Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Беседа о лекарственных травах в библиотеке. Мероприятие "лекарственные травы"

МР Калтасинский район РБ Бабаевская СОШ

Внеклассное мероприятие на тему

« Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений»

Выполнила учительница МОБУ Бабаевская СОШ

Ахмадиева Татьяна Васильевна

2016 г.

Тема: Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений; развивать мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : рисунки, фотографии лекарственных растений, гербарий, кроссворд, ребусы, экологические знаки, запись «Голоса птиц».

Ход занятия

I. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями царства Флоры (растительного мира). Эти жители – лекарственные растения. Вы узнаете, какие растения называются лекарственными, где они растут, как правильно собирать их.

II. Экологическая остановка.

К нам спешит важный гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете его имя.

Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.

(Одуванчик.)

Ребята, что обозначает этот экологический знак?

Почему нельзя рвать цветы? (Они не успели дать семена.)

Самое неприятное для путешественника – поранить ногу и потерять возможность передвигаться. Но помочь может «зеленая аптека».

У дорог растет невзрачный цветок подорожник с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелек с зелеными шариками семян. Сорви листок, приложи его к больному месту, и ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Скоро перестанешь хромать и забудешь о своем спасителе. Что о нем помнить? Ведь это всего-навсего подорожник.

3 Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Учащиеся составляют правила и рисуют экологические знаки.

П р а в и л о п е р в о е: что собирать .

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других – листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

П р а в и л о в т о р о е: когда собирать .

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, мать-и-мачеху – лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. п. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

П р а в и л о т р е т ь е: как собирать .

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

П р а в и л о ч е т в е р т о е: где собирать .

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его нельзя. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять .

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки.

При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь. Тогда все пойдет в дело, ничто не пропадет.

4 Викторина «Зеленая аптека под ногами».

Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его и рассказывают о его применении.

О п и с а н и е 1. Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Я могу прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. (Крапива.)

О п и с а н и е 2. Эта ягода – одна из любимейших ягод в Сибири, называют ее виноградом Севера. И действительно, по пищевым и лечебным целям она не уступает солнечной ягоде. В Сибири растет в зоне хвойных лесов. Собирают ягоды два раза в год – осенью и весной. (Клюква.)

О п и с а н и е 3. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. (Липа.)

О п и с а н и е 4. Это растение используют в медицине как отхаркивающее средство при кашле. Кто бывал на торфяных болотах в жаркий летний день, наверняка помнит сильный одурманивающий запах. Источник – листья одного из растений. Название его произошло от старинного слова «багулить» – отравлять. (Багульник.)

О п и с а н и е 5. В былые времена на Руси это растение считалось «травой от девяноста девяти болезней». Специальным царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, как оказалось, зря. Ее много и в лесах Европейской части России. Народная молва наделила траву «страшной» силой – дескать, косит она всякое зверье направо и налево. Отсюда и название травы. Что это за трава? (Зверобой.)

О п и с а н и е 6. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как эту траву называет русский народ? (Тысячелистник.)

V. Ребусы «Лекарственные растения».




6 Итог занятия.

Какие растения называют лекарственными?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу.


В о п р о с ы к к р о с с в о р д у :

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

(Валериана.)

2. Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок.

(Ромашка.)

3. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

4. Листочки – парные,

Цветки – янтарные,

Плоды – коварные:

И лечат, и калечат.

(Зверобой. )

5. Сидит Аленка

В красной рубашонке;

Кто мимо идет –

Всяк поклонится.

(Земляника.)

6. Степной травы пучок простой,

Он и сухой благоухает.

И разом степи надо мной

Все обаянье воскрешает…

(Полынь.)

7. В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть.

(Черника.)

8. Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь на дороге.

(Подорожник.)

9. У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки –

Желтые глазочки.

(Мать-и-мачеха.)

10. Коготок короток,

А сквозь землю прошел –

Шапку золота нашел.

(Календула.)

11. Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость,

И садам – украшение,

И дроздам – угощение.

(Рябина.)

К л ю ч е в а я ф р а з а : лекарственные растения.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: "Беда, беда!"

Что в огороде? (Лебеда)

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом... (медуница)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - ч..., отгадай.чабрец

2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», -
Громко скажет нам …

3. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? рябина

4. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, … петрушка

5. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это - … лук

6. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.боярышник

7. Под землей живёт семейка,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать...

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.одуванчик

9. Этот овощ тыкве брат -
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... кабачок

10. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.шиповник

11. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. шиповник

12. Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.

13. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.

14. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

Надеюсь, что разгадать загадки не составило большого труда. Ведь с ними мы хорошо знакомы. Ниже даются правильные ответы на загадки про растения и очень краткое описание их целительных действий. Думаю, что они еще сыграют немаловажную роль в жизни каждого из нас. Но помните, что каждое растение имеет не только целебные свойства, но и противопоказания. Поэтому не забудьте посоветоваться с врачом, перед тем как применять их.

1. Чабрец . Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство, применяют при глистах.

2. Укроп . Обладает желчегонными качествами, мгновенно облегчает головную боль и помогает справиться с бессонницей.

3. Рябина . Рекомендуется при атеросклерозе. Фитонциды рябины смертельны для бактерий золотистого стафилококка и сальмонелл, а также для плесневого грибка. Ее часто применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство.

4. Петрушка . В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче- и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.

5. Лук . Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.

6. Боярышник . Прописывают его при атеросклерозе, гипертонии, аритмиях, сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.

7. Картошка . - Улучшает обмен веществ, целебна при ожогах, экземах. Ее сок благотворно действует при гастритах с повышенной кислотностью, способствует рубцеванию язв, снижению кровяного давления.

9. Кабачок . Способствует нормализации водно-солевого обмена и очищению крови, в качестве мочегонного и помогает избавиться от излишков воды и соли.

10. Шиповник . Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.

11. Женьшень . Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдроеа хронической усталости, для восстановления организма.

12. Крапива . Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

13. Полынь . В народной медицине рекомендуют при язве желудка и 12 - перстной кишки, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме, ожирении, метеоризме, мигрени, туберкулезе легких, анемии, гипертонической болезни, аскаридозе, лихорадке, отеке, неприятном запахе изо рта.

14. Подорожник . В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, гликозид аукубин, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.

Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диоскрита «О лекарственных травах», в котором содержится описание более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века.

Всем известна старая истина: нет ничего важнее здоровья. Издавна человек, желающий укрепить своё здоровье или избавиться от болезни, обращался к целительным силам природы. И для того, чтобы познакомить пользователей с травами, основами траволечения, в детской библиотеке-филиале №1 им. А.С.Пушкина организована выставка-информация «Есть в травах и цветах целительная сила» , на которой представлены книги о лекарственных растениях.

На протяжении всего времени своего существования и развития, человеку вольно и невольно приходилось испытать на себе свойства и действие тех растений, которые росли вокруг него. Таким образом, человек обрёл опыт применения лекарственных растений. Даже в настоящее время, когда развита фармакология и фармацевтическая промышленность, применение лекарственных трав остаётся актуальным.

Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний, используют как профилактическое средство. В век современных технологий траволечение остаётся актуальным и многие люди интересуются им.

Специально к данной выставке была приложена печатная продукция, созданная в библиотеке.

Участник конкурса:

Тюрина Лариса Викторовна

Музыкальный руководитель,

МАДОУ детский сад № 80

города Тюмени

Путешествие в страну Лекарственных растений

летнее развлечение для старшего дошкольного возраста

Цель:

Вызывать у детей радостные эмоции и обогатить новыми яркими впечатлениями.

Задачи:

Закрепить у детей элементарные знания о растениях, произрастающих в Тюменской области, их полезных свойствах

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.

Продолжать обучать детей выразительно исполнять основные танцевальные движения с использованием музыки народов мира.

Продолжать формировать основные певческие умения: выразительность, музыкальность, интонационную чистоту.

Поддерживать у детей желание слушать как классическую и русскую народную музыку, так и музыку народов мира, эмоционально откликаться на нее.

Предварительная работа:

  • Индивидуальная и групповая работа по разучиванию музыкального и стихотворного материала;
  • Индивидуальные и групповые беседы о целебных свойствах растений, их многообразии в родном крае;
  • Использование научно-популярной, художественной, медицинской литературы, иллюстраций и поэтических произведений, описывающих цветы и травы;
  • Составление рассказов и сказок о необычных приключениях растений;
  • Изготовление атрибутов, венков, элементов костюмов для развлечения.

Действующие лица:

Взрослые: Цветочница, Садовник, Тля.

Дети – цветы, травы, насекомые

Ход мероприятия:

Праздник проводится в летнее время на улице.

♫ Звучит музыка Э. Грига «Утро» (Приложение № 1)

Дети занимают места на площадке, их встречает Цветочница с корзинкой в руках, прикрытой покрывалом.

Цветочница. Здравствуйте, дорогие гости, я рада вас приветствовать в Цветочном городе. Дорогие ребята, в самом разгаре прекрасная пора - лето! Не счесть все летние радости: купание, грибы, рыбалка, походы... Сколько всего дарит лето! Но летом есть самое очаровательное занятие, такое, какого нет ни зимой, ни осенью, ни весной. Вы догадываетесь, мои юные друзья, какое? (дети высказываются) Придется тогда для вас спеть песенку. Может, моя песенка подскажет вам?

Поет, не допевая последнее слово каждого куплета, заставляя ребят угадать его, допеть.

♫ Песенка Цветочницы, муз. Л. Тюриной, сл. Н. Малой, Приложение № 2

Лето - чудная пора.

Детвора кричит... («Ура!»)

Нам и реки, и леса

Дарит летом... (чудеса).

Кто же чудо совершил,

Лето в сказку... (превратил)?

Сделал кто весь мир таким:

Звонким, радостным... (цветным)?

Стала вся земля кругом

Ярким, красочным... (ковром),

Где под куполом небес

Зеленеет пышно... (лес).

А вокруг цветут цветы

Небывалой... (красоты).

Средь колосьев у реки

Засинели... (васильки),

И, приветствуя ребят,

Колокольчики... (звенят).

Как приятно бегать вам

По ромашковым... (лугам)!

Вот по зеркалу реки

Заплясали... (поплавки),

А вокруг - нежны, чисты.

Лилий белые... (цветы).

Пчелки весело летят

На медовый... (аромат),

В мир добра и красоты

Превращают мир... (цветы).

Цветочница. Догадались, ребята, чем мы любуемся летом?

Дети. Цветами.

Цветочница. Действительно, цветы – мои самые добрые друзья, а я – их покровительница. (Сни­мает покрывало с корзины, а она полна цветов.) Всю свою жизнь я занималась цветами: собирала их в лугах, выращивала в саду, свя­зывала в красивые букеты и дарила их. И люди, увидев цветы, преображались на гла­зах: у них разглаживались морщинки, светлели глаза, а на лицах появлялись улыбки…

У меня есть любимый цветок, знаете, как он называется? (достает из корзины Цветик - семицветик).

Дети отвечают

Цветочница. Правильно, Цветик – семицветик мне дорог еще потому, что умеет исполнять разные добрые желания. Хотите попробовать?

Дети отвечают.

Цветочница. Что ж, тогда помогайте мне говорить волшебные слова

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтобы сейчас для нас

Цветы исполнили нежнейший вальс!

♫ Под музыку А. Гречанинова «Вальс» дети исполняют танцевальную композицию. (Приложение № 3)

Детям – Цветам аплодируют. В центре остаются Репей, Одуванчик, Лопушки, Васильки, Ромашка.

Цветочница. Какой чудесный вальс получился!

Мои цветы не только прекрасные танцоры, но и замечательные поэты. Однако, свои таланты они не раскроют без помощи Цветика - семицветика. Хотите узнать, какие цветы кружили в вальсе? (отрывает лепесток, приговаривает) :

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтобы растения мои

Рассказали о себе стихи.

Репей.

С. Пшеничных

Сказал репей:

Я верный друг

Об этом знают все вокруг!

И помнят, между прочим,

Что я навязчив очень!

Одуванчик

И. Винокуров

Стоит он у стёжки

На тоненькой ножке,

Гордится обновой –

Шапкой пуховой.

Померить ту шапку

Жуку захотелось,

Едва прикоснулся,

Она разлетелась.

Лопушки

Юля Лебедушкина

1. Посмотрите, около дорожки,

Где вчера смеялись ручейки,

Тёплые зелёные ладошки

Протянули к солнцу лопушки.

2. Сколько в нем тепла, в листочке этом!

Ты со всеми, так же, как со мной,

Васильки

Р. Кудашева

1. Весь я синий, весь я яркий,

Всюду виден в спелой ржи.

Для меня и в полдень жаркий

Ходят дети вдоль межи.

Меж колосьев их ручонки

Выбирают василек -

Любы им мои глазенки,

Люб мой гибкий стебелек.

2. На меня садится мушка,

И пчела ко мне летит,

Полевая мышь-вострушка

Мне вреда не причинит.

И меня, кружась по воле

Навещает мотылек...

Я - краса ржаного поля,

Ярко-синий василек.

Ромашка.

Серединка желтая, белая опушка.

На зеленой ножке. Я – твоя подружка.

Всем вам хочу понравиться,

Здоровья деткам пожелать,

Всех в кругу расцеловать!

Цветочница. (обращается к цветам) Спасибо, милые цветы, вы нас очень порадовали. (детям) Ребята, я вижу, вы очень внимательны, наверно, во время прогулок с воспитателями очень внимательно наблюдаете за растениями, умеете определить их? Назовите, пожалуйста, цветущие растения в вашем детском саду.

Дети. Астры, бархатцы, алиссиум, сирень, флоксы, ландыши, анютины глазки, лилии, ирисы, «веселые ребята» и т.д.

Цветочница. Ребята, я предлагаю всем поиграть с моими цветочками. Согласны?

Ответ детей.

♫ Дети исполняют венгерскую народную песню «Веночек», обр. Т. Попатенко, рус. текст Н. Найденовой (Приложение № 4)

Цветочница. Очень красивый получился венок. А вы знаете, что цветы и травы не только красивы, но и полезны? Чем они полезны?

Высказывания детей.

Цветочница. Хотите встретиться с настоящим знатоком растений? Тогда нам нужно воспользоваться волшебным лепестком Цветика-семицветика. (звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтоб скорее мы

Садовника бы встретили!

Звучит фоновая музыка, появляется Садовник. В руках у него садовый инвентарь.

Садовник. Здравствуйте, дети, добро пожаловать в страну Лекарственных растений! Я рад, что вы заглянули к нам!

Цветочница. Здравствуй, Садовник, а чем это ты занимаешься?

Садовник. Готовлю запасы лекарственных растений на зиму, самая пора. Да вот беда – подзабыл я, как некоторые растения называются, и для чего они нужны? Может, ваши дети мне помогут разобраться?

Проводится игра «Полезные растения».

На столике разложены растения (подорожник, ромашка, мята, липа). Ребенок берет в руки или указывает на растение и называет его. Тот, кто имеет костюм данного растения (Ромашки, Мяты и т.п.) выходит и рассказывает о его целебных свойствах.

Подорожник.

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Влажной заплатою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Мята.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка –

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста –

Всюду мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

Ромашка.

Всех цветов не сосчитаешь,

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крохотный цветочек –

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар – успокоение.

Липа.

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

(Вс. Рождественский)

Садовник. Вот молодцы, благодаря вам я прикреплю таблички с названиями к растениям и буду зимой друзей лечить, если заболеют. Ребята, я вам открою один маленький секрет. Мы с учеными заметили, что когда звучит красивая музыка, растения начинают лучше себя чувствовать. Не можем ли мы сегодня порадовать чем-нибудь растения?

Дети предлагают варианты.

Цветочница. Ребята, предложение принимается – споем песню!

♫ Песня «Летние цветы», муз. Е Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой

(Приложение № 5)

Садовник . Да, песня чудесная, цветочная. Ребята, как вы думаете, кто помогает растениям цвести?

Дети предполагают.

Садовник. Наш Цветик – семицветик очень хочет, чтобы эти друзья появились здесь.

(звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтоб бабочки и мотыльки

Слетелись кругом на цветы!

♫ Исполняется песня «На лужайке», муз. Л. Тюриной, сл. Л. Дымовой.

(Приложение № 6)

Садовник. Ребята, а почему бабочек, мотыльков, стрекоз, пчел называют помощниками растений, цветов? Может быть, их нужно всех переловить сочком для коллекции, ведь они такие красивые?

Дети. Ловить бабочек и пчел не нужно, без них не будут цвести цветы. Насекомые переносят пыльцу с растения на растение, а пчелы вырабатывают мед.

Садовник. Молодцы, все знаете.

Звучит неприятная музыка, крадучись выходит Тля (одета в едко-зеленый костюм), подходит ближе к детям, пытается «оторвать листочки», потрогать «растения» .

Тля. Наконец-то, у нас в стране Лекарственных растений появились новые, неиспорченные цветы и травы! Можно их испортить, покусать, пожевать, дырки на листьях оставить. Вот, как вкусно! (срывает листья с куста, делает вид, что ест, чавкает, выбрасывает их).

Садовник. Ах ты, противная Тля, зачем наши растения портишь?

Тля. Очень аппетитно, к тому же узоры из дырок на листиках получаются, словно кружева! (показывает детям)

Садовник. Сколько я с тобой борюсь, все никак уничтожить не могу!

Цветочница. Это, садовник, потому, что ты один борешься с вредителями. А нас сегодня много, мы тебе поможем. Правда, ребята?

Дети соглашаются.

Цветочница. Только, Садовник, ты нам расскажи, что нужно делать для того, чтобы вредителей победить, растения защитить?

Садовник. Ребята, чтобы защитить растения, нужно знать некоторые правила. Опасных насекомых можно победить химическими препаратами. Но, препараты, помогающие растениям, имеют химический состав, опасный для кожи человека. Поэтому для их использования нужно надевать резиновые перчатки, калоши и распылять на растение только из специального распылителя. Я уже приготовил «Зеленый эликсир» для Тли и ее сообщников. Нам нужно очень быстро обработать кусты сирени и ирисы (или другие отцветшие растения), чтобы вредители не успели испортить наши цветы.

Проводится игра «Спаси растения».

Дети делятся на 2-3 команды (в зависимости от количества участников). Для каждой команды на большом куске картона раскладываются резиновые перчатки, калоши и распылитель для опрыскивания растений, наполненный водой. Задача каждого игрока – надеть калоши (обувь ребенка при этом не снимается), перчатки, взять распылитель, добежать до указанного куста, распылить воду, вернуться к своей команде, передать атрибуты следующему игроку.

Побеждает команда, быстрее других справившаяся с заданием.

Садовник. Молодцы, ребята, наверное, всех вредителей уничтожили.

Цветочница. Посмотрите-ка, цветам мы помогли, а Тля все еще радуется да замышляет какие-то гадости против наших растений.

Тля. (ехидно) Наступит ночь, все уснут, а я тут как тут, начну лакомиться листочками, цветочками!

Цветочница. Садовник, что же делать? Какой же есть еще способ борьбы с вредителями? Как можно одолеть Тлю?

Садовник. (шепотом) Ребята, я вспомнил! Можно победить эту вредину мылом! А чтобы она не догадалась, как мы ее будем изводить, мы применим хитрость. Мы мыло разведем с водой, упакуем в колбочки и получатся мыльные пузыри (раздает детям). Держите, дети, начинаем дуть все вместе.

Цветочница. А чтобы все у нас получилось, я попрошу помощи у Цветика-семицветика.

♫ Звучит музыка «Мыльные пузыри», неизв. автора. (Приложение № 7)

Дети пускают пузыри, Цветочница произносит:

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели злую Тлю победить.

В нашей стране мир воцарить!

Тля. («улетает», исчезает) Ай-я-яй! Не хочу уходить, там много вкусных растений! Мыло щиплется, ай-я-яй!

Садовник. Спасибо, ребята, что помогли страну лекарственных растений избавить от вредных насекомых. Вам за это я хочу подарить мыло цветочное, из целебных трав приготовленное. Чтобы ваши лица и руки всегда были чистыми, чтобы вспоминали о лекарственных растениях и всегда бережно к ним относились, зря не рвали и не топтали.

Цветочница. Дорогие мои, мы с вами здорово провели время, и даже не заметили, как пришла пора возвращаться в детский сад, нас заждались воспитатели. Ну что ж, Цветик-семицветик, выручи нас еще разок!

(звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели скорее в путь отправляться,

Пора нам в садик возвращаться!

Звучит фоновая музыка, «дети возвращаются».

Цветочница. Вот мы и дома, солнышко светит, птички поют. А растения на нас по-особому смотрят, как на знатоков. Давайте и мы будем к ним уважительно относиться. А вот и куст сирени нам качает головой, наверное, что-то особенное сообщить хочет. Давайте, подойдем поближе (на ветвях сирени прикреплена записка в форме цветка).

«Дорогие ребята, я наблюдала за вами на протяжении всего путешествия в страну лекарственных растений и приняла решение, что вы достойны звания «Юный натуралист». Это звание присваивается тем, кто оберегает природу родного края, заботится о ней. Думаю, что вы заслужили поощрения. Вас ждет сюрприз на рябиновой полянке.

Сирень».

Дети отправляются по нарисованным на асфальте следам на рябиновую полянку. Там, под рябинами, стоят термосы, оформленные под грибочки, в них – отвар шиповника.

Цветочница. Вот какой сюрприз! Вкусный да полезный.

А у нас остался последний лепесток.

(звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели скорее музыке звучать,

И луг цветной повсюду расстилать!

♫ Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. (Приложение № 8)

Цветочница. Жалко с вами расставаться, детвора,

В путь-дорогу собираться мне пора.

Я всегда вас буду рада навестить.

Не забудьте только в гости пригласить.

Звучит фоновая музыка, Цветочница машет рукой, уходит.

В развлечении по усмотрению музыкального руководителя, могут использоваться загадки, игры и другой дополнительный материал.

Загадки о цветах

Василёк

Колосится в поле рожь,

Там во ржи, цветок найдёшь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

Ирис

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

Колокольчик

Эй, звоночки, - синий цвет,

С язычком, а звону нет!

Кувшинки

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ландыш

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь – дорожку до зари

Освещают фонари:

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

Лилия водяная

На воде увидел ты

Белые цветы.

Эти жители реки

На ночь прячут лепестки.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Нарциссы

Помню, в нынешнем году,

Расцвели они в саду.

Разоделись, как актрисы,

В платье белое…

Одуванчик

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

Подсолнух

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко –

Будет горстка зёрнышек.

Ромашка

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

Игра «Я садовником родился»

Условия: количество участников – не менее семи человек.

Выбирается ведущий – «садовник». Остальные игроки задумывают, кто каким цветком будет. Ведущий этого слышать не должен. Как только игроки готовы, он произносит:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился

Все цветы мне надоели,

Кроме...

и называет любой цветок (роза, фиалка и пр.). Игрок, который выбрал себе название этого цветка, должен сразу сказать «Ой!». А садовник сразу спросить: «Что с тобой?». Цветок – ответить: «Влюблена». Садовник: «В кого?». Цветок: «В…» - называет любой цветок. Тот, кто задумал название этого цветка, откликается, и вышеописанный диалог повторяется.

И так до тех пор, пока в игре не поучаствуют все игроки. Далее могут задумывать новые названия цветов.

Приложение № 3

«Вальс» Гречанинова

I часть. (фортепианное исполнение) Девочки имитируют пробуждающиеся бутоны, мальчики мелкими шагами делают пробежку между ними. Затем останавливаются в центре, подняв руки к центру вверх, отставив одну ногу на носок назад.

Появляются мотыльки и бабочки, «крылышками оживляют, будят бутоны», затем располагаются в центре круга, поочередно поднимают «крылышки», выполняют «пружинку».

II часть. (оркестровое исполнение) Цветы «распускаются», выполняют перестроения «змейкой» из маленьких кружков в два больших.

Финал. Цветы движутся в двух кругах в противоположном направлении, замирают в парах, положив одну руку друг другу на талию, другую – подняв вверх, нога выставлена на носок.

Приложение № 4

«Веночек» венгерская нар. песня, обр. Т. Попатенко, рус. текст Н. Найденовой

Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа «плетет венок». Они встают в круг. Другая подгруппа – «цветы» (Василечки, Кашка, Лютики, Розы). Они стоят за кругом. Вступление. Дети слушают.

1. Мы плетем, мы плетем,

Мы плетем веночек.

К нам иди скорей,

Синий василечек!

Дети идут по кругу вправо, держась за руки. С концом песни останавливаются и поднимают руки – делают «ворота». На новое вступление вбегают в круг Василечки и образуют маленький кружочек.

2. Мы плетем, мы плетем.

Мы плетем веночек.

Кашка белая,

К нам иди, цветочек!

Дети снова идут по кругу вправо, а маленький кружочек – влево. На вступление в круг встают Кашки. А Василечки кружатся на месте поодиночке. Затем Кашки встают в кружок с Василечками.

3. Мы плетем, мы плетем.

Мы плетем Веночек.

Кашка белая,

К нам иди, цветочек!

Повторяются движения, описанные выше, с новыми цветами.

4. Мы плетем, мы плетем,

Мы плетем веночек.

Роза алая,

К нам иди, цветочек!

5. Вот какой, вот какой

Мы сплели веночек!

Вот как он хорош,

Пестрый наш веночек!

Двигаются с пением два кружка. На отыгрыш цветы встают в общий круг. По окончании отыгрыша можно дать детям свободно потанцевать.

Список литературы

Список литературы

1. В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико-принт, 2002.

2. Кашигина Е.А. Летние праздники. Вып. 1. Ярославль: Академия развития, 2006. – 31с.

3. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 160с.

4. Никитина В.В. 300 лучших игр для детских праздников. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008. – 221с.

5. Подвижные игры и забавы. Сост. Н.В. Чамарова, М.А. Шух. – Донецк: Сталкер, 2006. – 127с.

6. Съянова Е. Сценарий праздников в детском саду и школе. М.: ЗАО Славянский дом книги, 2002

7. Сценарии школьных праздников, сост. А.В. Соколов. – М.: Школьная Пресса, 2001.

Приложение: нотный материал на 7 листах, тексты песен, описания танцев, 3 фонограммы.

Спонсоры конкурса сценариев летних праздников и развлечений «Долгожданная пора, тебя любит детвора!»:

Софья Морозова
Сценарий массового мероприятия по знакомству с лекарственными растениями Липецкой области «Зеленая аптека»

Цели :

познакомить с лекарственными растениями Липецкой области ;

Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения .

Задачи :

Дать понятия о способах использования этих растений для лечения ;

Закрепить знание детьми растений в роле «Распутай путаницу»

Познакомить со стихами и загадками о лекарственных растениях .

Воспитание любви к природе родного края;

Экологическое воспитание.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Зал украшен декорациями, напоминающими опушку леса

Под медленную музыку звучит (текст сопровождается изображением на интерактивной доске) :

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

(В. Рождественский)

(В зал входит Фея Флора)

ФЛОРА : - Здравствуйте, ребята! Я – Фея Флора. И все эти владения – мои.

Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений . Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. А знаете ли вы, ребята, что среди всех деревьев, кустарников, трав у вас есть друзья – растения , обладающие лечебными свойствами?

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те , которые помогут им излечиться. Люди начали изучать эти лекарственные растения и их свойства . На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений , они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений , которыми мы сейчас пользуемся.

Лес – как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Чтобы познакомиться с некоторыми из лекарственных растений , растущих у нас в Липецкой области , мы сейчас, ребята, отправимся в «зелёную аптеку » . Так называется аптека , в которой продаются разные лекарственные растения , травяные сборы, настойки на травах.

Для того, чтобы узнать, что есть в нашей зелёной аптеке нужно собрать лото . Но для этого, вам необходимо отгадать загадки.

1. Резной наряд,

Губки алые горят,

Алые серёжки,

Алые сапожки,

Стоит душа-красавица –

Своей красы стесняется,

Голову склонила,

Серёжку уронила. (Калина)

Калина – русское обрядовое растение , символ чистой любви. Весной она вся покрыта кружевом белых крупных цветков. А в красных сочных ягодах – одна-единственная плоская косточка в форме сердечка…

В медицине кора калины применяется как кровоостанавливающее средство. Ягоды калины благотворно влияют на сердце. Свежие ягоды имеют горьковатый вкус. Их них варят очень вкусные варенья, компоты.

Русская красавица стоит на поляне.

растением

2. Шишки красные висят

На кусте колючем,

Висят в беспорядке –

Нежные да сладкие,

Тяжело к ним лезть –

Да вкусно есть. (Малина)

Малина – многолетний кустарник, побеги которого плодоносят на второй год. Ягоды созревают в июле-августе.

Большое богатство витаминов и многих других веществ ставит малину в ряд наиболее ценных ягод. Ягоды малины применяются как домашнее потогонное средство при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка и кишечника, успокаивают боли в желудочно-кишечном тракте. Листья малины используют для приготовления сложного чая, обладающего высокими вкусовыми качествами и лечебными свойствами.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

3. Белые цветочки,

Мелкие листочки,

Исцелят сердечко,

Нервы успокоят (Валериана)

Валериана – многолетнее растение высотой до 1 , 5 м. Название происходит от слова «быть здоровым» . Русские обиходные названия валерианы – «кошачья трава» , «кошачий корень» - не случайны : кошки очень любят это растение и буквально впадают в эйфорию от запаха валерианы. Это обстоятельство специально оговорено в инструкции по хранению корней валерианы : «помещение, где хранятся корни валерианы, должно быть недоступно для этих животных».

Валериана – была широко известна народной медицине. В настоящее время препараты из корней валерианы применяются как успокаивающее средство при нервном перевозбуждении, а также для регулирования деятельности сердца.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

4. В зелёной кофточке,

в белом сарафане. (Берёза)

Берёза – самое любимое русским народом дерево, это символ нашей страны. Существует около 120 видов берёз. В нашей стране распространены берёзы провислая и пушистая, листья, почки, кора и древесина которых содержат лекарственные вещества .

Из древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, одна ложка которого, согласно поговорке, портит бочку мёда, но… врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания. А берёзовый сок – очень полезный напиток. Он рекомендуется как общеукрепляющее средство. Собирают его весной, в апреле. С незапамятных времён русские люди парятся берёзовым веником в бане. Листья берёзы обладают способностью убивать болезнетворные микробы.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

5. Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

Созревшие семена одуванчика разносятся ветром, отсюда и произошло его название.

О лекарственных свойствах одуванчика знали ещё и древние люди и применяли его широко и разнообразно. В народной медицине России одуванчик считали «жизненным эликсиром» . Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье, а также кладут их в салат.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

6. Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись : солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Подорожник в народе называют «попутник» , «порезник» , «чирьевая трава» .

Свежие листья подорожника используются как ранозаживляющее средство. Очень хорошо листья помогают при мозолях.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

7. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь –

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

С лечебной целью заготавливают цветки, собранные в сухую погоду в начале цветения, когда часть их еще не распустилась, а также собранные в это же время цветки с молодыми листочками и плоды без плодоножек в период полного созревания. Плоды съедобны, но безвкусные и сухие. Поэтому используются редко.

В медицине используют жидкий экстракт или настойку из цветков боярышника при заболеваниях сердца. Свежие плоды люди засыпали сахаром. Из них зимой варили кисели, а ягоды добавляли в компоты или заваривали вместо чая. Вместо чая еще заваривали молодые листья боярышника. Используют люди боярышник и как живой забор. Живая ограда из боярышника служит веками, и сквозь нее нет хода ни человеку, ни животным.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

8. Ягода, но не малина, не клубника, не калина,

у неё чернильный цвет, но не черника это, нет. (Ежевика)

Ежевика не только вкусная, но и полезная. В ягодах много витаминов. А зачем человеку витамины? (Ответы детей) . Что бы быть здоровыми, чтобы помочь организму побороть болезни. Кроме того, ежевика – лекарственное растение , которое лечит от многих болезней.

Еще из ежевики делают разные вкусные сладости : конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

9. Эта травка не проста,

И зелёна, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело. (Чистотел)

Чистотел – многолетнее травянистое растение с красивыми листьями и ярко-жёлтыми цветками. Растёт чистотел в лесах , на вырубках, в парках, садах, выращивается на огородах и дачах. Собирают его в июне-июле.

В медицине используется надземная часть растения и корни . Из него изготовляют препараты для лечения бородавок, печени и желчного пузыря. Чистотел можно применять только по назначению врача, так как он является сильно ядовитым растением .

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

10. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год. (ель)

С лечебными целями используют хвою ели, молодые шишки. Они содержат эфирное масло, дубильные вещества, смолу, витамин С. Еловые шишки используют в виде отвара для лечения ангин, тонзиллитов. Для наружного лечения поражений кожи готовят иногда мазь путем смешивания равных количеств еловой смолы, воска и сливочного масла. Такой мазью пользуются при фурункулах, гнойничках, язвах, ранах и ссадинах.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

Сюрпризный момент : появляется Ежик.

ЕЖИК : Очень много лекарственных растений у нас в Липецкой области . Я хочу показать и рассказать вам сказку про некоторые из них. Называется она «Сказка про лекарственные растения » Петра Синявского.

(На экране демонстрируется презентация к сказке)

ФЛОРА : - Спасибо тебе, ежик за такую интересную сказку. Давайте попрощаемся с ежиком.

ФЛОРА : Вы отгадали все загадки и теперь знаете, что есть в «Зеленой аптеке » .

ФЛОРА : Ребята, у меня есть много книг о лекарственных растениях . И я хочу подарить вам некоторые из них. В них рассказывается о том, как правильно собирать и сушить растения , в какие сроки это нужно делать. Для чего и как применять лекарственные растения , чтобы они принесли вам пользу, а не навредили. Какие растения можно использовать самим, а какие только по рекомендации врача.

И главное, как сохранить растения , чтобы они достались не только вам, но и другим людям. При сборе лекарственных растений вы должны помнить об их сохранении в природе. Ни в коем случае нельзя собирать все растения . При сборе цветков и заготовке травы необходимо оставлять несколько цветущих растений на одном квадратном метре для семенного размножения. При сборе плодов необходимо следить за состоянием плодоносящих побегов, нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветки; при сборе плодов однолетних растений обязателен посев части собранных семян. При заготовке подземных органов (корни, корневища) полностью уничтожается всё растение , поэтому посев его семян на этом же месте обязателен!

Народная мудрость гласит : “Кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе, и людям”. Живя на Земле мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств.

Если не станет растений , то не станет на этой планете и нас, людей!

Под приятную музыку фея Флора дарит детям старшей и подготовительной группы книги «Лекарственные растения » . Дети покидают зал.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Методы оценки риска VaR (Value at Risk)
Положение о научно-исследовательской практике магистрантов ургэу, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам магистратуры, реализующим фгос
Дефицит (профицит) торгового баланса страны (Trade balance)