Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В развитии речи важно не упустить золотое время. Когда нужно пойти к логопеду

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Вам следует обратиться к логопеду, если:

  • До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист - логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей.
  • Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому времени у малыша полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
  • Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).
  • Ребенок старше 6х лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.
  • Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

    Возможные причины нарушений:

    • негативные факторы в период беременности и родов;
    • «педагогическая запущенность»
    • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
    • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
    • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
    • наследственные факторы;
    • снижение слуха;
    • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
    • сосание пальца.

    Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

    Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

    • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
    • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
    • выработка речевого дыхания;
    • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
    • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

    Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

    Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж , является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

    Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

    Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

    Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время.

    Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

    Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный

    1500

    Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный

    1300

    Прием (осмотр, консультация) микрологопеда (для детей от 0 до 1 года)

    2000

    Надбавка за проведение консультации или занятия логопеда на дому (дополнительно к консультации или к любому занятию логопеда)

    4100

    Логопедическое занятие для детей с заиканием

    1900

    Логопедическое занятие по развитию речи (без массажа) 30 мин

    1400

    Логопедическое занятие по развитию речи (с массажем) 60 мин

    2500

    Логопедическое занятие по коррекции нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста

    1500

    Логопедический массаж (1 сеанс)

    Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух. В связи с этим родители часто задают себе вопрос, когда нужно обращаться к логопеду? Как не пропустить возможные проблемы?

    Если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом

    1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение.

    Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

    2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).

    3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.

    4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

    5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

    Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

    Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок

    В 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.


    - в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний),

    Имеет трудности с сосанием или жеванием. (например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока),

    В 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – срочно к логопеду,

    В 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - срочно к логопеду,

    В 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова,

    В 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний, не знает названий окружающих предметов и частей тела (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения) Если не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
    - к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов,

    К 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов,

    К 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки,

    К 3 годам не произносит большинство звуков (более 10-15),

    К 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки,

    К 4,5 годам не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л,

    В 4-5 лет смягчает все звуки («Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»),

    К 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь,

    - «картавит»,«шепелявит», «гнусавит» - срочно к логопеду в любом возрасте, т.к. искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда,

    Пошел в школу, и у него проблемы с письмом (пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек) – после 2 учебной четверти срочно к логопеду,
    - имеет диагноз ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте,

    Родился с расщелиной губы/неба – в любом возрасте,

    После какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом - срочно не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия

    Обратиться к логопеду следует, если у Вас

    Нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте


    - есть родственник, у которого произошел инсульт или черепно-мозговая травма и возникло нарушение речи. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

    Рекомендую ознакомиться дополнительно на моем персональном сайте (звездочки убрать) http://***logoped-lapteva.ucoz.ru/

    Как записаться на консультацию
    Как заниматься с ребенком дома
    Узнать где и как найти логопеда
    Задать вопрос логопеду
    Какие бывают нарушения речи у детей
    Нарушение речи у взрослых
    Скачать материал для занятий дома
    Советы логопеда родителям

    Какие книги купить для развития речи ребенка

    Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью? Стоит ли дожидаться пяти лет,
    чтобы идти на прием к логопеду? Отвечает учитель-логопед Светлана Бабич.

    Поводы обратиться к логопеду:

    1. Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».
    2. В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
    3. Ребенок молчит до трех лет, хотя понимает обращенную к нему речь. Или не понимает. Важно выяснить, чтó не так. Возможно, нужно проверить слух, может быть, нужно лечение у невропатолога, а может быть - у логопеда. Нередко требуется помощь и невропатолога, и логопеда, поскольку неврологические проблемы нередко влекут за собой проблемы логопедические.
    4. До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас. После четырех лет должен преобладать активный - ребенок пользуется всем тем, что накопил. Если же этого не происходит, значит, есть какие-то проблемы.
    5. Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.
    6. В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.
    7. Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.
    8. Ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например, смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина. А порой родители пытаются сами «ставить» звуки, и в итоге у ребенка закрепляется неправильное произношение.
    9. Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок плохо запоминает слова.
    10. Ближе к школе - не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ, отвечает на вопросы односложно.
    11. В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.
    12. Ребенок пропускает слоги.
    13. Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.
    14. К пяти годам не должно быть сильных искажений слов, переворачиваний, когда дети говорят, меняя местами начало слова и его окончание.

    С трех лет рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у ребенка продолжается до шести-семи лет. Поэтому с логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит не в последний момент - в апреле-мае, а заранее.

    Как стимулировать развитие речи?

    1. Как можно больше читать ребенку, рассказывать истории и сказки, разумеется, соответствующие возрасту. Потом желательно обсуждать прочитанное с ребенком.
    2. Важно постоянно общаться с ребенком: на прогулке, по дороге домой или в детский сад. Объяснять все, что попадается на глаза, рассказывать об окружающем мире. Детскую любознательность следует развивать и поощрять.
    3. Заниматься развитием мелкой моторики - рисовать, лепить, работать с ножницами, играть с крупой.
    4. Учить русские народные пальчиковые потешки вроде «Сороки-вороны», которые «рассказываются руками» ребенка.
    5. Проигрывать знакомые сказки, например, с помощью пальчикового театра.
    6. Найти на логопедический сайтах простую артикуляционную гимнастику и регулярно заниматься ею с ребенком.

    Всех родителей умиляет детский лепет, но с возрастом ребенок говорит все четче, его словарный запас растет, развивается умение пересказывать сказки и даже самостоятельно сочинять истории. Перед школой малыш говорит практически так же четко, как и взрослые, способен грамотно выражать свои мысли, практически не путает окончания. Это в норме. А что, если родителям кажется, что речь их ребенка развивается слишком медленно и неправильно? В этой ситуации поможет логопед. Когда пора обращаться к специалисту, расскажет статья. Пройдемся по этапам взросления малыша от годика до шести лет.

    1 годик

    В самом раннем возрасте - до годика - малыш должен гулить, лепетать, пытаться произносить звуки, по-своему отвечать на обращение взрослых. В полтора годика ребенок должен уметь сказать, как делает собачка, кошечка, курочка и так далее, произносить короткие слова - "дай", "на", "да", "нет", "мама", "баба". Если подобного вы не наблюдаете, тогда нужно обязательно обратиться за индивидуальной консультацией к неврологу и логопеду. Не пугайтесь, может, это особенность вашего малыша, и уже через 6 месяцев он перегонит сверстников.

    2 годика

    В этом возрасте малыш может картавить или вообще говорить непонятно для окружающих - это не столь важно. А логопед нужен, если в 2 годика ребенок не умеет произносить короткие фразы (по-своему): "Дай кушать", "Идем гулять", "Дай цяцю", "Это кака" и так далее.

    3 годика

    Причин обратиться к логопеду в 3 годика может быть несколько:

    • малыш изъясняется только на своем языке и не хочет повторять слова за взрослыми;
    • не произносит больше половины букв алфавита;
    • малыш все понимает, но упрямо молчит.

    Все это может быть последствиями моторных или сенсорных нарушений, коррекция которых лучше всего проходит в раннем возрасте.

    4 годика

    Если в возрасте 4 лет ваш сынок или дочурка разговаривает очень невнятно, "глотает" многие звуки, несколько раз повторяет начало фразы, прежде чем сказать ее целиком, не может связно пересказать самую простую сказку ("Репка", "Курочка Ряба" или "Колобок"), это серьезные поводы обратиться за консультацией к специалисту.

    5 лет

    В 5 лет ваш ребенок все еще сюсюкает, то есть говорит слишком мягко ("кися", "сябака", "сяпка", "лямпотька", "кетя и т. д.)? Этому могут быть разные причины, но основными педиатры называют такие:

    • дизартрия - исправить дефект поможет логопед;
    • неврология, то есть таким образом ребенок привлекает к себе внимание взрослых; с этим справится детский невролог.

    6 лет

    Время бежит быстро, и скоро ваш отпрыск пойдет в первый класс, а он еще не все звуки произносит четко, путает окончания, с трудом повествует, не может связно ответить на вопрос. К 6 годам фонетическая система ребенка полностью формируется, поэтому подобных проблем быть не должно.Если они все-таки наблюдаются, значит, родители должны срочно отвести ребенка к логопеду.

    Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

    Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет

    Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной, нужно лишь найти логопеда, который специализируется на работе с малышами.

    Для того чтобs понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

    Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить . Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

    В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги : «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

    К 1,5 годам начинает самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

    Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями . Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

    Речь ребенка от трех до пяти

    Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

    В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

    Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам.

    Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно , на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять. Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

    В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения . Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

    Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

    Анастасия Михайлюк специально для www.сайт.

    При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

    Добавить комментарий

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если орг
    Птичка стучится в окно Что значит птичка стучится в окно
    Новое в версии Развитие сценариев обеспечения материалами давальческой схемы производства