Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Установление тоталитарных режимов. Николай баранов

Нижегородский филиал

Университета Российской Академии Образования

Реферат по предмету историческая психология, на тему:

Психология тоталитарного режима

Нижний Новгород 2009


1. Причины установления тоталитарного режима

2. Тоталитарное воздействие на личность

3. Психика А.Гитлера


Причины установления тоталитарного режима

Причиной установления тоталитарного режима является уникальность и сила тоталитарного лидера на массы, вызванная психологическими особенностями лидера. Эти особенности сыграли свою роль для того, чтобы народ поверил своему лидеру и следовал его мысли. Но здесь важно посмотреть, неужели только личные качества лидера, помогли достичь контроля над людьми, и их веры в его слова? Рассмотрим Германию, и ее самого заметного авторитарного лидера Адольфа Гитлера. Что-то должно было подтолкнуть народ, поверить словам Гитлера. Поколение людей в Германии родившееся в начале 20 века пережили массу неблагоприятных психологических последствий исторических событий. Это и первая мировая война, это значит, что многие выросли в неполных семьях, и революция 1918-1919гг. в Германии, и сложное экономическое положение, за ним следует голод. Первая мировая война, послевоенное испытание этого поколения оказали решающее травматическое влияние на формирование личности молодых немцев, способствовало формированию у будущих нацистов таких психологических качеств, как слабая индивидуальность, повышенная агрессивность, гневливость, что, в конечном счете, обусловило подчинение тоталитарному лидеру.

Исторические события необходимо учитывать, так как поколение, которое выросло в ту или иную эпоху будет иметь свой индивидуальный взгляд на жизнь, и характер, обусловленный влиянием исторических событий, экономических, и культурных условий.

Для поколения немцев выросших в этих исторических, культурных и экономических условиях свойственны такие «психические отклонения»:

· кризис идентичности;

· потребность идентификации с отцом, доходящая до навязчивых состояний;

· расстройство временной перспективы;

· отождествление мужской силы с военными занятиями;

· комплекс псевдомужской роли, характеризующий отношение к женщинам с позиции ненормального аскетизма и повышенного сексуального контроля над собой, выработка чувств превосходства над ними. (Г. Гимлер, П. Левенберг)

Тоталитарное воздействие на личность

Абсолютная власть групп людей, партий, в индустриальных обществах 20 века получила название тоталитаризм. У всех тоталитарных режимов есть общие черты:

· культ народных вождей;

· разрастание аппарата репрессий;

· централизованное стягивание ресурсов нации, для державных задач и планов;

· контроль над частной жизнью человека, замена последней общественно-политическими целями режима.

При авторитарном режиме верховный правитель считается с корпорациями и сословиями, это орган власти. Корпортивно-сословная личность, тесно включена в свою среду и мало общается за ее пределами. Тоталитаризм центрирует власть, он последовательно ломает и подчиняет себе микросоциальную среду личности. По его правилам ничто не должно заслонить человека от власти: коллеги, знакомые, родственники должны стать пропагандистами или соглядателями режима.

Тоталитарный режим идет к цели совершенного человеческого устройства. Этой цели должно быть подчинено все, и частная жизнь граждан страны.

При тоталитарных правителях большую часть средств и времени отводят на постройку концлагерей, фабрики уничтожения людей, снаряжение и улучшение состояния армии, и военной промышленности. Это правительство хочет подстроить весь народ под себя, что бы все думали и делали, так как хотят «наверху». Этот плачевный пример постиг не только Германию с ее правителем А. Гитлером, но и Советский Союз при правлении Сталина.

Свою власть и свою идею вносят тоталитарные правители в каждую семью своей страны. В каждой доме висят портреты первых лиц государства, печатаются газеты со статьями о политике правителей, производятся прижизненные памятники вождя, и вся эта массовая пропаганда доходит до самых отдаленных населенных пунктов страны. И народ убеждается, что политика правительства на самом деле правильная и полезная для государства. А те, кто не принимал действующую власть и не соглашался с ней, обычно отправляли в концлагеря, выселяли из страны, или еще хуже убивали. Убийство политических противников приносит тоталитарным правителям удовольствие, так как убийство позволяет им почувствовать себя властелинами над высшей ценностью – человеческой жизнью. А это полная для них власть.

Да, именно таким жестоким и некритичным к себе является тоталитарное правительство. Это идея одного психически больного человека, массово заражала всю страну, это не означает, что народ становился больным, просто сильная и успешная пропаганда делала свое дело, и люди верили. Конечно, мнение людей здесь не учитывалось, здесь имеет место навязчивая идея лишь одного человека, который хочет власти над всем и вся.

Психика А. Гитлера

В психике фашистского вождя центральное господствующее положение занимает непреодолимое всепоглощающее чувственное побуждение – стремление к наибольшему объему власти над людьми, желание захватить все, во что бы то ни стало, под любым предлогом и любой ценой. Это патологический эмоциональный сдвиг, означающий расстройство эмоциональной сферы. Это расстройство связано с неуемлимым желанием власти, но ее полностью и сейчас невозможно утолить, и это расшатывает психику и приводит не только к эмоциональным, но и другим расстройствам. Чрезмерное возбуждение одной определенной эмоции – влечение к власти, это и есть эмоциональное расстройство.

Есть еще и проблема психопатии у фашистского вождя, он нетерпим к чужому мнению, подсознательно стремиться к конфликтам, неспособность к дружбе из-за того, что они не способны проникаться мыслями и чувствами других людей, сопереживать. Стремление к конфликтам, в которых он сбрасывает патологическое нервное возбуждение.

Паранойя, это еще одна черта Гитлера, т.е. все его планы, несут в себе внешние правдоподобие.

Эмоциональную сферу психики А. Гитлера ослабили травмы, нанесенные в детстве: пренебрежительное отношение к нему отца, ранняя потеря родителей и перенесенная болезнь. Друзей у Гитлера никогда не было, он просто не умел адекватно общаться, так как начитался националистических брошюр и наслушался расистских бредней. Гитлер платил соратникам по партии деньгами, постами, привилегиями и частью власти, все это делалось, что бы никто и не подумал сдвинуть его с поста власти.

Неумение слушать, это следствие недостаточной воспитанности, чувство ярости, когда собеседник не соглашался с мнением Гитлера, он просто теряет самообладание и орет.

Гитлер любил, когда им восхищаются, в этом тоже обозначается стремление к власти.

После захвата власти фашистским вождем, все государство превращается в сумасшедший дом, где даже психически нормальные люди должны вести себя как психопаты регулярно выражая любовь к вождю.

Гитлер требовал от других к себе безоговорочного согласия, послушания, восхищения.

Гитлер играл роль объединителя всего германского народа, всех его классов и слоев вокруг идей в борьбе за интересы Германии, в то время, как его настоящей целью была власть и одна только власть над Германией, над Европой, и над всем миром.

Как и положено психопату, Гитлер полностью выдумал угрозу, якобы грозящую Германии со стороны ее соседей и зачислил их в «смертельные враги», не потому, что они были их врагами, а потому, что он хотел их видеть их врагами.


Вывод

По моему реферату можно сделать вывод, что не учитывать исторические, культурные и экономические события, при рассмотрении народа, или отдельно взятого человека это большая ошибка. Ведь именно в этом и храниться то зерно, от которого вырастает личность и целая эпоха.

Тоталитарный режим, столько горя принес всему человечеству. Но, к сожалению, смотря на современное поколение, понимаешь, что авторитарных людей тяготеющих к власти, становится только больше и кто знает, что нас ждет в будущем. У многих людей из нашего поколения складывается впечатление, что только при наличии власти в любом ее проявлении, можно добиться всего что хочешь. У нас, как и в начале 20 века идет пропаганда по всем средствам массовой информации. Только в прошлом веке пропаганду вели вожди в пользу своих убеждений и их были единицы, а сейчас нам вбивают в головы, что власть приведет к спеху, к красивой жизни, и это уже не единичный случай, а массовость. Все стремятся подняться по карьерной лестнице, любыми путями, не взирая не на какие преграды, даже на людей. Забываются такие понятия как дружба, преданность, над этим возвышается предательство.

Но и к этому привели исторические события. У нас в стране во времена перестройки, тоже была тяжелая экономическая ситуация. Людям было тяжело и физически и психологически. Родители беспокоились о будущем своих детей. И у многих людей сработал инстинкт самосохранения и наживы, кто наворовал, тот лучше живет. С тех пор и повелось. Так что на все события, есть своя психологическая история.


Литература

1. Шкуратов В.А. « Историческая психология». Москва, 1997 г.

2. Самойлов Э.В. « Общая теория фашизма»

3. П. Левенберг - Каталог психических отклонений поколений.

4. К. Маннгейм - Психологические предпосылки нацистского режима Германии.

  • Что способствовало его возникновение в одних странах и почему его избежали другие страны?
  • Есть ли в этом определенные закономерности?
  • Закончилась ли в XX в. эпоха тоталитаризма, или в будущем демократия не отступит перед новой волной деспотизма?
  • Где необходимо искать корни тоталитаризма: в экономике, в идеологии или в самой сознании людей?

Исследователи дают разные варианты ответов на эти вопросы. Ниже приведены наиболее типичные подходы, которые объясняют феномен тоталитаризма. Согласно первой версии, потенциальная возможность тоталитаризма скрывается в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам собой государственный капитализм, который появился на рубеже XIX-ХХ вв., является авторитарным тенденцией. Есть мнение, что если процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм. Подобной точки зрения придерживался К.Поппер, который рассматривал тоталитарную систему такой, а государство присваивает себе функции управления во всех сферах, насильственно регулирует их в духе господствующей, ориентированной на идеальное будущее, идеологии. Среди других причин исследователи называют концентрации ресурсов в руках государства в период Первой мировой войны, что потенциально усилило возможности государства в управлении другими общественными процессами. На эту причину указывал в 40-х гг. Ф.Хайєк, который увидел в усилении планового регулирования "дорогу к рабству".

Некоторые исследователи рассматривают тоталитаризм как победу тоталитарных идеологий, которые оказались востребованными массами. Духовную предпосылку подобных идеологий XX в. пытаются вывести из идей прошлого, в частности, из политических идей Платона, Н.макиавелли, Ж. -Ж.Руссо, Ф.Гегеля. Устанавливается генетическую связь леворадикальной тоталитаризма с социалистической теории К.Маркса, Ф.энгельса, В.ленина, а праворадикального тоталитаризма - с теорией Гегеля.

Так, К.Поппер увидел непосредственное обоснование тоталитарного национализма в таких идеях Гегеля:

  • существование в каждой исторической эпохе выбранной нации, определенной для мирового господства;
  • извечная враждебность государств друг к другу и война как способ их утверждения;
  • свобода государства от моральных обязанностей;
  • моральная ценность войны (Гегель считал, что долгое, а тем более вечный мир "развращает нацию");
  • идеал героической жизни ("живи рискуя") в противовес буржуазном покоя.

Возникает вопрос: почему тоталитарные теории оказались востребованными в начале XX в.? Ответ на него предполагает изучение состояния самого общества, что и делают представители социально-политического подхода, согласно которому тоталитаризм - результат активности "массового человека" и расширение форм ее политического участия. Этот ракурс исследования берет начало с работ Х.Ортеги-и-Гассета, Х.Арендт, Н.бердяева. Массовое общество начинает формироваться с конца XIX - начала XX века, как результат процесса модернизации. Под модернизацией понимают процесс перехода от аграрного к индустриальному типу производства, урбанизации, развитие средств массовой коммуникации, повышение общего уровня грамотности и т.д. Одновременно модернизация привела к разного размывание традиционных структур (сельской общины, семьи и привычного уклада жизни, к эрозии традиционных культурных и моральных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массовой человека.

Следует обратить внимание еще на другую сторону модернизации - расширение технических возможностей контролировать сознание и поведение людей. Появление в 20-30-х гг. XX в. доступных средств массовой информации (газет, радио, а позже телевидение) предоставило тоталитарным лидерам уникальную возможность манипулировать миллионами людей.

Тоталитаризм можно рассматривать как реакцию "массового человека" на политические и социально-экономические кризиса первой половины XX вв.: революции, мировые и гражданские войны, затяжные экономические кризисы. Эти явления сопровождались массовой маргинализацией населения, то есть появлением огромного количества людей, "выбитых" из своих социальных групп (классовых, профессиональных, семейных, национальных и др.). Необходимо отметить, что под маргинальностью понимается вызвано некими обстоятельствами (например, мінрацією, урбанизацией, экономическими кризисами) нахождения индивида вне своей социальной группой, а также разрыв индивида с групповыми социокультурными нормами. Результатом распада традиционных структур стало появление атомизированных (с ослабленными социальными связями) людей, которые стали удобным объектом для манипулирования. Атомизированная масса была наиболее чувствительной на призывы тоталитарных вождей, которые предложили ей новую консолидирующую основу - идеологию, с помощью которой создавалась иллюзия привлечения индивида к классу или расы, к государству.

Признание того, что тоталитаризм опирается на определенный тип сознания и психологию "массового человека" нашло отражение в социально-психологическом трактовке причин тоталитаризма. Так, Е.Фромм сделал попытку объяснить конформизм и послушність личности при тоталитаризме не только внешним давлением со стороны лидеров, а определенными универсальными качествами бессознательного в психике человека, которые могут проявить себя при определенных условиях. Кризиса и войны первой трети XX в. привели в целых группах населения чувство потери и страха за свою безопасность, что нашло выход в специфическом психологическом феномене, который получил название - "бегство от свободы". Другими словами, этот побег имеет от ответственности, которая сопровождалась поиском вождей, способных восстановить гарантии личной безопасности порядок и уничтожены социальные связи. Это позволяет посмотреть на тоталитарную диктатуру в другой плоскости: особая духовная сущность этого режима формируется не только как результат манипулирования сознанием народа, но и основе психических импульсов, идущих от масс к вождей. Страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований, лежит в основе мотивации поиска вождей, способных "железной рукой" восстановить общественную стабильность. Культ вождей, который имеет место при тоталитаризме, также может быть объяснен психологией атомізованої массы. Масса не просто хочет подчиняться сильному лидеру, но она преподносит этих лидеров. Через подобный иррациональный связь с вождями масса чувствует себя главным субъектом истории. Х.Арендт обратила внимание на такое явление, как полная идентификация масс с лидерами. Как отметила исследователь, причина любви масс к тоталитарных вождей заключалась в том, что биографии последних воплотили в себя биографию масс той эпохи: неудачи в профессиональной и социальной жизни, несчастье в личной жизни и т.д. Поэтому величие вождей воспринималась массами как собственно подъем. Конечно, появление культа вождей имеет и другую причину. Миф о вождях-героев активно воплощается в сознание народа всеми средствами пропаганды. Что касается И.сталина, то здесь присутствовало явление, которое М.Вебер определил как функциональную харизму - перенос И.сталина авторитета В.ленина. Был создан образ Сталина как верного соратника, ученика: продолжателя дела Ленина.

Социально-политический и социально-психологический подходы могут быть дополнены версии "модернизации, что опоздала" (модернизация "вдогонку"). Ее наиболее часто используют для объяснения причины возникновения тоталитаризма в 65 некоторых современных авторитарных режимах. Модернизация, что опоздала , является формой форсированного развития, когда делаются попытки быстрого перехода общества на новый экономический, технологический и социальный уровень, который демонстрируется более развитыми странами (индустриализация в СССР, экономический рост современных стран Юго-Восточной Азии). Подобная форма модернизации содержит угрозу становления так называемых постмодернізаційних диктатур . Под этим понимается резкое усиление роли государства в осуществлении всех преобразований. В бывшем СССР это проявилось в формировании командно-административной системы, которая взяла на себя функцию мобилизации всех ресурсов общества для обеспечения плана индустриализации страны. Не случайно, что в настоящее время большинство стран, которые пытаются в экономике и технологии "догнать" развитые страны, представляют собой авторитарные политические режимы. Есть и другие причины, способствующие возникновению авторитарных режимов. Авторитаризм может стать реакцией на социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность, которые могут быть вызваны экономическими кризисами, резкой имущественной дифференциацией населения в сочетании с проблемами бедности и голода. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы ее обеспечения.

Другими причинами могут стать:

  • обострение противоречий в етнорелігійній сфере;
  • фрагментарная политическая культура, когда население ориентируется на различные идеологии и модели развития при одновременном отсутствии единых общенациональных ценностей;
  • неразвитость политических институтов, которые позволяют выразить интересы различных слоев населения.

Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться как ответ на внешнюю (реальную или мнимую) угрозу: возможность военных конфликтов, потери независимости. Одновременно авторитаризм может вырастать из политической пассивности народа, архаичной политической культуры, из привычки подчинения властям.

Это связано с некоторыми причинами:

  • отсутствие массовой поддержки и четко выраженного источники легитимности власти;
  • дело держать общество в установленных властями пределах вызывает обратную реакцию демократической оппозиции;
  • нерешенность таких социальных проблем, как голод, абсолютная бедность населения. Например, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки отсутствуют элементарные социальные программы (в том числе и пенсионные);
  • углубление социального расслоения между богатыми и бедными, которое в некоторых странах выступает обратной стороной быстрого экономического роста.

Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в определенный период ее исторического развития.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями человеческой жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие «тоталитаризм» (от латинского totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено идеологом итальянского фашизма Дж. Джитиле в начале 20 века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого момента начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и гитлеровской Германии с 1933 г.

Тоталитарный режим правления устанавливается в случаях:

1. Захвата власти в итоге переворота.

2. Сужения социальной базы поддержки власти.

При тоталитаризме происходят следующие изменения:

1. Политическая система структурно сужается (за счет неполного функционирования политических институтов).

2. Разрастаются репрессивные органы (полиция, военизированные организации, тюрьмы).

3. Происходит милитаризация общества, выборы проводятся под контролем армии и полиции.

4. Снижается общественный контроль над деятельностью политической системы, властью не учитываются общественные решения.

5. Усиливается давление государства на общество (сначала на оппозицию, а потом и на другие слои).

6. В крайнем случае – приостанавливается действие конституции или отдельных ее глав, гарантирующих права человека, власть передается диктатору.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность:

1. Высокая концентрация власти, ее проникновение во все поры жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы « власть и общество» не существует: власть и общество мыслятся как единое неразделимое целое. Актуальными становятся совсем другие проблемы, а именно: власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ - против враждебного внешнего окружения. В условиях тоталитаризма народ, реально отрешенный от власти, верит, что власть выражает интересы глубже и полнее, чем он см мог бы это сделать.



2. Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя контроль.

3. Идеология всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т. д.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т. д.), которые отражают силу магических символов. Тоталитарное общество предпринимает широчайшие усилия для идеологической обработки населения.

4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность - прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массовой информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.

6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия. Для этих целей создаются трудовые и концентрационные лагеря, гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. В СССР была создана целая сеть лагерей - ГУЛАГ. До 1941г. в нее входило 53 концентрационных лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних. За годы существования этих лагерей в них погибло более 40 млн. человек. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную свободу и членов семьи, подозрительность и доносы, поощряются анонимки. Делается это для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

7. Как общее для тоталитарных режимов следует отметить то, что они функционируют в соответствии с принципом - «запрещено все, кроме того, что приказано властью.» Руководствуясь этим принципам общество осуществляет воспитание человека. Тоталитаризму нужна скромная личность во всем: в желаниях, в одежде, в поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется проявление индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.

В экономике тоталитаризм означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы.
Тоталитарная система подразумевала:

1. Однопартийность и всевластие правящей партии.

2. Подавление прав и свобод, всеобщая слежка.

3. Репрессии.

4. Отсутствие разделения властей.

5. Охват граждан массовыми организациями.

6. Почти полное огосударствление экономики (специфика СССР).

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.

Форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Напомним, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданнический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVH съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:

1. Действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров.

2. Подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией.

3. Снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов.

Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн. до 9 - 10 млн. человек.

Можно сделать вывод: с одной стороны нельзя не признать, что данная политика действительно повысила уровень «сплоченности» населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий, колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 году отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.

После подавления революций в странах Центральной Европы к власти стали приходить фашистские силы. Во многих странах установились авторитарные режимы. Связно это было с разочарованием многих слоёв населения в своей повседневной жизни, поиске общего врага и привлекательностью лозунгов реакционных сил. О процессах в странах Центральной и Южной Европы будет рассказано на данном уроке.

Установление фашистских режимов в странах Центральной и Южной Европы

Предисловие

Первая мировая война, сама по себе ставшая беспрецедентным социальным потрясением для народов Европы, выступила также в роли катализатора многочисленных социальных конфликтов. Нестабильность военных времен, тяжелые экономические последствия войны, отсутствие в большинстве стран общенационального компромисса в отношении стратегии послевоенного развития, столкновение политических сил с коренным образом различающимися принципами и программами - все эти явления заставили многих европейцев сделать выбор в пользу сильной власти с самыми широкими полномочиями в ущерб правам и свободам отдельных граждан. 1920-30-е гг. стали временем установления авторитарных и тоталитарных режимов во многих европейских странах.

Это время стало периодом расцвета фашистских партий, в основе идеологии которых лежали консервативные ценности, ярко выраженный национализм, милитаризм, антикоммунизм, идея полного превосходства национальных и общественных интересов над частными, стремление к социальной справедливости.

События

1922 г. - в Италии Национальная фашистская партия, возглавляемая Бенито Муссолини, проводит марш на Рим (марш на Рим) с требованиями передачи власти фашистам. В итоге король Виктор-Эммануил II, вынужденный уступить давлению, назначает Муссолини премьер-министром. После этого в стране постепенно установился тоталитарный режим, в рамках которого были отменены парламентские выборы, запрещены все партии, кроме фашистской, оппозиция подвергалась преследованиям и насилию. Италия также начала проводить агрессивную внешнюю политику, завоевав в 1930-е годы Эфиопию и Албанию.

1926 г. - в Португалии военные при поддержке консервативно настроенной части общества проводят государственный переворот, конечным итогом которого стало установление авторитарного политического режима под названием Новое государство , имевший ярко выраженные фашистские черты. С 1932 по 1968 год во главе страны стоял Антониу ди Оливейра Салазар («Новое государство» профессора Салазара ).

1933 г. - к власти в Германии приходит Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером. НСДАП, имевшая в 1920-е годы на своем счету неудачную попытку военного переворота (Пивной путч 1923 года), считанные проценты электоральной поддержки, в годы мирового экономического кризиса завоевала массовую поддержку немцев. Этому среди прочего способствовали разочарование немцев во властях, неспособных победить кризис, удачная пропагандистская игра НСДАП на чувстве уязвленной национальной гордости после Версальского мира, отсутствие в Германии длительной демократической традиции. После прихода к власти нацисты развернули репрессии в отношении политических оппонентов (в первую очередь коммунистов) и гражданского населения (в первую очередь евреев), а также стали проводить агрессивную внешнюю политику. В Германии был установлен тоталитарный режим (программа НСДАП).

1934 г. - во Франции фашистские партии предпринимают попытку штурма Бурбонского дворца, который служил местом заседаний Национальной Ассамблеи. Правительство вынуждено подать в отставку. Популярности фашистских партий во Франции во многом способствовал пример Италии и Германии, где фашисты пришли к власти и добились определенных экономических успехов. Тем не менее, на парламентских выборах 1936 года победу одержал Народный фронт, представлявший собой широкую коалицию коммунистических, социалистических и антифашистских политических сил. Фашистские партии попали под запрет.

1936 г. - начало гражданской войны в Испании. После того как победу на парламентских выборах с минимальным перевесом одерживает близкий по составу французскому Народный фронт, консервативно настроенная часть военной верхушки во главе с генералом Франсиско Франко совершает попытку переворота, вылившуюся в гражданскую войну. В 1939 году война заканчивается победой Франко. Единственной легальной партией в стране становится фашистская Испанская Фаланга. В Испании устанавливается диктатура Франко, просуществовавшая вплоть до его смерти в 1975 году.

Заключение

Причины популярности фашистских партий
. Многие жители Европы были разочарованы в идеях парламентаризма и демократии, так как существующие политические системы часто оказывались не в состоянии решить государственные проблемы (например, в период мирового экономического кризиса), а сильная власть рассматривалась как альтернатива многопартийной системе, в рамках которой отсутствие политического консенсуса между различными силами приводит к постоянным кризисам и препятствует стабильному развитию.
. Многие из европейских стран не имели длительных демократических традиций, поэтому значительная часть их жителей не стремилась защищать демократические ценности и была готова предоставить всю полноту власти одной политической силе.
. Фашистские партии умело строили свою риторику вокруг чувства национальной гордости, защиты традиционных ценностей и т. д.

Конспект

По окончании Первой мировой войны, Италия не получила обещанных ей Антантой территорий. Фактически, Италия являлась страной-победительницей, но практически была лишена всех привилегий при подписании мирного договора.

Многие итальянцы, видя это предательство, не могли мириться с таким положением вещей. Индустриальная база, развивавшаяся благодаря войне, не смогла быстро перестроиться на мирный ритм работы и вскоре пришла в упадок. Два миллиона человек оказались безработными.

На волне всеобщего недовольства, в политической жизни Италии возникает и набирает популярность новая партия фашистов под руководством Бенито Муссолини (Рис. 1). Партия выступала за сплочение вокруг одного вождя - дуче - всех слоёв итальянского общества. Для процветания Италии необходимо было расширять, в том числе и военным путём, колониальные территории, угнетать другие народы и выкачивать из них всё, что только можно. Сторонниками Муссолини были вернувшиеся с фронта солдаты, рабочие, служащие и проч., объединявшиеся в союзы (фаши ).

Рис. 1. Бенито Муссолини ()

Для обеспечения своей безопасности фашисты стали создавать т.н. отряды «чернорубашечников » - боевиков, главным образом, из молодёжи и фронтовиков. Для достижения своих целей, Муссолини открыто приказывал избивать своих политических противников, открыто применять силу.

В октябре 1922 года Муссолини во главе тысяч «чернорубашечников» двинулся на Рим, чтобы взять власть. Во избежание гражданской войны, король Италии Виктор Эммануил сделал Муссолини премьер-министром. Видя первые и значительные успехи фашистского режима, итальянцы проголосовали за Муссолини на выборах в парламент Италии, тем самым официально дав власть в руки будущему диктатору. Муссолини установил в Италии режим единоличной власти - диктатуры. Любое инакомыслие подавлялось. Все служащие, государственные чиновники и проч. должны были быть фашистами. Он распустил профсоюзные организации, заменив их корпорациями, и истребил практически всех политических оппонентов.

Похожие процессы происходили и в Германии. В 1923 году в Мюнхене, сторонники молодого политика - Адольфа Гитлера, устроили т.н. (Рис. 2). Члены созданной в 1920 году Немецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП ), разгорячённые алкоголем и речами своего вождя (фюрера), ринулись устраивать переворот, захватывая государственные учреждения, но были разогнаны полицией. Гитлер был заключён в тюрьму, но вскоре был выпущен, т.к. пользовался поддержкой, в том числе, и людей из власти.

Рис. 2 «Пивной путч» ()

После выхода из тюрьмы Гитлер и его сторонники стали создавать массовую НСДАП, а её популярность стала увеличиваться изо дня в день. Идеология нацистской партии была довольно проста и, тем самым, пользовалась большой популярностью среди простого немца. Во всех бедах, неудачах и поражениях, в том, в каком положении живут немцы, винили евреев. Крупные еврейские капиталы в Германии должны были быть конфискованы в пользу немецкого народа. Целью нацистов было жизненное пространство, которое Гитлер видел на Востоке. Славяне, цыгане, евреи, демократы, коммунисты, пацифисты (осуждающие войну, её не приемлющие) - все они были врагами нацистов и подлежали физическому истреблению на благо Германии. Для борьбы с врагами необходимо было сплотить в единую нацию разные слои общества, стереть и подавить социальную борьбу. Нацисты стали создавать свою силовые организации - «штурмовые отряды» (СА).

Такая идеология, подкреплённая завораживающими речами Гитлера на публику, была проста и понятна простому немцу и не могла не вызывать симпатий. Крупным собственникам, капиталистам также выгодно было поставить на молодую партию, ставящую своей целью подавить социальную борьбу, тем самым не допустив социальной революции, за что так ратовали коммунисты.

На протяжении 1920-х гг. экономическое положение Германии продолжало оставаться тяжёлым. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. окончательно подорвал экономическую базу страны.

На волне непрекращающегося экономического кризиса немцы в 1933 году подавляющим числом голосов избрали в рейхстаг (парламент) членов НСДАП. Канцлером Германии, т.е. главой правительства, стал лидер партии Адольф Гитлер.

Германия и Италия стали странами, где фашистский режим был открыто признан. В других странах Европы установились авторитарные режимы. Они устанавливались в ходе военных или иных переворотов. Так, авторитарные режимы установились в Венгрии (М. Хорти), Болгарии (А. Цанков), Албании (А. Зогу), Польше (Ю. Пилсудский), военная диктатура в Португалии и Испании, диктаторские режимы в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, Эстонии и Латвии (Рис. 3).

Таким образом, практически все страны Европы в 1920-30е гг. являлись авторитарными диктаторскими режимами, где не соблюдались элементарные права и свободы человека.

Рис. 3. Страны Европы и установление профашистских и фашистских режимов ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Интернет-портал Kultoroznanie.ru ().

1. Прочитайте Главу 8 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1-7 на с. 90.

3. Какова социальная опора фашистских режимов? Почему?

контрольная работа

1.2 Предпосылки установления тоталитарных режимов

Вопрос о корнях тоталитаризма является сложным. Исследователи не дают однозначного ответа на этот вопрос. Ниже приведены наиболее типичные подходы, объясняющие феномен тоталитаризма.

Согласно первой версии потенциальная возможность тоталитаризма кроется в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам по себе госкапитализм, появившейся на рубеже ХIХ-ХХ вв., представлял собой авторитарную тенденцию. Если же процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм.

Среди других причин можно отметить концентрацию ресурсов в руках государства в период Первой мировой войны, что потенциально усилило возможности государства в управлении другими общественными процессами.

Тоталитаризм выводится из победы тоталитарных идеологий. Духовную предпосылку подобных идеологий ХХ в. исследователи пытаются вывести из идей прошлого, в частности, из политической философии Платона, Т. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Гегеля. Устанавливается генетическая связь тоталитаризма с социалистической теорией К. Маркса и В.И. Ленина. "Вина" возлагается и на философию Просвещения XYIII в., которая, борясь с религией, создала культ разума и мифологизирована саму рациональность. Просветители обвиняются в том, что способствовали возникновению социальных утопий, претендующих на переустройство мира на началах здравого смысла и гармонии.

Более распространен подход, выводящий тоталитаризм из объективных тенденций развития современной цивилизации, в частности, из ее технизации. Этот подход прослеживается в работах Н. Бердяева, который считал, что техническая эра, порожденная торжеством рационального мировоззрения, означала установление особого господства не только над природой, но и над человеком. По мысли философа, техника превращает целостного индивида в отдельную рабочую функцию, делает его поведение легко контролируемым и управляемым. Вслед за Н. Бердяевым ряд исследователей под техникой понимают не просто власть машин, а особый способ организации манипулирования людьми.

С позиции социально-политического подхода корни тоталитаризма видятся в активности "массового человека", в расширении форм его политического участия. Этот ракурс исследования восходит к работам испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета ("Восстание масс") и немецкой исследовательницы Х. Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), Н. Бердяева. Массовое общество формируется как результат модернизации конца ХIХ - начала ХХ века. Массовое общество стало удобным объектом манипулирования со стороны вождей.

Модернизация, особенно в ее ускоренном варианте, характерном для Германии и России, а позже и для азиатского региона, привела к резкому размыванию традиционных структур, к эрозии традиционных культурных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массового человека. Чувство потерянности и страха за свою безопасность, ощущение социальной и национальной ущемленности породили психологический феномен, который получил название - "бегство от свободы" (термин Э. Фромма).

Четвертый подход дополняется социально-психологической трактовкой тоталитаризма. Так, Э. Фромм, опираясь на концепцию "социального характера", пытается объяснить конформизм и послушность личности при тоталитаризме не только внешним давлением со стороны лидеров, а определенными универсальными качествами бессознательного в психике человека (например, агрессивностью), которые проявляются в специфических конкретно-исторических условиях. Тоталитаризм трактуется Фроммом как выражение неспособности массового человека нести личную ответственность за свою судьбу, что проявляется в попытке переложить ее на сильного лидера, перед которым он испытывает одновременно и страх и уважение.

Это позволяет взглянуть на тоталитарную диктатуру в иной плоскости: особая духовная сущность этого режима формируется не только как результат манипулирования сознанием народа, но и на основе психических импульсов, идущих от масс к вождям. Не приняв этот вектор в расчет, невозможно понять ни саму природу культа вождей, ни причины относительной устойчивости тоталитарных режимов.

В основе мотивации поиска вождей, способных "железной рукой" восстановить общественный порядок и гарантии безопасности, лежат: неудовлетворительность современной цивилизацией в силу необходимости мыслить и действовать рационально, нести груз ответственности за принятие решений и действия; страх перед все более сложными проблемами, которые несет в себе техническая эра; страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований.

Как конкретизацию предыдущих двух подходов можно рассматривать версию "опаздавшей модернизации". Опоздавшая модернизация - это скачок менее развитых стран до уровня более передовых. Она представляет собой форму форсированного развития, когда предпринимаются попытки быстрого перехода общества на новый экономический, технологический и социальный уровень. Сопровождающие это развитие экономические кризисы, резкая имущественная дифференциация населения в сочетании с проблемами бедности и голода, порождают социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы власти.

Административно-правовые режимы

Административно-правовые режимы - это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения...

Демократический государственный режим

Первый шаг в классификации политических режимов - разделение их на открытые (демократические) и закрытые (недемократические). Открытая политическая система характеризуется высокой степенью «отзывчивости» по отношению к требованиям...

Законодательство Украины о свободе вероисповедания

С завидной регулярностью нас поражают прилетающие из разных уголков мира сообщения о массовых самоубийствах, совершенных адептами какой-то секты: Аум Сенрике, Народный храм, Орден храма Солнца - список длинный...

Конструкция "формы государства" и существующие подходы к её оценке

Образование и коррупция

Самый простой вариант изменения тенденции в динамике ИВК можно представить в виде квадратичной зависимости от времени (х): И(х) = в0+ в1 х + в2х2 + е...

Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима. 1. Политический режим как совокупность методов...

Политический режим как элемент формы государства

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: - по тому, в чьих руках находится власть; - по тому...

Понятие и виды государственных (политических) режимов

Вопрос о типологии государственных режимов разработан слабо в учебной литературе. Существуют два разных подхода к типологии государственных режимов: 1...

Соотношение государственного и политического режимов

Вследствие того, что государственно-правовой режим является главным и определяющим элементом политического режима, своеобразным опорно-двигательным аппаратом последнего...

Таможенные режимы перемещения товаров через таможенную границу

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его...

К самым древним преступлениям против собственности - краже и грабежу, стали добавляться новые, такие как разбой, мошенничество, присвоение и растрата чужого имущества, со временем появилось и такое преступление, как вымогательство...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари