Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Типология обществ. Типология общества

Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:

1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);

2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:

1) общества охотников и собирателей;

2) садоводческие;

3) аграрные;

4) промышленные. Социолог Теннис Ф. делил общества на:

1) допромышленные (сельская община);

2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).

Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:

1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;

2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;

3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.

Существует деление общества по политическим признакам:

1) демократические (гражданское общество);

2) тоталитарное (государство подавляет личность);

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).

Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

Мы видим, что существует множество классификаций, и ни одну из них мы не можем выделить в качестве главной или назвать неправильной (лишь в прошлом марксистская типология считалась главной, а другие – неверными).

Для социологического анализа и исследования общества важно знать, что именно сейчас мы исследуем: если этнос, то на первый план выходит классификация по этнической принадлежности, а остальные отходят на второй план.

Разнообразие мнений о типологии обществ способствует поиску типологий общества.

Различие в определениях одного и того же общества лежит в недостаточно разработанном понятийно-терминологическом аппарате и заимствовании понятий из других наук. Поэтому для упрощения типологиза-ции общества необходимо в первую очередь четко определить понятия и категории социологии.

В научной литературе существуют различные подходы к типоло-гизации общества. Одни исследователи делят общества на открытые и закрытые, другие - на первобытные и современные, третьи - на варварские и цивилизованные и т. д.

Рассмотрим два основные подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К. Марксом в середине XIX в. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталистический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный - на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческий - на подневольном труде рабов и т. д.

Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, один из критиков марксизма М. Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии доминирующую роль сыграла протестантская этика.

В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная, а экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.

2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: до-индустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.

Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства - земледелие и скотоводство (на ранних стадиях - собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится, в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населении живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности.

Доиндустриальный тип общества называют также традиционным.

Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования.

В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры - города-гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве (рабочих, техников, инженеров и т. д.).

Постиндустриальная цивилизация - новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи - информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.

Цивилизационный подход типологизации общества также имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, как дикость и варварство. Ведь цивилизация трактуется многими учеными (например, Л. Морганом, Ф. Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию.

Позволяет диагностировать уровень и зрелость как социума, так и государства. В российской истории можно выделить тоталитарный тип общества ((1923-1953 гг.), авторитарный (1953-1985, 2000-2008), преддемократический (переходный) (1985-1999 гг., 2008-?). Да, сегодня Россия снова стоит на перекрестке и ей предстоит сделать сложный выбор дальнейшего пути.

Тоталитарное общество характеризуется тем, что оно находится под абсолютным контролем государственной власти и государственного аппарата. Авторитарное общество : под полным контролем находится только политическая система (запрет на смену власти). Демократический тип социума : общество контролирует государственный аппарат и представителей власти. Гражданский тип общества – свободная ассоциация граждан, использующих органы государственного управления лишь в тех случаях, когда без них невозможно обойтись и в строго ограниченных пределах. Гражданский тип общества находится в процессе зарождения в странах Скандинавии, США и др.

Политическая модернизация – это движение от тоталитарных, авторитарных обществ к демократическим и гражданским. С точки зрения политического критерия (политический режим), в 30-е – 40-е гг. 20 в. в СССР наблюдался регресс, в 1953-1964 гг. – политический прогресс, который замедлился в годы так называемого "застоя" (1964-1985). Поступательное политическое развитие фиксируется в 1985-1991 гг. Противоречивый политический прогресс наблюдался в 1992-1999 гг.

Характерная черта тоталитарного режима в том, что он убивает естественные человеческие чувства, свободу их проявления, способность к человеческим отношениям и коммуникации. В 1946 году впервые после войны на публике в Колонном зале Дома Союзов появилась Анна Ахматова. И люди встретили ее аплодисментами. Когда об этом доложили Сталину, он спросил: "Кто организовал аплодисменты?". При тоталитарном режиме разрешено только то, что приказано, поэтому винтикам данного строя и в голову не приходит, что аплодисменты могут быть искренними, в порыве чувств.

А как оценить тот факт, что в РФ машине со спецсигналами дается право отступления от правил дорожного движения? Это наследие архаичных, крепостнических порядков, основанных на кастовом и сословном неравенстве. Поэтому мало обеспечить соблюдение закона госструктурами, нужно и законодательство сделать современным, освободить его от остатков средневековья.

Короли – также пережитки феодализма, но в развитых странах это не более чем символы. Король Швеции подвергается штрафу за неправильную парковку, а английская королева не может проехать на автомобиле по полосе, предназначенной для такси и городского транспорта. Закон в Швеции уравнивает в правах чиновников и граждан. Наше законодательство позволяет российской элите вести себя по образцу сословных или тоталитарных обществ.

Политическая эволюция постиндустриального общества, по О. Тоффлеру, включает следующие элементы:

  • принцип меньшинства ("конфигуративное общество" - тысячи меньшинств);
  • полупрямая демократия, отказ от представительной, парламентской демократии – граждане сами выбирают варианты политических решений;
  • децентрализация управления – делегирование части полномочий местным властям и международным, наднациональным организациям.)

Все это может стать реальностью по мере распространения компьютерных сетей.

Многопартийность, свобода действий гражданских, общественных организаций и учет их мнения при выработке решений, подключение рядовых граждан к участию в политике через сеть Интернет – таковы некоторые признаки политической модернизации. Кстати, президент РФ Д. Медведев, открыв в интернете собственный блог , по сути, предложил активным гражданам подключиться к технологии полупрямой демократии. Аналогично поступил и новый президент Башкирии Р. З. Хамитов.

Духовно-культурная типология общества

Духовно-культурная типология обществ , в отличие от технологических и политических, делает упор на национальном своеобразии. Она представлена концепциями Н. Я. Данилевского, П. А. Сорокина, А. Тойнби и других социологов. Кратко изложил их суть: различные общества развиваются по специфическим закономерностям, а у каждой локальной культуры – своя историческая судьба. Разновидностями культурных типологий выступают маятниковые, циклические концепции развития общества, а также интегральные информационные типы в соционике.

Маятниковые, циклические концепции подтверждаются периодами экономического подъема и спада, роста и затухания отдельных обществ (Н. Кондратьев, Н. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби). В новейшей отечественной истории цикл прогрессивных реформ 80-х – 90-х гг. 20 в. сменился противоположным стремлением к возврату прошлого, традиционным и даже архаичным ценностям в 2000-2008 гг. Экономический кризис дал толчок циклу новых реформ, направленных на освоение новых технологий. По закону циклической сменяемости, маятник должен качнуться от регресса к полюсу прогресса, от застойной статики к позитивной динамике.

В русле плюралистического подхода находится идея М. Салинса и Е. Сервиса о двух концепциях эволюции: линейной, однонаправленной и многолинейной, разнонаправленной. Представление , согласно которому история человечества целенаправленно стремится к некой финальной точке, оказывается неприемлемым. По их мнению, линейная концепция развития обрекает общество на гибель.

Пока не нашла подтверждения идея о синхронности развития всех критериев социальных изменений, а также гипотеза , согласно которой каждое отдельное общество должно подстраиваться к общему историческому процессу (Sahlins M., Service E. – 1960).

Важность духовно-культурной типологии доказывается опытом развития многих стран. Так, финансово-экономический базис не изменил арабские страны. Огромные доходы от продажи нефти внешне преобразили многие арабские страны. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты совершили скачок из отсталого Средневековья в технологии начала 21 века. Однако овладение западной технологией не отменило традиционные ценности. Более того, привнесение новых евро-американских технологий вызвало жесткий отпор у части ортодоксальных приверженцев исламского образа жизни. Результатом столкновения этих жизненных ценностей стала серия террористических операций в России, финансируемая из Саудовской Аравии и акт 11 сентября в Нью-Йорке. Участники захвата самолетов были выходцами из Саудовской Аравии, имели высокий уровень образования и материальной обеспеченности. Мотивация их действий – чисто идеологическая.

Социальная типология общества

Социальная типология общества строится на допущении о том, что любое общество состоит из социальных общностей и групп. Тип, ядро или каркас общества определяет доминирующие, господствующие группы.

Кастовое общество представлено замкнутыми, закрытыми группами. Известно кастовое общество в Индии. В некоторых северных штатах современной Индии распространен феномен "убийств чести". Деревенские кастовые советы выступают в роли полиции нравов, предостерегая мужчин и женщин от вступления в брак вне собственной касты или деревни. Это считается преступлением против религии. Случаи убийств за честь семьи или преследований описываются в индийских СМИ довольно часто. В июне 2010 г. полиция арестовала троих подозреваемых в убийстве в Нью-Дели мужчины и женщины из разных каст, а также за убийство женщины, сбежавшей с мужчиной из другой касты. Двое из подозреваемых обвиняются в убийстве собственных сестер. В конце апреля полиция арестовала мать девушки по подозрению в убийстве. Семья Нирупамы Патхак принадлежит к высшей индийской касте (браминам). Когда 22-летняя девушка объявила, что она тайно помолвлена с молодым человеком из более низкой касты, родственники стали давить на нее, обвиняя ее в оскорблении религии.

На этом примере видно, что в бурно развивающейся Индии, даже имеющей элементы постиндустриального общества, сохранились моральные установки времен глубокой древности. В реальности кастовые перегородки рушатся, поскольку у современной молодежи появились возможности для общения с людьми разного социального происхождения. Древние традиции и архаичное сознание вступают в конфликт с современными технологиями и новым социальным бытием.

В России формально нет каст, но есть кастовоподобные группы, и соответствующие пережитки. Например, в Чечне за последние 20 лет зафиксированы множество случаев работорговли и содержания людей в рабстве. В прессе была информация о подпольном кирпичном заводе в Дагестане, куда российские офицеры продавали военнослужащих. А сохраняющийся обычай кровной мести – одна из причин массового насилия и убийств, царящего в некоторых северокавказских республиках. В российских СМИ была информация о цыгане, который убил бросившую его девушку. Причем убийство было совершено под давлением клана родственников. Осужденный на 8 лет преступник не понимал, в чем его вина, ведь он "защищал" свою честь и честь своего рода.

Корни данных преступлений кроются не в отдельных "плохих" нациях, а в низком уровне социально-экономического, духовного и образовательного уровня на отдельных территориях. Социальная жизнь там проходит в больших, многопоколенных семьях в условиях нищеты, бедности, и давления диких обычаев. Пока будет сохраняться квазикастовый и квазирабовладельческий строй общественной жизни, мы будем сталкиваться с подобными преступлениями. Задача государства и общества – поднять данные участки российского социума до уровня современной цивилизации. Судебные репрессии и военное насилие эту проблему не решают. В первую очередь , нужно улучшить социальные условия жизни, ибо не национальный фактор доминирует сегодня, а именно социально-экономический.

Итак, кастовоподобный тип общества – это реальность не только Индии, но и России. В целом кастовое общество соответствует архаичному или традиционному типам, ибо разделение между людьми происходит по этническим и религиозным признакам.

В Китае под видом наркологических центров скрываются исправительные колонии. Заключенных посылают работать на заводах и фермах, плохо кормят и отказывают им в медицинской помощи. Это не что иное как черты рабовладельческой цивилизации.

Простых китайцев раздражает ложь властей, коррупция, информационные запреты, в частности, невозможность свободно пользоваться Интернетом. Помимо Китая, ограничивают своих граждан в праве на информацию Иран, Египет, Саудовская Аравия, Вьетнам, Тунис, Узбекистан. А в Зимбабве журналистская деятельность уголовно наказуема.

Остатки архаичного, патриархального, монархического строя можно обозначить термином "традиционализм", который Ю. Афанасьев определяет как самовоспроизводство на основе сохранения низменности. Если власть вместе с большей частью населения России присоединяется к традиционалистскому полюсу, то образуется мощная реакционная сила. По мысли Ю. Афанасьева, Россия как традиционный тип цивилизации умирает. А продолжение – за обновленным обществом, сменившем вектор развития.

Надо отметить, что кастовая стратификация поддерживается религиозными ритуалами. По Конституции РФ – светское государство. На практике в некоторых регионах фактически узаконено религиозное насилие. Ставка на религию стала одной из причин двух чеченских войн. Сегодня более эффективны технологии, которые развивают внерелигиозную духовность и интеллект .

В сословном типе общества доминируют такие сословия как дворяне, священники. Сословное неравенство строится на основе политического неравноправия. У сословий разный уровень доступа к политической власти и разные политические права .

Сословноподобные группы в РФ существуют в форме хорошо известных кланов. Если раньше речь шла в основном о родственных, земляческих кланах, то за последние десятилетия сформировались политические кланы, которые объединяют людей разных наций и территорий в политически правящем классе (политическая элита).

Сословные пережитки, остатки дворянско-монархических традиций гораздо более широко распространены в РФ, нежели кастовые. Религиозное разделение российских граждан – главный признак функционирования сословного типа общества. Сословное общество соответствует патриархальному (традиционному) или переходному типам. Главное препятствие для преодоления архаичных остатков средневековья – неравноправие в политической жизни.

Классовый тип общества соответствует индустриальному уровню развития. Классовое общество несовместимо с политическим неравноправием. Сословное общество в борьбе с классовым не сдается, что проявляется в неравенстве граждан перед законом. Кроме того, классы различаются уровнем доступа к собственности и доходов. Низкий статус экономически активных групп (предприниматели, малый бизнес), подчиненное по отношению к политической власти положение крупного бизнеса, отсутствие экономической свободы и справедливой конкуренции – все это говорит о незрелости классового типа общества в РФ. А доминирование политической власти над экономической системой и практика вмешательства государства в экономику характерны для предыдущей ступени развития общества – сословной.

В современной России собственность, богатство, доступ к духовным и информационным благам определяется принадлежностью к властным элитным группировкам. В 90-х гг. 20 в. был короткий период, когда крупный бизнес оказывал влияние на власть, но шаткое равновесие бизнеса и власти завершилось в 2000-х гг.

В то же время в России складывается и массовый тип общества. Массовая социальная мобильность, массовая коммуникация и массовая культура стирают социальные перегородки между людьми таким образом, что сходные, общие черты доминируют над отличиями. В свое время социолог Б.Грушин определял массы как ситуативно возникающие социальные общности. Однако массы могут быть и устойчивыми, постоянно функционирующими.

В целом, массовое общество несет на себе признаки глобализации как на региональном, так и на мировом уровне. Расплывчатость понятия "массовое общество" связано, очевидно, с тем, что оно соответствует информационному типу цивилизации, контуры которой не вполне ясны.

В процессе трансформации классового типа общества в массовый, или, по другой терминологии, индустриального общества в постиндустриальное, будет возрастать роль информационного и интеллектуального факторов развития. Обладание информацией все в большей мере будет определять размеры собственности, и объем доходов, доступ к политической власти и к духовным ресурсам.

Системный подход к обществу предполагает комплексный учет всех типологий – экономической, политической, духовной, социальной и информационной (соционической). Многомерный, комплексный подход позволяет выявить слабые звенья в механизме российского социума – в первую очередь , это политика и духовная сфера. Их отставание связано с тем, что они в меньшей степени прямо зависят от прогресса технологий, научных открытий, и в значительной мере стали заложниками субъективизма, вековых стереотипов и мифов, идеологической конъюнктуры. В той мере, в какой научные достижения, в том числе социология и соционика, инновационные технологии будут проникать в сферу политики, идеологии и культуры, эти сферы также могут стать пространством для прогрессивного развития.

Сложность решения данной проблемы в том, что политика и религиозная идеология занимают в современном российском социуме высшие позиции в иерархии подсистем и институтов. А парадокс в том, что слабые, архаичные звенья обладают наивысшим индексом власти и силы. Отсюда и трудности модернизации, и опасности провала России в "третий мир" и оттеснения ее на периферию мировой системы.

Итак, перспективы модернизационного развития России связаны с постиндустриальной экономикой, демократическим обществом, ростом массовых (общечеловеческих, межсоциальных) общностей и социального интеллекта. Знание типологии и эволюции общества – это тот маяк, который поможет выработать стратегию развития нашей страны.

Типологии обществ

Экономическая типология (К.Маркс, Ф.Энгельс) Экономическая типология (А.Сен-Симон, Д.Белл) Политическая типология общества Социальная типология Плюралистические типологии (Духовно-культурная, соционическая)
Первобытное общество Архаичное (примитивное) Кастовое
Рабовладельческое Аграрное Тоталитарное Кастовое
Феодальное Аграрное (традиционное) Тоталитарное Сословное
Капиталистическое Индустриальное Авторитарное Классовое
Посткапиталистичес-кое Постиндустриальное Демократическое Массовое общество

Как видно из авторской схемы (таблицы) соответствия разных типологий, каждому типу общества свойственны вполне определенные личностные, экономические, политические, социальные, духовные, информационные характеристики. Согласно обнаруженной закономерности соответствия разных сфер жизни (политика, экономика, культура, личность , социум, наука), отставание хотя бы одного элемента (сферы, подсистемы) тормозит прогрессивное развитие общества. Так, остатки кастовых, сословных и раннеклассовых обществ, авторитарные и тоталитарные методы управления – такова социально-экономическая и политическая база торможения системной модернизации России.

Исходя из теории уровней, правомерно сделать вывод , что базовыми, с точки зрения методологии, являются интеллектуальные концепции общества. Поэтому на первый план выходит информационная структура общества, соционическая характеристика общества. Практический (материальный) фундамент общества определяется экономическими и социальными типологиями. Низший уровень – политический тип общества, который является концентрированным выражением информационного, интеллектуального, экономического и социальных типологических характеристик. В этом смысле политика – надстроечное образование. Но в низкоразвитых социальных системах не информационно-экономический базис определяет надстройку, а властная и идеологическая надстройка активно формирует (или деформирует) свой базис .

Проведенный анализ показал, что типология общества может быть только комплексной междисциплинарной, но сквозной, интеграционный подход – социологический.

Глобальная революция приводит к схожим изменениям во всех странах и во всех социальных институтах – в этом проявляется конвергенция и тенденция движения к интегративному обществу. Типологические и национально-культурные черты определяют специфические нюансы, детали и своеобразие социальной динамики.

Развитие общества, как показали Г. Спенсер, П. Сорокин, имеет нелинейный характер (боковые ветви под воздействием бифуркации, флуктуаций).

Г. Морган, Б. Поршнев сформулировали закон ускорения истории (характер экспоненты). Если Россия не войдет в группу модернизирующихся государств, ей грозит провальное отставание от передовых держав.

Трансформация общества возможна только как системный процесс. Выявлено, что в РФ необходимо в первую очередь осовременить политику и культуру. Однако это не означает отказа от комплексного подхода. Нам нужно войти в соответствие с мировой тенденцией – снижение роли государства.

Любое общество имеет элементы, примеси других типов и формаций. Однако в России " индекс смешанности" выше, чем в группе лидирующих стран. Очистить российский социум от архаичных примесей – это задача, без решения которой не удастся запустить сам двигатель модернизации.

Краткие итоги

  1. Диагностика социальных и иных типов обществ способствует объяснению закономерностей социального развития, эволюции общества и тем самым становится общим ориентиром в определении перспектив развития современной России.
  2. Типология – это метод научного познания, основанный на группировке социальных объектов (обществ) по их существенным признакам.
  3. Универсальный подход к типологии общества учитывает уровень развития общества.
  4. Типологический (качественный) подход основан на учете культурного и иного своеобразия разных обществ.
  5. Существуют экономическая, политическая, социальная, духовно-культурная, информационная типологии обществ.
  6. Авторами экономической типологии являются К.Маркс, Ф.Энгельс (по доминирующему способу производства) и А.Сен-Симон, Д.Белл (по господствующей отрасли хозяйства).
  7. К.Маркс выделил пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
  8. В рамках типологии Сен-Симона – Белла общества называются традиционными, индустриальными, постиндустриальными, архаичными. аграрными, информационными.
  9. В зависимости от типа политического режима общества классифицируются на тоталитарные, авторитарные, демократические и гражданские.

Набор для практики

Вопросы

Какие типы обществ вам известны? Раскройте экономическую типологию Сен Симона – Белла. В чем специфика экономической типологии К.Маркса? Опишите типы обществ по политическому критерию. Что представляет собой социальная типология общества? В чем суть духовных(культурных) типологий общества? Как вы понимаете эволюцию общества как целостной системы?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе.

  1. Социальный прогресс и социальный регресс
  2. Простое и сложное общество.
  3. Аграрные общества
  4. Современное общество
  5. Модернизация общества
  6. Социальная динамика общества
  7. Информационная (соционическая) типология общества
  8. Культурно-историческая типология Н.Н.Данилевского
  9. Концепция интегративного общества П.Сорокина

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.

Одним из основных направлений в типологии служит выбор политических отношений , форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у и я общества различаются по типу государственного устройства : монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия . В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ .

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях : первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, . Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития , производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность , что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами : ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества .

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля , тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:
  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества . Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм . Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину , предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Основные типологии общества

В истории социальной мысли было предложено несколько типологий общества.

Типологии общества в период формирования социологической науки

Основатель социологии французский ученый О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, в которую входили:

  • стадия военного господства;
  • стадия феодального господства;
  • стадия промышленной цивилизации.

В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ от простого к сложному, т.е. от элементарного общества ко все более дифференцированному. Развитие обществ Спенсер представлял как составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой однородностью, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных общество развивается к высшему полюсу — индустриальному обществу, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие.

Типологии общества в классический период развития социологии

Данные типологии отличаются от описанных выше. Свою задачу социологи этого периода видели в том, чтобы объяснить ее, исходя не из общего порядка природы и законов ее развития, а из нее самой и ее внутренних закономерностей. Так, Э. Дюркгейм стремился найти «исходную клетку» социального как такового и с этой целью искал «простейшее», элементарнейшее общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». Поэтому его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами своего единства. В простых обществах действует механическая солидарность, потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации — как частицы механического целого. В сложных обществах существует сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, поэтому сами индивиды отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической», функциональной. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах господствует механическая солидарность, а в современных — органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы — харизмы — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.

Типология французского социолога Ж. Гурвича отличается сложной многоуровневой системой. Он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:

  • родоплеменные (Австралия, американские индейцы);
  • племенные, включавшие в себя разнородные и слабо иерархизованные группы, объединявшиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Полинезия, Меланезия);
  • племенные с военной организацией, состоявшие из семейных групп и кланов (Северная Америка);
  • родовые племена, объединенные в монархические государства («черная» Африка).
  • харизматические общества (Египет, Древний Китай, Персия, Япония);
  • патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
  • города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
  • феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
  • общества, породившие просвещенный абсолютизм и капитализм (только Европа).

В современном мире Гурвич выделяет: технико-бюрократическое общество; либерально-демократическое общество, построенное по принципам коллективистского этатизма; общество плюралистского коллективизма и т.д.

Типологии общества современной социологии

Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.

Индустриальное общество - общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

Еще одна очень важная черта индустриального общества — так называемый «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую проблему, в том числе социальную, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило еще один тип общества — информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного типа общества, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуальный, или возможный, мир стал новой реальностью вследствие компьютерного бума, охватившего общество. Виртуализация (замещение реальности се симуляцией/образом) общества, отмечают исследователи, является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль.

Постиндустриальное общество определяется также как общество «постэкономическое», «посттрудовое », т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе человек утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический»; он ориентируется на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, а в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Согласно концепции постэкономического общества, разработанной российским ученым B.Л. Иноземцевым, в постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства людей становится развитие их собственной личности.

Теория постэкономического общества связана с новой периодизацией истории человечества, в которой можно выделить три масштабные эпохи — доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия — тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личности и общества. Постэкономический тип общества определяется как такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью. Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности и возврат к собственности личной, к состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Пост- экономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и в силу этого вытесненных на периферию общества. Однако у каждого члена такого общества есть возможность самому войти в элиту, поскольку принадлежность к элите определяется способностями и знаниями.

3. Типологии обществ

В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.

Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) . Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас .

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.

Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.


| |
Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари