Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тренинг: «развитие временной перспективы и способности к целеполаганию». Тренинг на формирование навыков целеполагания Тренинг целеполагания психология управления

В основе предлагаемой программы лежат психотехники, заимствованные из различных источников*. Не случайно, что большинство этих источников имеет американское происхождение. Это понятно, если учесть центральную для американцев ценность - достижение успеха, огромную важность субъективного ощущения собственной власти над жизнью, над своей судьбой.
Мы живем в другой стране - и не только «восточнее», под влиянием другой религии, культуры, традиции, но и после десятилетий тоталитарного режима, при котором способность самостоятельно ставить перед собой собственные цели, была одной из самых ненужных. И все-таки такая способность нужна и нам, и многие наши соотечественники - особенно молодые - тоже хотели бы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы, тоже стремятся к успеху, к определенному уровню достижения. Об этом говорят исследования социологов, проведенные в последние годы.
В предлагаемой программе использованы психотехники, не имеющие прямого отношения к содержанию целей, ценностей; они ориентированы на то, чтобы помочь человеку осознать то, к чему он стремится, придать этим целям реальную побудительную силу.

Программа развития временной перспективы.
Предлагаемая программа может быть использована как пособие для саморазвития юношей и девушек. И тогда психолог будет выступать в качестве инструктора, консультанта, советчика, который в зависимости от общего контекста деятельности может либо последовательно вводить отдельные фрагменты программы, либо дать их сразу, а затем по мере необходимости обсуждать с молодыми людьми отдельные упражнения, возникающие вопросы, трудности. Но возможна и коллективная форма работы, как развернутая во времени (например, занятия могут проводиться раз в неделю), так и в виде «марафона», т.е. интенсивного многочасового тренинга, рассчитанного на один - два дня.
Существенным элементом всех нижеизложенных психотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается во внутреннем плане, - обычно это какие-либо записи, иногда рисунки, которые должны делать старшеклассники, Десятилетия назад существовала целая культура ведения дневников. По существу, психология юношеского возраста в начале века и брала свое начало в изучении этих дневниковых записей. Но анализируя их содержание, не всегда обращалось внимание на важное психологическое значение этого занятия.

*Мольц М. «Я - это Я, или Как стать счастливым». 1994; Рейнуотер Д. «Это в наших силах»,1992.

А ведь именно фиксация на бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этому занятию огромную развивающую силу. Сейчас культура ведения дневников практически ушла, но, возможно, именно специальный психологический тренинг сможет в какой-то степени восполнить образовавшийся пробел.

На первом, предварительном, этапе работы психологу необходимо сформировать у юношей и девушек соответствующую мотивацию для последующих занятий. Как показывает опыт, краткий рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда бывает достаточным. Часто молодые люди, в особенности юноши, для которых подобный тренинг более важен, чем для девушек, первоначально весьма скептически относятся к необходимости тратить время на подобную работу.
Длительность и конкретность этого этапа зависит, с одной стороны, от самого психолога, его персоначьных приемов, возможностей и способностей убеждать юношескую аудиторию, а с другой - от того, в контексте какой более широкой деятельности будет происходить этот тренинг. Будет он частью систематических занятий по психологии, типа школьных уроков или кружка, или фрагментов каких-то психотерапевтических - индивидуальных или групповых - занятий. Однако в любом случае вначале полезно просто дать старшеклассникам определенную информацию о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие, на первый взгляд кажущиеся эфемерными, образования, как жизненные цели, представления о будущем и т.п.
Подобная информация содержится, например, в книге Максуэла Мольца «Я -это Я, или Как стать счастливым» (M..I994). Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная система действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, «направленный на заданную цель механизм», как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как «механизм успеха» или «механизм неутач». в зависимости от того, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели», (с.21). Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. «Человек - существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он, обычно, чувствует себя сравнительно счастливым» (с.98).
Почему концепция М. Мольца представляется особенно привлекательной для работы со старшеклассниками? Дело в том, что существует устойчивый стереотип, который связывает слова «цель», «план» со скучной, неинтересной и часто бесплодной работой по их достижению, когда, собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен в поте лица реализовывать этот план или цель. Мольц настаивает на прямо противоположном, на том, что в действительности достигнуть цели можно, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама.

Можно предложить такую физическую метафору. Попросите юношей и девушек встать, поставить ноги на ширину плеч, руки вытянуть вперед параллельно полу. Затем повернуться всем корпусом назад и зафиксировать взглядом то место на стене, до которого удалось повернуться. Вернуться в исходное положение. Закрыть глаза. Представить себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открыв глаза, попробовать вновь повернуться. Сравнивая то место в пространстве, в котором вы теперь оказались, с мысленной отметкой на стене, зафиксировавшей ваш прежний поворот, можно наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед собой цели.
Итак, задача первого этапа работы - показать старшеклассникам чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические «инструменты», которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей.

Второй этап программы включает серию заданий, психотехник, которые имеют цель помочь юношам и девушкам ответить на, возможно, самый главный и самый трудный вопрос «Чего я хочу?», научить их формулировать свои цели, делать их действенными.
Итак, обратимся непосредственно к заданиям, которые необходимо выполнять последовательно.

1 .Инструкция к первому заданию такова:
Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких(!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь - так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.

Начните со списка того,
о чем вы мечтаете,
кем хотите стать,
каким хотите стать,
где жить,
чем заниматься,
что иметь.

Сосредоточьтесь и в течение 10-15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.
Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:
1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь;
2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, как на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;
3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились;
4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то сделает и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;
5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерб другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим.

Эта пять правил необходимо будет помнить и учитывать и при дальнейшей работе.
На данном этапе возможно использование - в качестве дополнительного - такого эффективного приема, как рисунок. Психолог может предложить старшеклассникам представить всю свою будущую жизнь как художественный фильм, в котором каждый из них играет главную роль, являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и директором картины. Каждый волен выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, чтобы нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма, или, иными словами, автопортрет. Но это должен быть не портрет себя сегодняшнего, а портрет такого человека, каким хотелось бы стать. Такой эскиз к фильму можно сделать и в технике коллажа, используя белую и цветную бумагу, старые газеты и журналы и т.п. Достоинством рисунка является не только то, что он непосредственно задействует сенсорику, но и то, что для большинства старшеклассников рисование - далеко не привычное рутинное занятие (некоторые признаются, что не рисовали с детства), а эмоционально заразительное, сбивающее привычные стереотипы действие, позволяющее максимально «растормозиться», снять барьеры, дать волю воображению.

2.На следующем этапе
следует просмотреть составленный ранее список, и по нарисованному портрету определить, в какой временной сетке работает каждый участник тренинга.
Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему? Соответственно в первом случае подумайте о дальнейшей перспективе, а во втором - о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге и о последнем.

3.Теперь из всего
того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите эти четыре цели. А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности это достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле «почему» намного важнее, чем «как».

4. Когда составлен список из четырех главных, ключевых целей,
необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил, иными словами, уточнить
1) сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах, - (конкретна ли эта формулировка,
3) есть ли ясное представление о результате,
4) подконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец,
5) насколько сформулированная цель удовлетворяет этическим критериям. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления внести.

5. Цель этого упражнения
- составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга.
Опишите, что у вас уже есть, - это могут быть какие-то
черты характера,
друзья, которые вас поддержат и вам помогут,
финансовые ресурсы,
уровень вашего образования,
ваша энергия, наконец,
время, которым вы располагаете, и т.п.

Ведь перед каждой конструктивной работой - собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличие материалы и инструменты. Точно так же, для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.

6. Когда вы это сделали,
попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Это необязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Припомните 3-5 таких случаев. Запишите это, зафиксируйте на бумаге, что вы делали тогда, когда добились успеха, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали себя успешным?

7. А теперь
опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а может, напротив, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку, стать высокого о себе мнения. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.

8. Сформулируйте в нескольких тезисах,
что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь, прямо сейчас.
Что конкретно вам мешает?
Что вас ограничивает?
Возможно, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации.
Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, напротив, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете остальное?
Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится?
Вспомните, бывало ли раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то дела и именно поэтому за него вообще не брались.
Наверное, у каждого человека есть способы ставить себе ограничения, свои личные, излюбленные стратегии, ведущие к поражению, но если мы это осознаем, то можем избавиться от этих ограничений.

9. На этом этапе
надо для каждой из четырех выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.
Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы сможете сделать по этому плану прямо сегодня. В конце концов, как говорит Д. Карнеги, все, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня. Можно с этого и начать: подумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать, чтобы ее достичь? В любом варианте вы должны составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день.
Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает сегодня иметь все то, к чему вы стремитесь (см. предыдущее упражнение). Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над, чем уже сейчас можно работать, чтобы это изменить. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.
Итак, первый, очень важный шаг сделан. С помощью проведенных выше заданий каждый смог определить, чего же он хочет. Каждый описал как конечный результат, так и первые шаги к достижению желаемой цели; были определены, какие стороны личности того или иного конкретного человека помогают, а какие мешают ему достичь заветной цели.
Задача следующего шага - разработка собственно стратегии достижения успеха. На этом этапе можно воспользоваться некоторыми идеями нейролингвистического программирования Дж.Гриндера и Р.Бандлера, а именно попытаться смоделировать кого-то, кто уже достиг желаемой цели.

10. Психолог предлагает
каждому представить себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой он хотел бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые люди, так и просто люди известные, добившиеся необыкновенных успехов.
Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к успеху.
После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих троих - пятерых собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут. Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений. Пишите то первое, что придет вам в голову. Даже если вы не знаете этих людей, они могут стать прекрасными советчиками.

А теперь проделайте следующее полезное упражнение.
Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ясно. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали. Создайте внутреннюю картину - что будет, если вы достигните этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас ощутите себя по-другому, более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые сформулировали вашу цель.

Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем предыдущую. Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.

11. В ходе этого упражнения следует
как можно более подробно и ярко мысленно представить себе свой идеальный день. Это полезно потому, что временная перспектива, состоящая просто из совокупности множества разных целей, намного менее действенна с точки зрения достижения этих целей, нежели такая временная перспектива, которая включает в себя некоторое целостное представление о том, что все эти цели вместе означают.
Для создания такой целостной картины участникам тренинга надо предложить нарисовать свой идеальный день. Каждый должен задуматься и отчетливо представить себе, кто в этот чудесный (желанный, идеальный) день находиться рядом с ним, чем заняты участники этой картины. Необходимо вообразить себе этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем, что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном. Представляя себе все это, каждый должен, взяв карандаш и бумагу, либо описать воображаемый идеальный день словами либо просто нарисовать соответствующую картину или картины.

12. В этом последнем упражнении надо
описать свое идеальное окружение. Акцентируйте значение места, не ставя себе при этом никаких ограничений.
Ощутите себя королем: там, где вы –
 в лесу,
 на берегу озера,
 в шикарном офисе или
 в своей квартире?

Что под рукой –
 компьютер,
 рояль,
 чашка кофе?

Какие люди вас окружают?

Полезно постоянно напоминать о том, что необходим четкий, ясный, сфокусированный сигнал, чтобы заработал механизм автоматического наведения на цель. Именно этим объясняется действенность вышеприведенных упражнений.
Опыт показывает, что сначала выполнять все эти упражнения довольно трудно, но потом это становится не только легче, но и занимательнее.

Конечно, проще просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо понимать, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда. Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план. И тут каждый волен выбирать. Всякому человеку полезно регулярно просматривать - опять же с карандашом и бумагой - свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в себе изменилось.
Иногда необходимо остановиться и подумать, а к тому ли я сегодняшний в действительности стремлюсь. Хорошо бы, конечно, для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода.

Программа тренинга «Целеполагание» – это последовательность этапов, которые помогут вам сформировать опыт и навыки правильной постановки целей, их четкой передачи, и эффективному контролю достижения.

Ценность и отличие данного тренинга в том, что он ориентируется как на постановку, и исполнение профессиональных (рабочих) целей и задач, так и на личные цели и интересы участников. Это в том числе поможет вам гармонично связать свои задачи на работе и истинные личные цели.

Программа тренинга построена на простых, но доказавших свою эффективность методиках, чтобы участники смогли применять их без значительных усилий в своей повседневной работе и жизни, и которые быстрее всего приведут к достижению ощутимых результатов.

Бонус. Вместе с материалами для работы на тренинге вы также получите диск с полезными и зарекомендовавшими себя инструментами для своей повседневной работы:

  • простую форму постановки задач сотрудникам и одновременного контроля за их исполнением,
  • схему достижений целей руководителем, в которой сможете использовать наиболее эффективные приемы именно для себя,
  • примеры построения системы KPI как одного из эффективнейших способов управления по целям,
  • самый полный на сегодняшний день перечень коэффициентов KPI для коммерческого отдела компании.

Цель семинара

  • Научить вас определять цели. От небольших до самых грандиозных. Научиться различать «правильные» и «свои».
  • Дать вам методики наиболее эффективной постановки целей сотрудникам и себе лично.
  • Научить инструментам, которые наиболее просто и быстро приведут к достижению цели.
  • Дать вам возможность избавиться от большого количества ненужных действий в работе и личной жизни, траты времени и бесполезных обязательств. Гармонично объединить ваши личные и профессиональные цели.
  • Вдохновить вас на новые, казавшиеся ранее нереальными, достижения и свершения.

Программа семинара

Постановка целей

  • Мечты, цели задачи. В чем разница? Чем большее время заняты мы?
  • 3 этапа целей.
  • Постановка целей по методу SMART.
  • Простая методика постановки целей для руководителя - КИРОВ. Повышение эффективности SMART задач.
  • Примеры постановки правильных краткосрочных и долгосрочных целей.
  • Достижимые или грандиозные цели ставить перед собой и сотрудниками?
Управление целями и задачами
  • Стержневой показатель цели. Управление через один показатель.
  • Ключевые показатели эффективности KPI (КПЭ). Система построения, правила расчета, примеры из реальной практики.
  • Правила выбора показателей эффективности.
  • Модель логических уровней (пирамида Дилтса) – модель для нашей работы и личной жизни, разобранных по полочкам.
  • Очистка личных целей от чужого и социального наслоения. Приходим к своим истинным целям.
Инструменты достижения целей
  • Цикл PDCA для управления целями.
  • Принципы постановки задач сотрудникам.
  • Дисциплина – скелет достижения целей.
  • Обратная связь высокого качества.
  • Как желание быть любимым начальником мешает достижению целей.
  • Правила записи и визуализации целей.
  • Чему не учат в Гарвардской бизнес-школе. Как лист бумаги с несколькими предложениями текста способен в корне изменить жизнь людей.
Дальнейшая работа после тренинга
  • Составление перечня мероприятий для каждого участника на ближайший месяц.
Практические упражнения
  • Постановка и формулировка целей.
  • Борьба с саботированием исполнения целей.
  • Связка рабочих и личных целей.
  • Какие цели исполняются, какие нет.
  • Предел масштаба цели.
  • Постановка грандиозных целей.
  • Формулировка критериев исполнения цели.
  • Препятствия к исполнению любого желания.
  • Преобразование отрицательных целей в положительные.
  • Тренировка обратной связи высокого качества.
  • Расчет и оценка деятельности по методике KPI.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия Леванова Елена Александровна

Игры, упражнения для тренингов по целеполаганию и планированию

Прорвись к своей цели

Абсолютная ценность – это глобальная цель. Мы стремимся к ней. Но этот путь не прост.

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

2.2. Упражнения-игры и особенности их применения Известно, что процесс обучения затрудняют: недостаточное владение мыслительными навыками (операциями анализа, синтеза, обобщения, установления логических отношений и т. д.); отсутствие знаний смысла и значений

Из книги Энергия паузы. Психологические игры и упражнения автора Фопель Клаус

Упражнения-игры, направленные на развитие уровня рефлексии выполняемой деятельности Сформировав у учащегося необходимые предпосылки учебной деятельности, переходим к той части коррекционной программы, которая направлена на формирование собственного навыка

Из книги Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия автора Леванова Елена Александровна

Упражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение принятого задания Ниже предлагается развернутая система игр и логических задач, способствующих развитию самостоятельности (осознанной произвольности) при выполнении

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Клаус В. Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения М.: Генезис, 2011 г. - 240 стр.ISBN 978-5098563-245-3, 3-89403-156-5Учебный процесс не может обходиться без перерывов. Однако для того чтобы перерывы в полной мере способствовали восстановлению сил учащихся, необходимо их

Из книги Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Игры, упражнения для проработки коммуникативных навыков СтопДля выполнения данного упражнения группа выходит в коридор. Выбирается один доброволец. Тренер предлагает участникам чуть внимательное отнестись к ощущению себя и окружающих, сосредоточиться, и дает

Из книги Где взять силы для успеха в любых делах и личной жизни автора Раков Павел

Упражнения, игры для тренингов креативности Удивительный

Из книги Вся правда о личной силе. Как стать хозяином своей жизни автора Масленников Роман Михайлович

Игры, упражнения для тренингов различной направленности Как

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Разнообразие психологических тренингов Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно разделить на

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста Проблема трудновоспитуемости и труднообучаемости очень актуальна в настоящее время. Большое количество

Из книги Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге автора Телегина Ирина Олеговна

Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению Проблема психологической готовности ребенка к школе сегодня очень актуальна. Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная и волевая

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Анонсы тренингов Где взять силы для успеха в любви, здоровье, бизнесе Вот бы найти тренинг, где дается один инструмент на все случаи жизни, чтобы приобрести не знания, а навыки, которые гарантированно приводят к желаемым результатам! Где взять волшебный ключ, способный

Из книги автора

8. Результаты моих тренингов «Иногда настоящую правду говорят только чужие люди». В книге не передашь всей атмосферы тренинга, не покажешь упражнений. Изначально хотел это сделать, но решил поступить по-другому.Далее, в отзывах разных людей, вы услышите о неизвестных Вам

Из книги автора

Из книги автора

2.2. Формы и методы работы. Арт-терапевтические техники, игры и упражнения Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения,

Из книги автора

Игровые оболочки для тренингов Если мы как специалисты работаем с группой в форме активного обучения, то в нашем арсенале есть достаточное количество сценариев занятий, тренингов. Любой из них при желании можно превратить в игру, заключив в игровую оболочку. Это поможет

Из книги автора

«Игры» и «упражнения» В калифорнийскую эпоху расцвета Гештальта (1964–1974) было придуманы различные невербальные упражнения, направленные на то, чтобы способствовать контакту, такие, например, как: переместиться по комнате, поддерживая в бодрствующем состоянии все свои

На сегодняшний день обучающиеся сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у обучающихся. В ходе работы мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Целью данного занятия является обучение студентов навыкам целеполагания и планирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповое занятие с элементами тренинга на тему

«Формирование навыков целеполагания» для обучающихся 16-17 лет.

Если ты не знаешь, какая твоя гавань, никакой ветер не будет тебе попутным. (Сенека)

Обоснование

На сегодняшний день обучающиеся сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у обучающихся. В ходе работы мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Целью данного занятия является обучение студентов навыкам целеполагания и планирования.

В ходе занятия будут решены следующие задачи:

  1. Актуализация и структурирование учебных и профессиональных целей обучающихся;
  2. Обучение навыкам постановки целей.

Занятие проходит в тренинговой форме, рассчитано на 2 часа. Рекомендуется проводить с обучающимися в группах по 10-15 человек.

Ход занятия.

В жизни человека представления о близком и далеком будущем играют такую же важную роль, какую проложенный штурманом на карте курс играет в движении морского судна или самолета. Будет ли судно натыкаться на неожиданные мели, забредать в непредусмотренные гавани или нет, зависит от четкости, ясности выбранной цели и подробности и обоснованности плана ее достижения.

Тому как научиться правильно ставить цели и находить пути их достижения посвящено наше занятие.

Упражнение 1. Правила поведения в тренинге.

  1. Здесь и сейчас.
  2. Конфиденциальность.
  3. Безоценочность.
  4. Активность.

Упражнение 2. Знакомство.

Каждый из участников по кругу называет свое имя и одну, самую важную и хорошую, на его взгляд, черту своего характера.

Упражнение 3. «Счет»

Ведущий дает команду «Начали», участники должны считать по порядку от единицы по очереди, так, чтобы одно число говорил один человек. Нельзя считать друг за другом также, как сидят участники. Как только два человека одновременно скажут одно число, счет начинается сначала.

Можно поставить группе определенный предел, до которого они должны досчитать, а можно поставить вопрос – до какого числа они смогут досчитать.

Вывод: «Когда вы работаете в группе, очень важно, когда вы умеете слушать друг друга и чувствуете друг друга. Этому учит данное упражнение»

Данное упражнение направлено на повышение сплоченности группы.

Итак. Перейдем к самой теме нашего занятия. Как мы уже говорили, цель играет в жизни человека решающую роль.

Что такое цель?

Цель – это образ желаемого результата.

Цель – это специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличии от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Большая цель достижима.

Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что ему делать и куда идти. И даже собрался заплакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, влез на большое дерево и увидел свой путь.

Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть – это наша большая цель. Но она должна быть действительно большой, как это дерево. А значит, лежать за пределами жизни. Большая цель – это цель, к которой можно придти.

Самый важный шаг – постановка целей. Если вам удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более.

Существует два вида целей:

  • Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете достичь через продолжительный период времени.
  • Текущие цели, то есть те, для достижения которых вы принимаете конкретные решения.

Упражнение 4. «Мечты»

Начнем с мечты. Все, сидя в кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 2 минуты.

Инструкция: «Давайте помечтаем. Представьте свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение»

Затем каждый участник группы делится своими впечатлениями. Тренер обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника есть своя мечта. Цель, которую предстоит достичь.

Текст : «Вспомним соотношение мечты и цели. - Цель – это специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как же сделать свою мечту целью или хотя бы приблизить ее к реальности, увидеть возможность ее осуществления?»

«Давайте начнем с того, что определим для себя, чего же мы хотим. Итак, чего же вы хотите»

Упражнение 5. Конкретизация желаемого.

Участникам предлагается дописать предложения.

Я хочу………………………………...……………………………………………

Я хочу……………………………...или…………………………………………..

Я хочу……………………...………, но………………………….……………….

Я хочу ……………………………… и…………………………………………...

Если я хочу…………………..……, то…………………………..………………

Когда я хочу……………..………, тогда…………………………….…………..

Поскольку я хочу………….…., постольку………………………………...……

Упражнение 6. Постановка цели.

Выберите цель.

Чего конкретно вы хотите?

Цель должна быть:

  1. Сформулирована положительно (без отрицания).

Пр: «Мне надоел этот город, дайте мне билет из этого города».

ПР: «Я не хочу обижаться на других людей» – «А чего вы хотите?»

  1. Определена точно и конкретно, включена в контекст.

Пр: «Я хочу быть профессионалом» – «Что это значит? В какой области? Когда, к какому периоду вашей жизни? Где? С кем? Когда? Что при этом чувствовать?»

  1. Результат должен быть сенсорно представим.

Если я хочу чего-то, о чем не имею представления, я просто не знаю, получится это у меня или нет.

Пр: «Что это значит – быть профессионалом? Как это чувствуется, когда то чего я хотел, у меня есть? Как Вы почувствуете, что вы достигли цели?»

Люди имеют три доказательства того, как они движутся по направлению к цели:

  1. Когда больно – туда не надо, я удаляюсь от цели.
  2. Когда скучно – я стою на месте.
  3. Когда комфорт, радость – я в правильном направлении. Ловите в себе эти моменты. Стало скучно – «О, а где же моя цель, а чего я хочу, а как я себе это представляю?»
  1. Может быть достигнута Вами, результат должен зависеть только от Вас.

Пр: «Я хочу, чтобы мои коллеги меня уважали.» – «Как вы хотите чувствовать их уважение? Что Вы можете сделать для этого?»

  1. Реалистична.

Полезно определить цель цели. Когда Вы поймете свои намерения и сосредоточитесь непосредственно на них, вы сможете найти много способов достижения цели, находящейся на более высоком уровне.

Пр: « Хочу быть актрисой, банкиром». – « А что было бы по-другому, если бы Вы были актрисой?»

  1. Экологичность, протяжка во времени.

Пр: «Хочу ограбить банк» – «А что будет потом?» «Хочу уехать»

Тогда результат либо станет действительно значимым, либо поблекнет.

  1. Должны учитываться вторичные выгоды.

Есть выгоды, которые мы хотим получить, а есть и те выгоды, которые дает нам настоящая ситуация – то, что есть у нас сейчас и чего не хотелось бы терять.

Пр: «Хочу поступить в техникум» - «А что есть хорошего в настоящей ситуации, чего можно лишиться, если ситуация изменится? Что хорошего есть сейчас, чего не хотелось бы терять?»

Вывод: Когда цель соответствует всем выше перечисленным правилам, тогда мы можем смело добиваться ее осуществления.

Упражнение 7. Распределение целей во времени.

Упражнение 8. «Встреча через 10 лет»

Все участники делятся на пары. Тренер говорит: «Давайте переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в ….. году. В вашей жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Приехали в свой город, где вы учились в школе. Идете по улице и встречаете одноклассника. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, чем занимаетесь. Вам дается 5 минут».

Когда беседа закончена, все садятся по кругу и представляют каждого участника всей группе. Обсуждение.

Упражнение 9. «Благодарности»

Каждый участник по кругу говорит свои впечатления от проделанной работы и благодарность за работу соседу и всей группе.

Дополнительные упражнения:

Для работы с ситуацией, где происходит застревание.

Работа в парах. Один человек выбирает какую-то ситуацию, где он застревает. Другой задает вопросы:

  • А если бы ты это сделал, то что бы это тебе дало? (так до достижения цели более высокого размера)
  • А что сейчас мешает начать делать это? – Найти три препятствия. Превратить их в цели. – А каким может быть решение по поводу этих препятствий? (Так до самого первого шага, который будет приемлемым)

Шаги вверх мотивируют. Шаги вниз конкретизируют.

Какая Ваша цель?

Как Вы определите, что достигли того, чего хотите?

Что может помочь вам достичь Вашей цели наиболее быстро?

Какие ресурсы Вам нужны?

Чему можно научиться благодаря этому делу?

Конкретный план.

  1. Ресурсы.

Предполагается, что внутри каждого человека есть все необходимое для того, чтобы учиться и достигать успеха. Главное научиться получать доступ к своим внутренним ресурсам.

  • Какой жизненный опыт, какие способности, знания и т. п. уже есть у Вас?
  • Есть много способов делать что-то конкретное. Что из этого Вы уже умеете делать?
  • Какие еще знания, навыки Вам нужны?
  1. Конкретные шаги.
  • Как конкретно Вы достигните этой цели?
  • Какой будет первый шаг?
  • Когда Вы его сделаете?
  • Какой будет следующий шаг?
  • Как Вы будете продолжать этот процесс, пока не достигните успеха?

3. Использование обратной связи.

  • Как Вы узнаете, что вы достигли своей цели? Что Вы увидите? Услышите? Почувствуете?
  • Как Вы узнаете, что Вы движетесь к своей цели? («Горячо -холодно» – если то, что Вы делаете не приводит Вас к желаемому результату, сделайте что-нибудь другое.)
  1. Простройка в будущее

Подписи к слайдам:

Формирование навыков целеполагания.

Если ты не знаешь, какая твоя гавань, никакой ветер не будет тебе попутным. (Сенека) Что такое цель? Цель-это образ желаемого результата Цель- это специально проработанная, подготовленная к исполнению мечта. Цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но конкретной, детальной измеримой, определена во времени, обязательна для достижения.

Большая цель достижима. Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что ему делать и куда идти. И даже собрался заплакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, влез на большое дерево и увидел свой путь. Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть – это наша большая цель. Большая цель – это цель, к которой можно придти.

Существует 2 вида целей: Глобальные (которые вы рассчитываете достичь через продолжительный период времени). Текущие (для достижения которых вы принимаете конкретные решения).

Упражнение «Мечты». «Давайте помечтаем. Представьте свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение»

Упражнение «Конкретизация желаемого» Определите для себя, чего же вы хотите. Допишите предложения. Я хочу………………………………...……………. Я хочу……………………………...или………… Я хочу……………………...………, но……….. Я хочу ……………………………… и…………… Если я хочу…………………..……, то………

Упражнение «Постановка цели» Сформулирована положительно (без отрицания). Определена точно и конкретно, включена в контекст. Результат должен быть сенсорно представим. Может быть достигнута Вами, результат должен зависеть только от Вас. Реалистична. Экологичность, протяжка во времени. Должны учитываться вторичные выгоды. Вывод: Когда цель соответствует всем выше перечисленным правилам, тогда мы можем смело добиваться ее осуществления.

Упражнение «Распределение целей во времени» Мои жизненные цели (долгосрочные) Цели на ближайшие три года Цели на полгода

Конкретный план. 1. Какова ваша цель (Профессиональная) 2. Ресурсы 3. Конкретные шаги А) Б) В) 4. Использование обратной связи (как вы узнаете, что достигли своей цели). 5. Простройка в будущее.

«ИСКУССТВО ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ»

Для студентов

Пояснительная записка .

Постановка целей– это выражение в виде четких намерений и в точных формулировках наших интересов, потребностей или задач, что помогает сориентировать действия и поступки на эти цели и на их выполнение. Для этого цель должна описывает конечный результат, а не те действия, которые необходимо выполнить. Постановка цели - безусловная предпосылка планирования, а следовательно, и успеха -заключается в точном знании того, что, когда, в каких масштабах надо достичь. Осознание своих целей очень часто означает значительную самомотивацию для работы, т.к.цель даёт ясное представление о том, в каком направлении необходимо двигаться.

Тренинг– безопасная среда развития, возможность экспериментировать и двигаться в сторону заранее определённой цели. Тренинги позволяют молодым людям в коллективе единомышленников, ощущая принятие и дружеское отношение, поработать над собой, разобраться со своим внутренним миром, отношениями между людьми. Это возможность задуматься и поменять что-то в жизни, стать более уверенным в своих силах, услышать мнение других ребят, понять, что его проблемы не «эксклюзивны» - многие его сверстники сталкиваются с подобными вещами.

Цели тренинга : овладение навыком постановки целей, развитие компетенции целеполагания, рост уровня самоактуализации и осмысленности жизни участниками тренинга.

Задачи тренинга:

    Осознание значения планирования и целеполагания для учебы и жизни в целом.

    Освоение видов и способов постановки целей.

    Осознание возможностей трансформации проблем в цели.

    Освоение технологий и принципов целеполагания.

    Освоение элементов позитивного мышления.

Форма работы – тренинг.

Методы:

    Ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие поднимаемым темам.

    Индивидуальная и групповая рефлексия.

    Отработка умений и навыков в специальных упражнениях.

    Групповые дискуссии.

    Разбор конкретных ситуаций.

    Метафорические притчи и истории.

    Психофизиологические методики.

    Мини-лекции.

    Диагностические процедуры.

    Релаксационные методы.

    Мозговой штурм.

    Выполнение домашних заданий.

    Работа с видеоматериалами.

    Видеоанализ.

    Работа с раздаточными материалами.

Тема

Кол- во часов

Введение в тему «Постановка цели». Трансформация проблем в цели. (Секрет)

Колесо баланса жизни: как объять необъятное и двигаться вперед

ФКР. КРЕДО. (Разум человека, спортивная визуализация) Правила формулирования целей

Ценности. Стратегические цели. Нацеленность на результат. Лестница мастерства.

Мотивация достижения. Вдохновение. Как его создавать? Утренние и вечерние вопросы, Ник Вуйтич

Введение в тему «Постановка цели».

Трансформация проблем в цели

Знакомство

Упражнение «Имена – это важно»

Широко распространенное упражнение, которое облегчает группe начало знакомства. Участники в игровой форме узнают и заучива­ют имена друг друга. Нередко сами участники бывают удивлены тому, насколько легко происходит запоминание при задействовании кинесте­тической памяти.

Материалы : Множество мягких игрушек или свернутые шерстяные носки.

Группа встает в круг.

Объявите, что приглашаете группу к участию в ритуале, который со­вершают при приветствии жители тропических островов.

Игру начинает ведущий. Поднимает выбранный для игры предмет (игрушку) над головой и громко называет свое имя. Затем передаёт предмет своему соседу справа. Он также должен представиться и пе­редать предмет своему соседу, и так далее: каждый, кто получает иг­рушку, называет свое имя и передает ее своему соседу справа. Когда игровой предмет, пройдя полный круг, снова окажется у ведущего в руках, игра начинается по второму кругу, но в противоположном направле­нии. Снова психолог громко произносит свое имя и передаёт предмет соседу слева. После завершения этого круга группа переходит к следующей, более динамичной части тренинга.

Теперь предмет может передаваться во всех направлениях. Начинает первым ведущий: установив визуальный контакт с одним из участников, гром­ко называет его по имени и бросает ему игрушку. Поймавший продол­жает игру, также называя по имени другого участника и передавая предмет ему. Не останавливайте игру до тех пор, пока предмет не по­бывает в руках каждого участника хотя бы по два раза. Если группа велика по объему, обязательно убедитесь в том, что никого не забыли.

Теперь Вы приглашаете группу к следующей фазе упражнения. По­просите каждого члена группы сказать несколько слов благодарности тому, кто передает ему игрушку, обращаясь при этом к нему по имени. Например: «Большое спасибо, Мария». Но при этом может произойти так, что участнику передает игрушку человек, чье имя он еще не за­помнил. В этом случае игрок говорит: «Большое спасибо...» и ждет, что «неизвестный» ему представится. Через некоторое время темп игры можно ускорить.

На этом этапе можно ввести в действие вторую и третью игрушки (в за­висимости от величины группы) и продолжить процедуру знакомства. Обратите внимание на то, чтобы правила игры соблюдались. Един­ственное отличие от предыдущего этапа состоит в том, что все участ­ники должны быть еще внимательнее, поскольку в помещении станет шумно. Игроки должны по-прежнему передавать друг другу предме­ты и благодарить того, кто передал им игрушку. На этом этапе созда­ется атмосфера живого экзотического ритуала, который помогает группе сделать первые шаги на пути к становлению ее как команды.

Остановите игру через 2 минуты и попросите любого желающего на­звать имена всех членов группы. В группе из восемнадцати человек почти всегда находятся трое или четверо, у которых это не вызывает сложностей. По желанию группы можно усложнить правила: предло­жите участникам поменяться местами и спросите, может ли кто-ни­будь теперь назвать все имена.

Принятие правил работы в группе

Предварительные разговоры о правилах фактически являются формой заключения психологического контракта между участниками, группой и ведущим.

Примерные правила

    Активная работа на занятии каждого участника.

    Внимательность к говорящему.

    Доверие друг к другу.

    Недопустимость насмешек.

    Не выносить обсуждение за пределы занятия.

    Право каждого на свое мнение.

    Правило ноль-ноль: начинать вовремя.

Основное содержание занятия

Как вы понимаете слово цель?

Цель – это конечное желание, стремление, намерение чего-то достичь. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова говорится, что цель – это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Целью может являться как предмет, объект, так и действие.

Далее, психолог раздает учащимся первые два листа из тетради к тренингу (обложка, которую необходимо подписать и 1-й рабочий лист). Ребята под руководством ведущего работают с вектором продвижения и личной целью на время тренинга.

Упражнение «Желания»

Материалы: бумага, ручки или карандаши, 2-й рабочий лист из тренинговой тетради

Процедура проведения. Каждому из участников предлагается на рабочем листе написать свои желания (самые разные). Желательно, чтобы их было порядка 20 шт. Потом на отдельные полоски бумаги выписывается фиксированное количество желаний - до 10. Отбор желаний ученики производят сами по произвольному признаку. Следующим шагом подростки объединяются в пары по принципу комфорта или интереса. Им предлагается по очереди предъявлять своему визави полоску-желание, описывая его (желание) самым подробным образом и приводя аргументы «за». В это время напарник держит полоску за другой край и на каждый аргумент «за» приводит свой аргумент «против». Т.о. получается условное «перетягивание». Если у какой-либо стороны заканчиваются аргументы, полоска с желанием остается у напарника. Так «тестируются» желания каждого из участников. На руках у них остаются только «заряженные» истинные желания, имеющие все шансы стать целями и быть реализованными.

Обсуждение.

Просмотр фильма «Секрет» (1ч). с последующим обсуждением

Упражнение «Уйти, чтобы остаться» (резервное)

Довольно часто, особенно в начале тренинга, участники демонстрируют ведущему свое нежелание работать в группе. Они ведут себя так, как будто в любом другом месте им находиться гораздо приятнее, чем в этой комнате. В та­ких ситуациях можно прибегнуть к простому приему.

Процедура проведения. Попросите Ваших подопечных представить, что они сейчас находятся в любом другом мес­те, которое им нравится. Оттуда они «вернутся» отдохнувшими, и вы вме­сте сможете продолжить работу. Скажите им следующее.

Садитесь или ложитесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глу­боких выдоха. Вспомните момент, когда вы ощущали состояние пол­ной удовлетворенности. Вспомните, как вы тогда ощущали себя. Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха и выдоха, представив свое дыхание как три огромных волны, на гребне которых вы находитесь и которые уносят вас глубоко в ваш внутрен­ний мир.

Теперь в ваших фантазиях идите в то место, где вы чувствуете себя лучше всего, где нет проблем, напряжения, а все окружающее радует глаз. Это может быть место, которое вы знаете, или место, существую­щее только в вашей фантазии. Когда вы окажетесь там, осмотритесь: какие цвета вокруг, какие формы имеют окружающие вас вещи, тепло здесь или холодно, как вы здесь дышите? Какие звуки вы слышите, что можете потрогать? Хочется ли вам походить, посидеть или полежать в этом месте? Вам понравилось бы что-то делать здесь или вы просто наслаждаетесь атмосферой этого места? Осваивайтесь здесь, испро­буйте все возможности, какие вам дает это место (1 минута).

Вдруг вы замечаете лежащий на видном месте подарок. Это подарок для вас. Подойдите ближе, потрогайте его, рассмотрите со всех сто­рон. Исследуйте его, подумайте, что вы сможете с ним сделать. По­тратьте часть времени на то, чтобы сжиться с ним, полюбить его (1 минута).

Если вы уже готовы вернуться, снова три раза сделайте глубокие вдох и выдох и попрощайтесь со своим местом, запомните его, чтобы вам всегда было легко сюда вернуться. Сохраните в себе впечатления от подарка. Потянитесь и откройте глаза. Вы снова окажетесь среди нас, но отдохнувшие и расслабившиеся.

Попросите участников рассказать о том, где они побывали и как на­шли свой подарок. Эти рассказы укрепляют доверие между членами группы и делают последующие шаги в совместной работе более инте­ресными и продуктивными.

Рефлексия

Колесо баланса жизни. Как объять необъятное и двигаться вперед

Разминка

Упражнение «Шанхайцы»

На второе занятие могут прийти участники, которые по какой-либо причине пропустили первую встречу и процедуру знакомства. Кроме того, практика показывает, что некоторым учащимся требуется припомнить, как кого зовут. Кроме обозначенных выше задач, оно создает впечатление, что группа решила общую проблему и что у нее есть определенная цель. При этом ребята могут познакомиться или вспомнить имена друг друга без смущения и рассказать о себе.

Возможно, участникам покажется интересной история о том, как это уп­ражнение получило свое название. В XIX веке капитаны кораблей попол­няли свою команду матросами при помощи разных уловок, в том числе и путем обмана. Последним особенно славился шанхайский порт, поэтому матросов, которых завербовали против их воли, стали называть «шанхай­цами». Проверьте, есть ли в Вашей группе люди, которые пришли сюда не добровольно, а под чьим-то давлением. Для них символика этого упраж­нения будет особенно важной.

Материалы: Вам потребуется веревка такой длины, чтобы можно было несколько раз обмотать всех участников, плотно прижавшихся друг к другу. Обычно это несколько метров.

Процедура проведения: Сначала попросите группу принять нужную позу. Для этого все вста­ют в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает зак­ручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль», которую Вы плотно обматываете веревкой. Луч­ше всего это сделать на уровне бедер, чтобы звенья «спирали» почув­ствовали, что весьма крепко друг к другу привязаны.

Теперь объясните группе задание: в этом положении участники долж­ны пройти некоторое расстояние. По пути каждый должен предста­виться и рассказать о себе что-нибудь необычное.

Постарайтесь сделать так, чтобы, выполняя Ваше задание, участники были застрахованы от опасностей. На их пути не должно быть лест­ниц, дверей, острых углов. Поясните группе, какой именно путь ей предстоит. Когда цель будет достигнута, развяжите веревку.

Перед выполнением задания напомните участникам, что они, несмот­ря на необычный способ передвижения, должны запомнить все, что будет говорить каждый из них.

После того как задание выполнено, все «освобожденные» возвраща­ются обратно в комнату и встают в круг. Теперь попросите рассказать о том, что запомнилось в ходе передвижения. Для этого поочередно указывайте рукой на каждого участника и спрашивайте всю группу, как зовут этого участника и что он рассказал во время движения. Вы должны быть готовы к тому, что ответы будут в большинстве случаев правильными (движение активизирует нашу память).

Основное содержание занятия

Психолог продолжает тему целеполагания, и просит обратиться ко 2-му рабочему листу из тетради по целеполаганию. Психолог предлагает кому-то из учащихся зачитать вслух варианты «Что такое цель?», по разным источникам.

Цель - виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. (Словарь синонимов Русского языка)

Цель - филос., есть представление, которое человек стремится осуществить… Понятие цели есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная форма волевой мотивации… (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Данная работа проводится для того, чтобы показать учащимся, что цели могут быть связаны с

Желаниями, стремлениями. - Цели связаны с намереньем. - Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего. - Цели связаны с волей и сознанием. - Цель – это интегратор процессов. - Цель - это то, что является основой любого действия и также является результатом.

В этой части можно спросить у учащихся их мнение, Какая из формулировок им ближе, понятнее и почему?

Колесо «Баланс жизни»

Материалы: лист рабочей тетради карандаши, фломастеры, ручки.

Процедура проведения. Ведущий выдает учащимся лист из рабочей тетради «Колесо «Баланс жизни».

Психолог предлагает ребятам написать возле каждого сектора, что для них в жизни является самым важным. (Возможные названия: учеба, друзья, увлечения/хобби, семья, родители, учителя, внешность, здоровье и т.п.)

Далее вводится шкала от 1 до 10. Предлагается описать одним-двумя предложениями каждый сектор на «10». Как это дружба на «10»? учёба на «10» ? (именно для тебя!). Далее необходимо внутри секторов отметить реальное положение дел по каждому сектору, поставив определенную цифру на этой шкале, отчеркнув часть сектора и закрасив его тем цветом, который захочется использовать. В результате получается целостная картина того, что в жизни на текущий момент является важным и существенным для каждого участника. диаграмма, Вывод, который может сделать группа – на таком «колесе» далеко не уедешь.

Следующий шаг – выбор «запускающего» сектора. Это такой сектор, изменения в котором смогут затронуть каждый (или большинство) из остальных частей колеса. Например, учащийся выбирает здоровье. Если буду здоров, то меньше буду пропускать занятия в школе, а это повлияет на успешность обучения. Если буду здоров, то буду внешне хорошо выглядеть, родители не будут за меня переживать, чаще буду видеться с друзьями, смогу больше уделять внимание своему хобби, и т.д.

Таким образом, прикидкой прорабатывается колесо баланса. Как только запускающий сектор определен, он помечается вектором с движением вовне. Далее можно дать возможность высказаться участникам, что получилось, какой из секторов стал запускающим.

Рефлексия

Формат конечного результата. КРЕДО.

Правила формулирования целей

Разминка

Упражнение « Работа в команде»

Это упражнение одновременно является ритуалом, игрой и экспериментом. Здесь должны быть задействованы все основополагающие качества для успешной работы в команде. Помимо коммуникации, взаи­мопонимания и взаимодействия от участников потребуется творческая энергия и интуиция.

Материалы: Вам потребуется несколько воздушных шариков, которые надо пред­варительно надуть, а также достаточно большое помещение, чтобы участники могли свободно двигаться.

Процедура проведения. Попросите участников разбиться на группы по три или четыре чело­века.

Тройки равномерно распределяются по помещению, так чтобы не ме­шать друг другу двигаться, и берутся за руки. Каждая команда полу­чает воздушный шар.

Теперь их задача состоит в том, чтобы удерживать шар в воздухе, не помогая себе при этом руками (можно задействовать лишь плечи или локти). Дайте командам немного потренироваться. Пусть во время тре­нировки они попытаются удерживать шар в воздухе при помощи раз­ных частей тела.

После тренировки начинается сама игра: Вы называете ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар. Через 15-20 секунд вы называете другую часть тела (голову, колени, локти, нос, левое плечо, правая нога и т. д.).

После этого этапа можно усложнить задачу, комбинируя команды, на­пример: «Голова и локоть». Это значит, что игроки должны сначала удерживать шар головой, затем - локтем (при этом не важно, кто из игроков подбрасывает шар, меняя положение тела, важно, чтобы была соблюдена последовательность).

Вы можете называть и более изощренные комбинации (например, со­стоящие из трех и более позиций, причем в последовательности, кото­рая будет наиболее неудобна для игроков). Напоминайте игрокам, чтобы они удерживали шар в воздухе и в перерывах между Вашими командами. Когда Вы собираетесь закончить игру, дайте такую коман­ду: «А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!» Пока игроки сообразят, что это можно сделать, только дуя на шар, у всех он наверняка упадет и игра сама собой завершится.

Основная часть

Материал: листы рабочей тетради, ручки, карандаши.

Каждый участник должен, ориентируясь на свое колесо баланса, выбрать и сформулировать (пока черновым образом) две цели (рекомендуем отрабатывать постановку целей на одной учебной и одной не учебной целях.)

Прежде чем перейти к определению учащимися собственных целей, психолог знакомит их с принципами постановки целей и просит на своих листах придумать и зарисовать условное обозначение каждого пункта.

Формат конечного результата (ФКР)

Позитивная формулировка. Необходимо избегать отрицания в формулировке цели - наше подсознание плохо воспринимает операцию логического отрицания.

Принципиальная достижимость (конкретность). Это правило требует не столько научной обоснованности, сколько конкретности формулировки, которая должна четко описывать ожидаемый результат.

Достижение цели должно максимально зависеть от самого человека, т.е. она должна быть подконтрольна . И обязательноэкологична , что означает отсутствие негативных последствий как для самого человека, так и для окружающих.

Работа с листом постановки цели (КРЕДО)

После этого этапа психолог обращает внимание учащихся на ещё одну возможность проверить цель по КРЕДО.

Идет последовательное заполнение всех пунктов листа (активное задействование в этой деятельности возможностей левого и правого полушарий). Таким образом, на руках у участников появляется 2-е детально прописанные цели как минимум с 3-мя первыми шагами в каждой.

Просмотр с обсуждением д/ф ВВС «Разум человека» (возможности визуализации в спорте, танцах и т.п.)

Упражнение "Розовый пузырь" (резервное упражнение по управляемой визуализацией)

Психолог: «Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза, дышите глубоко, медленно и естественно. Постепенно расслабляйтесь глубже и глубже.

Представьте то, что вы хотите иметь. Представьте, что желаемое уже проявилось. Создайте как можно более четкую мысленную картинку.

Теперь мысленно окружите свою фантазию розовым пузырем; ваша цель находится в этом пузыре. Розовый цвет - цвет сердца; вибрация этого цвета такова, что когда вы окружаете им воображаемый объект, вы можете быть уверены, что сотворенная вами вещь будет наиболее полно соответствовать вашему существу.

Рефлексия

Ценности.

(1 час)

«Круг приветствия»,«Хвастовство»

Во время первого круга приветствия каждый должен похвастаться перед группой каким- либо своим продвижением в области достижения поставленных им целей, своих проявленных способностях, сильными сторонами в освоении «искусства постановки целей».

Анализ работы над достижением целей.

Ценности – это то, чем мы являемся. Это не то, чем мы хотели бы быть. И не то, чем на наш взгляд, мы должны быть. Это то, кем мы являемся в жизни – в данный конкретный момент. В ценностях воплощается наша уникальная сущность.

Упражнения на прояснение ценностей.

Каждое из приведенных ниже упражнений выполняется в новой паре. Затем обсуждается в общем кругу. Упражнения занимают достаточно времени, поэтому могут быть проведены на нескольких занятиях.

Вопросы

    Кто вы в ваши лучшие моменты?

    Какие качества вы цените в друзьях?

    Если бы вам предложили прожить один день в виде животного, какое животное вы бы выбрали? Что для вас существенного в жизни в роли этого животного?

    Если бы вы строили дом, каким бы он был? Почему вы хотите иметь именно такой дом? Чем это ценно для вас?

Пиковые моменты времени

    Определите те особые пиковые моменты, которые приносили особенное удовлетворение. Сконцентрируйтесь на конкретном «моменте», отбросьте детали.

    Что важное произошло в тот момент? С какими ценностями соотносился тот момент? Какие ценности сопутствовали вашей жизни на тот момент?

Необитаемый остров

Если бы вы попали на необитаемый остров…

    Какие 5 музыкальных произведений вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

    Какие 5 предметов вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

    Какие 5 фильмов вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

    Каких 5 людей вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

Обязательные потребности

Чего еще в жизни, кроме основных жизненных потребностей, вам необходимо достичь или иметь? Какие ценности должны безоговорочно присутствовать в вашей жизни, без которых вы лишились бы счастья?

Люди, которыми вы восхищаетесь

    Вспомните трех человек, которых вы глубоко уважаете. Назовите по одному качеству каждого из них, которым вы восхищаетесь.

Радость и удовлетворение

Что в жизни доставляет вам наибольшую радость и удовлетворение и придает вам новые силы? В чем важность этих вещей?

Упражнение «Начинайте, представляя конечную цель».

Закройте глаза. Представьте себе, вы прожили длинную жизнь, вам исполнилось 60 лет. Вы пригласили на юбилей близких людей. В назначенный день собрались гости. Это ваши взрослые дети, родители, внуки, сослуживцы, с которыми вы работали, соседи, братья, сёстры, друзья. В этот день много забот, и вы сами немного задержались. И вот вы заходите в прихожую и слышите, что гости обсуждают вас, говорят какие-то слова. А теперь серьёзно задумайтесь о том, какие слова о себе и своей жизни вы бы хотели услышать от каждого выступающего. Каким мужем или женой, отцом или матерью предстанете вы в их выступлениях? Каким братом или сестрой, каким другом? Каким коллегой по работе? Какую оценку своего характера хотели бы запечатлеть в их памяти? Внимательно посмотрите на окружающих вас людей. Какой след хотели бы вы оставить в их жизни?

Проанализируйте ценности, которые удалось выявить во время сегодняшней работы.

Ценности человека являются основой при формулировке стратегических целей

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари