Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

12 самых известных древних городов затопленных морем. Затонувшие города и цивилизации

«Они поняли, что люди восстали и решили уничтожить их. Тысячи пум выбрались из пещер и сожрали человека, который просил помощи у дьявола. Но дьявол оставался непоколебим перед их мольбами. Инти, бог Солнца, плакал, видя это. Его слёз было так много, что через сорок дней они затопили всю долину».

Легенда инков об озере Титикака

Давайте рассмотрим одну антропологическую гипотезу, которая допускает возможность того, что доисторическое человечество достигло высокой степени технологического прогресса. На данный момент есть свидетельства того, что древние люди пользовались гораздо более передовой технологией, чем мы с вами можем себе представить. Большая часть этому, находит свое подтверждение в дюжинах , найденных на дне океанов по всей планете. Существуют совершенно поразительные открытия, такие, как древние «структуры Ёнагуни» недалеко от побережья Японии или затонувший древний «Мега-город », который был случайно обнаружен неподалёку от северо-восточного побережья Кубы. Эти открытия подтверждают достоверность того, что называлось географической мифологией. Такие рассказы как «Атлантида», «Му» или «Земля Тулия». Каждые несколько лет эти «надолго затонувшие открытия» лишь подтверждают гипотезу о доисторических империях.

Городская архитектура невообразимых времён

Типичный пример, описанных выше археологических руин, был найден в водах западного побережья Индии, в заливе Кабэй, на глубине 120 футов. Во время проверки степени загрязнённости воды, был случайно обнаружен весьма обширный , возраст которого датируется примерно 9 000 лет. При помощи гидролокатора, учёные идентифицировали различные геометрические структуры на глубине приблизительно 120 футов. В некоторых участках был обнаружен строительный материал, глиняная посуда, секции стен, водоемы, скульптуры, кости и человеческие зубы. Определение возраста радиоуглеродным методом показал, что находкам 9500 лет. До того, как было сделано это открытие, антропологи полагали, что в этом месте до 2500 года до н.э не существовало цивилизации. Найденный древний город , следовательно, был намного древнее , чем ранее найденная древняя цивилизация Харапан, которая считалась самой древней на этом субконтиненте. Другой удивительный случай произошёл в 1967 году, при использовали особо глубоководного, по тем временам, исследовательского батискафа. Была обнаружена своего рода древняя «дорога» проходящая вдоль побережья Флориды, Джорджии и Южной Каролины. Найденная на глубине почти 3 000 футов (ок. 1000 метров), эта древняя дорога представляла собой прямую линию длиной более чем в 15 миль (более 24 км). Но что ещё более удивительно, так это то, что древняя дорога была из цемента, довольно сложного по своему составу: из алюминия, кремния, кальция, железа, и магния. Несмотря на свой возраст, древняя дорога была в прекрасном состоянии, омываясь течением, которое держало её в постоянной чистоте. Безусловно, эта всеми забытая древняя дорог а, может дать фору нашим, современным автомагистралям. Благодаря наличию специальных колёс у исследовательского батискафа, удалось даже прокатиться по загадочному шоссе. Позже, ученые, изучающие этот район, обнаружили серии монолитных конструкций в конце древней дороги . Но чья же технология позволила построить такую длинную мощеную дорогу, которая сохранилась в прекрасном состоянии, несмотря на то, что ей уже более 10 000 лет? До сих пор остаётся нераскрытой загадка подводных руин, которые скрывают воды Бенгальского залива на расстоянии 100-400 метров от берега на побережье Тамил Наду . Неоднократно местные рыбаки сообщали, что видели подводные сооружения на глубине 4-8 метров. Несчастие произошедшее на побережье в 2004 году стало причиной более свежего открытия затонувшего древнего города . В печально известный день 26 декабря 2004 года, за несколько минут до того, как на берег обрушилась четырёхметровая волна цунами, некоторые местные жители и туристы стали свидетелями уникального явления. Вода отошла от берега на пару сотен метров и обнажила скрывавшиеся на дне каменные строения. Однако, скоро пришла волна и солёная вода снова скрыла под собой загадочный город. Волна Цунами, разрушившая побережье Юго-Восточной Азии, также переместила большие горы песка, смыла большую часть многовековго слоя ила, что привело к открытию мифического затонувшего древнего города Махабалипурам.

Согласно местной легенде, древний город Махабалипурам, перенес большое наводнение 1 000 лет назад, погрузившись в воду за один день из-за того, что боги стали завидовать его красоте. Водой затопило шесть храмов из семи, седьмой храм оставался на побережье. Команда из 25 водолазов, от Археологического Исследовательского центра Индии, подробно изучила поверхность дна, покрытую созданными людьми структурами, располагающимися между 15 и 25 футами под водой. Затопленные руины распростирались на несколько квадратных миль и были на расстоянии одной мили от побережья. По официальным данным, древность этих сооружений колеблется от 1 500 до 1 200 лет, хотя некоторые исследователи утверждают, что им не менее 6 000 лет. После цунами был обнаружен прихрамовый водоем с каменной колонной и статуей Варахи. Когда демон Хираньякша поместил Землю в глубины космического океана, Вишну принял образ гигантского кабана, вепря (варахи), убил демона и водрузил Землю на место, подняв ее на своем клыке.


Постройки Ёнагуни

Классифицируемые некоторыми учеными как «археологическая находка столетия», сооружения находящиеся неподалёку от японского острова Ёнагуни, состоят из древних архитектурных сооружений в форме колон, шестиугольников, лестниц, улиц, галерей и даже ступенчатой пирамиды. Хоть и по самым консервативным гипотезам считается, что структуры Ёнагуни – результат повышенной сейсмической активности, тем не менее, геометрия скал и их расположение по отношению друг к другу указывают на то, что здесь находятся остатки .

.

В поддержку этой гипотезы, свидетельствует присутствие меловых камней (которые не встречаются в этих местах) и наличие двух углублений, рядом со структурами (6,5 футов), которые ни один археолог не станет классифицировать, как естественное формирование. Так же найден овальный камень, который на первый взгляд не относится к вышеописанным структурам, но которой чётко указывает на север. По приблизительным оценкам острова Ёнагуни приблизительно 10 000 лет. Морская археология стала академической дисциплиной только за последние 50 лет, когда появились технологии для глубоководного исследования. Согласно морскому археологу, доктору Нику Флеммингу, по всему земному шару всего насчитывается около 500 затонувших мест, где обнаружены остатки сделанными руками людей построек. По некоторым подсчетам, возраст по крайней мере, одной пятой части этих участков более 3 000 лет. Конечно, часть этих была смыта наводнениями, но другие оказались на дне морей или океанов под действием тектонических сдвигов земной коры. И, безусловно, изначально эти сооружения были построены на суше. Но Земля, возможно, географически отличалась от той, какой мы ее видим сейчас. Также люди той эпохи были гораздо более далеки от периода, которое мы сегодня называем «рассветом цивилизации». Так действительно ли наше сегодняшнее человечество представляет собой вершину эволюции или же оно всего-навсего одно из таких же многочисленных пиков, в нескончаемой череде циклов, берущих своё начало в далёком-далёком прошлом? Ответ на этот вопрос, может быть, будет найден на дне наших океанов.

Леонардо ВИНТИНЬИ

Запвдное побережье Кубы залив Гуанахасибибес.

Известный американский атлантолог и подводный археолог Дэн Кларк в 1998году, на западном побережье острова Кубы в заливе Гуанахасибибес, нашел и откопал такое,что сам испугался. Это были руины , возраст которых составлял 12 000 лет. Находка Дэна Кларка подтвердила распространенную версию об Атлантиде как о цивилизации со множеством расположенных по всей планете точек. Обнаруженные экспедицией Кларка пирамидальные комплексы под водой в точности повторяют постройки майя.

Кларк был сильно удивлен данным фактом, так как сооружения Теотиуакана и те, которые найдены под водой, практически одинаковы. Ступени сооружений имели высоту в рост аквалангиста.

Южная Америка, Перу, Боливия, озеро Титикака.

Со спутника на дне озера Титикака и других озёр горной системы Анд четко видны строения искусственного происхождения. Что это за сооружения, когда они были построены, кем и для какой цели. Параметры озера Титикака: длина 200 км.ширина 100 км. на таких просторах можно было построить современный мегаполис. Согласно преданиям коренного населения, и другие древние города находились здесь с начала времён, построены они были богами. Есть такие сооружения и в некоторых других озёрах Боливии и Перу,смотрите видео:

Для тех кто хочет сам убедиться в этом смотрите видео с координатами GoogleEarth

Эти Атлантиды тысячелетиями ждут своего часа, чтобы их исследовали и рассказали о них миру. А пока это уникальные места для дайвинга.

Человечество веками мечтает найти мифическую Атлантиду, а морские глубины полны руинами абсолютно реальных городов. Некоторые из них когда-то уничтожили под своими обломками тысячи людей, другие были оставлены и забыты. Под толстым слоем ила дремлют архитектурные памятники древних цивилизаций и империй. Многие исследованы и охраняются ЮНЕСКО, большинство же тысячелетиями ждут своего часа.

Гераклион-Тонис, Египет

Гераклион, или Тонис, известен многочисленными историческими находками. В этом подводном городе, покоящемся на 50-метровой глубине залива Абу-Кир, там, где Нил впадает в Средиземное море, под слоем песка были найдены предметы быта, украшения, руины дворцов и храмов, древние статуи... Кроме того, в 6 км от берега по сей день покоятся обломки 64 египетских кораблей. По словам знаменитого подводного археолога Франка Годдио, на изучение всех подводных артефактов может понадобиться до 200 лет! Большая часть находок сохранилась в хорошем состоянии, несмотря на пребывание под водой в течение 2000 лет.

Подводный город назвали в честь одного из артефактов — плиты, на которой было написано, что она должна быть воздвигнута в «Гераклионе-Тонисе (Herakleion-Thonis)». Двойным названием город обязан богатой греко-египетской истории. Гераклион — название греческое: по упоминанию Геродота, героиня мифов Елена Прекрасная с возлюбленным Парисом убежала в Гераклион от справедливого гнева мужа — спартанского царя Менелая. Римская же часть истории примечательна тем, что знаменитая Клеопатра была коронована в городе Тонисе — так его называли египтяне.

Одна из наиболее популярных версий исчезновения города под водой — землетрясение, приведшее к цунами.

Самабах, Гватемала

Город Самабах покоится на глубине красивейшего озера Атитлан, окруженного тремя вулканами. Озеро считается священным — по легенде, из него вышли первые майя. На глубине 30 м были обнаружены следы нескольких зданий разной величины и древний храм с сохранившейся парадной лестницей. Затопленные строения относят к периоду, когда государство майя еще не достигло своего наивысшего расцвета, — 250 году н. э. Кроме того, были найдены изделия из керамики, в том числе алтари и курительницы, а также несколько стел, украшенных резьбой. Это подтверждает догадку ученых о том, что город был религиозным центром майя.

Найденная керамика свидетельствует, что жители покинули дома в спешке, побросав все свое имущество. Ученые предполагают, что город ушел на дно около 2000 лет назад в результате деятельности вулканов.

Самабах был обнаружен археологом и дайвером Роберто Самайоа во время одного из любительских погружений. Первая часть названия «сам» происходит от фамилии первооткрывателя, а вторая — «абах» — в переводе с языка майя означает «камень». Самабах включен в туристический маршрут по главным городам майя в Гватемале.

Дварака, Индия

Дварака — еще один город из легенд. Упоминание об этом городе как о столице бога Кришны есть еще в пуранах и «Махабхарате» — древнеиндийском эпосе. Легенда гласит, что Дварака была воздвигнута за одну ночь по повелению Кришны. По преданию, столица просуществовала около 10 000 лет, а через семь дней после смерти Кришны город поглотило море.

В древних сказаниях Дварака описывается как очень богатая и необыкновенно красивая столица: «...город был построен посреди моря: в нем были прямые дороги, широкие улицы и переулки, а также чудесные сады и парки, где росли… деревья желаний. В городе было множество дворцов и ворот… Почти все дворцы были необыкновенно высокими».

Нашли его почти случайно. В конце 90-х годов индийские археологи исследовали приливную зону в районе Банапура и обнаружили остатки каменной стены, которые почти не видны были в море. Когда ученые продолжили поиски с подводным оборудованием, на глубине от 7 до 40 м были найдены руины древнего города: стены, здания и храмы, мощенные плитами дороги, скульптуры, монеты. Для Индии того времени подводные раскопки были в новинку, но исследования продолжались, пока не возникли проблемы с финансированием.

Ши-Чен, Китай

Уникальность подводного города Ши-Чен (в переводе — «Город льва») в том, что своим появлением он обязан не природе, а человеку. Около 50 лет назад китайские власти построили гидроэлектростанцию, ради которой было затоплено 377 деревень и 27 городов, а 300 000 человек переселено в другие города.

Удивительно, но пока древний город Ши-Чен стоял на поверхности, им никто не интересовался. И именно образованию искусственного озера Циндао Город льва обязан славой одного из красивейших подводных городов. Кроме того, воды чистейшего пресного озера стали благоприятной средой для сохранения исторического материала. Ученые считают, что под водой реликвии сохранятся лучше, поэтому их не поднимают на поверхность.

Постройки города Ши-Чен относят к 621 году н. э., но в том же озере был обнаружен еще более древний город Хэ-Чен, основанный в 208 году н. э. Сейчас известно, что озеро скрывает еще примерно три города, но исследование подводных глубин — очень дорогой и длительный процесс. Зато на месте обнаружения Ши-Чен и Хэ-Чен Министерство туризма Китая построило дайвинг-центр и каждый желающий может увидеть древнейшие руины собственными глазами.

Другие разрушенные людьми города — в нашей .

Байи, Италия

Также одно из излюбленных мест дайверов. На месте найденного города построен подводный археологический парк «Байи». Часть парка, включая замок Байи и полузатопленный храм Сераписа, находттся на суше, другая — на глубине от 3 м до 24 м. Дайверы могут «погулять» по подводным улицам, посетить виллу Нерона и даже заплыть в римские бани, построенные около 1500 лет назад.

Город славился горячими источниками, что способствовало его процветанию как античного «спа-курорта». Термы в то время ценились не только за лечебные свойства, но и как возможность интересно провести время, в них даже заседали политические клубы. А в развлечениях жители этого города знали толк — курортный город прожигал жизнь в пирах и удовольствиях. Сенека даже называл город «гостиницей всех пороков». Установлено, что некогда богатый и красивый, Байи был разграблен сарацинами и после этого, заброшенный и пустынный, постепенно ушел под воду в результате вулканической деятельности.

Порт-Ройал, Ямайка

Затонувший город Порт-Ройал не открыл ученым античных дворцов и статуй древних божеств — он интересен другим. Основанный испанцами в XVI веке, Порт-Ройал был центром торговли на Карибском море, а перейдя от испанцев к англичанам, стал «пиратским Вавилоном». Шайки, облюбовавшие город, превратили его в притон с трактирами и публичными домами. Работорговля здесь процветала. Поэтому произошедшее в 1692 году землетрясение, которое практически полностью затопило многотысячный город, современники посчитали божьей карой за распутство. О цунами, погубивших многие города на планете, .

В 1959 и 1966 годах американские археологи организовывали экспедиции на затонувший порт, но оставшиеся после набегов ценности представляли исключительно исторический интерес. Учеными были обнаружены остатки еды и питья, по которым можно было установить, что ели и пили в то время. О быте можно судить и по найденным листья табака, трубкам для курения, аппарату для перегонки рома, историческим документам, картам и серебряным украшениям.

На данный момент в стадии разработки находятся несколько проектов по модернизации подводного города в туристическую достопримечательность.

Павлопетри, Греция

Павлопетри уникален уже тем, что это первый подводный город, обнаруженный археологами. Он очень древний — найденные артефакты свидетельствуют, что первое поселение на этом месте относится к эгейской цивилизации, датируемой 3000-1000 годами до н.э. На площади в 30 000 м 2 ученые нашли остатки жилых и религиозных зданий, а также кладбище. Считается, что город пострадал от многочисленных землетрясений, в результате чего и был затоплен.

Подводные руины находятся на глубине 3-4 м на юге материковой Греции, в Лаконии, близ города Павлопетри, который и дал название подводному городу. Как город назывался в древности, а также господствующая форма государственного устройства до сих пор не определены. Ученые предполагают, что это был крупный портовый центр. По словам доктора Джона Хендерсона, руководителя подводных исследований, это «одно из немногих мест в мире, где можно в буквальном смысле проплыть вдоль затонувших улиц древнего города и с любопытством заглянуть в одну из могил».

Во время каждого сдвига полюсов некоторые земли, особенно прибрежные районы около расширяющихся океанических разломов, затапливаются. Следы затонувших цивилизаций можно увидеть под водой по всему миру - города, дороги, столбы, стены. Кто жил там, и куда, если вообще куда-то, эти цивилизации исчезли?

Это как раз случай восточного побережья США и Карибских островов. Следы затонувших структур находят около Багам и на Бермудах. Эта цивилизация не была более развитой, чем древние цивилизации инков и майя и происходила из тех же корней. Там, где местные индейцы и рабы, привезенные из Африки, составляли основную массу населения, правящей элитой в то же время были , которые оставили свои следы во многих странах. Эта земля была увлечена вниз во время очередного сдвига полюсов, на существующую сейчас глубину, поэтому опускание под воду не было столь драматичным, как могло бы показаться. После воздействия приливных волн, всегда сопровождающих сдвиги полюсов, земля непрерывно изменялась, и низменные местности находятся сейчас под водой. Затем, из-за скоро наступившего таяния полярных шапок океаны начали наступать на побережья, и выжившие обитатели вынуждены были спасаться бегством вглубь материков, а исторические записи, обычно, имеют тенденцию теряться.

Между 1930 и 1940 годами заявил в хорошо задокументированном предсказании, что у берегов Бимини в 1968 или 1969 году будут найдены остатки затерянного города Атлантиды. В сентябре 1968 года в море у берегов Парадиз-Пойнт (Paradise Point) на Северном Бимини было обнаружено семьсот метров аккуратно выложенных известняковых блоков, составляющих то, что сейчас называют «Дорогой Бимини».

После десяти проведённых подводных археологических экспедиций начиная с 1974 года, историк Дэвид Зинк (David Zink) убеждён, что эти камни по своей природе являются мегалитами и были уложены людьми. Другие исследователи утверждают, что это результат дноуглубительных работ, работы прибоя или морские отложения, называемые береговой породой. Являются ли эти камни действительно следами утраченной цивилизации, работой оказавшихся на берегу моряков или всего лишь естественной геологической формацией - ещё предстоит установить.

17.08.11. У Побережья Багам Обнаружен Комплекс Доледникового Периода. Члены Ассоциации Исследования и Просвещения обследовали подводный участок с объектом, который представляется остатками развалившегося многокомнатного здания. Угловые камни фундамента и другие обломки, находящиеся снаружи стен здания, обработаны вручную и сделаны из известняка. Образец берегового камня из длинного, прямого фундамента стены имеет датировку по радиоуглеродному методу в периоде между 21 520 и 20 610 лет до н.э. Эти даты удивительны, потому что до этого открытия большинство исследователей полагало, что самые ранние даты существования людей в этой области были 1000 до н.э. Некогда невдалеке от берегов Багам существовала и действовала высокоразвитая культура, всюду распространившаяся в этом регионе.

Затонувшие дороги вблизи Багамских островов давно известны и любимы аквалангистами, а их возраст, опять-таки, составляет примерно 3500 лет. Земля напротив Восточного Побережья США и в Карибском море некогда располагалась над водой. Под водой можно заметить остатки лесов, дороги, тщательно выстеленные обработанными камнями, и ясные очертания мест, где проходили реки через предыдущую прибрежную область. Из руин в Центральной и Южной Америке очевидно, что цивилизации существовали и в прошлом, и они исчезли по причинам, которые человечество не может понять. Континентальный шельф по обе стороны Атлантики когда-то был землей, погрузившейся под воду в результате периодического прохода Планеты X. Вот диаграмма, на которой отражены массивы суши, предположительно занимавшие эту территорию около 10 миллионов лет назад.

Существовала перемычка между районом Флориды и Венесуэлой, а на месте карибских прибрежных вод Гондураса и Никарагуа также была суша.

Кубинский подводный город - комплекс находящихся ныне под водой сооружений, расположенных на шельфе самой западной части острова Куба. Территория относится к провинции Пинар-дель-Рио, расположенной на полуострове Гванаакабибес.

На изображении, полученном эхолотом в 2001 году, были распознаны правильные геометрические каменные образования, которые в общей сложности занимают площадь в 2 кмІ (200 гектар) на глубинах от 600 до 750 метров. Об открытии сообщили морской инженер Полина Залитцки (нем. Pauline Zalitzki) и её муж Поль Вайнцвейг нем. Paul Weinzweig - владельцы канадской компании под названием Advanced Digital Communications, которая совместно с правительством Кубы ведёт в этом месте разведку рельефа морского дна.

Ясно, что близ западной оконечности Кубы, глубоко под водой были обнаружены сооружения Аннунаков. То, что в Карибском море существуют затонувшие сооружения, не должно быть удивительным, поскольку Карибы в прошлом были над водой, так что человек свободно мог пройти от Флориды до Венесуэлы. Происходили повторяющиеся движения земной коры и Карибы опускались, вдавливаемые вниз. Хотя самыми известными затонувшими сооружениями являются те, что близ Багам, Карибское море просто изобилует ими. Кубинские сооружения находятся на довольно большой глубине потому, что они лежат в Юкатанском проливе, одной из многих линий разломов и трещин, которые существуют в регионе из-за размалывания и растрескивания, которым подвергались Карибы.

Когда плиты расходятся, то их края зачастую опускаются ввиду отсутствия поддержки. Это та часть геологических изменений, которые происходили и во время прошлых Сдвигов полюсов, из-за способа взаимодействия между платформами. Поэтому неудивительно, что часть этой ослабленной области недавно опустилась, увлекая крупные египетские города под волны.

Менутис и Гераклион - обнаружены в 1933 году в 30 километрах к востоку от залива Кайт-Бей (восточная бухта Александрии, Египет), в 450 метрах от берега, на глубине 5 метров. Геродот, побывавший в Египте в середине V века до нашей эры, писал о процветающих городах Менутис и Гераклион, однако на суше никаких следов этих городов не осталось. Основываясь на древних источниках, удалось идентифицировать город Менутис и развалины обнаруженного подводного храма. Это позволило определить и месторасположение Гераклиона.

04.06.00. Археологи Франции и Египта нашли остатки затопленных городов, известных до этого лишь по древнегреческим мифам, сообщает Associated Press. Поиски велись на дне Средиземного моря в бухте Абукир недалеко от египетского порта Александрия. Обнаруженным на глубине 20-30 футов руинам около 2500 лет. Археологи считают, что они принадлежат древним городам Гераклион, Канопус и Менотис, которые погибли в результате землетрясения.

Когда Африка сдвигалась и растягивалась в области Средиземного моря, уменьшая поддержку земной корой краев континентов вдоль местных границ плит. Некоторое время средиземноморье было болотом, что позволило раннему человеку мигрировать из Африки в Европу. Черное море также было исключительно пресноводным, но теперь представляет собой смесь воды из-за опускания региона. Свидетельства затонувших городов в Средиземном море дают повод охоте на Атлантиду, которая на самом деле находится у берегов Европы в Атлантическом океане.

Обе стороны Атлантики утягиваются вниз во время континентального разрыва, происходящего с каждым Сдвигом Полюсов, поэтому происходит опускание по обе стороны Атлантического Разлома из-за отсутствия там поддержки для земных массивов.

Недавно этот факт стал темой новостей в Великобритании. Останки древнего леса, оказавшегося под волнами, обнаружились после шторма и их можно увидеть во время отлива. Издание The Guardian даже отмечает, что этот древний лес, по оценкам, ушел под воду около 3100-4000 лет назад (Нибиру проходит каждые 3600 лет). Потеря этих земель вдоль побережья Уэльса также отражена в легенде. По другую сторону Атлантики, в Нью-Гемпшире, можно найти аналогичные затонувшие леса. Они четко видны там, где раньше существовала суша, в районах, ныне именуемых континентальным шельфом. Опять же, их возраст оценивается по-разному: 3500-4000 или 3400-3800 лет. Речь идет об одном и том же событии по обе стороны Атлантики. Согласно недавнему анализу ученых, работающих в основном на нефтяные компании в Северном море, Великобритания была обширным континентальным массивом.

Доггерленд (англ. Doggerland) - условное название, которое археолог Брайони Коулз дала бывшему массиву суши, занимавшему южную часть Северного моря и соединявшему Британию с материковой Европой в период последнего оледенения. В эпоху мезолита Доггерленд был населён людьми, на нём имелась богатая фауна и растительность.

05.07.12. Аквалангистам-нефтяникам и ученым удалось обнаружить останки древней цивилизации, которую разрушительные морские волны поглотили около восьми с половиной тысяч лет тому назад. До этого между Шотландией и нынешней Данией простирались целые города. «Британская Атлантида» – скрытый подводный мир, поглощенный Северным морем, – был открыт ныряльщиками, работающими с научными командами из университета Сент-Эндрюс. Огромная область Доггерленд, которая простиралась от Шотландии до Дании, медленно ушла под воду в период с 18000 по 5500 год до нашей эры. Это могло быть «настоящим сердцем» Европы. На этих землях обитало множество видов животных, здесь бродили стада мамонтов и жили люди - десятки тысяч человек. Затопление произошло в результате опускания почвы, повышения уровня океана и завершилось мегацунами.

Как у , так и у восточных береговых линий Северной Америки земля во время периодических проходов Нибиру, то есть Планеты X, опускается. По обе стороны расширяющегося Атлантического Разлома под водой можно увидеть места, где прокладывали свой путь реки, увидеть уцелевшие стволы деревьев и следы городов. Великобританию, как ожидается, во время приближающегося Сдвига полюсов опустит вдоль ее западного края, но в какой степени это происходило в прошлом? Ирландия, Шотландия и Уэльс располагаются ближе к Атлантическому Разлому, чем восточное побережье Англии, и поэтому примут главный удар в виде опускания. По подводному шельфу, лежащему к западу от этих островов, можно видеть, что это происходило и раньше.

25.09.13. Португальские исследователи обнаружили подводную пирамиду высотой 60 метров и площадью 8000 квадратных метров рядом с Банка Де Жоао де Кастро (Bank De Joгo de Castro), между островами Терсейра и Сан-Мигель. Структура была найдена владелецем частной яхты по имени Диоклесиано Сильваер (Diocleciano Silvaer), который обнаружил сооружение посредством гидролокационной станции во время плавания. Автор находки не считает, что пирамида имеет природное происхождение. Правительство говорит, что дело уже расследуется при поддержке португальского флота.

Атлантида была расположена недалеко от берегов Европы, которую регулярно опускает все глубже под волны, когда Атлантика расширяется во время Сдвигов полюсов. Что насчет пирамидальной формы, обнаруженной около Азорских островов? Это также не местоположение Атлантиды, она являлась навигационной пирамидой наподобие Великих Пирамид. Аннунаки, прибывающие на ракетных кораблях, пройдя сквозь облака атмосферы искали соответствующую взлетно-посадочную полосу. На Земле имеется много опознавательных знаков, содержащих их символы и являющихся частями этой системы наведения. Атлантика - огромный океан, где приземляющаяся ракета могла ошибиться в выборе курса планирующей ракеты. То, что эта пирамида считается гораздо более древней, чем Великие Пирамиды, показывает важность Атлантиды по сравнению с Египтом в те времена. Атлантида и была искомой взлетно-посадочной полосой!

Легенды об Атлантиде основаны не на реальных фактах, а на комбинации правдивых сведений, которые и породили легенду об Атлантиде. Истории об Атлантиде, которую так и не нашли, подтверждаются мифами о великих городах, разрушенных внезапно поднявшейся водой. Это явление, конечно, происходит на большей части поверхности земного шара каждый раз, когда случается сдвиг полюсов. Атлантида была землей около сегодняшнего континента Европы, которая была утянута в Атлантику во время континентального разрыва, сопровождавшего сильный сдвиг полюсов и, таким образом, эффектно исчезла в море. Землю в прошлом , и эти гуманоиды обладали технологиями, которые производили сильное впечатление на примитивных людей, ставших тому свидетелями. Человечество прошлого не достигло большего прогресса, чем сегодняшнее. Атлантида была обществом, состоящим не только из людей: она была комбинированным обществом, в котором доминировали развитые гуманоиды с 12-й Планеты. Для коммуникаций они пользовались кристаллами, имели ракетную мощь, но все это было в пределах той технологии, которой человечество обладает сегодня.

«Монумент ёнагуни» - массивное подводное образование, обнаруженное близ японского острова Йонагуни, самого западного из группы островов Рюкю. На данный момент происхождение этого образования является предметом спора, нет согласия в вопросе, являются ли они полностью естественными образованиями, либо они имеют частичное или полное искусственное происхождение. По внешнему виду они напоминали архитектурные строения и, казалось, имели совершенно определенную архитектурную схему, напоминающую чем-то ступенчатые пирамиды Древнего Шумера.

Центром являлось архитектурное строение высотой 42,43 метра и сторонами 183 на 150 м. Строение внешне выглядело выстроенной из прямоугольных скал Г-образной формы. Оно состояло из 5 этажей. Около центрального объекта также находились небольшие «пирамидки» с высотой в 10 и шириной в 2 метра

Рядом с легендами об Атлантиде существуют легенды о Mу - земле, располагавшейся где-то в Тихом океане, которая, как предполагается, вновь появится в будущем в какой-то тревожный момент, подобно райскому уголку, к которому могут стекаться обеспокоенные люди. Имеет ли эта легенда какую-то фактическую основу в прошлом или будущем? Действительно, имеет, так как такая земля в прошлом была над волнами, скрывшись во время одного из последних сдвигов полюсов, который преобразил континенты и привёл к поднятию одних пластов над другими или к опусканию других при внезапной подвижке с потерей высоты их уровня. В Тихом океане существует множество мест, где земля находится не очень глубоко под океаном, и доказательством служат дороги, уходящие прямо под волнами от побережья Японии, свидетельствующие о том, что даже вдоль стран Тихоокеанского Бассейна была суша, опустившаяся при сокращении и сжатии, которые во время серьёзного сдвига полюсов испытал Тихий океан. Лемурия была еще одной землей в Тихом океане, которая без вмешательства соскользнула под волны во время похожего сдвига полюсов. Как и большинство тихоокеанских стран, Лемурия была населена беззаботными народами Тихоокеанского Юга.

Много ли еще затонувших городов по всему миру? Огромное количество.

Руины Самабаха (Samabaj) Озеро Атитлан (Atitlбn), Гватемала. Город Самабах (Samabaj) был открыт Роберто Самайоа (Roberto Samayoa) в 1994 году во время занятий дайвингом. Самабах его современное имя, во времена своего расцвета город носил имя Солола (Solola). Самабах-Солола расположен на глубине 35 метров на удалении 600 метров от прибрежной полосы. Одна из версий исчезновения Самабах-Солола гласит, что вулканическая деятельность на дне озера Атитлан изменила систему водоотвода, что привело к повышению уровня воды в озере более чем на 30 метров.

Павлопетри - самый древний затонувший город, найденный у южного побережья Лаконии, в Элафонису, на подводном участке между пляжем Пунта и островком Павлопетри, от которого и получил своё название. В 1904 году геолог, президент Афинской Академии, Фокион Негри, после проведённых исследований в южной Лаконии, сообщил правительству Греции о существовании древнего города, с указанием его месторасположения. В 1967 году океанограф Ник Флемминг, из Университета Саутгемптона, при проведении исследований по изменению уровня моря, на глубине 3 - 4 метров обнаружил город Павлопетри.

Затонувшие храмы Махабалипурам - руины крупных строений берегового храма были найдены в апреле 2002 у берегов Махабалипурама (штат Тамилнад, Южная Индия), на глубинах от 5 до 7 метров. По легенде, он был не единственным строением, а последним из семи храмов, шесть из которых ушли под воду. Новые находки позволяют предположить, что в этой истории есть доля правды.

Дварка - легендарный город, столица Королевства Кришны, входит в число семи самых древних городов Индии. Считается, что современный город - седьмой по счету, построенный на месте шести опустившихся на дно моря. Дварка (и Бет Дварка, расположенный на расстоянии 30 км, на берегу залива Кач) обнаружен в 1983 году недалеко от берегов полуострова Катхиявар (Аравийском море, штат Гуджарат), на глубине 7 метров. Его возраст оценивается в 12 тыс. лет. Найдены стены, устланные плитами дороги, колонны, скульптурные изваяния, изготовленные в основном из известняка.

На свете много населенных пунктов, которые по ряду причин ушли на морское или речное дно. Это так называемые затопленные города. У каждого из них своя интересная, а зачастую и трагическая судьба. Какие города затопило и каковы были причины этих затоплений, мы сейчас и узнаем.

Причины затопления городов

Причины затоплений городов могут быть самые разнообразные, но делятся они на две основные группы: естественные и искусственные. В то же время каждая из этих категорий подразделяется на множество конкретных случаев.

Когда говорят об искусственно опущенных под воду населенных пунктах, то в первую очередь имеют в виду города, затопленные водохранилищами. Цели создания этих рукотворных водоемов были различными. Они создавались для функционирования гидроэлектростанций, для разведения рыбы, хранения пресной воды в больших объемах и так далее. Особенно много водохранилищ на и других постсоветских государств было построено во времена СССР. По типу водохранилища разделяют на речные и озерные.

Затопление территории также происходит и по естественным причинам. Это может быть подъем уровня моря, грунтовых вод или другие факторы. Особенно катастрофические последствия наводнения, когда оно носит внезапный характер.

Затонувшие города нашей Родины

Затопленные города России - неизменная часть нашей истории. Причины затопления были разные. Но большая часть из них ушла под воду в 30-50-х годах прошлого столетия, когда велись крупномасштабные постройки водохранилищ и гидроэлектростанций. Сколько городов затопило в это время? Называется 9 крупных населенных пунктов, семь из которых были расположены на Волге, и по одному - на Оби и Енисее. Какие города затопило? Это Молога, Калязин, Корчева, Пучеж, Весьегонск, Ставрополь-Волжский, Куйбышев, Бердск и Шагонар. Одни из этих населенных пунктов были затоплены полностью, другие - частично. Что собой представляли затопленные города России и как сложилась их судьба, мы сейчас узнаем.

Молога: история города

Наиболее известный из опущенных на дно российских населенных пунктов - Молога, город, затопленный Находилось данное селение при впадении одноименной реки в Волгу, на расстоянии чуть больше ста километров от Ярославля.

Точное время заселения территории, где в будущем появился город Молога, неизвестно, но уже в первой половине XIV века существовало Моложское княжество как удельная часть Ярославского княжения. В следующие века населенный пункт рос и развивался. Он получил известность как достаточно крупный торговый центр. С 1777 года стал главным уездным городом, получив также свой собственный герб. В нем располагалось несколько церквей и монастырь. С приходом к власти большевиков город стал районным центром.

Таким образом развивалась Молога. Затопленный город на момент опускания на дно водохранилища имел девятьсот домов и семь тысяч человек жителей.

Затопление Мологи

Но, несмотря на интенсивное экономическое развитие региона, в сентябре 1935 года было оглашено постановление о создании Рыбинского водохранилища, что подразумевало под собой затопление значительных территорий. На тот момент оно должно было стать самым крупным искусственным водоемом в мире.

Реализация проекта началась в том же году. По первоначальному плану, уровень вод должен был быть поднят на 98 метров. Учитывая, что Молога тоже находилась на этой отметке, затопление ей не грозило. Но через два года план был пересмотрен, и уровень подъема вод повышался до 102 метров, что значительно увеличивало площадь затопления. Воплощение в жизнь данного проекта должно было сделать из Мологи затопленный город на Волге.

Переселение жителей в другие города началось в начале 1937 года, главным образом в близлежащий поселок Слип, и заняло 4 года. В 1940-х годах произошло затопление города. Под воду ушли частные дома, здания предприятий, церкви и Афанасьевский монастырь.

С этих пор Молога - затопленный город. Но в 2014 году произошло значительное снижение уровня вод Рыбинского водохранилища, что позволило выйти на поверхность целым улицам этого когда-то оживленного населенного пункта.

Калязин - город на Волге

Ещё один затопленный город на Волге - Калязин. Первые исторические сведения о Калязине относятся ещё к XI веку. Но продолжительное время это был довольно маленький населенный пункт, которому до звания города было далеко. Жизнь в Калязине стала оживляться после постройки Макарьевского монастыря в XV веке. Этот монастырь стал местом массового скопления паломников, что послужило значительным толчком для развития города. Кстати, среди них был и знаменитый тверской путешественник Афанасий Никитин. Можно сказать, что это духовное учреждение стало своеобразным «градообразующим предприятием».

Городу удалось войти в историю благодаря знаменитой битве под Калязином, в которой русские войска под командованием князя Скопина-Шуйского в 1609 году разбили польскую армию.

В 1775 году Калязин получил статус города и стал центром уезда. С этих пор и до установления советской власти данный населенный пункт был значительным региональным торговым центром.

Калязин уходит под воду

В 1935 году началось строительство Угличской гидроэлектростанции. В связи с этим в 1939-1940 годах под воду был опущен и Калязин. Затопленный город таковым был только частично. В первую очередь пострадала историческая часть населенного пункта. Кроме того, погибли такие выдающиеся архитектурные памятники, как Макарьевский и Николо-Жабенский монастыри.

Люди, жившие в ушедшей под воду части населенного пункта, были переселены в непострадавшие районы, но, несмотря на это, по сути Калязин - затопленный город.

Корчева

Город Корчева разделил судьбу Мологи. Именно эти населенные пункты - единственные затопленные города России, которые полностью ушли под воду. Остальные опустились на дно только частично.

В свое время Корчева также была центром уезда. Но с началом индустриализации началось строительство Иваньковского водохранилища. Люди по большей части были переселены в селение Конаково, а сама Корчева - затоплена.

Другие затонувшие города на Волге

Кроме того, существовало ещё четыре затопленные города на Волге. Это Пучеж, Весьегонск, Ставрополь-Волжский и Куйбышев.

Пучеж частично был затоплен в 1955-1957 годах в ходе строительства Горьковского водохранилища. Главным образом под воду ушла старинная часть города с архитектурными памятниками и постройками.

Город Весьегонск был затоплен несколько ранее, в 1939 году, как и Молога, в процессе строительства Рыбинского водохранилища. Как и в случае с Пучежем, город ушел на дно частично.

Ещё один затопленный город - Ставрополь - имел неофициальное название Ставрополь-на-Волге, или Ставрополь-Волжский, чтобы отличать его от северокавказского тезки. На момент затопления, которое произошло в середине 50-х годов прошлого века, в городе жили 12 000 человек. Все они были переселены на новое место, недалеко от старого поселения, которое переняло название ушедшего под воду города. Таким образом, преемственность была сохранена. А на месте прежнего населенного пункта теперь разливается Куйбышевское водохранилище.

Новый Ставрополь в 1964 году был переименован в Тольятти, в честь знаменитого коммунистического деятеля Италии. Теперь это один из крупнейших городов России с развитой промышленностью (прежде всего автомобилестроением), и семисоттысячным населением.

В 50-х годах XX века был также затоплен город Куйбышев, до 1936 года именовавшийся Спасск-Татарский. Расположен он был на территории современного Татарстана. Перед затоплением люди были переселены на новое место, около разрушенного исторического города Булгар, но новое поселение по-прежнему именовалось Куйбышевым. Только в 1991 году город был переименован в Болгар.

Затопленные города Сибири

Из более или менее значимых населенных пунктов, затопленных в Сибири, можно выделить города Бердск и Шагонар.

Бердск был основан ещё в XVII веке на одном из но городом стал лишь во время Великой Отечественной войны. Правда, в таком статусе он просуществовал совсем не долго. В 50-х годах прошлого столетия началось масштабное строительство Новосибирского водохранилища на реке Обь. Бердск подлежал затоплению. На новое место, находящееся от старого города на расстоянии восьми километров, людей переселили в течение 1953-1957 годов. Как видим, это был не сиюминутный процесс, а растянувшийся на целых четыре года. В результате переноса на новое место старого города он стал крупным промышленным центром. А вот исторических построек Бердск полностью лишился, так как все они оказались под водой.

Ещё одним познавшим затопление, является Шагонар. Он находился на территории Тувинской АССР и располагался на берегу многоводного Иртыша. Этот город был затоплен позже других населенных пунктов России в ходе строительства Саяно-Шушенского водохранилища в 70-х годах прошлого века. Тогда же он был перенесен на новое место, в семи километрах от старого поселения. Но, в отличии от Тольятти и Бердска, перенос на новое место не сказался положительным образом на развитии города. Сейчас это мелкий городок, насчитывающий чуть больше десяти тысяч человек населения, состоящего по большей мере из этнических тувинцев.

Затопленные города в других странах

Затопленные города имеются не только на территории России, но и в других странах мира. Зачастую причиной их затопления также служила хозяйственная деятельность человека. Например, в США около сотни маленьких городов были опущены на дно для строительства различных производящих электроэнергию сооружений. Кроме того, они вырабатывают пресную воду.

Для этих же целей был затоплен в 1985 году населенный пункт в Венесуэле под названием Потоси. Но с тех пор уровень воды значительно упал, и поэтому затопленный город постепенно начинает выходить на поверхность.

Ещё в 1938 году в американском было образовано искусственное водохранилище Мид. Сложилось так, что для сооружения этого водоема пришлось затопить небольшой городок Сент-Томас. Теперь это озеро высыхает, и, как в случае с Потоси, на поверхности водной глади появляются верхушки старых сооружений.

В 1950 году на севере Италии два озера - Резия и Муто - были искусственно объединены в одно. Сделано это было с целью реализации проекта по производству электроэнергии. В итоге небольшой городок Курон был затоплен. Единственным свидетельством того, что здесь когда-то находилось поселение, является колокольня церкви XIV века, торчащая из воды.

Для постройки крупнейшей в Бразилии электростанции также пришлось затопить поселение Петроландия. Новый город был возведен чуть дальше от затопленного населенного пункта.

Также в целях повышения энергообеспеченности страны в 1972 году был опущен под воду городок на севере Португалии под названием Виларинью-дас-Фурнаш. Причем поселение здесь располагалось ещё с древнеримских времен.

В конце 50-х годов прошлого столетия для создания плотины на реке Сиань был затоплен древний китайский город Ши Ченг на озере Циндао. В ходе переселения местных жителей было обустроено около 290 тыс. человек. Это, наверное, крупнейшее переселение в мире за всю историю, связанное с искусственным затоплением города.

В 1988 году в результате стихийного бедствия был затоплен румынский городок Безиду-Ноу. Трагизм события усиливает то, что в результате этой катастрофы погибли все 180 жителей, живших там.

Древние города под водой

Но не только в прошлом веке происходило затопление городов. Подобные случаи имели место и в древности, и в средневековье, но зачастую они были вызваны не человеческим вмешательством, а природными катаклизмами.

Все, наверное, знают легенду об Атлантиде. Это первое свидетельство опускания на дно городских поселений, хотя насчет его историчности, конечно, можно поспорить. Если верить сочинениям Платона, тогда под воду в результате крупнейшего наводнения ушел не один город, а целый континент.

Ещё одно свидетельство подобной катастрофы приводится в Библии. Это гибель городов которые, по легенде, ушли на дно Мертвого моря. В отличие от затопления Атлантиды, гипотеза о существовании этих городов имеет значительную научную основу.

Также в свое время частично или полностью были затоплены Александрия, Канопус и Гераклион в Египте, город на японском острове Йонагуни, затонувший 2000 лет назад, Саефтинге в Нидерландах, погибший в морской пучине в 1584 году, Порт-Ройял на Ямайке, разрушенный наводнением в 1692 году, Порт Юлиус и Байи в Италии, Павлопетри и множество других островных городов в Греции, Атлит-Ям в Израиле, неизвестный город майя в Гватемале, обнаруженный на дне озера Атитлан, древние города на острове Кекова в современной Турции.

Что касается России, прежде всего следует отметить бывшую столицу Хазарского каганата - бесследно исчезнувший город Итиль, который, по мнению некоторых специалистов, был смыт Волгой.

Это далеко не все затопленные города мира, но нами были упомянуты самые знаменитые из них.

Затопление во благо?

Уже давно ведутся споры на тему того, является ли затопление некоторых населенных пунктов оправданным и целесообразным, или для подобных действий не может быть достойного обоснования? С одной стороны, государство, да и его население в целом после постройки гидроэлектростанции или пресного водоема имеют значительные экономические выгоды.

Но в тоже время не следует забывать, что переселение людей с одного места на другое вызывает различные социальные и экономические трудности в адаптации, которые далеко не всякий человек переносит безболезненно. Кроме того, затопление населенных пунктов связано с разрушением домов и хозяйственных сооружений, а зачастую и культурных ценностей.

Да и судьба населенных пунктов, перенесенных на новое место, сложилась по-разному. Одни разрослись и стали крупными промышленными центрами, став больше и краше, чем были затопленные города, другие же вообще исчезли.

Поэтому проблема этической и экономической целесообразности затопления населенных пунктов является довольно неоднозначной.

4 101

«Города греческого мира, - говорил Цицерон, - расположились вокруг Средиземного моря, как лягушки вокруг пруда». Согласно наиболее распространенной гипотезе истощение и без того малоплодородной каменистой почвы Греции, перенаселенность, жестокая конкуренция заставляли многих сынов Эллады уже в самые древние времена снаряжать парусно-весельные суда и переселяться в другие прибрежные районы Средиземноморья - на острова Эгейского моря, побережье Малой Азии, Северной Африки и Апеннинского полуострова, берега Адриатики, Ионического, Тирренского морей. Многие десятки античных городов обнаружены археологами на побережье Средиземного моря, и не менее 35 из них оказались под водой.

На составленной в 1968 г. чешским ученым Л.Лойдой и уточненной нами карте показаны полностью или частично затопленные морем города не только античного времени, но и средневекового и более поздних исторических периодов. Среди них находится и один из самых крупных морских портов древности финикийский Тир, располагавшийся в восточном Средиземноморье.

Отсюда в X в. до н.э. царь Хирам I отправлял свои военные корабли для завоевания городов Кипра и Северной Африки. Отсюда уходили финикийские мореплаватели, которые будучи на службе у египетского фараона, около 620 г. до н.э. совершили первое в истории человечества путешествие вокруг Африканского континента. Здесь в IV в. до н.э. солдаты Александра Македонского произвели одно из первых «преобразований природы»: после долгой и безуспешной осады острова Тира они почти превратили его в полуостров, засыпав пролив, отделявший город от берега.

Насыпанная воинами Александра земляная дамба изменила направление берегового течения. После этого одновременным штурмом с моря и суши войскам Александра Македонского удалось овладеть ранее неприступной крепостью. «Тир был взят Александром после осады, — писал Страбон, - но преодолевал все подобные несчастья и снова возвышался благодаря мореплаванию, в котором финикийцы всегда превосходили другие народы…». Тот же Страбон сообщал» что у Тира были две гавани: «Одна замкнутая, а другая, называемая египетской, - открытая». В результате сооружения земляной дамбы наносы реки Литани, откладывавшиеся у дамбы с севера, за 2,3 тыс. лет окончательно превратили к нашим дням остров Тир в полуостров.

Долгое время сообщение Страбона считалось фантазией античного писателя, так как никаких древних гаваней в районе Восточного Средиземноморья в то время никем
найдено не было. В начале 30-х годов XX в. известный французский ученый А.Пуадебар предпринял тщательные археологические исследования на побережье Сирии и Ливана. Летом 1934 г. в море вблизи береговых раскопок древнего Тира были обнаружены с самолета темные пятна правильной геометрической формы. Это и был древний морской порт, затопленный водой.

В результате подробных подводных исследований Пуадебар установил, что Тир действительно имел северную и южную гавани. С севера вход в бухту закрывал мощный морской мол шириной (поверху) 8 м, который археологи нашли под водой на глубине 3-5 м. Основанием мола служили скальные донные породы, нижняя часть сооружения была сложена крупными каменными блоками размером 1,0*0,5×0,4 м, верхняя выполнена из бетона. Защитный мол имел длину 200 м и начинался у ныне развалившейся стоявшей на берегу квадратной сторожевой башни. На востоке узкий проход к финикийскому порту закрывался несколькими мелкими островками. В описании осады Тира рассказывается, что финикийские корабли выстраивались плотным рядом, закрывая проход в гавань и выставляя вперед свои окованные медью носы-тараны. Северная гавань Тира была военной гаванью, в то время как южная (большая по размерам) была торговой. Сюда могли заходить сотни? судов со всего мира.

После двух лет экспедиционных подводных работ археологи во главе с Пуадебаром установили, что, так же как и северная, южная гавань отделялась от моря каменной дамбой шириной до 8 м (в западной части - 10 м) и длиной 750 м. В середине мола имелся небольшой проход для кораблей. Этот вход в гавань был сделан по примеру городских ворот древних крепостей. С двух сторон он был ограничен направляющими дамбами длиной 100 м. Если бы вражеский корабль все же вошел в этот узкий коридор, он оказался бы под обстрелом защитников города с двух сторон и вряд ли мог прорваться в гавань.

Центральный проход делил южный порт на две части: большую западную и меньшую восточную. Первая имела свой проход, который защищала сторожевая башня. В восточной гавани археологи обнаружили полузатопленный сухой док для ремонта кораблей. Дно дока было покрыто плитами из известняка.
Кроме основных сооружений самого порта на некотором расстоянии от него в открытом море исследователи нашли остатки дополнительных волноломов. Эти сооружения были заложены на довольно большой глубине и тянулись по всему периметру молов тирского порта.

Другой крупный финикийский порт Восточного Средиземноморья, Сидон (ныне Сайда, Ливан), также оказался под водой. Многие части его защитных и причальных сооружений, построенных в первые века н.э., в наше время немного выступают над уровнем моря. Более раннюю постройку представляет большая, диаметром 14 м, сторожевая башня, охранявшая вход во внутренний порт. В отличие от Тира бухта Сидона защищена скалами от преобладающих юго-западных ветров. Поэтому древний военный порт был прикрыт лишь с севера таким же молом, как в Тире. Мол не доходил до островка, оставляя узкий вход в гавань. Остальная часть акватории перекрывалась песчаной отмелью, котррая шла от островка к берегу. Водолазы обнаружили здесь следы прорытого в древности судоходного канала.


Археологические исследования Сидонского порта Пуадебар выполнил после Второй мировой войны. Он нашел и еще один, торговый порт Сидона, который располагался севернее городского и примыкал к небольшому острову.

Здесь же, на восточном побережье Средиземного моря, в 1957 г. работала американская экспедиция с яхты «Си Дайвер». Она детально обследовала опустившиеся на 2,5 м под уровень моря портовые сооружения библейской Цезареи (Израиль), которая была сначала столицей Иудейского царства, а потом резиденцией римского наместника. На дне моря археологи нашли каменные стены, колонны и огромную древнеримскую статую, украшавшую, по-видимому, вход в гавань.

В 1961 г. аквалангисты обнаружили на дне моря вблизи расположенных на берегу развалин античной Цезареи руины древней библиотеки. Может быть, в ней хранились свитки с записями, сделанными 2 тыс.лет назад известным историком из Иудеи Иосифом Флавием. Вот что он писал о строительстве Цезареи: «Царь не жалел средств и превзошел саму природу, создав порт больше, чем Пирей, с двойной стоянкой для кораблей… Город расположен в Финикии на пути в Египет, между Яффой и Дорой — небольшими приморскими городами, где невозможно устроить порт из-за порывистых юго-западных ветров, не позволяющих кораблям заходить сюда на стоянку, торговые суда обычно вынуждены бросать якорь в открытом море». Флавий подробно рассказывал, как на участок берега моря, где стояла когда-то так называемая «башня Стратопа» приехал иудейский царь Ирод Великий и велел там построить город с удобной закрытой гаванью. Строители из огромных камней соорудили под водой длинный мол в «двадцать морских саженей». Затем, когда сооружение поднялось выше уровня моря, на нем с одной стороны построили волноломы, а с другой - массивную причальную каменную стену с башнями. В стене были устроены складские и жилые помещения в виде больших арок, а перед ними проложены торговал и прогулочная набережная. У входа в гавань, который находился в безветренной северной части, стояли высокие колонны. Со стороны моря на отмелях было поставлено еще три причальных столба, возле которых могли стоять корабли, ожидавшие своей очереди, чтобы войти в порт.

Массивные причальные стенки и волноломы представляли собой кладку тесаных каменных глыб, соединенных друг с другом металлическими закладными скобами с заливкой пазов расплавленным свинцом. Помимо естественного камня были использованы и бетонные блоки. Интересна технология строительства подводной части молов, причальных стенок и волноломов. Каменные и бетонные блоки устанавливались в два ряда с расстоянием между ними 20-30 см. Потом в течение нескольких лет это пространство было занесено морским песком я галькой. Таким образом, искусственная кладка стала играть роль наружной и внутренней облицовки. В результате было сэкономлено много строительного материала, общий объем которого только в подводной части составлял около 200 тыс.м3.

Отдельные участки волнорезов выполнялись методом подводного бетонирования. Для этого на место по воде отбуксировывалась деревянная опалубка, затем она заполнялась смесью извести, краснозема, вулканической пемзы и камней. Под тяжестью этого раствора деревянные ящики весом до 0,5 тн. опускались на дно. Бетонная смесь постепенно схватывалась, твердела и набирала прочность.

При сооружении порта Цезареи был применен и еще один интересный технический прием, который и в наше время не потерял актуальность. Дело в том, что древние гидротехники очень искусно использовали особенности морских течений. Вход в рукотворную гавань устроен так, что угроза естественного процесса откладывания песка возле берега, а следовательно, заиления порта и уменьшения судоходных глубин, здесь совершенно устранена. Наоборот, с помощью каналов-байпазов, проложенных в главном волноломе было образовано искусственное течение, отгонявшее песок от входа в гавань и отводившее его в сторону. Расход, напор и скорость потоков воды в каналах могли регулироваться шлюзами. Подводные археологические исследования показали, что, если на дне гавани слой заиления, под которым, кстати, и была найдена керамика времен царствования Ирода Великого, составляет всего несколько сантиметров, то с наружной стороны мола у входа в порт толщина намытого песка исчислялась 1,5 м. Наиболее интенсивные археологические работы на сооружениях затонувшей Цезареи начались в 1975-1980 гг. Центр морских исследований университета в Хайфе (Израиль) совместно с американскими учеными из Колорадо и Мэриленда и канадскими сотрудниками университета г.Виктория работают по 25-летней программе наземных и подводных изысканий. На дне бывшей гавани уже найдено много античной и средневековой керамики и других бытовых предметов. Одна из наиболее интересных находок - осколок памятной каменной плиты, на которой вырезано имя римского прокуратора Понтия Пилата «tious Pilatus», приговорившего Иисуса Христа к смертной казни. Ученые полагают, что этот камень стоял в стене одного из приморских храмов, в котором, как известно, и находилась резиденция римского военачальника.

Не менее ценные находки затонувших городов-портов в восточном Средиземноморье были сделаны в 30 - 40-х годах нашего столетия одной из основательниц подводной археологии Онор Фрост и другими учеными. Это - античные города Арвад, Сидон, Атлит и многие другие.

В 1958-1959 гг. в Ливии под руководством известного английского археолога из Кембриджа Н.Флемминга были проведены интересные археологические исследования Аполлонии - морского порта бывшей древнегреческой колонии в Северной Африке Кирены. Основанная в VII в. до н.э. Аполлония особенно возвысилась в период римского господства в I в. до н.э., когда северная Африка стала одним из главных поставщиков хлеба для Римской империи.

Археологические исследования показали, что на дне моря находится почти половина всего города. Под водой оказались все портовые сооружения, остатки зданий, оборонительных стен, складов. Овальная бухта Аполлонии замыкалась естественными мысами и островами, между которыми оставались узкие проходы для кораблей. Берег гавани был укреплен толстыми подпор-. ными стенами, на которых возвышались оборонительные сооружения. Была еще и внешняя более открытая гавань, имевшая причалы для чужих торговых судов.

Археологи нашли остатки доков для ремонта кораблей, набережную, каменоломни, загородную римскую виллу и другие сооружения. Западнее Аполлонии, в южном Средиземноморье, частично затонули античные Птолемаида и Таухира, и далее на запад: Тапс - в Тунисе, Иол (другая Цезарея) - в Алжире.

Вблизи южных берегов Франции у городка Сан-Мари (около Марселя) в 1952 г. была обнаружена обширная затонувшая территория с сооружениями и культурными слоями почвы средневекового периода. Бще в 1696 г. арлезиан-ский монах Пьер Луи де Сан Ферро отмечал, что море захватило здесь около 2 км суши. В XVIII в. была даже предпринята попытка спасти Сан-Мари от затопления морем с помощью земляной дамбы.

Развалины крупных сооружений с керамикой I в. н.э. и отдельными архитектурными деталями были обнаружены в заливе Святой Жервезы на глубине 1-5 м. Такие же находки сделаны в районах древних Антибы и французской Ольвии. В 1950 г. Альпийский подводный клуб провел вблизи г. Тауроментум археологическую разведку подмытых морем и обрушившихся в воду участков берега. В окрестностях Порт-де-Бу в 1951- 1952 гг. на глубине 13 м под трехметровым слоем донного ила аквалангисты обнаружили детали древнегреческих колонн, рельеф из знаменитого каррарского (италийского) мрамора, а также обломки коринфской капители и греческого саркофага.

При работах в Сан-Тропезе осенью 1951 г. со дня моря с помощью подъемного крана были подняты 13 фрагментов мраморных колонн диаметром 2 м. Предполагают, что эти детали вез корабль из Италии в I в. н.э. и они предназначались для постройки известного храма Августа в Нарбонне (Галия). В заливе Фо, тоже находящемся на юге Франции, под водой обнаружены древние стены, возле которых лежали черепки аретимской, кампанской и галло-римской керамики, изящная головка богини, сделанная из слоновой кости, и другие предметы искусства. Со дна моря у побережья Монако извлечена поврежденная коррозией бронзовая фигурка пантеры.

У берегов Италии также найдены остатки затонувших античных поселений. Так, около Поццуоли в Неаполитанском заливе археологи-подводники обследовали затопленный район древнеримского курорта Байев, известного места развлечений и кутежей богатых римлян. На глубине 10 м от уровня моря обнаружены фрагменты монументальных зданий. Они выполнены из типичных римских плоских кирпичей на известковом растворе. Там же, вблизи Поццуоли, находится воздвигнутый в 105 г. до н.э. полузатопленный храм Юпитера и Сераписа, основание которого ныне располагается на глубине 2,5 м от поверхности воды. Письменные источники средневековья сообщают, что в XIII в. здесь выступали из воды верхушки античных колонн. В более позднее время произошел некоторый подъем дна залива и в 1748 г. храм был уже целиком на суше, а затем дно снова опустилось, что привело к новому погружению храма в воду. Ныне тектонические подвижки берега здесь продолжаются.

У южного берега Сицилии и у мыса Пассеро на глубине 7 м найдены и обследованы барабаны колонн, части капители и другие мраморные блоки общим весом 3,5 тн.
В 1910 г. французский ученый Г.Жонде провел большие подводные исследования крупного древнего морского порта, затонувшего у южного берега Средиземного моря к западу от Александрии. На глубине 8-9 м от уровня моря на дне залива были обследованы фрагменты очень искусной каменной кладки.

В восточной части Александрии по приказу ее основателя Александра Македонского была сооружена искусственная гавань. Земляной насыпной мол, который назывался по его длине в семь стадиев Гепса-стадион, соединил берег с бстровом Фарос. Вот здесь и был правителем Египта Птолемеем II поставлен в III в. до н.э. знаменитый Фарос-ский маяк - одно из семи чудес света.

Вздымаясь над морем на 120 м, эта трехъярусная башня много веков служила для обозначения узкого входа в восточную гавань Александрии. Только в XIV в. Фаросский маяк, до того постепенно опускавшийся в морскую пучину, окончательно развалился после сильного землетрясения, охватившего юго-восточное побережье Средиземного моря. Житель Александрии Камель Абу-ас-Садат в 1961 г. нашел на дне бывшей восточной гавани каменный колосс — статую древнеегипетской богини Исиды. В 1963 г. она была доставлена на берег, а в 1968 г. при участии Онор Фрост водолазы подняли со дна моря еще 17 предметов, которые, так же как статуя Исиды, очевидно, имели прямое отношение к Фаросскому маяку.

У берегов Алжира возле города Шершель была найдена под водой еще одна античная статуя Цезаря. Когда-то здесь был один из самых крупных военно-морских портов Древнего Рима, равного которому не было во всем южном Средиземноморье, от Карфагена до Гибралтара. Первенство в обнаружении этого затонувшего города, как и многих других морских портов северной Африки, принадлежит водолазу из Франции Филиппу Диоле.

Большое число затонувших античных городов обнаружено и вблизи самой колыбели эллинской культуры — Греции, а также островов Эгейского моря. Так, возле мыса Тенар под водой виден древнегреческий Гифион, оборонительные стены которого имеют толщину 2 м. На берегу Коринфского залива обнаружены подтопленные морем городские стены Калидона. Может быть, их развалины имеют отношение к древнегреческим городам Буру и Гелике, которые, по преданию, где-то здесь и затонули 2500 лет назад. Да и морские молы самого древнего порта Коринфа находятся на глубине 3 м ниже уровня моря. Вблизи другого портового города Пирея на морском дне оказались древние захоронения - склепы и могилы античного времени. Затонувшие на глубину до 2 м склепы обнаружены и на южном берегу Крита, а также на о.Милос. В береговой полосе на расстоянии 200 м от о. Эгонн также погребены морем древние оборонительные стены. На дне Эгионского залива в Кенхере покоятся развалины базилики IV—V вв. н.э. Полузатонувшими являются Мохлос и Херсонес на Крите, Саламин на восточном берегу Кипра.

Возле прибрежного греческого города Катаколона на дне моря найдены детали колонн, осколки керамики, обломки скульптур. Ученые предполагают, что это следы античного Фея, погибшего в результате провала земли.
В Западном Причерноморье, у берегов Болгарии еще в 30-х годах XX в. были обследованы остатки другой черноморской Аполлонии (ныне Созопол). Здесь найдена керамика, надгробие и другие предметы, показывающие, что это лишь часть городища. Вблизи Не-себра на глубине 1—2 м видны фрагменты городской стены античной Месембрии. В Варне {древний Одессос) найден затопленный мол. У румынского берега обнаружены сооружения Истрии и Томы (Констанца), где был в ссылке Овидий.

Интересные открытия были сделаны в заливе Брено Адриатического моря. В бухте Тихой возле югославского прибрежного городка Цавтат подводники открыли древний затонувший город, почти целиком находящийся на дне моря. Им оказался Эпидавр Иллирийский, основанный выходцами из греческого Эпидавра, расположенного на северо-востоке Пелопоннесского полуострова вблизи Коринфа и Микен. Адриатический Эпидавр вначале, так же как и другие северные колонии, играл для всей Греции важную роль в торговле скотом и хлебом, которые поставляли окружавшие его иллирийские племена. Затем подошла эпоха македонского господства. Филипп Македонский, отец Александра, завоевал Иллирию и во многом способствовал ее процветанию. А через столетие сюда пришли римляне и начались известные Иллирийские войны 229 и 219 гг. до н.э. Будучи местом расквартирования Седьмого и Девятого легионов, Эпидавр (по-римски Эпитаурум) стал пунктом набора рекрутов.

Известно, что даже многие императоры Рима были сыновьями иллирийских офицеров. Великий византийский император Юстиниан также был иллирийцем по происхождению. В Эпидавре он разместил свой флот и отсюда вел борьбу с вестготами.
Однако в середине VI в. н.э. Эпидавр, как и большинство других городов римского мира, пал под ударами варваров, был разграблен и сожжен. Правда, разрушению подверглась лишь его часть, оставшаяся от другой страшной катастрофы: в середине 60-х годов IV в. произошло внезапное опускание суши. Большая прибрежная часть города с торговым центром, рынком, мастерскими ремесленников и жилыми домами погрузилась на дно моря. Об этом в 1876 г. сообщал английский археолог Артур Эванс, открывший минойскую цивилизацию. Произведя археологические раскопки в Цавтате, он заметил: «Поговаривают, что в соседней бухте Святого Ивана (Тихой - Г.Р.) ясно проступают стены римских зданий, погребенных на дне моря, вероятно, вследствие опускания суши». Позже, в 1947 г., немецкие военнопленные обнаружили развалины стены, уходившей под воду, а в ее нише —клад старинных монет.

Детальные подводные исследования древнего города произвела группа аквалангистов с корабля «Язычник» во главе с ныне живущим в Англии австралийцем Тэдом Фальконом-Баркером. Впоследствии он написал об этом интересную книгу «1600 лет под водой» (в 1967 г. издана в СССР), в которой рассказал о своих сенсационных открытиях на дне бухты Тихой. Направление поисков показывали следы древних римских дорог и ответвление акведука, которые подходили к Цавтатской гавани и обрывались у самого берега. Надежды ученых полностью оправдались. На дне моря хорошо сохранились стены, фундаменты домов, вблизи них амфоры, греческие и римские монеты, украшения и другие предметы быта.
«Всего нам удалось найти одиннадцать стен, - писал Фалькон-Баркер. — Кое-где они опирались на ложе из темно-серой глины, прикрытое местами лишь тонким слоем песка». Одни из этих стен длиной 1,5-7,0 м были сложены из тесаных и аккуратно подогнанных камней шириной по 2 м, другие были построены из плоского красного кирпича на известковом растворе. В некотором удалении от бывшего центра древнего города аквалангисты обнаружили вторую группу стен, между которыми лежало 10 больших мостовых плит. «Другая наша группа, - писал Фалькон-Варкер, - исследовала дно неподалеку от того места, где мы выкопали свою самую первую пробную траншею. Они тоже нашли три стены, которые как будто бы составляли стены одного дома. Одна из них расположилась с востока на запад, зато две другие — с севера на юг. Чем больше ширился район исследований, тем яснее становилось, что вся эта площадь была когда-то тесно застроена зданиями, которые начинались сразу же за городскими воротами». По всей видимости, это был пригородный поселок.

В результате подводных обмеров затопленных сооружений, которые расчищались с помощью эжектора, а также после исследования архитектурных деталей и предметов домашнего, ремесленного и культурного обихода, были сделаны важные выводы. Изученные ранее на суше развалины некрополя, хра ма, амфитеатра, древнеримских бань, акведука, виллы, лестницы, мастерских и других инженерных и гражданских сооружений были только небольшой частью города.

Основная же территория Эпидавра находилась под водой. «Теперь план древнего города, - писал Фалькон-Баркер, — начал вырисовываться в основных деталях. Мы более или менее точно знали расположение внешних стен: они простирались метров на 50 от берега, уходя на глубину до 15 м.

Кроме Эпидавра волны Адриатического моря скрывают также этрусский город Эспину - важный торговый центр, описанный еще Плинием Старшим.

Какова же причина затопления древних городов Средиземноморья?. Достоверных письменных или каких-либо других сообщений о трагических событиях того времени почти не осталось, если не считать туманных и противоречивых рассказов о потопах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях. Для примера можно привести сообщение о каком-то землетрясении, происшедшем в Эпидавре. Об этом говорится в анонимном итальянском историческом очерке ‘»Annalee Ragusini anonimi», который был опубликован в 1883 г. Из него мы узнаем, что Эпидавр был частично разрушен в результате аемлетрясения, происшедшего сразу же после смерти римского императора Юлия Апостаты, т.е. предположительно в 363 г. н.э.

«В этот год, - пишет неизвестный автор (по-видимому, священник), - случилось во всем мире землетрясение вскоре по окончании Юлия Апостаты. Море покинуло берега свои, словно господь наш Бог снова наслал на землю потоп, и все повернулось вспять, к хаосу, который и был началом всех начал. И море выбросило на берег корабли и разметало их по скалам. Когда жители Эпидавра увидели это, то устрашились они силы волны и убоялись, что горы воды хлынут на берег и что город будет ими весь разрушен.
Далее рассказывается, что горожане обратились к богу с мольбой о пощаде, и он, сжалившись над ними, остановил землетрясение. После этого море перестало наступать на сушу и оставшаяся часть Эпидавра была спасена. Она-то и дожила до наших дней.
Подводные находки в Средиземноморье не ограничиваются историческим периодом. На шельфе есть следы и очень отдаленных времен.

Ведь Средиземное море, колыбель цивилизации, послужило когда-то своеобразным мостом, по которому, появившийся полтора миллиона лет назад наш прапрапредок так называемый «восточноафриканский человек’, перешел в Азию и Европу. Как известно в ледниковый период уровень Мирового океана был намного ниже современного, шельф Средиземного моря позволил человечеству свободно расселиться на огромных просторах Северного полушария. Сухопутные дороги пролегали в широком перешейке, протягивавшемся вдоль нынешнего Суэцкого канала и южной оконечности Красного моря. В восточном Средиземноморье в 70-х годах нашего века Н.Флемминг на континентальном шельфе нашел неопровержимые доказательства существования на нем жизни. На глубине около 10 м ниже сегодняшнего уровня моря были найдены палео-и неолитические стоянки древних племен, кочевавших здесь в течение огромного промежутка времени: от 40 до 6 тысячелетий до н.э. Таким образом, весь каменный век и почти до начала бронзового века на ‘Ближнем и Среднем Востоке древний человек пользовался нынешним континентальным шельфом Средиземного моря для передвижения из Африки на север.

Менее убедительны, но также интересны доказательства миграции древних людей в среднем и западном Средиземноморье. В районе Гибралтара и у берегов острова Мальты ниже уровня моря,лежат пещеры, в которых обнаружены следы человеческих стоянок. И достоверно установлено, что сухопутные «мосты» в ледниковый период протягивались по линии Тунис - Сицилия - Италия, а также Марокко - Испания.

Г.А. Разумов, М.Ф. Хасин

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари