церквей, а начало строительства храма Святой Софии, который впоследствии был назван храмом в Константинополе, отразило его государственное равенство с Византией.

Церкви отводилась просветительская роль, различные монастыри и храмы являлись центрами установления и развития письменности; была основана первая библиотека на Руси. Ярослав настоял, чтобы митрополит был славянин и в 1051 году им стал Иларион.

Во время правления Ярослава Мудрого начинает формироваться свод законов Древней Руси – «Русская Правда» , по ней регулировались государственные дела: появились права на собственность, вводились штрафы и др. 17 статей данного свода написал сам Ярослав.

Также большая роль данного периода в истории отводится священнику из села Берестова под Киевом, святому Илариону. Он был и духовным наставником князя, и отстаивал независимость церкви, в частности, от Константинополя, был сильным церковным деятелем и писателем. Его труды «Слово о законе и благодати» и церковный «Устав» являлись идеологической концепцией Руси и влияли на развитие системы церковной юрисдикции. По мнению историков, решение о строительстве Собора Киевской Софии принималось Иларион и князем Ярославом совместно.

Рассмотрим причинно-следственные связи между двумя процессами. Процесс просвещения и христианизации, принятие «Русской Правды» и «Устава» имели общие причины. К ним относятся: необходимость организации как церковной, так и правовой жизни общества Древнерусского государства, создание стройной системы и укрепления власти князя Ярослава, а также последующее культурное и экономическое развитие и укрепление отношений международного характера, требующие дальнейшего развития грамотности и письменности.

Следствием первого процесса можно считать укрепление власти Ярослава Мудрого и международное положение Древнерусского государства (свидетельством чего являются слова святого Илариона: что русскую землю слышат и знают в четырех концах земли). Следствием второго процесса – правовые основы, которые были заложены при царе Ярославе и которые существовали до 1497 года – судебника Ивана Третьего.

В период правления Ярослава Мудрого наблюдается расцвет древней Руси. К примеру, с ХI века богатые семьи стали учить письму и грамоте своих детей, в том числе и девочек; в этот период появляется летопись и открываются школы.

Оценка деятельности исторического периода Древнерусского государства неоднозначна. Многие историки считают, что Ярослав Мудрый способствовал укреплению государства и называют его время «золотым веком» Киевской Руси . А историк Карамзин считал, что он хотел сделать из Киева «новый Константинополь».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари