Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Риторика - это искусство и наука слова. Что такое ораторское искусство и как ему научиться

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Искусство - высокая, может быть, даже высшая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности: в литературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусство человеческого общения - это особо сложная и весьма ответственная сфера бытия. Слово имеет безграничную власть над человеком, над обществом. Лишь позже, в зрелые годы, мы начинаем понимать, что за словом должен стоять и поступок, дело... Но "вначале было Слово...", и слово, речь могут вдохновить, позвать на подвиг, а могут и убить. Но вспомните о речах вождей мирового пролетариата или борцов за чистоту арийской расы - сколько миллионов жизней уничтожено и искалечено ими!

Многочисленные тесты, опросы, эксперименты доказали, что человека больше всего волнуют два вопроса: его здоровье и вопрос о том, как разбираться в людях, как воздействовать на них, как руководить ими, их поступками? Интерес к своему здоровью понятен, и именно эту слабину души человеческой так успешно эксплуатируют колдуны, шаманы, "народные целители" и экстрасенсы всех мастей. А вот с умением разбираться в людях дело обстоит сложнее, хотя на обладание этим искусством претендуют все! Что тут сложного? Мудро замечено, что любой человек немного недоволен своей внешностью, но вполне удовлетворен своим умом. А раз человек умен, то оценить другого, посплетничать о нем - любимое и увлекательное занятие для развития аналитических талантов, и этого достаточно для самоутверждения (cogito, ergo sum - я мыслю, следовательно, я существую). Но проблема, увы, очень сложна, и понять человека, убедить его, повлиять на его поступки совсем непросто.

У руководителя любого ранга, который ежедневно, ежечасно общается с людьми, нет ничего, кроме Слова и знания принципов и методов искусства управления. Но это большая сила, если ты Мастер. Америка, да и весь мир были ошеломлены выводами Технологического института Карнеги: если специалист в области промышленного производства достиг крупных успехов, то своими достижениями он обязан на 15% своим специальным знаниям, а на остальные 85% - своей способности руководить людьми, таланту руководителя, знанию человеческой природы. Итак, задача руководителя - создать такие условия, чтобы коллектив трудился с максимальной отдачей. Кажется, что самый простой и понятный способ - разумная система материального вознаграждения. Но оказывается, что действительные побуждения к труду, мотивация деятельности весьма сложны, а временами их трудно определить. Важно понять основные модели мотивации, т. е. способы побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей (собственная мотивация) и для достижения целей организации (корпоративная мотивация). Не хотелось бы сужать рамки искусства управления только его утилитарными функциями - методы этого искусства одинаково применимы для любых жизненных ситуаций: взаимоотношений в семье, выступлений на совещании или шутливых поздравлений на дне рождения друга, умения вести спор (а может быть, умения избежать его?), умения убедить сотрудника, и даже весь коллектив, отдавать работе максимум усилий или сказать девушке такие слова, что ее сердце дрогнет. При активном целенаправленном формировании морального облика человека объективно необходимы определенные воспитательные воздействия на его сознание, психику. Все возможные виды воздействия условно можно разделить на две группы: убеждающие и принуждающие. Оба этих вида используются в современной педагогике, в том числе и военной.

1. Искусство красноречия в античной Греции

убеждение воздействие управление

Учение красноречия возникло из обобщения и систематизации тех приемов и методов ведения полемики, споров и диспутов, которые получили широкое распространение в античной Греции с ее развитой политической жизнью и борьбой разных партий за влияние на массы. В этих условиях умение убеждать людей, приводить убедительные аргументы против своих оппонентов, подкреплять их фактами, воздействовать не только на разум, но и чувства и эмоции слушателей, приобретало исключительно важное значение. Вот почему в античной Греции разработка проблем риторики начиналась задолго до того, когда были созданы надежные логико-методологические, психологические и нравственные основы и принципы, на которые должен опираться убедительный спор, диалог, диспут или полемика. Точнее говоря, эти принципы и методы формировались постепенно в процессе обобщения и систематизации тех приемов, доводов и способов ведения полемики или диспута, которые практиковались в публичной речи.

Анализируя эти речи, древние греки одними из первых задались целью объяснить, в чем заключается убедительная сила речи: почему с одной речью мы соглашаемся, а с другой -- нет, почему одна из них убеждает нас и заставляет признать доводы оратора, а в другой обнаруживаем изъяны, как в доводах, так и в самом построении речи? Первыми начали исследовать эти проблемы софисты, многие из которых были также учителями риторики как особого искусства красноречия, хотя само это искусство возникло задолго до появления софистов. Привлекательной чертой софистической риторики был демократический дух, стремление помочь всякому, желающему научиться искусству красноречия, умению убедительно и аргументировано спорить со своими противниками. Софисты обращали также внимание на воспитание у своих учеников стремления к свободе высказывания своих мнений и умения их защищать, невзирая на какие-либо авторитеты. Много занимались они и специальными вопросами произнесения и построения речей.

Однако со временем софистическая риторика выродилась в своего рода словесное фехтование, задачей ее стало не искание и обоснование истины, а достижение победы в словесном состязании любой ценой. Для этой цели использовались любые приемы и средства, начиная от преднамеренного нарушения законов и правил логики, получивших впоследствии название логических софизмов, и кончая различными психологическими уловками и недопустимыми с нравственной точки зрения методами ведения полемики. Заманчивая цель -- выйти победителем в любом споре-привлекала в многочисленные школы риторики большое число учеников, что давало возможность организаторам и учителям школы зарабатывать большие деньги. Таким образом, несмотря на известные заслуги в распространении и пропаганде знаний о приемах ведения полемики и искусстве красноречия, софистическая риторика к концу V в. до н.э. пришла в упадок и сошла с исторической сцены. Это и неудивительно, ибо она не стала анализировать и разрабатывать те приемы, методы и традиции, которые сформировались в реальной практике ведения полемики в публичных выступлениях лучших ораторов своего времени. В то время как эти ораторы, выступая в народных собраниях, общественных форумах и судах, стремились найти истину и тем самым убедить своих слушателей, в школах риторической софистики старались научить находить такие приемы и уловки в ведении полемики, с помощью которых можно было победить в споре ценой различных логических ухищрений, подтасовки фактов, психологического воздействия на оппонента и т.п. некорректных и недопустимых способов. Такая риторика, поэтому вряд ли имеет что-либо общее с подлинным искусством красноречия, которое ставит своей главной целью с помощью хорошо аргументированной, эмоционально окрашенной и стилистически безупречной речи, прежде всего, убедить слушателей в истинности выдвигаемых в ней положений.

2. Понятие убеждения

Собственный политический опыт граждане приобретают, участвуя в выборах в Государственную Думу и органы местного самоуправления, народные суды, в работе органов местного самоуправления в качестве депутатов, во всенародных обсуждениях проектов важнейших решений Государственной Думы, постановлений Правительства РФ, а также принимая участие в работе различных съездов, конференций, совещаний, в деятельности общественных организаций и политических партий, в осуществлении народного контроля за работой органов власти и управления.

Проводя воспитательную и агитационно-пропагандистскую работу, государство воспитывает у граждан уважение к правилам поведения в обществе.

Важное место среди мер убеждения занимает широкая система наград и поощрений. Материальное и моральное поощрение граждан является важнейшим стимулом повышения сознательности масс.

Использование разнообразных форм убеждения имеет решающее значение в непосредственной борьбе с правонарушениями. Убеждение здесь повышает уровень правосознания граждан, воспитывает уважение к российским законам и нетерпимость к их нарушению. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.

Убеждение - это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности и правовой дисциплинированности, добросовестного соблюдения всеми гражданами правовых норм российского общества. Это процесс последовательно осуществляемых действий, которое включает в себя такие элементы, как овладение вниманием, внушение, разжигание интереса, возбуждение желаний, стимулирование действий .

В обществе большинство граждан добровольно подчиняется юридическим нормам, если понимает цели и задачи государства, одобряет их, сознательно, активно участвует в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения государство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них сформировалось необходимое понимание, внутренняя убежденность в целесообразности юридических предписаний.

Применение мер убеждения - это часть большой идеологической работы, осуществляемой государственными и общественными организациями. Убеждение как метод административной деятельности, метод непосредственной борьбы с правонарушениями представляет собой активное и систематическое воздействие на сознание и поведение людей.

В административной деятельности государства убеждение служит достижению ряда конкретных целей:

воспитание у граждан внутренней потребности и стойкой привычки правомерного поведения;

предотвращение возникновения стимулов антиобщественного поведения, предотвращение противоправных поступков;

воздействие на правонарушителей.

Необходимость достижения названных целей предполагает использование различных форм убеждения, целой системы мер воздействия на сознание и поведение граждан.

Важное место занимает воспитательная работа среди населения. В процессе охраны общественного порядка сотрудники органов внутренних дел знакомятся с населением и учитывают особенности отдельных его групп - профессия, занятия, возраст и т.п. С учетом этого они и строят воспитательную работу.

Широкое использование находит также агитационно-пропагандистская деятельность, которая состоит в том, чтобы убедить граждан в необходимости правомерного поведения. Органы внутренних дел, используя беседы, прессу, радио, кино, телевидение, разъясняют характер и содержание установленных государством правил поведения и тем самым популяризируют законы, указы и другие нормативные акты, регламентирующие общественный порядок.

Важное место в деятельности милиции занимает информирование государственных органов, общественных организаций и населения о состоянии охраны общественного порядка на обслуживаемой территории.

Метод убеждения находит одно из своих конкретных выражений в поощрении органами внутренних дел граждан, активно участвующих в охране общественного порядка. Моральные и материальные стимулы повышения активности населения в борьбе с правонарушениями играют не меньшую роль, чем в других областях деятельности государства.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Пределы использования убеждения как средства воздействия на правонарушителей обусловливаются прежде всего природой правонарушения, степенью его общественной опасности, личностью нарушителя. Вместе с тем существует ряд условий, при которых, воздействуя на правонарушителей, можно ограничиться мерами убеждения. Эти условия следующие:

правонарушение является малозначительным и в силу этого не представляет большой общественной опасности (например, небольшой пропуск срока для обмена паспорта по истечении срока его действия);

малозначительное правонарушение совершено лицом впервые, случайно (малозначительное нарушение правил пользования городским транспортом, допущенное человеком, прибывшим из сельской местности);

меры убеждения достаточны для пресечения противоправного поведения и воздействия на правонарушителя (разъяснение участковым уполномоченным недопустимости пользования в ночное время музыкальными инструментами, если это мешает покою и отдыху граждан).

3. Убеждение как новая форма влияния

Чтобы оказывать влияние на другого, человеку нет необходимости быть способным наказывать или поощрять, иметь чары харизмы или иметь выдающиеся знания. Одним из самых эффективных способов влияния является убеждение -- эффективная передача своей точки зрения. Как и разумная вера, убеждение основано на власти примера и власти эксперта. Разница состоит лишь в том, что исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать -- он или она "продает" исполнителю то, что нужно сделать. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Например, если руководитель службы маркетинга хочет реорганизовать отдел сбыта, было бы разумно, если бы он или она признали, что сотрудники отдела сбыта, способны так противостоять изменениям, что это существенно повлияет на выпуск продукции. Таким образом, даже при условии, что руководитель может обладать полномочиями для внедрения новой организационной структуры без совещания с подчиненными, все же правильней и практичней было бы устроить собрание, выслушать все мнения и объяснить, почему перемены желательны. Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает очень сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель в свою очередь испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель ощущает, что к нему или к ней переходит доля власти руководителя. Убеждение влияет тем, что доводит до сознания потенциального исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит его или ее собственную потребность, какой бы она ни была.

4. Эффективное убеждение

Стараясь оказывать влияние на других, люди занимаются, выражаясь фигурально, "продажей", хотя и не так явно, как при продаже страховых полисов. Это особенно верно для организаций, в частности, когда у человека нет формальной власти над другим или когда он не может предложить никаких вознаграждений. Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов.

Руководитель должен заслуживать доверие. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень слушателя: она не должна быть слишком сложной, но и не должна быть упрощенной. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его слушателей. Дело только выиграло бы, если бы черты характера и поведение руководителя нравились бы его подчиненным. Многие аргументы и попытки "продать" что-то потерпели крах только потому, что потенциальному покупателю не понравилась именно личность продающего, а не его товар или услуга.

5. Убеждающие воздействия

Процесс убеждения человека включает в себя четыре убеждающих воздействия:

1 информирование;

2 разъяснение;

3 доказательство;

4 опровержение.

Информирование в процессе убеждения может быть реализовано различными методами. Среди них особое место занимает рассказ.

Рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела. Рассказ строится двумя путями:

· индуктивным (когда идут от общих положений к отдельным фактам) и

· дедуктивным (когда идут от отдельных фактов к обобщениям).

При индуктивном изложении воспитатель в начале рассказа должен поставить вопрос, ответом на который и станет весь последующий рассказ. Педагогическая практика показывает, что когда изложение предваряется вопросом, то основное сообщение воспринимается более активно.

При дедуктивном изложении вопрос ставится после сообщения главной мысли. Если вопрос поставить перед сообщением главной мысли, то следующая затем аргументация оказывается излишней.

Психологи считают, дедуктивный метод более действенным в отношении холериков, а для флегматиков предпочтительнее индуктивный метод. Такая зависимость не абсолютна, однако довольно высока: холерику присущ быстрый темп психической деятельности, отсюда он отдает предпочтение обобщениям; флегматик же, имея замедленный темп, склонен воспринимать сначала отдельные факты, а потом уже обобщения.

Разъяснение. Выделяют следующие основные виды:

· инструктивное;

· повествующее;

· рассуждающее.

Инструктивное разъяснение проводится тогда, когда от человека требуется запомнить, что и как нужно делать. При таком разъяснении задействуется не столько мышление человека, сколько его память. Такой прием не нравится творческим натурам и лицам с художественным типом мышления. Для человека с алгоритмическим типом мышления, привыкшим к строгим указаниям, инструктирование не порождает противодействия.

Повествующее разъяснение сродни рассказу, может быть использовано воспитателем при изложении фактов в виде живого повествования, которое приводит к определенным выводам. Лишь некоторые личности предпочитают такой вид разъяснений.

Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что военнослужащий должен сам ответить на поставленный воспитателем вопрос "за" или "против". Вопрос призван побудить военнослужащего самого дать ответ. Нельзя требовать ответа, в этом случае рассуждающее разъяснение теряет смысл и превращается в инструктирующее. Преимущество рассуждающего разъяснения в том, что военнослужащий в процессе поиска ответа ощущает собственную значимость. Такой вид разъяснения предпочитают личности творческие и инициативные. Они предпочитают активное участие в общении. Для военнослужащих такого личностного типа важно активизировать их мыслительную деятельность.

Доказательство строится на законах логики:

· законе тождества;

· законе противоречий;

· законе исключающего третьего;

· законе достаточного основания.

Суть закона тождества в том, что каждая мысль в процессе рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон тождества следует учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий.

Закон противоречия проявляется в том, что два суждения, из которых в одно м утверждается нечто, а в другом то же самое отрицается, не могут быть оба истинными.

Закон исключенного третьего проявляется в том, что из двух отрицающих друг друга суждений одно непременно истинно, другое - ложно, а третьего - не дано. Из этого закона следует, что нельзя быть одновременно согласным с двумя взаимоисключающими утверждениями.

Закон достаточного основания. Суть закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями) истинность которых проверена практикой.

Опровержение в логическом плане обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая воспитываемому лицу свою мысль, командир тем самым опровергает другую, то есть ту, которой придерживается его собеседник. С позиции психологии воспитатель в ходе опровержения создать, тем не менее, условия для нахождения решения, не ущемляющего достоинства собеседника. В этом случае воспитатель одерживает "красивую победу".

Люди могут поддаваться убеждению в разной степени. Специалисты отмечают что убеждению практически не поддаются:

1. Люди с ограниченной фантазией, не наделенные богатством воображения и не способные к яркому, эмоциональному воображению.

2. Внутренне ориентированные личности, для которых собственные переживания значат куда больше, чем переживания других.

3. Неконтактные люди, проявляющие признаки отчужденности, слабой эмоциональной привязанности к другим, с выраженным предпочтением к обособленной деятельности, имеющие слабую связь с формальными и неформальными группами.

4. Люди с явно выраженной агрессивностью или потребностью во власти над другими.

5. Лица, проявляющие открытую враждебность к людям, окружающим их в повседневной жизни.

6. Крайнюю степенью сопротивляемости убеждению обнаруживают индивиды с параноидальными тенденциями (с бредовыми идеями) и "криминальные психопаты" (люди с ярко выраженными антисоциальным поведением)

Список литературы:

1. Попов Л.Л. Убеждение и принуждение. М., "Московский рабочий", 1968

2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М.: Наука, 1991. 215 с.

3. Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998. 208 с.

4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбИВЭСЭП, 1999. 496 с.

5. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 191 с.

6. Шейнов В. П. Искусство убеждать - М.: Изд. "ПРИОР", 2001 - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия и основных задач ораторского искусства - формы красноречия, одного из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей. Культура ораторской речи. Способы установления контакта с аудиторией.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия. Краткое описание ораторов гомеровской Греции. Сократ и Платон как создатели теории "подлинного красноречия". Сочинение Аристотеля под названием "Риторика" и ораторское искусство Демосфена.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Внеязыковое влияние воздействующей и убеждающей речи, произносимой профессионалом-оратором с целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения. Политическая деятельность и искусство красноречия Цицерона, его риторические трактаты.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Исследование ораторского искусства как одного из специфических видов человеческой деятельности. Зарождение риторики как науки в Древней Руси. Изучение правила речевого воспитания и поведения в сохраненных сочинениях. Развитие культурно-речевых традиций.

    доклад , добавлен 16.12.2015

    Сущность ораторского искусства и речи. Определение, предмет и содержание современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Особенности древнерусского красноречия. История развития риторики в работах русских ученых по ораторскому искусству.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2010

    История развития ораторского искусства. Роль красноречия в Древнем мире, пути развития ораторских качеств. Законы и принципы риторики. Основные этапы публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору, согласно правилам классической риторики.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2013

    Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом. Разнообразие жанров ораторского искусства. Владение техникой говорения. Виды речей. Подготовка оратора.

    доклад , добавлен 31.10.2008

    Ознакомление с разными трактовками понятия аргументации в логике, риторике и лингвистике. Сущность красноречия как особого вида искусства. Рассмотрение структуры и семантико-прагматических свойств аргументативных высказываний в политическом дискурсе.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2012

    Определение современной риторики и ее предмета. Общая и частная риторика. Особенности античного риторического идеала. Расцвет древнерусского красноречия. Особенностb публичной речи. Роды и виды ораторского искусства. Деловое общение и коммуникации.

    шпаргалка , добавлен 22.12.2009

    Теория риторики Марка Туллия Цицерона. Основные виды речи по Аристотелю: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Горгий как крупнейший учитель красноречия в V веке до н.э. Основные концепции ораторского произведения по Исократу.

Введение

Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России. Знаменательно появление в России в XVII - XIX вв. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т. д.). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 - 1619 гг. , последняя - 1923 г. Д. Н. Овсянико-Куликовского. Первым учебником риторики на русском языке было «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743 г.) М. В. Ломоносова. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно-славянском языке. В этом труде говорится, что «риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…». Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению. Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова (И. С. Рижский, Н. Ф. Кошанский, А. С. Никольский, Е. Кари и др.). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла «Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый». В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно - ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян (Феоктист Мочильский), в пользу молодых девиц (К. Глинка), для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др. Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы), а затем (конец XIX - начало XX вв.) культурой речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая. Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики. Разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики - характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков), психологии, физиологии, а также дидактики. Сейчас в активе риторики труды Барта и в целом нериторической группы «Мю», опубликованные на русском языке в сборнике « Общая риторика» (1986), работы Лотмана, Б. А. Успенского, в известной мере продолженные коммуникативно-лингвистические исследования Бахтина. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов «Об ораторском искусстве», 1967 г. - сборник «Мастерство устной речи», в 1978 г. появилось издание «Античные риторики», включившие работы Аристотеля, Деметрия, Дионисия Галикарнасского и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала «Риторика», издаваемом с 1995 года. Риторика это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл.

ораторский искусство риторика

1. Риторика как искусство красноречия

Риторика - одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время - ярко выраженный общегуманистический характер. Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны. Риторика как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе. Итак, красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н. э. и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец. Протагор (ок. 481-411 до н. э.) считается одним из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей - человек». Горгий (ок. 480-380 до н. э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т. е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.

Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

  • 1) Риторика софистов была «манипулирующей», монологической. Главным было умение манипулировать аудиторией, поразить слушателей ораторскими приемами;
  • 2) Риторика софистов была риторикой словесного состязания, борьбы. Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого, - вот стихия софиста;
  • 3) Целью спора софистов была не истина, а победа любой ценой, поэтому господствует не содержание в речи, а «внешняя форма». Лисий (ок. 415-380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз. Исократ (ок. 436-388 до н. э.) считается основателем «литературной» риторики - первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов. Богатая украшенность делала речи Исократа несколько тяжеловесными для восприятия на слух. Платон (427-347 до н. э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду убеждение, прежде всего, эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи. Аристотель (384-322 до н. э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». В основных произведениях, посвященных риторике («Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях»), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения. Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины 20 в.

Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля можно определить как:

  • 1) диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего;
  • 2) гармонизирующий: главная цель разговора - не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;
  • 3) смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи - поиск и обнаружение истины.

Помимо теоретиков в античности важную роль играли ораторы-практики, которые не писали теоретических работ по риторике, но образцовые речи которых активно использовались в обучении. Наиболее знаменитым оратором был Демосфен (ок. 384-322 до н. э.).

В Греции сложились два стиля ораторского искусства - богато украшенный и цветистый азианизм и возникший как реакция на злоупотребление украшательством простой и сдержанный аттицизм.

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистичёской теорией речи. Общественные задачи риторики состоят: 1) в воспитании ритора - достойного гражданина, компетентного в публичной речи; 2) в создании норм публичной аргументации, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем; 3) в организации речевых отношений в областях, которые составляют базис общества: управление, образование, хозяйственная деятельность, безопасность, правопорядок; 4) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Традиционная особенность риторики как учебного предмета в том, что она излагается догматически - в виде положений и правил. Догматический метод изложения иногда вводит в заблуждение относительно природы положений и правил риторики. Правила риторики не являются обязательными предписаниями и запретами, они лишь обобщают опыт великих мастеров слова, указывая на трудности и опасности, подстерегающие всякого говорящего или пишущего публично. В русской традиции риторика подразделяется на частную и общую. Частная риторика изучает конкретные виды речи. Общая риторика изучает принципы построения целесообразной речи. Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества. Существуют русская, французская, американская риторика, каждая из которых изучает специфический только для данной культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений. Поэтому возможны общая и частная русская риторика, но невозможна универсальная риторика. Поскольку русское общество с его идеалами, нравственными нормами, техникой мышления, приемами организации и управления сложилось и развивалось в традиции православной культуры, строй и система понятий русской риторики приспособлены к культурной традиции и задачам такой идеологической организации общества, при которой техника аргументации подчинена более высоким мировоззренческим принципам. Поэтому русская риторика избегает психологической трактовки личности, использования общественного мнения как критерия правильности аргументации, релятивистского понимания ценностей и не является суммой рецептов для достижения личного успеха или манипуляций общественным мнением. Необходимо помнить, что истинной целью оратора является составление влиятельной речи, т. е. речи, которая принесет пользу аудитории.

Заключение

В настоящее время термин "риторика" употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, "живому" контакту. Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное "размышление вслух". Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Скорее всего, в риторике - важнейшей области культуры - наука и искусство составляют сложный сплав, единство.

Практическая часть.

1. Проанализируйте одну из публичных речей какого-либо известного оратора прошлого или нашего современника. Определите все композиционные части этой речи, использованные аргументы (назвав их тип), приведенные факты, использованные фигуры речи, риторические слова и выражения.

А. И. Солженицын.

Слово при получении премии «Фонда Свободы. »

«Многоуважаемые господа, руководители и представители “Фонда Свободы”!

Я живо тронут вашим решением присудить мне вашу премию. Принимаю её с благодарностью и с сознанием долга перед тем высоким человеческим понятием, которое звучит, содержится, заключено в названии вашей организации, в символе, соединившем нас сегодня здесь. Этого символа естественно и коснуться в моём ответном слове.

В такой ситуации, как сегодня, легче всего поддаться декламации о мрачных пропастях тоталитаризма и восхвалению светлых твердынь западной свободы. Гораздо трудней, но и плодотворней, посмотреть критически на самих себя. Если область свободных общественных систем на Земле всё сужается и огромные континенты, недавно как будто получавшие свободу, утягиваются в область тираний, то в этом виноват не только тоталитаризм, для которого проглатывать свободу есть функция естественного роста, но, очевидно, и сами свободные системы, что-то утерявшие в своей внутренней силе и устойчивости.

Наши с вами представления о многих событиях и явлениях опираются на несходный жизненный опыт, поэтому могут заметно разниться, однако именно этот угол между лучами зрения и может помочь нам объёмнее воспринять предмет. Я осмелюсь обратить ваше внимание на некоторые аспекты свободы, о которых не модно говорить, но от этого они не перестают быть, значит и влиять.

Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас -- не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришёл на неё, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь подсобным средством нашего неискажённого развития; только возможностью для нас -- прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил своё земное назначение. И свобода -- не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек -- в незагрязнённом просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.

Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне -- и не выше.

Свобода! -- принудительно засорять коммерческим мусором почтовые ящики, глаза, уши, мозги людей, телевизионные передачи, так чтоб ни одну нельзя было посмотреть со связным смыслом. Свобода! -- навязывать информацию, не считаясь с правом человека не получать её, с правом человека на душевный покой. Свобода! -- плевать в глаза и души прохожих и проезжих рекламой. Свобода! -- издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растлительной мерзостью. Свобода! -- подростков 14 -- 18 лет упиваться досугом и наслажденьями вместо усиленных занятий и духовного роста. Свобода! -- взрослых молодых людей искать безделья и жить за счёт общества. Свобода! -- забастовщиков, доведенная до свободы лишать всех остальных граждан нормальной жизни, работы, передвижения, воды и еды. Свобода! -- оправдательных речей, когда сам адвокат знает о виновности подсудимого. Свобода! -- так вознести юридическое право страхования, чтобы даже милосердие могло быть сведено к вымогательству. Свобода! -- случайных пошлых перьев безответственно скользить по поверхности любого вопроса, спеша сформовать общественное мнение. Свобода! -- сбора сплетен, когда журналист для своих интересов не пожалеет ни отца родного, ни родного Отечества. Свобода! -- разглашать оборонные секреты своей страны для личных политических целей. Свобода! -- бизнесмена на любую коммерческую сделку, сколько б людей она ни обратила в несчастье или предала бы собственную страну. Свобода! -- политических деятелей легкомысленно осуществлять то, что нравится избирателю сегодня, а не то, что дальновидно предохраняет его от зла и опасности. Свобода! -- для террористов уходить от наказания, жалость к ним как смертный приговор всему остальному обществу. Свобода! -- целых государств иждивенчески вымогать помощь со стороны, а не трудиться построить свою экономику. Свобода! -- как безразличие к попираемой дальней чужой свободе. Свобода! -- даже не защищать и собственную свободу, пусть рискует жизнью кто-нибудь другой. Все эти свободы юридически часто безупречны, но нравственно -- все порочны. На их примере мы видим, что совокупность всех прав свободы -- далеко ещё не есть Свобода человека и общества, это только возможность, она обращаема по-разному.

Всё это -- невысокий тип свободы. Не та свобода, которая возвышает человеческий род. Но -- истерическая свобода, которая достоверно может его погубить.

Подлинно человеческая свобода -- есть от Бога нам данная свобода внутренняя, свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них. И истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно использовать свои юридические права, а тот, кто имеет совесть ограничить самого себя и при юридической правоте. Не тот, кто спешит выиграть благоприятный судебный процесс, но кто имеет благородство отказаться от него, -- напротив: публично открыть свои промахи или проступки. То, что называлось стародавним и теперь уже странным словом -- честь.

Я думаю, не будет излишней скромностью признать, что в некоторых славных странах Западного мира в XX веке свобода под видом “развития” деградировала от своих первоначальных высоких форм. Что ни в одной стране на Земле сегодня нет той высшей формы свободы одухотворённых человеческих существ, которая состоит не в лавировке между статьями законов, но в добровольном самоограничении и в полном сознании ответственности -- как эти свободы задуманы были нашими предками.

Однако я глубоко верю в не поврежденность, здоровость корней великодушной мощной американской нации, с требовательной честностью её молодёжи и недремлющим нравственным чувством. Я своими глазами видел американскую провинцию -- и именно поэтому с твёрдой надеждой сегодня высказываю здесь это всё.

Анализ публичного выступления:

Цель - анализ как самого понятия «свободы», так и его роли в жизни мирового сообщества, с тем чтобы люди смогли более глубоко осознать смысл и роль данного ключевого понятия. Все это позволяет квалифицировать выступление Солженицына как воздействующую речь, т. е. как ораторское выступление.

Тема: Смысл понятия «свобода».

Обращение

Выражение благодарности и определение темы выступления.

Ставится проблема, которая затем разбирается на более частные аспекты: свобода как условие неискаженного духовного развития и свобода как понятие, трактуемое на юридическом уровне.

Примеры, подтверждающие несостоятельность узкого юридического толкования свободы

— Вы ведёте занятия по ораторскому искусству? — этот вопрос я слышу чаще, чем другие.

— Да, а что именно вас интересует?

— Ну… ораторское искусство.

— Да, я это уже услышала. Но какой именно аспект?

— Но это же публичные выступления, да?

— И это тоже… Вы собираетесь выступать публично?

Вообще-то нет. Если только по работе… Но мне кажется, что мне было бы нелишним поучиться ораторскому искусству.

А для какой именно цели? У вас ведь есть какая-то цель?

У меня общение с коллегами не очень складывается. И если я не буду бояться выступать даже перед аудиторией, то я, я так думаю, и на работе смогу высказываться посмелее.

— А если вы не будете бояться, как вы себя будете чувствовать?

— Ну… уверенно что ли.

— То есть, вам бы хотелось быть более уверенной в общении?

— Да! Именно так.

Подобные разговоры для меня не редкость, я даже могу сказать, что именно так звучит типичный запрос от человека, желающего обрести уверенность в общении. Не редко приходится сталкиваться и с более конкретными формулировками: "Мне нужно подготовиться к презентации, вы ведь этим занимаетесь? ", "Мне на следующей неделе предстоит выступление в связи с переходом на новую должность, а я до этого никогда не выступал перед таким количеством людей… Вы можете меня подготовить?".

Так уж сложилось, что ораторское искусство, в понимании большинства людей в современном мире ассоциируется с публичными выступлениями. Оно и не удивительно, ведь изначально (начиная со времён афинской демократии) ораторским мастерством овладевали те, кто хотел выступать на народных собраниях, судебных процессах, политических дебатах. В демократической Греции и республиканском Риме ораторы, как правило, были главными действующими лицами и на политической арене. Величайшие из ораторов древности — Перикл, Ликург, Квентилиан, Цицерон, Демосфен, Юлий Цезарь. Рядом с каждым из этих имён можно поставить "государственный и политический деятель". А между тем прошло несколько столетий… в общем-то и слово "тысячелетий" не будет большим преувеличением. Чем же сегодня является ораторское искусство, чем оно отличается от риторических навыков и как оно связано с красноречием?

Между ораторским мастерством (которым владеет оратор) и риторическими навыками (которыми обладает ритор) разница, прежде всего, этимологическая: первое понятие имеет латинское происхождение, а второе — греческое. В некоторых словарях можно даже найти такое определение ритора: "ритор — оратор в древней Греции…". По сути, речь идёт о синонимах:

  • Оратор (от лат. orare — говорить) — тот, кто произносит речь, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.
  • Ритор (греч. rhetor — оратор) — оратор, а также учитель или ученик школы, в которой обучали красноречию.

Правда, понятие "ритор" как-то не прижилось, и сегодня это слово можно встретить разве что в ироническом контексте: ритором называют того, кто произносит красивые, но напыщенные и малосодержательные речи. Зато широкое распространение получило слово "риторика":

  • Риторика — наука об ораторском искусстве, о красноречии.
  • Ораторское искусство — красноречие.

В русском переводе ораторское искусство, или ораторское мастерство, есть не что иное, как красноречие — слово, которое многим может показаться устаревшим. Словари предлагают для него следующие синонимы: ораторский талант, речистость, дар слова, дар речи.

Интересно, что в русском языке за словом "оратор" закрепилось, прежде всего, значение "тот, кто произносит речь", а вот для человека, обладающего даром речи, отдельного слова не нашлось… Но ведь сути это не меняет?

Какого человека можно назвать красноречивым? Опять же обратимся к словарям и энциклопедиям…

Красноречивый:

  • речистый;
  • тот, кто умеет свободно, гладко и хорошо говорить;
  • тот, кто хорош в произнесении речей и убеждении людей;
  • тот, у кого "язык хорошо подвешен".

Кстати, фразеологизм — "язык хорошо подвешен" заимствован из французского языка. В основе этого образа лежит аналогия с языком колокола, от качества подвески которого зависит звук. Но вернёмся к собственно красноречию. Где же здесь хоть слово о публике, аудитории, трибуне и сцене? Иногда требуется немалое мастерство, чтобы убедить одного-единственного человека, от которого зависит… многое! И не важно, касается ли это Вашей личной жизни, нового бизнес-проекта или успешной сделки.

Современный мир внёс свои коррективы в понимание риторики и ораторского мастерства:

  • Риторика — это наука об эффективной речевой коммуникации.

Какие цели преследует современная риторика, обучая желающих ораторскому мастерству?

  • Она учит этичному речевому поведению , предполагает не только усвоение норм речевого этикета , но и проявление в речи уважительного и тактичного отношения к собеседнику или аудитории.
  • Она подразумевает развитие речевой культуры, развитие качеств хорошей речи — её правильности, логичности, богатства, выразительности, доступности, точности.
  • Она обеспечивает продуктивность и эффективность речи. Какие средства выбрать в конкретной ситуации и какие приёмы использовать, чтобы достичь поставленных целей? Как убедить другого человека, вызвать его расположение и доверие? Как правильно сформулировать свою мысль, чтобы Вас услышали и поняли именно так, как Вам бы хотелось? Она объясняет, как наилучшим образом высказать и обосновать собственную точку зрения, как оказывать убеждающее воздействие на партнёров по общению.
  • Конечно, она формирует навыки публичного выступления на всех его этапах — начиная от подготовки речи до взаимодействия с аудиторией. И это, как Вы могли убедиться, только один, не самый значимый аспект ораторского искусства…

Красноречие никогда не сводилось лишь к умению "говорить красиво". Этого и Вам ведь было бы недостаточно? Речь , как писал Гегель, удивительно сильное средство , и с этим нельзя не согласиться. Очень сильное, очень действенное… если умеешь пользоваться им. Эффективная речь — та, которая помогает в достижении поставленных целей.

Какие это будет цели? Получать радость и удовлетворение от общения? Уверенно чувствовать себя перед аудиторией? Находить самые точные и ёмкие слова для выражения своих мыслей? Располагать к себе людей или держать их на дистанции? Об этом знаете только Вы.

Вот один казус на тему искусство красноречия. Как-то молодой священник спросил свою слишком честную бабушку, как ей его первая проповедь, на что та отвечала:
- Я заметила в ней только три недостатка!
Во-первых, ты читал. Во-вторых, читал не очень хорошо, а в-третьих, эта проповедь вообще не достойна того, чтобы её читали!

Как избежать таких комментариев в адрес своей речи и, напротив, порадовать слушателей и самому удовольствие от своего искусства красноречия? Говорят, что если ты украл одну идею, то это - плагиат, а если много идей, то это образование, не так ли? Почему бы не воспользоваться чужими идеями о том, что делает речь талантливой? Что советуют люди, прошедшие тысячи публичных выступлений? Какие находки сделали они на ораторском поприще? Вот некоторые подсказки начинающим ораторам. Если вас интересует искусство красноречия, то никогда не говорите «в заключение», «и последнее» до тех пор, пока от финальной реплики вас отделяет не более минуты! Слушатели изнывают, когда после этих слов речь длится ещё полчаса! Зачем губить себя? Только гениальный оратор в силах удерживать внимание аудитории более часа. Вот несколько простых правил, и хотя искусство красноречия – это нечто большее, тем не менее.

Интрига. Стоит Вам сказать: «Однажды со мной произошло…», «Помню странный случай…», «Я знаю нечто, неизвестное слушателям, но необходимое им…», «Как-то раз…», как слушатели почувствуют интерес. Все эти фразы содержат интригу, без которой публичное выступление так же пресно, как мясо без соли. Интригуйте! Великие ораторы были мастерами интриги.

Экспрессия. Публичная речь - один из путей, при помощи которых вы дарите часть себя людям. Экспрессию иначе называют внутренней работой речи. Будьте эмоциональны, ведь эмоциональность — антипод занудства! Искусство красноречия – это искусство эмоциональности. Ещё читать об

Политик, ежедневно выступающий перед многотысячной публикой, называет себя оратором. Продавец овощей на рынке разговаривает лишь с сотней людей в день, заявляя о себе как о простом трудяге. В ком из этих людей отображается ораторское искусство? На первый взгляд все очевидно.

Однако есть нюанс: месяц подходит к концу — время выводить статистику. Политик оказался в конце выборных списков. Рыночный торговец повысил месячный доход на 15%. Кто теперь кажется более красноречивым? В чем проявляется настоящая сила ораторского выступления и как стать успешным спикером с нуля?

Что такое ораторское искусство

Ораторское искусство — это мастерство убеждения, влияния на публику. Оно включает в себя красноречие, актерские навыки и психологические приемы. Особенности такой сферы изучаются риторикой.

Учения об ораторстве взяли свое начало еще в Древней Греции. Они развивались и в других античных государствах — Индии, Египте, Китае. Однако именно Эллада уделяла больше времени и внимания такой теме. На втором месте по степени изучения этой области по праву оказалась Римская империя.

Главные цели ораторства

  • донести информацию, до слушателей;
  • огласить свое мнение, идею по поводу актуальной проблемы;
  • защитить собственное мнение;
  • вступить во взаимодействие с обществом, узнать его;
  • переубедить в чем-то;
  • побудить аудиторию на действия;
  • пропиарить себя.

Во многих ситуациях главным ключом к успеху выступающего служит его уверенность в себе. Чтобы переубедить слушателей в собственной точке зрения, спикеру важно самому верить в свою идею или умело делать вид. Истинные эмоции и порывы, актерское мастерство или действенное самовнушение крайне важны для ритора.

Основы ораторского искусства

Радислав Гандапас — популярный в странах СНГ специалист по лидерству, ораторству, бизнес-тренер, автор книги “Камасутра для оратора”. В ней он утверждает, что публика 60% своего внимания обращает на то, как спикер держится, подает себя, 30% — как говорит и лишь 10% — о чем рассказывает. Это доказывает, что ораторское искусство — комплексная техника. Она включает много факторов. Для успеха выступления потребуется освоить сразу несколько основ.

Голос и речь

У успешного спикера голос звучит ровно, в средней громкости. Однако перепады в тембре не менее важны, так как они делают речь более интересной, избавляют от монотонности. Важно научиться играть со своей интонацией под стать смысловым поворотам в выступлении. Четкое, всем понятное проговаривание слов — еще один значащий элемент. Как улучшить свою дикцию:

  • декламировать стихотворения, отрывки из пьес или прозы;
  • изучать скороговорки (особенно “Лигурию”);
  • применить метод Демосфена (тренировал речь на берегу моря с галькой во рту. Камни усиливали четкость произношения, а шум волн имитировал звуки толпы);
  • заниматься с логопедом;
  • использовать артикуляционную гимнастику;
  • тренировать дыхание.

Тон оратора — один из главных рычагов управления толпой. Психика напрямую связана с речевым аппаратом. Если выступающий не уверен в себе, его голос это выдаст. Спикер будет запинаться, заикаться, мямлить, зажевывать слова. Однако у этой связи двусторонний эффект. Если ритор постарается взять под контроль свой тон, он сам не успеет заметить, как уверенность вернется к нему.

Внешность

“Встречают по одежке…” — в мастерстве публичных монологов эта поговорка особенно актуальна. Однако деловой костюм — далеко не универсальный вариант. Выбор одежды зависит от четырех особенностей:

  • повода и темы выступления;
  • социального статуса, настроения слушателей;
  • ситуации, обстановки, в которой выступает спикер;
  • способа подачи информации (комический, серьезный, драматический).

Футболка и шорты на деловых переговорах выглядит так же нелепо, как и строгий костюм у промоутера, раздающего приглашения на детский праздник.

Однако в любом случае лучше подбирать аккуратный, чистый, выглаженный наряд. То же касается гигиены. Чистые зубы, умытое лицо без следов сна, драки или похмелья, укладка, легкий макияж, ухоженные усы и борода действуют на людей гораздо лучше, чем неопрятность.

Язык тела

Мимика, жесты, поза — в них выражается харизма, необходимая для эффектной речи. Степень их экспрессивности подбирается под каждое выступление индивидуально. На детском празднике жестикуляция и смена выражений лица наиболее подвижны, активны. При защите научной работы эмоциональный наплыв придется обуздать. Что касается поз, крайне желательно, чтобы они выражали уверенность, настойчивость. Несколько советов:

  • следить за осанкой, держать спину ровно;
  • контролировать физическое напряжение, чтобы оно было умеренным, не зажимало в тиски;
  • расправить плечи;
  • держать голову слегка приподнятой;
  • заранее подобрать хороший ракурс, помня об освещении, акустике, “рабочей стороне” лица;
  • держать руки на виду, не пряча их в карманы или еще хуже — за спину;
  • научиться унимать дрожь в статическом положении.

Смысл

Смысловой нагрузке выступления уделяется только 10% внимания. Однако слушатели платят за семинары, чтобы услышать полезную информацию, а не тонну воды вперемешку с эмоциями. По этой причине суть также играет роль. Вот что хочет получить публика:

  • четко сформулированный тезис;
  • актуальность проблемы, ее причины;
  • возможные результаты бездействия;
  • варианты решения трудности;
  • аргументы в пользу конкретного хода;
  • основания отказа от других способов действия;
  • итоги применения поданной идеи, метода.

Выступление продумывается с учетом всех этих пунктов. Если хотя бы на одно из перечисленных положений не дать осмысленного ответа, возможен провал. Либо речь будет бесполезной для аудитории, либо оратор поставит себя в неловкое положение, не зная, что ответить на вопросы слушателей после выступления.

Влияние на эмоции

Просто список фактов — это сухо. Аргументы настраивают на раздумья, занимая мысли на несколько минут, часов, дней. И только информация сплетенная с переживаниями запоминается на недели, месяцы, годы. Сведения легче запомнить, если с ними ассоциируются какие-то чувства.

Один из лучших способов такого влияния — интрига. Как ее можно создать:

  • неожиданно рассказать провокационный факт;
  • озвучить данные, которые кажутся невозможными (например, “я — бессмертен”, объясняя это после паузы тем, что оставил след на земле и теперь навсегда останется в памяти потомков);
  • загадать загадку, но пообещать назвать ее ответ в конце;
  • сказать, что зрители смогут получить то, что хотят, уже к концу мероприятия (если это действительно возможно хотя бы частично);
  • огласить об открытии тайны;
  • сообщить утверждение, спросить у публики, согласна ли она с ним, а затем предложить выяснить это вместе;
  • заинтриговать сюрпризом;
  • организовать ситуацию соперничества.

Взаимодействие с публикой

Люди любят разговаривать и слушать о себе. Даже публичное признание собственных ошибок, недостатков неосознанно вызывает удовольствие. Но как выступающему это использовать, если слушателей так много, и они разные?

Аудитория подчиняется эффекту толпы, поэтому она действует слаженно и превращается в единый механизм. К тому же, всех людей, которые пришли на запланированный семинар, объединяет интерес к оглашенной теме. Это значит, что публика сплочена. Образно говоря, она соединяется в одну личность. И она тоже любит слушать о себе. Как установить с ней контакт:

В Древней Греции оратору требовались только его мастерство и возвышение, чтобы обступивший народ мог его видеть. Сейчас же другое время. Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной. Чтобы заинтересовать аудиторию, современному спикеру потребуется больше наглядности в виде:

  • видеозаписей, презентаций;
  • аудиозаписей, музыкального сопровождения;
  • схем, таблиц, графиков;
  • конкретных примеров из жизни;
  • моделей, прототипов, макетов;
  • разыгрывания реальных ситуаций;
  • брошюр, флаеров, буклетов.

Правильно используя вспомогательные средства, ритор достигнет большего эффекта в своем выступлении.
Ораторское искусство требует богатых знаний, отточенных навыков. Оно не зависит от материального положения, социального статуса. Если красноречие не было заложено природой, тогда это мастерство осваивается тяжелым трудом. Но даже человеку с хорошими задатками придется работать. Можно собирать тысячи слушателей, которые забудут о прослушанной речи уже через пять минут после ее окончания. А можно выступить перед восемью людьми и сподвигнуть их всех на действия. И именно в этом заключается высшее мастерство оратора.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари