Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах. Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов уч

В домах, в которых не установлены приборы учёта, коммунальные платежи выше, потому что с нового года к нормативу потребления применяется повышающий коэффициент 1,5. Но что, если в МКД нет технической возможности установить прибор учёта ? Применять ли в таком случае повышающий коэффициент?

Сегодня мы расскажем о ряде вопросов установки приборов учёта в многоквартирных домах : что такое техническая возможность установки ПУ, когда ИПУ начинает действовать, и что делать, если ПУ отработал меньше трёх месяцев.

Техническая возможность установки прибора учёта

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в МКД должны обеспечивать соответствие таких построек требованиям энергетической эффективности и устанавливать в них приборы учёта (п. 9 ст. 11 N 261-ФЗ).

Если собственники не выполняют свои обязанности и не устанавливают приборы учёта, это за них делают РСО. Собственники по факту оплачивают РСО установку ПУ равными долями в течение пяти лет (п. 9-13 ст. 13 N 261-ФЗ).

При этом существует негативная судебная практика, когда обязанность по возмещению расходов РСО по установке приборов учёта возлагают на управляющую организацию с дальнейшей компенсацией от собственников помещений (определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013).

Так происходит из-за системного толкования ст. 162 ЖК РФ , п. 20 ПП РФ N 416 , п. 24-26 ПП РФ N 491 . УО в силу своего статуса владеет исчерпывающей информацией о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в МКД. Также у УО есть полномочия по расчёту с РСО и по получению платежей от собственников за оказываемые услуги.

Поэтому важно донести до собственников, что установка приборов учёта - это их обязанность, а не право. Если собственники ничего не предпринимают, по умолчанию можно считать, что техническая возможность установить прибор учёта есть, но он отсутствует.

Если собственники уверены, что установить ПУ в их доме невозможно, они вправе потребовать от исполнителя КУ составить акт о технической невозможности установки прибора учёта (п. 33 к (3) ПП РФ N 354).

Если такого акта нет, то к нормативу потребления коммунальных ресурсов применяется повышающий коэффициент 1,5. Это значит что сумма в платёжных документах будет выше.

Техническая невозможность установки прибора учёта

Случаи технической невозможности установки приборов учёта перечислены в п. 3 приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 N 627 . Нельзя установить ПУ при:

  • вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем;
  • необходимости реконструкции или капитальном ремонте внутридомовых инженерных систем;
  • невозможности обеспечить соблюдение технических требований;
  • необходимости обеспечить эксплуатацию прибора учёта: электромагнитные помехи, влажность, нельзя снять показания, затопление.

Кто должен составить акт обследования прибора учёта , спросите вы?

  • ОДПУ - акт обследования составляет РСО и УО/ТСЖ или УО/ТСЖ с правом проверки РСО,
  • ИПУ - исполнитель коммунальных услуг.

Когда ИПУ начинает действовать?

Прибор учёта готов к использованию и начинает действовать после ввода в эксплуатацию (п. 81 ПП РФ N 354).

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 говорит о том, что прибор учёта вводится в эксплуатацию в течение месяца после установки. С первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ПУ в эксплуатацию, исполнитель начинает рассчитывать размер платы за КУ по показаниям введённого в эксплуатацию прибора учёта .

Если индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта работал меньше трёх месяцев (для отопления - менее трёх месяцев отопительного периода), плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчётный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих КУ.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627 “Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения” (не вступил в силу)

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра В.А. Токарев

Регистрационный № 23933

Критерии
наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в и настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291, № 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, № 29, ст. 4288, ст. 4291, № 30, ст. 4590, № 49, ст. 7061, № 50, ст. 7344, 7359, № 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Форма акта
обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

г. __________________ «__» ______________ 20__ г.

1. ______________________________________________________________________

проводящего обследование)

адрес (место нахождения): _______________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

контактный телефон: ____________________________________________________,

2. В лице _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество лица - представителя юридического лица

(индивидуального предпринимателя), проводящего обследование)

действующего на основании _______________________________________________

_________________________________________________________________________

(реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица на проведение

обследования)

3. В присутствии (указать, если присутствовали):

_________________________________________________________________________

(наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя),

ответственного за содержание общего имущества собственников помещений

в многоквартирном доме и лица, представляющего его интересы в ходе

обследования)

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество собственника (представителя собственника)

помещения, жилого дома, в котором проводится обследование)

_________________________________________________________________________

(иные лица, участвующие в обследовании)

4. Проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия)

технической возможности установки _______________________________________

_________________________________________________________________________

(индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового)

прибора учета ___________________________________________________________

(холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа,

тепловой энергии)

5. По адресу: ___________________________________________________________

(указать адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения),

в котором проводится обследование)

6. Обследование проведено: ______________________________________________

(указать, каким образом проведено обследование: путем осмотра или

с применением инструментов/средств измерений)

с использованием следующих инструментов _________________________________

(указать наименование инструмента, если он используется при проведении

обследования, а если используется средство измерения - указать его

метрологические характеристики и дату истечения очередного

межпроверочного интервала средства измерения)

7. В результате обследования установлено: _______________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(указать на наличие или отсутствие технической возможности установки

прибора учета)

8. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду

установления следующих критериев отсутствия такой возможности: __________

_________________________________________________________________________

(указать конкретные критерии отсутствия технической возможности

установки прибора учета)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

9. Особое мнение присутствующих лиц (при наличии): ______________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Настоящий Акт составлен в ____ экземплярах

Подписи лиц, принимавших участие в обследовании:

______________________ (____________________________)

______________________ (____________________________)

Порядок
заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. В акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.

2. В акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Обзор документа

С 1 сентября 2012 г. вводятся новые правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах. Согласно им в помещениях должны быть установлены индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, природного газа). Исключение - техническая невозможность такой установки.

Разработаны критерии, по которым она определяется. Например, считается невозможным установить приборы учета, если для этого требуется провести реконструкцию, капремонт существующих или создать новые внутридомовые инженерные системы (внутриквартирное оборудование). Аналогичный вывод делают, если нельзя соблюсти обязательные метрологические и технические требования к прибору учета либо требования к условиям его эксплуатации (в частности, из-за техсостояния инженерных систем, влажности, температурного режима, электромагнитных помех, затопления помещений).

Индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета теплоэнергии не устанавливаются в многоквартирных домах с вертикальной разводкой инженерных систем отопления.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета отражаются в акте. Установлены его форма и порядок заполнения.

Во вновь построенных домах техническая возможность установки приборов учета должна иметься в любом случае.

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА, А ТАКЖЕ ФОРМЫ АКТА

ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ)

ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ТАКИХ ПРИБОРОВ

УЧЕТА И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра

В.А.ТОКАРЕВ

Приложение N 1

к приказу Министерства

регионального развития

Российской Федерации

КРИТЕРИИ

НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приложение N 2

к приказу Министерства

регионального развития

Российской Федерации

ФОРМА АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО (ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА г. _______________ "__" __________ 20__ г. 1. ________________________________________________________________________ (наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование) ___________________________________________________________________________ адрес (место нахождения): _________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________, контактный телефон: ______________________________________________________, 2. В лице _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование) действующего на основании _________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица на проведение обследования) 3. В присутствии (указать, если присутствовали): ___________________________________________________________________________ (наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и лица, представляющего его интересы в ходе обследования) ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в котором проводится обследование) ___________________________________________________________________________ (иные лица, участвующие в обследовании) 4. Проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки _________________________________________ ___________________________________________________________________________ (индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета _____________________________________________________________ (холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии) 5. По адресу: _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (указать адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование) 6. Обследование проведено: ________________________________________________ (указать, каким образом проведено обследование: ___________________________________________________________________________ путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений) с использованием следующих инструментов ___________________________________ ___________________________________________________________________________ (указать наименование инструмента, если он используется при проведении обследования, а если используется средство измерения - указать его метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала средства измерения) 7. В результате обследования установлено: _________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (указать на наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета) 8. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев отсутствия такой возможности: ____________ ___________________________________________________________________________ (указать конкретные критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета) 9. Особое мнение присутствующих лиц (при наличии): ________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 10. Настоящий Акт составлен в ____ экземплярах Подписи лиц, принимавших участие в обследовании: ________________________ (_________________________) ________________________ (_________________________) ________________________ (_________________________)

Приложение N 3

к приказу Министерства

регионального развития

Российской Федерации

ЗАПОЛНЕНИЯ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ

НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА

1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства)) и контактный телефон.

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. Пункт 9 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 9 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В пункте 10 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Во многих квартирах до сих пор отсутствуют счетчики потребления коммунальных ресурсов, и люди оплачивают по нормативу — чаще всего больше, чем платили бы по показаниям прибора учета. Но есть и те, у кого счетчик установить негде просто физически, слишком мало места, конструкция внутриквартирных сетей не позволяет, снимать показания будет трудно, трубы старые. Как юридически грамотно первым оснастить свое жилье счетчиками, а вторым отказаться от этого? Тему обсуждаем с директором МБУ «Контакт-центр при главе города Ульяновска» Денисом Седовым.

— Денис Константинович, что такое критерии наличия технической возможности установки прибора учета и какое значение они имеют для конкретного жильца конкретной квартиры?

— Установка приборов учета потребления коммунальных ресурсов регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Во-первых, это Закон №261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении…». Во-вторых, это Правила предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 года. И, в-третьих, Приказ №627 от 29.12.2011 года, который называется «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения».

Закон вводит обязанность потребителей устанавливать приборы учета — как общедомовые, так и индивидуальные. Правила регламентируют процедуру учета потребления ресурсов, а Приказ с этим длинным названием определяет, при каких условиях есть возможность установки счетчиков и при каких она отсутствует. Но критерии, подчеркну, разработаны не столько для определения возможности собственно установки прибора, сколько для определения, может ли прибор учета использоваться при расчете платы за коммунальные услуги. Вот такой нюанс.

— Это что, уже установленный прибор могут признать не пригодным для расчета платежей?

— Получается так — исходя из того, соответствует ли сам прибор, место его монтажа и условия эксплуатации прописанным в Приказе критериям. Первый из них можно назвать абсолютным: технические условия для установки приборов учета априори существуют в домах, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона «Об энергосбережении…». Это 27 ноября 2009 года. Есть особенности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии, для которых необходима горизонтальная разводка внутридомовых инженерных систем, тогда как в большинстве эксплуатируемых сегодня многоквартирных жилых домов она вертикальная. Заведомо существуют условия для оприборивания не только во вновь построенных после 27 ноября 2009 года домах, но и введенных на эту дату в эксплуатацию после капитального ремонта или реконструкции. То есть законодатель фактически обязывает застройщиков оприборивать такие дома еще до их заселения, и будущим жильцам беспокоиться на этот счет уже не надо.

— А что с домами, построенными до ноября 2009 года?

— Для домов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, критерии установлены в Приложении 1 к Приказу. Для заключения об отсутствии технической возможности установки счетчика достаточно выявления хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома или помещения невозможна без реконструкции, капительного ремонта внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования или без создания новых систем и оборудования;

— при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством России об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

— в месте, в котором подлежит установка прибор учета, невозможно обеспечить требования к условиям эксплуатации прибора, которые необходимы для его надлежащего функционирования. В том числе из-за технического состояния внутриквартирного оборудования, влажности, температурного режима, электромагнитных помех. Или невозможно обеспечить доступ для снятия показаний, обслуживания счетчика, его замены.

Если в ходе обследования будет выявлено, что указанные выше обстоятельства отсутствуют, значит техническая возможности для установки соответствующего прибора учета имеется.

— Кто это обследование проводит?

— Согласно Приказу во время обследования могут присутствовать собственник жилого помещения (а если подана заявка на установку индивидуального прибора учета, то его присутствие необходимо), представитель РСО, представитель обслуживающей общее имущество организации, который обеспечит, если потребуется, доступ к границе сетей, где обычно и устанавливается прибор, иные лица. При этом присутствие представителей органов власти не является обязательным. По результатам обследования составляется акт — его форма приведена в Приложении №2 к Приказу, в котором и делается вывод о наличии технической возможности для установки счетчика либо о ее отсутствии. В случае, если у кого-то из участников обследования будет особое мнение о его результатах, запись о нем вносится в акт. По одному экземпляру акта вручается каждому из присутствующих.

— На чье имя гражданин подает заявку?

— Пунктом 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении…» обязанность по установке приборов учета, их эксплуатации и замене возложена на ресурсоснабжающие организации (РСО), которые не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, поскольку он является публичным. Порядок заключения договора и его существенные условия утверждены Приказом Минэнерго России №149 от 17 апреля 2010 года. После получения от заказчика заявки РСО должна провести осмотр объекта с целью проверки технической возможности установки прибора. При ее наличии РСО направляет заказчику подписанный со своей стороны договор и технические условия, которые заказчику предстоит выполнить перед установкой счетчика. А при отсутствии технической возможности заказчику направляется отказ в заключении договора. Если же собственник помещения обращался не к РСО, а к какой-то иной фирме, то она не обязана ни договор подписывать, ни составлять акт обследования на наличие возможности для установки прибора, и этот момент может всплыть уже потом, когда установленный счетчик будет вводиться управляющей организацией (исполнителями) в эксплуатацию. Исполнитель и может обнаружить, что смонтированный прибор учета не пригоден для использования при расчете платы за коммунальную услугу. Обнаружит, иначе говоря, как раз то, для чего и были разработаны критерии наличия или отсутствия технической возможности для установки приборов учета. И он же может составить акт об этом.

— В законе предусмотрено и принудительное оприборивание домов и квартир. Как оно осуществляется в этом случае?

— Да, сроки для добровольной установки приборов учета всех видов, кроме тепловых, истекли, и РСО должны делать это принудительно, предоставляя собственникам рассрочку на пять лет в оплате работ по оприбориванию. Из смысла нормативно-правовых документов следует также, что в случае непригодности по каким-либо причинам объекта к установке счетчиков ресурсники должны сами выполнить все работы по подготовке, скажем, внутриквартирных инженерных систем к оприбориванию, после чего монтировать уже и собственно приборы учета. Это может сильно повысить расходы собственников на оснащение своего жилья приборами учета. Представить это работающим на практике, впрочем, довольно сложно. Скорее, РСО сделает заключение об отсутствии технической возможности установки прибора.

Геннадий Якимчев

Документ имеет регистрационный номер 23 933. Акт работает в соответствии с разделом «4 г» постановления Правительства РФ под номером 354 от 06.05.11.


Документ вступил в силу 01.09.12 и с тех пор утверждает:

  1. Критерии наличия и отсутствия технической возможности установки приборов учета, включая общедомовые, перечисленных в первом приложении.
  2. Описание акта изучения строения, определяющего возможность установки счётчиков, вычисляющих плату за пользование энергетическими и водными ресурсами по правилам, указанным во втором приложении.
  3. Принципы заполнения предыдущего документа, перечисленные в третьем приложении.

Первое приложение

Факторы наличия или отсутствия технической возможности установки приборов учета определяются для устройств, считающих расход воды, света, газа и прочих веществ. Они определяют количество, которое тратит конечный пользователь для жизнедеятельности. Цель размещения — возможность выставления счета за соответствующую услугу компанией, занимающейся производством и/или продажей.

Критерии невозможности

Перед монтажом проводится обследование, разрешающее или запрещающее проведение процесса. Установка одного или нескольких типов невозможна, если выявлен любой из представленных факторов:

  • Давно не проводился капитальный ремонт, включающий замену или установку инженерных систем, отвечающих за поставку водо-, электро-, тепло- или газоснабжения в жилые помещения. Для старых построек, в которых отсутствует необходимая обвязка, проводится реконструкция. В течение ремонта создаются новые инженерные системы.
  • Обследование строения показало, что монтаж не допускается, поскольку невозможно соблюсти все метрологические условия по установке устройства и/или к месту его размещения. Запрет действует при несоблюдении технических требований к порядку монтажа настоящего счетчика. В подобных случаях необходимо обеспечить соблюдение соответствующих правил, урегулировать проблемы.
  • В точке, предназначенной для размещения, не могут быть обеспечены правила единства измерений. Законодательство указывает техническое урегулирование проблемы, в том числе, если оно связано с неполадками в конструкции здания или инженерных системах. Документ также называет условия эксплуатации устройств и характеризует признаки, обеспечивающие стабильную работу. К последним относятся показатели температуры и влажности, возможные электромагнитные и водные помехи. Инженерные коммуникации должны позволять гражданам без проблем снимать показания, при необходимости — обслуживать и заменять индивидуальные или общие счетчики.

Если обследование показало, что строение имеет отличную от горизонтальной разводку системы обогрева помещений, для него запрещается размещение средств учета теплоэнергии. Этот факт не касается многоэтажных зданий, обозначенных в пункте 5.

Разрешение на установку

Если обследование показало отсутствие запретов, перечисленных выше, установку средств учета разрешают. Техническая возможность установить счетчик касается любых многоквартирных строений, кроме названных в пятом пункте.

Монтаж устройств учета расходов ресурсов допускается для многоэтажных домов, охарактеризованных в Федеральном законе номер 261 от 23.11.09. Документ устанавливает к строениям требования по оснащению их приборами учета к моменту сдачи в эксплуатацию. Также касается следующих статей, соответствующих актам законодательства РФ: 5711; 2291; 4160 и 4206; 4288 и 4291; 4590; 7061; 7344 и 7359; 7447 соответствующих актов законодательства: 48; 19; 31; 29; 30; 49; 50; 51.

Результаты обследования записывают в документ, характеризующий строений. В нём перечисляют обнаруженные критерии, допускающие или запрещающие установку средств учета расхода ресурсов конечными потребителями.

Третье приложение

Принципы заполнения документа обследования, описывающего факторы возможности установки счетчика или ОДПУ.

Лица, участвующие в процедуре

Указывается юридическое лицо, занимающееся процедурой. Цель изучения — определение возможности поставить устройство учета расхода водных, тепловых, газовых и электрических ресурсов в помещениях многоэтажного дома. Акт касается как индивидуальных, так и общих устройств. Должны быть указаны ФИО и паспортные данные ИП, адрес ПМЖ и контакты для связи.

ФИО всех лиц, участвующих в процедуре, цель которой — обнаружить возможность установить счетчики. К ним относятся доверенные представители юр. лица или ИП, выполняющего заказ. Также указывают реквизиты документа, который разрешает данным людям проводить процедуру обследования (необходима доверенность, поручительство и прочее).

ФИО всех лиц, присутствующих во время обследования строения. Кроме названных выше, необходимо указать:

  • Представителя ИП, который несет ответственность за поддержание общедомового имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии. Затем указывают ФИО физического лица или имя юридического, представителем которого является настоящий участник процесса.
  • Владельца строения, которое подвергается профессиональному обследованию на наличие возможности установить счетчики водоснабжения, электроэнергии, газа, тепла. Могут быть указаны представители.
  • Прочих лиц, присутствующих в процессе обследования дома.

Характеристика

Описывает типы устройств, которых касается процесс обследования, определяющий отсутствие возможности установки индивидуального прибора учета. Также проводится, если последний — общедомовой. Указывают два показателя, касающихся устройств:

  • К какому количеству конечных пользователей подключается: одному или всем.
  • Расход какого ресурса учитывает: воды, электрической энергии, газа.

Указывает на адрес строения, в котором будет проводиться обследование. Цель — разрешить или запретить размещение приборов учета расхода воды, света и тепла. Зданием может выступать жилой многоквартирный или многоэтажный производственный дом.

Указывает на способ, которым будет проводиться обследование строения. Видов изучения два: простой осмотр и с использованием дополнительных средств и/или инструментов.

Указывает на результаты процедуры. Разрешает или запрещает монтаж устройств учета.

Заполняется, если обнаружилась невозможность монтажа прибора учета водоснабжения, электричества или газа. Указывают к устройству какого типа относится запрет, причины невозможности установки.

Пункт заполняется, если у одного или более лиц возникло персональное мнение, касательно процесса проверки и/или результатов. В подобных ситуациях указывают ФИО лица, высказавшего персональное мнение, а также его содержание. Оно может касаться исключительно рабочих моментов, связанных с обследованием. В противных случаях в заполнении отказывают.

Указывают число копий настоящего акта. По одному экземпляру выдаётся каждому присутствующему лицу(всем физическим или юридическим, названным в пунктах 1-3 настоящего приложения).

После основной части указывают следующие моменты:

  1. При наличии инструментов, используемых для проведения работ по монтажу, в акте описывают их характеристики.
  2. При наличии устройств, занимающихся измерением, в акте записывают его название, метрологические особенности и дату следующей проверки.

Копия акта вручается каждому лицу, присутствующему при обследовании. Жильцы дома, в котором проводится мероприятие, могут запросить и получить копию документа на руки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари