Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Попрядухин Александр Иванович: секретный Герой Советского Союза. От милиции к полиции: герои и антигерои органов внутренних дел

Александр Попрядухин ушел из жизни, так и не вкусив славы

Это случилось ровно 40 лет назад, в начале ноября 1973 года. Четверо студентов автомобильного техникума, мечтавших о красивой жизни в США, вооружившись охотничьими ружьями и ножами, попытались угнать пассажирский самолет ЯК-40. Но угон был предотвращен. А обыкновенный милицейский старлей Александр Иванович Попрядухин стал Героем Советского Союза. Грех не вспомнить, что за три года до этого мир был потрясен событиями на борту советского АН-24, который пытались угнать литовец Пранас Бразинскас и его несовершеннолетний сын Альгирдас.

Это был первый успешный в советской истории угон пассажирского самолета! Вооруженные пистолетом, ружейным обрезом и ручной гранатой, они убили 19-летнюю стюардессу Надежду Курченко, ранили двух членов экипажа и одного из 46 пассажиров лайнера. Но самолет все-таки угнали…

Именно тогда, в 70-м, в советских аэропортах начали применяться передовые для того времени методы контроля. С тем диким случаем связано немало событий. Именем смелой юной проводницы Нади, у которой через пару месяцев после трагедии планировалась свадьба, были названы улицы в нескольких городах СССР, множество школ и организаций. Вологодская поэтесса Ольга Фокина, написала стихотворение под названием «Песни у людей разные» о погибшей бортпроводнице, и как бы от имени ее молодого человека.

Стихотворение Ольги Фокиной попалось на глаза начинающему тогда композитору, гитаристу Владимиру Семенову. Он написал в 1971 году песню «Звездочка моя ясная». Специально для исполнения песни и записи пластинки с ней был создан музыкальный коллектив, который получил название ВИА «Цветы» (позже «Группа Стаса Намина»). Вот такая история…


Надежда Курченко, молодая, красивая, бесстрашная...


О трагедии, случившейся четыре десятилетия назад, советская пресса не сообщала ничего, информация была закрытой. А между прочим, операция по освобождению самолета силами простой милиции в ноябре 1973-го потом вошла почти во все мировые учебники по антитеррору. Только имена отличившихся, естественно, не назывались. Лишь в начале 2000-х о героическом милиционере Александре Попрядухине сняли сюжет на одном из телевизионных каналов.

Почему советская пресса тогда молчала о кровавом происшествии в аэропорту «Внуково»? Думается, что в первую очередь по политическим соображениям. Дело в том, что осенью 1973 года в Москве планировалось проведение Всемирного конгресса миролюбивых сил, на котором должна была присутствовать представительная делегация Болгарской коммунистической партии во главе с ее первым секретарем Тодором Живковым.

В МВД был разработан план «Гром», расписывавших действия сотрудников силовых ведомств в случае захвата иностранного посольства, правительственного здания или гражданского авиалайнера. Была сформирована оперативная группа захвата, в которую вошли опытные и хорошо подготовленные сотрудники милиции. В их число был включен и старший лейтенант Александр Попрядухин - к тому времени мастер спорта СССР по самбо, одиннадцатикратный чемпион МВД.


Новоиспеченный герой


План «Гром» был в принципе еще сырой и не был согласован со всемогущим КГБ, где к тому времени уже были спецподразделения, обученные одолевать в числе прочих и воздушных террористов. Тем не менее, с конца октября 1973 года именно сотрудники милицейской группы захвата несли круглосуточное дежурство в здании ГУВД Москвы на Петровке. И 2 ноября 1973 года именно эта группа, а не спецназ, была поднята по тревоге. Уже по дороге в аэропорт «Внуково» им сообщили, что группой террористов захвачен пассажирский самолет «Як-40».

Как свидетельствуют исторические первоисточники, появившиеся, между прочим, только в последнее десятилетие, старшему из преступников, главарю банды, ранее судимому, на момент захвата воздушного судна было 20 лет, а самому младшему лишь 16. Двум другим воздушным разбойникам еще не исполнилось 18.

Юные упыри приобрели билеты на самолет, вылетавший утром из московского аэропорта Быково в Брянск. Вооружившись обрезом, двумя охотничьими ружьями и ножами, они беспрепятственно прошли на борт самолета. И это после беспрецедентных мер, предпринятых в СССР после угона самолета Бразинскасами! Вскоре после взлета главарь банды попытался проникнуть в кабину пилота, выстрелив из ружья в закрытую дверь.


Среди друзей самбистов


На шум выскочил бортмеханик и попытался обезоружить бандита, но был тяжело ранен выстрелом в живот. Еще один пассажир, пытавшийся помочь бортмеханику, получил ножевое ранение. Угрожая расстрелом пассажиров, бандиты через командира самолета потребовали два с половиной миллиона долларов США (позднее сумма возросла до пяти миллионов), дозаправки в Брянске и беспрепятственного вылета самолета в одну из скандинавских стран.

Но командир самолета получил инструкцию возвращаться в Москву. Понимая, что требуемая сумма вряд ли будет собрана в Брянске (ну откуда же там столько долларов!), преступники были вынуждены согласиться. В Москве стоял густой туман, и все аэропорты были закрыты. Но все же пилоты захваченного лайнера сумели благополучно посадить Як-40 во «Внукове».

Пока группа захвата готовилась к штурму, руководство МВД начало переговоры с угонщиками, и террористы освободили раненых бортмеханика и пассажира в обмен на дозаправку топливом. Под этим предлогом бензозаправщик блокировал взлетную полосу. Тем временем группа захвата, совершив полуторакилометровый обходной маневр, скрытно приблизилась к самолету со стороны хвоста и заняла исходные позиции под фюзеляжем и крыльями Як-40.



Чествование героев. Живых и погибших


Это послужило сигналом для еще одного сотрудника милиции, который в форме работника «Аэрофлота» из здания аэропорта направился к самолету с чемоданом, в котором должны были лежать деньги для угонщиков. Согласно плану, штурм должен был начаться в момент передачи денег террористам. Все отчетливо понимали, что милиционер Александр Попрядухин, исполнявший роль курьера, оказавшись на линии огня, скорее всего, был обречен.

Но что-то привлекло внимание террористов раньше времени: то ли они услышали какой-то шум снаружи, то ли заметили посыльного с деньгами. Служебный люк самолета приоткрылся, и из него показался бандит с обрезом. «Курьеру» Александру Попрядухину решение пришло в голову мгновенно. Выскочив из-под самолета, он вызвал огонь террористов на себя. Несколько пуль попали точно в грудь, но бронежилет спас милиционеру жизнь.

Группа захвата открыла ответный огонь, в результате которого один из угонщиков был тяжело ранен и позднее скончался в больнице. Милиционеры сумели заклинить люк багром. С третьей попытки группе захвата удалось забросить в салон химический пакет со слезоточивым газом. Главарь банды застрелился, его подельники сдались. Штурм, как написано в учебниках по антитеррору, длился 4 минуты 11 секунд.


На картинке подвиг выгляди так схематично...


Судьба выживших террористов, кстати, была незавидной. Одного задушили в психбольнице, другой погиб в колонии при невыясненных обстоятельствах, третий вообще до суда не дожил - сокамерники во время следствия порезали… Парадокс, но «советские уголовники», если можно так выразиться, были все-таки патриотами и к изменникам родины относились более чем жестоко.

Честно исполнившему свой долг старшему лейтенанту милиции Александру Ивановичу Попрядухину указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1973 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Новый Герой в стране - все-таки пресса об этом написала: «Комсомольская правда» дала заметку о том, что милиционер Попрядухин отличился при… задержании особо опасного преступника в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького. Во как!

Если про погибшую от рук воздушных пиратов действительно героическую стюардессу Надю Курченко почти сразу же начали слагать песни, то про Александра Попрядухина, спасшего пассажиров Як-40, мало пишут даже сейчас. Его биография даже на сайте, посвященном Героям Советского Союза, весьма немногословна. «Правда.Ру» попробует восполнить этот пробел. Вот информация о нем, которой поделилась с корреспондентом нашего издания пресс-служба МВД России (за что сотрудникам этой службы отдельное огромное спасибо!).



Советник Посольства Республики Южная Осетия Виктор Бунин и Герой Советского Союза Александр Попрядухин (справа)


Александр Иванович Попрядухин родился 1 ноября 1938 года в поселке Сивск Навлинского района Орловской области (ныне это территория Алешенского сельского совета Навлинского района Брянской области России) в крестьянской семье. Русский. Окончил Сивскую начальную школу, затем семилетку в поселке Глубокие Лужи. Десятилетнее образование завершил в Навлинской средней школе. С 1955 года работал механизатором в колхозе, затем уехал в Нижний Тагил, где работал на стройках города. В 1957-1960 годах проходил срочную службу в пограничных войсках КГБ СССР на советско-турецкой границе в 125-м погранотряде (Арташат, Армянская ССР). После демобилизации уехал в Москву. В феврале 1961 года был принят на работу в органы внутренних дел.

Карьеру в милиции Александр Попрядухин начал милиционером патрульно-постовой службы в 4-м отделении милиции города Москвы. Затем служил участковым уполномоченным милиции и инспектором Государственной автомобильной инспекции в 19-м и 36-м отделах регулирования уличного движения ГУВД города Москвы. С 1972 года занимал должность старшего инспектора-дежурного 127-го отделения милиции. И именно на этой должности он совершил свой подвиг, описанный выше!

В 1975 году Александр Попрядухин окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры, а в 1980 году - Академию МВД СССР. Работал инспектором Управления кадров ГУВД Москвы, преподавателем, заместителем начальника и начальником кафедры боевой и физической подготовки Академии МВД СССР. С 1992 года полковник милиции Попрядухин находился в отставке.


Таким он запомнился друзьям...


В некоторых публикациях в Интернете указывается, что в «лихие» 90-е Александр Иванович работал в личной охране одного московского бизнесмена. Об этом периоде своей жизни он вспоминал не слишком охотно, в одном из своих интервью заявив: «Когда меня уволили, я и забыл, что герой. Звезду спрятал в сейф. Пошел в личную охрану к одному богатенькому мальчику двадцати шести лет. Кофе ему в постель приносил. С нуля пришлось все начинать…».

После выхода на пенсию он являлся членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо. 21 января 2013 года Александр Иванович Попрядухин ушел из жизни и похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. Наверное, полное жизнеописание «секретного» героя еще ждет своего автора…

Андрей МИХАЙЛОВ, «Правда.Ру»

3 июля – День сотрудников ГИБДД МВД РФ. Именно в этот день в 1936 году была образована Государственная автомобильная инспекция. Сегодня редакция mger2020.ru представляет ТОП-10 героических поступков инспекторов ГИБДД России, которые не только добросовестно выполняют служебные обязанности, но и спасают жизни людей.

1. В Архангельской области инспектор ДПС Александр Танин спас тонущего мужчину

1 июня 2015 года инспектор ДПС отделения ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Александр Танин отдыхал возле деревни Прилуки. Двигаясь на моторной лодке по реке Устья, он увидел тонущего человека. Александр вытащил пострадавшего из воды, причалил к берегу и оказал первую медицинскую помощь. Спустя несколько минут мужчина начал дышать.

2. В Твери сотрудник ГИБДД Юрий Буданцев спас пожилую женщину из горящего дома

27 мая 2015 года заместитель начальника Центра автоматической фиксации административных правонарушений ГИБДД по Тверской области Юрий Буданцев отдыхал дома после работы, когда заметил пожар в соседнем доме. Полицейский выбежал на помощь, вместе с другими очевидцами вышиб калитку и вынес из горящего помещения пенсионерку, документы и бытовую технику.

3. В Кызыле инспекторы ДПС Мочек Бадарчы и Аяс Сарыглар спасли тонущего в реке мужчину

19 апреля около двух часов ночи в ДПС Республики Тыва поступило сообщение о том, что с Коммунального моста в Енисей спрыгнула женщина. Приехав на мост через три минуты, инспекторы увидели в реке женщину и мужчину, которых уносило сильным течением. Инспекторы Мочек Бадарчы и Аяс Сарыглар бросились в воду. Спасти удалось только мужчину, который держался на воде из последних сил. Полицейские доплыли до берега, на себе таща обессиленного человека.

4. В Пермском крае инспекторы ГИБДД Марат Мавлютов и Ильгат Акбашев спасли семью из пожара

Ранним утром 17 апреля инспекторы ДПС Марат Мавлютов и Ильгат Акбашев, проезжая по одной из центральных улиц села Барда, заметили сильный пожар в одном из домов. Инспекторы оперативно эвакуировали всех семерых заложников горящего дома (четверо взрослых, трое детей, в том числе один грудной ребенок). Прибывшие на место сотрудники экстренных служб устранили возгорание. Пострадавшим была оказана медицинская помощь.

5. В Твери сотрудник ГИБДД Сергей Гусев потушил горящий автомобиль и спас находившегося в нем человека

Вечером 14 апреля в одном из дворов Твери загорелся автомобиль. Инспектор ГИБДД Сергей Гусев забрал из детского сада сына и возвращался домой. По дороге к дому он заметил густой дым, который шел из припаркованного автомобиля. Очевидцы вызвали МЧС. Сергей не стал дожидаться спасателей: он взял огнетушитель из своего автомобиля, в это время один из очевидцев попытался открыть переднюю дверь, и в салоне вспыхнул огонь. Инспектор, не растерявшись, сбил пламя и увидел на заднем сиденье мужчину. Пострадавшего без промедления вытащили на воздух.

6. В Пермском крае инспектор ГИБДД Владимир Буленков спас женщину от стаи бродячих собак

Животные напали на 53-летнюю женщину рано утром во дворе одного из домов. Она пыталась самостоятельно защититься. На помощь женщине поспешил полицейский Владимир Буленков. Он разогнал животных и отвез пострадавшую в больницу.

7. В Пермском крае инспектор ДПС Мансур Цуроев спас девушку от суицида

Поздним вечером, проезжая по Камскому мосту, инспектор ДПС Мансур Цуроев увидел скопление людей и остановившиеся на встречной полосе движения автомобили. Сквозь толпу он заметил девушку, стоящую за ограждением моста. Не теряя ни минуты, Мансур остановил автомобиль, подбежал к девушке и начал разговор. Приблизившись вплотную, полицейский заметил, что девушка из последних сил держится за перила заледеневшими от холода руками, а ноги уже вот-вот готовы соскользнуть с края моста. В этот момент полицейский схватил девушку, и она повисла на его руке, потянув за собой вниз. Инспектор не растерялся и в ту же секунду ловко перекинул испуганную девушку через ограждение, предотвратив трагедию.

8. В Ростовской области инспектор ГИБДД Виктор Феденко спас человека с заболеванием сердца

19 ноября 2014 года во время патрулирования полицейский Виктор Феденко заметил автомобиль, припаркованный с нарушением ПДД на дороге. Инспектор заподозрил неладное и решил выяснить, что случилось. В машине правоохранитель обнаружил мужчину, который был без сознания. Лейтенант полиции позвонил медикам. Врачи сказали, что обморок произошел по причине заболевания сердца. Установив личность, сотрудник правопорядка связался с его родственниками и передал им автомобиль.

9. В Московской области инспекторы ГИБДД Сергей Гусев и Игорь Кокорев спасли провалившихся под лед рыбаков

10 марта 2014 года инспекторам ГИБДД Сергею Гусеву и Игорю Кокореву водитель сообщил, что рядом под лед провалились два рыбака. Сотрудники полиции сообщили о происшествии в дежурную часть, после чего самостоятельно направились на помощь рыбакам. Прибыв на место, инспекторы ДПС обнаружили, что рыбаки провалились на разном расстоянии от берега, один примерно в 50-ти метрах, другой на 100 метров дальше. Аккуратно ступая по уже ослабевшему льду, они прошли около 50-ти метров, затем Кокорев для страховки обвязал буксировочным тросом Гусева, а тот уже ползком на животе направился к одному из рыбаков, протянул ему ветку и тем самым помог выбраться из ледяной воды. После этого Кокорев при помощи троса вытянул обоих на берег. Такая же операция была проведена и для спасения второго рыбака.

10. В Нижневартовском районе инспектор ГИБДД Дмитрий Шпак подставил патрульную машину под несущийся навстречу грузовик, чтобы спасти детей

Вечером 16 декабря школьный автобус ехал из посёлка Новоаганск в Нижневартовск в сопровождении заместителя командира роты ДПС Дмитрия Шпака. Навстречу им двигались два грузовика со щебнем. Первый водитель, увидев проблесковые маячки колонны, сбросил скорость. Второй попытался затормозить, но врезался в первый грузовик. Машину вынесло на встречную полосу и повело на колонну с детьми. У майора Шпака была возможность резко уйти в правый кювет, но он принял удар на себя, вывернув под несущуюся на школьный автобус машину. Инспектор ГИБДД получил множественные переломы рёбер и черепно-мозговую травму.

5 апреля 2016 года в Культурном центре ГУ МВД России по городу Москве состоялась презентация и официальная церемония памятного гашения почтовой марки, которая посвящена Герою Российской Федерации капитану милиции Виктору Михайловичу Адамишину. В этом памятном мероприятии приняли участие ВРИО командира ОМОН ГУ МВД России по городу Москве, генерал-майор полиции Дмитрий Дейниченко, замначальника ГУ МВД России по городу Москве, генерал-лейтенант внутренней службы Андрей Понорец, замруководителя Федерального агентства связи Владимир Шелихов, а также гендиректор ФГУП «Издательский центр «Марка» Артем Адибеков и члены Ассоциации ветеранов боевых действий ОВД и ВВ России. Приняла участие в памятных мероприятиях и вдова Героя России - Татьяна Адамишина.

Процедура гашения памятной марки - это дань глубокого уважения тем людям, которые беззаветно служили своей стране. Имя капитана милиции Виктора Адамишина было золотыми буквами вписано в московского отряда особого назначения. В рамках состоявшегося мероприятия Андрей Понорец и Владимир Шелихов особенным штемпелем произвели гашение блоков почтовых марок и специальных конвертов. Церемония гашения марок была приурочена ко Дню памяти сотрудников московского ОМОН, которые погибли при исполнении своих служебных обязанностей. Ежегодно этот день отмечается 7 апреля. Именно в этот день, ровно 21 год, назад капитан Виктор Михайлович Адамишин ценой собственной жизни сумел спасти жизни боевых товарищей.


«Сегодня мы должны не просто чтить подвиги своих героев, но и на их примере воспитывать подрастающие поколения. Память о подвиге Виктора Адамишина всегда будет в наших сердцах», - отметил в своем выступлении замначальника ГУ МВД России по городу Москве. «Героический поступок, который он совершил, является примером доблести, мужества и беззаветного служения РФ. А благодаря выпущенной в его честь почтовой марке, которая разойдется по всему миру и попадет в филателистические каталоги, его образ удастся сохранить навеки», - отметил в своем выступлении замглавы Россвязи Владимир Шелихов. Вдова Героя Российской Федерации Татьяна Адамишина выразила огромную благодарность московской полиции и Федеральному агентству связи: «В нашей семье никогда не забудут героический подвиг Виктора, от первого до последнего потомка. Желаю вам здоровья, благополучия, мирного неба над головой и семейного счастья. Это нужно не мертвым! Это нужно живым!»

Тираж памятной марки составил 165 тысяч экземпляров. На новеньком печатном знаке был изображен портрет Виктора Михайловича Адамишина и медаль «Золотая Звезда» на фоне бойцов штурмовой группы. Марка была выпущена в рамках памятной серии «Герои Российской Федерации» и уже поступила в обращение.

Герой Российской Федерации Виктор Адамишин

Адамишин Виктор Михайлович родился 25 марта 1962 года в городе Мурманске. По национальности русский. В 1979 году он успешно окончил среднюю школу, после чего практически два года работал в войсковой части в поселке Гремиха Мурманской области. В 1980 году он был призван на военную службу. Отслужив два года срочной службы, Адамишин был уволен в запас. Вернувшись из армии, он поступил на службу в милицию. До ноября 1987 года являлся командиром отделения, после чего был назначен командиром взвода 2-го полка патрульно-постовой службы (ППС) милиции ГУВД Москвы. С 1 ноября 1987 года заместитель командира 1-й роты 2-го оперативного батальона отряда милиции особого назначения (ОМОН) при ГУВД Москвы. В 1993 году он был награжден орденом «За личное мужество».

Шел апрель 1995 года, достаточно тяжелое для всей страны время. Уже на протяжении нескольких месяцев на территории Северного Кавказа не утихал вооруженный конфликт. Военные и сотрудники органов МВД каждый день вступали в ожесточенную схватку с боевиками и обычными бандитами, которые прикрывались маской народных освободителей. С тех пор прошло уже больше 20 лет, но вопросов, которые касаются войны на Кавказе на территории Чечни, не становится меньше, наоборот, со временем их становится только больше.

1 апреля 1995 года Виктор Адамишин в составе сводного отряда ОМОН МВД России был направлен на территорию Чеченской Республики для выполнения специальных мероприятий, направленных на восстановление конституционного порядка и изъятие у незаконных вооруженных формирований. Так капитан милиции Виктор Адамашин оказался на войне в Чечне. Необходимо понимать, что ситуация в республике складывалась тогда достаточно непростая - по-прежнему шли бои в Грозном, а основные дороги оставались блокированы боевиками. Перед федеральными силами стояла острая необходимость освободить пути передвижения группировки войск.

Уже 4 апреля 1995 года сводный отряд московского ОМОН прибыл к селу Самашки, которое было расположено в 10 километрах от чечено-ингушской границы, в непосредственной близости проходила трасса Ростов-Баку, а также железная дорога. В Самашках укрепились боевики, которые превратили каждый подходящий дом в селе в настоящую крепость, обустроив блиндажи, ходы сообщения, бойницы. Село Самашки находилось на западе равниной части Чечни. С северной стороны к селу примыкали холмы Сунженского хребта, с юга - лесной массив. Трасса Ростов - Баку, которая соединяла города Назрань, Грозный, Гудермес, проходила в 4-х километрах к югу от Самашек. От села к этой трассе шла хорошая асфальтированная дорога. Непосредственно через само село проходила железная дорога от Назрани к Грозному.

Боевики превратили в укрепленные объекты практически все добротные кирпичные дома в селе. Как выяснилось в дальнейшем, боевики несколько лет подряд готовились к ведению боевых действий. Подходящие дома были оборудованы мощными подвалами с бойницами для ведения огня, село было готово выдержать длительную осаду. При этом многие подвалы жилых домов были соединены системой ходов сообщений, блокированных стальными дверями. На окраинах села имелись траншеи.

Федеральные силы блокировали участок трассы Ростов - Баку к юго-западу от Самашек. В результате именно через село стал проходить основной маршрут, по которому можно было проехать из Ингушетии в Грозный и обратно. В течение зимы 1994-1995 годов и весной, вплоть до марта, через установленный на трассе блокпост МВД России, который расположился между Серноводском и Самашками, свободно пропускался автотранспорт, который двигался в обоих направлениях. Сотрудники МВД, несшие службу на блокпосту, осуществляли проверку документов и наличия оружия в автомобилях. В тот момент, когда в Грозном шли серьезные бои, в районе Самашки - Ачхой-Мартан - Бамут сохранялся относительный мир, который иногда нарушался столкновениями и обстрелами.

На военной дороге, которая шла к Грозному, периодически совершались диверсии, иногда посты федеральных сил подвергались обстрелам. Несмотря на то, что старейшины чеченских сел в регионе старались удержать членов незаконных вооруженных формирований от нападений на российские подразделения, обстановка была напряженной. По данным командования ВВ МВД России, за период с 11 декабря 1994 года по конец марта 1995 года в районе села Самашки погибло порядка 30 российских военнослужащих и сотрудников МВД. Именно это в конечном итоге и привело к решению о проведении в селе зачистки.

Военная операция в селе Самашки Ачхой-Мартановского района Чеченской Республики проводилась силами МВД России 7-8 апреля 1995 года. В операции участвовали различные подразделения Министерства внутренних дел, а именно Софринская бригада, сводный отряд ОМОН Московской области и Оренбургский СОБР (также имелись сведения о привлечении спецподразделения «Витязь»). 7 апреля началась операция по «зачистке» села в районе ж/д вокзала, а затем, 8 апреля, уже всего населенного пункта. По словам генерал-лейтенанта Анатолия Антонова, заместителя командующего силами МВД в Чечне, это была независимая военная операция войск МВД. Операция проводилась силами и средствами примерно 3 тысяч военнослужащих МВД, в том числе 350 из них составляли штурмовой отряд. Также использовалась артиллерия, несколько ракетных установок, около села Самашки были развернуты танки.

Подбитый танк в селе Самашки

Операция началась 7 апреля 1995 года. После проведенной артиллерийской подготовки в село вошли федеральные силы. При этом в некоторых местах села боевики, которые отсиделись в своих укрытиях, встретили их кинжальным огнем в упор. На юге темнеет рано, поэтому пока шла артподготовка, а военнослужащие занимали исходные позиции и входили в Самашки, уже начало смеркаться. Сводный отряд московского ОМОН занял позиции на самой окраине села. Мобильной штурмовой группе, которой командовал капитана милиции Виктор Адамишин, совместно с подразделениями 21-й бригады оперативного назначения ВВ МВД России предстояло участвовать в освобождении данного населенного пункта от боевиков.

В глубь населенного пункта федеральным силам удалось продвинуться по трем основным улицам, они входили в село под прикрытием бронетехники. На какое-то время сопротивление боевиков в селе удалось сломить. При этом командование федеральных сил приняло решение о немедленной эвакуации раненых и погибших на бронетранспортерах. В результате этого решения бойцы ОМОН остались без огневой поддержки. Двигаясь к центру села, омоновцы в очередной раз попали под обстрел, при этом в ходе завязавшегося боя мобильная группа Адамишина оказалась в окружении боевиков.

В сложной обстановке, находясь под сильным обстрелом, один из бойцов 2-го оперативного батальона ОМОН при ГУВД города Москвы сержант милиции Максим Теплов, рискуя собственной жизнью, бросился к огневым точкам боевиков и прицельным огнем из подствольного гранатомета сумел подавить их. Благодаря его смелости группа омоновцев смогла занять в селе круговую оборону, избежав значительных потерь. Хотя омоновцы оказались в окружении, они не дрогнули, не запаниковали, продолжая упорно сопротивляться.

Бойцы московского ОМОН продержались до наступления темноты, после чего капитан Виктор Адамишин, правильно оценив ситуацию, организовал прорыв бойцов из окружения, а сам вместе с сержантом Тепловым остался, чтобы прикрыть отход основных сил, с которыми выходили и раненые. Выручая своих товарищей, в ходе ожесточенной перестрелки капитан Виктор Михайлович Адамишин и сержант Максим Викторович Теплов погибли на поле боя.

За проявленные героизм и мужество капитан милиции Адамишин Виктор Михайлович посмертно был представлен к званию Героя Российской Федерации (Указ президента России от 25 августа 1995 года №877), сержант Теплов Максим Викторович был посмертно награжден орденом Мужества (Указ президента России от 05 ноября 1995 года №1076). Ордена и медали стали признанием их подвига со стороны государства. Виктор Михайлович Адамишин был похоронен в Москве на Митинском кладбище. На момент гибели ему было 33 года и 13 дней.

По материалам из открытых источников

Его имя не называлось почти 30 лет, хотя операция в которой он принял непосредственное участи вошла во все учебники спецслужб мира. Тогда, в 1973 году разыгрывалась трагедия с...

Его имя не называлось почти 30 лет, хотя операция в которой он принял непосредственное участи вошла во все учебники спецслужб мира. Тогда, в 1973 году разыгрывалась трагедия с угоном советского самолета, в которой ему было суждено сыграть одну из главных ролей…

Это случилось в начале ноября 1973 года. Четверо студентов автомобильного техникума, мечтавших о красивой жизни в США, вооружившись охотничьими ружьями и ножами попытались угнать пассажирский самолет ЯК-40. Но угон был предотвращен. А обыкновенный милицейский старлей Александр Иванович Попрядухин стал Героем Советского Союза.

Грех не вспомнить, что за три года до этого мир был потрясен событиями на борту советского АН-24, который пытались угнать литовец Пранас Бразинскас и его несовершеннолетний сын Альгирдас. Это был первый успешный в советской истории угон пассажирского самолёта! Вооруженные пистолетом, ружейным обрезом и ручной гранатой, они убили 19-летнюю стюардессу Надежду Курченко, ранили двух членов экипажа и одного из 46 пассажиров лайнера. Но самолет все-таки угнали…

Именно тогда, в 70-м, в советских аэропортах начали применяться передовые для того времени методы контроля. С тем диким случаем связано немало событий. Именем смелой юной проводницы Нади, у которой через пару месяцев после трагедии планировалась свадьба, были названы улицы в нескольких городах СССР, множество школ и организаций. Вологодская поэтесса Ольга Фокина, написала стихотворение под названием «Песни у людей разные» о погибшей бортпроводнице, и как бы от имени её молодого человека.

Стихотворение Ольги Фокиной попалось на глаза начинающему тогда композитору, гитаристу Владимиру Семенову. Он написал в 1971 году песню «Звездочка моя ясная». Специально для исполнения песни и записи пластинки с ней был создан музыкальный коллектив, который получил название ВИА «Цветы» (позже «Группа Стаса Намина»). Вот такая история…

О трагедии, случившейся четыре десятилетия назад, советская пресса не сообщала ничего, информация была закрытой. А между прочим, операция по освобождению самолета силами простой милиции в ноябре 1973-го потом вошла почти во все мировые учебники по антитеррору. Только имена отличившихся, естественно, не назывались. Лишь в начале 2000-х о героическом милиционере Александре Попрядухине сняли сюжет на одном из телевизионных каналов.

Почему советская пресса тогда молчала о кровавом происшествии в аэропорту «Внуково»? Думается, что в первую очередь по политическим соображениям. Дело в том, что осенью 1973 года в Москве планировалось проведение Всемирного конгресса миролюбивых сил, на котором должна была присутствовать представительная делегация Болгарской коммунистической партии во главе с ее первым секретарём Тодором Живковым.

В МВД был разработан план «Гром», расписывавших действия сотрудников силовых ведомств в случае захвата иностранного посольства, правительственного здания или гражданского авиалайнера. Была сформирована оперативная группа захвата, в которую вошли опытные и хорошо подготовленные сотрудники милиции. В их число был включён и старший лейтенант Александр Попрядухин - к тому времени мастер спорта СССР по самбо, одиннадцатикратный чемпион МВД.

План «Гром» был в принципе, еще сырой и не был согласован со всемогущим КГБ, где к тому времени уже были спецподразделения, обученные одолевать в числе прочих и воздушных террористов. Тем не менее, с конца октября 1973 года именно сотрудники милицейской группы захвата несли круглосуточное дежурство в здании ГУВД Москвы на Петровке. И 2 ноября 1973 года именно эта группа, а не спецназ, была поднята по тревоге. Уже по дороге в аэропорт «Внуково» им сообщили, что группой террористов захвачен пассажирский самолёт «Як-40».

Как свидетельствуют исторические первоисточники, появившиеся, между прочим, только в последнее десятилетие, старшему из преступников, главарю банды, ранее судимому, на момент захвата воздушного судна было 20 лет, а самому младшему лишь 16. Двум другим воздушным разбойникам ещё не исполнилось 18.

Юные упыри приобрели билеты на самолёт, вылетавший утром из московского аэропорта Быково в Брянск. Вооружившись обрезом, двумя охотничьими ружьями и ножами, они беспрепятственно прошли на борт самолёта. И это после беспрецедентных мер, предпринятых в СССР после угона самолета Бразинскасами! Вскоре после взлёта главарь банды попытался проникнуть в кабину пилота, выстрелив из ружья в закрытую дверь.

На шум выскочил бортмеханик и попытался обезоружить бандита, но был тяжело ранен выстрелом в живот. Ещё один пассажир, пытавшийся помочь бортмеханику, получил ножевое ранение. Угрожая расстрелом пассажиров, бандиты через командира самолёта потребовали два с половиной миллиона долларов США (позднее сумма возросла до пяти миллионов), дозаправки в Брянске и беспрепятственного вылета самолёта в одну из скандинавских стран.

Но командир самолета получил инструкцию возвращаться в Москву. Понимая, что требуемая сумма вряд ли будет собрана в Брянске (ну откуда же там столько долларов!), преступники были вынуждены согласиться. В Москве стоял густой туман, и все аэропорты были закрыты. Но всё же пилоты захваченного лайнера сумели благополучно посадить Як-40 во Внукове.

Пока группа захвата готовилась к штурму, руководство МВД начало переговоры с угонщиками, и террористы освободили раненых бортмеханика и пассажира в обмен на дозаправку топливом. Под этим предлогом бензозаправщик блокировал взлётную полосу. Тем временем группа захвата, совершив полуторакилометровый обходной манёвр, скрытно приблизилась к самолёту со стороны хвоста и заняла исходные позиции под фюзеляжем и крыльями Як-40.

Это послужило сигналом для ещё одного сотрудника милиции, который в форме работника «Аэрофлота» из здания аэропорта направился к самолёту с чемоданом, в котором должны были лежать деньги для угонщиков. Согласно плану, штурм должен был начаться в момент передачи денег террористам. Все отчётливо понимали, что милиционер Александр Попрядухин, исполнявший роль курьера, оказавшись на линии огня, скорее всего, был обречён.

Но что-то привлекло внимание террористов раньше времени: то ли они услышали какой-то шум снаружи, то ли заметили посыльного с деньгами. Служебный люк самолёта приоткрылся, и из него показался бандит с обрезом. «Курьеру» Александру Попрядухину решение пришло в голову мгновенно. Выскочив из-под самолёта, он вызвал огонь террористов на себя. Несколько пуль попали точно в грудь, но бронежилет спас милиционеру жизнь.
Группа захвата открыла ответный огонь, в результате которого один из угонщиков был тяжело ранен и позднее скончался в больнице. Милиционеры сумели заклинить люк багром. С третьей попытки группе захвата удалось забросить в салон химический пакет со слезоточивым газом. Главарь банды застрелился, его подельники сдались. Штурм, как написано в учебниках по антитеррору, длился четыре минуты 11 секунд.

Судьба выживших террористов, кстати, была незавидной. Одного задушили в психбольнице, другой погиб в колонии при невыясненных обстоятельствах, третий вообще до суда не дожил - сокамерники во время следствия порезали… Парадокс, но «советские уголовники», если можно так выразиться, были все-таки патриотами и к изменникам родины относились более чем жестоко.

Честно исполнившему свой долг старшему лейтенанту милиции Александру Ивановичу Попрядухину указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1973 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Новый Герой в стране - все-таки пресса об этом написала: «Комсомольская правда» дала заметку о том, что милиционер Попрядухин отличился при… задержании особо опасного преступника в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького. Во как!

Если про погибшую от рук воздушных пиратов действительно героическую стюардессу Надю Курченко почти сразу же начали слагать песни, то про Александра Попрядухина, спасшего пассажиров Як-40, мало пишут даже сейчас. Его биография даже на сайте, посвященном Героям Советского Союза, весьма немногословна. Вот информация о нем, которой поделилась пресс-служба МВД России (за что сотрудникам этой службы отдельное огромное спасибо!).


Александр Иванович Попрядухин родился 1 ноября 1938 года в посёлке Сивск Навлинского района Орловской области (ныне это территория Алёшенского сельского совета Навлинского района Брянской области России) в крестьянской семье. Русский. Окончил Сивскую начальную школу, затем семилетку в посёлке Глубокие Лужи. Десятилетнее образование завершил в Навлинской средней школе. С 1955 года работал механизатором в колхозе, затем уехал в Нижний Тагил, где работал на стройках города. В 1957–1960 годах проходил срочную службу в пограничных войсках КГБ СССР на советско-турецкой границе в 125-м погранотряде (Арташат, Армянская ССР). После демобилизации уехал в Москву. В феврале 1961 года был принят на работу в органы внутренних дел.

Карьеру в милиции Александр Попрядухин начал милиционером патрульно-постовой службы в 4-м отделении милиции города Москвы. Затем служил участковым уполномоченным милиции и инспектором Государственной автомобильной инспекции в 19-м и 36-м отделах регулирования уличного движения ГУВД города Москвы. С 1972 года занимал должность старшего инспектора-дежурного 127-го отделения милиции. И именно на этой должности он совершил свой подвиг, описанный выше!

В 1975 году Александр Попрядухин окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры, а в 1980 году - Академию МВД СССР. Работал инспектором Управления кадров ГУВД Москвы, преподавателем, заместителем начальника и начальником кафедры боевой и физической подготовки Академии МВД СССР. С 1992 года полковник милиции Попрядухин находился в отставке.

В некоторых публикациях в интернете указывается, что в «лихие» 90-е Александр Иванович работал в личной охране одного московского бизнесмена. Об этом периоде своей жизни он вспоминал не слишком охотно, в одном из своих интервью заявив: «Когда меня уволили, я и забыл, что герой. Звезду спрятал в сейф. Пошёл в личную охрану к одному богатенькому мальчику двадцати шести лет. Кофе ему в постель приносил. С нуля пришлось всё начинать…».

После выхода на пенсию он являлся членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо. 21 января 2013 года Александр Иванович Попрядухин ушел из жизни и похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. Наверное, полное жизнеописание «секретного» героя еще ждет своего автора…

Беззаветную преданность любимой Родине, храбрость и несгибаемую волю в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками проявили сотрудники московской милиции, служившие в военные годы во многих частях действующей армии.

В конце декабря 1941 года добровольцем ушёл на фронт сотрудник Управления НКВД Москвы и Московской области Андрей Серебряков. Высокого звания Героя Советского Союза Андрей Михайлович был удостоен ещё в 1939 году, когда отважно воевал с белофиннами.

Андрей Серебряков
На личные сбережения трудящихся Дзержинского района Москвы было построено несколько танков «Дзержинец». Серебряков и его товарищи по работе в УНКВД Цветков, Глушков, Слепцов и Борткевич сели за штурвалы боевых машин. Во время проводов на фронт герой-танкист сказал: «Там, где будем сражаться мы, враг не сделает ни шагу вперёд!»

Получив боевое задание, Серебряков смело и решительно повёл своё подразделение в бой. В тяжёлом сражении его танк загорелся, но танкисты продолжали вести огонь, неся смерть фашистским оккупантам.

Печальная весть о гибели героического экипажа Серебрякова отозвалась болью в сердцах сотрудников московской милиции, всех жителей Дзержинского района. В трудовых коллективах прошли митинги и собрания, на которых москвичи решили построить на личные сбережения новые танки и укомплектовать их своими экипажами.

В декабре 1942 года на митинге, во время передачи воинам очередного танкового подразделения «Дзержинец», было зачитано письмо П.Ф. Серебряковой. «Мне 70 лет. Я мать двенадцати детей. Десять детей и внуков - в действующей армии. Умоляю вас, отомстите фашистам за смерть моего Андрея», - обращалась к танкистам мать героя.

В тяжёлых боях первых месяцев войны смертью храбрых погибли милиционеры П.В. Маслов, С.М. Фомин, В.И. Кротков, В.Д. Кузнецов, Я.С. Коломченко, В.И. Ревякин и Н.Н. Вараксин. На их место встали новые защитники Родины.

Дмитрий Шурпенко
Среди питомцев Краснознамённой московской милиции был и Герой Советского Союза Иван Кирик, в мирное время работавший участковым уполномоченным 66-го отделения милиции. Иван Васильевич ушёл на фронт старшиной в начале 1943 года, воевал в составе 239-го гвардейского стрелкового полка 61-й армии Центрального фронта.

27 сентября 1943 года рота, в которой служил Кирик, вышла к Днепру. Перед бойцами была поставлена задача – форсировать водную преграду. Иван был ранен, но добился разрешения командира роты переправиться с первой штурмовой группой на вражеский берег. Шестёрка отважных во главе с Кириком, преодолевая смертельную опасность в огненном смерче, достигла противоположного берега и дала своим об этом знать зелёной ракетой. Завязался бой на крошечном плацдарме. Раненая рука мешала солдату стрелять из автомата. Тогда он выхватил сапёрную лопатку и ею уничтожил трёх фашистов. В этой ожесточённой схватке Кирик вдруг увидел, как на командира группы наседают два гитлеровца. Одного оглушил лопаткой, но второй уже занёс штык над поскользнувшимся командиром. Иван Кирик успел его закрыть грудью. Так героически погиб московский милиционер.

Сотрудник 9-го отделения милиции Дмитрий Шурпенко отважно действовал 21 июля 1941 года, извлекая людей из завалов при первом налёте вражеской авиации на Москву. За одну ночь Дмитрий Васильевич обезвредил 34 вражеские зажигалки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1941 года он был награждён медалью «За отвагу». Награду в Кремле милиционеру вручал «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин.

В действующую армию Дмитрий был призван в 1943 году. Командир взвода 2-го батальона 151-го стрелкового полка Шурпенко совершил подвиг при форсировании Днепра. Умело преодолевая упорное сопротивление врага, под массированной бомбёжкой немецкой авиации, он без потерь осуществил на подручных средствах переправу через реку бойцов и вооружения. За мужество и героизм 16 октября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В междуречье Днепра и Припяти полк принял на себя мощный удар вражеских танков и пехоты. В этом жестоком бою Дмитрий Шурпенко пал смертью храбрых.

Иван Кирик
Героем Советского Союза на завершающем этапе Великой Отечественной войны стал бывший милиционер 40-го отделения милиции Киевского района столицы Иван Чиликин. В органы внутренних дел он пришёл в 1938 году, после демобилизации из рядов Красной Армии. В октябре 1941 года, когда над Москвой нависла смертельная опасность, милиционер Чиликин добровольцем ушёл на фронт. Он участвовал в боях за столицу, в Сталинградской битве. После тяжёлого ранения в 1944 году вернулся из госпиталя в действующую армию. Во время штурма Кёнигсберга Иван Петрович первым поднялся в атаку. Под ураганным огнём противника подобрался к доту и забросал его гранатами. Вместо раненого командира возглавил роту и захватил форт. В плен попали более 200 фашистов.

Подвиги московских милиционеров помогли приблизить Великую Победу. Будем помнить имена героев!

Эдуард ПОПОВ, фото из архива редакции, рисунок Николая РАЧКОВА

Включайся в дискуссию
Читайте также
«Природа – сфинкс», анализ стихотворения Тютчева
Обонятельный мозг его центральный и периферический отделы
Растительный и животный мир кайнозойской и мезозойской эры