Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В помощь прихожанину. Неделя Крестопоклонная

В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...

_____________________


ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА

В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.

Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится

______


ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения

_________

В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ

Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона

и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.

__________

Первое воскресение Великого Поста


Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.

Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...

_________


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных даров

(младенцев за такой Литургией не причащают)

Крестопоклонная


Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.


Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.

В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: "Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен."

И уже все богослужение особенно по своему содержанию и по своей форме ни на что не похоже и целиком оно посвящено Животворящему Кресту Господню.

Уже в cубботу вечером за всенощной в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о страданиях, о смерти Господней ради нашего спасения. Без Крестной смерти невозможно Светлое Воскресение, к которому и ведет пост.


Крест является главным орудием нашего спасения, а вся наша жизнь - это несение собственного креста.

Святая церковь в этот день начинает особенное прославление Креста Христова и напоминает Поклонение Кресту укрепляет дух постящихся и воодушевляет на дальнейших подвиг поста.

Вынос креста совершается в конце всенощного бдения.

Во время пения великого славословия настоятель храма кадит крест. После этого, взяв блюдо с крестом на главу, он исходит из алтаря в предшествии свещеносцев и кадящего диакона. Под пение Трисвятого он останавливается напротив открытых Царских врат и по окончании пения возглашает: «Премудрость прости». Клир поет тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения священнослужитель полагает крест на аналой, кадит его и трижды поет перед ним тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. При пении совершается троекратное поклонение кресту и целование его священнослужителями, а затем народом. После этого происходит елеопомазание.

И такая служба, с изнесением Честнаго Креста и особенным поклонением ему совершается всего три раза в году.


Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией торжественно вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье является началом четвертой седмицы Великого поста, которая также несет в себе смысл и название «крестопоклонной».

Позвольте вам напомнить, как у входа в Капернаум, когда входил туда Господь Иисус Христос, однажды собралась толпа, как всегда, - и в этой толпе была женщина, кровоточивая много-много лет. Она пробиралась через эту толпу к Спасителю, она хотела только прикоснуться к краю Его одежды и сделала это - пробилась и прикоснулась к краю одежды Христа Спасителя. И Христос остановился и спрашивает: “Кто ко Мне прикоснулся, потому что Я чувствую, что сила Моя изошла, вышла от Меня?” - сила Христова исцелила эту женщину мгновенно.

И когда мы поклоняемся Кресту Господню и прикасаемся к Нему, целуем этот Образ, почитая Его, то ведь это тоже есть как бы прикосновение к краю одежды Христа, благодаря тому, что свойства первообраза переходят в образ. Сила, которая есть во Христе, - мы от нее что-то получаем, братья и сестры, и не “что-то”, а воскресение и вознесение - вот, что дается тепло кающемуся грешнику. Но нужно только одно - нужно, чтобы наша с вами вера и наше с вами покаяние, которое в вере берет источник, чтобы они были хоть как-нибудь похожи на веру, с которой та женщина искала прикоснуться к краю одежды Спасителя, и тогда от всех сил, заключающихся в Кресте, в образе Пресвятой Троицы, в Кресте Господнем, мы получим полное изменение всего нашего внутреннего и телесного состава.

Вот почему безмерной радостью и притом особенной, тихой радостью, совсем не шумной, не бурной, а благодатной тихой радостью переполняются сердца тепло кающихся православных христиан тогда, когда мы со всею православною церковью поем: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”.

Рубрика:

С полною уверенностью в его чудотворности и в удивлении его силе – прогонять невидимых врагов, радуясь сердцем, взывали они ко кресту: «радуйся пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняй бесы силою пропятаго на тебе Господа нашего Иисуса Христа и даровавшаго нам тебе, крест Свой честный на прогнание всякаго супостата» и без всякого сомнения говорили к нему, как к живому: о пречестный и животворящий кресте Господень, помогай ми со Пресвятою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки»


Господи, Крест Твой, которого боятся демоны, - это такое удивительное средство, что при прикосновении к нему сгорают грязные страницы нашей жизни. Наша задача- постом не писать новых плохих страниц».

Мы пришли к середине поста. Что-то у нас получилось, что-то мы провалили. Чувствуется необходимость взять новый старт


Интересно, что русское слово «крест» происходит от праславянского *krьstъ, которое означало «Христос»; которое в свою очередь заимстововано из древневерхненемецкого (krist, christ). Так в самом слове символически соединились орудие смерти и Тот, кто, быв распят на нем, победил смерть. Крестик, который мы надеваем в таинстве Крещения и носим на груди в знак того, что мы христиане, - образ того креста («древа крестного»), на котором

– Крестопоклонная. Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Оно напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также - и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом. Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь - это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост. Во время в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами Крест, и люди поклоняются ему. Лейтмотив службы - Крест как древо спасения и как райское древо жизни. На Литургии вместо Трисвятого поется гимн «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…».

Протопресвитер Александр Шмеман

«Преполовение» (половина) Великого поста: крест

Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона.

Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост - это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья:

«…В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, - вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя… и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, - нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас… мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь… Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя - Животворящий Крест, - наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу… Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния… Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением… потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся…» Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста.

Священник Константин Пархоменко о Кресте и распятии

С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога

Протоиерей Алексей Уминский о значении креста в жизни христианина

Сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания, и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит

О крестном знамении

Мы, когда крестимся, ИСПОВЕДУЕМ СВОЮ ВЕРУ. Крестное знамение - это самый краткий символ веры, бессловесный и абсолютно всем доступный. Вот мы складываем три первых пальца «щепотью», вместе, - это в знак того, что мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа

“Толковый словарь” с Юрием Пущаевым

Крест как главный символ христианства столь же парадоксален и уникален, как и оно само. Придуманный римлянами (Ветхий завет не знает распятия), он был орудием страшной и позорной казни, которой подвергали самых отъявленных преступников. Человек умирал от жестоких страданий, поскольку смерть наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. Однако в христианстве крест, напротив, становится знаком победы и вестником спасения, главным символом Церкви и христианской веры

За две тысячи лет слово «распятие» повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.
Что же такое распятие? Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди

Аудио

Как выглядел Крест, на котором распяли Христа? Почему в наше время эта святыня раздроблена на множество мелких частей? Зачем нужен нательный крестик и что значит крест на груди у священника? В гостях у Аллы Митрофановой - кандидат богословия, и.о.заведующего кафедры библеистики Московской духовной академии священник Александр Тимофеев

Вопрос священнику

Православный крест вовсе не «такой сложный», просто он наиболее точно отражает форму того креста, на котором был распят Иисус Христос. К нижней перекладине (подножию) прибивались ноги приговоренных к казни, а так как воины не могли точно угадать, до какого места могут достать ноги Христовы, то и перекладину прикрепили уже после распятия непосредственно перед установлением креста в вертикальном положении. Верхняя перекладина с надписью (титлом), согласно евангельскому повествованию, была также прибита уже после распятия Христа по распоряжению Пилата - «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф 27, 37)

Как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.
Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России

“Реплики” Александра Ткаченко

Видимо, по большому счету, мое христианство еще и не начиналось даже. Все эти годы Бог лишь готовит меня через обстоятельства моей жизни к чему-то иному, куда более серьезному и важному, к обстоятельствам, когда необходимо будет выбирать между комфортом и крестом. И дай мне тогда Боже сил, разумения и веры для правильного выбора

Видео

В XXI веке слово «крест» никого не удивляет и никого не пугает: кресты носят в проколотых ушах, выкалывают в виде тату, крест есть в конце концов и на машине скорой помощи. При этом для христиан он продолжает оставаться священным символом. Быть христианином значит идти за Христом и нести свой крест, а Христос нес свой крест на Голгофу.
Это значит Бог желает нам мучений и страшной смерти или нет?
На эти и другие вопросы в студии у Аллы Митрофановой отвечал настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне протоиерей Олег Корытко

Что символизируют сложенные пальцы? Смотрите в инфографике “Фомы”

Патриарх Феофил прославляет святой Крест

В третье воскресенье Великого поста, 18 марта 2012 года, Иерусалимская православная церковь совершает поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.

В cубботу вечером на всенощном бдении в центр торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. Праздничную Божественную литургию, которая совершается вечером накануне выноса Креста и поклонение ему в церкви святых Константина и Елены возглавил Блаженнейший Патриарх Иерусалима и всей Палестины Феофил в служении священников и монахов Святогробского братства. Крестопоклонная служба состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

В воскресенье, 18 марта, вынос Честного и Животворящего Креста прошел в главной святыне в храме Гроба Господня. Божественную литургию возглавил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил в сослужении иерархов и клириков Иерусалимской православной Церкви. По окончании Литургии состоялся крестный ход, во время которого великую святыню – Крест с частицей Животворящего Креста Христова, хранящийся в ризнице храма Гроба Господня – торжественно обнесли по храму, трижды обойдя вокруг Кувуклии и затем пройдя за алтарем православного Кафоликона.


Блаженнейший во время литургии

Патриарх Феофил обратился со словом к всечестным отцам и братьям,возлюбленным братьям во Христе и набожным паломникам:

Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Крест - это жизнь по воле Божией. Господь нас не конвоирует, как заключенных, и насильно на небо не ведет, Он приглашает, зовет к Себе: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28), как написано и на святых вратах нашей обители. Господь никого не принуждает: хочешь спасаться - спасайся. И все для этого есть на земле, только одного не хватает - нашего произволения, желания исполнять Волю Божию. Аминь.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

Третья седмица Великого поста носит название Крестопоклонная неделя. Фото главного её символа - украшенного цветами креста - вы видите на этой странице. Крестопоклонная неделя как бы подводит итог первой половины нелёгкого пути. В пятницу на вечерней службе из алтаря торжественно выносят для всеобщего поклонения празднично украшенный крест. Он будет находиться посреди храма на аналое до пятницы следующей, 4-й недели Великого поста, напоминая о приближающейся и Пасхе.

Крест - символ искупительной жертвы

Начиная разговор о том, какое значение имеет для православных христиан Крестопоклонная неделя, необходимо дать ответ на вопрос, почему именно крест, то есть орудие мучения, выбран в качестве объекта поклонения.

Ответ вытекает из самого смысла крестных страданий Спасителя. На нём была принесена Его искупительная жертва, открывшая повреждённому грехом человеку врата вечной жизни. С тех пор христиане всего мира видят в кресте, прежде всего, символ спасительного подвига Сына Божьего.

Христианское учение о спасении

Христианское учение свидетельствует о том, что для спасения повреждённой первородным грехом человеческой природы Сын Божий, воплотившись от Пречистой Девы Марии, обрёл все элементы, свойственные ей. Среди них страстность (способность ощущать страдания), тленность и смертность. Безгрешный, Он вместил в Себе все последствия первородного греха, чтобы в муках на кресте исцелить их.

Страдания и смерть были ценой такого исцеления. Однако в силу того, что в Нём неслитно и нераздельно сочетались две сущности ― Божественная и человеческая ― Спаситель воскрес к жизни, явив собой образ нового человека, избавленного от страданий, болезней, и смерти. Следовательно, крест ― это не только страдания и смерть, но, что очень важно, Воскресение и Жизнь вечная для всех, кто готов следовать за Христом. Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига.

История праздника поклонения кресту

Традиция эта родилась четырнадцать веков назад. В 614 году Иерусалим был осаждён персидским царём Хосрой II. После длительной осады персы захватили город. Среди прочих трофеев они вывезли Древо Животворящего Креста, хранившееся в городе с тех пор, как оно было найдено Война продолжалась ещё много лет. Объединёнными силами с аварами и славянами персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Божьей Матери. Наконец, ход войны переменился, и персы были разгромлены. Эта война продолжалась 26 лет. По её окончании главная христианская святыня ― Животворящий Крест Господень ― была возвращена в Иерусалим. Император лично внёс его на руках в город. С тех пор каждый год праздновался день этого радостного события.

Установление времени празднования

В тот период порядок великопостных церковных служб ещё не был установлен в своём окончательном виде, и в него постоянно вносились некоторые изменения.

В частности, вошёл в практику перенос праздников, выпадавших на Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. Традиция, по которой Крестопоклонная неделя стала по счёту третьей неделей поста, сохранилась до нашего времени.

В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, то есть новообращённых, которых было намечено на Пасху. Весьма целесообразным считалось начинать их наставление в вере с поклонения кресту. Так продолжалось вплоть до XIII века, когда Иерусалим был завоёван крестоносцами. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы его встречаются в некоторых ковчежцах.

Особенности церковной службы в дни праздника

Крестопоклонная неделя Великого поста имеет характерную особенность, присущую только ей. На церковных службах этой седмицы вспоминается событие, которому ещё только предстоит свершиться. В обыденной жизни вспоминать можно только то, что уже произошло, но для Бога нет понятия времени, и поэтому в службах Ему грани прошедшего и будущего стираются.

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― о грядущей Пасхе. Уникальность воскресной церковной службы заключается в том, что она сочетает в себе и полные драматизма молитвы Страстной седмицы, и радостные пасхальные песнопения.

Логика такого построения проста. Данный порядок чинопоследования пришёл к нам из первых веков христианства. В те времена в страдания и воскресение были слитны, и являлись звеньями одной неразрывной цепи. Одно логически вытекало из другого. Крест и страдания теряют всякий смысл без воскресения из мёртвых.

Крестопоклонная неделя ― это своего рода «предпразднственный» праздник. Она служит наградой для всех, кто достойно прошёл первую половину Великого поста. Обстановка в этот день, хотя и менее торжественная, чем на но общий настрой тот же.

Особое значение праздника в наши дни

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― приобрела особенно важное значение в наши дни. В евангельские времена, когда казнь на кресте считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы, далеко не все были способны принять в качестве Мессии человека, пришедшего в столь смиренном облике, разделявшего трапезу с мытарями и грешниками и казнённого на кресте между двух разбойников. Понятие жертвенности ради других не умещалось в сознании.

Безумцем нарекли они Спасителя. И не таким же безумием в наши дни кажется проповедь самопожертвования ради ближних? Не поставлен ли во главу угла лозунг, призывающий к обогащению и достижению личного благополучия любыми доступными путями? Вопреки исповедуемой ныне религии обогащения, неделя 3-я Великого поста ― Крестопоклонная ― напоминает всем о том, что величайшей добродетелью является жертва, принесённая ближним. Святое Евангелие учит нас: то, что мы делаем для ближнего, мы делаем для Бога.

...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
и возьми крест свой, и следуй за Мною
(Мк. 8 , 34).

Подходит к середине Великий пост. Третье воскресенье Святой Четыредесятницы называется Неделей Крестопоклонной. Особенностью богослужения в этот церковный день является Чин выноса Креста.

«Крест Господень песньми почтим»

Чин выноса Креста совершается в конце утрени. Во время пения великого славословия («Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение») «приидет иерей оболчен во вся священническия одежды... И взем кадильницу, кадит святую трапезу, и честный Крест, таже подъемлет его на дискосе со хранильницею на главу свою, и исходит от левыя страны престола северными дверьми, предыдущим ему свещам двум, и кадильнице, и отходит до Царских врат». По окончании Трисвятого священник возглашает: «Премудрость, пр`ости», после этого во время пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя...» он спускается вниз с амвона и полагает Крест на приготовленном аналое. Затем совершается троекратное каждение Креста с четырех сторон и трижды поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». «И начинают покланятися». Совершается два поклона, целуется Крест, «и по целовании, паки покланяются единожды».

Кланяющимся же братиям поем самогласны сия:

«Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец».

Обычно во время целования Креста совершается помазание освященным елеем.

За третьим воскресеньем Великого поста следует четвертая (Крестопоклонная) седмица. Крест находится на середине храма до пятницы этой седмицы, когда на изобразительных при пении стихир совершается последнее поклонение и Крест через Царские врата заносится в алтарь.

Древо жизни

Значение Креста Христова для постящихся образно объясняется Церковью в богослужебных текстах. Какие духовные сокровища мы можем открыть, сосредоточенно внимая богослужению!

«Что Ти принесем Христе, яко честному Кресту дал еси нам поклонитися? На немже всесвятая кровь Твоя излияся, идеже и плоть Твоя гвоздьми водрузися, егоже облобызающе ныне благодарим Тя...» - слышим мы на утрене во время чтения канона.

«Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое, на немже Христос распинаемь, спасе мир, яко благоутробен».

«Ликуют в веселии ангельстии чини, днесь Креста Твоего поклонением: тем бо низложил еси бесовския полки, спасый Христе человечество».

Как «сеннолиственное» (то есть имеющее густую тень) дерево, дающее усталому путнику прохладу и укрытие от палящего солнца, Крест Господень доставляет постящемуся отдых и благодатную сень на поприще Святой Четыредесятницы.

«Понеже бо четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе: предлагается честный и животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая»,- находим мы в синаксаре. Там же Крест Христов сравнивается с древом жизни, насажденным среди рая: «Или понеже Крест древо живота глаголется и есть, оно же древо посреде рая Едема насаждено бяше: прилично и божественнии отцы крестное Древо посреде Святыя Четыредесятницы насадиша, вкупе убо и Адамово лакомство поминающе, вкупе же и онаго отъятия прописующе настоящим Древом, сего бо вкушающе не ктому умираем, но паче и оживляемся».

Пост и Крест

Во времена земной жизни Иисуса Христа смерть на кресте считалась позорной. Такой страшной казни подвергали беглых рабов. ...Мы проповедуем Христа распятого. Для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1 , 23), - пишет апостол Павел. Иудеи ждали Мессию, который явится во славе и силе и поведет их к мировому господству, и никак не хотели принимать Спасителем Того, Кто ел с мытарями и грешниками и был распят вместе с разбойниками. Греки же (еллины), привыкшие полагаться на разум и логику, не могли понять, как можно проповедовать Богом умершего такой позорной смертью Человека. И те и другие не понимали Крестной Жертвы Спасителя. Не понимает и не принимает Крестной Жертвы и современный мир. И действительно, не соблазн ли с безумием проповедовать жертвенность, когда в сознании людей царствует лозунг: «Бери от жизни все. Окружай себя комфортом! Ничего не делай бесплатно!». Но Церковь, как и две тысячи лет назад, проповедует Христа Распятого, Его жертвенный путь. «Верую во Единого Господа Иисуса Христа, распятого же за ны при Понтийстем Пилате»,- неустанно повторяем мы в Символе веры . В противовес безраздельно господствующей «религии потребительства» Церковь в числе прочих спасительных установлений предлагает нам пост, а пост, если вникнуть в саму его суть, есть не что иное, как жертва человека Богу. И ограничения в пище, и молитвенные труды должны быть, прежде всего, жертвой Богу. Пусть малой, не идущей ни в какое сравнение с Его Крестными страданиями, но все-таки жертвой. Многие люди, только начинающие входить в церковную жизнь, понимают пост как возможность похудеть или посредством диеты поправить свое здоровье. Но это не пост, здесь нет жертвы, это услаждение своего «я». Напоминая об истинном смысле поста, Церковь в Неделю Крестопоклонную и поставляет на середине храма святой Крест, чтобы мы, видя перед собой образ великой Крестной Жертвы, понесли ради Бога свои малые труды.

Под знаменем Христа

Итак, когда половина поста уже позади, когда в духовной брани получены первые раны и кажется, что силы начали убывать, Церковь и воздвигает Крест, будто созывая под свой боевой стяг рассеянное в предыдущих боях воинство, будто показывая нам, что знамя не досталось врагу и отчаиваться нет причины. Тем самым верующим говорится о том, что настало время собраться и приступить с удвоенной силой к новым духовным трудам. Знамя воздвигнуто. Вперед, воинство Христово! Уврачуй раны, подыми щит веры, возьми в руки оброненный меч, который есть глагол Божий. А если станет совсем невмоготу, если враг будет теснить отовсюду и брать измором, подыми глаза и посмотри, под каким знаменем ты стоишь. Посмотри и поклонись с молитвой! Не отчаивайся, воинство Христово, когда на тебя из засады нежданно-негаданно нагрянут неприятности, когда ты по самые стремена увязнешь в трясине ежедневных дел. Снова подыми глаза на Крест и поклонись с молитвой. Вспомни слова Того, Кто добровольно взошел на Крест за грехи мира: Не бойся, только веруй (Мк. 5 , 36).

Так что - вперед, плечом к плечу, спина к спине, к победе, через скорби и искушения навстречу Пасхе Христовой!

До полной победы

Однако будем помнить, что мудрый воин умеет ждать, умеет рассчитать свои силы. Он использует навыки предыдущих поколений, знает правила боя и его стратегию. У нас, христиан, есть Священное Писание, есть творения святых отцов, есть церковные Таинства. Мы помним жития таких искуснейших воинов духовной брани, как преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, знаем удивительные примеры стойкости в вере новомучеников и исповедников Российских. Возобновим духовный труд с удвоенным упорством и осмотрительностью. Будем, по завету Спасителя, мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10 , 16). А когда истечет Великий пост и мы окажемся на пороге Страстной седмицы, тогда придет время решающей битвы. Духи злобы поднебесной ринут в бой лучшие силы. Церковь поведет нас путем Страстей Христовых, путем страданий и лишений, вперед, к победе над грехом и смертью. В конце этого сражения настанет Суббота - день великой тишины, когда будет еще не понятно - кто кого. Потом на землю опустится та долгожданная ночь, в которую мы снова восстанем на молитву. И тогда, после долгих и изнурительных трудов и искушений, во всех храмах ликующим возгласом «Христос воскресе!» протрубят, наконец, победу!

Подготовил Денис Каменщиков
Фото из архива редакции

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари