Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Школьная дезадаптация. Школьная дезадаптация: причины и проявления

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах.

Школьная дезадаптация являет собой нарушение приспособления ученика к внешним требованиям, что также является расстройством общей способности к психологической адаптации в связи с определенными патологическими факторами. Таким образом, выходит, что школьная дезадаптация – медико-биологическая проблема.

В этом смысле школьная дезадаптация выступает для родителей, педагогов и врачей, в качестве вектора «болезнь/расстройство здоровья, нарушение развития или поведения». В этом ключе выражается отношение к явлению школьной адаптации, как к чему-то нездоровому, что говорит о патологии развития и здоровья.

Негативным следствием данного отношения есть ориентир на обязательное тестирование перед поступлением ребенка в школу или для оценки степени развития школьника, в связи с его переходом с одного учебного уровня на следующий, когда от него требуются результаты отсутствия отклонений в способности обучаться по программе, предлагаемой педагогами и в школе, которую выбрали родители.

Еще одним следствием является выраженная тенденция учителей, которые не могут справиться с учеником, направлять его к психологу или психиатру. Детей с расстройством по особому выделяют, им навешивают ярлыки, которые следуют из клинической практики в обыденное использование – «психопат», «истерик», «шизоид» и другие различные примеры психиатрических терминов, которые абсолютно неправомерно используются в социально-психологических и воспитательных целях для прикрытия и оправдания бессилия, непрофессионализма и некомпетентности лиц, которые отвечают за воспитание, обучение ребенка и социальную помощь для него.

Появление признаков психогенного расстройства адаптации наблюдаются у многих учащихся. Некоторые специалисты считают, что примерно 15-20% учащимся требуется психотерапевтическая помощь. Также установлено, что существует зависимость частоты встречаемости расстройства адаптации от возраста ученика. У школьников младшего возраста школьная дезадаптация наблюдается в 5-8% эпизодов, у подростков эта цифра значительно больше и составляет 18-20% случаев. Также есть данные еще одного исследования, согласно которому расстройство адаптации у учеников возрастом 7-9 лет проявляется у 7% случаев.

У подростков школьная дезадаптация наблюдается в 15,6% случаев.

Большинство представлений о явлении школьной дезадаптации игнорирует индивидуальную и возрастную специфику развития ребенка.

Причины школьной дезадаптации учащихся

Выделяют несколько факторов, вызывающих школьную дезадаптацию. Ниже будет рассмотрено, каковы причины школьной дезадаптации учащихся, среди них выделяют:

— недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям; дефицит знаний и недостаточное развитие психомоторных навыков, вследствие чего ребенок медленнее, чем остальные справляется с заданиями;

— недостаточный контроль поведения – ребенку трудно сидеть целый урок, молча и не вставая с места;

— неспособность подстроится под темп программы;

— социально-психологический аспект – несостоятельность личных контактов с педагогическим коллективом и со сверстниками;

низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов.

В качестве причин школьной дезадаптации выделяют ещё несколько факторов, которые влияют на поведение ученика в школе и на отсутствие у него нормального приспособления.

Самым влиятельным фактором является влияние особенностей семьи и родителей. Когда некоторые родители проявляют слишком эмоциональные реакции на неудачи их ребенка в школе, они этим самим, совсем не подозревая, наносят ущерб впечатлительной детской психике. В результате такого отношения ребенок начинает стесняться своего незнания относительно какой-то темы, соответственно он боится разочаровать своих родителей и в следующий раз. В связи с этим у малыша развивается негативная реакция относительно всего, что связано со школой, это в свою очередь приводит к формированию школьной дезадаптации.

Вторым по значительности фактором после влияния родителей есть влияние самих учителей, с которыми взаимодействует ребенок в школе. Бывает, что педагоги неправильно строят парадигму обучения, что в свою очередь, влияет на развитие недопонимания и негатива со стороны учеников.

Школьная дезадаптация подростков проявляется в слишком высокой активности, проявлении своего характера и индивидуальности через одежду и внешний вид. Если в ответ на такие самовыражения школьников учителя будут слишком бурно реагировать, тогда это вызовет ответную негативную реакцию подростка. В качестве выражения протеста против системы обучения, подросток может столкнуться с явлением школьной дезадаптации.

Еще один влиятельный фактор на развитие школьной дезадаптации – это влияние сверстников. Особенно школьная дезадаптация подростков очень зависима от этого фактора.

Подростки – это совершенно особая категория людей, которая отличается повышенной впечатлительностью. Подростки всегда общаются компаниями, поэтому мнение друзей, которые входят в круг их общения становится для них авторитетным. Как раз поэтому, если сверстники выражают протест системе обучения, то большая вероятность того, что сам ребенок также присоединится к всеобщему протесту. Хотя в основном это касается более конформных личностей.

Зная, каковы причины школьной дезадаптации учащихся, можно при возникновении первичных признаков диагностировать школьную дезадаптацию и вовремя начать с ней работать. Например, если в один момент школьник заявляет о нежелании идти в школу, у него снижается собственный уровень успеваемости, он начинает негативно и очень резко отзываться о педагогах, тогда стоит задуматься о возможной дезадаптации. Чем раньше будет выявлено проблему, тем быстрее с ней можно будет справиться.

Школьная дезадаптация может даже и не отображаться на успеваемости и дисциплине учеников, выражаясь в субъективных переживаниях или в форме психогенных расстройств. Например, неадекватные реакции на стрессы и проблемы, что связанны с дезинтеграцией поведения, появление с окружающими людьми, резкого и внезапного спада интереса к процессу обучения в школе, негативизма, повышенной , распада навыков обучения.

Формы школьной дезадаптации включают в себя особенности учебной деятельности учеников младших классов. Ученики младшего возраста быстрее всего овладевают предметной стороной процесса обучения – навыками, приёмами и умениями, благодаря которым происходит усвоение новых знаний.

Освоение мотивационно-потребностной стороны учебной деятельности происходит как бы латентным образом: постепенно усваивая нормы и формы социального поведения взрослых. Ребенок еще не умеет использовать их настолько активно, как взрослые, оставаясь пока ещё очень зависимым от взрослых в своих взаимоотношениях с людьми.

Если у младшего школьника не происходит формирование навыков учебной деятельности или способом и приемов, которые он использует и которые закрепляются у него, являются недостаточно продуктивными и не рассчитанными на изучение более сложного материала, он отстаёт от одноклассников и начинает испытывать серьезные трудности в учёбе.

Таким образом, появляется один из признаков школьной дезадаптации – снижение успеваемости. Причинами могут быть индивидуальные особенности психомоторного и интеллектуального развития, которые, тем не менее, не являются фатальными. Многие педагоги, психологи и психотерапевты считают, что при правильной организации работы с такими учениками, с учётом индивидуальных качеств, обращая внимание на то, как дети справляются с заданиями разной сложности, можно на протяжении нескольких месяцев, без изоляции детей из класса, достигнуть устранения отставания в учёбе и компенсации задержки развития.

Еще одна форма школьной дезадаптации учащихся младшего возраста имеет сильную связь со спецификой возрастного развития. Замена основной деятельности (на смену играм приходит учёба), которая происходит у детей в возрасте шести лет, осуществляется из-за того, что лишь понимаемые и принимаемые мотивы учения при установленных условиях становятся действующими мотивами.

Исследователями было установлено, что среди обследованных учеников первых-третьих классов встречались те, у кого отношение к обучению имело дошкольный характер. Это значит, что для них на первый план выступала не так учебная деятельность, как обстановка в школе и все внешние атрибуты, которые дети использовали в игре. Причина возникновения этой формы школьной дезадаптации заключается в невнимательности родителей к своим детям. Внешние признаки незрелости учебной мотивации проявляются, как безответственное отношение школьника к школьным занятиям, выражаются через недисциплинированность, несмотря на высокую степень формирования познавательных способностей.

Следующая форма школьной дезадаптации состоит в неспособности к самоконтролю, произвольному управлению поведением и вниманием. Неумение приспосабливаться к условиям школы и управлять поведением соответственно к принятым нормам, может быть результатом неправильного воспитания, которое воздействует достаточно неблагоприятно и способствует обострению некоторых психологических особенностей, например, повышается возбудимость, возникают трудности с концентрированием внимания, эмоциональная лабильность и другие.

Основной характеристикой стиля семейных отношений к этим детям – полное отсутствие внешних рамок и норм, которые должны стать средствами самоуправления ребенком, или наличие средств контроля только вовне.

В первом случае это присуще тем семьям, в которых ребенок абсолютно предоставлен себе и развивается в условиях полной безнадзорности, или семьям с «культом ребенка», это значит, что ребенку позволяется абсолютно все, что он хочет, и его свобода не ограничена.

Четвертая форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в неумении адаптироваться к ритму жизни в школе.

Чаще всего она встречается у детей с ослабленным организмом и низким иммунитетом, детей с задержкой физического развития, слабой нервной системой, с нарушениями работы анализаторов и другими болезнями. Причина этой формы школьной дезадаптации в неправильном семейном воспитании или игнорировании индивидуальных особенностей детей.

Вышеперечисленные формы школьной дезадаптации тесно связаны с социальными факторами их развития, появлением новой ведущей деятельности и требований. Так, психогенная, школьная дезадаптация неразрывно связана с характером и особенностями отношения значимых взрослых (родителей и педагогов) к ребенку. Это отношение может выражаться через стиль общения. Собственно стиль общения значимых взрослых с школьниками младших классов может стать преградой в учебной деятельности или привести к тому, что реальные или надуманные трудности и проблемы, связанные с учебой, будут восприниматься ребенком, как неисправимые, порождённые его недостатками и неразрешимые.

Если негативные переживания не будут компенсированы, если не найдутся значимые люди, которые искренне желают добра и могут найти подход к ребёнку, чтобы повысить его самооценку, тогда у него образуются психогенные реакции на любые школьные проблемы, которые при повторном возникновении будут складываться в синдром, называющийся психогенной дезадаптацией.

Виды школьной дезадаптации

Перед тем, как описать виды школьной дезадаптации нужно выделить её критерии:

— неуспеваемость в учебе по программам, которые отвечают возрасту и способностям школьника, вместе с такими признаками, как второгодничество, хроническая неуспеваемость, дефицит общеобразовательных знаний и отсутствие необходимых навыков;

— расстройство эмоционального личностного отношения к процессу обучения, к учителям и к жизненным возможностям, связанным с учебой;

— эпизодические неподдающиеся корректировке нарушения поведения (антидисциплинарное поведение с демонстративным противопоставлением себя другим ученикам, пренебрежение правилами и обязательствами жизни в школе, проявления вандализма);

— патогенная дезадаптация, что является следствием нарушения работы нервной системы, сенсорных анализаторов, болезней головного мозга и проявлений разных ;

— психосоциальная дезадаптация, которая выступает в качестве половозрастных индивидуальных особенностей ребенка, что обусловливают его нестандартность и нуждаются в особом подходе в условиях школы;

— (подрыв порядка, моральных и правовых норм, асоциальное поведение, деформация внутренней регуляции, также социальных установок).

Выделяют пять основных типов проявления школьной дезадаптации.

Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, выражающая неуспешность ребенка в процессе обучения программам, соответствующих способностям школьника.

Второй тип школьной дезадаптации – эмоционально-оценочный, который связан с постоянными нарушениями эмоционально-личностного отношения как к процессу обучению в целом, так и к отдельным предметам. Включает в себя тревогу и переживания относительно возникающих в школе проблем.

Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, он заключается в повторении нарушения форм поведения в школьной среде и обучении (агрессивность, нежелание идти на контакт и пассивно-отказные реакции).

Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, с ним связанны отклонения в физическом развитии и здоровье школьника.

Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, он выражает затруднения в определении контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Профилактика школьной дезадаптации

Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.

Родители должны быть очень внимательными к своим детям и понимать, что во время периода адаптации школьник особенно сильно нуждается в поддержке близких людей и в готовности вместе переживать эмоциональные трудности, тревоги и переживания.

Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь. При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. В случае негативного влияния семьи на школьника стоит заняться исправлением подобных проявлений неодобрения. Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах. Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей.

Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.

Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.

Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.

Школьная дезадаптация подростков отличает тех подростков, которые адаптированы к школе самим их отношением к учебе. Подростки с дезадаптацией часто указывают на то, что им тяжело учиться, что в учебе есть очень много непонятного. Адаптивные школьники в два раза чаще говорят о трудностях в недостатке свободного времени через загруженность занятиями.

Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.

Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.

В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.

Информационный подход основан на идеи того, что отклонения от норм поведения происходят, поскольку дети ничего не знают о самих нормах. Этот подход больше всего касается подростков, они информируются о правах и обязанностях, которые им предъявлены.

Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.

Под адаптацией (от позднелатинского adaptation - приспособление), в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Все более активно понятие «адаптация» начинает использоваться и в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике, отражая стремление представителей этих наук возможно более целостно подойти к человеку в процессе освоения им новых социальных, профессиональных ролей, к ребенку при анализе его состояния и поведения в процессе воспитания и обучения.

В социально-педагогическом аспекте иод адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

В более широком, инвариантном для конкретных научных дисциплин значении, адаптация определяется как особая форма отражения системами внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия .

Адаптивность, способность к приспособлению, у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни качеств индивида. Отчасти адаптивность обусловлена генетически: особенностями обмена веществ, различием биохимических реакций, метаболической индивидуальностью человека, определяющей разные типы реагирования на стрессорные воздействия.

Физиологические исследования последних десятилетий показывают, что во многом способность ребенка к адаптации определяется структурно- функциональной организацией его мозга. Последняя же в силу неодновременное™ созревания отдельных компонентов системы мозгового обеспечения, у разных детей является составляющей элементов разной степени зрелости. Отсюда - отчетливо выраженные индивидуальные варианты психического развития детей-одногодок, проявлением чего становится и известное расхождение биологического и паспортного возраста. В начале систематического обучения этот разрыв, по данным доктора биологических наук Н. В. Дубровинской, может достигать полутора лет и не свидетельствовать о задержке в развитии.

Многие ученые подчеркивают тесную зависимость адаптивности от состояния защитных сил организма в целом, от его биоэнергетического потенциала, от данных природой способностей человека (умственных и физических), определяющих в самом широком смысле его обучаемость.

Выявлена и безусловная зависимость адаптационных возможностей человека от особенностей строения и функционирования его нервной системы, от силы или слабости нервных процессов возбуждения и торможения, от их подвижности или инертности, их баланса.

Вопрос о происхождении особенностей строения и функционирования нервной системы не до конца изучен. Однако однозначно установлено, что эти особенности в очень сильной степени связаны и с условиями жизни и развития ребенка, включая и условия его внутриутробной жизни. К неблагоприятным факторам, искажающим картину нормального развития плода и его нервной системы, относят переутомление, заболевания матери во время беременности, ее неполноценное питание, употребление алкоголя, наркотических веществ. Нарушения развития центральной нервной системы могут возникнуть у детей и как следствие внутриутробных, родовых или послеродовых травм и интоксикаций.

В целом отмечается безусловная зависимость адаптивности от физического, психического, нравственного здоровья человека, применительно к предмету нашего разговора - от здоровья ребенка. В этой связи с сожалением приходится констатировать, что показатели здоровья детей в последние десятилетия истекшего и первые наступившего века характеризуются резким снижением.

Анализ результатов комплексных медико-социологических исследований позволяет выделить следующие социальные предпосылки этого явления:

  • - нарушение экологического равновесия в окружающей среде, которое, отражаясь на здоровье матери, приводит к морфофункциональным нарушениям у новорожденных;
  • - ослабление репродуктивного здоровья девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщины в сложившейся системе производственных и семейных отношений, что медики напрямую связывают с ростом женских заболеваний, патологией беременности и родов;
  • - рост алкоголизма, наркомании, связанный с просчетами в социальной политике и общественной инфраструктуре и также создающий потенциальную область рождения психически угрожаемого потомства;
  • - низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию семей неполных или с неблагополучными, конфликтными отношениями, создающими почву как для развития и усугубления нервно-психических отклонений, так и для формирования психосоциальной запущенности детей;
  • - незащищенность отдельных групп населения (безработных, бастующих, эмигрантов, беженцев, лиц, подвергшихся воздействию антропогенных катастроф, землетрясений, войн, атомных катаклизмов);
  • - недостатки в медицинском обслуживании, не позволяющие своевременно заметить и выявить психически угрожаемых детей, обеспечить их необходимой медицинской помощью;
  • - несовершенство системы дошкольного воспитания, игнорирование в организации, формах и методах педагогической работы объективных особенностей ослабленных и психически угрожаемых детей.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ 80% новорожденных детей имеют те или иные отклонения в морфофункциональном развитии. Среди дошкольников не более 15% детишек можно назвать здоровыми (двадцать лет назад их было 23%), 40% имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, примерно столько же страдают разными неврозами.

Проведенное учеными этого института в течение тридцати последних лет изучение состояния здоровья детей в динамике позволило четко установить, что поколение 1970-х гг. оказалось слабее, чем их сверстники в 1960-х. Дети 1980-х уже слабее тех, кто рос десятью годами ранее. Исследования, проведенные в 1990-х гг., первом десятилении XXI в. говорят о том, что физическое и психическое здоровье детей еще более ухудшилось.

В отличие от 1960-х гг., когда речь шла об акселерации развития, ускорении темпов физического созревания детей, в настоящее время учеными- медиками зафиксирован обратный процесс - децелерация, замедление темпов роста и физического развития. В современной популяции школьников резко возросла доля детей с дефицитом массы тела (до 20%). Особенно остро это стало ощущаться в последние два года, главным образом у детей, только начинающих школьную жизнь. По прогнозам ученых, здоровье детей и далее будет ухудшаться, что неминуемо отразится и на следующих поколениях: от больных родителей вряд ли следует ждать здорового, с высокими адаптационными возможностями потомства.

Говоря о предопределяющих адаптационные возможности человека факторах, трудно переоценить роль тех приобретенных в процессе жизни психических, психологических, характерологических особенностей, личностных качеств, которые сами по себе отражают характер активного взаимодействия человека с окружающей средой. Воспитательные дефекты этой среды, в силу которых не удовлетворяются основные психофизиологические потребности растущего человека, вызывают нарушения психической организации детей, психическую депривацию, что с большим трудом дифференцируется специалистами от нарушений наследственного, органического характера. Установлено, что действие повреждающих факторов оказывается тем сильней, чем меньше возраст подвергшегося этому действию ребенка. Также замечено, что мальчики оказываются более чувствительными к действию депривации, чем девочки.

Чешские ученые Й. Лангмейер и 3. Матейчек выделяют следующие основные виды психической депривации:

  • - двигательная депривация. Возникает при резком ограничении движений ребенка. Уже чрезмерное пеленание грудного ребенка таит в себе опасность. Хроническая гиподинамия, как установлено, приводит к эмоциональной вялости, возникновению компенсаторной двигательной активности. Последняя может проявляться как раскачивание тела из стороны в сторону, сосание пальцев, другие стереотипными движениями рук. Дети, чья двигательная активность в силу медицинских причин (травм, болезней) в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может прорываться взрывами ярости и агрессивности, повышением тревожности, плаксивостью, обидчивостью;
  • - сенсорная депривация. Этот вид нарушений психического развития является следствием обедненной среды, т.е. среды, характеризующейся недостаточным количеством, ограниченной изменчивостью или однообразием сенсорных раздражителей: кинестетических, тактильных, визуальных, акустических. Исследовательские данные показывают, что в случаях, когда потребности ребенка в определенной стимуляции (качание, держание на руках, ласкание, успокаивание, пение и т.п.) не удовлетворяются, когда имеет место стимульный дефицит или стимульная перегрузка, происходят нарушения степени активации ребенка (бодрствования, внимания, интереса, усилий), а также физиологические и неврологические нарушения, приводящие к неполноценному развитию центральной нервной системы;
  • - эмоциональная (.материнская ) депривация. Данный вид депривационных нарушений возникает, когда недостаточно удовлетворяется одна из самых сильных и ярко выраженных потребностей развивающегося человека - потребность в эмоциональной связи, в эмоционально-положительном общении со значимыми для него лицами и прежде всего, безусловно, с матерью или замещающим ее лицом. Материнскую депривацию испытывают брошенные дети, дети-сироты, нежеланные дети или те, с которыми мать эмоционально холодна. Тип личности, который формируется у ребенка с момента рождения оказавшегося в условиях материнской депривации, можно представить следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, неуверенность в себе, аутизм (замкнутость на себе);
  • - социальная депривация. Наряду со стремлением к общению, к тесным эмоциональным связям со значимыми людьми на определенном этапе развития ребенка, когда он уже обретает самостоятельность (может сам ходить, требовать удовлетворения своих потребностей посредством слов), у него возникает и другая, по существу противоположная по своей социальной сущности потребность - потребность в обособлении, в ощущении «самости», в личной автономии. Эта потребность сопровождает человека на протяжении всей его сознательной жизни. Однако отчетливо проявляется она уже в дошкольном детстве. Основой ее удовлетворения на этом этапе является возможность наблюдать дифференцированные модели социальных ролей. Ограниченная в силу обстоятельств (воспитание в детском доме, в неполной семье или в семье с искаженными ролевыми функциями родителей и т.п.) возможность такого наблюдения ведет к трудностям в формировании образа собственного «я». В дальнейшем, когда произойдет осознание себя, данная потребность для своего удовлетворения требует признания личностных достоинств, личностной значимости в глазах окружающих. Неудовлетворение данной потребности становится главной причиной детских неврозов, возникновения различных форм отклоняющегося поведения.

Зависимость личностных структур от качества воспитательной среды проявляется, безусловно, на всех этапах человеческой жизни. Однако есть серьезные основания говорить о том, что наибольшую важность и значимость эта среда имеет в раннем дошкольном детстве. Исследования, в которых одни и те же люди изучаются на протяжении многих лет и даже десятилетий, свидетельствуют об удивительной устойчивости, постоянстве многих индивидуально-личностных черт, возникших на ранних этапах возрастного развития. Объясняется это особой восприимчивостью детей- дошкольников к воздействию среды, в том числе к воздействию содержащихся в пей повреждающих факторов. Отчетливо обнаруживает себя педагогическая закономерность: чем меньше возраст индивида, тем в большей степени проявляется его чувствительность к этим повреждающим факторам, тем более глубокий след в его характере они оставляют.

Итак, за уровнем адаптационных возможностей человека, его адаптивностью всегда стоит сложное взаимодействие биологических и социальных, внутренних и внешних факторов, влияющих на его развитие. Неблагополучие в каждом из них всегда будет оказывать влияние на уровень его адаптационных возможностей. И вместе с тем ни один из них не может рассматриваться как неизбежно предопределяющий дефекты адаптации.

Специалистами кафедры детской нейропсихиатрии Ростокского университета (Германия) в результате длительных исследований было установлено, что наличие в истории развития ребенка отдельного биологического фактора риска не является закономерным основанием для нарушения адаптации. Существенное отрицательное воздействие оказывает только суммация факторов риска. Наиболее сильное деформирующее влияние на личность, ее адаптационные возможности оказывает комбинация биологических и психосоциальных факторов риска.

Лучше всего, конечно, адаптируются здоровые дети в благоприятных средовых условиях. Несколько хуже, особенно в отношении к учебным требованиям, адаптируются здоровые дети, отягощенные социальными факторами риска. Часто, однако, здоровый ребенок оказывается удивительно устойчивым к неблагоприятным средовым факторам. У детей с высокой биологической отягощенностыо в очень хороших средовых условиях даже органические поражения мозга могут в значительной степени компенсироваться; особенно это касается интеллектуальной деятельности, в меньшей степени - эмоциональной регуляции и, следовательно, социальной адаптации. Значительно худшие результаты по всем направлениям адаптации у детей с биологической отягощенностыо, растущих в неблагоприятных условиях.

Вместе с тем жестко соотносить адаптивность только с биологическими или социальными предпосылками, даже с учетом их безусловного взаимодействия было бы совершенно неправильно. С возрастом, по мере развития самосознания человека, с обретением независимости он сам становится хозяином своей судьбы, творцом своего собственного благополучия и счастья. И история дает множество примеров того, как человек с низкими от рождения адаптационными возможностями, вооруженный определенными установками, правилами жизни, интеллектуальными и социальными умениями, вполне может компенсировать эту природную слабость и стать в жизни вполне адаптированным, успешным. И, напротив, индивид с высоким от природы адаптационным потенциалом за счет неразумной траты его может растерять данное ему богатство и стать «голым королем» (В. И. Гарбузов).

Поступление ребенка в школу, совпадая по времени с возрастным кризисом развития, является переломным моментом его социализации и представляет собой серьезное испытание его адаптационных возможностей. Одни дети это испытание выдерживают вполне успешно. Для других новая социальная ситуация их развития становится ситуацией риска. Внешняя школьная среда, воспитание и обучение в своих влияниях па адаптацию ребенка опосредуются внутренними условиями, уже сложившимися к моменту его поступления в школу. Поэтому с целью определения адекватного для ребенка школьного режима, формы обучения, дидактической нагрузки в целом, чрезвычайно важно знать и учитывать эти внутренние условия, грамотно оценивать адаптационные возможности ребенка на этапе его поступления в школу.

Достаточно хорошо изучен и вопрос о том, на какие критерии в этой оценке следует ориентироваться. Прогностически значимыми показателями низкого уровня адаптационных возможностей ребенка могут в совокупности служить следующие:

  • - отклонения в психосоматическом развитии и здоровье;
  • - недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе;
  • - несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.

Рассмотрим эти показатели подробнее.

  • Новейший философский словарь. М., 1999.
  • Госкомсанэпиднадзор - Государственный комитет санитарно-эпидемиологическогонадзора РФ.

Е. Ю. Петрова

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В работе проводится анализ понятий «школьная дезадаптация», «школьная адаптация», описываются их признаки и уровни. Показан механизм возникновения школьной дезадаптации и процесс перехода в состояние адаптации с помощью специально созданных педагогических условий.

Ключевые слова: адаптация/дезадаптация социальная, психологическая, школьная, учебная, дети группы риска школьной дезадаптации, педагогические условия преодоления школьной дезадаптации школьников.

В настоящее время от учителей часто можно слышать: «дети стали хуже», «ставим тройку, два в уме», «в начальной школе учился хорошо, а в средней съехал на тройки» и т. п. Это сказано о тех детях, кто не успевает по предмету, с трудом осваивает школьную программу, конфликтует. Неуспеваемость и нарушение поведения - это крайние проявления школьной дезадаптации, кроме того, в общеобразовательных учреждениях имеется большая группа детей, испытывающих временные трудности в обучении, они и составляют группу риска школьной дезадаптации.

Дезадаптация - сложное социально-психологопедагогическое явление, являющееся результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности. На протяжении многих лет в отечественной литературе эксплуатируется термин «дезадаптация». В западной литературе встречается в сходном контексте термин «дизадаптация». Смысловая разница в том, что латинская приставка de или французская des означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь во вторую очередь со значительно более редким употреблением - понижение, уменьшение. В то же время латинское dis в главном своем смысле означает нарушение, искажение, деформацию, но значительно реже - исчезновение . Однако общепринятым термином, обозначающим нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, является термин «дезадаптация».

В последние годы предлагаются различные подходы к типологии дезадаптации. В частности, рассматриваются ее типы «по социальным институтам», где она проявляется как школьная, семейная и т. д.; «по нарушению ведущей деятельности» - учебная, профессиональная; «по нарушению процесса социализации» - социальная; «по индивидуальным особенностям неприспособленности» - личностная; выделяются и другие виды дезадаптации, получившие освещение в научной литературе (психоэмоциональная, психологическая, социально-педагогическая, социально-психологическая, трудовая и др.).

Дезадаптация рассматривается как процесс, т. е. снижение адаптационных возможностей человека к

условиям среды жизнедеятельности, как проявление - характеризуется нетипичным для данного человека поведением в определенных условиях; как результат - свидетельствует о том, что поведение, отношения и результативность деятельности не соответствуют тем нормам, которые характерны для него в данных условиях. Дезадаптация ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения и учебы возрастным и социальным нормам в сравнении с основной массой сверстников .

При анализе школьной дезадаптации выявляется ее предпочтительное формирование в определенные периоды школьного обучения. Это начало посещения учебного заведения (1-й класс), переход из младшей школы в среднюю (5-й класс), окончание средней школы (7-9-й классы).

В современной существующей системе дефиниций понятие школьной дезадаптации выступает и как описательное, и как диагностическое. В целом же его можно считать комплексным, собирательным в зависимости от условий развития, глубины воздействия и проявлений. В настоящее время сформировались следующие, опирающиеся на различные методологические основания, подходы в понимании и объяснении такого сложного социально-педагогического явления, как школьная дезадаптация.

Первый подход - медико-биологический. Согласно ему школьная дезадаптация - нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация учеными Г. А. Вайзер , К. С. Лебединской раскрывается как явление, через которое проявляет себя патология развития и здоровья детей. В таком случае к группе риска школьной дезадаптации авторы относят детей с задержкой психического развития.

Второй подход к школьной дезадаптации - социально-психологический. В рамках данного подхода Н. М. Иовчук под школьной дезадаптацией понимает многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований

учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. Дезадаптивная концепция отличается тем, что преимущественное внимание в анализе уделяется социальному и личностному аспектам отклонений в обучении. Она рассматривает трудности школьного обучения как нарушение адекватного взаимодействия школы с любым ребенком, а не только «носителем» патологических признаков. В группе риска школьной дезадаптации оказываются дети, которые находятся в трудных условиях существования (дети-сироты, лишившиеся родительского попечения; дети-жертвы насилия, притеснения и пренебрежения значимыми потребностями и интересами ребенка; дети из семей, испытывающих серьезные социально-экономические лишения (семьи малоимущих, безработных, беженцев, мигрантов)).

Третий подход к пониманию школьной дезадаптации - социально-педагогический. Школьная дезадаптация И. С. Якиманской рассматривается как часть социальной адаптации и представляет собой неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, выражающийся в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях, психогенных заболеваниях, повышенном уровне тревожности, искажениях в личностном развитии.

В таком случае Е. Д. Ямбург к контингенту группы риска школьной дезадаптации относит учащихся с несформированными предпосылками школьной деятельности, не готовых к школьному обучению, несформированной производственной деятельностью, нарушенной работоспособностью и повышенной утомляемостью, отставаниями в развитии когнитивных функций, ярко выраженной педагогической запущенностью, личностными проблемами, повышенной тревожностью, эмоциональными расстройствами, гиперактивных детей с нарушениями поведения.

К числу педагогических факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка и эффективность воздействия образовательной среды, относятся следующие: несоответствие школьного режима и темпа учебной работы санитарно-гигиеническим условиям обучения, экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе «смысловые барьеры» в отношениях ребенка с педагогами, конфликтный характер внутрисемейных отношений, формирующийся на основе учебных неуспехов .

Комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации позволяет на основе работ психологов, педагогов, психиатров, социологов глубже увидеть составляющие школьной дезадаптации, поддающиеся коррекции педагогическими методами:

Социально-психологическая дезадаптация -рассогласование между требованиями школьной среды и возможностями учащихся ей соответствовать;

Психологическая дезадаптация - несоответствие уровня развития познавательной сферы и способностей ребенка требованиям школьного обучения;

Учебная дезадаптация - неуспешность ребенка в освоении общеобразовательных программ ввиду недостаточного развития навыков учебной деятельности. Проявления учебной дезадаптации выражаются в затруднениях в учебе, нарушениях дисциплины, слабом интересе или его отсутствии к изучению учебной дисциплины.

Преодолению школьной дезадаптации обучающихся способствует ряд педагогических условий:

1) осуществление оперативной диагностики выявления состояния школьной дезадаптации по ее компонентам;

2) составление на основе данных диагностики индивидуальных программ преодоления школьной дезадаптации;

3) повышение профессиональной компетентности педагогов для преодоления дезадаптации учащихся путем формирования необходимых компетенций.

Первое педагогическое условие реализуется с помощью комплекса диагностических методик выявления состояния школьной дезадаптации учащихся, который включает:

Методики выявления социально-психологической дезадаптации (оценка уровня тревожности, самооценки, темперамента и др.);

Методики выявления психологической дезадаптации (оценка уровня развития внимания (методика Мюнстенберга), памяти («оперативная память», «образная память», «кратковременная память» - тест Лурия), мышления («логическое мышление», «аналитико-синтетическая деятельность» - тест Равена, уровень С и др.));

Методики выявления учебной дезадаптации (оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности, выявление уровня сформи-рованности общеучебных и частно-предметных знаний, умений, навыков). Результаты диагностики заносятся в соответствующие протоколы.

На основе данных диагностики совместными усилиями школьного психолога, учителей-предмет-ников, зам. директора по учебной и воспитательной работе составляются индивидуальные программы преодоления школьной дезадаптации (второе педагогическое условие). Программы отражают: коррекционные меры, принятые психологом для преодоления недостатков личностного развития (собеседование, тренинги и т. д.); деятельность педагогов по

устранению выявленных пробелов в знаниях и умениях, формирование навыков учебной деятельности; деятельность завуча, классного руководителя, учителя-предметника по вовлечению школьников в социально значимую деятельность.

Третье педагогическое условие - повышение профессиональной компетентности педагогов по преодолению школьной дезадаптации учащихся -осуществляется через реализацию программы методической подготовки учителей «Современные подходы к проблеме преодоления школьной дезадаптации подростков в основной общеобразовательной школе». Программа прошла апробацию в период 2004-2008 гг. в МОУ СОШ № 48 г. Томска, представлена на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей на базе ТГПУ, частично включена в учебный курс «Теория и методика обучения географии», читаемый для студентов-ге-ографов ТГПУ

Программа включает теоретические и практические занятия по проблеме школьной дезадаптации:

Изучение нормативно-правовых документов по работе с детьми, относящимися к группе риска школьной дезадаптации;

Знакомство с комплексом знаний из области коррекционной педагогики, возрастной психологии, реабилитационной педагогики, необходимым для успешной работы по преодолению дезадаптации учащихся;

Освоение комплекса диагностических методик выявления состояния школьной дезадаптации учащихся;

Разработка индивидуальных коррекционноразвивающих программ преодоления школьной дезадаптации учащихся;

Разработка модифицированных программ по школьным дисциплинам для классов компенсирующего обучения и учащихся, находящихся на индивидуальном обучении;

Разработка и анализ уроков с позиции коррекционно-развивающего обучения.

Преодоление стойкой школьной дезадаптации -процесс длительный. Оценивать происходящие изменения в учебной деятельности и личностных характеристиках детей необходимо не в сравнении с другими сверстниками (более или менее успешными), а в сравнении с предыдущими результатами самого учащегося.

Таким образом, только слаженная работа всего педагогического коллектива, его компетентность будут способствовать преодолению школьной дезадаптации, переходу ее в состояние адаптации.

Школьная адаптация, также как и дезадаптация, если придерживаться социально-психолого-педа-гогического аспекта проблемы, имеет свои состав-

ляющие (психологическая, социально-психологическая, учебная адаптация) и уровни.

Психологическая адаптация рассматривается многими психологами как приспособление психики ребенка к условиям обучения. Т. Г. Гадельшина психологическую адаптацию считает частью психической адаптации и выделяет следующие ее уровни: эффективная адаптация, неустойчивое приспособление, компенсируемое утомление, не-компенсируемое утомление, временная неустойчивая дезадаптация, устойчивая дезадаптация, психогенная дезадаптация и нарушение в развитии. Критериями психологического компонента школьной адаптации являются: соответствие уровня развития познавательной сферы учащихся требованиям школьного обучения .

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс взаимодействия школьников с окружающей средой (школьной), в ходе которой согласовываются требования среды (соблюдение правил поведения, внутреннего распорядка и т д.) и ожидания учащихся. Здесь ключевым процессом является процесс усвоения личностью групповых норм и ценностей. В таком случае, по мнению Э. М. Казина , уровни социально-психологической адаптации к школе представлены адаптацией, индивидуальной идентификацией, индивидуализацией. Критериями социально-психологического компонента выступают: адекватная самооценка учащихся, низкий уровень общей и школьной тревожности, положительные взаимоотношения в системе «ученик-учитель» и «ученик-ученик», участие во внутришкольных и внешкольных мероприятиях .

Учебная адаптация - приспособление школьников к учебной деятельности в условиях школьного обучения. Критериями являются: сформирован-ность навыков учебной деятельности, абсолютная общая успеваемость, повышение качественной успеваемости, мотивация к изучению школьных предметов. Учебная адаптация является следствием преодоления учебной дезадаптации .

Итак, в результате анализа психолого-педагоги-ческой литературы и проведенного исследования было установлено, что школьная дезадаптация -комплексная проблема и она имеет место в настоящее время в общеобразовательных учреждениях и требует своего решения. Одним из способов решения выступают специально созданные педагогические условия, которые позволяют каждому компоненту школьной дезадаптации перейти на уровень адаптации. А в результате обучающиеся становятся более успешными в учебной и социальной деятельности.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Г. Панова. М.: Пресс, 1993. Т. 1. 607 с.

2. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001. 928 с.

3. Вайзер Г. А. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития). М.: Педагогика, 1986. 204 с.

4. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. 165 с.

5. Иовчук Н. М. Депрессия у детей и подростков // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». 1999. Вып. 2. С. 90-93.

6. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. 139 с.

7. Ямбург Е. А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы // Народное образование. 2002. № 2. С. 94-95.

8. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. 206 с.

9. Гадельшина Т. Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical

University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 161-164.

10. Петрова Е. Ю. Модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации учащихся основной общеобразовательной школы // Там же. Вып. 1 (107). С. 27-31.

11. Казин Э. М. и др. Психолого-педагогические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды // Там же. Вып. 13 (115). С. 254-259.

Петрова Е. Ю., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 17.05.2012.

SCHOOL DISADAPTATION AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ITS OVERCOMING

In the analysis of the concepts of «school disadaption», «school adaptation», describes their characteristics and levels. It shows the mechanism of school disadaption and the process of transition to the state of adaptation with the help of specially created pedagogical conditions.

Key words: adaptation/disadaption of social, psychological, school, study; children of the risk group of school disadaption, pedagogical conditions of overcoming the school disadaption of the schoolchildren.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

План 1. Сущность понятия «школьная дезадаптация» , предпосылки ее возникновения. 2. Факторы и причины дезадаптации обучающихся. 3. Дети группы риска. 3. Механизмы развития адаптационных нарушений. LOGO

1. Сущность понятия «школьная дезадаптация» , предпосылки ее возникновения. Дезадаптация – какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней Дезадаптация – в современной психолого-педагогической литературе рассматривается как нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, протекающее в рамках нормального развития ребенка, но связанное с отвыканием от привычных условий жизни и, собственно, привыканием к другим. (Александровская Э. М. , Беличева С. А. , Кумарина Г. Ф. , Лусканова Н. Г. и др.). www. themegallery. com Company Logo

Детская дезадаптация «Трудновоспитуемость» сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию педагогические просчеты воспитателей, родителей дефекты психического и социального развития ПРИЧИНЫ Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников

Дезадаптация 1 Социальная выражается в неадекватности поведения индивида общепринятым нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. www. themegallery. com 2 Школьная некоторая совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в отдельных случаях, невозможным (Беличева С. А.). Company Logo

Виды дезадаптации (в зависимости от природы характера и степени дезадаптации) Психог енная Выделяют психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т. д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (15 – 20% детей школьного возраста). www. themegallery. com Психосо циальная связана с половозрастными и индивидуальнопсихическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психологопедагогических коррекционных программ. Социальная проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок Company Logo

Виды дезадаптации (в зависимости от природы характера и степени дезадаптации) психогенная Выделяют психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т. д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (15 – 20% детей школьного возраста). www. themegallery. com Company Logo

Виды дезадаптации (в зависимости от природы характера и степени дезадаптации) Формы психосоциальной дезадаптации Устойчивые: акцентуации характера (крайние проявления нормы, за которыми начинаются психопатические проявления снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т. д.). www. themegallery. com Временные, неустойчивые: психофизические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка Company Logo

Виды дезадаптации (в зависимости от природы характера и степени дезадаптации) Социальная дезадаптация Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерны парциальные социальные нарушения и деформации. Основные деформации связаны со школьным педагогическим процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками). www. themegallery. com проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но в отличии от педагогически запущенных, профессионально не ориентированны, них не сформированы полезные у навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, формирование и социальное их развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и Company Logo т. д.).

Факторы, способные стать причиной 2. школьной неуспеваемости: v Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социальнопедагогическая запущенность. v Длительная и массивная психическая депривация (психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможности удовлетворения основных психических потребностей). v Соматическая ослабленность ребёнка (соматика – человеческое тело, общая физическая ослабленность). v Нарушение отдельных психофизических функций и познавательных процессов. v Нарушение формирования так называемых школьных навыков. (Дислексия – нарушение чтения, дисграфия – нарушение письма, дислалия – нарушение произношения звуков и их сочетания, дискалькулия – нарушение навыков счёта). v Двигательные нарушения. v Эмоциональные расстройства(4, 11). www. themegallery. com Company Logo

3. Дети «группы риска» – это дети, по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций, находятся в пограничной области между нормой и патологией. Это здоровые (не больные), в собственном смысле этого слова, дети. (Кумарина Г. Ф.) www. themegallery. com Company Logo

В силу физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности дети группы риска характеризуются: v дисгармоничным развитием; v пониженной обучаемостью и работоспособностью; v Они имеют худшее, чем сверстники, качество приспособляемости (адаптации); v склонны к патологическим реакциям на перегрузки; www. themegallery. com Company Logo

Индивидуально-психологические отличие детей группы риска (от обычных детей) v в темпах морфологического и функционального созревания организма v в физиологических особенностях (выносливость, работоспособность организма, состояние организма) v в нервно-психических характеристиках (повышенная тревожность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, склонность к негативизму, болезненная реакция на несправедливость www. themegallery. com Company Logo

В основе школьной дезадаптации детей «группы риска» лежат следующие причины: v нарушение экологического равновесия, v физические эмоциональные перегрузки, v низкая культура семейного воспитания и кризис совершенной семьи, v несовершенство дошкольного воспитания, v недостатки медицинского обслуживания. www. themegallery. com Company Logo

Страница 1

Понятие школьной дезадаптации.

Предпосылки школьной дезадаптации.

Ситуационные, средовые и педагогические факторы школьной дезадаптации, их характеристика с учетом возрастных этапов развития личности. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Типичные варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей.

Дети группы риска школьной дезадаптации в соответствии с основными видами нарушений, отношений, деятельности и здоровья детей в условиях школьного обучения. Педагогический, психологический, физиологический уровни школьной дезадаптации.

Педагогические критерии оценки характера школьной адаптации и дезадаптации.дезадаптацией.

Основные понятия: адаптация, аффект, дезадаптация. Дети группы риска, факторы школьной дезадаптации.

Ведущие идеи:

Адаптивность зависит от физического, психологического, нравственного здоровья человека.

С целью определения оптимального для ребенка школьного режима, формы обучения, учебной нагрузки педагогу надо знать, учитывать и грамотно оценивать адаптационные возможности ребёнка на этапе его поступления в школу.

Адаптация (лат.abapto-приспособляю). Адаптивность, способность к приспособлению у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни качеств индивида. В целом отмечается зависимость адаптивности от физического, психологического, нравственного здоровья человека.

К сожалению, показатели здоровья детей в последние десятилетия снижаются. Предпосылками этого явления являются:

1) нарушение экологического равновесия в окружающей среде.

2) ослабление репродуктивного здоровья девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщин,

3) рост алкоголизма, наркомании,

4) низкая культура семейного воспитания,

5) незащищенность отдельных групп населения (безработица, беженцы),

6) недостатки в медицинском обслуживании,

7) несовершенство системы дошкольного воспитания.

Чешские ученые И.Лангмейер и З. Матейчек выделяют следующие виды психической депривации:

двигательная депривация (хроническая гиподинамия приводит к эмоциональной вялости);

сенсорная депривация (недостаточность или однообразие сенсорных раздражителей);

эмоциональная (материнская депривация) - её испытывают дети-сироты, нежеланные дети, брошенные.

Наибольшую значимость воспитательная среда имеет в раннем дошкольном детстве.

Поступление ребенка в школу является моментом его социализации.

С целью определения оптимального для ребенка дошкольного возраста, режима, формы обучения, учебной нагрузки надо знать, учитывать и грамотно оценивать адаптационные возможности ребенка на этапе его поступления в школу.

Показателями низкого уровня адаптационных возможностей ребенка могут быть:

отклонения в психосоматическом развитии и здоровье;

недостаточный уровень социальный и психолого-педагогической готовности к школе;

несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.

Уточним конкретно по каждому показателю.

за последние 20 лет более чем в четыре раза увеличилось число детей с хронической патологией. Большинство плохоуспевающих детей имеют соматические и психические расстройства, у них повышенная утомляемость, сниженная работоспособность;

признаки недостаточной социальной и психолого-педагогической готовности к школе:

а) нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации,

б) недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться, адекватно вести себя,

в) низкая познавательная активность,

г) ограниченный кругозор,

д) низкий уровень развития речи.

3) показатели несформированности психофизиологических и психических предпосылок учебной деятельности:

а) несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности,

б) недоразвитие произвольного внимания,

в) недостаточность развития мелкой моторики руки,

г) несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука – глаз»,

д) низкий уровень развития фонематического слуха.

Дети группы риска

Индивидуальные различия между детьми, обусловленные разной степенью развития значимых для адаптации сторон их индивидуальности, разным состоянием здоровья, появляются уже с первых дней прибывания в школе.

1 группа детей – вхождение в школьную жизнь происходит естественно и безболезненно. Быстро адаптируются к школьному режиму. Процесс учения идет на фоне положительных эмоции. Высокий уровень социальных качеств; высокий уровень развития познавательной деятельности.

2 группа детей – характер адаптации вполне удовлетворительный. Могут возникнуть отдельные затруднения в любой из сфер новой для них школьной жизни; со временем проблемы сглаживаются. Хорошая подготовка к школе, высокое чувство ответственности: быстро включаться в учебную деятельность, успешно усваивают учебный материал.

Подробно о педагогике:


Разделы рабочей программы дисциплины «Языки и системы программирования» № раздела Разделы дисциплины Количество часов Всего Лекционных ПЗ или ЛР 1 Введение 2 2 - 2 Основные понятия программирования 10 8 2 3 Средства и системы программирования 22 22 - 4 Структуры данных, понятие структуры, методы их...

Природа, сущность, история игры
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, котор...

Событие на уроке русского языка
В начальной шко­ле одним из событий на уроке может быть сочинение - упражнение в письменной речи, выполняемое совершенно самостоя­тельно. Оно должно быть коротким (2–3–5 предложений). От ребенка этого возраста мы вправе ожидать лишь искренний, эмоциональный отклик. Но, чтобы получить от учащихся эт...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари