Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Принятие конституции рсфср 1918 года. Образовательный портал - все для студента юриста

Идея создания первой советской Конституции была вы­сказана на III Всероссийском съезде Советов левыми эсера­ми. Однако в силу исторической обстановки делегаты съез­да ограничились принятием Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в которой были решены многие наиболее важные вопросы государственного и обществен­ного устройства Российского государства, а также поста­новления о федеральных учреждениях Российской респу­блики. В марте 1918 г. было принято решение ЦК РКП (б) о создании комиссии для разработки Конституции.

4 июля 1918 г. проект Кон­ституции был представлен на обсуждение V съезда Советов и 10 июля 1918 г. Конституция была принята единогласно.

· Конституция РСФСР закрепляла классовую демокра­тию, «диктатуру пролетариата». Она провозглашала принадлежность власти в центре и на местах трудящимся массам в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Система Советов включала: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян­ских, красноармейских и казачьих депутатов; областные, губернские, уездные (районные) и волостные съезды Сове­тов; городские и сельские Советы. В период между Всерос­сийскими съездами Советов функции высшего органа госу­дарственной власти выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет в числе не свы­ше 200 человек. ВЦИК являлся высшим законодатель­ным, распорядительным и контрольным органом РСФСР, образовывал Совет народных комиссаров и народные комиссариаты для руководства отдельными от­раслями управления. СНК был ответственен перед Всерос­сийским съездом Советов и ВЦИК.

· В экономической сфере была провозглашена отмена част­ной собственности на землю. Весь земельный фонд объ­являлся общенародным достоянием и должен был быть передан трудящимся без всякого выкупа на началах урав­нительного землепользования. Все природные ресурсы объ­являлись национальным достоянием.

· Основная задача социальной политики -уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализ­ма, при котором не будет ни деления на классы, ни государ­ственной власти.

· В сфере внешней политики одобрялась политика СНК РСФСР, провозгласившего полную независимость Фин­ляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

· Формой государственного устройства Российской совет­ской республики была избрана федерация советских нацио­нальных республик на основе свободного союза свободных наций.

· На момент провозглашения России федерацией ее
субъекты отсутствовали. Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могли объеди­няться в автономные областные союзы, во главе которых стояли областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входили на на­чалах федерации в РСФСР.


· Конституция РСФСР закрепляла довольно ограничен­ный круг прав личности. Важнейшим политическим правом было активное и пассивное избирательное право. Консти­туция РСФСР закрепляла не вполне всеобщие выборы. Не избирали и не могли быть избранными: лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, жи­вущие па нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты быв­шей полиции, особого корпуса жандармов и охранных от­делений, а также члены царствовавшего в России дома.

· Выборы были не вполне равными, имелись преимущества в представительстве для рабочего класса, то есть были цензорными. Так, Всероссий­ский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармей­ских и казачьих депутатов составлялся из представителей городских Советов по расчету один депутат на 250 тыс. избирателей и представителей губернских съездов Сове­тов по расчету один депутат на 125 тыс. жителей. То есть городское население имело почти пятикратное преимуще­ство в представительстве на Всероссийском съезде Советов перед сельским населением.
Выборы были прямыми и многостепенными. Низовое звено Советов избиралось посредством прямых выборов избирателями. Съезды Советов формировались из числа делегатов нижестоящих Советов и съездов Советов. Поря­док голосования в Конституции РСФСР не был указан. На практике сложилось открытое голосование.

· В числе конституционных политических прав провозгла­шалось право на собрания, митинги, шествия. Имело место предоставление всех политических прав российских граж­дан иностранцам, проживающим на территории РСФСР и принадлежащим к рабочему классу или к не использую­щему чужой труд крестьянству. Местные Советы были вправе предоставлять таким иностранцам права российско­го гражданства без всяких формальностей.

· К числу конституционных социальных прав относилось право на полное, всестороннее и бесплатное образование, которое, однако, предоставлялось только рабочим и бед­нейшим крестьянам.

· Труд провозглашался обязанностью всех граждан. «Не трудящийся да не ест». Конституция РСФСР закрепляла обязанность всех граждан защищать социалистическое Оте­чество, всеобщую воинскую повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках предостав­лялось только трудящимся. На представителей свергнутых эксплуататорских классов возлагалось отправление иных воинских обязанностей.

В Конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы советской демократии. Ленин отмечал, что в обществе, разделенном на антагонистические классы, не может быть "чистой", бесклассовой демократии. В этом отношении, говорил он, советская демократия, как и буржуазная, - демократия классовая. Но на этом и кончается сходство. Все дело в том, для какого класса существует та или иная демократия. Буржуазная демократия есть демократия для буржуазии, для эксплуататорского меньшинства. Советская демократия есть демократия для трудящихся, для подавляющего большинства народа.

Пролетариат, взяв государственную власть и установив свою диктатуру, обеспечивает демократию не только для себя, но и для трудящихся масс вообще, то есть в первую очередь для своего союзника, трудящегося крестьянства, в особенности беднейшего.

Принятие Конституции совпало с началом Гражданской войны. Советы, которые существовали перед Гражданской войной были совсем иными по своему характеру, чем те, что вышли из нее. До лета 1918 года советы были многопартийными, и нельзя сказать, что эта многопартийность была декоративной. Многие советы, в особенности сельские, да и волостные съезды советов, не были подконтрольны большевикам. В них было сильно влияние эсеров, левых и правых, беспартийных - тех, кого называли "мелко буржуазным" или "кулацким" элементом. Такие советы не устраивали большевиков, полагавших, что право говорить от имени трудового народа принадлежит только им. Зажиточные крестьяне стали отстраняться от работы в Советах.

Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах:

  • 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
  • 2. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
  • 3. Конституция советской власти (организация советской власти в центре и на местах)
  • 4. Активное и пассивное избирательное право
  • 5. Бюджетное право
  • 6. О гербе и флаге РСФСР
  • 19 июля 1918 года с момента опубликования в "Известиях" ВЦИК Конституция РСФСР вступила в действие - этот основной закон должен быть распубликован всеми местными органами советской власти и выставлен во всех светских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

В первом раздели Конституции, определялась социальная основа новой государственности - "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам".

Статья 18 Конституции и раздел I Кодекса законов о труде, говоря о труде как обязанности, имели в виду, возможность применения государственного принуждения к лицам, уклонявшимся от этой обязанности. Такие меры предусматривались, прежде всего, против эксплуататоров, не желавших трудиться, ибо основная масса рабочих и крестьян смотрела на труд не как на обязанность, а как на жизненную необходимость. Однако и среди трудящихся были такие элементы, которые пытались уклониться от общественно полезного труда. Перевоспитывая тех и других, Советское государство не останавливалось перед принудительными мерами, которые сами по себе так же несли воспитательную функцию.

Конституция признавала труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашала лозунг "Не трудящийся да не ест". Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР " Советы областей, отличающихся особым бытом и национальными составом, могут объединятся в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы".

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

В целях обеспечения за трудящимся действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Взяв курс на расширение социальных прав трудящихся (на труд, отдых, образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае болезни и в старости), большевики, на первый взгляд, делали качественный скачок в борьбе за лучшую жизнь для всех людей. Однако отрыв политических и социальных прав от гражданских (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, права на участия в выборах центральных и местных органов власти и т.д.) и лишение или ограничение прав так называемых нетрудовых элементов советского общества ставили под вопрос широко разрекламированные преимущества советской демократии перед буржуазной. Кроме того, порожденная Первой мировой и Гражданской войнами хозяйственная разруха существенно ограничила возможности советского государства в ликвидации социального неравенства граждан. Вдобавок государство диктатуры пролетариата применяло насилие не только к классово чуждым и враждебным элементам, но и к самим трудящимся - рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции. На практике большевики стремились не к улаживанию социальных конфликтов на правовой основе, а к уничтожению самих носителей этих конфликтов. В этой ситуации возникла и опасность неограниченного вмешательства государства в жизнь общества в виде установления контроля за исполнением частными работодателями трудового законодательства, определения социальных групп, нуждающихся в льготах и поддержке и т.д. Иначе говоря, здесь таилась угроза перерастания классовой диктатуры в тоталитаризм с установлением режима личной власти вождя и почти поголовным равенством граждан в нищете, что и произошло в СССР с конца 1920-х гг.

В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы, выражения своих мнений РСФСР уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

Весной 1918 года обстановка в стране обострилась началась иностранная военная интервенция. В этих условиях декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года вводилась всеобщая воинская повинность, т.е. армия комплектовалась уже не на принципе добровольности. Были взяты на учет граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения. Был сделан шаг к переходу от выборности командиров к их назначению. Созданные на местах военные комиссариаты осуществляли комплектование армии на новых основаниях. В Конституции РСФСР в ст. 19 закреплялась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках Конституция предоставила только трудящимся, возложив на нетрудовые элементы отправление иных воинских обязанностей. Характерно, что статься 19 говорит не о мужчинах, а о трудящихся вообще. Она не лишает, таким образом, этого почетного права и трудящихся женщин. В жизни так и было. Женщины наряду с мужчинами служили в Красной Армии, многие из них отличились на фронтах гражданской войны. Право защищать революцию с оружием в руках могло быть осуществлено не только службой красной армии, но и в рабочее - крестьянской милиции, отрядах ВЧК и т.п. В царской России военная служба, как известно, была тяжкой и для трудящихся ненавистной обязанностью. Нужна была революция, что бы рабочие и крестьяне восприняли защиту государства как родное и близкое дело.

В постановлении V Всероссийского съезда Советов "Об организации Красной Армии" от 10 июля 1918 года отмечалось, что для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта, знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии. Они должны были взяты на учет и "Обязаны становиться на те посты, какие им укажет Советская власть". Еще в марте 1918 года СНК узаконил привлечение военных специалистов в Красную Армию. В первые месяцы в Красную Армию вступило добровольно свыше 8 тыс. бывших офицеров и генералов.

В третьем разделе "Конструкция советской власти" говориться о том что высшей властью РСФСР является Всероссийский съезд Советов.

Всероссийский съезд Советов составляется из представителей Городских советов, по расчету 1 депутат на 25000 избирателей, и представителей губернских съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Всероссийский съезд Советов избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), в числе не свыше 200 человек.

В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

ВЦИК формировал правительство РСФСР- Совет народных комиссаров СНК, состоявший из народных комиссаров возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал "общее направление деятельности" правительства и всех органов власти издавал собственные декреты и распоряжения, и рассматривал законодательные предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.

Всего образовалось восемнадцать народных комиссариатов.

  • а) по иностранным делам;
  • б) по военным делам;
  • в) по морским делам;
  • г) по внутренним делам;
  • д) юстиции;
  • е) труда;
  • ж) социального обеспечения;
  • з) просвещения;
  • и) почт и телеграфов;
  • к) по делам национальностей;
  • л) по финансовым делам;
  • м) путей сообщения;
  • н) земледелия;
  • о) торговли и промышленности;
  • п) продовольствия;
  • р) государственного контроля;
  • с) Высший Совет Народного Хозяйства
  • т) здравоохранения

Единоличные решения народных комиссаров могли обжаловаться состоявшей при наркоме коллегией в Совет народных комиссаров или Президиум ВЦИК.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятия в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституции и ратифицировать мирные договоры.

Характерно что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа:

Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально политическую ситуацию в стране к выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальностей, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием "трудящиеся". конституция диктатура советский власть

Значительная часть населения была лишена избирательных прав:

  • а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
  • б) лица, живущие на не трудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
  • в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
  • г) монахи и духовные служители церкви и религиозных культов;
  • д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а так же члены царствовавшего в России дома;
  • е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а ровно лица, состоящие под опекой;
  • ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Исключение из избирательного корпуса "социально чуждых элементов" не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Следует подчеркнуть, что политические права представлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуазия сама исключала себя из политической жизни, активно борясь против Советской власти.

Кроме отмеченных ранее, были и другие особенности в избирательном праве по конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее при выборах в земство и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева "чуждых элементов" тем более эффективный, поскольку на практике и в инструкциях на выборах был закреплен порядок открытого голосования. Право избирать и быть избранным в советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.

Конституция специфично решает вопрос о праве на образование. В середине 1918 г. Страна, разоренная войной, хозяйничаньем царского и буржуазного Временного правительств не имела средств для развертывания широкой работы по просвещению. Трудно было найти и необходимые преподавательские кадры, ибо не все старые преподаватели хотели сотрудничать с Советской властью. Наконец, Советское государство порой и не могло доверить воспитание нового поколение - строителей социализма и коммунизма - старым интеллигентам, зараженным буржуазной идеологией. Все это обусловило ту осторожную формулировку, которая зафиксирована в Конституции. Закон не провозглашает право на образование, а лишь ставит задачу "предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное все стороннее и бесплатное образование" (статья 17). Советская власть провела полную перестройку школьного образования. Все учебные заведения были переданы в ведение государства. Мальчики и девочки отныне обучались совместно. Старое русское правописание было заменено новым, облегчившим усвоение грамоты. Среди взрослого населения производилась большая работа по ликвидации не грамотности и политическому просвещению. По всей стране возникли кружки по ликвидации неграмотности, курсы, вечерние школы. открывались новые библиотеки, читальни. Наркомпросу поручалось организовать массовое издание литературы, в первую очередь произведений русских классиков.

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

Государственные доходы и расходы РСФСР объединяются в общегосударственном бюджете.

Советы устанавливают обложения налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счет средств отпускаемых из государственного казначейства.

Местные советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов участвующих в уездных съездах советов утверждаются соответственно губернскими и областными съездами советов или их исполнительными комитетами; семиты городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются ВЦИК и СНК.

На расходы, не предусмотренные сметами в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы и спрашивают у подлежащих народных комиссариатов.

В случае не достаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей, необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейства местным советам разрешается ВЦИК и СНК.

В разделе шестом речь идет о гербе и флаге РСФСР. Герб РСФСР состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-на-крест рукоятками к низу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:

  • а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и
  • б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Торговый, морской и военный флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

Декреты II съезда Советов в были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап(октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап- Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы: 1) о федеративном устройстве (адм- территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией; 2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы). 3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.

Принятие Конституции РСФСР 1918 года

Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.

Принципы Конституции РСФСР 1918 года

сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года

Носило федеративный ха рактер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР -СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.

Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года.

К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав(лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.

Первая советская Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, 18 июля рассмотрена Президиумом ВЦИК, вступила в силу 101 год назад. Основной закон страны определял основные принципы устройства нового государства. Большинство этих принципов было разработано в ходе революции и нашло отражение в первых декретах советской власти и документах Всероссийских съездов Советов, отмечается в статье на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Первая Конституция РСФСР состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.

Разработка документа

Проект Конституции РСФСР 1918 готовился образованной в апреле 1918 года комиссией ВЦИК. В её состав входили представители ВЦИК: от большевиков были М.Н. Покровский, И.В. Сталин, Я.М. Свердлов, который был председателем комиссии, от левых эсеров – Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер, от эсеров-максималистов с правом совещательного голоса – А.И. Бердников, а также представители от наркоматов (Н.И. Бухарин и другие, имевшие право совещательного голоса). Большевики настаивали на закреплении в Конституции идеи диктатуры пролетариата, левые эсеры и эсеры-максималисты высту-пали против этого, считая РСФСР государством – выразителем власти всего трудового на-рода, говорится в Большой российской энциклопедии. Большевики, признавая необходимость федеративной формы государственного устройства (в качестве субъектов Федерации И.В. Сталин рассматривал автономные области, отличавшиеся особым бытом и национальным составом), тем не менее были сторонниками централизованной модели государства без разделения властных структур на законодательную и исполнительную ветви и стремились прежде всего усилить компетенцию центральных органов, отмечается в БРЭ. Левые эсеры были приверженцами децентрализованной модели государства с широкой автономией местного самоуправления.

Все члены комиссии были едины в решении лишить «эксплуататоров» (буржуазию) избирательного прав. Однако по всем остальным аспектам избирательного права их мнения разделились: некоторые выступали за равное избирательное право для всех трудящихся города и деревни при условии их членства в профсоюзе, за коллективное избирательное право (от политических, профессиональных или кооперативных организаций), но больинство настаивало на законодательном закреплении преимуществ рабочего класса. Дис-кутировались и другие вопросы. Свой вариант проекта Основного закона страны подготовила коллегия Наркомата юстиции под руководством П.И. Стучки.

Документ носил ярко выраженный классовый характер, закрепил установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком.

Первым разделом Конституции стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В качестве основного орудия строительства социализма закреплялось государство диктатуры пролетариата, а в качестве государственной формы этой диктатуры – Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Конституцией было установлено, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделён Президиум ВЦИК.

Государственная власть объявлялась принадлежащей только трудящейся части населения.

Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы государственной власти, устанавливала производственно-территориальный принцип выборов в Советы. Для городского населения выборы были прямыми, для сельского – многоступенчатыми (сельские Советы избирали депутатов на волостные и уездные съезды Советов, которые затем посылали депутатов на губернские и областные съезды, а те, в свою очередь, – на Всероссийский съезд).

Избирательного права были лишены: лица, прибегавшие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.); частные торговцы, торговые и коммерческие по-средники; священнослужители; бывшие агенты полиции и служащие особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома Романовых; душевнобольные или умалишённые; осуждённые.

Представительство на Всероссийском съезде советов от городских Советов осуществлялось по норме 1 депутат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жителей: в результате рабочие получили приблизительно трехкратное преимущество по сравнению с крестьянством и другими категориями населения.

Конституция утвердила вхождение в состав РСФСР областных автономий на федеративных началах.

Конституция предоставила демократические права и свободы только трудящимся, им также давалось исключительное право «защищать революцию с оружием в руках».

Документ ставил задачу обеспечить трудящимся бесплатное и всестороннее образование. В нём указывалось также, что финансовая политика Советского государства способствует основной цели – «экспроприации буржуазии» и подготовке условий для «всеобщего ра-венства граждан Республики в области производства и распределения богатств».

Конституция 1918 года установила герб и флаг РСФСР. Её положения легли в основу принятых в 1919–1929 годах конституций автономных республик в составе РСФСР, а также советских республик (УССР, БССР, ЗСФСР).

Народному комиссариату просвещения было поручено ввести во всех школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений Конституции, их разъяснение и истолкование.

Главные принципы Конституции 1918 года легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 года – первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году.

С текстом документа можно ознакомиться на сайте Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«Гражданин - товарищ - барин». Выставочный проект «1917. Революция в языке»

Конституция РСФСР 1918 года - конституция России в 1918-1925 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ИОГиП - Конституция РСФСР 1918 г. ZNY100

    ✪ История: первая конституция СССР

    Субтитры

Принятие

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти. Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года.

Государственное устройство

Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, не являвшийся постоянным органом и созывавшийся Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (ВЦИК СРККиКД) не реже двух раз в год на сравнительно небольшой период. Всё остальное время ВЦИК СРККиКД работал без контроля со стороны представительных органов, что создавало возможности для злоупотребления им властью вплоть до превращения его в «коллективного монарха» - это особенно ярко выразилось ещё до принятия конституции 1918 года, когда ВЦИК СРККиКД (состоявший преимущественно из членов и сторонников РКП(б)) в мае-июне 1918 года признал недействительными выборы в советы рабочих и крестьянских депутатов, на которых побеждали РСДРП и ПСР , а позже (14 июня 1918 года) и аннулировал мандаты всех членов и сторонников этих партий в действующих советах рабочих и крестьянских депутатов. Постоянный всероссийский совет рабочих и крестьянских депутатов, который призывало в марте-октябре создать РСДРП(б) , так и не был создан. При этом Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов провозглашался полновластным органом - он мог принимать законы, бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры. Выборы во Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов не были всеобщими - от выборов были отстранены лица, живущие на нетрудовые доходы; не были равными - городские советы и сельские советы посылали разное число делегатов; не были прямыми - Всероссийский съезд избирался городскими советами и губернскими съездами советов.

Местное самоуправление

Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях, в которых они были, распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари