Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Родословная города. Кадом

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

кадом - [کدام] ҷонишини саволӣ чӣ?, кӣ?, чӣ гуна?, чӣ хел?; барои пурсиш дар мавриди интихоби байни ду ё чанд чиз, шахс ё макон ба кор меравад. кадом вақт а) кай?, чӣ вақт? б) боре, рӯзе; кадом рӯзе, ки ҳар рӯзе, ки; ҳар гоҳ, ки; аз кадом… шахс ё ҷои… …

кадомӣ - [کدامي] ниг. кадом; кадом як … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Кадом - Кадом, посёлок городского типа в Рязанской области, центр Кадомского района, в 245 км к востоку от Рязани. Расположен на р. Мокша (приток Оки), пристань, в 61 км к северо востоку от железнодорожной станции Сасово. Население 7,1 тыс.… … Словарь "География России"

Посёлок городского типа, центр Кадомского района Рязанской области РСФСР. Пристань на правом берегу р. Мокша (приток Оки), в 61 км к С. В. от ж. д. станции Сасово (на линии Рязань Рузаевка). Деревообрабатывающий комбинат, крахмальный и… … Большая советская энциклопедия

Заштатный город Тамбовской туб., Темниковского у., при р. Мокше. Один из древнейших городов Мещерской обл., купленный вел. кн. Дмитрием Донским в 1381 г. у князя Александра Увковича. В смутное время был занят поляками, но в 1609 г. воевода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поселок городского типа в Рязанской обл. Расположен на р. Мокше (приток Оки). Население 7,1 тыс. чел. Впервые упоминается в 1209, в 1381 как город. С 1779 уездный город Тамбовского наместничества, в 1778 оставлен за штатом. Архитектурные… … Русская история

Кадом 1 - 391671, Рязанской, Кадомского …

Кадом РУПС - 391670, Рязанской, р.ц.Кадомского … Населённые пункты и индексы России

Кадом РУПС, Рязанской, р.ц.Кадомского … Населённые пункты и индексы России

Книги

  • Московский Журнал. История государства Российского №3 (303) 2016 , Отсутствует. «Московский Журнал. История государства Российского» – ежемесячный литературно-художественный историко-краеведческий журнал. Издается с 1991 года. На страницах издания печатаются статьи о…

Отец Афанасий: сила Бога правит миром

Люди в большинстве своём веруют в Бога. Ведь сам Господь сотворил нас такими, вложив в сердца наши стремление поклоняться Ему, Всемогущему Творцу всего движимого и недвижимого.

Для помощи нам, запутавшимся в жизненных дебрях, и трудятся такие иноки, как архимандрит Афанасий (Культинов), духовник Милостиво-Богородицкого женского монастыря в г.Кадоме Рязанской области.

К нему едут со всех концов России, чтобы получить его верный совет, чтобы послушать его тихие искренние рассуждения о православной вере, о духовных целях каждого, кто пришёл в этот мир.

Отец Афанасий умеет подобрать такие ёмкие и точные слова, что ему веришь безоговорочно.
Это и неудивительно: мудрый старец за свои более чем 70 лет жизни повидал многое, и тяжёлые испытания сделали его душу здравомысленной, прозорливой и сострадательной.

На пути в монашество его наставниками были настоящие подвижники веры ХХ столетия - о.Иоанн Крестьянкин и архимандрит о.Алипий; его рукоположение в священство почтили своим присутствием будущий Святейший патриарх Кирилл и архимандрит Авель (Македонов).

В своих воспоминаниях о.Афанасий особенно выделяет ту роль, которую сыграли в его судьбе служители Никольского храма в Касимове о.Василий Романов, о.Владимир Правдолюбов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Именно они и начали его воспитывать, что привело впоследствии к твёрдому решению мирского человека Анатолия Культинова отбросить в сторону все достижения - достойную профессию (2-й помощник капитана на судне), репутацию хорошего работника - и пойти на церковное служение, чтобы стать в дальнейшем широко известным о.Афанасием.

Огромное волнение вызывают в каждом верующем воспоминания о.Афанасия о проповедях архимандрита Иоанна, умевшего Словом Божьим вознести разум и сердце слушателя на небеса, умевшего поднять и возвысить человека над греховной юдолью нашей.

Имея таких великих учителей, подвижник Божий будущий отец Афанасий и сам становился великим, готовясь к ежедневному подвигу молитвы к Богу и любви к ближнему своему.

Отец Афанасий готов выслушать любого человека, понимая, как нелегко живётся нам в этом нечестивом мире, и его непоколебимое упование на помощь Бога укрепляет паству в истинной вере в Жизнедателя, с которым пребудем вечно. Старец Афанасий сам страдает болезнью ног, но смиренно терпит физические мучения и учит смирению нас, многогрешных. Он молится за нас, и благодарные люди рассказывают, как молитвы о.Афанасия исцеляли их, облегчая недуги телесные и душевные.

Паломники, посещающие святую обитель в Кадоме - Свято-Милостиво Богородицкий монастырь, - восторженно говорят о том особом состоянии души, которое возникает во время бесед с о.Афанасием.

Каждого человека, словно нежным облаком, окутывает сострадательная любовь старца ко всем людям, его горячее желание облегчить тяжкую жизненную ношу людскую. Отец Афанасий воспринимает горе обращающихся к нему как своё собственное горе, молясь за них Богу денно и нощно.

Не упустите возможность увидеть воочию человека, избравшего для себя трудную дорогу и целеустремлённо идущего по ней к Вечности.
Обращайтесь к нам - и мы поможем вам посетить Кадомский Свято-Милостиво Богородицкий монастырь в удобное для вас время.

Запись в поездку к старцу Афанасию (Кадом)

Матушка-Россия богата удивительными местами, посещая которые, сразу ощущаешь Родину, или, если можно так сказать, начинаешь слышать зов предков. Состояние такое, как будто бы возвращаешься сюда после долгого утомительного странствия, а здесь, в этих малых провинциальных городах, все будто бы замерло, и жизнь течет, как прежде, тихо, спокойно и умиротворенно. Одним из таких уникальных мест стал городок Кадом (Рязанская область), расположенный в живописных местах реки Мокши. Совсем недавно он отметил свой 800-летний юбилей.

История города Кадома

Впервые поселок Кадом упоминается в 1209 году в Правда, основан он гораздо раньше. Надо отметить, что река Мокша - это достаточно крупный поэтому очень важным торговым узлом и оборонительным пунктом в начале XIII века стал именно поселок Кадом. Рязанская область тогда называлась Рязанским княжеством.

Происхождение названия города доподлинно неизвестно, версий много. Одна из них гласит, что слово это имеет арабские корни «ходим» или «кодим», которое переводится как «стража». В Средние века этот поселок значился восточным фортпостом, завоеванным славянами.

Здесь же находились оборонительные сооружения для отражения набегов татар и ногайцев. Некоторых местных поселенцев, которые относились к военному сословию, называли казаками. Их потомки и по сей день живут в Кадоме. Один из таких - священник Милостиво-Богородицкого монастыря отец Михаил, который способствует возрождению казачества в кадетской школе, где наряду с другими общеобразовательными и светскими дисциплинами изучается закон Божий и военная подготовка.

Холмы, на которых стоит городок, имеют свою таинственную и в то же время величественную историю. Вот на одном холме еще недавно стояла церковь Преображения Господня, поэтому он получил идентичное название в честь храма - Преображенский.

А в середине XIII века вся Кадомская местность находилась под монголо-татарским игом. Существует мнение, что в те древние века православная и мусульманская религии здесь существовали довольно мирно. Даже были известны случаи, когда татары становились христианами. Древние письменные источники указывают на тот факт, что в первой половине XIV века принял веру во Христа татарский князь Ширинский Беклемиш. При крещении он получил имя Михаил, и в связи с этим событием на одном из ранее упоминаемых холмов он построил деревянную церковь в честь и там крестил своих воинов. В XVIII веке на этом же месте был сооружен белокаменный храм. Известно, что внук князя - Юрий Федорович - стал настоящим храбрым воином и был участником Куликовской битвы, воевал на стороне князя Димитрия Донского и мужественно пал в страшной сече.

Постепенно на кадомской земле укрепилось православие. В 1875 году священник Иван Кобяков записал слова о том, что Кадом - истинно православный город, все его жители набожны и усердны в молитве. Приезжающие в эти места паломники не обходят вниманием еще одно уникальное место - в лесах под дубом есть целебный источник, который называется Паника. По преданию прадедов, здесь была часовня в честь Иоанна Предтечи, куда приходили старцы-отшельники и служили всенощное бдение но ночам, а утром расходились для уединенной молитвы.

Создание монастырской обители

В 1997 в городке Кадоме начинает восстанавливаться женский Кадомский Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь. О его существовании было известно еще с 1793 года. Началось все с того, что несколько девиц из купеческих и мещанских семей решили стать монашками и жить по церковному уставу. Для этого они обратились в рязанский Богоявленский монастырь к игуменье Евгении, чтобы та нашла им мудрую наставницу. Через недолгое время игуменья прислала им дочь псаломщика - Горскую Екатерину, которая имела хороший духовный и монашеский опыт. Она смогла наладить в новообразованной общине иноческую жизнь по уставу Саровской обители, которую сразу же стали окормлять саровские старцы. Существует даже предание, что их монастырь однажды посетил сам преподобный Серафим.

Благодаря слаженному и умелому руководству и единомыслию среди инокинь, община начала постепенно развиваться. Сначала ей были пожертвованы земли и некоторые строения, затем началось настоящее строительство. В 1857 году был построен летний храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Милостивая», затем начали возводить второй храм и другие строения.

Разорение

25 ноября 1868 года община получила статус монастыря, при котором образовались церковная школа и приют для девочек-сирот. Перед революцией монастырь насчитывал 365 инокинь, но в 1917 году его разорили, поселенцы были разогнаны, имущество национализировано, а вся и иконы сожжены.

Только уже в наши дни по милости Божьей и трудами людей монастырь стал опять отстраиваться. Но самое важное заключалось в том, что на Кипре, в Киккском монастыре, вновь специально для кадомской обители была написана икона Божьей Матери «Милостивая». На рязанской земле это событие было встречено с огромной радостью и отмечено великим торжеством.

Кадом: монастырь, отец Афанасий

В возрождении монастыря участвовал духовник и настоятель обители архимандрит Афанасий, который вложил в него много своих сил и трудов. Это еще одна незаурядная личность, которыми всегда славился Кадом. Отец Афанасий (Культинов) - архимандрит и среброволосый монах, который смотрит на все с позитивом и всегда уповает на милость Господа и Божией Матери.

Афанасий (миру Анатолий) родился в 1937 году на Рязанщине, в деревне Большое Ляхово (р-н Ермишинский). Мать его целыми днями хлопотала по хозяйству. Самый близким храм от них находился в 8 км, в деревне Савватьме. Хоть храм семья почти не посещала из-за отсутствия возможности туда добраться, и даже никто не молился, но в душе веру сохраняли всегда.

В детстве мальчик получил наставления от матери - не вступать ни в какие пионерские или комсомольские организации. За это Толика не притесняли, наверное, потому, что это была глухая деревня, и здесь с этим делом не было так строго.

Сам старец признавался, что, как бы то ни было, но тогдашние люди все же нравственно были чище. А после Великой Отечественной войны горе затронуло практически каждую семью, люди скорбели и были сострадательны и к другим. В их деревне только в 1956-м провели электричество.

Дорога жизни старца Афанасия

Немало полезного можно почерпнуть для себя из воспоминаний мудрого старца, который много видел в своей жизни, у него есть чему поучиться. Он многим помогал справиться с теми или иными жизненными трудностями и проблемами.

Со временем пришло и старчество, которым стал славиться Кадом. Отец Афанасий - один из тех, к кому стремятся из разных уголков Росии за советом и утешением. Но об этом чуть позже.

Когда война закончилась, ему было 9 лет. В школах из-за отсутствия денег на тетради многие писали на газетах. На обувь средств также не хватало, поэтому из дерева вырезалось что-то наподобие колодок, которые привязывались на веревочках к старой изношенной обуви.

Время поистине было тяжелое и голодное, хлеба никто практически не видел. Женщины собирали щавель, пекли хлеб из картошки, желудей и лебеды. Однако батюшка отмечает парадокс, который заключался в том, что при всех этих страданиях люди особенно не болели. Вероятно, все дело было в экологии. Сейчас современные молодые люди намного слабее своих родителей и прародителей. Мама отца Афанасия Зоя прожила больше 90 лет с пороком сердца.

Приобщение к церкви

Когда сыну исполнилось 13 лет, она повела его в храм в Савватьму, потом тетка Мариамна стала приобщать Анатолия к церкви и познакомила его со старцем - отцом Иаковым, у которого был один глаз. Однажды советская власть сослала его в ссылку, но конвоиры, увидев немощного старца, отправили его домой. Будущий отец Афанасий впервые у него и исповедался, и причастился, но сказал батюшке, что пить водку и вино ни за что не будет. Старец удивился этим словам и добавил, что совершенным можно и водочки выпить, а несовершенным ее пить нельзя ни капли.

Немного раньше из-за тяги к познанию Бога Анатолий чуть не попал к назойливым баптистам. Однако Бог уберег его, и он начал ходить в православную Никольскую церковь. Сначала в этом храме служил отец Василий (Романов), потом отец Владимир (Праволюбов), а потом и известный прозорливец отец

Все они стали его Будучи еще в миру, он венчался и освоил профессию 2-го помощника капитана на корабле. Но потом оставил эту свою профессию, чтобы стать священником.

Монашество

Каждое его духовное чадо помнит, что говорил ему при встрече благочестивый священник. Вот теперь стоит еще отметить, кем был отец Афанасий. Кадом, отзывы о котором отмечают, что сейчас Афанасий служит в Милостиво-Богородицком стал настоящей православной Меккой Рязанской области.

Но сначала старцу пришлось послужить и на Святой Горе Афон, оттуда он привез Крест с мощевиками. Монашество он принял, уже когда ему было за 50 лет. Это случилось в келье святого подвижника Силуана Афонского.

В душах людей отец Афанасй оставляет очень светлый след, от него всегда можно услышать мудрые советы. Посетители сразу чувствуют ту доброту и Божью благодать, которая исходит от прозорливого старца.

Прозорливый старец

Батюшка очень умен и прозорлив, и попасть к нему достаточно просто. Он служит в монастыре почти каждый день и принимает исповеди. По окончании службы он всегда выносит Крест и прикладывает к телу и больным местам своих прихожан, потом он помазывает их маслицем и беседует. На службах народу обычно немного, так как совсем немноголюден Кадом. Отец Афанасий, однако, всегда во всеоружии, в любую минуту он готов выслушать того, кто к нему обратится. Он, как никто другой, понимает, как сегодня тяжело жить современному человеку в этом нечестивом мире, и что в первую очередь надо всегда уповать на помощь Господа.

Город Кадом: отец Афанасий (прозорливый). Как попасть к нему

Так кем был и является Отец Афанасий? Кадом, отзывы о котором выше всяких похвал среди посетителей, известен еще и тем, что паломники, посещающие Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь, говорят восторженно о том состоянии души, которое наступает после беседы с батюшкой Афанасием. Для всех страждущих прозорливый старец является настоящим духовным отцом.

Об этом благословенном состоянии говорит чуть ли не каждый посещающий Кадом. Отец Афанасий, добродушный и улыбчивый, словно ласковым облаком окутывает каждого человека. Его также отличает горячее желание облегчить людскую ношу. Он молится за всех Богу день и ночь.

Ни в коем случае нельзя упускать возможность приехать в Кадом, чтобы увидеть Афанасия воочию и получить мудрые советы от этого необыкновенного человека, который избрал для себя очень сложную дорогу и целеустремленно идет по ней к Вечности.

Контакты

Чтобы попасть в монастырь на прием к батюшке, вернее всего будет обратиться в любой паломнический центр Рязани. Там же смогут ответить на любые вопросы, касающиеся поездки в Милостиво-Богородицкий монастырь.

Кадом – малый городок в Рязанской области, расположенный на р. Мокше у оз. Кадомец.

«Город Кадом – чисто православный город, – писал в 1875 году священник Иван Кобяков. – Все граждане Кадома набожны и усердны к храмам Божиим».

С 1997 года в Кадоме восстанавливается Милостиво-Богородицкий женский монастырь. Он ведет свое начало с 1793 года. Тогда несколько девиц из купеческого и мещанского сословия, желавшие жить по-монашески, обратились к игумении рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой найти им руководительницу. Игумения прислала к ним свою послушницу, дочь псаломщика Екатерину Горскую, весьма опытную духовно. Иноческую жизнь в общине она устроила по уставу Саровской пустыни. С самого начала община духовно окормлялась саровскими старцами. По преданию, позже сам преподобный Серафим посетил обитель.

До большевистского переворота в монастыре были почитаемые иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Киккская»), в честь которой называется обитель, и «Цвет неувядаемый», а икона «Достойно есть» и образ великомученика и целителя Пантелеимона были написаны на Афоне специально для обители. В наши дни, когда монастырь, милостью Божией, стал восстанавливаться, произошло неожиданное: в Киккском монастыре на Кипре специально для кадомской обители была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая». С великим торжеством икона была встречена на рязанской земле!

Большой вклад в возрождение монастыря внес духовник монастыря архимандрит Афанасий (Культинов).

Уникальное место есть недалеко от города, его не минует ни один паломник. Это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. В памяти народа Паника с давних пор сохраняется как место, к которому приходили на молитву христианские отшельники, скрывавшиеся в глухих кадомских лесах. Сам источник находился под большим дубом, называвшимся «деревом мучеников», а неподалеку стояла часовня во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи и лежал камень с красноватыми пятнами, имеющими вид разлитой крови, за что именовался «камнем мучеников». Старожилы рассказывают предание прапрадедов: по ночам старцы-отшельники собирались в часовне и совершали всенощное бдение, а по утрам снова уходили на уединенную молитву.

Со временем об источнике стало широко известно, к нему начали стекаться богомольцы из разных краев, и в XIX веке здесь была возведена церковь, в которой духовенство Кадома каждое воскресенье служило литургию. А в дни престольных праздников – 24 июня и 29 августа (Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение честной его главы) при стечении тысяч богомольцев служилось всенощное бдение и устраивались ярмарки.

Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах – вырублен лес, нет храма, но вода Паники не теряет своей целительной силы в утешение всем, кто с верой в Бога приходит на это благословенную землю.

Сайт монастыря: http://kadom-monastir.ru/

Маршрут

Рязань → г.Кадом→ Рязань

Программа поездки:

03.45- Молебен о путешествующих в Николо-Ямском храме.

04.00 - Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковского, д.8).

06.30. (ориентир.) –Прибытие г. Кадом. Милостиво-Богородицкий женский монастырь.

Божественная Литургия. Поклонение святыням монастыря. Духовная беседа с духовником монастыря о. Афанасием. Посещение святого источника.

Муниципальное образование – Ка́домский муниципальный район расположен на северо-востоке Рязанской области в 245 километрах от города Рязани. Протяженность территории с севера на юг – 32 км, с запада на восток – 31,2 км. Общая площадь составляет 986,02 км 2 . Административным центром является р.п. Кадом, расположенный в 260 км от г. Рязани.

Кадомский муниципальный район находится в меридиональном понижении, в котором располагаются долины рек Цны и Мокши. Здесь лежат самые низкие точки Рязанской области. Общий рельеф района представлен волнистой равниной, изрезанной оврагами на большей части территории. Склоны их большей частью задернованы.

Кадомский район граничит на севере с Ермишинским районом, на востоке - с Республикой Мордовия, на юге - с Сасовским районом, на западе - с Пителинским районом. Площадь земель Кадомского муниципального района составляет 98602 га

Краткая историческая справка

Территория современного Кадомского района относилась с 1787 года к Елатомскому и Темниковскому уездам Тамбовской губернии. В 1923 г. Елатомский уезд и западная часть Темниковского узда вошли в состав Рязанской губернии. Кадомский район в своем нынешнем виде был образован в 1929 году.

Центр района – р.п. Кадом () – образован в 1209 году, и впервые упоминается в Никоновской летописи.

Кадомская сторона издревле принадлежала мордве. При образовании Рязанского княжества мордовские земли вошли в его состав. В середине XIII века кадомская земля попала под татаро-монгольское иго.

В XV веке Старый Кадом был оставлен из-за опустошительных разливов р. Мокша, и население его переселилось на 6 км южнее в Новый Кадом. Его песчаные холмы высотой до 20-25 метров были спасением от наводнений.

Среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость. У ее подножия возникли пушкарская и стрелецкие слободы. На Вознесенском холме существовало славянское городище, где, согласно преданию, стояла крепость хана Кадыма.

В 1426 году великий князь Василий Темный передал Кадом в «кормление» одному из московских бояр – мценскому воеводе Григорию Протасову – за его победу над татарами в 1423 и 1424 годах. В середине XV века Москва отдала Мещерский Городец (ныне Касимов) на Оке и Кадом с округой в удел казанскому царевичу Касиму. Удельное Касимовское «царство», подчиненное Москве, просуществовало до конца XVII века.

В Смутное время Кадом был взят польскими интервентами, но воевода Ф.И. Шереметев освободил от них город в 1609 году.

В освоении кадомской земли и образовании селений большую роль сыграло возведение укреплений засечных черт – Шацкой, Кадомской и Темниковской. За засечными линиями со сторожками крестьяне чувствовали себя в относительной безопасности от набегов нагайских татар и могли заниматься земледелием и хозяйством. В документах впервые упоминаются селения:

  • Сумерки и Верик (ныне Верки) – в конце XVI в.,
  • – в 1602 г.,
  • Игнатьево – в 1617 г.,
  • Акбердеева, Заулки, – в 1630 г.,
  • Полтевы Пеньки – в 1645 г.,
  • Енкаево, Енгазино, Пошатово, Савино, Пургасово – в 1648 г.,
  • Просяные Полянки – в 1680 г.,
  • Богданово – в 1676 г.,
  • Новоселки – в 1680 г.,
  • Матча – в 1698 г.,
  • Чермные – в 1700 году.

В середине XVII века Старый Кадом был центром распространения миссионерской и монастырской колонизации в Темниковском уезде. В 1652-1764 г. здесь был мужской монастырь. С этого времени татарские князья, мурзы все чаще переходят из мусульманской веры в христианскую.

В первой половине XVIII века территория современного Кадомского района относилась попеременно к губерниям: с 1708 г. – Казанской, с 1719 г. – Азовской, с 1725 г. – Воронежской губернии Шацкой провинции.

По мере расширения границ Русского государства Кадомская крепость теряет свое значение, и Кадом превращается в административный центр. В 1779 г. Кадом стал уездным городом Тамбовского наместничества. После этого, в 1781 г., ему был утвержден герб: в верхней части щита губернский герб – на лазоревом поле улей и три пчелы, а в нижней половине – в золотом поле два положенных крестообразно молотила, в знак изобилия Кадома и его уезда хлебом. В 1787 году указом Кадом из уездного города переименован в посад, став одним из заштатных городов Тамбовской губернии.

В 1861 году в Кадоме проживало 7365 жителей, из них мещан – 5804, купцов – 529, дворян – 85. В городе было четыре церкви, женский монастырь с 1793 года, 853 деревянных дома, 62 лавки, две харчевни, городская больница, приходское училище, почтовая станция, пристань. Городские купцы торговали лесом, хлебом, скотом.

В 1866 году имелись помещичьи предприятия: винокуренное в селе , крахмалопаточное в селах Будаево, Кулаевы Починки, Матча. Помещики имели заводы: конный – в с. Черном, крупного рогатого скота – в , овчарный – в с. Лунино.

В конце XIX века по церковному ведомству в селах открываются начальные школы. В 1867 г. – в Новоселках, в 1860 г. – Полтевых Пеньках, в 1885 г. – Енкаево, в 1890 г. – Просяных Полянах, в 1893 г. – Матча, в 1894 г. – Игнатьево. В 1898 г. в Соловьяновке была открыта министерская начальная школа.

1905 году в Кадоме открывается женская прогимназия, ставшая в 1912 году женской гимназией со специальным педагогическим восьмым классом. В 1910 году в Кадоме было открыто городское четырехклассное училище. В Полтевых Пеньках были организованы: в 1909 году – земская больница с амбулаторией, в 1910 году – земская начальная школа, в 1911 году – ветеринарный пункт. В 1914 году частные предприятия были небольшими: в Кадоме – кожевенные заводы и маслобойки, в селах , – винокуренные заводы, в селах Енкаево, Пургасово – крахмальные заводы, в селе Матча – паточное заведение, в селе Чермные – древесный завод. Пользовались известностью изделия Кадомской кружевной школы.

В основном население Кадомского района занималось сельским хозяйством, заготовкой и сплавом леса в окские и волжские города, плетением кружев и вышивкой. Распространенным промыслом были переработка древесины, изготовление деревянной посуды, колес, телег, саней, бочек, производство дегтя, плотническое ремесло.

На базе старых промыслов в 1929 году было создано предприятие заводского типа – Мокшанская судоверфь, где изготовлялись деревянные баржи для Московского пароходства, которые ходили по Оке и Мокше.

Исторические памятники в районе почти разрушены. Из действующих до революции церквей осталось в целости только четыре – в р.п. Кадом, в с. , Троицкая церковь в с. Старый Кадом, в с. . В них до сих пор ведутся богослужения. Всероссийскую известность получил женский Милостиво Богородицкий монастырь, основанный в 1793 году; в нем хранились высокохудожественные предметы церковной утвари и старинные иконы. В 1868 году в обители было открыто женское училище. В наши дни монастырь возродил свое существование, в нем проводятся богослужения.

В 2009 году в с. завершилось строительство (на месте сгоревшей). Церковь открыта, там возобновилась служба. В с. Котелино освящены источник во имя Всех Святых и купальня, оборудованная около этого родника.

В настоящее время разработаны мероприятия по дальнейшему благоустройству района – строительству и реконструкции дорог по улицам, обустройству зон отдыха, разбивке цветников, посадке деревьев и кустарников, по строительству пирсов к водоемам.

Административно-территориальное деление

В состав территории Кадомского муниципального района входят территории муниципальных образований:

  • Кадомского городского поселения (административный центр – поселок городского типа Кадом), которое включает в себя 7 населенных пунктов: рабочий поселок Кадом, село Преображенка, деревни Большое Лунино, Крутец, Малое Лунино, Семеновка, поселок Ильиновка;
  • Восходского сельского поселения (административный центр – село ), которое включает в себя 15 населенных пунктов: села Восход, Матча, Новоселки, Просяные Поляны, деревни Богданово, Варваровка, Высокие Сечи, Труфановы Поляны, Никиткино, Савино, Будаево, Выползово, поселки Свободный, Ясная Поляна, Октябрьское лесничество;
  • Енкаевского сельского поселения (административный центр – село Енкаево), которое включает в себя 16 населенных пунктов: села Енкаево, Четово, Чернышово, Старый Кадом, Старое Пошатово, Пургасово, деревни Енгазино, Еромчино, Жданово, Желаево, Кожухово, Колетино, Красные Починки, Новые Починки, Новое Пошатово, Трубаковка;
  • Котелинского сельского поселения (административный центр – село ), которое включает в себя 29 населенных пунктов: села Котелино, Соловьяновка, Чермные, деревни Ивановка, Нижне-Никольск, Большая Пановка, Вознесеновка, Малая Пановка, Панская, Раковка, Амплеевка, Болкино, Гунаевка, Криковка, Кутуевка, Липляйка, Новое Высокое, Новое Панино, Новая Галаховка, Петрикеевка, Петрослободка, Симушка, Старое Высокое, Старая Галаховка, Старое Панино, Шмелевка, Юзга, поселки Давыдовка, Дарьино;
  • Кущапинского сельского поселения (административный центр – деревня Кущапино), которое включает в себя 13 населенных пунктов: деревни Кущапино, Верки, Заулки, Кулаевы Починки, Курмановы Починки, Акбердеево, Винищи, Марьевка, Николаевка, Сумерки, села , Игнатьево, поселок Муханов.

Климат, полезные ископаемые, водные ресурсы, почвы, леса

Климат Кадомского муниципального района умеренно-континентальный с умеренно-холодной зимой и теплым летом. Самым холодным месяцем в году является январь, самым теплым – июль. Для Кадомского района характерно колебание осадков по сезонам года и отдельным годам.

Полезные ископаемые . На территории муниципального района разведаны и эксплуатируются нерудные полезные ископаемые, сосредоточенные в центральной части района. Запас глины и суглины для кирпично-черепичных изделий расположен в с. Енкаево. В долинах рек находятся месторождения песков. Кроме этого, в Кадомском районе имеются залежи торфа, мореного дуба, кварцевого песка.

Водные ресурсы . С севера на юг через весь район протекает большая река – Мокша, впадающая в р. Ока. Она является основной водной артерией района, в её водах водится стерлядь, лещ, щука, жерех, судак, окунь и др. рыба. В нее впадают два притока – Вад и Ермишь. В поймах рек имеется масса понижений, болот, озер, стариц.

Почвы района представлены серыми и светло-серыми лесными, дерно-слабо-средне-сильно подзолистыми, аллювиальными (пойменными) почвами. Глубина пахотного горизонта в среднем достигает 21-23 см. Содержание гумуса составляет от 2% до 3%. Реакция солевой вытяжки почвенного раствора разнообразная – от сильнокислой до нейтральной и выше. Содержание фосфора и калия низкое.

Леса . Кадомский муниципальный район расположен в зоне смешанных лесов. Основные типы растительности – леса, луга. Территория, покрытая лесом, составляет 28,1%. Животный мир района довольно богат и разнообразен. Повсеместно встречаются белка, лисица, куница, лось, заяц, медведь, кабан, волк. Район богат птицами.

Связь, средства массовой информации

В муниципальном образовании – Кадомский муниципальный район функционирует АТС, которая имеет выход на междугородное и международное сообщение и компьютерную сеть Интернет, также в районе связь обеспечивают несколько операторов сотовой связи.

В 2011 году в районе проведена оптико-волоконная связь, которая дает возможность предоставления населению и организациям района цифрового телевидения и высокоскоростного Интернета.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари