Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Археология древних авар на территории зап европы. Есть ли связь между "аварами" и "аварцами"? Культура доминирующей нации Дагестана

Авары своей агрессивной политикой доставили немало хлопот могущественным соседям. Более двух столетий они терроризировали Византию, Болгарское царство и империю франков, пока не «растворились» в процессе формирования раннефеодальной Европы.

Пришельцы

Хроники точно зафиксировали последний день пребывания лангобардов на землях римской провинции Паннонии (территории современной Венгрии, а также ряда соседних государств) – 1 апреля 568 года. Днем позже они двинулись в Северную Италию, где создали Лангобардское королевство (нынешняя Ломбардия).
Их место по обоим берегам Дуная заняли пришедшие с востока авары, которые к тому времени уже расселились по всему Карпатскому бассейну. Пришельцы сумели создать здесь сильное государство, подчинившее своему влиянию обитавшие на этих землях племена, в том числе славян и гепидов.
Аварский каганат занимал выгодное торговое положение. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути, связывавшие Восток с Западом. Согласно традициям кочевых народов авары взимали с торговых караванов пошлину, в результате чего богатства и престиж государства только росли.
Сейчас никто не возьмется точно сказать, откуда авары пришли в Европу. Однако основные версии происхождения авар сходны в направлении их миграции – с востока на запад.
По одной из гипотез авары - это часть разбитых тюркютами жужаней, которые после поражения в 555 году вынуждены были бежать через всю Среднюю Азию. Другая версия гласит, что авары - это помесь угорского племени увар и ираноязычного этноса хионитов, которые изначально обитали в районе Аральского моря.
Венгерский историк Андраш Рона-Таш предполагает, что авары, по крайней мере, в поздний период своего существования, приобрели значительную примесь тюркского элемента. Так или иначе, все теории допускают, что по мере продвижения авар в Европу они подвергались влиянию разнородных этнических составляющих.

Загадочный этнос

Как ни странно, но об аварах, живших на территории современной Венгрии, нет никаких упоминаний в венгерских летописях. Определить древнюю территорию расселения этого племени и представить себе его повседневную жизнь нам помогают византийские и латинские хроники, а также данные археологии.
Согласно византийским летописям авары смогли установить дружеские отношения с протоболгарами, которые переселились на придунайские земли с территорий Хазарского каганата в конце 70-х годов VII века. Археологический материал позволяет утверждать, что протоболгары оказали заметное влияние на аварскую культуру, более того, они, предположительно, поучаствовали в формировании аварского этноса.
Раскопки аварских захоронений подвели археологов к выводу, что традиции устраивать большие могильники, хоронить лошадей отдельно от человека указывают на монгольские корни авар.
Действительно, реконструкция черепов из большинства могильников аварской эпохи позволяет отнести их к монголоидам. Но в некоторых могильниках этот тип встречается редко. Черепа из еще одной категории аварских захоронений свидетельствуют о том, что они принадлежали европеоидам средиземноморского, восточно-балтийского и североевропейского типов.
Результаты археологических исследований могут говорить не только об активном смешении авар с другими племенами, но и об их этнической неоднородности. Именно поэтому ученые до сих пор не могут реконструировать достоверный антропологический облик этого народа.
Согласно изученным останкам средняя продолжительность жизни авар была невелика: у мужчин – 38 лет, у женщин – 36 лет. Дети часто умирали в возрасте до двух лет. Впрочем, это не сильно отличается от демографической ситуации в Европе того времени.

Война

Военное искусство авар, с которым столкнулись многие народы Европы, имеет много общего с тактикой, используемой кочевниками: изматывание противника многочисленными маневрами, избегание ближнего боя, массированный обстрел вражеских позиций из дальнобойных луков.
Особенно разящими были контратаки тяжеловооружённой латной конницы авар, которая вступала в битву в самый неожиданный момент, рассекая и деморализуя ряды противника. Византийцы считали аварские методы ведения войны крайне эффективными и приняли на вооружение целый ряд тактических новшеств.
В Константинополе авар желали видеть в качестве союзников, не случайно в 558 году между византийцами и аварами был заключен договор, согласно которому последние должны были воевать на стороне империи. Однако очень скоро авары уже вместе с кутригурами стали нападать на союзников Византии - прикарпатских и придунайских антов.
На какое-то время аварам удается заставить Константинополь платить дань. По некоторым подсчетам, в качестве дани аварам выплачивалась 1/75 часть золотого запаса Византии (годовое поступление золота в казну империи составляло в то время в среднем 37 тыс. килограмм золота).
В 565 год,у обогнув с севера Карпаты, снова в союзе с кутригурами авары проникли в Тюрингию и Галлию, где учинили полное разорение. В качестве трофея завоевателям удалось захватить франкского короля Сигизберта I.
Экспансивные намерения авар крепли из года в год. В 567 году вместе с лангобардами они громят гепидов, в 570 году, провалив переговоры, объявляют войну Византии, в 595 году в союзе со словенами начинают борьбу с баварскими племенами, еще через два года захватывают Далмацию.
Только в 626 году авары сбавляют свой воинственный пыл, когда терпят поражение от византийцев при попытке захвата Константинополя.

Падение

Неудачный поход на Константинополь серьезно сказывается на состоянии самого каганата. Внутри государства происходит раскол на аварскую и кутригурскую группировки, каждая из которых поддерживает своего претендента на престол.
В 640 году авары вытесняются хорватами из Далмации и в дальнейшем продолжают терять свои земли. Очень скоро обширные аварские владения сжимаются до территории современной Венгрии.
Почти на полтора столетия авары пропадают из летописных сводок и появляются на страницах хроник только в 788 году, когда заключают союз с баварским герцогом Тассилоном III против франков. Затея эта не удалась, и франкский король Карл Великий начинает разрабатывать план по окончательному уничтожению опасного противника.
В 791 году франки двумя большими армиями выступают в сторону Аварского каганата, постепенно захватывая укрепления вдоль Дуная. На некоторое время продвижение армий приостановило восстание саксов, устроенное внутри империи франков. Однако смута охватила и сам Аварский каганат, что приблизило его скорое падение. В 804-805 годах болгарский хан Крум завладевает восточными землями авар, что фактически делит каганат на две части - болгарскую и франкскую.
В одной из византийских хроник IX века сохранились любопытные сведения причин разложения каганата. Один из старых аварских воинов, попавших в болгарский плен, на вопрос хана Курума, почему были разорены их господа и их народ, отвечал: «Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья».
В 882 году авары в последний раз упоминаются в хрониках как зависимое от франков племя. А дальше следы народа, в свое время наводившего страх на могущественные государства Европы, теряются окончательно.

Чтобы при его содействии просить византийского императора впустить их на территорию империи. Вскоре аварское посольство, возглавляемое неким Кандиком, прибыло в Константинополь . Представ перед императором, посол сказал: "К тебе пришел народ авар, наибольший и наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами: в них обретешь ты надежных защитников ". Император Иустиниан I заключил с ними союз весной года, и отправил авар против кутригур , родственных им утигур и восточных славян , с которыми они успешно сражались. После этого император заключил с ними новый договор года, разрешавший им селиться на опустевших землях империи в Подунавье . Через несколько лет авары под предводительством кагана Баяна вступили в Паннонию , где после распада державы гуннов обосновались враждовавшие племена гепидов и лангобардов . Авары вступили в союз с последними в обмен на обещание покинуть Паннонию в случае победы. Гепиды были побеждены и в году лангобарды ушли в Италию , вытеснив оттуда византийцев. Вместе с этим Паннония стала центром аварской державы - каганата.

После падения гепидов империя сразу же заняла их столицу в Сирмии , что вызвало, однако, длительную византийско-аварскую распрю. Овладев Сирмием в году, авары начинали захват владений Византии на Балканах . Император Маврикий был вынужден начать против них затяжную войну, шедшую с переменным успехом, но в целом неудачно: заключавшиеся время от времени перемирия были все более невыгодны для империи. Затяжные византийско-персидские войны того времени давали аварам возможность разорять балканские земли почти безнаказанно. Византия, после победы над персами в году, вытеснила на некоторое время авар с балканских территорий, но при этом выплачивала им всё большую дань за мир. В веке византийцы выплачивали каганату дань золотом общей суммой до 80 тысяч золотых солидов в год, а начиная с года - до 100 тысяч. В начале VII века византийские императоры платили аварам ежегодно по 120 тысяч солидов . До года аварскому кагану было выплачено около 6 миллионов солидов (25,000 кг золота). Это несметное количество монет в оборот не поступало: вероятно, авары переплавляли их для изготовления украшений и сосудов; небольшая часть делилась между вождями и попадала в клады.

Аварская экспансия шла и на запад, где они, покорив хорватов и сербов , в году, в союзе со словенами , они вступили в войну с баварцами , а затем и с франками . Франки потерпели ряд серьезных поражений от авар, настолько сильных, что даже король франков Зигиберт II побывал в аварском плену. Ему удалось выйти на свободу только за обещание не поддерживать христиан, подвластных каганату, и женить своего наследника Дагобера I на аварской принцессе - Рахили. Молодожены получили в удел приморский городок, впоследствии названный Ля Рошель .

Землю пахали деревянным плугом с железным сошником. На территории Венгрии такой сошник известен с века, а в древней Моравии и раньше. Пшеницу жали серпом.

В большинстве погребений обнаружены хорошего качества глиняные сосуды, значительная часть которых в позднеаварский период изготовлялась на гончарном круге. Некоторые сосуды ввозились из окрестных мест, не издалека, поскольку глиняные изделия не выдерживают длительной перевозки.

На территории Венгрии того времени обнаружены и остатки железоплавильной печи-домны для изготовления сырья для оружия и сельскохозяйственных орудий.

Товары производились не только для удовлетворения своих собственных потребностей, но и для обмена. В аварских погребениях находится много вещей, ввезенных из других мест. Среди них золотые, серебряные и бронзовые серьги, браслеты, перстни, пряжки, головные уборы, цветные стеклянные бусы. Очевидно, привозились шелковые ткани и другой материал для одежды, не сохранившийся до наших дней. За все это платили, по-видимому, скотом, лошадьми, кожами, шерстью.

Из латинских источников известны торговые и рыночные места, где появлялись со своими товарами авары - странствующие купцы и ремесленники. Погребение одного из них было обнаружено в окрестностях села Кунсентмартон. Среди находок была пластинчатая нагрудная кольчуга: дороги в стране не всегда были безопасны для путников.

В Аварский каганат приезжали купцы издалека, с Востока. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути на Запад. По обычаю всех кочевых народов, авары взимали с торговых караванов пошлину. В результате престиж правителей отдельных областей страны и самого кагана значительно увеличивался.

Сами авары не чеканили своих денег. Некоторые исследователи полагают, что авары занимались подделкой византийских золотых монет. Однако на всей территории каганата обнаружено не более дюжины таких подделок, а этого недостаточно для окончательного решения вопроса, тем более что поддельные деньги найдены и у соседних народов.

Письменность

Археологические данные свидетельствуют о том, что авары знали руническое письмо : они высекали и выцарапывали различные заклинания, чтобы уберечься от бед, и именные знаки собственности (тамги) на различных предметах. Однако нет данных, что эта письменность использовалась в переписке или в создании литературных памятников.

О языке авар также мало известно. Мы можем получить о нем некоторое представление только по личным именам и названиям титулов, хотя и имена и титулы могли быть и не аварского происхождения. Причем и их сохранилось немного: имена послов были Кандик, Солак, Кок, одного из шаманов звали Боколаброй. Вероятно, это имена тюркского происхождения, равно как и титулы кагана, тудуна, югура, тарханов.

Верования

О верованиях авар и других народов Аварского каганата известно очень мало. В одном из источников упоминается главный шаман; другой свидетельствует, что авары были идолопоклонниками.

Ясно, что авары как бы удваивали мир: помимо земного они мыслили себе и загробный. Вместе с умершим в могилу обычно клали пищу, коня с оружием, чтобы воин мог продолжать свой путь и битвы. Потусторонний мир, согласно шаманистическим поверьям, состоял из нескольких уровней, расположенных один над другим. Умершие могли попасть на верхний уровень лишь после различных испытаний. Такому продвижению наверх помогали стрелы - поэтому их и клали в колчан рядом с погребенным.

Перед погребальным обрядом или во время него могильные ямы "очищались" от злых духов с помощью огня или горящих угольев.

Разные народы, согласно своим поверьям, хоронили людей головой к той или иной части света - по направлению к центру мира или в ту сторону, откуда ждали воскресения. У авар единой ориентации не было - слишком разноплеменными они были; погребение происходило головой как на восток, так и на запад. Во многих случаях над умершими совершали магические действия. Уже после погребения могилу вскрывали, вынимали череп погребенного и читали над ним заклинания. Боязнь того, что умерший может вернуться с того света, побуждала иногда хоронить покойников распластанными на животе.

Для проповеди Христианства среди авар еще в году была учреждена епископия в Зальцбурге . Обращение аваров в Христианство ускоряется в конце VIII - начала века, вместе с подпадением под франкское владычество.

Искусство аварской эпохи

Авары были хорошими резчиками по кости, на роговых пластинках. Как свидетельствуют хроники, они изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. Ничего из этого не дошло до наших дней, но сохранились прекрасные металлические украшения - византийского образца серьги, браслеты, кольца, перстни; цветные стеклянные бусы и ожерелья, изготовленные, по-видимому, на Востоке. Свободные воины - веков носили ремни, украшенные металлическими бляшками. Такими же бляшками покрывались и конские сбруи. В позднеаварский период бляшки изготовлялись методом художественного литья. Среди них трудно найти две одинаковые. На поясных ремнях закреплялись большие литые наконечники с растительным орнаментом, фигурками людей или с изображением борьбы животных. Мечи и колчаны вождей покрывались золотом, простых воинов - серебром. Даже железные стремена были художественно выкованы, а некоторые инкрустированы серебром.

Называет этот город столицей всей земли, на которую он претендует и считает своей по праву.

Авары - племенной союз, главным образом тюркоязычных племен, живших на Волге и Каспийском море. Одна из трех ветвей единой тюркской группы (авары, ).

Авары (ОБРЫ) появились в Европе в результате распада гуннской монархии. В середине 6 в. они проникли на Дунай, откуда совершали набеги на славянские племена. В конце 8 в. полководцы Карла Великого разгромили аваров. Русские летописи называют их обры. Древние авары-обры были тюрками, что отличает их от современных аварцев , живущих на Кавказе, поэтому связи между ними никакой нет. В "Слове о полку Игореве" упоминаются, несомненно, не древние обры, а авары Дагестана, славившиеся уже тогда своими металлическими изделиями.

В 558 году аварский каган Боян умертвил посла дулебов Межамира и завоевал их страну, известия об аварских угнетениях сохранились в славянских преданиях и занесены в летопись. В VI веке авары образовали в бассейне р. Дуная (в Паннонии, между Дунаем и Карпатами) государственное объединение Аварский каганат (середина VI - конец VIII веков) (Не путать с более поздним аварским ханством в Дагестане ).

Славяне сопротивлялись угнетателям, и в 602 году авары вновь отправили в землю антов войско под начальством Аспиха. Западные славяне, чехи также испытали аварские притеснения, авары совершали набеги на франков и Византию.

Как утверждают византийские источники, от захвата и уничтожения Константинополь спасло непосредственное вмешательство самой Богородицы [чудо Покрова (ризы) пресвятой Богородицы - праздник равно чтимый православными и католиками (у нас - 14 октября нового стиля) ].

Франки потерпели ряд серьезных поражений от авар, настолько сильных, что даже король франков Сигиберт II побывал в аварском плену. Ему удалось выйти на свободу только за обещание не поддерживать христиан, подвластных каганату и женить своего наследника Дагобера I на аварской принцессе - Рахили. Молодожены получили в удел приморский городок, впоследствии названный Ла Рошель, и прославившийся как центр и оплот всех еретических движений в средневековой Франции.

В 623 г. был создан мощный союз западнославянских племен, который возглавил король Чехии (с 627г.). Союз разгромил аваров, остановив их дальнейшее продвижение. Этот союз до 658 года успешно противостоял и натиску франков.

В половине VII в. могущество аваров начинает упадать, Тогда борьбу на два фронта, против наступающих через Испанию арабов и укрепившихся на огромной территории, включая современные Австрию, Венгрию, Чехию, Венгрию, Румынию и Югославию - аваров, возглавил Арнульф Геристальский - дальний предок Карла Великого. Более ста лет потребовалось геристальским майордомам, чтобы взять под контроль ненадежную королевскую власть, после удачного брака престолонаследника одаривавшую невероятными привилегиями иноверцев, соединить расползающиеся части государства, остановить победоносных воинов Ислама под Пуатье в 732 году, отстранить от власти и низложить потомков Дагобера и Рахили, короноваться, - и только в середине шестидесятых годов VIII в.н.э. Карл Великий смог начать успешную войну с аварами.

В 796 году король франков Карл Великий нанес им страшное поражение в Паннонии: он завершил двадцатилетнюю войну полным и окончательным разгромом Аварского Каганата. Его интернациональные христиано-языческие войска штурмом взяли считавшуюся неприступной столицу Каганата Ринг, располагавшуюся на Дунае на месте современного болгарского города Преслав (Переяславец-на-Дунае русских летописей - то место, где франки переяли славу обров - о чем русские летописцы не упоминают, хотя великий русский князь Святослав I Игоревич называет этот город столицей всей земли, на которую он претендует и считает своей по праву [Это только одна из версий ]).

В 867 году авары почти все были истреблены болгарами и ассимилировались в Венгрии и Болгарии.

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

Литература:

Бернштам А. Н., Очерк истории гуннов, Л., 1951;

Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958;

Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962.

: Róurán ). Этого мнения придерживались Б. Шпулер, Й. Маркварт, В. Эберхард, Р. Груссэ, К. Менгес, П. Пельо, Е. А. Хелимский . Согласно точке зрения вышеуказанных исследователей, несомненным является монголоязычие жужаней. На лингвистическом материале теория находит подтверждение в ранних монгольских заимствованиях в славянских языках: например слов «хоругвь» и «телега», а также косвенно в бытовании титула каган , который был известен у жужаней.

Скептически настроенные по отношению к жужаньской гипотезе учёные допускают, что определённый вклад жужаней в аварский союз возможен, но считают, что он не являлся основным. Так, обращается внимание на упоминание в китайской летописи племени хуа (кит. упр. 滑 , пиньинь : Huá ), которое перекочевало из Таримского бассейна в Афганистан и представляло собой ветвь юэчжи или эфталитов . Турецкий исследователь Мехмед Тезджан полагает, что хуа выступало в качестве политического названия эфталитской группировки .

Весомый вклад в обоснование ираноязычия большей части ранних аваров и наличия у них родственной связи с «белогуннскими» (White Huns, Aryan Huns ) племенами Афганистана и прилегающих к нему областей: эфталитами, хионитами, кидаритами внесли работы японского исследователя Кацуо Эноки . По-существу, эту же позицию отстаивает Николай Кёррер, К. Цегледь, А. Херманн и др. В «Атласе Китая» А. Херманна восточные территории Хорасана , Тохаристана и других прилегающих к ним земель указаны в качестве вотчины народа афу/хуа/авар/эфталит

Ряд исследователей, базируясь на сообщениях византийских историков Фиофилакта Симокатты и Менандора, полагают, что в Европе действовали «псевдоавары» - вархониты (племена уар и хуни), которые присвоили себе имя авар, чтобы устрашить соседей.

Когда император Юстиниан занимал царский престол, некоторая часть племен уар и хунни бежала и поселилась в Европе. Назвав себя аварами, они дали своему вождю почетное имя кагана. Почему они решили изменить свое наименование, мы расскажем, ничуть не отступая от истины. Барселт, уннугуры, сабиры и, кроме них, другие гуннские племена, увидав только часть людей уар и хунни, бежавших в их места, прониклись страхом и решили, что к ним переселились авары. Поэтому они почтили этих беглецов блестящими дарами, рассчитывая тем самым обеспечить себе безопасность. Когда уар и хунни увидали, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали к ним посольства, и сами стали называть себя аварами; говорят, среди скифских народов племя аваров является наиболее деятельным и способным. Естественно, что и до нашего времени эти псевдоавары (так было бы правильно их называть), присвоив себе первенствующее положение в племени, сохранили различные названия: одни из них по старинной привычке называются уар, а другие именуются хунни.

Язык авар

Данные по языку авар очень скудны и не позволяют с уверенностью судить о его принадлежности. Сохранившиеся в письменных источниках аварские титулы и личные имена являются универсальными для алтайской языковой семьи . Как свидетельствуют данные археологии, авары пользовались разновидностью рунической письменности, однако все найденные надписи очень короткие и не поддаются расшифровке. Единственным памятником, по которому пытаются реконструировать аварский язык европейского периода, является надпись, выполненная греческими буквами на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош. Выводы лингвистов различны. Российский лингвист Е. Хелимский отнёс её язык к тунгусо-­маньчжурской группе . О. Мудрак, напротив, определил как типично булгарский (тюркский) .

Болгарский исследователь Ж. Войников , сделал перевод этой надписи: «ΒΟΥΗΛΑ ΣΟΑΠΑΝ ΤΕCΗ ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ ΒΟΥΤΑΟΥΛ ΣΩΑΠΑΝ ΤΑΓΡΟΓΗ ΗΤΖΙΓΗ ΤΑΙCΗ»:

Итак, смысл выражения: Бойла жупан поставил, сделал, или гравировал надпись, согласно обычаю, или в знак доверия, для употребления Бойтаула жупана чашу, соотв. для удовольствия, удовлетворения, или очищения.

Антропологические данные

Венгерские археологи определяют аваров как европеоидов (в большинстве) и отмечают, что маленькая прослойка, судя по всему - господствующая, сохраняла ярко выраженный монголоидный тип , такой, как у современных бурят и монголов (Тунгиды). Впрочем, ещё чаще у представителей той же господствующей группы отмечался так называемый туранский (среднеазиатский) тип строения лица .

Особенности культуры

Аварские мужчины отращивали волосы и заплетали их в косы .

Политическая история

На арене мировой истории авары появляются в 555 году как теснимый древними тюрками на запад кочевой народ. Тогда они ещё кочевали в степях западного Казахстана . В 557 году их кочевья переносятся на западный берег Волги в степи Северного Кавказа , где они вступают в альянс с аланами против савиров и утигуров . Упоминающиеся в византийских источниках родственное аварам племя забендер , возможно, имеет отношение к возникновению города Семендера в прикаспийском Дагестане.

Наследие авар

Авары сыграли важную роль в этногенезе славянских народов, способствуя их переселению на Балканы (хорваты, хорутане), а также консолидируя их в первичные государственные образования (Государство Само).

Аварские потомки

Кавказские авары или же аварцы (аварал, ма’арулал) не изучены генетиками в достаточной степени (нет данных по отцовской линии, Y-DNA), чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Какие-либо специальные археологические исследования, ставившие перед собой целью поиски аварского наследия в Дагестане пока никем проведены не были, хотя археологами всё же найдены богатые воинские захоронения представителей ираноязычного кочевого мира в высокогорном аварском с. Бежта, датированные VIII-X вв. и условно отнесённые к «сарматам». Однако положение осложняется тем, что все артефакты раскопок могильников, оставленных ираноязычными кочевниками на территории Аварии получают лишь расплывчатое определение «скифо-сарматские». Подобные скользящие характеристики лишены конкретики и никак не способствуют выделению собственно аварского (вархунского) вклада в этногенез и культуру аварцев, если таковой, конечно, имелся. До нас дошли лишь:

  1. наличие этнических терминов «авар» и «хунз», причём территория последних и есть «Авария» в узком смысле этого слова;
  2. свидетельства источников об особых взаимоотношениях между монголами и аварцами;
  3. факт усиления Кавказской Аварии в эпоху царства Сарир и в период владычества монголов на Северном Кавказе, что, в принципе, может иметь отношение к евразийским аварам.

Известны также:

  1. факт реконструкции Николаевым С. Л. и Старостиным С. А. (Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary . - Moscow, 1994), современного аварского обозначения понятия «народ (вооружённый народ), войско, ополчение» как ʔwar (* ʔwar>*bar>bo);
  2. данные генно-молекулярных исследований материнской линии происхождения (мтДНК), доказывающие, что генетическая дистанция между аварцами и иранцами Тегерана , иранцами Исфахана гораздо менее значительна, чем между первыми и почти всеми на данный момент изученными как дагестанскими, так и кавказскими популяциями (единственное исключение - рутульцы);
  3. наличие внушительного количества аварско-индоевропейских изоглосс.

Согласно результатам генно-молекулярных исследований, часть жителей Хорватии , прежде всего острова Хвар , с большой долей вероятности, принадлежит к потомкам евразийских аваров.

По имеющимся у генетиков сведениям, касающимся Y-хромосомы, наиболее как гомогенной (возможно из за генного дрейфа), так и редкой для южноевропейских популяций мужской линией происхождения в Дагестане обладают даргинцы. Эти данные демонстрируют относительно высокую степень родства даргинцев (по-мужской, отцовской линии) с потомками евразийских аваров, выявленных в Хорватии: «Y chromosomal haplogroup I1b * (xM26) as a signature of the Avar population … The Darginians had a high frequency of haplogroup * (0.58)». Следом идут абхазы (0.33), осетины-ардонцы (0.32), осетины-дигорцы (0.13) и кабардинцы (0.10). 16,7 % из числа обследованных в 2004 году русских Адыгеи имели подгруппу I1b* (P37). Если у русских казаков эта же подгруппа представлена в немного сниженной пропорции - 15,5 %, ещё более понижаясь у белгородцев - 12,5 %, зато у русских, например, Костромы , Смоленска и Пинеги показатели совсем иные: 9,4 %, 9,1 %, 3,9 %. Далее, по направлению в сторону территории бывшего Аварского каганата, картина опять начинает меняться: украинцы (16.1 %), белорусы (15 %), венгры (11.1 %), боснийские хорваты (71.1 %). Однако угорские родственники венгров - мордва и коми в этом отношении существенно отличаются: 2,4 %, 0,9 %. Незначительны показатели у русских Башкортостана , чувашей и татар : 2,0 %, 1,3 %, 2,4 %. I, I1, I1a, I1b маркеры обычно характерны для нордоидных популяций (направление миграции: Северо-Западная Азия > Европа), в том числе потомков викингов . Поэтому гаплогруппу I нередко называют «геном северных варваров». Что же касается обнаруженных у хорватов весьма редких для европейских популяций, предположительно, также - аварских гаплогрупп P* (P*xM173 cluster) и F*(Y-DNA), то P1* (Y-DNA) прослеживается у чеченцев (0.16), а F* (Y-DNA) у сванов (0.92), рутульцев, лезгин (0.58), даргинцев (0.27).

Для более конкретных выводов при определении аварских потомков, а равно - родственных аварам этнических групп, необходимы всё же не общие контуры и косвенные доказательства, а серьёзный комплексный анализ всех имеющихся материалов, невозможный сам по себе, без привлечения к этой теме должного внимания со стороны археологов , лингвистов , генетиков .

См. также

Примечания

  1. Краткий обзор мнений см. Фарид Шафиев . Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции. Баку 2000.
  2. http://www.transoxiana.org/Eran/Articles/Tezcan_Apar.pdf .
  3. The Origin of the White Huns or Hephthalites. Roma: -East and West, IV. 1955, № 3; см. также On the nationality of the Hephthalites. Tokyo: Memories of the Department of the Toyo Bunko, N18,1959
  4. БСЭ. Т.1 М.,1969.
  5. Hungarians and Europe in the Middle Ages. CEU press
  6. Хелимский Е. Тунгусоманьчжурский языковой компонент в Аварском каганате и славянская этимология // Материалы к докладу на XIII Международном съезде славистов. Любляна, 15­-21 августа 2003
  7. О. А. Мудрак. Заметки о языке и культуре дунайских булгар // Аспекты компаративистики 1. М., изд. РГГУ, 2005, стр. 83-106
  8. Алано-древнеболгарское письмо, В. Тырново, изд. Фабер. 2010 г., стр.157-159
  9. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т. 2. Издательство «Наука». Ленинградское отделение. Ленинград 1975. Отв. редактор В. И. Цинциус. Составители: В. А. Горцевская, В. Д. Колесникова, О. А. Константинова, К. А. Новикова, Т. И. Петрова, В. И. Цинциус, Т. Г. Бугаева. Сканирование: Александр Лиджиев (Элиста), 2005 г. Все файлы представлены в формате pdf и имеют размер от 300 Кб до 5 Мб. Веб-сайт: Monumenta altaica , стр. 204, 149
  10. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т 2. Стр. 218, 219, 221.
  11. М. Р. Федотов. «Этимологического словаря чувашского языка» (2 том C-Я pdf, 22 Mb) Чебоксары - 1996 г. Веб-сайт: Monumenta altaica , стр.204
  12. Altaic etymology. S. Starostin. Copyright 1998-2003. Этимологический словарь алтайских языков, над которым группа исследователей - С. Старостни, А. В. Дыбо, О. А. Мудрак и И. Шервашидзе - работали уже около четырёх лет. Эта база данных содержит большое количество ещё довольно сырого материала, который авторы надеются отполировать в финальном издании, однако готовы выставить этот материал на всеобщее обозрение, чтобы последние достижения алтаистики стали общедоступными. Веб-сайт
  13. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю, стр. 176.
  14. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т. 1. Стр. 333.
  15. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т 2. Стр. 229 ,241, 173, 223.
  16. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т 2. Стр. 240-241.
  17. Погибоша аки обре…
  18. Западная экспансия авар и болгар
  19. Л. Н. Гумилёв Древняя Русь и Великая степь.

Литература

  • Венелин Ю. И. Об обрах, их царстве и его пределах // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов . - М .: Институт русской цивилизации, 2011. - С. 639-662. - 864 с. - ISBN 978-5-902725-91-6
  • Гумилёв Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. АСТ. 2002. - ISBN 5-17-012587-9
  • Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. АСТ. 2004. - ISBN 5-17-024793-1
  • История Венгрии /Отв. ред. Шушарин В. П. - М.: Наука, 1971. - Т. I. С. 75 - 80
  • Кёррер, Николай . «Погибоша аки обре…» - газета «История», № 19’2001 (одна из версий происхождения аварских племён).
  • Магомедов Мурад. Походы монголо-татар в горный Дагестан // История аварцев. - Махачкала: ДГУ, 2005. С. 124
  • Мусаев М. З. Мегалокавказ // Журнал «Наш Дагестан», 2001. № 192-201
  • Мусаев М. З. Мегалокавказ. К истокам фрако-дакийской цивилизации // Журнал «Наш Дагестан», 2001-2002. № 202-204
  • Мусаев М. З. «Африди - афганские авары Апаршахра» - газета «Новое дело», № 18’2007
  • Эрдейи И.
  • Breuer, Eric: Byzanz an der Donau. Eine Einführung in Chronologie und Fundmaterial zur Archäologie im Frühmittelalter im mittleren Donau Raum. Tettnang, 2005. - ISBN 3-88812-198-1 (Neue Standardchronologie zur awarischen Archäologie, Standardwerk)
  • Die Awaren am Rand der byzantinischen Welt. Studien zu Diplomatie, Handel und Technologietransfer im Frühmittelalter. Innsbruck 2000. - ISBN 3-7030-0349-9 (Sammelband mit kurzen Aufsätzen verschiedener Autoren zu geographisch, formenkundlichen Zusammenhängen, insbesondere byzantinischem Einfluß)
  • Lovorka Bara, Marijana Perii, Irena Martinovi Klari, Siiri Rootsi, Branka Janiijevi, Toomas Kivisild, Jüri Parik, Igor Rudan, Richard Villems and Pavao Rudan: Y chromosomal heritage of Croatian population and its island isolates, European Journal of Human Genetics (2003) 11, 535-542. (Medizinische Studie zu Genvergleichen, von Fachleuten eher kritisch beurteilt)
  • Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. - Moscow, 1994
  • Pohl, Walter: Die Awaren, Ein Steppenvolk in Mitteleuropa 567-822 n.Chr. München 2002. - ISBN 3-406-48969-9 , (Publikation zu den frühmittelalterlichen Awaren aus der Sicht eines der angesehensten Historiker auf diesem Gebiet. Standardwerk!)
  • Rasonyi, Laszlo. Tarihte Türklük. Ankara: Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü, 1971
  • Reitervölker aus dem Osten. Hunnen + Awaren. Burgenländische Landesausstellung 1996, Schloß Halbturn. Eisenstadt 1996. (Ausstellungskat., behandelt alle archäologischen Themenbereiche, besonders für Laien als Einstieg)
  • Sinor, Denis: The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge 1990.(Publikation zu reiternomadischen Völkern in Mittel-und Innerasien)
  • Szentpéteri, József (Hrsg.): Archäologische Denkmäler der Awarenzeit in Mitteleuropa. Varia archaeologica Hungarica 13. Budapest 2002. - ISBN 963-7391-78-9 , ISBN 963-7391-79-7 (Lexikonartige, kurze Zusammenstellung tausender archäologischer awarenzeitlicher frühmittelalterlicher Fundorte, meist Gräberfelder, wichtig als Literaturnachweis)

Ссылки

  • Древнетюркский словарь. Лениград - 1969 г. Авторы: Наделяев В. М., Насилов Д. М., Э. Р. Тенишев, Щербак А. М., Боровкова Т. А., Дмитриева Л. В., Зырин А. А., Кормушин И. В., Летягина Н. И., Тугушева Л. Ю. Ленинград 1969. Веб-сайт: Monumenta altaica . Все файлы представлены в формате pdf. Сканирование - Илья Грунтов, 2006 г.
  • Эрдейи И. Исчезнувшие народы. Авары // Природа, 1980, № 11
  • О происхождении нирунских родов и Чингисхана см. Олег Лушников. Монгольский Митраизм. К вопросу об этнической и религиозной принадлежности рода Борджигин и Чингисхана
  • Об аварах как о последней волне иранских номадов см. Scytho-Sarmatians
  • О сходстве монгольской военной тактики с аварской см. Тараторин В. В. «Монголы»
  • Сайт аварского фан-клуба в Германии. Образцы аварских костюмов, сшитых современными модельерами
  • Studien zur Archäologie der Awaren (1984 ff.) und zahlreiche weitere Publikationen von Falko Daim
  • HomePage der Ausstellung Reitervölker aus dem Osten, Hunnen + Awaren, Burgenländische Landesausstellung 1996
  • Awarenfunde bei Wien, Karte (Anm: Die nördliche und nordwestliche Grenze des Awarenreichs ist auf dieser recht vereinfachten Karte falsch eingezeichnet, sie verlief viel südlicher)?
  • О результатах краниологических исследований аваров см. Erzsébet Fóthi. «Anthropological conclusions of the study of Roman and Migration periods». Acta Biol Szeged 2000, 44:87-94 Abstract PDF
  • Об антропологическом облике аваров и социальном статусе аваров-монголоидов см. Chapter VII, section 2. «The Turks and Mongols»
  • Авары, германцы, византийцы и славяне в Карпатском бассейне см: Avars, Germans, Romans and Slavs in Karpatian Basin
  • Baric et al (2003), Y chromosomal heritage of Croatian population and its island isolates , European Journal of Human Genetics 11, 535-542
  • Об аварских потомках в Хорватии см.

Республика Дагестан – это огромная общность различных коренных народностей, самым многочисленным из которых являются аварцы. Этот народ во многом сформировал национальную самобытность региона, оказав серьезное влияние на его культуру. История и судьба аварского народа нераздельно связана с историей Страны гор.

Краткая история происхождения аварцев

Иногда можно услышать вопрос: «А что за нация такая – аварец?» По одной из версий представители этноса являются потомками аваров и самоназвание нации произошло от имени «Авар» – великого правителя государства Сарир. Однако, по мнению других этнографов, так называли жителей Хунзахского плато, где располагалось Аварское ханство.

Сегодня представителей этого можно встретить в любом регионе нашей страны. Связано это с тем, что аварцы являются самым большим по численности этносом, проживающим на территории современного Дагестана.

Численность аварцев только на территории РД составляет около 100 тысяч человек. На самом деле их гораздо больше, поскольку аварцы проживают не только в городах центральной России, но и за рубежом – в , . Можно встретить аварцев во многих других бывших республиках СССР, и даже в Турции. Но, конечно, централизованно они проживают в Дагестане, составляя около трети всего населения региона.

По утверждениям отдельных летописей (например, грузинской «Картлис цховреба») некогда аварцам принадлежали огромные земли, начиная от Волги и Каспийского моря, и заканчивая . Так это или нет, сегодня сказать трудно. Историки до сих пор спорят о происхождении аварцев. Как отметили выше, большинство исследователей относит их к потомкам аваров, воинственного народа, который пришел территорию Кавказа еще в V-VI веках.

Часть их ушла дальше, в Европу, а некоторые племена осели здесь и постепенно ассимилировались с теми народностями, которые населяли эти земли исстари. Этнически близки к аварцам народы андо-цезские, что говорит о взаимопроникновении языков и культур.

Ученые, опираясь на данные исследований, находят некоторую связь между евразийскими аварами и теми аварцами, которые проживают сегодня на . Определенно утверждать ничего нельзя, поскольку в этом регионе традиционно наблюдается смешение этносов, а сам аварский народ генетически изучен довольно слабо. Однако можно сказать, что непосредственно их история началась с периода создания государства Сарир, которое с VI по XI века существовало в .

Государство Сарир было сильным и большим, оно граничило с грузинскими княжествами, с Хазарией и . Древние аварцы были достаточно воинственным народом. Основными политическими и территориальными противниками их были хазары. Нередко они сходились с многочисленными армиями в тяжелых боях.

В VIII -IX веках Сарир находился под властью арабов, затем вновь обрел независимость. После чего аварцы участвовали в войнах против и Ширвана – небольших региональных государственных образований. В Х веке это было очень могущественное государство и даже диктовало свои условия соседям. Во многом способствовали этому успеху и хорошие отношения с Аланией.

Распад целостности произошел в конце XI века. Это произошло из-за внутренних противоречий, прежде всего, на религиозной почве. Жители Сарира в большинстве своем были христианами, однако хазарский иудаизм, арабский ислам и язычество малых народностей привели к сильным разногласиям и ослаблению страны. В результате западная территория откололась от Сарира, а само государство распалось на независимые территории, в том числе, Аварское ханство.

В XIII веке аварцы были вынуждены противостоять войскам монголов, которые собирались завоевать горные части . После чего между Аварским государством и Золотой Ордой был заключен союз данничества. По всей видимости, эти периоды (взаимоотношения сначала с арабами, затем с монголами) также оказали влияние не только на менталитет, но во многом и на их внешность.

Стоит рассмотреть фото аварцев, чтобы увидеть определенные ближневосточные черты в лицах, а в некоторых случаях – отдаленные азиатские. К тому же, становлению внешности и характера аварцев во многом способствовал и другой период: в XVIII веке Авария попала под власть персов.

Стоит отметить, что они не собирались принимать новых правителей и оказывали отчаянное сопротивление иранцам. Несмотря на все предпринимаемые усилия, Персия так и не смогла полностью сломить независимость этого народа, вследствие чего иранский полководец Надир-шах лишь ослабил собственное военное могущество и достиг в определенной мере снижения влияния на другие народы самой Персии.

Что же касается иранских войск, то, как утверждают документы того времени и современные историки, не все персы ушли с Кавказа – многие из них остались здесь и пополнили население и Чечни.

Конец 18–начало 19 столетий стали поворотным этапом в истории народа, поскольку на Кавказ пришла Россия. На тот момент Аварское государтво уже устало от постоянных притязаний на свою независимость со стороны персов и турок. Сначала Петербург допускал те же ошибки, что и другие стороны, желавшие распространить на эти территории зону своего внимания.

Первые годы русской экспансии были во многом схожи с персидской, что вызывало неприятие новых властей со стороны горцев. В итоге это привело к . На защиту интересов своего народа встал , а самым известным и запомнившимся сражением стала . К сожалению, большая часть аварского населения в битве была перебита царскими войсками.

Русское руководство сделало правильные выводы: сменила тактику и начала делать все, чтобы ее покровительство стало привлекающим фактором для жителей региона. В результате эта тактика себя оправдала. Аварская элита поняла, что Петербург, оставляя ей определенную свободу действий, предлагает защиту всей территории от вторжений и разорения со стороны Ирана и Турции. К началу 19 века большая часть Дагестана в состав Российской империи.

При этом некоторая часть населения все же не приняли новые порядки и стремились уехать. О том, сколько аварцев покинули родные края и перебрались на жительство поближе к Стамбулу, сказать довольно сложно. Однако на сегодняшний день на территории Турции проживают около 55 000 аварцев.

Традиции, обычаи и быт народа

Многовековая история, а также свободолюбивый нрав аварцев позволили им сохранить собственные обычаи и традиции. Во многом они сходны с кавказских народов. Но есть и некоторые, присущие только им черты, касающиеся, в первую очередь, этики поведения.

Уважительное обращение к старшим – это основная этическая традиция аварцев. Более того, старейшины до сих пор играют главенствующую роль на народных сходах при принятии какого-либо решения. Чем авторитетнее старейшина, тем больше возможностей у него сделать свой голос решающим.

Кроме того, к числу обычаев относится и строгое соблюдение этикета при общении. Например, если мужчины-аварцы разговаривают между собой, они соблюдают определенные условия возрастного ценза. Младший, поздоровавшись со старшим, обязан отступить на два шага и соблюдать эту дистанцию на протяжении всей беседы. Если же с мужчиной общается женщина, то это расстояние становится еще больше и достигает метров двух.

Аварские традиции во всем, что касается общения, достаточно целомудренны, а сами представители этноса являются обходительными. Вместе с тем, народные традиции не обходят стороной проведение разнообразных праздников – здесь уже упомянутая целомудренность и вежливость подчеркивается яркостью костюмов и праздничных обрядов.

Стоит побывать на свадьбе аварцев, чтобы убедиться – это одно из самых красочных зрелищ. Здесь по традиции собираются жители всего селения. В течение первого дня веселье проходит в доме у кого-нибудь из друзей жениха, причем стол должны организовывать гости. Лишь на второй день свадьба проходит в доме, где проживает жених, а к вечеру сюда привозят и укутанную свадебным покрывалом невесту. На третий день дарят подарки и едят традиционные блюда, в число которых входит и обязательная каша.

Между прочим, у аварцев существует свадебный , только крадут здесь не невесту, а жениха. Это осуществляют подружки новобрачной, поэтому друзья жениха должны зорко следить за тем, чтобы он не был похищен.

Как и прочие , аварцы до сих пор придерживаются обычая кровной мести. Конечно, сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако в далеких горных селах она может практиковаться и поныне. В старину захватывала целые роды, а причиной могло служить похищение, убийство, а также осквернение родовых святынь.

Вместе с тем, аварцы – народ гостеприимный. Гость здесь всегда является главным человеком в доме, и они всегда готовы к приходу даже нежданных гостей, оставляя им еду на обеде или ужине.

Общие кавказские традиции проявляются также в национальной одежде. Самой распространенной верхней мужской одеждой является бешмет, в зимнее время он утеплялся подкладкой. Под бешмет надевается рубаха, головным убором служит большая папаха . Что же касается женских костюмов, то они довольно разнообразны.

Аварские женщины носят одежду, украшенную местными этническими элементами – по украшениям, расцветке платка, узорам можно угадать, из какого селения женщина родом. При этом замужние и пожилые женщины предпочитают одежду приглушенных оттенков, а вот девушкам позволительно наряжаться более ярко.

Культура доминирующей нации Дагестана

Аварцы, как и другие , внесли большой вклад в и России. Прежде всего, это народное творчество. Выступления национальных коллективов всегда пользуются большим успехом у зрителей. Очень поэтичны и напевны песни аварцев. Здесь одинаково широко используются и богатые возможности языка, и национальный музыкальный колорит. Поэтому послушать, как они поют, всегда собирается немало слушателей.

Не менее колоритны и национальные праздники. Каждое такое празднество становится ярчайшим зрелищем. Здесь и песни, и танцы, и яркие костюмы – все сливается воедино. Стоит упомянуть, что аварцы, как и другие местные народы, умеют веселить и себя, и других. Они довольно остры на язык и хорошо знают особенности своего менталитета. Поэтому, как утверждают знатоки, анекдоты про аварцев сочиняют сами представителями этого народа.

Ярким, напевным и полным поэтичных оборотов является их язык, который относится к нахско-дагестанской группе языков . При этом в нем присутствует множество местных диалектов. Во многом это явление отражает особенности аварской истории, когда возникали вольные общества горцев.

Тем не менее, хоть они и проживают в разных частях земли, всегда могут понять друг друга. Существуют и общие языковые и культурные традиции, идентичные для всей Аварии. Например, многих интересует, почему аварцы с особым пиететом относятся к волкам. Все потому, что у них волк считается символом смелости и благородства. Поэтому образ волка многократно воспевается и в народном фольклоре, и в литературе.

Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, – один из самых знаменитых . Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.

Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также , профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира).

Сегодня национальность аварец говорит о многом. Это гордый и независимый народ, который на протяжении многих веков своего развития не раз доказывал, что умеет бороться за собственную свободу. Несмотря на то, что некогда они считались воинственными, у аварцев развито скотоводство и земледелие, различные ремесла. На многих национальных фестивалях создаются экспозиции традиционных ковров, шкатулок, посуды, украшений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Растительный и животный мир кайнозойской и мезозойской эры
Партизанское движение в великой отечественной войне
Тайна Соломонии Сабуровой первой жены государя Василия III