Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Внешнеполитические последствия политики реформ в кнр. Дэн сяопин и его экономические реформы

Китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики «большого скачка » и командных методов, проводимых Мао Цзэдуном . Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» - Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму , однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма . В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка - главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика - главный критерий истины. Некоторые авторы также обращали внимание на внутрикитайские источники экономических идей и практик, на которые опирались реформаторы

Этапы реформ

Первый этап социально-экономического обновления страны начался после третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва и охватил 1978-1984 гг. Первая часть китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, которые пришли на смену ра́спущенным «коммунам», «большим» и «малым» бригадам (1984 год). Сама земля вне городов была объявлена собственностью «коллектива сельских жителей». Таким образом, сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.

В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия подстрекались к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментирование с новыми формами владения начались и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская Народная Республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Во внешней политике Была внедрена «политика открытых дверей», согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным, и в 1987 переход был далёк от завершения. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция - высочайший страх китайских потребителей - стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а также западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Её нельзя было охарактеризовать ни как плановую экономику, ни как рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством. Под руководством Дена Сяопина вся страна «ехала верхом на тигре» (двигалась к высокому прогрессу, но без тотального контроля) и поэтому уже невозможно остановить процесс без риска.

Несмотря на взрывной рост в 1980-х, китайская экономика всё ещё разделяла множество основных отличительных черт с экономиками остальных развивающихся стран. Валовой национальный продукт на душу населения в 1986 составлял ¥849 или около $228 (по обменному курсу 1986 года), отражая низкий средний уровень производительности труда. Как и во многих странах, это не могло способствовать началу длительных усилий по индустриализации до середины двадцатого века, основная китайская рабочая сила (более 60 %) всё ещё была занята в сельском хозяйстве, которое давало 30 % стоимости общего объёма продукции. Сельскохозяйственные работы в основном всё ещё велись вручную. Современное оборудование главным образом использовалось в промышленности, но в значительной степени было прообразом старых моделей с низкой продуктивностью.

В других отношениях экономика Китая несколько отличалась от оной большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Господство государства и коллективной собственности, центральное управление фирмами вместо финансовой системы, перераспределение ресурсов между регионами, распределение зерна и субсидированное предоставление жилища отразились в системе распределения доходов, которые были намного ограниченнее, чем почти во всех остальных развивающихся странах. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков - групповых единиц, сменивших коммуны.

В середине 1980-х большинство китайцев по американским меркам оставались в нищете, но несколько важных измерений показали, что качество их жизни было значительно лучше, чем предполагалось исходя из уровня валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Согласно данным Мирового банка в 1984 потребление энергии на человека составляло 485 килограмм в нефтяном эквиваленте - больше, чем в любой другой «малодоходной» стране, и выше среднего для «ниже-среднедоходных» стран. В 1983 дневной рацион на душу населения составлял 2 620 калорий - на 11 % выше основных требований и примерно настолько же выше среднего по странам, относящимся к «вышесредним». Показательно, что начальная смертность в 1985 была 39 человек на 1000 - намного ниже, чем в среднем по «выше-среднедоходным» странам, а продолжительность жизни от рождения была 69 лет - выше, чем среднее по «выше-среднедоходным» странам.

Несмотря на крупные экономические достижения, достигнутые Китаем с 1949 и драматическими открытиями 1980-х, серьёзные дисбалансы и дефицит устояли. Дефициту способствовал государственный беспорядок, который разрушил экономику в период Культурной революции (1966-76), недостаточная гибкость в процессе планирования и серьёзные оплошности в ценовых структурах. Огромный дефицит, не отвечающие требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и других высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валютой для закупок передовых технологий из других стран и неадекватные правовые и административные меры против внутренней и внешней торговли - всё это способствовало затруднению модернизации.

Важным побочным продуктом программы реформ с 1970-х стало громадное увеличение количества доступной информации об экономике. Правительство собирало и публиковало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованная система сбора статистики была разрушена в конце 1950-х, было доступно крайне мало статистической информации в течение 1960-х и начале 1970-х. Это продолжалось до 1979, когда Государственное бюро статистики покончило со статистическим «затемнением», опубликовав официальную экономическую статистику. В последующие годы Государственное бюро статистики публиковало всё больше заметок, включая ежегодные экономические сборники и статистические ежегодники, которые постепенно стали лучше и информативнее. В дополнение, большинство провинциальных областей и городов точно так же как и главные промышленные и экономические районы, специализирующиеся на добыче угля и сельском хозяйстве, начали выпускать свои собственные специализированные статистические ежегодники. В начале 1980-х начали выпускаться многочисленные периодические издания, множество из которых специализировалось на экономических данных и анализе. Хотя китайские статистические понятия и методы во многих отношениях всё ещё отличались от оных в других странах, и соответствия некоторым данным вызывало сомнение даже у китайских экономистов, иностранные аналитики в 1987 всё же имели доступ к богатому и растущему объёму данных, которые способствовали широкому анализу китайской экономики.

Тем не менее, переход на рыночные рельсы в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие.

Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иванов, Игорь Сергеевич
  • Гостиница

Смотреть что такое "Политика реформ и открытости" в других словарях:

    Китайские реформы

    Китайские экономические реформы - Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放; палл.: Гайгэ Кайфан) программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной… … Википедия

    Реформы в Китае - Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放; палл.: Гайгэ Кайфан) программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной… … Википедия

    Дэн Сяопин - 邓小平 Реформатор Китая … Википедия

    Древний Китай

    История КНР - История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

    Экономика Китайской Народной Республики - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Усов, Виктор Николаевич - Виктор Николаевич Усов 2009 год Дата рождения: 5 января … Википедия

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.



Социально-экономическое обновление страны началось в декабре 1978 года. Оставаясь верным идеологии Коммунистической партии, Китай в то же время ослабил роль госсектора в экономике, открыл дверь иностранным инвестициям, вложил огромные средства в развитие современной инфраструктуры. Результатом преобразований, которые продолжаются по сей день, стала полная модернизация и переориентация китайской экономики и заметный рост благосостояния китайского населения.

Как выглядят последствия реформ для Китая в цифрах - НВ рассказывает на примере восьми трендов и графиков, подготовленных порталом Quartz

1. Резкое падение уровня бедности
В 1981 году, вскоре после того, как Дэн Сяопин начал воплощать свои реформаторские замыслы, почти 90% китайцев жили в условиях крайней нищеты (по определению Всемирного банка). К 2013 году этот показатель опустился ниже 2%.
По данным ООН, только за период с 1990 по 2005 года число жителей планеты, страдающих от крайней нищеты, сократилось более чем на миллиард - до 840 млн, причем на Китай пришлось около половины этого сокращения.
Многие исследователи полагают, что таких уникальных результатов Китаю удалось добиться благодаря проведению необходимых реформ в наиболее подходящее для них время - в эпоху глобализации, развития мировой торговли, электроники и высоких технологий.

2. Рост доходов населения
Китайцы не только избавились от нищенского существования, но и могут позволить себе вполне приемлемый уровень жизни - по крайней мере, многие из них. С 1978 по 2017 год ВВП на душу населения в Китае вырос почти в 24 раза.
Первые шаги к росту благосостояния были сделаны еще в 1978 году, когда Дэн Сяопин начал внедрять свою "политику реформ и открытости", сосредоточившись поначалу на прозябающем сельскохозяйственном секторе страны, составлявшем основу китайской экономики. На смену "коммунам" и "бригадам" Мао Цзэдуна пришла система семейных подрядов в сельском хозяйстве. Это привело к существенному росту доходов и сбережений в аграрном секторе, что способствовало дальнейшему финансированию промышленности и урбанизации.


Кроме того, сыграла свою роль открытость Китая иностранным инвестициям на фоне низких зарплат в стране относительно западных экономик. Предприятия и фабрики, открытые западными компаниями, создали миллионы рабочих мест. Этому процессу способствовала также образованность населения - в 1980-м около 80% взрослых мужчин в Китае имели базовое образование. В итоге ВВП на душу населения, составлявший менее $200 в 1980-м году (хуже Бангладеш), вырос до $8 тыс. сегодня.
Привлечению иностранных денег в Китай помогло и стремительное развитие инфраструктуры страны. В 1980-х годах Китай приложил огромные усилия для строительства автомагистралей, плотин, ирригационных проектов. Благодаря программе Продовольствие за труд, обспечившей бесплатное питание работникам, была построена обширная сеть шоссе в сельских районах. В период с 1994 по 2000 год за год строилось около 42 тыс. км сельских автомагистралей в год.

3. Увеличение социального неравенства
Коэффициент Джини в Китае - наиболее широко используемый показатель расслоения общества - вырос с 0,3 в начале 1980-х до почти 0,5 в 2010 (0 означает абсолютное равенство, 1 - абсолютное неравенство).

4. Изменение структуры китайской экономики
В 1980 году сельское хозяйство в составе китайской экономики преобладало над промышленностью (например, строительством и производством), и сферой услуг (к примеру, здравоохранением и образованием). Сегодня на сельское хозяйство приходится менее 10% экономики КНР.
Переориентации экономики КНР во многом способствовала поддержка частного предпринимательства с привлечением иностранного капитала. По инициативе Дэн Сяопина с начала 1980-х руководители предприятий получили гораздо большую автономность по сравнению с дореформенной эпохой.
К 1990-м годам крупномасштабная приватизация заметно увеличила долю частного сектора на рынке. Доля госсектора в промышленном производстве сократилась с 81% в 1980 году до 15% в 2005-м.
Будучи отсталой в плане промышленности страной в 1978-м, Китай на сегодня стал крупнейшим в мире производителем бетона, стали, кораблей и текстиля, а также имеет самый большой в мире автомобильный рынок.

5. Ускорение урбанизации
С уменьшением роли сельского хозяйства началася массовый приток китайцев в города. Доля населения, живущего в сельских районах, едва заметно уменьшилась с 1960 года до конца 1970-х, однако резко сократилась после 1978 года.
Приток прямых иностранных инвестиций создал огромные возможности для трудоустройства в крупных населенных пунктах, которые способствовали росту городского населения.
Процесс урбанизации продолжается и сегодня. По оценкам Министерства жилья, городского и сельского строительства КНР, с 2010 по 2025 год около 300 млн китайцев, проживающих в сельской местности, станут городскими жителями. Быстрые темпы урбанизации, как предполагается, приведут к созданию инвестиционных возможностей объемом более 1 трлн юаней в сфере строительства водоснабжения, переработки отходов, отопления и других коммунальных услуг в городах. КНР также озвучила цель, чтобы к 2025 году объединить в городах около 70% населения Китая - т. е. порядка 900 млн человек.


В 1979 году в Шэньчжэне, промышленном центре близ границы с Гонконгом, проживало менее полумиллиона человек. В 1980 году он стал первой специальной экономической зоной Китая, открыв иностранным инвестициям доступ в город. В настоящее время это один из крупнейших городов мира, где в 2016 году было построено больше небоскребов, чем в США и в Австралии вместе взятых. Город стал символом подъема прибрежных мегаполисов Китая.
Городской и промышленный "пояс" Китая сконцентрирован на юго-восточном побережье страны - от Харбина на северо-востоке, включительно с Пекином и до крупнейшего китайского города - Шанхая - на юге.

6. Разворот экономики на внешние рынки
Успех Шэньчжэня и других китайских промышленных центров стал результатом приверженности Дэн Сяопина идее глобализации. Экспорт увеличился с небольшой доли в экономике Китая в 1970-х годах до более чем одной трети ВВП в середине 2000-х.
С самого начала программы реформ в конце 1970-х годов Китай стремился децентрализовать свою систему внешней торговли, чтобы интегрироваться в международную торговую систему. Уже к 1988 году объем внешней торговли Китая впервые достиг $100 млн, а к 2013-му превысил $4 трлн.
Около 80% экспорта Китая приходится на товары промышленности, большинство из которых - текстиль и электронное оборудование, важную роль играют также сельскохозяйственные продукты и химикаты. Из пяти самых загруженных портов в мире три находятся в Китае.
В ноябре 1991 года Китай присоединился к группе Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которая способствует свободной торговле и сотрудничеству в экономической, торговой, инвестиционной и технологической сферах.

7. Снижение уровня рождаемости
Вдобавок к реформированию экономики под руководством Дэн Сяопина в Китае также была введена политика одного ребенка - с целью снижения рождаемости, поскольку население Китая приблизилось к 1 миллиарду. (В 2015 году КНР смягчила это правило до политики двух детей). Политика одного ребенка, вероятно, обусловила значительное сокращение уровня рождаемости, хотя некоторые исследователи полагают, что он неотвратимо снижался бы в любом случае, поскольку семьи, как правило, реже рожают детей по мере того, как их благосостояние растет.
По данным китайского правительства, из-за политики одного ребенка на семью в стране не родилось примерно 400 млн детей. Для тех, кто хотел завести второго ребенка, были предусмотрены штрафы и другие виды наказания.

В мае 2018 года агентство Bloomberg сообщило, что вскоре Китай планирует снять все ограничения по рождаемости. Таким образом власти Китая хотят снизить темпы старения населения, отмечает издание. Из-за этого процесса многие семьи в Китае можно описать формулой 4:2:1 - четверо бабушек и дедушек, двое работающих родителей и один ребенок, что является чрезмерным бременем для работающих.

8. Рост выбросов CO2
Огромные экологические проблемы Китая на сегодняшний день являются результатом стремительного роста, толчком к которому послужили реформы Дэн Сяопина. Количество выбросов CO2 в пересчете на одного китайца с 1970-х годов увеличилось более чем в семь раз. Для решения этой проблемы современным лидерам КНР придется быть столь же радикально открытыми для перемен, как и Дэн Сяопин, отмечает Quartz.


Ху Цзиньтао: "Необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой"

Тридцать лет прошло с того момента, когда настрадавшийся от бесконечных экспериментов и идеологических компаний Китай встал на путь кардинальных экономических и социальных преобразований, опиравшихся не на амбициозные устремления и утопии, а на прагматичный расчет и реалии рыночных отношений. Этот курс получил название "политика реформ и открытости". Стратегическое решение о начале его проведения было принято на 3-м пленуме ЦК Компартии Китая /КПК/ 11-го созыва, проходившем 18-22 декабря 1978 года.

После образования КНР в 1949 году страна прошла сложный путь. Пришедшие к власти в Поднебесной коммунисты под руководством Мао Цзэдуна провели крупные экономические реформы, заложили основы нового народного хозяйства и создали с помощью СССР целый ряд новых отраслей. Затем Китай пережил множество потрясений, связанных с ложными подходами к построению социалистической модели государства. Среди них было и форсирование темпов роста экономического развития в ходе "большого скачка" /1958-1960 гг./, и "великая пролетарская культурная революция" /1966-1976 гг. /, усугубившая кризис народного хозяйства и на долгое время задержавшая развитие страны. В конце 1970-х годов многие действия руководства того времени были признаны ошибочными и подвергнуты критике, а общая линия развития пересмотрена в пользу начала проведения качественно нового курса экономических преобразований.

Главным инициатором и теоретиком новой генеральной линии развития страны считается Дэн Сяопин, которого называют "архитектором китайских реформ". Этому человеку удалось не только положить начало возрождению Поднебесной, но и на многие годы вперед определить основные принципы стадиального внедрения рыночных элементов в функционирование национальной экономики при сохранении руководящей роли Компартии Китая.

За 30 лет, которые прошли с начала проведения реформ, Китай стал примером того, как продуманная политика руководства может за относительно короткий промежуток времени вывести огромную страну в число наиболее динамично развивающихся государств мира.

Годовщина политики реформ и открытости почти совпала с другим событием – проведением в КНР в августе 2008 года Олимпийских игр, которые стали демонстрацией международного авторитета Китая и его способности устраивать крупные международные мероприятия.

18 декабря в Доме народных собраний в центре Пекина состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию китайских реформ. Участие в нем приняли представители высшего руководства страны, включая председателя КНР Ху Цзиньтао. Его выступление перед собравшимися в зале транслировалась в прямом эфире центрального телевидения и увидеть его смогла многомиллионная зрительская аудитория.

"Политика реформ и открытости является важнейшей особенностью новейшего периода истории. Ее цель – развитие производственных сил, осуществление модернизации страны, а также улучшение жизни народа", – сказал председатель КНР. Он подчеркнул, что "за последние 30 лет политика реформ и открытости была движущей силой развития", а также обозначила "переломный момент в новейшей истории страны". "Благодаря решениям, принятым 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва, был осуществлен великий перелом, имеющий далеко идущее значение в истории партии после образования Нового Китая, и открыт новый исторический период реформ и открытости страны. 3-й пленум был проведен в важный исторический момент, когда перед партией и государством встал вопрос о выборе пути дальнейшего развития. Под руководством Дэн Сяопина и при поддержке других революционеров старшего поколения на нем началось всестороннее исправление "лево"-уклонистских ошибок, совершенных в период "культурной революции" и до ее начала", – отметил глава государства. По его словам, на пленуме было принято стратегическое решение о переносе центра тяжести работы партии и государства на экономическое строительство, проведение политики реформ и открытости.

"Самая яркая особенность нового периода -- реформы и открытость. Их цели заключаются в раскрепощении и развитии производительных сил, осуществлении модернизации страны, обеспечении зажиточного уровня жизни населения и возрождении великой китайской нации. Проведение политики реформ и открытости также имеет целью самосовершенствование и развитие социалистического строя, придание социализму новых жизненных сил, построение и развитие социализма с китайской спецификой".

"Реформы и открытость отвечают чаяниям партии и народа, соответствуют течению эпохи, направления и путь реформ и открытости вполне оправданы, успехи и заслуги в их проведении не подлежат отрицанию, застой и движение вспять являются тупиком", – сказал он.

"Резюмируя исторический опыт, приобретенный КПК за 30 лет проведения политики реформ и открытости, его можно кратко определить как соединение основополагающих положений марксизма с конкретными реалиями Китая, выбор собственного пути развития и построение социализма с китайской спецификой. Этот опыт является бесценным сокровищем, которое все члены партии должны ценить и сознательно применять", – сказал он.

В выступлении на торжественном собрании, посвященном 30-летию китайских реформ Ху Цзиньтао подчеркнул, что "достигнутые в сегодняшнем Китае блестящие успехи в борьбе с нищетой, ускорении процесса модернизации, укреплении и развитии социализма свидетельствуют о силе и значении марксистской теории, а также победе диалектического и исторического материализма". По словам председателя КНР, "только социализм может спасти Китай, только реформы и открытость могут развивать Китай".

"В новой международной и внутренней обстановке необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой, открытый за период после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва", – сказал Ху Цзиньтао. Говоря о внешнеполитических проблемах, Ху Цзиньтао подчеркнул, что КНР активно развивает международные обмены и сотрудничество, внося важный вклад в мировое экономическое развитие.

Глава государства отметил, что благодаря экономическим реформам ВВП Китая вырос с 364,5 млрд юаней /53,6 млрд долл. / в 1978 году до 24,9 трлн юаней /3,67 трлн долл./ в 2007 году. При этом удалось решить проблему обеспечения страны продовольствием. За тот же период, подчеркнул Ху Цзиньтао, общий объем внешнего товарооборота КНР увеличился с 20,6 млрд долл. до 2,1 трлн долл.

Коснулся Ху Цзиньтао в своей речи и линии, которую Китаю следует проводить в условиях углубляющегося мирового финансового кризиса. По его словам, КНР необходимо продолжать курс на проведение политики реформ и открытости, обеспечить стабильность развития национальной экономики.

Сухие выкладки из выступления председателя КНР справедливости ради следует подкрепить конкретными цифрами, отражающими успехи страны, проделавшей большой и сложный путь кардинальных преобразований. С начала проведения реформ средние ежегодные темпы экономического роста составляли порядка 9,8 проц., доля экономики Китая в мировом объеме выросла с 1,8 проц. в 1978 году до 6 проц. в 2007 году. При этом экспорт достиг 1 трлн 218 млрд долл., а положительное торговое сальдо – более 260 млрд долларов. Китай занимает первое место в мире по объему валютных запасов – 1 трлн 332 млрд долл. / в 2007 году/. В настоящее время Китай является одним из самых динамично развивающихся и наиболее привлекательных инвестиционных рынков мира. Этому способствует дешевая рабочая сила /в стране проживает 25 проц. мировой рабочей силы/ и развитая производственная база. Прямые инвестиции в 2007 году составили 74,7 млрд долларов.

Китайское общество в условиях глобального экономического кризиса

2008 год останется в истории КНР как очень противоречивый. В первую очередь, он, наверное, запомнится большинству китайцев как год проведения Пекинской олимпиады, которая стала для народа символом крупномасштабной модернизации страны, свидетельством ее небывало быстрого экономического развития. Олимпийским духом на протяжении ряда последних лет было пронизано, как кажется, любое крупное китайское начинание, а успехи спортсменов из КНР, подаривших стране заветное командное первое место, станут на многие годы примером для подражания грядущих поколений.

С другой стороны, уходящий год ознаменовался для китайцев чредой небывалых потрясений. Настоящим шоком для них стали прокатившиеся в марте масштабные беспорядки в Тибете и жесткое давление под этим предлогом на Пекин со стороны западных стран, начавших активно спекулировать на теме бойкота Игр. Природные катаклизмы обрушивались на КНР в 2008 году один за другим, а пиковой нагрузкой стало разрушительное землетрясения в провинции Сычуань, унесшее почти 80 тыс. жизней и поставившее регион на грань экономической катастрофы.

Олимпиада в августе заставила на время забыть о предшествующих трагических событиях. Но сейчас, по прошествии нескольких месяцев, олимпийская эйфория понемногу идет на убыль, а накопившиеся в КНР социально- экономические проблемы требуют решения. В Китае с его 1,3 млрд населения, огромным имущественным расслоением, диспропорцией в развитии сельских и городских районов, приморскими и внутренними провинциями, возникающими вследствие стремительного роста масштабными социальными и экономическими "перекосами", общественные противоречия всегда были очень остры. Но в период, когда темпы роста ВВП измерялись двузначными числами, правительству удавалось достаточно эффективно их решать. Сейчас весь мир вступил в период замедления экономического роста и рецессии. Этих проблем, очевидно, не удастся избежать и КНР. Согласно прогнозу Всемирного банка в 2009 году китайская экономика вырастет не более, чем на 7,5 проц., что значительно ниже достижений последнего десятилетия -- 10-11 процентов. Уже сейчас из южного и восточного Китая поступают сведения о десятках тысяч разорившихся экспортных предприятий, по которым мировой финансовый кризис ударил в первую очередь. Сокращение спроса в развитых странах начинает оказывать серьезное негативное влияние на китайских экспортеров, за счет дешевых товаров которых этот спрос в последние годы и удовлетворялся.

Мировой кризис бьет, в основном, по наиболее уязвимым средним и малым предприятиям, на каждом из которых работает от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Но именно они обеспечивают занятостью огромное количество трудоспособного населения Китая. В предыдущие годы до 70 проц. новых рабочих мест в КНР ежегодно создавалось именно в этом секторе. Поэтому сейчас экономические неурядицы создают угрозу серьезного роста безработицы и, как следствие, социальной напряженности.

Так, 25 ноября в городе Дунгуань провинции Гуандун сотни рабочих фабрики по производству игрушек, где начались массовые сокращения, устроили беспорядки в знак протеста против недостаточной компенсаций при увольнениях. Компания обещала предоставить каждому уволенному компенсацию в размере одного месячного жалования, что в среднем составит менее 1 тыс. юаней /143 долл./. Такая ситуация не устроила людей, многие из которых проработали на фабрике по 10 лет. К месту, где собрались протестующие, быстро было направлено около тысячи полицейских, которые попытались разогнать толпу. Недовольство собравшихся этой акцией вылилось в беспорядки и столкновения с полицией. Разъяренная толпа перевернула несколько патрульных машин, разбила по меньшей мере четыре полицейских мотоцикла, были выбиты стекла в офисном здании компании.

Массовые волнения прокатились в ноябре в различных регионах КНР среди таксистов, недовольных своим финансовым положением. Начавшиеся 3 ноября в юго-западном городе Чунцине мирные выступления водителей такси, протестовавших против недостаточного снабжения их топливом, высоких штрафов со стороны таксомоторных парков и конкуренции со стороны водителей, занимающихся частным извозом без лицензии, внезапно переросли в беспорядки и сопровождались насилием. Было разбито более сотни автомобилей, в том числе, несколько полицейских машин. Бастующий таксисты блокировали центр гигантского мегаполиса, останавливали проезжающие автомобили и высаживали из них шоферов и пассажиров. Полиция была вынуждена прибегнуть к жестким мерам, арестовав наиболее активных участников выступлений. По сообщениям центральной и местной прессы, в урегулировании инцидента принял личное участие секретарь чунцинского парткома, член Политбюро ЦК КПК Бо Силай, встретившийся с представителями бастующих, что в целом нетипично для китайской политической реальности. В итоге власти пообещали пойти навстречу некоторым требованиям таксистов.

С перерывом буквально в несколько дней аналогичные выступления водителей такси прошли в городе Санья провинции Хайнань, городах Гуанчжоу и Шаньтоу провинции Гуандун.

Об ухудшении ситуации в сфере занятости заявил министр труда и социального обеспечения КНР Инь Вэйминь. Он констатировал, что начиная с октября в стране наблюдается рост числа безработных. За последние 10 месяцев оно увеличилось на 10,2 млн. человек, то есть на 4 проц. К концу 2008 года, по его словам, этот показатель, который не учитывает безработицу среди рабочих мигрантов, по самым приблизительным подсчетам, составит порядка 4,5 процентов. Как заявил министр, хотя ситуация в текущем году пока в целом стабильна, в 2009 году возможны новые трудности. По предварительным прогнозам, в 2009 году искать пути выхода на рынок труда начнут порядка 24 млн человек, включая выпускников высших учебных заведений, что практически вдвое превышает возможности городов в плане трудоустройства квалифицированной рабочей силы. Правительственные агентства по трудоустройству, обещает Инь Вэйминь, попытаются найти для них места в частном секторе, либо будут предлагать, в частности, выпускникам вузов, работу в малоразвитых отдаленных районах страны.

Отдельным источником беспокойства для правительства становится армия рабочих мигрантов -- людей, имеющих сельскую прописку, которых привлекают на сезонные работы, в основном в строительство в крупных городах и экономически развитых провинциях. Последние статистические данные говорят о том, что число таких людей в КНР достигает 200 млн, что сравнимо с населением крупной страны. Продолжающаяся уже несколько месяцев в Китае стагнация на рынке недвижимости значительно замедлила темпы строительства и оставила многих строителей без возможности заработка. Только в одной провинции Цзянси из 6,8 млн. рабочих мигрантов 300 тыс. приняли решение в середине ноября вернуться в родные края. Однако в деревнях, где они живут, работы нет, а земельные участки, которые большинство из этих людей обрабатывали до того, как стать наемными рабочими, зачастую уже отданы в пользование другим фермерам или выделены под строительство. Такая ситуация опасна возникновением большого количества серьезных социальных противоречий, так как споры за землю в последнее время стали источником наиболее острых общественных конфликтов.

Так, в середине ноября в северо-западной провинции Ганьсу возникли массовые выступления, потребовавшие от властей применения решительных мер. Беспорядки произошли в городе Луннань, где группа жителей протестовала против сноса их домов и отторжения земельных участков под строительство транспортной магистрали. Как сообщало агентство Синьхуа, к демонстрантам присоединились другие жители, после чего около тысячи участников манифестации стали громить автомобили на улицах и попытались взять штурмом здание городской администрации. Когда к месту инцидента была вызвана полиция, начались столкновения с сотрудниками правоохранительных органов. В создавшейся обстановке полиция была вынуждена применить силу для разгона зачинщиков беспорядков. В результате столкновений пострадали десятки человек, среди которых – манифестанты, чиновники из мэрии и полицейские.

Особую озабоченность по поводу перспективы роста социальной напряженности высказал недавно член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан, занимающий пост секретаря политико-юридической группы ЦК и курирующий работу всех китайских органов безопасности. "В условиях ухудшающейся экономической ситуации местные власти должны активно работать над преодолением последствий финансового и экономического кризиса и принимать все меры для достижения экономического прогресса, улучшения жизни людей и поддержания социальной стабильности", – заявил он со страниц центральной печати.

Ряд экспертов также отмечают возможность обострения в Китае межэтнических противоречий на фоне общего роста социальной напряженности. Именно с этим западные и гонконгские наблюдатели связывают изменения в организационной структуре частей вооруженной народной полиции /ВНП/ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе /СУАР/, где весьма активно действуют исламистские террористические группировки. Как сообщило агентство Синьхуа, должность командующего войсками вооруженной народной полиции в СУАР теперь приравнена к командующему армией, что, по мнению экспертов, свидетельствует о наращивании частей ВНП в Синьцзяне.

Иван Каргапольцев, Артем Чуркин корреспонденты ИТАР-ТАСС в Пекине

С 1978 года в Китае началось проведение политики реформ и открытости, это одно из самых важных, величественных и приковывающих внимание событий с 70-х годов 20-го века. 30 лет проведения политики реформ и открытости в современной истории Китая стали годами, когда общественные производительные силы стремительно развивались, совокупная мощь страны небывало нарастала, народ получил огромные реальные выгоды, международное положение Китая явно повысилось, что позволило Китаю осуществить переход от плановой экономики к социалистической рыночной экономике, переход от крупной сельскохозяйственной страны к промышленной державе. Реформа и открытость Китая проводится под руководством теоретической системы социализма с китайской спецификой и имеется яркие особенности.

Во-первых, в характере реформ соблюдается самосовершенствование и развитие социалистической системы.

Реформа и открытости проводится в соответствии с основными реалиями страны, характеризующимися тем, что Китай находится и будет долговременно находиться на начальной стадии социализма. Это имеет два значения: во-первых, Китай уже создал социалистическую систему, мы должны твердо придерживаться этой системы и социалистического пути; во-вторых, Китай все еще находится на начальной стадии социализма, социалистическая система далека от совершенства, очень незрелая, укрепление и развитие социалистического строя потребуют прилежной и упорной борьбы нескольких поколений, десяти с лишним или даже нескольких десятков поколений людей.

Во-вторых, в направлении реформ придерживаться ориентирования на рынок.

В 1984 году на 3-м пленуме ЦК КПК 12-го созыва было выдвинуто, что социалистическая экономика -- это "плановая товарная экономика", что стало основным определением характера социалистической экономики. В 1987 году 13-й съезд КПК разработал новый механизм функционирования экономики -- "государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия". В 1992 году 14-й съезд КПК четко определил цель реформы: создать систему социалистической рыночной экономики.

В-третьих, по модели целей реформы выбрано создание социалистической рыночной экономики.

Социалистическая рыночная экономика зиждется на основной экономической системе, при которой общественная собственность играет доминирующую роль и совместно развивается экономика, базирующаяся на нескольких формах собственности, эта система, обладающая основными характеристиками рыночной экономики, и твердо придерживающаяся социалистического направления, представляет собой органическое слияние социализма и рыночной экономики.
В-четвертых, по методам реформы придерживаться принципа от легкого к сложному, постепенно углублять, последовательно продвигать.

В-пятых, в общем плане реформы придерживаться единого и всестороннего планирования, налаживать ряд важных отношений.

Как следует наладить отношения между реформой села и городских реформ. Наладить отношения регулирования интересов и инновацией механизма, институциональной инновацией. Наладить отношения между реформой предприятий общественной собственности и развитием необщественного сектора экономики. Наладить отношения между внутренними реформами и внешней открытостью. Наладить отношения между реформой, развитием и стабильностью.

В-шестых, в движущей силе реформы полагаться на руководство партии и правительства, уважать дух народной инициативы, в полной мере развертывать роль теоретических кругов.

В-седьмых, в оценке мер, способов и результатов реформы твердо придерживаться критерий "трех благоприятствования" (благоприятствование развитию производительных сил социалистического общества, благоприятствование росту совокупной мощи социалистического государства и благоприятствование повышению жизненного уровня народа).

С помощью критерий "трех благоприятствования" оценивать меры, способы и результаты реформ -- это является важным опытом для преодоления препятствий одно за другим, для достижения победы за победой в реформах и открытости, а также является конкретным использованием принципа "практика является единственным критерием для проверки истины" .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если орг
Птичка стучится в окно Что значит птичка стучится в окно
Новое в версии Развитие сценариев обеспечения материалами давальческой схемы производства