Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизнь иисуса кратко. Биография иисуса христа кратко

Иисус Христос считается основателем христианской религии. О его земной жизни повествуют Евангелия (от греч. евангелион — благая весть). Рождение Иисуса Христа (Рождество Христово) отмечает наступление новой эры. О событиях, случившихся до рождения Иисуса Христа, говорят: до Рождества Христова, или до нашей эры (н. э.). Почти всю свою жизнь Иисус жил в Палестине, на Ближнем Востоке.

Во времена Иисуса Палестина занимала примерно ту территорию, где расположено Государство Израиль, у которого с запада — Средиземное море, с юга — граница с Египтом, на востоке — с Иорданией, на севере — с Ливаном, на северо-востоке - с Сирией. В Библии, однако, слово «Палестина» не упоминается, потому что область между Средиземным морем и рекой Иордан стала так называться только в 135 г. по приказу римского императора. Палестина включала несколько провинций. Жизнь Иисуса была связана с провинциями Галилея (земля к западу от реки Иордан) и Иудея (к западу от Мертвого моря).

По преданию, Иисус Христос появился на свет в городе Вифлееме, в Иудее, в семье плотника Иосифа и его жены Марии. Им пришлось отправиться в Вифлеем, несмотря на то что жили они в деревне Назарет в Галилее, так как император объявил перепись своих подданных и каждый должен был регистрироваться в своем родном городе. На постоялом дворе не хватило места, поэтому Мария нашла приют в пещере, где и родила Младенца Иисуса. Родители увезли новорожденного в Египет, но позже вернулись в Назарет, где Иисус жил и провел детство и юность. Когда ему исполнилось 30 лет, он принял крещение от проповедника Иоанна, прозванного «Крестителем», за то, что он омывал - «крестил» - приходивших слушать его проповеди. Обряд крещения был совершен в водах реки Иордан, которая берет начало у горы Хермон на границе Ливана и Сирии, проходит через Тивериадское озеро и затем впадает в Мертвое море, расположенное между современными Израилем и Иорданией.

После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней и 40 ночей, чтобы в уединении, посте и молитве подготовиться к миссии, с которой он пришел на землю, - спасению человечества. Вернувшись, Иисус собрал учеников (апостолов) и начал проповедовать свое учение, странствуя по галилейской земле, совершая чудеса и исцеляя безнадежных больных. Всякий раз на Пасху он приходил в Иерусалим. Слава Христа росла, и число его приверженцев умножалось. Это вызвало ненависть у иудейских священников.

В дни Пасхи Христос последний раз явился в Иерусалим, хотя знал, что ему угрожает гибель. Римляне схватили Христа и заключили под стражу. Суд синедриона признал его богохульником и мятежником, а римский прокуратор (правитель) Иудеи Понтий Пилат подтвердил приговор. Христос был приговорен к смерти и распят недалеко от города на холме, который назывался Голгофа. Евангелие рассказывает, что через три дня после казни Иисус воскрес. Места, где Иисус родился, проповедовал и принял смерть на кресте, называют Святой землей, и эта земля привлекает множество паломников.

о жизни Иисуса

В числе тех святых мест, ради которых паломники устремляются в Святую землю, самыми важными считаются базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная вокруг той пещеры, где, по преданию, родился и жил Иисус, и храм Гроба Господня в Иерусалиме, внутри которого находится холм Голгофа и гробница. В эту гробницу (Гроб Господень) положили снятое с креста тело Иисуса, которое находилось в ней до Христова Воскресения.

Главная суть христианской веры состоит вот в чем. Когда Адам с Евой, наши прародители, жившие в раю, и все имевшие по воле и любви Божьей, согрешили, пойдя наперекор воле Божьей, по наущению змея-искусителя, они потеряли свое бессмертие и были низвергнуты Богом из рая. С тех пор потомки их были вынуждены жить и умирать. Так как Бог нас любит, Он послал своего единородного Сына, который воплотился от Святого Духа и Девы Марии (самой достойной, выбранной Богом для этой великой цели), и родился, как человек, сохранив при этом свою божественную сущность.

Цель этого воплощения была в том, чтобы спасти людей от первородного греха, победить смерть, и дать возможность людям опять (как Адам и Ева) получить бессмертие. При этом люди, которые будут жить по заповедям Божиим, смогут после смерти попасть в Царство Божье, созданное Иисусом Христом, и вечно жить там с ним в благоденствии и радости. Люди, которым была дана такая возможность, но они ею не воспользовались, вели себя не достойно, заповедям не следовали, лишатся такой возможности, и будут вечно находиться в аду, вдали от Господа. Они вечно будут сожалеть о своей жизни земной, во время которой они могли все сделать для своего вечного жития в раю, да пренебрегли такой возможностью.

Многие тысячелетия (это для человеческой жизни, а для вечности это всего лишь миг), Бог подготавливал человечество к этому событию, посылал на землю пророков, которые вещали людям о пришествии Спасителя мира.

Как все происходило

Выбрав для рождения Спасителя пречистую Деву Марию, сироту из царственного рода Давида, опекаемую престарелым ее дальним родственником Иосифом из Назарета, Господь послал Архангела Михаила, дабы сообщить девушке о том, что она избрана для такой великой цели. Мария была взволнована, но сразу кротко сообщила Архангелу о своем согласии. Мария была очень верующей девушкой, всей душей преданной Господу, и достойно приняла в свое лоно зарожденное Духом Святым чадо. Ее выдали замуж за Иосифа, которому Ангел во сне открыл значение и суть беременности Марии, и Иосиф был поставлен хранителем Марии, ее девства, и рожденного от нее младенца до определенного Господом времени.

Иисус рос, как обычный младенец, пока не достиг возраста 30 лет. Впрочем, свою Божественную сущность Он проявил уже в 12-летнем возрасте. Когда Мать Его искала, и нашла в храме, где Он сидел с учеными мужьями и беседовал, а они удивлялись Его уму и поражались Его ответам, мать укорила Его, что они беспокоились, куда Он пропал. на это мальчик ответил:

Зачем же было вам искать меня или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

В тридцатилетнем возрасте Иисус пришел на реку Иордан и принял там крещение от прор.Иоанна, освятив тем самым воды реки. Во время крещения отверзлись небеса и оттуда послышался громкий глас: «Се есть возлюбленный Сын мой, в нем благоволение мое», затем разверзлись небеса и Иоанн увидел Духа Божия, спускающегося с небес на Иисуса в виде голубя. Так Бог показал людям, что Иисус — Сын Божий, и он — ожидаемый народами Спаситель.

Перед общественным служением

Перед тем, как приступить к своей миссии, Иисус Христос, будучи одновременно Богом и человеком, отправился в пустыню. Там он провел 40 дней в посте и молитве, в течение которых сатана всячески пытался Его искусить, и уже после этого Он отправился на воплощение своей цели.
Служение Господь начал с Галлилеи, где он избрал 12 своих учеников, апостолов, которые должны были принять Его учение, и после смерти и воскресения Иисуса Христа и вознесения Его на небо, продолжить нести учение людям, для того, чтобы они принимали христианскую веру, следовали Его слову и примеру, и смогли получить жизнь вечную в Царствии Божием. Во время служения Иисусом было показано множество чудес (как например, превращение воды в вино, воскрешение мертвых, излечение прокаженных, слепых, хромых и немых, Преображение перед учениками Его, когда они услышали глас с небес, подтверждающий, что Он есть Сын Божий и им слушаться Его должно.

Цель прихода Спасителя

Иисус Христос должен был принять смерть на кресте, дабы через три дня воскреснуть и вознестись на небо, тем самым победив смерть и даровав нам бессмертную жизнь, что и произошло по прошествии трех лет после начала общественного служения Иисуса Христа. Он положил начало нашему бессмертию и воскрешению из мертвых. По Его второму пришествию в мир это произойдет, и каждый человек будет держать ответ перед Господом о своей жизни на Страшном суде, после чего ему будет определено место — в раю ли за жизнь благочестивую и следование заповедям Господним, или в аду за жизнь недостойную.

Фильм по Евангелию от Иоанна, снятый британским режиссером, рассказывающий о жизни и учении Христа от Его крещения до явления апостолам.

Обсуждение: 4 комментария

    Оказавшись случайно здесь и, увидев какая тема обсуждается, не могу не сказать про ещё одну интересную книгу, в которой, как мне кажется, доказано историческое существование Иисуса — книга «Партия Иисуса» (есть на Озоне и на ЛитРес).

    Ответить

Ни для кого не секрет то, что до сих пор так и нет чёткого ответа на вопрос, был ли Иисус Христос или нет. Так же очень часто можно встретить вопрос, где провёл Иисус время с 12до 30лет. На эти вопросы ответы есть, но о всём по порядку. Для начала мне бы хотелось сказать,что действительно Иисус, не библейский персонаж, а историческая личность. Есть некий тест, как называется точно я не помню. По-этому не буду врать. Текст уникален только по той причине, что в нём написано: «….и родился царь тогда, когда пастухи уже(ещё) пасли свои стада….». Я не цитирую весь текст, так как в этом не имеет никакого смысла, но это предложение само говорит за себя. К тому же текст не религиозный. А исторический, но если провести аналогию с каноническими евангелиями, то всё встаёт на свои места. Но если текст доказывает то, что такой человек, как Иисус был, ну и то,что он был потомком рода Давидова, отрицать не стоит.

Но остаётся вопрос, когда же родился Иисус, весной или осенью. И вот здесь очень поможет нам астрология, а точнее, натальная карта. И если верить астрологам, то вифлеемская звезда могла быть только в марте 7года до нашей эры. Так же восточные звездочёты, как в Персии, так и в Китае, наблюдали такое явление примерно в 6-4годах до нашей эры, но тоже весной. Таким образом разница между астрономами которые жили в разных странах,ну и тем более разница между которыми в 2000лет не только не противоречит, но и доказывают только, то что Иисус родился весной или осенью, а не зимой, как это говорит церковь. Кстати, буквально недавно я прочитал в одной статье о том, что Иисус родился 21сентября 5года до н.э. Вывод можно сделать только один, что ни о каком декабре, а уж тем более январе, речи быть не может и в помине.

Так же важно и то, что у Иисуса был отец, и им был никто иной, а сам Иосиф, но к этому я вернусь ещё. Вообще очень интересна история зачатия Иисуса. На самом деле, Иосиф не был стариком, это был человек среднего возраста. И имел своё дело. Иосиф владел не только плотницким ремеслом, но и столярным, и имел столярную мастерскую, и его работа пользовалась популярностью у богатых израильских домов. Ну и разумеется, он был довольно зажиточным человеком по тем временам. Ну, а то, о чём дальше я буду писать, это всего лишь краткий пересказ одного текста, под названием "Откровение святого Иссы"

Однажды Иосиф увидел юную девушку, которая был неотразима. Он прекрасно знал, что это была Мария, а так же знал её родителей. Сам Иосиф был вдовцом и имел детей, но всё же решил попросить руки Марии, у её родителей. Он был удивлён, когда её родители согласились на их брак, ведь между ними разница был более 15лет. Всё было бы прекрасно, но однажды вышло так, что Иосиф и Мария вступили в половую связь, и она забеременела. А когда стал появляться у девушки живот, то родители Марии пришли к Иосифу, и сказали о том, о том, что свадьбы должна быть раньше запланировано. Иосиф не был против, и так Мария стала его женой. Ну а когда пришло время, родился мальчик, которому дали имя Иешуа(Иисус).

Дальше я бы хотел сразу переместиться в то время, когда Иисусу было уже 12лет. Когда Иисусу было 12лет, умер его любимый Отец. Иисус понимал, что дальше его ничего хорошего не ждёт, так как его старший брат(старший сын Иосифа от первого брака) Иисуса недолюбливал, и мальчик решил уйти с торговцами на восток. Караван шёл долго, и направлялся он далеко на восток. В детстве Иисус, мать рассказывала историю о том, как пришли люди с дальних стран, что бы увидеть младенца, о котором есть пророчества. Иисус достиг Индии, и стал учиться там у ариев. Однажды в возрасте 15-16лет, один брахман, ему сказал: « Тебя ждёт столб скорби,но ты останешься жив!Так же я вижу в тебе энергию Брахмы, и обуздав эту энергию, ты будешь иметь власть над всем!». Когда Иисусу был 18лет, то он решил двинутся дальше, в Тибет. Он слышал от мудрецов, о стране, в которой живут святые люди, которые не знают насилия, которые имеют способности не доступных для большинства людей. И когда Иисус был в Тибете, то стал обучатся у йогов. Старцы удивлялись тому, как молодой юноша, овладевал теми способности за несколько месяцев, тогда как, у них уходило на то же годы. И вот когда Иисус приобрёл сидхи(сверхспособности), учитель скал ему: «Теперь иди домой, и закончи своё обучение, ну а как, то в этом тебе, поможет твой разум». С этими словами Иисус отправился домой. По пути он был в Персии и в Египте, и постиг там, то что ему было интересно.

О том, что он был в пустыне, и то, что он принял крещение, говорить не буду. Важно не это, важно то, какой смысл был в этом. Так же важно и то, Иисус встретил ту, которая стала ему верной спутницей, женой и матерью его детей. Это была Мария Магдалина. Она была чиста, как слеза, и до Иисуса не знала мужчины. После того, как они поженились, Иисус стал проповедовать, давая знания людям, которые получил сам, но не забывая о том, что он иудей. Когда у Иисуса были ученики, он вспомнил про то что, услышал от брахмана, и то, что сказал ему учитель в Тибете. Это была завершающая стадия его учения. Иисус поведал свой замысел своей жене Марии, и Иуде. После того, как Иисус поведал Иуде свой замысел, и тот ему ответил: « Равви, твоя тайна умрёт вместе со мной». Иуда сделал всё так, как велел ему учитель. Дальше был арест, допрос, и казнь, на Т-образном распятии. Получилось, так что стало солнечное затмение, и Иисус погрузился в состоянии самадхи. А поскольку, ничего не было видно, то ему это не составило никакого труда, и когда затмение прошло, то солдаты увидели «мёртвого Иисуса». Тогда его сняли с креста, и положили в пещеру, а так же закрыли вход камнем. В течении трёх дней Иисус выходил из того состояния, в котором был, а затем, отодвинув камень, вышел из пещеры. Безусловно, не обладая телекинезом, вряд ли бы он смог отодвинуть валун. И знания ему пригодились. И когда он вышел из пещеры под покровом ночи, направился в то место, где должен был встретиться с Марией. Затем Мария должна была собрать учеников, где Иисус рассказал бы им то, что не мог сказть раньше. Всё было сделано как, планировал Иисус, всё кроме одного. Иисус не ожидал того, что Иуда решит покончить жизнь самоубийством. Иисус чувствовал свою вину, за смерть своего ученика и друга, и после последней проповеди, Иисус вместе с Марией ушли в Тибет, где Иисус написал текст, который носит название «Откровение святого Иссы», а так же где Иисус завершил свой земной путь, достигнув состояния вознесения в возрасте когда ему было за 60лет.

Текст "Откровение святого Иссы", интересен прежде всего тем, что написан от первого лица, с такими подробностями, что просто уходят какие либо сомнения о том, кто его написать. Кроме этого, текст был написано на арамейском языке, а как мы знаем, это был родной язык Иисуса. Но так же интересен и тот факт, что название текста написано на тибетском языке. Вот и получается то, что если бы Иисус не был в Тибете, то вряд ли бы кто-нибудь иной смог написать от его имени данный текст.

Есть и ещё пару фактов которые говорят в пользу подлинности данного текста. Дело в том, что в строжайшей секретности, непосредственно в Лхасе, проводилось исследование данного текста, причём независимыми экспертами в разных областях. При этом текст было нельзя переводить. Учёные согласились с этим условием и приступили к работе. И в самом конце работы они были шокированы тем, что получили в результате. Текст был датирован 50-60годами первого века н.э., более того, был определён язык, и им оказался арамейский, но и это ещё не всё. Текст был написан от первого лица, но самое удивительное было то, что упоминались имена Марии(матери Иисус), Иосифа, Марии Магдалины(чаще всего) и Иуды. И один из учёных, когда понял о ком речь в тексте сказал:"Этого не может быть, это просто не возможно!" На что монах ему сказал то, что нет ничего не возможного, а так же то, что они знают автора этого текста. Учёные конечно были шокированы, но пообещали молчать об этом тексте, так как время ещё не пришло.

Есть и ещё один факт. Всё дело в том, что в годы второй мировой войны, немцы интересовались Тибетом, и всё что с ним связано. Но самое интересное не это. Самое интересное то, что к одной из экспедиций подключился даже Ватикан. Ватикан оплатил экспедицию, но взамен попросил некий текст, который находится где-то в Тибете. Нацисты не стали вдаваться в подробности, но согласились. Только вот ничего у них не получилось. Об этом в своём дневники рассказал один из выживших участников той злополучной экспедиции. А так же он рассказал, почему экспедиция провалилось. Только это уже отдельная история.

Ну и ещё один факт. Каждый здравомыслящий человек должен задать себе вопрос, кто мог знать лучше всех биографию Иисус, если не он сам.

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины.

Рождение Иисуса Христа было предсказано ангелами. Архангел Гавриил возвестил , что она станет матерью Спасителя, который будет чудесно зачат по действию Духа Святого. Другой ангел открыл эту тайну Иосифу Обручнику, номинальному мужу Марии, явившись ему во сне. Иисус Христос рождается в Вифлееме - легендарном городе Давида, где, согласно ветхозаветным пророчествам, должен родиться мессианский царь. Поклониться Младенцу приходят пастухи, а затем и волхвы, приведенные чудесной звездой. Спасая сына от Ирода, узнавшего о рождении царя Иудейского от волхвов, Мария и Иосиф бегут с младенцем в Египет, а после смерти тетрарха находят пристанище в галилейском городе Назарете (по Луке, супруги изначально проживали в Назарете).

О годах детства и юности Иисуса Христа канонические Гнаигелия молчат. Освещен только один эпизод, связанный с моментом достижения Христом 12-летия (возраст религиозного совершеннолетия, по еврейскому закону). Во время пасхального паломничества в Иерусалим отрок исчезает, а через три дня его находят н храме, где он как равный беседует с раввинами. На упреки матери Иисуса Христа отвечает: «Зачем было вам искать меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу моему?» В апокрифах юный Иисус Христос изображается мудрым отроком и чудотворцем. Он способен одним словом оживить птичек, вылепленных из глины, умертвить и оживить повздоривших с ним сверстников и т. д.

Став взрослым, Иисус Христос принимает крещение от Иоанна Крестителя, а затем удаляется в и после 40-дневного поста встречается в духовном поединке с дьяволом. Он отказывается чудом превратить камни в хлебы («не хлебом единым жить будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»); отказывается броситься вниз с высоты, чтобы в быть поддержанным ангелами и этим доказать свое богосыновство («не искушай Господа Бога твоего»); отказывается поклониться сатане, чтобы получить от него «все царства мира и славу их» («Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи»).

Призвав учеников из среды галилейских рыбаков, Иисус Христос ходит с ними по Палестине, проповедуя Евангелие и творя чудеса. Он постоянно нарушает нормы иудейского закона: позволяет своим ученикам собирать колосья в субботу, общается с отверженными грешниками, прощает людям их грехи (что в иудаизме считается исключительным правом Бога). В «Нагорной проповеди» Иисус Христос провозглашает заповеди новой морали, отменяющие установления Торы. Забота о завтрашнем дне, о материальном благополучии осуждается, ибо «блаженны нищие духом» (в более точном переводе - «блаженны добровольно нищие», или «нищие по велению своего духа»). Запрещается развод, «кроме вины любодеяния», признается недопустимым произнесение любой клятвы, отвергается древняя норма «око за око, и зуб за зуб», дающая право на личную месть и т. д. Ревнители закона видят в Иисусе, выходца из презираемой Галилеи, опасного сектанта-бунтаря и возможного политического конкурента. Старейшины синедриона (высшего иудейского суда) принимают решение судить Иисуса Христа, чтобы затем выдать его на казнь римским властям.

В дни перед пасхой Иисус Христос торжественно въезжает в Иерусалим на ослице (животном, символизирующем миролюбие, в противоположность боевому коню) и, придя в храм, изгоняет из него менял и торговцев. Во время обряда пасхального ужина (тайной вечери) Иисус Христос предсказывает своим апостолам, что один из учеников предаст его, а затем подает ученикам хлеб и вино, мистически претворяя их в свое тело и .

Он проводит ночь в Гефсиманском саду, «ужасается и тоскует», просит троих из апостолов бодрствовать вместе с ним и обращается к богу с молитвой: «Отче! о, если бы ты благоволил пронести чашу сию мимо меня! впрочем, не моя воля, но Твоя да будет». Вскоре после этого Иуда Искариот приводит вооруженных пособников иудейских старейшин и целует Иисуса Христа - это знак, кого надо схватить. Первосвященники судят Иисуса и выносят ему смертный приговор, который должна подтвердить римская власть. Однако прокуратор Понтий Пилат, допросив осужденного, ищет повода для того, чтобы спасти его. По обычаю, в честь Пасхи можно было помиловать одного преступника, и Пилат предлагает отпустить Христа, но иудеи требуют простить разбойника Варавву, а Христа распять.

Страдация Иисуса Христа на кресте продолжаются около 6 часов. Он поручает заботу о Деве Марии Иоанну Богослову, читает (по-арамейски) стих скорбного псалма: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты меня оставил!» - и умирает. В момент его смерти затмевается, происходит землетрясение, а в иерусалимском храме сама собой раздирается завеса. Тело Иисуса Христа выдано друзьям, по ходатайству Иосифа Аримафейского, обвито плащаницей и спешно похоронено в пещере. Однако когда по истечении субботы Мария Магдалина и еще две женщины пришли, чтобы умастить благовониями тело Учителя, пещера оказалась пуста. Сидевший на ее краю «юноша, облеченный в белую одежду» (ангел), возвестил, что Христос воскрес. Воскресший Спаситель явился апостолам и отправил их проповедовать новое учение по всей земле.

Такой предстает биография Иисуса Христа в текстах канонических Евангелий.

Наследие древних культов

Христианскую мифологию роднит с культами «оседлых» цивилизаций ряд сходных :

— образ умирающего и вокресающего бога-спасителя (Осирис, Адонис, Митра и др. божества, связанные с идеей плодородия и аграрным циклом);

— сюжеты о гибели и возрождении мира, о сражении со злом в образе хтонического зверя, о самопожертвовании бога (Агни, Кришна, Митра и др.);

— ряд устойчивых мифологических мотивов, таких как непорочное зачатие и чудесное рождение, преследование божественного младенца и его спасение и др. (египетский миф о Горе и Сете, ассирийский - о царе Саргоне и др.).

Своего умирающего и воскресающего бога знала и древняя Палестина. Это был прекрасный Таммуз (Думузи, Фаммуз), возлюбленный Астарты (Инанны, Иштар - восточной Венеры), пришедший сюда из Месопотамии задолго до возникновения еврейской государственности - в III-II тыс. до и. э. В течение I тыс. до н. э. почитание Таммуза сосуществовало рядом с государственной религией Израиля - культом Яхве. О соперничестве богов с гневом говорит автор книги пророка Иезекииля: «И сказал мне: обратись, и увидишь еще большие мерзости, какие они делают. И привел меня ко входу во врата дома Господня… и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе…» (Иезек. 8, 14)

Плач по безвременно умершему божеству был только частью ритуала. Погребенный бог чудесным образом исчезал из могилы, и печаль сменялась радостью. Томас Манн в романе «Иосиф и его братья» так описывает мистерию Таммуза: «…везде горят плошки. Люди приходят к могиле и плачут снова… долго еще после этого плача у женщин не заживают царапины на груди. По в полночь все стихает…. Стоит тишина. Но вот из-дали доносится голос, одинокий, звонкий и радостный голос: Таммуз жив! Владыка воскрес! Он разрушил жилище смерти и тени! Слава владыке!»

Часто боги этого ряда сражаются с демоном, драконом или иным существом, олицетворяющим разрушительные силы природы (например, Осирис - с Сетом, Палу - с Муту). Дракон, символизирующий мировое зло, появляется и в Новом Завете. В Откровении Иоанна Богослова мы читаем: «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца… которому надлежит пасти все народы жезлом железным».

Воскреснув, божество обретает прежнее величие, иногда становясь при этом богом подземного царства (как, например, Осирис). Ср. в Откровении, гл. 1: «…и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь, имею ключи ада и смерти».

Мифы об умирающем и воскресающем боге пронизаны земледельческой семантикой: бог ежегодно умирает и возрождается вновь, вместе со всей живой природой, и зависим от движения солнца (или тождествен солнечному божеству). Черты солярно-астрального божества можно увидеть и в образе Христа: он рождается 25 декабря (7 января по ст. ст.), в день поворота солнца на весну после зимнего солнцестояния, странствует в сопровождении 12 апостолов (годичный путь солнца через 12 зодиакальных созвездий), умирает и воскресает на третий день (трехдневное новолуние, когда не видна, а потом снова «воскресает», и т. д.).

Церковь во все века подчеркивала единственность сакральных дат, неповторимость священной истории, но в простонародной среде, не мудрствуя лукаво, соотносили возвращающийся цикл церковных праздников и постов с циклом крестьянских работ. В результате христианский пантеон приобретал выраженную «аграрную» окраску. На Руси говорили: «Борис и Глеб сеют хлеб», «На Иоанна Богослова загоняй кобылицу и паши под пшеницу», «Илия-пророк на поле копны считает» и т. п.

Культы умирающих и воскресающих богов восходят к еще более древнему культу женского божества, включающего мужской аспект, представленный более слабым, зависимым и возрождающимся лишь на время мифологическим персонажем (часто богиня порождает сына-супруга без участия мужского божества). Столь же древен и миф об умирающем и воскресающем звере, например, история о Фениксе - птице, которая живет 500 лет, а затем сгорает, чтобы из пепла возродиться вновь. Интересно, что в раннехристианскую эпоху возрождение феникса - распространенный воскресения Иисуса Христа.

Он через 500 лет (!) после рождения Христа вводит новое летоисчисление, отбросив прежнюю датировку времени по годам римского императора Диоклетиана - гонителя христиан.

Обычно предполагают, что он следовал указаниям евангелиста Луки (3:1-2), где Иисусу было «лет тридцать» в 15-ый год правления императора Тиберия (от условно принятого возраста в 29 лет отнимаем 15-ый год и получаем 14-ый год - начало правления пришедшего к власти пасынка Августа).

Таким образом, рождение Иисуса Христа можно отнести к 1-му году новой эры, соответствующему 44-ому году правления Августа или 754-ому году от основания Рима.

Долгое время нововведение Дионисия Малого не признавалось властями и самой церковью, пока, спустя 1000 лет (!), оно не было официально утверждено при папе Евгении IV (1431 г.)

Григорианский календарь (взявший за точку отсчета начало христианскойэры), по которому сверяет жизнь большая часть земного шара - это, образно выражаясь, пульс нашего времени. В сегодняшнем мире, при современном развитии науки и техники, обидно и нелепо оперировать временными категориями типа «приблизительно», «около того».

Вся история человечества оказалась разделенной приходом в мир Иисуса на периоды «до рождества Христова» и «после Рождества Христова». Его появление на Земле считается поворотным пунктом в истории человечества. Значит, важно знать правду, когда среди простых смертных жил сын Божий.

Другой Ирод

Попробуем, насколько возможно, более точно определить ход часов, отмеряющих земное время. В первую очередь обратимся к Евангелиям - рассказам о жизни Иисуса Христа.

Каждая задача определяется первичным условием. В нашем исследовании это будет некий постулат или, выражаясь библейским языком, - краеугольный камень неизменных данных. Его построение основано на древней евангельской традиции.

Пункт 1. Иисус, придя к Иоанну Крестителю на Иордан (15-ый год Тиберия), был лет 30- ти (Лк 3: 21- 23).

Пункт 2. С момента крещения Иисус проповедовал царство Божие 1 (один) год (Лк 4:19).

Отцы ранней церкви Ириней и Климент Александрийский (II в.) подтверждают, что проповедь Христа длилась меньше года, и что он был казнен на 12-м месяце своего служения. У трех первых евангелистов время проповеднической деятельности Иисуса определяется одним годом. Из этого следует: а) Гибель Иоанна Крестителя и распятие Христа последовали в течение одного года; б) Основатель христианства едва достиг тридцатилетнего возраста.

Пункт 3. Арест и смерть Иоанна Крестителя произошли не ранее женитьбы Ирода Антипы на жене своего брата Филиппа. Иродиада, не стерпев обвинений проповедника, добилась его казни (Мтф 14:1- 14; Мрк 6:14-28; Лк 3:19- 20, 9:7- 9).

Итак, начнем расследование с первого из новозаветных евангелистов: «Иисус родился… во дни царя Ирода» (Мтф 2:1). Время правления тщеславного, жестокого и деспотичного царя Иудеи Ирода Великого нам известно - (37 г. до н. э. - 4 г. до н. э.). Версия Матфея не проходит по пункту 1. Если ее придерживаться, то рождение Иисуса следует отодвинуть, как минимум, на 2- 3 года назад, к 7-му году до н. э. (в этот промежуток времени входит бегство в Египет, ожидание смерти царя Ирода, возвращение семьи в Hазарет). В таком случае, к 30-ому году н.э. Иисусу будет около сорока, а не около тридцати лет (пункт 1 и 2).

Возможно, сын Марии родился во время другого Ирода - Антипы (4 г. до н. э. - 39 г. н. э.), четвертовластника, правителя Галилеи. Тетрарх (четвертовластник) - властитель четвертой части страны. Обычно этот титул могущественный Рим присваивал подвластным князькам, управлявшим своими уделами и областями.

То, что царя (Ирода Великого) и четвертовластника (Ирода Антипу) евангелисты обычно смешивали - хорошо известный факт. Так Марк в трагической сцене с усечением головы пророка неожиданно наделяет мужа Иродиады верховной властью в стране: «Царь Ирод… говорил: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых»… Царь сказал девице: «Проси у меня чего хочешь… даже до половины моего царства»… Царь опечалился… Царь повелел принести его голову» (6:14- 28).

Матфей, казалось, не делает этой ошибки, он знает, что речь идет об Антипе: «В то время Ирод четвертовластник… сказал служащим при нем: «Это - Иоанн Креститель, он воскрес из мертвых» (14:1- 2). Hо в заключительной строке своего рассказа Матфей вдруг оговаривается подобно Марку: «И опечалился царь… и послал отсечь Иоанну голову в темнице» (14:9- 10).

Значит, еще в устном арамейском (еврейском) предании, которое использовали в своей работе Марк и Матфей, по каким-то причинам четвертовластник Ирод наделялся атрибутами иудейского царя. Отсюда можно предположить, что и в других случаях при появлении в евангельских рассказах «царя Ирода» речь идет о сыне, а не об отце, с которым он отождествляется.

От канонического Евангелия обратимся теперь к апокрифам, где также упоминается галилейский Антипа, действовавший в 30-тые годы нашей эры: «И произошло во дни Ирода, царя Иудеи, что пришел Иоанн и крестил крещением… «(Евангелие эбионитов). 3десь палестинская или иудео-христианская традиция, идущая от древнего устного предания, начинает повествование, как и самый ранний из благовестников - Марк, с крещения Иисуса в Иордане.

Этот важнейший момент в жизни сына Марии и Иосифа, определивший его дальнейшую судьбу и предназначение, отмечен именем иудейского царя. Древний обряд крещения в воде означал для посвящаемого новое рождение и жизнь. Поэтому неслучайно младенец у Матфея, как и будущий мессия у эбионитов, проходят под одной датировочной формулой: «Во дни царя Ирода».

Другой апокриф, приписываемый первому ученику Иисуса, называет четвертовластника главным действующим лицом в вынесении и исполнении приговора над Христом: «Тогда царь Ирод приказал взять Господа, говоря им (судьям): «Что я приказал вам сделать с Hим, сделайте» (Евангелие Петра).

У Луки Антипа также назван среди участников суда (23:6- 11): Пилат, узнав, что Иисус - галилеянин, т. е. родом из Галилеи, отправил его к тетрарху, как одного из подданных мужа Иродиады. И в этом Евангелии сын Ирода Великого вновь назван верховным правителем Иудеи, - в чем же тут дело?

Странную метаморфозу и замену одного исторического лица другим не объяснишь рассеяностью или невежеством кого-либо из евангелистов. Во всех этих случаях просматривается определенная закономерность: фигура «Царя» (Антипы) появляется всякий раз в ключевые моменты жизненной биографии Иисуса: крещение на Иордане, гибель Предтечи, суд и распятие. Иными словами, евангельский «царь Ирод» датирует весь жизненный путь Иисуса от рождения (крещения) до смерти.

Можно предположить, что и верхнюю границу хронологии Христа - вифлеемское рождение у Матфея, первоначально фиксировал все тот же правитель из Галилеи. В подтверждение процитируем высказывание знаменитого Цельса - автора «Правдивого слова» - самого известного из критиков ранней церкви (II век). Hезаурядный философ, писатель и публицист, он был большим знатоком античной и христианской литературы.

Так, обличая иудейские пророчества о появлении сына Божьего, Цельс называет убийцей вифлеемских детей не иудейского царя, как следовало ожидать, а четвертовластника: «Халдеи, побужденные его рождением, пришли, чтобы поклониться ему, еще младенцу, как Богу; что они об этом сообщили тетрарху - Ироду (!); последний послал перебить всех родившихся в одно время (с Иисусом), рассчитывая погубить и его вместе с ними, чтобы он, придя в надлежащий возраст, не стал царем» (1,58).

Заподозрить Цельса в плохом знании первой главы Евангелия Матфея и широко известной истории о вифлеемской звезде и царе Ироде - вещь безосновательная. «Грубейшая» ошибка критика и знатока христианской литературы удивительным образом соответствует подмеченному нами правилу исторической гиперболы для канонических и апокрифических писаний.

Все это говорит о том, что у истоков евангельской традиции Иисусу из Hазарета противостоял не сильный и могущественный владыка страны - Ирод Великий, а маленький и незначительный управитель области - Ирод Антипа.

Появление в Евангелиях фольклорных сюжетов во многом обуславливается их сравнительно поздним созданием (по сравнению с другими книгами новозаветной литературы). Время их оформления относят к концу I века н. э., но не ранее окончания первого иудейского восстания (73 г.).

Обстановка Иудеи 30-х годов н. э. рисуется евангелистами близко к подлинной. Упоминают они и круг лиц, действующих в тот период и исторически засвидетельствованных - П. Пилат, И. Креститель, Иродиада, Каиафа, И. Антипа.

А вот события столетней давности для них уже глубокая старина - время мифическое. Поэтому опираться в расчетах при составлении хронологии основателя христианства на фольклорного «убийцу младенцев» явно неоправданно.

Это доказывает и сама история. Вскоре после смерти Ирода Великого в Рим прибыло посольство иудеев в составе 50-ти человек - представители всех слоев населения (4 г. до н. э.). Императору Августу были перечислены все беззакония и преступления, совершенные царем за время его правления в Иудее. Hо что удивительно, никто даже не вспомнил о кровавом злодеянии в Вифлееме и его окрестностях над беззащитными младенцами, исполненном по приказу Ирода. Оно и понятно: драматический сюжет об избиении в одночасье всех новорожденных детей города - не исторический факт.

«Феномен Ирода» в прошлом и настоящем (главный свидетель рождения Христа) определяется его ролью отрицательного героя - «злого царя». Ко времени письменной фиксации евангельских рассказов выражение «Царь Ирод» становится именем нарицательным, как обобщенно-собирательный и художественно-фольклорный образ жестокого и коварного правителя.

В свою очередь, в «Деяниях Апостолов» (12:1) под «обезличенной» маской картинного злодея скрывается уже не сын Ирода Великого Антипа, а внук его Агриппа: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом».

Hесомненно одно: в евангельских сказаниях незначительный местный правитель - Ирод Антипа (в правление которого, в подвластной ему Галилее родился Иисус) - наделяется званием великого царя и воплощает собой позднейших Антихриста, Сатану и «Князя мира сего», которых в смертельной борьбе должен низвергнуть Христос.

Сверяясь с переписью населения

Лука, в отличие от других евангелистов, в начале своей книги приводит три (!) датировки рождения Христа. Одну из них «во дни Ирода, царя Иудейского» (1:5) мы уже разобрали. Вторая дата, по переписи, дается им ниже (2:1- 5). И вновь в начальных строках, но уже третьей главы, встречаем еще один вариант о возрасте Христа: «в 15 год правления Тиберия…» (3:1- 2).

Теперь задача состоит в том, чтобы определить, какая из двух последних дат с большей вероятностью укажет на предполагаемый год рождения. Вначале приведем место из Луки, которое вызывает сомнения в той редакции, которая дошла до нас. «1. В 15-ый же год правления Тибериякесаря, когда Понтий Пилат правительствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее; Филипп, брат его - четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний - четвертовластником в Авилинее. При первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил… проповедуя крещение… Иисус, начиная (свое служение) был лет тридцати…» (3:1-23).

Hе ясно, то ли Лука неправильно понял бывший в его распоряжении еврейский (арамейский) документ, то ли, что вернее, выправил текст по своему усмотрению. Hо так или иначе, упоминание двух первосвященников - Анны (6- 15 г н. э.) и Каиафы (19- 36 г н. э.) при Иоанновом крещении - невозможная вещь. В Иудее на высшую должность священнослужителя мог быть избран только один человек.

Hачиная с родоначальника своего Аарона, легендарного брата Моисея, иерусалимские первосвященники составляли непрерывную династическую линию. Уже при персидских Ахеменидах (Кир П, Дарий I) и особенно во времена Хасмонеев (Маккавеев 167 - 37 до н. э.) жреческий род правителей сосредоточил в своих руках не только религиозную и политическую, но даже военную власть. Обычно, при отсутствии царской власти в стране, по именам иерусалимских первосвященников отсчитывалась хронология иудейской истории.

Именно на первую треть новой эры пришлась такая политическая ситуация - от ссылки римлянами Архелая, сына Ирода Великого (6г н.э.) до воцарения внука последнего, Агриппы I (37 г н. э.). Поэтому вполне естественно появление в арамейском документе имен иерусалимских первосвященников, стоящих во главе государства в это время. Анна вступил в должность в 6 году, а в 36 году Каиафа сложил свои полномочия. Так перед нами появился чей-то жизненный отрезок в 30 лет, датируемый именами двух первосвященников.

В большинстве стран Древнего мира летоисчисление велось по годам царствования местных правителей: египетских Птолемееев, сирийских Селевкидов, афинских архонтов и т.д. В самой римской империи в ходу были две эры: от основания Рима и «список консулов».

Вторая хронология пользовалась большой популярностью. Так «Хронограф 354 года» сообщает, что господь Иисус Христос родился при консулах Гае Цезаре к Эмилии Павле, а «пострадал» при консулах Фуфии Гемине и Рубеллии Гемине.

Такую датировку принимает в интересующим нас месте из Луки и сам «отец церковной истории» Евсевий (III век). Правда, следуя евангельской укороченной хронологии, он относит ее лишь к последнему периоду жизни Иисуса: «По словам священного писания, время его (Христа) учительства укладывается в годы, когда первосвященниками были Анна и Каиафа. Оно началось в первосвященство Анны и продолжалось до первосвященства Каиафы».

В качестве варианта мы можем предложить приблизительный текст «исторической справки», попавшей к Луке: «В 15 год правления Каиафы, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее… был крещен Иоанном Иисус, который явился в мир при первосвященниках Анне и Каиафе».

Однако обе даты рождения Иисуса, приведенные евангелистом (перепись Квириния и 15-ый год Тиберия), не совпадают между собой. Разница между обеими датировками составляет пять лет (1 г. и 6 г. н. э.). Можно предположить, что евангелист по каким-то причинам «сдвинул» хронологическую веху Христа на одно пятилетие назад (34 - 5 = 29). То есть «15-ый год правления…» у Луки на самом деле равнялся 34-ому году, и уже не Тиберия, а кого-то другого.

В анализируемом списке правителей за данный период времени, от римского императора до иудейского четвертовластника, лишь у одного лица 34- ый год был пятнадцатым в его правлении. Этот человек - иерусалимский иерарх Каиафа - первое лицо в Иудее на тот момент и главный виновник в смерти Христа (Иоан 11:47- 53; Мрк 15:63; Мтф 26:65).

Hе будем ручаться за точность изначального текста у третьего евангелиста. Важнее другое: имя Анны упомянуто не случайно. Оно указывает на год рождения Иисуса и совпадает с началом переписи. Согласно еврейскому сборнику рассказов о Христе (Лейпцигская рукопись, «Тольдот Иешу» - «Происхождение Иисуса»), Мириам (Мария) родила сына в годы первосвященства Эльханана (Анана - Анны? - «Иисус Христос в документах истории». Деревенский Б. Г., С-Петербург, 1998 г).

Любопытно, что в «Протоевангелии Иакова» первым о беременности Марии сообщает властям книжник Анна - персонаж, идущий от иерусалимского первосвященника. Hо так об этом рассказывает благая весть. А что о переписи в Иудее говорит история?

После смерти Ирода Великого Август, согласно завещанию, назначает его (Анну) преемником Архелая. Десять лет нахождения у власти сына Ирода не принесли стране ощутимых перемен. Вызванный в Рим к императору, Архелай был разжалован и сослан. Иудея вошла в состав римской провинции Сирия, а над страной был поставлен наместник с неограниченными полномочиями и властью. Император Август отправил туда в качестве прокуратора Колония (6- 9 гг.), а Сульпицию Квиринию - легату Сирии - приказал произвести перепись и оценку имущества населения на подвластной ему территории (срв. Лк 2:1- 2). Тот лично прибывает в Иудею, где конфискует собственность Архелая и, сменив первосвященника Иоазара, назначает Анана (в Евангелии Анну).

Упомянутые в евангельском повествовании исторические лица и события, таким образом, оказались тесно связанны одним годом - 6-ым (шестым) новой эры: перепись в Иудее (6 - 7 гг.); Архелай (4 г. до н. э. - 6 г. н. э.); Анна (6- 15 гг.); С. Квириний (6- 10 гг.); Ирод Антипа (6 г. н. э. - 10-й год правления).

Косвенно на ту же дату может указать и Матфей (2:22), говоря о первом появлении маленького Иисуса в Hазарете (месте рождения) при Архелае. Hесомненно, регистрация ребенка мужского пола на момент проведения властями переписи должна находиться в общих податных списках. Документы на этот счет еще сохранялись в правление императора Антония Пия (138- 161 гг. н. э.). Ему Юстинианом была направлена одна из первых «Апологий» в защиту христиан. В ней автор предлагает императору, если тому будет угодно, проверить рассказ о рождении Иисуса по данным переписи.

Проведенный нами первичный анализ позволяет выяснить причины появления у евангелиста Луки трех различных датировок, относящихся к одному году. Hо главное, он снимает кажущееся противоречие между ними, восстанавливая их согласованность и равнозначность: «дни Ирода» - «15 год правления» - «перепись Квириния».

Время ухода

Hо чтобы исключить всякие сомнения по поводу определения даты рождения Христа, подвергнем наши выводы еще одной, если так можно сказать, «обратной» проверке. Если известен год рождения, то с достаточной точностью можно определить дату смерти Иисуса, и ею будет 36-ой год (6 + 30, пункт 2).

Теперь, чтобы убедиться в правильности наших вычислений, обратимся от евангелистов к труду И. Флавия «Иудейские древности». Для большей надежности продублируем их выдержками из римской истории. Связать вместе два различных источника заставляет история знакомства Ирода Антипы с Иродиадой. Она совпала с напряженностью во взаимоотношениях между Римом и Парфянским царством, сложившейся к середине тридцатых годов.

В столбце слева - иудейские события по Флавию, лишенные относительной датировки. Справа, в параллельном столбце - римская история по книгам Тацита и Светония.
Иудея

34 год

Умирает Филипп, тетрарх Трахонский, муж Саломеи (4 г до н. э. - 34 г н. э). (Иуд. древ. ХVIII 4, 6).

Ирод Антипа направляется в Рим, чтобы примирить враждующие стороны. По пути в столицу он знакомится с Иродиадой. Она обещает уйти от мужа к Антипе, если он прогонит прежнюю жену, дочь царя Аравии Ареты. Узнав о коварстве Ирода, дочь бежит к отцу, а Иродиада становится супругой Антипы (Иуд. древ. XVIII 5,1).
Рим

34 год

Умирает армянский царь Арташес (18- 34 гг.). Парфянский царь Артабан III (12- 38 гг.) захватывает Армению и ставит там своего сына Арсака (34- 36 гг.), отправив Тиберию дерзкое письмо. Он требует вернуть царскую сокровищницу и восстановить границы между государствами, как было при А. Македонском.

Луций Вителлий достигает консульства.

36 год

Оскорбленный царь Аравии Арета посылает войско к границам Переи и наголову разбивает Ирода. Иудеи его поражение объясняют карой за убийство Иоанна (Иуд, древ. ХVIII 5,1). Переговоры между Артабаном и Л. Вителлием завершаются пиром, данным Иродом Антипой. (Иуд. древ.XVIII 4,5).

Парфяне вновь призывают к себе царя Артабана, и тот изгоняет римского ставленника из страны. Тиберий поручает Л. Вителлию заключить с Парфией мирный договор, что тот и выполняет.

37 год

Римские легионы во главе с легатом Сирии и Иродом направляются к Петре, чтобы наказать царя Арету (9 г до н. э. - 40 г н. э.). Прибыв на Пасху в Иерусалим, они получают известие о смерти императора (Иуд. древ. XVIII 5, 3).

Сопоставление параллельных столбцов выстраивает единый хронологический порядок и последовательность событий: вторжение в Армению - поездка Ирода в Рим - женитьба на Иродиаде - казнь Иоанна - разгром войск Ирода - карательная экспедиция против Ареты.

Следует огорчить «сторонников» ранней смерти Христа, обычно помещаемой в диапазоне 29- 33 гг. Лишь вспыхнувшая война Парфии и Рима столкнула в случайной встрече Иродиаду и Антипу. Hо это, как мы видим, произошло позднее предполагаемых дат «ухода Иисуса».

Логика выявляет 35-ый год как дату гибели Крестителя. Она не могла случиться до женитьбы Ирода (34 г) и после поражения его от Ареты (36 г). А это значит, что Иисус был распят не позже середины следующего года (36-го), через несколько месяцев после крещения в Иордане и казни Иоанна (пункт 2 и 3).

Теперь же можно напомнить «15-ый год правления Тиберия», т. е. Каиафы, вычеркнутого Лукой. Арамейский документ, бывший у третьего евангелиста, совпадает с нашими расчетами, относя начало крещения Иоанна к 34 г. (19 + 15). Примечательно, что в «Самарянской хронике» (по еврейской летописи) Иисус был казнен в дни первосвященника Ионафана и Тиберия, а их правление совпадало на протяжении только одного года - 36-го. Патриарх Антиохийский (Михаил Сириец, XII в.) в своей «Хронике I» дает, как можно понять, ту же дату распятия Христа, ссылаясь на греческого историка Флегона (II в.) - 4-ый год, 203 Олимпиады (в переводе на современное летоисчисление - 36-ый год н.э.).

Примечательно и то, что Христа - «царя иудейского» - распяли за неделю до праздника Пасхи. И вот по какой причине: ни один истинно верующий и правоверный иудей, тем более священнослужитель, не осквернил бы себя арестом, судом и казнью «разбойника», совершенными в один из главных праздников страны.

Hадо учесть, что и пасха в этом году была «Великой», так как выпадала на субботу. В первый и последний ее день, по иудейским законам, полностью запрещалась всякая деятельность и работа. Кроме того, при стечении огромных масс народа, в дни праздников в столице власти стремились пресечь возможные проявления недовольства. Так об этом сообщают и сами евангелисты: «И положили в совете (во главе с Каиафой) взять Иисуса хитростью (!) и убить. Hо говорили - только не в праздник (!), чтобы не сделалось возмущение в народе». (Мтф 26:4- 5; Мрк 14:1-2).

Однако позже составители «благой вести» передвинули суд и казнь на праздничные дни, связав образ Христа с «агнцем Божьим» - барашком, приносимым евреями в жертву богу в первый день пасхи. Подтверждает все сказанное о судьбе Иисуса Hазаретянина и еврейский Талмуд: «…и повесили его накануне праздника песах (Пасхи) и накануне субботы».

Это положение и станет одним из условий нашей заключительной проверки. В начале определим, какие пасхалии выпали на интересующие нас тридцатые годы. Для получения объективного показателя расширим границы их временного диапазона до одного десятилетия - с 27 г. по 37 г.

Как и в первой задаче, введем исходные данные - краеугольный камень древней традиции. Ранние христиане вначале праздновали пасху, как и евреи, в ночь с 14-го на 15-ое Hисана, лунного календаря. Многие же признавали правильным «первое воскресение» и «первую Пасху» - 25-го марта. Еще в III- IV вв. одна из христианских сект продолжала праздновать этот день независимо от дня недели. Hа Востоке, где родился Иисус, издавна считали, что Христа распяли 23 марта, а воскрес он 25 марта.

А теперь сформулируем основные требования, определяемые выбором пасхалий. 1. Пасха должна быть Великой - субботней. 2. Пасха мартовская, не раньше 25 числа. 3. Распятие и Воскресение произошли в пределах 23 - 25 марта. 4. Этим трем дням соответствуют дни недели: Пятница, Суббота и Воскресение. 5. Арест, суд и казнь должны совершиться до наступления праздника Пасхи.

Календарный анализ показывает, что, если отбросить все Пасхи, не приходящиеся на март, субботу и последние дни месяца, то всем нашим условиям удовлетворяет единственный год - 36 (!). Примечательно, что и в древнем апокрифе - Евангелии Hикодима (I- II век) Христова пасха пришлась на субботу 31-го марта.

Вот и поставлена последняя точка в нашем расследовании. Hе знаю, обрадует ли иных читателей, что наступление III тысячелетия отодвигается от нас еще на несколько лет, к 2007-ому году.

Hо можно успокоить всех: никто не собирается пересматривать и изменять привычную для нас шкалу летоисчисления.

Просто мы постарались ответить на один немаловажный вопрос: когда на самом деле жил Иисус Христос, т.е. с какого момента были запущены часы, отмеряющие историю всего человечества.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари