Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Выражение коммуникативных намерений. Значение «коммуникативное намерение (интенция) Коммуникативная цель и коммуникативное намерение

Готовясь к выступлению на собрании либо задумав написать книгу или просто поговорить со своим другом о чем-то важном, мы обдумываем цель действий и способы ее достижения. Задуманный план или стремление к желаемому называется интенция. Она может выражаться сознательно, а может затаиться в глубинах бессознательного, проявляясь во влечении к какой-то определенной области.

Рождение понятия

Интенция вобрала в себя основные тезисы из схоластики, которая разделяла умственное (интенциональное) существование предмета и реальное. В Средневековье считалось, что не может быть познания предмета без вмешательства в него. О характере интенции рассуждал Фома Аквинский. Он говорил о формировании интенции разумом относительно понимаемого предмета. В XIX веке с легкой руки психолога Ф. Брентано понятие обрело новую жизнь. Он полагал, что сознание интенционально, то есть направлено на то, что находится вне его самого. Иными словами, понятие приносит смысл сознанию. Ученые А. Мейнонг и разрабатывали в своих научных трудах различные подходы к определению интенции, которые в дальнейшем оказали значительное влияние на ряд направлений в психологии (гештальтпсихология, персонализм и так далее). Еще один философ - М. Хайдеггер - объединял заботу и интенциональность, считая, что между ними существует внутренняя связь. Он утверждал, что «человек в своем бытии - это существо, которое заботит бытие». Если личность терпит неудачу в своем «бытии», то она теряет свои возможности.

Интенция - это что?

Существует несколько значений термина «интенция». Первый объясняет ее как «направленность сознания на предмет». К интенциональным можно отнести познавательные, эмоциональные, мотивационные и другие психические процессы, так как отношение и чувства к предмету могут быть разные. Объект интенции может реально существовать, а может быть придуманным, осмысленным или абсурдным. Вторая интерпретация понятия «интенции» представляется как «направленность на цель» или целевой замысел действия.

Интенция в психологии

В данной науке под термином понимается внутренняя направленность сознания на реальный или выдуманный предмет, а также структура, придающая смысл переживаниям. Интенция - это способность личности иметь намерения, возможность участвовать в событиях дня, изменяя себя. Одной из сторон понятия является способность воспринимать предмет с разных сторон, в зависимости от заложенного смысла. Например, рассматривая недвижимость как место летнего отдыха для семьи, человек внимательно ознакомится с такими вопросами, как комфортабельность, оснащенность, досуг на территории. Если та же недвижимость будет тем же человеком покупаться, то он уже в первую очередь обратит внимание на соотношение цены с качеством жилища. Интенция - это рождение тесной связи с внешним миром. В сложных для восприятия ситуациях человек научился ослаблять взаимосвязь до тех пор, пока не будет готов к пониманию обстановки.

Психотерапевтический прием В. Франкла

Интенция в психологии представлена методом, суть которого состоит в проигрывании человеком своего страха или невроза в критической ситуации. Прием был разработан психологом В. Франклом в 1927 году и до сих пор успешно применяется на практике. Метод носит название - парадоксальная интенция. В качестве примера можно привести жизнь супругов, которые часто выясняют отношения. Психотерапевт предлагает им ссориться как можно громче и эмоциональнее, тем самым неприятная ситуация становится контролируемой. Еще один пример: школьник боится выступать с докладом и его охватывает дрожь. В рамках данного метода ему предлагается самому начать сильно дрожать, тем самым снять возникшее напряжение. Метод парадоксальной интенции может привести к двум результатам: действие или ситуация перестает быть болезненной и неконтролируемой или благодаря переключению внимания на произвольное воспроизведение переживаний ослабляет их негативное влияние.

Суть психотерапевтического метода

Парадоксальная интенция в качестве механизма действия рассматривает процесс самоотстранения, который позволяет личности выйти из неприятной ситуации. Прием построен на желании самого человека осуществить или чтобы кто-то совершил (при фобии) то, что он опасается. Метод парадоксальной интенции активно применяется в психотерапии. Особенно он эффективен при слиянии с юмором. Страх - это биологическая реакция организма на опасные ситуации, и если личность сама будет их искать и сможет действовать вопреки страху, то отрицательные ощущения вскоре исчезнут.

Желание высказаться

В лингвистике интенция - это начальный этап рождения высказывания, после которого следует мотив, внутреннее проговаривание и речь. С рассматриваемым понятием связаны конкретно-коммуникативные смыслы, которые выражаются в процессе общения. Речевая интенция (в широком смысле) - это слияние потребности, цели и мотива воедино, которое формируется в сообщение благодаря использованию коммуникативных средств. В более узком смысле термин рассматривается как действенное назначение и сливается с понятием иллокутивного акта. Доктор филологических наук Н. И. Формановская рассматривает интенцию как замысел выстроить речь в определенном ключе, форме, стиле.

Трудность в исследовании данного термина заключается в уникальности объекта эксперимента, с нередко размытыми коммуникативными намерениями. Речевые сообщения всегда соединены с различными экстралингвистическими событиями, поэтому любое, даже простое, высказывание является многомерным. Выступления имеют волевую установку и воздействуют на адресата. Существует понятие речевой интенции неодобрения, которое является неотъемлемой частью общения. Это отрицательное проявление, которое может перевести разговор в конфликтное русло.

Смысл речевых сообщений. Виды интенции

Выявлять адресата необходимо с учетом взаимоотношений собеседников. Существуют различные типологии иллокутивных целей. Например, профессор Е. А. Красина разработала следующие положения:

  1. Ассертивная цель выражается в побуждении «сказать, как обстоят дела». Наиболее часто употребляются утверждения «докладываю», «признаю» и другие.
  2. Комиссивная несет с собой задачу «обязать говорящего сделать нечто». В этом случае часто произносятся «обещаю», «гарантирую» и так далее.
  3. Директивная цель предполагает попытку «заставить кого-нибудь другого сделать нечто». К этому типу относятся высказывания «прошу», «рекомендую», «приказываю» и другие.
  4. Декларативная несет задачу «изменить мир». Часто употребляются утверждения признания, осуждения, прощения, называния.
  5. Экспрессивная цель стремится «выразить чувства или установки относительно положения дел». В этом случае используются глаголы «извините», «сожалею», «приветствую» и так далее.

Некоторые психологи и филологи различают два вида интенции. Первый олицетворяет собой направленность сознания человека на окружающую действительность с целью принять, познать, объяснить. Такой вид явления называется когнитивный. Коммуникативная интенция представляет собой направленность сознания на достижение задуманной цели, ради которой человек вступает в разговор или уходит от него.

Текст и интенция

При написании книг или статей писатель опирается на общую концепцию, которую сам определил. Замысел произведения несет название «авторская интенция». Объединение речевого и авторского намерений выражает мировоззрение писателя. Для его обозначения применяются такие понятия, как картина и модель мира, концепт, точка зрения, образ автора, текстовая модальность и так далее. Например, образ писателя формируется из его мнения о неких областях жизни, образа повествователя и персонажей, а также из композиционной и языковой Отношение автора к предметам, его восприятие окружающих людей и событий образуют «модель мира», которая не содержит отражение объективных событий. Поэтому можно заключить, что взгляд писателя остается неизменным и рассматривает действия в произведении только с одной стороны. У читателя тоже формируется свой взгляд на творчество автора.

Обобщая знания

Для характерно индивидуальное отношение к миру, исходными составляющими которого являются переживание о своем положении, отражение возникших эмоций в соответствующих образах, а также рождение программы, направленной на сохранение и развитие человека. Для успешного выполнения личностного плана необходимо желание, намерение индивида. Направленность на результат, анализ необходимых действий являются основными ступенями в достижении желаемого. А возможность переформулировать свое отношение к проблемной ситуации открывает двери в спокойную и успешную жизнь.

Когда человек говорит, он действует, осуществляет направленный к определен­ной цели речевой акт. Можно предлагать, советовать, требовать, совершать другие речевые акты, и намерение будет понято собеседником. Речь - форма целенаправ­ленного действия. Это представление со­ставляет основу теории речевых актов, которая была разработана главным образом усилиями Дж. Серля и вызвала к жизни исследовательскую школу.

Теория речевых актов (ТРА) разрабаты­вает вопрос о факторах, обеспечивающих выражение (и понимание) намерений. Понятно, что далеко не всегда намерение прямо обозначается соответствующим гла­голом (например, «Я требую...», «Я заве­щаю», «Ясвидетельствую»). Можно сказать «Я приду завтра» и выразить этим и угрозу, и обещание. В выражении и распознава­нии намерений существенно соблюдение правил, определяющих средства, условия, психологические предпосылки соверше­ния речевых актов определенного типа. Занимаясь анализом таких правил, ТРА описывает, например, акт обещания как отвечающий множеству требований: обе­щание выражается в предложении, кото­рое предписывает говорящему некоторое будущее действие; это действие желательно для слушающего; оно не может совершиться «само собой» и пр.

Данный подход продемонстрировал важность учета проявляющегося в выска­зывании намерения говорящего для пони­мания речевой коммуникации. Однако если ограничиться анализом отдельных речевых актов (как предусматривает клас­сическая ТРА), картина взаимодействия получается весьма упрощенной: разговор



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ

распадается на множество дискретных реактивных единиц «выражение намере­ния - реакция». В действительности от­дельные речевые акты «вплетены» в общий контекст разговора, подготавливаются всем его ходом. Соответственно возникает вопрос: как речевые акты, совершаемые собеседниками, связаны между собой?

Современные исследования показы­вают, что существуют определенные пра­вила сочетания речевых актов. . Такие правила - так называемые «парадигмы последовательности» речевых актов - реконструируются в настоящее время на основе анализа характерных речевых фраг­ментов в естественных диалогах. Разви­вается и другая линия исследований. Исходя из представления о возможных целях участников моделируются типовые последовательности речевых актов и общие схемы течения диалогов разного типа (совещательных, аргументативных, кон­фликтных). Предложены также универ­сальные модели, представляющие разговор в форме «шаг-противошаг»: инициирую­щая реплика обнаруживает некоторое на­мерение говорящего (1-й шаг); реагирова­ние партнера (позитивное, негативное, противоинициативное и пр.) дает пять вариантов следующего хода (противошага) и т. д. Назначение подобных конструктов - обозначить «основное русло» течения диалога, реализующего те или иные цели участников, выявить альтернативы в дейст­виях собеседников и пр. В перспективе подхода - систематическое описание по­следовательностей речевых актов, отве­чающих различным коммуникативным целям (разнообразных «парадигм последо­вательности»), моделирование структуры диалога при сложной постановке комму­никативных задач и др.

Проблему целенаправленности вер­бальной коммуникации рассматривает интент-анализ - подход, разрабатываемый в Институте психологии РАН коллективом под руководством Т.Н. Ушаковой. Он ис­ходит из того, что речь представляет про­извольное - т. е. преднамеренное - дейст­вие. Соответственно намерение (интен­ция) как импульс к говорению, связанный с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически


каждого речевого проявления. Намерение составляет собственно психологический пласт речи, часто прежде всего оно улав­ливается людьми в разговоре, на него да­ется реакция собеседника.

Однако интенциональный пласт речи не всегда доступен для простого выделе­ния и описания. В этой связи в коллекти­ве разрабатывается техника, позволяющая фиксировать его; она получила название интент-анализа. Техника развивается на основе изучения текстов повседневной жизни (дискурсов). Удобными для анализа и описания оказались тексты политичес­ких обсуждений. Привлекались материалы, опубликованные в газетах, переданные по программам Центрального и Московского телевидения. Рассматривались интервью, выступления, телевизионные диалоги (см. [Ушакова и др., 1995]).

Особенно выразительными для анализа оказались выступления конфликтного характера. В каждом материале такого рода обнаружена характерная структура интен­ций говорящего, которую можно назвать «конфликтным треугольником». В этой структуре в обобщенном виде отражается состояние сознания говорящего человека. Оно характеризуется тем, что в нем при­сутствует три типа объектов: «Говорящий и его сторонники», «Противник и его сторонники», «3-я сторона». К каждому из из этих объектов направлены интенции различного характера. Они показаны на рис. 3.32.

Результат интент-анализа, проведен­ного в отношении значительного круга вы­ступлений конфликтного характера, пока­зал, что в каждом из текстов обнаружива­ется наличие «треугольника», однако ин­дивидуальное соотношение интенций у разных авторов оказывается различным. В случае более острого конфликта преоб­ладающими становятся интенции, направ­ленные на противника, и меньше - на са­мого говорящего. Выделены некоторые другие приметы остроты или сглажен­ности конфликта. Во всех случаях изуче­ние материала конфликтных выступлений оказывается удобным в силу «упрощен­ности» и «суженное™» состояния созна­ния рассерженного человека.



Рис. 3.32.«Конфликтный треугольник» Контекстные особенности дискурса Разговор составляет основу социальной практики. Он возникает в разных ситуа­циях - дома, в магазине, официальных со­браниях. В него включаются близкие зна­комые, случайные попутчики, деловые партнеры, люди, принадлежащие к разным социальным слоям, имеющие разный статус, профессию, возраст. Особенности дискурса, связанные с условиями комму­никации и социальной принадлежностью собеседников, рассматривают две родст­венные школы, известные как социолинг­вистический анализ коммуникации и ис­следования разговорной речи. Социолингвистический анализпоказыва­ет, что влияние социальных характеристик участников на протекание вербальной коммуникации весьма значительно. Сущест­венны статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов. Эти социальные переменные сказывают­ся на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Социально детерми­нированными являются также стереотипы выражения самооценки, способы прояв­ления отношения к собеседнику и др. По­скольку многие виды дискурса прямо свя­заны с групповой принадлежностью и ро­левыми отношениями партнеров, возни­кают специфические типы диалога - вра-

чебные, театральные, академические, женские и мужские, «немецкие», «швейцарские» и т. д.

Побуждение Призыв Оценка

Актуальная проблематика этой об­ласти - языковые и коммуникатив­ные барьеры, затрудняющие общение между группами. Существуют соци­альные и культурно-специфические аспекты коммуникации, ограничива­ющие возможности взаимопонима­ния. Межгрупповое и межкультурное взаимодействия затрудняют различия в значимости знаков и действий, «социальная символизация», сигна­лизирующая о принадлежности к определенной группе, и пр. Описаны явления языковой конвергенции и дивергенции, сопровождающие сбли­жение, развитие отношений или раз­межевание коммуникантов. Исследуя языковые и коммуникативные барье­ры, другие проблемы коммуникации в обществе, социолингвистика выходит на решение практических задач - проблемы эмиграции, специфические трудности кросс-культурного взаимодействия в много­национальных государствах и пр.

Особенности дискурса определяются не только тем, кто вступает в коммуникацию, но и спецификой ситуации, в которой она осуществляется. Влияние условий комму­никации рассматривается в рамках иссле­дований разговорной речи.

Долгое время сохранялось убеждение, что грамотный человек использует язык так, как это предусматривают словари и грамматики. Исследования показали, что разговор в условиях непринужденного личного общения строится «по своим» правилам и не соответствует изложенным в учебниках. Особенности касаются фоне­тики, морфологии, лексики, синтаксиса. Для русского языка характерны такие, например, разговорные слова, как «держал­ка», «штука», «мазилка», обобщенные обо­значения типа «У тебя есть чем писать?» или «В зеленом за вами». Своеобразен раз­говорный синтаксис, включающий «интер­ферированные конструкции» («Осенью начинаются такие бури бывают там на море»), свободное соединение слов («Хлеба в магазин пойду надо мне», «Я в больницу зуб болит еду»). Отмечается высокая час-


3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ

тотность словоупотреблений типа «Она тыр-пыр, а объяснить не может», «Молоко того» (скисло). Специфично употребление форм числа: «Меня по милициям таскают, а тебе хоть бы хны», «Ну пеленку высти­рала?».

Описаны типовые модели, используе­мые в разговорной практике. Кроме того, разговорная речь анализируется как явле­ние, особенности которого обусловлены условиями коммуникации. Непосредст­венный контакт говорящих, спонтанность и динамизм разговорной коммуникации, ее неофициальный характер определяют такие общие черты разговорной речи, как полифункциональность форм, семанти­ческий синкретизм, экспрессивность, слово­творчество. Выявляются условия, опреде­ляющие использование разговорной речи, а также факторы, влияющие на ее струк­туру (число собеседников, степень их зна­комства, ограниченность/неограничен­ность коммуникативного акта во времени и пр.). Характеризуется мера и особен­ности влияния этих факторов, создавае­мые ими разновидности разговорной речи.

Когнитивная ориентация в психолингвистике

Когнитивное направление, оформив­шееся в психологии в конце 50-х - начале 60-х гг., затронуло и область психолинг­вистики. Когнитивизм сегодня доминиру­ет в психологии, что находит отражение во многих главах настоящего руководства. Основной особенностью когнитивного подхода является описание внутренних структур: механизмов переработки инфор­мации; формирования представлений на основе этой информации и знаний, хра­нящихся в долговременной памяти субъ­екта; вывода новых знаний; принятия ре­шений о ситуации и реакции на нее. Мно­гие когнитивистские модели очень точны и формализованы; некоторые из них до­пускают моделирование на компьютере.

Когнитивистский подход по сути очень близок психолингвистике, в их взаимодей­ствии происходит взаимообогащение. Так, ранние исследования внутренней речи и


психолингвистические работы, связанные с идеей трансформационной грамматики (см. с. 272-277), можно рассматривать как предшественников и вдохновителей когни-тивистских работ. В свою очередь понятия, введенные в других областях когнитивной психологии, например, Г. Саймоном с со­авторами в области мышления, использу­ются в современных моделях когнитивной психолингвистики.

Очевидно, что речевые процессы явля­ются важнейшей составной частью когни­тивной системы. Понимание речи и вос­приятие неречевой информации - это источник формирования представления, или умственной модели окружающего мира. Когнитивистские модели бывают чрезвычайно сложными, особенно в тех случаях, когда представляют нередуциро­ванную когнитивную реальность, напри­мер: процесс восприятия, кодирования, распознания вербальных сигналов, их ос­мысливание, соотнесение с имеющимися знаниями и намерениями, формирование речевого обмена в общении и т. п. Несмотря на их сложность, исследователи стремятся к тому, чтобы теоретические модели могли быть реализованы с помощью компьютер­ной программы. «Симуляция» (по сущест­вующей терминологии) модели на компью­тере - важная черта современных когни-тивистских разработок. Не случайно раз­витию работ в этом направлении прида­ется большое значение. Во-первых, ком­пьютерное моделирование является фор­мой критической проверки предлагаемых теорий. Во-вторых, оно представляет собой разработку того пути, на котором в буду­щем различные психические функции (и соответственно виды умственного тру­да) будут имитироваться на электронно-вычислительной технике.

Можно условно различать два вида ког-нитивистских моделей. Первые ориенти­рованы на представление структур, т. е. от­носительно стабильных функциональных образований, работающих при действии рассматриваемой функции. Вторые описы­вают процессы, которые протекают с вклю­чением этих структур. Так, например, модель может описывать структуру «вер­бальных сетей», организация которых обес-



3.8. Речь, язык, коммуникация

печивает фукционирование ассоциаций (см. с. 269-270). Можно, напротив, скон­центрироваться на закономерностях процес­са протекания вербальных ассоциаций, вы­ражая их в соответствующей модели.

Вообще же различие понятий структур и процессов довольно условное, если объ­ектом анализа являются психические функции. Так, например, та же структура «вербальной сети» устанавливается в ре­зультате процесса выработки ассоциаций. Согласно идее Я.А. Пономарева, выска­занной в его теории мышления, возможен переход этапов развития мышления в структурные уровни умственного механиз­ма, а тех в свою очередь - в ступени про­цесса решения задач. При связанности понятий структур и процессов их разде­ление при разработке когнитивистских моделей оказывается довольно удобным, позволяя несколько упростить описания. Ниже будет представлено несколько совре­менных моделей обоих видов, описываю­щих речеязыковую действительность.


Модели речеязыковых процессов;

В. Кинч и Т. ван Дейк в конце 70-х - начале 80-х гг. разработали одну из широ­ко известных в современной психолинг­вистике моделей понимания текста. Она представлена на рис. 3.33.

Модель описывает процессы, включаю­щиеся в обработку и понимание текста.

Главная идея и задача модели состоит в следующем. Человек, понимая текст, производит его смысловую переработку, выделяет существенную информацию, опускает детали и т. п. В норме понима­ние текста не есть его буквальное и до­словное запечатление. Направленность модели состоит в том, чтобы с использо­ванием точных и по возможности форма­лизованных процедур показать, как про­исходит эта переработка, приводящая к вычленению и сохранению существенной информации (соответствующей у человека пониманию). Содержание модели заклю­чается в описании используемых процедур (не все они, однако, формализованы). Эти


Факты

Пропозиции

Правила согласования

Рис.3.33. Модель понимания В. Кинча с сотр. (1979)


ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ

процедуры достаточно сложны и специ­фичны. Охарактеризуем здесь лишь их общий смысл.

Предполагается, что обработка текста происходит на нескольких горизонтально показанных уровнях (они обозначены на рис. 3.33 слева, справа - применяемые к ним операции). Нижний из них - это сам текст, представленный в виде пропозиций; затем располагается описываемый в тексте уровень фактов; следующий уровень - макроструктуры текста, на вершине рас­положен уровень целевой схемы. На пер­вом уровне обработки происходит транс­формация текста в ряд пропозиций. Это делается для того, чтобы выявить семан­тические отношения слов и «отсечь» грам­матическую форму. Пропозиции имеют структуру: предикат-субъект-объект (на­пример, «открыла-Кюри-радий»). На основе пропозициональной формы текс­тового материала с помощью точно опи­сываемых в модели операций строится семантическая сеть, отражающая отноше­ния между пропозициями. В сетях пока­заны причинные, временные, пространст­венные отношения между объектами. Сети оказываются все более сложными по мере того, как анализируемый текст наращивает сложность описываемых отношений. В ре­зультате объем информации превосходит возможности оперативной памяти. При этом включается целевая схема, которая в соответствии с заданными «ожиданиями» и при включении долговременной памяти производит отбор наиболее релевантной информации и формирует структуру «кон­денсата» информации - как бы заключи­тельную репрезентацию «смысла» анали­зируемого текста.

Из приведенного описания видно, что общая идея, на основе которой построена модель, состоит в том, что «понимание» текста представляет собой конструирова­ние некоторого рода концептуальной структуры, описываемой в форме пропо­зиций. Этой идее была противопоставле­на другая позиция, выраженная Ф. Джон-соном-Лэрдом: понимание - это создание умственной модели событий. Умственная модель понимается Джонсоном-Лэрдом как представление, изоморфное ситуации. Другими словами, согласно данной точке


зрения, результат процесса понимания - это не обязательно вербальное представ­ление ситуации, оно может быть и другим, например, пространственным. В более по­здних вариантах своей теории Кинч внес в нее поправки с учетом точки зрения Джонсона-Лэрда.


Похожая информация.


Коммуникативное намерение (интенция ) - это стремление достичь того или иного результата коммуникации. В ситуации урока (а урок, как известно, основная единица учебного процесса) педагог как лидер, организатор общения создает высказывания с разными интенциями, характер которых показан в табл. 3.

Таблица 3. Интенции профессиональной речи педагога в ситуации урока

Этап урока

Вид высказываний учителя

Интенция

Организация учебной деятельности

Организационный монолог Вступительное слово учителя

Вызывая у школьников интерес к теме, включить каждого учащегося в процесс обучения, в процесс изучения данного материала

Проверка домашнего задания

Обеспечить преемственность познавательного процесса в целом (в частности - связь предыдущего урока с последующим)

Объяснение нового материала

Объяснительный монолог, реплики в объяснительном диалоге

Обеспечить усвоение нового материала учащимися. Формировать интерес к изучаемой теме и к учебной деятельности

Формирование умений и навыков

Формулировки вопросов, заданий, развернутых оценок

Развить интерес к изучаемой теме и учебной деятельности

Подведение итогов урока

Итоговый монолог

Обеспечить у адресата ощущение завершенности этапа работы, цельности учебного процесса

Являются ли все перечисленные в таблице типы высказываний и все интенции риторическими? Рассмотрим пример - вступительное слово учителя биологии к уроку по теме «Акулы».

«Акулы. Отрицательное воздействие на природу, в частности загрязнение мирового океана и массовое истребление акул, поставило эту группу животных на грань исчезновения. Пути восстановления численности известны - это и создание морских заповедников, сокращение торговых и промысловых путей, запрет на охоту, уменьшение выбросов в океан и т.д. Но самое главное - это изменение антропоцентрических взглядов на природу людей. Этот процесс уже идет, но скорость его должна возрасти в десятки раз. С исчезновением каждого вида приближается час «X», за которым неизбежно грядет глобальная экологическая катастрофа.

Каждый вид животных уникален и является «неразгаданной книгой тайн», например: белая акула обладает сильнейшим иммунитетом, медики научились использовать жир печени акулы, который повышает защитные силы человека, препятствует образованию раковых опухолей, помогает бороться с вирусными инфекциями. И это только одна из разгаданных загадок, а сколько еще осталось у всех живых организмов.

Пересматривая свое отношение к природе, человек должен и для себя определить роль на этой планете. По-моему, это роль защитника и спасителя и не только живых организмов, но и планеты в целом. Только человек способен силой разума и своих рук преобразовывать природу, создавая свои творения. Надо учиться у нее, чтобы дело рук человеческих имело такую же степень совершенства, как и создание самой природы. Примером такого совершенства является акула». (По материалам И. Г. Селезнёвой. Фестиваль педагогических идей «Открытый ypoK»//http:// festival. 1 september.ru/authors).

Автор текста стремится вызвать у школьников интерес к изучаемой теме путем отбора интересных фактов (уникальность свойств акулы как биологического организма), использования средств оценки («час “X”», «катастрофа», «защитник и спаситель»). Очевидна экологическая направленность слова (поставлены проблемы исчезновения видов и ответственности человека за их сохранение). Учитель прямо заявляет о своей позиции («по-моему»), что придает тексту социальное звучание и отражает ощущение педагогом собственной миссии. Вместе с тем текст перенасыщен терминами, в нем есть противоречия («самое главное, это изменение антропоцентрических взглядов на природу людей» // «только человек способен силой разума и своих рук преобразовывать природу, создавая свои творения»), а также в тексте почти не использованы средства риторического воздействия на школьников. Покажем, как можно преобразовать данное речевое произведение, употребив специальные средства и приемы.

Акулы. Это слово вызывает ассоциации с нападением, челюстями, гибелью людей. Но так ли уж опасны акулы для человека? Многие эксперты полагают, что эта опасность сильно преувеличена. Подсчитано, что шанс человека быть подвергнутым нападению акулы составляет 1 к 11 миллионам. Только вдумайтесь: 1 к 11 000 000 (прием повтора и прием призыва, обращенный к аудитории). А вот человек для акул оказался значительно опаснее (прием контраста). Почему? Ответ ученых вполне конкретен. Загрязнение мирового океана и массовое истребление акул поставило их на грань исчезновения (вопросно-ответный ход). С исчезновением каждого вида приближается час «X», за которым неизбежно грядет глобальная экологическая катастрофа.

Акула - одно из совершенных и уникальных созданий природы. Ее мы можем назвать «неразгаданной книгой тайн». Почему? Организм акулы полон тайн, еще не разгаданных человеком. Например: белая акула обладает сильнейшим иммунитетом. Таким, о котором человек может только мечтать (аналогия). Медики научились использовать жир печени акулы, который повышает защитные силы человека, препятствует образованию раковых опухолей, помогает бороться с вирусными инфекциями. И это только одна из разгаданных загадок, а сколько их еще осталось.

Можно ли восстановить численность акул? Можно. И это вовсе не приведет к тому, что они станут опасны (вопросно-ответный ход).

Пути восстановления численности известны - это, во-первых, создание морских заповедников. Во-вторых, запрет на охоту на акул. В-третьих, уменьшение выбросов в океан (четкое членение смысловых компонентов текста).

Пересматривая свое отношение к природе, человек должен для себя определить, какова его роль на этой планете. По-моему, это роль защитника и спасителя. И не только живых организмов, но и планеты в целом (парцелляция). Только человек способен силой разума и своих рук преобразовывать природу, создавая свои творения. Надо учиться у нее, чтобы дело рук человеческих имело такую же степень совершенства, как и создание самой природы. Примером такого совершенства является акула.

Таким образом, если традиционно некоторые типы высказываний и соответствующие интенции и не осмысливаются учителем как риторические, они могут быть риторическими. Для этого в речевом поведении учителя должна присутствовать еще одна интенция - воздействовать на эмоционально-волевую сферу адресата-ученика: мотивировать подражание деятельности учителя (стать образцом в речевом отношении), заразить его интересом к предмету, учебной деятельности, внушить мысль о возможности познания всех тайн учебного предмета (а для этого показать, что при изучении математики, биологии, родного языка, истории и других предметов открываются тайны).

Интенции педагога характеризуются признаком комплексности. Это обусловлено четырьмя факторами. Во-первых, решением комплексной задачи в общении с учащимися: научить и воспитать. Во- вторых, необходимостью постоянно оценивать результаты деятельности учеников. В-третьих, появлением ситуативных интенций: сделать замечание; акцентировать внимание на работе отдельных учеников; поблагодарить и т.п. В-четвертых, потребностью демонстрировать ценностное отношение к знанию, педагогической деятельности и ученику как субъекту обучения. Если мы сравним первые компоненты различных объяснительных монологов учителей разных предметов, то увидим, что в них проявляется стремление представить определенный круг ценностей.

5}г Задание. Определите, какие ценности отражены в каждом из

данных ниже фрагментов речи педагога.

  • - «С древнейших времен краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - желание каждого из нас. Ведь, как говорили древние, «Хорошее слово - половина счастья».
  • - «Во все времена у представителей любого народа всегда почитались милосердие, порядочность, трудолюбие. Отношение к этим качествам отражено в пословицах, с которыми мы сегодня познакомимся».
  • - «Сегодня на уроке мы продолжим учиться умножать многозначные числа на однозначные, научимся использовать это умение при решении задач. Надеюсь, вы порадуете себя и меня хорошими ответами и правильными решениями...»
  • - «Чтобы человек видел, природа дала ему глаза..., чтобы слышал - уши, чтобы двигался - ноги. А вот органов, специально предназначенных для производства звуков, у нас нет. Все те части организма, с помощью которых мы говорим, выполняют эту работу по совместительству» (М. Ка- ленчук).

В ряде исследований в качестве синонима к термину «коммуникативное намерение» используется термин «коммуникативная установка». Но установкой следует считать, по определению известного специалиста по теории коммуникации Л. Ю. Иванова, «предрасположенность, настроенность на определенное понимание, отношение к людям, предметам и событиям» 1 , с которой человек вступает в коммуникацию. Как показывают исследования Е. А.Дрянгиной , для педагога актуален настрой на определенный тип коммуникации (в его речевом поведении очевидно стремление к достижению коммуникативного согласия, к конструктивному диалогу, к выбору адекватных - доступных собеседнику - языковых средств общения, к научению, воспитанию). При этом в коммуникативную установку входит и демонстрация ценностного отношения к личности ученика, общению, опыту.

В более широком смысле под коммуникативной установкой понимают стремление вступить в коммуникацию или избежать ее. Для педагога характерна коммуникативная установка на активную коммуникацию (стремление общаться - одно из личностных качеств педагога).

  • См.: Иванов Л. Ю. Коммуникативная установка//Культура русской речи:энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова. - М., 2003. -С. 253.
  • См.: Дрянгина Е.А. Способы репрезентации языковой личности учителя:по данным художественной литературы // Русский язык: исторические судьбы исовременность: III Международный конгресс исследователей русского языка. -М., 2007. - С. 557.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Коммуникативное намерение (интенция)

обозначает конкретную цель высказывания говорящего, т. е. спрашивает ли он, или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т. д. К. н. является регулятором речевого поведения партнеров. Кроме того, отражая потребности, мотивы и мысли, К.н. делают эксплицитными причины, обусловливающие общение. Наряду с понятием К. н. существует понятие И. (от лат. intentio - стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Эти понятия синонимичны. Любое отдельно взятое речевое действие в диалоге, монологе используется для выполнения конкретного К. н. И. всегда присутствует в сознании говорящего, но не всегда эксплицитно выражена языковыми средствами. Просьба открыть форточку может быть реализована различными языковыми средствами: Пожалуйста, откройте форточку; Мне что-то душно; У вас в комнате жарко; Что может быт приятнее запаха весеннего дождя! Грамматические и лексические средства в трех последних высказываниях не содержат просьбы открыть форточку, но те, кому адресованы высказывания, поймут, что надо делать. Совсем по-иному К. н. передаются в высказываниях типа: Ты должен научиться планировать свое время; Я буду ждать тебя на остановке автобуса; Здесь нельзя останавливаться. В них налицо полное совпадение семантики языковых средств с И. говорящих. В речевом действии И. передается одновременно с мыслями, идеями о предметах, состояниях, фактах, т. е. с теми значениями, смыслами и значимостями, которые объединяются в семантической структуре предложения. Например, И. вопроса реализуется не ради того, чтобы продемонстрировать собеседнику умение задавать вопрос, - она чаще всего направлена на получение конкретной информации. Адресуя К.н. и мысль (конкретное предметное содержание в семантической структуре предложения) собеседнику, инициатор разговора ставит целью оказать на него определенное воздействие. Чтобы запланированный эффект был достигнут, слушатель должен понять, какая информация передается, что от него требуется (как именно он должен прореагировать в ответ на услышанное).

Следовательно, говорящий не может не учитывать исходных знаний слушателя, обеспечивающих адекватное восприятие И. или мысли. В речевом действии он обязан соотнести известное (тему) с неизвестным (ремой). Говорящий должен ориентироваться на интеллектуальный уровень слушателя, знание культуры и на средства выражения. Если семантическая информация речевого действия сложна, она должна быть разделена на доступные порции. Но даже в тех случаях, когда говорящий учитывает все факторы для адекватного восприятия его И. и мысли, может возникнуть частичное непонимание, потому что каждое речевое действие - это творческое произведение. В составе речевого действия семантическая и психологическая категория - К. н. - является постоянной, независимой от любых обстоятельств ее употребления. Например, И. наличия какого-либо предмета У меня есть словарь) может быть высказана в случае надобности на уроке, в библиотеке, на кухне, в кафе, в самолете и т. д. И. являются универсальными, общечеловеческими категориями. Количество К.н. говорящего теоретически неограниченно, хотя практически оно регламентируется той схемой социально-общественных отношений, которая выработалась в процессе эволюции человека и выражается в процессе общения. Вероятно, их число не так уж велико при общении людей в определенных сферах деятельности. В языке есть глаголы, которые называют коммуникативную И. речевого действия (адресовать, благодарить, верить, возражать, грозить, диктовать, извиняться, комментировать, любить, намекать, обещать и др.). В начале 50-х гг. Э. Бенвенист обратил внимание на наличие глаголов типа клясться, обещать, обязываться и т. п., произнесение которых в 1-м лице настоящего времени - клянусь, обещаю, обязуюсь- и есть сам акт клятвы, обещания, принятия обязательств. Глаголы, называющие И. и обозначающие производимые речевые действия, были названы перформативными (см. пер-форматив). Языковые средства, которые могут выражать К. н., отношения говорящего к сообщаемому и сообщаемого к действительности, подразделяются на лексические, грамматические и интонационные. Среди лексических средств называются не только слова типа мог, но и слова типа должен, намерен.

Разнообразны и грамматические средства для выражения И.: Дом как дом - соответствие обычному, норме; Ему не до разговоров - несвоевременность чего-либо, обусловленная тем или иным состоянием субъекта; Я лучше пойду; Лучше и не спорь - предпочтительность перед чем-нибудь другим и т. д. Ярким средством обозначения отношения говорящего к сообщаемому является интонационное оформление высказываний: Как он бегает!- оценка; Как он бегает- повествовательность; Как он бегает?- вопрос; Как он бегает?- повторение при ответе; Как он бегает?- при сопоставлении.

Лит.: Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). - М., 1984; Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 17. Теория речевых актов. - М., 1986; Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М., 1980. - Т. 2.

8. Требования к содержанию публичного выступления. Понятия содержательности и информативности речи.

Требования к речи:

  1. Простота и ясность изложения
  2. Последовательность и четкость объяснения.
  3. Убедительность и логичность приводимых доводов.
  4. Нацеленное выступление
  5. Понятность главной мысли, доступность изложения.
  1. Решительное начало и решительный конец. Они должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.
  2. Краткость – важно соблюдать регламент. Краткие выступления рассматриваются как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.
  3. Разговорность – выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Разговорность повышает доверие к оратору, а значить – к содержанию его речи.
  4. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной.
  5. Речь должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

Важнейшее условие хорошей речи- содержательность, т.е. глубокий внутренний смысл речи, богатство содержания. Это качество выдвигается в числе главнейших условий красноречия. Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл.

Информативность

Основной фактор публичной речи. При любом публичном выступлении главное – это передача основных идей и содержания доклада. Проблемы, которые освещает оратор, должны быть актуальными, увлекательными и понятными для аудитории. Если по окончании речи говорящему начинают задавать вопросы, можно считать выступление удачным, поскольку оратору удалось вызвать интерес к данной теме, сделать из слушателей собеседников.

19. Конфликт в деловом общении. Способы его предотвращения.

Конфликт – столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам.

Процесс делового общения предполагает наличие трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом.

Предпосылки возникновения конфликта в деловом общении:

Несовпадение рассуждений, т.е. разногласия из-за несовпадения ваших рассуждений с рассуждениями другой стороны.

Особенности восприятия, т.е. люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга.

Избежание конфликтных ситуаций

  • Если в деловой беседе не удается добиться всего того, что было намечено, то можно достигнуть хотя бы какого-то позитивного результата, определенного компромисса. Во многих случаях проводить деловые переговоры - это, в сущности, значит уступить собеседнику в одном вопросе, чтобы он уступил вам в другом;
  • начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
  • собеседник не всегда прав, но часто выгодно принять его правоту, особенно в мелочах;
  • до определенного предела замечания и возражения можно считать естественным явлением в любой беседе, но ни в коем случае нельзя доводить их до такого состояния, когда собеседник чувствует себя обвиняемым, что рождает его ответную реакцию защищаться;
  • указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;
  • сначала поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте своего собеседника;
  • в момент высказывания замечания собеседник редко остается спокойным. Следует особенно внимательно контролировать свое поведение, чтобы не подлить масла в огонь;
  • замечания, причиной которых является «комплекс неполноценности», переживаемый вашим собеседником, требуют особого внимания и большой осторожности, так как в случае оскорбления его как личности дело может дойти до скандала и беседа может опуститься до уровня обычной перебранки и ссоры;
  • давайте людям возможность спасти свой престиж; создавайте им хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать;
  • не нужно делать выводов о неискренности собеседника до тех пор, пока действительно не будет доказано, что он говорит неправду.
  • можно привести собеседника в хорошее расположение духа, пойдя на некоторые уступки. Но нужно точно знать размеры уступок, прежде чем на них решиться. Во время спора уступка кажется более значимой, чем она есть на самом деле;
  • прибегайте к поощрению; создайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным;
  • выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех; будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу;
  • любое несогласие с замечанием нужно исчерпывающе разъяснить собеседнику, так как корректное опровержение замечания часто может поднять ваши шансы на успех в деловой беседе;
  • собеседник должен чувствовать, что вы относитесь к его позиции с полной серьезностью и что она тщательно рассмотрена, прежде чем вы даете окончательный ответ;
  • следует облегчить собеседнику возможность высказать замечания и возражения, попытаться обнаружить его невысказанное недовольство и волнение;
  • добиваться, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Не принято затягивать встречу сверх отведенного для нее времени, если, конечно, это не связано с решением важного вопроса.

30. Коммуникативное намерение и целевая установка публичной речи.

Коммуникативное намерение (интенция) определяет роль говорящего как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания, т. е. спрашивает ли он, или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т. д. Коммуникативное намерение является регулятором речевого поведения партнеров. Кроме того, сливаясь с потребностями, мотивами и мыслями, коммуникативное намерение делает эксплицитными причины, обусловливающие общение.

Наряду с понятием «коммуникативное намерение» существует понятие «интенция». Это намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Эти понятия синонимичны. Любое отдельно взятое речевое действие в диалоге, монологе используется для выполнения конкретного коммуникативного намерения. Интенция всегда присутствует в сознании говорящего, но не всегда эксплицитно выражена языковыми средствами.

Просьба открыть форточку может быть реализована различными языковыми средствами: Пожалуйста, откройте форточку; Мне что-то душно; У вас в комнате жарко; Что может быть приятнее запаха весеннего дождя! Грамматические и лексические средства в трех последних высказываниях не содержат просьбы открыть форточку, но те, кому адресованы высказывания, поймут, что надо делать.

В языке есть глаголы, которые называют коммуникативную интенцию речевого действия: адресовать, благодарить, верить, возражать, грозить, диктовать, извиняться, комментировать, любить, намекать, обещать и др.

Выбор темы и определение целевой установки - один из важнейших начальных этапов
подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда
приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, стоящие перед ней, и т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения.

  1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?
  2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями?
  3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?
  4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?
  5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей? идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи.

К ним относятся :

  • официальные документы;
  • научная, научно-популярная литература;
  • справочная литература;
  • художественная литература;
  • статьи из газет и журналов;
  • передачи радио и телевидения;
  • материалы, помещенные в Интернете;
  • результаты социологических опросов;
  • собственные знания и опыт;
  • личные контакты, беседы, интервью;
  • размышления и наблюдения.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста