Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочинение на тему: Совесть в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев. Аргумент конь с розовой гривой

Рассказы Астафьева для детей во многом биографические и описывают его собственное детство, проведенное в деревне. Несмотря на раннюю потерю матери, автор вспоминает детские годы с бабушкой как светлую и радостную пору.

Основной темой рассказа «Конь с розовой гривой» является формирование мировоззрения и характера ребенка, его нравственное и личностное взросление.

Главный герой произведения - мальчик-сирота, воспитываемый бабушкой. Как любой ребенок, он воспринимает мир вокруг через собственную систему ценностей и не понимает темных сторон жизни. Описывая семью Левонтия, он видит только веселые моменты: как пьяный дядя Левонтий покупал детям пряники и конфеты с получки. И совсем не страшно, что вечером он бил стекла и ругался, а тетка Васена бегала потом по деревне и занимала деньги. Можно сделать вывод, что дети, растущие в такой семье, впитывали поведение взрослых - дрались, дразнились и воровали в соседских огородах. Пока это не кажется мальчику чем-то предосудительным, главное, всем весело, а бед в таком возрасте не замечают.

Эпизод с ягодами впервые заставляет автора противопоставить себя своим друзьям. Ведь он хотел набрать ягод для бабушки и получить за это долгожданный подарок - пряник в виде коня с розовой глазурью. Он собирал ягоды аккуратно и старательно, как бы подражая своей бабушке, но боязнь оказаться слабым и трусливым перед друзьями взяла верх. Герой поддается плохому влиянию и идет на обман - ягоды съедены, а туесок наполнен травой.

Ребенок мучается всю ночь угрызениями совести, его переживания формируют его дальнейшее чувство ответственности за свои поступки. Его страх не перед наказанием, а перед тем, что он обманул доверие близкого человека учат отличать хорошее от дурного. У автора на долгие годы остается воспоминание о том важном уроке совести.

Бабушка все-таки купила внуку пряник в подарок. Этим самым автор показывает, что наказание и жестокость могут вытеснить добро из сердца ребенка, а доброта и любовь способны дать верный путь и силы для духовного роста.

Нравственная проблематика рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни недав-но. У него была сложная судьба. Вырос он сиротой, прошел войну рядовым, еле живым вернулся домой. Но жизнь готовила ему еще много испытаний: от голода умер его первый ребенок. Как все это можно выне-сти? Как сохранить человеческое лицо? Сам автор пи-шет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Дос-тоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с до-роги локтями слабых?» Этот человек написал много-численные книги о войне, о детстве. Тема взросления, становления личности человека проходит через мно-гие рассказы писателя.

Незначительный случай нередко может повлиять на всю жизнь человека, изменить его. Случай, опи-санный в рассказе Астафьева «Конь с розовой гри-вой9raquo;, из таких.

Завязкой рассказа является эпизод, в котором ба-бушка послала героя за земляникой, и за это пообеща-ла ему «пряник конем».

Мечта героя исполняется: «по скобленому кухон-ному столу, как по огромной земле с пашнями, луга-ми и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Казалось бы, история счастливо завершена. Но ка-кова цена этого сказочного коня? Прошло много лет, а автор пишет: «Я не могу забыть бабушкиного пряни-ка — того дивного коня с розовой гривой».

Мальчик отправляется за земляникой вместе с ле-вонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим за-работать пряник». Он понимает, что даром ничего не достается.

Соседские ребята «несли бокалы с отбитыми края-ми, старые, наполовину изодранные на растопку бере-стяные туески. ковшик без ручки». То, что посуда плохенькая, это еще не признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят трудиться, и не ценят чужой труд. А наш герой-рассказчик шел с «аккуратным туеском». В этой семье знали цену труда.

В отличие от левонтьевских «орлов9raquo;, которые «бросали друг в друга посудой, барахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились», герой рассказа трудится добросовестно: «Я брал старатель-но9raquo;. Он помнит бабушкины слова: «Главное — за-крыть дно посудины», это помогает ему, подстегива-ет: «стал собирать ягоды скорее». Он даже не хочет идти на речку, пока не наберет полную посудину. Ле-вонтьевские же хитры, им лень собирать ягоды.

Санька, как более старший и хитрый, поддразни-вает героя: «Бабушки Петровны испугался! Эх ты!» Узнав о прянике, Санька быстро находит нужные сло-ва и ловит героя на удочку: «Скажи уж лучше — бо-ишься ее, и еще жадный!» Мальчику не хотелось по-казаться жадным, «не спасовать, не струсить, не опо-зориться9raquo;: «А хочешь, все ягоды съем?» Так «левонтьевская орда» помогла уничтожить земляни-ку, с таким трудом собранную мальчиком. Автор употребляет слова: «покаялся9raquo;, «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаян-ность9raquo;, «махнул на все рукой» — говорят нам о том, что внутренняя борьба героя с самим собой проигра-на. Он становится похожим на соседских ребятишек: развлечения их были жестокими. За некрасивый вид растерзали рыбину, подшибли стрижа, который умер. Об этой смерти они скоро забыли, потому что на-шли себе новое развлечение: «забегали в устье холод-ной пещеры, где жила. нечистая сила».

Но вот рассказчик начинает осознавать, что его проступок не пройдет даром, он осознает свою вину. А Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал9raquo;, он торжествовал: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!» Через действия автор противопоставляет геро-ев: «тихо плелся я за левонтьевскими ребятами» — «они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки».

Наш герой решил обмануть бабушку, так как его совесть уже была подготовлена к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. Таким образом он решил избежать неприятно-стей и наказания. Но это решение дается ему нелегко: он «даже чуть было не всплакнул», потом «пригото9shy;вился к каре за содеянное злодейство». Он понимал, что совершил «злодейство9raquo;. Поэтому совесть начина-ет вершить свой суд: «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» И на рыбалке он думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Мальчик вспоминает и о бабушке, и о мате-ри, и о дедушке. Ему вдруг становится жалко себя: «И пожалеть меня некому». Но вот наступает перелом-ный момент: когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой ре-шает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!» И когда показывается лодка с бабушкой, от стыда он бежит прочь.

Для того, чтобы ярче показать внутреннюю борьбу героя, автор вводит в сюжет описание прекрасного летнего дня. Поначалу герой просто наслаждается те-плым днем, ароматом цветов, трав: «клонились к зем-ле рябенькие кукушкины слезки», «на длинных хру-стких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики», «лежали полосатые цветки-граммо-фоны9raquo; . Но вот его взгляд поднимается вверх — на ли-стья березы, осинник, сосняк. Всматриваясь вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть ба-бушка. Его внутреннее состояние души контрастно с миром природы, красоты и гармонии летнего дня.

Развязка затягивается, так как не может разре-шиться внутренний конфликт героя с самим собой. Он слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке и всем встречным: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разо-брать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Ему стыдно не только за то, что он обманул бабушку, но и за то, что бабушке невольно пришлось обмануть покупателей земляники. И вот наступает кульмина-ционный момент: дедушка пожалел внука, и нако-пившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помогает найти выход из сложившегося положения: « Попроси прощенья. »

И все-таки бабушка купила внуку «пряник ко-нем9raquo;. Истинная любовь, вера в своего внука помогли пересилить гнев. Она знала, что он раскаивается в сво-их «злодеяниях9raquo;. И самое тяжелое наказание не сде-лает того, что могут сделать милосердие, доброта про-щение. Потому по прошествии стольких лет пишет Внимание, только СЕГОДНЯ!

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности».
Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество - он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».
В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.
Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни недав-но. У него была сложная судьба. Вырос он сиротой, прошел войну рядовым, еле живым вернулся домой. Но жизнь готовила ему еще много испытаний: от голода умер его первый ребенок. Как все это можно выне-сти? Как сохранить человеческое лицо? Сам автор пи-шет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Дос-тоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с до-роги локтями слабых?» Этот человек написал много-численные книги о войне, о детстве. Тема взросления, становления личности человека проходит через мно-гие рассказы писателя.

Незначительный случай нередко может повлиять на всю жизнь человека, изменить его. Случай, опи-санный в рассказе Астафьева «Конь с розовой гри-вой», из таких.

Завязкой рассказа является эпизод, в котором ба-бушка послала героя за земляникой, и за это пообеща-ла ему «пряник конем».

Мечта героя исполняется: «по скобленому кухон-ному столу, как по огромной земле с пашнями, луга-ми и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Казалось бы, история счастливо завершена. Но ка-кова цена этого сказочного коня? Прошло много лет, а автор пишет: «Я не могу забыть бабушкиного пряни-ка — того дивного коня с розовой гривой».

Мальчик отправляется за земляникой вместе с ле-вонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим за-работать пряник». Он понимает, что даром ничего не достается.

Соседские ребята «несли бокалы с отбитыми края-ми, старые, наполовину изодранные на растопку бере-стяные туески... ковшик без ручки». То, что посуда плохенькая, это еще не признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят трудиться, и не ценят чужой труд. А наш герой-рассказчик шел с «аккуратным туеском». В этой семье знали цену труда.

В отличие от левонтьевских «орлов», которые «бросали друг в друга посудой, барахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились», герой рассказа трудится добросовестно: «Я брал старатель-но». Он помнит бабушкины слова: «Главное — за-крыть дно посудины», это помогает ему, подстегива-ет: «стал собирать ягоды скорее». Он даже не хочет идти на речку, пока не наберет полную посудину. Ле-вонтьевские же хитры, им лень собирать ягоды.

Санька, как более старший и хитрый, поддразни-вает героя: «Бабушки Петровны испугался! Эх ты!» Узнав о прянике, Санька быстро находит нужные сло-ва и ловит героя на удочку: «Скажи уж лучше — бо-ишься ее, и еще жадный!» Мальчику не хотелось по-казаться жадным, «не спасовать, не струсить, не опо-зориться»: «А хочешь, все ягоды съем?» Так «левонтьевская орда» помогла уничтожить земляни-ку, с таким трудом собранную мальчиком. Автор употребляет слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаян-ность», «махнул на все рукой» — говорят нам о том, что внутренняя борьба героя с самим собой проигра-на. Он становится похожим на соседских ребятишек: развлечения их были жестокими. За некрасивый вид растерзали рыбину, подшибли стрижа, который умер. Об этой смерти они скоро забыли, потому что на-шли себе новое развлечение: «забегали в устье холод-ной пещеры, где жила... нечистая сила».

Но вот рассказчик начинает осознавать, что его проступок не пройдет даром, он осознает свою вину. А Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал», он торжествовал: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!» Через действия автор противопоставляет геро-ев: «тихо плелся я за левонтьевскими ребятами» — «они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки».

Наш герой решил обмануть бабушку, так как его совесть уже была подготовлена к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. Таким образом он решил избежать неприятно-стей и наказания. Но это решение дается ему нелегко: он «даже чуть было не всплакнул», потом «пригото-вился к каре за содеянное злодейство». Он понимал, что совершил «злодейство». Поэтому совесть начина-ет вершить свой суд: «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» И на рыбалке он думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Мальчик вспоминает и о бабушке, и о мате-ри, и о дедушке. Ему вдруг становится жалко себя: «И пожалеть меня некому». Но вот наступает перелом-ный момент: когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой ре-шает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!» И когда показывается лодка с бабушкой, от стыда он бежит прочь.

Для того, чтобы ярче показать внутреннюю борьбу героя, автор вводит в сюжет описание прекрасного летнего дня. Поначалу герой просто наслаждается те-плым днем, ароматом цветов, трав: «клонились к зем-ле рябенькие кукушкины слезки», «на длинных хру-стких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики», «лежали полосатые цветки-граммо-фоны» . Но вот его взгляд поднимается вверх — на ли-стья березы, осинник, сосняк. Всматриваясь вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть ба-бушка. Его внутреннее состояние души контрастно с миром природы, красоты и гармонии летнего дня.

Развязка затягивается, так как не может разре-шиться внутренний конфликт героя с самим собой. Он слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке и всем встречным: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разо-брать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Ему стыдно не только за то, что он обманул бабушку, но и за то, что бабушке невольно пришлось обмануть покупателей земляники. И вот наступает кульмина-ционный момент: дедушка пожалел внука, и нако-пившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помогает найти выход из сложившегося положения: « Попроси прощенья...»

И все-таки бабушка купила внуку «пряник ко-нем». Истинная любовь, вера в своего внука помогли пересилить гнев. Она знала, что он раскаивается в сво-их «злодеяниях». И самое тяжелое наказание не сде-лает того, что могут сделать милосердие, доброта про-щение. Потому по прошествии стольких лет пишет

аргументы к сочинению

В наше время многие люди ради денег, социального положения, удовлетворения собственных прихотей идут на всё. Потеря нравственных качеств, ожесточение - неизбежный результат такого эгоистичного поведения.
Примеры таких людей даны

Это в первую очередь Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. И если в Свидригайлове мы видим хоть запоздалое, но раскаяние (помогает детям Мармеладова после смерти их матери, просит прощения у Дуни Раскольниковой), то у Лужина совесть давно заменена понятиями «выгода», «расчет» и «самоудовлетворение».

Главный герой романа Достоевского, в отличие от Лужина, не выдерживает испытания совестью. Родион Раскольников, совершив ужасное преступление – убийство, испытывает ужасающие душевные муки. Его логичная, выверенная разумом теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» терпит крах. И всё это потому, что совесть, т.е., по мнению Достоевского, глас Божий в человеке, не дает ему спокойно принять бесчеловечность его идеи. Лишь полностью раскаявшись в содеянном, приняв каторгу как очищение, а не наказание за слабость (не выдержав душевных терзаний, герой во всём признается следователю), Раскольников смиряется и получает успокоение. Проблема неразрывности понятий «совесть» и «нравственность» - важнейшая в романе. Достоевский прямо заявляет: когда люди забудут о совести, общество деградирует.

Её главный герой - Егор Прокудин. Бывший уголовник, он принес матери много горя и страданий. Это мучает героя, который не находит себе никаких оправданий. При встрече с матерью после многолетней разлуки у Егора не получилось признаться, что он её сын. В конце повести именно совесть не даёт герою опуститься на самое дно безнравственности. Отказ Егора помогать бывшим «друзьям» по криминальной жизни оборачивается для героя смертью, но этот отказ есть и высшее проявление его человечности.

Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки. Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка. Он плохо спит ночь и наутро твёрдо решается сознаться, но не успевает. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачёт и раскаивается в содеянном. И бабушка являет пример истинного великодушия. Видя искреннее раскаяние мальчика, она всё же дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни.


Рассказ "Конь с розовой гривой" Виктора Астафьева входит в сборник "Последний поклон". Автор глубоко и лирично повествует нам о Сибири через воспоминания ребёнка, Витьки Потылицына. В них собственные истории писателя, его переживания и чувства. Мы открываем для себя быт и нравы, радости и трагедии сибирской глубинки. Каждый рассказ как человеческая жизнь, как накопление опыта, как урок нравственности.

Витька - маленький человек перед непонятной и загадочной для него жизнью. Он постигает мир, радуясь и горюя, ошибаясь и исправляя ошибки. В рассказе "Конь с розовой гривой" он получает серьёзный урок правильного, нравственного поведения.

Витька воспринимает окружающее по-детски наивно. Его крошечный мир - это забота и любовь бабушки, мягкость и ласковость дедушки, игры и забавы.

Он живёт одним днём, нежными и трогательными чувствами и открытиями. Даже о нелепой и трагичной смерти матери Витька рассуждает словами взрослых, услышанными, но непонятыми, а вся жестокость потери притуплена этим детским восприятием, мудрой защищённостью ребёнка. Поэтому, урок, который преподаёт Витьке жизнь - это взаимоотношения окружающих людей.

Соседи, семья Левонтия, - привлекательно-простой и свободный мир. Там детям всё разрешено, нет запретов, это - целое "племя" со своими законами выживания и общения. Витьке хочется быть там "своим", но общение с "левонтьевскими орлами" оборачивается ловушкой, в которую мальчик по наивности попадает.

Витька начинает понимать, что не всяким советам нужно следовать и то, что кажется простым решением сегодня, завтра может обернуться сожалением и страхом. Мальчик начинает остро переживать чувства других людей, сгорает от стыда ("Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть."), вспоминает, как убивалась бабушка, узнав о смерти дочери. И, уже получив, "завоевав" долгожданное прощение, постигает ещё один урок - любовь близких велика и прекрасна. Пряник-мечта, конь с розовой гривой, - это символ всепрощения и того прекрасного времени, которое называется "детство".

Этот рассказ мне чем -то напомнил произведение нашего современника Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Разное время, но восприятие ребёнка - самое чистое и откровенное, без фальши и суеты. Именно оно остаётся с нами навсегда, закладывает в нас основы будущей духовности и нравственности. Пройдут годы, но возвращаясь мысленно к детским годам, мы будем также остро и трепетно хранить своего "коня с розовой гривой".

Обновлено: 2012-03-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари