Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как скрестить растения в домашних условиях? Скрещивание растений - технология скрещивания и преимущества гибридных сортов Селекция цветов в домашних условиях.

Страница 2 из 4

Известно, что подавляющее большинство растений и животных размножается половым путем. Семенное потомство их возникает лишь в результате оплодотворения - слияния мужских и женских половых клеток, дающего начало новым организмам.
В отличие от вегетативного способа размножения (клубнями, черенками, почками и т. д.), при котором растущие организмы продолжают свое развитие с той стадии, до которой дошло развитие взятой для их получения ткани материнского куста, при половом размножении оплодотворенная яйцеклетка - зигота дает начало новому растению, начинающему свое развитие сызнова.
Процесс оплодотворения имеет громадную биологическую значимость, так как благодаря ему развивающиеся новые организмы приобретают двойственную наследственность - материнскую и отцовскую, а вследствие этого и большую жизненность, которая проявляется в лучшей их приспосабливаемости к разнообразным условиям внешней среды.
По Лысенко, биологическая роль процесса оплодотворения заключается в том, что путем объединения различающихся в определенной степени по своим наследственным свойствам женской и мужской половых клеток в одну клетку и слияния двух ядер их в одно ядро создается противоречивость живого тела, являющаяся причиной саморазвития, самодвижения, т. е. жизненного процесса с присущим ему обменом веществ.
Искусственное скрещивание различных сортов растений и пород животных широко используется в селекционной практике.
Решающими моментами при выведении новых высокопродуктивных сортов растений и пород животных с позиций материалистической мичуринской биологии является осмысленный и умелый подбор для скрещивания исходных родительских пар и дальнейшее управление формирующейся природой гибридного потомства регулированием условий жизни.

Путем многолетней упорной практической работы, имеющей под собой глубоко обоснованный фундамент, И. В. Мичурин последовательно, шаг за шагом, строил свою теорию половой гибридизации. Эта теория опровергает основные положения сторонников формально-генетической науки, утверждающих независимость наследственности организмов от условий их жизни и пропагандирующих «пресловутые гороховые законы Менделя», о применении которых в селекции многолетних культур, как писал Иван Владимирович, не стоит даже и мечтать. Он резко осуждал тех, кто работал по принципу: «Сыпь, подмешивай, болтай, авось что-нибудь выйдет другое». В противоположность этому девиз И. В. Мичурина гласит: «Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у нее - наша задача».
Возражая против взглядов на наследственность, высказываемых сторонниками формально-генетической «науки», он не раз утверждал, что при неоднократном скрещивании одних и тех же исходных родительских пар в их последовательных потомствах никогда не получится одинаковое количество гибридов, у которых всегда доминировали бы строго определенные признаки отца или матери согласно менделевскому закону 3:1. Полученные растения во всех случаях скрещивания одних и тех же родительских пар по своим морфологическим и биологическим признакам не бывают тождественны, потому что наследование признаков родителей зависит как от подбора скрещиваемых сортов, так и от многих других причин.
Правильный подбор родительских пар невозможен без знания биологических закономерностей наследования гибридным потомством признаков и свойств родителей и наличия глубоких взаимосвязей между формирующейся природой растительных организмов и условий их воспитания, установленных И. В. Мичуриным, Т. Д. Лысенко и их последователями.
1. Чтобы получить новый сорт с желаемыми качествами, необходимо прежде всего подобрать для скрещивания такие растения, которые обладают хозяйственно ценными признаками, соответствующими селекционному заданию.
И. В: Мичурин неоднократно подчеркивал мысль о том, что современным селекционерам, как правило, незачем проходить опять путь, пройденный до них; благодаря наличию у организмов наследственности, они должны пользоваться результатами трудов многих поколений своих предшественников.
Эту же мысль проводил в своих трудах и Лютер Бербанк. Он образно сравнивал выбор растений для скрещивания с работой архитектора. Как архитектор подбирает строительный материал, соответствующий идейному замыслу будущего здания, так и селекционер намечает для скрещивания растительные формы, обладающие теми признаками, какие он хочет видеть в будущем сорте. При этом в распоряжении селекционера имеется несравненно более богатый и разнообразный материал, который он может привлечь к работе для осуществления своего замысла, чем то количество минералов или пород дерева, какое известно архитектору.
При выведении новых сортов, как указывает Т. Д. Лысенко, очень важно подобрать исходные формы по принципу наличия у них наименьшего количества отрицательных качеств, которые могли бы ограничить в данных конкретных условиях развитие в потомстве лучших признаков и свойств родителей.
2. И. В. Мичурин придавал важное значение сортовой и индивидуальной истории материнского и отцовского растений, т. к. знание ее позволяет предвидеть возможный характер наследования признаков родительских форм гибридным потомством.
«Самой энергичной способностью передачи своих свойств,- указывал Иван Владимирович, - обладают, во-первых, все растения чистых видов, растущих в диком состоянии, во-вторых, большей энергией отличаются все старые культурные сорта растений, а самыми слабейшими в этом отношении нужно считать недавно выведенные молодые сорта плодовых деревьев и ягодных кустов» *.

* И. В. Мичурин, Избранные сочинения, 1948, стр. 69.

Доминирование признаков диких растений при скрещивании их с культурными обусловлено наличием у них значительно более консервативной наследственности, чем у более поздно сформировавшихся в процессе деятельности человека культурных форм.
Еще Ч. Дарвин отмечал, что у растений и животных, распространенных в естественных условиях, не наблюдаются такие резкие и внезапные изменения, какие известны у прирученных животных и культурных растений. Надо полагать, что сам факт окультуривания, т. е. перемещения растений из естественных условий в новые - искусственные, и возделывание их в течение многих поколений под влиянием определенных приемов агротехники и фитотехники способствует формированию у них более пластичной наследственности и более активной реакции их на изменение условий окружающей среды, чем у диких форм.
3. Для получения гибридного потомства с пластичной наследственностью, способного в наибольшей степени поддаваться направленному воспитанию и дающего наиболее богатый по разнообразию форм материал для последующего отбора, И. В. Мичурин рекомендовал применять географически и генетически отдаленное скрешивание.
Как правило, при отдаленной (межвидовой или межродовой) гибридизации полученное гибридное потомство сравнительно легко приспосабливается к тем условиям жизни, которые ему предоставляются.
На большом практическом материале И. В. Мичурин доказал возможность скрещивания далеких по родству форм растений и широко использовал отдаленную гибридизацию в своей практической работе при выведении известных сортов: яблони - Бельфлер-китайка, Кандиль-китайка (гибриды между домашней и китайской яблоней), Бельфлер красный, Бельфлер рекорд (гибриды между домашней яблоней и яблоней Недзвецкого), Таежное (гибрид между Кандиль-китайкой и сибирской яблоней); груши - Бере зимняя Мичурина, Толстобежка, Раковка (гибриды между обыкновенной - культурной грушей и уссурийской); вишни - Краса севера, Бастард черешни (гибриды вишни с черешней); новых растений - церападусов (гибриды степной вишни с японской черемухой); сливы - Прозрачная желтая (гибрид сливы с абрикосом), Ренклод терновый, Терн сладкий (гибриды сливы с диким терном); виноград - Русский Конкорд, Металлический, Буйтур (гибриды между американскими и амурским видами), Коринка Мичурина (гибрид между амурским и культурным видами винограда). Известны также его сорта - гибриды рябины с мушмулой, рябины с боярышником, малины с ежевикой и т. д.
Метод отдаленной гибридизации нашел широкое применение в работе советских селекционеров, так как он открывает большие возможности получения новых форм полезных растений.
Отдаленные по родству растения могут быть также далекими по географическому происхождению и по условиям среды, в которых каждое из них сформировалось.
Скрещивание географически отдаленных растений и воспитание их гибридного потомства желательно проводить в новых природных условиях, чуждых как материнскому, так и отцовскому родителям. В этом случае, согласно мичуринскому учению, как бы исключаются те условия, которые необходимы для сильного проявления в потомстве признаков ближайших предков. Классическим примером практического использования этого положения может служить получение И. В. Мичуриным в условиях Тамбовской области нового высококачественного зимнего сорта груши Бере зимняя Мичурина.
Ему долго не удавалось получить новый сорт груши с плодами хороших вкусовых качеств, пригодными для длительного зимнего хранения. С этой целью он проводил многочисленные скрещивания высококачественных западноевропейских зимних сортов груши (Бере Диль, Бере Клержо, Бере Лигеля, Сен-Жермен) с местными сортами (Тонковетка, Царская, Бессемянка). Однако выращенные сеянцы не обладали желаемым свойством вследствие доминирования у потомства раннего срока созревания плодов, свойственного местным сортам груш. Лишь путем скрещивания итальянского сорта груши Бере Рояль с молодым, впервые зацветшим сеянцем уссурийской груши (родина этого вида груши - Дальний Восток) он получил гибриды с плодами летнего, осеннего и зимнего созревания. Один из них оказался особенно ценным, так как унаследовал наилучшие свойства обоих родителей - морозостойкость, присущую уссурийской груше, и величину плодов, прекрасный десертный их вкус, а также способность к длительному хранению в свежем виде, присущие сорту Бере рояль.
4. На основании многолетних экспериментов и наблюдений И. В. Мичурин открыл еще одну важную закономерность: в процессе скрещивания сортов, равноценных в смысле консерватизма наследственности материнский организм, будучи естественным ментором, как правило, более полно передает свои признаки и свойства потомству, чем отцовский.
Руководствуясь этой закономерностью, советские селекционеры при проведении скрещиваний в роли материнского родителя часто подбирают то растение, хозяйственно ценные признаки и свойства которого желательно видеть в потомстве. Если же возникает необходимость ослабить индивидуальную силу наследственной передачи материнского родителя, то необходимо подбирать в роли матери молодой, впервые цветущий сеянец, с уже расшатанной предварительной гибридизацией наследственностью.
5. Иван Владимирович Мичурин - первый селекционер, применивший для скрещивания смесь пыльцы различных сортов. Правда, он использовал метод смеси пыльцы, в основном в целях преодоления нескрещиваемости при гибридизации растений, отдаленных в родственном отношении, однако последователи его доказали целесообразность применения смеси пыльцы ряда сортов и при обычных скрещиваниях.
Еще Дарвин отмечал, что скрещивание особей, подвергавшихся на протяжении жизни предыдущих поколений различным условиям, оказывает благоприятное действие на потомство, так как в этом случае их половые клетки являются в той или иной степени дифференцированными. При самоопылении цветков такой дифференциации половых элементов не наблюдается, поэтому влияние его на потомство неблагоприятно.
Это наблюдение послужило основанием для другого важного заключения Ч. Дарвина о наличии обязательной избирательности половых элементов растений в естественных условиях. И. В. Мичурин и Т. Д. Лысенко развили дарвинское положение о наличии избирательности оплодотворения растений и доказали, что наследование признаков родителей потомством при искусственной гибридизации находится в большой зависимости от избирательного характера процесса оплодотворения, причем эта зависимость имеет двойственный характер.
Далеко не каждое пыльцевое зерно биологически соответствует определенной яйцеклетке, поэтому чем больше пыльцевых зерен различных сортов наносится при опылении на рыльце кастрированного цветка, тем более широкая возможность предоставляется материнскому растению выбрать наиболее приемлемые из них. Многочисленными экспериментами мичуринцев доказано, что при наличии большого выбора пыльцы цветками оплодотворение происходит активнее, завязавшиеся семена оказываются значительно жизнеспособнее и богаче питательными веществами, а выросшие из них растения - более урожайными.
Кроме того, при опылении смесью пыльцы в результате взаимодействия пыльцевых зерен различных сортов создается качественно новая физиологическая среда, более благоприятная, чем при обычном опылении.
И. В. Мичурин обращал внимание селекционеров и на другую сторону этого процесса. Далеко не всегда при искусственной гибридизации следует ожидать получение относительно более жизнеспособного потомства. Ведь зачастую в качестве родителей привлекаются биологически не соответствующие друг другу растения, скрещивание которых является принудительным. Например, при отдаленной гибридизации иногда получаются растения, не способные к построению даже наиболее жизненно важных органов. Тем не менее, Т. Д. Лысенко подчеркивает, что избирательной способностью растений необходимо пользоваться для получения резких изменений наследственности путем принудительного скрещивания с теми особями, пыльцу которых не избрал бы материнский организм в естественных условиях.
В этой области мичуринская агробиологическая наука выдвигает новые, еще не разрешенные проблемы, имеющие важное теоретическое значение.
Для практических селекционных работ смесь пыльцы для скрещивания подбирается по тем же принципам, которые отмечены ранее, т. е. учитывается селекционное задание, хозяйственно ценные качества родительских сортов (в том числе нескольких отцовских), их биологические особенности и история происхождения.
6. Не всегда путем однократного скрещивания заранее подобранных с учетом указанных закономерностей доминирования наследственности родительских пар селекционеру удается получить гибридное потомство с желаемыми признаками. Чтобы добиться осуществления своей цели, иногда полезно прибегнуть к повторному скрещиванию лучших из полученных гибридных растений с одним из родителей или с каким-либо другим сортом, обладающим нужными качествами.
Придавая исключительное значение повторному скрещиванию первого гибридного поколения плодовых культур, полученных в средней полосе России, с южными сортами, И. В. Мичурин настойчиво указывал селекционерам: «Далее, самым существенно важным в деле выведения новых сортов плодовых растений нужно считать третий способ - способ повторного скрещивания гибридов с лучшими культурными (и иностранными) сортами... Здесь мы в большинстве случаев получим значительное общее улучшение как от влияния введенного в скрещивание сорта с новыми хорошими свойствами, так и от более легкой восприимчивости гибрида в его молодом возрасте и притом еще корнесобственного» *.

* И. В. Мичурин, Соч., т. 1, 1948, стр. 496-498.

В то же время он предостерегал от использования в суровых климатических условиях сеянцев второй или даже третьей генерации от естественного опыления, потому что новые, получаемые при этом формы уклоняются в основном в худшую сторону вследствие повторного отрицательного влияния местных факторов среды на доминирование признаков родителей.
Установленные И. В. Мичуриным, Т. Д. Лысенко и их учениками закономерности доминирования наследственности растений распространяются и на культуру виноградных лоз.
Многолетними исследованиями, проведенными отделом селекции и сортоизучения Украинского научно-исследовательского института виноградарства и виноделия им. Таирова (П. К. Айвазян) установлено, что в первом и втором семенных потомствах половых гибридов наблюдается довольно сложная картина наследования признаков родителей. У одних сеянцев могут преобладать признаки одного родителя, у других - другого, у третьих - может иметь место промежуточное наследование признаков и, наконец, известны случаи, когда в гибридном потомстве появляются совершенно новые признаки и свойства, полностью отсутствовавшие у исходных родительских пар.
Как правило, самыми константными в смысле наследственности оказываются дикорастущие формы чистых видов: Витис Рипариа, Витис Рупестрис, Витис Лабруска, Витис Амурензис и т. д., поэтому при межвидовой гибридизации винограда сеянцы первого потомства, полученные от скрещивания культурного винограда с американскими дикими видами и подвойными сортами и выращиваемые в обычных агротехнических условиях, преимущественно наследуют признаки диких родителей. При этом большая часть растений, уклонившаяся по морфологическим признакам в сторону диких форм, наследует от материнских растений (европейских сортов) неустойчивость к поражению мильдью и низкую морозостойкость, а от отцовских сортов (диких форм) - низкое качество урожая. Сеянцы, приближающиеся по морфологическим признакам к культурным сортам, уступают по качеству урожая материнскому культурному сорту.
Небольшое количество межвидовых гибридов, обладающих практической устойчивостью к мильдью и морозу, по своим морфологическим признакам (побеги и листья), а также по количеству и качеству урожая приближаются к диким видам. Такие сеянцы представляют интерес для повторной и вегетативной гибридизации.
Исследования показали также, что при межвидовой гибридизации лучше всего брать в качестве материнских растений стародавние аборигенные сорта винограда с хорошим качеством урожая. Такие сорта, сформировавшиеся в местных условиях и обладающие более устойчивой наследственностью, легче передают гибридному потомству свои признаки и свойства, чем интродуцированные.
В гибридном потомстве, полученном от повторных скрещиваний межвидовых гибридов с высококачественными сортами, как и следовало ожидать, значительная часть сеянцев представляет собой дикие формы. Получение и в этом случае большого количества сеянцев, отклоняющихся по своим признакам от культурных растений, можно объяснить тем, что в происхождении одного из родителей принимали участие дикие разновидности, которые в силу давности существования отличаются исключительной способностью сохранять свои наследственные свойства.
В пределах одной и той же гибридной комбинации, при одинаковых условиях среды, сорт полнее передает потомству свои признаки и свойства (урожайность, силу роста кустов, величину гроздей и ягод, окраску ягод и сока, качество урожая, устойчивость растений против неблагоприятных условий и другие) в том случае, если он взят в качестве материнского растения. Обеспечивая гибридный зародыш в наиболее молодом его возрасте, начиная с момента образования зиготы, необходимыми питательными веществами, материнский организм как ментор соответственно влияет на формирование наследственности потомства.
Правильный подбор исходных родительских сортов для скрещивания является лишь первым этапом селекционной работы, заканчивающимся получением гибридных семян. Последующий процесс формирования наследственности сеянцев представляет собой весьма сложное биологическое явление, совершающееся под влиянием условий среды и часто сопровождающееся проявлением у них ряда глубоких изменений.

Типы скрещивания

В селекционной практике используется два типа скрещивания:

простое (однократное) – скрещивают между собой два сорта (А Х Б)

Вариации:

Простые парные

Реципрокные

Множественные

Топкроссы

Диаллельные

сложное (многократное) – три сорта и больше [(А х Б) х С] х Д

Вариации:

Возвратные (бккроссы)

Конвергентные

Ступенчатые

Межгибридные

Простые скрещивания

Отбор проводят непосредственно в гибридных потомствах.

На основе простых парных скрещиваний работа с гибридным материалом сводиться к отбору в расщепляющихся поколениях гибридных растений и оценке их потомств.

Такой тип скрещивания имеет большое значение при межсортовой гибридизации, чем при межвидовой, когда для получения необходимого сочетания признаков у гибрида недостаточно однократного скрещивания.

Реципрокные скрещивания

Реципрокное (прямое и обратное скрещивание, родительская форма меняется местами) –

каждый из двух родительских компонентов используют в одном случае в качестве материнской формы, а во втором случае в качестве отцовской.

Этот тип скрещивания особенно важен при отдаленной гибридизации, когда в прямых и обратных комбинациях результаты могут получиться разными как по завязываемости семян, так и качеству гибрида.

Требуется для проверки наличия генетического материала в цитоплазме родительских форм.Ядерный материал при прямом и обратном скрещивании передаётся поровну; цитоплазма же передаётся гибридам только по материнской линии. При реципрокных скрещиваниях в одних случаях влияние цитоплазмы материнской формы может быть существенным, в других - не проявляться совсем.

11. Сложные ступенчатые и межгибридные скрещивания.

Ступенчатые скрещивания

При ступенчатой гибридизации полученные гибридные растения повторно скрещивают с третьим сортом, а если необходимо, то затем в скрещивание вовлекают и четвертый сорт или вид и т. д. Таким образом, в этих скрещиваниях участвуют несколько родительских форм, которые последовательно (ступенчато) включаются в гибридизацию.

При ступенчатых скрещиваниях создается гибридный материал, включающих зародышевую плазму нескольких сортов или даже видов растений. Подбирая, например, последовательность ступенчатой гибридизации сорта, один из которых - скроспелый, второй - высокоурожайный, третий - устойчивый к болезням, можно расчитывать получить гибрид, сочетающий все три указанных свойства.

Межгибридные скрещивания

Для создания исходного материала с большой широтой генетической изменчивости целесообразно использовать метод сложного или межгибридного, скрещиания.

Сущность его заключается в том, что популяция создается путем скрещивания большой группы родительских форм, причем как правило, скрещиваются сразу же особи F1.

Например, схема скрещивания 16 родительских сортов будет иметь следующий вид:

1-й год: (1х2); (3х4); (5х6); (7х8); (9х10); (11х12); (13х14); (15х16).

2-й год: (1х2)х(3х4); (5х6)х(7х8); (9х10)х(11х12); (13х14)х(15х16).

3-й год: [(1х2)х(3х4)]x[(5х6)х(7х8)]; [(9х10)х(11х12)]x[(13х14)х(15х16)].

4-й год: {[(1х2)х(3х4)]x[(5х6)х(7х8)]}x{[(9х10)х(11х12)]x[(13х14)х(15х16)]}.

С помощью этого способа в течение четырех поколений срещивания создается предпосылка для образования рекомбинированного генотипа, гены которого могут происходить из всех 16 сортов или линий.

Вариант 1 - сложное ступенчатое скрещивание

А х Б => F 1 (пересеять) => F 2 – выбираем заметные признаки А и Б, скрещиваем с сортом С => F 1 (пересев) => F 2 – выбираем заметные признаки А, Б, С, скрещиваем с Д => F 1 (пересев) => F 2 отбираем АБСД (1 из 256). Затрачено 6 лет.

Вариант 2 - межгибридное:

Высеваем параллельно А х Б и С х Д => их F 1 скрещиваем между собой => F 1 пересеваем => F 2 отбираем АБСД (1 из 4096 – огромная работа). Затрачено 4 года.

Практически всегда используют первый вариант.

  • Как получить качественный посевной материал овощей в домашних условиях, в чем отличие сортов от гибридов? Ответы на эти и другие вопросы по семеноводству вы найдете в приведенном ниже материале.

    Получение семян из томатов, перцев, баклажан

    Томаты и другие пасленовые - культуры самоопыляющиеся (т.е. плоды завязываются от опыления своей собственной пыльцой). Для получения своих собственных семян нужно, чтобы между одним сортом (или гибридом) в открытом грунте была пространственная изоляция около 50 м, а если место защищено деревьями, кустарниками - не менее 30 см.

    В настоящее время у многих овощных культур селекционеры выводят не сорта, а гибриды (F1). Такие гибриды называют гетерозисными. Гетерозис - это способ получения гибридов первого поколения (F1), которые превосходят родительские формы (отцовскую и материнскую) при скрещивании. Гетерозисные гибриды более урожайны, устойчивы к болезням и вредителям, имеют много других полезных свойств по сравнению с сортами. Однако из их плодов не следует брать семена, так как при посеве таких семян на следующий год произойдет расщепление, в потомстве будут обнаруживаться признаки материнских и отцовских растений (растения будут иметь разнообразную высоту, окраску и форму плодов, позже или раньше созревать и т.д.).

    Сорта по сравнению с гибридами имеют главное положительное свойство - они не будут расщепляться при соблюдении условий для получения чистосортных семян.

    Томат, перец, баклажан - теплолюбивые культуры, они не переносят ранних весенних заморозков. Для получения семян необходимо вырастить качественную рассаду. Рассада к моменту высадки должна иметь высоту 25-35 см, 7-8 листьев, бутоны цветков. Перед высадкой на постоянное место отбирают ровные растения.

    Высаживают растения в теплицу или в открытый грунт. На юге (Волгоградская область, Краснодарский и Ставропольский края) эти культуры хорошо растут в открытом грунте и дают полноценный урожай семян и плодов. Но в Нечерноземье и в северных регионах их надо выращивать в теплице.

    Семенные растения требуют усиленных подкормок минеральными и органическими удобрениями, более частых поливов. После высадки растения подвязывают к опоре. Для лучшего завязывания плодов рекомендуется аккуратно постукивать по стеблю палочкой, чтобы пыльца попала на рыльце цветка. Тогда семян в плодах будет гораздо больше.

    Первые плоды на растении имеют самые сильные и жизнеспособные семена. Семена надо выделять из плодов, которые созрели прямо на растении.

    Хорошо созревшие плоды томата моют водой, разрезают поперек, извлекают семена вместе с мякотью в чашку или банку, оставляют на 2-3 дня. После того как семена забродят, промывают их водой и просушивают. Затем хорошо просушенные семена высыпают в бумажные пакетики и хранят до посева.

    Следует помнить, что для получения семян перца надо соблюдать главное правило - высаживать сладкие сорта отдельно от острых сортов (т.е. надо соблюдать пространственную изоляцию: на открытом участке - 2000 м, на защищенном - 1000 м). Иначе сладкие сорта перца - их плоды и семена - станут острыми. Лучше всего на дачном участке выращивать какой-нибудь один сорт или вид перца (либо сладкий, либо острый).

    Получение собственных гибридных семян

    При получении собственных гибридных семян томата и других пасленовых культур самое главное заключается в технике опыления цветков. Предварительно выбирают один сорт - отцовскую форму. С 8 до 10 утра на распустившихся цветках находят созревшие пыльники (тычинки с пыльцой), обрывают их пинцетом и складывают в стеклянную баночку.

    Затем выбирают другой сорт - материнскую форму. На этом сорте аккуратно пинцетом раскрывают нераскрывшиеся бутоны (они раскроются завтра-послезавтра), обрывают тычинки и наносят на рыльце пестика пыльцу отцовской формы, предварительно вскрыв пинцетом пыльники. Для опыления одного цветка рекомендуется наносить пыльцу из 2-3 пыльников (повышается гарантия завязывания плода и в плоде образуется больше семян).

    После нанесения пыльцы на рыльце цветки изолируют от насекомых (надевают на них мешочек из нетканого материала), на цветоножку вешают этикетку (на ней записывают отцовскую и материнскую форму и дату опыления).

    На следующий день мешочки можно снять с цветков. Уже через несколько дней станет ясно, как прошло скрещивание: если завязь начнет увеличиваться в размерах - значит опыление прошло успешно.

    Таким образом, можно получить собственные гибридные семена, т.е. гибрид первого поколения (F1).

    Выход семян из одного плода перца сладкого - 150-250 шт., перца острого - 300-700 шт., баклажана - 600-1300 шт., томата - 600-1800 шт. Семена томата сохраняют всхожесть до 7-8 лет, перца и баклажана - 2-3 года.

    Собственные семена гороха и фасоли

    Овощной горох и фасоль - самоопыляющиеся растения. Используя это свойство для получения собственных семян, можно высадить несколько сортов, соблюдая расстояние между ними 20-50 см.

    Семена гороха сеют в грунт в конце апреля - начале мая, а фасоли - в конце мая - начале июня. Расстояние в ряду между растениями - 10-12 см (для фасоли) и 5-6 (для гороха), между рядами - 20-30 см.

    После появления всходов проводят рыхления, подкормки минеральными или органическими удобрениями перед цветением или во время него.

    Для получения семян отбирают типичные для сорта растения, здоровые и однородные. Отбор и прочистки нужно вести начиная с появления всходов, затем в период цветения и формирования бобов.

    Убирают растения после пожелтения. Аккуратно выдергивают их, связывают и просушивают под навесом для дозаривания. Затем полностью высохшие стручки с семенами обмолачивают (очищают). С одного семенного растения можно получить 30-40 шт. семян фасоли овощной, 100 и более шт. семян гороха овощного.

    В гетевские времена, как вспоминал сам Гете, в Карлсбаде - на карте не ищите, теперь это Карлови Вари - на водах отдыхающие любили определять в букетах растения по Линнею. Эти букеты пьющим в тени колоннады минеральные воды (гидрокарбонатно-сульфатно-хлоридно-натриевые - к сведению собирающихся в Karlovy Vary) доставлял ежедневно молодой красивый садовник, вызывающий у бледных одиноких дам повышенный интерес.

    Правильное определение каждого растеньица было делом чести и успеха у садовника, поощрявшего за скромную плату невинные ботанические увлечения. Трудно сказать почему - из-за ревности ли к садовнику, или к Линнею, но поэт жестко разошелся с Линнеем в принципах систематики растений. Линней, как известно, искал в растениях различия, Гете же стал искать общее и этим, надо сказать, сделал первый шаг к генетической систематизации растений.

    Увлечение женщин ботаникой можно было понять: система Линнея была до изумления проста и понятна. Это вам не «Определитель высших растений европейской части СССР» Станкова-Талиева более чем в тысячу страниц, приводящий студентов в предынфарктное состояние.

    Линней, сроду не любивший арифметики, тем не менее заложил ее, можно сказать, в основу своей системы. Он подразделил растения на 24 класса, из которых 13 выделены по числу тычинок. Растения с одной тычинкой в каждом цветке помещены в первый класс, с двумя - во второй и так далее до десятого класса, к которому отнесены растения с десятью тычинками. Класс 11-й включал растения с 11-20 тычинками, 20 и более тычинок в цветке говорило о принадлежности к 12-му и 13-му классу. Эти два класса различали по уровню расположения основания тычинок относительно места прикрепления пестика. Растения 14-го и 15-го классов имеют тычинки неравной длины. В цветах классов 15-20-го тычинки у растений сращены между собой или с пестиком. В 21-й класс были помещены однодомные растения, имеющие частью тычиночные, частью плодущие (пестичные) цветки. В 22-й класс попали двудомные растения, развивающие на одних растениях лишь тычиночные, на других - только плодущие цветки. Класс 23-й включал растения с хаотичным разбросом мужских и женских цветков (в том числе порою и совместном) на растении. В 24-м классе были объединены «тайнобрачные» растения - все бесцветковые растения, начиная с папоротникообразных и кончая водорослями. Названы последние «тайнобрачными» по той причине, что ботаники не знали, как они размножаются. Это сейчас биологам известны их организация и размножение лучше, чем цветковых растений.

  • Выращивание растений в домашних условиях очень распространенное хобби. Но большинство любителей не придает значения правилам ухода за растениями. Хотя занимает этот уход совсем мало времени. А результат сторицей окупает все потраченные усилия. Ведь если все сделать правильно, то растения здоровыми, отлично расти и радовать своим внешним видом. Поэтому каждому любителю природы, занимающемуся выращиванием растений, нужно знать ответы хотя бы на главные вопросы, связанные с этим занятием.

    Как скрещивать растения? Скрещивание растений производиться для того, чтобы получить новый сорт с необходимыми для селекционера признаками. Поэтому первым делом нужно определиться, какие качества в новом растении желаемы. Затем производиться подбор родительских растений, каждое из которых обладает одним или несколькими такими доминирующими качествами. Имеет смысл использовать растения, которые выросли в разных регионах – это делает более богатой их наследственность. Но все же, прежде чем приступать к занятию селекцией, все же следует ознакомиться со специализированной литературой, например, с описанием методов работы И. В. Мичурина.

    Как спасти растение? Бывают случаи, когда растение начинает по каким-то причинам гибнуть. Первым признаком обычно становиться болезненное состояние листьев. Тогда нужно проверить в каком состоянии стебель. Если он стал слишком мягким, хрупким или подгнил, то остается надежда, что здоровы корни. Но если и они испортились, то это значит, что растение умерло. В других случаях можно попытаться его спасти. Для этого придется срезать поврежденную часть. Но полностью стебли не срезают, оставляя хотя бы несколько сантиметров над грунтом. Затем нужно поместить растение так, чтобы вдвое сократить получаемую им норму солнечного времени и умеренно поливать его, когда почва совсем сухая. Такие меры помогут растению бороться с болезнью и через несколько месяцев появятся новые ростки.

    Как ухаживать за комнатными растениями? Чтобы растения были здоровыми и выглядели красиво, нужно соблюдать несколько обязательных правил. Во-первых, необходимо их правильно поливать. Нельзя заливать растение, лучше уж недолить. Делать это нужно когда земля сухая. Вода должна быть комнатной температуры. Нужно помнить, что тропические растения требуют еще и ежедневного опрыскивания. Другим, важным условием для жизни растений, является освещение. Обязательно следует разузнать освещение какой интенсивности и продолжительности требуется для растения и обеспечить для него необходимые условия. Температура - это третий важный для жизни и здоровья растений фактор. Большинству из них подходит комнатная температура. Но некоторые виды более холодных регионов нуждаются в понижении температуры зимой. Это можно обеспечить поставив цветок на застекленный балкон.

    Обычно скрещивание проводят в рамках растений одного рода, однако иногда скрещивают и растения разных родов. Цель таких работ – закрепление и умножение благоприятных характеристик и избавление от неблагоприятных особенностей. Скрещивание проводят в стерильных условиях, где можно полностью контролировать и не допустить самоопыления растений. Во время скрещивания с женского растения удаляют лепестки и тычинки (мужские части), оставшееся закрывают бумажным колпаком, пленкой или очень мелкоячеистой сеткой – все это необходимо, чтобы не допустить самоопыления. Когда пестик (женский орган) станет липким, при помощи кисточки на него наносят пыльцу с мужского растения. Затем цветок снова закрывают колпаком и ждут созревания семян. Созревшие семена собирают и высевают. Получение нового растения и его выведение на рынок иногда занимает около 15 лет. Когда скрещивают два растения и получают новое, так называемый гибрид, надо вырастить и опылить наилучшие экземпляры нового поколения, чтобы убедиться в том, что желаемые особенности закрепились. Затем растения выращивают в нескольких разных местах, чтобы проверить, как они себя чувствуют в садах в условиях разного климата. Елена Премудрая

    В гетевские времена, как вспоминал сам Гете, в Карлсбаде - на карте не ищите, теперь это Карлови Вари - на водах отдыхающие любили определять в букетах растения по Линнею. Эти букеты пьющим в тени колоннады минеральные воды (гидрокарбонатно-сульфатно-хлоридно-натриевые - к сведению собирающихся в Karlovy Vary) доставлял ежедневно молодой красивый садовник, вызывающий у бледных одиноких дам повышенный интерес.

    Правильное определение каждого растеньица было делом чести и успеха у садовника, поощрявшего за скромную плату невинные ботанические увлечения. Трудно сказать почему - из-за ревности ли к садовнику, или к Линнею, но поэт жестко разошелся с Линнеем в принципах систематики растений. Линней, как известно, искал в растениях различия, Гете же стал искать общее и этим, надо сказать, сделал первый шаг к генетической систематизации растений.

    Увлечение женщин ботаникой можно было понять: система Линнея была до изумления проста и понятна. Это вам не «Определитель высших растений европейской части СССР» Станкова-Талиева более чем в тысячу страниц, приводящий студентов в предынфарктное состояние.

    Линней, сроду не любивший арифметики, тем не менее заложил ее, можно сказать, в основу своей системы. Он подразделил растения на 24 класса, из которых 13 выделены по числу тычинок. Растения с одной тычинкой в каждом цветке помещены в первый класс, с двумя - во второй и так далее до десятого класса, к которому отнесены растения с десятью тычинками. Класс 11-й включал растения с 11-20 тычинками, 20 и более тычинок в цветке говорило о принадлежности к 12-му и 13-му классу. Эти два класса различали по уровню расположения основания тычинок относительно места прикрепления пестика. Растения 14-го и 15-го классов имеют тычинки неравной длины. В цветах классов 15-20-го тычинки у растений сращены между собой или с пестиком. В 21-й класс были помещены однодомные растения, имеющие частью тычиночные, частью плодущие (пестичные) цветки. В 22-й класс попали двудомные растения, развивающие на одних растениях лишь тычиночные, на других - только плодущие цветки. Класс 23-й включал растения с хаотичным разбросом мужских и женских цветков (в том числе порою и совместном) на растении. В 24-м классе были объединены «тайнобрачные» растения - все бесцветковые растения, начиная с папоротникообразных и кончая водорослями. Названы последние «тайнобрачными» по той причине, что ботаники не знали, как они размножаются. Это сейчас биологам известны их организация и размножение лучше, чем цветковых растений.

    Линней отнес 20 из 23 классов к явнобрачным обоеполым цветкам. Именно их он посчитал правилом в растительном царстве, остальные - любопытным исключением. Оно вроде бы логично, для растений удобнее - тычинки и пестики рядом, значит, брак без заминки; итог любви - плод и семя появляются в результате самоопыления, зашифрованного биологами латинским словом autogamia.

    Уже после Линнея выяснилось, что некоторые растения имеют лишь с виду обоеполые цветки. Хотя у них в цветках рядом и тычинки, и пестики, но пыльцевые клетки в пыльниках недоразвиты и все растение евнух евнухом - смотреть противно. Другие цветки сами себя не могут оплодотворить, но их пыльца способна к производству потомства при опылении пестиков чужих растений.

    Поскольку повелось исстари у ботаников все называть латинскими именами, то совокупность тычинок цветка они наименовали андроцеем, а совокупность пестиков (или просто пестик) - гинецеем. Но так как ни один ученый на уже достигнутом однажды ни за что не остановится, то ботаники в дальнейшем в зависимости от строения цветков подразделили их на обоеполые (содержат андроцей и гинецей) и однополые (содержат либо андроцей, либо гинецей). Если мужские и женские цветки расцветают на одном растении, его называют однодомным (кукуруза), если же на разных - двудомным (конопля). У полигамных видов на одном растении бывают обоеполые и однополые цветки (дыня, подсолнечник). Однако, по-видимому, в пику ученым-ботаникам природа порой подставляет их пытливому оку все формы перехода от одного полового типа цветка и растений к другому, вплоть до пустоцветов, вовсе лишенных тычинок и с недоразвитыми пестиками.

    Чрезвычайно раздражающее огородников сорное растение мокрица, или топтун, имеет в двух пятичленных мутовках десять тычинок, из которых обыкновенно 5 внутренних с некоторым добавлением таковых же из внешней мутовки сморщены и лишены пыльцы. Цветковые головки черноголовника (Poterium polygamum) содержат кроме чисто плодущих и чисто тычиночных цветков еще и настоящие обоеполые цветки. Они представляют все примеры перехода от настоящих обоеполых к цветкам чисто материнского типа. Кстати, этот ботанический род исключителен среди розоцветных своей склонностью к ветроопылению.

    Необычайно разнообразны также степени обособления среди ложнообоеполых плодовитых и тычиночных цветков. Бодяк, спаржа, хурма, виноград, некоторые скабиозы, камнеломки, валерьяны имеют цветки на первый взгляд обоеполые. В них хорошо развиты пестики, видны и тычинки, в пыльниках которых может быть или отсутствовать пыльца. В последнем случае это ложнообоеполые цветки. Что делать, и в природе «лжедмитрии» встречаются. То же самое можно сказать и о части цветков в кистях конских каштанов и некоторых видов щавеля, а также в цветках в центре корзинок мать-и-мачехи и ноготков, имеющих вид настоящих обоеполых цветков, но чьи завязи не дают всхожих семян, так как рыльце не способно пропускать через себя пыльцевые трубки.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
    Причины и симптоматика инсульта у детей
    Мыс крестовый лиинахамари