Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Установка приборов учета. Минэнерго приняло приказ о порядке предложения установки счетчиков энергоснабжающими организациями

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

Счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года - приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду - четыре года, на холодную - каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии : 8-800-200-10-62

учета энергоресурсов в зданиях и сооружениях

на основе технологий беспроводных сенсорных сетей и интеллектуальных датчиков

Интеллектуальная энергосберегающая система учета энергоресурсов в зданиях и сооружениях на основе технологий беспроводных сенсорных сетей и интеллектуальных датчиков (далее – ИЭС) предназначена для автоматизированного учета энергоресурсов, регулирования потребления энергоресурсов и диспетчеризации энергоресурсов (учета тепла, учета тепловой энергии, учета воды, учета электроэнергии), а также передачи тревожных извещений в интересах снижения расходов конечных пользователей, теплоснабжающих и эксплуатирующих организаций, ЖКХ, обеспечения комфортных условиях проживания и предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Интеллектуальная энергосберегающая система учета энергоресурсов выполняет функции:

  • индивидуального (поквартирного) многотарифного учета горячей и холодной воды и учета электрической энергии;
  • индивидуального (поквартирного) получения и накопления исходных данных (температуры радиаторов отопления и температуры в жилых помещениях) для расчета потребленной тепловой энергии с использованием пропорциональной схемы на основе данных общедомового счетчика тепловой энергии;
  • обработки, накопления и сохранения в энергонезависимой памяти и выдачи по каналам связи сети Интернет по запросу и в плановом режиме данных об энергопотреблении на районный (городской) сервер учета и диспетчеризации энергопотребления;
  • мониторинга и визуализации данных о потребленных энергоресурсах с использованием WEB-интерфейса в удобном для конечного пользователя виде;
  • предотвращение аварийных ситуаций на основе обнаружения протечек воды и обнаружения фактов ненормативного (нестандартного) расходования энергоресурсов;
  • диспетчеризации потребления горячей и холодной воды при предотвращении аварийных ситуаций и по командам с районного сервера учета и диспетчеризации энергопотребления;
  • диспетчеризации потребления электроэнергии при предотвращении аварийных ситуаций и по командам с районного сервера учета и диспетчеризации энергопотребления;
  • автоматического регулирования температуры в отапливаемых помещениях с использованием суточных и недельных установок желаемой температуры;
  • взаимодействия с типовым датчиками охранно-пожарной сигнализации, реализации режимов дистанционной постановки и снятия квартиры с охраны, «Тревожной кнопки», извещения о возгорании, утечки газа, протечки воды с передачей тревожных событий на общеобъектовый концентратор и выбранным абонентам сетей GSM;
  • защиты системы от несанкционированного доступа и неквалифицированного использования;
  • дистанционной настройки и конфигурирования приборов в составе системы при помощи стандартизованных протоколов;
  • ведения архивов на районном сервере учета и диспетчеризации энергопотребления и выдачи их на удаленные клиентские рабочие места органов государственной власти и управления, энергоснабжающих организаций, управляющих компаний, товариществ собственников жилья и т.д.

Состав и характеристики система учета энергоресурсов :
1. Квартирный блок, конструктивно устанавливаемый, например, в силовом щитке или в любом другом удобном месте, обеспечивающем доступ к сети 220 В и к компьютерной проводной сети Ethernet:

  • интерфейсы связи – TCP/IP Ethernet, RS-485, MiWi, GSM (при наличии роутера);
  • число поддерживаемых беспроводных модулей по интерфейсу MiWi – до 45;
  • дальность радиосвязи - до 30…100 м. (зависит от конкретных условий использования, в частности от типа стен помещений – кирпич, бетон и т.п.);
  • накопление информации (до нескольких часов, в зависимости от числа подключенных модулей учёта) при отсутствии связи с сервером и последующая досылка накопленной информации после восстановления связи;
  • поддержка двух серверов (основного и резервного) с автоматическим переходом с одного на другой при исчезновении связи;
  • резервирование каналов связи с сервером – основной канал: LAN Ethernet (витая пара, коннектор RJ-45), резервный: GPRS GSM (при наличии GSM роутера);
  • сохранение работоспособности функций регулирования температуры и диспетчеризации при отсутствии связи с сервером.

Примечание: квартирный блок используется в индивидуальном варианте использования и в качестве средства накопления и передачи данных модулей учета общедомового расхода энергоресурсов .
2. Модуль учета и диспетчеризации водоснабжения:

  • счетчики холодной и горячей воды с импульсным выходом с установочным диаметром 1/2, 3/4;
  • краны с электроприводом с установочным диаметром 1/2, 3/4;
  • беспроводной цифровой термометр с точностью измерения температуры 0,1°С;
  • преобразователь «счетный выход-радиоинтерфейс» БСИ-01;
  • беспроводный датчик утечки воды БДУВ-01;
  • модуль управления вентилями с радиодоступом МУВ-01.

3. Модуль учета и регулирования теплоснабжения в составе:

  • электрически управляемого (или ручного термостатического) вентиля;
  • радиаторных и комнатных цифровых термометров с радиоинтерфейсом.

4. Модуль учета и диспетчеризации электроснабжения:

  • электросчетчик со счетным выходом;
  • реле-ограничителя потребляемой электрической мощности;
  • блок сопряжения с реле-ограничителем (модуль управления нагрузкой с радиодоступом МУН-01);
  • преобразователь «счетный выход-радиоинтерфейс» БСИ-01.

5. Модуль учета общедомового расхода энергоресурсов:

  • квартирный блок в варианте учета общедомового расхода энергоресурсов;
  • стандартные объектовые (общедомовые) приборы учета энергоресурсов с интерфейсами RS-485, ETHERNET.

6. Ретранслятор радиосети РРС-01 (для больших помещений со сложной планировкой и частной застройки).
7. ИК датчик движения беспроводный ОДП-01.
8. Пожарный датчик беспроводный ПДБ-01.
9. Районный (городской) сервер сбора и обработки данных об энергопотреблении зданий и сооружений с сетевым доступом, статическим сетевым адресом и системой бесперебойного питания
10. Серверное программное обеспечение (ПО):

  • Операционная система - Windows или Linux (Unix);
  • Емкость адресного пространства для подключения квартирных блоков (индивидуальных потребителей) составляет 65535 шт. (до 200…300 многоквартирных жилых домов), реальное количество приборов зависит от производительности компьютера, скорости передачи линий связи, интенсивности обмена данными;
  • Непрерывная архивация данных, получаемых от объектов;
  • Повышенная отказоустойчивость и минимальные требования к аппаратным средствам.

11. Клиентское ПО:

  • Операционная система - Windows или Linux (Unix)
  • Отображение текущих (он-лайн) данных как в текстовом (табличном), так и в графическом виде (в виде графиков).
  • Просмотр архивов за заданный пользователем интервал времени в текстовом и табличном виде.
  • Возможность выборочной блокировки (отключения) потребителей.
  • Удаленная настройка объектового оборудования (клиентское ПО для инженера системы).

Структурная схема интеллектуальной энергосберегающей система учета энергоресурсов приведена на рис. 1.

Рис. 1 – Структурная схема интеллектуальной энергосберегающей система учета энергоресурсов

Порядок работы интеллектуальной энергосберегающей система учета энергоресурсов .
Данные с импульсных выходов счётчиков холодной и горячей воды поступают на вход преобразователя «счетный выход-радиоинтерфейс» БСИ-01, который подсчитывает число импульсов и передает эти данные по беспроводной сети Mi-Wi на квартирный блок, который производит расчёт текущего значения величины расхода холодной и горячей воды с сохранением результата в энергонезависимой памяти. Затем квартирный блок транслирует их посредством Enternet на районный сервер учета и диспетчеризации энергоснабжения. Преобразователь «счетный выход-радиоинтерфейс» БСИ-01 имеет батарейное питание.

Квартирный блок со снятой верхней крышкой и квартирная панель управления (справа)

Одновременно с учетом расхода воды осуществляется непрерывный мониторинг температуры трубопровода горячей воды с использованием устанавливаемого на нем беспроводного датчика температуры. Измерение температуры осуществляется через заданное время (20…30 секунд) после начала текущего цикла расхода и, при выходе температуры за нормативные параметры, осуществляется передача информации об этом факте на квартирный блок с ретрансляцией данных на районный сервер энергопотребления. Это необходимо для реализации законных прав пользователей на снижение расходов при ненормативном энергоснабжении.
При срабатывании беспроводного датчика утечки воды БДУВ-01 осуществляется передача информации об этом на квартирный блок. На основании заданного алгоритма квартирный блок принимает решение о диспетчеризации (перекрытии подачи) холодной и горячей воды, о чем выдается соответствующая индикация на квартирную панель. Команда на перекрытие воды выдается по беспроводной сети на модуль управления вентилями МУВ-01 и ретранслируется им на исполнительное устройство – шаровый кран. После исполнения команды выдается подтверждающая квитанция на квартирный блок. Кроме описанного, может быть использовано принудительное перекрытие холодной и горячей воды с районного сервера учета диспетчеризации энергоресурсов при отсутствии оплаты, необходимости жесткого лимитирования расхода и т.д., а также диспетчеризация воды по командам пользователя.
Порядок учета и диспетчеризации электроэнергии аналогичен порядку учета и диспетчеризации водоснабжения.
Учет и регулирование теплоснабжения осуществляется следующим образом. Данные о температуре радиатора отопления и температуре в отапливаемом помещении с заданной периодичностью (100…300 секунд) передаются на квартирный блок. При использовании ручного термостатического вентиля указанные данные накапливаются в энергонезависимой памяти и после усреднения с циклом 3…5 минут выдаются на районный сервер энергопотребления. При использовании автоматического электронного регулирования температуры с использованием специального программного обеспечения квартирного блока реализуется контур автоматического поддержания заданной температуры на основе модифицированного пропорционального регулирования с выработкой команд управления электрическим вентилем. В качестве исходных данных для регулирования используются суточные и недельные программы (профили) регулирования, устанавливаемые пользователем посредством квартирной панели или WEB-интерфейса по сети. Одновременно с учетом данных о комнатной температуре и температуре радиаторов отопления осуществляется контроль за состоянием элементов питания всех беспроводных устройств, имеющих батарейное питание. Расчет потребленной тепловой энергии каждым индивидуальным потребителем осуществляется с использованием специального программного обеспечения районного сервера энергопотребления на основе пропорционального принципа по данным о зафиксированных температурах, теплоотдаче установленных радиаторов и данных обещедомового расхода.

Радиатор отопления с установленным на нём модулем измерения температур (справа).

На районном сервере учета и диспетчеризации энергопотребления, получаемые через Интернет от квартирных блоков данные, архивируются для последующего использования. Сервер включен круглосуточно, обладает необходимыми средствами резервирования данных и располагается в специально отведённом помещении. К серверу подключаются удаленные клиентские рабочие места со специальным программным обеспечением для работников органов государственной власти, энергоснабжающих организаций, управляющих компаний, товариществ собственников жилья и биллинговых систем расчета. Клиентское программное обеспечение имеет удобный дружественный интерфейс пользователя, позволяющий наблюдать (графика, таблицы), статистически обрабатывать и анализировать информацию об энергопотреблении.
Клиентское программное обеспечение даёт возможность блокировать потребителей. При этом после того как оператор отдал команду блокировки, она с клиентского рабочего места поступает на сервер энергопотребления, затем на квартирный блок. С квартирного блока команда ретранслируется на соответствующий модуль, включающий исполнительный механизм диспетчеризации.

Подключение и настройка интеллектуальной энергосберегающей система учета энергоресурсов .
Питание модуля управления вентилями МУВ-01 осуществляется от источников электропитания (далее источник электропитания) с номинальным напряжением 12 В. Отклонения напряжения должны лежать в пределах от минус 15 % до плюс 10 % номинального значения. Источник электропитания для устройства должен быть рассчитан на максимальный ток до 1 А.

Рис. 2 - Cхема подключения МУН-01

Краны шаровые подключаются к плате МУН-01 к выходам реле.

Подключение импульсного выхода счётчика (воды, эл.энергии и т.п.) к плате БСИ-01 осуществляется к клеммам счетного входа при этом один вывод импульсного выхода счётчика подключается к общему выводу платы («минус» питания), а другой - к клемме входа канала (см. рис. 3).

Рис. 3 - Схема подключения устройства БСИ-01

Платы БСИ-01 и МУН-01 питаются от литиевого батарейного источника питания напряжением +3В, однако возможно и подключение внешнего источника с напряжением +3…5В.

Питание квартирного блока, включающего в себя плату сетевого концентратора (рис. 4.) осуществляется от источников электропитания с номинальным напряжением 12 В. Отклонение напряжения должны лежать в пределах от минус 15 % до плюс 10 % номинального значения. Источник электропитания для устройства должен быть расчитан на максимальный ток до 1 А.

Рис. 4 – Модуль беспроводной сети квартирного блока

Настройка параметров интеллектуальной энергосберегающей система учета энергоресурсов может осуществляться как с сервера, так и через доступ при помощи терминала «Telnet».
Алгоритм ввода в эксплуатацию нового прибора (беспроводного модуля):

  • Оператор отправляет выбранному квартирному блоку команду поиска нового беспроводного устройства. После этого беспроводная сеть переходит в режим ожидания подключения прибора с заводским адресом (по-умолчанию имеющему значение, равное 255).
  • Оператор нажимает и удерживает 3…5 секунд специальную кнопку на добавляемом в сеть устройстве (беспроводном модуле), после чего устройство устанавливает связь с сетевым узлом (квартирным блоком). При этом в случае, если устройство находится в радиусе действия одновременно нескольких беспроводных сетей (соседских квартирных блоков), то оно подключатся только к той сети, которая была до этого переведена в состояние ожидания (см. пункт 1).
  • Подключенное устройство высылает свои заводские настройки (тип модуля, тип датчиков, значения масштабных коэффициентов для пересчёта показаний датчика (счетчика) в значение конкретной физической величины и т.п.) квартирному блоку, который затем передаёт полученные настройки на сервер, а тот в свою очередь – в специальную программу утилиту-клиент для администрирования системы. После этого, для оператора отображается форма (Рис. 2.) конфигурирования прибора с уже заполненными полями, исходя из полученных заводских настроек.
  • Оператор при необходимости корректирует некоторые поля (адрес прибора, его наименование и т.п.) в указанной форме настроек и нажимает кнопку «Применить». Введённые настройки отправляются на сервер, затем – через квартирный блок (ретранслятор локальный) в добавляемое устройство, где сохраняется в энергонезависимой памяти.
  • После проведенных действий устройство оказывается подключенным к беспроводной сети и для подтверждения высылает обратно на Сервер только что полученные новые настройки.

Перед первым подключением ретранслятора локального (РЛ-01) к сети LAN-Ethernet необходимо, чтобы системный администратор, обслуживающий данную сеть, назначил для подключаемого прибора, как для сетевого устройства, IP-адрес и маску подсети (заводские установки см. в табл. 1), а также обеспечил доступ к серверу сбора данных TCP порт 2021.

Таблица 1 – Заводские установки сетевых параметров



п/п

Параметр

Значение

00:04:A3:01:03:(83...88)

Собственный IP-адрес (IP v4)

IP-адрес шлюза

Маска подсети

Предпочтительный DNS-сервер

Альтернативный DNS-сервер

Для получения доступа к WEB-интерфейсу необходимо набрать в аресной строке браузера IP-адрес устройства (по умолчанию 192.168.10.180).
На экране отобразиться страница приветствия WEB-интерфейса. (рис. 5).

Рис. 5 – Стартовая страница WEB-интерфейсаинтеллектуальной энергосберегающей система учета энергоресурсов

Доступ к стартовой странице не требует ввода пароля.
В левой стороне расположено главное меню WEB-интерфейса интеллектуальной энергосберегающей система учета энергоресурсов:

  • Главная
  • Устройства
  • Конфигурация
  • Суточные профили
  • Недельные профили
  • Сеть TCP/IP
  • Сеть GSM
  • Журнал
  • Тех.поддержка

Для входа на каждую из данных страниц (кроме «Тех. поддержка») необходим ввод логина/пароля (по-умолчанию Admin/start) в форму авторизации (рис. 6).

На странице WEB-интерфейса «Устройства» пользователь может просмотреть список всех устройств, подключенных к квартирному блоку, а также значения текущих показаний по выбранному модулю учёта (рис. 7).
Также отображается статус устройства в радиосети (подключено/отключено) и время его последней активности. Это позволяет оперативно и наглядно оценить работу системы (качество связи с устройствами, темп обмена данными и т.п.).
По каждому из приходящих от устройств значений отображается время измерения, что позволяет в любой момент иметь чёткое представление об актуальности данных.
При разработке WEB-интерфейса была использована технология AJAX , Ajax (от англ. Asynchronous Javascript and XML - «асинхронный JavaScript и XML») - подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений, заключающийся в «фоновом» обмене данными браузера с веб-сервером. В результате, при обновлении данных, веб-страница не перезагружается полностью, а веб-приложения становятся более быстрыми и удобными. Это позволяет пользователю наблюдать в реальном времени изменения параметров не нажимая всё время кнопку браузера «Обновить».

Рис. 7 – Страница WEB-интерфейса системы учета энергоресурсов - «Устройства»

На странице WEB-интерфейса системы учета энергоресурсов «Конфигурация» выводится полная информация о составе БСС, параметрах входящих в неё устройств и т.п. (рис. 8).

Рис. 8 - Страница WEB-интерфейса системы учета энергоресурсов - «Конфигурация»

На странице «Суточные профили» системы учета энергоресурсов (рис. 9) пользователь может задавать до 4-х различных (согласно ТЗ) суточных профилей регулирования температуры. В каждом таком профиле присутствуют по 4 временных интервала, на протяжении которых поддерживается определённое значение температуры. Таким образом, можно, например, сформировать для системы учета энергоресурсов профили выходного дня (когда всё время, кроме ночи поддерживается высокая температура) и буднего (рабочего) дня (когда все проживающие находятся вне квартиры - температуру можно снижать) благодаря чему достигается экономия энергоресурсов.

Рис. 9 – Страница WEB-интерфейса системы учета энергоресурсов - «Суточные профили»

Пользователь имеет возможность задавать до двух недельных профилей изменения температуры, каждый из которых определяет - по какому из 4-х суточных профилей осуществлять регулирование температуры в каждый из 7-ми дней недели. Редактировать недельные профили можно на странице WEB-интерфейса «Недельные профили» (рис. 10).
На последующих страницах WEB-интерфейса («Сеть TCP/IP», «Сеть GSM», «Журнал» и «Тех. поддержка») пользователь или администратор системы имеет возможность изменять сетевые настройки и просматривать протокол (журнал) событий.

Рис. 10 – Страница WEB-интерфейса системы учета энергоресурсов - «Недельные профили»

Квартирный блок системы учета энергоресурсов также имеет возможность подключения по Telnet. Это необходимо, прежде всего, инженерным работникам, занимающимся пуско-наладкой и обслуживанием ИЭС. В режиме доступа по Telnet можно получить существенно более подробную информацию о состоянии системы, по сравнению с WEB-интерфейсом. (рис. 11).

Рис. 11 – Просмотр состояния системы учета энергоресурсов при помощи Telnet

Используя доступ через Telnet, можно в реальном времени отслеживать следующие параметры системы учета энергоресурсов:
- список устройств, их тип;
- наличие связи по беспроводной сети для каждого из устройств;
- статус последней отправки данных устройству («готов», «занят», «ошибка» и т.п.);
- входящий и исходящий трафик (объём данных) по каждому из устройств;
- время последнего сеанса радиосвязи с устройством;
- время получения последних данных о измеряемой величине;
- бортовое время квартирного блока;
- количество ошибок передачи / ошибок контрольной суммы (CRC), возникших в процессе передачи данных с момента включения квартирного блока;
- общее число зарегистрированных в беспроводной сети устройств / число устройств, находящихся на связи;
- состояние подключения к серверу;
- состояние очереди на отправку сообщений устройствам;
- напряжение питания квартирного блока;
- время работы квартирного блока от момента включения.

Рис. 12 - Окно настройки устройства системы учета энергоресурсов через Telnet

При использовании Telnet все команды вводятся в текстовом виде, при этом их перечень и требуемый синтаксис (форма записи) приведен в таблице 3.

Таблица 3 - Команды Telnet конфигурирования квартирного блока.

Команда (формат
записи)

Аргументы
(параметры)

Описание
(выполняемые действия)

Отображает текущие сетевые настройки системы учета энергоресурсов.

disconnect server

Разрывает соединение с сервером системы учета энергоресурсов

Номер объекта

Устанавливает номер объекта системы учета энергоресурсов (адрес квартирного блока).

serv=XXXXXXXX...

URL-адрес сервера

Устанавливает URL-адрес сервера системы учета энергоресурсов

Номер TCP-порта для подключения к серверу

Устанавливает номер TCP-порта для подключения к серверу системы учета энергоресурсов.

Собственный
IP-адрес устройства

Устанавливает собственный
IP-адрес устройства

Маска подсети

Устанавливает маску подсети системы учета энергоресурсов

IP-адрес сетевого шлюза

Устанавливает IP-адрес сетевого шлюза системы учета энергоресурсов

addr=X ch=Y val=Z

X-адрес беспроводного модуля,
Y-номер канала,
Z-новое значение

Устанавливает новое значение по заданному каналу выбранного беспроводного модуля. Может, например, использоваться для ручного управления нагрузкой.

X-текущий адрес беспроводного модуля, Y-новый адрес

Изменяет адрес беспроводного модуля системы учета энергоресурсов.

Отображает список всех зарегистрированных беспроводных модулей (их адреса, наименование, тип и т.п.)

X-адрес беспроводного модуля

Отображает текущие значения всех параметров по всем каналам для заданного беспроводного модуля.

add addr=X type=Y

X-адрес добавляемого беспроводного модуля, Y-тип модуля*

Добавляет в систему новое устройство (беспроводной модуль) заданного типа.

X-адрес удоляемого беспроводного модуля,

Удаляет из системы устройство (беспроводной модуль).

X-начальный номер записи протокола, Y-конечный номер.

Отображает заданный диапазон записей сообщений, переданных на сервер.

link addr=X to Y ch=Z

X-адрес датчика температуры,
Y и Z-адрес и номер канала модуля управления нагрузкой, соответственно.

Подключает выбранный беспроводной датчик температуры к требуемому каналу заданного модуля управления нагрузкой, формируя таким образом контур автоматического регулирования температуры.

XXXXX...-текст, отображаемый на панели

Отправляет текстовое сообщение на квартирную панель. (Аналог текстового информационного сообщения с сервера).

Активирует механизм загрузки обновления встроенного ПО.

Выполняет сброс (перезагрузку) устройства

reset to default

Выполняет сброс устройства на заводские устновки.

Завершает работу Telnet-терминала.

Отображает встроенную справку.

*– возможные значения параметра «тип модуля»:
0 – Неизвестное устройство;
1 - Ретранслятор локальный ETERNET/GSM (РЛ-01) ;
2 - Модуль управления нагрузкой ЖКХ с радиодоступом (МУН-01);
3 - Беспроводный распределитель тепла (БРТ-01);
4 - Беспроводный счетчик импульсов (БСИ-01);
5 - Ретранслятор радиосети (РРС-01);
6 - Квартирная панель индикации и управления (КПИУ-01);
7 - Приемо-передающее устройство (ППУ-01);
8 - Охранный ИК датчик движения беспроводный (ОДП-01);
9 - Пожарный датчик беспроводный (ПДБ-01);
10 - Беспроводный датчик утечки воды (БДУВ-01);
11 - Охранный модуль;
12 - Беспроводной датчик температуры (БДТ-01).

Краткое описание клиентского и серверного программного обеспечения системы учета энергоресурсов .

Внешний вид серверного программного обеспечения системы учета энергоресурсов приведен на рис. 13.

Рис. 13 - Серверное программное обеспечение (ПО) системы учета энергоресурсов

Клиентское ПО системы учета энергоресурсов включает 2 клиентских приложения:

    • Клиентское ПО системы учета энергоресурсов для настройки системы и просмотра показаний приборов в режиме On-Line (клиент для инженера и оператора системы);
    • Клиентское ПО системы учета энергоресурсов для учета энергопотребления объектов ЖКХ, предназначенное для определения и визуализации потребления абонентами энергоресурсов за заданный период времени (клиентское ПО для ТСЖ и управляющих компаний).

Внешний вид клиентского ПО системы учета энергоресурсов приведен на рис. 14. На вкладке «Состояние объекта» выводятся данные, получаемые в реальном режиме времени с объектового оборудования. В левой панели выводится список устройств, подключенных к серверу. На вкладке «Состояние объекта» выводятся данные, полученные с прибора, наличие тревоги, а также состояние подключения прибора к серверу и актуальность полученных данных.

Рис. 14 - Клиентское ПО системы учета энергоресурсов, вкладка «Состояние объекта»

На вкладке «On-line просмотр» выводятся данные, получаемые с приборов, в графическом виде (рис. 15).

Рис. 15 - Клиентское ПО системы учета энергоресурсов, вкладка «On-line просмотр»

Клиентское ПО системы учета энергоресурсов для учета энергопотребления объектов ЖКХ:

    • обеспечивает ведение базы данных, содержащей информацию об абонентах (юридических и физических лицах), приборах энергоучета и тарифах оплаты услуг энергопотребления;
    • обеспечивает импорт данных об энергопотреблении с нескольких серверов системы учета энергопотребления;
    • позволяет просматривать детализацию потребления электроэнергии для отдельного абонента (или для группы абонентов / объектов) за заданный временной интервал (рис. 16).
    • позволяет просматривать распределение потребления энергоресурсов между абонентами или объектами ЖКХ за заданный временной интервал (рис. 17).
    • поддерживает формирование квитанций об оплате услуг ЖКХ (рис. 18), определение баланса абонентов, формирование списков должников.
    • поддерживает формирование отчетов о потреблении энергоресурсов абонентами за заданный период времени (рис. 19).

Рис. 16 - Просмотр суммарного потребления холодной воды объектом с детализацией 1 сутки

Рис. 17 - Просмотр распределения потребления электроэнергии между абонентами

Рис. 18 - Пример квитанции об оплате, сформированной клиентским приложением системы учета энергоресурсов

Рис. 19 - Пример отчета о потреблении электроэнергии абонентами системы учета энергоресурсов

Рис. 19 - Интеллектуальная энергосберегающая система учета энергоресурсов на основе технологий беспроводных сенсорных сетей и интеллектуальных датчиков в здании торгового центра.

Установка «умных» счётчиков станет обязательной с 1 июля 2019 года. Министерство строительства и ЖКХ России представило в Госдуму законопроект №139989–7 , об интеллектуальном энергоучёте. Мера, предложенная Минстроем, призвана наладить достоверный учёт потребляемых энергоресурсов, сделать систему начисления платежей прозрачной, свести к минимуму риск безучётного потребления.

Многие жильцы подкручивают счетчики, заставляя платить других жителей дома за себя. С «умными» приборами своровать невозможно. Любое вмешательство будет зафиксировано.

Александр Сидякин, председатель комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ

В первую очередь установку «умных» счётчиков сделают обязательной для новостроек и жилых домов, которые сдаются в эксплуатацию после капитального ремонта. Условия для широкого внедрения приборов учёта с дистанционной передачей данных создадут к концу 2019 года.

Предпосылки к обязательной установке «умных» счётчиков

В ноябре 2017 года Государственная дума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект министерства строительства и ЖКХ о переходе на интеллектуальный учёт потребляемых энергоресурсов. Принятие нового закона направлено на стимулирование внедрения систем дистанционного сбора показаний со смарт-счётчиков с передачей в ресурсоснабжающие организации в режиме реального времени.

Впервые об интеллектуальном учёте широко заговорили после вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении...». Тогда Правительство поставило перед энергетиками и застройщиками непростую задачу – в коротких срок наладить достоверный учёт потребляемых энергоресурсов.

Так, закон «Об энергосбережении…» запрещает ввод многоквартирных домов в эксплуатацию, если они не выдерживают требований энергетической эффективности или не оснащены приборами учёта (Ст. 11 ч. 6-10).

Необходимость оснащения жилых и общественных зданий автоматизированными системами коммерческого учёта потребления энергоресурсов также отмечена в СП 134.13330.2012 от 01 сентября 2012 года «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования» (раздел 5.10).

В каких домах появятся «умные» счетчики

Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 года № 80-р автоматизированные системы учёта энергоресурсов включены в состав обязательного оборудования при проектировании и строительстве МКД (раздел IV.1). В обсуждаемом законопроекте также содержится требование к обязательному оснащению автоматизированными системами коммерческого учёта энергоресурсов многоквартирных домов, сдаваемых в эксплуатацию после строительства или капитального ремонта.

В ходе общественного обсуждения будущего закона не все участники энергетического и строительного рынков согласились с такой постановкой вопроса. Например, руководство ПАО «Россети» настаивает на том, что «умные» счётчики должны обязательно устанавливаться не только в новостройках и домах, которые сдаются после проведения капитального ремонта. В компании считают необходимым внедрять автоматизированные системы учёта в жилых и общественных зданиях при новом технологическом присоединении или при выходе из строя ранее установленных приборов.

Должен быть закон, который обяжет за три года закрыть весь периметр приборами учёта электроэнергии. Штрафы должны быть. Жесткие штрафы за неустановку или неработоспособность. Это основа. Причём приборы должны быть все интеллектуальные, цифровые.

Павел Ливинский, генеральный директор, председатель правления ПАО «Россети»

За чей счёт будут устанавливать «умные» счетчики

Этот вопрос находится в стадии разработки. Сейчас известно одно: россиян не обяжут ставить «умные» счётчики за свой счёт.

Сейчас расходы на установку «умных» счётчиков несут застройщики и управляющие компании. При этом, если у последних нет средств на монтаж интеллектуальных приборов учёта, Жилищный кодекс Российской Федерации разрешает финансировать эти мероприятия из средств фонда капитального ремонта (Ст. 166 ч. 2 188-ФЗ).

Установка смарт-счётчиков не скажется на кармане потребителей. Речь идёт о том, что их будут менять участники рынка, которые сегодня работают. Это могут быть энергоснабжающие организации или управляющие компании, прорабатываются разные модели, но точно не люди.

Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ России

По данным пресс-службы министерства строительства и ЖКХ, в России установлено около полумиллиона интеллектуальных приборов учёта. А ранее главный жилищный инспектор Андрей Чибис заявлял, что к 2024 году 95% россиян переведут на «умные» счётчики.

Для ускорения перехода на цифровой учёт потребляемых энергоресурсов в Совете Федерации 23 марта 2018 года обсуждался вопрос о том, чтобы переложить все расходы по замене приборов учёта на ресурсоснабжающие организации. Но парламентариям не удалось выработать единого мнения. Вопрос остался открытым.

Кто выиграет от обязательной установки «умных» счётчиков

Министр энергетики России Александр Новак, заявил, что создание цифровой электросетевой инфраструктуры на базе отечественного оборудования прежде всего положительно отразится на потребителях. Закон об «умных» счётчиках избавит жильцов многоквартирных домов от неудобств, связанных с передачей показаний «вручную»: интеллектуальные приборы сами транслируют данные о потреблении ресурсов в режиме реального времени.

Помимо этого, организация автоматизированного учёта и оперативного контроля за потреблением энергоресурсов в каждой квартире и по дому в целом позволяет:

  • не платить за «энерговоров» – потребителей, которые блокируют счётный механизм приборов учёта с помощью неодимовых магнитов или других приспособлений, искажающих данные о потреблении энергоресусов;
  • получать счета только за фактические объёмы потребленния коммунальных ресурсов;
  • со временем полностью перейти на более выгодную многотарифную систему оплаты.

Установка «умных» счётчиков в многоквартирных домах позволит потребителям на 30% снизить размер платежей.

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»

Это также выгодно ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям. По данным ИАР «ТАСС», около трети потребителей подают показания индивидуальных приборов учёта с опозданием или вовсе «забывают» об этой обязанности. При этом крупных должников и «энерговоров» не более 5%. Большинство собственников жилья действительно не помнят или не успевают передать показания.

В таких случаях управляющие и ресурсоснабжающие компании начисляют платежи по нормативу, который не отражает фактическое потребление. Отсюда – недополученные средства, которые сказываются на росте тарифов.

После того, как минстрой обяжет устанавливать «умные» счётчики, у поставщиков коммунальных услуг появится ряд новых возможностей:

  • получение достоверной информации о потреблении ресурсов в режиме реального времени;
  • существенное сокращение затрат на обходчиков и контролёров;
  • осуществление автоматизированного контроля за расходованием энергоресурсов;
  • оперативное определение баланса;
  • избавление от платёжных разрывов;
  • быстрая обработка полученных данных и своевременная выгрузка информации в ГИС ЖКЖ.

Согласно пояснительной записке к законопроекту об «умных» счётчиках, создание автоматизированных систем позволит снизить коммерческие потери энергоснабжающих организаций и обеспечить адресное воздействие на неплательщиков.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Система автоматизации учета ресурсов «под ключ» для МКД, РСО и поселков

В продолжение статьи.

Поскольку приборы учета энергии и энергоресурсов являются средствами измерения, то применять можно только приборы, занесенные в государственный реестр средств измерения. Как правило, свидетельством этому является сертификация прибора с системе сертификации ГОСТ Р, о чем имеется отметка в паспорте прибора, на корпусе и панели считывания информации. Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точночть прибора. Соотвественно, более высокий класс соответствует меньшему числу.

Прибор учета

Требования к точности

Диапазон и условия применения

1% (класс 1.0)

Сети с напряжением менее 0,4 кВ. (кроме граждан)

Счетчик электрической энергии

2% (класс 2.0)

Сети с напряжением менее 0,4 кВ. (для граждан- птребителей)

Счетчик электрической энергии

2% (класс 2.0)

1% (класс 1.0)

Класс 0,5S

Потребители с мощностью установленных устройств более 750 Квт

При замене счетчика класса 2.0 и для сетей с напряжением от 6 до 35 КВ

для сетей с напряжением свыше 110 КВ

Счетчик электрической энергии

Производители электрической энергии

Теплосчетчики

в том числе:

узел учета тепла

водосчетчик

При разности температур в подающем и обратном трубопроводах более 20 градусов

Теплосчетчики

в том числе:

узел учета тепла

водосчетчик

При разности температур в подающем и обратном трубопроводах от 10 до 20 градусов

Узел учета тепла

счетчик пара

При расходе пара от 30 до 100 %

Теплосчетчики для систем с подачей пара .

Узел учета тепла

счетчик пара

При расходе пара от 10 до 30%

Счетчики расхода воды (горячей и холодной)

Счетчики расхода газа

Требование внесения в реестр средств измерений

Счетчики электрической энергии

Для населения установлено требование по применению электрических счётчиков классом точности не ниже 2.0. Поэтому все старые электросчётчики с классом точности 2.5 и менее в настоящее время изымаются из оборота. Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Правительством РФ (постановление № 530 от 31.08.2006) установлены требования к классам точности приборов учёта электрической энергии для разных групп потребителей. Смотрите Правила отпуска электрической энергии.

Теплосчетчики

В настоящее время в стране применяются теплосчётчики используемые юридическими лицами и для коллективного учёта расхода тепла в многоквартирных жилых домах. Классы точности этих приборов установлены Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя от 1995 года. Смотрите Правила учёта тепла.

Отдельной категорией теплосчётчиков являются так называемые квартирные (компактные) теплосчётчики. При измерении количества тепла на одном радиаторе разность температур, как правило, менее 10 градусов. В таком случае точность измерения может быть менее 5% и такое средство измерения будет считаться индикатором. Очевидно поэтому официального разрешения на применение поквартиных теплосчётчиков нет. Тем не менее Законом РФ "Об энергосбережении" предписано использовать с 2012 года поквартирные теплосчётчики. Такие приборы уже зарегистрированны в Госреестре средств измерения.

Для счётчиков газа

Правила учёта газа не регламентируют класс точности приборов учёта газа. Тем не менее выпускаемые счётчики газа регистрируются в качестве средств измерения и имеют класс точности. По конструктивному исполнению это диафрагменные, ротационные, турбинные счётчики газа. Практически все они имеют погрешность 1-3% при межповерочном интервале до 10 лет, что сопоставимо с оговоренным сроком эксплуатации счётчика.

Счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы. Монтаж и наладка этих счетчиков производятся специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации. Смотрите Правила учёта газа.

Счетчики воды

Правилами учёта воды не регламентируется класс точности приборов учёта воды. Введено требование внесение приборов в Госреестр средств измерения. По конструктивному исполнению счётчики воды весьма разнообразны и могут использовать для измерения объёма различные физические принципы (тахометрические, электромагнитные, ультразвуковые, комбинированные). В быту в основном используются крыльчатые счётчики, устанавливаемые сразу после входного вентиля и фильтра.

Смотрите Правила пользования системами водоснабжения и канализации .

Порядком учёта воды в г. Москва дополнительно установлено требование по межповерочным периодам для поквартирных счётчиков воды: для холодной воды не менее 5 лет, для горячей воды не менее 4 лет. Кроме того, предусмотрена обязательность установки счётчиков с импульсным выходом в случае, когда в доме имеется дистанционная система считывания информации с водосчётчиков.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари