Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Абу симбеле. Мифы и факты

Одним их самых узнаваемых во всём мире символов Египта, наряду с пирамидами Гизы и Большим Сфинксом, являются четыре гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела.

Что такое Абу-Симбел

Это арабское название носит храмовый комплекс, расположенный в Верхнем Египте в 285 км. к югу от Асуана, у границы с Суданом, в древней Нубии. Первоначально так называлась скала, на которой было помещено барельефное изображение египтянина в традиционном фартуке, напоминавшем арабам совок для измерения объёмов зерна. Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев». Со временем название перешло на всю группу скал с вырубленными в них храмами.


Комплекс Абу-Симбела включает Большой и Малый храмы, возведённые по приказу Рамзеса II после победы над хеттами у Кадеша в 1296 году до н. э. Эту битву фараон считал главным деянием своей жизни и повелел увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту.












Большой храм был высечен в монолитном утёсе. При входе, выполненном в форме классического пилона, вырублены четыре статуи ростом свыше 20 метров. Это запечатлённые сидящими боги Амон, Ра-Горахти, Птах и сам фараон. Рамзес II считал этих богов своими покровителями. Их именами даже были названы армейские корпуса, действовавшие при Кадеше.


Боги и фараон изображены в царских одеяниях, с двойными коронами Египта. Всем четырём статуям придано портретное сходство с Рамзесом II. При этом сходство поразительное, о чём позволяют судить многочисленные скульптурные изображения фараона, которые отделаны гораздо тщательней и куда меньшего размера. Вообще выверенность всех пропорций монументов удивляет, учитывая их масштаб.


У ног Рамзеса II помещены статуи членов его семьи – матери, супруги Нефертари и нескольких детей, которых всего было не менее двухсот. Высота фасада храма превышает 30 метров.












Храм состоит из 4-х последовательно уменьшающихся в размерах залов и ряда боковых помещений. Первый зал обрамлён четырёхгранными колоннами, в нём установлены изваяния Рамзеса II, изображённого с атрибутами Осириса. Войти сюда мог каждый. Второй зал предназначался лишь для благородного сословия, войти в третий могли только священнослужители, а четвёртый был открыт лишь для самого фараона с семьёй и приближёнными.


Стены залов покрыты фресками и рельефами, изображавшими деяния фараона, а также священными текстами. На потолках находятся изображения солнца, олицетворявшего царскую власть, и кобры, символа справедливости и неотвратимости наказания за проступки.

Малый храм Абу-Симбела

Святилище построено в 100 метрах от Большого храма. Оно предназначалось для почитания богини любви и красоты Хатор (Хатхор). Нет сомнения, что «богоравный» Рамзес II возвёл храм в честь своей старшей и любимой супруги Нефертари. Об этом говорит надпись на одной из колонн, но и без этого свидетельства портретное сходство женских изваяний храма с сохранившимися статуями и изображениями царицы несомненно.



Храм Хатор гораздо скромней Большого. Он включает передний зал-вестибюль и само святилище. В центральной нише размещалась статуя коровы, в виде которой изображалась Хатор. Перед ней Рамзес II приказал поместить своё изображение, подчёркивая свою связь с богиней.


Вдоль фасада размещены шесть огромных статуй. В каждой тройке между двумя изваяниями Рамзеса находится скульптура Нефертари. Ни одна жена фараона за всю историю Египта, кроме неё, не удостаивалась чести быть изображённой на фасаде храма. Остаётся лишь воображать, сколь романтические чувства связывали супружескую пару божественных повелителей Египта.

Волшебный свет Абу-Симбела

Благодаря удивительным по точности расчётам жрецов и строителей Древнего Египта, дважды в год в Большом храме можно наблюдать уникальное явление, увидеть которое съезжаются тысячи туристов.


В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября), на которые пришлись соответственно день рождения и день коронации Рамзеса II, в 5 часов 58 минут утра луч солнца пронизывает все четыре зала храма и падает на статую Амона, стоящую в последнем, Малом зале, в 65 метрах от входа. По шесть минут солнце освещает статуи Амона и Ра-Горахти, 12 минут – самого Рамзеса II, после чего опять покидает зал на полгода. Изваяние Птаха луч не задевает – богу подземного мира солнечный свет ни к чему.



Не столь давно говорили и о другой тайне храма. На рассвете в святилище начинали раздаваться стоны, тихий шёпот и плач. После ремонта храма звуки прекратились. Очевидно, причина звуков была та же, что заставляла петь знаменитые колоссы Мемнона – восходящее солнце нагревало воздух и камни, и утренний ветерок в трещинах каменных глыб создавал эффект «эоловой арфы».

Перенос храмов

В 60-е годы XX века шедевры архитекторов и строителей Древнего Египта оказались под угрозой разрушения их далёкими потомками. На Ниле начиналось строительство Асуанской ГЭС, и храмы попадали в зону затопления. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.


Из всех проектов был выбран, пожалуй, самый невероятный, но он и оказался верным. Было решено разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. Проект реализовывался силами специалистов 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозились к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега. Там глыбы пробуривали и заполняли отверстия вязкой смесью для увеличения прочности камня.


После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. Даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создаётся впечатление, что храмы стояли здесь всегда.


Операция по переносу храмов дала возможность изучить строительные технологии египтян. Как выяснилось, фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древнеегипетских зодчих.


Перенос храмов Абу-Симбела, завершившийся в 1968 году, стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это составляет ок. 1,5 млрд. долларов США).


Однако, глядя на невозмутимо восседающих у входа в храм колоссов Абу-Симбела, начинаешь понимать – сохранение памяти человечества стоит любых затраченных сил и средств.

В 280 километрах к югу от Асуана на границе с Суданом находится храм Абу-Симбел. Вплоть до XIX века было распространено искаженное название «Ибсамбул». Это архитектурное чудо Нижней Нубии высечено в скале Рамсесом II и утверждает его величие.

Строительство храмов в скале Абу-Симбела было начато при Рамсесе II. Величайший из фараонов XIX династии (1314 - 1200 гг. до н.э.) правил долиной Нила в течение семидесяти семи лет. Его называют завоевателем и просветителем, за время его правления были возведены многие грандиозные архитектурные сооружения Древнего . Главным его шедевром по праву считается Абу-Симбел, строительство которого Рамсес II задумал в самом начале своего правления.

Открытие храма Абу-Симбел
Абу-Симбел находится на левом берегу Нила примерно в 850 километрах от Каира, близ Второго порога и границы с суданской Нубией.

Величественные статуи Рамсеса II, охраняющие вход в храм Абу-Симбел, были обнаружены совершенно случайно. В 1813 году швейцарский востоковед и первопроходец Иоганн Людвиг Буркхардт наткнулся на это место, прогуливаясь по спускающейся вниз ложбине, засыпанной песком. «По счастливому случаю я продвинулся на несколько шагов дальше к югу, и моим глазам предстало то, что осталось от огромных статуй, высеченных в скале и расположенных в каких-то 200 метрах друг от друга. Они находились в глубине ниши, но, к сожалению, были практически полностью покрыты песком, который в этих местах сходит, подобно лавине». 22 марта 1813 года Бурк-хардт добавит к своему рассказу: «Мы даже не можем сказать, в какой позе находятся статуи, сидят они или стоят». Второй храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари, был построен неподалеку отсюда. В октябре 1815 года английский путешественник и антиквар Уильям Джон Бэнкс посетил Абу-Симбел и проник в Малый храм, в то время как Большой практически исчез под песками, и на поверхности виднелась лишь одна из четырех огромных статуй, украшающих фасад. В марте 1816 пьемонтский консул Дроветти побывал на этом месте, однако ему не удалось нанять достаточно работников для расчистки монумента, о которой так мечтал Бэнкс.

В следующем 1817 году исследователь и археолог Джованни Бельцони, действующий по поручению британского консула в Египте, предпринял попытку расчистить фасад Большого храма в Абу-Симбеле. Он сумел проникнуть внутрь храма через верхнюю часть портала. За 1818 и 1819 годы другая экспедиция вызволила из песка южного колосса и отчасти его соседа. Тогда археологи смогли наконец констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу XIX века о красоте памятников Абу-Симбела заговорил весь мир. Многие знаменитые путешественники отправлялись в Египет, чтобы увидеть этот храм. Среди них были Жан-Франсуа Шампольон, Карл Рихард Лепсиус, Гюстав Флобер... Но лишь в 1910 году архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта, воспользовался строительством Асуанской плотины и подъемом уровня воды, расчистил территорию храма вместе с северным святилищем, освободив украшающие его статуи, и, таким образом, завершил работы по спасению комплекса от песка.

Гиганты храма

На протяжении долгих тысячелетий песок и жар пустыни защищали уникальные скальные храмы Абу-Симбела и их гигантские статуи. Высеченные в скалах Ливийских гор между долиной Нила и бескрайней пустыней, статуи Рамсеса II, стерегущие вход в храмы, во все времена очаровывали археологов, рисовальщиков и живописцев. Четыре гиганта из монолитного песчаника, будто опирающиеся спиной на фасад храма, возвышаются над землей на 21 метр.

Это величественное обрамление входа в храм. Каждый колосс изображает восседающего на троне Рамсеса, увенчанного двойной короной пшент, надетой поверх немеса. У их ног находятся менее крупные статуи, изображающие царскую семью: царицу Нефертари, а также некоторых принцев и принцесс царской крови. Фараон представлен как верховный вождь Египта и настоящий земной бог. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа — 98 сантиметров, рта — 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Торс колоссов полностью обнажен, руки лежат на бедрах, а ноги стоят на земле. Такой позой Рамсес словно бы желает внушить народам Нубии страх и уважение. Тем не менее сами колоссы совершенно спокойны. Действительно, их лица выражают отрешение. Но в то же время за этим покоем чувствуется безжалостная сила, кроющаяся в них. Кажется, в любой момент они готовы обрушить свой гнев на непокорных или встать на защиту империи.

Внешний вид храма

Составляющий около 30 метров в высоту и 35 метров в ширину фасад храма высечен прямо в скале. Большой храм с четырьмя изображающими фараона колоссами при входе некогда был посвящен богу Амону-Ра. Он уходит на 60 метров вглубь скалы. Рядом с ним находится более скромный храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари. В этом малом храме находятся шесть двадцатиметровых статуй, изображающих Нефертари и самого фараона. Центральная лестница по обеим сторонам обрамлена террасой. С каждого края она украшена пятью статуями правителя, перемежающимися пятью статуями сокола Гора, символа фараона. Большая часть из этих двадцати статуй в настоящее время исчезла. Некоторые были перенесены, другие — разбиты на куски или раздавлены каменными блоками, упавшими со стен. Кроме того, в результате землетрясения, случившегося на 31 год правления Рамсеса II, южный колосс портала раздробил менее крупные статуи, расположенные у его ног. Круглый лепной орнамент тянется по северному и южному краю скалы. Он обрамляет длинную иероглифическую запись. Это краткая история правления фараона, которая повторяется и по обеим сторонам от центральной оси. Сверху выстраиваются в бесконечную цепочку картуши Рамсеса. Словом, над всем ансамблем довлеет образ фараона, и кажется, что изображения богов отсутствуют.

Тем не менее в небольшом углублении над порталом храма виднеется голова сокола, держащего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. Слева от него мы можем увидеть жезл с головой пса Усера, а справа — то, что осталось от статуэтки богини Маат. Если мы соединим слова Усер, Маат и Ра, то получим имя Рамсеса II. Таким образом, под видом изображения богов еще раз упоминается имя правителя. Это своего рода древний ребус. На стене справа и слева от фигуры Ра-Хорахти изображен Рамсес, приносящий в дар богу статуэтку Маат. Он так похож на бога солнца, что можно подумать, будто он совершает подношение самому себе. Именно Рамсес — настоящий бог, которому посвящен этот храм.

Внутри храма

Войдя в храм через довольно низкий портал, мы попадаем в пронаос, первое помещение площадью 18 на 16,69 метров. Отсюда можно пройти в восемь боковых залов, которые служили складами для предметов культа и жертвенных подношений.

Восемь статуй высотой 7 метров стоят в два ряда, четыре на севере и четыре на юге, лицом к лицу, напротив столбов с квадратным основанием. Рамсес изображён здесь с атрибутами Осириса — жезлом и плетью нехех. Несмотря на многообразие изображений религиозной тематики и картин приношения даров, именно военные сюжеты привлекают внимание в первую очередь.

Так, к примеру, на северной стене храма проиллюстрирована официальная версия битвы при Кадеше, основного эпизода войны Рамсеса с хеттскими завоевателями. Фараона сопровождают в сражении трое его сыновей, также стоящие на боевых колесницах. Перед ним располагается крепость, в которой отчаявшиеся люди умоляют фараона проявить милосердие.

На центральной сцене Рамсес изображен в момент убийства ливийского вождя. Фараон сражается, как простой пехотинец. Он замахивается копьём, которое сжимает в правой руке, а левой крепко держит руку противника, молящего о пощаде. Правой ногой владыка попирает другого умирающего ливийца, поверженного на землю. На последней створке красуется сцена триумфального возвращения фараона, величественно стоящего на своей колеснице. И наконец, на внутренней восточной стене, под двумя картинами жертвоприношений, с южной стороны расположены статуи восьми сыновей фараона, а с северной — девяти из его дочерей.

Как можно догадаться, отпрыски фараона присутствуют в зале трофеев неспроста. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть жизненную силу правителя и его плодовитость.

Потолок центрального нефа украшен царской символикой, в том числе, процессией больших грифов с распростертыми крыльями; они ведут нас в зал с четырьмя квадратными колоннами. На стенах гипостильного зала изображены сцены, на которых правитель предстает перед нами в сопровождении царицы Нефертари в момент отправления культа, в частности, поклоняющимся божественной ладье.

Вопреки традициям, в этом святилище отсутствует наос, предназначавшийся для хранения образа бога. Боги представлены в виде скульптур и располагаются в следующем порядке слева направо: Птах, Амон-Ра, Рамсес II и Ра-Гор. Таким образом, фараон изображен среди главных богов империи, он равен им. Зал ведёт в небольшое помещение, из которого три двери открывают путь к алтарю. Здесь в углублении стоят четыре статуи богов: Птаха из Мемфиса, Амона-Ра из Фив, Ра-Хорахти из Гелиополя и статуя самого фараона. Два раза в год, 20 февраля и 20 октября, солнечные лучи проникают сюда через анфиладу залов и заливают светом статуи святая святых храма.

Интересные факты о храме Абу-Симбел

Спасенный от вод

Храмы Абу-Симбела находятся примерно в 70 километрах от Второй асуанской плотины. Изначально располагавшийся на священных холмах Меха и Ибшек, нубийский шедевр Рамсеса был полностью разобран и перенесен на искусственную возвышенность для защиты от вод водохранилища Насер после возведения плотины в Асуане. Под эгидой ЮНЕСКО в период с 1963 по 1972 годы храмы были разделены на тысячи блоков (вес некоторых доходил до 30 тонн) и отстроены заново на площадке на 69 метров выше изначального места. Образовавшееся в 1964 году, после возведения Второй асуанской плотины, и занимающее 5000 квадратных километров водохранилище Насер стало причиной утраты части нубийского наследия.

Первооткрыватели храма

Только Джованни Баттисте Бельцони и его двум помощникам из военно-морского флота

Храмы - главная достопримечательность Египта после пирамид и сфинкса! Думаю все видели когда-нибудь огромные фигуры фараонов, сидящие у входа в какой-то храм – вот это и есть один из храмов Абу-Симбела

Храм Абу-Симбел — символ Египта

В глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер стоят, вырубленные в скале, величественные храмы Абу-Симбела - свидетельства победы фараона Рамзеса II над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене - красавице Нефертари.

Два раза в год, 21 марта (в день рождения фараона) и 21 сентября (в день его коронации), в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II.

На несколько минут луч света задерживается на лице Рамзеса II, и фараон, по признанию туристов, начинает “улыбаться”. Потом луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах - владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

В эти дни у храма собирается до 5 тысяч человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших 33 века тому назад храм таким образом, что луч солнца светит точно в глаз фараону. Остальное время года фараон “прячется” от мирской суеты в тёмном храме, вход в который охраняют четыре 20-метровые каменные фигуры - боги Амон, Ра, Птах и сам Рамзес.

Храмы Абу-Симбел уступают по древности, но по интересу со стороны туристов - нисколько. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамзесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса II Нефертари-Меренмут. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамзеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения - возвеличивание Рамзеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона - только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамзеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамзеса II были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Рамзес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамзеса II удостоилась этой чести.

Малый храм Абу-Симбела находится в сотне метров к северу от большого и посвящен богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамзеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини.

Абу-Симбел и его переезд

Абу-Симбел, фото которого здесь представлены, вероятно, самый исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища, и ему грозило полное затопление. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Спасение Абу-Симбела - самый дорогой проект ЮНЕСКО. Эта беспримерная акция была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Храмы были распилены на 1036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте на 90 м выше прежнего уровня. Также сюда перевезли 1112 блоков, вырезанных из скал, окружавших храмы. В блоки, просверлив отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы накрыли полым железобетонным колпаком, а сверху насыпали холм. Сделано это так искусно, что кажется - храмы были здесь всегда. Операция по перемещению храмов длилась 3 года (с 1965 по 68 гг.) и обошлась в 42 млн. долларов.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Большой после передвижки на новое место был воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала и раньше. При переносе храмов пещеры не вырубали заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы, в которых некогда были вырублены храмы/

К югу от египетского города Асуан, в нескольких десятках километров от границы с Суданом, расположен памятник древности, уникальность которого неоспорима. Это комплекс из высеченных в скале двух древнеегипетских храмов Абу-Сибел. Сегодня они расположены на берегу огромного искусственного озера Насера, образовавшегося в результате строительства во второй половине прошлого столетия знаменитой своей масштабностью Асуанской плотины. Для Египта это была стройка века, которая включала и масштабные, единственные в истории «переселения» памятников древности на безопасное от воды место. Они демонтировались камень за камнем и осторожно перевозились на более высокое место. Самым крупным из перемещенных древностей был комплекс Абу-Симбел.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Сейчас никто не берется утверждать, по каким причинам многие века эти древние постройки были засыпаны песком, и долгое время были скрыты от глаз человечества. История открытия этих храмов случайна и относится к началу XIX столетия. Это была обыкновенная прогулка швейцарского путешественника и востоковеда Иоганна Буркхардта. Он бродил по песчаным ложбинам левобережья Нила, когда неожиданно увидел фрагменты огромных статуй, расположенных друг от друга на расстоянии 200 метров. В тот момент можно было понять, что они огромны, но определить позу статуй, стоят они или сидят, было нереально. С этого момента долгие годы различными экспедициями проводились археологические работы. И только к концу XIX века о найденных древностях Абу-Симбела узнали во всем мире.

Строительство и архитектура

Трудами историков сегодня известна хроника строительства этого комплекса. Относится оно к концу эпохи Нового Царства. Городок Абу-Симбел и храмы, построенные в округе, стали безмолвными очевидцами периода упадка культуры Древнего Египта. В XIII веке, в ознаменование победы при Кадеше над хеттами, египетский правитель Рамсес II Великий приказывает вырубить в песчаной скале два храма. Первый посвящен самому правителю – Большой Храм Рамсеса II, а второй – богине Хатор, образ которой он связывал со своей женой-красавицей Нефертари.

Вход в Большой храм выстроен не в традициях египетских сооружений-святилищ. Здесь отсутствует наос – специальное помещение, предназначенное для скульптурного изваяния Божества. А скульптуры Богов встречают посетителей сразу, с внешней стороны святилища. Двадцатиметровые статуи изображают самого Рамсеса II, восседающего на троне спиной к храму в окружении Богов: Ра-Гора, Амона-Ра и Птаха. Облаченные в церемониальные одежды с двойной короной на головах, они символизируют власть над всем могущественным государством Верхнего и Нижнего Египта. У подножия гигантов контрастируют по размерам изображения членов семьи правителя: мать, жена и дети фараона.

Из яркого, освещенного солнцем дня посетители попадают в полумрак внутренних залов, что создает ощущение кротости и повиновения. Внутренний план святилища состоит из четырех помещений, последовательно расположенных друг за другом. Первый зал доступен был для посещения простыми египтянами, второй – для знати, третий – для жрецов, а в последний мог входить только сам фараон со свитой. Залы наполняют скульптурные изваяния фараона в образе Осириса, а стены расписаны батальными сценами походов Рамсеса Великого. Всё подчинено одной цели – обожествление и возвеличивание самого фараона.

Статуи-гиганты главного фасада храма были всегда видны издалека. Первые лучи солнечного света окрашивали фигуры колоссов в ярко-бурый цвет, и на фоне собственных черных гигантских теней, они выглядели устрашающе величественно.

Легенды

История главного храма комплекса Абу-Симбел окутана легендами и интересна своими оптическими неожиданностями. Экскурсоводы всегда рассказывают посетителям историю о «плачущих изваяниях». Говорят, что по сей день гиганты у входа в храм на рассвете издают звуки, напоминающие стон. В народе это считалось плачем по своим сыновьям. Ученые же нашли этому явлению вполне научное объяснение. С восходом солнца разница температур воздуха и песчаника резко увеличивается, и движение породы в трещинах происходит со странными звуками, похожими на скрежет. Но легенды позволяют изваяниям придать человеческий облик, а осознавать, что даже Божества могут плакать, куда понятнее простому человеку.

Самое удивительное, что особо привлекает паломников в Абу-Симбел, — это оптический эффект, происходящий в Большом храме, во время передвижения солнечного светила. Инженерная конструкция святилища продумана таким образом, что только два раза в год, в феврале и в октябре, солнечные лучи проникают внутрь храма. Продвигаясь по анфиладе залов, солнечный свет проникает в самый дальний зал, где заливает сиянием лицо статуи Рамсеса, оставляя во мраке статую Птаха, властелина подземного царства. Именно в эти дни наплыв посетителей храма возрастает в разы.

Буквально в 100 метрах от храма Рамсеса расположен Малый храм. Его возведение было посвящено богине Хатор – мифологическому божеству неба, женственности и веселья, олицетворяющей образ супруги фараона Нефертари. Скромность и меньшая масштабность, по сравнению с главным сооружением, нисколько не умаляют интереса к нему. Здесь фасад представляют шесть огромных статуй в полный рост, а расположение их в огромных нишах и игра света и тени придают им большую монументальность. Минуя вход, посетители попадают в темный колонный зал, ведущий к святилищу. В святая святых хранится изваяние священной коровы – образ богини Хатор. Перед статуей изображение Рамсеса Великого. Такое расположение образов символизировало защиту и покровительство богини для правителя.

Говоря о сегодняшнем историческом комплексе Абу-Симбел, нельзя не сказать о том, что он является и памятником невообразимых усилий, предпринятых для его спасения волонтерами из многих стран. Миллионы путешественников сегодня имеют возможность прикоснуться к еще одному артефакту древней цивилизации Египта. А учитывая удаленность расположения храмов от Каира (более 1200 км), понять и оценить мощь и размеры древней империи.

Как добраться

Раньше в Нубийский район Египта можно было добраться только самолетом (до ближайшего города Асуан). Но сегодня сюда регулярно приезжают экскурсионные автобусы, сменяя друг за другом группы туристов. Для путешественников, планирующих свою поездку самостоятельно, разумнее будет приехать на один-два дня в Асуан. Из Асуана поездка в Абу-Симбел будет менее утомительной. Преодолеть нужно будет около 250 км. И в этом случае появиться возможность увидеть своими глазами и знаменитую Асуанскую плотину с красивейшим водохранилищем, посетить остров Филе, остров-сад Китченера, храм Калабша, построенный в I веке до н.э. и мавзолей Ага-Хана.

Если вы до сих пор не смогли определиться, что выбрать: Египет или Турция , рекомендуем прочитать нашу статью.

Когда в 1960-х годах прошлого века началось строительство Асуанской плотины на великой реке Нил, то под угрозой затопления оказались Храмы Абу-Симбел, посвящённые фараону Рамсесу II и его любимой жене Нефертари и построенные три тысячи лет назад. Операция по спасению храмов стала одним из самых масштабных международных инженерно-строительных проектов прошлого столетия.

В 1959 году правительством Египта (на тот исторический момент - Объединённой Арабской Республики) было принято решение о постройке огромной плотины, призванной регулировать уровень воды в реке, а также производить электроэнергию. Строительство Асуанской плотины финансировалось и предпринималось СССР, в Египте работали единовременно около двух тысяч советских инженеров, рабочих, руководителей. Проект ГЭС был разработан и испытан на модели в Советском Союзе.

Оригинал взят у humus в Древности Египта. Часть 26. Спасение фараона Рамсеса II

На первом этапе подготовки храмы подробнейшим образом измерялись, фотографировались, а затем по составленным чертежам планировались линии распила камня. Также подробно картографировалась местность вокруг старого и нового места размещения храмов. Попутно проводились географические и геологические исследования, включавшие в себя свойства местного песчаника и поведение подземных вод, велись раскопки и земляные работы. Поскольку параллельно происходила постройка Асуанской плотины, уровень воды в Ниле повышался на несколько метров в год. Для защиты строительной площадки, в которую превратился Абу-Симбел, возвели временную дамбу, но во́ды Нила заставляли инженеров работать всё быстрее - вскоре территория храмового комплекса должна была быть затоплена.

Храмы Абу-Симбел и история их спасения в цифрах:

Фасад храмов высечен в скале высотой 31 и шириной 38 метров. Над фасадом высечен орнамент в виде двадцати двух бабуинов, приветствующих восход солнца. Размер каждой из этих обезьян составляет около 2,5 метров.

Фасад большого храма украшен четырьмя статуями фараона, изображённого сидящим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из скульптур достигает четырёх метров. Вес каждой статуи превышает 1200 тонн.

Фасад Малого храма украшают шесть выполненных в полный рост фигур, высота каждой их которых составляет 11 метров. Между статуями фараона Рамсеса II помещены статуи его супруги Нефертари. Это редкий случай изображения жены фараона в изваяниях такого же размера, как фигуры самого царя.

В проекте по передвижке храмов Абу-Симбела принимали участие более 50 стран мира.

Затраты на проект перемещения храмов составили в ценах 1968 года около 42 миллионов долларов.

Пещерный храмовый комплекс был передвинут на 65 метров выше и на 200 метров дальше от реки. Для перевозки храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн.

Судя по археологическим данным, это место считалось священным ещё до того, как фараон РамсесII решил увековечить свои военные победы и справедливое правление постройкой величественных храмов. Многие века спустя, когда храмы оказались погребены под тоннами песка, арабские моряки назвали эту скалу Абу-Симбел - «отец хлеба», поскольку на берегу виднелся один из фрагментов каменного барельефа: мужчина в древнеегипетском фартуке, напоминавшем меру хлеба.

Заново открытыми храмы Рамсеса оказались лишь в 1813 году, когда швейцарский исследователь Буркхардт, путешествовавший переодетым арабом вверх по Нилу, добрался до третьих порогов великой реки. Он обратил внимание на огромные головы, увенчанные коронами фараонов, выступающие из песка, но проводники не могли ничего внятного рассказать об этих изваяниях. Буркхардт сообщил о своём открытии, и по его следам сразу же отправилась экспедиция известного авантюриста и кладоискателя Бельцони. Под его руководством храмы были раскопаны из песка, и, хотя ожидаемых сокровищ в них не обнаружилось, Бельцони записал в своём дневнике: «Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло ещё более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно изукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями».

В иероглифических надписях Абу-Симбел называется «священной горой», а весь комплекс построек и укреплений именуется «крепостью-городом Рамсеса». На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

Храмовый комплекс Абу-Симбела действительно оказался великолепным - как с исторической и художественной, так и с инженерной точки зрения. Оба храма - Большой и Малый, вырублены в скале из песчаника высотой около 100 метров. В обоих храмах прекрасные барельефы, росписи на стенах и множество криптограмм и надписей, восхваляющих фараона. Большой храм состоит из 14 помещений, проникающих в толщу скалы на 60 метров. Самый большой зал, украшенный восемью изваяниями бога-фараона, имеет размеры 18 на 16 метров и поднимается в высоту на 8 метров. В большом зале изображены в основном батальные сцены. Некоторые картины на стенах зала изображают победы фараона в Ливии и Нубии, но наиболее значительна сцена битвы при Кадете, где произошло решающее сражение египтян с хеттами.

Храм был построен с таким расчётом, что дважды в году поднимающееся утром солнце пронзает лучами всю анфиладу подземных залов и освещает статуи святилища. При переносе храма удалось восстановить его устройство так, чтобы это свойство сохранилось.

У входа в Большой храм стоят четыре колоссальные статуи двадцатиметровой высоты. Увенчанные коронами, с уреями на лбу и с накладными бородами, колоссы, восседающие на тронах, символизируют высшее могущество. Под их стопами - поверженные враги фараона. На тронах колоссов изображены боги Нила, которые связывают вместе папирус и лилию - знак единства обеих земель, Нижнего и Верхнего Египта. У ног колоссов находятся женские фигуры, которые выглядят очень хрупкими по сравнению с огромными статуями царя - это изображения Нефертари, любимой супруги Рамсеса, его матери и дочерей.

На бедре одного из изваяний Рамсеса найдена сделанная ножами надпись на древнегреческом языке, которую историки относят к VI веку до н.э.: «Когда царь Псамметих пришёл в Элефантину, те, которые пришли с Псамметихом, сыном Теокла, написали сие. Они плыли на корабле через Керкис до тех пор, пока позволила река. Потасимто вёл чужеземцев, Амасис вёл египтян. Архон, сын Амойбиха и Пелек, сын Удама, написали сие». Ионийские наёмники, увековечившие себя в этом акте вандализма, оставили один из древнейших образцов греческой письменности.

Малый храм более изящен и женственен - он посвящён Нефертари, «той, для которой сияет солнце». В нём всего 5 залов, так же украшенных статуями богов и царской четы. Как пишет писатель и путешественник Жак Кристиан в своей книге «В стране фараонов»: «Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает всё вокруг своей благородной красотой. При входе в храм изображён фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздаёт почести Амону-Ра и Хору».

Все эти прекрасно сохранившиеся под толщей песка культурные сокровища древней цивилизации должны были безвозвратно погибнуть на дне озера-водохранилища Насер. Но спасение храмов Абу-Симбела было объявлено акцией всемирной значимости под эгидой ЮНЕСКО. Началось спешное проектирование операции спасения.

Масштабы Асуанского гидроэнергетического комплекса можно оценить по его техническому паспорту: «Электромеханическое оборудование: количество агрегатов - 12. Мощность - 2100 мегаватт, выработка электроэнергии - 8 миллиардов киловатт-часов в год. В состав комплекса входят каменнонабросная плотина с глиняным ядром высотой 111 метров и длиной 3820 метров, 520 из которых приходится на русловую часть. Объём насыпи - 41,4 миллионов кубометров, подводящий канал длиной 1150 метров, отводящий канал длиной 538 метров, тоннельные водоводы длиной 282 метра и диаметром 15 метров, паводковый водосброс в виде бетонной водосливной плотины длиной 288 метров, водохранилище с полезным объёмом в 114 кубических километров. Под основанием плотины создана уникальная противофильтрационная завеса глубиной 165 метров, для строительства которой была специально разработана оригинальная система подводного уплотнения песчаных грунтов».

Помимо выработки электроэнергии, которой до сих пор хватает на весь Египет, Асуанская плотина дала стране возможность перевести 300 тысяч гектаров с сезонного орошения на постоянное и освоить ещё около 600 тысяч гектаров новых земель за счёт запасов воды в рукотворном озере Насер. Однако, помимо очевидной народнохозяйственной пользы, новая ГЭС создала несколько новых проблем, проявившихся не сразу - нарушился природный баланс движения ила и песка по Нилу; стала постепенно разрушаться его дельта; зе́мли, не получающие естественным образом ежегодного удобрения во время паводка, начали засаливаться. Эти проблемы постепенно решаются за счёт новых проектов, поддерживающих экологию великой реки, и только одна потеря должна была стать необратимой не только для Египта, но и для всей земной цивилизации. В зону затопления, образующуюся при пуске плотины, попадали уникальные памятники древних Египетских царств, в частности храмовый комплекс Абу-Симбел, построенный за тринадцать веков до нашей эры.


Перенос Абу-Симбел

Перенос древнего Египта

История мегапереноса всех времен - перемещение 20 ценнейших древних храмов Египта с целью спасти их от поднимающегося уровня воды в Ниле при строительстве Асуанской плотины. В этом проекте приняла участие 51 страна. Уникальные памятники архитектуры, храм царя Рамзеса II и храм его первой жены, царицы Нефертари, были перемещены в новое место - на 65 метров выше и на 200 метров дальше от реки. Но самое главное, удалось сохранить уникальную особенность храма Рамзеса II - каждый год, 22 февраля и 22 октября, восходящее солнце, проходя через ворота храма, освещало лики богов! Так было более 3000 лет. Так будет всегда!

УПД из комментариев:

Храмы строились на местах Силы. Перенос любого культового древнего артефакта - это полная потеря энергии, заложенной самой Землёй и ЕЁ связи с Космосом.
Сохранив камни и форму, люди не умеют сохранить Силу.
Таким же способом были обесточены все вывезенные в Европу египетские вещи. Без привязки к Месту - нет в них прежнего смысла. А заново "зарядить" их смогут только возродившиеся Боги. ;-)

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари