Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как боевые искусства влияют на психику. Список использованной литературы

Результаты научного исследования, в котором приняли участие свыше 2,2 тысяч испытуемых из 10 стран мира, показали, что занятия тайцзицюань и другими видами китайских боевых искусств снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний, нормализуют давление крови и даже способствуют очистке сосудов от холестерина и прочих вредных жировых отложений. С ними также связывают снижение депрессии и общее улучшение качества жизни у пациентов отделения кардиологии.

По данным, опубликованным в журнале Американской ассоциации кардиологов, китайские упражнения не оказывают ярко выраженного влияния на здоровье сердечной мышцы, частоту ее сокращений и насыщение ее клеток кислородом. Однако физические и психологические преимущества занятий боевыми видами искусства должны определяться на основе научных исследований. На данный момент полученных данных недостаточно для объективной оценки.

Особенности боевых искусств

Занятия боевыми искусствами пользуются большой популярностью среди жителей различных стран. В большинстве случаев эти виды спорта выбирают не как средство самозащиты, а именно для укрепления физического и эмоционального здоровья. Но следует иметь ввиду, что первоначальной целью улучшение физического здоровья не являлось. Кроме того, эти занятия выбирали для себя люди с отличными физическими данными и незаурядными возможностями организма, поскольку начинающим приходится сталкиваться с множеством трудностей на пути освоения техники.

Многие стили и школы не располагают специальными тренировочными упражнениями, которые позволяют улучшить физическую форму. Часто изучаемая техника боя несет потенциальную опасность для самого бойца, поскольку определенные части тела испытывают сильную нагрузку. В некоторых боевых искусствах есть приемы, из-за которых могут пострадать внутренние органы, поэтому для их выполнения носят специальную защитную одежду.

Если ваша основная цель – укрепление здоровья, следует внимательно подходить к выбору школы. Специалисты рекомендуют специфические стили, содержащие приемы для улучшения техники дыхания и координации движений.

Какие стили и техники подходят лучше всего

Лучшими практиками являются некоторые стили ушу и тайцзицюань . Для выполнения их упражнений требуются концентрация и ловкость. Большая часть движений выполняются плавно, относительно медленно, большое внимание уделяется технике дыхания.

Люди, у которых имеются заболевания костей, мышц, органов дыхания, сердца и крови делают выбор в пользу тайцзицюань . Движения, используемые в этой технике, оказывают благоприятный эффект на деятельность вегетативной и центральной НС, позволяют избавиться от мигреней и справиться с бессонницей. Занятия этим боевым искусством подходят даже пожилым людям не зависимо от возраста.

Еще одна техника, известная под названием айкидо , ценится за отсутствие резких движений и ударов. Но начинающим следует быть готовым к кувыркам и падениям, без которых невозможно изучение остальных приемов.

Также существуют различные японские школы, учащие управляться с оружием. От бойцов требуются высокая концентрация внимания, координация и ловкость. Все эти показатели развиваются во время тренировок и благотворно влияют на многие органы и системы.

Знаменитые мастера XIX века Сун Шичжун и Го Юньшэнь исходным пунктом Синъицюань называли Саньтиши (положение столба в синъицюань)

Значение практики столба для боевых искусств

Сунь Баоинь в книге «Синъицюань» написал:

«Прежде чем научиться бить, сперва тренируй столб. Тысяча способов происходит из саньтиши.»

Сунь Лутан рассказывал о своем ученике Ци Гунбо:

«Ци Гунбо три года практиковал саньтиши, поэтому его внутренняя сила сконцентрировалась, форма и мысль соеденились в одно. Если тронешь его, тут же усилия всего тела скоординируются, и он мгновенно производит сильный «взрыв» силы; руки его взлетают как стрелы – будто тигр бросается на ягненка и тот в страхе бежит…»

По словам Сунь Цзяньюнь, дочери Сунь Лутана,

«Ци Гунбо не практиковал ничего, кроме саньтиши в течении 3 лет. Ежедневно он приходил на тренировку и становился в эту позиции, без просьб научить его чему-нибудь еще. В конце концов, он стал лучшим учеником отца в синъицюань.»

такое внимание практике столба уделяют не только в синъицюань. В тайцзицюань практика столба относится к вспомогательной наработке. Прорабатывают «стояние столбом» и стояние в основных 8 методах (Пэн, Люй, Цзи, Ань, Цай, Ле, Чжоу, Као). Об этом подробно написал мастер Ван Пэйшен в книге «Тайцзицюань дэ цзянь шэньхэ цзи цзи цзо юн».

Ван Сянчжай – основатель стиля дачэнцюань — называл практику столба «главной практикой».

«В багуачжан «стояние столбом» не относится к числу важнейших тренировочных методов, а используется как вспомогательная практика при тренировке вращения ладоней в хождении по кругу до достижения «построения каркаса». По этой причине ей уделяют мало времени, однако ее нельзя упускать из виду»
писал Ша Гочжэн.

Однако в Багуачжан используется и другая практика столба – «движущийся столб» (подвижный низ, фиксированный верх), который является основной практикой.

Столб практикуется во всех боевых искусствах Китая, в одних используется как вспомогательная практика, в других — является главной. Применяется для взращивания энергии и закаливания духа, для вырабатывания внутренней силы, необходимой в кулачном искусстве.

Три составляющих «столба»

I.Регулирование тела

Регулирование тела – это принятие правильного положения во время практики столба, что является обязательным условием для свободной циркуляции энергии и крови по всей системе меридианов. При принятии неправильного положения

«Если энергия не движется, то мысль не концентрируется, что приводит к беспорядочному рассеиванию энергии».

Одним из главных требований в «регулировании тела» — является понятие сун (расслабление). Сун означает расслабление тела, выраженное в естественном расслаблении мышц, сухожилий, соединительных тканей, суставов и всех внутренних органов, приведение их в состояние не напряжения. Когда это достигнуто, занимающийся будет ощущать комфортность в данном положении, которую необходимо сохранять до конца практики «столба». Если цзинь зарождается в стопах, управляется поясницей и выражается в кистях; то напряжение, напротив, зарождается в кистях и распространяется по всему телу. Поэтому важное значение во время практики столба, и не только столба, но и боевых искусств вообще – придается положению кисти. А положение ладони относительно тела, влияет на распределение энергии внутри его. Это можно видеть на примере саньтиши — фото 1, 2, на которых изображен Сунь Лутан. Комментарии дает его дочь Сунь Цзяньюнь:

«Позиция Саньтиши, что упомянута в книге моего отца (Синъицюань сюэ), была изменена отцом, когда ему было уже 60 лет. В книжном варианте пальцы руки, расположенной спереди, направлены прямо наружу (см. Фото 1). Когда ему было за 60 лет, он изменил положение впереди расположенной руки (изменилось вообще положение кистей — прим. Б.В.): пальцы направлены вверх и запястье стало согнуто. В это время его книга уже была издана, и я предполагаю, что он сфотографировался в новом положении для того, чтобы я обучала людей последнему положению. Он говорил: «Я был не прав, демонстрируя первое положение». Он почувствовал, что если кисть прямая и пальцы направлены наружу, энергия выходит из кисти наружу. Это будет хорошо для боя, но плохо для взращивания энергии. Если взращивается энергия, она должна сохраняться в теле. Когда кисть поднята вверх, энергия остается в ней и возвращается в тело».

А. Классификация столбов в боевых искусствах
(на примере стилей Внутренней семьи боевых искусств)

Мастер Кан Гэу в книге «Чжунго ушу шиюн цюаньшу» приводит классификацию «столбов»:

  • а) «Стоящий столб» (чжаньчжуан) – тренирует цельность формы и собирает энергию. «Стоящий столб» используется во всех боевых искусствах, он в свою очередь подразделяется на:
    • а) Столб с «одиночной тяжестью» — когда большая часть веса распределена на одной из ног.
    • б) Столб с «двойной тяжестью» — вес равномерно распределен между ногами.

    Мастер Сун Шичжун описывает это таким образом:

«В искусстве синъицюань выделяют искусство дао и воинское искусство. Саньтиши разделяют на стойки с одиночной и двойной тяжестью. Тренируясь в воинском искусстве, применяют позу с двойной тяжестью, когда центр тяжести располагается между ног. Всё тело обладает силой, чистое и мутное неразделимы, сяньтянь и хоутянь неразличимы. Используют волю хоутянь чтобы вести ци дыхания и накапливать в даньтянь, укрепить подобно железному камню. Всё тело стоит погруженно вниз, как гора Тайшань, не боятся пинка ногой и удара рукой.Упражняясь в искусстве дао, в саньтиши применяют позицию с одиночным весом. Впереди — полное, сзади — пустое, центр тяжести на задней ноге, передняя нога может быть пустой или полной. В центре [сердце] не применяется сила. Прежде нужно опустошить сердце, мышление соединяется с даньтянь. «.

  • б) «Движущийся столб» (синчжуан) – направляет энергию к ногам, делая так, что перемещения становятся легкими и ноги опускаются быстро. Фиксированный верх и подвижный низ – практикуются в багуачжан и синъицюань. В багуачжан он является основной практикой и называется «Внутренняя работа» (нэйгун).
  • в) «Бьющий столб» (цзачжуан) – собирает цзинь и наполняет стопы, тренирует мощь выброса цзинь; посылает упорядоченную в «стоящем столбе» цзинь наружу. Бьющий столб практикуется только в синъицюань.

Эти техники акцентируют внимание на управлении энергией посредством мысли, перемещении тела посредством энергии и выбросе силы посредством тела. Мысль, энергия, цзинь и форма (син) – если собираются, то собираются все в одно; если происходит выброс одного, выбрасываются все.

Б. Три степени сложности выполнения «столба»

По степени сложности «столб» можно разделить на три вида: в высокой, средней и низкой стойке.

Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий. В этой стойке легче всего войти в состояние между бодрствованием и сном, в котором осуществляется «Внутренняя практика».

В средней стойке колени сгибаются под углом около 130 градусов, что обычно используется после получения определенных результатов в высокой стойке.

Низкая стойка требует сгибать колени под углом 90 градусов. Это положение используется только, когда достигнут результат при работе в первых двух. Низкая стойка может служить тестом для определения глубины «Внутренней практики». По продолжительности нахождения в ней можно определить, на каком этапе находится практикующий. Когда практикующий будет на этапе «преобразования духа (шэнь) в пустоту (сюй), время нахождения в этой стойке «исчезает», и человек может находиться в низком положении столько, сколько пожелает. Одной силой мышц этого не выполнить.

В. Положение тела практикующего относительно сторон света

Человек находится под постоянным воздействием магнитного поля земли, поэтому очень важно сориентировать тело относительно сторон света.

Наиболее благоприятным направлением тела, если нет проблем со здоровьем, является положение «лицом на юг, спиной на север». Если в организме имеются отклонения, то направление может измениться. Положение тела, сориентированного в направлении «север – юг», совпадает с направлением силовых линий Земли. В результате усиливается магнетизм биологического поля человека, что положительно влияет на работу всего организма и результаты занятий.

Г. Выбор времени для занятий

Время для практики «столба» выбирается в зависимости от поставленной задачи:
23 –01 часов — время циркуляции энергии по меридиану желчного пузыря, период укрепления Изначальной ян
05 – 07 часов — время циркуляции энергии по меридиану толстого кишечника, период укрепления Истинной ян.
11 – 13 часов — время циркуляции энергии по меридиану сердца, период укрепления Изначальной инь
17 – 19 часов — время циркуляции энергии по меридиану почек, период укрепления Истинной инь.

Это время выбирается в том случае если вы будете практиковать «столб» отдельно от остальных занятий. Если вы включите его в свой тренировочный процесс, то лучше всего его практиковать после разминки и растяжки, перед выполнением основной части.

II.Регулирование дыхания

Регулирование дыхания – означает его упорядочение с помощью сознания. Отрегулированное дыхание возбуждает Истинную энергию человека, гармонизирует циркуляцию энергии и крови, массирует внутренние органы, способствует расслаблению тела, слиянию мысли и энергии, погружению мозга в состояние покоя. Все это делает «Регулирование дыхания» – важной составной частью «внутренней практики». В практике «столба» используется – естественное и обратное дыхание. Естественное дыхание – это обычное диафрагмальное дыхание, при котором одновременно с вдохом живот плавно раздувается, выпячивается, а с выдохом — постепенно поджимается.

Обратное дыхание – одновременно с вдохом живот плавно поджимается внутрь, а с выдохом постепенно выпячивается.

До этапа «преобразования семени (цзин) в энергию», рекомендуется использовать естественное дыхание, а после этого этапа можно практиковать на выбор. Дыхание должно быть ровным, медленным, глубоким и, прежде всего, естественным и незаметным. Диафрагмальное дыхание способствует собиранию энергии в Даньтянь. «Регулирование дыхания» должно происходить естественным образом, искусственное форсирование только отдалит цель.

III.Регулирование сознания

Под регулированием сознания понимается его тренировка. Во время практики необходимо успокоиться, полностью сосредоточившись на упражнении, устранить посторонние мысли, погрузившись в состояние высокой степени покоя «пустоты», расслабления, радости и комфорта. К регулированию сознания относится «концентрация мысли», что означает определенную степень сосредоточенности на точках собственного тела и перемещения мысли по меридианам. А если вспомнить, что мысль ведет энергию, то фактически «регулирование сознания» означает регулирование энергии или Взращивание (культивирование) энергии.

Этапы практики «столба»

По мнению даосов практику «столба» можно разделить на пять этапов:

1.Преобразование зародыша (гу) в семя (цзин)

Это построение основы или «закладка фундамента Даньтянь», на которой начинает появляться ощущение энергии и возрастает семя.

Ма Чуаньсюй так говорил об этом:

«Становится важной мысль. Мысль ведет энергию, а энергия ведет силу. Нужно развить энергию Даньтянь, чтобы использовать это – и только тогда это можно назвать «внутренней практикой»».

2.Преобразование семени (цзин) в энергию или циркуляция энергии по Малому Небесному кругу

Когда завершено преобразование семени в энергию, энергия может свободно циркулировать по меридианам Жэнь-Ду (переднесрединный и заднесрединный меридианы).

Вот как мастер Ван Пэйшэн в книге «Шиюн и гун» описывает Малый Небесный круг:

«Вдох – подвести Ци из Даньтянь к т. Хуйинь в промежности и далее через «заставы» Вэйлюй (копчик), Цзяцзи (между лопаток), Юйчжэнь (на затылке) к т. Байхуй (на темени).
Выдох – опустить Ци от т. Байхуй по переднесрединному меридиану и возвратить в нижний Даньтянь.»

Вот мнение мастера Ма Чуаньсюя:

«Малый Небесный круг открывается естественно, а не намеренно, когда ваша внутренняя практика достигает этого уровня».

3.Преобразование энергии (ци) в дух (шэнь) — или циркуляция энергии по Большому Небесному кругу

«Когда завершено преобразование энергии в дух, энергия может свободно циркулировать по всем меридианам тела. Где бы вы ни сконцентрировали внимание, ощущение энергии появится в этом месте и вы будете ощущать живость и ясность».
(Ван Пэйшэн)

Обычно практику Большого Небесного круга описывают как «соединение пяти центров». «Пять центров» – это точки Лаогун в центрах ладоней, точки Юнцюань в центрах стоп и точка Байхуй на макушке. Тренировка проходит в следующей последовательности

  • Охрана мыслью Даньтянь
  • Следование мысли к т. Юнцюань
  • Следование мысли к т. Лаогун
  • Следование мысли к т. Байхуй
  • Впадение 5 центров в Даньтянь

«Необходимо открыть Большой Небесный круг, чтобы энергия могла достичь рук. Это требует времени, вначале необходимо использовать мысль, чтобы направлять энергию в руки».
(Ма Чуаньсюй)

4.Преобразование духа (шэнь) в пустоту (сюй)

Достижение Пустоты является целью Внутренней практики большинства высокоразвитых типов цигун, таким образом все школы цигун стремятся к достижению Пустоты.

«Пустота (Ничто) — это такое состояние, в котором появляется способность двигать энергию без сознательного усилия. Энергия будет вести себя подобно ртути: как только ударите рукой, энергия немедленно вытечет из Даньтянь, пройдет сквозь руку и достигнет запястья. Рука будет чувствоваться противником как очень тяжелая».
(Ма Чуаньсюй)

Вот так описывает мастер Ван Пэйшэн «Практику преобразования духа в Пустоту»:

«Позвольте Ци циркулировать по большому небесному кругу, войдите в состояние в котором достигается ощущение Ци во всем теле.
Не думайте ни о чем, даже о входе в «Ничто». Помните пословицу: «Все желания ложны, истина лишь в отсутствии желаний».

А вот описание ощущений в состоянии «Ничто»:

«Во время входа в состояние Пустоту, перед глазами обычно появляется белый свет и цветное пятно размером с пуговицу. Белый свет и цветное пятно исчезнут после входа в состояние Ничто. Тела как бы исчезает.»

5.Превращение пустоты (сюй) в Дао

Описание этого этапа в источниках нет, можно только догадываться, что он из себя представляет. Вот как писал об этом этапе Чэнь Гу’ань:

«Что касается конкретного воплощения, то в виду того, что я не имею перед собой примера, моя кисть и тушь не могут придать форму содержанию».

Заключение

Данная статья писалась с целью показать практическую пользу для люде увлеченных боевыми искусствами. Чтобы иметь возможность оценить свои занятия и качество преподавания «горе-учителей», которые обучают «столбу» как попало, а то и вовсе опускают обучение этому важному элементу в практике боевых искусств.

Многие люди смотрят на боевые искусства только с точки зрения результативности боя. Это действительно их основная функция. Мы должны знать, куда бить, как бить и с какой силой, чтобы обезвредить врага. Боевые искусства должны защитить нас в опасных ситуациях. Однако некоторые их виды могут служить не только делу воина. Есть ряд дисциплин, которые являются отличным способом прийти в форму, улучшить сердечный ритм, сжечь калории и закалить свое тело. Именно c таких позиций мы и решили составить список.

1. Тхэквондо

Это широко известное корейское боевое искусство, которое фокусируется на ударах ногами. Большая часть тренировок в Тхэквондо - это тренировки на укрепление ног. Это значит, что ты будешь бегать, приседать, прыгать, чтобы повысить свою скорость, ловкость и контроль над движениями. Хорошей новостью для тебя является то, что все эти виды упражнений идеально подходят для сжигания калорий, жира и наращивания большой мышечной массы в области нижних конечностей. Это, в свою очередь, поможет улучшить метаболизм, который будет помогать сжигать жир даже тогда, когда ты не тренируешься. Таким образом, если ты вдруг надумал избавиться от лишнего веса к весне, то этот вид спорта будет тем, что тебе нужно. К тому же он прекрасно подходит для самообороны - противника легко держать на расстоянии, а удары ногами (при правильной технике) гораздо болезненнее, чем удары руками.

2. Капоэйра

Капоэйра - это симбиоз танца с национальным боевым искусством, которое пришло к нам из Бразилии. Танцевальные элементы были необходимы, ведь капоэйра зарождалась в очень угнетающей и бедной среде населения, которой запрещали практиковать самооборону. Сейчас сложно сказать, что такое капоэйра на самом деле, и сможет ли она помочь в условиях реальной опасности, но мы считаем, что это не мешает её практиковать.

В капоэйре важны баланс и гибкость, а также сосредоточение на ногах. Очень часто поклонниками этого боевого искусства становятся гимнасты - когда начнешь тренироваться, то сразу поймешь, почему так происходит. В общей тренировке есть элементы йоги и гимнастики. Силовых упражнений в этой дисциплине практически нет, поэтому если хочешь сосредоточить свое внимание на верхней части тела, то капоэйра не для тебя. Если же хочешь поддерживать свой организм в тонусе, особо не напрягаясь, то попробуй заняться - хуже не будет.

3. Джиу-джитсу

Уникальный боевой стиль, который использует в своем арсенале «систему рычагов» и маневренность, чтобы получить преимущество в противостоянии. Цель бойца в джиу-джитсу заключается в том, чтобы использовать вес собственного тела и вес тела противника, чтобы защитить себя. Это очень контактный вид боевого искусства, который идеально подходит для парней небольшого роста.

Основная часть тренировок в джиу-джитсу сосредоточена на укреплении мышц и улучшении гибкости. Бойцу также придется полагаться на реакцию и ловкость - принимать важные решения приходится очень быстро. В совокупности весь тренировочный комплекс поможет тебе укрепить сердечно-сосудистую систему. Ты также избавишься от лишнего жира. Мы рекомендуем выбрать джиу-джитсу каждому, кто хочет улучшить свою выносливость - это качество играет определяющую роль в совершенствовании боевых навыков этого стиля.

4. Тайчи

Это достаточно старое китайское боевое искусство, которое является одним из видов ушу. Тайчи выглядит очень медленно, поэтому не думай о том, что ты сможешь нарастить мышцы благодаря ему. Здесь ты развиваешь свой внутренний боевой дух, который поможет тебе не дрогнуть перед лицом превосходящего в силе врага.

Но если отвлечься от романтики китайской боевой философии, то можно найти конкретные полезные черты этого боевого стиля. Тренировочная программа у тайчи медитативная и большое значение играет укрепление баланса тела за счет упражнений на определенные группы мышц и суставов. В конечном итоге ты сможешь лучше контролировать свое тело, особенно в экстренных ситуациях, когда ноги становятся ватными, а руки начинают дрожать. По этой причине многие мастера восточных единоборств считают, что тайчи - это отличный способ завершить основную тренировку. Эта дисциплина не должна быть центральной, но без нее лучше вообще не заниматься - тайчи отлично вычищает разум от мусора.

5. Муай тай

Или просто «тайский бокс», который служит источником многочисленных переломов у людей, которые напали не на того парня. Этот боевой стиль также называют искусством восьми конечностей, потому что в арсенале муай тай используются удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями. Очень травмоопасная дисциплина, которая претендует на самую результативную с точки зрения боя в городских условиях.

Тренировки в тайском боксе изнурительны, интенсивны и занимают много времени. Мастера в этом боевом искусстве делают из своих учеников настоящих терминаторов с отличной физической формой, максимумом выносливости, поставленным ударом и бесстрашием, которое достойно наших диких предков. Если хочешь чего-то экстремального, сложного, но результативного, то запишись в секцию по тайскому боксу. Тебе будет больно, но это того стоит.

6. Дзюдо

Даже у Путина есть черный пояс по дзюдо, причем заслуженный, что удивительно. Сама дисциплина пришла из Японии XIX века - там дзюдо является национальным видом спорта, который пропитан философией самосовершенствования не только в физическом смысле, но в духовном. Хотя, конечно, в секции по дзюдо тебе о философии рассказывать никто не будет, а вот заставлять тренироваться еще как будут. И это неплохо, ведь дзюдо фокусируется на использовании «свободных весов», ловкости и гибкости.

По сути, дзюдо использует физические и психологические практики, которые позволяют достичь полной самоотдачи даже за пределами спортзала. Дзюдо - это образ жизни, а не только боевое искусство. Когда ты начнешь заниматься этим боевым стилем, то обязательно почитай литературу о Кодокане - традиционной школе дзюдо, которую основал Дзигиро Кано. Если ты будешь совмещать мыслительные тренировки с физическими, то сможешь перевернуть свое представление о самом себе. Если ты хочешь изменить свою жизнь, вдохнуть в нее смысл, то дзюдо - лучшее, что ты можешь найти среди восточных боевых искусств.

Интересен в данном аспекте широко известный в единоборствах тест, называемый тамэсивари - разбивание разными способами твердых предметов (досок, черепицы, кирпичей, бетонных блоков и т.п.), который не является лишь испытанием физической силы и техники, а основан на умении в состоянии кратковременного транса мгновенно концентрировать психическую энергию для создания энергетической «подушки» между поверхностью предмета и ударной поверхностью руки или ноги.

Когда рука каратиста приближается к стопке кирпичей, то кирпич крошит не физическая сила человека, а его сфокусированная направленная энергия. Этот феномен хорошо известен учителям школ боевых искусств и не раз демонстрировался при медленном просмотре видеозаписей.

Но есть объективные ограничения в выборе психотехники, зашифрованной в определенном языке. Чтобы успешно следовать рекомендациям, например, тибетских мистиков, нужно быть приобщенным к соответствующей культурной традиции, знать специальную символику, жить особыми представлениями. В монастырях Тибета «энергетическим» видам кунг-фу обучают с семилетнего возраста. Широко применяется кунг-фу и в тибетской медицине для отключения сознания больного на время проведения операции и приведения его потом в сознание путем нажатия на определенные биологически активные точки организма.

Однако, «энергетические» виды восточных единоборств не являются широко распространенными, т.к. такого рода «тайные» знания тщательно охраняются и зашифровываются, чтобы оградить непосвященных от неумелого и опасного экспериментирования со своей психикой. Кроме того, спекуляции на эзотерических знаниях не могут быть связаны с добрыми намерениями, и к их современным интерпретациям стоит подходить осторожно.

Опыт использования «энергетических» видов восточных единоборств велик, он запечатлен в многочисленных историях, легендах, притчах о выдающихся воинах-мудрецах, основателях школ боевых искусств. Так, Джон Стивенс пересказывает одну из таких историй об известном японском мастере фехтования XIX века Тэссю Ямаскэ, испытавшем «озарение» на пути боевого искусства, что наполнило новым смыслом всю его жизнь.

В молодости он вызвал на поединок знаменитого мастера меча Дзимэй Адзари и после долгой борьбы, используя свои физические преимущества, поверг противника на землю. Но за мгновение до этого Адзари молниеносным ударом сломал три бамбуковые полоски протектора у Ямаскэ. Когда Ямаскэ понял, что был побежден, то стал учеником победившего его мастера.

Адзари обладал колоссальной духовной силой и потому выходил победителем из единоборств. Но лишь через 17 лет упорных тренировок Ямаскэ наконец достиг «озарения» и тоже наполнился духовной силой. Один из учеников, собираясь вступить с ним в поединок, вдруг отбросил меч и воскликнул: «Сэнсей, пожалуйста остановитесь!» - «Почему?» - спросил Ямаскэ. «Я тренировался с вами много лет, - ответил ученик, - но никогда не ощущал такого ужасающего присутствия».

В этой истории кроется ключ к пониманию, почему человек, ведущий порочный образ жизни и делающий зло, никогда не достигнет вершин мастерства. Он может закалить тело, отработать до автоматизма свою технику, но он никогда не сможет достичь озарения, дающего ключ к духовной силе, т.к. не сможет духовно слиться в своем сознании с природой и космосом. И потому будет неизбежно побежден мастером, достигшим этого.

Все психотехники (ПТ), с точки зрения боевого применения, можно рассматривать как вспомогательный механизм для приобретения определённых качеств, помогающих человеку выжить до схватки, в схватке и после нее.

Следует отметить, что применение ПТ в боевых искусствах, как правило, это кратковременный разовый фактор. Фактор, способствующий победе над противником сразу после его применения.

Даже сам процесс освоения ПТ может многому научить. К тому же, в результате этих занятий у большинства людей, как правило, увеличивалась скорость выполнения движений, скорость мышления, точность оценки ситуации...

Вспомогательные упражнения для развития и закрепления повышенных способностей человека в области применения психотехник делятся на три раздела:

  1. Достижение повышенных способностей с применением методов интенсивной очистки организма от мышечных и психических блоков ("метод электрошока").
  2. Достижение повышенных способностей без применения методов интенсивной очистки организма от мышечных и психических блоков. Очистка организма от мышечных и психических блоков в этом случае проводится при помощи внутрителесных волновых энергетических процессов ("метод низкочастотных вибраций тела").
  3. Достижение повышенных способностей при помощи аскетических процедур (пост, сосредоточение намерения, интенсивная физическая нагрузка).

Наиболее эффективен п.1.

Использование психотехник в боевых искусствах - это настолько многоплановая тема, что даже в первом, самом начальном приближении, она может надолго занять Ваше внимание. Поэтому, я ограничусь кратким описанием некоторых из основных техник, используемых в боевых искусствах, применительно к воздействию на психические функции человека


Упражнение 1. "Анаэробное дыхание"

Анаэробное, то есть, бескислородное дыхание обеспечивает бескислородный путь течения окислительно-восстановительных реакций в организме человека.

Инструктор, выполняющий упражнения, находится в состоянии минимального доступа кислорода и выполняет интенсивные физические упражнения. Сосредоточив внимание на процессе дыхания, инструктор в течение довольно длительного времени добивается "включения" способности "имитировать" вдох и выдох без прекращения физических упражнений. Упражнение постепенно усложняется.

Со временем переход на "второе дыхание", подобный такому же переходу у бегунов на дальние дистанции, происходит все быстрее и быстрее. Отмечено, что неожиданное применение в схватке техники анаэробного дыхания блокирует защитные и двигательные функции организма противника. Упражнение полезно как эффективный способ защиты при применении удушающих приемов.

Упражнение 2. "Техника применения "белого пятна" в сфере восприятия информации по визуальному сенсорному каналу (БП)"

"Белое пятно" (БП) - это сферы в правом и левом глазах человека, в которых он при определенных условиях не различает визуального изображения. Определенными условиями считаются: а) монокулярное зрение; б) концентрация взгляда на каком-либо объекте вне БП.

Инструктор, выполняющий упражнения, находится на расстоянии полметра от стола, на котором лежат два темных предмета диаметром один сантиметр, на расстоянии двадцать-тридцать сантиметров друг от друга по фронту. Инструктор, выполняющий упражнения, закрывает один глаз и сосредотачивает свое внимание на одном, ближайшем к нему, предмете. Перемещением тела вперед-назад, вправо-влево без отрыва взгляда от выбранного предмета, инструктор определяет сферу, где второй предмет будет исчезать из поля визуального восприятия. То же самое проделать и с другим глазом. Упражнение постепенно усложняется. В пределе, инструктор не только должен наработать навык мгновенного отключения визуального восприятия объекта размером с человеческий рост в сфере БП, но и инвертировать этот феномен на визуальную систему восприятия мира противником. БП используется на реальной местности для маскировки и незаметного для противника перемещения, а также в схватке для незаметных движений и ударов. В единоборствах использование БП приводит к тому, что противник может вообще не увидеть наносимого ему удара.

Для закрепления обучения можно использовать методы болевого воздействия, лучше всего разрядами тока.

Упражнение 3. "Техника применения "белого шума" в сфере восприятия информации по аудиальному сенсорному каналу (БШ)"

"Белый шум" (БШ) - две частоты в аудиальном сенсорном диапазоне частот, не воспринимаемые сознанием человека. На этих частотах производится кодирование подсознания человека с последующим проявлением эффекта пост гипнотического " внушения ("человек думает, что совершаемые им действия и намерения - его собственная инициатива").

Инструктор, выполняющий упражнения, включает генератор звукового сигнала и постепенно меняет частоту излучаемого звука, убеждаясь, что при определенной частоте он не слышит сигнала. Инструктор, выполняющий упражнения, должен запомнить частоту этого звукового сигнала, и в дальнейшем избегать звуков, близких по частоте данному сигналу.

В боевых искусствах техника БШ применяется для подавления способности противника осуществлять активные защитные мероприятия и для непосредственного воздействия на подсознание противника перебором звуковых сигналов разной частоты ("произнесение определенного по частотным составляющим набора слов-команд; невыполнение одной из команд является признаком нахождения зоны БШ противника").

Упражнение 4. "Вибрационный бой"

Вибрационный бой (ВБ) - это способность сознательного использования вибраций или фибрилляций тела для специфического, то есть, плохо идентифицируемого сознанием противника ("нарушение психических функций"), перемещения в пространстве и для нанесения высокоскоростных ударов противнику. Вибрация в природе: спонтанная"дрожь тела от ярости, от страха, от холода, от сексуального напряжения. Скорость ВБ - от 5 до 12 изменений телом в секунду, в зависимости от состояния функций сознания. При больших скоростях (больше 14 пульсаций телом) начинается "бой невидимок". Противник, неспособный двигаться с такими скоростями, как правило, проигрывает схватку. Пример аналога вибрационного перемещения. Если сжать обычную пружинку и отпустить ее, то она начнет прыгать. А ее перемещения со временем участятся и будут все более мелкими. Схема движения пружины в этом случае - и есть схема спонтанного вибрационного перемещения.

Такая способность тренируется специальными упражнениями по овладению двигательной телесной волной (ДТВ, смотри дальше) и базируется на определенной позе человека. Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли.

После этого он короткими, резкими движениями раскачивается на одном месте с ноги на ногу. Инструктор должен почувствовать в своем теле нарастающую дрожь в зависимости от силы напряжения мышц пресса, скорости перенесения веса тела с ноги на ногу и сгиба коленных суставов. При достижении состояния устойчивой дрожи тела, инструктор делает длинный прыжок вперед и сразу тормозит движение, не меняя позы. Его ноги начнут совершать быстрые упругие шажки. Это и есть частично управляемая, или полуспонтанная, вибрация. Инструктор постепенно меняет частоту вибраций тела за счет напряжения мышц пресса и сгиба коленных суставов.

Техника ВБ предоставляет возможность:

  • увеличивать частоту вибраций тела до предельно допустимой для мышечных изменений;
  • двигаться в вибрациях в любом направлении;
  • "выпадать" из сферы восприятия противника;
  • наносить противнику высокоскоростные удары на опережение его действия Техника ВБ незаменима при использовании элементов "качания маятника", то есть, в ближнем бою, с применением огнестрельного оружия. ВБ - основа гиперборейской системы Н.И.Кудряшова "Топот". В пределе ВБ может быть применена техника СРД - смена ритма движения.

Аналог: одним из способов суггестивного воздействия змеи на жертву является способ СРД, то есть смена ритма движения с очень медленного на очень быстрый. В разведке Генштаба России до 1917 года этому методу уделялось значительное внимание. СРД активно используется в ВБ.

Упражнение 5. "Дифференцированное дыхание"

Дифференцированное дыхание - это возможность тела сокращать и напрягать мышцы грудной клетки и всего тела так, чтобы одно легкое вдыхало, а другое в этот же промежуток времени выдыхало. Такая способность тренируется специальными упражнениями системы йогов. Ввиду сложности начальной базы, в данной работе это упражнение не рассматривается. Применение ДД вызывает двигательный ступор противника.

Упражнение 6. Дистантное манипулирование в аудиальном диапазоне частот"

Дистантное манипулирование в аудиальном диапазоне частот (ДМ-А) это манипулирование, то есть, управление намерением и действиями противника на расстоянии при помощи направленного резкого звука в определенную зону его тела и окружающего его пространства.

Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли ("принцип ВБ").

Плавно усиливая напряжение мышц пресса, инструктор направляет мысленный звук в свои стопы и мысленно "оттолкнув" звук от земли, волной направляет его по телу вверх, к легким, гортани, рту и дальше по направлению к двигающемуся в его сторону партнеру, используя свое тело как "волновод".

Обучающий инструктор по качеству течения двигательной телесной волны (ДТВ, смотри дальше) дает голосом знать инструктору о его ошибках и корректирует движения его тела. После выполнения необходимого действия, инструктор получает информацию о результате воздействия от партнера, и нарабатывает навык точной концентрации звука в определенных местах тела и пространства вокруг партнера (потенциального противника). Такие места ему указывает обучающий инструктор или эксперт СЦД.

Навык точной концентрации звука отрабатывается при помощи изменения напряжения мышц пресса, положения тела, его частей, положения гортани, рта, языка, губ и соизмерения длины волны звука с расстоянием до партнера (потенциального противника) . При определенных условиях, связанных с излишней настороженностью, со страхом, с расслабленностью после сна и так далее, человек, как правило, не только вздрагивает от неожиданного, даже тихого звука, но при большей его мощности может подвергнуться серьезному травмированию психики и тела. Точно направленный и концентрированный звук встряхивает организм противника, и даже может парализовать его движения. Цокание языком, утробные звуки, парализующие крики в боевых искусствах - все это примеры применения ДМ-А.

Дистантное манипулирование в аудиальном диапазоне частот (ДМ-А) в пределе может выглядеть как:

НСЗВ - направленная стоячая звуковая волна в аудиальном сенсорном канале. Аналог: громкий голос (глас божий), стоячая волна в водоеме или в электронном или оптико-волоконном волноводе. В данной технике тело человека используется как дек у гитары, как волновод, усиливающий или ослабляющий интенсивность и направленность сочетания ритмов существования органов в аудиальном диапазоне частот и при помощи определенного положения тела в пространстве направить его в нужном направлении на нужное расстояние. Шокирует психику человека.


СЗ - скрытый звук.

Беззвучное воспроизведение ЗВЧ и ЗНЧ, активно воздействующее на психику и последующие действия и намерения противника. Дифференцированный звук (ДЗ) - это использование эффекта двойного эхо. Аналог в природе: двойное эхо от скал. Специальная техника, позволяющая мобилизовать различные резонансные сочетания ритмов существования органов в аудиальном диапазоне частот. При помощи закона "Угол падения потока энергии равен углу его отражения", а также при помощи использования разнонаклонных плоскостей, имеющихся в окружающем пространстве, техника использования ДЗ позволяет создавать две или больше звуковых волн со смещением фазы. Их пересечение в месте, где находится противник, способно создать в нем зоны различного уровня звукового давления на барабанные перепонки и вызывает в психике разнообразные негативные явления.

Имеет смысл упомянуть еще о нескольких "звуковых техниках":


ЗВЧ - звук высокой частоты.

Аналог: сказочный свист Соловья-Разбойника, высокочастотный утробный крик. Неожиданный ЗВЧ способен парализовать тело и психику человека.


ЗНЧ - звук низкой частоты.

Аналог: тибетские мантры, утробные скрипучие голоса. ЗНЧ способно ввести человека в измененное состояние сознания (ИСС) и парализовать защитные функции организма.

Упражнение 7. "Дистантное координатное манипулирование

Дистантное координатное манипулирование (ДМ-К) - это манипулирование при помощи изменения функций вестибулярного аппарата человека. Как боевая техника, ДМ-К производится после установления раппорта с противником.

Раппорт - установление на расстоянии устойчивой связи с организмом противника на физическом, физиологическом, сенсорном, психическом и энергетическом уровнях его жизнедеятельности. Раппорт или присоединение - это полный контроль состояния противника. Присоединение производится при помощи специальных психических и соматических техник.

Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли ("принцип ВБ"). Плавно изменяя напряжение мышц тела, инструктор мысленно проецирует малейшее изменение своего тела на партнера (потенциального противника). Обучающий инструктор СЦД по качеству течения двигательной телесной волны (ДТВ, смотри дальше) дает голосом знать инструктору о его ошибках и корректирует движения его тела, в основном, скорость его изменений. После выполнения необходимого действия, инструктор получает информацию о результате воздействия от партнера, и нарабатывает навык точной проекции мысленного изменения на партнера (потенциального противника).

При применении ДМ-К противник может потерять опору под ногами и неловко завалиться на сторону. Навык точной концентрации мысли отрабатывается при помощи упражнения "Телегипнотическое подавление личности на расстоянии и непосредственно в схватке (ТГШГГ).

При определенных условиях, связанных с излишней эмоциональностью и силовыми свойствами движения, с четко сформированным намерением движения, со страхом, и так далее, человек, как правило, не только может потерять равновесие, но при достаточной наработке ДМ-К может подвергнуться серьезному травмированию психики.

Точно направленная и концентрированная мысль может парализовать движения противника.

Упражнение постепенно усложняется.

Для воспитания этого навыка собираются, в первую очередь, те, кто уже имеет соответствующий опыт. Как правило, это люди "фокусники", "манипуляторы", картежники.

Для закрепления обучения использовать методы болевого воздействия, лучше всего разрядами тока. Составные части ДМ-К:


ДМ-ЭР - энерго-разрывное дистантное манипулирование.

Точечное воздействие на "тонкие" ритмы энерго-информационного образа тела человека после присоединения к нему. Аналог: управление человеком на расстоянии пальцовками, по индийски - кастами и мудрами - в системе ниндзю-цу. Управление осуществляется линейными движениями головой и руками. При применении ДМ-ЭР тело противника обычно резко сгибается в одной из частей тела, а сам он теряет ориентацию в пространстве.


ДМ-ОВ - дистантное манипулирование при помощи эффекта замедления и остановки времени.

Немного теории. Время - поток событий. Контроль потока событий осуществляется при помощи телесной волны и при помощи замедления ее развития в -теле. Замедление и остановка ритма жизнедеятельности организма известно многим специалистам по боевым искусствам. Аналог: скоростные движения, когда действия человека кажутся замедленными, а также упражнения системы тайцзы-цюань с замедлением ритма движений с использованием двигательной телесной волны. При применении ДМ-ОВ противник обычно замирает на месте в неудобном положении.

Упражнение 8. Дистантное манипулирование при помощи изменения пространственно-временных связей окружающего пространства

Дистантное манипулирование при помощи изменения пространственно-временных связей окружающего пространства (ДМ-ПВ) - применяется после установления раппорта с противником и используется как механизм управления его поведенческими реакциями. Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли ("принцип ВБ"). Взгляд расфокусирован, неподвижен.

Плавно изменяя напряжение мышц тела по спирали и закручиваясь по спирали в одну или в другую сторону, инструктор мысленно проецирует изменение своего тела по спирали на партнера (потенциального противника). Обучающий инструктор СЦД по качеству течения спиральной двигательной телесной волны (ДТВ, смотри дальше) дает голосом знать бойцу о его ошибках и корректирует движения его тела, в основном, плавность изменений его тела. После выполнения необходимого действия, инструктор получает информацию о результате воздействия от партнера, и нарабатывает навык точной проекции мысленного сопровождения спирального изменения тела на партнера (потенциального противника).

Мозг единоборца в этом состоянии чем-то напоминает "тяжелую" жидкокристаллическую структуру, чаще - жидкий металл. В пределе, ДМ-ПВ производится при помощи спирально-закрученных движений головой или при помощи соответствующей мысленной посылки.

Для достаточного понимания инструктором необходимого состояния сознания полезен просмотр фильма: змея заставляет жертву ползти себе в пасть, частично изменяя состояние ее жизнедеятельности, блокируя защитные реакции и используя свои спиральные двигательные функции с заданными целями.

При применении ДМ-ПВ противник выполняет сложные перевороты и кувырки. Навык точной концентрации мысли отрабатывается при помощи упражнения "Телегипнотическое подавление личности на расстоянии и непосредственно в схватке (ТГПЛ)". Упражнение постепенно усложняется.

Для воспитания этого навыка собираются, в первую очередь, те, кто уже имеет соответствующий опыт ("люди-"паханы", люди-"Козероги"). Для закрепления обучения использовать методы болевого воздействия, лучше всего разрядами тока.

Упражнение 9. Двигательная телесная волна (ДТВ) ДТВ - это способ соединения изменений Ли (китайск. - физическое движение) и Ци (китайск. - внутренней энергии).

Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота находятся в тонусе, сформирована "спина разъяренной кошки", торс чуть наклонен вперед. Взгляд сконцентрирован, неподвижен. Инструктор начинает имитировать движения человека в воде. Немного теории. На первых этапах изучения ДТВ движения человека действительно напоминают его движения в воде. В дальнейшем скорость движений возрастает до уровня вибрационного боя (ВБ) и "боя невидимок" за счет последовательного увеличения скорости сокращения мышц тела.

Обучающий инструктор СЦД по качеству течения спиральной двигательной телесной волны (ДТВ) дает голосом знать инструктору о его ошибках и корректирует движения его тела, в основном, волнообразность изменений его тела. ДТВ подразумевает овладение правильной позой - в противном случае, при высоких скоростях перемещения тела возможны смещения позвонков и разрывы его тканей, а также спонтанные фибрилляции. Общий принцип построения осанки -отсутствие прямых углов между различными частями тела. Законы физики гласят: сила под прямым углом не передается, поэтому в телесной волне используются только плавные переходы между всеми частями тела. ДТВ - оптимальный способ передачи силы от опоры к ударной поверхности.

Для закрепления обучения использовать методы болевого воздействия, лучше всего разрядами тока.

Двигательная телесная волна (ДТВ) в пределе может выглядеть как: km - "качание маятника".

km - это выполнение скоростных оптимальных движений из стороны в сторону - отсюда сравнение с маятником в часах - и всех сопутствующих им психо-энергетических техник, способствующих уклонению от пуль, выпущенных из стрелкового оружия. Аналог: а)"качание маятника" при вращении позвоночника по восьмеркообразной траектории в горизонтальной плоскости; б) пружинная техника (ПТ), то есть, скоростные перебросы веса тела с ноги на ногу, приводящие к раскачке сначала торса, а потом и всего тела в пространстве; в) трехмерный древнеславянский "маятник", выполняемый с использованием мелодии внутреннего распева. ПТ - пружинная техника.

Аналог: "качание маятника", то есть, совершение скоростных оптимальных движений для уклонения от пуль, выпущенных из стрелкового оружия. При использовании ПТ в ногах возникают явственно ощутимые "вихри", которые помогают человеку преодолевать воздействие на его тело значительных ускорений. Используется в КМ и в ВБ.

Упражнение 10. "Телегипнотическое подавление личности на расстоянии и непосредственно в схватке (ТГПЛ)"

Принцип основан на предельной концентрации мысли. Инструктор, выполняющий упражнения, находится в закрытом помещении с минимальным доступом света перед сплошной стеной, окрашенной в серый цвет. Сосредоточившись и расфокусировав взгляд, инструктор в течение довольно длительного времени добивается "включения" способности "видеть" события за пределами стены и помещения. В дальнейшем, инструктор сосредотачивает внимание на необходимом объекте и мысленно заставляет его выполнять необходимые ему действия, после чего голосом даёт знать обучающему инструктору о своем намерении и получает информацию о результате. Упражнение постепенно усложняется. При ведении затяжной "партизанской" войны в горах и на пересеченной местности незаменимым навыком было умение заставлять противника "проявить себя". Для воспитания этого навыка собирались, в первую очередь, те, кто уже имел соответствующий опыт. Чем больше людей собиралось в такое спецподразделение, тем эффективнее был результат. Для закрепления обучения использовать методы болевого воздействия, лучше всего разрядами тока.

Упражнение 11. "Устранение лишних движений"

Устранение лишних движений (УЛД) - это уникальная техника, способная превратить движения человека в высокоскоростные, то есть, практически, задать режим так называемого "компьютерного или робототизированного перемещения". Техника УЛД прямо связана с техникой освоения двигательной телесной волны (ДТВ). "Компьютерное перемещение" - это термин, м:аксимально описывающий смысл движений в вибрационном бою (ВБ) или в бою дрожащих тел, являющемся прикладной формой изучения высокоскоростных и сверхсиловых движений тела. Немного теории. Привычка к определенному движению позволяет делать его наиболее эффективным образом. В том числе, в вибрационном бою или в любой схватке. Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли ("принцип ВБ"). Взгляд сфокусирован, неподвижен. Начало упражнения. Плавно изменяя напряжение мышц тела по спирали и закручиваясь по спирали в одну или в другую сторону, инструктор направляет удар рукой по спирали в сторону партнера, стоящего вне пределов досягаемости (потенциального противника).

В какой-то произвольный момент времени инструктор начинает медленно выпрямлять колени и по мысленной команде "Вперед!" быстро наносит несколько ударов рукой в сторону партнера. Обучающий инструктор СЦД засекает время по секундомеру, то есть, считает количество ударов за 10 секунд.

Продолжение упражнения. Инструктор выполняет то же самое упражнение, но немного по-другому. Он начинает его выполнение со сгиба-коленного сустава, то есть, в частности, с перенесения центра тяжести тела на подушечку той ноги, которая ближе к партнеру, скручиваясь вниз, по спирали так, чтобы начать разгонять движение соответствующей положению ноги руки. Вместе со сгибом коленного сустава в начальный момент этого движения чуть опустите локоть ближней к партнеру руки чуть вниз, руку от локтя до кисти расположите параллельно полу. После этого инструктор резко распрямляет тело за счет разгибания колена и выбрасывает руку вперед, к тому месту, по которому нужно ударить. Это первая фаза упражнения.

Но уже на этом этапе обучающий инструктор СЦД может уловить и зафиксировать по секундомеру увеличение скорости движения руки бойца при непрерывном выполнении, например, 10-ти ударов. Рука начнет "скользить" в пространстве, используя неведомую доселе силу своего гармоничного изменения в пространстве. Теперь о второй фазе упражнения.

В тот момент времени, когда рука уже "рванулась" к партнеру и почти достигла поверхности его тела, инструктор сгибает коленный сустав снова. То есть, в процессе начала и возвращения движения он должен запланировать дважды согнуть коленный сустав за этот небольшой промежуток времени. Эти два начальных сгибания нужно отсинхронизировать с движением руки вперед и назад. Отсинхронизировать, то есть затратить некоторое время на то, чтобы добиться слитности выполнения этих двух отдельных движений, объединенных общим результатом. "Летящая" вперед рука и сгибающееся колено, обеспечивающее ее возврат назад и последующее движение вперед - вот секрет улучшения качества первого движения из области "компьютерного перемещения".

Тело инструктора после второго сгибания возвращается в исходное положение и опять готово к первой фазе. Рука рядом с телом, локоть чуть опущен вниз. Обучающий инструктор СЦД подает команду продолжить упражнение и по качеству течения спиральной двигательной телесной волны (ДТВ) дает голосом знать инструктору о его ошибках и корректирует движения его тела, в основном, волнообразность и синхронность изменений его тела.

Через некоторое время инструктор должен отчетливо почувствовать волну в своем теле (ДТВ). Ее основной принцип: одна часть тела движется вниз, другая - вперед. Или одна часть тела движется вверх, другая - назад. Обучающий инструктор засекает по секундомеру, сколько раз инструктор сможет проделать данное движение за 10 секунд с использованием новой рекомендации. Это и есть одна из траекторий так называемого "компьютерного перемещения", то есть наиболее эффективного перемещения тела в пространстве. Перемещения, основанного на двигательной телесной волне (ДТВ). Упражнение постепенно усложняется.

Для воспитания этого навыка собираются, в первую очередь, те, кто уже имеет соответствующий опыт скоростных движений (люди-"быстрые на ногу", "быстрые на руку").

Для закрепления навыка двойного сгибания колена использовать методы болевого воздействия, лучше всего разрядами тока. В пределе упражнение может выглядеть как:


ВВ - вращающееся пространство.

При помощи двигательной телесной волны и целевых вращении тела боец мысленно может закрутить вокруг своего тела энергетические воронки, в которые попадает противник или его оружие. В схватке используется для захвата внимания противника и втягивания его тела в уязвимую зону.

Теоретические аспекты методик использования психотехнологий в боевых искусствах

Перечисление методик использования некоторых психотехник в боевых искусствах kb - комплексное воздействие.

Комплексное воздействие учитывает все многообразие психотехнических и соматических процедур в боевых искусствах и позволяет при его применении ввести термин "виртуальное воздействие". Виртуальность - это термин, объясняющий сущностность, кажимость явлений. ЛА - локальная анальгезия, то есть, частичное обезболивание. ЛА достигается специальной тренировкой психических функций по смещению фокуса внимания человека с болевого участка за его пределы с представлением соответствующих динамических и статических образов. Техники ЛА используются при допросах. НВ - Залипающий взгляд".

НВ используется для введения человека в трансовое состояние, то есть, в состояние, когда фокус внимания человека направлен вовнутрь. В этом состоянии человек может быть весьма уязвим для силового физического воздействия. НЛП - нейро-лингвистическое программирование. НЛП - это тренируемая способность в течение короткого промежутка времени определять стратегию использования противником своих сенсорных каналов Восприятия информации и вводить в его подсознание управляющие команды. При помощи НЛП появляется возможность управлять поведением загипнотизированного человека при помощи звуковых или каких-либо других команд. ОВМ - Остановка внутреннего монолога.

Аналог: индийские и дзенские техники остановки внутреннего монолога, исследования К.Кастанеды. Применяется для телепатического считывания информации о намерении и действиях противника и для активного предупреждения его атакующих движений и намерений.


РВ - расфокусировка внимания.

Используется при отвлечении внимания от движущейся конечности при помощи движущегося определенным, оптимально, волновым, образом тела. Например, если тело двигается волной в одну сторону, то последующее движение рукой в другую сторожу может быть не идентифицировано сознанием противника (БП) и он может пропустить удар.


РОРЗ - резонирование, отражение, расширение звука.

Аналог: разработки Р.Штейнера по эвритмии, то есть, по способности определенным образом движущегося тела издавать характерные звуки. Например, быстро двигающаяся рука может издавать свистящий звук; в индийской традиции известно понятие "жужжащая кундалини", то есть, тело человека, при определенных условиях, может издавать жужжащий звук. РОРЗ состоит из трех фаз.

Все они имеют прикладное значение для боевых искусств. Фаза резонирования внутренних органов выбранному ритму или звуку может достигаться при помощи техники "прозвучки органов" (по книге Н.Андреевой "Секреты здорового позвоночника"). Фаза отражения говорит о том, что тело, как дек у гитары, настроено и готово отражать звук любой своей частью. Эта фаза тренируется в пещере с мощной акустикой. Фаза расширения характеризуется "льющимся" из ушей или из любой части тела звуком, который можно направлять в любую сторону. Техники НЗ, НСЗВ, ЗВЧ, ЗНЧ и другие, подобные им, с помощью РОРЗ становятся более эффективными. СП - сенсорный прессинг.

Активное воздействие в сенсорных каналах запаха и вкуса. В спец подразделениях разработаны методики для подавления психических функций человека при помощи шокового СП. Наиболее эффективен СП на уровне преднарушений в психике человека (потенциальный уровень риска с неблагоприятньми прогностическими признаками - препатологиями) и на донозологическом уровне (психическая дезадаптация, легкая патология). "Вкус крови", "запах смерти" - вот основные образные ряды, разработанные в секретных лабораториях военно-промышленного комплекса. СП используется в вибрационном бое "Топот", когда при помощи простых и сложных процедур и технических действий на глаза, нос, рот, горло, уши и так далее внимание противника обращается на проблемы с его собственным здоровьем. Техники имеют общее название "Глушение сенсорного канала". СРД - смена ритма дыхания.

Аналог: одним из способов фиксации состояния человека в качестве "жертвы" или "охотника" является способ отслеживания частоты его дыхания. Если дыхание частое, то человек, скорее всего, находится в состоянии "жертвы", и наоборот. Частое дыхание активизирует обменные процессы и изменяет состояние биохимического баланса организма в сторону измененного состояния сознания. СРД - промежуточная техника, способная косвенно идентифицировать воздействие на организм единоборца. ТЛ - телесные латы.

Аналог: техника "железной рубашки" в восточной традиции ци-гун. ТЛ основывается на специальной тренировке психических функций и описываются механизмом локальной синхронизации многоуровневого импульса в ответ на внешнее ударное физическое воздействие. Пик ДТВ, как механизма концентрации физических, физиологичеких, сенсорных, психических энергетических возможностей человека, "s технике ТЛ направляется в то место, куда противника наносит удар.При этом удар как травмирующий фактор не ощущается, а ощущается как энергетическое воздействие, которым мржно воспользоваться в качестве интенсивной "ресурсной подпитки" организма.


ТЛНП - телесное нейро-лингвистическое программирование.

Существует последовательность движений телом, способная блокировать двигательные функции человека. Аналог: об "языке тела" известно из древнего индийского источника автора Бхагараты, из книг А.Пиза, из практических рекомендаций сотрудникам спецподразделений. В восточной школе "Богомола" известны наборы движений, способные блокировать двигательные функции противника. В боевых искусствах применяется как набор характерных движений, блокирующих динамику противника, вплоть до ступора его двигательных функций. ТНК - техника налипающих конечностей.

Аналог: в сексе тела партнеров могут буквально "прилепиться" друг к другу, и тогда каждый из партнеров легко воспринимает любое изменение в теле другого и легко к нему подстраивается, а также управляет им. В боевых искусствах ТНК применяется при плотном контакте тел противников для эффективных упреждающих и защитных действий, а также для тренировки соответствующих психических навыков.


ТОД - техника обратного дыхания.

Аналог: диафрагменное "дыхание" младенца при внутриутробном развитии. "Вдох" или втягивание пищи плодом производится при помощи перемещения диафрагмы, создающего разреженность в соответствующих полостях тела младенца. "Выдох" обеспечивает выведение из организма младенца шлаков. Используется для закручивания в пространстве воронок или солитонов, воздействующих на динамику противника и приводящих его к ошибкам в действиях и намерениях. ТУК - техника удлиняющихся конечностей. Аналог: отмечено, что некоторые удары достигают противника с расстояния, с которого практически невозможно дотянуться до него - это и есть спонтанное применение ТУК. ТУК основана на умении двигаться в спирально-закрученных траекториях двигательной телесной волны (ДТВ) и на смещении центра тяжести тела вниз, к опоре.


ТШП - техника шаркающих подошв.

Аналог: животные интуитивно пугаются резкого шаркающего движения человека подошвой о землю. ВТШП связана с понятием "белый шум" (БШ).


ШВ - пшoкoвый вздох".

Аналог: первый, шоковый для организма, вдох родившегося младенца. ШВ применяется для освобождения от мышечного напряжения торса человека и для доступа воздуха во внутреннее пространство легких. ШВ необходим для дальнейшей прессуры внутрилегочного пространства сжатием окружающих мышц и ребер и для создания избыточного давления во внутрилегочном пространстве для более интенсивного течения процесса окислительных реакций. ШВ значительно прибавляет сил единоборцу и даже помогает создать вал наката силы на противника.


ЭЦ - энергетические центры.

Аналог: индийские чакры и китайские энергетические центры - например, манипура или, по-китайски, дань-тянь. В гиперборейской традиции рассматриваются семь центров: 1-уровень копчика (стабильность), 2 - уровень лобка (сексуальные энергии), 3 - уровень пупка (центр силы), 4 - уровень сердца (центр любви), 5 - уровень горла (центр эмоций), 6 - уровень лба (центр интеллекта), 7 - уровень макушки (высший энергетический центр). На уровне солнечного сплетения расположен специфический биокомпьютер, управляющий всеми энергетическими центрами; в этом же месте расположен центр сплетения нервных коммуникаций тела человека. В боевых искусствах, в основном, используются 3-й и 6-й энергетические центры: центр силы-движения и центр манипуляции сознанием человека. В дыхательных и звуковых техниках используется 1 -и центр. 5-й центр используется для специальной настройки для последующей связи с пространством. 2-й центр используется для энергетической подпитки организма. Например, женские гаремы всегда держали для того, чтобы правитель мог набирать энергию от специально обученных женщин и использовать ее в прикладных, в том числе, боевых целях. При работе с энергетическими центрами в боевых целях можно создавать энергетическую ситуацию, способствующую победе без физической схватки. Так вожак любой стаи подавляет инициативу возможного противника заранее, без боя, если тот не сможет преодолеть психологический и энергетический барьеры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Артрит у собак и другие болезни суставов: симптомы и лечение Артрит у собак лечение препараты недорогие
Патология суставов или артрит у собак: симптомы, лечение и признаки заболевания Как лечить артрит у собаки
Требования к квалификации инспектора по кадрам Старший инспектор по кадрам квалификационные требования