Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иерусалим. Горница Тайной вечери

Горница Тайной Вечери она же Сионская горница – место, где совершили Тайную Вечерю. Согласно традициям христианства, которые опираются на книгу Деяний Святых апостолов, эта комната является ко всему и обычным помещением, где находились иерусалимские апостолы, а еще это первая христианская церковь. За приданием на этом месте произошло много значимых событий для верующих христиан. Все они описаны в Новом Завете: некоторые явления Христовы, омовение ног, послания последователям после Воскресения, зачисление Матфея к 12-ти апостолам и другие.

О предании

Тайная вечеря

Молодой человек по имени Ирод, которого после прозвали Великий, встретил человека Менахема. Тот предсказал юноше, что в будущем он сядет на трон Иудеи. Ирод не воспринял всерьез его слова, но после того, как предсказанное сбылось, отдал приказ отыскать ведуна.

Менахем состоял в религиозной общине ессеев, они преследовались властями на протяжении многих лет. И причины на то были достаточно веские. Ессеи несли свой Новый Завет, отрекались от большинства традиций Иудеи и не ходили на жертвоприношения в Храме. Большая часть общины ессеев скрывалась в Кумране, на берегу Мертвого моря.

Ирод не просто одарил Менахема, но и позволил его секте обосноваться под горой Сион в Иерусалиме.

В некоторых записях упоминается о вратах Иерусалима, или же ворота Ессеев, они вероятнее всего и вели именно к поселению членов ессейской общины. После многочисленных раскопок, некоторые ученые стали утверждать, что в этом квартале и проводили Тайную Вечерю.

В Евангелие от Луки написаны строчки, в них указано: чтобы попасть в секретный зал, где Христос со своими апостолами будет проводить пасхальную трапезу, следует проследовать за мужчиной. Тот будет идти с кувшином, наполненным водой, и укажет правильный путь. Раньше не принимали во внимание такую деталь, как мужчина несущий наполненный кувшин. Хотя это очень важно. В то время воду приносили только женщины, представители сильного пола этим не занимались, поскольку это не входило в их обязанности. Следует сделать вывод, что в здании, которое было назначено местом пасхальной трапезы, совсем не было женщин. В Иудеи каждый здоровый мужчина обязан был иметь семью. Только ессеи давали обед безбрачия. Отсюда и теория: собрание состоялось в домике одного из ессеев, он почитал Новый Завет Иисуса. Так, поэтому Сионская гора и считается точкой Тайной Вечери.

Еще одна святыня, что подтверждает подлинность тайной горницы – Давидова царская могила. За верованиями иудеев ее почитают с XIII века.

Сегодня горница представляет собой комнату на втором этаже здания, которое сохранилось еще со времен крестоносцев.

Важно! Многие паломники, послушав недалеких гидов, считают, что эта комната и есть тем самым местом, где Иисус встречался со своими учениками. Но сегодняшний представлений зал не является древней комнатой. Город был разрушен римлянами, так и таинственный зал похоронен под развалинами.

Для соблюдения традиций чтится сама Сионская гора, здесь и произошло это значимое действие около 2000 лет назад, перевернувшее человеческую историю.

Здание горницы

Горница тайной вечери

Постройка располагается на вершине горы Сион, за стенами Старого города. За многие годы она неоднократно разрушалась и перестраивалась.

Св. Елена в IV века здесь расстроила небольшую церквушку. По записям она состояла из 80 колон, которые держали потолок из дерева. С потолка свисал терновый венец Спасителя. Эта базилика была построена рядом с горницей, примыкала к ней. Здесь располагался древний алтарь. Позже церковь разрушили персы, но ее восстанавливали не один раз. Также при базилике обустроили монастырь сионистов. В начале XII века церковь вновь разрушили, на этот раз мусульмане. После этого ее не восстанавливали, целым осталось только здание горницы в два этажа.

Сицилийский король Роберт Анжуйский взялся за восстановление горницы, после того как перекупил всю территорию вместе с руинами у Дамасского султана. Он и отдал всю постройку францисканским монахам.

Будучи имуществом ордена католиков, церковь была перестроена в мечеть. Все связанно с захороненным здесь царем Давидом. Сверху установили михраб, который, до сих пор уцелел.

Сегодняшнее здание построили францисканцы в XIV веке. Помещение имеет два этажа. Верхний был реставрирован в готическом стиле, чтобы отразить близость к первичному виду комнаты. На нижнем этаже расположена синагога, где собственно и находится гробница Давидова. Сионская горница сегодня не является ничьим владением. Ею опекается израильское правительство. Каждый желающий может посетить ее абсолютно бесплатно.

С 2014 года власти Израиля позволили молиться в горнице, но только шепотом.

По лестнице в горницу

На втором этаже просторная комната, в стилистике ранней готики. Здесь вы не найдете распятий или икон и изображениями святых. На византийское происхождение указывают колонны, которые расположены в самом центре. Возле выхода расположена маленькая арка и колонна из мрамора. Особенно впечатляюще смотрится барельеф на капители. На нем изображены пеликаны, два из них раздирают грудью третьего. Это замечательный образец символики времен крестоносцев – искупление возможно лишь через жертву.

Здесь также сохранились настенные надписи, подтверждающие, что когда-то это место было мечетью.

Горница Тайной Вечери в Иерусалиме на латыни пишется как Coenaculum, что переводится«верхняя комната в римском доме». Это название можно увидеть, посещая священные места на горе Сион.

Св. Иероним ввел это название, он же и перевел на латинский язык два завета. Жил он еще во времена византийцев на Святой Земле. И считается, что он был достаточно осведомлен о месте Тайной Вечери. Так, например, именно он обозначил, что дом, где Иисус собирался с апостолами, состоял из двух этажей. Именно в его честь в наше время и существует день переводчика. Также в Вифлееме находится его келья, которой можно поклониться, будучи в Храме Рождества.

В Иерусалиме их, по меньшей мере, две. И вообще, в этом городе всего «по паре», а то и более: две Голгофы, два дома первосвященника Каиафы, куда Иисуса привели на допрос, две или более Претории, три тюрьмы Иисуса…

У христиан она считается местом Нового Завета между Богом и людьми, потому что великое таинство Евхаристии было провозглашено именно здесь, во время последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками.

Где же могла происходить эта последняя трапеза Иисуса с учениками?
Евангелист Лука пишет (Лк.22:10):

«Он сказал им: «Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдет он».

Кувшин воды – это условный знак, известный лишь Иисусу да тому человеку, которого должны встретить ученики. Скорее всего, это был слуга, посланный за водой. Значит, дом, в котором должна произойти трапеза, находился неподалеку от городских ворот. А иначе зачем же слуге нести кувшин через весь город, ведя за собой по пятами подозрительную группу учеников-галилеян? Галилеяне в городе чужаки, их могли заметить, и тогда вся затея была бы обречена на провал.

Ворота, через которые ученики вошли в город, находились, скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны. Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Известный исследователь Евангелий, бенедиктинский монах Баргил Пикснер считает, что во времена Иисуса в этом районе жили ессеи - представители религиозного течения, во многом отличного от традиционного иудаизма.

О размерах комнаты можно судить по количеству людей, которых она вмещала (Деян.1:13-16):

«И, придя, взошли в Горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
(было же собрание человек около ста двадцати ): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса».

Еще один факт косвенно указывает на место Горницы Тайной Вечери. Это обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов (Деян.2:29):

«Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня ».

Но причем здесь царь Давид, который умер давным-давно, и про какой гроб говорит апостол Петр?

Слово «гроб» не должно смущать вас. Более понятным было бы употребление слова «могила» или «гробница». И могила (гробница, склеп, мавзолей) царя Давида действительно существовал в древнем Иерусалиме. И место последней трапезы Иисуса с апостолами могло находиться рядом с ним.
Вот что повествует нам Библия: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом» ((3 Цар. 2:10)
Историк Иосиф Флавий пишет, что эта могила действительно находилась в Иерусалиме до его разрушения римлянами в 70 году н.э..
А богатый испанский еврей из города Туделы по имени Беньямин рассказывает, что видел эту могилу на Сионской горе. И было это уже в 12 веке, когда в Иерусалиме вовсю хозяйничали крестоносцы.

Крестоносцы, как известно, отличались отменной изобретательностью! Не найдя настоящей могилы, которая вот уже почти 11 столетий лежала в руинах разрушенного города, они построили каменный саркофаг и поместили его на первом этаже церкви, а на втором выстроили большую залу и во всеуслышание заявили, что в ней-то и происходила Тайная Вечеря Иисуса. Поговаривают, что и орден "Приората Сиона" (тот самый, что у Дэна Брауна в "Коде Да Винчи") был основан именно здесь. И паломники, посещавшие Святой Город, истово молились как на могиле великого библейского царя и пророка, так и на месте, где Иисус омыл ноги Своим ученикам.

Но иерусалимский век крестоносцев бесславно окончился в 1187 году неподалеку от города Тверии. Проиграв битву у "Рогов Хиттина", они вскоре сдали Иерусалим великому Саллах ад-Дину, или попросту, Саладину. Этот монарх, в отличие от сегодняшних арабских правителей, отличался великодушием, а также неплохим отношением к изгнанным евреям, коренным жителям этих мест. И позволил некоторым из них поселиться в Иерусалиме.

Евреи же, прибыв в Иерусалим, решили заняться излюбленным своим промыслом - устройством синагоги. А поскольку к Храмовой горе, главной своей святыне, мусульмане их не подпускали, то выбор пал на другую святыню, пусть "пониже рангом", но тоже неплохую. С той поры на Сионской горе на этом самом месте стали возноситься молитвы Предвечному.

Все складывалось не так уж плохо для евреев, если бы завистливые мусульмане не "вспомнили" вдруг, что Давид - это не иудейский, а мусульманский пророк по имени Дауд, и пора вернуть его могилу в лоно ислама! И на долгие годы лишили бедных евреев права поклоняться праху великого царя. А богатым это право, естественно, предоставлялось, но за солидный "бакшиш". Вот и читали они Тору над древним саркофагом, установленным здесь их заклятыми врагами-крестоносцами. Затем место было продано ордену францисканцев.

Кенотаф на могиле царя Давида в Иерусалиме .

Но правда в конце концов восторжествовала, и овладев Иерусалимом, израильское правительство навечно отдало евреям право молиться у гроба, который вопреки обещаниям святого Петра, "до сего дня" уже не принадлежит его законным владельцам - францисканским монахам. Они все продолжают судиться с израильским истеблишментом, который объявил территорию гробницы Давида и Горницы Тайной Вечери собственностью государства Израиль.

А что же евреи, спросит меня догадливый читатель, они что, не знают, где молятся? Отвечу, что наиболее сообразительные из них пытались задать этот каверзный вопрос своим раввинам. Но беспредельная еврейская мудрость гласит, что хоть Давид реально не похоронен в этой комнате, но уже столько поколений евреев молились здесь, что дух его давно переселился в эти места. Вот и мы, следую советам раввинов и нашего Минтуризма, заводим туристов в синагогу, где стоит кенотаф, покрытый бархатным покрывалом с надписью «Царь Давид жив и существует». И говорим нашим наивным гостям, что находимся на могиле великого израильского царя. Кстати сказать, израильский историк Михаэль Ави-Йона, автор замечательного макета иродианского Иерусалима, что находится сейчас в государственном музее Израиля, не поверил ни раввинам, ни экскурсоводам. Он поместил мавзолей Давида в южную часть аристократического квартала в Верхнем городе. Макет мавзолея выглядит весьма внушительно и напоминает один из сохранившихмя древних некрополей Кидронской долины - так называемую «могилу Захарии».

Мавзолей царя Давида на макете иродианского Иерусалима (государственный музей Израиля)

Короче, все сводится к тому, что саму могилу никто не видел. А если и видел, то не факт, что в ней покоились останки великого царя. Поэтому верить «очевидцам» мы с вами не будем, примем как факт устоявшуюся многовековую традицию и поднимемся по лестнице на второй этаж в саму Горницу Тайной Вечери!
Перед нами просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики. Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.
Как и любой христианский храм на Свтой земле, церковь была разрушена, и ее руины дожидались прихода крестоносцев. Ну а что было потом - вы уже знаете.


Горница Тайной Вечери на Сионской горе

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего. Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.
О том, что тут когда-то была мечеть, свидетельствуют надписи, посвященные пророку Дауду и турецкому султану Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим.

Проходя мимо святых мест на Сионской горе, можно прочесть название Тайной Горницы на латинском – Coenaculum . Это слово означает в переводе «верхнюю комнату в римских домах». Его ввел в христианский обиход святой Иероним, который перевел на латинский язык Ветхий и Новый заветы. А жил он, как вы помните, еще в 4-м веке, во времена византийского присутствия на Святой Земле. И знал кое-то такое, о чем сейчас только догадываются. Например то, что дом Тайной Вечери был, оказывается, двухэтажным! Поэтому благодарное человечество не забыло блаженного старца и установило в его честь Всемирный день переводчика.
Кстати, будете в Вифлееме - не забудьте поклониться его келье, которая находится на территории Храма Рождества.

Израиль. Иерусалим. Дормиицон. Горница Тайной Вечери....

Место это находится на вершине горы Сион, уже за стенами Старого Города, около Сионских ворот. Сейчас там аббатства Дормицион. Архитектура церкви сочетает элементы византийского и современного мусульманского стиля. (Эта фотография, простите, не моя, но дает общее представление. Извините.)
Считается, что именно в этой Горнице на горе Сион апостолы устроили Иисусу Христу праздничную трапезу - Пасхальную вечерю, которая известна под названием Тайной вечери.

Евангелия от Луки (22:10-12):
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)
Где могли находиться ворота, через которые ученики вошли в город? Скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны.

Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Из города через эти ворота можно было спуститься в мусорный овраг, называемый Бен Гей-Енном. Там в древности стояли капища языческих богов и приносились человеческие жертвы. Народ прозвал это место адом, присподней. «Гей-Енном» по-русски звучит как «Геена огненная».
Через те же ворота, по дну этого оврага поздней ночью Иисус с учениками направится на восток, и, обогнув городские стены в самой нижней части Иерусалима, там, где находился превращенный царем Иродом в городскую купальню Силоамский бассейн, по ущелью Кидрона поднимется вверх, к подножию Елионской горы...

В те времена кувшины с водой носили не мужчины, а женщины. Мужчина с кувшином – это нечто из ряда вон выходящее. Значит, в доме, где Иисус наметил провести пасхальную трапезу, не было женщин! Такого не могло быть в древней Иудеи, где закон обязывал всех здоровых мужчин обзаводиться семьей. Единственными, кто давал обет безбрачия, были в те времена только ессеи. А рядом с воротами, которые вели в их квартал, проходил акведук, подводящий воду к городским бассейнам.

Там, по преданию, находился дом апостола Иоанна Богослова, где провела свои последние дни в этом мире Богородица. Сейчас там находится Монастырь Успения Богородицы. Дормицион – современное название храма – означает Успение.

Исторически сложилось, что здание это принадлежит трем религиям. Первый этаж иудаизму, второй христианству, третий исламу.

Во дворе храма скульптура царя Давида, подаренная Россией.

Поскольку иудеи не приемлют изображений, то местные иудейские "гопники" периодически памятник, что называется, оскверняют. То яйцами забросают, то краской. И надписи на иврите рисуют. Струны из псалтыри повыдирали.

Нам повезло, мы застали памятник в «почти» полном здравии. Немного был поврежден нос, но на этой фотографии не видно, поскольку надо зайти слева, чтобы увидеть.

Памятник поставлен недалеко от гробницы царя Давида прямо у стен, Храма Успения Пресвятой Богородицы.

По традиции считается, как уже сказано, что могила Давида находится здесь. Хотя аутентичность могилы не доказана, возможно, Давид был похоронен в долине Кедрона, там же, где и все владыки Израиля. Споры о местонахождении могилы ведутся до сих пор.
В храме над алтарем – Богоматерь Царица Небесная, на руках которой Иисус во всём Своём величии и славе.

Под основным залом церкви находится крипта со статуей, лежащей на смертном ложе Марии.
В крипте церкви – уснувшая Богородица, работа из вишневого дерева начала 20 века.

Горница Тайной Вечери
Здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида в XII веке крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом.
Сегодняшняя "Горница Тайной Вечери" – это зала на втором этаже в здании, сохранившемся со времен крестоносцев. Наивные паломники с подачи недобросовестных гидов порой принимают ее за комнату, где Иисус "возлег с двенадцатью учениками". Только зала эта не имеет ничего общего с той древней комнатой в ессейском доме, которая давно погребена под руинами разрушенного римлянами города.

Для традиции важно само место – Сионская гора, где две тысячи лет назад произошло событие, изменившее всю историю человечества...
Это просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики.

Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.

Сионскую горницу нередко именуют «Матерью всех церквей», поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии, и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики, и преемники совершали Божественную литургию.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». (Мф. 26:20–29).
По сути своей, это и есть часть Нового Завета: вместо тела животного человек должен съесть хлеб, символ последней искупительной жертвы Иисуса.
Иными словами, Иисус приносит себя в жертву за грехи всего человечества, и тем самым как-бы отменяет прошлый храмовый ритуал жертвоприношения. Отныне верующие в Него не проливают кровь, а пьют вино, символизирующее эту жертвенную кровь.

Здесь, на Тайной Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27).
На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф. 26:20–29)
и отречение Петра.
Он [Пётр] отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).
В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: «Это Мое тело и Моя кровь». На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: «Это Я». Когда говорится «плоть и кровь», это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: «Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть».
И дальше Он прибавил: «Это творите в Мое воспоминание». В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с нами.
Когда мы поднимаем чашу и хлеб на престоле в Церкви, это значит, что Христос приходит вновь и снова наступает ночь Тайной Вечери. Он соединяет нас между собой и соединяет с Самим Собой. Таинство трапезы - это таинство единства с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».
В Горнице Тайной Вечери Иисус Христос совершил с апостолами первую евхаристию (таинство причащения) - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего.
Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.

В это же Горнице Тайной Вечери семью неделями спустя на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу, и с этого момента апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.
Турки в 16 веке превращают это место в мечеть, о чем свидетельствуют надписи, посвященные мусульманскому пророку Дауду (библейскому Давиду) и Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим. От мечети остались - михраб - ниша, указывающая направление Мекки.

Напротив арки внутри такая же на улице.

Находится перед Распятием Христовым, слева - знаменитое "Игольное ушко", через которое можно было попасть в Иерусалим при закрытых городских воротах

Археологические данные не говорят нам о сути Крестной жертвы и Воскресении Христовом, но они позволяют нам понять контекст Евангельских событий. Данные раскопок дают зримое подтверждение веры, с их помощью мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ.

Где прошла Тайная вечеря?

В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.

Горница тайной вечери

В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2 :29).

В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.

Каким город был при Ироде?

Ирод использовал при строительстве римские технологии того времени. И, действительно, мы находим развалины прекрасных больших зданий римского периода существования города. Храмовая платформа даже по современным меркам впечатляет размерами.

В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолов поражала мощь иерусалимских строений: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13 :1).

Где Христос шел на Голгофу?

Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня .

Иерусалимская улица Виа Долороза, что в переводе означает "Путь страданий", проходит сегодня по той дороге, которую пришлось преодолеть Иисусу на пути к месту казни. Несмотря на прошедшие века.

Надо понимать, что Via Dolorosa - это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата - это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.

К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.

Где Пилат судил Христа?

Другой вопрос, который для археологов остается открытым, - это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.

Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).

Где находится Голгофа и Гроб Господень?

Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, - подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня . После восстания Бар Кохбы (132-135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Голгофа

В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.

Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы - считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным) . На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19 :41).

Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.

Сионская го́рница она же Мечеть Пророка Дауда (Давида)

В священном Писании гора Сион именуется городом Давидовым, жилищем и домом Божьим. В скалах Сиона были гробницы первых израильских царей. Здесь же находится и Сионская го́рница, в которой Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская го?рница и называется матерью всех христианских церквей.


Двор Сионской Го́рницы

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием "Святой Сион", по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

Ныне существующее здание, носящее название Сионской Го́рницы, построено крестоносцами в XII веке. Ранее на этом месте была церковь, возведенная св. равноапостольной Еленой в IV веке, впоследствии разрушенная. До XVI в. Сионская Го́рница находилась во владении францисканцев, затем была превращена в мечеть. В го́рнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. На нижнем этаже находится синагога и «Гробница царя Давида».

В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась. Но в начале 13 века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже го?рницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам "в вечное" пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб (особое молитвенное место - навес, указывающий направление Мекки) сохраняющийся и поныне.


Сионская Го́рница находится во втором этаже здания

Помещение Сионской го́рницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.


Сионская го́рница

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

Сюжет из цикла "Святыни Христианского мира" - Святыни Сионской го́рницы

Включайся в дискуссию
Читайте также
Рецепты печени в молоке: куриной, свиной, говяжьей
Литература средневековья Поэтическое произведение эпохи средневековья
Когда употребляются формы are, being?