Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Теологическая - теории происхождения государства. Теологическая теория происхождения государства

И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы “официальным идеологом” Ватикана, т. е. католической церкви. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром. Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть “от Бога”. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Возникшая в русле христианской религии теологическая теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах (в частности, странах Арабского Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно мусульманским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредоточив в своих руках всю власть в государстве.

Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство.

Плюсы теории:

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;

Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

10. Теория общественного договора.

Понятие «Общественный договор» («соц контракт») впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и Жан-Жака Руссо (XVIII в). Именно после книги Руссо «Об общественном договоре» (1762) это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке. Эти старинные авторы, рассуждая об общественном договоре, имели в виду следующее. Люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок и справедливость.

Человек теряет свою естественную свободу, но приобретает гражданскую свободу (свободу слова, право голоса на выборах, возможность объединяться в союзы). Человек теряет естественное право добывать себе имущество (хватать все, что плохо лежит, отнимать у слабого), но приобретает право собственности. Это и есть «Общественный договор» в старинном понимании. В настоящее время от этой концепции осталось лишь ее ядро, а именно: для достижения социального порядка, устраивающего всех или хотя бы большинство, нужны эффективные механизмы согласования интересов отдельных людей и общественных институтов.

Общественный договор – это не документ, который должны подписать представители всех заинтересованных организаций, а также все заинтересованные лица. Такой документ в принципе нельзя составить, поскольку его объем был бы бесконечен, а точное выполнение – невозможно. В основе нового Общественного договора лежит постоянный переговорный процесс между субъектами гражданского общества и субъектами политического общества. Гражданское общество – это отдельные граждане, неправительственные организации, политические объединения и свободная экономика в лице предпринимателей и наемных работников. Политическое общество – это государственные институты, правительственные учреждения и государственный сектор экономики.

Диалог необходим по всем направлениям и на всех уровнях. Нужны переговоры внутри гражданского общества. Нужны переговоры внутри политического общества. Нужны, разумеется, переговоры между отдельными субъектами гражданского и политического общества. В принципе, возможны переговоры между гражданским и политическим обществами в целом – например, в ходе парламентских обсуждений или больших общественных комиссий вроде Конституционного совещания или Учредительного собрания.

Общественный договор – это переговорный процесс.

Общественный договор – это не документ для подписания. Однако в ходе переговорного процесса не исключена возможность подписать отдельные соглашения между отдельными участниками переговоров. Такие соглашения необходимы для фиксации конкретных правил игры в конкретных секторах бизнеса или политики.


Введение ……………………………………………………………………………..2

    Теологическая или Божественная теория возникновения государства и права.5

1.1 Понятие Теологии в зарождении права. ………………………………………11

2 Становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях:.13

2.1 Мифологические истоки ………………………………………………………..14

2.2 Законы Хаммурапи ……………………………………………………………..16

2.3 Древневосточная теология……………………………………………………..18

2.4Древнегреческие религиозные воззрения………………………………………20

2.5 Зарождение христианства………………………………………………………21

3 Традиционно-теологические взгляды на право в Западной средневековой Европе………………………………………………………………………………..23

3.1Влияние римско-католической церкви…………………………………………23

3.2 Каноническое право……………………………………………………………..25

3.3 Учение Фомы Аквинского……………………………………………………...26

Заключение…………………………………………………………………………..29

Список используемой литературы………………………………………………….31

Введение

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше, и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут не утихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Наиболее известными и распространенными теориями являются: теологическая (божественная) теория, патриархальная, договорная, насилия, психологическая, расовая, органическая, материалистическая (классовая) теории. Каждая теория, воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по своему интересна и познавательна, но наибольшее внимание вызвала у меня теологическая теория, согласно которой государство и право созданы Богом. Само слово теология произошло от греческих слов theos - бог и logos- учение. Поскольку религия стоит у истоков образования первых государств, и первые политико-правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней, то теологическая теория происхождения государства и права является самой древней.

Вообще религия - это не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Религия необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.
Вместе с религией видоизменяется и понятие права, так как свои возникновением оно, по мнению теологов, обязано религиозной морали. Рассмотрим это явление на примере древних цивилизаций, средневековой Европы и Арабского халифата.
Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Цель курсовой работы: Изучение происхождения государства и права на примере Теологической теории возникновения государства и права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Подобрать необходимый материал для изучения данной темы;

    Изучить теологическую или Божественную теорию возникновения государства и права;

    Изучить понятие теологии в зарождении права;

    Рассмотреть становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях;

    Рассмотреть традиционно теологические взгляды на право в западной средневековой Европе.

По структуре курсовая работа состоит из: введения, отражающего цель и задачи, поставленные для выполнения курсовой работы; первой главы, кратко характеризующей теологическую теорию возникновения государства и права; второй главы, характеризующее становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях; третьей главы, в которой рассмотрены традиционно теологические взгляды на право в западной средневековой Европе; заключения, в котором подведены итоги курсовой работы; списка использованной литературы.
При написании курсовой работы были изучены следующие литературные источники: Алексеев С.С. Общая теория права.; Бляхман Б.Я. Теория государства и права.; Морозова Л.А. Теория государства и права.; Новицкий И.Б. Римское право. И др.

    Теологическая или божественная теория возникновения государства и права.

Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория “двух мечей” . Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога» 1 .

Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274) . Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. “Что послужило главной причиной упадка римского государства?” - спрашивает римский историк первого века до н.э. Гай Саллюстий Крис в известной его работе “Заговор Катилины”. И тут же отвечает: “упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам”. После того пишет Саллюстий: «когда “трудом и справедливостью” возросло Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и “все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё перевернула вверх дном”» . Римляне, которые с лёгкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством. 1

В начале, подмечает Саллюстий, развивалась жажда денег, за нею - жажда власти, и “обе стали как бы общим корнем всех бедствий”. Так случилось потому, что корыстолюбие сгубило верность, честность и остальные добрые качества. Вместо них “оно выучило высокомерию и жестокости, выучило презирать богов и всё полагать продажным”. Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило “в сердце таить одно”, а вслух говорить другое. Дружбу и вражду оценивать “не по сути вещей, а в согласии с выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем достоинстве”. 2

Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные основы Римского государства, и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые - несомненно, играют и играли значительную роль в процессе становления и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план. 3

Как показывает исторический опыт главные причины возникновения государства и права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для подержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый или остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали. 1

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки. 2

Во всей Галлии, писал по этому поводу Гай Юлий Цезарь, существуют вообще только два класса людей, пользуются известным значением и почётом, ибо простой народ держат на положении рабов: сам по себе он ни на, что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имели над ними все права господ над рабами. 1

Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией. 2

Эта теорияодна из древнейших. Несмотря на то, что божественное обоснование государства и права имело место ещё в глубокой древности, в целостном виде теологическая теория была сформулирована вначале новой эры. Наиболее известные её представители Августин Аврелий, Фома Аквинский. В XX в. современную интерпретацию теологической теории предложили Жак Маритен и другие богословы и правоведы, попытавшиеся небезуспешно соединить достижения науки с религиозными догмами.

Согласно данной теории государство и право являются божественными установлениями, воплощением воли бога. Представители данной теории отстаивают идею вечности государства, зависимости государства от божественной воли. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне, Иудее существовала широко распространенная версия о том, что боги являются источником власти земного правителя, оставаясь одновременно верховными правителями всех земных дел.

Особенно широкое возрождение данные идеи получили в период развития феодальных отношений. На рубеже XII–XIII вв. в Западной Европе распространяется теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Второй меч они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской. Такое всевластие церкви приводило к искажению религиозных учений и церковному мракобесию.

К середине XIII в. появляется учение известного богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Божественный разум управляет всем миром. Он лежит в основе природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

Это учение преследовало две основные цели: доказывание божественного происхождения государственной власти; подчинение светской власти церкви. Религия, по мнению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Религиозные учения о происхождении государства и права имеют сторонников и в современном мире. Виднейший представитель неотомизма Жак Маритен пытался соединить традиционные для религиозной философии представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки. Учение Маритена представляет один из вариантов модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества. В этом учении очень явно проступают «уши клерикализма». Однако заслуживают внимания положения учения Маритена о неисчерпаемости естественных прав человека. «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории» (почти материалистическая формулировка). Согласно взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т. е. «по-христиански устроенного светского государства».


Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет избежать пороков как капитализма, так и социализма – считал Маритен. Он отстаивал идеи третьего пути развития общества.

Продолжают существовать идеи, высказанные ещё в Древнем Риме о том, что в процессе возникновения, развития и упадка государства решающую роль играют общественные нравы. Хотя, в принципе отрицать влияние общественных нравов на судьбу государства, наверное, нельзя. Об этом свидетельствует падение таких крупнейших государственных образований, как Вавилон Римская и Российская империи, СССР, где были подорваны моральные основы общества, широкое распространение получили ханжество и лицемерие, и другие проявления нравственной деградации.

Но эти факторы нельзя в полном смысле назвать первопричиной. Они хотя и играют определенную роль в процессе государственного упадка, но являются скорее следствием рецидивов экономического и социального развития общества.

Главная особенность теологической теории состоит в том, что её представители никогда не ставили перед собой задачу объяснить процесс происхождения государства. Их основная задача – обоснование государственной власти. Официальные религиозные доктрины исходят из того, что бог, создавая государство и право, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, государственного устройства, политический режим и т. д.

Вопрос о достоверности данной теории связан с вопросом веры.


Представители: Аврелий Августин (354-450), Фома Аквинский (1225-1274), Жозеф де Местр(1753-1821), неотомисты.
Содержание: Древнейшие сохранившиеся источники, отражающие содержание данной теории - Библия; Законы царя Хаммурапи.
Название происходит отгреческого слова «теос» - Бог. В странах Древнего Востока теологическая теория происхождения государства была единственной. Согласно теологической теории, государство - продукт божественной воли («вся власть от бога»). Законы царя Хаммурапи (гласят, что «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"). Теологическая теория является отражением фундаментальных основ восточной деспотии – принципа божественного происхождения государства и государственной власти.
Аврелий Августин утверждал, что государственная власть и государство происходят от бога, а причиной их создания был грехопадение людей. Монархи не сами устанавливают власть, она принадлежит им не по крови, не по рождению, не по выбору, а по воле Бога. В исключительных случаях Бог прямо назначает правителя. Так было с народом Израиля, когда Богом был назначен правитель Моисей. В других случаях воля Бога проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного (писаного) права. Здесь Божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно.
Фома Аквинский считал, что от бога происходит только сам принцип власти, а государство является делом людей. Важнейшая задача государства – обеспечить людям праведную жизнь.
Жозеф де Местр исходя из теологической концепции отстаивал королевский абсолютизм во Франции даже в начале XIX в.

Патриархальная теория происхождения государства.
Представители: Конфуций (551-479 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.), Р. Филмер (1604-1688).
Содержание: Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи.
Аристотель считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение людей между собой невозможно. Люди - существа общественные и стремятся к объединению. Первым таким объединением становится патриархальная семья. Увеличение числа семей и их объединение приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Таким образом, согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.
Свое развитие теория нашла в XVII веке в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх». Р.Фильмер пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Таким образом, библейская семья Адама рассматривалась как зародыш государственности.
В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский, историк М.Н. Покровский.

Психологическая теория происхождения государства
Представители: Л. И. Петражицкий (1867-1931), 3. Фрейд (1856 -1939).
Содержание: Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, желанием повелевать и подчиняться. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и такой силой является государство. В качестве доказательства представители теории ссылаются на примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических лидеров.

Договорная теория происхождения государства
Представители: Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спиноза (1632-1 1677), Г. Гроций (1583-1645), Д. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778),А.Н. Радищев (1749 – 1802).
Содержание: Отдельные элементы данной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако в своем классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII-XVIII вв. и получила широкое распространение в Новое время, одновременно с зарождением теории правового государства и теории разделения властей.
Представители данной теории считали, что государство возникло в результате соглашения, то есть договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести «войну всех против всех». В силу договора часть своих прав люди делегировали государству в обмен на его защиту и покровительство, перейдя в правовое состояние. Если же условия договора нарушаются, то народ имеет право на революцию.
Ж.-Ж. Руссо в его знаменитом труде «Об общественном договоре, или принципы политического права» с идеей общественного договора связывал реализацию принципа народного суверенитета. По его мнению, цель договора - в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый остается столь же свободным, как и прежде.
Ж.-Ж. Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления, ибо, согласно общественному договору, "только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо".
А. И. Радищев считал, что государство возникает не как результат некого Божественного Провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных; что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди, входя в государство, лишь ограничивают, но не теряют свою естественную свободу. Отсюда он выводил право народа на восстание и революционное свержение монарха, если он злоупотребляет властью и допускает произвол.

Теория насилия (завоевания)
Представители: Е. Дюринг (1833-1821), Л. Гумплович (1838-1909), К. Каутский (1854-1938).
Содержание: Государства возникают исключительно по военно-политическим причинам, в результате завоевания одних племен другими. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство. По Е. Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения - государство, и его инструмент - право. Л. Гумплович утверждал, что история не представляет ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения.

Ирригационная теория происхождения государства.
Представители: К. А. Витфогель.
Содержание: Возникновение государств связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях (в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.д.). Эта необходимость приводит к образованию класса интеллектуалов-управленцев, налаживающих систему ирригации, от функционирования которой зависит выживание всего общества. В результате данный класс получает власть над всем обществом. Создаются разветвленный управленческий аппарат, нацеленный на обеспечение бесперебойного функционирования ирригационной системы и контроля над участием всего населения в едином производственном и жизненном цикле.

Органическая теория происхождения государства
Представители: Г. Спенсер (1820-1903).
Содержание: Согласно данной теории, человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм - государство, в котором правительств выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние функции {оборона, нападение). Таким образом, государство приравнивается к человеческому организму, так как является результатом действия сил природы. Оно так же наделяется самостоятельной волей и сознанием. Наибольшее развитие теория получила в конце XIX - начале XX вв.

Марксистская теория.
Представители: К. Маркс (1818 -1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895), В. И. Ленин (1870 – 1924).
Содержание: Основным письменным источником марксистской теории является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.)
Государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества. В соответствии с марксистско-ленинским подходом решающую роль в происхождении государства отводится возникновению классов. Государство возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов.
В соответствии с общематериалистическим подходом, решающее значение имело не классовое структурирование общества, а экономическое развитие общества, развитие его производительных сил и распределительных отношений, что потребовало совершенствования управления и привело к возникновению государства.

0

4. Теория Насилия

5. Психологическая теория происхождения государства
6. Марксистская теория происхождения государства
7. Заключение
8. Список использованной литературы

Введение

Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и в политической системе.
Среди теоретиков государства и права нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.
Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими соотносящимися с ним процессами.
Таким образом, актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства. Соответственно, задачами, поставленными в данной работе, является детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства, достоинства и недостатки теорий, представителей выдвигаемых теорий.

Теологическая теория происхождения государства

(получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского)
Виднейший представитель Теологической теории
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226-1274)
Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма; доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Первый проводит четкую границу между верой и знанием. Основные сочинения: "Сумма теологии", "Сумма против язычников". Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.
Родиной Фомы была Италия Родился он в конце 1225 или в начале 1226 года в замке Роккасекка, близ Аквино (отсюда - Акви-нат), в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы и еще семи сыновей, граф Ландольф, находившийся в родстве с Гогенштауфена-ми, был феодалом и в качестве рыцаря, принадлежавшего к близкому окружению Фридриха II, принимал участие в разрушении известного монастыря бенедиктинцев в
Монте Кассино Мать Фомы, Теодора, происходила из богатого неаполитанского рода. Фома с самого раннего детства питал непонятное отвращение к рыцарским забавам. Мальчик он был тихий, толстый, серьезный и на редкость молчаливый, зато уж если открывал рот, прямо спрашивал учителя. "А что такое Бог?" Мы не знаем, что отвечал учитель, вернее всего, мальчик искал ответа сам Конечно, такой человек годился только для церкви, особенно - для монастыря.
Теологическая теория
Теологическая довольно многоаспектная, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада.
Древнегреческая концепция. Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида - Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразам (философски говоря - идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).
Древнекитайская концепция. Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай, традиции(риту). Он же и поддерживает этот порядок.
Древнекитайская концепция. Волей божественного неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом - сын неба.
По мнению представителей Теологической теории, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей, поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.
Достоинства данной теории - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостатки - данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Патриархальная теория происхождения государства

(Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель - древнегреческий философ и педагог, а так же Платон)
Виднейшие представители Патриархальной теории
Платон (430-348 гг. до нашей эры) - великий греческий философ, родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Как верный ученик Сократа, Платон уделял особенно большое внимание этическим вопросам и посвятил целую книгу "Государство" вопросу об идеальном устройстве общества.
Аристотель (384 до н. э. - 2 октября 322 до н. э.) - древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Конфуций (приблизительно 551 - умер 479 до н. э.) древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - публицист и критик, виднейший теоретик русского народничества, по определению Ленина - «один из лучших представителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети прошлого века»
Фильмер Сэр Роберт -(1588–1653) Английский политик-мыслитель, отстаивавший патриархальную идею, направленную против доктрин, основанных на согласии. Работа Филмера "О патриархе" при его жизни ходила по рукам знакомых в рукописи и была опубликована лишь после его смерти в 1680 г.
Патриархальная теория происхождения государства
Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство состоит из разрастающийся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи и становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.
Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В государстве находит свое завершение и политическая природа человека. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер - английский политический писатель. Филмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Сочинение Филмера «Патриарх» было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Филмера обратили внимание на несуразность многих её положений. Например, из теории Филмера следовало, что монархов должно было бы быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно, такого исторически никогда не было, да и быть не могло. Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства, а также других социальных институтов. В России подобной теории придерживался русский социолог Н.К. Михайловский (1842 - 1904 гг.).
Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.
Создатели этой теории ориентировались на Древнюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увеличилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди обратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное - море давало возможность вступать в отношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа.
Древняя Италия несколько отличалась от Древней Греции. Основную часть ее территории составляют горы, покрытые лесами. Климат ее более сырой и прохладный. Земли, пригодной для занятия земледелием, мало. Море в Италии не такое приветливое, как в Греции (на востоке оно слишком бурное, его берега неприступны, на западе также удобных бухт мало). Поэтому латиняне (римляне) были народом, у которого первоначально велика была роль старейшин. Но вскоре (вероятно с увеличением населения и нехваткой продуктов питания), когда надо было захватывать новые земли, жизнью стали заправлять вожди. Однако в Древнем Риме влияние «отцов» крупных семей оставалось значительным и в дальнейшем.
Являясь первоначальной формой организованного общения, семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но поскольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:
- способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
- в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
- монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляющего большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
- вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытно-общинного строя.

Договорная теория происхождения государства

(разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.)
Виднейшие представители Договорной теории
Гуго Гроций (10 апр. 1583 –28 авг. 1645) голл. государственный деятель, философ, занимался философией права. Создал новую теорию естественного и народного права; требовал терпимости по отношению ко всем положительным религиям, но нетерпимости по отношению ко всем тем, кто отрицал существование Бога и бессмертия. Согласно Гроцию, в праве совпадает намерение Бога с человеческим разумным пониманием; ценность поступка определяется внутренним отношением и убеждением.
Жан-Жак Руссо (28 июня 1712, - 2 июля 1778) - французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством - прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также дилетант-музыковед, композитор и ботаник.
Джон Локк (29 августа 1632 - 28 октября 1704) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
Томас Гоббс (5 апреля 1588 - 4 декабря 1679) - английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.
Александр Николаевич Радищев (20 августа 1749 года - 12 сентября 1802 года) - русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.
Договорная теория происхождения государства (Общественного договора).
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая широкое распространение в XVII–XVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.
В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749–1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.
В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию - государство.
Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например, князю, то он - князь - отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.





- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;


Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Теория насилия

(возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.)

Виднейшие представители теории Насилия
Людвиг Гумплович (9 марта 1838 - 19 августа 1909) - полский социолог, экономист и юрист еврейского происхождения. Профессор университета в Граце, представитель социального дарвинизма. Высказал оригинальные взгляды на основные вопросы государствоведения, которое в его учении сливается с социологией.
Карл Каутский (16 октября 1854 - 17 октября 1938) - немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма, редактор четвёртого тома «Капитала» К. Маркса. Один из лидеров и теоретиков герм. 2-го Интернационала.
Евгений Дюринг (12 января 1833 - 21 сентября 1921) - немецкий философ, профессор механики, занимался вопросами политэкономии и права. Идеи Дюринга получили некоторое распространение в среде немецкой социал-демократии. Это побудило Фридриха Энгельса подвергнуть воззрения Дюринга критическому анализу, показавшему их эклектический характер и научную несостоятельность с точки зрения марксизма.

Теория насилия.

Основой происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство.
«История не представляет нам, - писал Л. Гумплович в конце XIX века, - ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения».
Таким образом, сторонники теории насилия утверждали, что первобытные племена при встречах между собой воевали и победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство, использовали государственную власть для насилия над покоренными народами. Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы, навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое, даже расовое, происхождение.
Например, К. Каутский, который также склонялся в объяснении происхождения государства к теории насилия, считал, что и первые классы, и государство образуются из племен при их столкновениях, при завоеваниях. Причем утверждалось, что, как правило, кочевники-скотоводы покоряют мирных оседлых земледельцев.
«Племя победителей, - писал он в книге „Материалистическое понимание истории", - подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство».
Как видно, и К. Каутский считал, что государство - не результат внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила, что первобытная родовая демократия сменяется государственной организацией только под внешними ударами.
Действительно, завоевания одним народом другого имели место, отражались и на социально-этнической структуре вновь возникающего общества. Однако это были уже вторичные процессы, когда первичные, раннеклассовые государства уже существовали как города-государства, когда завоеванные народы или имели уже свои органично возникшие государственные образования, или достигали в своем развитии уровня, при котором были готовы воспринять государственно организованные формы общественной жизни. Кроме того, теория насилия опять же имеет вневременной, абстрактный характер, соответствует представлениям и уровню знаний XIX - начала XX века.
Вместе в тем «завоевательный» фактор в образовании государства отбрасывать не следует, помня, однако, и о том, что история дает множество примеров поглощения, растворения побежденным народом завоевателей, сохранение и усвоение завоевателями государственных форм побежденных народов. Словом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, только открывает отдельные его формы, главным образом вторичные (войны городов-государств между собой, формирование территориально более обширных государств, отдельные эпизоды в истории человечества, когда уже существующие государства подвергались нападению народов, не знавших еще государственной организации, и либо разрушались, либо использовались победителями (например, нападения германских племен на Рим).
В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.
Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств

Органическая теория происхождения государства(получила широкое распространение во второй половине XIX в. в

Виднейшие представители Органической теории
Герберт Спенсер (27 апреля 1820 - 8 декабря 1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.
Рене Вормс (08 декабря 1869 – 12 февраля 1926) - французский социолог и философ, основатель журнала "Revue internationale de sociolo-crie" (1893), Международного институтата социологии (1894). В работе "Организм и общество" (1895) он проводил многочисленные аналогии между структурой и функциями человеческого общества и биологического организма, полагая, что общества и индивидуальные организмы, как части живой природы, подвержены общим законам развития.

Органическая теория происхождения государства.

Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.
Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.
Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.
Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.
В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
- сделан шаг к созданию гражданского общества;
- фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру¬гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе¬но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Психологическая теория происхождения государства.

(Основоположником считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий. Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.)
Виднейшие представители Психологической теории.
Лев Иосифович Петражицкий (13 апреля 1867-15 мая 1931) - социолог и философ права. Основатель и виднейший представитель психологической школы права. Согласно его теории, психологические эмоции не только удостоверяют власть, но и создают явления власти. Идеи Петражицкого оказали большое влияние на современную американскую социологию права.
Зигмунд Фрейд (05 июня 1856 -23 сентября 1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х г.г. ХIХ в. работал в области практической медицины.

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появлениетосударственности с особыми свой¬ствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобные психические начала личности и возникает государство.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способны¬ми к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, - это важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и их ни в коем случае игнорировать нельзя. Чтобы убедиться в том можно привести в качестве примера проблему харизмы. Слово «харизма» переводится как «дар божьей милостью». Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.).
Однако, роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - социальные, экономические, политические и др.
Материалистическая теория происхождения государства
(Возникновение марксистской (классовой, экономической) теории связывают с именами Л. Морган, К. Маркса и Ф. Энгельса)
Виднейшие представители марксистской теории.
Льюис Генри Морган (21 ноября 1818 - 17 декабря 1881) - выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках.
Карл Генрих Маркс (5 мая 1818 - 14 марта 1883) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.
Фридрих Энгельс (28 ноября 1820- 5 августа 1895) - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла Маркса.
Владимир Ильич Ульянов (22 апреля 1870, - 21 января 1924) псевдоним Ленин - российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель СССР.

Материалистическая теория

К представителям данной теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняли возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.
Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счёте и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество рас¬кололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру - государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над дру¬гим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных религиозных, психологических, воен¬но-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Историко-материалистическая концепция включает два под¬хода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производи-тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
- произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
- возник прибавочный продукт;
- в результате присвоения чужого труда общество рас¬слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
- появились частная собственность и публичная власть.
- для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др.
Не только классово-экономические факторы по¬влияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Заключение:

Происхождение государства – представляется мне одним из самых интересных и познавательных вопросов, изучаемых наукой теория государства и права.
Теория государства и права является по своей структуре исторической
наукой - она систематизирует знания, связанные с историческими
особенностями развития государства и права на различных этапах
общественного развития, изучает наиболее известные мысли, теории
связанные с государством и правом.
Проанализировав вопрос происхождения государства, воспользовавшись трудами разных исследователей, я заметила, что в целом в литературе взгляды на эту тему схожи. Все ученые выдвигают в качестве основных теорий происхождения государства – теологическую, материалистическую (классовую), договорную (естественно - правовую), патриархальную, психологическую, органическую, теорию насилия.
Наиболее обоснованной теорией, по моему мнению, является классовая, которая говорит, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. И для подавления противоборства этих классов было и создано государство.

Список используемой литературы:

1.Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. –М.: Право и закон, 1996, с.-40.
2. Личный конспект ТГиП.
3.Теория права и государства: Учебник / Под ред. Манова Г.Н., М.:
Издательство БЕК, 1995, с.-12
4.Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова.
5.Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, с.-30.
6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные сочинения в 9 томах.– М,1985, т.2, с-16.
7. С.А. Комаров, Общая теория государства и права. Учебник 7-е изд. – СПб: Питер,2006, с.-7.
8.Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907. с.- 87.
9.Спиридонов Л. И., Теория государства и права: Конспект курса. СПб.,
1994.с.-4.
10.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия.–М.,1998,с.-119.

Скачать курсовую: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари