Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ребенок не говорит букву л. Как научить ребенка выговаривать звук "л" в домашних условиях

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Л] И [Л"]

Недостатки артикуляции звука Л (твердого и мягкого) называются ламбдацизмом.

Различают две основные группы неправильного артикулирования этих звуков: ламбдацизм и параламбдацизм.

Ламбдацизм:

    Полусмягченное [Л], передняя часть языка приподнята, корень опущен.

    Полное отсутствие звука [Л] твердого (ампа — лампа, обака — облака).

    Межзубное произношение — кончик языка высовывается между зубами.

    Губно-губное — отсутствие смычки языка с зубами.

    Носовое — мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается.

    Губно-губное [Л].

К параламбдацизму относятся все замещения твердого и мягкого звука [Л] другими зву-ками: в, у, р, д, ы.

Звук [Л"] мягкий, как правило, не имеет неправильного артикуляторного уклада, но часто замещается звуком (йот). В онтогенезе речи мягкий [Л"] усваивается ребёнком одним из первых согласных.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Л] И [Л"]

Мягкий звук [Л"] ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубками, напевая песенку ля-ля-ля. Танцуем и поём (язычок прыгает и поёт) ля-ля-ля.

Твердый звук [Л] можно ставить одним из следующих приёмов:

  1. Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик его хорошо виден, но губы его не касаются! Не убирая язык за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: низким голосом ааааа (нараспев), слышится ла-ла-ла.
  2. Легко удерживая кончик языка между зубами, предложить ребёнку «посердиться на язычок» и «погудеть» — Ы (длительно), затем «уметь по команде» быстро убрать («выдер-нуть») кончик языка «назад».
  3. Упражнение: скажи А; легко прикуси кончик языка и погуди, посердись: Ы (длительно); быстро убери «назад». Послушай, что получилось: АЛ, АЛ, АЛ.
  4. Затем закрепить полученный звук в обратных слогах: ал, ол, ул, ыл.
  5. Во время произнесения звука (длительно) У-У-У предложить просунуть язык между губами и получить двугубное [Л], которое своевременно надо перевести в зазубное положение, иначе дефект закрепится.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука [Л].

  • Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • Воздух выдыхается умеренной струёй;
  • На ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука [Л] :

Упражнения для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука «А». Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука [Л].

4) Произнесение длительного звука [Л].

Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [Л]. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Лучше, конечно, обратиться к логопеду, но можно попробовать исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Она помогает развить и улучшить тонус мышц языка, губ, а также улучшить речевой слух. Проводить ее нужно в форме забавных игр, сказок, так что дети незаметно могут освоить правильные звуки. 1 Познакомьте ребенка с основными органами, участвующими в создании звуков. Это можно сделать с помощью артикуляционной гимнастики-сказки, которая заинтересует ребенка и незаметно проведет разминку губ, щек, языка. 2 Работайте над речевым дыханием. Поскольку речь происходит на выдохе, неправильное распределение воздуха во время выдоха может очень искажать звукопроизношение. Самые известные игры, помогающие в развитии дыхания - это игры с мыльными пузырями, задувание воображаемых или настоящих свечей, пускание корабликов по воде. Так в веселой и непринужденной обстановке ребенок учится контролировать выпускаемую струю воздуха. Следите, чтобы он не надувал при этом щеки, а набирал воздух в легкие. 3 Выполняйте комплекс упражнений на выработку правильного произношения звука «л» перед зеркалом. Сначала медленно, если какие-то движения не получаются, помогайте ребенку ложечкой (черенком). Садитесь перед ним так, чтобы он хорошо видел и ваши движения губ, языка. Исполняйте упражнения вместе с ним. Цель всех коррекционных упражнений для звука «л» – разработать подвижность всего языка и его частей, отрегулировать правильный воздушный поток. «Лошадка» - всем известный звук цокания копыт. Попросите ребенка улыбнуться, показав зубки и приоткрыв ротик. В таком положении пусть он щелкает кончиком языка, будто лошадка. Делайте вместе с ним, сначала медленно, затем быстрее. И следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. «Лошадка едет тихо» - это обязательный вариант предыдущего упражнения. Предложите ребенку проделывать язычком то же, но только без звука, будто лошадка на разведке. Правила остаются те же – не высовывать язычок и не двигать нижней челюстью. «Дует ветерок». Улыбнитесь, приоткрыв рот, прикусите кончик языка передними зубами и подуйте. У вас должно получиться две воздушные струи из уголков рта. Научите этому ребенка и проконтролируйте движение воздуха с помощью пушистого кусочка ватки. «Вкусное варенье». Вместе с ребенком слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Не двигайте при этом нижней челюстью. Если у ребенка не получается, потренируйтесь сначала держать расслабленный широкий язык на нижней губе (язычок нужно высунуть и положить на нижнюю губу, не подворачивая ее на зубы). Потом предложите поднять язычок и дотронуться до верхней губы. «Пароход гудит». Предложите ребенку приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следите, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. 4 Развивайте одновременно мелкую моторику ребенка, ведь она стимулирует речевое развитие. Играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите с ребенком.

Posted On 23.02.2018

Многие из нас в детстве не выговаривали те или иные буквы. У кого-то это само прошло, а кто-то мучается и по сей день. Предлагаю вам самим научить ребенка говорить букву «л», если у него есть такая проблема.

Как правильно говорить букву «л»?

Зубы разомкнуты, губы немного приоткрыты, кончик языка упирается в основание верхних зубов, при произношении воздух выходит по краям языка.

Логопедические занятия на букву «л»

Вся наша речь происходит на выдохе. Поэтому важно научиться контролировать дыхание. Чтобы помочь ребенку в этом деле можно попробовать надувать с ним пузыри, задувать свечи, перегонять с места на место перышки или кораблики по воде. Главное, чтобы во время таких игр ребенок не надувал щеки.

Все следующие упражнения выполняйте вместе. Сядьте так, чтобы ребенку хорошо был виден ваш рот.

  1. «Лошадка». Улыбнитесь, приоткрыв рот и показав зубы. Поцокайте языком, словно лошадка, постепенно увеличивая скорость, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  2. «Лошадка едет тихо». Предыдущее упражнение нужно выполнять без звука.
  3. «Ветерок». Улыбнитесь, приоткрыв рот. Кончик языка прикусите передними зубами и подуйте. Из уголков рта подуют две струйки воздуха. Для того чтобы проконтролировать правильное выполнение этого упражнения поднесите кусочек ваты, либо перышко.
  4. «Варенье». Широким передним краем языка оближите верхнюю губу сверху вниз, не двигая нижней челюстью.
  5. «Гул парохода». Приоткрыв рот, произнесите долгое «ы». Кончик языка должен быть опущен, а спинка, наоборот, поднята к нёбу.

Исправление произношения буквы «л» в старшем возрасте

Если нет неправильного прикуса и уздечка в норме, не беспокоят неврологические заболевания и не было сильных стрессов, то можете попробовать самостоятельно исправить произношение буквы «л». Не забывайте о том, что чем старше, тем сложнее. Но вся сложность будет заключаться лишь в отучении от привычки. Придется вести постоянный контроль над произношением, которое уже довелось до автоматизма.

Работая над произношением, постоянно тренируйте мелкую моторику рук. Еще с древних пор известно, что от развития пальцев зависит все речевое развитие.

Статьи по теме:

Как писать изложение?

Написание изложения - одна из наиболее сложных задач в работе с текстами для детей. Для ее выполнения нужно иметь хорошую память, уметь выделять суть текста и понимать его структуру. В силах родителей помочь своим детям научиться правильно писать изложения.

Коротко изложенный пересказ

Умение пересказывать тексты - навык, необходимый ребенку не только в школе, но и в повседневной жизни, так как любое событие, происходящее в своей жизни, ребенок должен суметь описать. Пересказы развивают память, логическое мышление, тренируют навыки речи.

Как научить ребенка выговаривать букву Л?

О то, как научить ребенка пересказывать текст - наша статья.

Как писать сочинение-рассуждение?

Сочинение-рассуждение - одно из наиболее сложных заданий для школьника. Не все умеют правильно излагать свои мысли и высказывать свою точку зрения по определенным вопросам. Как научиться писать сочинение-рассуждение, мы расскажем в нашей статье.

Как быстро учить стихи?

Изучение детьми стихов с самого раннего возраста - отличный способ тренировки памяти.Обычно малышам нравится повторять стихи за родителями и они быстро их запоминают. Но что делать, если малыш отказывается учить стихи? Ведь этот навык необходим для дальнейшего обучения в школе.

Как выговаривать букву л

Самосовершенствование

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку в любом возрасте?

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо?Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?

Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной уздечке языка. Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.

Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение речевого аппарата довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми. Одним из таких способов вернуть себе способность правильно говорить слова на букву «Р» является упражнение «Чашечка», которое необходимо выполнять ежедневно.

Схема его выполнения проста:

  • первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
  • второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
  • третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву - «Д»;
  • во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
  • язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
  • четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
  • выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
  • после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.

Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».

Другая легкая, удобная и просто хорошая методика - это повторение многократно сложных для вас слов.

Приступим непосредственно к вопросу, как научить ребенка правильно выговаривать букву Л? Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей...

Взрослый человек даже не отдает себе отчет, каким образом он произносит те или иные звуки, когда разговаривает. Но для ребенка произношение отдельных звуков составляет некоторую трудность. Как же научить малыша правильно говорить букву Л? Оказывается, это легко сделать в домашних условиях, не прибегая к услугам логопеда.

Прежде чем приступить к занятиям, папам и мамам нужно усвоить несколько нехитрых правил, которые сделают обучение легким и понятным, а общение с малышом – комфортным и приятным для обеих сторон:

  • разговаривайте с ребенком на равных, не сюсюкайте и не игнорируйте его вопросы. Так вы завоюете искреннее доверие и желание чада общаться со взрослыми;
  • правильно выговаривать слова – обязательное требование. Вы подаете детям пример, и они его стараются повторить;
  • проводите обучающие занятия в форме игры, придумывая вместе с ребенком увлекательные сказки и приключения – так любая информация усваивается лучше. При этом правильно произносить слова малыш станет на рефлекторном уровне;
  • никогда не проводите занятие «в наказание». Так вы отобьете у ребенка охоту делать нужные упражнения и общаться со старшими;
  • тренинги должны носить систематический характер и проводиться в комфортное время от 3 до 5 раз в день. Только тогда вы добьетесь видимого успеха и малыш будет красиво произносить сложную для него букву Л без помощи логопеда.

Теперь можно приступать непосредственно к занятиям на выговаривание буквы Л.

Похожий материал:

Речевая гимнастика

Такие упражнения еще называют артикуляционной гимнастикой. С ее помощью развиваются мышцы языка и губ, значительно улучшается акустический слух малыша. Систематические занятия помогут не только детям, но и взрослым, страдающим от такого речевого дефекта, научиться говорить правильно и четко любую букву, в том числе и Л:

  1. Придумайте сказку об органах речевого аппарата (губы, язык, небо, щеки). Сядьте с вашим чадом перед зеркалом и «познакомьтесь со всеми жителями рта». В этом процессе ребенок незаметно проведет разминку органов ротовой полости.
  2. Чтобы научиться четко говорить, нужно правильно дышать. Практически все буквы необходимо выговаривать на выдохе. Для этого важно контролировать струю выдыхаемого воздуха. Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей, задувание свечей, пускание корабликов.
  3. Затем переходите к комплексу упражнений, которые помогут в правильном произношении буквы Л. И учтите, что ребенку легче произносить мягкую Л – вначале так и будет. Но от мягкой Л проще перейти к твердой.

Прежде чем привлекать ребенка к таким занятиям, сядьте перед зеркалом и отработайте свою артикуляцию произношения звука Л. Чтобы правильно научить малыша, нужно самому точно знать, что показывать.

Переходим к практике

Есть классические упражнения, которые помогут правильно и четко произносить букву Л. Для ребенка они станут игрой, которую под присмотром взрослых он должен проводить по нескольку раз в день.

  1. Лошадка на прогулке . Улыбаемся, показывая зубки и немного приоткрыв ротик. Затем языком имитируем цоканье копыт, начиная медленно и постепенно увеличивая темп.
  2. Лошадка на разведке – работа язычком без звука. Выполнять, как и предыдущее упражнение, но не издавая характерного щелканья. И следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, а работал только язычок.
  3. Легкий ветерок . Для этого упражнения приготовьте маленький кусочек ваты или перышко. Опять же в улыбке с приоткрытым ртом высовываем кончик языка и слегка прикусываем его. Теперь выдыхаем, не разжимая зубов. Должно получиться две струи воздуха. Их силу и поток проверяем с помощью приготовленных легких аксессуаров. Попросите ребенка подуть на пушистый комочек с разной силой.
  4. Вежливая обезьянка . Улыбаемся, слегка приоткрыв ротик и показав зубки. Широкий кончик языка укладываем на нижнюю губку и оставляем так в расслабленном виде на несколько секунд. Это упражнение подготовит малыша к выполнению следующего.
  5. Вкусная сгущенка . При ознакомлении с этим заданием можно намазать верхнюю губку ребенка любимым лакомством. Затем попросите его слизать широким кончиком языка, движением сверху вниз (а не из стороны в сторону) вкусную массу. Все последующие разы можно обойтись без сладостей.
  6. Пароход . Поиграйте с ребенком в увлекательную забаву. Попросите имитировать звук парохода, произнося букву Ы, слегка приоткрыв губки. При этом следите, чтобы кончик языка находился в полости рта опущенным, а спинка поднималась к небу. Пусть малыш издает звуки разной высоты и громкости.

Повторять упражнения нужно по нескольку раз в течение одного занятия, а тренинги проводить 3-5 раз в день. Только тогда вы сможете добиться положительного результата.

Отрабатываем произношение

После речевой гимнастики нужно говорить слова с буквой Л, которая звучит твердо. Например, петь песенку на «ла-ла-ла» или найти стишки, где часто встречается именно эта модуляция буквы Л.

Тематические статьи:

У ребенка первый раз, скорее всего, не получится. В таком случае необходимо сделать следующее: пусть малыш улыбнется с открытым ртом и высунет острый кончик языка, прикоснувшись им к верхним зубкам. В этом положении пробуйте произносить правильно букву.

Но не нужно прятать кончик в рот – это смягчит звук. Важно закрепить межзубное произношение и выговаривать так все слова с капризной буквой. Когда малыш начнет без напоминаний сам произносить сложный для него звук в межзубном варианте, можно переходить к «сомкнутому» произношению. Для этого кончик языка следует переместить за верхние зубки и упереться в них. В таком положении уже говорить — получится полноценный твердый и правильный звук Л.

Старайтесь уделять внимание четкой речи не только у ребенка. Следите за тем, чтобы все домочадцы говорили красиво и разборчиво. Тогда у вашего отпрыска будет пример для подражания.

С основными органами, участвующими в создании звуков. Это можно сделать с помощью артикуляционной гимнастики-сказки, которая заинтересует ребенка и незаметно проведет разминку губ, щек, языка.

Работайте над речевым дыханием. Поскольку речь на выдохе, неправильное распределение воздуха во время выдоха может очень искажать звукопроизношение. Самые известные игры, помогающие в развитии дыхания - это игры с мыльными пузырями, задувание воображаемых или настоящих свечей, пускание корабликов по воде. Так в веселой и непринужденной обстановке учится контролировать выпускаемую струю воздуха. Следите, чтобы он не надувал при этом щеки, а набирал в легкие.

Выполняйте комплекс упражнений на выработку правильного произношения звука «л перед зеркалом. Сначала медленно, если какие-то движения не получаются, помогайте ложечкой (черенком). Садитесь перед ним так, чтобы он хорошо видел и ваши движения губ, языка. Исполняйте упражнения вместе с ним. Цель всех коррекционных упражнений для звука «л – разработать подвижность всего языка и его частей, отрегулировать правильный воздушный поток.
«Лошадка - всем известный звук цокания копыт. Попросите ребенка улыбнуться, показав зубки и приоткрыв ротик. В таком положении пусть он щелкает кончиком языка, будто лошадка. Делайте вместе с ним, сначала медленно, затем быстрее. И следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Лошадка едет тихо - это обязательный вариант предыдущего упражнения. Предложите ребенку проделывать язычком то же, но только без звука, будто лошадка на разведке. Правила остаются те же – не высовывать язычок и не двигать нижней челюстью.
«Дует ветерок. Улыбнитесь, приоткрыв рот, прикусите кончик языка передними зубами и подуйте. У вас должно получиться две воздушные струи из уголков рта. Научите этому ребенка и проконтролируйте движение воздуха с помощью пушистого кусочка ватки.
«Вкусное варенье. Вместе с ребенком слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Не двигайте при этом нижней челюстью. Если у ребенка не получается, потренируйтесь сначала держать расслабленный широкий язык на нижней губе (язычок нужно высунуть и положить на нижнюю губу, не подворачивая ее на зубы). Потом предложите поднять язычок и дотронуться до верхней губы.
«Пароход гудит. Предложите ребенку приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы (как гудит пароход). Следите, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Растительный и животный мир кайнозойской и мезозойской эры
Партизанское движение в великой отечественной войне
Тайна Соломонии Сабуровой первой жены государя Василия III