Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Роспись по керамике: теория и практика. Особенности техники росписи тарелок, роспись керамической посуды

В продаже представлен большой выбор красок для росписи стекла и керамики от ряда известных изготовителей. С их помощью можно отражать всю красоту настоящего витража. Краски для росписи керамики идеально подойдут для декорирования гладкой поверхности. Они производятся на водной или алкидной основе. Краски по стеклу и керамике на алкидной основе рекомендуются для работы на плоской поверхности, используются в декоративных целях. После того как нанесенная краска полностью просохнет, она не смывается с изделия водой, не боится воздействия моющих средств.

Краски для стекла и керамики на водной основе используют для украшения посуды, а также многих других изделий любой формы. Керамические изделия, расписанные этими материалами, после обжига можно мыть в воде, сохраняя изображение.

Краски по керамике изготавливают методом смешивания бесцветной глазури, глины и флюсов с пигментами природного или искусственного происхождения.

По способу нанесения ЛКМ разделяют на подглазурные и надглазурные. В первом случае состав наносится перед обжигом, потому оказывается под глазурью, а во втором – на изделия, которые уже подверглись обжигу. Для того чтобы произошло сцепление краски с поверхностью керамики, в материал добавляют такие связующие вещества, как глицерин, сахар и другие составляющие. В качестве элементов для окрашивания керамических поверхностей используют соли различных металлов.

Краски для стекла и керамики состоят из флюса, представляющего собой силикатное стекло, которое легко плавится, с примесью оксидов металлов. Чаще всего мастера художественной росписи после обжига делают роспись изделия масляными составами, гуашью, темперой, акварелью, после чего покрывают изделия лаком.

Краски для керамики и фарфора должны быть качественными и безопасными для пользователя. Особенно это касается материалов, наносимых на поверхность посуды своими руками. Кисти для них желательно подбирать отличного качества, достаточно дорогие. Для рельефной росписи нужно использовать специальную глиняную пасту. Самый простой и доступный способ окрашивания – с помощью аэрозолей.

Подготовка стекла и пластика к окрашиванию одинакова. Сначала поверхность обезжиривают с помощью простого моющего средства, спирта или уайт-спирита. Далее наносится грунт. Декупаж можно производить с помощью салфетки.

Тонкости применения

Красящие вещества для росписи стекла и керамики делятся на краски, контуры, маркеры и плавящие гранулы. Кроме того, краски для стекла и керамики подразделяют на два вида в зависимости от цели росписи.

ЛКМ может наноситься без обжига или с обжигом. От того, какой из этих способов используется, зависит красота росписи.

Профессиональные художники используют в ходе росписи керамики сложные красители, которые могут принадлежать к глазури или эмали. Роспись такой керамической посуды, как чайники, чашки, тарелки, может выполняться как на производстве, так и дома. Наборы для нанесения рисунка на посуду самостоятельно продаются уже с готовым предметом, рисовать по которому смогут даже дети.

В ходе раскрашивания используют следующие пигменты, не требующие запекания:

  • Акриловые краски применяют чаще всего. Они доступные, недорогие. Данный вид, когда полностью высыхает, обязательно закрепляется герметиком.
  • Состав, изготовленный на основе растворителей, не требуют обжига при высокой температуре, но сохнет целые сутки.
  • Фломастеры, ручки, маркеры позволяют создавать тонкие линии, наводить контуры.

Есть еще и порошковые пигменты, которые отлично подходят для фарфоровой посуды. Но после нанесения такой краски изделие необходимо просушить, затем запекать полчаса при температуре 350 градусов.

Расписанная вручную посуда станет отличным подарком, особенно если нанести на её поверхность дарственную надпись.

На видео: применение акриловых красок для стекла и керамики.

Основные виды красок

Для рисования на стекольной поверхности или керамике используют следующие ЛКМ:

  • Эмаль. После нанесения она образует глянцевую поверхность. Эта устойчивая краска не содержит в своем составе свинец, поэтому пригодна для нанесения на посуду, используемую на кухне.
  • Краска на основе воды. Она позволяет легко регулировать прозрачность. После нанесения изделия запекаются в печи с постепенным повышением температуры, просушиваются на свежем воздухе.
  • Профессиональная краска-глазурь. Затвердевает при высокой температуре, после чего изделие приобретает глянцевую поверхность.
  • Обычная краска по стеклу. Может использоваться для росписи и керамики, и фарфора.
  • Краски для стекла Vitrail Colours. Их используют многие профессионалы.

Если расписывать готовую посуду без рисунка на ней, то по стоимости получится более выгодно, чем приобретать ее уже с готовым рисунком. Поэтому лучше рисовать на изделиях из стекла и керамики самостоятельно. Рисование акрилом отлично подходит для керамической поверхности.

Контур по стеклу и керамическим изделиям представляет собой тюбик с акриловой краской и острым наконечником. Акриловые рельефные составы- контур применяются для нанесения контура рисунка, штрихов и надписей.

Что понадобится для росписи по стеклу

Живопись на стекле смотрится просто великолепно. Используя витражную технику и рельефный контур, образующий барьер, не позволяющий растекаться составу, удается создавать настоящие произведения искусства, отражая всю прелесть витража.

Для такой росписи понадобится:

  • Стеклянная заготовка.

  • Нужные краски.

  • Контур для стекла и керамики из не обожженной серии.

  • Синтетическая кисть.

  • Эскиз работы в виде карандашного наброска.

Необходимо получить оттенок краски нужного тона. Традиционно для росписи применяются витражные лаковые краски. Однако все составы подразделяют на следующие виды:

  • Водные.

  • Спиртовые.

  • Лаковые.

Такие краски ложатся на любую поверхность. Если нет возможности обжигать изделие после нанесения ЛКМ, его покрывают лаком. Также в продаже есть лак со спецэффектами. Им также покрываются стеклянные поверхности.

Красящие материалы для фаянса и фарфоровых изделий, имеющих гладкую и скользкую поверхность, нужно не только правильно подобрать, но и грамотно нанести. Когда мы рисуем на керамических изделиях, то используем различные техники нанесения, используя подручные средства. Обжиг фарфоровой посуды представляет сложный технологический процесс, требующий высоких температур.

Чтобы нанести сложный рисунок на изделие, потребуется несколько этапов росписи. Кроме того, готовые изделия из фарфора должны получиться водостойкие, чтобы рисунок на них не смывался ни водой, ни моющими средствами. Роспись по глазури позволяет сделать фаянс по окраске ближе к фарфору, после чего он становится гораздо ярче.

ЛКМ для керамики в большом ассортименте представлены в каталоге интернет-магазина товаров для художественного творчества. Как правило, такие красящие материалы для стекла и керамики сразу готовы к употреблению. Рисунки, наносимые этими составами, сохраняются надолго.

С помощью красок можно нанести рисунок на любые стеклянные и керамические предметы, придав им особую красоту и изысканность. Из бесцветных предметов с помощью красок и кисти легко создать замечательные украшения.



Идеи для росписи (28 фото)























Роспись тарелок является одним из древнейших искусств, которое пользуется огромным успехом и в современном обществе. Во времена наших предков расписные тарелки были основным компонентом декора жилых помещений. Ими украшали полки , вешали на стены. Многие из нас могут помнить такие изделия в домах любимых бабушек. Они очень любили ставить расписную посуду в буфетах и кухонных шкафах.

Подобные декоративные изделия можно встретить и сегодня. При этом можно купить уже готовую расписную посуду, а можно выполнить роспись тарелки своими руками.

Роспись посуды своими руками нельзя назвать лёгким занятием. Недостаточно пройти пару интернет-уроков, чтобы научиться качественно декорировать тарелки.

Для этого необходимо обучаться на специальных курсах, которые могут длиться довольно продолжительное время. Но, стоит отметить тот факт, что познать искусство росписи под силу любому человеку.

В этом деле необходимо учитывать все тонкости, которые подробно описываются при прохождении мастер-классов. Техника росписи напрямую зависит от правильного подбора материалов и инструментов для работы. Декорировать можно посуду из дерева , фарфора, стекла и керамики. Основным условием является полное отсутствие каких-либо первоначальных рисунков.

Инструменты для создания узоров:

  1. Краски. Они могут быть на водной основе, акриловые или силикатные. Самыми популярными являются акриловые краски, так как работа с ними довольно простая и справиться с ней способен даже ребёнок.
  2. Фломастеры. В наше время рынок предоставляет огромнейший выбор специальных водостойких фломастеров, работа с которыми доставит истинное удовольствие .
  3. Кисточки. В большинстве случаев для росписи посуды требуется несколько видов кистей. Их толщина зависит от рисунка, но в узорах часто присутствуют как тончайшие детали, так и довольно объёмные.
  4. Жидкость для удаления краски. Она крайне необходима новичкам, так как на этапе обучения не все сразу будет получаться.

Галерея: роспись тарелок (25 фото)


















Виды росписи

Существует несколько основных техник нанесения узора, которыми пользуются мастера уже на протяжении многих лет:

Последовательность действий при росписи

Независимо от того к какой степени сложности относится рисунок, существует определённый алгоритм нанесения изображений:

Роспись керамических тарелок

Керамика является самым распространённым материалом для нанесения изображений. Но чтобы расписывать керамическую посуду необходимы навыки, так как работа с керамикой является довольно непростой. Как правило, рисование на данном материале требует прохождения длительного обучения, во время которого специалисты дают мастер-классы с подробным описанием процедуры .

Для работы с керамическими изделиями подойдут любые краски, стойкие к горячей и холодной воде, но наиболее идеальной является эмаль. Именно она хорошо ложиться на глину и позволяет изделию довольно долго сохранять привлекательность. Также керамику часто расписывают при помощи акриловых красок. Они идеально подходят для новичков.

Для начала поверхность керамического изделия подготавливается как описано выше, и после этого можно смело приступать к работе. Наносить рисунки можно при помощи трафаретов или тонких кистей. Кроме этого, используют специальные маркеры для рисования по керамике. Узоры могут быть какие угодно, всё зависит от фантазии мастера. Новичкам чаще всего советуют использовать шаблоны, но впоследствии при повышении уровня профессионального мастерства, можно будет рисовать непосредственно на поверхности посуды без применения трафаретов и заготовок.

Как расписать тарелку акрилом

Благодаря акриловым краскам можно дать новую жизнь белым фарфоровым блюдцам и тарелкам. Особенно красиво будет смотреться на белом фоне голубая краска. Но она не является исключением. Довольно неплохо смотрятся яркие, насыщенные тона, объединённые в объёмные рисунки. Голубой цвет преобладает в гжельской росписи . В качестве узоров могут быть предложены волны, цветы, геометрические фигуры или абстрактные рисунки.

Самой распространённой является роспись под Гжель. Для её выполнения используют специальные трафареты. Благодаря такой технике любое невзрачное блюдце станет настоящим украшением вашего интерьера. Существует огромный выбор трафаретов Гжель с изображениями птиц и цветов.

Для работы вам понадобятся:

  • белая посуда из керамики или фарфора;
  • простой карандаш;
  • трафарет с нужным рисунком;
  • ацетон;
  • акриловая краска синего и голубого цветов;
  • кисточки разной толщины.

Посуду обезжириваем и при помощи простого карандаша наносим рисунок по трафарету. Далее, мазками начинаем закрашивать контуры рисунка, предварительно потренировавшись на листе бумаги. Необходимо сочетать голубые и синие тона для получения контрастного изображения. Ошибки аккуратно подтирать при помощи ацетона, стараясь не затрагивать удачные участки. В первое время новички используют шаблоны с нужной цветовой гаммой.

К искусству росписи смело можно приобщать детей. Ребёнок может не обладать художественным талантом, но для рисования на посуде это не становится помехой. С самого раннего возраста дети могут наносить простые изображения при помощи пальчиков , подушечки которых макают в краску. Это могут быть точки, линии или простые мазки. Зачастую малышам очень нравится подобное занятие, и многие из них в дальнейшем увлекаются художественной росписью более серьёзно.

Помимо пальчиковой техники, существует также роспись при помощи специальных штампов . В магазинах детского творчества можно приобрести наборы с большим разнообразием изображений. Это могут быть зверушки, цветы, геометрические фигуры и многое другое. Для нанесения штампов требуется керамическая или фарфоровая посуда, акриловые краски и кисточки. Дети постарше могут комбинировать штамповку и нанесение рисунка при помощи кисточек.

Примером такой росписи может быть следующий рисунок:

  • на ободок тарелки наносятся произвольные изображения (точки, волны, мазки и т. д.);
  • в центре ставят штамп с изображением крупного цветка, а от него в разные стороны штампуют более мелкие цветочки или листики;
  • поверхность тарелки можно предварительно закрасить, создавая фон, но в этом случае придётся подождать сутки, чтобы краска полностью подсохла.

Более подробно о разновидностях штамповки можно узнать из видео мастер-классов, а также в детских художественных школах.

В наше время художественная роспись керамики доступна каждому. В свободном доступе, по демократичным ценам, можно приобрести акриловые краски по стеклу и керамике. Керамические изделия- это в основном посуда и плитка. Если керамическую посуду без рисунков найти довольно трудно, то однотонная керамическая плитка — самый дешевый материал. Если вы делаете ремонт, то самостоятельно декорированная плитка, будет смотреться потрясающе. Конечно трудно и дорого покрывать рисунками каждую плитку, поэтому рисунок лучше делать на 1 из 9 или даже 1 из 24 плиток. В зависимости от общего дизайнерского решения.

Безусловно у каждого художника однажды возникает вопрос: «Что рисовать?». А когда дело касается ремонта или подарка близкому человеку — этот вопрос вдвойне актуален. Нужно учитывать множество вариантов. Эти варианты предоставлены в нашей статье.

Для тех, кто совсем не умеет рисовать, но очень хочет — трафареты для росписи керамики. Просто выберите нужный трафарет — кликните на него и распечатайте. Положите его на копирку, а копирку на плитку. Карандашом повторите рисунок на трафарете — он отобразится на плитке. Останется обвести контуром и разрисовать.

Все трафареты разделены на несколько групп:

  • Бордюры — повторяющийся рисунок, который используют на всю длину или высоту стены.
  • Заполняемый рисунок — рисунок ложится на весь кафель, у него есть четкие границы. Если вы рисуете на на кафеле, то границы обозначаются самостоятельно.
  • Простой рисунок — разные рисунки, ничем особенным не отличающиеся.

ТРАФАРЕТЫ ПРОСТЫХ РИСУНКОВ:

Голубь — очень простой трафарет. Его также можно использовать как бордюр.

Бабочки хороши тем, что 2 человека используя 1 трафарет не нарисуют их одинаково.

Симпатяга ананас, так и просится украсить вашу кухню.

Миниатюра — «Дерево на фоне заката».

Легкая композиция с весенними цветами. Вы можете перенести на керамику всю композицию или выбрать 1 ее элемент.

ТРАФАРЕТЫ ЗАПОЛНЯЕМЫХ РИСУНКОВ:

Такие рисунки в основном выполнены в технике витраж.

Придайте этим эскизам цвета и они заиграют.

Мастер-класс: роспись по керамике — это небольшой урок для тех, кто хочет открывать для себя и своего творчества новые горизонты и свежие мысли.

Для незнающего человека, роспись по керамике — это дело для профессиональных художников, в сложных техниках. От части это так, но только отчасти, ведь каждый профессионал, когда-то учился этому ремеслу. И никто не запретит нам с вами попробовать научиться росписи по керамике самостоятельно. Для начала, давайте разберемся чем можно расписывать керамику.

Дети больше всего любят фломастеры и маркеры, для них и не только созданы фломастеры по керамике. Для того чтобы использовать такой фломастер, краску внутри него необходимо взболтать и вызвать её приток к жалу фломастера, двойным нажатием. Как и нарисованный обычными красками, рисунок сделанный фломастерами нуждается в сушке и обжиге. Подробнее можно узнать в инструкции к фломастерам.

Глазурь — дополнительное покрытие, как правило наносится сверху, на расписанный предмет для предохранения изделия от пыли.

Самое широко распространенное средство для росписи керамики — это акриловые краски. Они бывают глянцевые и полупрозрачные, а также в специальных тюбиках с острым носиком. Краска вытекающая из таких тюбиков ложится тоненькой полоской и, как правило, используется как контур рисунка. После росписи акриловыми красками предмет не нужно обжигать.

На этом закончим наш небольшой экскурс и перейдем к мастер-классу. Нам понадобится:

  • керамический предмет для росписи (кружка, тарелка, ваз и т.д.)
  • Акриловые краски
  • 2-3 кисти разной толщины

Покрасочная работа с любым стеклянным или керамическим изделием всегда должна начинаться с обезжиривания поверхности. Протрите поверхность предмета спиртом, или средством для мытья стекол. Если ваше керамическое изделие не белого цвета, лучше нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать белую краску. Если изделие не прогрунтовать, есть риск, что его изначальный цвет, или рисунок будет проступать через краску. Никогда не начинайте расписывать предмет без предварительного эскиза. Отработайте все мазки, и рисунок в целом, на бумаге, с обычными красками.

Когда рисунок определен, можно приступать к росписи изделия. Старайтесь переходить от светлых цветов к темным, от крупных, широких мазков, к мелким.

Когда рисунок нанесен, можно поэкспериментировать с контурами, для большего эффекта.

Это не так уж сложно. Стоит только захотеть и не пугаться трудностей, а также следовать полезным советам и поэтапно пополнять свои знания и умения.

Глиняные предметы домашнего обихода обычно не принято покрывать росписью. Нечасто роспись по керамике делается даже там, где сосредоточены гончарные ремесла и масса поделок из обливной и не обливной глины. Мы подразумеваем художественную роспись в широком смысле слова, игнорируя ежечасно встречающееся кустарно-дилетантское "малевание".

Важная причина редкого расписывания глиняных сосудов - значительная сложность данной работы. Для нее необходимы особые краски и обжигание в муфельных печах. Вдобавок, нужны специальные знания относительно номенклатуры красочных оттенков, поскольку большинство красочных материалов после обжига изменяют цвета, роспись по керамике более простыми красками без обжигания совсем не применяли.

Существует множество разновидностей общеупотребительных глиняных и керамических предметов, которые абсолютно необходимо выпускать полезными и приятными для глаза, чтобы они вместе с пользой служили украшением дома, если его обитатели любят все изящное, но не имеет возможности на подлинную красоту тратиться. Еще более важно дать возможность приобрести вещь, сделанную со вкусом, человеку, равнодушному к искусству.

Изучение многообразия форм сосудов не входит в нашу задачу, однако обращаем внимание мастеров, имеющих отношение к гончарному производству, что формы изделий нелишне улучшать и делать по возможности разнообразнее. Если разнообразие затруднительно, то изменить форму совершенно несложно, ибо красота не требует вычурности формы. Мы знаем по образцам древности, что действительно красивые вещи издревле просты по форме. Разве способны простые формы представлять трудность для выполнения? Нет, а насколько они благообразнее наших крынок, кувшинов и кружек, изготовленных из аналогичной керамики.

Теперь коснемся распространенных ходовых и дешевых изделий из глины, с которыми чаще всего сталкиваются женщины и дети: цветочные горшки, чашки для теста, кувшины для воды, солонки, блюда, тарелки. Невозможно подвергнуть сомнению факт, что улучшенная форма и качественная декоративность этих вещей разовьет вкус женщин и приучит детей с раннего возраста понимать красоту линий и красок. Отсюда напрашивается идея, что при соответствующей организации и инициативе роспись керамической посуды была бы полезным и удивительно занятным делом. Но при условии, что руководство художественной мастерской будут вести действительно художники и люди, понимающие как надо развивать вкус масс, как постепенно разрабатывать этот серьезный вопрос, всесторонне продумывая каждую выпускаемую на рынок работу.

Выраженные выше мысли не поддерживаются стремлением обратить интерес гончарного ремесла исключительно на древние образцы. Наоборот, среди кустарных гончарных изделий нередко наблюдаются очень симпатичные и скромные по форме глиняные изделия. Но не о них речь - разговор всецело относятся к тому грубому рыночному искажению всякого творчества, которыми заполнены магазины. Низкосортная дешевая продукция - достояние широкого круга потребителей - явно вредит развитию вкуса и восприятию красоты.

Краски для росписи керамики и глины

Пригодны любые разновидности красок, которые не боятся холодной и горячей воды: масляные, цветное серебро, разноцветные лаки, рельефные пасты, присыпки.

Какие краски для росписи керамики и глины особенно хороши?

Безусловно, эмалевые. Эмали прекрасно ложатся на глину, наиболее прочны на обливной глине, имеют привлекательный мягкий отблеск. Тона их нежны, свежи, разнообразны. Масляные краски идут следующим номером по красоте и прочности, но масло грубее. Масляной краской немыслимо достигнуть оригинального вида "эмалевых изделий", особенно если роспись тонка и рисунок интересен. Третье место занимает цветное серебро, нарядное и своеобразное, правда уступающее прочностью первым двум.

Для росписи по керамике почти всегда требуется закраска фона. Верно подобранный фон оттеняет и увеличивает красоту почти каждого рисунка, главное же, скрывает дешевизну материала, иногда неровного и плохо облитого. Для эмалевых красок годятся фоны: черный, белый, желтый, терракотовый, глубоко-синий. Эти тона предпочтительны для рисования силуэтов, цветов, орнамента.

Цветные лаки вследствие природной прозрачности нуждаются в идеальном фоновом окружении. Для цветных лаков интересна блестящая фоновая подкладка (золотая, серебряная). Под роспись лаками фон предпочтительнее покрывать эмалевой краской, масляной или оставлять натуральным. Однако прочностью лаки уступают эмали и маслу.

Рельефные пасты прочностью и красотой тонов в росписи по керамике стоят наряду с эмалевыми и даже выше, но рельефными пастами работается менее быстро. Сохнут рельефные краски гораздо медленнее, чем эмалевые, не говоря уже о стоимости их. Рельефными пастами и присыпками легко производить имитацию всевозможных древностей, старинной утвари. Имитация делается таким образом: золотая или серебряная подложка обсыпается в некоторых местах белыми бриллиантами, затем расписывается разноцветными лаками под драгоценные камни.

Из рельефной пасты нетрудно получить типичную старинную оправу самоцветных каменьев, примяв выпуклую нить пасты вокруг кабошонов, чтобы придать им соответствующую форму старинной оправы.

Какие рисунки наиболее красивы на сосудах?

Рисунки могут быть самые разнообразные, начиная от элементарных орнаментов, цветов или фруктов, заканчивая сложными ландшафтами или жанрами (картины с участием фигур людей). Начинающим легче брать для росписи по керамике незатейливые рисунки: легкий орнамент, ягодки, цветы, водяные растения. Отлично подойдет очень легкий для исполнения рисунок: горизонтальные волнистые линии, изображающие водную гладь, несколько тростинок камыша, две три водяные лилии. На белом фоне сосудов примечательны и очень бесхитростны рисунки зимы: для изображения снега белый фон кое-где чуть закрашивается светло-серым цветом.

Очень эстетично смотрятся античные силуэты на терракотовом, черном, желтом фоне и даже на естественном цвете материала. Силуэты решаются использованием масляных, эмалевых, рельефных красок, причем рельефными пастами работается только кистью. Цветным серебром расписывать силуэты нельзя - получится мишурно и грубо. Интересны на сосудах китайский и японский стили, но оба требуют большой тонкости в работе и советуются только достаточно опытным художникам.

Неподражаемо красиво и богато получаются работы, если фон покрыть мельчайшей золотой сеткой под клюазонэ (кусочки эмали заключаются в тонкие плоские, медные ободки, аналогично контурам рисунка). Техника клюазонэ очень трудная, медленная, дорогая. Золотые нити технологии клюазонэ делать кистью практически невозможно настолько они должны быть тонки и ровны. Сеточку реально создать вручную лишь хорошим тюбиком, стараясь вести объемную линию рельефной пасты по возможности более плоско, для чего тюбик следует держать отвесно к линии, которую он ведет. Для работы клюазонэ преимущественно подходит белый, черный или синий фоны, лучше оттеняющие золото. Помимо металлизированных покрытий для старинных дорогих сосудов можно делать фоновые подкладки из одних присыпок, например, перламутровой.

Со стальными оттенками удачно сочетаются тона: синие, малиновые, голубые, сиреневые, оранжевые. С золотым и серебряным оттенками, употребляемыми не для имитаций, а для обыкновенных сосудов, рекомендуется работать крайне осторожно, чтобы не попасть в мишурность и сусальность.

Тэг: Художественная роспись (по дереву, металу, керамике)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари