Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Все о сборе святой софии. Великие сооружения: Храм Святой Софии в Стамбуле

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа.
По гречески Σοφία - «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1 :24).

Досье собора:

Строительство: 532–537 годы

Архитектурный стиль: Переходный
от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель: император Юстиниан I

Статус: музей Айя-София

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Архитектурные особенности собора:

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2) , которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3) . Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами - входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами - позднейшая легенда.

1) Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

2) Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов?

Нажмите чтобы перевернуть

3) Какая связь у храма Святой Софии с Киевом, Великим Новгородом и Полоцком?

Нажмите чтобы перевернуть

4) Какие великие святыни находились в храме?

Нажмите чтобы перевернуть

Церковь святой Софии в Константинополе

Собор святой Софии в Константинополе (теперь – Стамбуле) является самым грандиозным и величественным памятником архитектуры византийского стиля.
Возведен собор был при императоре Юстиниане Великом в 532-537 годах лучшими архитекторами того времени – Анфимием из Тралла и Исидором из Милета. На строительство собора было потрачено три годовых дохода Византийской империи. Цель построения храма – закрепить превосходство Константинополя над другими – христианским и языческим – мирами. Размеры этой церкви впечатляли: длина – 120 метров, а ширина – 72. Высота одного только купола – 60 метров, его диаметр – 30. Собор был частью дворцового комплекса императоров. Построен он был как большая парадная зала дворца.

Внутреннее пространство храма

Храм святой Софии поражает своим внутренним пространством. Благодаря особенностям конструкции здания, купол словно парит в воздухе. Парус (элемент купольной конструкции) как будто бы накрывает интерьер. Если бы был только один купол, то собор можно было бы сравнить с любым сооружением на каркасе из материи в виде палатки. Только каркас расположен по всей ткани. Со стороны эта структурная оболочка смотрится как нагромождение разных форм, на верхушке которой находится купол на барабане. В самом храме объединены две разные модели - базилик и центральный купол. Колонны храма выполнены из белого мрамора, стены покрыты золотыми росписями и благодаря мозаике мерцают в лучах солнца. Центральный зал хорошо освещен 40 окнами. Две галереи по разным сторонам отделены 110 мраморными колоннами, что дает равномерное освещение внутри здания.

В иконостас входят 12 золотых колонн. Иконы, Евангелие и другие святые книги тоже декорированы золотом. Самые яркие украшения храма – люстры и подсвечники (шесть тысяч), которые освещают гигантское внутреннее пространство и вызывают необыкновенные чувства у прихожан во время богослужения. В своем архитектурно-художественном образе храм воплощал представления о вечных божественных началах.

Святая София. Общий вид

Украшения святой Софии вызывают восторг своей красотой и блеском цветного мрамора. Неудивительно, почему так были поражены во время праздничного богослужения послы русского князя Владимира, приехавших разузнать о новой религии.

При разрушении Константинополя в 1096 и в 1204 годах огромное богатство храма было разграблено. После падения Константинополя в 1453 году собор был превращен в главную мечеть столицы Османской империи и оставался таковым на протяжении пяти веков. В 1935 году глава турецкого государства Ататюрк распорядился открыть в соборе музей. После этого в храм были приглашены реставраторы и проведены соответствующие работы. Было восстановлено мозаики Иисуса Христа и Девы Марии, а также портреты византийских императоров и их супруг. Над Святыми воротами уцелело изображение Святой Девы. Также реставраторами были обнаружены образы святого Архангела Михаила и нескольких великомучеников.

Со времен Османской империи в музее сохранились кафедра, алтарь, трон султана, два огромных канделябра. Баптистерий храма был превращен в гробницу Мустафы I и Ибрагима.

Церковь Святой Софии, Мудрости Божией – уникальный образец византийской архитектуры 6 века. Ее значение для развития мировой архитектуры огромно. Это выдающееся произведение искусства на протяжении многих веков стало примером для архитекторов. Говоря о византийском стиле, прежде всего вспоминают этот архитектурный памятник. Обращая свои взоры на константинопольскую Софию, строили свои соборы в Киеве и Новгороде русские зодчие.

Храм Святой Софии (Айя-София) в Константинополе был посвящен Святой Софии — Премудрости Божией. На протяжении тысячи лет (до возведения собора Святого Петра в Риме) он являлся самым большим и величественным храмом всего средневекового христианского мира и гордостью Византийской империи, с которым ассоциировалась ее мощь и сила. Располагался этот шедевр позднеантичной архитектуры в центральной части Константинополя и составлял единый архитектурный ансамбль с Императорским дворцом, Ипподромом и другими прекрасными монументальными постройками центральной части византийской столицы.

Первый храм на месте Святой Софии был заложен еще во времена Константина Великого в 324-337 годах. При императоре Констанции II он был достроен и освящен. В 360-380 годах храм принадлежал арианам, до тех пор, пока не был передан православным императором Феодосием I.

В результате народного восстания, произошедшего в 404 году, храм сгорел. Построенная на его месте церковь была также уничтожена огнем спустя 11 лет. При императоре Феодосии I на этом же месте была возведена Базилика Феодосия, но при Юстиниане Великом она, как и ее предшественницы, погибла в пожаре, во время восстания «Ника» в 532 году.

По прошествии сорока дней после пожара, по приказу Юстиниана был заложен новый храм, который по замыслу императора должен был стать украшением Константинополя и олицетворением величия Византийской империи.

Строительством храма руководили лучшие архитекторы той эпохи – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. В их распоряжении находилось десять тысяч рабочих. Для строительства использовался самый качественный и красивый мрамор со всей империи, а также архитектурные элементы древнеримских построек. Храм был обильно украшен золотом. Его строительство обошлось империи в три годовых дохода. По окончании строительства, войдя в собор, Юстиниан, согласно преданию, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!».

Спустя несколько лет храм сильно пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен и укреплен. Однако он вновь был частично разрушен землетрясением в 989 году, в результате которого обрушился купол. Храм был укреплен контрфорсами и из-за этого во многом утратил свой изначальный вид. Купол был перестроен армянским архитектором Трдатом. Он получился более возвышенным, чем оригинал, и как будто парящим в воздухе, благодаря окнам у основания, через которые в полумрак храма проникал солнечный свет.

Позже храм Святой Софии подвергся разграблению крестоносцами, а после завоевания Константинополя турками-османами был переделан в мечеть. Для этого к нему пристроили четыре минарета. С тех пор он стал известен под названием Айя-София. В дальнейшем турецкими строителями к зданию были добавлены контрфорсы и некоторые пристройки, еще больше изменившие изначальный облик храма.

Таким образом, до наших дней храм Святой Софии дошёл далеким от своего первоначального облика, но благодаря историческим документам и данным археологии, мы можем судить о его изначальной архитектуре.

Стамбул. Султанахмет.

Султанахмет – сердце Стамбула, первый холм Второго Рима. Древний Константинополь находился именно здесь.
В конце II века началось строительство грандиозного ипподрома, который свой окончательный вид получил при Константине Великом в IV в. Это было огромное и пышное здание, которое вмешало 100 тыс. зрителей.
Осмотр Стамбула обычно начинают с площади Султанахмет – простой и шумной, всегда наполненной туристами и уличными торговцами.
Расположенные друг напротив друга, переглядываются две основные достопримечательности города — Святая София (АЙ София) и Голубая мечеть .
Трижды восстановленая Айя-София (собор Святой Софии) являлся самым большим византийским храмом в христианском мире (до постройки Собора Святого Петра в Риме).


Айя-София. Стамбул.

Первый храм на этом месте был возведен в 360 году императором Константином, он назывался «Большой церковью» .
Но в 404 году храм был разрушен во время пожаров, устроенных бунтовщиками из-за казни епископа Иоанна Златоуста.
В 405 году началось строительство нового храма, которое длилось 11 лет.
Но и второй храм был сожжен во время восстания Ника вместе с императорским дворцом и соседними зданиями в 532 году.
Император Юстиниан подавил восстание Ника и отстроил Айя-Софию в том виде, в котором храм дошел до наших дней.
Айя-Софию строили лучшие архитекторы того времени – Исидора Милетского и Анфимия из Траллеса. Строительство было начато в 532 году и завершилось через 5 лет. Мрамор для базилики был привезен из Анатолии и городов Средиземноморья.
После падения Константинополя в 1453 году султан Фатих Мехмед Завоеватель переделал храм в мечеть, добавив минарет. Фрески и мозаика были покрыты штукатуркой, занавесками и деревянными панелями.
В середине XVI века архитектор Синан укрепил поддержку главного здания. Были добавлены исламские элементы.
После основания Турецкой республики были начаты реставрационные работы, и в 1935 году по указанию Ататюрка храм был открыт в качестве музея.
Длина храма-музея 100 м, а ширина около 70 м. Базилику венчает гигантская купольная система (Айя-Софию называют «куполообразная базилика»). Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших в Турции и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира.
Мозаики Святой Софии относятся к середине IX концу X вв.


Фрески Святой Софии.


Фрески Святой Софии.


Интерьер Святой Софии.

У входа в здание на глубине 2-х метров можно увидеть ступени, которые служили монументальным входов во вторую церковь, колонны, капители и фризы.

Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмеда) – впечатляющая и величественная, является главным произведением классической турецко-исламской архитектуры.


Голубая мечеть. Стамбул.

Строительство мечети началось в 1609 году по распоряжению 19-летнего султана Ахмеда I. Архитектором мечети был Мехмед Ага, ученик великого Синана. Голубая мечеть строилась семь лет.
Свое название она получила благодаря интерьеру, который отделан голубыми изразцами. Эта голубая плитка является дорогостоящим произведением искусства, от вида которого захватывает дух.


Голубая мечеть. Стамбул. Турция.

Необычно то, что в Голубой мечети шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах внутреннего двора. Легенда рассказывает, что султан приказал построить мечеть с золотыми минаретами («алтын» по-турецки) , но архитектор, зная, что это невозможно, притворился, что не расслышал и построил шесть «алты» минаретов.
Голубая мечеть самая большая по площади мечеть в Стамбуле .

Вход в мечеть бесплатный, но надо быть готовым к длинной очереди.
При входе следует снять обувь, женщинам покрыть голову платком.

За мечетью расположен живописный рынок Араста , где можно купить турецкие сувениры, ковры, камни, ювелирные изделия. Рынок — излюбленное место туристов, цены здесь достаточно высоки, но крытые ряды приспособлены для приятных прогулок.


Рынок Араста.

Стоит заглянуть в кафе Meșala в начале рынка, путеводитель скажет, что это туристическое место, но здесь можно отдохнуть после длительных прогулок, покурить кальян, а вечером послушать живую музыку или посмотреть выступление дервишей.


Посетители рынка Араста.


Посетители рынка Араста.

Обязательно закажите турецкий чай («чай» по-турецки так и произносится «чай»), темный и крепкий его подают в стеклянных стаканчиках в форме тюльпана.


Турецкий чай.

Или кофе, сваренный в турке, с добавлением сахара и кофейной гущей, занимающий добрую половину чашки.
Из более необычных вещей стоит попробовать мухаллеби - традиционный турецкий напиток, молочный кисель на рисовой муке.
Или салеп – горячий напиток из порошкообразной орхидеи (салепа) с добавлением молока или воды, сахара и специй.


Продавец салепа

Вернувшись на площадь Султанахмед, найдите лоток с мороженым. Турецкое мороженое – дондурма – густое и эластичное, его изготавливают из салепа – высушенных клубней орхидей.

Не проходите мимо и турецкого бублика, щедро обсыпанного кунжутом. Его называют симит и продают на каждом шагу. Удивительно, за что его так любят турки!


Доставка симитов 🙂

Привлекает внимание зеленый купол Немецкого фонтана . Он построен в Германии и переправлен в Стамбул частями по реке Дунай. На этом месте его собрали в 1901 г. Фонтан, украшенный золотой мозаикой — подарок канцлера Германской империи Вильгельма II для Абдула Хамида при его визите в Стамбул . В то время Германия и Турция находились в близких дружеских отношениях.
Фонтан необычен тем, что его форма скорее напоминает религиозные фонтаны, чем городские.


Немецкий фонтан.

Направляясь к дворцу Топканы, рядом с Султанскими ворота нельзя не заметить великолепный монументальный фонтан Ахмеда III , который является ярким примером турецкой и османской архитектуры в стиле рококо. Фонтан построил Ахмед Ага – главный архитектор двора в XVIII в.


Фонтан Ахмеда III.

Следующая достопримечательность Султанахамета – дворец Топкапы (Topkapi Sarayi) – древняя резиденция османских султанов.

Огромный дворцовый комплекс поражающей своей богатой коллекцией.
Дворец Топкапы был построен в 1465 г. во время властвования Мехмеда Завоевателя. Дворец покинули в 1853 г. из-за того, что его было трудно отапливать. Резиденция султана переехала в дворец Долмабахче.
Дворец Топкапы – самый крупный и самый древний из всех императорских дворцов, дошедших до наших дней. Его первоначальная площадь составляла 700 тысяч квадратных метров. Здесь размещалась не только резиденция султана с гаремом, но и административный штаб Османской империи.

Войдя во дворец через ворота Султана, попадаем в первый двор. Здесь размещалась стража, королевская казна, арсенал и склады.
Слева от входа находится церковь Святой Ирины, или «Священный мир» — это первая известная византийская церковь, возведенная Константином в 330 году. Церковь закрыта для посещения, в нее можно попасть только со специальной экскурсии.

Из первого двора переходим в средний. С правой стороны находились султанские кухни, где работали около 100 поваров. Сейчас здесь выставлены серебряные приборы и посуда.

Башня справедливости. Дворец Топкапы.

Слева – гарем , совсем отдельная история дворца Топкапы. Гарем означает запрещенное место. Сюда не пускали посторонних, особенно мужчин. Комплекс гарема дворца Топкапы состоит из 400 комнат, это жилые комнаты, кухни, туалеты, больницы, ванные комнаты, связанные друг с другом переходами и коридорами, образуя лабиринт.
Самая большая комната принадлежала матери султана (валиде султан). В комнатах чуть меньше жили жены, которые родили султану сына.
Когда-то здесь проживало тысячи человек, больше половины – женщины, а также их дети и евнухи.

Многие из комнат и палат были разработаны османским Микеланджело — архитектором Синаном. Гарем был украшен в Оттоманском стиле, основанном на Итальянском Барокко.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.

После гарема пройдем на третий двор. Здесь расположены павильоны дворца и другие роскошные залы – библиотека, залы приема и т.д. В 1536 году во дворце работало 580 мастеров: ювелиры, граверы, чеканщики по золоту, белошвейки, мастера по янтарю и другие. Образцы их работ представлены не только в музее, их инкрустациями и мозаикой украшены переходы, стены, мебель, потолки и полы.
Великолепна сокровищница дворца, где хранятся уникальные украшения и драгоценности. Среди них самый известный бриллиант Кашикчи в 86 каратов, т.е. примерно размером с ладонь. Он считается одним из крупнейших бриллиантов мира. Легенда рассказывает о бедняке, которых нашел алмаз на улице и обменял его на три ложки. «Кашикчи» — по-турецки ложечник. А также золотой трон весом 250 кг.


Дворец Топкапы.

Другая достопримечательность Султанахмета
Цистерна Базилика – древнее подземное водохранилище. С дня основания Стамбул не имел своих собственных водных ресурсов, поэтому снабжение водой происходило из гор с помощью акведуков, по которым вода шла в фонтаны и цистерны. Самый известный акведук, сохранившийся до наших дней – акведук Валенс, или Боздуган.
В Византии было много цистерн, самая большая и известная – Цистерна Базилика .
Цистерна Базилика была построена в 532 году при императоре Юстиниане. После распада Византийской империи была заброшена. Но спустя годы жители города выяснили, что под их домами находится огромный резервуар с пресной водой – можно набирать воду, не выходя из дома, и даже ловить рыбу, которая водится в цистерне!
Площадь цистерны около 10 000 квадратных метров, но для посещения открыта только часть сооружения.
Темное помещение освещается неярким красным светом, 336 коринфских и ионийских колонн отражаются в воде, звук падающих капель, все создает мистическую атмосферу.


Цистерна Базилика.

Из всех колонн выделяются две: их нижние части украшены перевернутыми головами Медуз.


Цистерна Базилика.

Осталось заглянуть в церковь Святых Сергия и Вакха , которую называют малой Айя-Софией.
Это одна из самых древних церквей Стамбула, возведённая с 1527 по 565 гг. Ее возвели рядом с домом императора Юстиниана, где он провёл свои молодые годы. Церковь, заложенная на несколько лет раньше собора Святой Софии, послужила его прообразом.
После падения Константинополя церковь продолжала действовать, но в 1506 году церковь была частично разрушена и преобразована в мечеть. В 1762 году пристроили минарет.


Церковь Святых Сергия и Вакха.

В Султанахмете открыто множество ресторанов с турецкой кухней, так как цены в них не сильно колеблются, то можно выбрать любой на ваш вкус.
Несколько ресторанов имеют открытую панорамную террасу на крыше, с которой открывают захватывающие виды.


Вид из ресторана Seven Hills .

Продолжение: Султанахмет: прогулки по улицам.

1. История Стамбула.

3. Эминёню: пристань, Базар специй, балык-экмек.
4. Бейоглу: башня Галата, Таксим, проспект Истикляль.
5. Мечеть султана Сулеймана.
6. Зейрек.
7. Кумкапы.
8. Азия: Юскюдар.
9. Босфор.
10. Дервишы.
11. Хамам.

Римский император Юстиниан хотел построить в Константинополе (современный Стамбул) храм, который должен был стать самым прекрасным в мире. Храм Святой Софии , возведенный в 532-537 гг., — это величественное сооружение, наполненное светом.

Храм, подаренный Феодоре

Император Восточной Римской империи Юстиниан Первый по просьбе своей жены Феодоры повелел построить в Константинополе новый храм Святой Софии. Императрица хотела, чтобы храм был возведен на том же месте, где стоял предыдущий, построенный императором Константином Великим, но погибший при пожаре. Новый храм возвели меньше чем за шесть лет. 26 декабря 537 года император Юстиниан торжественно открыл базилику.

Он очень гордился красотой этого грандиозного сооружения. Юстиниан был убежден, что этот храм еще необычнее, чем храм Соломона в Иерусалиме. Он был так счастлив, что воскликнул: «Соломон, я тебя превзошел!»

Храм Святой Софии в Стамбуле представляет собой один из тех редких памятников, настолько же древних, насколько и великолепных, которых до сегодняшнего дня почти не коснулось время.

Купольная базилика

Император поручил двум греческим архитекторам — Анфимию из Тралл и Исидору из Милета — начертить планы сооружения. Архитекторы решили придать храму вид прямоугольного в плане здания — базилики, а в центре поднять гигантский купол. Этот небывалый свод символизировал Небеса. Он лежал на четырех огромных столбах с помощью парусов — треугольных сферических сводов. Прорезанные в основании купола 40 окон создавали необычайный эффект — чаша купола казалась легко парящей над храмом. В строительстве храма принимали участие 10 тысяч рабочих и 100 мастеров-каменщиков. Превосходные материалы, один лучше другого, прибывали со всех сторон империи: белый, зеленый, розовый и желтый мрамор, малахитовые и порфировые колонны, украшения из храмов Египта, Греции и в том числе из разрушенного храма Артемиды в Эфесе. Центральная дверь храма, предназначенная для императора, была покрыта золотом.

Новый купол

Через двадцать лет после постройки храма Константинополь стал жертвой землетрясения. Легендарный купол обрушился. Молодой сын Исидора из Милета, одного из лучших архитекторов, руководивших реконструкцией, увеличил высоту купола еще на 5 м. С помощью мощных контрфорсов он укрепил стены сооружения.

Великолепные мозаики

С самого начала строительства храм украшали восхитительные мозаики, собранные из мельчайших кусочков разноцветного мрамора. Купол украшала мозаика, изображавшая лик Христа.

Поразительный купол из кирпича 55 м высотой и 32 м в диаметре пропускает свет сквозь маленькие окошки.

Своим великолепием храм отчасти обязан богатству мозаик, самым древним из которых около тысячи лет!

Мечеть и музей

В 1453 году Константинополь был завоеван османской армией султана Мехмета Второго и переименован в Стамбул . Турки сохранили храм Святой Софии, но превратили его в мусульманскую мечеть. К храму пристроили четыре минарета. Над куполом подняли полумесяц. На боковых стенах и по углам повесили плакаты с надписями на арабском языке. Мозаики покрыли штукатуркой, поскольку Коран, священная книга мусульман, запрещает изображать живые существа. К счастью, мозаики не были уничтожены. В 1934 году мечеть перестала функционировать, и храм Святой Софии был превращен в музей. Прекрасные мозаики отреставрировали, и они вновь увидели свет.

Мой блог находят по следующим фразам
. статуя афины
. капелла карла великого
. архитектура готика окна
. иерусалим соломонов храм стена плача
. грабница мавсол
. чертежи храма артемиды

Собор Святой Софии, Софийский собор в Киеве — Фото 2018

Собор Святой Софии или Софийский собор - христианский православный храм, возведенный в XI веке в центральном районе древнего Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. В период XVII — XVIII веков был частично перестроен и реконструирован в стиле украинского барокко. На стенах собора сохранились некоторые древние фрески и мозаики, в их числе известная мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор был первым памятником архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО от Украины.

По информации из разных летописей (все они датированы временем намного позже строительства) датой начала строительства собора является 1017 или 1037 год.

В «Повести временных лет» имеется запись о заложении в 1037 году Софийского собора, а также нескольких других значимых построек: Золотых ворот, церкви Святой Ирины и монастыря Святого Георгия.

Изначально Собор Святой Софии имел форму пятинефного крестово-купольного храма с 13 куполами. По трем сторонам он был огорожен двухъярусной галереей, а с наружной стороны -одноярусной. Центральный неф и трансепт был намного шире боковых нефов, создавая в интерьере собора правильный крест. Цилиндрические своды, накрывавшие его главный и поперечный нефы, постепенно поднимались к центральной части здания. Главный купол окружали четыре купола поменьше, а оставшиеся восемь куполов, которые были ещё более маленького размера, находились по углам храма. Кроме окон, стены также украшены декоративными нишами и лопатками.

Собор создавался по византийской технологии из переменных рядов из камня и плинфы, с наружной стороны кладка была обработана раствором-цемянкой.

Чтобы можно было увидеть первоначальный облик стен храма, на фасадах реставраторы решили оставить фрагменты древней кладки. Собор без галерей имеет длину – 29,6 м и ширину - 29,4; а с галереями: 41,8 и 54,7. Высота храма достигает 28,7 м.

Собор строили строители из Константинополя, с участием киевских мастеров. Несмотря на это, невозможно найти точных аналогов Софийского собора в Византии тех времен.

Есть версия, что перед византийскими мастерами поставили задачу создать главный храма Руси, которую они успешно воплотили в жизнь.

В интерьере собора сохранились некоторые фрески и мозаики, сделанные XI века. В палитре мозаик находится 177 оттенков. Мозаики имеют сходства с византийским искусством первой половины XI века, в аскетическом стиле.

В год 537 от Рождества Христова в столице Византийской империи, городе Константинополь было завершено строительство самого знаменитого храма всего православного мира – Собора Святой Софии.

Стоит заметить, что в 537 году собор был построен заново и более основательно. Старый храм, возведенный в 324 году, был сожжен в ходе восстания «Ника» в Константинополе.

Здание возводилось в течении пяти лет. Оно строилось при басилевсе Юстиниане I в период расцвета Византии и подчеркивало статус юстиниановых завоеваний. При проектировании здания были задействованы сразу два архитектора - Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Кроме того, при строительстве собора ежедневно более 10 тысяч человек.

Купол поистине восхищал входивших в собор посетителей. При его высоте в 55,6 метра он имел диаметр 31 метр, однако, благодаря воздействию света и небольших колонн создавалось ощущение, будто он парит в воздухе, что придавало некую божественность увиденному.

Все стены были сплошь покрыты мозаиками, содержащими церковные сюжеты. Это яркий пример византийского монументального искусства. Интересным историческим фактом являются рунические надписи на стенах храма. Вероятно, их сделали воины-скандинавы, находившиеся на службе императора и решившие оставить след на христианской святыне.

При возведении здания использовались лучшие строительные материалы. Мрамор доставлялся из африки, колонны из Рима. Юстиниан настоял на использовании золота, серебра и слоновой кости – так он намеревался подчеркнуть свое величие в глазах язычников. В конечном итоге, строительство храма обошлось государству в три годовых дохода.

В 989 году землетрясение разрушило часть храма, обвалив и его купол. Реставрационные работы были вверены архитектору из Армении по имени Трдат. Он смог не только сохранить здание, но и сделать купол даже более возвышенным. Тем не менее, здание потеряло часть прежнего величия, так как его стены пришлось подпереть контрфорсами.

В 1453 году к стенам Константинополя подошли турки, целью которых был захват города и уничтожение Византии. Султан Мехмет II захватил город, а Софийский Собор был вскоре преобразован в мусульманскую мечеть. Христианский крест был заменен на исламский полумесяц.

Здание несколько раз реставрировалось. Последний раз ремонт был в 1847 году, так как создалась угроза обрушения купола. После свержения монархии в Османской империи к власти пришло правительство Ататюрка. Согласно его декрету, Собор Святой Софии был преобразован в музей, которым он остается и по сей день, называясь Айя-София.

  • Жизнь и творчество Платона

    Платон является древнегреческим философом, создавшим одно из основных философских направлений античной науки. Появляется на свет будущий философ в состоятельной семье

  • Гиппократ - сообщение доклад

    Из исторических источников известно, что Гиппократ появился на свет в 460 году до рождения Христова. Его отец был врачом-асклепиадом, при том потомственным. Именно он показывает ему, что возможна большая любовь

  • Ацтеки - сообщение доклад 6, 7, 8 класс

    Ацтеки это древний индейский народ, населявший территорию центральной Мексики. Их численность насчитывается около 1,5 миллионов. Начало цивилизации ацтеков относится к 14-16 векам

  • Кактус - сообщение доклад

    Кактус необычное растение, которое отличается от других отсутствием листьев, и наличием колючек. Фотосинтез происходит с помощью зеленого столба, из которого он состоит.

  • Лицейские годы Пушкина кратко

    Александром I был основан Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение для детей дворян. Первый класс был набран 19 октября 1811 года. В него входил и Александр Пушкин.

Основные моменты

Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет , окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.

Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.

В настоящее время в социальных сетях всё больше набирают популярность дискуссии о превращении этого символа Византии и визитной карточки Стамбула обратно в мечеть. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поначалу выступил против этой идеи, но уже в марте 2019 года в интервью телекомпании TRT высказал иную позицию, заметив, что если туристы всех вероисповеданий могут бесплатно заходить в расположенную по соседству мечеть Султанахмет, более известную как Голубая мечеть, то с Айя-Софией можно поступить аналогичным образом. Трудно сказать, когда это случится и случится ли вообще, но если такое произойдет, то мужчины-немусульмане, не говоря уже о женщинах, вряд ли смогут находиться в храме во время богослужений. Пока же всё остаётся как есть, и побывать в соборе Святой Софии – Премудрости Божией (это еще одно название достопримечательности) может каждый желающий независимо от пола и вероисповедания.

История Айя-Софии

Поначалу на том месте, где сейчас возвышается Айя-София (в античные времена здесь располагалась рыночная площадь Августеон) находился храм языческой богини Артемиды, простоявший до 360 года. Затем римский император Константин I построил тут небольшую церковь Святой Софии. Правда, по версии Сократа Схоластика, византийского христианского историка греческого происхождения, первый храм в честь этой святой был возведен в эпоху его преемника Констанция II. С ней не соглашался русский историк XIX века Никодим Павлович Кондаков, полагавший, что построил церковь все же Константин, а Констанций лишь расширил постройку. Вплоть до 380 года храмом владели последователи арианства, одного из ранних течений в христианстве, после чего собор перешел в руки никениан – по велению императора Феодосия I. Монарх лично ввел в храм Григория Богослова, ставшего впоследствии архиепископом Константинополя.

В 404 году в Византии вспыхнуло народное восстание, во время которого храм сгорел. На его месте построили новую церковь, но вскоре, в 415 году, и она была уничтожена пожаром. В том же году по приказу императора Феодосия II возвели новую базилику, однако злой рок и ее не пощадил: она тоже сгорела. Это произошло в ходе крупнейшего за всю историю Византии и Константинополя бунта, известного как восстание «Ника» (в переводе с греческого «Побеждай» – именно этот лозунг использовали восставшие). В то время Византией правил император Юстиниан I. Уже через 40 дней после пожара он повелел возвести на месте прежнего храма новый собор. По легенде, план строительства величественного культового сооружения принес монарху явившийся во сне ангел.

Правитель видел будущий храм символом величия империи и подлинным украшением столицы, поэтому площадь под него он решил расширить. С этой целью окрестные участки земли были выкуплены у их владельцев, а находившиеся на них постройки снесены. Руководили работами, на которых было задействовано 10 тысяч рабочих, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский – лучшие архитекторы того времени, ранее проявившие себя на строительстве церкви святых Сергия и Вакха. Мрамор для будущей юстиниановой базилики везли из Нумидии, Проконниса, Иераполя и Кариста, и это был лучший строительный материал. При строительстве также использовались архитектурные элементы таких древних построек, как Эфес и храм Солнца в Риме – соответственно, восемь колонн из зеленого мрамора и восемь колонн из порфира. Для украшения собора и придания ему блеска и роскоши константинопольский правитель не жалел золота, серебра и слоновой кости.

На строительство были затрачены огромные средства – три годовых дохода Византийской империи. И собор Святой Софии получился под стать таким расходам: он был настолько великолепен, что народная молва приписывала прямое участие в его сооружении сверхъестественным силам. Сохранилось предание, что Юстиниан якобы хотел стены собора, начиная от пола и заканчивая сводами, покрыть золотом, но его остановили астрологи, предрекшие, что «в конце веков» царствовать будут очень бедные цари и в желании завладеть всеми богатствами храма они «сроют его до основания». Императора, для которого собственная слава была отнюдь не пустым звуком, такая перспектива удручила, и он решил не слишком роскошествовать с внутренним убранством храма. И всё же собор Святой Софии, как отмечал современник строительства Прокопий Кесарийский, «представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём – совершенно невероятным». По его описанию, храм, будто склоняясь над Константинополем, настолько над ним выдавался, что город с него был виден как на ладони.

Возведение собора завершилось в рекордные по тем временам сроки, всего за пять лет, и 27 декабря 537 года, на Рождество, состоялось торжественное открытие. Чин освящения совершил патриарх Константинопольской церкви Мина. Предание гласит, что Юстиниан, переступив порог Святой Софии, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!», имея в виду строительство третьим еврейским царем и правителем объединённого Израильского царства Иерусалимского храма.

Современники называли собор великим, и это определение в полной мере соответствовало действительности. Для богослужений, совершавшихся 525 служителями культа, из которых священниками были 60, а дьяконами – 100 человек, использовалась драгоценная утварь. При императоре Ираклии I штат собора возрос до 600 человек.

Спустя несколько лет после завершения строительства случилось сильное землетрясение, разрушившее часть здания. Пострадали его восточная сторона, что под алтарем, киворий, амвон и святая трапеза. Из хронографии византийского монаха Феофана Исповедника известно, что в слабой сейсмоустойчивости Святой Софии были повинны механики, не установившие поддержки снизу, но при этом оставившие пролеты между столбами, которые поддерживали купол, и в результате столбы не выдержали. В 989 году произошло еще одно мощное землетрясение, от которого храм тоже пострадал: в этот раз наиболее сильному разрушению подвергся купол. Здание пришлось подпереть контрфорсами, что сказалось на его внешнем виде. Купол восстановил армянский архитектор Трдат, автор проекта кафедрального собора Святой Девы в городе Ани, сделав его даже выше, чем он был.

В 1054 году Софийский собор вошел в историю мирового христианства как место, в котором было положено начало разделению церквей на православную и католическую. Это произошло 16 июля, когда во время богослужения константинопольский патриарх Михаил Керулларий получил отлучительную грамоту, которую вручил легат Папы Римского Льва IX кардинал Гумберт Сильва-Кандидский, после чего 20 июля папские легаты были преданы патриархом анафеме. Последнее в истории Святой Софии христианское богослужении состоялось ночью 28 мая 1453 года. Византия переживала период своей агонии, и это богослужение, по сути, было заупокойным по умирающей империи. Во время литургии последний император Константин XI Драгаш и его свита попрощались с патриархом. И уже на следующий день храм захватили турки.

По описанию греческого историка Дука, автора «Византийской истории», захватчики вели себя как настоящие варвары. Вооруженные мечами, они разломали запертые ворота собора и, ворвавшись внутрь, похитили с икон украшения, а сами образа разрубили на части. В Святой Софии в тот момент находились молящиеся, которых турки жестоко убили. Предание гласит, что крови пролилось так много, что ее уровень даже был обозначен в виде красной полосы на одной из колонн.

30 мая в главный храм поверженной Византии вступил султан Османской империи Мехмед II. Само здание турки разрушать не стали. Пристроив к нему четыре минарета, превратили его в мечеть, назвав Айя-София. Во второй половине XVI века к бывшему собору пристроили контрфорсы – вертикальные конструкции, очень тяжелые и грубые, предназначенные для усиления стен. Эти сооружения заметно изменили его внешний вид. Что касается внутреннего убранства, на фрески и мозаики была нанесена штукатурка – по всей видимости, для того, чтобы они не напоминали о его православном прошлом. Реставрация же в мечети Айя-София не проводилась вплоть до середины XIX века, пока об этом не распорядился султан Абдул-Меджид I. Решение было продиктовано тем, что зданию угрожало обрушение. Ответственными за проведение работ назначили архитекторов Джузеппе и Гаспаре Фоссати. Реставрация стартовала в 1847 году и продлилась два года.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне 2 ноября 1922 года была упразднена монархия и провозглашена Турецкая Республика. И только в 1935 году новые власти решили судьбу этой уникальной исторической, религиозной и архитектурной достопримечательности. Глава правительства Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому мечеть стала музеем. Чтобы она в полной мере соответствовала такому статусу, слои штукатурки с мозаик и фресок были счищены. В 2006 году в здании оборудовали отдельное помещение, чтобы сотрудники музейного комплекса могли отправлять мусульманские религиозные обряды. В 2018 году в Конституционный суд Турции поступило представление одной из частных организаций, специализирующейся на исторических памятниках, о возвращении музею Айя-София статуса мечети. Однако судьи отклонили его как недопустимое.

Архитектура и внутреннее убранство

Основную часть собора, прямоугольное основание которого имеет размеры 70х75 м, покрывает 31-метровый купол в виде полусферы диаметром с севера на юг 30 м и с востока на запад 31 м, состоящий из сорока радиальных арок. В барабане разместилось такое же количество окон, особенность которых в том, что располагаются они на самом минимальном расстоянии друг от друга. Благодаря этому создается впечатление, словно купол парит в воздухе.

Главный купол дополнительно поддерживается и арками. Они примечательны тем, что каждая оснащена тремя рядами окон. Отметим, что первоначально собор располагал 214 окнами. Впоследствии, когда его реконструировали и добавили дополнительные постройки, количество последних сократилось до 181. В здании имеются и купола меньшего размера, они словно «спускаются» от главной крыши. Их опора на своды позволяет добиться равномерного распределения нагрузки. Кроме того, южный и северный фасады дополнительно укрепляют башни, принимающие на себя основную тяжесть арок.

Айя-София поделена на три помещения (нефа). Широкое располагается в центральной части, а узкие находятся по краям, в комплексе образуя крест. Внутри бывший собор украшают 104 колонны, распределенные по двум его ярусам: 64 находятся на верхнем (это галерея), 40 – соответственно, на нижнем (его так и называют – нижний этаж). В византийские времена первый уровень предназначался для духовенства и императора. Допускались туда и простые верующие, но только мужчины. Женщины же во время богослужений должны были находиться наверху.

Перед музеем Айя-София раскинулся просторный двор, в центре которого расположен фонтан. Бывший православный собор располагает девятью входами, из которых наиболее известен центральный – это так называемые Императорские ворота. Построенные, по легенде, из остатков Ноева ковчега, они расположены с западной стороны здания. Их открывали только во время больших праздников, и то только для патриархов и правителей Византии. В остальных случаях высокопоставленные особы и их свита проходили в храм через небольшую юго-западную дверь. Она называется Хорологион и остаётся действующей по сегодняшний день: именно через неё попадают в здание музея Айя-София многочисленные туристы. Преодолев этот проход, первым делом оказываешься в пристройке, которая носит название Вестибюль воинов. Раньше она предназначалась для стражи и хранения оружия. Здесь же находится пандус, он ведёт на верхний уровень с тремя открытыми галереями (хорами). Западная предназначалась для императрицы и её свиты, в северной могли находиться женщины среднего сословия, а южную патриархи использовали как совещательную комнату. После вестибюля располагается внешняя пристройка, представляющая собой светлую и очень просторную галерею, ведущую в помещение под куполом, высота которого составляет 55 м.

Отдельного упоминания заслуживают стены Айя-Софии. Существует предположение, что пласты мрамора, которым они были облицованы, предварительно распиливали на тонкие слои и потом раскрывали, как книгу. Иконостаса как такового в зале не имелось. Вместо него установили 12 колонн, изготовленных из серебра и украшенных в верхней части золотыми фрагментами. Последние предназначались для установки портретов святых отцов. В изготовлении престола использовали, помимо золота и серебра, такие драгоценные материалы, как алмазы, электр, смарагды, яхонты и другие – всего около 72 наименований.

Когда православный собор был преобразован в мусульманскую мечеть, в нём построили резной мраморный минбар, служивший кафедрой для муллы, с которой служитель культа обращался к верующим. Что интересно, установили его не на месте прежнего алтаря, а сместили к юго-востоку, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. Купол украсили суры из Корана, в интерьере также появились михраб и ложа султана. Традиционные для православных церквей свечи заменили люстрами из лампад. В правой части нижнего этажа есть помещение с резной золотой решеткой, отведенное под библиотеку султана Махмуда I. Но в настоящее время оно пустует: собранные правителем книги распределили по другим музеям.

Мозаики Айя-Софии

Первая мозаика в соборе Святой Софии появилась в 867 году, включившая в себя изображение платформы с престолом и примыкающего к нему выступа здания (апсиды). Здесь можно увидеть Пресвятую Богородицу с младенцем Иисусом на коленях и архангелом Гавриилом с одной стороны (изображение второго архангела не сохранилось). Создатели этого мозаичного изображения использовали смальту, применив вкрапления золота разных размеров, что позволило создать эффект интенсивного мерцания. Дата появления данного изображения неизвестна. Есть версия, что оно входило в первоначальный мозаичный цикл, созданный монахом-художником при императоре Юстиниане. Этого мастера считают святым, так как во время гонений иконоборцы изувечили ему руки. Однако созданное им оригинальное изображение до наших дней целиком не дошло. Мозаику, которую могут видеть туристы, впоследствии воссоздал Святой Фотий, назвавший её «знаком победы православия над ересью».

Конец IX века ознаменовался для собора Святой Софии появлением мозаики с ликом Иисуса Христа. Богочеловека изобразили сидящим на троне и держащим в руках Евангелие. Символично, что Священное Писание открыто на странице со словами: «Мир вам. Я свет миру». Имеется в музее и портрет-мозаика, посвященная императору Александру, до вступления на престол ориентировочно в 870 году являвшегося соправителем своего отца Василия Македонянина и приходившегося братом Льву VI Мудрому.

В сводчатом помещении, расположенном в юго-западном углу над южным вестибюлем, находятся изображения, также относящиеся к первому мозаичному циклу. Например, группа икон (дексус), украшающая входную стену. Однако обязательный элемент такой группы – фигура Иоанна Крестителя – не сохранилась. Ещё 12 фигур поместили на своде, но до наших дней дошли только три: первомученика Стефана, пророка Иезекииля и императора Константина. В люнетах боковых стен сохранились полуфигуры 12 апостолов Христа и четырех патриархов Константинополя периода иконоборчества. Эти мозаики, по мнению многих специалистов, имеют низкий художественный уровень, что дает основание предположить: они созданы непрофессиональными мастерами из числа монахов.

Примерно в 878 году северный тимпан Святой Софии украсили мозаики, изобразившие 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Сохранились, опять же, не все, а только мозаики 6 святителей, включая Иоанна Златоуста и Игнатия Богоносца. Уровень этих работ тоже оценивается как невысокий, но обращает на себя внимание выразительность изображений. Фигуры в них приземистые и широкие, а черты лиц изображены крупно.

  • Собор Святой Софии до преобразования в мусульманскую мечеть был крупнейшим православным храмом в мире.
  • Справа от алтаря находится выложенная цветным камнем отметка, которая символизирует центр мироздания. Именно в этом месте короновали императоров Византии.
  • На одной из плит Айя-Софии находится отпечаток руки, принадлежащий, по преданию, самому Мехмеду II, завоевателю Константинополя. По легенде, османский правитель въехал в храм на коне, который, вдруг чего-то испугавшись, встал на дыбы. Султану, чтобы не выпасть из седла, пришлось опереться ладонью об стену.
  • Ещё одна необычная достопримечательность бывшего собора – кот Гли. Этот живой талисман, в котором, как считается, воплотился дух Юстиниана, любит проводить время возле императорского места, тем самым будто подтверждая данное утверждение. Гли – настоящая знаменитость, с ним в свою бытность президентом США сфотографировался даже Барак Обама.
  • Одна из загадок храма – «плачущая» колонна, освященная Григорием Чудотворцем, которую также называют «колонной желаний». Существует предание, что она может исцелять от заболеваний и исполнять заветные желания. Первым эти свойства колонны, по легенде, обнаружил еще император Юстиниан. У него сильно заболела голова, и когда он прислонился к колонне, то почувствовал облегчение. Согласно другому преданию, причина «слезливости» колонны в том, что в раствор, использовавшийся при строительстве, добавили землю из священного города Мекки, воду из источника Замзам и слюну самого пророка Мухаммеда. Свою историю появления имеет и дырка на поверхности колонны. Связанная с ней легенда гласит, что это след от руки Святого Ильи, который находился здесь во время строительства и пытался исправить ее искривление.
  • Есть в Айя-Софии еще одна мистическая достопримечательность – «холодное» окно. Оно расположено в южной части бывшего собора, на втором этаже. Из этого обычного, на первый взгляд, проема постоянно дует холодный воздух – даже в сильную жару. Причины этого явления установить пока не удалось.
  • В источниках XV-XVII веков сохранились свидетельства, что под собором находится подземелье, в котором хранятся огромные цистерны с водой и специальные тоннели для её подачи на поверхность. Сканирование показало, что под зданием действительно имеется огромное пространство. Были обнаружены и тоннели, ведущие наверх. Однако цистерны найти так и не удалось, хотя еще в 1945 году в подземелье спускались исследователи, но их попытки выкачать оттуда воду успехом не увенчались: ее уровень не снизился даже спустя несколько часов работ.
  • К западу от храма находится древний баптистерий, использовавшийся для таинства крещения. В помещении имелась купель, изготовленная из цельного куска мрамора, – она была самой большой в Константинополе. Сейчас купель вынесена за пределы помещения и находится в портале, а сам баптистерий, одно время использовавшийся как хранилище свечного масла, впоследствии переоборудовали в мавзолей. В нем захоронены останки двух турецких султанов, Ибрагима I и Мустафы I.

  • Возле музея можно увидеть помещения шести- и восьмиугольной формы. Они однокамерные и являются гробницами турецких султанов Селима II, Мурада III, Мехмеда III и членов их семей. Доступ в мавзолеи свободный, но перед входом необходимо снять обувь, а женщины должны покрыть волосы косынкой. А вот внутри здания находится гробница Дандоло. Этот полководец возглавлял отряды крестоносцев, когда они штурмовали Константинополь. Правда, его гробница пустая.
  • Одна из ниш Святой Софии, если прислонить ухо, издает шум. Существует поверье, что во время османского штурма в этой нише спрятался священник, а слышимый по сей день шум – это не что иное, как доносящаяся до нас молитва о спасении.
  • В греческих и турецких источниках, в которых описывается взятие Константинополя войсками Османской империи в 1453 году, указывается, что накануне падения столицы Византии собор Святой Софии озарило странное и очень яркое свечение, устремившееся сквозь окна купола прямо в небо. Считается, что таким путем свой пост покинул ангел-хранитель храма.

Посетителям

Музей Айя-София весной, летом и осенью (с 15 апреля до 1 ноября) работает с 9:00 до 19:00, зимой (с 1 ноября до 15 апреля) – с 9:00 до 17:00. Выходной – понедельник и первые дни Рамадана, в праздник Курбан-Байрам – сокращенный день (с 13:00). Билеты можно приобрести в кассах и расположенных слева от входа терминалах до 18:00 и 16:00 соответственно, а также онлайн на официальном сайте музея. Входная плата в 2019 году составляет 60 турецких лир, дети до 8 лет проходят бесплатно.

Туристы, которые желают осмотреть Айя-Софию индивидуально и без экскурсовода, могут воспользоваться услугами аудиогида, работающего на 12 языках, в том числе и на русском. Но перед тем, как получить наушник, придется оставить залог – это может быть паспорт или деньги.

Многие путешественники, учитывая, что Айя-София находится в мусульманской стране и сама являлась мечетью, переживают по поводу дресс-кода. На самом деле никаких особых требований к стилю одежды посетителей не предъявляется.

Как добраться

Добраться до собора Святой Софии можно на метро, на которое можно пересесть сразу по прилете в аэропорт Ататюрка. Найти подземку, следуя указателям, ведущим прямо из здания аэропорта, не составит большого труда. Сев на линию М1, нужно доехать до станции Zeytinburnu. После этого пешим ходом придется преодолеть чуть больше километра, двигаясь к востоку по улице Seyit Nizam. На остановке линии Т1 Kabataş-Bağcılar следует сесть на трамвай и доехать до остановки Sultanahmet. Потом надо будет пройти пешком еще 300 метров, и вы окажетесь прямо у Айя-Софии.

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи - создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь - у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели - храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе . Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое - люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Рецепты печени в молоке: куриной, свиной, говяжьей
Литература средневековья Поэтическое произведение эпохи средневековья
Когда употребляются формы are, being?