Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Скальный храм рамзеса 2 в абу симбеле. Место расположения храмов в Абу Симбеле

Абу-Симбел – это небольшая деревушка, что расположилась не далеко от границы с Суданом. Маленький населенный пункт, который приглашает тысячные потоки туристов для осмотра двух величественных храмов времен фараона Рамзеса II. Храмы считаются одними из главных достопримечательностей древнеегипетской культуры, что датируется 1244 годом до нашей эры.

Спустя тысячелетия после их постройки, ансамбль храмов был почти полностью засыпан песком пустыни Сахары и на протяжении многих веков они были укрыты его слоем. Лишь в 1813 году, благодаря археологическим раскопкам, величественные строения фараона Рамзеса II были обнаружены.

Раскопки археологов

История нам рассказывает, что в 19 веке швейцарский ученый Буркхард начал внимательно изучать храмы богини любви, танцев и пиршеств – Хатор. Именно он обнаружил несколько голов, торчащих из-под песчаных завалов. Исследователь сообщил о своей находке и, к огромному недовольству египетских шейхов, около пяти экспедиций выдвинулись на раскопки статуй. Только через пару лет с момента находки им разрешено было начать раскопки и изучать найденную древность.



В миг, когда экспедиторы во главе с первооткрывателем Бельцони добрались-таки до главных ворот в храм, они прошли все расположенные там комнаты и простукали все ниши и простенки. Осмотр не дал никаких результатов, и они решили, что храм был опустошен еще задолго до их прихода.

Спустя три года к началу раскопок явились другие экспедиторы, они освободили от песка первую статую, где и обнаружили дату постройки храма Абу-Симбел. Затем по мере расчистки территории археологи обнаружили больше информации об архитектурном строении и его строителях. Также археологи точно подметили, что египтяне точно и грамотно подобрали место, где будет располагатся храм. Он был построен так, чтобы первый солнечный луч, в день рожденья Рамзеса и в день его коронации, освещал его корону.

Угроза затопления древних строений

Но в 60-х годах нашей эры комплекс храмов в Абу-Симбеле возрастом более 3000 лет был на гране уничтожения путем затопления. Им грозил риск полного исчезновения, появившийся в ходе строительства Асуанской плотины.



ЮНЕСКО отнеслись к этому очень серьезно и приложили все усилия, чтобы сохранить культурное наследие египетского народа. При содействии еще пятидесяти стран ЮНЕСКО добились своего и буквально перенесли храмы на новое место.



Во избежание затопления исторической постройки, её разобрали на блоки и перемещали на почти двести километров дальше от реки. Работники резали на кусочки храм и перевозили фрагменты, а затем как большой конструктор собирали его заново. Храм был распилен на 1036 блоков, весом от 5 до 20 тонн, все блоки пронумеровали и возвели на новом месте.



Такая работа продолжалась на протяжении почти четырех лет. Все до самой мелкой песчаной детали часть за частью как мозаика было в точности перенесено в более безопасное место для храма, а рядом также был перенесен и установлен малый храм жены фараона Рамзеса. Данным образом, храм был спасен от затопления, а проделанная работа считается уникальной и одной из масштабнейших во всем мире.

Храмовый комплекс Абу-Симбел

Что представляет собой храм? Сам по себе храм огромный. Он состоит из двух залов: Большого и Малого. Комплекс храмов был построен в трещинах скалы, а при использовании песчаника древние египтяне применили окись железа, который охранял храмы от повреждений времени.

Большой храм

При построении храмов строители распланировали все настолько удивительно точно - фигуры (статуи) идеально симметричные. На входе в Большой храм встречают туристов четыре двадцатиметровые статуи фараона Рамсеса II. Вес одной такой статуи приблизительно 1200 тон. Они идентичны, что удивляет каждого, ведь это невероятно захватывающее зрелище, которое, по мнению большинства попросту невозможно.

Легенда гласит, что один из образов фараона «поет» утром каждого дня. Ученые раскрыли секрет таких звуков. Они объяснили это тем, что ночи в пустыне очень холодные, а дневная жара появляется быстро. Из-за такого резкого перепада температуры каменные треснувшие стены внезапно расширяются и издают такие волнующие звуки.

Внизу статуй фараона разместилась его семья в числе 111-ти сыновей и 67-ми дочерей.

Внутри храм поражает своей красотой и невероятной архитектурной точностью еще больше. Восемь десятиметровых фигур расположились лицом друг к другу.



После увиденных фигур, кажется, что больше ничего удивительнее не найти в хаме, но следует только обратить взор на высоченные стены, как там можно заметить многочисленные рельефы и тексты, которые всячески восхваляют своего правителя. В небольших кладовых по бокам сохранились ларцы для всевозможных животных, а подле них стоят столы для жертвоприношений.

Свою обитель Рамзес разделил с тремя египетскими богами: Ра, Амон, Птах. Сам Рамзес выдвинул себя среди них равным. Именно в этот зал два раза в год 22 февраля и 22 октября (самые значимые дни в жизни фараона – день восхода на престол и день его рождения) происходит удивительное светопредставление в помещениях храма, почти весь год погруженных в полумрак.

Утреннее солнце проникает в темноту зала и озаряет лик фараона, вследствие чего его глаза начинают сиять благодаря рубинам, что является еще одним неповторимым чудом храма.

Сияние солнца в эти два дня также на несколько минут пронизывает все залы храма и освещает статуи богов Амона и Ра, лишь Птах – бог подземного царства по-прежнему остаётся в тени.



Точность звездочетов и конструкторов данного архитектурного строения просто шокирует, ведь строению около 35 веков, и естественно тогда не было никакой техники, которая смогла бы высчитать все до миллиметров, как можно было сделать это вручную - чтобы солнце попадало именно туда куда нужно и именно в конкретные два дня каждого года? Из-за этого храм становится все более неповторимым. Поэтому именно в эти два дня в году возле храма собирается неимоверное количество туристов.



В древности египтяне верили, что Рамзес является им. Приходя молиться в большой храм Абу-Симбел, они лицезрели диво в момент, когда верховнослужитель произносили святые слова, которыми призывал луч солнца. Луч являлся, прорезал мрак и проявлял лик Рамзеса II.

Потолок храма олицетворяет мужество и справедливость этого правителя. Солнечные диски и две жуткие кобры стали символом кары всех преступников во владениях фараона, а перья богини правосудия делали эту кару заслуженной.

В большом храме есть четыре зала которые предназначались одной из каких-то ячеек общества. Первый предназначался для любого крестьянина, второй – для знати, третий – для жрецов, а четвертый и последний предназначен только для одного лишь Рамзеса и его близких.

Каждая надпись в храме Абу-Симбел, каждая скульптура, каждая роспись олицетворяет и рассказывает посетителям о насыщенной жизни и кровавых военных подвигах фараона.



Прославлялась вся империя фараона. А она была огромной - за все время своего властвования, а оно длилось довольно долго до 89 года жизни фараона (если точнее правил он 66 лет) он завоевал одиннадцать царств.

Рамзес был мудрым, справедливым и могущественным за что и любили его египтяне и поклонялись ему как богу. При нем в Египте было построено еще несколько больших архитектурных строений, но храмы Абу-Симбел считаются самыми значимыми и самыми лучшими.

Малый храм

Фараон Рамзес решил увековечить память не только о себе, но и о своей первой, неповторимой и самой любимой красавице жене Нефертари. В то время она считалась самой красивой женщиной на земле и о ее красоте сложена не одна легенда. Ее внешность также поднимала авторитет ее мужа. Их семью почитали и уважали во всех владениях фараона и за их пределами. Из-за такого отношения фараон решил объявить и себя и свою возлюбленную жену богами.

Малый храм в сравнении с большим довольно скромный и аккуратный. Изначально он был посвящен богине Хатор, но могущественный повелитель решил разделить его между богиней и своей красавицей женой. По его приказу египетские мастера и рабочие на входе поставили шесть величественных фигур Рамзеса, а между ними поставили статуи его жены Нефертари, в знак вечной любви и преданности фараона своей жене.



Над ними выдвинут массивный козырек, а в шести врезках, в которых расположились образы фараона и его жены, вырезаны хвалебные надписи в честь Рамзеса, Нефертари и других богов. Внутри же храма практически все было изменено, ведь храм принадлежал богине Хатор, многие надписи и рисунки вырубали, а на их место нанесли образ светлой и трогательной Нефертари.

Древний Египет полон тайн и загадок и главная из них остается неразгаданной и по сей день - никто до сих пор не может понять, как такие же громадные строения и скульптуры смогли построить крестьяне, как с невероятной точностью можно сделать двацатиметровые фигуры без единой ошибки и с идеальным портретным сходством?

Монументальные храмы Рамзеса II в Абу-Симбеле и поныне величественно напоминают всем о победах египетского фараона и о его любви к своей несравненной царице Нефертари.

В 1958 году 27 декабря Египет и СССР заключили договор о строительстве Асуанской плотины и ГЭС. Проект предусматривал образование за плотиной огромного озера, названного впоследствии “озеро Насер” в честь президента Египта.

Согласно проекту, храмы Абу-Симбел должны были оказаться под водой, и через 100-200 лет все иероглифы на стенах стерлись бы, а статуи превратились в обмылки.

В 1959 году началась масштабная компания по сбору средств на спасение памятника. Предлагались несколько проектов. Был даже один очень экстравагантный план – оградить Абу-Симбел дамбой, создав вокруг храмов озеро с чистой водой, так как чистая вода не причинит вреда статуям и барельефам. Если бы этот план Уильяма Маккуити был реализован, туристы бы сейчас смотрели храмы Абу-Симбел сквозь стекло подземного туннеля.

Но в итоге приняли план перемещения комплекса на искусственный холм на 65 метров выше и 200 метров дальше от реки Нил. В этом месте храмы Абу-Симбел были в безопасности. С 1964 по 1968 года их распиливали на кусочки, перевозили на новое место и там собирали обратно.

Это была титаническая работа археологов и инженеров со всего мира. Блоки весили до 30 тонн, а проект стоил 40 миллионов долларов – астрономическую по тем временам сумму. Благодаря этой уникальной археологической операции, мы сейчас можем видеть воочию храмы Абу-Симбел.

Что смотреть – Фасад большого храма

Главные элементы фасада – это четыре огромные статуи Рамсеса II высотой около 20 метров. На голове фараона корона Верхнего и Нижнего Египта, которая называется “пшент”. Общая ширина фасада составляет 35 метров.

На фасаде есть еще одна очень интересная деталь, которую большинство туристов просто не замечают. На самом верху находятся 22 небольшие статуи обезьян-бабуинов, которые молятся солнцу. Их сложно увидеть, можете попробовать разглядеть на фото справа.

Сейчас многие читатели спросят: “А причем тут вообще бабуины? Что в них особенного?”

Эти животные почитались в древнем Египте. Бабуинов считали предвестниками рассвета, разгоняющими тьму. Один из богов по имени Хапи изображался с головой бабуина. Этот бог был охранником трона Осириса. Главное, не путать его с другим богом Хапи – покровителем Нила. У этих двух богов имена совпадают.

Одна из статуй слева от входа была сильно повреждена землетрясением, ее ноги на месте, но верхняя часть тела и голова обрушились. Эти торс и голова все еще лежат у входа, можно на них посмотреть.

(араб. أبو سمبل; англ. Abu Simbel temples)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: ежедневно с 6.00 до 17.00.

Как добраться: до Абу-Симбел, проще всего, добраться из Асуана, надо сесть на автобус (ехать около 3-ёх часов). Чтобы попасть на этот автобус (он ежедневно совершает по этому рейсу около 5 поездок), нужно доехать до автовокзала в Асуане, на севере города.

До Абу-Симбел можно добраться и на круизном кораблике по Нилу, самостоятельно или в составе экскурсий. Также, экскурсионные туры по Нилу проводятся из Луксора и Каира (занимают несколько дней).

Из Луксора можно добраться по железной дороге до Асуана (ежедневно ходят поезда со спальными вагонами), а далее из Асуана до Абу-Симбел на автобусе. Можно до Абу-Симбел добраться и из Хургады на автобусе. Но, дорога длинная и утомительная, придётся провести в пути не менее 13-ти часов в одну сторону.

Вариант с арендой автомобиля до Абу-Симбел – невозможен. С появлением правил о конвоях в Египте, иностранцы могут передвигаться по этой дороге, исключительно, в составе конвоя. Кроме того, иностранца на автомобиле не пропустят через блок-посты.

Абу-Симбел – это скала на западном берегу Нила, примерно, в 300 км от Асуана, в сердце нубийской территории, почти, на границе с Суданом. Именно здесь находится самая красивая и грандиозная постройка величайшего египетского фараона – два удивительных храмовых комплекса, вырезанных прямо в скале.

Храмы Абу-Симбел были посвящены трём египетским богам – Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Но, на самом деле версий постройки этих храмов великое множество. Одни предполагают, что эти храмы были воздвигнуты, исключительно, для прославления в веках его строителя – фараона Рамсеса II Великого. Другие утверждают, что храмы были построены в честь победы фараона над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене – красавице Нефертари.


Версий много, но суть одна – Храмы Абу-Симбел претворяют в жизнь самые смелые фантазии архитекторов. Они уступают Египетским пирамидам по древности, но по красоте и интересу со стороны туристов, скорее превосходят. Это самые знаменитые и масштабные нубийские храмы.


Храмы вырублены в скале из мелкозернистого песчаника. Один из храмов, большой, воздвигнутый в честь самого царя Рамсеса II, другой, малый, был воздвигнут в честь его жены, царицы Нефертари. Оба храма гармонично вписываются в окружающий ландшафт и смотрятся, как единый архитектурный ансамбль.


Большой Храм Абу-Симбел производит самое сильно впечатление. Колоннами фасаду служат четыре исполинских статуи фараона, изображённого сидящим на троне. Высота этих статуй около 20 метров (!!!), а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Громадные статуи Рамсеса II издалека видны всем плывущим по Нилу. Над фасадом высечен орнамент в виде обезьян, которых насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра (!).


Вход в Большой Храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Войдя в храм, посетители оказываются погружёнными во тьму зала, который предшествует святилищу. В первом помещении храма посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.


В Большом Храме Абу-Симбел хорошо сохранились исторические изображения и надписи, на которых изображён фараон, поклоняющийся самому себе, как божественный образ, которому поклоняется фараон-человек. Интересен сюжет рельефа, в котором фараон Рамсес II повергает толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, и безжалостно убивает их перед богами. Композиция подчинена сложной ритуальной символике.


Весь год помещения храма погружены в полумрак, но два раза в год (22 февраля – в день рождения фараона и 22 октября – в день его коронации), на рассвете, лучи солнца разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамсеса II. Солнечный луч на несколько минут задерживается на его лице, и в эти минуты каменное лицо фараона словно озаряет улыбка…


В эти дни в Большом Храме Абу-Симбел собирается до несколько тысяч (!) человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших храм 33 века тому назад (!!!) так, что луч солнца светит точно на лицо фараона Рамсеса II.


Интересен и тот факт, что статуя Птаха никогда не освещается солнечными лучами. И, действительно, Птах, это – Бог Тьмы, поэтому, он всегда в тени.


Рамсес II, яро заботившийся о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим храмом, другой храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 метров), посвящённый своей супруге Нефертари. Надо сказать, что ранее в Египте, ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, и только жена Рамсеса II удостоилась этой чести.


Малый Храм Абу-Симбел находится, всего, в 100 метрах к северу от Большого Храма и посвящён он богине Неба – Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II – Нефертари. Он значительно проще и скромнее Большого храма, и состоит из колонного зала и святилища с тремя нишами.


Фасад Малого храма украшают шесть статуй, высеченных горельефом. С каждой стороны расположены по два изображения царя и по одному – царицы. Скульптуры стоят в глубоких затенённых нишах, из-за чего, в лучах солнца создаётся игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур.


На одной из колонн Малого Храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». Внутри Малого храма, в центральной нише, стояла статуя богини Хатор, в образе священной коровы.


Храмы Абу-Симбел пережили много за свои долгие века. В 1960 году власти Египта начали строительство плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление.

Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника. В результате решили разобрать храмы по частям и перенести их на более высокое место. Процесс переноса храмов занял 4 года – с 1964 по 1968 год.


Храмы были распилены на 1 036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте, в 200 метрах дальше от реки. Также, сюда привезли 1 112 блоков, вырезанных из скал, которые окружали храмы. В просверленные, в блоках, отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы были воспроизведены с точностью до малейших деталей на новом месте.


Исследователи, тщательно изучавшие Храмы Абу-Симбел, в процессе распиливания и их переноса, заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте, а самые твёрдые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй.


Спасённые усилиями всего человечества от затопления, Храмы Абу-Симбел одновременно являются и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран. Президент Египта Анвар Садат сказал по этому поводу: «Народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями». Спасение Абу-Симбел – это самый дорогой проект ЮНЕСКО за всё время существования организации.

Храмы Абу-Симбел – чудо древнеегипетского искусства, один из самых красивых архитектурных шедевров своего времени. Мастерство и грация, хрупкость форм и мощь объёмов – это поистине шедевр пустыни и место паломничества туристов со всего мира. Увидеть Абу-Симбел должен каждый, хотя бы раз в жизни….

Туры в Египет спецпредложения дня

Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль) - скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298-1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

Абу-Симбел Храм Рамзеса II только по случайности не был отнесен к официальным чудесам света. Высеченный в скале недалеко от нубийского селения, он был засыпан песками Сахары через несколько веков после сооружения.

В 1813 году швейцарский ученый И.Л. Буркхардт знакомился с пещерным храмом Хатор, построенным в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств.

Во время исследований были обнаружены видневшиеся из песка три головных убора каких-то гигантских фигур. В Каире Буркхардт сообщил о своем открытии, и по его следам сразу же отправилось несколько экспедиций. Но местные шейхи были категорически «против» намерений чужеземцев обследовать сооружения, и рабочую силу расчистки песка на месте найти было невозможно.

На следующий год в этих краях появился известный итальянский авантюрист и искатель кладов Д.Б. Бельцони. Правда, знаменитый археолог Говард Картер, откопавший гробницу Тутанхамона, называл его «одним из самых замечательных деятелей во всей истории египтологии».

Отпрыск древнего римского рода, родившийся в Падуе в 1788 году и проведший юность в Риме, Бельцони действительно был человеком незаурядным. В «вечном городе» он собирался стать монахом, но армии Наполеона вторглись в Италию, и Бельцони, замешанный какие-то политические интриги против французов (некоторые источники утверждают, что против самого Бонапарта), вынужден бы покинуть родину.

Какое-то время он выступал в лондонском цирке, потом был представителем Ост-Индской компании в Мокко, позднее перебрался на Мальту, а в 1815 году он оказался в Каире. Бельцони получил разрешение заниматься раскопками для Британского музея, и его экспедиция работала от зари и до зари.

Много храмов было в Древнем Египте, но храмы времен Рамзеса II были, несомненно, самыми величественными из всех существовавших до них. И так же как пирамиды Древнего царства, они навеки прославили египетское зодчество. Когда Бельцони и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, они обнаружили подземный комплекс в монолитной скале. В дневнике Бельцони записывал:

«Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями.».

Бельцони сам простукивал все стены, но лично для себя ценного ничего не нашел: храм давным-давно разграбили до него.

Через три года новая экспедиция, которая очистила от песка ближайшую к реке статую, обнаружила на постаменте надпись на греческом языке (VI век до н. э.). По мере освобождения храма от песка появлялись новые надписи - сведения о времени постройки храма и строителях. Всего были найдены останки четырех статуй. Место для храма древние архитекторы выбрали очень удачно. Сооружение было воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа и было ориентировано так, чтобы в день рождения фараона (и в день его восшествия на престол) первый луч утреннего солнца падал на урей короны, венчавшей статую правителя. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и пропорциями.

У входа в Большой храм Абу-Симбела восседают на троне четыре изваяния фараона - по два с каждой стороны. Они размешены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая статуя высотой 20 метров, вес каждой - 1200 тонн. Все четыре повторены без единой ошибки, их соответствие друг другу вызывает немое изумление. А ведь расстояние от одного уха статуи до другого - более четырех метров. Некогда каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки.

В поэтических легендах колоссы - это изображение древнегреческого героя Мемнона, убитого в Троянской войне. Согласно легенде, мать героя - богиня утренней зари Аврора - каждое утро оплакивает гибель своего сына.

Причина такого «пения» долгое время оставалась неясной. Греческий географ Страбон, посетивший Египет в свите римского префекта Элия Галла, услыхав «пение» статуи, усомнился в том, что это она издавала подобные звуки. Он даже заподозрил обман.

Но все-таки тайну «озвученной» статуи удалось раскрыть. Стонущие звуки возникали потому, что после холодной ночи с быстрым в Египте восходом солнца резко повышается температура, в результате чего внезапно расширяются треснувшие камни.

От этого возникают звуки, напоминающие звуки свирели. Подобное «пение» камней неоднократно наблюдали и в других храмах Древнего Египта. В III веке при императоре Септилиане Севере статуя была исправлена и навсегда умолкла.

У ног этих совершенно одинаковых колоссов - скульптуры членов многочисленной семьи фараона, у которого было 111 сыновей и 67 дочерей.

В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два ряда - лицом к лицу. Их восемь. Статуи прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.

Они так схожи, что остается только поражаться мастерству древних ваятелей, сооружавших этих гигантов 3000 лет назад при свете примитивных факелов и лампад.

Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами, восхваляющими фараона. В боковых камерах-кладовых сохранились каменные скамьи-ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми - жертвенные столы.

В святилище слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра), Ра (бог восходящего солнца) и сам Рамзес II (на правах бога). Сюда два раза в году в определенные дни (20 октября - в день рождения фараона и 20 февраля - в день его восшествия на престол) проникал луч солнца и освещал лицо фараона. Тогда вспыхивали глаза фараона, инкрустированные рубинами. Луч солнца выхватывал из полутьмы еще две статуи - богов Амона и Ра. А вот бог Птах - бог потустороннего мира - оставался в тени. «Оптическое чудо» поражало не только современников Рамзеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего времени.

Дважды в год Рамзес «показывался» народу в храме. Это происходило после торжественного ночного богослужения в таинственном зале, где редкие светильники освещали колонны, скульптуры и неподвижные фигуры жрецов в белых одеждах.

Когда коленопреклоненные люди были уже взвинчены религиозными песнопениями и напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносил священные слова, заклиная солнце явиться во тьме. И тут же косой луч солнца прорезал полутьму зала, ярко высвечивая в глубине святилища фигуру солнечного бога - Рамзеса II. Это был гениальный инженерный расчет древних строителей.

Потолок святилища украшен орнаментом - пылающие диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Это символ неотвратимой кары фараона для всех провинившихся. Ниже - перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка), они означают, что кара фараона заслуженна.

Все олицетворяет силу и мощь бывшей империи фараона, который покорил 11 царств. Рамзес II правил страной до глубокой старости, умер в 89 лет, вел долгие войны на юге Египта - в Эфиопии, Нубии и других районах своего обширного царства, где непрерывно вспыхивали волнения против его деспотизма. Особенно часто тревожила фараона Нубия, не желавшая подчиняться египтянам, почти ежегодно туда посылались войска для усмирения.

Возвращаясь после походов с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались в пещерном храме Хатор, где воины молились могущественной богине, их хранительнице и попечительнице лучших человеческих качеств. И тогда у фараона возникла мысль использовать этот храм для возвеличивания своей супруги Нефертити, старшей и любимой жены.

О ее красоте ходили легенды, и, конечно, это обстоятельство способствовало укреплению авторитета и самого фараона. Если он сам объявил себя при жизни богом, то почему его жена не могла стать богиней? Ведь ее почитали даже за пределами царства.

Храм богини Хатор подвергли реконструкции, чтобы превратить его в храм Нефертити. Старые изображения срубили, а вместо них возникли нежные силуэты и прекрасные изваяния «божественной» Нефертити.


Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей.

Фасад храма оформлен шестью глубокими нишами, над которыми нависает мощный козырек. В простенках ниш на камне высечены хвалебные тексты. Из ниш по обе стороны от центрального входа выступают шесть фигур богов. Их размеры огромны, а сами они величественны: два божества женские - богиня Хатор и богиня Исида (богиня небес и земли), четыре мужские - бог Птах, бог Амон-Ра, «бог» Рамзес II в качестве фараона Верхнего Египта и «бог» Рамзес II как фараон обоих Египтов - Верхнего и Нижнего. Женские богини имеют облик Нефертити, боги мужские - облик Рамзеса II. Динамизм фигур просто потрясает: кажется, что вот-вот боги выйдут из скалы..

Сам фараон изображен благородным, сильным и стройным, несмотря на то, что в те годы ему было за 80. Изображениям Нефертити придано неуловимо ласковое выражение.

Когда начали строить Асуанскую плотину, было известно, что озеро Насер разольется в стороны от главного русла на 11 километров, глубина в некоторых местах будет до 100 метров. Оно затопит многие населенные пункты, а также ряд памятников Верхнего Египта и Нубии.

Деревни и поселки вместе с жителями переселили в безопасные места. А памятники?

На спасение храмов Абу-Симбела у египетского правительства не хватало денег, и оно обратилось за помощью к мировому сообществу. На этот призыв откликнулось более 50 стран. Французы предложили вокруг храмов соорудить песчаную дамбу, но уверенности, что через нее не просочится вода, не было.

Итальянцы предложили вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами, но нужны были механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Из Польши и Англии поступило предложение: храмы оставить под водой, но покрыть их железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.

Все проекты были заманчивы, но дорогостоящи. В итоге приняли план шведов: распилить храмы на блоки, перенести на безопасное место и снова собрать. В работах, которые начались в 1964 году и продолжались 4 года, участвовали египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО. Статуи и другие детали храма разрезали на куски, тщательно нумеровали, покрывали специальным составом и по подвесной дороге или трайлерами перевозили на заранее подготовленную площадку. Пилили днем и ночью, а чтобы фигуры, сделанные из песчаника, не рассыпались, вводили препараты для мгновенного отвердения. Над Нилом соорудили искусственный холм (диаметром - 58 метров, высотой - 30 метров), внутри него; разместили все помещения Большого храма. Место разрезов заделали так, что придраться было просто не к чему. Рядом насыпали гору поменьше и перенесли туда покои прекрасной Нефертити.


Модель иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды.

Общая площадь нового комплекса составляет два квадратных километра. Все, до последней мелочи, было водружено на место. Надежность нового сооружения не вызывает никаких сомнений.

Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в феврале.

Храм Абу-Симбел (Абу-Симбиль)

Абу-Симбел - скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамсеса II (прибл. 1298-1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 285 км южнее Асуана, близ современной египетско-суданской границы.

Выдающаяся почти к самой реке скала из мелкозернистого песчаника, высотой в 100 м, названа в иероглифических надписях «священной горой» и, как можно предположить, была укреплена фортификационными сооружениями, и поэтому местность в надписях названа «крепостью Рамзессополисом». Современное название Абу-Симбел произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (от араб. sinbel - колос), а затем это название присвоено было и всей группе скал с их храмами. В Европе храм стал известен в 1810-е г.

Один из храмов, большой , был воздвигнут в честь самого фараона Рамсеса II и посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху; другой, малый , - воздвигнут в честь первой жены Рамсеса II, царицы Нефертари, и посвящён богине Хатхор.

В первом из них, построенном после победы над хеттами и отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, то есть его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. На восточном фасаде, у входа в храм, высечены в скале четыре колоссальных изображения трёх богов - Амона, Ра-Хорахти и Птаха - и самого царя (всем четырём статуям, однако, придан облик самого Рамзеса II, высотой приблизительно в 20 м. Под гигантскими статуями фараона находятся скульптурные изображения членов его семьи - матери, жены Нефертари и детей. Стены внутренних помещений украшены рельефами с ритуальными и военными сценами (битва при Кадеше и др.)

Храм спроектирован таким образом, что дважды в год - в 6 часов утра 22 октября и 22 февраля - солнечный луч преодолевает коридор длиной 65 м и освещает 4 сидящие статуи богов ; по 6 минут солнцем освещены изображения Амона и Ра-Хорахти, 12 минут - фигура Рамзеса II (он в центре). На бога Птаха солнце не падает никогда. Во внутренних помещениях храма - 2 гипостиля, молельни и помещение святилища со статуями Амона, Ра-Хорахти, Птаха (все, как и статуи при входе, с лицами Рамзеса II) и Рамзеса II. Перед малым храмом стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно с каждой стороны по два изображения царя и по одному - царицы; высота статуй около 10 м. На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками, пришедшими сюда при Псамметихе II (595-589 до н. э.), во время преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов.

С течением времени, храмы пришли в упадок и в конце концов были засыпаны песком. Уже во время похода Псамметиха II в VI веке до н. э. песок покрывал статуи главного храма до колен. Затем о храме забыли вплоть до 1813 года , когда швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт нашел верхний фриз главного храма. Буркхардт рассказал о своем открытии с итальянским исследователем и авантюристом Джованни Бельцони, который посетил это место, но не смог откопать вход в храм. Бельцони вернулся в 1817 году, на этот раз успешно проникнув в храмовый комплекс.

После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление водами образовавшегося водохранилища Насер. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия.

По одной из идей, нужно было перенести памятники в более безопасное место, по другой – оставить их на месте. ЮНЕСКО созвало по этому поводу специальную комиссию, в состав которой вошли Генеральный директор ЮНЕСКО, глава совещательного комитета и три эксперта. Они поддержали шведско-египетский проект, в котором планировалось разрезать святыни на крупные части весом до 30 тонн, перенести их в другое место и реконструировать. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место - скалу у старого русла Нила в 180 м от первоначального местоположения храма.

Процесс переноса памятника происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Все работы были осуществлены силами советских специалистов и иностранных инженеров при информационной поддержке ЮНЕСКО.

Во время работ по строительству Асуанской плотины, перенос памятника отставал. Потому вокруг старого храма построили защитную стену от реки. Далее работы проводились на 12 метров ниже уровня Нила.

Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций в мире.

Про перенос снят подробный документальный фильм.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари