Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Военная промышленность Объединённых Арабских Эмиратов (2013).

Среди шести монархий Персидского залива ОАЭ обладают второй по боевому потенциалу армией, уступая лишь КСА (Королевству Саудовской Аравии) . Именно эмиратские ВС летом 2015-го стали главной ударной силой «аравийской коалиции», воюющей в Йемене против хоуситов.

В связи с этой кампанией ОАЭ вслед за Кувейтом перешли от наемной к призывной системе комплектования ВС. Благодаря огромным доходам от экспорта нефти страна имеет возможность покупать новейшее вооружение в значительных количествах. Почти вся техника приобретается в странах Запада, но отдельные типы – в России, на Украине, в Китае и ЮАР.

Поскольку ОАЭ объединяет семь ранее независимых мини-государств, некоторые воинские части остаются в подчинении властей отдельных эмиратов, в первую очередь двух крупнейших – Дубая и Абу-Даби.

Сухопутные войска

Включают 12 бригад – королевской гвардии, две бронетанковые, пять механизированных (из которых 2 подчиняются эмиру Дубая), две пехотные, по одной артиллерийской и армейской авиации.

В распоряжении эмирата Дубай имеется 6 ПУ советских ОТР Р-17 и до 20 ракет к ним. В танковом парке ОАЭ – 388 новейших французских , 36 итальянских OF-40Mk2, 76 легких английских «Скорпионов».

На вооружении:
– 97 БРМ (49 французских AML-90 и 24 VBL, 24 немецких TPz-1 «Фукс»),
— 669 БМП (18 французских АМХ-10Р, 651 российская БМП-3),
— более 3000 бронеавтомобилей и БТР (24 украинских БТР-3У, 120 бразильских ЕЕ-11, 136 турецких ACV-300 и 14 «Кобра», 284 французских «Панар» М3, 11 AMX-VCI, 72 VCR, 20 VAB, 20 английских «Сарацин» и 10 «Саксон», 40 финских AMV, 70 южноафриканских RG-31 и 56 «Рева», 778 американских М-АТV «Ошкош», 5 МаххPro и 467 «Кайман», до 1693 собственных «Нимр» и 8 КрАЗ «Кугар»).


В артиллерии:
– 183 САУ (78 южноафриканских колесных G-6, 87 американских M-109A3, 18 французских Mk F3),
— 71 буксируемое орудие (51 английское L-118, 20 китайских Type-59-I),
— около 300 минометов (41 «Брандт» 81- и 120-мм, 114 L16, 144 самоходных сингапурских SRAMS на шасси БТР RG-31),
— 143 РСЗО (18 бельгийских LAU-97, по 48 итальянских «Фирос-25» и турецких Т-122, 20 американских HIMARS, 6 российских «Смерчей» и 3 турецких Т-300).

Имеется более 300 ПТРК – 50 французских «Хот» (в том числе 20 самоходных) и 230 «Милан», 25 американских «Тоу».

Войсковая ПВО располагает 40 ПЗРК (по 20 старых английских «Блоупайп» и современных французских «Мистраль»), 42 французскими ЗСУ M3VDAA, 30 швейцарскими зенитными орудиями GCF-BM2.

Армейская авиация включает 29 американских боевых вертолетов AH-64D «Апач» и 13 многоцелевых UH-60L.

ВВС

Обладают высоким боевым потенциалом, имея на вооружении 136 истребителей 4-го поколения : 78 американских F-16 и до 58 французских «Мираж-2000». Необходимо отметить, что эмиратские F-16E/F являются самой совершенной модификацией F-16, ее нет ни у одной другой страны, включая США.

К боевым самолетам можно отнести и 18 противопартизанских штурмовиков АТ-802, а также до 7 разведчиков «Мираж-2000RAD». В составе ВВС – 2 канадских патрульных DHC-8, 2 шведских самолета ДРЛО «Сааб-340», 3 европейских заправщика А330.


Транспортная авиация : 8 новейших американских С-17А, 5 С-130Н, 4 L-100-30, 7 «Боинг-737», 6 «Боинг-747», 2 «Боинг-777», 1 «Боинг-787», 10 «Цессна-208», 2 «Бич-350», 5 «Бич С90», 1 «Бич-1900D», 2 английских Вае-146, 1 шведский «Сааб-340В», 13 канадских DHC-6, 2 итальянских Р-180, 7 испанских CN-235M-100.

Учебные самолеты : по 12 итальянских МВ339NAT и немецких Grob-115TA, швейцарские РС-21 РС-7 – 25 и 29 соответственно, до 30 английских «Хок» (порядка 3 Мk61, 15 Мk63 и 12 Мk102).

Многоцелевые и транспортные вертолеты : 25 американских СН-47, 24 «Белл-407», 25 «Белл-412», до 2 «Белл-214», 5 европейских AW109K2, 42 AW139, 1–2 французских AS-365F, 5 AS565, 14 AS550C3, до 2 AS350, 2–3 немецких ВК-117.

ПВО

Считается отдельным видом ВС. На вооружении находятся:
— 7 батарей (42 ПУ) американского ЗРК «Усовершенствованный Хок»;
— 9 батарей (72 ПУ) новейшей ЗРС «Пэтриот» РАС3;
— 9 французских ЗРК «Кроталь»;
— 12 английских ЗРК «Рапира»;
— 50 новейших российских ;
— 63 ПЗРК (13 шведских RBS-70, 10 российских «Игла-1» и 40 «Игла-С»);
— 2 батареи системы ПРО THAAD, которая имеется на вооружении только в США.

ВМС

Недавно приняли в состав 6 ракетных корветов типа «Байнуна», построенных в ОАЭ по французскому проекту. Кроме этого в строю находятся:
— патрульный корабль «Ариалах»,
— 2 ракетных корвета типа «Мурайджиб»,
— 13 ракетных катеров (2 «Мубарак», 6 «Бан Яс» немецкой постройки, 3 «Абу-Даби» и 2 «Фаладж-2» – итальянской),
— 24 универсальных катера «Ганнатха» собственного изготовления (12 ракетных, 6 минометных, 6 сторожевых-штурмовых),
— 6 английских сторожевых катеров «Ардхана» и до 60 малых сторожевых катеров в береговой охране,
— 2 тральщика «Аль Мурджан» (немецкие проекта 332 «Франкенталь»),
— 2 «минных заградителя» (носителя сверхдальних торпед) типа «Рмах»,
— 28 десантных катеров.

В морской авиации до 15 французских вертолетов AS332 и AS565.

Ракетный корвет типа «Байнуна»

На территории ОАЭ находятся две батареи ЗРС «Пэтриот» из состава ВС США, контингент Франции, включающий 13-ю бригадную группу Иностранного легиона, 6 истребителей «Рафаль» и заправщик КС-135F, а также 5 австралийских самолетов (3 транспортных С-130, 2 патрульных Р-3С).

В отличие от остальных аравийских монархий Абу-Даби активно конвертирует нефтяные сверхдоходы в современные промышленность и инфраструктуру. ОАЭ стали второй после Египта арабской страной, где создается серьезный ВПК. Здесь уже производятся собственные бронеавтомобили, беспилотники, в том числе боевые, строятся корабли и катера.

В многоплановом ближневосточном конфликте страна поначалу полностью шла в фарватере Эр-Рияда, оказывая значительную военную помощь антиправительственным силам в Ливии и Сирии, принимая активнейшее участие в агрессии в Йемене. В боях с хоуситами ВС ОАЭ к настоящему времени потеряли 1 БМП-3, более 100 бронеавтомобилей (включая 5 «Ошкошей», захваченных повстанцами), 1 истребитель-бомбардировщик «Мираж-2000-9DAD», а также скоростной транспорт-катамаран HSV-2 «Свифт». И все же оказались гораздо более боеспособными, чем саудовские, возможно, потому, что в рядах эмиратской армии воюют ЧВК, укомплектованные западными наемниками.

Политические линии Саудовской Аравии и ОАЭ начали заметно расходиться с прошлого года. Прямого разрыва пока не произошло, эмиратские войска по-прежнему воюют в Йемене, страна присоединилась к инициированной Эр-Риядом травле Катара. Тем не менее позиция Абу-Даби становится гораздо более сбалансированной и сдержанной. Это помогло «перекупить» у саудитов Египет, сильнейшую в военном отношении арабскую страну, испытывающую при этом серьезные экономические проблемы.

Военное руководство Египта крайне отрицательно относится к радикальным исламистам, но Каир вынужден был идти на поводу у Эр-Рияда из-за финансовой зависимости. Теперь Египет спонсируется Эмиратами. В частности, на деньги ОАЭ борется с радикалами в Ливии. Насколько далеко разойдутся Абу-Даби и Эр-Рияд, сейчас сказать сложно, но серьезный военный потенциал, наличие собственного ВПК, тесный союз с Египтом позволяют ОАЭ вести все более самостоятельную внешнюю политику .

Начинает ряд публикаций об армиях мира, их внутреннем устройстве, военном потенциале и т.д. В дебютном материале рассмотрим особенности и военную мощь Вооруженных Сил Объединенных Арабских Эмиратов, которые за последние 20 лет значительно усилились эффективными образцами техники и вооружения, совершив значительный «скачок» в военном плане.

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федеративное государство в Юго-Западной Азии в северо-восточной части Аравийского полуострова. ОАЭ занимают выгодное географическое и важное военно-стратегическое положение в районе с богатейшими запасами нефти и газа, а также вблизи важнейших морских коммуникаций в Персидском заливе и Ормузском проливе.

Вооруженные силы ОАЭ существуют с 1976 года, на сегодня их численность составляет около 65 тысяч человек. В состав вооруженных сил входят: Сухопутные войска, Военно-морские силы (включая морскую пехоту), Военно-воздушные силы, Национальная береговая охрана.

В 1978 году из их состава вышли Дубай и Рас-эль-Хайма, но последний впоследствии вернулся назад. Дубай до сих пор сохраняет значительную самостоятельность в военной области.

История

История регулярных вооруженных сил на территории нынешних Объединённых Арабских Эмиратов начинается с создания военизированного подразделения под названием Скауты Договорного Омана. Это подразделение было основано в Шардже в 1951 году. Они походили на подразделения милиции, и их задачей было поддержание внутреннего порядка, особенно – в отдаленных от главных центров поселениях, борьба с бандитизмом и работорговлей.

Скауты Договорного Омана имели высокую репутацию за свою непредвзятость, отличную военную подготовку и эффективность. Служба в этом военизированном подразделении хорошо оплачивалась.

В 1971 году, после создания ОАЭ, Скауты были переименованы в Союзные силы. В 1975 году Союзные силы обороны общей численностью 3250 военнослужащих состояли из шести мобильных рот, оснащенных легкими танками Scorpion, броневыми машинами Ferret, внедорожниками Land Rover, восемью 81-мм минометами и двумя моторными лодками; а также военно-воздушного подразделения, оснащенного семью вертолетами.

Военные действия

Союзные силы обороны участвовали в международной военной кампании – войне в Персидском заливе 1990-1991 годов. Несколько сотен солдат и офицеров армии ОАЭ в составе «Щита полуострова», военной организации Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), помогали освободить Кувейт. ВВС ОАЭ также наносили бомбовые удары по позициям иракских войск. В ходе этой военной операции погибли 6 военнослужащих армии ОАЭ.

В 1993 году пехотный батальон армии ОАЭ был командирован в распоряжение миротворческих сил ООН в Сомали. Механизированный пехотный батальон принял участие в миротворческой миссии в Косово. Военнослужащие ОАЭ с 2007 года принимают участие в миротворческой миссии в Афганистане.


Союзные силы обороны приняли участие и в событиях арабской весны. В мае 2011 года 12 боевых самолетов ВВС ОАЭ выполняли боевые задания в Ливии. В подавлении антиправительственных выступлений в Бахрейне армия ОАЭ не участвовала, туда были направлены 500 эмиратских полицейских.

Военные специалисты армии ОАЭ оказывают содействие властям Ирака. В 2007 году группа саперов и ОАЭ помогала обезвредить минные поля и неразорвавшиеся кластерные бомбы в Ливане. Союзные силы обороны принимают активное участие в защите акватории Персидского залива и Ормузского пролива, а также борется с пиратством в регионе. В 2011 году силами армии ОАЭ было успешно освобождено эмиратское торговое судно, захваченное пиратами к югу от побережья Йемена.

Сотрудничество

Военная доктрина ОАЭ носит оборонительный характер, основывается на военно-политическом союзе государств-членов ССАГПЗ и гарантиях безопасности со стороны ведущих стран Запада – США, Франции и Великобритании. В условиях ограниченности собственных людских ресурсов главный упор в военном строительстве делается на оснащение вооруженных сил современными видами оружия и военной техники. Как считают западные эксперты, основная угроза для безопасности ОАЭ исходит от Ирана.

В 2003 году ОАЭ и Италия подписали соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает взаимодействие в подготовке кадров, проведение совместных учений, сотрудничество в области военной промышленности.


Эмираты продолжают участвовать в создании ОВС и объединенной системы ПВО ССАГПЗ. Вооруженные силы ОАЭ принимают постоянное участие в ежегодных совместных учениях ВС стран “аравийской шестерки” – “Щит полуострова” (сухопутные войска), “Сокол полуострова” (ВВС), “Взаимодействие” (ВМС).

Служба

Призывной возраст с 18 лет для добровольной военной службы. С 2014 года военная служба обязательна для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. Обязательная служба длится от 9 месяцев (для мужчин, имеющих свидетельство об окончании средней школы) до двух лет (для мужчин, не имеющих свидетельства об окончании средней школы). Женщины могут пройти добровольную службу в армии в течение 9 месяцев.

Нынешнее положение

Сегодня офицерский корпус страны почти полностью состоит из граждан страны. Штаб-квартира Союзных сил обороны находится в Абу-Даби. Несмотря на то, что основную военную силу в ОАЭ представляют федеральные вооруженные силы, называемые «Союзные силы обороны», некоторые эмираты имеют свои собственные малочисленные вооруженные силы.

Несмотря на малочисленность, вооруженные силы ОАЭ оснащены самыми современными системами вооружения, производства различных стран, в том числе России и Украины. В 2010 и 2011 ОАЭ были одним из крупнейших иностранных покупателей военной техники и снаряжения в США, потратив на укрепление оборонной мощи страны порядка 14 миллиардов долларов.


В Сухопутных войсках армии ОАЭ имеются французские, британские и итальянские танки, БТР производства Франции, Турции, России и Бразилии, артиллерийские установки из ЮАР, США и др., противовоздушные установки производства Швеции, Великобритании и Франции.

С 1980 года начат процесс модернизации ВВС ОАЭ. За стандарт приняты ВВС НАТО. В настоящее время персонал Военно-воздушных сил страны составляет свыше 4000 человек. Практически все боевые пилоты– граждане страны. Иностранные граждане заняты, в основном, в обслуживании баз и обучении. Начато обучение пилотов-женщин

ВВС ОАЭ имеют на вооружении многоцелевые истребители F-16 Desert Falcon, Dassault Mirage 2000, множество самолетов транспортной авиации, вертолетов и т.д. Самая массовая закупка техники и вооружения состоялась в 2007 году. Тогда было куплено 80 самолетов типа F-16 и порядка 60 Dassault Mirage. Общая сумма затрат только на приобретение самолетов составила около 10 миллиардов долларов.

Военно-морской флот ОАЭ

Численность служащих ВМФ ОАЭ невелика - около 2500 человек. В их состав входит батальон морской пехоты, оснащенный 90 бронетранспортерами БТР-3 производства Украины. В состав ВМФ ОАЭ входят суда класса Корвет, быстроходные ракетные катера, боевые, патрульные катера, минные тральщики и т.д.

Военно-промышленный комплекс

В целях снижения зависимости от иностранных поставщиков, ОАЭ продолжает увеличивать производство военной техники. Судостроительная компания Абу-Даби производит ряд судов типа Корвет, приспособленных к условиям мелководного Персидского залива. Эта же компания производит боеприпасы, военные транспортные машины и беспилотные летательные аппараты. В 2007 году в ОАЭ начато производство пистолетов системы Caracal, которые приняты на вооружение сил безопасности и армии ОАЭ. Эти же пистолеты приняты на вооружение армией Бахрейна и Иордании.


Таким образом, нынешнюю армию ОАЭ при всей свой малочисленности можно считать вполне боеспособной и оснащенной достаточно современными образцами техники и вооружения. В последние десятилетия очевиден процесс укрепления обороноспособности и укрепления рубежей. Оно и неудивительно: занимая стратегически важное положение и обладая крупнейшими запасами нефти и газа, власти Эмиратов понимают, что защита территориальной целостности в не всегда спокойной Азии является архиважной, и не скупятся на военные расходы.

Однако ряд экспертов считают, что несмотря на принимаемые меры по техническому оснащению и подготовке личного состава, армия ОАЭ не в силах самостоятельно защищаться от крупномасштабной внешней агрессии. Военные эксперты выделяют ряд проблем: элементарная нехватка квалифицированного персонала, слабое развитие ремонтной базы, зависимость от иностранных технических специалистов и многое другое. Стоит полагать, что при отсутствии полноценных возможностей в плане обороноспособности власти ОАЭ и дальше продолжат укреплять союзнические отношения со странами Запада и соседями по Персидскому заливу.


В последние годы руководство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) придерживается курса на расширение ассортимента продукции собственного ВПК. Изменение военно-промышленной политики страны обусловлено прежде всего нестабильностью внешнеполитической ситуации в регионе, в условиях которой развитие производственной базы военной промышленности существенно повышает уровень самообеспеченности вооруженных сил по отдельным видам ВВТ и снижает степень их зависимости от зарубежных поставок.


В качестве основы военных отраслей рассматриваются совместные с ведущими мировыми производителями предприятия по выпуску ВВТ. Кроме того, в формировании военной промышленности существенную роль играют созданные и строящиеся при участии иностранных компаний крупные сервисные центры, в которых сосредоточены мощности по обслуживанию, ремонту н модернизации импортной военной техники и вооружения.

Создание национальной военно-промышленной базы ОАЭ происходит при непосредственном участии и поддержке государства, которое активно и целенаправленно принимает в этом направлении меры экономического и административного характера. Так, по инициативе правительства в 1992 году было создано Бюро офсетных программ для поиска, установления связей местных компаний с иностранными партнерами и создания совместных предприятий различного профиля как на территории ОАЭ, так и за рубежом.

В 2002 году была образована государственная инвестиционная компания "Мубадала дивелопмент", наделенная широкими полномочиями и располагающая значительными финансовыми ресурсами. Ее деятельность направлена на полное или частичное приобретение активов перспективных местных и иностранных фирм, создание совместных предприятий с зарубежными компаниями, занятыми в производстве высокотехнологичной продукции как гражданского, так и военного назначения.

Наибольшее внимание руководство ОАЭ уделяет формированию производственной базы авиационной промышленности как наиболее перспективной и потенциально емкой отрасли с учетом географического положения страны, потребностей региона, имеющейся инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата. При этом поставлена цель превратить государство в крупного производителя авиационной техники (AT) гражданского и военного назначения мирового уровня. Для ее реализации активно привлекаются ведущие в этой отрасли мировые производители.

Одним из примеров сотрудничества инвестиционной компании "Мубадала дивелопмент" с крупнейшими зарубежными фирмами стало создание в 2009 году центра по ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники (Advanced Military Maintenance, Repair and Overhaul Centre - AMMROC). Центр представляет собой совместное предприятие, образованное эмиратской компанией "Абу-Даби эркрафт текнолоджи" (бывшая "Галф эркрафт мейнтенэнс компани") совместно с американскими "Локхид-Мартин" и "Сикорский аэрослейс сёрвисиз".

Здесь выполняются ремонтные работы и осуществляется техническое обслуживание самолетов, вертолетов и отдельных компонентов AT. состоящих на вооружении ВВС ОАЭ и других стран региона. Совместно с американскими компаниями "Снкорский аэроспейс сёрвисиз" и "Локхид-Мартин" на базе ремонтных мощностей центра проводится ремонт вертолетов "Апач" (АН-64), многоцелевых вертолетов типа Белл и "Пума", многоцелевых истребителей F-16, военно-транспортных самолетов С-130 и CN-235. Кроме этого, совместно с французской компанией "Снекма" ведутся работы по ремонту жаростойких труб двигателей М53-Р2 для истребителей "Мираж-2000".

Госкомпания "Мубадала дивелопмент" в рамках развития национальной авиационной промышленности планирует создать совместное предприятие с итальянской компанией "Алениа аэрмакки", входящей в состав итальянского концерна "Финмекканика", по сборке учебно-тренировочных самолетов (УТС) М-346 на территории эмиратов. В случае подписания официального контракта намечается поставить 48 УТС для ВВС ОАЭ, часть из которых будет собрана на национальной территории.

В процессе создания производственной и ремонтной базы авиационной промышленности ОАЭ активную политику проводит также руководство эмирата Дубай. Так, на его территории создано несколько крупных предприятий при содействии ведущих зарубежных производителей AT.


Компания "Эдвансд комьюникэйшн системз", расположенная в промышленной зоне "Муссафа" (г. Абу-Даби), совместно с канадской "КАЕ инк." наладила производство БЛА, воздушных мишеней и радиоэлектронного оборудования. Номенклатура выпускаемой ими продукции представлена БЛА. предназначенными для ведения воздушной разведки и патрулирования ("Я6хон-R, -R2. -RX, -Н. -Смарт-айн -Юнайтед 40"), поиска подводных лодок "Фалкон-1", а также использования в качестве воздушных мишеней ("Ябхон-HMD, -GRNI, -GRN2 и -N") для тренировки расчетов зенитных ракетных комплексов. Компания также производит навигационные системы, системы управления полетами, системы предотвращения столкновений воздушных судов и пневматические пусковые установки.

"Абу-Даби аутономус системз инвестментс" входит в состав созданного в 2007 году государственного инвестиционного холдинга "Тавазун", который, в свою очередь, является инвестиционным подразделением государственного Бюро офсетных программ. В настоящее время компания располагает мощностями для производства двух типов винтокрылых БЛА: "Апид-55" - при содействии шведской "КибАэро" И "Аль Сабр" (S-J00 "Камкоптер") и австрийской "Шибель".

Разработкой и созданием БЛА и авиатехники собственного производства занимаются центр исследований и технологий БЛА, расположенный на территории авиабазы "Аль Да фра" в 30 км юго-западнее г. Абу-Даби, и центр исследований и развития аэрокосмических технологий.

Эмиратская компания "Байнуна груп", образованная в 2005 году для диверсификации экономики и привлечения зарубежных партнеров, создала в целях развития авиационной промышленности несколько совместных предприятий с ведущими французскими фирмами "Снекма", "Дассо авиасьон" и "Талес".
"СНЕКБАТ энджин текнолоджи" - совместное предприятие эмнратской компании "Байнуна груп" и французской "Снекма-САФРАН груп" создано для сотрудничества в области двигателестроения.

Компания "ДАСБАТ авиэйши" - совместное предприятие эмиратской компании "Байнуна груп" и французской "Дассо авиасьон"-проводит ремонт истребителей "Мираж-2000-$"

"Талбат эдвансд текнолоджи"-совместное предприятие эмиратской компании "Байнуна авиэйшн текнолоджи" и французской "Талес" - выполняет работы по ремонту, обслуживанию и модернизации радиоэлектронного оборудования многоцелевого истребителя "Мираж-2000-9" и бортового радиоэлектронного оборудования боевых самолетов ВВС.

Основу производственной и ремонтной базы бронетанковой промышленности ОАЭ составляют следующие компании: "Эдвансд индастриз ов Арабия"; "Нимр аутомотив"; "Аль Джабср лэнд системз"; "Аль Бади груп": "Эдвансд модулар виклз"; "Саус текнолоджи"; "Аль Таиф".

"Эдвансд индастриз ов Арабия", созданная в 2009 году в промышленной зоне "Муссафа" г. Абу-Даби, является совместным предприятием эмиратских холдинга "Тавазун" и компании "Бин Джабр груп". Его производственные мощности позволяют выпускать многоцелевые бронеавтомобили "Нимр" с колесной формулой 4х4 и их модификации: "Нимр-2", "Нимрат" и "Нимрад". Основным заказчиком машин "Нимр" выступают вооруженные силы ОАЭ. Интерес к указанной бронетехнике проявляют и другие страны региона. Так, в феврале 2009 года компания "Бин Джабр груп" подписала контракт с Ливией на поставку 120 бронеавтомобилей "Нимр" различных модификаций на сумму 34 млн евро.


Нимр
Компания "Нимр аутомотив"-дочернее предприятие инвестиционного холдинга "Тавазун" - расположена в промышленной зоне "Тавазун" г. Абу-Даби. На ее мощностях освоен выпуск бронетехники на базе многоцелевой тактической машины "Нимр" (4х4 и 6х6): командно-штабной машины, БТР и бронированной патрульной машины. Компания также производит многоцелевое колесное шасси (6х6) для различных видов ББМ.

Компания "Аль Джабер лэнд системз", расположенная в промышленной зоне "Муссафа". совместно с фирмой ИВЕМА (ЮАР) наладила выпуск БТР на базе южноафриканского бронеавтомобиля "Джила" (4х4).

Фирма "Аль Бади груп" (г. Абу-Даби) совместно с бельгийской "Сабье интернасьональ" производит легкие БТР "Игуана" (FV4-270) с колесной формулой 4 х 4. В соответствии с контрактом, заключенным в 2005 году, завод компании выпускает бронетехнику для национальных вооруженных сил и стран Ближневосточного региона. В конструкцию БТР заложен потенциал для его модернизации, что позволяет использовать машину в различных вариантах (противотанковом. дозорно-разведывательном, транспортном, санитарно-эвакуационном, специализированном). В настоящее время кроме FV4-270 разработаны два варианта: амфибийный (FV4-270A) и противоминной защиты (FV4-290 MPV). Компания выпускает также танковые транспортеры "Волот" (8х8) и эвакуационные тягачи на колесном шасси собственной разработки.

Кроме того, согласно контракту "Сабье интериасьональ" занимается модернизацией основных боевых танков OF-40 Мк 2 итальянской компании "ОТО Мелара". состоящих на вооружении ВС ОАЭ. Все работы, включая замену двигателя и ходовой части, проводятся на производственной линии "Саус тскнолоджи" - совместном предприятии компаний "Аль Бади груп" и "Сабье интернасьональ".

Компания "Эдвансд модул ар виклз" совместно с французской "Рено траке дефенс" на сборочном заводе в промышленной зоне "Муссафа" наладила серийный выпуск колесного модульного многоцелевого автомобиля "Аль Даби" (4х4). Машина характеризуется высокой степенью противоминной защиты, хорошей проходимостью, достаточно большой грузоподъемностью, высокой экономичностью и отвечает критериям использования в Ближневосточном регионе. Конструкция автомобиля позволяет при минимальных доработках адаптировать его для выполнения различных боевых задач, что существенно расширяет сферу функционального применения данного средства. Экспортный небронированный вариант "Аль Даби" носит название "Шерпа". Предусматривается разработка также бронированного варианта "Орикс". Основным рынком сбыта этой машины должны стать страны Ближнего Востока.

На мощностях предприятия налажено также лицензионное производство и проводится модернизация артиллерийско-стрелкового и зенитного ракетного вооружения на базе бронетанковой техники: самоходных артиллерийских гаубиц "Арчер" по шведской лицензии, 155-мм самоходных гаубиц GCT и самоходных пушек ALT-1 ТА по французской. ЗРК 2К12 "Квадрат" и 2K12 "Куб" по российской лицензии.

Наряду с формированием производственных, ремонтных и сервисных мощностей авиационной промышленности ОАЭ планирует создать на своей территории крупные региональные центры по обслуживанию различной бронетехники. В частности, с этой целью в 2006 году по инициативе госкомпании " Мубалал а ливелопмент" была образована фирма "Аль-Таиф", основной задачей которой является формирование крупного регионального центра обслуживания, ремонта и модернизации колесных и гусеничных бронемашин сухопутных войск.

Основой судостроительной промышленности ОАЭ является компания "Абу-Даби шипбилдинг" (Abu Dhabi Shipbuilding - ADSB). созданная в 1995 году. Базовые производственные мощности ADSB и судоверфь расположены в промышленной зоне "Муссафа". Ее технические возможности позволяют проводить широкий комплекс работ по ремонту и модернизации отдельных видов кораблей и судов. Производственные мощности нредставдены двумя слипами (85 х 20 м) грузоподъемностью 500 и 2 000 т. Имеется четыре достроечных причала, пять сухих доков, два основных сборочных (100 х 27,5 м) и два ремонтных (52 х 23 м) эллинга. Основным потребителем продукции компании являются ВМС ОАЭ. Структурно она подразделяется на предприятия по производству, модернизации и ремонту.

Подразделение "Абу-Даби шипбилдинг" - "Нэйвал шип констракшн" - специализируется на строительстве кораблей.

Основным проектом, осуществляемым ям в настоящее время, является постройка шести корветов УРО типа "Байнуна" при техническом содействии специалистов французской катании "Конструксьон меканик де Норманди" (Construction Mecaniques de Normandie - CMN). Головной корабль в серии был построен на французской судоверфи CMN в г. Шербур в июне 2009 года. Остальные пять корветов строятся на верфи компании ADSB.

Кроме того, ОАЭ намерены освоить производственный цикл строительства быстроходных патрульных кораблей. В этих целях в феврале 2009 го^а с турецкой судостроительной фирмой "Ионка Онук" был заключен контракт, предусматривающий совместное выполнение заказа на постройку для береговой охраны национальных ВМС 34 быстроходных катеров обшей стоимостью 100 млн евро. При этом 17 из них будут построены в Турции, а остальные - в ОАЭ на судоверфи ADSB.

В начале марта 2009 гола ВС ОАЭ заключили контракт с национальной судостроительной компанией "Абу-Даби шипбилдинг" на постройку 12 быстроходных боевых катеров типа "Ганната" (шведский проект FSV - Fast Supply Vessel), обшей стоимостью 267 млн долларов США. У них будут увеличенный корпус и более мощные двигатели MTU 12V 2000 М93. Планируется каждый корабль оснастить пусковыми установками управляемых ракет "Марте" (Marte Mk 2/N) класса "поверхность - поверхность". Компания "СввдШип марин", выбранная основным субподрядчиком ADSB, будет отвечать за внесение изменений в проект и постройку первых трех новых катеров в Швеции. Остальные намечается построить на территории ОАЭ с участием фирмы ADSB. "Абу-Даби системз интегрэйшн", являющаяся совместным предприятием "Абу-Даби шипбиллинг" и итальянской компании "СЕЛЕКС системи интеграти", займется разработкой проекта и интеграцией боевых систем, а также проведет сертификацию катеров и передаст их ВМС. Необходимые для оснащения системы вооружения будут закуплены правительством ОАЭ в рамках отдельных контрактов. Это первое предприятие подобного рода в регионе Персидского залива.

Компания "СЕЛЕКС системз интеграти" является одним из мировых лидеров в сфере разработок боевых электронных систем для ВМС, ВВС и сухопутных войск. Наряду с продукцией военного назначения она производит системы управления воздушным движением, которые уже поставлены в более чем) 00 стран мира, включая ОАЭ.

Подразделение компании ADSB - "Нэйвал шип рефитс энд апгрейде" - специализируется на модернизации ракетных и быстроходных патрульных катеров для ВМС ОАЭ.

Другое ее подразделение - "Нэйвал шип репеирс" - занимается ремонтом и техническим обслуживанием боевых кораблей и катеров, состоящих на вооружении ВМС и береговой охраны ОАЭ.

Еще одним предприятием, специализирующимся на техническом обслуживании, ремонте и модернизации кораблей и катеров ВМС и береговой охраны ОАЭ, стала созданная в 2009 году компанией "Абу-Даби шмпбялдннг" и британской корпорацией "БАэ системз" совместная фирма "Галф логистик энд нэйвал еэпот".

кроме того, в последнее время в ОАЭ отмечается активизация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере противодействия пиратству. В частности, в 2009 году змиратской компанией "Аль Маракеб боат маньюфэкчеринг" по лицензии американской фирмы "5Джи марина системз" (5G Marina Systems) был выпущен опытный образец дистанционно управляемого патрульного катера, позиционируемого как современное и эффективное средство борьбы с пиратами. Корпус базовой модели беспилотного надводного судна выполнен из пластика по технологии "стелт". Данный катер, оснащенный высокочувствительными оптическими камерами наблюдения, может управляться оператором на прямой видимости с расстояния не более 2 км либо действовать автономно по заранее заложенной в бортовой компьютер программе, контроль которой осуществляется через спутник системы GPS.

Производством водолазного снаряжения и скоростных моторных лодок для морской полиции и береговой охраны ВМС ОАЭ занимается компания "Эмирейтс марин текнолоджиз", которая была создана в 2000 году. При техническом содействии стран Запада также налажено производство подводных средств передвижения для командования сил специальных операций ВС эмиратов. Ее производственные мощности расположены в г. Абу-Даби.

Разработкой и производством стрелкового оружия в ОАЭ занимается компания "Каракал интернэтнлж созданная в 2007 году в промышленной зоне "Тавазун" г. Абу-Даби. На сегодняшний день на ее производственных мощностях при содействии германских специалистов налажен выпуск нескольких типов стрелкового оружия: 9-мм полуавтоматического пистолета "Каракал F" и его модификации. 9-мм полуавтоматического карабина "Каракал СС10" и 7,62-мм снайперской винтовки "Каракал CSR". Эта компания является одним из крупнейших производителей вооружения данного типа в регионе Персидского залива. Пистолеты "Каракал" экспортируются в Бахрейн, Иорданию, Оман и Саудовскую Аравию. Компания приобрела десять иностранных патентов, по которым намерена начать выпуск других видов вооружений как для ОАЭ, так и на экспорт:

Производством стрелкового оружия занимается также "Тавазун элванед дефенс системз" (бывшая частная российская компания "Царь-пушка"), расположенная в промышленной зоне "Тавазун". На предприятии налажен выпуск снайперских винтовок KS-11 под патроны различного калибра.

В рамках развития военно-промышленного комплекса руководство ОАЭ также принимает активные меры, направленные на создание инфраструктуры для разработки и производства боеприпасов. Основная цель данной деятельности-удовлетворение потребностей национальных ВС, снижение зависимости от иностранных производителей и выход государства на региональный рынок вооружений в качестве полноценного игрока.

Боеприпасная промышленность ОАЭ представлена двумя крупными компаниями, которые производят боеприпасы в промышленных масштабах: "Буркан мьюнишнз системз" и "Каракал лайт амьюнишн".

"Буркан мьюнишнз системз" - совместное предприятие, созданное в 2007 году эмиратскими компаниями "Тавазун" и "Аль Джабер трейдинг эстэбяищмент", а также германской "Рейнметалл мьюнишнз системз", - расположена в промышленной зоне "Тавазун". Поставщиком технологий и необходимого оборудования выступает фирма "Рейнметалл мьюнишнз системз", доля которой в совместном проекте составляет 49 % Предприятие оснащено самым современным и высокотехнологичным оборудованием. На его производственных мощностях налажен выпуск различных видов боеприпасов стандартов НАТО, включая авиабомбы, артиллерийские снаряды и патроны разного калибра для всех видов ВС ОАЭ. В рамках соглашения с французской компанией "Некстср системз" планируется передача технологий с целью производства в эмиратах 120-мм боеприпасов для танков "Леклерк".

Для проведения полного цикла испытаний создаваемой продукции и разрабатываемых технических решений у компании имеется свой полигон, где можно осуществлять тестирование снарядов калибра до 40 мм, ручных фанат и гранат для полет вольно го гранатомета, других видов ее продукции. Возможности полигона позволяют оценивать баллистические характеристики боеприпасов и их устойчивость к внешнему воздействию.

Для проверки поступающих в компанию комплектующих, взрывчатых веществ и материалов, а также для исследований собранной продукции у предприятия имеется специальная лаборатория. Кроме того, на ее оборудовании проводятся НИОКР по созданию новых материалов и ВВ. При заводе созлано экологически чистое предприятие для термического уничтожении списанных боеприпасов и взрывчатых веществ.

Компания "Каракал лайт амьюнишн" с 2011 года является дочерним предприятием инвестиционного холдинга "Тавазун" и располагается в одноименной промышленной зоне. Здесь выпускаются различные вилы боеприпасов для стрелкового оружия, включая снаряды калибров 5.56. 7.62. 9 и 12.7 мм.

Разработкой высокотехнологичных боеприпасов занимается также "С4 эдвансд солющнз" - дочернее предприятие инвестиционной компании эмирата Абу-Даби "Змирейтс эдвансд инвестменте" (ЕА1 Emirates Advanced Investment). В мае 2008 года EAI и американская корпорация "Рей-теон" подписали соглашение о совместных разработках, передаче технологий и производстве 70-мм управляемых ракет с лазерным наведением "Тэлон" (Talon LGR - Laser Guided Rocket). Непосредственное участие в НИОКР со стороны змиратского инвестора принимала компания "С4 эдвансд солюшнз".

В ходе международной аэрокосмической выставки "Дубай-201 1" в ноябре 2011 года EAI объявила о планах на поставку около 10 тыс. УР "Тэлон" ВС ОАЭ. В зависимости от исхода переговоров "Эмирсйтс эдвансд инвестменте" с "Рсйтеон" эти ракеты будут производиться в стране полностью или собираться из американских компонентов. Специалисты американской фирмы заявляют, что данная разработка стала успешным примером новой эффективной бизнес-модели компании. На рынке вооружений УР "Тэлон" конкурирует с ракетами DAGR (Direct Attack Guided Rocket) производства компании "Локхид-Маргнн" и УР APKWS U (Advanced Precision kill Weapon System II) группы "БАэ системз" и "Нортроп-Грумман". От своих конкурентов ракета "Тэлон" отличается низкой ценой и тем, что может устанавливаться на любую стандартную ПУ калибра 70 мм.

Помимо "С4 эдвансд солюшш" в цепях развития радиоэлектронной промышленности в ОАЭ в 2007 году была создана компания "Аль Ях сатэллит комуникейшнз компани". Она принадлежит инвестиционной фирме "Мубадала дивелонмент" и специализируется на производстве систем закрытой спутниковой связи.

На производственных мощностях "С4 эдвансд солюшнз" совместно с французской "Талес" налажено производство радиоэлектронного оборудования, включая системы связи И ночного видения.

Таким образом, а последние десять лет е военном секторе экономики ОАЭ при техническом и финансовом участии ведущих зарубежных компаний идет активный процесс создания отдельных видов высокотехнологичного производства, которые могут существенна ускорить формирование многоотраслевой военно-промышленной базы. Важными факторами, способствующими развитию военной промышленности страны, является благоприятная экономическая ситуация, обусловленная высокими мировыми ценами на основной экспортный продукт ОАЭ - нефть, а также всесторонняя и целенаправленная государственная поддержка.

При этом главными препятствиями на пути создания развитой военной промышленности, разработки и выпуска собственных образцов боевой и вспомогательной техники остаются: слабая общая промышленная база страны; недостаточный уровень развития науки и образования (особенно технического)* нехватка кадров, имеющих достаточно знаний в сфере высоких технологий, отсутствие достаточного опыта организации военных НИОКР.

В обозримой перспективе ОАЭ, очевидно, не смогут в полной мере решить проблему всестороннего обеспечения своих вооруженных сил за счет национальной военной промышленности. Это, в свою очередь, обуславливает дальнейшее сохранение зависимости страны от импортных поставок ВВТ, и особенно высокотехнологичных образцов вооружения.

Зарубежное военное обозрение №2013 №5 С.32-38

Истоки ВВС ОАЭ восходят к 1968 году, когда в составе армии эмирата Абу-Даби (под руководством и благодаря содействию Великобритании) были созданы военно-воздушные силы. Серьезные инвестиции в их развитие начались только четыре года спустя. Обучением пилотов и вспомогательного персонала занимались специалисты, приглашенные из ВВС Пакистана. Примерно в то же время было сформировано авиационное крыло эмирата Дубай. Хотя Объединенные Арабские Эмират были созданы в декабре 1971 года, единые ВВС страны сформировались только в 1999 году. Несмотря на слияние, сохранилась некоторая доля автономии двух подразделений ВВС — Западного авиационного командования в Абу-Даби и Центрального авиационного командования в Дубае.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЧИСЛЕННОСТЬ

В настоящее время численность ВВС ОАЭ составляет примерно 4 тыс. человек. В их составе — около 370 самолетов и вертолетов различного назначения. Основными структурными компонентами ВВС, как уже отмечалось, являются Западное авиационное командование (включающее истребительное и транспортное авиакрылья) и Центральное авиационное командование. Имеется также авиашкола. Отдельным компонентом является Объединенное авиационное командование, включающее 10-ю группу армейской авиации и 18-ю авиационную группу специального назначения.

БОЕВАЯ АВИАЦИЯ

На вооружении ВВС ОАЭ находятся два типа истребителей-бомбардировщиков — F-16 модификаций Е (одноместная) и F (двухместная) и «Мираж» 2000-9 в вариантах EAD (одноместный), DAD (двухместный) и RAD (разведывательный). Оба типа разработаны специально под требования ОАЭ и отличаются значительными усовершенствованиями по сравнению с наиболее распространенными модификациями «Файтинг Фалкона» и «Миража». Самолетами F-16E/F вооружены 1,2 и 3-я эскадрильи, дислоцированные в Аль Дафре (32 км южнее г. Абу-Даби). «Миражи» 2000-9 находятся на вооружении 71, 76 и 86-й эскадрилий (первые две базируются в Аль Дафре, третья — в Аль Зафране, 120 км юго-западнее г. Абу-Даби).

В составе Объединенного авиационного командования имеется 24 легких турбовинтовых штурмовика Эйр Трактор AT-802U, созданных на базе сельскохозяйственных самолетов. Они используются прежде всего для воздушного патрулирования границ. Для расширения возможностей по управлению действиями истребителей недавно были приобретены два самолета ДРЛО и управления SAAB 340AEW.

ТРАНСПОРТНЫЕ И ЗАПРАВОЧНЫЕ САМОЛЕТЫ

Транспортная авиация использует для базирования два аэродрома — Аль Батин (у г. Абу-Даби) и Аль Минья (у г. Дубай). Наиболее мощными ее самолетами являются С-17А «Глоубмастер» (поставлено шесть, заказано еще два). Кроме того, эксплуатируются средние военно-транспортные самолеты С-1 ЗОН «Геркулес» и легкие CN-235. Для решения медико-эвакуационных задач приобретены две машины Пьяджо Р. 180, снабженные соответствующим специальным оборудованием. Заправочная авиация представлена тремя новыми транспортно-заправочными самолетами Эрбас A330MRTT.

УЧЕБНАЯ АВИАЦИЯ

Подготовка летных кадров осуществляется в летно-тренировочной школе и колледже ВВС, размещенных на авиабазе Аль Айн. Первоначальное обучение кадеты проходят на самолетах G.115, затем пересаживаются на турбовинтовые РС-7 и PC-21, после чего осваивают технику пилотирования реактивных самолетов и основы боевого применения на «Хоуках». На авиабазе Аль Айн дислоцируется также пилотажная группа «Аль Фурсан» («Рыцари»), летающая на итальянских реактивных самолетах MB 339NAT.

ВЕРТОЛЕТЫ

В составе Западного и Центрального авиационных командований имеется лишь небольшое число вертолетов АВ412 и AW139, использующихся для поисково-спасательного обеспечения. Основная масса винтокрылых машин сосредоточена в Объединенном авиационном командовании. Среди них наиболее современные — ударные вертолеты AH-64D «Апач Гардиан» и многоцелевые UH-60M (поставки последних продолжаются). Имеются также тяжелые транспортные вертолеты CH-47D и несколько типов более легких машин.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В последние годы ВВС ОАЭ активно участвуют в различных региональных конфликтах на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В частности, в 2011 году шесть самолетов F-16E/F и шесть «Мираж» 2000-9 участвовали в операции «Рассвет Одиссея» против Ливии (базировались в Италии). В 2014 году самолеты ВВС ОАЭ совместно с египетскими бомбили позиции исламистов в районе Триполи (Ливия). С сентября 2014 года они участвовали в операции против «Исламского государства». В настоящее время ВВС ОАЭ совместно с силами Саудовской Аравии принимают участие в интервенции в Йемене.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари